Как живут священники. На что живут священники. Льготы, бонусы, выход на пенсию

В понимании обычного среднестатистического россиянина слово «священник» означает «служитель церкви». Согласно же церковной терминологии, священником называют пресвитера (в переводе с греческого языка – «старейшина, глава общины»), того, кто вправе проводить ритуалы священнодействия – молитвословия, причащения, крещения и другие.

Священство является таинством, то есть особым ритуалом посвящения церковью определенных (избранных) христиан в священнослужителей и церковнослужителей, которые выполняют различные обязанности. Священнослужители – это диякон, священник, епископ, а церковнослужители – чтец, певец, иподиакон. Таким людям не достаточно учебы в ВУЗе и диплома с прекрасными оценками, они не могут сами себя объявить священнослужителями. Чтобы христианин получил это звание, епископ проводит с ним обряд рукоположения, дающий особую власть над совершениями таинств.

Где учат на священников

Учебные заведения, в которых учат на священнослужителей (священников), в России есть. Наиболее известные ВУЗы – Московская духовная семинария, Троице-Сергиевская академия в Москве, духовная академия в Санкт-Петербурге, Российский православный университет и другие. Всего в Российской Федерации работает 8 православных институтов, 50 духовных семинарий, 32 духовных училища и 1 общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Курс обучения в семинарии занимает пять лет, во время которого ученики получают базовые богословские знания: введение в богословие, катехизис (основы веры), Библейская история, сравнительное богословие, сектоведение, догматика, пасторская педагогика и т. д. Обязательным является изучение курса психологии. Все эти знания будут необходимы при дальнейшей службе в приходском храме, для правильного соблюдения церковных традиций, умения общаться с окружающими.

Требования к священнику

Чтобы стать священником, необходимо соблюсти ряд условий:

  1. Возраст после 30 лет.
  2. Женат только 1 раз.
  3. Входить в число прихожан.
  4. Иметь рекомендации от уже служащего священника.
  5. Закончить обучение сначала в духовном училище, потом в семинарии (по желанию – в академии).

Помимо этого, христианин, готовящийся стать священником, должен вдумчиво изучить Священное Писание, творения Отцов Церкви, деяния Вселенских Соборов и т. д., постоянно молиться, посещать церковь, выучить церковнославянский язык, следить за своим внешним видом.

Священник работает в первую очередь с людьми, поэтому он должен обладать такими общечеловеческими качествами, как:

  • доброжелательность;
  • отзывчивость;
  • открытость;
  • сердечность;
  • честность;
  • порядочность;
  • принципиальность.

В книге «Таинство Священства» описаны основные условия, согласно которым кандидат не может быть священнослужителем:

  1. Неспособность к священству:
    • абсолютная (проявляется у некрещеных людей и женщин);
    • относительная (при наличии какого-нибудь недостатка, препятствующего священству).
  2. Физические препятствия:
    • возрастные ограничения (до 30 лет);
    • состояние здоровья (глухие, слепые).
  3. Духовные препятствия:
    • новообращение;
    • перешедшие из ереси.
  4. Социальные препятствия:
    • семейное положение (единственный брак, брак с нехристиянкой или неправославной);
    • ответственность перед государством (военнообязанный, утративший гражданскую свободу);
    • репутация перед людьми (ростовщики, актеры и т. д.).

Но самое главное требование, предъявляемое к священнослужителю РПЦ (Русской Православной Церковью) – это вера. Ведь священнику как посреднику между людьми и Богом нужно молиться, совершать богослужения, а это следует делать с открытым сердцем и чистой душой, что требует огромной работы над собой – строгости, взыскательности. Большую роль в работе любого священнослужителя играет умение строить отношения с прихожанами, верующими и не верующими людьми.

Обязанности священнослужителей

Священник обязан совершать шесть из семи таинств церкви:

  1. Крещение – обряд, через который человек становится членом церковной общины, и получает возможность принимать участие в других священных обрядах и таинствах.
  2. Миропомазание – обряд сознательного вероисповедания, нанесение на лоб верующего схематического изображения креста.
  3. Причащение – евхаристия, во время этого священнодейства освященные хлеб и вино подаются как Тело и Кровь Господа.
  4. Исповедь – покаяние в грехах перед священником.
  5. Венчание – обряд благословения брака между мужчиной и женщиной перед лицом Бога на вечную любовь и верность.
  6. Соборование – Елеосвящение, проводится несколькими священниками (а именно 7, так называемым собором) и призвано лечить духовные болезни.

