Египетский бог мут. Смотреть что такое "Мут" в других словарях. Вернувшаяся в Египет из Ливийской пустыни

МУТ, в египетской мифологии богиня неба, жена Амона (см. АМОН), мать Хонсу (см. ХОНСУ). По видимому, первоначально почиталась как богиня неба, родившая солнце и сотворившая мир, о чем свидетельствует эпитет Мут «Великая мать богов». Изображалась… … Энциклопедический словарь

В египетской мифологии богиня неба, жена Амона, мать Хонсу. По видимому, первоначально почиталась как богиня неба, родившая солнце и сотворившая мир, о чем свидетельствует эпитет Мут Великая мать богов. Изображалась в виде женщины … Большой Энциклопедический словарь

- (mw.t, «мать»), в египетской мифологии богиня неба, жена Амона и мать Хонсу. Считалась «владычицей озера Ашеру» около Фив, на берегу которого стоял её храм. Изображалась в виде женщины. Священное животное М. корова. Имя М. писали иероглифом… … Энциклопедия мифологии

- (ж) мать Египетские имена. Словарь значений … Словарь личных имен

Временный брак. Этот брак заключается на определенный срок без свидетелей. При этом женщине выплачивается определенное вознаграждение. Такой вид брака был распространен в доисламской Аравии. При пророке Мухаммаде он еще практиковался, но, в конце … Ислам. Энциклопедический словарь.

Богиня в египетской религии. Супруга бога Амона. Одна из немногих антропоморфных образов египетской религии. Сын Мут бог Хонсу. Источник: Религиозный словарь МОУТ или Мут (Египет.) Богиня матерь; изначальная богиня, ибо говорится, что все… … Религиозные термины

Мут - в егип. миф. богиня неба, жена Амона и мать Хонсу. Считалась «владычицей оз. Ашеру» около Фив, на берегу к рого стоял ее храм. Изображ. в виде женщины. Свящ. животное М. корова. Имя М. писали иероглифом коршуна, который читался «мут».… … Древний мир. Энциклопедический словарь

мут - (МУТЛАНУ) (МУТЛЫК) – сөйл. 1. с. Үткен, зирәк; хәйләкәр 2. с. Шаян, шук, азгын. и. Азгынлык агачның корысын корт ашый, кешенең олысын мут ашый … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

См. Муциан Руф … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

- @font face {font family: ChurchArial ; src: url(/fonts/ARIAL Church 02.ttf);} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  омут … Словарь церковнославянского языка

Книги

  • Последняя пастораль. Повести. Рассказы , Алесь Адамович. В книгу известного белорусского писателя Алеся Адамовича вошли "Хатынская повесть" и повесть "Каратели", посвященные Великой Отечественной войне. С болью и гневом рассказывает в них автор об…
  • Правовой статус женщины в исламе , Муртаза Мутаххари. Настоящая книга составлена из статей Муртазы Мутаххари на тему "Женщина и исламское право", опубликованных в журнале "Зан-и руз" (" Современная женщина") между 1345-1346 х. с./1966-1967 гг.…

Мут, госпожа Ишеру.
Один из моих самых любимых египетских памятников.

Луксор, Музей египетского искусства.
Алебастр, фрагменты росписи. Высота 248 см.
Новое царство, XIX династия. 13 в. до н. э

В 1989 году в процессе реставрации колоннад двора Аменхотепа III в Луксорском храме были подняты полы храма для укрепления фундамента сооружения. В северо-западном углу двора был обнаружен тайник с превосходными статуями божеств, которые некогда украшали храм и были спрятаны от вандалов в годы угасания древнеегипетской цивилизации. Среди памятников особое место по уровню исполнения занимает поврежденная диада Амона, владыки Луксора и его супруги Мут.


Божественная чета, в облике которой были запечатлены фараон Рамсес II с одной из своих супруг, выполнена из полупрозрачного алебастра, поверхность которого в нескольких местах сохранила элементы раскраски. К сожалению, фигура Амона была сильно повреждена еще в древности, - сохранилась лишь ее нижняя часть; к счастью фигура богини, наоборот, практически не пострадала и дошла до нашего времени в первозданном облике.

Мут, супруга Амона и мать лунного бога Хонсу, издревле почитавшаяся в Фивах, изображена в облике небесной царицы, облаченной в длинное узкое платье, в головном уборе в виде крыльев золотого грифа, увенчанного па-схемти - двойной короной Верхнего и Нижнего Египта. На груди Мут - широкое ожерелье усех, символизирующее собой солнечное сияние. Одна рука богини покоится на коленях, второй она нежно обнимает супруга. С непревзойденной тонкостью и изяществом выполнено поражающее своей красотой лицо богини, тонкие пальцы рук, детали головного убора; все это позволяет по праву считать памятник одним из шедевров египетского искусства.

