Какая очередь к мощам святого николая. Как и когда занимать очередь к мощам николая чудотворца. 00. Обыкновенный грех

Христианский обряд погребения или суеверия от бабок. Кто сильнее?

Наверное, нет в нашей жизни ничего, что было бы более мифологизировано, пропитано суевериями, чем смерть человека и обряд его погребения.

Православное восприятие смерти и погребения тела усопшего кардинально противоположно тому восприятию, которое бытует, к сожалению, в нашей постсоветской стране среди вчерашних атеистов, в одночасье ставших «православными», т. е. прибегающими к Церкви в экстремальных случаях рождения (крещения), болезни и смерти человека. Эти «набеги» на Церковь столь массовы, что породили свою «похоронную» традицию, которая сейчас широко распространена в народном сознании.

С православной точки зрения, смерть человека (верующего, церковного, разумеется) есть «успение», засыпание, отсюда и «усопший», уснувший. Смерть есть переход в мир иной, рождение в вечность. Наш усопший дорог нам (ведь он не исчез, не уничтожился, он уснул телом, а душой отправился в дальнюю дорогу, на встречу с Богом), ему очень нужны наши молитвы, церковные заупокойные службы, милостыни, добрые дела, творимые в его память.

Тело человека в православной традиции понимается как храм души («разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?» (1 Кор.3,16)). Благоговейное отношение к телу покойника напрямую связано с главным догматом христианства - догмата о Воскресении. Мы веруем не в то, что воскреснут наши души (мы знаем, что душа человеческая бессмертна), мы веруем, что при Втором Пришествии Спасителя наши тела воскреснут (где и в каком бы состоянии они не находились) и соединятся с нашими душами, и будем мы вновь целостными.

Поэтому и принято в Церкви тщательно подготавливать тело к погребению: обмывать, одевать в чистое, покрывать белым саваном, и хоронить в землю как в постель, где тело спит, ожидая гласа архангельской трубы. Тем самым, заботясь о достойном погребении человека, мы выражаем свою веру в воскресенье. Поэтому и священник надевает на отпевание белые ризы, показывая веру Церкви в этот догмат.

Если человек вне Церкви, то отношение к смерти у него совершенно иное. Смерть для этого человека есть катастрофа, стихийное бедствие. Приходилось такое слышать: «У нас дедушка умер скоропостижно, неожиданно! Ему 80 лет было…». Несмотря на обращение к Церкви за отпеванием, реально родственники умершего не верят в то, что он «усопший», «покойник» (т. е. тот, кто «в покое», «на отдыхе у Бога»). Покойник для них - это труп, мертвец. Представления о душе - самые размытые. Про душу говорят, но больше потому, что «так принято», на самом деле никто в посмертное существование души не верит.

А раз нет веры в вечность и в воскресенье, то есть панический страх перед смертью и всем, что с ней связано. Смерть для неверующих людей - это костлявая старуха с косой, пришедшая за своей добычей, и при этом не упускающая случая попугать живых своим хриплым смехом и огнём пустых глазниц. Что остаётся живым? Поскорее швырнуть ей в пасть её жертву и откупиться чем-нибудь («чем положено»), только бы не думать о её злобном оскале.

Где нет веры в Воскресшего Бога, там есть стремление вытеснить смерть (точнее, мысли о ней) на периферию сознания. Страх смерти в обществе находит своё отражение во всей культуре: в литературе, искусстве, кино и проч. Заметьте, что в обществе, где боятся смерти, очень любят юмористические передачи, комедийные, приключенческие фильмы. В литературе ценятся «жизнеутверждающие» жанры: романы о любви, о сексе, детективы. Зато вытесняются из культуры все мотивы, заставляющие задумываться о смысле жизни и смерти. Попробуйте предложить кому-нибудь почитать Достоевского - это лакмусовая бумажка, по которой можно проверить, относится ли человек серьёзно к проблеме жизни и смерти, или старается спрятаться от неё («да ну вашего Достоевского, тоска смертная!»).

Когда же смерть всё-таки приходит, и в доме появляется покойник, то родственники начинают искать пути, как «правильно» проводить его в последний путь. Соседняя бабушка (которая «всё» знает и в церковь триста лет как ходит) объясняет, «как» и «в какой последовательности» надо действовать. Вот некоторые «бабушкины» советы…

«Бабушкины» и «батюшкины» советы

Конечно, всё многообразие бабушкиных советов мне невозможно знать (бабушек много и живут они долго). Приведу лишь некоторые, с которыми самому приходилось сталкиваться.

Итак, когда человек умирает, что делают в первую очередь? Правильно: завешивают зеркала. Зачем? Чтобы душа, бродящая по квартире до 40-го дня (запомните: не до третьего, а аж до сорокового! Бедные родственники, хоть с квартиры на полтора месяца съезжай…), не увидала себя в зеркале. Наверное, в обморок упадёт, или застесняется своего неприглядного вида…

Это суеверие работает стопроцентно. За четыре года священства я ещё ни в одной квартире не видел, чтобы не было выполнено это золотое правило похорон. На вопрос: «зачем и почему» - все пожимают плечами: «так вроде надо, бабушка сказала…».

Следующее незыблемое правило: стакан с водкой (для мужчины) или с водой (для женщины) и кусок хлеба (кладут ещё конфеты, печенье). Душа, следовательно, не только гуляет по квартире, она ещё и кушать хочет. Правда, непонятно, почему так мало? Уж тогда все три блюда, да с бутылочкой… (На поминках, кстати, часто ставится тарелка с борщом для «нашего дорогого…»).

Один священник рассказывал такой эпизод: позвали его на поминки. Сидит он, кушает блин. Вдруг чувствует, все ему в рот смотрят… Стало ему не по себе, сидит, давится… Когда, наконец, доел, то все облегчённо вздохнули - оказывается, если батюшка доест блин до конца, то всё у покойничка будет нормально там…

Древние язычники, совершая тризны, всё-таки были последовательней наших современников: по крайней мере, они чётко знали, зачем они совершают тот или иной обряд, всё имело символический смысл. Современные «православные язычники» отличаются крайним скудоумием, когда возникает этот простой, казалось бы, вопрос: «ну зачем, граждане?!».

Важным моментом у них считается вопрос после выноса покойника: от чего (от двери или от окна) «замывать» полы? Не знаете? Ладно, отвечу: полы, граждане, нужно замывать от грязи!

