Люцифер какой он. Люцифер: значение, история, легенды. В других религиозных учениях

Иллюстрации на Викискладе К:Википедия:Ссылка на категорию Викисклада отсутствует в Викиданных‎ Люцифер Люцифер

Древнее название планеты Венеры

Слово Lucifer состоит из латинских корней lux «свет» и fero «несу». Люцифером называли планету Венера , видимую только во время утренней или вечерней зари , когда Солнце уже неярко светит. В древности считалось, что это две разные планеты. Собственно, Люцифером римляне называли «утреннюю звезду» , тогда как «вечерняя звезда» называлась Веспер (греч. Геспер или Фосфор - «светоносец» ) . В этом же значении Люцифер присутствует в румынской культуре [ ] и топонимах [ ] (рум. Luceáfăr - Лучафэр). Греки называли «утреннюю звезду» Эосфором («зареносец») , и поэтически считали сыном богини зари Эос и титана Астрея .

Мужское имя

Люцифер в христианстве


Первое упоминание утренней звезды с негативным оттенком встречается в Книге пророка Исаии , написанной на древнееврейском. Здесь династия вавилонских царей сравнивается с падшим ангелом, благодаря чему читатель узнаёт историю о том, как один из херувимов возжелал стать равным Богу и был за это низвергнут с небес. В оригинале использовано еврейское слово ‏הֵילֵל‎ ‏‎ («хейлель» - утренняя звезда), которое в библии короля Якова было переведено как англ. Lucifer (в синодальном переводе - «Денница »):

Иудеи и ранние христиане не использовали «хейлель» как имя Сатаны, для них это слово не имело негативного оттенка. Для сравнения, в Новом Завете с утренней или предрассветной звездой сравнивали Иисуса Христа (Отк. ; 2Пет. ).

Византийская церковная поэзия уподобляет и деву Марию «звезде, являющей солнце» («Акафист богородице», VI или VII век) .

Однако у самого Иеронима слово «светоносный» не использовалось как имя собственное, а лишь как метафора. Создатель Вульгаты использовал это слово и в других фрагментах Писания, даже и во множественном числе . Однако именно перевод Иеронима, который пользовался огромным авторитетом в христианском мире, в конечном итоге послужил основой для придания латинскому эквиваленту еврейского «хейлель» значения личного имени Сатаны. В Библии короля Якова (1611 год) фраза обрела иной смысл: «How art thou fallen from heaven, O Lucifer, son of the morning!». Написанное с большой буквы, обращение больше не воспринималось, как метафора. Слова эти уже нельзя было воспринять, как песнь о победе над царем Вавилона, это было прямое обращение к Сатане.

Люцифер в современном сатанизме

Образ Люцифера сохраняется более или менее неизменным в источниках, авторы которых принадлежат к различным традициям. Характеристики этого образа:

Inferion - система знаков демонов и кратких описаний, издаваемая Vox Inferni Press, описывает Люцифера как духа Восстания и отца Гордыни . В Liber Azerate Люцифер описывается, как «доброжелательный аспект Сатаны, который своим светом освещает надёжный путь и указывает дорогу к свободе и божественной власти по ту сторону границ творения». В Luciferian Witchcraft Люцифер описан как «Чёрное пламя разума и воли». Список демонов Антона Шандора ЛаВея приводит следующее описание Люцифера: «Люцифер - (лат.) носитель света, просвещения, утренняя звезда, Властелин воздуха и Востока».

В других религиозных учениях

  • Е. П. Блаватская в Лондоне была издателем и главным редактором теософского журнала «Люцифер ».
  • Люцифер в мифологии Розы мира - великий демон , богорождённая монада , поднявшая бунт против замысла Бога, ставший причиной отпадения множества меньших монад - демонов .
  • Люцифер в Книге Урантии - падший и низложенный Сын в иерархии вселенской власти. Он пал в объятия греха, поддавшись эгоистическим побуждениям и софистике ложной личной свободы, - отрицанию вселенской преданности, неуважению к братским обязанностям, забвению космических взаимоотношений.

См. также

Напишите отзыв о статье "Люцифер"

Примечания

  1. // Большой энциклопедический словарь
  2. // Энциклопедия мифологии
  3. , с. 393.
  4. // Большой энциклопедический словарь
  5. Ефремова Т. Ф. // Современный толковый словарь русского языка, 2000
  6. , с. 166.
  7. , с. 154.
  8. Плиний Старший . Естественная история. II, 36-37
  9. Гигин .
  10. «Luceáfăr - название Венеры» в
  11. Гомер . Илиада XXIII 226 (Эосфор)
  12. Нонн. Деяния Диониса VI 18. (ἑωσφόρος, Эосфор)
  13. Гесиод . / пер. В. В. Вересаева . - Вересаев, В. В. Полное собрание сочинений: в 16 т. - М . : Недра, 1929. - Т. 10: Эллинские поэты. ;
    (греч.)
  14. Аверинцев С. С.
  15. // Энциклопедия Кругосвет
  16. «numquid producis luciferum in tempore suo et vesperum super filios terrae consurgere facis» - «Можешь ли выводить созвездия в своё время и вести Ас с её детьми?» Иов.
  17. The Complete Book of Demonolatry, S.Connoly, ISBN 978-0-9669788-6-5
  18. Liber Azerate, TOTBL (Орден Черного Пламени)
  19. Liber HVHI, Форд М, Succubus Publishing, 2005
  20. Luciferian Witchcraft, Форд М, Succubus Publishing, MMV
  21. Сатанинская Библия , Антон Шандор ЛаВей

