Можно ли зайти в мечеть православному. О мечети и правилах поведения в ней

Необходимо заметить, что ислам поощряет толерантность и мирное сосуществование между мусульманами и немусульманами. Если немусульмане заходят в мечеть для диалога, который приведет к лучшему взаимопониманию, то это приветствуется и поощряется. Ислам - это религия конструктивного диалога, и история мусульман - наилучший этому пример.

Шейх Аттия Сакр отвечает на поставленный вопрос так:

Аллах говорит: «О вы, которые уверовали! Ведь многобожники [пребывают] в скверне. И пусть они начиная с этого года не входят в Запретную мечеть. Если же вы боитесь бедности, то Аллах обеспечит вас богатством по щедрости Своей, если пожелает. Воистину, Аллах - знающий, мудрый» (Коран, 9:28).

И далее: «О вы, которые уверовали! Не творите молитвы, будучи пьяными, [ и ждите], пока не станете понимать то, что говорите. [ Не творите молитвы] в состоянии осквернения, пока не совершите [предписанного] омовения, если только вы не находитесь в пути» (Коран, 4:43).

На основании этих аятов большинство мусульманских ученых пришли к выводу, что многобожникам не разрешено входить в Священную мечеть в Мекке. Но при этом они замечают, что христиане и иудеи также могут входить в нее. Они считают, что это правило применимо как к самой Священной мечети, так и к прилегающей к ней территории. Однако Абу Ханифа считает, что даже многобожник может войти в Священную мечеть в Мекке, если он не останется и не поселится в ней. Он толкует нечистоплотность как нечистоплотность нравственную (ширк).

Что касается других мечетей, то ученые запрещают немусульманам входить в них, поскольку согласно Корану немусульмане считаются нечистыми.

Имам Ахмад заявил, что они могут входить в мечеть только с позволения мусульман. Его мнение согласуется с сообщением о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разрешал людям Ат-Таифа пребывать в мечети до того, как они приняли ислам. Он также принимал христиан из Наджрана в своей мечети в Медине. Когда подошло время их молитвы, они начали молиться в мечети, встав лицом к востоку. И тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал (своим сподвижникам): «Оставьте их (чтобы они совершили молитву)». В разделе «Вход мусульман в мечеть» книги хадисов «Сахил» имама Аль-Бухари упомянуто, что Самама ибн Асаль был привязан в мечети (хотя он и был многобожником).

В книге «Фас-аль-бари» Ибн Хаджар упомянул о разногласиях по этому вопросу. Ученые-ханафиты выступали за безоговорочное разрешение на (вход немусульман в мечеть), а маликиты и Аль-Мазни полностью это запрещали. Ученые-шафииты различали между Священной мечетью и другими мечетями. Существует мнение, что это разрешение относится только к людям Писания, но оно опровергается упомянутым выше случаем с Самамой.

На основании этой фатвы можно сделать вывод, что всем немусульманам, включая христиан и иудеев, разрешено заходить в мечеть, но на следующих условиях:

1. Немусульманам разрешено входить во все мечети, кроме Запретной Мечети в Мекке, но с позволения мусульман.

2. У них должна быть весомая причина для входа в мечеть.

3. Они должны соблюдать приличие в мечети и помнить, что это священное место поклонения.

4. И мужчинам, и женщинам не разрешено открывать свой аурат (части тела, которые нельзя показывать другим) при входе в мечеть.

В данной статье хотелось бы рассказать, как нужно одеваться когда идешь в мечеть. Очень часто приходится видеть, как мусульмане - мусульманки (этнические) когда посещают мечеть не соблюдают этикет одежды.

Но для начала давайте поговорим о самом мечете. Многие на сегодняшний день ходят в мечеть только для того что бы сделать хайр-садака (добровольная милостыня) просят имама почитать за здоровье, благополучие ну и конечно помянуть усопших.

