Презентация на тему: философская антропология. Философская антропология Скачать презентация основные проблемы философской антропологии

Определение
Филосо́ фская антрополо́ гия (от философия и
антропология; филосо́ фия челове́ка) в широком
смысле - философское учение о природе и сущности
человека; в узком - направление (школа) в
западноевропейской философии (преимущественно
немецкой) первой половины XX века, исходившее из
идей философии жизни Дильтея, феноменологии
Гуссерля и других, стремившееся к созданию
целостного учения о человеке путём использования и
истолкования данных различных наук - психологии,
биологии, этологии, социологии, а также религии и др.


Начало философской
антропологии связано с
появлением классических
для этого направления
работ Макса Шелера
«Положение человека в
космосе» (1928)
Хельмута Плеснера «Ступени
органического и человек» (1928), в
центре внимания которых
проблема природы человека,
специфическое отличие в
способе существования человека
и животных.

Философская антропология как школа
В более позднее время
вышли классические
работы Арнольда Гелена
«Человек. Его природа и
положение в мире» (1940)
и «Первобытный человек
и поздняя культура»
(1956).

Философская антропология как школа
К этим основным работам примыкают
сочинения П.Л.Ландсберга («Введение в
философскую антропологию», 1934),
Л.Бинсвангера («Основные формы и
познание человеческого бытия», 1941),
Левита («От Гегеля к Ницше», 1939), Г.
Липпса(«Человеческая природа», 1941),
Больнова («Сущность настроений», 1941),
Ротхакера(«Проблемы культурной
антропологии», 1942) и другие.

Макс Шелер-основоположник
философской антропологии
Макс Шелер (1874-1928)
проделал серьезную
философскую эволюцию в
своих взглядах, был
неокантианцем,
феноменологом и в конце
своей жизни он все же
попытался соединить все
свои предыдущие искания с
главным - изучением
проблемы человека.

Макс Шелер
Время 20-х годов было очень неспокойным, и
возникновение философской антропологии (так
же, как персонализма и экзистенциализма)
весьма тесно связано с духовной и
экономической ситуацией в Европе. В частности,
Шелера не могли не беспокоить те социальноэкономические потрясения, происходившие в
странах Европы в 10-х годах: Первая мировая
война, революционные волнения в Германии и
России и т. д. В этом кризисе Шелер видел
прежде всего кризис понимания человека.
Коммунизм, по мнению Шелера, это отказ от
человека.

Макс Шелер
Шелер считал, что незнание сущности
человека приводит к кризису в культуре, к
отказу от самого человека. Кризис
общества - это кризис человека, кризис
личности. Причина этого в неправильном
подходе к познанию.
Это абсолютизация, по выражению Шелера, знаний
контроля и недооценка знаний культуры.
Знания контроля - это естественнонаучные знания,
знания культуры играют гораздо большую роль, но их
недооценивают. Но главное значение имеют знания
спасения, но ими люди полностью пренебрегают.

Макс Шелер
Таким образом, Шелер выстраивает
иерархию наук: естественные науки,
науки о культуре (в том числе
философия) и, наконец, учение о
спасении, то есть религия. Знание о
человеке должно предполагать некое
синтетическое знание, включающее в
себя знание всех трех наук: знание
естественнонаучное, философское и
религиозное.

Макс Шелер
Человек - единственное существо, которое
подпадает под все эти учения, но
оказывается, что познать человека во всем
этом синтезе нереально.
Человек, по выражению Шелера,
«вещь столь обширная», что все его
определения неудачны. Человека
нельзя определить, он превосходит
любое определение, любую науку.

Человек и Бог
Шелер был католиком, хотя и не всегда
ортодоксальным. Но при всех
сложностях его религиозных исканий,
христианская направленность
оставалась, и поэтому особенностью
человека Шелер считал его
направленность к Богу. Бог - это
высшая ценность, и человек - есть
существо, живущее в ценностном мире.
На эти взгляды Шелера повлияло его
увлечение неокантианством.
Направленность человека к Богу и
определяет его жизнь среди ценностей.

Человек и Бог
Всего Шелер насчитывает четыре класса
ценностей:
ценности удовольствия,
ценности жизни,
ценности духа и
ценности религии.

Природа и человек
В человеческой природе Шелер
насчитывает два основных начала:
это жизненное начало, некий
жизненный порыв,
и дух, идущий от Бога.
По своему жизненному началу человек есть животное, живое существо,
но также и существо разумное, обладающее духом - поскольку Бог его
им наделяет. Шелер усматривал сущность человека не в мышлении или
волнении, а в любви. Любовь, согласно Шелеру, - это акт духовного
единения, сопровождающийся прозрением высшей ценности объекта.