Ну, ещё есть мелкие советы о том, что надо после покойника раздавать чашки с ложками; приносить в церковь суп-набор для него; раздавать вещи усопшего. Если покойник снится с просьбами, то надо выполнить эти просьбы буквально: просит одеть - отнести в церковь барахло какое-нибудь. Покушать просит - чая с батоном на канун принести… Но почему же никто не хочет увидеть в этих просьбах призыв помолиться, исправить свою жизнь, стать ближе к Богу, для того, чтобы молитвы за усопшего доходили поскорей? Почему все пытаются откупиться от покойника? Ответ прост: потому что нет веры в рай и ад, и нет любви к усопшему.

Да, недавно узнал, что существует ещё важнейший обряд проводов души на сороковой день. Что-то нужно прочитать, со свечкой выйти к калитке, открыть дверь, в общем, совершить таинственные действия, недвусмысленно намекающие душе, что, мол, пора и честь знать, до свидания… (Другой вариант проводов: нужно на сороковой день в 9 часов вечера открыть окно, чтобы душа плавно выплыла в сторону кладбища…)

Самое печальное то, что суеверия эти живучи настолько, что складывается впечатление, что мало кто из нас, священников, борется с ними. Практически всегда я слышу от людей на отпевании: «батюшка, мы первый раз это слышим от вас!». К сожалению, многие священники не проповедуют на отпевании, не объясняют людям, что это не безобидные народные традиции, а традиции, противоречащие православной вере. Но многие священники предпочитают молчать и не связываться. А некоторые ещё и сами способствуют распространению мракобесия, иначе не назовёшь.

Рассказ одного епископа: «На днях получил жалобу: прихожане жалуются на своего настоятеля, обвиняют батюшку в самом жутком грехе, какой только может быть… Пишут, что их батюшка душу покойного в рай не пустил. Создали комиссию, послали разбираться. Выяснилось, что на этом приходе до той поры служил священник с Западной Украины, довольно ремесленно относившийся к своему делу. При нём там сформировалась такая традиция: после отпевания покойника выносят из храма, ставят в церковном дворе, запирают ворота, ведущие с территории храма на улицу, выносят стакан с водкой, и батюшка должен эту водку выпить, а затем бросить стакан в железные ворота со словами: „Эх, понеслась душа в рай!“. После этого ворота распахиваются, и гроб уносят на кладбище. А новый батюшка, молодой, после семинарии, шибко грамотный оказался - и не стал этого делать. Прихожане обиделись и написали донос…». (Диакон Андрей Кураев. Неамериканский миссионер. Саратов, Изд-во Саратовской епархии, 2006.)

Было бы смешно, если бы не было так грустно. Стоит ли удивляться, что нормальные мыслящие люди, молодёжь за версту обходят храмы, где живёт тёмный, удушливый дух «православия от бабы-яги»…

Одним из порочных советов, исходящих от некоторых совсем не умных священников, является настойчивый совет освятить квартиру после покойника, «почистить». Конечно, ужасно желание заработать лишнюю сотню на людском горе… Но ведь таким образом и создаётся языческое учение о том, что покойник - это скверна, гадость, после которой надо освящать жилище. Мощи святых лежат в раках в храмах и источают токи исцелений и благодати, а мощи наших православных усопших - это, почему-то, по их мнению, осквернение наших жилищ! Это очень важный вопрос и, думается, стоило бы применять строгие дисциплинарные меры к таким попам, распространяющим «православное» язычество.

Один «ревностный» поп (30 лет прослуживший в сане!) даже требовал у молодого настоятеля, чтобы тот «окроплял крещенской водой лавки, на которых стоял гроб с покойником, чтобы не было болезней у тех, кто потом будет садиться на эти лавки»! А потом мы ещё удивляемся, почему у нас народ такой суеверный… Каков поп - таков приход.

Откуда есть пошла… погребальная земля?

Разговор в храме: «У нас бабушка умерла. Нам сказали, что её надо земельке предать. Можно у вас земли купить?..».

Не правда ли, повсеместная ситуация? Вот только задумываются ли люди (да и сами священники, практикующие подобное): зачем нужна эта земелька?

Откуда пошёл этот «земельный» обряд?

В России до 1917 г. практически на каждом кладбище был храм, совершенно обычным делом было то, что православного человека отпевали в таком храме. После отпевания священник шёл вместе со всеми к могиле, и когда гроб опускали в могилу, священник брал лопатой землю и бросал её на гроб, читая молитву: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней». Тем самым, это символическое действие показывало всем окружающим, что из земли мы созданы и в землю возвращаемся. То есть: задумайтесь о бренности своего бытия. Всё. Нет другого смысла, кроме символического напоминания живым о смерти.

В советское время ситуация осложнилась. С храмами, да и со всем остальным, касающимся православного погребения, стало проблематично. Возникло заочное отпевание, после которого выдавалась освящённая земля для того, чтобы верующие родственники могли сами совершить этот символический обряд, напомнив себе о ждущей всех нас участи.

Но в дальнейшем в связи с катастрофическим уменьшением и верующих, и грамотных священников, это действие превратилось в самодостаточное, оторвалось от своего назидательного, педагогического символа, и стало бессмысленным и вредным. Сама земля стала считаться главным моментом, заменяющим даже отпевание.

К примеру, в современной брошюре, изданной Сретенским монастырём, читаем:

«Над гробом возглашается „Вечная память“. Священник посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: „Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней“. Обряд предания земле может совершаться и в храме и на кладбище, если туда усопшего сопровождает священник. (с. 26)

(..) В наше время часто случается, что храм находится далеко от дома усопшего, а иногда и вообще отсутствует в данной местности. В такой ситуации кому-либо из родственников почившего следует в ближайшей церкви заказать заочное отпевание, по возможности в третий день. По его окончании священник даёт родственнику венчик, лист бумаги с разрешительной молитвой и землю с панихидного стола.

