Основные идеи н макиавелли. Итальянский философ Макиавелли Никколо: биография, книги, цитаты. «Социально-философские взгляды Никколо Макиавелли»

Никколо Макиавелли (1469-1527) – виднейший представитель всех прозаических, отчасти и поэтических жанров в классический период итальянской литературы . На его гробнице во флорентийской церкви Санта-Кроче сделана надпись: «Нет хвалы, достойной его». Такое мнение о нем объясняется его пламенным и бескорыстным патриотизмом. Отталкивающие понятия, излагаемые им в трактате «Государь » становятся понятны, если мы припомним тогдашнее состояние Италии, терзаемой междоусобиями и иноземными нашествиями. Император и папа, немцы, французы, испанцы, швейцарцы опустошали Италию; войны начинались вероломно, мирные договоры заключались только для того, чтобы быть нарушенными. Не было ни одного государя, который соблюдал бы свои обещания; добросовестность в политических делах не существовала. Под этими впечатлениями выработались политические принципы Макиавелли. Неудивительно, что они чужды всех правил честности. Макиавелли искренно высказывал то, что думал. Его «Государь» – изложение системы, которой держались тогда все правительства, боровшиеся между собою в Италии.

Портрет Никколо Макиавелли. Художник Санти ди Тито, вторая половина XVI века

Какие основные философские и политические взгляды Никколо Макиавелли, Вы узнаете из этой статьи.

Основные идеи Никколо Макиавелли

Никколо Макиавелли был выдающимся философом Ренессанса, создавшим свои политические и социально-философские взгляды. Они ярко выражены и характеризированы в его популярных трудах («Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «Государь», «О военном искустве»), романах, пьесах, лирике и философских рассуждениях.

Социально — философские взгляды Никколо Макиавелли

Он выделил несколько основных философских понятий:

  • Вирту. К нему относят человеческую энергию и талант. Они вместе с фортуной являются движущими силами истории.
  • Судьба. Она противостоит людской доблести и труду.
  • Свобода воли. Ее воплощение нашлось в политике.

Социально – философские взгляды Макиавелли основывались на принципе человеческой природы. Сам по себе принцип этот универсальный и распространяется абсолютно на всех граждан в государстве, независимо от их классовой принадлежности.

Также мыслитель считал, что человек по своей природе не безгрешен: он неблагодарен, непостоянен, лицемерен, лживый, его влечет нажива. Именно поэтому эгоистическую сущность человека необходимо держать под контролем сильной руки. Данную теорию он описал в своем труде «Государь». В своих взглядах на развитие и создание личности, Никколо Макиавелли исключал божественное влияние и полностью отдалился от взглядов религии. Он считал, что только мудрый правитель может повести народ за собой. В целом вся философия мыслителя посвящена идеям создания высшему проявлению человеческого духа.

Политическое учение Никколо Макиавелли

Особенно увлекался Макиавелли политикой. Согласно ученому, в ней заложены правила и причины, позволяющие человеку в полной мере проявить себя, не полагаясь на рок или стечение обстоятельств. Он подвел черту в политике на уровне нравственной подоплекой, перейдя к действиям и поступкам взамен вечного размышления.

Главной целью жизни людей является служение государству. Макиавелли всегда хотел понять законы политики и воплотить их в философии. И сделал это. Согласно философу создание государства обуславливается эгоистической натурой человека и существованию желания насильственного обуздания этой натуры.

Для Никколо Макиавелли идеальным примером государства является Римская республика, характеризовавшаяся внутренним порядком, который распространялся на все народы, жившие под ее флагом. Чтобы добиться такого идеального государства, необходимо развить в обществе гражданскую нравственность. Свои взгляды описал в труде 1513 году «Рассуждения на I декаду Тита Ливия». Также в нем он описывал свои раздумья касательно того, что в современной ему Италии папская власть расшатала все основы государственности и уменьшила желание служить государству в людях.