Литература

  • Аверинцев С. С. // «Мифы народов мира ».
  • Ботвинник М. Н., Коган М. А., Рабинович М. Б., Селецкий Б. П. Геспер, Люцифер, Фосфор, Эосфор // Мифологический словарь . - 4 изд.. - М .: Просвещение , 1985. - С. 45-46, 83, 154, 166. - 176 с.
  • // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . - СПб. , 1908-1913.
  • (англ.) в «Еврейской энциклопедии » (изд. Funk & Wagnalls)
  • // Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; Под общ. ред. М. П. Новикова . - 2-е изд., испр. и доп. - М .: Политиздат , 1985. - С. 393. - 512 с. - 200 000 экз.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Люцифер

Пьер долго не мог заснуть в этот день; он взад и вперед ходил по комнате, то нахмурившись, вдумываясь во что то трудное, вдруг пожимая плечами и вздрагивая, то счастливо улыбаясь.
Он думал о князе Андрее, о Наташе, об их любви, и то ревновал ее к прошедшему, то упрекал, то прощал себя за это. Было уже шесть часов утра, а он все ходил по комнате.
«Ну что ж делать. Уж если нельзя без этого! Что ж делать! Значит, так надо», – сказал он себе и, поспешно раздевшись, лег в постель, счастливый и взволнованный, но без сомнений и нерешительностей.
«Надо, как ни странно, как ни невозможно это счастье, – надо сделать все для того, чтобы быть с ней мужем и женой», – сказал он себе.
Пьер еще за несколько дней перед этим назначил в пятницу день своего отъезда в Петербург. Когда он проснулся, в четверг, Савельич пришел к нему за приказаниями об укладке вещей в дорогу.
«Как в Петербург? Что такое Петербург? Кто в Петербурге? – невольно, хотя и про себя, спросил он. – Да, что то такое давно, давно, еще прежде, чем это случилось, я зачем то собирался ехать в Петербург, – вспомнил он. – Отчего же? я и поеду, может быть. Какой он добрый, внимательный, как все помнит! – подумал он, глядя на старое лицо Савельича. – И какая улыбка приятная!» – подумал он.
– Что ж, все не хочешь на волю, Савельич? – спросил Пьер.
– Зачем мне, ваше сиятельство, воля? При покойном графе, царство небесное, жили и при вас обиды не видим.
– Ну, а дети?
– И дети проживут, ваше сиятельство: за такими господами жить можно.
– Ну, а наследники мои? – сказал Пьер. – Вдруг я женюсь… Ведь может случиться, – прибавил он с невольной улыбкой.
– И осмеливаюсь доложить: хорошее дело, ваше сиятельство.
«Как он думает это легко, – подумал Пьер. – Он не знает, как это страшно, как опасно. Слишком рано или слишком поздно… Страшно!»
– Как же изволите приказать? Завтра изволите ехать? – спросил Савельич.
– Нет; я немножко отложу. Я тогда скажу. Ты меня извини за хлопоты, – сказал Пьер и, глядя на улыбку Савельича, подумал: «Как странно, однако, что он не знает, что теперь нет никакого Петербурга и что прежде всего надо, чтоб решилось то. Впрочем, он, верно, знает, но только притворяется. Поговорить с ним? Как он думает? – подумал Пьер. – Нет, после когда нибудь».
За завтраком Пьер сообщил княжне, что он был вчера у княжны Марьи и застал там, – можете себе представить кого? – Натали Ростову.
Княжна сделала вид, что она в этом известии не видит ничего более необыкновенного, как в том, что Пьер видел Анну Семеновну.
– Вы ее знаете? – спросил Пьер.
– Я видела княжну, – отвечала она. – Я слышала, что ее сватали за молодого Ростова. Это было бы очень хорошо для Ростовых; говорят, они совсем разорились.
– Нет, Ростову вы знаете?
– Слышала тогда только про эту историю. Очень жалко.
«Нет, она не понимает или притворяется, – подумал Пьер. – Лучше тоже не говорить ей».
Княжна также приготавливала провизию на дорогу Пьеру.
«Как они добры все, – думал Пьер, – что они теперь, когда уж наверное им это не может быть более интересно, занимаются всем этим. И все для меня; вот что удивительно».
В этот же день к Пьеру приехал полицеймейстер с предложением прислать доверенного в Грановитую палату для приема вещей, раздаваемых нынче владельцам.
«Вот и этот тоже, – думал Пьер, глядя в лицо полицеймейстера, – какой славный, красивый офицер и как добр! Теперь занимается такими пустяками. А еще говорят, что он не честен и пользуется. Какой вздор! А впрочем, отчего же ему и не пользоваться? Он так и воспитан. И все так делают. А такое приятное, доброе лицо, и улыбается, глядя на меня».
Пьер поехал обедать к княжне Марье.
Проезжая по улицам между пожарищами домов, он удивлялся красоте этих развалин. Печные трубы домов, отвалившиеся стены, живописно напоминая Рейн и Колизей, тянулись, скрывая друг друга, по обгорелым кварталам. Встречавшиеся извозчики и ездоки, плотники, рубившие срубы, торговки и лавочники, все с веселыми, сияющими лицами, взглядывали на Пьера и говорили как будто: «А, вот он! Посмотрим, что выйдет из этого».
При входе в дом княжны Марьи на Пьера нашло сомнение в справедливости того, что он был здесь вчера, виделся с Наташей и говорил с ней. «Может быть, это я выдумал. Может быть, я войду и никого не увижу». Но не успел он вступить в комнату, как уже во всем существе своем, по мгновенному лишению своей свободы, он почувствовал ее присутствие. Она была в том же черном платье с мягкими складками и так же причесана, как и вчера, но она была совсем другая. Если б она была такою вчера, когда он вошел в комнату, он бы не мог ни на мгновение не узнать ее.
