Нападения бесовские при чтении псалтири. Чудная сила чтения псалтыри и святого послушания. Более тонкие нападения

Занимает особое место. Написанная задолго до воплощения Господа Иисуса Христа, она единственная из книг Ветхого завета целиком вошла в богослужебный устав христианской Церкви и занимает в нем видное место.

Особая ценность Псалтири в том, что в ней изображены движения человеческой души, стремящейся к Богу, даётся высокий образец молитвенного противостояния скорбям и искушениям и славословия Богу. «В словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояния души, все движения мысли, так что сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке», - говорит святитель Афанасий Великий. Благодать Святого Духа, проникающая каждое слово Псалтири, освящает, очищает, поддерживает молящегося этими священными словами, отгоняет демонов и привлекает Ангелов.

Первые христиане глубоко почитали и любили Псалтирь. Они заучивали все псалмы наизусть. Уже в апостольские времена Псалтырь получила широкое применение в христианском богослужении. В современном богослужебном уставе православной Церкви принято деление Псалтыри на 20 разделов – кафизм. Псалмы читаются в храме ежедневно за каждым утренним и вечерним богослужением. В течение недели книга Псалмов прочитывается полностью, а Великий пост – дважды в течение седмицы. Псалмы входят и в молитвенное правило, предписанное мирянам.

Для простого чтения псалмов, если христианин не принимает какого-то обета или постоянного дополнения к общепринятому правилу, благословение у духовника брать не нужно. Но обязательно надо взять у священника благословение, если мирянин возлагает на себя какое-то особое постоянное молитвенное правило или какой-то обет.

Иерей Владимир Шлыков объясняет, почему это нужно:

«Прежде чем брать на себя какие-либо молитвенные правила, нужно посоветоваться со своим духовником или со священником, у которого Вы регулярно исповедуетесь. Оценив Вашу жизненную ситуацию и меру духовного преуспеяния, батюшка благословит (или не благословит) читать. Очень часто бывает, что человек берет на себя непосильное бремя, и в связи с этим у него возникают духовные проблемы. Если же молиться по послушанию и с благословения, то таких проблем можно избежать». «Священник является проводником благодати Божией. Поэтому, когда берут благословение, прикладываются не к руке священника, а к Руке Господа. Допустим, нам хочется получить Божие благословение, а как мы узнаем, благословил Он или нет? Для этого Господь оставил на земле священника, дал ему особую власть, и благодать Божия нисходит на верующих через священника. Кроме того, при личном общении Вы сможете задать батюшке все Ваши вопросы по поводу того, на что берете благословение. И священник посоветует, что будет полезно именно Вам. Через интернет можно дать только общий совет, но получить благодать, а также услышать от батюшки что-то конкретное можно только в храме».

Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Произноси слова несколько вслух, когда ты молишься наедине, и это способствует сохранению внимания».

Преп. Серафим Саровский советовал, что необходимо читать молитвы вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»).

Названия псалмов читать не надо. Читать псалмы можно и стоя, и сидя (слово «кафизма» в переводе на русский язык «то, что читается сидя» в отличие от слова «акафист» - «не сидя»). Вставать обязательно нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на «Славах».

Не надо унывать и смущаться, если вначале иногда смысл псалмов непонятен. Всегда можно посмотреть непонятные выражения , в . По мере чтения и нашего духовного взросления будет открываться всё глубже и ярче глубинный смысл псалмов.

Священник Антоний Игнатьев советует желающим читать Псалтирь: «Для чтения Псалтыри на дому желательно взять благословение у батюшки. При чтении дома строго устава, как читать нет, гораздо важнее настроиться на молитву. Существуют разные практики чтения Псалтири. Мне кажется наиболее приемлемым чтение, когда Вы не зависите от объема прочитанного, т.е. не обязаны читать по кафизме или по две в день. Если есть время и душевная потребность в молитве – Вы начинаете читать с того места, где остановились в прошлый раз, сделав закладку».

Если миряне прибавляют к келейному молитвенному правилу один или несколько избранных псалмов, то читают только их текст, как, например, пятидесятый псалом в утреннем правиле. Если же читается кафизма, или несколько кафизм, то перед ними и после них прибавляются особые молитвословия.

Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм

Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи помилуй
(12 раз)

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Придите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

На «Славах»

Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза)

Господи, помилуй. (3 раза)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу

Молитвы о здравии и упокоении на Славах:

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя ), родителей моих (имена ), сродников (имена ), начальников, наставников, благодетелей (имена ) и всех православных христиан.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена ) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.]

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

После чтения кафизмы читают молитвы и тропари, указанные в кафизме.

Молитва «Господи, помилуй » читается 40 раз.

Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном.

А.Шилов "Сестра милосердия"

Известным является тот факт, что нападения есть при чтении всякой молитвы, а не только при чтении Псалтири . И ни в коем случай не стоит опускать руки. Сам Господь призывает нас вооружаться молитвой! И не нужно унывать, если есть препятствия!
Должно всегда молиться и не унывать (Лк. 18, 1).

Да, часто во время молитвы возникают различные препятствия, искушения. Но стоит ли уменьшать наше усердие, к этому ли призывает нас Господь? Нет!
В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33).

