Преподобный максим исповедник. Жития преподобных Максима Исповедника и Максима Грека, или В чем состоит величайшая вселенская гармония? Преподобный Максим Исповедник оставил Церкви большое Богословское наследие

Не так давно в Москве прошли XXIV Международные Рождественские образовательные Чтения. В рамках данного мероприятия был организован круглый стол по проблеме почти табуированной, практически не обсуждаемой в нашем обществе - так называемого постабортного синдрома (аббревиатура - ПАС).

Президент АНО «За жизнь» С. В. Чесноков обратился к участникам круглого стола с докладом по теме «Преодоление последствий аборта женщиной, мужчиной и обществом» (ПРЕЗЕНТАЦИЯ). Вице-президент АНО «За жизнь» В. В. Потиха сделал доклад «Зарубежный опыт публичного свидетельства о постабортном синдроме» (ПРЕЗЕНТАЦИЯ ). Был заслушан доклад руководителя Благотворительного фонда «Семья и детство» С. А.Рудневой «Преодоление постабортного синдрома как условие личностного роста» и ряд других актуальных выступлений.

На круглом столе также выступила руководитель отдела психологического консультирования Тюменской региональной общественной организации ЦЗМ «Покров» Е. Ю. Шабалина с докладом «Влияние постабортного синдрома на общество и государство» (ПРЕЗЕНТАЦИЯ ).

Сегодня мы попросили Елену Юрьевну ответить на вопросы, касающиеся проблемы ПАС.

Елена Юрьевна, действительно, тема постабортного синдрома мало обсуждаема, немногие о ней слышали. Что это такое на самом деле, как проявляет себя ПАС, каковы его признаки ?

Постабортный синдром - это посттравматическое стрессовое расстройство психики вследствие искусственного прерывания беременности «по желанию» женщины. Всегда беру слово «желание» в кавычки, так как здравый смысл подсказывает его абсурдность в данном контексте. В психике женщины, у кого-то раньше, у кого-то позже после аборта происходят опасные изменения, она нуждается в помощи. Большинство женщин не связывают имеющиеся у них симптомы с абортом. В этом и проблема. НЕ знание не освобождает от страданий, а знание неприятной перспективы, возможно, и помогло бы её предотвратить. Дополнительная п роблема в том, что это явление всё ещё мало изучено в нашей российской психиатрии и «соматической» медицине. Причина понятна: годы замалчивания, когда не принято было об абортах даже говорить, не то что изучать последствия. Плюс железный занавес.

Тема абортов, на мой взгляд, самая трудная для общества. По сути, отношение к этому явлению нашей жизни делит общество на два лагеря: сторонников и противников. Золотой середины в этом вопросе придерживаться не получится, тема слишком серьёзная, жизненно острая. Какой уж тут постабортный синдром? Если о нём говорить, то становится понятна убийственная правда про искусственные аборты как социальное зло в государственном масштабе. Хотя масштабы ещё шире, под него попадают минимум треть стран мира. Это если говорить только про законодательную сторону.

Исходя из клинического опыта, из практики общения с женщинами, пережившими искусственное прерывание беременности, можно утверждать, что ПАС имеет широкое распространение. Симптомы этого явления очень разнообразны и обычно диагностируются как известные практически каждому грамотному человеку дискомфортные состояния: депрессии, неврозы, повышенная тревожность, постоянное беспокойство, чувство вины, панические атаки, склонность к суициду, кошмарные сновидения, бессонница, эмоциональная отгороженность, эмоциональные проблемы, агрессивность, ...

- Получается, что существуют определенные трудности в диагностике постабортного синдрома?

Существует немало преград для объективного исследования этой проблемы. Дело в том, что до 60-х годов прошлого века многие специалисты признавали, что аборт обладает психотравмирующим действием и может вызвать посттравматический синдром. На круглом столе, проходившем в Москве в рамках Рождественских Чтений - 2016, был представлен специальный доклад на эту тему врача-психиатра Алексея Александровича Фомина из Санкт-Петербурга (ПРЕЗЕНТАЦИЯ) .

В 60-годы прошлого века началась так называемая сексуальная революция, которая привела в конечном счете к контролю над рождаемостью, разрушению института семьи и ко многим другим печальным последствиям, в том числе к легализации искусственного прерывания беременности «по желанию» женщины. Чтобы революция свершилась, для абортов не должно было быть никаких этических препятствий. Поэтому постепенно из информационного поля вытеснялась мысль о том, что аборт ведет к неприятным и, тем более, к психотравмирующим последствиям. Невыгодно это было признавать и официальной психиатрии как области медицины, которая контролируется фармакологическими корпорациями. Психотропные препараты или какие-то другие стоят денег, это очень выгодный бизнес, миллиарды долларов в год. Признать ПАС - значит признать вред аборта. Такая мера ограничила бы рынок сбыта лекарств. Это одна сторона проблемы.

Существует немало и других преград для изучения постабортного синдрома. Одна из них - интимность вопроса, нежелание женщин участвовать в подобных исследованиях. Это и понятно: вопрос деликатный, тонкий и очень болезненный. После аборта далеко не многие согласятся говорить на эту тему. Говорить о себе тяжело, раскрыть свои чувства способен не каждый человек. Женщины с трудом идут на контакт либо вообще не идут. Не хотят участвовать в исследованиях, опросах, заполнять анкеты. Срабатывает психологическая защита: мысль о содеянном отрицается, вытесняется. Возможно, помог бы финансовый фактор, когда участвуя в опросах, люди хотя бы зарабатывали. Но это тоже проблема, кто будет платить за такие исследования?

Следующая причина, почему сложно диагностировать ПАС: он имеет очень большой спектр проявлений, сходный с другими психическими проблемами и расстройствами. Психика человека - очень хрупкая вещь, загадочная, до конца непостижимая. Причины психических травм, психических отклонений самые разнообразные. Как узнать, что послужило спусковым механизмом? Трудно чётко проследить отчего появилась бессонница или депрессия, например. Может быть, это результат какого-то тяжелого стресса, перенесенного ранее - аварии, развода, болезни, утраты, неудачи на работе, финансовых потрясений, самых разных неприятностей.

Ко всему прочему, исследование постабортного синдрома - это вопрос времени. Никто не знает, когда он себя проявит - сразу или через год, через пять или через двадцать, тридцать лет. Аборт - мина замедленного действия. Мы не знаем, в какой момент и как она себя обнаружит. И никто этого сказать не может, это непредсказуемо.

