Итальянская философия XVI и первой половины XVII в. Философия италии

1. Введение. В развитии схоластической философии принимали участие итал. ученые с мировым именем - это прежде всего Ансельм Кентерберийский, Бонавентура и Фома Аквинский. Собственно итал. философия начинается с Ренессанса - возрождения греч. философии, совершавшегося в итал. духе. 2. Ренессанс и гуманизм. За платоновскую философию выступил Плетон (ок. 1355-1450), потому что она ближе, чем аристотелевская, стояла к христ. способу мышления. К нему присоединились Марсилио Фичино, руководитель платоновской Академии во Флоренции, и Джованни Пико делла Мирандола, в то время как Пьетро Помпонацци защищал аристотелизм в духе александрийской школы (см. Александрийская философия). Ортодоксальность частично обнаруживает аристотелизм позднейшего Ренессанса, представленный Андреа Цезальпинусом (1519 - 1603) и Джакомо Забареллой (1532-1589). Ученый-естественник все более и более выступает против сложившегося философского типа: Джеронимо Kapдано создал динамическую философию универсальной смены форм; меньшее значение для философии имел известный деятель науки Бернардино Телезио. Франциск Патриций (1529-1597) пытался объединить критическое исследование природы со спекулятивной метафизикой света. Все эти мыслители были предвестниками подлинных духовных борцов, чьи ряды возглавил Леонардо да Винчи (1452 - 1519), который в своем философско-научном исследовании гениально объединил созерцание и мышление, в то время как Никколо Макиавелли развивал философию национальной истории. Джордано Бруно вновь открывает в видимой Вселенной невидимую бесконечность Бога, которая наполняет человека "героическими страстями". И уже окончательное преодоление средневековья в духе пытливой науки (естествознания) приходит вместе с Галилео Галилеем.

3. Контрреформация и Просвещение (сер. 17 -кон. 18 в.). Уже Патриций своими философскими работами способствовал Контрреформации, в еще большей мере это можно сказать о Томмазо Кампанелле, несмотря на его подчеркнутую враждебность к схоластике. Кардинал Беллармин (1542 - 1621) защищает родственное догмату о папской непогрешимости убеждение о власти папы. Основателем современного историзма стал Джамбаттиста Вико. Чезаре Беккариа-Бонезана создал социал-реформистскую философию морали и права. Философия англ, и франц. Просвещения была воспринята итал. мыслителями, но дальше они ее не развили.

4. Девятнадцатый век. Энтузиазм, родственный спекулятивному взлету в нем. идеализме и представленный в Северной Италии кантианцем Антонио Росмини и Винченцо Джоберти, для итал. философии оказался решающим. Для Джоберти, в своем мышлении поднявшегося до Гегеля и диалектического метода, не только бытие, но и само божественное бытие доступно познанию." Философия, развиваемая в Южной Италии, к этому времени была охвачена первой волной гегельянства; главные его представители здесь - Бертрандо Спавента (1817-1883) и Франческо де Санктис (1817-1883). Паскуале Галлуппи (1770-1846) и Альфонсо Теста (1784-1860) были кантианцами. Наконец, в философии имел место и позитивизм, представленный Карло Каттанео (1801 - 1869) и Джузеппе Феррари (1812 - 1876), защищавшими линию Вико в гуманитарных науках. В сер. 19 в. возникло сильное неосхоластическое движение; его представители: Каэтано Сансеверино (1811 - 1865), Томмазо Циглиара (1833 - 1893) и Маттео Либераторе (1825 - 1892). Это движение получило существенную поддержку в энциклике папы Льва XIII "Aeterni Patris", вышедшей в 1879, и благодаря основанию в 1891 Академии Фомы в Ватикане. Наоборот, следующая волна гегельянства произвела слабое воздействие на итал. философию. Новейшее кантианство получило известное влияние только благодаря Карло Кантони (1840-1906); ему следовали Феличе Токко (1845-1911), историк философии Алесандро Чиапелли (1875 - 1931) и скептический критик Джузеппе Рейсы. На границе между идеализмом и позитивизмом стоял Бернардино Вариско (1850 - 1933). Представителями новейшего (естественно-научного позитивизма являлись Роберто Ардиго и Паскуале Виллари (1827 - 1917). Позитивистскую социологию представлял Антонио Лабриола.

5. Двадцатый век. Ведущий итал. философ этого столетия - Бенедетто Кроче, который сам себя называл идеалистом в духе Де Санктиса в эстетике, гербартианцем в морали и вообще в понимании ценностей, антигегельянцем и антиметафизиком в теории истории и понимании мира вообще, натуралистом или интеллектуалистом в теории познания. Наряду с ним следует упомянуть неогегельянца Джованни Джентиле, представителя "актуалистического" идеализма.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИТАЛЬЯНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