Имя фараона Рамсеса II, по приказу которого была выполнена чета великих фиванских божеств, сохранилось в надписях на престолах Амона и Мут. Тексты называют Рамсеса возлюбленным «Амоном, владыкой неба, господином Фив» и «Мут, владычицей Ишеру». Поврежденная надпись около головы богини также именует ее «госпожой Ишеру» - ее священного озера в Карнаке и «владычицей неба и Обеих земель». Задняя часть скульптурной группы покрыта выписанной четыре раза титулатурой Рамсеса II.

Подобно Исиде и Хатхор, Мут почиталась, прежде всего, как небесная мать царя, кормящая его своим божественным молоком. Сохранилось большое количество амулетов, изображающей богиню сидящей на престоле и дающей грудь царственному младенцу. Но если Хатхор это созидательная энергия и основной принцип жизни вселенной, то Мут - вселенский порядок, установленный в предвечные времена и персонифицированный понятием царственности и законности. Хатхор вызывает желание жизни, а Мут хранит новую жизнь; обе богини являют собой нерасторжимое единство «двух матерей», которые стоят у истоков зачатия и рождения новой жизни, паводка Нила, вселенского благополучия, обновления созидательных сил вселенной, и, наконец, подносят новорожденного царя к вселенскому престолу его отца Амона-Ра.


Рамсес II, совершающий жертвоприношение перед Амоном и Мут. Карнак, рельеф на стене гипостильного зала храма Амона.

В эпоху Нового царства широкую известность имел оракул богини Мут в Ишеру (Карнак), к которому цари прибегали при решении важных государственных вопросов; в частности, именно согласно волеизъявлению оракула богини при XXI династии в Фивах были перезахоронены останки многих фараонов XVIII - XX династий, скрытые жрецами в тайнике в скалах Дейр эль-Бахри. В яростном облике Мут часто отождествлялась с львиноголовой богиней Сехмет, статуями которой был украшен во время правления фараона Аменхотепа III храм богини Мут в Ишеру, который был когда-то жемчужиной египетского храмового зодчества.

Карнак. Храм Мут и озеро Ишеру.

Как дочь солнечного божества, его Око, Мут также отождествлялась и с Тефнут и считалась одним из воплощений грозной и, одновременно, милостивой богини, поддерживающий вселенский миропорядок. В Гелиополе и Карнаке богиня Мут повелевала «великими печами», в которых сжигались магические статуэтки врагов и недоброжелателей Египта, а также, вероятно, люди, совершившие преступления сакрального толка. Иногда Мут изображалась в своей триумфальной андрогинной форме - в виде женщины с тремя головами - львицы в короне шути, женщины в короне па-схемти и самки коршуна в короне дешрет; при этом богиня имеет львиные лапы, крылья и фаллос.

Сопроводительные тексты именуют ее «Мут-Исида-Нехбет, мать великая, владычица» и говорят о ней как о великой защитнице. «Книга мертвых» (гл. 164) упоминает гимн-заклинание, с которым следовало обращаться к такой ипостаси богини: «Произносить слова (над образом) Мут с тремя ликами; первый (лик) - это Пахет в короне из перьев; второй лик - (это) Паит в двойной короне; третий лик - лик грифа в короне из перьев; (у нее) фаллос, два крыла и когти львиные; изображена краской из мирры и порошка уаджет, смешанными с охрой на льняной пелене. Перед ней стоит карлик, и другой - позади нее...»

Мут. Фрагмент скульптурной группы Хоремхеба и Мутноджемет в образах Амона и Мут. Из Карнака. Известняк. XVIII династия. Каир, Египетский музей.

Далее текст утверждает, что этот ритуал, посвященный Мут, поможет обрести умершему божественность и победить смерть. В каждом египетском храме были музыкальные ансамбли, в которые входили только жрицы высокого ранга, одновременно бывшие профессиональными певицами, допущенные к участию в богослужении внутри святилища. Источники Нового царства с особым почтением упоминают фиванский хор богини Мут, госпожи Ишеру, жрицы которого были известны по всему Египту своими голосами и благочестием.

Фараон в сопровождении жриц-музыкантш умиротворяющий Мут и Сехмет. Рельеф стены храма Мут. Птолемеи.

«Супруги бога» или верховные жрицы храма Амона в Карнаке в эпоху III Переходного периода считались земными воплощениями богини и носили эпитеты «явление красот Мут», «повелительница красотами Мут», «владычица красот Мут, око Ра».