Кроме этого, во время службы в обязанности священника входит проведение богослужений, во время которых молиться за весь мир. Он также может преподавать прихожанам пастырское благословение, учить их истинам христианской веры.

Занятость у священников полная, то есть работают по 12-14 часов в сутки, каждый день без выходных. В каждом приходе приблизительно схожий распорядок рабочего дня:

  • 8:00 – проскомидия (священник заготавливает все необходимое для причастия);
  • 8:30 – начало исповеди (длится полчаса);
  • 9:00 – литургия;
  • 10:00 – обряд причастия;
  • 10:20 – проповедь;
  • 10:30 – водосвятие и панихида;
  • 11:30 – перерыв на обед;
  • 12:00 – Крещение;
  • 13:00 – венчание;
  • 14:00 – отпевание;
  • 14:40 – беседы с прихожанами;
  • 17:00 – вечерняя служба.

Также священник может служить на выездах, поэтому график получается ненормированным.

Ежемесячный доход священника на Руси

На Руси священник за свои услуги получал некую сумму пожертвований, на которую жил сам с семьей и обустраивал храм. Позже, ввиду малых сумм добровольных пожертвований, церковь разрешила установить фиксированные рекомендованные цены на ряд услуг, оказываемых священнослужителями. Такой ход позволил планировать бюджет прихода.

В начале 20 века доходы священников складывались из земельного надела и платы за проводимые церковные обряды, богослужения, из них две трети получали псаломщики (чтецы и певцы). Также принималась плата натуральными продуктами (яйца, мука, мед и т. д.). Усугублялось положение еще и выплатой налоговых отчислений – 25% на содержание духовных учебных заведений.

Заработная плата российского священника в 2019-2020 гг.

В современной России все обстоит несколько иначе. На сегодняшний день священники имеют такие личные документы:

  • трудовую книжку, в которой записана должность;
  • номер в Пенсионном фонде;
  • медицинскую страховку.

Всеми экономическими делами в российской церкви занимается Финансово-хозяйственное управление Московской патриархии, созданное в 2009 году.

Доход любого российского храма состоит из таких получаемых денежных средств за услуги:

  • продажа свечей, утвари, книг;
  • пожертвования за требы (венчания, крещения, молебны, панихиды, отпевания и т. д.);
  • поминовения;
  • пожертвования во время проведения служб.

Попадают эти финансы в руки к настоятелю храма, который и занимается их распределением – выдает заработную плату служителям и работникам храма (священникам в том числе), платит взносы в епархию (20%), совершает платежи за коммунальные услуги, выделяет на ремонт здания и приобретение предметов для богослужений.

Эта общая ежемесячная сумма может быть разной для каждого храма, потому что зависит от ряда факторов:

  1. Место расположения прихода.
  2. Количество прихожан.
  3. Наличие обеспеченных прихожан.
  4. Наличие спонсоров и попечителей.

Зарплата священника и ее размер устанавливается настоятелем в виде фиксированной суммы, которая ориентирована на среднюю региональную зарплату для работников социальной сферы (психологов, учителей, медиков среднего звена). На сегодняшний день средняя зарплата работников благотворительной и социальной сферы составляет около 35 тысяч рублей, учителей – 40 тысяч рублей (по Москве и Московской области).

В 2019 году Русская Православная Церковь приняла в работу документ, который должен был упорядочить ежемесячный доход российских священнослужителей. Исходя из него, нуждающийся в финансовой поддержке, священник со своей семьей может получить денежную помощь от епархии (церковная административно-территориальная единица, управляемая епископом). Еще в нем говорится о том, что и священнослужители, и церковнослужители должны иметь социальную защиту, поэтому созданы комиссии по попечению о нуждающихся. Это положение работает сейчас, и будет работать и в 2020 году.