В развитии филос. идей в Италии различаются следующие гл. периоды: рабовладельческий (античный), феодальный (средневековый), период перехода от феодализма к капитализму (гл. обр. эпоха Возрождения), капиталистический (включая и период империализма вплоть до современности). В рабовладельческом (антич-ном) периоде развития философии на территории совр. Италии, продолжавшемся примерно с конца 6 в. до н.э. до 5–6 вв. н.э., можно выделить ее др.-греч. и др.-рим. этапы. С конца 6 – нач. 5 вв. до н.э. в Юж. Италии и в Сицилии развернулась деятельность Пифагора и его школы, а затем элейской школы, Эмпедокла и нек-рых др. представителей древнегреческой философии. Однако для развития философии в Древней Италии более важную роль сыграли представители римской философии, – с одной стороны, материалист Лукреций, с другой, – представители различных идеалистич. и эклектич. школ – Цицерон, Сенека и др. мыслители, писавшие на лат. яз. В дальнейшем с Италией частично была связана деятельность Августина, произведения к-рого, написанные на лат. яз., сыграли значит. роль в процессе перехода философии антич. рабовладельч. общества в философию ср.-век. феод. общества как в Италии, так и вообще в Зап. Европе. В меньшей степени то же самое следует сказать о философии Боэция, также писавшего на лат. яз. В феодальный (средневековый) п е р и о д развития философии на территории совр. Италии (прибл. 6–14 вв.) осн. ее направлениями явились: схоластика (ранняя и поздняя), обслуживавшая господствующую рим.-католич. церковь; мистика, также находившаяся на службе этой церкви; мистика, выражавшая интересы угнетенных крестьянско-плебейских масс; падуанский аверроизм, связанный в своем развитии с зарождавшейся бюргерской оппозицией феодализму. Одним из представителей схоластики был Петр Дамиани (1007–72), выступавший зa полное подчинение "диалектики" (т.е. философии) богословию и выдвинувший формулу о философии как "служанке теологии" (ancilla theologiae). Другой схоластик, Ланфранк, тоже итальянец по происхождению, деятельность к-рого, однако, протекала гл. обр. в Нормандии и Англии, считался одним из наиболее искусных "диалектиков" своего времени. Его учеником стал знаменитый Ансельм Кентерберийский, происходивший из Аосты (в Пьемонте), самый видный представитель ранней схоластики в Зап. Европе ("отец схоластики", как наз. его мн. историки философии). К числу последующих представителей схоластики, происходивших из Италии, относится Петр Ломбардский. Уроженцем Тоскании был один из наиболее видных представителей ортодоксального августинского мистицизма 13 в. Иоанн Фиданца, прозванный Бонавентурой. Его младший современник и друг Фома Аквинский пошел, однако, по др. филос. пути и стал центр. фигурой зап.-европ. схоластики. Уроженец Аквино (недалеко от Неаполя), Фома свою лит.-преподават. деятельность развивал гл. обр. в Париже и Кельне, однако приезжал и в Италию, в частности в Неаполь (1272–74). Ср.-век. Италия дала неск. видных представителей крест. оппозиции церк.-феод, иерархии, облекавшейся в форму мистицизма; к ним относятся, напр., Арнольд Брешианский и особенно Иоахим Флорский. Несмотря на столь значительное число представителей ортодоксальной схоластики и на деятельность папской курии в Риме, историч. особенности развития Италии (в частности, более раннее, по сравнению с др. странами Западной Европы, развитие здесь интенсивной городской жизни) сделали ее страной, где уже в конце 13 – нач. 14 вв. возникла серьезная оппозиция господствовавшей тогда в Европе схоластической философии. Она проявлялась не только в номиналистических тенденциях в самой схоластике (см. Номинализм), но была связана прежде всего с деятельностью итал. последователей Ибн Рошда (Аверроэса) – аверроистов, группировавшихся преиму-щественно в Падуанском ун-те. Падуанские аверроисты, посвятившие себя гл. обр. изучению медицины, широко использовали учение Ибн Рошда о бессмертии коллективного человеч. интеллекта и смертности индивидуальной человеч. души. Первым представителем падуанского аверроизма считается Пьетро д´Абано. Аверроизм падуанцев был одним из важных теоретич. источников свободомыслия и материализма в Италии эпохи Возрождения. Большое значение для Италии 14–16 вв. имела аверроистская концепция двойственной истины как в силу того, что она способствовала отделению философии и зарождавшейся науки от теологии, так и в силу своего влияния на секуляризацию политики. С обоснованием этой политич. концепции выступил в 14 в. Марсилий Падуанский в своем произв. "Защитник мира" ("Defensor pacis"). Высказываясь против подчинения политики каким бы то ни было религ. и моральным идеалам, перенося центр тяжести политич. проблематики с вопроса о целях политики на вопрос о ее средствах, отвергая первенство "божественного права" по отношению к гражд. жизни, автор "Защитника мира" выступил как предшественник Макиавелли, Гроция, Гоббса и Спинозы. Под влиянием аверроизма находился и великий итал. поэт Данте (1265–1321), давший в своей "Божественной комедии" яркую художеств. иллюстрацию ср.-век. теологич. мировоззрения и борьбы разных обществ. сил. В этом соч. прослеживается значит. влияние арабо-неоплатоновской метафизики света. Значит. влияние аверроизма проявляется также в политич. произв. Данте "О монархии" (Dante Alighieri, De monarchie, год напис. неизв.), в к-ром доказывалась естеств. необходимость монархич. власти и развивались мысль о том, что светская власть должна быть независима от духовной. Выводя общество и гос-во из человеч. природы и не обращаясь при этом к авторитету божеств. провидения, высказываясь также за установление единой и сильной монархич. власти, Данте выступал в своем политич. трактате с идеями, аналогичными идеям Марсилия Падуанского. В целом, однако, итал. аверроизм 13–14 вв., отражая интересы богатого бюргерства и отчасти дворянства, заинтересованных в развитии произ-ва, торговли и науч. понимания природы, а также в защите сильной и независимой от церкви монархич. власти, не был антирелигиозным и не стремился к отказу от учения об откровении. В дальнейшем школа падуанских аверроистов насчитывала множество приверженцев. Виднейшими из них были Павел Венецианский (ум. в 1429), августинский монах, пришедший к выводам крайнего аверроизма; менее смелый Гаэтано Тиенский (1387–1465), пытавшийся совместить аверроизм с католич. вероучением; Николетто Верни, преподававший в Падуе с 1471 по 1499 (умер в том же году). В 16 в. аверроизм продолжал развиваться (см. ниже). Для подготовки философии эпохи Возрождения определенное значение имел своеобразный итал. эпикуреизм 13–14 вв.; известно, напр., что Данте именно за эпикурейское вольномыслие поместил в ад своего приятеля Гвидо Кавальканти. В период перехода от феодализма к капитализму Италия одно время (14–15 вв.) возглавляла капиталистич. развитие Зап. Европы и занимала ведущее место в зап.-европ. философии. И. ф. эпохи Возрождения развивалась в связи с широкими нар. движениями, с успехами техники и естествознания, а также во взаимодействии с Реформацией, подрывавшей вековые устои католицизма. Для И. ф. этой эпохи характерно обилие направлений, острота борьбы материализма против идеализма, развитие новых идей. Большинство произв. науч. и филос. мысли по-прежнему писалось на лат. яз., однако мн. из них были созданы и на итал. яз., к-рый, т.о., стал одним из первых нац. филос. языков в Зап. Европе. Гл. направлениями И. ф. в эту эпоху являлись: 1) офиц. схоластич. философия, всемерно поддерживавшаяся рим.-католич. церковью и преподававшаяся в подавляющем большинстве ун-тов; 2) различные как материалистич., так и идеалистич. направления филос. мысли, связанные с деятельностью гуманистов, возродивших в эту эпоху мн. идеи антич. философии, пребывавшие в забвении в эпоху средневековья; 3) натурфилософское направление; 4) естественно-науч. направление; 5) направления социологич. мысли, неоднородные по своим классовым устремлениям. Схоластич. философия оставалась в течение всей эпохи Возрождения гл. врагом передовых филос. направлений в Италии. Она опиралась на мощную организац. поддержку рим.-католич. церкви, нередко прибегавшей к физич. расправе над прогрессивными мыслителями. Эта реакц. роль рим.-католич. церкви и обслуживавшей ее схоластич. философии особенно усилилась со 2-й пол. 16 в., когда вместе с наступлением феод. реакции началась эпоха католич. контрреформации. Тридентский собор (1545–63), сыгравший решающую роль в конституировании католич. контрреформации, подтвердил значение философии Фомы Аквинского в качестве незыблемой истины, а папа Пий V в 1567 провозгласил Фому одним из учителей католич. церкви. Из числа сторонников философии Фомы Аквинского выделялся Фома де Вио из Гаэты (1469–1534), кардинал и генерал доминиканского ордена, написавший обширный комментарий к его "Своду богословия" ("Summa theologiae", 1507–22). Попытку юридич. и социологич. обоснования "права" папства на духовное руководство обществом предпринял кардинал Роберто Беллармино (1542–1621), один из виднейших идеологов инквизиции. Хотя в Италии все еще господствовали католическая религия и схоластическая философия, все же им были нанесены могучие удары как итал. атеистами и материалистами, так и представителями передовой философии др. стран Зап. Европы. Эти удары были нанесены прежде всего гуманистами, много потрудившимися над возрождением антич. культурного, лит. и филос. наследия. Уже великий итал. поэт Петрарка, считающийся родоначальником гуманизма, уделял филос. вопросам значит. внимание. Интересуясь преим. вопросами морали, Петрарка одним из первых обратился к произв. рим. философов – к Цицерону и Сенеке. Из последующих гуманистов, сыгравших заметную роль в развитии И. ф. в рассматриваемую эпоху, следует назвать Леонардо Бруни (1369–1444), к-рый сделал переводы нек-рых произв. Платона и Аристотеля с греч. на лат. яз., что способствовало адэкватному пониманию воззрений двух великих представителей антич. филос. мысли. Известный гуманист Валла вошел в историю итал. и европ. философии как один из продолжателей морального учения эпикуреизма, к-рое под его пером становилось средством обоснования зарождавшегося бурж. индивидуализма. Под влиянием Баллы находилась Римская академия, объединявшая ученых, поэтов и философов-гуманистов, не признававших существования потустороннего мира, бессмертия души, пренебрежительно относившихся к католич. церкви и папской курии. В 1468 эта академия была закрыта по распоряжению папы Павла II, обвинившего ее членов в организации респ. заговора с целью ликвидации папства. Дальнейшему ознакомлению с антич. филос. наследием, сыгравшим огромную роль в развитии не только итал., но и европ. философии вообще, много способствовала деятельность ряда визант. ученых, стекавшихся в Италию, особенно в связи с завоеванием Византии турками (см. Византийская философия). Так, для ознакомления с философией подлинного Аристотеля много сделали как своими переводами произв. философа с греч. языка на лат., так и комментариями к ним ученые греки: Георгий Трапезунтский (1396 – ок. 1484), Феодор Газа, Иоанн Аргиропулос (ум. 1486), Эрмолао Барбаро (1454–1493). Деятельность визант. платоника Плифона и его друга кардинала Виссариона также способствовала большому оживлению интереса к философии Платона и неоплатоников и к возникновению платоновской академии во Флоренции (1459). Гл. представители этой академии – Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола. Деятельность платоновской академии во Флоренции – сложное и противоречивое явление культуры и философии эпохи Возрождения. С одной стороны, очевидна антисхоластич. направленность ее трудов, способствовавшая подрыву господств. религии, особенно католической. В произв. ее представителей содержится, напр., идея, согласно к-рой единая религ. "истина" не созрела и существующие вероисповедания – лишь этапы на пути к ее полному познанию, что вносило элементы историзма и рационализма в понимание религии и элементы скептицизма по отношению к господств. религиям. С другой стороны, общая направленность трудов флорентийских платоников, связанных с аристократич. кругами, носила религ.-мистич. характер, выражавшийся в стремлении к обновлению христианской религии на основе философии Платона. Этим объясняется и враждебная позиция, занятая флорентийскими платониками по отношению к падуанским аристотеликам-аверроистам, материалистические устремления к-рых достигают наибольшей силы в конце 15 – нач. 16 вв. Самым ярким представителем материалистич. аристотелизма был Пьетро Помпонацци, опровергавший в своем произв. "О бессмертии души" (P. Pomponazzi. De immortalitate animae) и в полемике с двумя представителями падуанского аверроизма – Агостино Нифо (1473–1546) и Алессандро Акиллини (1463–1518) мнение Ибн Рошда об объективном, космич. существовании коллективного человеч. разума и защищавший тезис о материальности, а тем самым и смертности индивидуальной человеч. души. Эта материалистич. позиция Помпонацци, опиравшегося на т. зр. древнего комментатора Аристотеля Александра Афродизийского, получила широкое признание в Сев. Италии. Вопрос этот, органически связанный с системой моральных воззрений эпохи, принадлежал тогда к числу наиболее актуальных филос. проблем. Помпонацци был также виднейшим представителем теории двойственной истины, пропаганда к-рой была запрещена постановлением Латеранского собора (1512). Материалистич. тенденции аристотелизма были усилены Помпонацци, подчеркнувшим сенсуалистич. происхождение наших знаний и развивавшим свойственный Аристотелю взгляд на отношения бога и природы, согласно к-рому бог не вмешивается в процессы природы, к-рые должны быть объяснены естеств причинами, исключающими чудеса. Тем самым открывались широкие возможности перед эмпирич. естествознанием, развивавшимся под покровом концепции двойственной истины. Видным натуралистом рассматриваемой эпохи, примыкавшим к линии материалистич. аристотелизма, был Андрее Чезальпино. Другой представитель падуанской школы философ Якобо Дзабарелла (1532–89) прославился своими ЛОГИЧ. соч. Его преемник по кафедре в Падуе Чезаре Кремонини (1550–1631) – последний представитель школы. Во 2-й пол. 16 – в нач. 17 вв. аристотелизм не представлял уже самого влият. направления И. ф. Для этого периода более характерны натурфилос. концепции, свободные от аристотелевских рамок и опиравшиеся на др. античные филос. источники, а также на первые успехи революц. естествознания, прежде всего – на идеи Коперника. Эти концепции отражали страстные стремления передовых людей эпохи к пониманию природы и к подчинению ее сил контролю человека. Натурфилос. концепции этой эпохи в Италии были связаны с именами Фракасторо, Кардано, Телезио, Патрици, Кампанеллы, Бруно, Ванини. Наиболее характерными особенностями воззрений этих мыслителей являются: 1) натуралистич. пантеизм, основывающийся как на неоплатонизме, так и на стоицизме (Телезио) и переходящий у Телезио, Бруно и Ванини в материализм; 2) органистическо-гилозоистич. взгляд на мир, выражавшийся в понимании природы как огромного (у Бруно даже бесконечного) живого и изменяющегося организма; 3) понимание человека (микрокосмоса) в качестве неотъемлемой части природы (макрокосмоса); 4) элементы диалектики, проявляющиеся в подчеркивании всеобщей связности и движения вещей и процессов природы, а также в убеждении, согласно к-рому сущность изменений, происходящих в действительности, вытекает из борьбы противоположных начал (по-разному определявшихся различными натурфилософами); 5) понимание человека как части природы при довольно слабом еще познании ее подлинных элементов и законов и рассмотрение природы по аналогии с человеком, что обычно приводило натурфилософов к антропоморфно-телеологич. истолкованию природы; 6) отсюда значит. количество фантастич. элементов в воззрениях натурфилософов, выражавшихся в астрологич. суевериях, широко распространенных в эту эпоху, в увлечении магией, алхимией, каббалистич. и пифагорейской мистикой чисел и т.п. В деятельности итал. натурфилософов важны, однако, не эти фантастич. суеверия, являвшиеся в значит. мере результатом недостаточности развития естествознания в переходную от феодализма к капитализму эпоху, сколько новый взгляд на природу и те новые науч. результаты, к к-рым они приходили вопреки своим иногда весьма фантастич. концепциям и к-рые в конечном итоге способствовали разрушению фантастики этих концепций. Принципы материалистич. истолкования природы более четко и определенно выражены в естественно-науч. направлении И. ф. рассматриваемой эпохи. Его гл. представителями были Леонардо да Винчи и Галилей, к-рые были теснее, чем натурфилософы, связаны с практич. производств. запросами своей эпохи, более свободны от антич. источников в своем теоретизировании и не строили, в отличие от натурфилософов, широких умозрит. фантастич. концепций. Леонардо и особенно Галилей сформулировали глубокие методологич. идеи и стали первыми теоретиками экспериментально-математич. естествознания, зародившегося в рассматриваемую эпоху в связи с успехами капиталистич. способа произ-ва и вызвавшего могучий подъем технич. творчества. Леонардо, величайший универсальный гений к-рого простирался на изучение многих областей науки, вошел, кроме того, в историю итал. и европ. философии как крупный теоретик реалистич. иск-ва. Галилей же четко сформулировал принципы механистич. истолкования природы, ставшие одним из важнейших исходных пунктов в развитии механистич. и метафизич. материализма в европ. философии 17 и 18 вв. В эпоху Возрождения Италия сделала значит. вклад и в развитие социологич. мысли, что связано в первую очередь с трудами Макиавелли, а также Гвиччардини. Макиавелли, один из самых влият. политич. мыслителей 16 в., обосновал необходимость секуляризации политики и освобождения ее не только от религии, но и от морали, став одним из первых представителей бурж. юридич. мировоззрения. Он выступил также одним из первых в новое время теоретиков общества, сущность к-рого усматривалась в неизменной "человеческой природе". Макиавелли вошел также в историю политич. мысли своей эпохи как теоретик сильного, независимого от церк. авторитета централизов. гос-ва. Если Макиавелли выступил идеологом итал. буржуазии и др. эксплуататорских слоев, заинтересованных в объединении Италии, то чаяния плебейских масс были выражены Кампанеллой, к-рый нарисовал в своем произв. "Город Солнца" утопич. идеал коммунистич. общества, в к-ром все граждане трудятся, а распределение осуществляется по потребности. Регулированием обществ. жизни занимаются лица, выбранные гражданами соответственно знаниям и добродетели. Гл. обр. к итал. Возрождению относятся известные слова Энгельса: "Духовная диктатура церкви была сломлена... Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до этого времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 346). Наступление феод. реакции и сопровождавшая его католич. контрреформация постепенно низвели Италию в число отсталых стран Европы, что сказалось во 2-й пол. 17 в. также и на философии. В это время здесь не существовало ни филос. школ, ни сколько-нибудь влият. филос. направлений; в лучшем случае были талантливые одиночки. К ним относится крупный социолог и философ Вико, автор "Оснований новой науки об общей природе наций", содержащих ряд гениальных, хотя и идеалистически выраженных идей относительно закономерностей обществ. развития, к-рое он трактовал как бесконечно повторяющийся круговорот. Для филос. взглядов Вико характерен своеобразный историзм, благодаря к-рому он предвосхитил нек-рые идеи Гердера и Гегеля. Крупный юрист и публицист Беккариа в своей работе "О преступлениях и наказаниях" выдвинул ряд бурж.-демократич. принципов, характерных для эпохи Просвещения и отразивших борьбу против феод. ограничений и притеснений. В. Соколов. Москва. К нач. 19 в. И. ф. в сравнении с философией др. крупных европ. стран имела отсталый, в значит. мере эпигонский характер. Не осталось и следа от блестящего расцвета философии в эпоху Возрождения. Упадок филос. мысли в Италии во многом обусловливался экономич. и политич. отсталостью страны и засильем католич. церкви. В И. ф. нач. 19 в. можно заметить известное влияние идей франц. просветителей. Среди итал. сенсуалистов этого периода наиболее известен Романьози. Однако господствующее положение в филос. мысли первых десятилетий 19 в. занимали различные направления католич.философии, среди к-рых наибольшую известность получили учения Галлуппи (1770–1846), испытавшего значит. влияние Канта, а также Розмини и Джоберти, к-рые возглавляли первоначально т.н. либерально-католич. движение в Италии. В политич. позициях и деятельности этих мыслителей (особенно Джоберти) были определенные прогрессивные для итал. действительности того времени моменты (антифеод. и нац.-объединит. тенденции, борьба против иезуитов и пр.). Что касается их филос. воззрений, то они были реакционными. Розмини и Джоберти стремились к возрождению ср.-век. религ. философии, в известной мере приспособляя ее к требованиям времени. Значит. влияние на их взгляды оказали Платон, Августин, а на Розмини также Кант. Кроме борьбы с материализмом и атеизмом, для филос. систем Розмини и Джоберти характерна резкая критика диалектики Гегеля. В противовес ей Джоберти выдвинул собственную концепцию "диалектики", ведущую происхождение от Платона и ср.-век. христ. философии. "Диалектика" Джоберти основывается на идее творца как первой и единств. причины движения и развития, на идее примирения в боге всех существующих в мире противоположностей. В 30–60-х гг. 19 в. итал. филос. и общественно-политич. мысль развивалась под влиянием усиливающейся борьбы за нац. освобождение и объединение страны, начавшейся еще в период наполеоновских войн. Заметную роль в развитии обществ. сознания итал. общества сыграли руководители этой борьбы Дж. Мадзини (1805–72) и Дж. Гарибальди (1807–82). Идеи Мадзини имели в целом положит. значение в развитии передовой итал. мысли, несмотря на их умеренность и противоречивость. Он выступил как идеолог мелкой и средней буржуазии, боровшейся против монархизма и клерикализма, за нац. освобождение. Однако Мадзини проповедовал сотрудничество трудящихся и эксплуататоров, испытывал чувство страха перед народом. Мадзини, по словам Маркса, "...забывает, что ему следовало бы обратиться к крестьянам, к этой веками угнетаемой части Италии..."(Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 50). Филос. взгляды Мадзини, идеалистические по своему характеру, имели религ.-мистич. окраску. Гарибальди стоял на гораздо более революц. позициях, чем Мадзини. Хотя Гарибальди и не был теоретиком и его воззрения не отличались достаточной четкостью и систематичностью, воздействие их на передовые силы итал. общества было огромным. Гарибальди понимал, что общество расколото на две враждебные части – трудящихся и эксплуататоров. Он призывал к борьбе против эксплуататоров. Для воззрений Гарибальди характерен интернационализм. Не имея ясного представления о целях и задачах 1-го Интернационала, он, тем не менее, относился к нему с большой симпатией. В этот период в Италии выдвинулся целый ряд прогрессивных мыслителей. Среди них – мыслитель-революционер Пизакане, представители раннего итал. позитивизма Каттанео и Феррари. Эти мыслители, принадлежавшие к республиканско-демократич. крылу освободит. движения, выдвинули ряд передовых для Италии того времени идей (концепция необходимости социальной революции, нек-рые идеи, близкие историч. материализму, и др.). Для их взглядов характерна ярко выраженная антитеологич. направленность. В развитии И. ф. 2-й пол. 19 в. выделяются два периода. В первый (50–70-е гг.) наиболее значит. направлением в И. ф. была школа неаполитанских гегельянцев. Второй период (70–90-е гг.) характеризуется почти безраз-дельным господством позитивизма. Неаполитанское гегельянство не было однородным направлением, в нем сосуществовали различные, иногда противоположные, тенденции. Наиболее известной фигурой среди правых неаполитанских гегельянцев был Вера – типичный эпигон Гегеля. Он всецело находился во власти спекулятивных догм, слепо преклонялся перед поверхностно понятой гегелевской философией. К левому крылу неаполитанских гегельянцев принадлежали Б. Спавента, Де Санктис, С. Спавента и др. Левое неаполитанское гегельянство – сложное и противоречивое идейное течение. Развиваясь в эпоху борьбы за освобождение и объединение Италии, становления единого итал. гос-ва, оно, несмотря на свою политич. умеренность, было одной из форм выражения прогрессивных устремлений итал. интеллигенции. Для левых неаполитанских гегельянцев характерно стремление к преодолению догматич. гегельянства, стремление в известной мере связать свои теоретич. построения с жизнью. Отправляясь от учения Гегеля, они искали новых путей в философии. В процессе эволюции филос. взглядов Б. Спавента и Де Санктиса в них все более обнаруживались материалистич. тенденции, к-рые, однако, не были систематизированы и не превратились у них в четкую концепцию. Левому итал. гегельянству свойственна просветительская, гуманистич., антиклерикальная направленность. В силу своей противоречивости неаполитанское гегельянство послужило идейным источником двух противоположных линий развития филос. мысли в Италии. Итал. марксисты (А. Лабриола и др.) стали преемниками его прогрессивных тенденций. Итал. неогегельянцы 20 в. (Кроче, Джентиле), наоборот, отсекли эти тенденции, пошли вправо, в направлении последовательного идеализма и политич. реакции. Диалектика и материалистич. тенденции левых неаполитанских гегельянцев сыграли существенную роль в подготовке почвы для развития марксизма в Италии. А. Лабриола, первый итал. пропагандист и теоретик марксизма, был учеником Б. и С. Спавента. Теоретич. воззрения А. Лабриолы 90-х гг., когда он после длительной идейной эволюции пришел к марксизму, представляют собой высшую точку в развитии итал. социально-политич. и филос. мысли 19 в. Свои многочисл. теоретич. работы Лабриола посвятил по преимуществу проблемам историч. материализма ("Об историческом материализме", 1896, рус. пер. 1925, и др.). Лабриола боролся с оппортунизмом и ревизионизмом, хотя его собств. взгляды и не были свободны от нек-рых ошибок (колебания в сторону агностицизма, оправдание итал. внешнеполитич. экспансионизма и пр.). После образования единого независимого итал. гос-ва, а отчасти еще в период борьбы за освобождение и воссоединение страны, в среде итал. интеллигенции широкое распространение получил позитивизм. В последние десятилетия 19 в. позитивизм почти безраздельно господствовал в итал. бурж. идеологии и культуре. Прогрессивные моменты, содержавшиеся в воззрениях представителей раннего итал. позитивизма, почти совершенно исчезли у позитивистов более позднего периода. Итал. позитивизм 2-й пол. 19 в. – крайне неоднородное, пестрое и в общем неоригинальное явление. К нему примыкали люди, вышедшие из самых различных школ: ученые-естествоиспытатели, иногда близкие к вульгарному материализму, представители гуманитарных наук и т.д. На позитивистских позициях стояло большинство социалистич. теоретиков в первые десятилетия развития итал. рабочего движения. Наиболее известной фигурой среди поздних итал. позитивистов был Ардиго. В первые годы 20 в. итал. бурж. идеологи стали отходить от позитивизма. Правящие классы искали новые формы идеологии, к-рые, с одной стороны, отвечали бы условиям начавшейся эпохи империализма и требованиям борьбы с развивавшимся рабочим движением, с другой – идеологически скрепляли бы политич. компромисс между старыми феод. группировками и буржуазией, на основе к-рого произошло объединение страны. Идеологич. объединение различных групп правящих классов Италии не могло быть достигнуто на базе позитивистского мировоззрения, к-рое, несмотря на всю свою ограниченность, было неприемлемо для реакц. аграриев, связанных с церковью и ее идеологией. Бурж. интеллигенция искала систему, приемлемую для различных правящих группировок. Антипозитивистская кампания в И. ф. начала 20 в. была всеобщей: против позитивизма выступали все существовавшие или возникавшие в то время идеалистич. и религ. направления: неокантианцы, неогегельянцы, томисты, модернисты, мистики и даже сравнительно близкие к позитивизму прагматисты. Прагматизм (Вайлатти, Кальдерони, Папини, Преццолини) оказался кратковрем. явлением в И. ф., в сущности, в значит. мере привнесенным извне и чуждым ей по характеру. Влияние неокантианства (К. Кантони, Маши, Мареска, Баратоно, Ренада и др.) в И. ф. более устойчиво, но никогда не было преобладающим. Хотя религ. философия заняла господств. позиции в бурж. мысли Италии только к середине века, уже в этот период довольно значительным было влияние католич. (томистских и др.) и близких к ним систем (объективно-идеалистич. системы Вариско, Мартинетти и др.). После непродолжительной конкурентной борьбы между указанными и др. направлениями господств. место в итал. бурж. философии на неск. десятилетий заняло неогегельянство в объективно-идеалистич. (Кроче) и субъективно-идеалистич. (Джентиле) формах. Неогегельянский идеализм оказался системой, приемлемой для различных групп правящих классов Италии, давал им тщательно разработанную систему филос. и социально-политич. воззрений, объединял различные направления консервативной идеологии, светскую бурж. культуру с ее традиционным (и ставшим в неогегельянстве в значит. мере внешним) антиклерикализмом, с замаскированной защитой утонченных религ. воззрений. Итал. неогегельянцы восприняли и развили наиболее консервативные стороны неаполитанского гегельянства. Они критиковали справа философию Гегеля, считая его идеализм недостаточно последовательным. Свою задачу они видели в освобождении учения Гегеля от "ошибочной идеи природы" и превращении гегельянства в "чистую философию духа". Для бескомпромиссного идеализма итал. неогегельянства характерно отрицание какого бы то ни было познават. значения математич. и естеств. наук, за к-рыми признавалась лишь чисто утилитарная, практич. ценность. Итал. неогегельянцами была предпринята "реформа" гегелевской диалектики, лишавшая ее, по существу, всякого рационального и тем более революц. содержания. Несмотря на критику офиц. религии, итал. неогегельянцы неоднократно подчеркивали близость своих систем к религ. философии и общность их задач. Отстаивавшаяся неогегельянцами "имманентистская" концепция божества, так же как и связанный с нею отказ от наивной религ. мифологии, представляли собой попытку сделать религ. концепцию более утонченной и приемлемой в совр. условиях. Сближение итал. неогегельянства с религией с годами возрастало. Как отмечают итал. исследователи-марксисты, философия Кроче и Джентиле до сих пор является одним из крупнейших препятствий для развития прогрессивной культуры, в частности в силу союза, к-рый они исторически установили в Италии с католич. спиритуализмом. Для социально-политич. концепций итал. неогегельянства характерны: защита частной собственности и системы эксплуатации, стремление доказать "вечность" капитализма и "утопичность" коммунизма, апология силы, войны, политич. макиавеллизма, крайний антидемократизм. Итал. неогегельянство развивалось в непрерывной и ожесточенной борьбе с марксизмом. Кроче претендовал на роль "могильщика" марксизма в Италии. Однако нападки неогегельянцев, как впоследствии и политич. репрессии, не смогли предотвратить блестящего расцвета марксистской мысли в Италии. После более чем десятилетнего перерыва в конце 10-х гг. она вновь стала распространяться. Теоретич. наследие замечат. мыслителя-марксиста Грамши (Ореrе, v. 1–9, Torino, 1952–58; в рус. пер. – Избр. произв., т. 1–3, М., 1957–59), а впоследствии работы коммунистов, его продолжателей, философов, социологов, публицистов, доказали жизненность и непобедимость традиций марксистской мысли в Италии. Офиц. гос. идеологией в Италии с сер. 20-х гг. до краха режима Муссолини был фашизм, типичное порождение эпохи империализма, монополистич. капитализма. Идейные корни фашистской идеологии – в иррационалистич. и националистич. течениях европейской, в частности итал., культуры. Впоследствии эта идеология находит более или менее откровенную поддержку со стороны представителей почти всех течений итал. бурж. философии. Редким исключением в их среде были те, кто отвергали всякий компромисс с идеологией фашизма. Среди идейных вдохновителей фашистской идеологии на итал. почве следует упомянуть писателей-декадентов Маринетти (1876–1944) и Д´Аннунцио (1863–1938). Большое влияние на формирование человеконенавистнич. фашистской теории оказали концепции известного итал. социолога Парето. Послужили подготовкой итал. фашизма и вошли затем в его идейный арсенал и мн. идеи итал. неогегельянцев. Дж. Джентиле, бывший первоначально, как и Б. Кроче, лидером итал. бурж. либерализма, впоследствии примкнул к фашистскому режиму и даже стал его полуофиц. идеологом. Б. Кроче, в отличие от Джентиле, после непродолжительного периода симпатии к фашизму занял но отношению к нему отрицат. позицию. Однако его оппозиция фашистскому режиму была далекой от народа, враждебной по отношению к антифашистской оппозиции демократич. сил; по своему характеру она была пассивной, основывалась на выжидат. тактике и носила поэтому двусмысленный, противоречивый характер, удерживая значит. часть итал. интеллигенции от активной борьбы с фашизмом. Итал. неогегельянство стало сходить со сцены в 40-х гг. 20 в. Кроче не оставил филос. школы, если не считать отд. последователей (К. Антони и нек-рые др.). Влияние Джентиле продолжало оставаться весьма значительным, но его последователи существ. образом видоизменили его учение. Они разделились на т.н. "левых" и "правых" джентилианцев. К "левому" джентилианству относятся своеобразные релятивистские учения Уго Спирито (р. в 1896) (т.н. "проблематизм") и Г. Калоджеро (р. в 1904). Согласно учению "левых" джентилианцев, любое окончат. науч. и филос. решение какой бы то ни было проблемы иллюзорно. Исследователю ничего не остается, как вечно переходить от проблемы к проблеме, никогда их не решая. Любая филос. система есть догматич. миф. Из всех мифов нужно избрать наименее догматический, каковым и является, по мнению Спирито, "проблематизм". Осн. задача, к к-рой, по его мнению, должен стремиться "проблематизм" и к-рая фактически недостижима, – преодолеть самого себя, прийти к собств. отрицанию, к абсолютному. Более многочисленна и влиятельна группа т.н. правых джентилианцев. К ней относятся представители т.н. католич., или христианского, спиритуа лизма (М. Ф. Шакка, А. Карлини, А. Гуццо, Ф. Батталья), религ. учения, соединяющего элементы системы Джентиле с учениями Платона, Августина и Розмини. То, что большинство последователей Джентиле пришло от его философии к религии, к реабилитации католицизма – очень характерный факт, обнаруживающий одну из знаменательных тенденций итал. неогегельянства, показывающий, куда оно росло. В центре внимания "христианских спиритуалистов", в отличие от томизма, офиц. философии католич. церкви, – индивидуальное сознание, "внутреннее", показ пути "самосознания" к богу. "Христианский спиритуализм" отбрасывает томистскую псевдонауч. маскировку и, подобно итал. неогегельянству, откровенно выступает против науки. Несмотря на эти и нек-рые другие различия, между двумя осн. направлениями итал. католич. философии нет принципиальной разницы. Их осн. задача – доказательство бытия бога (занимающее большое место в их работах, в частности в работах Шакка, Ф. Батталья и др.), обоснование религ. догматов и идеологич. защита капитализма. Представители обоих осн. направлений итал. религ. философии объединяются в т.н. Галларатском движении, основанном в 1945. Ежегодно происходят съезды участников этого движения. Итальянский, как и всякий, томизм стремит