Еще один существенный момент, затрудняющий выявление постабортного синдрома. Не каждый специалист, психолог, психиатр, врач знает о существовании ПАС и, соответственно, представляет, что с ним делать. Принцип психотерапевтической работы, лечения, психологической помощи при ПАС сходен с помощью при ПТСР (посттравматическом стрессовом расстройстве). Можно пытаться устранить симптомы, но, не выяснив причину, сложно реально помочь человеку. Это также требует определённой квалификации.

Постабортным синдромом надо заниматься предметно и целенаправленно. Для этого необходимы масштабные исследования, на которые опять же требуются существенные финансовые вливания. Это очень затратный труд, скрупулезный и длительный. Тем не менее, несмотря на все эти препятствия, исследования постабортного синдрома, пусть пока немногочисленные, проводятся и за рубежом, и у нас. На эту тему есть научные труды, книги, статьи. В США работает Институт прерванной беременности, который возглавляет семейный психотерапевт Винсент РУ. В 1981 году он впервые дал определение постабортного синдрома (ПАС) как разновидности посттравматического стрессового расстройства.

Постабортному синдрому подвержены все женщины, которые сделали аборт, или все-таки есть исключения? Может женщина просто забыть об этом?

Дело в том, что забыть искусственно прерванную беременность невозможно. Сработать может психологическая защита, когда происходит вытеснение этой информации в глубинные пласты психики. Аборт - это глубокая психическая травма, она может до поры до времени не осознаваться человеком, не проявляться.

Структура психики очень сложная, очень тонкая. Специалисты знают, что женщина, сделав аборт, какое-то время может чувствовать облегчение, даже удовлетворение. Ей кажется, что она решила проблему, избавилась от нее. Но это ложные временные ощущения, и это не значит, что она не будет потом об этом вспоминать, жалеть. Дело в том, что мишенями являются человеческая, материнская, родительская структуры личности, женская сущность, то есть бессознательная сфера, не поддающаяся контролю сознания. Беременность - это естественное природное состояние женского организма, а прерывание беременности - это противоестественный акт. В идеале каждая женщина - мать. Девочка рождается с полным набором зародышевых яйцеклеток, то есть всех своих будущих потенциальных деток. Если у мальчиков генетический материал начинает вырабатываться в подростковом возрасте, то с девочкой другая ситуация. Почему так важно следить за здоровьем ребёнка с самого рождения, ещё лучше - с зачатия, тем более девочки. Потому что она хоть и маленькая, но уже потенциальная мамочка. Ей только нужно вырасти и выйти замуж.

Каждая женщина на подсознательном уровне знает, что она мать. Когда же она на сознательном уровне - не значит осознанно - уходит от материнства (редко кого заставляют помимо воли делать аборт), получается, что женщина сама добровольно наносит себе травму и психическую, и физическую. И, конечно же, больше всего от этого сама же и страдает. Она неизбежно переживает глубокий внутриличностный конфликт, конфликт с собой, со своей душой, с Богом, с миром.

Есть люди, которые говорят, что ничего не чувствует, что у них все хорошо. Часто так говорят женщины старшего поколения, которые сделали много абортов. Это и есть проявление ПАС, иначе пришлось бы предположить, что мы живём среди аморальных людей...

Если смотреть в государственном масштабе, у нас очень большой процент женщин с абортивным опытом. Как говорит статистика, порядка 40% молодых женщин до 30 лет имеют хотя бы один аборт в своей жизненной истории. В целом по стране примерно 70% женщин имеют такой опыт. Выходит, минимум две трети, а это уже подавляющее большинство женского населения - как-то даже неуютно становится.

А если взять опыт многих поколений и посчитать всех, и ещё тех, кто склонял к аборту, кто совершал его непосредственно - это будет десятки, сотни миллионов человек за последние десятилетия. Вывод напрашивается сам собой: постабортный синдром практически, как тёмная туча, накрывает нашу страну, если уже не накрыл. Надеюсь, верю, что не полностью, только на две трети, не больше... Опасность в том, что «в темноте» можно совсем потеряться и окончательно перестать отличать белое от чёрного, а добро от зла. Согласна, надо, надо быть оптимистами и надеяться, что у нас ещё есть шанс выбраться.

- Существует еще так называемый «синдром годовщины ». Что это такое?

- Это известное в психологии понятие, также характерно и для ПАС, как одно из проявлений - реакция на дату прерывания беременности или на дату предполагаемого рождения погибшего ребенка. Это как память о родах. Только день рождения ребенка, разумеется, - радость для матери. Если женщина делает аборт, этот день тоже запоминается, остаётся в долговременной памяти, фиксируется. Сколько женщин признается, что каждый год вспоминают день, когда мог бы родиться у них малыш. Видя идущего ребёнка, мысленно считают возраст того, нерождённого. Синдром годовщины может проявиться и внезапной головной болью, необъяснимой агрессией, неожиданным перепадом настроения... Знакома с женщиной, которая каждый год, в течение 30 лет, вспоминает день, когда бы у нее мог родиться сын (она знает, что это был именно сын) и считает его возраст. Врагу не пожелаешь. Думаю, у многих есть подобные примеры.

Есть немало информации о том, что женщины после сделанного аборта начинают пить. Оказывается, у нас в стране на 100 мужчин алкоголиков приходится 40-50 женщин с алкогольной зависимостью.

- Чувства безвозвратной утраты, вины, пустоты - тоже симптомы постабортного синдрома. Включаются деструктивные психологические защитные механизмы по типу «регресс», «компенсация», «замещение», происходит стагнация в процессе развития личности, вплоть до деградации. Тогда неудивительно, что женщины могут прибегать к наркотическим средствам, желая забыться. Окружающим, как и ей самой порой непонятно - вдруг ни с того ни с сего начала пить. А причина все та же: совершено насилие над ее женской природой, насилие над ребенком, насилие над своим родом, в конце концов. Ведь семья - это система, и если по воле матери не рождается ребенок, то семейный организм начинает давать сбой. Каждый элемент, каждый член семьи важен для другого, для правильного функционирования всей системы, семьи, рода. Каждый зачатый ребенок должен родиться, должен увидеть свет.

Кроме того, не только алкоголизм - бывают случаи суицида, склонность к суициду. Это уже крайняя форма последствий аборта...

- Что значит эмоциональная отгороженность? Как это проявляется?

- Можно перечислить различные признаки этого явления. Среди них: подавление мыслей об аборте или переживаний, попытки избежать действий, ситуаций, разговоров, которые могут вызвать воспоминания об аборте; возможна и другая форма, гиперкомпенсация. Она выражается в неестественно спокойном состоянии, нарочитой невозмутимости при обсуждении подобных тем, в забывчивости деталей из прошлого и собственной ситуации прерывания беременности.