С этой статьей также читают:

Зарплаты в 2019-2020году оперуполномоченного уголовного розыска Патологоанатом – зарплата в Москве и городах России в 2019 году Какая будет зарплата у Национальной гвардии России в 2019 году


Приближается Рождество, и думая об этом празднике, мне вдруг пришла в голову мысль, а сколько же зарабатывают священники в РПЦ? Может быть, если зарплата хорошая, мне туда работать пойти?=))
Попытался покопаться в интеренете, выяснилось, что информации об этом немного. Официальной информации нет вообще. А та информация, которая есть, либо от СМИ никакого отношения к церкви не имеющих, либо от некоторых священников, с неслишком большим доходом, которым особо скрывать нечего - поэтому они и пишут.
Следовательно, данный материал создавался из этих двух источников.
Немного общей информации по православной церкви в целом: на Кипре священники возмущались из-за слишком маленьких зарплат - 500 Евро. Правительство пошло им на встречу и подняло зарплату на 200 Евро. Там зарплату священникам платит государство. Так же государство платит зарплату священникам в Греции.
Частично, зарплату платит государство и в Румынии.
В России церковь отделена от государства, а следовательно, государство не может платить им зарплату. По выплате пенсий на священников распространяются ещё советские законы (новых законов пока просто нет), и по ним священник при уходе на покой, будет получать пенсию... 80 рублей в месяц!
Но недавно РПЦ заключило договор с Пенсионным фондом и теперь эта ситуация уже будет не столь плачевной. Но есть свои нюансы, предположим, священник не может стать ветераном труда, поскольку он не "работает на бога", а "служит" богу. Так же, видимо, обстоит дело и с больничным.
А теперь чтоже говорят сами священники,которые открыто рассуждают о доходах. Как правило, эти священники из провинциальных, небогатых, дальних приходов. Им нечего терять (дальше уже не пошлют) и соответственно особо некого бояться.
Итак, из чего состоит "труд" священника? Вот примерное расписание его дня:
в 8:00 проскомидия - он заготавливает Святые Дары для причастия. В 8:30 — начало исповеди, которая длится полчаса. В 9:00 — начало литургии, 10:00 — причастие, 10:20 — проповедь, 10:30 — водосвятие и панихида, 11:30 — своеобразный обеденный перерыв, потому что литургию служат натощак. В 12:00 — крещение; 13:00 — венчание; 14:00 — отпевание; 14:40 — встречи и беседы с прихожанами; 17:00 — начало вечерней службы.
Так же священник может служить на выездах, поэтому график получается ненормированным.
Средняя оплата труда священника 8-10 тысяч рублей. Летом,когда народ уезжает в отпуска она может быть и того меньше - 5 тысяч рублей. Прожить на такие деньги нереально, поэтому многие священники занимаются приусадебным хозяйством.
Зарплата священника складывается из пожертвований прихожан и продажи свечей и другой церковной утвари и печати. Как правило, с этих денег надо оплатить ещё труд двух-трёх человек служащих при храме. Формально деньги священнику платит приход, но зачастую священник сам является главой прихода.
Священник обязан часть дохода отдавать в епархию и иногда складывается такая ситация, что "вынь да полож" - т.е. денег в храме нет, а их отдать нужно. Редко бывают случаи, когда церкви разрешают неплатить налог в епархию, но это бывает лишь тогда, когда храм строится. Если священник не отдаёт епархии причитающиеся ей деньги, то тут может начаться "футбол" - священника начнут перебрасывать из прихода в приход, до тех пор, пока он не попроситсяза штат ("в отставку"). Неудачников не любят нигде.
К тому же могут бросить в какой-нибудь неуживчивый приход (епархия может не спрашивать приход согласия на кандидатуру того или иного священника), откуда ты через пару месяцев со скандалом вылетишь.
Жадность епархий уже в церкви стала притчей во языцах. Алексий-II в 2000 году открыто пожаловался, что епархии перечисляют всего 5% от общего бюджета РПЦ.
Пожаловаться рядовой священник на своё начальство теоритически может в Синод, но на практике это бессмысленно - ворон ворону глаз невыклюет. Начальство будет друг за друга.
Кстати, до революции у священников было больше прав, поскольку в Синоде тогда сидели гражданские чиновники, и они могли остудить и осудить зарвавшего архиерея. Сейчас рядовой священник практически бесправен.
Карьеру сделать практически невозможно: на карьерный рост может расчитывать лишь монах. Белому духовенству путь по карьерной лестнице закрыт. Более того, идущая сейчас в Московскую и Питерскую семинарию молодёжь, открыто признаётся, что примет монашество в основном из карьерных соображений, а не только из-за призвания к служению богу. Так что пропасть между белым и чёрным духовенством в церкви с каждым годом только увеличивается.
А если опальному священнику пытаться как-то устроиться в миру, то это будет тоже сложно - дипломы семинарий государством не признаются. По закону, священник, получается лицо без высшего образования.
Так же карьеру придётся завершить, если ты совершил даже неумышленное преступление (были случаи, когда священники совершали наезд на пешеходов), а так же если кто-то из твоей семьи не в ладах с законом - "не умея управлять своим домом, не сможешь управлять людьми".

