Значение слова «Энлиль. В художественной литературе

ЭНЛИЛЬ (ЭЛЛИЛЬ)

В Шумере и Аккаде этот бог занимал одно из главенствующих положений, порой становясь величайшим, превосходящим даже «отца богов» Ана.

Восхвалению Энлиля посвящен один из наиболее пространных и популярных шумерских гимнов, который начинается так:

– Энлиль! Повсюду могучие кличи его, священные речи его!

То, что из уст его, – ненарушимо, что присудил он – дано навечно.

Он взоры вздымает – колеблет горы!

Он свет излучает – пронзает горы!

Отец Энлиль восседает державно в священном капище…

Энлиль! Добрый пастырь Вселенной.

Пастух, что ведает всеми жизнями,

Чье княженье восходит в сиянье!

Тиарой священной себя венчал он!

Когда он в горах восседает на троне,

Он, как радуга, обнимает небо,

Как плывущее облако, парит в поднебесье!

Князь небес – только он, дракон земли – только он!

Величайший среди ануннаков – он!

Он сам называет судьбы,

И никто из богов его не видит!

Надо заметить, что в некоторых мифах Энлиль предстает не столь уж добрым в своих деяниях, как не раз подчеркивается в гимне. По отношению к людям он порой выступает как жестокая и могучая стихия, а то и раздражительный, злой бог, насылающий на землю бедствия: потопы, засуху, засоление почв, эпидемии. Но страх перед ним заставляет, по-видимому, непомерно восхвалять того, от кого зависят людские судьбы:

Энлиль! Твое совершенство заставляет умолкнуть!

Суть твою не понять, не распутать нити,

Нити в скрещенье, незримые смертным.

Во славу божью твою – сражаться!

Ты себе сам – господин и советчик!

Твои замыслы кто угадает?

Твои тайные силы никому не подвластны!

Твой лик невидим ни одному богу!

Верховный жрец, бог, Энлиль – ты!

Верховный судья небес и земли – ты!

Обращает на себя внимание настойчивое повторение мысли, что невозможно увидеть Энлиля ни людям, ни богам, невозможно постичь его суть и догадаться о его замыслах. Так проявляется представление людей о том, что существует нечто высшее, не доступное человеческому разумению. То, что ты не в силах понять и от чего ты зависишь, внушает благоговение и страх, а также желание умилостивить это нечто.

Образ подобного существа остается тайной. Поэтому ограниченному воображению приходится прибегать к привычным обликам: людей, животных, растений, а также фантастическим сочетаниям их отдельных фрагментов. Кроме того, используются также образы величественных природных объектов и земных стихий.

Каким образом проявляет могущественный бог свою силу, как реализует свои замыслы?

Твое несравненное Слово!

Могучее оно!

Как небеса оно! Как туча оно!

По Слову твоему ануннаки-боги создают плодородие!

Слово твое небесам – опора,

Слово твое земле – основа!

Небесам опора, небесам поддержка,

Земле – основа неразрушимая!

К небесам приближаясь, оно плодородно:

Льет дождем с небес изобилие!

К земле приближаясь, оно плодоносно:

Плоды земли растут в изобилье!

Слово твое!

Плоды – оно!

Слово твое!

Зерно – оно!

Слово твое – полноводный поток, жизнь всех поднебесных стран!

Божественное Слово, как следует из текста, отличается от слова человеческого. Это – особенная сущность, проявление воли высших сил. Божественное Слово воплощается в залог порядка в мироздании, а также движения облаков, выпадения дождя, произрастания плодов… На современном научном языке это – упорядоченная энергия, а точнее – информация, присутствующая повсюду как одна из основ бытия.

В некоторых мифах, однако, Энлиль предстает не как божество космическое, а в виде знатного человека, которому ничто человеческое не чуждо. Правда, в последующем действие переносится в миры иные, божественные. Создается впечатление, что в подобных случаях произошло слияние преданий об обожествленных предках и космогонических мифов.

В сказании об Энлиле и Нинлиль будущий великий бог живет – отроком – в городе Ниппуре (сначала возносится хвала именно прекрасному и благообильному городу). Здесь же живет и юная Нинлиль. (Сходство имен свидетельствует, пожалуй, о том, что в более древнем космогоническом мифе это были парные бо– жества, возникшие изначально от брака Ан и Ки; но теперь уже главенствует в обществе не семья, а община, и потому в начале сказания не семейные узы, а город Ниппур называется «связью земли и неба».)