Мечеть مَسْجِد (масджид) образовалось от слово سجد (саджада) - земной поклон, значить мечеть - это место совершения земного поклона, место где поклоняются Всевышнему Аллаху ﷻ, и самое любимое место для Аллаха на земле – мечети. И тот, кто посетил мечеть, тот находится в гостях у Аллаха. И поэтому отправляясь в мечеть мы должны понимать, что мы идем в гости к Всевышнему Аллаху ﷻ, просить дуа (молитву,) а дуа как сказал пророк Мухаммад ﷺ это поклонение. И поэтому дорогие братья и сестры отправляясь в мечеть мы должны одевать свои наилучшие одежды и конечно же одежда, которую мы носим должна соответствовать шариату т.е. одеваться так как велел Аллах ﷻ и Его посланник ﷺ. Как же так мы приходим в гости к Аллаху ﷻ и одеваемся так как Он не хочет.

Аллах ﷻ говорит в Коране:

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاءِ الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ ۚ ذَٰلِكَ أَدْنَىٰ أَن يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ ۗ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَّحِيمًا

«О пророк! Скажи своим жёнам, дочерям и женщинам верующих (мужчин), чтобы они пониже опускали свои широкие головные покрывала (покрывая ими одежду). Это будет им удобнее, чтобы отличить их от других женщин (отличать от рабынь и блудниц) и чтобы они не подверглись оскорблениям. Поистине, Аллах прощающий и милосерден к тем, кто перестал совершать грехи!» (Сура 33аль-Азхаб, 59 аят)

В этом аяте есть слово джильбаб. Джильбаб - это цельная женская одежда (мусульманок), укрывающая все тело, оставляя непокрытыми лишь кисти рук, ступни и глаза.
В шариате есть такое понятие как гаурат. Гаурат - эта те части тела, которую необходимо закрывать от посторонних взглядов. Гаурат у мужчин - от пупка и ниже колена т.е. участок тела начиная от пупка и ниже колен мужчина обязан закрывать. Гаурат женщин – все тело кроме лица, кисти рук и ноги до щиколоток т.е. женщина мусульманка должна закрывать все тело кроме лица, кисти рук и ноги до щиколоток.
Однако многие сегодня идя в мечеть мужчины приходят в коротких шортах, женщины в мини-юбках в брюках и футболках, но зато в платках. Закрывая голову платком женщины не должны забывать и об остальных частях тела. Ведь в аяте говорится: «Это будет им удобнее, чтобы отличить их от других женщин (отличать от рабынь и блудниц) и чтобы они не подверглись оскорблениям» . Мусульманская женская одежда, так же не должна быть обтягивающей тело т.е. одежда не должна подчеркивать фигуру женщины – одежда должна быть свободной.
Мужчины тоже должны одеваться должным образом. Даже если гаурат у мужчин от пупка и ниже колен - это не значит, что мужчины могут ходить в шортах и майках. Одежда мужчин так же не должна быть обтягивающей.
Просто представьте себе Вы идете в гости, скажем какому-нибудь правителю, какую одежду Вы будете выбирать: классический костюм или потертые джинсы, или шорты? Ответ будет конечно же классический костюм. Вы постараетесь понравится правителю, но как же так, Аллах является Господом Миров, Правитель всех правителей, но идя в мечеть мы позволяем себе одеться так как одеваемся у себя дома.

И конечно же мы мусульмане должны одеваться по шариату не только отправляясь в дом Аллаха мечеть мы должны одеваться так как велит нам Аллах везде и всегда, так как для уммы (общины) пророка Мухаммада ﷺ вся земля является мечетью, мы можем в любом месте в любое время обращаться к Аллаху с дуа читать намаз, кроме грязных мест (туалет, баня, свалка)и кладбища.
Дорогие мои братья и сестры по вере давайте обратим на нашу одежду на наше поведение на образ жизни, возможно раньше мы не понимали этих моментов, не до конца осознавали важность закрытия гаурата и совершали ошибки (грехи) но ведь в аяте сказано: «Поистине, Аллах прощающий и милосерден к тем, кто перестал совершать грехи!» . Мир Вам и милость Аллаха и Его благословение!!!