(..) Но бывает и так, что усопший погребается без церковного напутствия, и спустя длительное время близкие всё же решают его отпеть. Тогда после заочного отпевания земля крестообразно рассыпается на могиле, а венчик и молитва либо сжигаются и также рассыпаются, либо закапываются в могильный холм. (с. 26-27)

(..) Если отпевание бывает до кремации (как и положено), то икону из гроба надо убрать, а землю рассыпать по гробу. Если отпевали заочно и урну подхоранивают в могилу, то земля крестообразно рассыпается по ней. Если же урну помещают в колумбарий, то погребальную землю можно рассыпать по любой могиле христианина, как обычно, с чтением Трисвятого. Венчик и разрешительная молитва сжигаются вместе с телом. (с. 32)». («В путь всея земли». М., Сретенский м-рь, 2003).

И всё. Ни слова, объясняющего смысл этих земельных перемещений. Читая этот текст, я могу сделать только один вывод: главное - земелька и колдования со «сжиганием» и «закапыванием». Особенно дико выглядят советы рассыпать земельку на чужие могилы! Ну зачем?! Кому это надо? Усопшему? Глубоко сомнительно. Родственникам, которые будут тупо копаться в чужих могилах, рассыпая пепел и думая, что они совершают удивительно разумные действия? Или горе-священникам, получающим доход от торговли землёй и не желающим объяснить людям, что усопшему нужны только наши молитвы и добрые дела, исправление нашей жизни, наше приближение к Богу?..

И всё же, можно спросить: а что же делать, как ломать устоявшуюся ложную традицию? Проповедью, неустанным объяснением людям (и на отпевании и вне него), что главное - это духовное (молитва, покаяние, исправление жизни), а всё материальное (земля, венчик, саван, свечи и т. п.) - вторично, имеет только символическое, педагогическое значение, и становится бессмысленным в отрыве от разумного понимания данного действия.

Где отпевать?

В православной дореволюционной России этот вопрос даже не поднимался. Любой православный христианин отпевался или в своём приходском храме, к которому он всю жизнь был приписан (поэтому-то и были полны такого глубокого смысла слова разрешительной молитвы, которые произносил духовник усопшего: «Чадо, прощаются тебе грехи твои»; и поэтому так бессмысленны они сейчас, когда священник первый раз видит человека уже умершим) или в кладбищенском храме. Отказ родственников отпеть усопшего в храме мог быть расценен как акт отречения от своей веры. Заочное отпевание было возможно только в связи со смертью человека «на стране далече» (в море, на войне).

В советское время (довоенное особенно), разумеется, основным способом отпевания верующих людей (а неверующих не отпевали) из-за гонений стало заочное отпевание, в лучшем случае - на квартире.

Но ко времени перестройки и к нашим временам ситуация серьёзно изменилась. Стали отпевать всех подряд, по «традиции» (лишь бы был номинально крещёным), а у умирающих верующих бабушек в основном оставались неверующие родственники. И вот сейчас, когда церковная жизнь стабилизируется, в таких случаях возникают многие сложности с отпеванием.

Бабушка умершая - она-то верующая, и ей хотелось бы, чтобы её отпели в храме, вот только мы забываем, что цель её родственников - побыстрее и, главное, без лишних расходов избавиться от старушки. Поэтому они пойдут по пути наименьшего сопротивления: или купят земельку, или погребальная контора наведёт на них какого-нибудь «автономного» лжепопа-расстригу, подрабатывающего на религиозной безграмотности народа.

Такое «отпевание» только способствует отторжению людей от Церкви.

Поэтому, в нашей сегодняшней ситуации наиболее реальным представляется отпевание на дому. С одной стороны, это уход от покупки земельки. С другой стороны, неверующие люди смогут хоть полчаса у себя дома в привычной обстановке прикоснуться к красоте православного заупокойного богослужения. И самое главное: проповедь. Именно в момент проводов усопшего люди наиболее открыты к слову священника, наиболее способны задуматься о бренности своей жизни. Нельзя лишать их этой возможности. У них ещё нет сил переступить порог храма, а священник как миссионер, на законных правах придёт в их дом и что-то скажет о спасении души.

Конечно, прекрасно, когда люди понимают необходимость отпевания в храме, но когда этого нет, то лучше пойти им навстречу (им, а не их земельным суевериям!), войти к ним в дом и показать, что священник - это не придаток ритуальных услуг (многие в этом уверены), а человек, поставленный Богом на утешение скорбящих и вразумление заблудших.

Заключение

Однажды на отпевании я долго говорил проповедь, рассказывал о важности для усопшего всего духовного (молитвы, добрых дел) и неважности всего внешнего (земельки, завешивания зеркал и проч.). Объяснил, в чём смысл «земельки». В ответ одна интеллигентного вида тётушка мне заметила:

Это вы всё, конечно, правильно говорите, хорошо. Одно только нехорошо: зря вы земельку-то в дом занесли, не положено.

А на мой вопрос:

Откуда у неё такие глубокие познания в богословии, она, не смущаясь, ответила:

Как откуда? Из церкви, разумеется, оттуда мы это слышали!

Что я мог ей ответить? Да, на нашу беду, люди приносят суеверия зачастую из наших храмов. Конечно, нечасто, но виноваты в распространении невежества сами священники (хотя и бывает), виноваты чаще всего бабулечки, «главные по подсвечникам» и по «правильному» благочестию.

И, конечно, опять повторюсь: очень важна проповедь, не только с амвона, но и везде - на требах, на огласительных беседах, и просто на лавочке около храма. И очень важно, чтобы все священники так поступали, ибо только тогда есть надежда, что вера у нашего народа будет православной, а не «бабушкиной».

В Библии сказано, что каждый христианин должен обращаться к Богу посредством молитвы. Считается, что так человек просит помощи и благословения во всех начинаниях. Мы молимся, когда засыпаем и просыпаемся, перед принятием трапезы и в рабочее время. Таинство рождения и крещения ребенка сопровождается песнопением, а заключение брака - венчанием. Поэтому, когда близкий человек умирает, его родственники также предаются молитве. Они не знают, о чем думал умерший, какие тайны он скрывал и раскаялся ли в своих грехах. Молитва помогает его душе обрести покой, получить покаяние, быть прощенной и войти в Царствие Небесное.