Мать Нинлиль дает совет дочери не купаться в реке, чтобы не лишиться невинности:

– Ясноглазый, Повелитель, Остроокий – око его тебя узреет. Утес Могучий, Отец Энлиль…

Пастырь, Судеб Вершитель, Остроокий – око его тебя узреет. Он корень воздымет, тебя он обнимет, радость сердца, семя блаженства в утробу твою испустит, а потом покинет.

Судя по всему, в городе хорошо знали нрав похотливого Энли-ля, который в данном отрывке восхваляется как повелитель и даже «Отец», словно уже забыта прежняя характеристика его: «Энлиль юный – отрок града». В мифах, однако, на подобные хронологические или логические неувязки обычно не обращается внимания; этим мифы напоминают сновидения.

Случилось то, чего так опасалась умудренная опытом мать Нинлиль. Правда, при первой встрече юная дева отвергает предложение Энлиля сблизиться, ссылаясь на свою невинность. Разочарованный Энлиль обращается за помощью к своему советчику Нуску (между прочим, в приведенном выше гимне утверждалось, что всемогущий бог – сам себе господин и советчик). Солнечный бог Нуску советует использовать с целью похищения девушки ладью. По-видимому, прогулка по реке на ладье привлекала юных горожанок.

Заманив Нинлиль в ладью, Энлиль овладевает ею. Но тем самым он нарушает строгий запрет на подобные блудодеяния. (Нетрудно догадаться, что сказание призвано было устрашить и остеречь мужчин, хитростью или силой лишающих девиц невинности: даже могучему богу это не прощается!) Тем более что Нинлиль – дочь знатных родителей: мать ее Нунбаршегуну – жена бога Хайя (или, по другой версии, Урумаша). Боги приговаривают сексуального преступника к изгнанию из города-государства, что приравнивается к переходу в подземный мир. И хотя мифологическое время и пространство не соответствуют реальным, в этом случае усматривается уподобление изгнания из общины переходу в мир мрака и ужаса (действительно, любой общинник был своего рода клеточкой сверхорганизма).

И тут неожиданно за Энлиля вступается Нинлиль, полюбившая его, а еще и беременная его ребенком. Она следует за ним в подземный мир, обрекая на безрадостное существование и свое неродившееся еще дитя. Но Энлиль находит выход: он решил произвести на свет других детей, которые могли бы заменить его первенца. Он приказывает Нинлиль исполнять в подземном мире желания каждого, кто встретится на пути. И отправляется в изгнание первым.

В подземном мире предстал перед ней привратник и потребовал отдаться ему. Несмотря на то что в ее чреве рос сын Наннара, она вынуждена была исполнить просьбу привратника и зачала от него бога Месламтеа. Но тут выяснилось, что привратником обернулся Энлиль, а значит, она не совершила греха. То же повторилось и с хозяином реки, и с лодочником, перевозившим умерших. Таким образом три младших сына Энлиля могли теперь остаться в подземном мире, в обмен на свободу отца, матери и старшего сына Наннара (или Нанна, Суэн – имена бога Луны).

Из подземного мира поднялся Наннар к оловянному своду небес к деду своему Ану, но только не на седьмое, а на шестое небо. Он отправился в путь по небесным лугам, за ним последовали созвездия, подобно пасущимся быкам. Его сыном стал бог Солнца – Уту. С той поры первую половину суток мир находится под покровительством лунного бога Наннара, а вторую половину – его сиятельного сына Уту. (Кстати сказать, с той шумерской поры вошло в правило начинать сутки с полуночи, а не с восхода Солнца.)

Таким образом искупив свою вину (точнее сказать, откупившись, – что было, как видим, в шумерских традициях), Энлиль смог вернуться в свой родной город. Семь величайших богов, вершители судеб Вселенной, осудившие его, снова признали его своим владыкой. Он воздвиг в Ниппуре дворец из лазурита, откуда стал управлять подвластными ему землями. Главным помощником и советником Энлиля стал его мудрый брат Энки.