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاءِ الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ ۚ ذَٰلِكَ أَدْنَىٰ أَن يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ ۗ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَّحِيمًا

24.04.2015

Православные верующие, которые видят в своих городах или во время путешествий в другие страны большое количество мусульманских храмов, задаются вопросом — можно ли православному входить в мечеть? На это есть целый свод правил, которые относятся ко всем верующим, а также и православным, которые хотят посетить мечеть. Чтобы ответить на вопрос, можно ли православному в мечеть и узнать правила, необходимо обратиться к мусульманским источникам, где подробно рассказывается о правилах поведения в мечети. На все вопросы ответил Мунир – хазрат Беюсов, который является имамом Ленинградской области.

Многие хотят посетить мечеть

По словам имама Мунира, каждый верующий или неверующий может захотеть посетить мечеть, а по мусульманской вере это одно из лучших мест для молитв. Каждый мусульманин, совершая молитву, может придти в мечеть, а пятница считается священным днем для каждого верующего мусульманина, он совершает джума – намаз каждую неделю. В каждой мечети есть свои имамы, это то же самое, что и священники, а также люди, которые поют азан, кроме того в мечети всегда присутствует сторож и уборщик.

Имам мечети встречает всех посетивших храм и может объяснить, что нужно делать, кроме того, он вместе с верующими совершает молитву. Азанчей — тот человек, который призывает к молитве, в его обязанности входит слежение за расписанием намаза, кроме того, он помогает во время всеобщей молитвы. Сторож и уборщик совершают свою работу по охране и уборке храма, что очень важно. Вся территория мечети огорожена и считается священной зоной, так как верующие приходят помолиться, избавиться от греха, а также стараются учиться читать Коран, это позволит стать ближе к Всевышнему. То есть, по мусульманскому учению, отправившись в мечеть, человек не посещает ее как гость, а посещает дом Создателя.

Если человек православный или другой религии, то мусульманское вероучение не ставит запрет на посещение, но нужно соблюдать простые правила. Это началось еще со слов известного имама Абу Ханифа, который говорил, что Пророк после своих проповедей мог принять делегацию христиан в мусульманском храме, кроме того, когда были конфликты, сторонники Ислама помогали пленным и прятали их в мечети.

Запрещены сильные запахи

Обязательно нужно знать, что перед посещением нельзя употреблять чеснок или лук. Это правило было принято из – за специфического запаха. Дело в том, что считается, что такой “аромат“ будет создавать помехи быть сконцентрированным и вызовет скверные чувства. Кроме того, сюда можно причислить некоторые запахи – табачный дым, пот, различные мази, дешевые одеколоны. В доме Всевышнего молящийся не должен быть отвлечен, не должно быть резких запахов растений, а пищу можно принимать дома, после того, как совершается намаз.

Есть даже хадис, где один из сподвижников Пророка поведал интересную историю:

Не успели мусульмане взять Хайбар, как принялись употреблять пряность под названием чеснок. Вечером мусульмане пошли в храм. Когда запах чеснока почувствовал Пророк, он сказал, что тот, кто хотя бы немного поест этого растения, не должен приходить в мечеть. Верующие подумали, что Посланник Аллаха запретил чеснок, но потом быстро рассеяли сомнения, так как Пророк сказал, что он не может запретить то, что разрешил Всевышний.

В мечети нельзя пересекать путь совершающему намаз

Еще одно правило, которое нужно соблюдать — посещение мечети в раннее время. Придя в мечеть, можно будет занять лучшее место, людей будет очень мало и тогда каждый сможет рассмотреть орнамент стен, увидеть узоры и многое другое. Главное, чтобы немусульманин не мешал молящемуся и нельзя проходить перед головой человека, который совершает намаз.

Есть еще одно правило, но оно может быть отвергнуто, хотя каждый может взять себе на заметку. Дело в том, что в мусульманский храм добраться лучше всего пешком. Обычно это правило относится к тем, у кого храм находится рядом, когда пешком до него дойти очень легко. Дело в том, что сам Пророк просил, чтобы каждый добирался до мечети медленно, чтобы не было спешки. Например, в современном мире многие не успевают на намаз, поэтому приходится бежать.

Кроме того, Имам поделился мыслями о самой религии и подтвердил, что Исламское вероучение подарило всему миру уникальную культуру, великолепное нравственное наследие и многое другое.

