Если не будет благодатного огня. Откуда берется благодатный огонь? Наука и мифы

Что будет, если Благодатный огонь не сойдет, рассказывает архимандрит Виктор (Коцаба).

Справка:

Благодатный огонь является в храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений. По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел апостол Петр.

Евсевий Памфил повествует в своей "Церковной истории", что когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы. Среди ранних упоминаний свидетельства мусульман, католиков.


– Отче, сколько раз Вы присутствовали при схождении Благодатного огня?

– Милостью Божьей довелось быть несколько раз свидетелем этого чуда. Конечно, впечатления незабываемые. Прежде всего, сама поездка требует определенных усилий: в эти дни в Иерусалиме огромное количество людей и совсем не просто пройти в Кувуклию Гроба Господня, где сходит Благодатный огонь.

Такое ощущение, что именно в этот день, в Великую субботу, Храм Гроба Господня становится центром мира. Народ прибывает еще с вечера, весь город перекрыт, активизируются полицейские на постах. Непрост и путь до Храма Воскресения Христова, который нужно преодолеть, войдя в старый город. Через каждые 100-200 метров – новый пост, люди сбиваются в толпы. В одной из них мы однажды стояли больше часа. Сам путь не длинный, но занимает примерно до 1,5 – 2 часов. Случается, что тебя зажмут в центре давки, и ты никуда не можешь продвинуться. Все торопятся к Храму Гроба Господня.

Мне запомнилась моя первая поездка на схождение Благодатного огня, тогда у меня не было никаких особых пропусков, но удалось спокойно пройти весь путь и остановиться прямо возле входа в Кувуклию. Тогда для меня это было тоже чудом. (улыбается)

– Никто не знает, в какой момент сойдет Благодатный огонь? Как проходит ожидание?

– Вся наша делегация уже с 10 утра находится в Храме. Огонь сходит обычно около 2 часов дня. Мы все это время пребываем на одном месте, потому что если выйдем, то зайти будет нелегко, практически невозможно. Вокруг крики, суета, шум и жара. Есть, конечно, возможность помолиться, потому что стоим возле самой Кувуклии Гроба Господня.

Сначала появляется арабская православная молодежь, которая на своем языке выкрикивает лозунги, предвозвещающие, что Христос Воскрес, поет разные песни, бегает, вылезает с барабанами на Кувуклию. Увидев впервые такое поведение в храме, я был поражен. Но это считается нормой: во времена, когда Иерусалим находился под британским мандатом, английский губернатор попытался запретить эти «дикарские» пляски, молодежь в Храм не впустили – и Огонь не появился. Патриарх молился в Кувуклии два часа и затем приказал впустить арабов... Тогда только огонь снизошел.

Арабы словно обращаются ко всем народам: правильность нашей веры Господь подтверждает низведением Благодатного Огня накануне православной Пасхи.

Далее Патриарх с архиереями Иерусалимской Церкви возглавляет Крестный ход, трижды обходя Кувуклию, после чего полностью разоблачается и заходит во внутрь. Тушат все лампады. Устанавливается царственная тишина, несмотря на большое количество людей, только появляются вспышки телефонов, фотоаппаратов. Спустя минут 15 Патриарх выходит уже с Огнем и раздает его всем. Кто-то из «танцевавших» православных арабов подбегает к нему, берет Огонь, и, рассекая толпу, просто бежит в другой конец Храма. Через считаные минуты весь Храм пылает Благодатным огнем.

Сразу же после схождения огонь обладает особым свойством, он не жжет лицо и руки. Я проверял на себе, действительно это так. Он ощущается мягким, не похожим на привычный для нас огонь. После этого все друг друга поздравляют словами «Христос Воскрес!»

– Есть предание, что если не сойдет огонь, то будет конец света.

– Это, конечно, известное предание, поэтому все ждут с трепетом и страхом схождения Благодатного огня.

– А были случаи, когда огонь не сходил?

– Был единственный случай в истории, когда схождение Благодатного огня произошло за пределами Храма по молитвам православного патриарха. Произошло это в 1579 г.