Вплоть до позднего средневековья философия на территории Италии развивалась в общих рамках европейской средневековой мысли. Выходцами из Италии были такие крупнейшие представители средневековой философии, как Петр Дамиани, Ланфранк, Ансельм Кентерберийский, Петр Ломбардский, Фома Аквинский , деятельность которых протекала преимущественно за пределами Италии. Большую связь с Италией обнаруживают мистические учения Арнольда Брешианского и Иоахима Флорского . По существу начало формирования итальянской философии относится к 13-14 вв. Важную роль в этом процессе сыграли Болонский и Падуанский университеты; последний стал центром аверроистского аристотелизма (Пьетро д"Абано и др.), с которым связано развитие учения о двойственной истине - философской и религиозной (Марсилий Падуанский ).

В эпоху Возрождения итальянская философия играет ведущую роль в развитии европейской философии. В целом ренессансная мысль проникнута идеями гуманизма (в широком смысле слова), который противопоставляется первоначально (Петрарка, Боккаччо) поздней схоластике. Философия эпохи Возрождения ещё слабо вычленена в системе культуры и не имеет чёткого осознания специфических для неё предмета и методов; она обычно не отделяет себя от теологии, магии, рождающейся экспериментальной науки, теории искусства и т.п. В общем русле увлечения гуманистов мудростью древних намечаются тенденции к возрождению учений, несовместимых с христианским миросозерцанием, в частности эпикуреизма.