Чтобы провести умершего в последний путь, родственники должны соблюсти все каноны, главным из которых является молитвенный чин. Отпевание - это торжественный обряд, который осуществляется в процессе погребения тела. Такой ритуал нельзя сравнивать ни с минутой молчания, ни с покупкой ритуальных принадлежностей. Совершенный с благими намерениями чин отпевания приносит большую пользу душе умершего человека, а также его живым родственникам и друзьям. Не редко из жизни уходят люди в молодом возрасте: дети, супруги, сестры и братья. Тот факт, что они умерли не естественной смертью, кажется нам несправедливым. Молитва помогает осознать, что смерть - это следующая ступень в вечную жизнь. Отпевая человека, мы находим утешение собственной скорби. Также это дает каждому из нас возможность по-другому взглянуть на свою жизнь, осознать ошибки и вспомнить, что мы пришли в этот мир с целью творить добро.

Зачем проводится отпевание?

Когда мы читаем молитвы об умершем человеке, мы надеемся, что Бог услышит нас. Словами «Со святыми упокой, Христе, душу раба твоего» мы призываем его к себе. Обряд отпевания является важной частью траурного ритуала. Чтобы пройти его с честью, мало постоять с цветами на кладбище. Приготовление к процессии важно начать с причастия умирающего. Конечно, если это является возможным. Когда человек находится при смерти, священником читается канон, который позволяет душе укрепиться в сознании. После смерти совершается панихида - небольшое молитвословие, а затем и сам обряд отпевания. В течение последующих 40 дней родственники читают псалтырь и вспоминают о благих делах усопшего.

Попадает ли душа в рай после отпевания?

Известно семь таинств церкви: Крещения, Миропомазания, Покаяния, Брака, Причащения, Елеосвящения, Священства. Любое из этих таинств является гарантией исполнения того, о чем мы просим Бога. К примеру, таинство Крещения дает нам право утверждать, что человек присоединился к церкви и стал христианином, таинство Священства - что он принял чин священника, таинство брака - что мужчина и женщина связали свою судьбу, став единым целым. Отпевание же не является частью таинства. Оно не дает близким людям гарантии, что душа умершего человека попадет в рай и обретет вечный покой.

Мы должны понимать, что стоит творить лишь благие дела. Человек не имеет права, к примеру, служить в храме и вести распутный образ жизни, увлекаться алкоголем или наркотиками. После отпевания в этом случае может произойти то, что случилось в известный притче: на входе в рай богачу вернули все деньги, которые он жертвовал на строительство церквей. Так, существует поверье, что можно получить особую благодать, если моешь полы в храме. Однако стоит понимать, что уборщицу вряд ли это спасет после смерти. Иметь много денег и совершить единственное в своей жизни доброе дело - не значит быть прощенным и попасть в рай после смерти.

Необходим ли обряд отпевания?

Отпевание не спасет душу от тех грехов, которые человек совершил при жизни. Известны случаи, когда священники пренебрегали этим чином. Они велели родственникам усопшего отложить похоронную процессию с почестями, а вместо этого выбросить мертвое тело в яму или канаву, чтобы бездомные собаки изглодали их кости. Здесь стоит сказать и о праведном пророке Веркольском. Его смерть от удара молнии была скоропалительной. Односельчане, на глазах которых это произошло, посчитали ее небесной карой. Они не стали хоронить тело, прикрыв мертвого пророка хворостом. Через 28 лет люди обнаружили, что все это время тело было нетленно.

Человеческая душа может попасть в рай и без соблюдения чина отпевания. Однако, не стоит легкомысленно относиться к данному обряду. Отпевание - это последнее благое дело, которое мы можем сделать для усопшего. Сегодня многие семьи не желают предаваться молитвам из-за невежества и заблуждения, а также дополнительных финансовых затрат. Умершему человеку в преклонном возрасте, который прожил последние годы своей жизни, прося у Бога прощения и желая поскорее отойти к нему, вряд ли от этого что-то будет. А вот для семьи, которая его не отпоет в целях экономии денег такое действие может быть расценено, как тяжелый грех.

Исключить чин отпевания при похоронах разрешается в некоторых случаях. В пример можно привести гибель воина в бою или матроса на корабле. Тогда тело человека хоронят недалеко от места его смерти, а обряд отпевания проводится родственниками после этого. Если в связи с иными обстоятельствами тело близкого вам человека не было захоронено по христианским традициям, можно объяснить это священнику и провести обряд на кладбище либо в церкви. Совершить чин отпевания после похорон только потому, что так удобно родственникам усопшего, неприемлемо.

Как получить разрешение на проведение обряда?

Если человек умер естественной или насильственной смертью, разрешение на проведение чина отпевания брать не нужно. Его необходимо получать в спорных случаях, когда имеет место самоубийство. Если самоубийство стало результатом тяжелого психологического нарушения, необходимо получить одобрение в епархиальном управлении. Приходской священник не должен самостоятельно принимать такое решение. Это делается архиереем на общем собрании.

Кого нельзя отпевать после смерти?

Как было сказано ранее, совершать чин отпевания нельзя над усопшими, которые совершили самоубийство, а также над телами тех людей, которые жили безбожной жизнью: увлекались беспорядочными половыми связями, грабили и убивали. Обряд неприемлем для усопших, которые при жизни не были христианами или отреклись от своей веры. Считается, что они не воссоединились с Церковью. Не верно мнение о том, что после кончины нельзя отпевать женщин, которые умерли во время родов.

Если близкие вам люди, родственники или друзья сознательно отказались от таинства Крещения, необходимо проводить с ними беседы, чтобы избежать подобного исхода. Так вы будете знать, что сделали для них все, что могли. Остальное зависит от воли самого человека. У Господа много обителей. Поэтому Церковь не запрещает молиться за успокоение души и прощание тяжких грехов усопшего, который не был крещен. Делать это можно дома, на кладбище либо в храме.

Можно ли проводить обряд отпевания для наркоманов?

Люди, которые при жизни злоупотребляли алкоголем или наркотиками, сознательно выбрали этот путь. Однако стоит понимать, что Церковь прощает и принимает тех, кто сбился с праведной дороги. Ее цель заключается не в том, чтобы погубить, а в том, чтобы по возможности оправдать человека. Поэтому усопших, страдающих наркотической или алкогольной зависимостью, родственникам можно отпевать.

Правила поведения на отпевании

Люди, не знающие нюансов церковной службы, в процессе отпевания часто ведут себя неподобающим образом. К примеру, они становятся лицом не к алтарю, а к гробу , и на протяжении всей службы смотрят не на священника, а на усопшего. Конечно, родственникам сложно принять потерю близкого человека. Поэтому в такие моменты не следует требовать от них соблюдения всех канонов. Однако элементарные правила поведения при отпевании никто не отменял.