Поэтому каждый мусульманин старается следовать предписаниям самого Пророка. Верующие разных конфесий обязаны соблюдать правила посещения мечетей, поэтому в них всегда будет чисто и спокойно. Современные люди всегда восхищались величием и красотой мусульманских храмов.



Мужчины-мусульмане, как минимум, раз в неделю идут в мечеть с целью совершения обрядов поклонения. Мечети являются домами Всевышнего, а люди, которые посещают их, становятся гостями Творца.

Когда человек приходит в гости к кому-либо, то он старается соблюдать правила приличия, принятые в данном обществе. Аналогичным образом дело обстоит и с мечетями, при посещении которых верующему надлежит придерживаться ряда религиозно-этических норм.

1. В мечеть заходят с правой ноги

Отправляясь в мечеть, следует помнить о том, что первый шаг в её дверь должен быть совершён правой ногой, так как Посланник Всевышнего (с.г.в.) наставлял, что «Сунной является заходить в мечеть с правой ноги» (Хаким).

2. Перед входом прочитать специальную мольбу (дуа) 3. Снять обувь и аккуратно её убрать

При входе в мечети, как правило, стоят сиденья для того, чтобы посетителям было удобно снять обувь, которую надлежит убрать в специально отведённое для этого место (полки, отдельный гардероб или участок пола). В одном из хадисов, который приводит Ахмад, говорится, что Пророк (с.г.в.) велел верующим очищать мечети от грязи. Кроме того, если человек оставит свою обувь прямо на проходе, то это может затруднить вход в мечеть другим людям.

4. Поприветствовать присутствующих

Мусульманин, войдя в дом Аллаха, должен поприветствовать своих братьев по вере, так как Посланник Господа (с.г.в.) говорил: «Поистине, наиболее близкими людьми к Аллаху являются приветствующие других первыми» (Абу Дауд, Тирмизи). При этом желательно при приветствии использовать полную его форму, а именно: «Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух». Используя такое обращение, верующий зарабатывает себе больше награды, нежели за обычное приветствие.

5. Совершить молитву приветствия

Перед тем как присесть, верующему желательно совершить молитву приветствия мечети, как советовал Милость миров Мухаммад (с.г.в.), согласно хадисам Бухари. Данный намаз состоит из 2 ракаатов, процедура выполнения которых ничем не отличается от , за исключением намерения (нията).

6. Не проходить перед молящимися

Если при входе в мечеть вы обнаружили, что кто-то из верующих совершает намаз, то не следует проходить перед ним в том случае, если перед ним нет никакой преграды. Посланник Милостивого и Милосердного (с.г.в.) сказал: «Если бы тот, кто проходит перед совершающим молитву, знал о тяжести данного греха, то вместо того, чтобы пройти, он предпочел бы простоять 40» (Бухари, Муслим). В данном случае неизвестно, что имел Пророк (с.г.в.) говоря о 40 – дни, месяцы, годы, ракааты или намазы.

В том случае, если уж очень срочно нужно пройти перед молящимся, то допускается поставить какую-либо преграду, в качестве которой может служить, например, куртка или сумка.

7. Не доставлять дискомфорт другим

Помните, что в мечети вы находитесь не одни, а значит следует учитывать права других мусульман. Например, если в мечети очень тесно, то не нужно сидеть в развалку, тем самым лишая пространства других верующих.

8. Не повышать голос

Находясь в мечети, мусульманам не следует громко разговаривать, тем более на отвлечённые темы, не имеющие отношения к вопросам поклонения, особенно, если в этот момент звучит азан или проповедь, а также читается Коран. Во время пребывания в мечети верующие могут быть заняты разными делами. Одни могут просто сидеть и дожидаться молитвы, другие в это время читают Коран, третьи молятся, четвёртые сидят в социальных сетях посредством гаджетов. И повышая свой голос, вы можете отвлечь молящегося или же читающего Коран единоверца.

Божий Пророк (с.г.в.) предупреждал о появлении таких людей: «Появятся перед наступлением люди, которые будут собираться в мечетях группами, и имамом и у них будет дунья (дела мирские)! Не садитесь с ними, ибо нет у Всевышнего в них нужды!» (Хаким, Табарани).