Хотя в эпоху Возрождения властно заявляют о себе материалистические и атеистические идеи (Дж. Ч. Ванини и др.), они предстают в целом как тенденции и стороны различных идеалистических концепций. Особое место в формировании новых моральных и политических принципов занимает Н. Макиавелли , утверждающий автономную значимость "государственной необходимости", её независимость от каких-либо моральных и религиозных оснований и выдвигающий идеал сильного человека, своей "доблестью" призванного победить слепую "судьбу". Идеи Макиавелли оказали значительное воздействие не только на мыслителей его эпохи, но и на социологическое концепции нового времени.

Гуманисты опираются в своих философских построениях на традиции платонизма (сказывается также влияние Августина и восточной патристики), пытаясь синтезировать их с принципами христианского вероучения (М. Фичино, Пико делла Мирандола и деятельность Платоновской академии во Флоренции). Обращение к неоплатонизму и некоторым эзотерическим учениям (каббала и т.п.) привело к распространению оккультных наук, в том числе астрологии и алхимии. Из этого увлечения "магическими науками" родилась итальянская натурфилософия эпохи Возрождения (Дж. Кардано, Б. Телезио, Ф. Патрици, Т. Кампанелла), достигшая наивысшего развития у Дж. Бруно.

Проникнутая пантеистическими умонастроениями и гилозоизмом, натурфилософия Возрождения утверждает единство и иерархическая упорядоченность мира, где всё - от сферы духа до сферы низших существ и самой материи - пронизано "симпатическими" связями субстанциального сродства. На основе представления о единстве человека (микрокосма) и вселенной (макрокосма) возникает идеал человека-мага, открывающего закономерное действие потаённых сил и благодаря этому господствующего над стихиями. Эти магические устремления натурфилософов способствовали развитию опытного знания, экспериментального естествознания. Материалистические тенденции в итальянской философии Возрождения достигают высшего развития у П. Помпонацци, в целом придерживавшегося аристотелизма.

