Что надо для посещения горы афон. Поездка на афон, личные впечатления, рекомендации паломнику. Значит не едете

Алтарь – это святая святых христианского храма, все равно, православного или католического. Он расположен в восточной части храма, и именно там совершается главное таинство христианства – Евхаристия, пресуществление хлеба и вина в плоть и кровь Христову. В православии алтарем называют часть храма, отделенную от молельного зала ограждением – иконостасом. В алтаре находится престол – возвышение, стол, на котором священник совершает действия Евхаристии. У католиков алтарем именуется сам престол, однако место, где он находится, так же отделено от молельного зала невысоким ограждением.

Бытует мнение, что в алтарь православного храма нельзя входить женщинам, а мужчинам можно. Так ли это?

Миряне

Согласно правилам, принятым еще древними церковными соборами, в алтарь вход закрыт мирянам обоего пола. Войти сюда могут только священники, диаконы и люди, служащие в церкви – алтарники и чтецы. Алтарник, кстати говоря, так называется именно потому, что имеет особое разрешение («благословение») входить в алтарь. Обычно это человек, который занимается уборкой и прислуживает священнику во время церковных таинств и обрядов.

Помимо священников и других церковнослужителей входить в алтарь, согласно все тем же правилам, может царь, поскольку он является помазанником Божиим. Но и помазанник входит в священное место не когда вздумается, а лишь для того, чтобы принести дар Богу. Для этого император снимал оружие, оставлял знаки царского достоинства и вступал в алтарь как простой смертный. Принеся дары, он тут же покидал святая святых и присоединялся к другим молящимся.

Объясняются эти строгости очень просто: в алтаре происходит величайшее таинство, здесь должна сохраняться обстановка благоговения и порядка, а при большом стечении народа, да еще если войти может каждый желающий, ни о каком благоговении, разумеется, речь не идет.

Женщины

Все люди, имеющие разрешение входить в алтарь, являются мужчинами. Женщин в это святое место не допускают, однако отнюдь не потому, что женщина «хуже» мужчины, как считают некоторые. У женщины, объясняют церковные авторитеты, в силу ее природы, независимо от ее воли, бывает «течение месячных кровей». А в храме ни в коем случае нельзя проливать кровь. Если такое произойдет, то храм следует освятить снова. Особенно это касается алтаря, где происходит таинство Евхаристии. Здесь вообще чья-либо кровь, кроме крови Христовой, просто немыслима. Даже если кто-то из священников или диаконов, алтарников, поранит, например, палец, он должен немедленно выйти из алтаря, чтобы не осквернить его ненароком пролитием своей крови.

Впрочем, во всяком правиле есть исключения. В древней церкви существовали диаконисы – женщины, которые несли церковное служение. В случае надобности они могли войти в алтарь. В советское время, когда в храмах категорически не хватало людей, священники иногда благословляли стареньких прихожанок быть алтарницами, чтобы было кому помочь или прибраться в алтаре. И в наши дни в женских монастырях старые монахини тоже иногда выполняют функции алтарниц.

Тем не менее, сохраняется обычай во время крещения вносить мальчиков в алтарь и прикладывать их к престолу, а девочкам туда путь заказан, поскольку правило Лаодикийского собора гласит «Не подобает женщине в алтарь входить».

Алтарь – это главная часть храма, находящаяся на восточной стороне. Слово алтарь происходит от латинскиъ слов alta и ara: возвышенный жертвенник или жертвенник, находящийся на возвышении. Он действительно всегда находился на возвышении, по сравнению с остальной площадью храма. Почему так? Алтарь – это символ Престола Господня.

Он состоит из:

  1. Престола;
  2. Жертвенника;
  3. Ризницы;
  4. Кафедры.

Алтарь в храме сложно не заметить, ведь прообраз Престола должен быть прекрасным. Его всегда стараются украшать и выделять. Во время богослужения священник то выходит из алтаря, то вновь удаляется. Войти в алтарь может далеко не каждый. Именно там свершается подготовка к Таинству Евхаристии. И все же, каждый крещеный мужчина, хоть раз бывал в алтаре даже, если не помнит этого. Подробности о том, что такое алтарь и, какое место он занимает в храме – в нашем материале.