Будем и мы готовы к различным нападениям и отбивать их! Данные рассуждения кажутся относительно не новыми, но это величайшая мудрость! Просто, говоря откровенно, многие привыкли к различным нападениям вражеским, но нападения при чтении Псалтири особенные и враг особо вооружается. Ещё авва Маркелл говорил:
«Поверьте мне, чада, ничто так не возмущает, не беспокоит, не раздражает, не уязвляет, не уничтожает, не оскорбляет и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла - сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все Священное Писание полезно и чтение его немало причиняет неприятности демону, но ничто не сокрушает его в той мере, как Псалтирь. Упражняясь в псалмопении, мы, с одной стороны, возносим молитву Богу, с другой - проклинаем диавола».

Поэтому если сразу не верится, что здесь что-то особенное, то необходимо поверить словам великих подвижником, в частности, я привел слова аввы Маркелла.

Нападения при чтении Псалтири бывают разного рода: как явные, так и скрытые. И на человека новоначального обычно идут одного рода нападения. На человека, утвердившегося в вере, как правило, идут нападения более коварные, так как свою борьбу демону завуалируют и человек может полностью не замечать все их козни. И даже некоторые великие святые ошибались, но потом покаялись. Сейчас вкратце дам небольшой обзор нападениям при молитве на Псалтири.

Явные нападения (кратко):

1. Нападения через ближних - одно из самых распространенных. Клевета, оскорбления, ругания и т.д. Но всё это вызывают демоны.
2. Усиление блудной брани. Может здесь быть особо ожесточенная борьба, но, как правило, эта борьба не начинается сразу. Вначале дается время для укрепления в чтении, а потом эта борьба особо обостряется. И если вначале демоны используют основные силы свои днем, то при больших претензиях, ненависти, они ведут в основном ночные атаки. Они хотят сломить человека, но здесь нужно проявить терпение и усерднее взывать ко Господу. Но обычно такая брань происходит не так часто, но если читать Псалтирь за кого-то усиленно ночью. Это мы наглядно видим в житиях святых, как на них вооружались демоны.

Более тонкие нападения:

1. Очень частое нападение - отвлекательный маневр. Т.е. демоны стараются не подпустить человека к чтению, чтобы пропустился день, потом два, а потом человек вообще вышел из системы. То вдруг старый знакомый позвонит, то вдруг пригласят куда-то, то вдруг дополнительную нагрузку предложат, но чтобы не осталось сил на чтение и т.д. Всё это делается для того, чтобы выбить человека из ритма.
2. Человека клонит в сон, он начинает зевать.

Из Лествицы:

«Когда нет псалмопения, тогда и уныние не является; и глаза, которые закрывались от дремоты, во время правила открываются, как только оно кончилось».
В этом духовном законе очень легко самому убедиться. Особенно это происходит на первых порах чтения. Человек начинает зевать, вдруг слипаются глаза, появляется какая-то расслабленность. Казалось бы, какое коварство, как же трудно противостоять демонским козням! С Божьей помощью это возможно! И, кроме того, ведь важно понимать, что демоны, используя такой большой арсенал различных нападений, неявно показывают, как велика молитвенная сила Псалтири. Если бы это была бы просто обыкновенная молитва, то так просто бы они не стали бы вооружаться!

3. Другая распространенная вражья кознь - это тщеславие и гордость. Человек вдруг начинает думать, что он какой-то особенный, что читает Псалтирь. Думает, что другие не читают, а я вот читаю. Безусловно, здесь уже пускает в действие свои козни бес гордыни. И это очень важно отразить именно это нападение. Здесь нужно низлагать это смирением и покаянной молитвой. И не стоит думать, что это пустяки. Такой великий святой как прп. Симеон Столпник чуть не попал в руки дьявола, когда демоны под видами ангелов захотели вознести его на небо как второго Илью. А ведь он ещё в ранней юности выучил всю Псалтирь, непрестанно читал её, стал чудотворцем и великим молитвенником, а демоны все равно рыкали яко лев, хотя поглотить его душу на веки. И если бы не Божье заступление, могло бы всё плохо кончиться. Вообще следует отметить, что демоны гордыни и тщеславия стараются особо обезоружить человека утвердившегося или даже в какой-то мере преуспевающего. Эту мысль подтверждают многие святые и старцы.
В этом же пункте добавлю и про тщеславие.
Тщеславие - великий паразит, съедаюший плоды, в том числе, и Псалтирной молитвы. Очень важное правило: "Не говорите другим, сколько кафизм вы читаете и кого вы поминаете". Этот подвиг милосердия и молитвы должен быть втайне, разве только если своему духовнику. Богу угодны тайны добродетели. Более того, вообще без нужды не надо особо распространяться, что читаете Псалтирь - пусть это будет втайне:
Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою (Мф. 6, 2)
Свт. Иоанн Златоуст цитировал наизусть многочисленные фрагменты Священного Писания, но он делал это не из тщеславия естественно, а для усиления своей проповеди. Это как исключение. В общем случае, нежелательно выставлять напоказ свои знания.