Она была такою же, какою он знал ее почти ребенком и потом невестой князя Андрея. Веселый вопросительный блеск светился в ее глазах; на лице было ласковое и странно шаловливое выражение.
Пьер обедал и просидел бы весь вечер; но княжна Марья ехала ко всенощной, и Пьер уехал с ними вместе.
На другой день Пьер приехал рано, обедал и просидел весь вечер. Несмотря на то, что княжна Марья и Наташа были очевидно рады гостю; несмотря на то, что весь интерес жизни Пьера сосредоточивался теперь в этом доме, к вечеру они всё переговорили, и разговор переходил беспрестанно с одного ничтожного предмета на другой и часто прерывался. Пьер засиделся в этот вечер так поздно, что княжна Марья и Наташа переглядывались между собою, очевидно ожидая, скоро ли он уйдет. Пьер видел это и не мог уйти. Ему становилось тяжело, неловко, но он все сидел, потому что не мог подняться и уйти.
Княжна Марья, не предвидя этому конца, первая встала и, жалуясь на мигрень, стала прощаться.
– Так вы завтра едете в Петербург? – сказала ока.
– Нет, я не еду, – с удивлением и как будто обидясь, поспешно сказал Пьер. – Да нет, в Петербург? Завтра; только я не прощаюсь. Я заеду за комиссиями, – сказал он, стоя перед княжной Марьей, краснея и не уходя.
Наташа подала ему руку и вышла. Княжна Марья, напротив, вместо того чтобы уйти, опустилась в кресло и своим лучистым, глубоким взглядом строго и внимательно посмотрела на Пьера. Усталость, которую она очевидно выказывала перед этим, теперь совсем прошла. Она тяжело и продолжительно вздохнула, как будто приготавливаясь к длинному разговору.
Все смущение и неловкость Пьера, при удалении Наташи, мгновенно исчезли и заменились взволнованным оживлением. Он быстро придвинул кресло совсем близко к княжне Марье.
– Да, я и хотел сказать вам, – сказал он, отвечая, как на слова, на ее взгляд. – Княжна, помогите мне. Что мне делать? Могу я надеяться? Княжна, друг мой, выслушайте меня. Я все знаю. Я знаю, что я не стою ее; я знаю, что теперь невозможно говорить об этом. Но я хочу быть братом ей. Нет, я не хочу.. я не могу…
Он остановился и потер себе лицо и глаза руками.
– Ну, вот, – продолжал он, видимо сделав усилие над собой, чтобы говорить связно. – Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю мою жизнь и люблю так, что без нее не могу себе представить жизни. Просить руки ее теперь я не решаюсь; но мысль о том, что, может быть, она могла бы быть моею и что я упущу эту возможность… возможность… ужасна. Скажите, могу я надеяться? Скажите, что мне делать? Милая княжна, – сказал он, помолчав немного и тронув ее за руку, так как она не отвечала.
– Я думаю о том, что вы мне сказали, – отвечала княжна Марья. – Вот что я скажу вам. Вы правы, что теперь говорить ей об любви… – Княжна остановилась. Она хотела сказать: говорить ей о любви теперь невозможно; но она остановилась, потому что она третий день видела по вдруг переменившейся Наташе, что не только Наташа не оскорбилась бы, если б ей Пьер высказал свою любовь, но что она одного только этого и желала.
– Говорить ей теперь… нельзя, – все таки сказала княжна Марья.
– Но что же мне делать?
– Поручите это мне, – сказала княжна Марья. – Я знаю…
Пьер смотрел в глаза княжне Марье.
– Ну, ну… – говорил он.
– Я знаю, что она любит… полюбит вас, – поправилась княжна Марья.
Не успела она сказать эти слова, как Пьер вскочил и с испуганным лицом схватил за руку княжну Марью.
– Отчего вы думаете? Вы думаете, что я могу надеяться? Вы думаете?!
– Да, думаю, – улыбаясь, сказала княжна Марья. – Напишите родителям. И поручите мне. Я скажу ей, когда будет можно. Я желаю этого. И сердце мое чувствует, что это будет.
– Нет, это не может быть! Как я счастлив! Но это не может быть… Как я счастлив! Нет, не может быть! – говорил Пьер, целуя руки княжны Марьи.
– Вы поезжайте в Петербург; это лучше. А я напишу вам, – сказала она.
– В Петербург? Ехать? Хорошо, да, ехать. Но завтра я могу приехать к вам?
На другой день Пьер приехал проститься. Наташа была менее оживлена, чем в прежние дни; но в этот день, иногда взглянув ей в глаза, Пьер чувствовал, что он исчезает, что ни его, ни ее нет больше, а есть одно чувство счастья. «Неужели? Нет, не может быть», – говорил он себе при каждом ее взгляде, жесте, слове, наполнявших его душу радостью.
Когда он, прощаясь с нею, взял ее тонкую, худую руку, он невольно несколько дольше удержал ее в своей.
«Неужели эта рука, это лицо, эти глаза, все это чуждое мне сокровище женской прелести, неужели это все будет вечно мое, привычное, такое же, каким я сам для себя? Нет, это невозможно!..»
– Прощайте, граф, – сказала она ему громко. – Я очень буду ждать вас, – прибавила она шепотом.
И эти простые слова, взгляд и выражение лица, сопровождавшие их, в продолжение двух месяцев составляли предмет неистощимых воспоминаний, объяснений и счастливых мечтаний Пьера. «Я очень буду ждать вас… Да, да, как она сказала? Да, я очень буду ждать вас. Ах, как я счастлив! Что ж это такое, как я счастлив!» – говорил себе Пьер.