История

Алтари появились еще на заре христианства. В те времена в катакомбных храмах, где христиане иногда вынуждены были скрываться, в восточной части были отгорожены мощи святых мучеников. Мощи хранились в саркофаге – особой каменной гробнице. Именно там совершалось Таинство Евхаристии в воспоминание о Господе нашем Иисусе Христе по Его Завету.

Алтари находились на возвышении по сравнению с остальными зонами храма и символизировали собой Престол Господень. Поэтому Алтарь всегда стараются держать в чистоте, украшать коврами, а входить туда имеет право не каждый. Там, где совершается Таинство Евхаристии символически проходит Тайная Вечеря, когда Христос собирал Своих учеников. Раньше, в Ветхозаветные времена алтарь называли “Святая святых”.

Устройство алтаря

Жертвенник

Жертвенник – это стол, который находится в северо-восточной части алтаря, неподалеку от Престола. В соответствующие моменты литургии жертвенник представляет собой пещеру, где родился Христос, Голгофу, где Он был распят, и небесный Престол Славы, куда Он вознесся по Воскресении.

Именно здесь ведутся приготовления к Причастию, а в самом жертвеннике хранятся сосуды для свершения Таинства. Жертвенник обычно красиво украшен.

Престол

Престол – это стол, который находится в центральной части алтаря. Именно здесь свершается Таинство Евхаристии, и прикасаться к этому столу могут только священники. Для мирян это – запрещено. Нижний покров Престола называется катасаркой , верхний – индитией , что в переводе с греческого означает – “одеваю”. Покров, которым накрывают престол со всеми находящимися на нем священными предметами по окончании богослужения, называется пеленой .

На престоле обычно хранятся:

  • крест для благословения верующих,
  • Евангелие,
  • антиминс – освещенная ткань с изображением погребения Иисуса Христа.
  • Внутри антиминса находится еще одна ткань, которая называется илитон.
  • Кроме илитона есть и антимисная губка. С ней собираются случайно упавшие частицы причастного хлеба на илитон после приготовления Святых Даров.
  • В илитоне находится частица от мощей святого, святого-мученика.

Ризница

Справа от престола располагается особое место, где в специальные одежды облачаются священнослужители. В ризнице хранятся богослужебные одежды священников, диаконов и иподиаконов. Здесь находятся и богослужебные книги, а также предметы, которые используются во время литургии. В болгарских храмах, особенно в старинных церквях ризницей чаще всего становится самый обычный гардероб или даже простой стол.

Кафедра

Кафедра – это кресло, на котором сидит правящий архиерей, символизируя Христа Вседержителя, а духовенство в свою очередь изображает апостолов или тех старцев-священников, из видения евангелиста Иоанна Богослова во время архиерейских богослужений. В современных храмах чтят древние традиции и в восточной стене алтаря с внешней стороны храма оставляют полукружие – абсиду.

Кто может входить в алтарь

Поскольку женщины не могут быть священниками, в алтарь входить им тоже запрещено, хотя абсолютного запрета все-таки нет. В редких случаях в алтарь могли заходить диаконисы или инокини в женских монастырях.

Не могут заходить в алтарь и миряне-мужчины, не получившие на это специального благословения.

Зато все священнослужители имеют право находится в алтаре:

  • Священники;
  • Иподиаконы;
  • Чтецы.

Один раз в жизни в алтаре побывали все крещеные мужчины. Во время Таинства Крещения священник берет младенца на руки, подносит к Царским вратам и, если речь идет о мальчике, вносит его в алтарь.

К алтарю надо относится с уважением и благоговейным трепетом, без разрешения входить в алтарь просто из любопытства не допускается. Алтарь по причине совершаемого в нем Таинства Евхаристии – священное место. Надеемся, что знания об устройстве православного храма, помогут вам лучше понимать и суть совершаемых в нем Таинств.

Даже в ХХI веке можно встретить православные обители, куда женщине вход запрещен. Женщинам нельзя на Афон и еще как минимум в два монастыря. Существует ли в Церкви дискриминация по половому признаку? Почему только мужчины становятся священниками и входят в алтарь? Подробнее об этом читайте в статье.