Это было мнение обычных священников из небогатых приходов. А как живут высокопоставленные служители церкви, читайте в следующей части.

Конец первой части.=))

Кто платит зарплату священнику?

    Священники получают зарплату из бюджета храма, который состоит из пожертвований, а также оплат прихожан за разные дополнительные услуги. Выплачивает деньги настоятель храма. Обычно зарплата священнослужителей составляет столько же, сколько получают бюджетники в регионах.

    Это очевидно, что церковные служители существуют на:

    1) пожертвования. В наших храмах всегда вижу на входе (на видном месте) деревянную коробочку. В праздничные дни к этой коробочке очередь выстраивается и прихожане бросают в не достаточно крупные купюры.

    2) торговля в церковных лавках религиозными символами и иконами.

    3) благотворительность. Многие известные люди жертвуют серьзные суммы на ремонт или восстановление храма и из них конечно же перепадает священникам на хлеб насущный.

    4) всевозможные обряды и ритуалы также приносят доход священнику. Крещение младенца, освятить дом, венчание... На кладбище в родительский день, когда поминают близких к батюшке стоит очередь, чтоб подошл на могилку и отпел поминальную молитву. За это люди платят.

    А как таковой зарплаты, а тем более от государства, у священнослужителей думаю нет.

    Зарплату священникам не платит никто. В том понимании, что человек приходит в кассу, расписывается в ведомости и получает деньги.

    У священников и других служителей церкви есть доход, который складывается из пожертвований прихожан и оплаты за требы (крещение, венчание, отпевание и т.д.).

    Из этих денег необходимо оплатить коммунальные услуги, свет, воду, тепло, оплату телефона, интернета, если он есть и так далее.

    Деньги нужны и на текущий ремонт самого Храма и подсобных помещений. Деньги идут и на воскресные церковные школы, на помощь малоимущим и на дома престарелых.

    А остальные деньги можно тратить на выплаты служителям церкви.

    Могу только подтвердить сторону закона. Зарплату, конечно из бюджета страны для церковных служителей не платят. Но есть, очень много, государственных программ увода госимущества под различными причинами, когда церкви передают бесплатно.

    Но как граждане России церковные служители могут получать социальную пенсию. Зарплату церковные служители получают по линии церкви и не малые в зависимости к какой иерархии относится.

    Многие служители получают даже страховую пенсию, за которых были произведены страховые отчисления в Пенсионный фонд.

    Основным источником доходов церкви как мы знаем является пожертвования населения и бизнеса.

    Священник не получает зарплату, а вернее берт из пожертвований, которая приносит паства, которая состоит из прихожан, которые покупают свечки,иконки,пояса, молитвы, вот это на русском языке называется бизнес.

    Церковь отделена от государства, так что госбюджет им ничего вроде не платит, хотя кто его знает. Зато им платит приход, а главой прихода обычно сам священник и является. Сколько конкретно, зависит от прихода, наверное, значительно может отличаться, плюс пожертвования прихожан, тут от прихода зависит, служащие в богатых храмах получают значительные пожертвования. Продажу свечек, икон, и тому подобного тоже забывать не стоит, это тоже доход, услуги, вроде крещения, отпевания и прочего тоже ведь не бесплатно оказываются. Никто не запрещает, например, сельским священникам, иметь свое хозяйство. Да, они отдают часть средств, полученных приходом, на нужды епархии, что-то вроде налога, коммунальные услуги оплачивают тоже из приходского бюджета, но все равно и на жизнь остается, я не сомневаюсь.