В душе Пьера теперь не происходило ничего подобного тому, что происходило в ней в подобных же обстоятельствах во время его сватовства с Элен.
Он не повторял, как тогда, с болезненным стыдом слов, сказанных им, не говорил себе: «Ах, зачем я не сказал этого, и зачем, зачем я сказал тогда „je vous aime“?» [я люблю вас] Теперь, напротив, каждое слово ее, свое он повторял в своем воображении со всеми подробностями лица, улыбки и ничего не хотел ни убавить, ни прибавить: хотел только повторять. Сомнений в том, хорошо ли, или дурно то, что он предпринял, – теперь не было и тени. Одно только страшное сомнение иногда приходило ему в голову. Не во сне ли все это? Не ошиблась ли княжна Марья? Не слишком ли я горд и самонадеян? Я верю; а вдруг, что и должно случиться, княжна Марья скажет ей, а она улыбнется и ответит: «Как странно! Он, верно, ошибся. Разве он не знает, что он человек, просто человек, а я?.. Я совсем другое, высшее».
Только это сомнение часто приходило Пьеру. Планов он тоже не делал теперь никаких. Ему казалось так невероятно предстоящее счастье, что стоило этому совершиться, и уж дальше ничего не могло быть. Все кончалось.
Радостное, неожиданное сумасшествие, к которому Пьер считал себя неспособным, овладело им. Весь смысл жизни, не для него одного, но для всего мира, казался ему заключающимся только в его любви и в возможности ее любви к нему. Иногда все люди казались ему занятыми только одним – его будущим счастьем. Ему казалось иногда, что все они радуются так же, как и он сам, и только стараются скрыть эту радость, притворяясь занятыми другими интересами. В каждом слове и движении он видел намеки на свое счастие. Он часто удивлял людей, встречавшихся с ним, своими значительными, выражавшими тайное согласие, счастливыми взглядами и улыбками. Но когда он понимал, что люди могли не знать про его счастье, он от всей души жалел их и испытывал желание как нибудь объяснить им, что все то, чем они заняты, есть совершенный вздор и пустяки, не стоящие внимания.
Когда ему предлагали служить или когда обсуждали какие нибудь общие, государственные дела и войну, предполагая, что от такого или такого исхода такого то события зависит счастие всех людей, он слушал с кроткой соболезнующею улыбкой и удивлял говоривших с ним людей своими странными замечаниями. Но как те люди, которые казались Пьеру понимающими настоящий смысл жизни, то есть его чувство, так и те несчастные, которые, очевидно, не понимали этого, – все люди в этот период времени представлялись ему в таком ярком свете сиявшего в нем чувства, что без малейшего усилия, он сразу, встречаясь с каким бы то ни было человеком, видел в нем все, что было хорошего и достойного любви.

Творец создал Люцифера прекрасным и могущественным, но горделивый серафим пожелал занять место Создателя во Вселенной, за что и был наказан. Согласно мифологии, превратившись в покровителя преисподней, бывший ангел направил все свои силы на то, чтобы вводить людей в соблазн и превращать в своих союзников.

Происхождение ангела

«Несущий свет» или «сын утренней зари» - так переводится с латыни имя Люцифера. Жители Древнего Рима словом Lucifer называли планету Венера, которая видна лишь во время утренней зари. Римляне были уверены, что утреннее и вечернее светила - два разных небесных тела, поэтому «вечерняя» Венера носила название «Геспер».

Люцифер был одним из серафимов - могущественных шестикрылых существ. Упоминания о нем встречаются в Библии, в каббалистических текстах, теософских трудах, а также в древних гримуарах (книгах, в которых описываются магические ритуалы).

Светоносный бесплотный дух был создан Небесным Владыкой раньше, чем Всевышний создал материальный мир и людей. Будучи ангелом, Люцифер был необыкновенно красив: вечно молодое лицо излучало свет, высокий лоб свидетельствовал об остром уме, величавая осанка и совершенное телосложение привлекали взгляд.

Некоторые средневековые теологи утверждали, что ангелы были созданы из звездной энергии, которая называлась Люцида. Во многих религиозных текстах, отвергнутых церковью, Люцида фигурировала как мать небесного мятежника. Со временем образ неодушевленной «звездной матери» претерпел изменения. В эпоху Возрождения смелые умы пытались одушевить образ Дьявола.

Согласно трактовке философов, Люцида - небесная мать, воплощение Вселенной. Из нее Отец всего сущего создавал высшие материи. Люцида не может быть ни злой, ни доброй. Человеческие качества или амбиции ей непонятны. Космическая мать символизирует творческую энергию, прогресс, жизненную силу.

Согласно христианской версии, бунтовщик стал покровителем зла, поэтому все его положительные качества давно утрачены.

Отношение философов и колдунов к падшему ангелу неоднозначно. Есть мнение, что первый мятежник во Вселенной не является воплощением всех пороков. Наиболее смелые исследователи религии видят в гордом бунтовщике обратную сторону Божества. Философы нередко сравнивают его с Прометеем.

Причины восстания

Доброжелательность, мудрость и смирение, изобретательность и смелость были главными качествами серафима. Другие ангелы относились к нему с почтением и любовью. Сын Божий Иисус Христос в то время был еще един со своим Небесным Отцом и был наставником талантливого ангела.