В наше время православные монастыри все реже воспринимаются как места глубоко уединенной жизни братии или сестер. Толпы паломников с разных уголков планеты регулярно посещают христианские обители. Но все же существуют места, где иноки полностью уединяются от мирских соблазнов.

Раньше все было совсем не так: обители были более закрытыми, попасть в них мог далеко не каждый. Более того: в византийские мужские монастыри не пускали представительниц слабого пола. Даже в наше время существуют православные места, куда женщинам вход запрещен. Самый известный пример — женщинам нельзя на Афон. Но мы расскажем еще как минимум о двух обителях, где не бывала женская нога. Но сначала рассмотрим некоторые важные аспекты «православной дискриминации».

Женщинам нельзя на Афон и другие ограничения

Женщинам в православном храме часто приходится «смиряться», начиная с детского возраста. Во время крещения мальчиков заносят в алтарь, а девочек — нет. Мужчины становятся священниками, а женщинам запрещается. В православии женщинам не принято проповедовать, а апостол Павел даже призывает представительниц слабого пола вообще молчать («Жены ваши в церквах да молчат»).

Более того, женщинам нельзя на Афон — один из молитвенных центров православия. Если посмотреть на историю Церкви, то можно найти объяснение всем этим фактам.

Почему священники — только мужчины?

Действительно, священниками становятся только мужчины. Почему? Потому что священнослужитель — это образ Христа. Как пишет диакон Андрей Кураев, священник представляет собой литургическую икону Христа. Спаситель же воплотился в мужском поле.

Почему женщинам нельзя входить в алтарь?

Если возникает сам вопрос «Почему женщинам нельзя входить в алтарь?», значит, для него есть какое-то основание. Таким основанием стало 44 правило Лаодикийского собора (около 360 года):

Не подобает женщине в алтарь входить.

Но это не единственный запрет. 69-е Правило Труллського, или Шестого Вселенского собора (692 год) гласит:

Никому из всех принадлежащих к разряду мирян да не будет позволено входити внутрь священного алтаря. Но по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу.

Что это значит? Входить в алтарь могут только служители храма, а также те, кто собирается принести Богу дары (в то время это позволить могли цари).

Если до постановлений этих соборов заходить в алтарь мирянам не возбранялось, то после принятия правил разрешалось только для служителей клира.

А если это женский монастырь, где служит один священник и дьякон, а все остальные — инокини? Сегодня в женских обителях разрешается входить в алтарь монахиням после 40 лет, а также вдовам и девам (например, они могут стать алтарницами, то есть исполнять определенное служение по уборке).

Исключение из правил. Каждый паломник на Святую Землю, когда заходит в Кувуклию и прикладывается ко Гробу Господню, вряд ли задается вопросом «Почему женщинам нельзя входить в алтарь?». Лишь единицы задумываются над тем, что Кувуклия — это алтарь храма, где служат, а мраморная плита гроба Господня — престол.

Крещение и воцерковление. Не все так просто и с традицией вносить мальчика во время крещения в алтарь (девочек не вносят). Раньше все было иначе: младенцев независимо от пола в сороковой день приносили в храм — воцерковляли — вносили в алтарь и даже прикладывали к престолу. Крестили детей намного позже. В наше время все поменялось местами: обычно сначала крестят, а потом воцерковляют. Девочек уже не вносят в алтарь, а мальчиков только вносят, но не прикладывают ко престолу.

Строгие нравы византийских монастырей

В древних монастырях действовали очень строгие правила. Дабы не искушать насельников, желающих полностью посвятить себя Богу и дающих обет безбрачия, вход в обитель представителю противоположного пола был закрыт. Если это мужской монастырь — женщинам, если женский — мужчинам.

Надо сказать, что в то время монашество было преимущественно мужским. Соответственно чаще использовался запрет для женщин. Эта традиция широко укрепилась в Византии, где представительниц слабого пола ни под каким предлогом не пускали в мужскую обитель. В некоторых монастырях Греции она сохранилась до сих пор (женщинам нельзя на Афон — и это еще не предел). Об этом далее.