    Священники живут на пожертвования прихожан и других обеспеченных людей. Многие богатые люди делают не малые пожертвования церкви. На эти же деньги делается ремонт в храмах, выплачивается, хоть и не большая, но зарплата служащим церкви и платятся взносы в епархию. Есть такие приходы в не больших населнных пунктах, где пожертвованных денег не хватает не то, чтобы сделать ремонт в храме, но и на хлеб священнику. Таким приходам помогает Русская Православная Церковь.

    Раньше на Руси священник получал за свой труд некоторую сумму из пожертвований, и на эти деньги проживала его семья, да и храм обустраивался. Позже церковь дала разрешение на установку цен на услуги, оказываемые священнослужителями. Это позволяло правильно планировать бюджет прихода.

    Сегодня доход российского священнослужителя тоже зависит от денег, заработанных на оказании услуг, например, таких:

    Эти средства сосредотачиваются в руках настоятеля храма, а он уже занимается их распределением. Часть финансов уходит на зарплату служителям и другим работникам, другая - на взносы в епархию, коммуналку, ремонт здания и на приобретение необходимых для богослужения предметов.

    Настоятель же и устанавливает размер зарплаты священнику, который ориентируется на среднюю по региону зарплату бюджетников. Кстати, современные российские священники имеют и трудовую книжку, и медстраховку, и даже номер в Пенсионном фонде.

    да, у священника зарплаты нет, у них пожертвования распределяются между служителями, плюс ко всему - службы по прейскуранту церкви. Крещение, отпевание, поминки - это недешево обходится, надо сказать. Не волнуйтесь, они не бедствуют

Существует очень распространенный стереотип о том, что священник должен служить и трудиться бесплатно.

Это ошибочное мнение. Бессребреничество – добровольный аскетический подвиг, на который может отважиться с Божьей помощью и по благословению духовника любой человек. Такими, например, были святые Косма и Дамиан или великомученик и целитель Пантелеимон. Требовать же бессребреничества от белого (женатого) батюшки, у которого жена, трое, четверо, пять, восемь детей, нуждающиеся в еде, по крайней мере жестоко.

К тому же Священное Писание говорит нам вещи обратные. Вспомним Моисеев Закон. При разделе Земли обетованной левиты (ветхозаветные священники) не получили земного надела, так как они питались и существовали при Иерусалимском храме благодаря жертвоприношениям, подаяниям всего израильского народа. В Пятикнижии с арифметической точностью указывается, сколько туши жертвенного животного используется в богослужении, а сколько отдается священнику и его семье. Уже в Новом Завете Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос в наставлениях семидесяти апостолам говорит следующее: «В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои…» (Лк. 10:7). Данный евангельский стих очень легко соотнести с деятельностью приходского священника. Дом – это приход. Трудящийся – батюшка, который за свои труды (богослужения, крестины, погребения усопших, строительство храма, исповедь и причастие больных и умирающих, предстояние в молитве за население тех градов и весей, кои ему вверены, и прочее пастырское душепопечение) достоин награды.

Повторюсь. Согласно процитированному библейскому стиху, материальная поддержка священнослужителей и его семьи со стороны народа является прямым Божьим установлением. Человек, посвященный Господу, т. е. священнослужитель, освобождается от земных забот и хлопот для того, чтобы он у Престола Господнего предстоял за народ и молился за него. Вот какая вертикаль образуется в материально-финансовых взаимоотношениях пастырь–народ. Священник – это человек, который по большому счету не принадлежит себе. Он в ведении Бога и людей. Батюшка по первому зову должен откликаться на голос страждущих и нуждающихся. Когда меня рукоположили во иереи, я через некоторое время понял, что священническое служение чем-то сродни работе медика скорой помощи. Только вернулся со службы поздно вечером, устал, начал переодеваться и трапезничать – и вдруг к тебе бегут: «Батюшка, у бабушки инсульт, пожалуйста, сделайте что-нибудь!» И ты, бросив все, превозмогая усталость, впрыгиваешь в машину и «летишь» за запасными Святыми Дарами, чтобы успеть исповедовать и причастить страждущего. Такими случаями исполнена священническая жизнь. И, согласитесь, в это время, когда батюшка должен максимально сконцентрироваться на болящем, ему лучше не думать о том, что дома сидят голодные дети.

Также о священнической награде писал и святой первоверховный апостол Павел: «Не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» (1 Тим. 5:18); «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника» (1 Кор. 9:13).