9. Не заниматься торговлей

К тому же в мечетях строго запрещается вести торговую деятельность. К сожалению, подобное явление встречается в некоторых молельных домах. Пророк (с.г.в.) говорил: «Не занимайтесь в мечетях торговлей, не спорьте и не повышайте там голоса…» (Ибн Маджа).

10. Внимательно слушать азан, чтение Корана или проповедь

Если во время вашего пребывания в мечети вы слышите азан или же чтение Корана, либо проповедь имама, то необходимо молча слушать, так как, во-первых, вы не будете мешать слушать другим, во-вторых, не станете возвышать мирские разговоры над чтением Корана, и, в-третьих, если человек станет внимательно слушать, то он вправе претендовать на награду Господа миров.

11. Совершать молитву должным образом

Очевидно, что верующему при нахождении в мечети следует молиться в установленном порядке, чтобы его намаз был принят Всевышним, и чтобы за него он обрёл награду и заслужил прощение грехов. Согласно хадису, Пророк (с.г.в.) наставлял: «Если раб Аллаха правильно выполнит намаз, ангелы читают для него молитву до тех пор, пока он находится на том месте, где совершал намаз» (Муслим).

12. Совершать дуа

Правоверным, являющимся гостями своего Создателя, будучи в мечети, следует читать дуа, прося Господа о прощении грехов и даровании благ в обоих мирах.

13. Нежелательно постоянно спать в мечети без причины

Кроме того, следует помнить, что верующим нежелательно спать в «доме Аллаха», не имея для этого уважительных причин. Исключением из данного правила могут служить ситуации, когда мусульманин лишился своего дома или же когда он находится в пути и решил отдохнуть в мечети.

Достоинства посещения мечетей

– Получение большей награды – за каждый намаз в мусульманском молельном доме верующие получают награду, в разы превосходящую награду за намаз в домашних условиях. В одном из хадисов сказано, что за коллективный намаз Всевышним обещано вознаграждение, которое в 27 раз превышает баракат за индивидуальный намаз (Муслим).

– Единение уммы – посещая мечети, мы сближаемся со своими братьями по вере, что, в свою очередь, способствует единению мусульманской уммы.

– Посещающие мечети – гости Аллаха. Как уже было сказано, мечети являются , а значит те, кто их посещает, те, кто отвечает на приглашение Господа, являются Его гостями.

– Получение знаний – верующий во время проповеди или же во время исламских курсов может получить новые знания о религии.

«Важно то, для чего человек приходит в мечеть, - рассказывает заместитель муфтия Татарстана Рустам Хайруллин. - Намерения человека должны быть благими».

Прежде всего, человек, собравшийся посетить храм, должен привести свой внешний вид в порядок: это касается и одежды и чистоты тела.

Заходите в мечеть только с благими намерениями. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

«Женщины одеваются так, чтобы были видны только кисти рук, стопы и лицо, - рассказывает Рустам Хайруллин. - При этом одежда должна быть свободной и не очень яркой. Мужчины также стараются максимально прикрыть свое тело, на голову одевают тюбетейку».

В своих изречениях порок Мухаммед говорил, что мусульмане должны быть ритуально чисты, то есть они должны совершить полное омовение.

Тахарат — малое омовение. Мно-гие обряды поклонения Аллаху нельзя выполнять без ритуально-го омовения. Например, не допускается совершать намаз, таваф — обход вокруг Каабы (во время Хаджа и Умры), касаться руками Священного Корана. Во всех мечетях есть комнаты для омовения.

Полное омовение, называемое гусуль, это мытье всего тела вместе с очищением полости рта и носа. Полное омовение совершается в душе или бане.

То, что не понятно, можно спросить у имама. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Заходить в мечеть можно только с правой ноги со словами «О Всевышний, открой врата милости своей». Попав в помещение мусульманин должен поздороваться со всеми, произнеся Ас-саляму алейкум (в переводе с арабского - «Мир вам‎»). Поприветствовать мусульманин должен, даже если не застанет никого в мечети, так как считается, что в храме всегда присутствуют ангелы.

В мечети снимают обувь. Есть специальные шкафы, куда можно убрать туфли, чтобы они не мешались. Предпочтительно, чтобы у мусульманина были носки и бахилы.

Как молиться в мечети?

Пять раз в день, в строго определенное время, с минарета раздается азан — призыв на молитву. Его возглашает муэдзин. Все мечети построены так, что направлены в сторону Мекки.

Внутри здания есть выемка - михраб (переводится с арабского как «первая линия фронта»). Там расположен минбар - кафедра или трибуна в соборной мечети, с которой имам читает пятничную проповедь. Минбар имеет несколько ступенек. Пророк Мухаммед читал проповедь с самой верхней из них. В знак его уважения, все имамы становятся на 2-3 ступеньки ниже верхней.

Минбар в центре зала. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Все остальные мусульмане становятся позади него лицом к Мекке. В пятницу в мечетях проходят общие молитвы, ценность которых в 27 раз выше, чем тех, которые совершаются дома.

Каждый мусульманин стремится встать за имамом в первые ряды, так как получит за это от Аллаха больше награды.

Нельзя проходить перед человеком, читающим намаз. В этом случае его молитва нарушается и не принимается Аллахом. Поэтому обходите мусульманина сзади.

Женщины и мужчины читают молитву в разных комнатах, иногда женская комната расположена на балконе. Если таковых нет, то женщины встают в ряд за мужчинами.

Мужчины и женщины сидят в мечети отдельно. Фото: www.globallookpress.com

«Если вы не умеете молиться, не стесняйтесь попросить кого-то из служащих мечети объяснить вам. В храме всегда есть «шпаргалки» - книги, где кратко описано, как нужно читать намаз. Можно совершать ритуал, подглядывая в книжку. Со временем, вы сможете и без подсказки», - рассказывает Рустам Хайруллин.

Как подать милостыню?

Мусульманин, который хочет подать милостыню - садака - должен давать ее правой рукой и произнеся про себя намерение. Получающий от него дар принимает также правой рукой, произнеся про себя «Бисмилла-ирахман-ирахим».

Милостыню подают только тем, у кого нет жилья и пропитания. Фото: www.russianlook.com

«В исламе нуждающимся считается человек, который лишен пропитания, либо крова на сегодняшний день. Именно таким людям дают садака. Если человек к таковым не относится, но ему дают милостыню, то он в свою очередь должен передать ее тому, кто подходит под эти критерии», - говорит Рустам Хайруллин.

Кому нельзя заходить в мечеть?

Посещение мечети в туристических целях разрешается, но в этом случае, человек должен выполнить все требования, которых придерживаются верующие. «Любой путешественник должен понимать, что заходит в культовое здание. Он должен совершить гусуль, одеться, так как велят нормы шариата. Благо сегодня в храмах есть платки и юбки, для того чтобы женщины могли прикрыть те части тела, которые нельзя показывать», - добавляет хазрат.

В мечеть нельзя ходить в алкогольном и наркотическом опьянении. Фото: РИА Новости

В мечети нельзя шуметь. Также не допускаются люди, от которых исходит резкий запах, которые плохо пахнут. Пророк Мухаммед говорил, что если человек съел лук или чеснок, то он не должен появляться в мечети до тех пор, пока запах не исчезнет. Не допускается использование духов с резким запахом.

Фотографироваться в мечети можно. Но нельзя вешать фотографии и картины, на которых изображены одушевленные предметы, на стену, ставить в рамки.

Если вы берете в мечеть ребенка, то ответственность (перед Аллахом) за его поведение лежит на родителях.

Мечеть нельзя посещать душевнобольным людям. Женщинам запрещается посещать храм в «критические дни». Не пропустят в здание тех, кто находится в алкогольном или наркотическом опьянении.

«Из мечети выходят левой ногой. При этом надо сказать «Аллах, прости мои грехи». Всегда придерживайтесь правил этикета в мечетях, независимо оттого, какого вы вероисповедания», - резюмирует Рустам Хайруллин.