Во 2-й половине 17-18 вв. итальянская философская мысль скудеет: в это время в Италии не существовало ни философских школ, ни сколько-нибудь влиятельных философских направлений. Особняком стоит Дж. Вико, один из основоположников историзма в новоевропейской философии, предшественник Гердера и Гегеля. Вико выдвинул теорию исторического круговорота - циклического развития наций, и дал опыт целостного истолкования различных форм духовной культуры и социальной жизни как определённого исторического единства.

Господствующее положение в философии начала 19 в. занимали различные направления католической мысли, главным образом учения А. Розминии В. Джоберти , испытавших известное влияние И. Канта и полемизировавших с гегелевской диалектикой. В 1830-60-е гг. выдвигается ряд прогрессивных мыслителей, принадлежавших к демократическому крылу национально-освободительного движения (К. Пизакане, К. Каттанео, Дж. Феррари).

(II в. н. э.), Секст Эмпирик (III в. н. э.), Александр Афродисийский (III в. н. э.), Аммоний Саккас (III в. н. э.), Плотин (205-270 н. э.), Порфирий (232-304 н. э.), Ямвлих (242-327 н. э.), Фемистий (317-388 н. э.), Аврелий Августин (354-430 н. э.), Прокл Диадох (411-485 н. э.), Иоанн Филопон (490-570 н. э.), Дамаский (462-540 н. э.), Боэций (472-524 н. э.) и Симпликий (490-560 н. э.). На римскую философию оказала сильное влияние греческая .

Средневековье

Ренессанс

Как с другими историческими периодами существуют различные подходы к датировке эпохи Ренессанса и определению её границ. Считается, что Ренессанс возник в Италии (итальянский Ренессанс) и впоследствии охватил всю Европу .

Гуманизм

Гуманисты итальянского Ренессанса верили, что свободные искусства должны практиковаться всеми, независимо от социального положения. Они также поощряли самостоятельность, ценность и достоинство человеческой индивидуальности, и полагали: жизнь предопределена природой, однако человек волен выбрать свой путь.

Неоплатонизм

В Италии так же был распространен неоплатонизм , который возрождал интерес к Античности , к платонизму , в особенности во Флоренции под управлением Медичи .

Макиавелли

Новейшее время

Итальянская философия с 1920 по 1940 гг. в основном фашистская. В XX веке Джованни Джентиле был одним из крупных итальянских философов-идеалистов фашистского направления, основателем теории актуального идеализма . Представителем так называемого левого джентилианства в это время был философ и экономист Уго Спирито (1896-1979).

Важным критиком Джентиле был философ-неогегельянец Бенедетто Кроче , который обвинял интеллигенцию, сотрудничающую с фашистским правительством в предательстве идеалов итальянского Рисорджименто . Наиболее значителен вклад Кроче в эстетику и философию истории , его работы оказали существенное влияние на эстетическую мысль первой половины XX столетия .

Напишите отзыв о статье "Итальянская философия"

Литература

  • Яковенко, Б . Итальянская философия последнего времени. Обзор. - М. : Тип. «Печатное Дело» Ф. Я. Бурче, 1910. - Кн. 2. - С. 259-285.
  • Губский Е.Ф., Кораблёва Г.В., ред. Философский энциклопедический словарь . - М .: Инфра-М, 2009. - 576 с.
  • Философская энциклопедия . В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960-1970.
  • Гарин Э. Хроника итальянской философии XX века Пер. с итальянского. М.: Прогресс, 1965.- 483 с.
  • Эфиров С. А. Итальянская буржуазная философия XX века. М.: Мысль, 1968.- 268 с.
  • Д. Реале, Д. Антисери . Итальянская философия в эпоху Рисорджименто. Итальянская философия эпохи Рисорджименто. Общие черты / Западная философия от истоков до наших дней: От романтизма до наших дней. СПб.: Петрополис, 1997. - 850 стр.
  • Итальянская и испанская философия на рубеже XX-XXI веков: Сборник обзоров и рефератов / Под редакцией Ю. А. Кимелева . - М .: РАН. ИНИОН . Центр гуманитарных научно-информационных исследований. Отдел философии, 2005. - 136 с. - ISBN 5-248-00 222-2 .
  • Зорин А.Л . Этика итальянских неоидеалистов. Проблема обоснования морали и метода. Краснодар, 1999.- 180 с.
  • Шевакин Г.Г. Итальянские философские журналы первой половины XX в. // Историко-философский ежегодник"2011. М., 2012. - С.268-277. ISBN 978-5-88373-345-0

Отрывок, характеризующий Итальянская философия

– Безухов est ridicule [смешон], но он так добр, так мил. Что за удовольствие быть так caustique [злоязычным]?
– Штраф! – сказал молодой человек в ополченском мундире, которого Жюли называла «mon chevalier» [мой рыцарь] и который с нею вместе ехал в Нижний.
В обществе Жюли, как и во многих обществах Москвы, было положено говорить только по русски, и те, которые ошибались, говоря французские слова, платили штраф в пользу комитета пожертвований.
– Другой штраф за галлицизм, – сказал русский писатель, бывший в гостиной. – «Удовольствие быть не по русски.
– Вы никому не делаете милости, – продолжала Жюли к ополченцу, не обращая внимания на замечание сочинителя. – За caustique виновата, – сказала она, – и плачу, но за удовольствие сказать вам правду я готова еще заплатить; за галлицизмы не отвечаю, – обратилась она к сочинителю: – у меня нет ни денег, ни времени, как у князя Голицына, взять учителя и учиться по русски. А вот и он, – сказала Жюли. – Quand on… [Когда.] Нет, нет, – обратилась она к ополченцу, – не поймаете. Когда говорят про солнце – видят его лучи, – сказала хозяйка, любезно улыбаясь Пьеру. – Мы только говорили о вас, – с свойственной светским женщинам свободой лжи сказала Жюли. – Мы говорили, что ваш полк, верно, будет лучше мамоновского.
– Ах, не говорите мне про мой полк, – отвечал Пьер, целуя руку хозяйке и садясь подле нее. – Он мне так надоел!
– Вы ведь, верно, сами будете командовать им? – сказала Жюли, хитро и насмешливо переглянувшись с ополченцем.
Ополченец в присутствии Пьера был уже не так caustique, и в лице его выразилось недоуменье к тому, что означала улыбка Жюли. Несмотря на свою рассеянность и добродушие, личность Пьера прекращала тотчас же всякие попытки на насмешку в его присутствии.
– Нет, – смеясь, отвечал Пьер, оглядывая свое большое, толстое тело. – В меня слишком легко попасть французам, да и я боюсь, что не влезу на лошадь…
В числе перебираемых лиц для предмета разговора общество Жюли попало на Ростовых.
– Очень, говорят, плохи дела их, – сказала Жюли. – И он так бестолков – сам граф. Разумовские хотели купить его дом и подмосковную, и все это тянется. Он дорожится.
– Нет, кажется, на днях состоится продажа, – сказал кто то. – Хотя теперь и безумно покупать что нибудь в Москве.
– Отчего? – сказала Жюли. – Неужели вы думаете, что есть опасность для Москвы?
– Отчего же вы едете?
– Я? Вот странно. Я еду, потому… ну потому, что все едут, и потом я не Иоанна д"Арк и не амазонка.
– Ну, да, да, дайте мне еще тряпочек.
– Ежели он сумеет повести дела, он может заплатить все долги, – продолжал ополченец про Ростова.
– Добрый старик, но очень pauvre sire [плох]. И зачем они живут тут так долго? Они давно хотели ехать в деревню. Натали, кажется, здорова теперь? – хитро улыбаясь, спросила Жюли у Пьера.
– Они ждут меньшого сына, – сказал Пьер. – Он поступил в казаки Оболенского и поехал в Белую Церковь. Там формируется полк. А теперь они перевели его в мой полк и ждут каждый день. Граф давно хотел ехать, но графиня ни за что не согласна выехать из Москвы, пока не приедет сын.
– Я их третьего дня видела у Архаровых. Натали опять похорошела и повеселела. Она пела один романс. Как все легко проходит у некоторых людей!
– Что проходит? – недовольно спросил Пьер. Жюли улыбнулась.
– Вы знаете, граф, что такие рыцари, как вы, бывают только в романах madame Suza.
– Какой рыцарь? Отчего? – краснея, спросил Пьер.
– Ну, полноте, милый граф, c"est la fable de tout Moscou. Je vous admire, ma parole d"honneur. [это вся Москва знает. Право, я вам удивляюсь.]
– Штраф! Штраф! – сказал ополченец.
– Ну, хорошо. Нельзя говорить, как скучно!
– Qu"est ce qui est la fable de tout Moscou? [Что знает вся Москва?] – вставая, сказал сердито Пьер.
– Полноте, граф. Вы знаете!
– Ничего не знаю, – сказал Пьер.
– Я знаю, что вы дружны были с Натали, и потому… Нет, я всегда дружнее с Верой. Cette chere Vera! [Эта милая Вера!]
– Non, madame, [Нет, сударыня.] – продолжал Пьер недовольным тоном. – Я вовсе не взял на себя роль рыцаря Ростовой, и я уже почти месяц не был у них. Но я не понимаю жестокость…
– Qui s"excuse – s"accuse, [Кто извиняется, тот обвиняет себя.] – улыбаясь и махая корпией, говорила Жюли и, чтобы за ней осталось последнее слово, сейчас же переменила разговор. – Каково, я нынче узнала: бедная Мари Волконская приехала вчера в Москву. Вы слышали, она потеряла отца?
– Неужели! Где она? Я бы очень желал увидать ее, – сказал Пьер.
– Я вчера провела с ней вечер. Она нынче или завтра утром едет в подмосковную с племянником.
– Ну что она, как? – сказал Пьер.
– Ничего, грустна. Но знаете, кто ее спас? Это целый роман. Nicolas Ростов. Ее окружили, хотели убить, ранили ее людей. Он бросился и спас ее…
– Еще роман, – сказал ополченец. – Решительно это общее бегство сделано, чтобы все старые невесты шли замуж. Catiche – одна, княжна Болконская – другая.
– Вы знаете, что я в самом деле думаю, что она un petit peu amoureuse du jeune homme. [немножечко влюблена в молодого человека.]
– Штраф! Штраф! Штраф!
– Но как же это по русски сказать?..