Как известно, владельцами Храма Гроба Господня являются несколько Церквей. И вот священники Армянской Церкви, вопреки традиции, уговорили и подкупили султана Мурата Правдивого и градоначальника, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный огонь. По призыву армянского духовенства со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху. Православные вместе с Патриархом Софронием IV были отстранены не только от Кувуклии, но и выведены из Храма. Они молились о схождении огня перед входом в святыню, скорбя о случившемся.

Армянский Патриарх молился около суток, однако никакого чуда не произошло. В один момент с неба ударил луч, как это обычно бывает при снисхождении огня, и попал точно в колонну у входа, рядом с которой находился Православный Патриарх. Из нее во все стороны брызнули огненные всплески – и зажглась свеча у Православного Патриарха, который передал единоверцам Благодатный огонь. Это колона до сегодняшнего дня сохранилась у входа в Храм Воскресения Христового.

Беседовала Наталья Горошкова

За ним в аэропорт «Борисполь» специально поедут представители кременчугской городской власти и духовенства. Благодатный огонь доставят в Свято-Успенский кафедральный собор (Крюков), где его будут встречать епископ Кременчугский и Лубенский Николай, а также священники православных храмов города. Как сообщили в пресс-службе епархии, предполагается, что Огонь успеют привести до начала праздничного Богослужения, т.е. приблизительно к 10-11 часам вечера. После встречи, священники - представители храмов - зажгут от него специальные лампады и повезут Огонь в другие церкви епархии.

Почему так важно, чтобы сошел Благодатный огонь? Что будет, если этого не случится? На эти и другие вопросы мы попросили ответить епископа Кременчугского и Лубенского Николая.


-- Владыка, каждый год верующие с замиранием наблюдают за чудом схождения Благодатного огня в храме Гроба Господнего в Иерусалиме. Когда это произошло впервые?

Упоминания о схождении небесного огня есть еще в Ветхом завете. Там описаны несколько случаев, когда Господь посылал огонь с небес в знак того, что ему угодна принесенная жертва, что Он ее принимает. В наши дни, в дни Нового Завета, самые первые сведения о схождении Благодатного огня встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской. Они датируются IV веком. Хотя есть и более ранние упоминания. По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа. Это увидел один из апостолов - Петр. Однако называть какую-то конкретную дату нельзя. Можно только говорить, что Огонь начал сходить со времен первых христиан, а это уже более двух тысяч лет тому назад.

- Что означает сам факт схождения Благодатного огня?

Этим чудом Господь как бы подтверждает благосклонность, благодать Божию к людям. Это когда Бог благоволит к нам, к нашим молитвам, к нашему покаянию.

-- Если Огонь не сойдет, может ли это означать приближение конца света?

Вообще-то, существует три поверья, которые могут предвещать приближение конца света. И говорить о том, что конец света близок можно лишь в том случае, если сбудутся все три. Первое - если будет найден Ноев Ковчег на горе Арарат. Второе - когда засохнет Мамврийский дуб, под которым Авраам встретил Трех Ангелов - Святую Троицу. И третье - если не сойдет Благодатный огонь. Уже есть исторические свидетельства того, что Ноев Ковчег найден. Что касается Мамврийского дуба, то было время, когда он засыхал. Однако в 90-х годах, во время возрождения православной веры, когда открывались церкви и стали полноценно вестись службы, дуб снова ожил. Так в 1996 году на нем видели зеленые листья, а в 1998 году возле корневого ствола появились живые отростки. А ведь этому дереву уже около 5000 лет. Сейчас ствол дуба, к сожалению, засох, его поддерживают металлические подпорки.

Третьим свидетельством приближения конца света будет, если в канун Пасхи, в Великую Субботу, Небесный огонь не сойдет на гроб Господний. Но все зависит от нас. Пока люди в храмах молятся, каются, Господь терпит и посылает Благодать, свидетельством чего и есть схождение Благодатного огня.

- И все же, если Огонь вдруг не сойдет, чего ожидать миру?

Сегодня уже ни у кого не спросишь и нельзя уточнить, что будет, если чуда схождения Огня не произойдет. Есть церковные предания, есть Святое Письмо. По Святому Писанию, если Огонь не сойдет, это будет знак того, что конец света близок, что будет воцарение антихриста. Настанут страшные дни для людей Божьих, для тех, кто не захочет поклоняться тьме. Как сказано в Писании, все знаки, которые мы получим о приближении конца света, это и будет подтверждением последних дней жизни на земле.