К вере люди приходят по-разному. Кого-то Господь ведёт долгие годы через болезни и скорби, я тому пример, в кого-то вера заходит как шило, здесь уместно привести в пример моего мужа. Есть и такие, которые веруют, пока им хорошо, для них вера и церковь, как помошница во всех делах, и стоит только начаться полосе невезения, испытания веры на прочность, люди без всякого сожаления отходят навсегда или до времени, это уж как Бог положит. Для новичков, делающих первые шаги в вере, а таковой я и являлась, все кажется таким сложным и простым одновременно. Сложность в том, что многое не знаешь, а « простота» в том, что почитать, например псалмы или молитвы, казалось совсем «нетрудным», слава Богу все грамотные. Правда язык староцерковный не совсем понятен, но это ничего, зато помощь какая для моих умерших родных, которые мне снились каждую ночь, ничего не говоря, но смутное ощущение, что они просят молитв не покидало меня. Мой первый опыт чтения псалтири останется навсегда в моей памяти. «Проконсультировавшись» даже не с приходским священником, а просто со знакомым прихожанином Г., я твёрдо решила для себя, что буду читать псалтирь, тем более, в голове засели слова Г, «очень действенное средство». Новички всегда доверяют безоговорочно тем словам, которые звучат от "знающих прихожан". Это сейчас, спустя больше тринадцати лет моего нелёгкого пути в вере, я вижу свои ошибки, и ошибки Г.., а тогда всё казалось простым и очень даже выполнимым. А ведь без благословения священника, невоцерковленному приступать к чтению псалтири лучше не стоит, тем более о усопших. Почему не знал этого «не новенький» в вере Г., для меня и по сей день непонятно. Но тогда моё решение было железным и я, даже не обратила внимания на фразу, что «мне будут мешать». Никто мне мешать не будет, подумала я тогда, своих мальчишек (муж и сын) я уложу спасть, и тишина ночи будет мне только в помощь. Каждый день по кафизме, осилю, но не тут -то было... Второй час ночи, первый псалом позади, начала второй... В ночной тишине, если кто успел заметить слышимость необыкновенная и расстояние в четыре этажа, разделяющие мою квартиру с подъездной дверью на первом этаже, кажутся ничтожными, поэтому продолжая читать псалмы, я услышала, как хлопнула подъездная дверь. В голове автоматически пробежало, «странно, кто это может быть?» Немцы народ дисциплинированный, на улице редко кого увидишь в десятом часу вечера, а для второго часа ночи это было вообще необъяснимым. Не отрываясь от чтения, одновременно подумалось, оказывается, что это не так легко, как казалось и шаркающие звуки по перилам смешанные с мужским грубым бурчанием особо меня не настораживали, но они становились всё громче и громче, пока в мою дверь не раздались удары от кулачища мужской руки. И вот тут я похолодела....Жуткий страх.., понимание слов «что тебе будут мешать» и осознание "кто мешать", молниеносно сложилось в ясную картину. Удары в дверь становились сильнее, непрошенный гость ломился, как к себе домой и невнятное бурчание и недовольство выражалось всё громче и громче. Муж не проснулся, но из другой комнаты выглянул испуганный сын. Ещё бы не испугаться, это вообще невозможно было объяснить. Я махнула ему рукой,чтобы он шел спасть и приложила палец ко рту, показывая ему «тихо». Дверь в спалюню за сыном закрылась. Я отходила от жуткого цепенеющего страха сидя на диване, даже не поднявшись и не изъявив желания, посмотреть на непрошенного гостя в глазок. Сколько минут прошло, не знаю, но звуки за дверью затихли.... Как ни странно, но я не слышала больше никаких звуков в подъезде, не слышала открывающейся двери, кого-то из соседей, не слышала больше недовольного мужского хрипа, не слышала удаляющегося непрошенного гостя. Я просто понимала, что продолжить читать не смогуот этого жуткого оцепенения. Нет, я не отказалась читать псалтирь, но читать псалмы ночью, больше не хотелось. И в светлое время дня, когда бы я ни начинала чтение псалтири, мне «мешали». Это были и телефонные звонки, с «не туда попали», это были какие-то шорохи, как будто что-то падало, или мои мужчины неожиданно твозвращались, если учесть, что они только ушли. Сейчас уже трудно спомнить, но мешали конкретно и целенаправленно. Всё же 150 псалмов были прочитаны мной, с молитвенным прошением за моих родных. Спустя столько лет, прочитав уже много хороших духовных книг и поучений духоносных отцов, имея какой-то свой маленький молитвенный опыт, я поняла, как трудно молиться и что такое настоящая молитва, но псалмов бесы точно трепещут, даже если ты ничего не понимаешь в них, зато бесы хорошо понимают. Может этим и объясняется присутствие псалмов во всех церковных богослужениях, а в монастырях неусыпаемая псалтирь звучит круглосуточно. админ группы.

Псалтырь по праву занимает свою особую нишу, по крайней мере в православии. Ведь эта книга полностью представлена в богослужебном уставе. В данной статье раскрывается вопрос о домашнем чтении Псалтыри, а также ряд других немаловажных вопросов по данной теме.