За всем этим переплетением земных и космических, реалистичных и фантастических событий усматривается еще одна ипостась Энлиля – как бога умирающей и воскрешающей природы. Он, как зерно, уходит в землю, чтобы после чудесных превращений выйти вновь на свет зеленым ростком. Об этом свидетельствует и финал гимна Энлилю.

Ты победитель, ты покоритель, воистину это ты

Ты хозяин льна, господин зерна, что им рост дает, воистину это ты

Властелин небес, плодородие, господин небес, воистину это ты

Энлиль небесный, Энлиль владычный

Слово, что он молвит, нельзя преступить

Дела, что творит он, нельзя изменить

Хвала за дела, за матерь Нинлиль,

Отче Энлиль, хвала

В другом сказании – о женитьбе Энлиля – история соблазнения Нинлиль, которая поначалу носит девичье имя Суд, выглядит более благопристойно. Он видит, проходя в городе Эреше (где и была создана эта легенда), прекрасную Суд, стоящую в воротах.

Полагая, что это гетера, он заговаривает с ней, обещая щедро наградить или даже сделать своей наложницей. В ответ она произносит что-то вроде «Да за кого вы меня принимаете?!» и предлагает сделать предложение по всем правилам. Энлиль так и поступает, согласно обычаю, посылая сватов и богатейшие дары в дом невесты. За свадьбой следует брачная ночь, и Суд приобщается к славным богам; ей определено покровительствовать роженицам, а также плодородию полей.

«В этих рассказах, – комментирует текст В.К. Афанасьева, – сталкиваются и противопоставляются друг другу не только и не столько стадиальные бытийные формы развития общества, сколько эзотерический и экзотерический мифологические пласты». Но складывается впечатление, что мифологи вообще склонны углубляться в подтексты древних преданий, подчас не придавая должного значения самому тексту и его более или менее очевидному смыслу.

Спору нет, нередко в мифах скрыты потаенные, поистине эзотерические глубины. Но кто поручится, что их не домысливают современные исследователи, склонные к избыточным усложнениям и не учитывающие близость людей далекой древности к природе (при настоятельной потребности постичь ее закономерности) и кровную связь с общественной – прежде всего семейной, родовой, общинной – жизнью.

Вот и в истории сватовства Энлиля проще всего предположить установление родственных отношений между правителями двух городов, чем обеспечивается объединение, союз двух общин, хотя присутствует и тема зарождения новой жизни. Кстати сказать, обряд совокупления, в котором участвовали цари или жрецы, у многих земледельческих племен и народов считался залогом будущего урожая.

С именем Энлиля у шумеров было связано представление о силе, воле, могуществе, жизненной энергии, но не о великом разуме. В трудных ситуациях Энлиль нередко обращается за советом к младшему брату Энки. В круге природных стихий Энлиль олицетворял ветер, который с одинаковой легкостью мог принести дождевые тучи, орошающие поля, знойный воздух пустынь и сокрушительный ураган.

В Аккаде Энлиль удостоился эпитета Бел (семитское – «владыка», «господин»). В Ассирии его отождествляли со своим верховным божеством Ашшуром, а в Вавилоне – с Мардуком. Со временем слово «энлиль» стало нарицательным, подразумевающим господство.

Выступая в образе человека, гражданина определенного города, Энлиль в одном случае не имеет абсолютной власти и вынужден подчиниться суровому приговору высшего совета, состоящего из пятидесяти старейшин (в мифе – «старших богов»). Но в другой, по-видимому, более поздней, версии он уже справедливый и единовластный правитель, объединяющий города. В надписи правителя Лагаша Энметены (около 2350 г. до н. э.) сказано:

Энлиль, Всех стран господин,

Всех богов отец,

Словом верным своим

Для Нингирсу

Разграничил землю.

Выходит, что Энлиль (или именем его – властелин Лагаша) решал спорные земельные вопросы, возникавшие между городами Гирсу (Нгирсу) и Умма, покровителями которых были боги Нингирсу и Шара. А в более поздней надписи правителя Гудеи Энлиль выступает повелителем природной стихии – паводка на реке Тигр:

Энлиль на владыку Нингирсу посмотрел благосклонно:

«В нашем граде вседостойное да взойдет в сиянье!

Ко брегам своим паводок вернулся,

Паводок ко брегам своим вернулся.

Пусть искрятся высокие темные воды сверканием трепета благоговейного.