Схождение Благодатного огня происходит только на православную Пасху и только в присутствии и на молитве православного Патриарха Иерусалимского. Как вы это объясните?

Только истинностью православной веры. Есть такое свидетельство, что однажды православного Патриарха выгнали из храма Гроба Господнего, закрыв двери в церковь. Патриарх остался на крыльце у входа. Он стоял со свечами в руках и молился. И по его молитве Огонь Божий сошел на колону, возле которой стоял патриарх. Случилось это в 1579 году. Сейчас эта колона так и стоит у входа.

Степушова Любовь 12.03.2018 в 15:08

Благодатный огонь перестал сходить в Храме Гроба Господня? Тогда нас ждут нелегкие испытания, если не гибель цивилизации. И в первую очередь это коснется сейчас торжествующего Израиля. Но вполне возможно, что мы имеем дело с "фейкньюс" от еврейских "фарисеев", которые так и не приняли учения Христа.

Израильский портал Istael info разоблачил в минувшее воскресение постановку о схождении Благодатного огня на христианскую Пасху устами "армянского священника Самуила Агояна". Агоян заявил в репортаже "Хадашот 2", что "патриархи зажигают связки восковых свечей от масляной лампады и ничего мистического в благодатном огне нет". "Бог творит чудеса, но не на потеху людям", - пояснил священнослужитель. Напомним, что Храм Гроба Господня находится под патронажем Армянской православной церкви. Предание гласит, что когда Благодатный огонь перестанет появляться, тогда Благоволение Божие покинет мир и произойдет воцарение антихриста.

Как сказал "Правде.Ру" протоиерей Всеволод Чаплин, бывший глава синодального отдела по взаимодействиям​ Церкви и общества , "израильский телеканал, как и многие в Израиле и в мире, хотели бы найти свидетельства относительно того, что чудо схождения Благодатного огня не происходит". Можно верить этим свидетельствам, можно нет, но очевидно, что сами эти разоблачения имеют "некий антихристианский подтекст", заметил протоиерей.

"Если бы действительно Благодатный огонь перестал сходить и чудо сменилось манипуляциями, то это говорило бы только о том, что милость Божья отходит от нашего мира, потому что он все больше отходит от Христа на уровне государственного устройства, на уровне общественных установлений", - сказал "Правде.Ру" Всеволод Чаплин.

По его мнению, происходит ли чудо сейчас - "это тема для очень прямого, очень откровенного разговора". Священник полагает, что Иерусалимская православная патриархия и "наши церковные спикеры будут отмалчиваться или ограничиваться туманными формулировками, а нужно честно объясниться с людьми: сходит ли действительно Огонь, или он зажигается в алтаре".

"Если имеет место второе - это не повод для отчаяния, уныния, бунта против Бога, это не повод для возмущений, это просто должно подтолкнуть нас к осознанию того факта, что мир живет неправильно и чудо у нас отнято по грехам этого мира", - резюмировал в интервью "Правде.Ру" Всеволод Чаплин.

Напомним, евреи не приняли учения Иисуса Христа. Они до сих пор считают, что Христос не был тем Мессией, которого они ждали, так как не применил свою силу для установления справедливости на земле и нарушил законы Ветхого Завета, например, заповедь о нерабочей субботе или правило "Единого Бога", введя понятие "Троицы".

Пример такого еврея - Иуда, который жаждал увидеть в Христе великого израильского "политика", который свергнет ненавистное римское иго, возвысит еврейский народ до необычайных высот и установит Царство Божие на земле.

Сам Христос говорил, что "Царствие Божие - внутри нас есть" и по причине нежелания евреев меняться от человека разумного к человеку любящему предвидел скорое разрушение Иерусалима и еврейского государства. "Пусть мертвые хоронят своих мертвецов", - говорил Христос.

Апостол Павел считал неверие в Христа евреев - временным: "Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня". Но, видимо, время прозрения и сегодня не пришло. После того, как евреи были собраны Творцом вновь в единое государство с подачи христиан в 1947 году, они не раскаялись и не изменились. Напротив, сегодня играют на Ближнем Востоке, в отношениях с Палестиной, Ираном, Сирией, крайне дестабилизирующую роль. Поэтому современному Израилю, вероятно, уготовано повторить судьбу древнего государства.