Литература по культу богини:

Fazzini R., Peck W. The Precinct of Mut during Dynasty XXV and early XXVI. // JSSEA 11 (1981), pp. 120-125.
Naguib S.-A. Le Clergé Féminin d’Amon Thébain à la 21e Dynastie. – Leuven, 1990.
Te Velde H. Mut, the eye of Re. // Akten München 1985, III. – Hambourg, 1989, pp. 395-403.
Te Velde H. The cat as sacred animal of the goddess Mut. // Studies in Egyptian religion dedicated to Professor Jan Zandee. – Leiden, 1982, pp. 127-37.
Te Velde H. Towards a minimal definition of the goddess Mut. // JEOL, 8/26 (1979-1980), pp. 3-9.
Troy L. Patterns of Queenship in ancient Egyptian myth and history. – Uppsala, 1986.

Маргарет Бенсон, археолог, первая начавшая систематические раскопки храма Мут -

МУТ, в египетской мифологии богиня неба, жена Амона (см. АМОН), мать Хонсу (см. ХОНСУ). По видимому, первоначально почиталась как богиня неба, родившая солнце и сотворившая мир, о чем свидетельствует эпитет Мут «Великая мать богов». Изображалась… … Энциклопедический словарь

МУТ - в египетской мифологии богиня неба, жена Амона, мать Хонсу. По видимому, первоначально почиталась как богиня неба, родившая солнце и сотворившая мир, о чем свидетельствует эпитет Мут Великая мать богов. Изображалась в виде женщины … Большой Энциклопедический словарь

МУТ - (mw.t, «мать»), в египетской мифологии богиня неба, жена Амона и мать Хонсу. Считалась «владычицей озера Ашеру» около Фив, на берегу которого стоял её храм. Изображалась в виде женщины. Священное животное М. корова. Имя М. писали иероглифом… … Энциклопедия мифологии

Мут - (ж) мать Египетские имена. Словарь значений … Словарь личных имен

Мут’а - временный брак. Этот брак заключается на определенный срок без свидетелей. При этом женщине выплачивается определенное вознаграждение. Такой вид брака был распространен в доисламской Аравии. При пророке Мухаммаде он еще практиковался, но, в конце … Ислам. Энциклопедический словарь.

Мут - Богиня в египетской религии. Супруга бога Амона. Одна из немногих антропоморфных образов египетской религии. Сын Мут бог Хонсу. Источник: Религиозный словарь МОУТ или Мут (Египет.) Богиня матерь; изначальная богиня, ибо говорится, что все… … Религиозные термины

Мут - в егип. миф. богиня неба, жена Амона и мать Хонсу. Считалась «владычицей оз. Ашеру» около Фив, на берегу к рого стоял ее храм. Изображ. в виде женщины. Свящ. животное М. корова. Имя М. писали иероглифом коршуна, который читался «мут».… … Древний мир. Энциклопедический словарь

мут - (МУТЛАНУ) (МУТЛЫК) – сөйл. 1. с. Үткен, зирәк; хәйләкәр 2. с. Шаян, шук, азгын. и. Азгынлык агачның корысын корт ашый, кешенең олысын мут ашый … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

Мут - см. Муциан Руф … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

мут - @font face {font family: ChurchArial ; src: url(/fonts/ARIAL Church 02.ttf);} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  омут … Словарь церковнославянского языка

Книги

  • Последняя пастораль. Повести. Рассказы , Алесь Адамович. В книгу известного белорусского писателя Алеся Адамовича вошли "Хатынская повесть" и повесть "Каратели", посвященные Великой Отечественной войне. С болью и гневом рассказывает в них автор об… Купить за 220 руб
  • Правовой статус женщины в исламе , Муртаза Мутаххари. Настоящая книга составлена из статей Муртазы Мутаххари на тему "Женщина и исламское право", опубликованных в журнале "Зан-и руз" (" Современная женщина") между 1345-1346 х. с./1966-1967 гг.…

Богиня Мут - "мать матерей" Мут - египетская богиня , член триады Фив, в которой она - жена бога Aмона и мать лунного бога Хонсу. Первоначально была местной богиней, вероятно, из области Дельты; стала общенациональной богиней в Древнем Египте в период Нового царства.

Ей был посвящен один из самых популярных религиозных праздников-фестивалей того времени - фестиваль Мут. Ее самым важным культовым центром был храм на берегу озера Ашеру, напоминающего своей формой лунный полумесяц, в Карнаке.Нередко поэтому Мут называется «Леди Ашеру».