Образец молитвы

Особое значение Псалтыри заключается в многообразии человеческих чувств, духовных стремлений, восхвалений Творца. Один из богословов как-то сказал, что нет в человеке такого чувства, которое не нашло бы отражения в псалмах. Чтение этой священной книги является благодатным занятием для христианина, поскольку даёт ему множество примеров истинной духовности. В текстах псалмов можно найти огромное число образцов покаянной молитвы.

Псалтырь в православном богослужении и традициях

Эта книга представляет собой сборник из нескольких сотен псалмов - своеобразных духовных гимнов, значительное количество которых написал ветхозаветный царь Давид.

Эти тексты использовались в церковных службах ещё до Рождества Христова. Правила чтения псалмов во время православного богослужения, а именно календарный план их пения, оговаривается в специальной книге, носящей название «Типикон».

Помимо церковного чтения, существует ещё давняя православная традиция читать Псалтырь вне церковных стен, в кругу семьи или близких знакомых. Такое чтение называется келейным. Как правильно читать Псалтырь дома? Этот вопрос не раз был рассмотрен разными православными богословами, также о чтении священной книги многократно упоминали святые в своих письменных трудах. Существует устойчивое мнение, что перед тем, как заняться таким чтением, нужно получить благословение духовника либо просто священника, который уже долгое время исповедует желающего начать чтение.

Псалтырь на русском языке

В богослужении используется только церковно-славянский вариант этого священного текста. Несмотря на это, есть переводы и на современный русский язык. На вопрос: «Можно ли читать Псалтырь на русском языке?» - священники обычно отвечают примерно так: «Во время церковной службы такое чтение неприемлемо, так как, согласно православной традиции, церковные службы должны проводиться только на церковно-славянском. Однако при келейном чтении употребление русскоязычного текста не возбраняется».

Нет определённого устава, который бы регламентировал, как правильно читать псалтырь дома. Тем не менее за многолетнюю историю существования этой традиции сложились определённые устойчивые правила, которые носят чисто рекомендательный характер. То есть их соблюдать желательно, но некоторые из них могут не исполняться в силу определённых жизненных обстоятельств.

Неписаные правила

Так, например, рекомендуется читать Псалтырь при зажжённой лампадке. Но как быть, если человек находится в путешествии и у него под рукой нет этого осветительного прибора? Тогда этим правилом можно смело пренебречь. Потому что единственное правило в этом богоугодном деле, которое необходимо исполнять всегда, или, по крайней мере, стараться его придерживаться - это вдумчивое, внимательное чтение, сходное с чтением молитв.

Ещё одно правило гласит, что необходимо стараться не допускать ошибок в ударении при чтении церковнославянских слов. Оно тоже может быть трактовано двояко. Конечно же, священнослужитель, будучи профессионалом, должен читать Псалтырь с минимальными искажениями норм произношения. Но для простого человека здесь главное, опять же, не в том, как читаешь, а читаешь ли вообще. Это означает, что живая искренняя молитва - вот главная цель чтения.

В богослужебных изданиях Псалтырь состоит из особых частей, которые называются кафизмами. Каждая из которых, в свою очередь, разделяется Славами: частями, во время которых происходит молитва за усопших, и молитва за здравие живых людей.

Перед началом чтения Псалтыри и после его окончания произносятся специальные молитвы, которые, как и тропари, также обязательны для произнесения и после завершения каждой кафизмы.

Ещё один важный вопрос на эту тему звучит следующим образом: «Как правильно читать Псалтырь дома: вслух или про себя?» На этот вопрос священник Владимир Шлыков отвечает следующим образом. Он говорит, что чтение этого священного текста может происходить и про себя. Однако многие святые отцы рекомендовали по возможности стараться заниматься этим вслух. Например, святитель Игнатий говорит о пользе произнесения псалмов.

Он пишет, что чтение вслух приучает человека к внимательной молитве, повышает понимание текста.

Церковное чтение священной книги

Читаемый по усопшим и живым, Псалтырь нередко звучит в монастырских и прочих храмах. Такое церковное чтение можно заказать, тем самым оказав помощь душе близкого человека. Эта забота может быть оказана как живым, так и мёртвым людям, о дальнейшей судьбе которых печётся человек, заказывающий это чтение. Кроме того, такие молитвы могут быть полезны не только тому, за кого молятся, но и тому, кто совершил эту благодетель - заказал чтение. Нужно только твёрдо помнить слова Христа «Пусть ваша левая рука не знает, что делает правая».


Чтение Псалтыри за усопших родных и близких

Прежде всего нужно запомнить, что чтение можно производить не всегда: в течение Пасхальной недели чтение прекращается. Однако и этот запрет является не жёстким, так как в «Настольной книге священнослужителя» сказано, что если человек умер в эти дни, то чтение по нему можно производить.

Читая Псалтырь по усопшему, удобнее всего использовать богослужебный вариант священной книги, где обозначены кафизмы. Во время Слав при таком чтении следует произносить молитву за упокой.

Священники говорят, что им нередко задают и подобные вопросы:

  1. Как читать Псалтырь об упокоении дома?
  2. Можно ли читать Славы по очереди: за усопших и за здравствующих?

На эти вопросы чаще всего от батюшки можно услышать положительный ответ.