По поводу первой цитаты божественного Павла святитель Феофан Затворник отмечал: «На Востоке молотят волами. Разбросают на току пшеницу или ячмень снопами развязанными и водят по ним волов, пару, две и три. Они ногами своими изомнут все в мелкие частицы. Тогда отвеют, и зерно получат. Этих молотящих волов уста закон запрещал завязывать. Это можно применить и ко всем трудящимся. Святой Павел применяет это к апостолам, трудящимся в проповеди, давая мысль, что если б ученики не содержали б апостолов, то это похоже было бы на то, как жестокий хозяин заграждал бы уста молотящих волов, что закон запрещает». Эту мысль святителя Феофана можно применить, конечно же, и к священникам. Здесь аллегория такова: они – как волы, которые в наших душах своим трудом распространяют слово Божие, и народ не должен быть жесток к своим пастырям.

Теперь о прозе жизни…

Зарплата священнослужителя формируется по-разному. В каждом храме свои особенности на этот счет. В городе, как правило, у штатного клирика, например собора, есть ставка. Она сравнительно невелика, в пределах минимальной зарплаты. Также священник с каждой требы, совершенной в соборе или храме, имеет четвертую или третью часть от пожертвования мирян.

В райцентре или в селе дело обстоит несколько сложнее. Теоретически священник также должен получать здесь зарплату, но, как правило, он ее не берет, потому что в церковной кассе почти всегда нет денег. Их едва хватает, чтобы свести концы с концами в храме: оплатить счета за электричество, отопление, ремонтные работы и прочее. В основном доход священника в маленьком городке или селе составляют пожертвования за требы. И, поверьте мне, это не такая большая сумма, как может показаться! Заправка бензином авто, его ремонт, медикаменты, счета за отопление, электричество и прочее «съедают» их очень быстро. К тому же треб в селах не так уж много. Часто приходится и крестить, и отпевать бесплатно, потому что в деревнях много бедных людей.
Нередко сельский священник, чтобы прокормить семью, вынужден держать большое хозяйство и обрабатывать огороды. И то, что он в этой ситуации с Божьей помощью не отчаялся, не приуныл, не бросил свое служение, но продолжает заботиться и о храме, и о прихожанах, и о многодетной семье – это подвиг.
Потому не спешите осуждать батюшек. «Толстый поп с колбасой на вилке за рулем «мерседеса» – это миф, придуманный богоборцами и дьяволом, чтобы внести в Церковь Божью раздор между пастырем и паствой.

Да, есть среди священников те, которые ездят на дорогих машинах. Но их из общего количества два-три процента. У большинства же «копейки», «таврии», в лучшем случае «ланосы». Конечно, есть среди батюшек и толстые (я, например), но их тоже два-три процента, как и в любом другом человеческом сообществе.

Потому, дорогие братья и сестры, берегите своих батюшек. Они – посредники между вами и Богом. Их главное служение – молитва – зачастую невидимо. Но преподобный Силуан Афонский говорил: «Мир стоит молитвою, а когда ослабнет молитва, тогда мир погибнет». Мы, священники, стараемся молиться за вас. Ваша же задача – доверять нам, чтобы в нашей многомиллионной церковной семье не было места раздорам и подозрениям, но мы бы спасались с Божьей помощью друг другом в любви и послушании…

Иерей Андрей Чиженко

Понятие пенсионного возраста имеется в соответствии с действующим законодательством, хотя фактически это редко соблюдается. Если священник не находится в очень тяжелом состоянии здоровья, он до последних своих дней старается исполнять пастырские обязанности в меру сил: службу, исповедь и т. д. А формально считаются вышедшими на пенсию те, кто достиг пенсионного возраста согласно действующему законодательству.


О. Алексий Касатиков. Протоиерей, настоятель храма Во Имя Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Первой городской больнице (Краснодар)

Зарплата, конечно, есть. Установленного размера не существует, все зависит от того храма, в котором священник служит. В разных храмах все совершенно по-разному. Одно дело - столичный храм, куда приходят богатые люди или проводится множество экскурсий, делают щедрые пожертвования, другое - храм в маленьком населенном пункте. И одно дело даже на Кубани такой маленький сельский пункт, другое - в Средней России. Могут быть совершенно разные доходы. Поэтому единого размера нет. Конечно, церковный народ заботится о своих пастырях - в меру этой заботы и бывает доход священника.