Великая мать богов

Роль Мут – это, прежде всего, роль божественной матери, сопоставимая с ролями Исиды и Хатхор. Правящий фараон часто считался ее сыном. Поэтому существует много изображений, особенно в форме амулетов, которые показывают богиню, кормящей грудью своего сына - фараона.

Мут – по представлениям древних египтян – «великая мать богов» , «мать матерей» . Она родила всех, не будучи рожденной никем. В качестве всеобщей матери она сближалась и нередко отождествлялась с другими египетскими богинями-матерями: Нехбет , Уто, Нут и другими.

Однако помимо такой мирной стороны у Мут, как и многих других египетских богов и богинь, была и другая сторона – агрессивная, жестокая и воинственная.

В этом качестве Мут имеет много общих черт с богинями Сехмет , Тефнут, Мехит и отчасти Бастет , с которыми часто отождествляется. Все эти богини могут выступать в облике кровожадных львиц и связаны с глазом бога солнца Ра – «глазом Ра», изрыгающего огонь, который пожирает врагов.

«Огонь Мут» был не только страшным оружием из мира мифических образов – «врагов Ра» (предателей, преступников и т.д.) иногда реально сжигали заживо на жаровнях в ее храмах.

У древних египтян была ипостась богини в облике чудища Mут-Сехмет-Бастет , у которого были два крыла, львиные когти, половой член и три головы: женщины, львицы и стервятника. Души мертвых могли призвать это ужасное божество, чтобы оно спасло их от мучительной смерти, когда они подвергались осуждению за неправедную земную жизнь.

Вернувшаяся в Египет из Ливийской пустыни

В одном из мифов Мут отождествляется с дочерью Ра, принимающей вместе с отцом облик кошек, чтобы убить извечного врага бога солнца – гигантскую змею Апопа . В этом же облике Мут бродила по Ливийской пустыне, куда убежала после ссоры с отцом.

Понадобились настоятельные просьбы, чтобы Мут – кошка - вернулась в Египет. Ее возвращение приветствовали с огромной радостью боги, люди и животные. Этот сюжет был воспроизведен в храмах, посвященных Мут.

В храме Мут на озере Ашеру регулярно проводился важный ритуал умиротворения. Смысл ритуала заключался в том, чтобы преобразовать Мут в облике богини-воительницы и разрушительницы Сехмет в одну из ее более добрых ипостасей – Мут в облике женщины, Леди Ашеру, Хатхор или Баст. Только в этом случае богиня могла согласиться зачать от мужа и родить божественного ребенка.

Богине Мут в форме Мут-Сехмет приписали возможности как по предотвращению, так и ниспосланию на людей чумы и других инфекционных заболеваний.

Ряд исследователей полагает, что сотни статуй богини с головой львицы из храма Мут в Карнаке были созданы и установлены для того, чтобы защитить Египет от эпидемий, которые периодически опустошали Древний Восток.

Мут заменила Амаунет , первую жену Амона, став его главной женой в Фивах.

Иконография Мут

Мут изображается обычно в виде женщины в красном или синем льняном облегающем платье с головным убором стервятника и часто с двойной короной Верхнего и Нижнего Египта (иногда только белая корона Верхнего Египта).

В руках она часто держит свиток папируса или анх – символ жизни. Иногда Мут изображается с руками, вытянутыми под прямым углом друг к другу, с приложенными к ним крыльями.

Кроме того, есть изображения богини Мут с головой львицы.

Священным животным Мут являлась корова.

1989 году в процессе реставрации колоннад двора Аменхотепа III в Луксорском храме были подняты полы храма для укрепления фундамента сооружения. В северо-западном углу двора был обнаружен тайник с превосходными статуями божеств, которые некогда украшали храм и были спрятаны от вандалов в годы угасания древнеегипетской цивилизации. Среди памятников особое место по уровню исполнения занимает поврежденная диада Амона, владыки Луксора и его супруги Мут. Божественная чета, в облике которой были запечатлены фараон Рамсес II с одной из своих супруг, выполнена из полупрозрачного алебастра, поверхность которого в нескольких местах сохранила элементы раскраски. К сожалению, фигура Амона была сильно повреждена еще в древности, — сохранилась лишь ее нижняя часть; к счастью фигура богини, наоборот, практически не пострадала и дошла до нашего времени в первозданном облике.