Воистину паводок Энлиля -

Тигр, воду сладкую пусть приносит!»

Вне зависимости от главного содержания данной пространной надписи, в этом отрывке определенно сказано о том, насколько благосостояние жителей городов-государств Двуречья зависело от изменений русла реки Тигр, а значит, и от состояния связанных с этим руслом каналов и паводков.

Судя по всему, многовековое хозяйничание людей в долине Тигра и Евфрата привело к тому, что русла рек, а также проток стали своевольно блуждать по равнине. Это явление было связано с эрозией земель, выносом большого количества ила, глины, песка. Высокие темные паводковые воды искрятся, как можно предположить, от обилия выносимой с песком слюды. Не зная закономерностей блужданий речного русла (а они действительно очень сложны и трудно предсказуемы), не догадываясь, что это явление связано с преобразующей деятельностью людей, автор надписи уповает на милость бога.

В отличие от египтян жители Двуречья не возвеличивали бога Солнца: он был даже не сыном, а внуком Энлиля. Почему так произошло?

Регулярное механическое движение светила по небосводу плохо вяжется с образом живого своевольного божества, волю и замыслы которого невозможно предугадать. А земледелие и скотоводство в этом регионе, орошение полей и водоснабжение городов и поселков, возможности навигации во многом зависят от изменения русел рек и речных проток, от характера наводнений, движения воздушных масс, приносящих то дожди, то засухи или пыльные бури. Разливы рек могли быть катастрофическими, сметающими все на своем пути – настоящими потопами. Но столь же губительной бывала другая крайность – небольшой подъем воды в реках, лишающий почву естественного удобрения (ила) и влаги (из-за понижения уровня грунтовых вод).

Вновь подчеркнем: люди склонны поклоняться тому, что им неизвестно, что превышает возможности их разума и от чего может зависеть их судьба. Вот почему прихотливые перемещения воздушных масс и непредсказуемые речные наводнения в глазах шумеров являлись проявлениями нрава величайшего (или одного из величайших) бога – Энлиля. Тем более что наблюдения за движением Солнца, Луны и некоторых планет позволили шумерам заложить основы астрономических знаний, составить календарь.

…Земные стихии с полным основанием вслед за Федором Тютчевым можно называть демонами глухонемыми. Примерно так относились к ним и наши далекие предки, представители древнейших цивилизаций. Но эти демоны или божества, как полагали люди, обладали волей, разумом и своим языком, который недоступен непосвященным.

Шли века, и постепенно накапливались и осмысливались сведения о жизни земной природы, о стихийных явлениях. Натуралисты постигли в общих чертах «азбуку природы», выяснили целый ряд закономерностей, которым подчиняется земной мир. Но до сих пор многое остается непонятного и непредсказуемого. Тем более что слишком часто мы сами своими действиями вызываем буйство, гнев земных стихий.


| |

Энлиль (букв. «Владыка-ветер», аккад. Эллиль) — в шумеро-аккадской мифологии — один из трех великих богов (наряду с и ). Сын Ана (неба) и богини (земли). Персонификация природных сил, бог воздуха и, видимо, бог плодородия. Бог-покровитель города Ниппура.

Согласно мифам, Энлиль отделил небо от земли, создал сельскохозяйственные орудия, божеств скотоводства и земледелия, приобщил к культуре людей. Считалось также, что Энлиль насылает стихийные бедствия. В Энлиль назван одним из инициаторов всемирного потопа с целью уничтожения человечества.

Энлиль изображался также как божество коварное и злобное (видимо, как персонификация стихии); насылал стихийные бедствия, стремился уничтожить людей потопом и т. д. Супругой Энлиля была богиня . Сыновья — лунный бог , воин Нинурта, божество подземной стихии Нергал, посол богов Намтар. Со времён 3-ей династии Ура Энлиль стал верховным богом пантеона. Храм Энлиля в Ниппуре — Э-кур («Дом на горе») — являлся главным религиозным центром страны.

), самой хитрой была старая и многоопытная Нунбаршегуну. Обуреваемая жаждой власти, стремясь возвыситься и стать сильнее своих братьев и сестер, задумала она великое дело. Могучего старейшину богов Энлиля решила она сделать своим зятем и заставить выполнять свое дерзкие замыслы.