Три главных святыни, куда женщинам вход запрещен

До нашего времени сохранились такие монастыри, где не бывала женская нога:

  1. Православные обители на Афоне;
  2. Лавра Саввы Освященного в Израиле;

Святая Гора Афон

О том, что женщинам на Афон нельзя, знает почти каждый. Но как же возник этот запрет и насколько строго его соблюдают?

Святую гору еще называют земным уделом Богородицы. Считается, что единственная Женщина, нога Которой ступала на эту землю, — это Пресвятая Дева.

По преданию, в 49 году Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом в шторм попала на Афон — их корабль прибило к берегу. Пречистой так понравилась эта местность, что она даже попросила Господа сделать Святую Гору Ее уделом. Бог сказал, что Афон станет не только Богородичным земным уделом, но и пристанищем для желающих спастись.

Длительное время только некоторые пустынники находили на Святой Горе уединение. Но в начале VIII века их количество значительно возросло. В 963 году был основан первый монастырь — Великая Лавра. Со временем Афон превращается в своего рода монашеское государство.

В наше время на Святой Горе находится 20 действующих монастырей, в которых проживает около 1500 иноков и насельников. Чтобы паломнику попасть на Афон, нужно получить специальную визу — даимонитирион. Она доступна только для мужчин и детей мужского пола. Женщинам на Афон нельзя. Не только в монастыри, но и вообще на территорию Святой Горы.

С Афоном связано много сказаний о конце света. Согласно одному из них, если женщинам разрешат вход на Святую Гору, скоро наступит конец света.

Это один из самых древних монастырей. Он расположен среди Иудейской пустыни. Считается, что еще в 484 году Савва Освященный основал эту обитель. Кроме святого Саввы, в монастыре подвязались многие прославленные подвижники. Среди самых известных — Иоанн Дамаскин , с которым связана история образа Богородицы «Троеручица», и Иоанн Молчальник.

За более чем 15 веков здесь никогда не угасала монашеская жизнь: даже в самые тяжелые моменты лавра не закрывалась. Время идет, но жизнь в монастыре не меняется, градус строгости не понижается. Мало того, что в лавру, как и на Афон, женщинам нельзя, здесь еще не пользуются электрическим светом и мобильной связью, богослужения служат ночью, а исповедует братию и всех желающих только сам игумен.

Интересно, что основательницей обители считается женщина. Это была равноапостольная царица Елена, которая в 327 году во время шторма остановилась у острова. Идею об основании здесь обители ей подсказал Ангел. Царица, высадившись на берег, заметила пропажу креста благоразумного разбойника. Но затем увидела святыню на вершине находившейся рядом горы. Здесь она основала обитель, на которую пожертвовала крест раскаявшегося разбойника и частицу Животворящего Древа Господнего с одним гвоздем, которым прибывали Спасителя.

Со временем крест благоразумного разбойника украли, но часть Животворящего Древа осталась в обители. Сегодня эта частица считается самой большой святыней Ставровуни.

Монастырь неоднократно поддавался грабежам и разрушениям, на определенный период переходил в руки католиков. Сегодня он принадлежит Кипрской Православной Церкви и открыт для посещения. Правда, только мужчинам. Женщинам вход запрещен. Они могут только входить в храм всех кипрских святых, находящийся недалеко от монастыря Ставровуни.

Предлагаем вам посмотреть фильм о жизни на Святой Горе, откуда вы узнаете, почему женщинам на Афон нельзя и как выглядит жизнь монашеской республики изнутри:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

В августе 2016 я совершил 10 дневную паломническую поездку на Афон, с целью побывать в святых местах (для православных всего мира - одно из главных святых мест, почитается как земной Удел Богородицы.), прикоснуться к живой традции которой на Афоне уже более 1000 лет и посмотреть на корни Православия изнутри, тк все таки исторически можно говорить о том что данная традиция и религия пришла в Россию именно из Греческой Византии.

Про сам Афон сказано много, проще прочесть в других местах.

Если кратко то попасть на полуостров можно только на пароме или катере из Уранополиса, и вам нужен Диамонитирион (пермит), без него не получится.

Свежевыданный выглядит он так:
Диамонитирион надо заказывать заранее, можно самостоятельно, можно воспользоваться услугами по помощи. Сам Диамонитирион стоит 25 евро, за услуги сверху - как найдёте. Диамонитирион бывает общий, или Генико, или же от конкретного монастыря.