В отношениях - это разрушение, прекращение контактов с несостоявшимся отцом нерождённого ребёнка, с противоположным полом в целом; снижение способности испытывать чувства любви, привязанности, нежности. После аборта у части женщин возникает неприязнь к беременным, так как своим видом последние напоминают им о том, чего они сами были лишены. Женщины нередко признаются, что испытывают зависть, когда видят беременных, вплоть до ненависти к ним.

- Как проявляется эмоциональная отгороженность к рожденным детям?

- Аборт не может не сказаться на отношении к рожденным детям. Женщина по определению созидательница. Если она изменяет своему призванию и принимает решение прервать зародившуюся в ней жизнь, искажается основа основ ее женской природы. Лишить ребенка жизни - это убить что-то или кого-то в себе, в прямом и переносном смысле. Можно ли говорить о настоящей любви? Разве это любовь, если мать решает - этому ребенку жить, а этому не жить, этого абортировать? Материнское чувство становится ущербным.

Это может проявиться в стремлении минимизировать контакт с детьми, потому что дети тоже будят воспоминания, вплоть до охлаждения чувств или агрессивного отношения. Многие женщины, перенесшие аборт и ставшие матерями, часто не могут выстроить правильные отношения с рождённым ребёнком, менее привязаны к нему, не готовы кормить грудью, могут злиться, небрежно относиться, проявлять агрессию, раздражительность, когда он плачет, нуждается в помощи. С другой стороны, это может быть разной степени гиперопека, когда все интересы, цель жизни сосредоточены на том ребенке, который живет как бы за счет всех других нерожденных детей. Причем, все сиблинги - братья и сестры, связаны друг с другом и ментально, и биологически, генетически. Только одним позволили родиться, а другим - нет. В результате такого «отбора» рожденные дети несут на себе непосильный груз. Иногда задают вопрос, кто ещё страдает от постабортного синдрома? Страдает уцелевший от аборта ребёнок. Люди, выросшие в таких семьях, отличаются от тех, у кого не были абортированы сиблинги. По показателям здоровья, психическим и психологическим параметрам, ощущению счастья и успешности в жизни.

Есть данные американских исследований. Ученые, которые изучают волновую генетику, утверждают, что после проведения инструментального или медикаментозного аборта в матке женщины остается информационный след. То есть, это память о ребенке, который был в утробе матери, но был искусственным путем оттуда изъят. Данный след оказывает большое влияние на психику детей, которые будут рождены женщиной в последующих беременностях.

- Как реагируют женщины, когда узнают о ПАС?

- Многие с облегчением вздыхают. Они наконец-то начинают понимать, что с ними происходит, откуда у них кошмарные сновидения, почему им ночью снятся незнакомые дети, откуда депрессия, мысли о суициде. Женщина понимает, что с этим можно и нужно что-то делать, получится не получится - второй вопрос, но можно работать. О постабортном синдроме надо говорить. Когда человек просвещен, он не безоружен, он начинает думать, как правильно с этим поступить. А неосведомлённому, невежественному человеку очень трудно помочь. Он будет и дальше совершать ошибки и вовлекать в них других людей.

- Мужчину может настичь постабортный синдром?

Безусловно. Мужчина непосредственно участвует в процессе зарождения жизни. Бывает, конечно, что он не в курсе беременности своей подруги, иногда и жены. От него скрывают правду, тем самым совершая ошибку и недопустимую вещь. Кто знает, что будет с ним?

С момента зачатия ребёнка мужчина уже отец, и он об этом должен знать. Если женщина скрывает такой жизненно важный факт, то отношения так или иначе меняются, ухудшаются, и, как показывает практика, скорее всего, распадутся. Ложь, уход от рождения детей всегда разрушительны для семьи, для отношений.

Как именно может сказаться ПАС на мужчине, предугадать невозможно, всё индивидуально. Кто-то склоняется к разного рода зависимостям, кто-то уходит из семьи, ищет утешения на стороне, у кого-то появляется охлаждение чувств к жене, безразличие к детям, депрессия, апатия к работе, к жизни.

Приходится сталкиваться в своей практике с некоторыми красноречивыми закономерностями. Приходит женщина, собирается сделать аборт, потому что, по ее словам, муж тунеядец, не хочет работать, лежит на диване. Как семейный психолог я обязательно выхожу на тему взаимоотношений в семье. Спрашиваю: «Вы выходили замуж за тунеядца? Он всегда был бездельником?». Нет, оказывается. За тунеядца редко кто выходит замуж. Потом выясняется, что в семейной истории как раз в это время имел место отказ от материнства и отцовства, от своего предназначения, свершилось насилие над крошечным человечком. Начинаем просматривать хронологию. Если восстановить события, вспомнить, потрудиться, подсчитать, сопоставить, убеждаемся, что, действительно, все сходится по времени. Совпадение ли, что негативные изменения с мужем стали происходить в годовщину аборта? Легче всего счесть это мистикой или случайностью, а можно взять ответственность за свою жизнь на себя. Каждый выбирает сам. Женщина совершила роковую ошибку. Она отказалась от роли матери, роли жены, а муж постепенно отказывается от роли мужа, добытчика семьи, отца.

Хотелось еще сказать о том, что постабортному синдрому подвержены в той или иной степени не только отцы нерожденных детей. Но и те, кто подталкивает к аборту. Очень часто бывает, что на прерывании беременности настаивают мать, свекровь, другие члены семьи.

Что интересно, ситуация может пойти и по другому сценарию. Например, мама заставляла дочку делать аборт. Тем не менее, несмотря на давление, грубое вмешательство в ее личную жизнь, девушка принимает решение оставить ребенка. В таком случае она помогает не только себе, но и тому человеку, который ее толкал на прерывание беременности, например, своей матери. И после этого меняется она сама и её мать, меняются отношения, выходят на новый уровень. Они начинают находить общий язык, по-другому разговаривать, лучше относиться друг к другу. Тот же, кто все-таки настоял на аборте, счастливее не становится. У него также могут проявиться симптомы психотравмы, ПАС.

Когда делается выбор в пользу жизни ребенка, тогда в семью приходит любовь и помощь, с разных сторон и в разных смыслах. Много примеров из жизни, когда тот ребенок, которого не хотели, но все-таки родили, становится единственной опорой для родителей в старости. Они нуждаются в нём не только духовно и морально, но и, как правило, физически и материально.

- Елена Юрьевна, каков же выход из ПАС?

- Первое - это признать, что у аборта, помимо проблем с физическим здоровьем, есть еще психические и психологические последствия. Я уже не говорю о моральных и нравственных страданиях. Нужно осознать, что проблема существует, понять, что что-то не так. Когда приходит понимание, но нет сил справиться самостоятельно, появляется запрос на помощь. Если человек способен всё это сделать, уже замечательно.