Политика Макиавелли основывается на:

  • Исследование качеств человека и его природной сущности;
  • Уходе от догматизма и утопических мечтаний;
  • Изучение соотношения страстей, общественных интересов и сил;
  • Объяснении действительного положения вещей в обществе;

Также, для существования идеального государства с идеальными политическими принципами необходимо существование идеального правителя. По Макиавелли он должен соединять в себе честь и достойность, хитрость и доблесть, изощренность разума и толику зла.

Никколо Макиавелли – философ эпохи Ренессанса, знаменит своими социально-философскими и политическими взглядами. Среди трудов, которые характеризуют философскую деятельность, наиболее популярные «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «О военном искустве», а также пьесы, романы, лирика и несколько философских рассуждений.

Никколо Макиавелли – философия кратко

Эпоха Ренессанса глубоко пересмотрела устоявшиеся взгляды Средневековья. На примере философии Никколо Макиавелли можно вникнуть в изменения: концепция божественного предопределения человеческой судьбы, занимавшая центральное место в философско-религиозных учениях, была отодвинута на второй план. Ей на смену приходит понятие фортуны или силы обстоятельств, тем самым изменяя роль человека – отныне он властен своей судьбой и обязан вступить в битву со сложившимися обстоятельствами.

Основные понятия философии Никколо Макиавелли:

  • Вирту (virtu): талант, человеческая энергия, которые стоят на одном уровне с фортуной, как движущей силой истории.
  • Судьба. Ей противоречат людская доблесть и труд.
  • Свобода воли, которая находит свое воплощение в политике.

Политическая философия Никколо Макиавелли кратко

Политик получила первенстве среди прочих учений в философии Никколо Макиавелли. По мнению мыслителя, правила и естественные причины, которые в ней заложены, позволяют человека проявить себя. Раскрываются возможности, можно принять меры в борьбе со стечением обстоятельств, даже предвидеть дальнейший ход событий, не полагаясь слепо на рок или божественное проведение, как это было свойственно предшествующей эпохе.

Свои политические воззрения Никколо Макиавелли изложил в труде «Государь». Политика, по мнению мыслителя, основа на практике – действия определяют реальный исход дела, а теоретические предпосылки и пустая болтовня, имевшие место ранее, лишь создают иллюзии на пустом месте. Именно в философии Н. Макиавелли политика навсегда расстается с нравственной подоплекой, тем самым переходя к конкретике и действиям, рассмотрению реальных поступков людей взамен извечного размышления, как им следует поступать.

Политика основывается на:

  • Исследованиях качества человека и его природы;
  • Изучение соотношения общественных интересов, сил и страстей;
  • Объяснении реального положения вещей в обществе;
  • Уходе от утопических мечтаний, догматизма;

Социально-философские взгляды Никколо Макиавелли

В основе социально-философских взглядах Никколо Макиавелли лежит принцип человеческой природы. По характеристике самого мыслителя этот принцип универсальный, так как распространяется на всех граждан государства вне зависимости от класса.

Человеческая природа, по мнению Н. Макиавелли не безгрешна: все люди неблагодарны, непостоянны, лицемерны, лживы, их влечет нажива. Эгоистическая сущность человека должна быть подконтрольна сильной руке, о чем философ конкретнее писал в «Государе». Поскольку автор исключает божественное начало, отдаляясь от религиозных взглядов, лишь истинный правитель, по его мнению, может вести за собой народ.

Мудрый правитель, по мнению Н. Макиавелли, знаком со злом, как основой человеческой природы, но, при этом, может не удаляться от добра. В нем соединены одновременно качества льва и лисицы – достойность, честь, доблесть и хитрость, изощренность разума.

(2 оценили, оценка: 5,00 из 5)

Родился Макиавелли в 1496 году, в местечке Сан Кашано недалеко от Флоренции (Италия).

Он был вторым сыном в семье известного адвоката Бернардо ди Никколо Макиавелли (1426 -1500). Глубокие познания в латинской и итальянской классики вкупе с великолепным образованием открывали для него многие двери при дворе.

Макиавелли появился на свет, когда события в мире менялись с молниеносной быстротой и подчас имели непредсказуемые последствия. В ту пору Римский папа с подвластными ему войсками мог штурмом брать непреступные крепости, а итальянские города-государства, купающиеся в роскоши и изобилии, попеременно попадали под гнет соседствующих с ними Римской империи и Франции. В ту пору постянных междоусобных войн, сопутствующих им предательств, обманов, интриг и сплетен -- такое понятие, как власть имело весьма зыбкое положение. На мой взгляд, наиболее примечальным событиями внутри этого политического хаоса можно выделить падение Рима и практически полное разграбление таких крупных центров торговой и культурной жизни на Пиренейском полуострове, как Флоренция и Генуя.

Никколо был поставлен на государственную службу в качестве посла в 1498 году. Он имел членство в совете, который отвечал за военные дела и дипломатические переговоры.

В годовой период, приблизительно в 1502, он был непосредственным очевидцем грамотных созидательных способов солдата-церковника Чезаре Борджиа, талантливого полководца и способного государственного деятеля, касающися расширения подконтрольных ему владений в Италии. Главными чертами его характера были храбрость, дальновидность, непоколебимость, проницательность и столь неотъемлемое для того времени, коварство.

С 1503-1506 Макиавелли руководил флорентийскими государственными структурами, ответственными за общественный порядок. С опаской относясь к наемникам, по причине их двуличностной и продажной натуре, он отдавал предпочтение отрядам, сформированным из обычных граждан.

Летом 1512 года после продолжительной череды всевозможных сражений, взаимных профанаций и союзнических соглашений, Медичи не без помощи Папы Римского Юлия2 возвращают себе бразды правления во Флоренции и отменяют существовавшую на тот момент республику. Умозаключения Макиавелли на все эти события, происходившие в последние годы его службы, отчетливо прослеживаются в его письмах к Франческо Виттори.

В 1513 году Никколо попадает в немилость к действующему режиму, обвиняется в подготовке государственного переворота и до выяснения всех обстоятельств, сажается в тюрьму. Однако, спустя какое-то время, после проведения тщательного расследования и не без помощи его высокопоставленных друзей, Макиавелли освобождают из под ареста. После этих событий он отходит от всех своих официальных дел, отправляется в свое поместье

Sant"Andrea около Флоренции, где и приступает к написанию тех знаменитых научных исследований, которые впоследствии обеспечат ему место в анналах истории политической философии. Умер он там же где и родился (городок Сан Кашано) в 1527 году.

Как отмечается многими мыслителями, в традиционном обществе нет такого образа, который бы со временем не становился бы единым целым с человеком, который его примерил.

Макиавелли, собрав воедино структуру нового индивида, явился первооткрывателем в изменении общепринятых приоритетов, затрагивающих традиционные принципы, касающихся развития и становления личности.

Во главу угла ставилась не только сила фатума или фортуны, то есть предопределяющих обстоятельств, которые наставляют человека признавать силу необходимости, а также такое качество отважной человеческой натуры, как доблесть, которая порой играет главенствующую роль в преодолении неожиданно возникающих жизненных трудностей.

Никколо был первопроходцем в применении такого политического термина, как государство. Государство означало определенный уклад в том или ином обществе.

Решение Макиавелли различных политических задач, стоящих на повестке дня того времени, дало толчок к возниконовению и определению тех форм правления, которые были необходимы на тот период. Монархия преподносится, как наиболее оптимальная форма правления при создании нового государства, тогда как следущей ступенью в укреплении государственности обозначается республика.

Сам принцип создания и сохранения государства полагается не только на насилие, но требует наличия хитрости и обмана. «Надо знать, - цитирую философа, - что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой.

Первый способ присущ человеку, второй - зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека и зверя...

Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса - волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков.»

Главная заслуга Макиавелли в том, что он вывел ряд фундаментальных политических закономерностей, которые и по сей день не потеряли своей актуальности. Его творение «Государь» является оплотом для любого государственного деятеля в современном мире, при становлении и развитии его политической карьеры, что говорит о дальновидности и проницательности автора сего произведения.

В это же время итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1467–1527) формулирует свои жесткие рекомендации по управлению реальным обществом, закладывая основы современной политологии.

Политическая философия Макиавелли ставит своей целью указать средства для достижения намеченных целей, безотносительно к тому, признаются ли эти цели хорошими или дурными. Государство, по Макиавелли, – высшее проявление человеческого духа, а служение государству – смысл и счастье человеческой жизни. Изначально человеческая природа дурна, эгоистична, и задача государства – насильно обуздать ее. В самом известном трактате Макиавелли "Государь " описываются способы создания сильного государства в условиях, когда в народе отсутствуют гражданские добродетели.

Религия, по мнению Макиавелли, должна играть важную роль в жизни государства не потому, что она истинна, а потому, что должна связывать общество в единое целое.

В "Государе" Макиавелли практически прямо отвергает общепринятую мораль, когда речь идет о поведении правителей. Правитель погибнет, считает Макиавелли, если он всегда будет милосердным и честным. Правитель должен держать свое слово только в том случае, если это выгодно. Самое же главное, но Макиавелли, чтобы правитель воспринимался своими подданными как человек религиозный.

Макиавелли часто употребляет слово "свобода" как нечто ценное, хотя что именно оно обозначает, из его рассуждений не очень ясно. Очевидно, что он унаследовал его от Античности. Возможно, Макиавелли считал, что политическая свобода предполагает наличие в гражданах известного рода личной добродетели. Народ, но мнению Макиавелли, обладает здравым умом, недаром говорится: "Глас народа – глас Божий".

Можно сказать, что в философии Макиавелли как бы оживает политическая мысль греков и римлян (республиканского периода). Так, любовь к "свободе" и теория контроля и равновесия очевидно были восприняты Возрождением от Античности.

Необходимо отметить, что если средневековые авторы придерживались концепции "законной власти" (власти папы и императора), то, по Макиавелли, власть должна принадлежать тем, кому удастся захватить ее в свободном соревновании. Свое предпочтение Макиавелли отдает народному правительству, опираясь на свои наблюдения, которые свидетельствовали о меньшей жестокости народного правительства по сравнению с тиранией.

Из анализа текстов Макиавелли можно сделать вывод о том, что в мире существует ряд политических благ, из которых особенно важны три: национальная независимость, безопасность и хорошо устроенная конституция. Хорошая конституция должна распределять юридические права между государем, знатью и народом пропорционально их реальной власти. При такой конституции будет трудно осуществить успешные революции, и потому возможен порядок в государстве.

Макиавелли рассуждает не только о целях, но и о средствах. Если цель признана хорошей, то мы можем избирать такие средства, которые обеспечивают ее реализацию. "Успех" означает достижение намеченной цели, какой бы она ни была. Можно даже создать некую "науку успеха", говорит Макиавелли.

Макиавелли убежден, что для реализации политической цели необходима сила. Обычно побеждает тот, на чьей стороне сила. Правда, соглашается Макиавелли, сила часто зависит от общественного мнения, а общественное мнение, в свою очередь, – от пропаганды. Поэтому большое внимание необходимо уделить пропаганде и, в частности, пропаганде добродетельного облика претендента на власть.

Слово "макиавеллизм" стало термином, используемым для обозначения беззастенчивой политики, добивающейся своих целей, пренебрегая нормами морали. Макиавелли действительно говорил, что каждое действие государства (или его правителя) допустимо, особенно во внешних, межгосударственных отношениях, если это действие обеспечивает преимущества для своей собственной страны.

Отрыв политики от моральной оценки не был, однако, изобретением Макиавелли. Такова была и такой во многом остается реальная политическая практика. Лишь идущее сейчас формирование единого человечества и подлинно мировой истории дает основание надеяться, что постепенно мораль будет все более охватывать не только отношения индивидов и их групп, но и сферу политики и межгосударственных отношений.