Как правильно читать Псалтырь о здравии?

Соответственно, если псалмы читаются за здравствующих людей, то на Славах нужно произносить заздравную молитву.

Ещё одно правило, касающееся Слав. Если человек хочет научиться, как правильно читать Псалтырь о живых дома, то он должен приучить себя вставать во время чтения Слав. Во время же чтения всего остального текста этой священной книги допускается сидячее положение чтеца. Не вставать во время Слав могут только тяжелобольные люди, как, впрочем, и при церковном богослужении. Это вставание во время чтения Слав необходимо, поскольку во время него молящиеся демонстрируют свою любовь и почтение, которое они проявляют к Господу Богу.

Довольно часто возникает и такой вопрос: как правильно читать псалтырь за детей? Здесь особых правил нет. За детей Псалтырь читается так же, как и за взрослых.

Если речь идёт об обучении детей чтению Псалтыри, то здесь важно приучать детей понимать эту священную книгу с раннего детства, объясняя им значение отдельных непонятных фрагментов. Нужно предотвращать бессмысленное вычитывание детьми священных текстов. Это касается и взрослых. Поэтому многие священники и богословы рекомендуют брать на себя чтение посильных частей Псалтыри. Не следует продолжать чтение, когда внимание уже рассеялось. Такое чтение может только «прогневить» Бога. То есть чтение в подобной манере приводит к тому, что человек начинает относиться к этой традиции по-язычески, придавая значение не молитве, а лишь факту исполнения ритуала.


Что касается различных практик домашнего чтения Псалтыри, то их существует огромное множество. Читать можно как наедине с самим собой, так и совместно с другими людьми. В православной литературе встречаются и техники чтения, при которых кафизмы Псалтыри разделяются между группой людей на равное или неравное количество текстов.

В заключение


Несмотря на то что многие святые отцы рекомендуют вдумчиво читать Псалтырь, некоторые из них также говорят о том, что не стоит смущаться, если смысл читаемого всё же не всегда доступен чтецу. Есть и такое мнение, что даже если читающий не понимает смысла, то уже само его намерение прославить Господа в чтение псалмов является благом. Поэтому не стоит впадать в уныние, если не всегда получается читать священный текст безукоризненно и с глубоким осмыслением.

Информация для новоначальных

1. Чтобы понимать богослужение, надо знать псалмы

Псалтирь – книга Ветхого Завета , на которой фактически основано все православное богослужение. Во всех службах используются псалмы в больших количествах. Например, в начале вечерни поется псалом 103, а в начале утрени читаются шесть псалмов: 3, 37, 62, 87, 102, 142. На литургии (или на обеднице) поются псалмы 102 и 145. И это только самые очевидные примеры.



2. Если купить издание Псалтири, там уже будет все, что нужно

В Псалтири 150 псалмов, и они разделены на 20 групп, которые называются кафизмы. Каждая кафизма разделена еще на три части, между которыми вставляются короткие молитвы. Обычно в изданиях Псалтири уже есть все разделения и напечатаны вступительные и промежуточные молитвы, что удобно. В принципе такие издания легко гуглятся.



3. Нельзя останавливаться перед трудным текстом

Чего может не быть в приобретенной Псалтири – так это пояснений и перевода текста. Псалмы это древняя духовная поэзия. Из-за поэтических выражений и особого стиля и ритма, в который надо «врубиться», псалмы поначалу очень плохо воспринимаются на слух и при чтении. Часто трудно понять, что значит какое-нибудь место на церковно-славянском языке. Можно разобраться в трудных местах с помощью русского перевода или толкований святых отцов. Самые известные толкования – Василия Великого, Иоанна Златоуста и Афанасия Великого.



4. Можно читать Псалтирь дома так же, как ее читают в храме

Псалтирь прочитывается на службах полностью каждую неделю. На вечерни читается одна кафизма, а на утрени две кафизмы. В субботу вечером начинается новая неделя и новый круг чтения Псалтири, поэтому всегда читается первая кафизма, а на воскресной утрени всегда кафизма вторая и третья. Получается, такая схема чтения:

Суббота (вечерня): кафизма 1
Воскресенье: 2,3
Понедельник: 4, 5, 6
Вторник: 7, 8, 9
Среда: 10, 11, 12
Четверг: 13, 14, 15
Пятница: 19, 20, 18
Суббота: 16, 17



5. Главное: Псалтирь это книга, по которой хорошо молиться

И делать это очень рекомендуют святые отцы. Можно читать дома отдельные псалмы или кафизмы, добавляя короткие молитвы в начале и между частями кафизмы так же, как это делают в храме. Они обычно уже есть в изданиях (см. пункт 2).

В начале:
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

В середине:
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза).
Господи, помилуй (3 раза).
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.



Можно следовать кругу чтения, который совершается за неделю, и читать те кафизмы, которые положены в этот день недели: первые две читаются утром, третья вечером. Или выучить любимые псалмы и вспоминать их в течение дня по примеру многих святых, которые знали Псалтирь наизусть целиком.