Если общий - то вы можете останавливаться в любом монастыре (если примут), если частный, то у вас есть "ваш" монастырь, в котором вас примут точно, а другие могут и нет. Выдается данный пермит на 4 дня, затем его нужно (можно) продлевать в Карее (столица Афона). Я продлевал, некоторые нет.

На Афоне - свои правила. Общие, и плюс в каждом монастыре свои, о них, а так же расписание вам скажут при заселении.
Из общих стоит отметить то, что женщин на Афон не пускают, в море купаться запрещено, и по всему полуострову нельзя ходить в шортах: на своем примере могу сказать что при наличии местных служб следящих за порядком, не желательно даже подворачивать брюки на пару отворотов,
Насчёт рубашек не так строго, от меня потребовали быть с длинным рукавом только в Свято-Пантелеймоновом (Русский) на трапезе и на службе. Для тех, у кого не было - предлагался набор не очень чистых на вешалках. Лучше иметь свою, короче говоря. В дальнейшем, мне встречался один парень, который ходил и на службы тоже в футболке с заметной надписью If assholes can fly this place will be an airport, и ему это сходило с рук))

Далее в хаотичном порядке:
1) Если вы любите чай, а так же если планируете использовать продукты для которых нужен кипяток (сублиматы)- берите кипятильник. В некоторых монастырях сделать кипятка можно попросить монахов, но только в определенное время, пока Архондарик (типа приемной) открыт. Только в Русском мне встретился аппарат с кипятком, но и он тоже в помещении где свой график. В основном же Греки пьют кофе. Как-то раз я заваривал чай налив кипятка из душа.

2) на втором месте по пользе я бы поставил тройник. Иногда приходилось ночевать в помещениях где-то человек на 35-40, в которых одна розетка. Тогда вы по-королевски вынимаете того, кто уже заряжается, втыкаете тройник, и точно заряжаетесь сами. Вообще, не лишним может оказаться дополнительный аккумулятор.

3) если вы планируете восхождение на гору - спальник и коврик НУЖНЫ. Я положился на информацию в интернете, что можно позаимствовать их в Панагии (небольшая церковь с где-то 15-20 койками). Мой подъем попал на праздник (Вознесение), причём я еще специально пошёл за день до него, и то, людей было около 80 человек. (Когда я уходил - люди ещё прибывали) Спали везде, мест особо не было даже вокруг церкви. Ночь я провёл на лавке (благо её никто не занял). Да, не смотря на жару днём, и не большую высоту горы - ночь была реально холодной, это тоже стоит учитывать (я был в августе). Сам подъем не сказать что трудный (особенно если с Тибетом сравнивать). Многие идут вообще в неподходящей для этого обуви, хотя встречаются и люди в горных ботинках для высот где снег (по мне так избыточно). Идеально, думаю легкие трекинговые ботинки или трекинговые кроссовки. Проблема в том, что тут нужен какой-то разумный компромисс, если вы едете на Афон не только чтобы подняться на гору, но и ходить по полуострову и жить в монастырях - две пары обуви вы вряд ли станете с собою брать. Я ходил в кроссовках, если не торопиться то маршрут вполне проходится даже без поддержки голеностопа, хотя и не так удобно как в чём-то более прочном. Традиционно подъем делают в два дня, ночуют в монастыре Святого Павла или в ските Святой Анны, и оттуда поднимаются до Панагии. Там ночуют и на утро поднимаются до вершины. На фото Панагия и видна вершина.

4) нужна баклажка из хорошего пластика или фляга, где-то на литр (мне кажется оптимально), где её наполнять питьевой водой - мест достаточно. Летом очень жарко, иногда в день я выпивал под 3 литра воды. На фото источник пресной воды, хотя вкус немного соленый. В основном же вся вода на полуострове дождевая, её накапливают. Нехватки нет. Именно источники и родники встречаются не часто.

5) фонарик само собой

6) очень хорошо показала себя одежда из хорошей быстросохнущей синтетики (типа dryчего-нибудь). Хорошая долго не заванивается, стирать особо будет некогда и условия часто к этому не располагают. Исходя из этого стоит брать и все остальное по количеству (бельё, носки).