Второе - понять, с чем именно проблема связана. Если человек не осознает, не понимает о чем речь, то он может сколько угодно ходить и лечиться, но легче не станет, потому что причина не вскрывается. Осознание само по себе помогает человеку справиться со многими осложнениями, бывает, что и с мучительными симптомами.

Третье - обратиться за помощью, если не получилось справиться самостоятельно. Это трудно, а иногда, увы, невозможно. Оказать помощь может специалист (психолог, психотерапевт, врач, психиатр), который компетентен в данном направлении. Если человек верующий, то он знает, как найти помощь. Дорогу осилит идущий...

В моей практике есть случаи, когда у женщины в роду все здоровы, никаких психических отклонений, патологии, а ее преследуют кошмарные сновидения, тревожность, депрессивные состояния. Обращалась к неврологу, психиатру, назначали лечение, выписывали, таблетки, капли. Ничего не помогло. У женщины были аборты, ее преследуют воспоминания. Когда она узнала, что существует постабортный синдром, что это такое, то, по ее словам, как будто «камень упал с плеч». Во всяком случае, ей стало ясно, с чем её проблемы связаны, в каком направлении надо идти, действовать, работать над собой.

И еще, осознав, что такое ПАС, можно кого-то предостеречь. Это очень важная миссия для таких пострадавших - помочь другим не совершить роковой ошибки в своей жизни.

- Но ребенка все-таки не вернешь. Как же с этим жить нашим женщинам?

- Да, аборт - трагедия, глубокая незабываемая рана, нанесенная душе человека. Поэтому такой печальный опыт - это повод в корне изменить свою жизнь, пересмотреть свои нравственные позиции, свои ценностные установки. Это, по сути, вопрос совести. Человек должен всерьез задуматься о своей духовной жизни. Здесь мы уже выходим на другой уровень...

Врачи тоже люди, они могут чего-то не знать, могут ошибаться. Тот, кто делает аборты, так же, как и многие женщины, часто не задумывается о последствиях, или о них не знает, не подозревает. Насколько мне известно, и я в это верю, большинство врачей акушеров-гинекологов негативно относится к данной процедуре.

Читала и слышала, что есть гинекологи, которые признают, что любят делать аборты. В таком случае, вероятно, дела уже плохи, и речь идёт о расстройстве личности.

Факт: в медицинских вузах учат делать аборты. Всё «по-Гитлеру»: каждый фельдшер, тем более врач, должен уметь делать аборты.

Вообще, гинекология - это особая отрасль в медицине. С одной стороны, она призвана помогать женщине сохранить беременность и родить здорового ребенка. Задача гинеколога - быть на страже репродуктивного здоровья женщины. Аборт - это нонсенс для медицины и, конечно, настоящему врачу трудно эти вещи не признать. В эту профессию большинство идут с душой, с желанием помогать людям быть здоровыми и счастливыми.

С другой стороны, на практике приходится сталкиваться с тем, что пока аборты «по желанию» законом разрешены, кто-то «должен» их делать. Катастрофа. Некоторые врачи отказываются от выполнения таких обязанностей, но это требует от них подчас немалых усилий и мужества, вплоть до ухода из профессии.

Что делать и как быть - извечный русский вопрос. Люди имеют право знать, что с ними происходит и каковы могут быть последствия нарушения законов мироздания. Людей надо просвещать, рассказывать о различных последствиях абортов. Кто-то считает, что никому не надо знать о постабортном синдроме. Это, как правило, сторонники абортов, те, кто на самом деле не любит людей, не любит Россию. Если все будут молчать, что существуют последствия не только для физического, но и для психического здоровья (а кто скажет, что страшнее?), то неизбежно получим пандемию психических отклонений и расстройств, окончательно разбитые семьи, несчастных, нездоровых детей и сограждан. Подавляющая часть нашего населения имеет непосредственное или опосредованное отношение к абортам. Это огромное количество людей, десятки и десятки миллионов. Мы находимся у опасной черты. Это как «точка невозврата», когда уже нет выбора, нет шансов вернуться, спастись, исправить.

Надо надеяться, что мы выживем. Да, с нами всякое бывало. Только никогда в истории великой России детоубийство не было и не могло быть нормой. С 1920 года, 95 лет (с недолгим перерывом - с 1936 по 1955 годы) нам пытаются внушить, что инфантицид - это нормально. Многие поверили, заблудившись в лабиринтах информационной войны.

Что делать, подсказывает простой здравый смысл: нужно перестать на законодательном уровне провоцировать матерей и отцов решать жизненные проблемы смертельным способом - за счёт жизни других, крошечных и беззащитных, людей, их собственных детей. Нужно защитить самую незащищённую часть нашего общества - нерождённых детей. Тогда и «туча» постабортного синдрома прекратит нарастать и накрывать народ и страну с головой. Растает постепенно, оставит нас в покое. Тогда можно будет и на Божью помощь надеяться!

Беседу вела Татьяна Николаева

Исследование. Аборты вызывают тяжелые депрессии у женщин и повышают риск самоубийства

Врачи в Англии свидетельствуют перед британской Палатой общин: аборт представляет собой серьезную угрозу для психического здоровья женщины и может увеличить риск самоубийства в шесть раз. Врачи приводят результаты медицинских исследований для доказательства своих утверждений, так они прокомментировали законопроект об информации для женщин.Они заявляют, что женщинам нужно объяснять угрозу потенциальных рисков для психического здоровья после аборта, таких как депрессия, самоубийство и пристрастия к наркотикам или алкоголю.

Доктор Тревор Стаммерс, практикующий в Лондонском университете Св. Георгия, преподаватель медицины, заявил, что поддерживает меры, направленные на информирование женщин о рисках и опасностях, связанных с абортом.

Он отметил, что за 26 лет медицинской практики, которые прошли после легализации абортов в Великобритании в 1967 году, он консультировал многих женщин, которые обратились по поводу проблем физического или психического здоровья, связанных с совершенными абортами.

«Самые последние исследования показали очень ясно, что аборт представляет собой серьезную угрозу для долгосрочного психического здоровья женщин. Поэтому женщинам, которым в настоящее время предлагаются аборт, важно знать, о последствиях для психического здоровья», - обратился он к законодателям в газете Evening Standard.

Д-р Роберт Бальфура, консультант гинеколог, согласен с анализом проблемы и привел пример наблюдения 5000 женщин в Финляндии, проведенного между 1987 и 2000 годах. Результаты исследования показали: сделавшие аборт после незапланированной беременности, в шесть раз чаще совершают самоубийства, чем женщины, которые выносили ребенка. Он так же добавил, что доказательства наличия проблем психического здоровья после аборта проявляются в его родном городе в Южном Уэльсе.

Бальфура отметил, что психиатрических заболеваний и самоубийств среди женщин, сделавших аборт, было больше, чем среди тех, кто родил ребенка.

В октябре 2006 года около пятнадцати ведущих акушеров Великобритании и психиатров написали открытое письмо в London Times, признавая и подтверждая психологические последствия абортов.

Также в прошлом году, ученые университета в Новой Зеландии провели исследование тысяч женщин и обнаружили, что 40 процентов из тех, которые делали аборты, страдают от психических расстройств после аборта. Эти проблемы включают депрессию, пристрастие к алкоголю или наркотикам, нарушения сна, мысли о самоубийстве, и чаще сопровождают женщин, сделавших аборт, чем тех, кто перенес выкидыш или сохранил свою беременность до родов.

Новое исследование, проведенное в Новой Зеландии, доказывает, что аборты являются причиной тяжелой депрессии. В докладе также подтверждаются результаты комплексного исследования, проведенного в 2004 году в США о том, что аборт приводит к целому ряду проблем психического здоровья.

Ученые Новой Зеландии в г.Крайстчерч обнаружили, что аборт у молодых женщин повышает риск развития психических расстройств, таких как депрессия и тревожность.

В группе из 500 женщин 41% забеременели в возрасте 25 лет, 90 женщин сделали аборты. Около 42% женщин, сделавших аборт испытывали депрессии в течение последующих четырех лет. Это почти в два раза больше, чем среди женщин, которые никогда не беременели. Тревожные расстройства также выросли в два раза.

Согласно результатам исследования, женщины, которые делают аборты, в два раза чаще употребляют алкоголь в опасных дозах и в три раза чаще становятся зависимыми от наркотиков.

Дэвид Фергюссон, руководитель исследования, заявил, что результаты показывают: доступ к легальным абортам, не является положительным для женщин. Он также сказал, что исследование подтверждает: аборты толкают женщин к возникновению проблем психического здоровья, а не к их уменьшению, как утверждают сторонники абортов.

Между тем, исследователи из университета Боулинг Грин в 2004 году изучили данные почти 11 000 женщин в возрасте от 15 до 34 лет, которые пережили нежелательную беременность. Их исследование показало, что у женщин, сделавших аборт, вероятность тревожных расстройств повышается на 30%.

Женщины, принимавшие участие в исследовании, после абортов страдали от тревожных расстройств, раздражительности, усталости, проблем со сном, учащенного сердцебиения, или чувства нереальности.

Перевод Татьяны Тарасевич

Состояние женщины после аборта, характеризующееся депрессией, чувством вины и перепадами настроения называется постаобортным синдромом (ПАС). По сути, такое состояние в общем можно описать как совокупность негативных проявлений в психике и психосоматике женщины, длительностью от нескольких лет и дольше.

На сегодняшний день врачи так и не установили точные причины, которые влияют на развитие ПАС, однако по статистике 90% женщин сделавших аборт переживают данное состояние.

Главная цель женщины - рождение ребенка, прерывание беременности - убийство чистой воды. Даже оправданные причины аборта: отсутствие мужчины, работа, «слишком молода для семьи», не могут повлиять на подсознание, которое противоречит возможному действию. Нормы и правила общества, родители, которые не могут смириться с тем, что их дочь «опозорит» семью, статус матери одиночки давит на беременную женщину весом многотонного монолита. И она принимает, как ей кажется, самое правильное решение - аборт.

Постабортный синдром приходит незаметно. Поначалу чувствуется некоторое облегчение, связанное с отсутствием обязательств и спасением положения. В дальнейшем накатывает чувство скорби, вины и ущемленного материнского инстинкта. Усугубляется состояние возможным роковым диагнозом - бесплодие! Отсюда рисуются ужасные картины будущего: любимый мужчина уйдет, подруги будут постоянно жалеть и самое главное - не будет того окрыленного чувства эйфории, когда целуешь маленькие глазки своего сокровища!

Симптомы ПАС

По мнению психиатров, после аборта у женщины в глубинных слоях подсознания формируется установка на самоуничтожение за противоборство против естественного хода вещей. Вследствие чего женщина начинает переживать ряд патологических состояний:

  • Чувство вины, которое усиливается во время встречи с детьми, просмотра тематического материала, общения с подругами и знакомыми. Кажущиеся осуждающие взгляды со стороны родителей и других близких людей провоцируют угрызения совести, самобичевание и сильнейшее желание иметь ребенка.
  • Депрессия возникает на фоне страха и бесперспективности будущего. Обычные неврозы часто перерастают в психозы и могут заканчиваться попытками самоубийства.
  • Повторное переживание аборта в виде флэшбеков, кошмаров, навязчивых мыслей, образов не рожденного ребенка.
  • Асоциальное поведение проявляется в форме отказа от общения, постоянной замкнутости в себе, отстранения от близких, избегания новых знакомств.
  • Агрессия может возникать по отношению к мужскому полу (в частности к мужу), родителям. Часто предметом агрессии становятся врачи (принимали участие в аборте), родители (заставили сделать), дети (как проявление психотического состояния).
  • Увлечение алкоголем и наркотиками - не редкий способ забыть о переживаниях. Часто приводит к глубокой зависимости и практически не излечивается.

Влияние ПАС на жизнь женщины

Постабортный синдром затрагивает все сферы жизнедеятельности женщины. В отношениях с мужем прогрессирует непонимание и подсознательное обвинение его в решении сделать аборт. Большинство пар после пережитого аборта распадаются, по статистике, 90% разводов связано с абортами. Работа, семья и самоидентификация полностью меняются под давлением разрушительных процессов в психике женщины. Такое отношение к себе и окружающим вызывает ряд психосоматических проявлений:

  • Нарушение гормонального фона и снижение иммунитета.
  • Развитие доброкачественных и злокачественных опухолей (миома, опухоль молочной железы).
  • Мигрени.
  • Аритмия и нарушения сна.
  • Нарушения в работе ЖКТ.

Постабортный синдром: лечение

Сложность лечения постабортного симптома заключается в том, что данное нарушение до конца не изучено. Более того, медперсонал гинекологических клиник крайне редко предупреждает женщин, желающих сделать аборт, о возможных проявлениях ПАС в будущем. Все дело в отсутствии полной базы знания и подготовки к возможным последствиям в подростковом возрасте.

Лечение постабортного синдрома проводится с использованием психотерапевтических методов и психотропных препаратов. Как показывает практика, применение сугубо медикаментов не приносит желаемого эффекта.

Для полного выздоровления женщина проходит пять этапов лечения:

  • Противостояние отрицанию. В данном случае психологом проводится работа для осознания женщиной того факта, что она принимала участие в убийстве ребенка.
  • Обряд прощания и скорби не должен отличатся от прощания с любым другим умершим близким человеком. Женщина должна оплакать и попрощаться со своим ребенком.
  • Обращение к Богу за прощением - неотъемлемая часть терапии. Женщина должна почувствовать прощение. Для этого подойдет исповедь или простая молитва.
  • Прощение других людей - один из самых сложных этапов лечения. Чувство злости и обиды на членов семьи и других людей очень сложно поднять из глубины психики и еще тяжелее проработать его до полного прощения. На это могут уйти годы.
  • Прощение себя - финальный этап лечения. Длительность терапии в данном случае может продолжаться не один год. Прощение самой себя за убийство живого человека - очень сложная задача даже для менее чувствительных женщин.

В случае готовности женщины работать над собой для преодоления постабортного синдрома и открытости для всех методов лечения, в достаточно короткий срок приходит облегчение, «возрождение» и принятие себя. Немалую роль в этом играет постоянная поддержка близких, профессионалов и женщин, которые пережили собственную трагедию.

О негативном влиянии аборта на женское здоровье известно давно. И все же в последние десятилетия аборт был рутинной медицинской операцией. На него шли “в порядке вещей” и женщины, и врачи…

И только в конце 20 века ученые забили тревогу о необратимых психологических последствиях аборта. Врачи заговорили о нем, как о сильной психической травме, которая наносит отпечаток на дальнейшую жизнь женщины.

Понятие ПАС (постабортный синдром) было введено в Америке только в 1985 году. И долгое время сведения и исследования были закрыты для общего доступа, чтобы, якобы, оградить от удара тех, кто совершил аборт, и тех, кто только собирается. Врачи говорили, что незнание о ПАС убережет женщин от его симптомов. Это была огромная ошибка…

ПАС – это состояние, возникающее после аборта. И проявляется оно в разной степени тяжести вне зависимости от причины и инициаторов аборта. Но ПАС возникает всегда. Особенность его такова: чем больше времени проходит, тем ярче проявляются симптомы.

Симптомы ПАС:

  • Частые депрессии, апатии, синдром хронической усталости – “нет сил, нет энергии”
  • Низкая самооценка — “я недостойна счастья”
  • Душевная боль – скорбь, тоска, внутренняя пустота, ужас от того, что «поезд уже ушел»…
  • Вина, угрызения совести
  • Нежелание жить, попытки суицида, стремление наказать себя
  • Отказ говорить на детские темы или тему абортов
  • Кошмары, видения, галлюцинации
  • Обида и ненависть к тем, кто принимал участие или “помог” с решением (муж, родители, врач)
  • Отгороженность от мира, отчуждение
  • Страх к новым отношениям, отторжение мужчин
  • Равнодушие к другим детям, грубость или даже жестокость
  • Развод или натянутые отношения с отцом нерожденного ребенка
  • Вспышки гнева без причины, раздражительность
  • Зависимости (снотворное, транквилизаторы, алкоголь, наркотики, сигареты, азартные игры, трудоголизм)
  • Нарушение питания (анорексия, булемия, ожирение)
  • Амнезия (забыть о факте аборта) или отрицание – “все равно, все к лучшему”
  • Невынашивание беременности, бесплодие, дисбаланс интимной жизни
  • Навязчивые мысли об аборте и нерожденном малыше, репереживание аборта

Из списка симптомов проявляются минимум 3-4. Некоторые обостряются со временем и в грустные даты – предполагаемое день рождения малыша и в день аборта.

Часто ПАС характерен отрицанием – женщина не признает, что ее жизнь разрушилась после аборта.

Ведь вместе с нерожденным ребенком отрывается кусочек души, и женщина чувствует себя неполноценной. Теряется радость бытия, легкость, и появляются истеричность, озлобленность, нервозность.

Аборт – это сильное испытание. По природе своей любая женщина — мать. Она дает жизнь. И после аборта женщина не может себя простить, даже если не осознает этого…

Часто после аборта проходит 15 – 20 лет, а женщина все еще страдает и продолжает скорбить по нерожденному малышу…

Как пережить ПАС?

На самом деле, НЕТ ни таблеток, ни инъекций, ни процедур, которые смогли бы избавить от страданий. Самой исцелить свою душу практически невозможно.

И за один или пару дней сбросить груз тоже сложно.

Здесь нужна пошаговая работа:

  • Отпустить душу нерожденного малыша
  • Выпустить наружу ту боль, что копилась все эти годы
  • Исцелить свою страдающую душу
  • Простить себя, простить других, кто “приложил к этому руку”
  • Понять, как жить дальше и как вернуть счастье в свою жизнь

Постабортный синдром — это сильная психологическая и душевная травма. Специально для проработки этой и многих других травм я создала онлайн-курс . Он пройдет с 11 по 23 июня 2018 года. Группа уже почти набрана, но вы еще можете успеть записаться:

Какие трансформации произойдут с вами во время курса:

  • вы перестанете прокручивать в голове все подробности травмирующей ситуации
  • вы перестанете обвинять себя и других в случившемся, примите ситуацию такой, какая она есть
  • вы освободитесь от злости, страха и агрессии
  • вы отпустите травмирующую ситуацию и простите всех, кто причинил вам боль
  • к вам вернется уверенность в себе, ощущение целостности и внутренней радости
  • вы почувствуете прилив сил, вдохновения и желания жить

3 февраля Православная Церковь празднует день памяти двух святых Максимов – двух людей, живших с разницей почти в тысячу лет, но объединенных одним именем и в чем-то схожими жизнями, которые они посвятили всецело Господу нашему Иисусу Христу. Это преподобный Максим Исповедник, живший в VII веке, и преподобный греко-русский святой Максим Грек, живший в XVI веке.

Прп. максим Исповедник. Византийская фреска. XIII век

Имя Максим переводится с латыни как «величайший», и сегодня эти угодники Божии представляются величайшими твердынями исповеднического подвига за Христа. Несмотря на почти тысячелетнюю разницу в возрасте, их судьбы удивительно похожи. Оба из знатных греческих семей, оба получили блестящее глубокое и разностороннее образование, оба избрали не мирскую карьеру, где и перед тем и другим открывались блестящие перспективы, но узкий и тернистый путь иночества, оба пострадали за Христа, претерпев тяжкие мучения.

Но не только внешние факторы сближают их жизнь. Что-то внутреннее, корневое, глубинное делает их почти что духовными «близнецами». Паче всего на свете они возлюбили истину и служили ей и видели только в этой Божественной истине жизнь. Воистину Премудрость из них сотворила Себе дом и обитала в них. И когда стал со всей остротой выбор, когда над ними довлели сильные мира сего, включая императоров, царей, патриархов, митрополитов, бояр, предлагавшим по разным историческим причинам отречься от истины, они предпочли вместо этого пожертвовать ради нее жизнью. Потому что жизнь без Бога все равно бессмысленна и обречена на распад, на умирание. Ведь только Господь и есть истинная жизнь.

Вспомним знаменитое выражение преподобного Максима Исповедника: «Если вся вселенная начнёт причащаться с Патриархом (на то время на константинопольский патриарший престол был возведен по воле императора еретик-монофелит. – Прим. авт.), я не причащусь с ним. Дух Святой анафематствовал чрез апостола даже ангелов, вводящих что-либо новое и чуждое проповеди (евангельской и апостольской)».

Мне кажется, что у этих святых был уникальный талант чувствовать и разуметь пронзительную чистоту православных догматов, чистоту канонов. Подобно гениальному музыканту, своим острым духовным слухом они улавливали малейшую фальшь, малейшее отклонение общества от чистоты православной веры и били тревогу. Их души были своеобразными датчиками, которые с Божьей помощью не давали сбиться Церковному кораблю с верного курса.

За то, подобно и ветхозаветным пророкам и мученикам римских времен, они получали свои терновые венцы. Они закалялись в горниле страданий, превращаясь в твердое золото, достойное Царствия Небесного. Отрубленная правая рука и вырванный язык у преподобного Максима Исповедника, иные жесточайшие мучения и смерть в ссылке. Почти двадцать пять лет заключения под стражей у преподобного Максима Грека, который, будучи иноземцем, стал голосом совести русского народа.

Прп. Максим Грек. Современная икона

Житие преподобного Максима Исповедника гласит, что Бог сотворил чудо: несмотря на тяжкие увечья, он снова обрел возможность говорить и писать. В том есть глубокий символизм: голос Бога – голос истины нельзя заглушить. Он будет звучать вечно…

Но вопрос для современного общества, в том числе и украинского, мне кажется, состоит в другом. Захотим ли мы услышать этот голос? Возжелаем ли мы прикоснуться к этой прозрачности, к этой небесности и совершенно надмирной чистоте православных догматов и канонов? Захотим ли мы смиренно войти под своды неба на земле – Православной Церкви в Ее каноническом незыблемом строе, войти, чтобы очиститься в бане пакибытия, чтобы спастись в единении со Спасителем-Христом, Исцеляющим нас. Или мы возжаждем в угоду сиюминутным политическим амбициям и идеологическим влюбленностям-миражам переделать Церковь на свой земной человеческий лад? Но останется ли в таком случае в Ней Жизнь? Будет ли Она столпом и утверждением Истины? Не правды и справедливости земной, но небесной Божественной Истины?

Крушить и разрушать легче всего. Образовываться, очищать в себе то, что каждого из нас делает человеком – образ и подобие Божие, труднее всего. Труднее, но спасительней. Будем ли мы развивать в себе духовный взор и духовный слух, чтобы постичь эту величайшую вселенскую гармонию, которой есть православные догматы и каноны, на чем и зиждится Церковь.

Это и есть та красота, о которой писал Достоевский. Она, и только она спасет мир!

Преподобные Максиме Исповедниче и Максиме Греке, молите Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко

(580–662)

Ранний период жизни

О детстве преподобного Максима Исповедника известно немного. Согласно греческому и грузинскому Житию, он принадлежал к знатной, богатой фамилии. Малой родиной Максима был Константинополь. Вероятное время его рождения датируется 580 годом.

Известно, что будущий Исповедник был крещен в раннем возрасте и уже с детства воспитывался в духе строгого соответствия Божьему закону. Родители Максима, благочестивые Иоанн и Анна, относились к сыну с любовью, однако особо не баловали (несмотря на имевшиеся для этого широкие материальные возможности), но содержали в педагогической строгости, оберегая от глупостей и ребяческого озорства.

В период взросления Максим получил надлежащее разностороннее образование. В искусстве речи и риторике он многим превосходил своих сверстников, а в знании философии трудно было найти ему равных. Примечательно, что как грамотный христианин, Максим принимал философию не слепо, но трезво, благоразумно, критично.

Несмотря на благородное происхождение и прекрасную образованность, Максим был не только весьма добродетельным человеком, но и до удивления скромным. Обладая такими чертами характера и ума, ему было трудно остаться в безызвестности.

Император Ираклий, видя в нём хорошего потенциального помощника, призвал его к себе и назначил на должность первого секретаря при своей канцелярии.

Работая на этом посту, Максим зарекомендовал себя с лучшей стороны. Он легко схватывал царские повеления, умел быстро и взвешенно резюмировать и записывать важную, содержательную информацию, не раз сам давал, кому следует, уместные и вполне достойные советы. Император дорожил таким служащим, и вскоре Максим достиг большого влияния при дворе.

Между тем слава, придворная пышность, почёт не увлекали Максима. Больше всех этих излишеств он ценил любомудрие. К тому времени, как он достиг высокого положения, о котором многие из его соотечественников могли только мечтать, получила распространение новая ересь — монофелитство. Эта ересь была тем опасней, что имела внешнюю привлекательность и поддерживалась высшей церковной и государственной властью (до времени её осуждения на VI Вселенском Соборе к ней приобщилось несколько Патриархов, множество епископов и священников).

Монашеская жизнь

Сознавая опасность сложившейся ситуации и не желая участвовать в ней ввиду преданности Православию, преподобный Максим, неожиданно для окружающих, отказался от светского благополучия и поступил в Хрисопольскую обитель.

В обители он предался молитвам и подвигам. Со временем братия стали относиться к нему настолько доверительно, что решили избрать его своим игуменом (этот факт неоднократно оспаривался критикой, ввиду того, что Максим не имел священного сана). Он же, как никогда не стремившийся к славе и по смирению не считавший себя достойным такого духовного звания, противился, но по неустанности просьб, согласился.

Понимая, что должен являть братиям пример, как игумен, преподобный Максим ещё больше увеличил свои подвиги.

Жизнь Максима на Западе

Через какое-то время преподобный Максим оставил обитель, оставил отчизну. Что именно подтолкнуло его совершить этот шаг, сказать трудно. Согласно некоторым источникам, одним из центральных мотивов послужило усиливающееся влияние еретиков (всё тех же монофелитов). По другим данным, из Хрисопольского монастыря (из которого он удалился в 624 или 625 году, пробыв там более 10-ти лет), преподобный перешёл в монастырь святого Георгия (располагавшийся в Кизике), и только потом, в 626 году, по причине натиска персов и аваров, оставив и эту обитель, переселился на Запад.

Считается, что поначалу Максим Исповедник пребывал на острове Крит. Здесь он провел несколько диспутов с монофелитскими архиереями. После Крита он оказался на Кипре.

Есть основания утверждать, что около 630 года преподобный Максим посетил Северную Африку. Приблизительно в тот же период в Африке оказался Софроний, будущий Патриарх Иерусалимский, выдающийся борец с монофелитами. Между Софронием и Максимом завязались тёплые отношения. Максим охотно прислушивался к наставлениям и советам блаженного старца.

Сведения о детальных обстоятельствах его жизни в данный период чрезвычайно скудны. Нам не известна даже его продолжительность. Очевидно, что этот этап был богат на плоды писательской деятельности Максима.

Оказавшись в Риме, он активизировал свои силы в борьбе с монофелитством. В связи с этим преподобный переписывался с разными лицами, наставлял людей устным словом, поддерживал деятельность Римского папы Иоанна IV, направленную против еретиков, был в числе главных инициаторов созыва Поместного Собора.

После 642 года Максим Исповедник отправился в Африку. Здесь он проявил себя как ревностный, пылкий, но вместе с тем трезвый и мудрый борец. В продолжении пребывания в Африке он завершил формирование своего учения о наличии во Христе, едином по Ипостаси, двух естественных (сущностных) воль: Божественной и человеческой.

Несмотря на то, что Максим не имел священного сана, являясь простым монахом, в деле противодействия еретикам он имел чрезвычайно огромный авторитет. К его увещеваниям прислушивались и миряне, и иереи, и епископы. Экзарх Северной Африки нередко советовался с ним по различным вопросам религиозной тематики.

В 645 году состоялся известный диспут святого Максима с Пиром. Пир был публично разоблачён и повержен, после чего осознал и признал свою неправоту, вступил в общение с Православной Церковью.

В 646 году Максим Исповедник вновь оказался в Риме, и вновь на острие борьбы с ересью.

Папа Феодор находился с Максимом в доверительных отношениях. Однажды Максиму пришлось заступаться за главу Римской Церкви, сглаживая допущенное им неосторожное высказывание по поводу исхождения Святого Духа и от Сына. Тогда Максим нашёлся сказать, что поскольку папа Феодор признаёт Единое Начало в Пресвятой Троице исключительно за Отцом, постольку не следует воспринимать его выражение как злохудожное. Это заступничество вызвало в адрес Максима немало критических возгласов со стороны греческих богословов.

Хорошо складывались отношения преподобного Максима и с преемником Феодора, папой Мартином. Папа Мартин, как и Максим Исповедник, старался использовать каждую возможность, всё свое влияние для противодействия распространению монофелитства. С целью опровержения ереси он созвал Латеранский Собор. Существует предание, что одним из инициаторов Латеранского Собора был преподобный Максим (в числе подписей под петицией монахов к Собору его подпись фигурирует на одном из последних мест).

Исповеднический венец

Император Констант, прознав про работу и определения Латернаского Собора, воспламенился гневом и приказал доставить в Константинополь папу Римского Мартина и монаха Максима.

Преподобный Максим был арестован и отконвоирован в столицу Византии около 653 года, приблизительно в то же время, когда и святой Мартин. Последний был осужден и приговорен к ссылке в Крым, где и скончался под тяжестью наказания. Суд над Максимом имел место в 655 году. Заодно с ним судили и его преданного ученика, Анастасия.

Максиму инкриминировали довольно громкие, но по большей части абсурдные преступления. Помимо разжигания ненависти к государю в перечень обвинений вошло, например, что он чуть ли не в одиночку сдал сарацинам Египет и Африку, соучаствовал в бунте совместно с экзархом Северной Африки. Но Максим опроверг клевету.

Коснулись и богословской тематики. На обвинения в распространении запрещённого учения преподобный дал развернутый, хорошо аргументированный ответ. Но, увы, правда человеческая далеко не всегда согласуется с Правдой Божьей. После суда Максима отправили в ссылку в Визию (территория Фракии). Здесь он остался без средств к существованию, терпел унижения и лишения.

Между тем вскоре императорский двор предпринял попытку к восстановлению отношений с Максимом: искали возможность дать императору и епископам-еретикам шанс «доказать» свою правоту.

С этой целью к святому страдальцу явилось посольство во главе с епископом Феодосием. Во время состоявшейся по этому случаю беседы преподобный не только не изменил убеждений, но и уверил прибывших в необходимости анафематсвовать ересеначальников. Пораженные твёрдостью Максима, послы заколебались, а затем под давлением неоспоримых свидетельств вынуждены были признать за ним правоту. Покидая Максима, они уже не питали к нему чувства вражды.

Через восемь дней один из послов, консул Павел, возвратился к Максиму. Согласно распоряжению императора, Максима надлежало препроводить с великою честью в обитель святого Феодора (по разным данным, эта обитель располагалась или в Регии, или в Константинополе), что и было исполнено.

Здесь преподобного посетили два императорских посланника, патрикии Епифаний и Троил, и разъяснили Максиму, что из-за его упорства многие верующие не желают вступать в единение с ними (монофелитами). Выразив требование признать отвергнутое им учение об одной воле во Христе, пообещали, что в случае согласия его ожидают великие почести.

Несмотря на очевидную угрозу, пусть даже и слегка заретушированную, Максим вновь подтвердил свою решимость сражаться до конца. Тогда, обуянные вспышкой животной ярости, патрикии бросились на святого и стали его избивать. Лишь вмешательство присутствовавшего при этой расправе епископа Феодосия, умерило их пыл.

После очередных неудачных попыток привести Максима к удобному для власти компромиссу, его опять отправили в ссылку: снова во Фракию, но на этот раз в Перверис.

В 658 году последнюю попытку призвать Максима к «смирению» предпринял Патриарх Петр. Для этого он направил к нему своих представителей. В формате беседы Максиму было указано, что в случае отказа его ожидает анафематствование и смертная казнь, но он был непреклонен.

В 662 году состоялось очередное судилище. Максима Исповедника подвергли жестокому бичеванию, отрезали язык, отсекли правую руку, вывели на площадь и стали водить по ней, словно злодея, крича и насмехаясь.

После этого надругательства, Максима отправили в ссылку. Когда достигли территории Грузии, страдальца раздели и отобрали у него последнее имущество. Затем его заточили в крепости Схимари.

Незадолго до смерти Максим Исповедник удостоился видения, в котором ему было открыто, что он предстанет пред Богом 13 августа. Так и произошло: 13 августа истинный воин Христов преставился и отошёл в Царство Небесное.