Мут, супруга Амона и мать лунного бога Хонсу, издревле почитавшаяся в Фивах, изображена в облике небесной царицы, облаченной в длинное узкое платье, в головном уборе в виде крыльев золотого коршуна, увенчанного па-схемти — двойной короной Верхнего и Нижнего Египта. На груди Мут — широкое ожерелье усех, символизирующее собой солнечное сияние. Одна рука богини покоится на коленях, второй она нежно обнимает супруга. С непревзойденной тонкостью и изяществом выполнено поражающее своей красотой лицо богини, тонкие пальцы рук, детали головного убора; все это позволяет по праву считать памятник одним из шедевров египетского искусства.

Имя фараона Рамсеса II, по приказу которого была выполнена чета великих фиванских божеств, сохранилось в надписях на престолах Амона и Мут. Тексты называют Рамсеса возлюбленным «Амоном, владыкой неба, господином Фив» и «Мут, владычицей Ишеру». Поврежденная надпись около головы богини также именует ее «госпожой Ишеру» — ее священного озера в Карнаке и «владычицей неба и Обеих земель». Задняя часть скульптурной группы покрыта выписанной четыре раза титулатурой Рамсеса II.

Подобно Исиде и Хатхор, Мут почиталась, прежде всего, как небесная мать царя, кормящая его своим божественным молоком. Сохранилось большое количество амулетов, изображающей богиню сидящей на престоле и дающей грудь царственному младенцу. Но если Хатхор это созидательная энергия и основной принцип жизни вселенной, то Мут — вселенский порядок, установленный в предвечные времена и персонифицированный понятием царственности и законности. Хатхор вызывает желание жизни, а Мут хранит новую жизнь; обе богини являют собой нерасторжимое единство «двух матерей», которые стоят у истоков зачатия и рождения новой жизни, паводка Нила, вселенского благополучия, обновления созидательных сил вселенной, и, наконец, подносят новорожденного царя к вселенскому престолу его отца Амона-Ра.

В эпоху Нового царства широкую известность имел оракул богини Мут в Ишеру (Карнак), к которому цари прибегали при решении важных государственных вопросов; в частности, именно согласно волеизъявлению оракула богини при XXI династии в Фивах были перезахоронены останки многих фараонов XVIII — XX династий, скрытые жрецами в тайнике в скалах Дейр эль-Бахри. В яростном облике Мут часто отождествлялась с львиноголовой богиней Сехмет, статуями которой был украшен во время правления фараона Аменхотепа III храм богини Мут в Ишеру, который был когда-то жемчужиной египетского храмового зодчества. Как дочь солнечного божества, его Око, Мут также отождествлялась и с Тефнут и считалась одним из воплощений грозной и, одновременно, милостивой богини, поддерживающий вселенский миропорядок. В Гелиополе и Карнаке богиня Мут повелевала «великими печами», в которых сжигались магические статуэтки врагов и недоброжелателей Египта, а также, вероятно, люди, совершившие преступления сакрального толка. Иногда Мут изображалась в своей триумфальной андрогинной форме — в виде женщины с тремя головами — львицы в короне шути, женщины в короне па-схемти и самки коршуна в короне дешрет; при этом богиня имеет львиные лапы, крылья и фаллос.

Сопроводительные тексты именуют ее «Мут-Исида-Нехбет, мать великая, владычица» и говорят о ней как о великой защитнице. «Книга мертвых» (гл. 164) упоминает гимн-заклинание, с которым следовало обращаться к такой ипостаси богини: «Произносить слова (над образом) Мут с тремя ликами; первый (лик) — это Пахет в короне из перьев; второй лик — (это) Паит в двойной короне; третий лик — лик коршуна в короне из перьев; (у нее) фаллос, два крыла и когти львиные; изображена краской из мирры и порошка уаджет, смешанными с охрой на льняной пелене. Перед ней стоит карлик, и другой — позади нее...»

Далее текст утверждает, что этот ритуал, посвященный Мут, поможет обрести умершему божественность и победить смерть. В каждом египетском храме были музыкальные ансамбли, в которые входили только жрицы высокого ранга, одновременно бывшие профессиональными певицами, допущенные к участию в богослужении внутри святилища. Источники Нового царства с особым почтением упоминают фиванский хор богини Мут, госпожи Ишеру, жрицы которого были известны по всему Египту своими голосами и благочестием.

«Супруги бога» или верховные жрицы храма Амона в Карнаке в эпоху III Переходного периода считались земными воплощениями богини и носили эпитеты «явление красот Мут», «повелительница красотами Мут», «владычица красот Мут, око Ра».

Публикации

El-Saghir M. Das statuenversteck im Luxortempel. — Mainz, 1991, s. 58 — 61.
Солкин В. В. Солнце властителей. Древнеегипетская цивилизация эпохи Рамессидов. — М. 2000, с. 119.