В жилище старой Нунбаршегуну подрастала ее юная дочь – прелестная Нинлиль. Мудрая мать понимала, что невинность и красота ее дочери пленят великого бога, если он увидит ее. Она подметила, что любит Энлиль подолгу бродить по цветущим берегам тихоструйного потока Нинбурду, и стала внушать своей простодушной и бесхитростной дочери: «Отправляйся пораньше купаться в прозрачных струях потока Нинбурду. Могучий отец и пастырь богов Энлиль, светлоглазый богатырь, подобный высокой горе, будет гулять по берегу этого потока. Он случайно подымет взгляд и увидит тебя обнаженной, во всей твоей невинной прелести. Не пугайся его и не убегай, но и не спеши утолять сразу его пылкие желания. Спокойно жди, пока страсть разгорится в его сердце, и он станет твоим супругом».

Нинлиль исполнила все, что посоветовала ей ее хитроумная мать. Она пришла на берег потока Нинбурду и сбросила свои одежды на прибрежный песок. Увидал ее Энлиль, и забушевала страсть в его сердце. Он стал умолять невинную деву, чтобы она уступила его желаниям Но Нинлиль помнила советы своей матери и проявила твердость: «Я еще не подросла и не могу соединиться с тобой! Мои губы слишком малы и не научились еще целовать!»

Энлиль смутился и не знал, что ответить на бесхитростные слова невинной девы. Он отступил с глубоким вздохом, а Нинлиль погрузилась в прохладные воды потока. Потрясенный Энлиль обратился за помощью к своему верному помощнику, богу огня Нуску, и тот посоветовал ему действовать решительнее.

«Надо похитить, – сказал он, – прекрасную деву, она привыкнет к тебе и полюбит тебя!»

Когда на следующий день юная Нинлиль пришла купаться к Нинбурду, Энлиль схватил ее и повлек в прибрежные камыши. Там была привязана ладья, приготовленная верным Нуску. В эту ладью уложил Энлиль трепещущую деву и умчался с ней вниз по течению. Нинлиль стала его супругой и зачала светозарного бога Наннара .

Далеко разнеслась весть о похищении самой юной и самой прекрасной из богинь, и дерзкий поступок Энлиля вызвал всеобщее возмущение. Семь величайших богов, решающих судьбы мира, собрались на совет и призвали пятьдесят великих богов и богинь, чтобы обсудить необычное происшествие. Никто не вступился за Энлиля, и порешили боги, что в наказание за свой поступок он должен отказаться от верховной власти, покинуть священный город Ниппур и уйти в изгнание в мрачный Киур (подземный мир мёртвых). Только таким путем искупит он свое постыдное деяние.

Но тут неожиданно поднялась прекрасная Нинлиль, уже носившая в своем чреве светлого Наннара, и объявила, что любит своего похитителя Энлиля и не желает с ним разлучаться. Она решилась без колебания последовать за ним в печальный подземный мир и всегда пребывать там, где будет он.

Но Энлиля не радовала верность и преданность его супруги. Он с ужасом думал о том, что его сын Наннар должен будет родиться во мраке преисподней и не сможет озарить пространство, раскинувшееся между небом и землей.

И вот Энлиль задумал великое дело. Он решил произвести на свет других детей, которые смогут остаться в мрачном подземном мире вместо своего старшего брата Наннара. До поры до времени хотел он держать свой замысел втайне. Даже сама Нинлиль не должна была знать о том, что он задумал.

«Я хочу первым сойти под землю, – сказал он супруге, – и буду ждать тебя в мрачном Киуре. Не торопись и спокойно снаряжайся в путь. Когда ты подойдешь к вратам подземного царства, то тебя встретит страж и спросит, кто ты и куда идешь. Расскажи ему обо всем и выполни все его желания! Потом ты достигнешь великой подземной реки и увидишь ее хозяина. Вновь назови себя и сделай все, что он захочет. Через реку перевезет тебя лодочник. Выполни также и его волю. Не страшись ничего. Все будет так, как предрешили заранее семь величайших богов, определяющих судьбы будущего. Совершив грех, ты останешься безгрешной!»

Сказав так своей юной супруге, Энлиль первым двинулся к вратам подземного мира и сказал стражу, охранявшему вход в великую мрачную страну: «О привратник, охраняющий священный засов и серебряный замок! Отдай мне свои одежды и удались прочь, а я побуду здесь вместо тебя!»