Тот факт, что Иисус Христос значил для Отца больше, чем любой из ангелов, изначально не расстраивало Люцифера, но вскоре серафима начало возмущать, что Небесный Отец больше доверяет Иисусу Христу, чем ему. Факт, что все ангелы обязаны были поклоняться Сыну Божьему как самому Создателю, тоже не радовал «сына зари». Его недовольство нарастало.

Гордый серафим считал себя очень талантливым небезосновательно. Забывая о том, что все достоинства были дарованы ему Создателем, Денница начал помышлять о свержении Божьей власти.

Он действовал хитро и осторожно: скрывая свои честолюбивые планы, в разговорах с ангелами намекал, что будучи рабами Божьими, небесные существа не получают должного внимания от Отца. Затем он принялся убеждать ангелов, что Божье правление имеет много недостатков.

Люцифер говорил, что его беспокоит и расстраивает недостаточное уважение Отца к ангелам. Каждую свою речь он завершал приблизительно так: «Если бы Владыкой Неба стал я, нам не пришлось бы признавать верховенство Иисуса Христа. Наши знания и возможности не имели бы границ. Мы стали бы управлять Вселенной, не прося ни у кого разрешения».

Восстание и наказание

Не всем ангелам были по душе разговоры хитрого серафима. Его собратья, послушные Божьей воле, уговаривали мятежника одуматься и отказаться от идеи захватить власть на Небе, но у честолюбивого Люцифера нашлись и единомышленники.

Противники Божьего правления подняли мятеж. Некоторых бунтовщиков Создатель уничтожил. Остальные, в т ч. их предводитель Люцифер, были изгнаны в ад, который был создан специально для провинившихся ангелов. Позже туда стали попадать люди, которые при жизни сильно грешили.

В Библии нет объяснения причин, почему падший ангел Люцифер остался в живых. О них можно лишь догадываться, опираясь на тексты Священного Писания.

Главный противник Господнего порядка стремился к власти. Гордыня ослепляла его разум и отдалила его от законов Отца. В преисподней бывший серафим обрел безграничную власть. Ему поклонялись все демонические сущности. Когда Всевышний создал первых людей, Дьявол стал искушать их.

Существует несколько версий, объясняющих, почему Небесный Владыка не убил свое непокорное творение:

  • Творец рассчитывал, что виновный покается в грехах;
  • сила Люцифера была очень велика;
  • после того как Дьявол уговорил Еву вкусить запретный плод, Всевышний позволил ему вводить людей в соблазн. Истинная вера, подвергшаяся испытаниям, крепнет. Имея выбор, человек не сможет сказать, что его насильно заставили служить Добру.

В той или иной мере бесовским искушениям подвергались все пророки, многие монахи и отшельники. Исходя из образа жизни святого, владыка ада подбирал для него искушение: человеку, живущему в нищете, предлагались несметные богатства; отшельника, принявшего обет безбрачия, соблазняли обворожительные женщины. Как видно из Нового Завета, даже Иисус Христос подвергался искушениям нечестивого.

Мысль о том, что падение ангела было спланировано Создателем, прослеживается в трудах многих теософов. В трактовке Елены Блаватской образ изгнанного в преисподнюю «сына зари» выглядит позитивным. По мнению философа, целью падшего ангела было не приумножение зла, а распространение знаний среди людей.

Адские метаморфозы

В преисподней жизнь Люцифера кардинально изменилась. Бесовские качества - гнев, тщеславие, зависть - пригодились Дьяволу. Его сторонники, превратившиеся из ангелов в бесов, безоговорочно признавали авторитет владыки.

Ангельская внешность осталась лишь воспоминанием: бунтовщик потерял свои белые крылья. В некоторых описаниях Дьявол изображен с темными крыльями летучей мыши.

Варианты внешности владыки преисподней:

  • человек. Иногда искуситель выглядит как обычный юноша с темными волосами и пронзительными черные глаза. Некоторые писатели изображали лукавого высоким угрюмым мужчиной с глазами разного цвета;
  • чудовище из морских глубин;
  • красный черт с вилами, имеющий заостренные уши, рога, острые когти на пальцах и длинный хвост;
  • дракон;
  • змей;
  • козел.

В Новом Завете сказано, что владыка ада может принять любой облик.

Семья Дьявола

В Библии нет упоминаний о супруге властителя преисподней. Зато в ветхозаветных иудейских преданиях много сказано о женщине Лилит, которая превратилась в демона и стала женой падшего серафима.

Апокрифические источники, появившиеся задолго до возникновения христианства, повествуют: Лилит, а не Ева, была первой женщиной в райском саду. Небесный Владыка создал Лилит и ее супруга Адама из глины, но свободолюбивый нрав не позволил первой даме наслаждаться семейным счастьем. Лилит жаждала быть равной мужу во всем, в т. ч. в постели.

Согласно легендам, Лилит отважилась спорить с Отцом. Главной причиной ссор становилось то, что Адам не соглашался занять нижнюю позицию во время супружеских ласк. Создатель был огорчен поведением строптивицы, и Лилит ушла из Рая. Она стала демоническим существом.

Лилит изображается как воплощение похоти и хаоса. Неудивительно, что бывший ангел сделал эту женщину своей женой. От Люцифера и Лилит родились демоны и бесы - существа, которые не имели ангельского прошлого и были рождены в преисподней.

Согласно легендам, у Сатаны было три сына.