Когда Пьер вернулся домой, ему подали две принесенные в этот день афиши Растопчина.
В первой говорилось о том, что слух, будто графом Растопчиным запрещен выезд из Москвы, – несправедлив и что, напротив, граф Растопчин рад, что из Москвы уезжают барыни и купеческие жены. «Меньше страху, меньше новостей, – говорилось в афише, – но я жизнью отвечаю, что злодей в Москве не будет». Эти слова в первый раз ясно ыоказали Пьеру, что французы будут в Москве. Во второй афише говорилось, что главная квартира наша в Вязьме, что граф Витгснштейн победил французов, но что так как многие жители желают вооружиться, то для них есть приготовленное в арсенале оружие: сабли, пистолеты, ружья, которые жители могут получать по дешевой цене. Тон афиш был уже не такой шутливый, как в прежних чигиринских разговорах. Пьер задумался над этими афишами. Очевидно, та страшная грозовая туча, которую он призывал всеми силами своей души и которая вместе с тем возбуждала в нем невольный ужас, – очевидно, туча эта приближалась.
«Поступить в военную службу и ехать в армию или дожидаться? – в сотый раз задавал себе Пьер этот вопрос. Он взял колоду карт, лежавших у него на столе, и стал делать пасьянс.
– Ежели выйдет этот пасьянс, – говорил он сам себе, смешав колоду, держа ее в руке и глядя вверх, – ежели выйдет, то значит… что значит?.. – Он не успел решить, что значит, как за дверью кабинета послышался голос старшей княжны, спрашивающей, можно ли войти.
– Тогда будет значить, что я должен ехать в армию, – договорил себе Пьер. – Войдите, войдите, – прибавил он, обращаясь к княжие.
(Одна старшая княжна, с длинной талией и окаменелым лидом, продолжала жить в доме Пьера; две меньшие вышли замуж.)
– Простите, mon cousin, что я пришла к вам, – сказала она укоризненно взволнованным голосом. – Ведь надо наконец на что нибудь решиться! Что ж это будет такое? Все выехали из Москвы, и народ бунтует. Что ж мы остаемся?
– Напротив, все, кажется, благополучно, ma cousine, – сказал Пьер с тою привычкой шутливости, которую Пьер, всегда конфузно переносивший свою роль благодетеля перед княжною, усвоил себе в отношении к ней.
– Да, это благополучно… хорошо благополучие! Мне нынче Варвара Ивановна порассказала, как войска наши отличаются. Уж точно можно чести приписать. Да и народ совсем взбунтовался, слушать перестают; девка моя и та грубить стала. Этак скоро и нас бить станут. По улицам ходить нельзя. А главное, нынче завтра французы будут, что ж нам ждать! Я об одном прошу, mon cousin, – сказала княжна, – прикажите свезти меня в Петербург: какая я ни есть, а я под бонапартовской властью жить не могу.
– Да полноте, ma cousine, откуда вы почерпаете ваши сведения? Напротив…
– Я вашему Наполеону не покорюсь. Другие как хотят… Ежели вы не хотите этого сделать…
– Да я сделаю, я сейчас прикажу.
Княжне, видимо, досадно было, что не на кого было сердиться. Она, что то шепча, присела на стул.
– Но вам это неправильно доносят, – сказал Пьер. – В городе все тихо, и опасности никакой нет. Вот я сейчас читал… – Пьер показал княжне афишки. – Граф пишет, что он жизнью отвечает, что неприятель не будет в Москве.
– Ах, этот ваш граф, – с злобой заговорила княжна, – это лицемер, злодей, который сам настроил народ бунтовать. Разве не он писал в этих дурацких афишах, что какой бы там ни был, тащи его за хохол на съезжую (и как глупо)! Кто возьмет, говорит, тому и честь и слава. Вот и долюбезничался. Варвара Ивановна говорила, что чуть не убил народ ее за то, что она по французски заговорила…
– Да ведь это так… Вы всё к сердцу очень принимаете, – сказал Пьер и стал раскладывать пасьянс.
Несмотря на то, что пасьянс сошелся, Пьер не поехал в армию, а остался в опустевшей Москве, все в той же тревоге, нерешимости, в страхе и вместе в радости ожидая чего то ужасного.
На другой день княжна к вечеру уехала, и к Пьеру приехал его главноуправляющий с известием, что требуемых им денег для обмундирования полка нельзя достать, ежели не продать одно имение. Главноуправляющий вообще представлял Пьеру, что все эти затеи полка должны были разорить его. Пьер с трудом скрывал улыбку, слушая слова управляющего.
– Ну, продайте, – говорил он. – Что ж делать, я не могу отказаться теперь!
Чем хуже было положение всяких дел, и в особенности его дел, тем Пьеру было приятнее, тем очевиднее было, что катастрофа, которой он ждал, приближается. Уже никого почти из знакомых Пьера не было в городе. Жюли уехала, княжна Марья уехала. Из близких знакомых одни Ростовы оставались; но к ним Пьер не ездил.
В этот день Пьер, для того чтобы развлечься, поехал в село Воронцово смотреть большой воздушный шар, который строился Леппихом для погибели врага, и пробный шар, который должен был быть пущен завтра. Шар этот был еще не готов; но, как узнал Пьер, он строился по желанию государя. Государь писал графу Растопчину об этом шаре следующее:
«Aussitot que Leppich sera pret, composez lui un equipage pour sa nacelle d"hommes surs et intelligents et depechez un courrier au general Koutousoff pour l"en prevenir. Je l"ai instruit de la chose.
Recommandez, je vous prie, a Leppich d"etre bien attentif sur l"endroit ou il descendra la premiere fois, pour ne pas se tromper et ne pas tomber dans les mains de l"ennemi. Il est indispensable qu"il combine ses mouvements avec le general en chef».
[Только что Леппих будет готов, составьте экипаж для его лодки из верных и умных людей и пошлите курьера к генералу Кутузову, чтобы предупредить его.
Я сообщил ему об этом. Внушите, пожалуйста, Леппиху, чтобы он обратил хорошенько внимание на то место, где он спустится в первый раз, чтобы не ошибиться и не попасть в руки врага. Необходимо, чтоб он соображал свои движения с движениями главнокомандующего.]

Вплоть до позднего средневековья философия на территории Италии развивалась в общих рамках европейской средневековой мысли. Выходцами из Италии были такие крупнейшие представители средневековой философии, как Петр Дамиани, Ланфранк, Ансельм Кентерберийский, Петр Ломбардский, Фома Аквинский, деятельность которых протекала преимущественно за пределами Италии. Большую связь с Италией обнаруживают мистические учения Арнольда Брешианского и Иоахима Флорского. По существу начало формирования итальянской философии относится к 13-14 вв. Важную роль в этом процессе сыграли Болонский и Падуанский университеты; последний стал центром аверроистского аристотелизма (Пьетро д"Абано и др.), с которым связано развитие учения о двойственной истине - философской и религиозной (Марсилий Падуанский).