Приняв образ привратника, Энлиль дождался прихода Нинлиль. Она не узнала его и спросила: «Где мой супруг Энлиль? Он – твой господин, а я твоя госпожа. Пропусти меня к нему!»

Привратник ответил: «Я слуга Энлиля, а он мой господин. Я выполняю его волю. Мои уста заменят его уста и мое сердце будет биться подобно его сердцу. Моя рука ласково коснется твоей щеки!»

Смущенная Нинлиль возразила: «Я верна моему супругу. Его сын, светлый Наннар, растет в моем чреве. Как могу я отдаться тебе?»

«Не бойся, – ответил страж подземных врат. – Выполняя мои желания, ты подчиняешься воле Энлиля, моего господина и твоего супруга. Сын, зачатый от меня, спустится под землю вместо светлого Наннара, а сам Наннар подымется ввысь и засияет на небе!»

Нинлиль вспомнила приказ своего супруга и вошла вместе с привратником в его спальню. Она поцеловала его и прилегла с ним, и в ее чреве зародился бог Месламтаеа. Поднявшись, взглянула она на привратника и увидала, что это ее супруг Энлиль, принявший образ своего слуги, и что она не совершила греха.

Великий Энлиль вновь ушел вперед, а Нинлиль опять двинулась в одиночестве вслед за ним и пришла к берегу широкой подземной реки. Хозяин реки сказал ей: «Я не пропущу тебя, пока ты не станешь моей». И она легла с ним на цветущем прибрежном лугу, и в ее чреве зародился бог Ниназу. И вот хозяин реки взглянул на нее, и она вновь узнала своего супруга Энлиля. И опять Энлиль исчез, а Нинлиль осталась одна и печально шла вдоль реки, пока не встретился ей лодочник: «Я не перевезу тебя на ту сторону, пока ты не выполнишь моих желаний, – сказал он ей. – Подчиняясь мне, ты подчиняешься моему господину Энлилю!». И Нинлиль спустилась в лодку, и легла рядом с лодочником и зачала от него четвертого сына, чьё имя не дошло до нас. Поднявшись, вновь увидела она, что рядом с ней в лодке лежит не лодочник, а сам Энлиль, принявший облик своего слуги. И возрадовалась Нинлиль, узнав, что все четыре сына, трепещущие в ее чреве, будут рождены or законного супруга Энлиля принявшего различные образы, но сохранившего свое сердце, свою мысль и свою волю. И поняла Нинлиль, что ее старший сын Наннар сможет теперь свободно вознестись на далекое небо и озарить земное царство Энлиля, а три других сына останутся вместо него в подземном мире.

Минули сроки, и родила Нинлиль бога луны Наннара, лицо которого светилось волшебным блеском. Он поднялся на оловянный небесный свод к своему деду Ану и озарил все поднебесное пространство. Когда он бродил по своим небесным лугам, то вслед за ним шагали многочисленные великие созвездия, подобно быкам, пасущимся на лугу, а мелкие звезды рассыпались вокруг подобно зернам.

Любимыми детьми Наннара были его сын, бог солнца Уту , и его дочь Инанна . Каждый вечер Наннар садился в свою ладью и тихо скользил по небосводу. Утомившись, он опускался в воды мирового океана на отдых, и на смену ему на восточном горизонте появлялся его сын Уту; лицо его сверкало во много раз ярче лица отца, и влучах его меркли звезды и планеты. В огромной колеснице мчался Уту по небу, и улыбка бога озаряла землю.

Яркий свет, излучаемый богом Уту, устрашает злодеев и нечестивцев. Нигде не могут они спрятаться от всевидящих глаз лучезарного бога правды. Он улавливает их в свою сеть и заключает в темницу.

Так любимый сын Энлиля Наннар и внук Уту поделили между собой время. Первую половину суток весь поднебесный мир пребывает под наблюдением ночного бога-отца и освещается его бледным матовым светом, а вторую половину суток властвует юный бог-сын Уту, и его огненные лучи разгоняют мрак

Сам Энлиль недолго пребывал в изгнании в темном подземном мире. Искупив свою вину, он вновь вернулся на землю в сопровождении своей прекрасной супруги Нинлиль, оставив в преисподней трех младших сыновей.