  1. Демон Молох. В некоторых семитских племенах этому грозному существу приносились людские жертвы.
  2. Демон Асмодей. Он может подтолкнуть человека на супружескую измену и на участие в сексуальных оргиях.
  3. Бельфегор. Демоническое существо, которое вводит людей в искушение богатством.

По мнению многих богословов, у Дьявола есть и земные дети. Ребенком Искусителя является каждый закоренелый грешник, не желающий бороться со своими пороками.

Сыновьями Сатаны в народе называют кровавых тиранов и клятвопреступников. Выражение «чертов сын» употребляется по отношению к алчному человеку, способному погубить кого угодно ради наживы.

Заключение

Светлое значение имени Lucifer - «несущий свет» - связано с изначальной величественной миссией. Когда-то Люцифер был одним из могущественных Господних ангелов, но восстал против Небесного Отца. В наказание Господь лишил своего бывшего любимца ангельской сути и сбросил его в преисподнюю.

Люцифер - несущий свет, светоносный, солнечный ангел, кто это? Он же Сатана - что в переводе означает препятствие, он же Дьявол (клеветник), Князь тьмы, человекоубийца, он же бес, он же любимый сын божий. В христианстве имя «Люцифер» отождествляется со злом. Римская мифология называет Люцифера богом Венеры – предвестницы наступающего дня, утренней звездой. Светоносец - в Греции, то есть Фосфор. Как все эти довольно противоречивые понятия совместились в одной персоне.

Давайте разберемся.

Для этого немного окунемся в историю.

Слово Люцифер, на самом деле, было придумано примерно в начале 4 века н.э. Иеронимом Стридонским, это монах, которому римским папой было поручено перевести текст библии на латынь. До этого перевода на латынь не было. А дальше, еще интереснее.

Согласно мифологии, создал Бог Ангелов в помощь себе, а для порядка распределил их по старшинству. Иерархия разделяла девять ангельских чинов. Самые старшие по званию - Серафимы, Херувимы, далее - Престолы, Господства, Силы, средние - Власти, Начала, Архангелы, низшие - Ангелы. Предводителем всех ангелов был Денница (это еще одна трактовка перевода слова Люцифер) - наиболее могущественный, талантливый, красивейший и приближённый к Богу. Он был уверен, что создал себя сам.

Однажды несказанно возгордился своим высшим положением среди других ангелов. Желал занять трон Божий, наперекор ему отказался признать человека как вольную личность, существо, по способностям практически равное Богу (в смысле способность человека сотворить и видеть суть вещей), сам захотел быть выше отца. Желал себе людского поклонения.

Люцифер отверг желание Господа послать на Землю Спасителя, дабы избавить людей от грехов, приказал ангелам преклониться ему, внеся раскол в ряды их, поэтому и был низвергнут, а красота его превращена Богом в безобразие. Кроме того, множество ангелов совращено им из разных чинов.

Тогда Архистратиг, по имени Михаил, призвал колеблющихся остаться верными Богу, и возглавил войско светлых ангелов, которые смогли поразить Денницу. С тех пор «солнечный ангел» стал называться Дьяволом, Сатаной, лукавым и др., а остальные падшие ангелы - демонами, бесами, чертями и пр.

На небе была война, в результате которой нечисть низверглась в «преисподнею земли», то есть, не иначе как в ад. Там стал он князем. Падшая сила не до конца лишена своего прежнего могущества и, по Божьему поручению, может внушать людям греховные деяния, мысли и желания, руководить ими и причиняя боль. А в помощь людям были посланы добрые ангелы, их больше, чем бесов.

Многие слышали это имя, но никто и не задавался вопросом - Люцифер, кто он на самом деле? Если заглянуть в историю, то можно увидеть, что ему поклонялись, его остерегались. Были даже люди, носившее его имя, одного даже представили к лику - Святой Люцифер IV век нашей эры. И даже в наше время в 2014 году супружеская пара из Перми, зарегистрировала в ЗАГСе своего ребенка под этим именем.

История создала Люциферу много других имен, таких как дьявол, сатана, Хейлель и Денница. Но все, же стоит узнать: Люцифер, кто он на самом деле?

История создания:

  • Есть две теории, кто создал Люцифера. Согласно Библии - его создал Бог, как и всех других ангелов. Люцифер, был архангелом, который возгордился от своей красоты и возжелал быть «выше» Бога.

Примечание. Великий создатель, узнав о лукавстве своего архангела, прогнал его из Эдема. Так, Люцифер стал падшим ангелом. Все же стоит проанализировать Люцифер это кто падший ангел, который стал дьяволом?

  • Другая легенда гласит о том, как сильно любил Люцифер Бога, что когда Он создал людей, которые его неоднократно предавали и не повиновались ему, архангел восстал против того чтоб любить человечество сильнее Всевышнего. И тогда Отец небесный свергнул его с небес. И поместил в мир смерти в наказание за непослушание.

Каждый человек, задумываясь о том, Люцифер кто такой, склоняется к той или иной легенде, которая ему близка. Стоит помнить, что в любом зле можно найти и добрую сторону, не бывает абсолютного зла.

Люцифер в мифологии

В монастыре Дионисиу на Афоне в трапезной находится фреска XVI века, на которой изображены ангелы, держащие эмблему Христа, а в ногах изображен падший ангел черного цвета с именем Денница.

Примечание. Денница - в переводе с древнеславянского «утренняя звезда» и именно так в старом писании называл себя Люцифер. Как ни странно, но в Новом Завете также именовал себя Иисус (Откр22:16).

В мифологии Древнего Рима - Люцифер был сыном титана Астрия и богини зари Авроры. В эпическом произведении «Энеида», он изображается, как эпитет планеты Венера.

Кто такие люциферы:

  • В Средние века в противовес христианству начал свое существование культ Люцифера. В наше время он имеет другое имя - Сатанизм (см. Печать Люцифера).
  • В отличие от католиков, люциферисты или люциферы - это таинственная община, и кто они на самом деле никто не знал. В секте личная информация была засекречена, по причине того, что члены этого культа часто были влиятельными людьми и в случае инквизиции их могли обнаружить.

Примечание. Люциферы, отличались своей манерой, поклонятся. Они совершали кровавые ритуалы, были некрофилами и славились своими сношениями с животными. Употреблялись наркотические средства и снадобья, при этом кто видел Люцифера - считался в почете.

  • Иногда члены секты поклонников Люцифера являлись еще и членами масонской ложи. Ведь многим известно, что существуют в мире артефакты, которые при правильном использовании могут привести либо к Богу, либо к дьяволу.
  • Поэтому сатанисты иногда объединяют свои силы с масонами для поиска реликвий. Многие гадают Люцифер кто такой и почему у него появились поклонники? Ответ очевиден.
  • Не всем нравится свет, кто-то уверовал в то, что тьма поможет обрести вечный покой и власть над людьми. А Люцифер - это один из приближенных любимых архангелов самого Бога, поэтому ему стоит поклоняться, для того чтоб он пришел в этот мир еще раз.

Одним из течений поклонников Люцифера празднуется его перерождение в падшего ангела . Но так как этот культ несет в себе кровавые ритуалы и всевозможное насилие, он считается запрещенным.

Образ падшего ангела

Никто из живых людей никогда не видел воочию падшего ангела, поэтому всем интересно знать Люцифер кто он и как выглядит. Изображая ангелов, иконописцы всегда рисовали красивых белокурых юношей с голубыми глазами. Но поклонники падшего ангела для себя представляют его темноволосым с черными как ночь глазами (см. Изгнание Люцифера из рая).

Справочно. На самом деле по разным источникам известно, что падший ангел предстает перед смертными в различных обличиях. Верующие христиане, считают, что в каждом из нас есть частица падшего ангела, вот поэтому его трудно представить в каком-то одном обличии.

Люцифер в кино и книгах:

  • Многие последователи сатаны пишут книги, которые его прославляют. Существует огромное количество в основном классической литературы, в которой описывается Люцифер, но под другими именами, например, Воланд.
  • В одной из этих книг рассказывается о том, как Сатана пытается купить душу Фауста за глупое желание. В другой книге Дьявол показывает людям их порочность и глупость, высмеивая их в виде театрального представления.
  • Существует огромное количество фильмов как российских, так и иностранных. Пожалуй, самым запоминающимся фильмом является «Адвокат Дьявола», в котором роль сатаны сыграл Аль Пачино.

Каким именем не называли Люцифера, сущность его всегда одна и та же. Но все же для того чтоб быть добрее и позитивнее стоит помнить о том, что и в нем есть добро. Предлагаем посмотреть видео о религии, и о том, существовал ли Люцифер вообще.

Давайте сразу признаемся, что многие смотрели сериалы «Сверхъестественное » и «Люцифер ». После них тема родственников падшего ангела уже будоражит не только умы магов и демонологов, но и простых обывателей. Разумеется, однозначного ответа на этот вопрос нет, однако можно попробовать разобраться в «семейке» Владыки Ада (если такие отношения вообще можно назвать семейными).

Мать Люцифера

Итак, прежде всего, стоит прояснить, что у ангелов в принципе не может быть матери. Все ангельские чины согласно ортодоксальному христианству были сотворены Богом. Следовательно, Бог был их фактическим отцом, но об этом мы поговорим чуть позже. Большинство теологов Средних веков считали, что ангелы были сотворены не из пустоты, а из звёздной энергии, которая носила красивое название – Люцида. В большинстве древних гримуаров (настольных книгах колдуна, которыми он пользуется и постоянно пополняет новыми сведениями) и религиозных еретических текстах (то бишь отвергнутых церковью) именно Люцида фигурирует как мать Люцифера.

С течением времени образ Люциды как неодушевлённой энергии был преображён. Виной тому либо неправильная трактовка текстов, либо намеренная мистификация образа повелителя зла, либо умнейшие того времени пришли к такому мнению путем длительных умозаключений и философских размышлений. С наступлением эпохи Ренессанса исследователи религии и образа Дьявола стремились не только одушевить его, но и отыскать в нём положительные черты. Именно поэтому образ небесной матери – чистой, первоначальной – стал идеальным.

Что же представляет из себя Люцида? Она символизирует прогресс и жизненную энергию, воплощённую Вселенную, одухотворённую искру, из которой Творец создавал высшие материи.

Мать Люцифера из сериала "Люцифер"

Отец Люцифера

В отличие от матери, Яхве (одно из многочисленных имён Бога в иудаизме и христианстве), Иегова (традиционная транскрипция имени создателя в русских переводах Ветхого Завета и художественных произведениях), он же Господь Бог упоминается повсеместно. Принято считать, что Люцифер был самым сильным из всех ангелов, а также находился в чине серафимов (шестикрылых ангелов, сильнее которых только Бог). Сын впал в немилость Отца и был низвергнут с Небес.

Жена Люцифера

Супругой Люцифера принято считать демоницу Лилит. Непосредственно в Библии Лилит не упоминается как жена Люцифера, однако свидетельства её существования можно найти во всех апокрифических книгах (произведениях на библейскую тему, признанных недостоверными и отвергнутыми церковью). Происхождение её имени уходит своими корнями практически к самым истокам цивилизации. В шумерском, древнеиудейском и аккадском языках корень «лилу» означает «ночь» и «ночные создания». Легко догадаться, что ночь – стихия этой сущности.

Лилит – первая женщина, появившаяся до Евы, сделанная Богом для Адама из глины. Она воспротивилась воле Бога, отказавшись во всём подчиняться своему назначенному мужу и заявила, что является равной мужчине, будучи полноценным творением Бога. Есть даже легенда, по которой ссора с Богом была связана с отказом её первого мужа быть снизу во время любви. За ней были посланы три ангела, дабы вразумить и наставить на путь истинный, однако Лилит пустилась в бега. Для заскучавшего Адама была сотворена Ева из его же ребра, чтобы впредь у новой жены не было никаких сомнений насчёт права мужа указывать ей.

После бегства от мужа Лилит дошла от Рая до Красного моря, где её настигли те самые ангелы – Самагнелоф, Сеной и Сансеной. Тогда Лилит заявила, что будет убивать всех младенцев за исключением тех, кто носит амулет с написанным на неё именем демоницы. И тогда ангелы не убили её, но каким-то образом наказали. Версий хоть и три, но одна другой хуже.

В первую очередь пошла легенда о том, что Лилит – сущность, которая всячески вредит деторождению: она убивает, проклинает, похищает, подменяет младенцев и издевается над роженицами.

В патриархальное же время Лилит приписали «вину» за женский оргазм: мол, после этого рождаются драчливые, беспокойные и непослушные дети. В шумерских легендах о Гильгамеше Лилит упоминается повсеместно, а у некоторых народов она почиталась как божество.

Насчёт внешности Лилит что-то определенное сложно сказать: всё зависит от источника. Средневековые демонологи считали её истинным воплощением похоти и сексуальности, в то время как ещё более древние книги наделяли её повышенной волосатостью, змеиным хвостом или когтистыми звериными лапами.

Лилит также называют матерью всех демонов. Возможно, это из-за того, что она никогда не отличалась верностью своему супругу. В своём демоническом облике она может явится как демонам, так и к людям, более того – она вольна совращать ангелов, рожая от них демонов. Вот так бестия.

Лилит из сериала "Сверхъестественное"

Люцифер

Дух Восстания, отец Гордыни, царь Ада – как только не называли еще одного известного сына Бога. Рождение Дьявола случилось после того, как у Господа не получилось создать по своему образу и подобию идеальное творение – безгрешных людей. После изгнания первых людей из Рая, остались одни безгрешные ангелы, тела которых были бесплотными, а души – чистыми и непорочными. Казалось бы, что еще нужно было для счастья?

Среди тех, кто окружал Творца, был и безмерно преданный ему старший архангел Люцифер. Имя его означало – «несущий свет» или «сын зари» (к слову, Люцифером древние римляне называли планету Венера, видимую только во время утренней или вечерней зари, когда Солнце уже неярко светит). Особый трепет в душе архангела вызывала мудрость Создателя, но со временем в душе его поселилась зависть.

Отлучился Отец Всевышний по делам своим, а Люфицер провозгласил себя владыкой, призвал архангелов преклониться перед ним. Не все согласились, но нашлись и те, кому пришлось по душе новое руководство. Правил восставший ангел недолго. За свою дерзость он был сослан в Ад, созданный специально для Люцифера и его сподвижников. Архангел Михаил заковал падшего в кандалы до того времени, пока Господь не решит, что с ним делать и какое искупление грехов ему поручить.

Спустя тысячу лет Всевышний повелел Люциферу заниматься учетом людских грехов. За работу будущий владыка Ада принялся добросовестно, однако если порученное дело не по душе, то со временем начнёт расти внутренний протест, появится недовольство, возникнет желание изменить ситуацию. Люцифер понимал, что достоин большего, но не мог противиться воле Господа. А тот, в свою очередь, видел, что пребывание Люцифера в Аду в качестве смиренного статиста и послушного исполнителя ни коим образом не изменило провинившегося любимца.

Люцифер в сериале "Люцифер"

Люцифер с сериале "Сверхъестественное"

Люди тем временем заполняли Землю, грешили, каялись или вовсе старались отрекаться от всего, что может ввести в искушение. В итоге же все – независимо от своей греховной или безгрешной жизни – попадали после смерти в Рай, просто людям предоставлялись разные условия, но вполне пригодные. Покачал создатель головой, и понял, что несправедливо это. Решил Он тогда послать смертным более серьезные испытания, чтобы провести целую пропасть между праведной жизнью и грешной: после смерти непорочные души возносились бы к свету и блаженству, а падшие и растленные подвергались бы вечному и страшному наказанию. Однако и тут была проблема: бывает и так, что рождается человек порочным, и закончит свою жизнь в Аду, а другой рождается честным, и ему уже определено место в Раю.

Чтобы уравнять всех в правах, нужно подвергать каждого человека при жизни различным искушениям. Это уже интереснее: никогда не знаешь, каким будет финал. Праведный может соблазниться и пасть в адское пламя, а грешный и порочный – подняться над грехом и заслужить прощение.

Хочется заметить, что исключительно плохим Люцифер не был никогда. Даже в библейских источниках указывается, что единственным его грехом была гордыня. Будучи близким по силе своему Отцу, Люцифер был низвергнут, но не уничтожен. Возможно, это было частью божественного замысла по духовному взращиванию людей: именно в окружении соблазнов и грехов закаляется вера, и жена как нельзя кстати помогала своему супругу в искушении человечества.