В эпоху Возрождения итальянская философия играет ведущую роль в развитии европейской философии. В целом ренессансная мысль проникнута идеями гуманизма (в широком смысле слова), который противопоставляется первоначально (Петрарка, Боккаччо) поздней схоластике. Философия эпохи Возрождения ещё слабо вычленена в системе культуры и не имеет чёткого осознания специфических для неё предмета и методов; она обычно не отделяет себя от теологии, магии, рождающейся экспериментальной науки, теории искусства и т.п. В общем русле увлечения гуманистов мудростью древних намечаются тенденции к возрождению учений, несовместимых с христианским миросозерцанием, в частности эпикуреизма.

Хотя в эпоху Возрождения властно заявляют о себе материалистические и атеистические идеи (Дж. Ч. Ванини и др.), они предстают в целом как тенденции и стороны различных идеалистических концепций. Особое место в формировании новых моральных и политических принципов занимает Н. Макиавелли, утверждающий автономную значимость "государственной необходимости", её независимость от каких-либо моральных и религиозных оснований и выдвигающий идеал сильного человека, своей "доблестью" призванного победить слепую "судьбу". Идеи Макиавелли оказали значительное воздействие не только на мыслителей его эпохи, но и на социологическое концепции нового времени.

Гуманисты опираются в своих философских построениях на традиции платонизма (сказывается также влияние Августина и восточной патристики), пытаясь синтезировать их с принципами христианского вероучения (М. Фичино, Пико делла Мирандола и деятельность Платоновской академии во Флоренции). Обращение к неоплатонизму и некоторым эзотерическим учениям (каббала и т.п.) привело к распространению оккультных наук, в том числе астрологии и алхимии. Из этого увлечения "магическими науками" родилась итальянская натурфилософия эпохи Возрождения (Дж. Кардано, Б. Телезио, Ф. Патрици, Т. Кампанелла), достигшая наивысшего развития у Дж. Бруно.

Проникнутая пантеистическими умонастроениями и гилозоизмом, натурфилософия Возрождения утверждает единство и иерархическая упорядоченность мира, где всё - от сферы духа до сферы низших существ и самой материи - пронизано "симпатическими" связями субстанциального сродства. На основе представления о единстве человека (микрокосма) и вселенной (макрокосма) возникает идеал человека-мага, открывающего закономерное действие потаённых сил и благодаря этому господствующего над стихиями. Эти магические устремления натурфилософов способствовали развитию опытного знания, экспериментального естествознания. Материалистические тенденции в итальянской философии Возрождения достигают высшего развития у П. Помпонацци, в целом придерживавшегося аристотелизма.

Во 2-й половине 17-18 вв. итальянская философская мысль скудеет: в это время в Италии не существовало ни философских школ, ни сколько-нибудь влиятельных философских направлений. Особняком стоит Дж. Вико, один из основоположников историзма в новоевропейской философии, предшественник Гердера и Гегеля. Вико выдвинул теорию исторического круговорота - циклического развития наций, и дал опыт целостного истолкования различных форм духовной культуры и социальной жизни как определённого исторического единства.

Господствующее положение в философии начала 19 в. занимали различные направления католической мысли, главным образом учения А. Розминии В. Джоберти, испытавших известное влияние И. Канта и полемизировавших с гегелевской диалектикой. В 1830-60-е гг. выдвигается ряд прогрессивных мыслителей, принадлежавших к демократическому крылу национально-освободительного движения (К. Пизакане, К. Каттанео, Дж. Феррари).

В 50-70-х гг. наиболее значительным философским направлением было так называемое неаполитанское гегельянство, к правому крылу которого принадлежал А. Вера, а к левому - Б. Спавента и Ф. де Санктис. Для левых неаполитанских гегельянцев характерно стремление к преодолению догматической трактовки Гегеля, просветительская, гуманистическая, антиклерикальная направленность. В силу своей противоречивости неаполитанское гегельянство стало одним из идейных источников как марксизма в Италии, так и итальянского неогегельянства. В последние десятилетия 19 в. доминирующим в идейной жизни Италии стал позитивизм, представлявший собой пёстрое и в общем неоригинальное явление. Его наиболее известный представитель - Р. Ардиго. Весьма влиятельной в последующем развитии буржуазной социологической мысли оказалась концепция В. Парето (функционалистское учение о "социальном равновесии", теория смены элит и др.).

В начале 20 в. господствующим становится неогегельянский идеализм в субъективно-идеалистической (Дж. Джентиле) и объективно-идеалистической (Б. Кроче) формах. Итальянские неогегельянцы развили консервативные стороны неаполитанского гегельянства. Они считали идеализм Гегеля недостаточно последовательным, а свою задачу видели в освобождении учения Гегеля от "ошибочной идеи природы" и превращении его в "чистую философию духа". Итальянское неогегельянство развивалось в непрерывной борьбе с марксизмом и в направлении сближения с католическим спиритуализмом. Официальной государственной идеологией И. с середины 1920-х гг. был фашизм, которому, однако, фактически не удалось создать философские системы, несмотря на заимствования из многочисленных источников - религиозно-мистических, иррационалистических, позитивистских, неогегельянских, синдикалистских и др.

Неогегельянство перестаёт быть ведущим направлением в 40-х гг. 20 в. Но если Кроче не оставил философской школы, то влияние Джентиле (примкнувшего к фашизму) продолжало оставаться весьма значительным. Последователи его разделились на так называемых левых джентилианцев (Уго Спирито, Г. Калоджеро), выдвинувших принцип "проблематизма" относительности любого философского решения, и правых джентилианцев - более многочисленную и влиятельную группу, к которой относятся, в частности, представители христианского спиритуализма (М. Ф. Шакка, А. Карлини и др.), соединяющего элементы системы Джентиле с идеями Платона, Августина и Розмини. В центре внимания христианского спиритуализма, в отличие от томизма, официальной философии католической церкви, - индивидуальное сознание, раскрытие его на пути к богу. Томизм весьма распространён в Италии (Ф. Ольджати, К. Джакон, У. Падовани, Г. Бонтадини и др.). Представители основных направлений итальянской религиозной философии объединяются в так называемом Галларатском движении, основанном в 1945; ежегодно происходят съезды участников этого движения.

После 2-й мировой войны в Италии получает развитие экзистенциализм. Гл. представителем христианского экзистенциализма является Э. Кастелли. Создатель так называемого позитивного экзистенциализма Н. Аббаньяно пытался преодолеть пессимизм и негативизм "классического" экзистенциализма путём соединения его с неопозитивизмом и этическим формализмом. Ряд мыслителей ищет пути от абстрактного гуманизма к марксизму. В этом плане представляют интерес концепции Э. Пачи и особенно Э. Гарена, крупного историка философии.

В последней трети 19 в. в Италии получают распространение идеи К. Маркса и Ф. Энгельса. Начиная с оригинального мыслителя-марксиста конца 19 в. А. Лабриолы, итальянская марксистская философская мысль ориентируется главным образом в направлении разработки проблем исторического материализма и теории научного социализма. Идейное наследие А. Грамши, основателя Итальянской коммунистической партии, последовательно отстаивавшего и развивавшего марксистско-ленинскую теорию, оказало большое влияние на итальянскую культуру и философскую мысль (не только марксистскую) в послевоенный период. Последователи А. Грамши - П. Тольятти и плеяда современных исследователей-марксистов, основное внимание уделяют вопросам, связанным с концепцией "итальянского пути к социализму". Вопросы диалектического материализма, теории познания, логики, философии естествознания занимают большое место в трудах А. Банфи, Г. Делла Вольпе, Л. Ломбардо-Радиче. Исследовательскую работу итальянские марксисты вели в области эстетики (критика буржуазной эстетики, проблемы художественного метода, истории эстетических идей и др.).

Является позиция Эудженио Гарэна, который энергично отстаивал наличие философской «закваски» в гуманизме, отмечая, что отрицание философского содержания в гуманитарных науках эпохи Возрождения является следствием того факта, что «философией чаще всего считаются систематические построения грандиозных масштабов и отрицается то, что в качестве философии может быть другой тип умопостроений, ...

Да Винчи. Недаром эту эпоху называют эпохой титанов - богоборцев, претендующих на соперничество в творчестве с самим Создателем. 1.2 Гуманизм эпохи Возрождения Гуманизм связан со смещением акцента в культуре с Бога на человека. И в искусстве, и в философии презрение к земному естеству заменяется признанием причастности человеческого естества к высшему смыслу и гармонии мироздания. ...