7) в среднем, распорядок обычно такой: в 3 или в 4 утра(чаще в 4) - служба. В районе 7 легкий завтрак, затем опять служба, где-то до 9-10. Иногда нет. Иногда до 12. Это все еще связано с днями недели, я до конца не понял как. Тем не менее, в 11-12 обед. Затем окно, Затем в 17 служба, часа 2, после сразу ужин, после ужина выносят мощи, после службы -повечерье, где-то до 21. Отбой.
Разные монастыри в период от 18 до 21 закрываются, и попасть в них уже нельзя. Обычно, начало службы и другие процессы отбиваются стуком, чаще деревянным (специальная колотушка и доска).

8) Когда вы приходите в монастырь первым делом надо найти Архондарик (приемную) - по старой традиции,там вас встречают стаканом холодной воды, ракией (водка), и лукумом. В некоторых правда такого не было. Далее, если вы резервировали место - то все просто, если нет - то вам могут отказать, сославшись на то что мест нет. Одному отказывают с меньшей вероятностью чем группе. В некоторых монастырях (Симонопетра, к примеру), места наверняка есть, но они все равно отказывают, отправляя в соседний. По пути в Симонопетру мне встретился один Румын, он пожелал мне удачи в заселении и рассказал как он 10 лет ездил в него, и собирал отказы. На 10ый год он их все продемонстрировал им и его приняли. Да, само проживание и питание в монастыре для паломника ничего не стоит, то есть бесплатно.
На фото Симонопетра, самый высокогорный на Афоне.

9) Если вас не заселяют, или вы просто зашли в монастырь проходя его, стоит в Архондарике попросить приложиться к мощам (Агиа липсон на Греческом), чаще всего не отказывают, хотя бывает трудно найти того, у кого ключи.

10) Помогает карта Афона, та что ниже - лучшая, что я нашел в интернете в плане разрешения. Неоднократно ей пользовался, и заливал всем в телефон кого встречал. В Уранополисе и на самом острове можно купить еще в большем разрешении, с детализацией включая пещеры, источники воды, скиты и каливы и тд, я таку купил но к сожалению где-то по пути оставил на привале на южном склоне. В интернете есть так же обильные описания святынь и мощей по каждому монастырю, с историей, ими удобно пользоваться с целью понять куда вам надо и зачем.

11) в кафе в Карее есть Wi-fi

12) при каждом монастыре есть лавка, у неё свой режим, обычно на ней написано когда открыта. Монастыри делают вино, мыло, четки, иконы, масло, и тд цены различаются. Мне упоминали, что самый недорогой это Иверский, но самому узнать не удалось - в него я не попал тк он был закрыт для паломников в связи с праздниками. Что-то можно купить в магазинах в Карее, и в Дафнии (основной порт отплытия-приплытия)

13) От монастыря к монастырю можно добраться пешком, везде есть указатели. Заблудиться довольно трудно, если только очень хочется, и скорее в южной части в скалах. Из общественного транспорта - так же ходят маршрутки от монастыря к монастырю, и есть водное сообщение катерами и паромами.

Маршрутки работают по принципу приблизительно 50 евро на всю маршрутку, поэтому сколько человек набилось и кому оказалось по пути - такая и стоимость для каждого. Расписание обычно узнается в монастыре, обычно рано утром уходят две и все. Паромы ходят два, один доставляет и увозит паломников, другой ходит по Юго-западной части полуострова. Стоимость полуостров или обратно на сколько я помню 7 евро, по полуострову 2-3. Есть так же катера, на них надо заказывать места заранее и они дороже.

14) Змеи есть, я видел. Наверное ядовитые, не проверял. говорили еще есть скорпионы.

15) Из личных цигунско-субъективных впечатлений более всего запомнились части креста на котором был распят Иисус (разного размера фрагменты хранятся в разных монастырях, те что побольше "фонят" заметно сильнее), и две чудотворные иконы: Скоропослушница в Дохиаре, не помню какая в Свято-Пантелеймоновом.

16) Если что-то еще вспомню допишу, или можно спросить по почте или в соцсетях.

PS Да, кстати, я не крещенный. Особых проблем это не вызывало.