Пришедшие в храм должны искренне молиться за отпущение грехов умершего, внимательно слушать священника и смотреть на алтарь. В руках у ближайших родственников должны быть свечи. Гроб ставится лицом к алтарю. Во время отпевания не подобает громко разговаривать и активно жестикулировать. Необходимо соблюдать тишину. После церемонии свечи тушатся, а провожающие осуществляют поклон, просят у усопшего прощения за все обиды, целуют икону, которая находится у него на груди. Затем священник вынимает ее и накрывает тело покрывалом.

Обряд отпевания не желательно проводить в морге а, тем более, в крематории. Отпевают усопших в морге только в случае, когда нет иной возможности совершить обряд. В этом случае перед его началом убедитесь, что у священника есть разрешение на его осуществление. Если отпевание проходит в храме и привозят сразу нескольких покойников, то это не должно вас смущать.

Что надеть в храм?

Священники, которые осуществляют процедуру отпевания, надевают в храм длинную белую рясу. Ее же используют и при таинстве Крещения. Считается, что эти два события являются главными в жизни каждого человека. После смерти усопший вступает на тропу вечной жизни, в начале которой он видит яркий свет. Свет этот - сам Господь Бог. Жены-мироносицы также надевают одежду белого цвета. Служители храма не должны облачаться в черное одеяние.

Приходящие, напротив, надевают траурную одежду, которая должна быть закрытой и скромной. Для женщин уместны платья и юбки длинного кроя. Голова покрывается черным платком. Нельзя надевать яркую бижутерию. Из украшений допускаются лишь часы и обручальное кольцо. Оптимальный вариант для мужчин - классический костюм, рубашка и туфли. Такой обычай не относится к христианскому, однако он прочно укрепился в современной жизни. Мы воспринимаем смерть, как трагедию. И если кто-то придет на службу в белом одеянии, он будет не понят родственниками усопшего.

Все выше перечисленные особенности соблюдения правил проведения отпевания усопших конечно же важны, но, главное, необходимо всегда помнить, что отправление последнего обряда является неотъемлемой частью похоронного ритуала как для души усопшего, так и для верующих родственников, провожающих близкого человека в мир иной."

Смерть - это неотъемлемая часть жизни. Все мы рано или поздно сталкиваемся с потерей близких людей, понять этот процесс человеческим разумом невозможно. Никто кроме Бога не знает, каким таинственным образом душа связывается с телом при зачатии и как покидает его. Поэтому после смерти близкого человека мы стараемся скрупулезно соблюдать все известные с давних времен традиции и ритуалы. Не все они имеют отношение к православию, но отпевание усопшего - это самый нужный и важный обряд, о котором должны позаботиться родственники умершего.

Что такое отпевание?

Отпевание усопшего - это особый совершаемый над телом умершего человека. Проводить служение может только рукоположенный священнослужитель, имеющий право совершать Считается, что отпевание усопшего в церкви является самым главным обрядом, выражающим почитание, уважение и любовь близких к умершему. Проводится он только для православных христиан.

Отпевание умерших: смысл и цель обряда

Многие, даже глубоко верующие люди задаются вопросом, для чего нужно отпевание усопшего - ведь душа его уже покинула тело в момент смерти, и родные ничем не могут ей помочь. В этом есть свой смысл.

На самом деле отпевание усопшего необходимо для того, чтобы очистить душу умершего православного от грехов и бремени земной жизни. Душе отпускаются ее грехи, а своей молитвой родные усопшего помогают ей справиться с испытаниями, которые она должна преодолеть на пути к Богу. Священнослужители утверждают, что пока душа не предстала перед лицом Господа на сороковой день, о ней необходимо молиться. Ведь каждая молитва помогает душе легче войти в Царство Божье. Сами священнослужители считают отпевание самой важной частью погребального православного обряда. Имейте в виду, что отпустить душе можно только те грехи, в которых человек покаялся на исповеди перед смертью.

Кого нельзя отпевать?

Существует особая категория людей, для которых обряд отпевания усопшего является недоступным. В первую очередь, это относится к иноверцам и людям, которые когда-то были крещены по православному обычаю, но отвергли Бога и прожили свою жизнь без веры. Запрещено отпевать и тех, кто завещал похоронить себя без этого обряда. В этом случае воля усопшего выполняется неукоснительно.

Самоубийцы тоже должны быть похоронены без отпевания. Священнослужители объясняют этот запрет следующим образом - человеческая жизнь является подарком Божьим, и только он решает, когда прекратить земной путь души. Поэтому акт самоубийства приравнивается к греху гордыни, когда человек считает себя равным Господу и оспаривает права его. К тому же самоубийцы считаются духовными потомками Иуды, который не смог вынести тяжести своего греха. Исключение составляют только безумцы, покончившие с жизнью. В этом случае родственникам покойного необходимо подать прошение в Епархиальное управление и приложить все сопутствующие документы, объясняющие ситуацию.

Отпевание усопшего в церкви невозможно для некрещеных младенцев, так как они не прошли это таинство.

Отпевание крещеных младенцев

Особый обряд совершается над младенцами, умершими после крещения. Их души считаются безгрешными, до семи лет детей отпевают только с молитвами о принятии в Царство Божие. Также священник молится об утешении родителей ребенка и о том, чтобы безгрешная душа стала заступником перед лицом Господа за души своих родных и близких. Данное отпевание усопшего в церкви (время здесь не регламентировано) происходит так же, как и обычный обряд для взрослого человека. Церковь не разделяет души по возрасту.

Отпевание усопшего в церкви: сколько по времени длится обряд?

Трудно сказать, сколько времени займет отпевание. В церкви нет определенных правил, регламентирующих временной промежуток, который займет церковный ритуал. Если вам очень важно знать заранее, сколько времени длится отпевание усопшего в церкви, то поговорите со священником. Он точно скажет вам о том, как будет проходить сам процесс, и на сколько времени он растянется. Но в среднем отпевание длится не более сорока пяти минут, в некоторых случаях оно может занять полчаса.

Время отпевания никак не влияет на сам обряд, ведь ключевым моментом являются именно молитвы священнослужителя над телом покойного. А о времени этих молитв нигде ничего не сказано.

Заочное отпевание: нужно ли проводить данный обряд?

Заочное отпевание усопших до сих пор является некоторым камнем преткновения в церковной догматике. На самом деле такого понятия не существует, ведь сам обряд предполагает молитвы, свершающиеся над телом покойного. В этом заключен глубокий смысл - тело умершего, которое было Священным Сосудом для его души, в последний раз приносят в церковь, чтобы почтить его земную жизнь и облегчить переход в Царство Господа. Поэтому заочное отпевание усопших не имеет никакого смысла для души покойного. До 1941 года подобная формулировка даже никогда не встречалась, но война внесла свои коррективы. В церковь часто стали приходить матери убитых солдат, тела которых захоронили далеко от родной земли. Некоторые считались пропавшими без вести, поэтому единственным способом почтить их память было отпевание. Священнослужители шли на встречу горюющим близким, и проводили обряд заочно. Хотя на самом деле заочное отпевание является панихидой, а не отпеванием в прямом смысле этого слова.

Заочное отпевание усопших: как происходит?

Как мы уже уточняли, совершение обряда отпевания не имеет смысла без тела покойного. Но в некоторых случаях священники идут на уступки убитым горем родственникам. Это касается людей, умерших от инфекционных заболеваний, погибших в результате стихийного бедствия (когда тела не найдены или от них ничего не осталось), либо в случае отсутствия рядом церкви и священнослужителей. В этих случаях единственным выходом является заочное отпевание усопших.

Как происходит этот обряд в отсутствии тела покойного и родственников? Все предельно просто - отпевание заказывается у священника в церкви. Затем он самостоятельно проводит обряд и отдает родственникам землю, заупокойный венчик и разрешительные молитвы.

Сколько длится отпевание усопших в заочном варианте? Ровно столько же, сколько обычный обряд. Но еще раз уточняем, что если вы хотите совершить это и имеете все возможности, то обязательно проведите обычное церковное отпевание. Так вы сделаете для души покойного благое дело.

Что необходимо сделать до отпевания?

Священнослужители советуют с момента смерти близкого человека начинать читать Псалтирь. Читать его желательно днем и ночью до отпевания. Делать это может абсолютно любой православный человек, в некоторых случаях для этих целей домой приглашают священнослужителей. Они имеют необходимый опыт и могут помочь вам в такое нелегкое время. Приобрести Псалтирь можно в любой церковной лавочке, он должен быть в наличии у любого верующего человека.

Отпевание проводится на третий день после смерти. Это связано с православными верованиями в то, что до третьего дня душа находится рядом с близкими и еще не может оторваться от них. С третьего по девятый день душе показывают Царство Божие, а до сорокового дня она проходит через весь свой земной путь и заново переживает все прегрешения. Только на сороковой день душа попадает к Господу и там решается, где она будет ждать Страшного Суда. Молитвы близких и священнослужителей в этом случае играют очистительную роль и помогают пройти в Царство Вечное.

Сопровождать гроб с покойным до храма должны все родственники во главе со священником. Ранее было принято останавливаться на каждом перекрестке, чтобы прочитать молитвы. Сейчас довольно часто остановки по пути делаются независимо от наличия перекрестков. Священник просто останавливает процессию и просит всех присутствующих помолиться за душу покойного. Таких остановок может быть несколько, их количество нигде не регламентировано.

Подготовка к отпеванию: что необходимо?

После смерти человека необходимо сразу же прийти в церковь и договориться со священником об отпевании. Это нужно сделать как можно быстрее, ведь день может быть уже занят какими-либо другими обрядами.

Перед отпеванием необходимо иметь при себе несколько предметов. В гроб к покойному кладут саван, погребальный венчик, малую икону, нательный крест и разрешительную молитву. Все это можно приобрести в церкви. Также в обязательном порядке нужно иметь свечи, их в гроб класть не нужно.

Родственников усопшего часто волнует, сколько стоит обряд отпевания. Здесь не существует определенного ответа - церковь не имеет прейскуранта на свои услуги. Поэтому обычно семья покойного оставляет пожертвования на нужды церкви за произведенный обряд. Сумма не должна оговариваться заранее.

К сожалению, многие современные священнослужители поддаются искушению и устанавливают фиксированные цены на проведение всех церковных ритуалов и обрядов. Это в корне неверный подход, но если иного храма поблизости нет, то вам придется совершать отпевание усопшего, заплатив указанную денежную сумму.

Как проводится церковное отпевание?

Итак, вы решили провести отпевание усопшего в церкви. Как проходит этот обряд? Об этом должен знать каждый, кто будет принимать в нем участие.

После того как гроб с телом, закрытым саваном, занесли в церковь, то на лоб покойному кладется погребальный венок. Гроб должен стоять лицом к алтарю, вокруг него ставится четыре зажженных свечи. Одна свеча вкладывается в руки покойного, они должны быть сложены на груди. Каждый из родственников и присутствующих на отпевании должен держать в руках по зажженной свече, они символизируют победу жизни над смертью.

Над телом усопшего священник читает молитвы, выдержки из Священного Писания и псалмы. Хорошо, если родственники покойного тоже знают данные молитвы и искренне молятся за душу усопшего. Такая искренность способна в несколько раз усилить возносимые к Богу молитвы. В процессе отпевания усопшего священник просит отпустить душе покойного все прегрешения и очистить ее перед лицом Господа. Чем сильнее будет молитва, тем легче будет душе оказаться в Царстве Божием после мытарств по вехам своей жизни.

После этого священнослужитель читает листок с ее текстом после вкладывается в руку покойного. Теперь каждый из родственников может подойти к гробу и проститься с усопшим. В первую очередь необходимо поцеловать икону, а потом венчик на челе умершего. В этот момент можно попросить прощения и сказать последние слова.

На заключительном этапе отпевания священник с молитвой закрывает лицо покойного саваном и крестообразно посыпает его тело освященной землей. Ранее в этот момент гроб закрывали крышкой и заколачивали. Сейчас это можно сделать на кладбище непосредственно перед захоронением.

Икону, бывшую возле покойного, можно сразу же забрать с собой. Некоторые родственники оставляют ее в церкви и уносят домой спустя несколько дней. На этот счет церковь не делает никаких предписаний.

Отпевание дома: суть обряда

Отпевание усопшего дома может быть возможно в следующих случаях:

  • смерть от инфекционного заболевания;
  • отсутствие возможности транспортировки тела до храма;
  • крайне тяжелое физическое и эмоциональное состояние ближайших родственников.

Как происходит отпевание усопших в этом случае? Сам обряд ничем не отличается от церковного, но стоит позаботиться о специальном убранстве помещения. Вам нужно будет обязательно поставить поминальный столик и подсвечники. Также в комнате должны быть иконы, священник подскажет вам, какие именно из них должны быть при отпевании.

Помимо дома и церкви отпевание можно производить в крематории или зале ритуальных услуг. В некоторых случаях обряд происходит в кладбищенских часовнях, если они стоят на его территории. Священники считают, что этот вариант является одним из самых приемлемых и удобных для родственников покойного.

Обряды погребения, не связанные с православием

К сожалению, современный человек наполнен массой суеверий и страхов. Священнослужители крайне отрицательно оценивают смешение языческих погребальных ритуалов с православными. А стоит отметить, что грешат этим даже очень верующие люди. Поэтому необходимо знать те вещи, которые не стоит делать православным христианам при погребении своих близких.

В первую очередь церковь осуждает обилие венков и музыку при погребении. Венки из искусственных цветов имеют отношение к языческим ритуалам, не нужно полностью закладывать ими могилу. Это говорит всего лишь о материальном достатке родственников покойного. Если вы хотите проявить к душе усопшего почтение, то просто посадите на могиле цветы-многолетники - они будут символизировать собой победу жизни над смертью. Музыка тоже является не богоугодным сопровождением покойного в мир иной. В церквях при отпевании не используется музыкальное сопровождение, считается, что душу ничего не должно отвлекать от перехода в Царство Божие.

Столь популярная традиция ставить на поминках рюмку водки и хлеб для усопшего тоже не имеет никакого отношения к православию. На поминках недопустимо употреблять алкоголь. Ведь сами поминки проводятся для того, чтобы вспомнить все хорошее о покойном и проводить его добрым словом в загробную жизнь.

Священнослужители порицают и такие языческие традиции, как завешивание зеркал, протирание полов после выноса гроба из дома, и брошенные в могилу монеты. Не нужно класть в гроб к покойному какие-либо его личные вещи. Все эти суеверия не облегчат душе пребывания в загробном мире, они только показывают степень ограниченности и страха перед смертью, которыми отягощена жизнь обычного человека, не имеющего достаточного количества веры.

Многие христиане беспокоятся, когда им начинает сниться усопший. Они начинают ходить на кладбище и вызывают батюшку для освящения дома. На самом деле душа, приходящая во сне, выказывает беспокойство за вас, она просит молитв. Поэтому вам необходимо усерднее молиться за усопшего, можно заказать в церкви специальную литургию либо самому ставить свечки за упокой души в определенные дни. Все это со временем сделает появление души покойного во сне редким событием. В православии снящиеся покойные души не являются плохим предзнаменованием, их не нужно бояться.

Отпевание усопших - это тот ритуал, без которого не может закончиться земной путь православного христианина. Имейте в виду, что ответственность за его проведение целиком и полностью ложится на плечи родственников покойного. Они должны позаботиться о том, чтобы все было сделано в соответствии с церковными законами. И не стоит бояться смерти, пытаясь выполнить все погребальные ритуалы по возможности "правильно". Ведь большинство из них пришли к нам из темных времен, когда свет истинной веры еще не проник в души людей.

Конечно же, пережить уход из жизни близкого человека очень сложно. Но, главное, что должны помнить православные христиане - смерть не является концом, она всего лишь переход души в другой мир. И необходимо прожить достойно то, что отмерено вам Господом, чтобы за границей земного бытия снова встретиться со всеми теми, кого мы так любили в этой жизни.

Церковь как тело Христово, как совокупность живых и умерших во Христе, может по благодати, данной ей от Бога, молиться за усопших, приносить за них бескровное жертвоприношение (вынимать частицы из просфор на проскомидии литургии), провожать в последний путь особым чином молитв – отпеванием, служить панихиды, литии, вечерние заупокойные службы (парастасы).

На третий день по кончине умерший православный христианин удостаивается церковного отпевания и погребения. Отпевание – это заупокойное богослужение, единожды совершаемое над телом умершего. Значение этого богослужения настолько велико, что в древности относили его к церковным Таинствам и придавали особое мистическое значение. И, действительно, кроме обычных заупокойных молитвословий, над умершим читается (обязательно священником) разрешительная молитва, в которой прощаются умершему бывшие на нем клятвы, а также грехи, в которых он покаялся на исповеди или забыл покаяться по неведению, и умерший с миром отпускается в загробную жизнь. Текст этой молитвы тут же влагается в правую руку усопшего его родными или близкими. Если молитва не прочитана священником над усопшим, а просто вложена родственниками в руку покойного, то она никакой силы не имеет и никакой роли не играет.

Кто лишается церковного отпевания

Лишаются церковного отпевания лица, сознательно лишившие себя жизни. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (случайное падение с высоты, потопление в воде, отравление несвежей пищей, гибель на производстве и т. д.), которые не признаются самоубийцами. Сюда же относят самоубийство, совершенное в состоянии острого приступа душевного заболевания или под воздействием больших доз алкоголя (так называемое «патологическое опьянение»).

В Православной Церкви принято относить к самоубийцам лиц, погибших «при разбое», то есть совершивших бандитский акт (убийство, вооруженный грабеж) и умерших от полученных ран и увечий. Жертвы бандитского нападения сюда, безусловно, не относятся.

Для того чтобы совершить отпевание человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, родственникам его следует предварительно обратиться в Епархиальное управление и испросить письменное разрешение правящего архиерея, подав ему прошение и приложив к нему медицинское заключение о причине смерти их близкого.

Священник в сомнительных случаях и при отсутствии письменного разрешения архиерея может отказаться от совершения отпевания, особенно при намеренной попытке родственников скрыть истинную причину смерти покойного. При регистрации отпевания в сомнительных случаях представитель церковного совета может ознакомиться со «Свидетельством о смерти», выданным отделом ЗАГСа.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка)

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Отпевание младенцев

Над младенцами, умершими по Святом Крещении, совершается особое отпевание как над непорочными, безгрешными, в котором Святая Церковь не молится об оставлении грехов умерших, но только просит сподобить их Царства Небесного.

Над умершими же младенцами, которые не сподобились Святого Крещения, не совершается отпевания, так как они не очищены от прародительского греха. О будущей участи младенцев, умерших без Крещения, святой Григорий Богослов говорит, что «они не прославятся, ни накажутся от Праведного Судии, как такие, которые хотя не запечатлены, впрочем не злы, и потерю более потерпели, нежели сделали. Ибо не всякий, не достойный наказания, достоин уже и чести, равно как не всякий, не достойный чести, достоин уже и наказания».

Заочное отпевание

Бывают случаи трагической смерти, когда невозможно найти тело человека (утонувшего при кораблекрушении, погибшего на войне или в результате авиакатастрофы, при террористическом акте и т.д.) или когда человек пропадает без вести и родные узнают о его смерти через много лет. В таких случаях появилась традиция совершать так называемое заочное отпевание. Но допустимо оно только в случае крайней нужды и действительной необходимости, а не по лености и нерадению родственников умершего и не потому, что «так проще».

В последние годы, к сожалению, сложилась совершенно недопустимая практика, когда родственники усопшего приходят в храм, «заказывают» заочное отпевание и тут же уходят по своим делам. Через несколько дней (в лучшем случае) они являются «за земелькой», то есть тогда, когда их близкий уже отпет священником в полном одиночестве, когда, кроме незнакомого священника, ни одна родственная покойному душа даже и не думала молиться о его упокоении. Такое отношение к умершему показывает черствость души его родственников и полное безразличие к загробной участи усопшего. Эти качества не могут быть присущи христианину, а следовательно, такое отношение к церковной молитве за усопшего является предосудительным.

Если все же по каким-либо объективным причинам тело вашего покойного родственника не было принесено в храм для совершения над ним отпевания, нужно прийти в церковь и попросить священника совершить отпевание заочно. Для этого необходимо точно выяснить, когда и в какое время будет совершено это отпевание, для того чтобы вы смогли на нем присутствовать и усердно молиться за своего усопшего.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Несколько слов о «земельке»

В Чине отпевания нет никакого указания на освящение земли, которой священник крестообразно посыпает «мощи» усопшего перед закрытием крышки гроба, произнося при этом слова: (Пс. 23, 1).

Но этому символическому действию наши современники стали придавать магическое значение. Отношение к этой земле превратилось в дремучее суеверие, выражающееся в том, что люди, далекие от Церкви, весь смысл христианского отпевания видят лишь в получении заветной «земельки». Но главное - совершить обряд церковного погребения, чтобы молитвы Церкви исходатайствовали ему милость у Бога, перед Которым он вот-вот предстанет. А сама земля никакой пользы душе усопшего не приносит.

В современной практике (ради утешения скорбящего) сложилась традиция, когда во время заочного отпевания священник трижды благословляет землю, произнося все те же слова: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23, 1). Однако, повторимся, на такое действие нет никаких указаний в церковном Уставе. По окончании заочного отпевания эту землю можно крестообразно высыпать на могилу усопшего, если таковая имеется: яко земля еси, и в землю отыдеши (Быт. 3, 19).

Если же христианин был кремирован, то землю можно высыпать в урну с прахом покойного и таким образом символически предать его земле. Однако и это делать вовсе не обязательно.

Если же могила человека отсутствует или находится очень далеко от места проживания родственников и добраться до нее не представляется возможным, то землю после заочного отпевания брать ни к чему.

Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

Отпевание в морге

В последние годы некоторые ритуальные агентства включают в свой набор «услуг» отпевание в морге. К этой практике нужно относиться очень осторожно.

Если по каким-то уважительным причинам не представляется возможным отпеть покойного в храме Божием, тогда в виде исключения допускается совершить отпевание усопшего на дому. И только в том случае, если и это оказывается неисполнимым, тогда необходимо узнать, где, в какой обстановке совершается отпевание в морге: есть ли для этого специально выделенная ритуальная комната, в которой находятся хотя бы иконы, панихидный столик (канун), подсвечники. Зайдите в эту комнату, убедитесь, что в ней подобающая обстановка.

Затем обязательно узнайте имя и фамилию священника, который обычно отпевает покойников в этом морге: настойчиво поинтересуйтесь, в каком храме он служит, и затем обязательно обратитесь в тот храм, чтобы убедиться, действительно ли названный вам священник - штатный клирик этого храма, а не ряженый самозванец или священник, запрещенный в служении.

Если у вас закрались какие-то сомнения, договоритесь с администрацией морга и пригласите знакомого вам священника из храма, прихожанином которого вы являетесь.

Но все же - приложите все усилия для того, чтобы отпеть вашего дорогого усопшего в церкви.

О кремации

«Совершенно недопустимо для православного христианина потворствовать развитию греховной языческой традиции сожжения тел усопших. Вспомним слова Священного Писания: Адаму же сказал: …в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят (Быт. 3, 17, 19). Достойно предать тело покойного земле с соответствующими заупокойными богослужениями, совершенными в храме Божием, есть первейшая христианская обязанность родственников покойного, за исполнение которой каждый даст ответ на Страшном Суде Божием. Потому сожжение тела усопшего является тяжким грехом - поруганием храма Божия: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы (1 Кор. 3,16–17)».

Однако в корне неверно считать, что кремированные люди не воскреснут на Суд Божий! «Господь Иисус Христос, говоря о последнем Страшном Суде, который определит участь человека в Вечности, указывает на возвращение к жизни всех когда-либо умерших людей: Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25, 31–32). Все народы - это все люди, когда-либо жившие на земле: и верующие, и атеисты, и праведники, и грешники, и жившие до Рождества Христова, и наши современники,- абсолютно все.

Христос прямо говорил: Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22, 32). Это означает, что однажды созданная Богом сущность (человеческая жизнь) не может быть уничтожена, а образ Божий, носителем которого является каждый человек, это и образ Божественного бессмертия.

Догмат о Всеобщем воскресении является основным вероучительным положением христианства. В Символе веры, окончательно принятом на II Вселенском Соборе, этот догмат выражен словами: «Чаю воскресения мертвых”».

Поэтому необходимо сказать, что кремация - это грех тех, кто решился на нее; однако душе усопшего она повредить не может. И Церковь не отказывает в отпевании тех почивших, которые впоследствии будут кремированы, или которые уже подверглись кремации.