Семь величайших богов, вершащих судьбы вселенной, вновь признали Энлиля своим старейшиной. В Ниппуре он воздвиг огромный дворец из лазурита. Каждый день подымается он на высокий помост и судит всех обитателей вселенной, разбирает тяжбы и споры и указывает правильный путь.

Его отец Ан мало вмешивается в дела мироздания. Он остался у себя в небесном царстве, а на земле, в своем городе Уруке , посадил управлять свою правнучку Инанну, дочь Наннара. На помощь ей он посылает иногда могучего небесного быка, чтобы он поражал своими рогами ее врагов. Но обычно великий праотец только наблюдает за земными делами, которыми распоряжается его могучий и деятельный сын Энлиль, прочно взявший в свои руки бразды правления и заставивший богов и богинь подчиняться своей воле. Крылатые вестники Ана, порожденные им птицы, ежедневно спускаются на землю к Энлилю и возвращаются обратно к небесному праотцу, сообщая ему обо всем, что свершилось на земле.

). Сын Ану (неба) и богини Ки (земли), которых в аккадской мифологии звали соответственно Аншар и Кишар. Персонификация природных сил, бог воздуха и, видимо, бог плодородия. Бог-покровитель города Ниппура .

Согласно мифам, Энлиль отделил небо от земли, создал сельскохозяйственные орудия, божеств скотоводства и земледелия, приобщил к культуре людей. Считалось также, что Энлиль насылает стихийные бедствия. В эпосе о Гильгамеше Энлиль назван одним из инициаторов всемирного потопа с целью уничтожения человечества.

Энлиль изображался также как божество коварное и злобное (видимо, как персонификация стихии); насылал стихийные бедствия, стремился уничтожить людей потопом и т. д. Супругой Энлиля была богиня Нинлиль . Сыновья - лунный бог Нанна , воин Нинурта , божество подземной стихии Нергал , посол богов Намтар . Со времён 3-ей династии Ура Энлиль стал верховным богом пантеона. Храм Энлиля в Ниппуре - Э-кур («Дом на горе») - являлся главным религиозным центром страны . Из шумерского пантеона перекочевал в аккадский, а также ханаанский и хеттский.

В художественной литературе

В романе В. Пелевина «Generation П » Энлиль упоминается в рамках шумеро-аккадской мифологии, являющейся частью сюжета.

См. также

  • Элохим (Иудаизм)
  • Ахура Мазда (Зороастризм)

Напишите отзыв о статье "Энлиль"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Энлиль

Лицо ее вдруг разгорелось, выражая отчаянную и веселую решимость. Она привстала, приглашая взглядом Пьера, сидевшего против нее, прислушаться, и обратилась к матери:
– Мама! – прозвучал по всему столу ее детски грудной голос.
– Что тебе? – спросила графиня испуганно, но, по лицу дочери увидев, что это была шалость, строго замахала ей рукой, делая угрожающий и отрицательный жест головой.
Разговор притих.
– Мама! какое пирожное будет? – еще решительнее, не срываясь, прозвучал голосок Наташи.
Графиня хотела хмуриться, но не могла. Марья Дмитриевна погрозила толстым пальцем.
– Казак, – проговорила она с угрозой.
Большинство гостей смотрели на старших, не зная, как следует принять эту выходку.
– Вот я тебя! – сказала графиня.
– Мама! что пирожное будет? – закричала Наташа уже смело и капризно весело, вперед уверенная, что выходка ее будет принята хорошо.
Соня и толстый Петя прятались от смеха.
– Вот и спросила, – прошептала Наташа маленькому брату и Пьеру, на которого она опять взглянула.
– Мороженое, только тебе не дадут, – сказала Марья Дмитриевна.
Наташа видела, что бояться нечего, и потому не побоялась и Марьи Дмитриевны.
– Марья Дмитриевна? какое мороженое! Я сливочное не люблю.
– Морковное.
– Нет, какое? Марья Дмитриевна, какое? – почти кричала она. – Я хочу знать!
Марья Дмитриевна и графиня засмеялись, и за ними все гости. Все смеялись не ответу Марьи Дмитриевны, но непостижимой смелости и ловкости этой девочки, умевшей и смевшей так обращаться с Марьей Дмитриевной.
Наташа отстала только тогда, когда ей сказали, что будет ананасное. Перед мороженым подали шампанское. Опять заиграла музыка, граф поцеловался с графинюшкою, и гости, вставая, поздравляли графиню, через стол чокались с графом, детьми и друг с другом. Опять забегали официанты, загремели стулья, и в том же порядке, но с более красными лицами, гости вернулись в гостиную и кабинет графа.