Что же касается предположения протоирея Чаплина о том, что в последнее время Огонь не сходит по причине нарушения христианами заповедей, то, действительно, так близко к гибели, как сегодня, цивилизация не была никогда. Об этом говорит "мирное" вырождение западного мира и войны, убивающие Восток.

Единственная надежда - на Россию и ее президента - православного христианина, который может наказывать любя и любить наказывая. "Россия имеет те неоспоримые преимущества перед другими странами, потому что она напрямую управляется Богом, а если это не так, то не понятно, как она вообще существует", - процитировал Владимир Путин в фильме "Миропорядок" Владимира Соловьева высказывание российского генерал-фельдмаршала Христофора Миниха. Есть ощущение, что если в последнее время Благодатный огонь и перестал сходить, то скоро вернется.

Если же новость о Благодатном огне - фейк, то это не наш грех и не наши проблемы.

В Три случая, когда Благодатный огонь не пожелал сходить по воле и амбициям отдельно взятых личностей.

Древнее время

Разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта. Найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от Церкви.

В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов. Произошел раскол христианской церкви, на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную - на Востоке с центром в Константинополе.

В течение нескольких веков Иерусалим находился под контролем Восточной церкви. И не было ни одного случая, когда бы благодатный огонь не сошел бы на христиан.

В 1099 г. Иерусалим был завоеван крестоносцами. Римская церковь, получив поддержку герцогов и баронов и считая Православных за вероотступников, принялись буквально попирать их права и православную веру. Православным христианам было запрещено входить в Храм Гроба Господня, их изгоняли из храмов, у них отбирали имущество и церковные здания, унижали и притесняли, вплоть до применения к ним пыток.

Вот как описывает этот момент английский историк Стивен Рансимен в своей книги «Падение Константинополя»: «Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков (ред: православных христиан) из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии…».

Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него…

Скоро грянуло Божье возмездие. В 1101 году в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав.

Средние века

В 1578 году, после очередной смены турецкого градоначальника Иерусалима, армянские священники договорились с новоиспеченным «мэром» о том, что право получения Благодатного Огня вместо Иерусалимского Православного Патриарха получит представитель Армянской церкви. По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху...

В Великую Субботу 1579 года Православного Патриарха Софрония IV со священнослужителями не пустили в Храм Гроба Господня. Они стояли перед закрытыми дверями Храма с внешней стороны. Армянские священнослужители вошли в Кувуклию и приступили к молитвенным призывам к Господу о схождении Огня. Но их молитвы не были услышаны.

Стоящие у закрытых дверей Храма православные священники также обращались ко Господу с молитвами. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей Храма, треснула, из нее вышел Огонь и зажег свечи в руках у Иерусалимского Патриарха. С великой радостью православное священство вошло в Храм и восславило Господа. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть на одной из колонн, расположенных слева от входа.

Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника. «Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: «Ты еси един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера - вера православных христиан» - писал инок Парфений.

Турецкое начальство весьма разгневалось на самонадеянных армян, и поначалу даже хотело казнить иерарха, но позже смиловалось и постановило ему в назидание о случившемся на Пасхальной церемонии всегда следовать за Православным патриархом и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного Огня.

Хотя власть давно сменилась, обычай сохраняется до сих пор. Кстати, это была не единственная попытка мусульманских властей, воспрепятствовать схождения Благодатного огня. Вот что пишет известный исламский историк ал-Бируни (IX-X вв.): «...однажды губернатор приказал заменить фитили медной проволоки, надеясь что лампады не загорятся и само чудо не произойдет. Но тогда же когда огонь сошел, медь загорелась».
XX век

Согласно укоренившейся за 2000 лет традициям обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен, монахи лавры преподобного Саввы Освященного и местные православные арабы.

В Великую Субботу, через полчаса после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем, сидя верхом друг на друге врывается в Храм и начинает песни и пляски. О времени установления этого ритуала нет свидетельств. Возгласы и песни арабской молодежи представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери, Которую просят умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке.

По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918-1947) английский губернатор попытался запретить однажды «дикарские» пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа: Огонь не сошел. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел...