Лев шестов. Лев исаакович шестов. Смотреть что такое "шестов лев" в других словарях



Лев Исаакович Шестов родился 31 января/13 февраля 1866 г. в Киеве, в семье богатого мануфактуриста. Обучался в Московском университете сначала на физико-математическом, затем на юридическом факультете. Диссертация, посвященная рабочему вопросу, была отвергнута цензурой.

Несколько лет Шестов жил в Киеве, где работал в деле отца, одновременно интенсивно занимаясь литературой и философией. Однако совмещать бизнес и философию оказалось нелегко. В 1895 г. Шестов тяжело заболел (нервное расстройство), а в следующем году уехал за границу для лечения. В дальнейшем коммерческое предприятие отца станет для мыслителя своего рода семейным проклятием: он неоднократно еще будет вынужден отрываться от семьи, друзей, любимой работы и мчаться в Киев, чтобы навести порядок в делах фирмы, расшатанных стареющим отцом и безалаберными младшими братьями.

В Риме Шестов женился в 1896 г. на православной русской девушке Анне Елеазаровне Березовской. Поскольку отец Шестова был ортодоксальным иудеем, мыслитель был вынужден долгие годы хранить этот брак в тайне, бульшую часть времени проводя за границей. Возможно, именно неприятие религиозной нетерпимости отца в какой-то степени послужило отправным пунктом философского адогматизма Шестова.

В 1898 г. в свет вышла первая книга Шестова «Шекспир и его критик Брандес», в которой уже были намечены проблемы, позже ставшие сквозными для творчества философа: ограниченность и недостаточность научного познания как средства «ориентировки» человека в мире; недоверие к общим идеям, системам, мировоззрениям, заслоняющим от наших глаз реальную действительность во всей ее красоте и многообразии; выдвижение на первый план конкретной человеческой жизни с ее трагизмом; неприятие «нормативной», формальной, принудительной морали, универсальных, «вечных» нравственных норм.

Вслед за этой работой появилась серия книг и статей, посвященных анализу философского содержания творчества русских писателей - Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, Д.С.Мережковского, Ф.Сологуба. Шестов развивал и углублял темы, намеченные в первом исследовании. В это же время Шестов познакомился с известным русским меценатом Дягилевым, сотрудничал в его журнале «Мир искусства».

В 1905 г. была опубликована работа, вызвавшая самые острые споры в интеллектуальных кругах Москвы и Петербурга, самые полярные оценки (от восторга до категорического неприятия), ставшая философским манифестом Шестова - «Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического мышления)».

Февральская революция особенного восторга у Шестова не вызвала, хотя философ всегда был противником самодержавия. В 1920 г. Лев Шестов с семьей покинул Россию и обосновался во Франции, где и жил до своей смерти. Теперь предметом его философского интереса стало творчество Парменида и Плотина, Мартина Лютера и средневековых немецких мистиков, Блёза Паскаля и Бенедикта Спинозы, Сёрена Кьёркегора и Эдмунда Гуссерля. Шестов входит в элиту западной мысли того времени: он общается с Эдмундом Гуссерлем, Клодом Леви-Строссом, Максом Шелером, Мартином Хайдеггером, читает в Сорбонне лекции...

Сергей ПОЛЯКОВ
(с сокращениями)

Родился 31 января/13 февраля 1866 г. в Киеве, в семье богатого мануфактуриста. Обучался в Московском университете сначала на физико-математическом, затем на юридическом факультете. Его дипломная работа называлась "Фабричное законодательство в России". Диссертация, посвященная рабочему вопросу, была отвергнута цензурой.

Несколько лет Шестов жил в Киеве, где работал в деле отца, одновременно интенсивно занимаясь литературой и философией. Однако совмещать бизнес и философию оказалось нелегко. В 1895 г. Шестов тяжело заболел (нервное расстройство), а в следующем году уехал за границу для лечения. В дальнейшем коммерческое предприятие отца станет для мыслителя своего рода семейным проклятием: он неоднократно еще будет вынужден отрываться от семьи, друзей, любимой работы и мчаться в Киев, чтобы навести порядок в делах фирмы, расшатанных стареющим отцом и безалаберными младшими братьями.

В Риме Шестов женился в 1896 г. на православной русской девушке Анне Елеазаровне Березовской. Поскольку отец Шестова был ортодоксальным иудеем, мыслитель был вынужден долгие годы хранить этот брак в тайне, бульшую часть времени проводя за границей. Возможно, именно неприятие религиозной нетерпимости отца в какой-то степени послужило отправным пунктом философского адогматизма Шестова.

В 1898 г. в свет вышла первая книга Шестова «Шекспир и его критик Брандес», в которой уже были намечены проблемы, позже ставшие сквозными для творчества философа: ограниченность и недостаточность научного познания как средства «ориентировки» человека в мире; недоверие к общим идеям, системам, мировоззрениям, заслоняющим от наших глаз реальную действительность во всей ее красоте и многообразии; выдвижение на первый план конкретной человеческой жизни с ее трагизмом; неприятие «нормативной», формальной, принудительной морали, универсальных, «вечных» нравственных норм.

Вслед за этой работой появилась серия книг и статей, посвященных анализу философского содержания творчества русских писателей - Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, Д.С.Мережковского, Ф.Сологуба. Шестов развивал и углублял темы, намеченные в первом исследовании. В это же время Шестов познакомился с известным русским меценатом Дягилевым, сотрудничал в его журнале «Мир искусства».

В 1905 г. была опубликована работа, вызвавшая самые острые споры в интеллектуальных кругах Москвы и Петербурга, самые полярные оценки (от восторга до категорического неприятия), ставшая философским манифестом Шестова - «Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического мышления)».

Февральская революция особенного восторга у Шестова не вызвала, хотя философ всегда был противником самодержавия. В ноябре 1919 г. Шестов с семьей уезжает из Киева в Ялту. По ходатайству С. Н. Булгакова и профессора киевской духовной Академии И. П. Четверикова Шестов был зачислен в штат Таврического университета в качестве приват-доцента. Впоследствии это помогло ему получить профессуру на Русском отделении Парижского университета. В начале 1920г. Шестовы уезжают проторенным путем эмигрантов из Севастополя в Константинополь и вскоре дальше через Италию в Париж|. В течение 16 лет Шестов читал свободный курс по философии на историко-филологическом факультете Русского отдела Института славяноведения при Парижском университете. За это время им были прочитаны курсы: «Русская философия XIX столетия», «Философские идеи Достоевского и Паскаля», «Основные идеи древней философии», «Русская и европейская философская мысль», «Владимир Соловьев и религиозная философия», «Достоевский и Киркегард». В это время его произведения публикуются в переводе на европейские языки, он часто выступает с публичными лекциями и докладами в Германии и Франции. После публикации по-французски отрывка из статьи о Достоевском («Преодоление самоочевидностей») и книги о Паскале («Гефсиманская ночь» - вошла в книгу «На весах Иова») Шестов приобретает высокую репутацию в кругах французских интеллектуалов. Дружеское сотрудничество связывает его с Э. Мейерсоном, Л. Леви-Брюлем, А. Жидом, А. Мальро, Шарлем дю Босом и другими. В начале 1925 г. Шестов принял приглашение Фридриха Вюрцбаха, президента Ницшевского общества, и вошел в его президиум вместе с такими известными писателями, как Гуго фон Гофмансталь, Томас Манн, Генрих Вельфлин.

Под псевдонимом Лев Шестов жил и работал Иегуда Лейб Шварцман , известный философ и писатель еврейского происхождения. Он появился на свет в Киеве 13 февраля (31 января по ст. ст.) 1866 г.; его отец был успешным коммерсантом. Мальчик рос в культурной состоятельной еврейской семье, окончил гимназию и в 1884 г. стал студентом физико-математического факультета Московского университета. Оказался в числе студентов, исключенных за участие в политических мероприятиях. Переведясь в Киевский университет на юридический факультет, оканчивает его в 1889 г. Освещающая рабочие вопросы диссертация не была принята из-за цензурных соображений.

Побывав год на военной службе, Л. Шестов возвратился в Киев и помогал отцу, в то же время уделяя немало внимания занятиям философией и литературой. Совмещение этих двух ипостасей давалось ему с большим трудом. В 1895 г. написанные им три литературно-философские статьи настигла печальная участь: приняли в печать только одну из них и настолько основательно отредактировали, что от авторского содержания осталась лишь малая толика. Тем не менее Шестов не отказался от занятий философской эссеистикой и литературной критикой.

Напряженная интеллектуальная работа привела его к переутомлению и нервному расстройству, и, тяжело заболев в 1895 г., Шестов в 1896 г. уехал лечиться за границу - главным образом, в Швейцарии. За пределами родины он пробыл до 1914 г., лишь ненадолго возвращаясь домой. Ему придется в будущем не раз приезжать в Киев по делам фирмы, дела которой шли уже далеко не блестяще, и семейный бизнес принял для него характер тяжкого бремени. Из-за границы Шестов поддерживал связь с Н. Бердяевым , Д. Мережковским, Розановым и другими видными представителями религиозно-философской мысли. Еще одной причиной пребывания за границей стала его женитьба в 1896 г. на православной девушке. На протяжении многих лет Лев Исаакович хранил это обстоятельство в тайне от отца - ортодоксального иудея.

Первая книга Л.И. Шестова под названием «Шекспир и его критик Брандес» была опубликована в 1898 г. и наметила проблематику, позднее проходившую красной нитью через все его философские работы. Автор говорил о том, что научные знания в качестве ориентира в этом мире являются недостаточными и ограниченными; общие системы мировоззрения и правила мешают людям видеть все многообразие и красоту жизни; Шестов осуждает вечные нравственные нормы как слишком универсальные и формально-принудительные.

Вторая книга увидела свет в 1903 г. и была посвящена Достоевскому и Ф. Ницше. Еще через два года, в 1905 г., вышел своеобразный философский манифест Шестова, породивший полярные мнения и острейшую дискуссию – «Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического мышления)». В 1910 г. Шестов читал в России лекции, посвященные Ибсену, а потом, снова оказавшись в Швейцарии, посвящал больше времени богословию и философии, нежели литературе.

Л. Шестов неизменно выступал против самодержавия, однако к Февральской революции отнесся без энтузиазма, а Октябрьскую назвал реакционной и деспотической, и в 1919 г. покинул Россию. В 1920 г. его семья обосновалась в Швейцарии, а с 1921 г. его биография оказалась связанной с Францией.

Эмиграционные годы стали весьма плодотворными в творческом отношении. На протяжении 1921 г. из-под пера Л. Шестова вышло большое количество статей, книги «Власть ключей», «Скованный Парменид». Он активно включился в европейский философский процесс 20-30-ых гг., поддерживал отношения с ведущими его представителями, читал в Сорбонне курсы лекций, в частности, посвященные Достоевскому, Толстому, русско-философской мысли в целом и др. Все его сочинения объединены общей идеей критики философского умозрения и разума. Кроме того, Шестов снискал известность как автор оригинальных афоризмов и философских парадоксов. Скончался мыслитель в Париже 20 ноября 1938 г.

Биография из Википедии

Лев Исаа́кович Шесто́в (при рождении Иегуда Лейб Шварцман ; 12 февраля 1866, Киев, Российская империя - 19 ноября 1938, Париж, Франция) - русский философ-экзистенциалист.

Лев Исаакович Шварцман родился 12 февраля 1866 года в Киеве, в семье крупного фабриканта и купца Исаака Моисеевича Шварцмана (1832-1914) и его жены Анны Григорьевны (урождённой Шрейбер, 25 декабря 1845, Херсон - 13 марта 1934, Париж). Это был второй брак отца. Располагавшееся на Подоле «Товарищество мануфактур Исаак Шварцман» с трёхмиллионным оборотом было известно качеством закупаемой им английской материи. Фирма была основана супругами Шварцман в 1865 году, с 1884 года владела крупнейшим в городе магазином, с 1892 года - филиалом в Кременчуге.

Отец был большим знатоком древнееврейской письменности, человеком свободомыслящим, обладал достаточно прогрессивными взглядами и широким кругозором. Он хотел, чтобы дети продолжили его дело, но никогда не настаивал на этом. У Льва были два младших брата и четыре сестры. Он учился в Киевской 3-й гимназии, но был вынужден перевестись в Москву.

Лев обучался на математическом факультете Московского университета, затем перевёлся на юридический факультет Киевского университета, который окончил в 1889 году со званием кандидата права. Диссертация «О положении рабочего класса в России» была запрещена к печати и реквизирована Московским цензурным комитетом, в силу чего Шестов так и не стал доктором права.

Несколько лет Шварцман жил в Киеве, где работал в фирме отца, одновременно интенсивно занимаясь литературой и философией. Однако совмещать бизнес и философию оказалось нелегко. В 1895 году Шварцман тяжело заболел (нервное расстройство), а в следующем году уехал за границу для лечения. В дальнейшем коммерческое предприятие отца станет для мыслителя своего рода семейным проклятием: он неоднократно ещё будет вынужден отрываться от семьи, друзей, любимой работы и мчаться в Киев, чтобы навести порядок в делах фирмы, расшатанных стареющим отцом и безалаберными младшими братьями.

В 1896 году в Риме Шварцман женился на Анне Елеазаровне Березовской, которая в это время изучала медицину; через два года они вместе переехали в Берн, а в 1898 году вернулись в Россию.

В 1898 году в свет вышла первая книга Шестова «Шекспир и его критик Брандес», в которой уже были намечены проблемы, позже ставшие сквозными для творчества философа: ограниченность и недостаточность научного познания как средства «ориентировки» человека в мире; недоверие к общим идеям, системам, мировоззрениям, заслоняющим от наших глаз реальную действительность во всей её красоте и многообразии; выдвижение на первый план конкретной человеческой жизни с её трагизмом; неприятие «нормативной», формальной, принудительной морали, универсальных, «вечных» нравственных норм.

Лев Шестов. Рисунок Л. О. Пастернака

Вслед за этой работой появилась серия книг и статей, посвященных анализу философского содержания творчества русских писателей - Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Д. С. Мережковского, Ф. Сологуба. Шестов развивал и углублял темы, намеченные в первом исследовании. В это же время Шестов познакомился с известным русским меценатом Дягилевым, сотрудничал с его журналом «Мир искусства».

В 1905 г. была опубликована работа, вызвавшая самые острые споры в интеллектуальных кругах Москвы и Петербурга, самые полярные оценки (от восторга до категорического неприятия), ставшая философским манифестом Шестова - «Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического мышления)». По словам самого Шестова «... вся моя задача состояла именно в том, чтоб раз навсегда избавиться от всякого рода начал и концов, с таким непонятным упорством навязываемых нам всевозможными основателями великих и не великих философских систем» .

В 1915 году на фронте погиб внебрачный сын Льва Шестова Сергей Листопадов. Февральская революция 1917 года особенного восторга у Шестова не вызвала, хотя философ всегда был противником самодержавия. Октябрьскую революцию он называл «реакционной и деспотической». В 1920 году Лев Шестов с семьёй покинул Советскую Россию, недолго побыл в Швейцарии и в 1921 году обосновался во Франции, где и жил до своей смерти.

Теперь предметом его философского интереса стало творчество Парменида и Плотина, Мартина Лютера и средневековых немецких мистиков, Блеза Паскаля и Бенедикта Спинозы, Сёрена Кьёркегора, а также своего современника Эдмунда Гуссерля. Шестов входил в элиту западной мысли того времени: общался с Эдмундом Гуссерлем, Клодом Леви-Строссом, Максом Шелером, Мартином Хайдеггером, Жоржем Батаем. Также он читал лекции в Сорбонне, многие из которых были посвящены Достоевскому, Толстому, а также русской философской мысли в целом.

Шестов оказывал содействие редакции в издании журнала «Вёрсты» (Париж, 1926-1928), в № 1 от 1926 года которого была опубликована статья по философии «Неистовые речи. (По поводу экстазов Плотина)».

Семья

  • Жена - Анна Елеазаровна Шварцман (урождённая Березовская; 1870-1962), врач-дерматовенеролог, выпускница Бернского университета; в эмиграции во Франции работала массажисткой.
    • Дочери - Татьяна (1897-1972) и Наталья (в замужестве Баранова, 1900-1993), автор мемуаров «Жизнь Льва Шестова» (1975), жена инженера-геофизика Владимира Николаевича Баранова (1897-1985), капитана Марковского артиллерийского дивизиона.
  • Сестра - Софья Исааковна Балаховская (1862-1941), была замужем за инженером и промышленником Даниилом Григорьевичем Балаховским (1862-1931), сахарозаводчиком и меценатом; в 1926-1929 годах Лев Шестов с семьёй жил в их парижской квартире. Их дочь (племянница Л. И. Шестова) Евгения (1890-1965) была замужем за виолончелистом Иосифом Прессом (1881-1924, англ.); сын - профессор Сергей Данилович Балаховский (1896-1957), доктор медицинских наук, заведующий кафедрой биохимии Третьего московского медицинского института и лабораторией Института биохимии им. А. Н. Баха АН СССР, лауреат Сталинской премии (1946), был женат на дочери основоположника советской биохимии, академика А. Н. Баха Ирине Алексеевне Бах-Балаховской (1901-1991), докторе исторических наук, сотруднице Института Маркса Энгельса Ленина; другой сын - инженер-изобретатель Жорж Балаховский (1892-1976), автор книг «Sur la dependance entre l"aimantation remanente, l"aimantation spontanee et la temperature» (1917) и «Dans le sillage de Mary Baker Eddy: introduction à l"étude de la science chrétienne» (1965).
  • Сестра (по отцу) - Дора Исааковна Шварцман, была замужем за инженером Денисом Николаевичем Поддергиным, инспектором Профессиональной строительной школы в Одессе и Нежинского ремесленного училища, в 1897-1900 годах директором Ивано-Вознесенского низшего механико-технического училища, в 1900-1915 годах директором Александровского механико-технического училища.
  • Сестра - Фаня Исааковна Шварцман (нем. Fanny Lowtzky, 1873-1965), философ и психоаналитик, была замужем за музыковедом, композитором и критиком Германом Леопольдовичем Ловцким (1871-1957, брат шахматиста Мойше Ловцкого).
  • Брат - Михаил Исаакович Шварцман (25 июля 1870 - 20 сентября 1937), с 1900 года управлял отцовским предприятием в Киеве.
  • Племянница - скульптор и график Сильвия Львовна Мандельберг (в замужестве Луцкая; 1894-1940), дочь сестры философа - пианистки Марии Исааковны Шварцман (1863-1948) и жена поэта Семёна Абрамовича Луцкого (1891-1977).
  • Двоюродный брат (сын сестры отца, Софьи Моисеевны Шварцман, 1850-1910) - Николай Яковлевич Прицкер (1871-1956), основал в Чикаго адвокатскую контору Pritzker & Pritzker , а также династию Прицкер, среди членов которой его внук - основатель гостиничной сети Hyatt Hotels Corporation и архитектурной Прицкеровской премии Джей Прицкер (1922-1999). Жена Н. Я. Прицкера Анна - также приходилась Льву Шестову двоюродной сестрой (племянница его матери Анны Григорьевны Шварцман).
  • Внучатый племянник (внук его сводного брата, кардиолога Григория Исааковича Шварцмана) - художник и педагог Михаил Матвеевич Шварцман.
  • У Л. И. Шестова были также сестра Елизавета Исааковна Мандельберг (1873-1943) - замужем за учредителем (с 1897 года) «Товарищества Ис. Шварцман», врачом Владимиром Евсеевичем Мандельбергом (с 1908 года - председатель правления), и брат Александр Исаакович Шварцман (1882-1970, с 1909 года член правления паевого товарищества Ис. Шварцмана).

Публикации

  • Собрание сочинений Т. 1-6. СПб, Шиповник, 1911
  • Сочинения в 2-х томах. Томск, Водолей, 1996
  • Сочинения. М., Раритет, 1995
  • Сочинения в 2-х томах. М., Наука, 1993
  • Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического мышления) (СПб., 1905)
  • Апофеоз беспочвенности. Париж: Ymca-press, 1971. - 228 с.
  • Афины и Иерусалим (1938)
  • Афины и Иерусалим//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 316-664
  • Бескорыстие и диалектика//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 97-100
  • Богатыри духа//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 132-133
  • Вавилонское столпотворение//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 111-113
  • В. В. Розанов.// Путь. - 1930. - № 22. - C. 97-103
  • Великая хартия вольностей//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 96-97
  • Великие кануны
  • Власть ключей. Берлин, Скифы, 1923
  • Вопрос//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - 142 с.
  • В фаларийском быке (Знание и свобода воли)//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 411-509
  • Вячеслав Великолепный //Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 243-277
  • Гегель или Иов (о Киргегарде).// Путь. - 1934. - № 42. - C. 88-93
  • Гефсиманская ночь. (Философия Паскаля)//На весах Иова. Париж, 1929. - С. 285-300
  • Дарвин и Библия//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 63-64
  • Дерзновения и покорности//На весах Иова. Париж, 1929. - С. 143-231
  • Добро в учении гр. Толстого и Ницше (философия и проповедь). СПб., 1900
  • Добро в учении графа Толстого и НицшеБерлин. Скифы, 1923
  • Добро в учении графа Толстого и Ницше. Paris, 1971
  • Добро зело
  • Достоевский и Ницше (философия трагедии). СПб., 1903
  • Достоевский и Нитше. Берлин, Скифы, 1922
  • Загадки жизни//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 100-102
  • Изъясненные и неизъясненные мысли//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 83-85
  • Киргегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне)
  • Киргегард - религиозный философ (1937)
  • Кирхегард и Достоевский.// Путь. - 1935. - № 48. - C. 20-37
  • Классический аргумент//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 49-51
  • Лабиринт//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 117-129
  • Леви-Брюль. Миф и истина (К метафизике познания).// Путь. - 1936. - № 50. - C. 58-65
  • Логика религиозного творчества (Памяти Уильяма Джемса)
  • Мартин Бубер.// Путь. - 1933. - № 39. - C. 67-77
  • Метафизическое утешение//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 113-114
  • Музыка и призраки//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 153-172
  • На весах Иова (Странствования по душам). Париж, 1929. - 371 с.
  • На весах Иова (Странствования по душам) pdf-факсимиле первого издания (1929)
  • На весах Иова. Харьков, Фолио, 2001
  • На Страшном Суде. (Последние произведения Л. Н. Толстого)//На весах Иова. Париж, 1929. - С. 94-139
  • Наука и свободное исследование//На весах Иова. Париж, 1929. - С. 7-24
  • Начала и концы. СПб., 1908
  • Неистовые речи. (Об экстазах Плотина)//На весах Иова. Париж, 1929. - С. 301-336
  • Неопровержимость материализма//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 78-80
  • Неподвижные звезды//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 60-61
  • Николай Бердяев (Гнозис и экзистенциальная философия)
  • Об источниках метафизических истин (скованный Парменид)//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 339-408
  • Об источниках познания//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 138-142
  • О богах//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - 106 с.
  • О всесовершенном существе//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 107-108
  • О втором измерении мышления (Борьба и умозрение)//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 609-664
  • О корнях вещей//Современные записки. Париж, 1921. - № 5. - С. 104-142
  • О «перерождении убеждений» y Достоевского//Русские записки. Париж, 1937. - № 2. - С. 125-154
  • О средневековой философии (Concupiscentia irrestibilis)//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 513-606
  • Ответственность//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 129-131
  • Откровения смерти. (Последние произведения Л. Н. Толстого)//Современные записки. Париж, 1920. - № 1. - С. 81-123
  • Памяти великого философа. Эдмунд Гуссерль//Русские записки. Париж, 1938. - №12. - С. 127-145; 1939. - № 13. - С. 108-116
  • Платон//Мосты. München, 1962. - № 9. - С. 229-243; 1963. - № 10. - С. 341-356
  • Победы и поражения (Жизнь и творчество Генриха Ибсена)
  • Похвала глупости (По поводу книги Николая Бердяева)
  • Поэзия и проза Федора Сологуба
  • Поэзия и проза Федора Сологуба//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 420-431
  • Правила и исключения//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 85-91
  • Предпоследние слова
  • Преодоление самоочевидностей. (К столетию рождения Ф. М. Достоевского)//На весах Иова. Париж, 1929. - С. 27-93
  • Природа и люди//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - 94 с.
  • Пророческий дар (К 25-летию смерти Ф. М. Достоевского)
  • Разрушающий и созидающий миры (По поводу 80-летнего юбилея Толстого)
  • Разрушение и созидание//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 46-49
  • Разум//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 80-82
  • Сила добра у Платона//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 102-104
  • Синтез//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 82-83
  • Слова и дела//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 91-93
  • Сократ и Блаженный Августин //Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 172-184
  • Страшный суд//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 109-111
  • Сыновья и пасынки времени. (Исторический жребий Спинозы)//На весах Иова. Париж, 1929. - С. 235-257
  • Творчество из ничего (А. П. Чехов)
  • Тысяча и одна ночь//Современные записки. - Париж, 1921. - № 3. - С. 123-141
  • Умозрение и апокалипсис (Религиозная философия Вл. Соловьева) (26 сентября 1927)
  • Философия истории//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 66-73
  • Философия и теория познания
  • Что такое истина? (Об этике и онтологии)//На весах Иова. Париж, 1929. - С. 337-371
  • Шапка-невидимка//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 95-96
  • Шекспир и его критик Брандес. СПб., 1898
  • Эрос и идеи//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 61-63
  • Aurea mediocritas//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 104-106
  • Kroner. Van Kant bis Hegel и Die Selbstverwirklichung des Geistes.// Путь. - 1931. - № 27. - C. 95-100
  • Sine affusione sanguines.// Путь. - 1937. - № 54. - C. 23-51
  • Sola fide - только верою. Париж: Ymca-press, 1966. - 293 с.
  • Сократ// Вестник РСХД - 2000. - №180. - C. 116-129

Нет идеи, нет идей, нет последовательности, есть противоречия, но ведь этого именно я и добивался, как, может быть, читатель уже и угадал из самого заглавия. Беспочвенность, даже апофеоз беспочвенности, - может ли тут быть разговор о внешней законченности, когда вся моя задача состояла именно в том, чтоб раз навсегда избавиться от всякого рода начал и концов, с таким непонятным упорством навязываемых нам всевозможными основателями великих и не великих философских систем.

Л.И. Шестов. Pro Et Contra

В Антологии представлен «русский» контекст восприятия Льва Исааковича Шестова. В нее включены статьи и главы из книг как современников, так и философов второй половины XX века, дающих оценку его личности и учения, реконструирующих его сферу разговора, объясняющих причины его влияния на русскую культуру, выявляющих истоки его философских взглядов и своеобразного стиля мышления. Наибольшее внимание уделяется его философско-экзистенциальным поискам. Антология представляет динамику восприятия творчества и личности мыслителя и охватывает хронологически 1899-1979 гг.

Книга рассчитана на всех интересующихся творчеством Л.И. Шестова, а также может служить учебным пособием для студентов-гуманитариев.

ШЕСТОВ, ЛЕВ (1866–1938), русский философ, литературовед. Настоящее имя – Лев Исаакович Шварцман. Родился в Киеве в семье коммерсанта 31 января (12 февраля) 1866. В 1884 поступил на математический факультет Московского университета, через год перешел на юридический факультет. Был исключен из университета за участие в политических выступлениях студентов. Завершил образование на юридическом факультете Киевского университета (1889). В дальнейшем Шестов ушел мир литературной критики и философской эссеистики, и выбор этот оказался окончательным. Он участвовал в Религиозно-философских собраниях в Петербурге, поддерживал отношения с ведущими представителями российского религиозно-философского движения начала века – с Д.С.Мережковским , С.Н.Булгаковым , В.В.Розановым , М.О.Гершензоном , Вяч.Ивановым и др. Особенно близкие отношения связывали его с Н.А.Бердяевым .

В 1898 выходит первая книга Шестова – Шекспир и его критик Брандес . Важной вехой в творческой биографии Шестова стали его книги Добро и зло в учении гр. Толстого и Фр.Ницше (1900), Достоевский и Ницше: Философия трагедии (1903) и Апофеоз беспочвенности (1905). Октябрьскую революцию Шестов не принял категорически и охарактеризовал власть большевиков как «деспотическую» и «реакционную». В 1919 он эмигрировал из России: в 1920 обосновывается в Женеве, с 1921 и до конца жизни – во Франции. Период эмиграции стал наиболее продуктивным в творчестве Шестова. В эти годы вышли его работы: Власть ключей (1923), На весах Иова (1929). После смерти Шестова были опубликованы: Афины и Иерусалим (1938), Киркегард и экзистенциальная философия (1939), Умозрение и откровение (1964), Sola fide – Только верою (1966). Шестов был активным участником европейского философского процесса 1920–1930-х годов: дружеские отношения связывали его с Э.Гуссерлем , А.Мальро , Л. Леви-Брюлем , А.Жидом , М.Бубером , К.Бартом , Т.Манном и др. А.Камю в своей книге Миф о Сизифе (1942), характеризуя экзистенциальный тип философствования, обращается к творчеству Шестова.

Уже в первой большой работе Шестова – Шекспир и его критик Брандес (1898) – основные темы его творчества намечены вполне определенно: судьба человека в равнодушном и беспощадном мире; наука и «научное» мировоззрение, по существу благословляющие безысходность человеческого существования, лишающие жизнь даже ее трагического смысла. Уже в этой работе Шестов обнаруживает своего главного противника – философский рационализм, который, по его убеждению, всей силой разума санкционирует необходимость и закономерность «объективных обстоятельств», унижающих и уничтожающих человека, и в то же время требует от него оптимизма в осознании «разумной необходимости» (Спиноза, Гегель, Маркс).

Критика разума вообще и философского умозрения составляют содержание творчества Шестова. В этой борьбе он искал и находил «союзников» (Ницше, Достоевский) и даже «двойников» (Кьеркегор). Даже учение своего близкого друга Н.А.Бердяева об иррациональной, «несотворенной» свободе представлялось Шестову излишне умозрительным. Критикуя любые попытки умозрительного отношения к Богу (философские и богословские в равной мере), Шестов противопоставлял им исключительно индивидуальный, жизненный (экзистенциальный) путь веры.

Экзистенциальная философия, утверждал Шестов, начинается с трагедии, она исходит из предположения, что «неизвестное ничего общего с известным иметь не может, что даже известное не так уж известно, как это принято думать, и что, следовательно, все предположения... были только обманчивыми иллюзиями». Шестов предлагает забыть о том привычном образе мира, который навязан человеку наукой, рационалистической философией и здравым смыслом. В мире экзистенциальной философии будущее совершенно неизвестно: «Всякое подлинное творение есть творение из ничего... Творчество есть непрерывный переход от одной неудачи к другой. Общее состояние творящего – неопределенность, неизвестность». Истина, которой владеет философ в настоящий момент, имеет значение («чего нибудь да стоит»), только если он признает, «что она безусловно не может быть ни для кого обязательной». Шестов отрицал «оправданность» любого универсализма в истории и был готов ниспровергать идею прогресса под любым обличьем: гегелевского панлогизма, «становления абсолютного всеединства» Вл.С.Соловьева или «творчества богочеловечности» Бердяева. Историческое познание в научно-рационалистическом смысле вообще невозможно. История – «простое повествование». Отношение к прошлому всегда должно носить личный характер. Открыть истину в истории может «только тот, кто ее ищет для себя, а не для других, кто дал торжественный обет не превращать свои видения в общеобязательные суждения».

Идея веры-свободы в творчестве Шестова оказывается единственно возможным положительным ответом на вопрос о смысле исторического существования человека. Нельзя метафизически доказать, что «бывшее станет небывшим» и волею Абсурда «железная» логика исторического и природного процессов может быть отменена, но в это можно поверить. «Для Бога нет ничего невозможного – это самая заветная, самая глубокая, единственная, я готов сказать, мысль Кьеркегора – а вместе с тем она есть то, что коренным образом отличает экзистенциальную философию от умозрительной».