Одино из главных богов шумеро-аккадского пантеона, покровитель космоса и земли.

Символом его могущества выступал тур.

Шумер. Энлиль - «владыка-ветер» (?) аккад. Эллиль

Один из главных богов шумеро-аккадского пантеона. Энлиль - бог-покровитель Ниппура, древнейшего центра шумерского племенного союза, очень рано стал общешумерским богом. Его имя зафиксировано уже в древнейших пиктографических текстах из Джемдет-Наср (рубеж 4-3 тыс. до н. э.). В списках богов из Фары (26 в. до н. э.) Энлиль занимает второе место после своего отца бога неба Ана , которого он в ряде случаев превосходит [так, в мифе «Энки и Эреду(г)» Энки приезжает за благословением не к Ану, «отцу богов», а к Энлилю]. Главные эпитеты Энлиля:

  • Кур-галь («Великая гора», «Могучий утёс», - главный храм Энлиля в Ниппуре носил название «Экур», то есть «дом Горы»),
  • «владыка всех стран», а также
  • «отец богов» (титул Ана);
  • «владыка, определяющий судьбы»,
  • «господин, чьи слова неизменны».

Термин «энлильство» означает «господство», и этим качеством может обладать любой могущественный бог (так, «энлильство над богами» получают Мардук и Ашшур), отсюда эпитет Энлиля - «Энлиль всех богов». Супруга Энлиля - Нинлиль (его женская параллель), сыновья - его первенец лунный бог Нанна , боги войны Нинурта и Нингирсу (иногда идентифицируются), бог бури (Им?, по другим версиям, он - сын Ана), бог палящего солнца и преисподней Нергал , бог-судьба Намтар (сын Энлиля и владычицы подземного мира Эрешкигаль).

В мифах об Энлиле проявляется его сущность как божества плодородия и жизненных сил, а также необузданной стихийной силы (бог бури, воздуха?). В мифе об Энлиле и Нинлиль Энлиль выступает в качестве умирающего и воскресающего бога. «Старуха города» Нунбаршегуну намерена выдать за Энлиля свою дочь юную Нинлиль, которая поначалу как будто противится этому. Энлиль овладевает Нинлиль в барке на воде и за это изгоняется сонмом «старших богов» в подземный мир. Нинлиль, которая уже носит в чреве его младенца (будущего бога луны Наину), следует за своим супругом. Энлиль трижды меняет свой облик и трижды соединяется со своей женой под видом трёх стражей подземного мира: «стража ворот», «человека подземной реки» и «перевозчика», после чего Нинлиль производит на свет трёх подземных богов, которым суждено жить под землёй.

В гимнах и молитвах к Энлиль его сравнивают с диким быком, с ревущим ветром.

В текстах нередко подчёркивается его злобность по отношению к людям. Так, именно Энлиль, по всей видимости, больше других богов виноват во всемирном потопе (VI таблица эпоса о Гильгамеше). Его постоянно раздражает шум людской жизни, и он насылает на человечество постоянные бедствия - чуму, засуху - засоление и, наконец, снова потоп (эпос об Атрахасисе); Энлиль и Ана богиня Нингаль считает ответственными за гибель города Ура (текст «Плач о разрушении города Ура»). Энлиль гневается и, видимо, собирается покарать Гильгамеша и Энкиду за убийство ими стража кедрового леса Хувавы - неожиданно для героев, поскольку те сами приносят ему голову убитого Хувавы, надеясь, судя по всему, на иную оценку их подвига (текст «Гильгамеш и гора бессмертных»). При этом в образе Энлиль довольно отчётливо выражены и черты носителя культуры, создателя вселенной. Энлиль «забрал себе» (создал) землю, подобно тому как Ан - небо (мифологическая запевка в тексте о Гильгамеше, Энкиду и подземном мире), он создал мотыгу, богов скотоводства