Есть еще совет вспоминать в тех же целях отдельные стихи из псалмов.
Например, Пс.117 стих 10-11:
Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им
обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им
(то есть: все народы, обходя, окружили меня, но я именем Господним воспротивился им)

Псалтырь - книга священных гимнов или псалмов, большая часть которых написаны царем Давидом по наущению Духа Святого. В каждом псалме мы видим ту боль, радость, смятение или торжество, которые испытывал Великий Псалмопевец, когда создавал эти священные тексты.

Псалмы используются в богослужениях еще с ветхозаветных времен. И в наше время на службах мы слышим хоровое пение или чтение псалмов. Чтение Псалтыри в храме регламентируется Типиконом - богослужебным уставом.

Чтение Псалтыри дома

В Православной церкви существует добрая традиция чтения Псалтыри келейно (дома). Читают Священную книгу или по соглашению - несколько верующих, прочитывая за день всю Псалтырь, или индивидуально, по кафизме (разделу Псалтыри) в день. Взяв на себя правило прилежно и внимательно читать Псалтырь дома христианин совершает малый подвиг, это и трудно, и одновременно приносит огромное успокоение душе.

Устава для чтения Псалтыри дома не существует. Но со временем сложились определенные правила, выполнение которых желательно.

  • Без благословения, взятого у батюшки, приступать к чтению псалтыри нельзя.
  • Прежде чем начать чтение, зажигается свеча или лампада. Огонь при чтении не зажигается только, если в данный момент находитесь в дороге.
  • Следуя совету преп.Серафима Саровского, читать Псалтырь надо вслух, негромко. Это облегчает восприятие священного текста не только разумом, но и слухом. «Слуху моему даси радость и веселие» (Пс.50,10).
  • Нельзя неправильно расставлять ударения в словах. Это грех. От неправильной расстановки ударений меняется смысл слова, искажается фраза.
  • Если сложно стоять, то разрешается читать Священную книгу сидя. Необходимо вставать, когда читается «Слава» и молитвы, с которых начинается и заканчивается чтение Псалтыри или кафизмы.
  • При выполнении правила не следует предаваться излишней страстности. Пусть чтение будет немного монотонным, лишенным театральности.
  • Не надо читать названия псалмов.
  • Не стоит унывать от того, что вначале непонятно, о чем говорится в псалмах. Постепенно раскрывается красота древних текстов, и смысл их становится понятен.


Порядок чтения Псалтыри дома

  • Вначале читаются «Молитвы перед началом чтения Псалтыри «.
  • Псалтырь делится на двадцать кафизм, те делятся на части тремя Славами. На Славах при домашнем чтении Псалтыри поминаются живые и усопшие.
  • Прочитав кафизму, обязательно чтение тропарей и молитвы.
  • Заканчивается Псалтырь чтением «Молитв по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтыри «.
  • Не стоит страшиться ошибиться в чем-то или прочитать что-то неправильно, не по уставу. Искреннее покаяние, благодарность за все сделают молитву живой, невзирая ни на какие ошибки.

КАК ЧИТАТЬ ПСАЛТИРЬ... Молитесь друг за друга (Иак.5:16). Псалтирь - священная книга псалмов, или Божественных гимнов, записанных Царем Давидом по внушению Духа Святаго. Чтение Псалтири привлекает помощь Ангелов, изглаживает грехи, напитывает душу дыханием Святаго Духа. Способ молиться по Псалтири гораздо древнее, чем Иисусова молитва или чтение акафистов. До появления Иисусовой молитвы в древнем монашестве было принято в уме (про себя) читать Псалтирь наизусть, а в некоторые монастыри принимали лишь тех, кто знал на память всю Псалтирь. В царской России Псалтирь была самой распространенной книгой среди населения. В православной аскетической практике до ныне существует благочестивый обычай чтения Псалтири по соглашению, когда группа верующих раздельно друг от друга прочитывает за одни сутки всю Псалтирь целиком. При этом каждый читает одну определенную ему кафизму дома, келейно и поминает имена тех, кто молится вместе с ним по соглашению. На следующий день Псалтирь снова прочитывается целиком, при этом каждый читает уже следующую кафизму. Если кому-то в один из дней не удалось прочитать положенную ему кафизму, она читается назавтра плюс следующая за ней по порядку. Так в течение Великого поста вся Псалтирь прочитывается не менее 40 раз. Одному человеку такой подвиг не под силу. Советы начинающим 1. Для чтения Псалтири необходимо иметь дома горящую лампадку (или свечу). Молиться «без огонька» принято только в пути, вне дома. 2. Псалтирь, по совету преп. Серафима Саровского, необходимо читать вслух - вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»). 3. Особое внимание следует обратить на правильную расстановку ударений в словах, т.к. ошибка может изменить смысл слов и даже целых фраз, а это - грех. 4. Читать псалмы можно сидя (слово «кафизма» в переводе на русский язык «то, что читается сидя» в отличие от слова «акафист» - «не сидя»). Вставать нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на «Славах». 5. Псалмы читаются монотонно, без выражения, чуть нараспев - бесстрастно, т.к. Богу неприятны наши греховные чувства. Чтение псалмов и молитв с театральным выражением приводит человека к демонскому состоянию прелести. 6. Не следует унывать и смущаться, если смысл псалмов непонятен. Пулеметчик не всегда понимает, как стреляет пулемет, однако его задача - бить по врагам. Относительно Псалтири существует утверждение: «Ты не понимаешь - бесы понимают». По мере нашего духовного взросления будет открываться и смысл псалмов. Молитвы перед чтением кафизмы Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Царю Небесный. Трисвятое по Отче наш. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Затем читается очередная кафизма с поминанием имен на каждой «Славе». На «Славах» Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза). Господи, помилуй (3 раза). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Спаси, Господи, и помилуй Патриарха (имя рек), далее - поминается имя правящего архиерея и имена по списку, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и их святыми молитвами меня, недостойнаго, прости и помилуй! (После этой молитвы можно класть земные поклоны в зависимости от усердия верующего). На первой и второй «Славе» поминаются имена о здравии, на третьей Славе - имена о упокоении: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (по списку) и прости им вся согрешения, вольная и невольная, и даруй им Царствие Твое Небесное!» (и земные поклоны). И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. И далее - следующие псалмы. После третьей «Славы» читаются написанные в очередной кафизме тропари и молитвы. Молитва «Господи, помилуй» читается 40 раз - по пальцам или четкам. Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном. После чтения кафизмы Достойно есть и заключительные молитвы _____________________________________ Читайте Псалтирь, Апостол, Евангелие - здесь все. Кто читает Псалтирь ночью две кафизмы - за весь Псалтирь идет. Вслух Псалтирь читать ценнее, про себя по необходимости. Поднимайте ночной Псалтирь - отмолите себя и тех кого и не знаете до седьмого колена. Дневной тоже ценно. Как листья спадают по осени с дерева, так и грехи с человека читающего Псалтирь. Читайте 17-ю кафизму - отмолите свои грехи и грехи родных до 7-го колена. 17-ю кафизму обязательно вечером в пятницу читайте. 17-ю кафизму по умершему читайте каждый день. Вымолите в Царствие небесное. ☦ Схиархимандрит Иоанникий _____________________________ Одна девяностолетняя старушка рассказала, что ей на сороковой день после своей смерти явился во сне знакомый псаломщик. При жизни, она помогала ему по хозяйству: мыла полы, посуду, стирала. Он с грустью сказал: “Отчего вы так мало молитесь, а ведь для нас нет лучшей помощи, чем чтение Псалтири”. ☦ Рассказ сельского священника ______________________________ Мы жили с мужем вдвоем, но мира и тишины в доме не было. Я мужу не уступала, а он, в свою очередь, доказывал свою правоту, и так долго продолжалось. Наконец мне все это надоело, и я решила вести себя по-другому. Муж мне скажет обидное слово, чувствую, что начинаю раздражаться, - беру Псалтирь и начинаю читать. Муж немного пошумит, потом замолчит. И так мало-помалу у нас в доме водворились тишина и спокойствие. Пришла я в храм, мимо проходит отец, остановился около меня и говорит: "Вот давно бы так!". ☦ Из книги "Жизнеописание старца схиигумена Саввы. С любовью о Господе, ваш Д.О.С.", М., 1998. ___________________________________ "Семнадцатая кафизма – это основа Псалтири, её нужно читать обязательно целиком, она неделимая… Помните семнадцатую кафизму! Чтобы семнадцатая кафизма была прочитана каждый день! Не сможете вечером прочитать, значит, днём, в дороге, где угодно, но семнадцатую кафизму нужно читать ежедневно. Это ваша сберкнижка духовная, это ваш капитал за ваши грехи. На мытарствах семнадцатая кафизма будет уже в защите за вас". Некоторые думают, что 17 кафизма читается только тогда, когда до ней доходит очередь и по-другому нельзя. Это не совсем так. Ее хорошо читать каждый день и многие благочестивые миряне так и делают. -- Для усопших - это великая помощь! ☦ Старица схимонахиня Антония ________________________________ Старец советовал тем, у кого родственники курят, каждый день за курящего читать 108 псалом. Если погибает родственник (духовно) - читать Псалтирь и Акафист Божией Матери «Взыскание погибших». За мужчину сильно бес борется, говорил он, в семь раз сильнее, чем за женщину, потому что мужчина - образ Божий (имелось в виду, что в мужском образе приходил на землю Господь Иисус Христос и первым человеком был Адам). - На жалобы батюшка отвечал: - Читай Псалтирь! - Батюшка, в семье большие ссоры. - Читай Псалтирь. - Батюшка, на работе неприятности. - Читай Псалтирь. Я недоумевала, как это может помочь? Но начинаешь читать - и все устраивается. ☦ Иероним (Санаксарский) ________________________________ - Псалтирь отгоняет лукавых духов. Прп. Варсонофий Оптинский говорил, что для каждого православного христианина нужно читать хотя бы Славу в день. Я хочу сказать, что прп. Александр, начальник обители Неусыпающих, ввёл Чин Неусыпаемой Псалтири в монастырях. О нём очень хорошо написано в в Четьи-Минеях. Некоторые духовные исполины читали и всю Псалтирь в день на постоянной основе. Как, например, Симеон Дивногорец, Парфений Киевский, и др. Ефрем Сирин говорит о псалмах, чтобы они были непрестанно на наших устах. Это такая сладость - слаще меда и сот. Благ нам закон Господень паче тысящ злата и сребра. Возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия (Псалом 118, 127). Действительно, читаешь и не можешь умилиться. Это прекрасно! При чтении не всё понятно. Но Амвросий Оптинский говорит, что понимание приходит со временем. Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Псалом 118, 18). Будем надеяться, действительно, что откроются наши духовные очи. иерей Андрей Углов

"Из всех действенных методик, которые я практиковал, наиболее действенно позволяет достигнуть изобилия методика исихазма. Она очень проста: каждый день вы вслух читаете псалмы (одну кафизму) на старославянском языке и вам выше крыши идут деньги и другие материальные блага, причем вам не нужно об этом задумываться.» Псалтырь это маленькая книжечка, часть Ветхого Завета. Псалтырь содержит в себе псалмы, песни-восхваления Господа, царя Давида. На чтение псалтыря в день уходит около 20 минут"

Я не буду вдаваться в подробности и описывать чудодейственную силу псалтыря, о ней много информации в интернете. Можно вкратце ознакомиться со следующими цитатами:

" Один человек говорит:
- Читаю я, читаю Псалтирь, да ничего не понимаю. Так я полагаю, что мне гораздо лучше положить эту книгу на полку.
А старец ему отвечает:
- Нет, не надо.
- Почему же? Я ничего не понимаю!
- Да бесы понимают. Они понимают, что там про них говорится, не могут вынести и бегут. Следовательно, чтением Псалтири мы прогоняем от себя бесов… (преподобный Оптинский старец Варсонофий )

Книга псалмов … есть общая сокровищница добрых учений и тщательно отыскивает, что каждому на пользу . Она врачует и застарелые раны души, и недавно уязвленному подает скорое исцеление, и болезненное восставляет, и неповрежденное поддерживает; вообще же, сколько можно, истребляет страсти, какие в жизни человеческой под разными видами господствуют над душами .
Святитель Василий Великий."

  • В день читается только по 1й кафизме по порядку:
1й день – Молитвы перед началом чтения Псалтыря, 1-я кафизма, молитвы после чтения кафизмы
Следующий день - 2я кафизма, молитвы после чтения кафизмы.
20й день – 20я кафизма, молитвы после чтения кафизмы, молитвы после чтения Псалтыря
и заново точно так же
21й (1й день) – Молитвы перед началом чтения Псалтыря, 1я кафизма, молитвы после чтения кафизмы
Следующий день - 2я кафизму, молитвы после чтения кафизмы.
И т.д.
  • Читать в одно и тоже время, хотя бы приблизительно. Утром или вечером. Перед сном лучше тем, что иногда показываются во сне и запоминаются узловые события, которые должны произойти в ближайшее время. Утром читается легче.
  • Надо читать каждый день, не пропуская дни. Вскоре могут появиться обстоятельства, мешающие читке каждый день, но надо найти в себе силы и установить себе правило – читать каждый день. Лучше невнимательно прочитать их, но каждый день.
  • Можно читать про себя (для более продвинутых), но для новоначальных это лучше делать вслух или шепотом. Чем хорошо чтение вслух это то, что не надо вдумываться.
  • Не нужно вдумываться сильно, повторять чужие интонации. Здесь важно просто делать дело, а со временем, потом, начнешь знать, как делать правильные интонации - дело делу учит.
  • Читать на старославянском языке.
  • Курение, распитие алкогольных напитков, кофе и чай мешают работе, поэтому нужно за час до чтения не курить и не пить.
  • О Молитвах до начала или после прочтении кафизм.
Слава: И ныне: читается как: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Если они стоят раздельно, например в начале тропарей, то после Слава: Аминь не читается.
Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый безмертный, помилуй нас (3 раза)» затем: « Слава Отцу и Сыну и..., ныне... аминь»
Пресвятая троица.
Пресвятая Троице, помилуй нас Господи, очисти грехи наша, Владыко, прости беззакония наша, Святый, посети и исцели немощи наша, имене твоего ради.
обязательно "Господи, помилуй" 40 раз повторять, чтобы не сбиться считать по пальцам. Загнула мизинец левой руки и 3 раза прочитала, потом загнула безымянный левой руки и еще 3 раза. Пройдешься по пальцам рук и будет 30. Отогнула левый мизинец и еще 3 раза, отогнула левый безымянный - 3 раза, отогнула левый средний - 3 раза, а потом просто 1 раз. Так и не собьешься со счета. А 40 раз - имеет свое значение.

Результаты
"Намерения и желания исполняются, в материальном смысле (они и так есть в человеке, а эта практика действует как катализатор), и чудесами и естественными событиями, и часто от людей, с которыми нет желания общаться.
В псалмах нет сроков. В исихазме есть понятие "ангел псалма" - здесь человек отдается под опеку их и не заботится, что ему надо - оно все приходит и в изобилии" Исихаст Кинг

Псалтырь
Большинство православных молитвословов написаны русскими буквами, а слова в них просто древние
Вот ссылки на Псалтырь:
http://arhsobor.narod.ru/psaltir.html#molitva0