Тут можно упомянуть пресловутые «мерседесы». Далеко не все священники ездят на таких машинах. Конечно, бывает, найдется богатый человек, который и небогатому приходу подарит машину, но часто бывает и так, что священник живет очень бедно.


О. Максим Белов. Священник, проректор по учебной работе Екатеринодарской духовной семинарии

Для начала стоит отметить, что зарплату получает тот, кто зарабатывает деньги, - топ-менеджер, бизнесмен, сотрудник компании или учреждения. Священнослужители не занимаются зарабатыванием денег. Каждый из нас призван на служение - это предполагает полную отдачу себя делу, при этом без ожидания какой-либо выгоды. Это проще понять на примере учителей и врачей. Их дело - тоже призвание. Как правило, эти люди - энтузиасты. Они заняты любимым делом, посвящают ему не только рабочее время, но и свободное. Спросите, какая у них зарплата, - обычно хватает на коммунальные платежи да на еду. И все. Не слишком большие деньги выделяет им государство.

А священник? Тех пожертвований, которые люди приносят в храм - кто-то за свечу пожертвовал, кто-то за молитву, а кто-то просто на благое дело дал, - не всегда хватает даже налог заплатить. Не забывайте, что согласно законодательству Церковь отделена от государства и вынуждена обеспечивать сама себя: нужно оплатить земельный налог, налог на имущество, коммунальные платежи - за электроэнергию, отопление (представьте себе сумму, учитывая размеры храма), в некоторых случаях даже аренду. На остаток необходимо приобрести для храма облачения, утварь, угли, ладан - словом, все, что нужно для отправления богослужения.

Храм требует большого внимания: за зданием нужно постоянно следить. Если храм новый, его необходимо и благоукрашать. Если все это сделано и каким-то чудом еще остались деньги - нет ничего плохого в том, чтобы разумную часть взять на обеспечение себя жильем и едой. В Священном Писании сказано, что служитель алтаря питается от алтаря. Священнику тоже нужно где-то жить и что-то есть. Помимо этого у него еще есть жена и дети, которых нужно накормить, одеть-обуть. В крупных храмах есть возможность платить штатным клирикам зарплату, но, как правило, она находится в пределах 3000-12 000 рублей, еще и облагается налогом, так как церковь с юридической точки зрения - некоммерческая организация, а священники - ее сотрудники, а не служители. При этом сам всегда помнишь, что в церковь шел не за деньгами и служить хотел не за блага земные. Поэтому такой вопрос почти не беспокоит.

У нас любят порассуждать об иномарках священников, даже мем появился - «поп на «мерседесе» (кстати, «проповедник на «ауди» воспринимается при этом почему-то спокойно). Но эти рассуждальщики упускают из виду, что в храмы ходят, в том числе, очень обеспеченные люди, для которых не составит труда по дороге подвезти священника до дома или привезти на службу. А для некоторых такие затраты, как подарить многодетному батюшке автомобиль, совсем не ударят по кошельку. Да, мы все помним нашумевшую историю иеромонаха на «гелендвагене», но она потому и нашумела, что была из ряда вон выходящей. Этого иеромонаха запретили в священнослужении не за «мерседес», за канонические нарушения, в том числе и касающиеся его образа жизни. А большинство священников ездит на очень скромных машинах.

Что касается понятия пенсионного возраста, так как с юридической точки зрения Церковь - это некоммерческая организация, значит, у всех сотрудников храма начиная от сторожа и заканчивая настоятелем есть трудовой стаж и пенсионный возраст, так как все являются гражданами нашего государства и платят налоги. Что касается отношений внутри Церкви, то это другой вопрос. Трудового стажа, или выслуги лет, или церковного пенсионного фонда не существует. Как правило, священник не уходит на пенсию, а служит, пока живет. Однако, согласно церковным нормам, по достижении 75 лет все, включая епископов, пишут прошение о почислении на покой. Это мудрая практика - у пожилых священнослужителей есть возможность освободиться от административных обязательств, справляться с которыми в преклонном возрасте нелегко. Но, повторюсь, они все равно продолжают молиться за богослужениями и совершать их.