Природа и человек
Достояние духа достигается благодаря
человеческому слову. В словах выражается вся
мысль и вся культура
Для самого себя человек всегда является
центральной проблемой, но понимаемый с точки
зрения взаимоотношения с Богом, человек может
познать сам себя, познавая в себе духовные
Божественные проявления сквозь символы.
Поэтому философская антропология, по Шелеру,
должна быть не разделом какой либо
философской системы, а наоборот, вся
философия должна выводиться из человека. Из
знания о человеке через знание символов
возможно и познание всего мироздания.

Развитие философской
антропологии
Сейчас философская антропология
является одним из наиболее влиятельных
направлений в западной философии.
Существует множество различных ее
направлений, из которых выделяются два
основных: биологическое и
функциональное. Разделяются эти
направления философской антропологии
по следующему критерию: познание
человека или по его сущности, или по его
проявлениям.

Биологическое направление
философской антропологии
Сущность человека многогранна. И сам
Шелер говорил, что человека невозможно
познать, человек слишком широк. Поэтому
последующие направления философской
антропологии стали разрабатывать учение
о человеке с точки зрения биологической,
находя сущность человека в его
жизненном начале. Человек - это прежде
всего начало жизненное (но не следует
сводить его только к животному началу).

Биологическое направление
философской антропологии
Основным представителем биологического
направления в философской антропологии
является немецкий философ Арнольд Гелен
(1904-1976). Согласно этому направлению,
человек - это животное, но животное
особое в силу своего биологического и
социального предназначения.

Биологическое направление
философской антропологии
Это животное, способное создавать совершенно
особые творения. Поэтому человек отличается от
других животных, и это свое отличие от них он
ощущает как некоторую ущербность. Отсюда
извечное недовольство человека своими
творениями, будь то культура, наука и т. п.
Человек вечно недоволен, он отчуждается от
этих творений и в прямом смысле воюет с этими
своими творениями.

Функциональное направление
философской антропологии
Однако большинство представителей философской
антропологии после Шелера (и одновременно с
Шелером) рассматривали человека с точки зрения
не его сущности, а с точки зрения его проявлений. Так
возникает функциональная, или функционалистская
школа философской антропологии, одним из
основных представителей которой является Эрнст
Кассирер (1874-1945). Он утверждал, что поскольку
сущность человека непознаваема, то познать его
можно через его проявления, через те функции,
которые человек выполняет. Основное отличие
человека от животного - это его деятельный труд.

Функциональное направление
философской антропологии
Трудовая деятельность может быть самой разнообразной.
Человек создает вещественные предметы, создает науки,
религию, искусство, язык и т. п. - все это есть продукты
человеческой деятельности.
Объединяет всю деятельность и все проявления человека то,
что все они - и язык, и наука, и религия - есть символы
некоей действительности. Но, в отличие от Шелера,
Кассирер утверждает, что человеку доступны только
символы.
Что бы за этими символами ни скрывалось, доступны
человеку только они, и познание человека возможно только
через познание символов. В отличие от Шелера, Кассирер
не призывает восходить через символы к бытию Бога.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Презентацию на тему "Философская антропология" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Философия. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 18 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Философская антропология

Кафедра Философии и психологии Преподаватель: к.филос.наук, доцент Шевченко Елена Славовна

Для всех специальностей

Слайд 2

План лекции Философская антропология: проблема человека

Проблема сущности человека в истории философии Преемственность взглядов на сущность человека Образ человека в античной, христианской, Нового времени и современной философиях. Философия о происхождении человека и его природе Антропосоциогенез Теория символизации Социобиология Гендер Социализация личности

Слайд 3

Требования к знаниям, умениям и навыкам

Знания Проблемы антропосоциогенеза Проблемы различения социального и биологического в человеке Темы образа человека в истории философии Темы ценности человеческого существования Умения и навыки Различение типов философских позиций в понимании отношений личности и общества Понимание причин изменений представлений о человеке Ориентация во множестве соврем енных теорий личности

Слайд 4

Материал для восстановления знаний

Для подготовки к теме «Философская антропология» необходимо повторить основные проблемы человека по темам: история философии постклассическая философия прагматизм иррационализм марксизм психоанализ экзистенциализм

Слайд 6

Ключевые понятия Философская антропология: проблема человека

Аксиология Гедонизм Дух и душа Личность Мораль Прагматизм Ответственность Свобода Судьба Фатализм Ценность Человек

Слайд 7

Учебный материал Проблема сущности человека в истории философии

Философская антропология – направление, занимающееся изучением человека, его природы и сущности. В истории философии существует традиция – преемственность взглядов на сущность человека. В античной философии человек рассматривался как часть космоса, микрокосм, подчиненный высшему началу – судьбе. Средневековый образ человека теоцентричен (человек не верит в себя, но верит в Бога Образ человека Нового времени антропоцентричен.

Слайд 8

В ХХ веке: Иррационалистическое представление о сущности человека стало наиболее распространенным. Человек живет в чуждом ему мире, его бытие бессмысленно и непостижимо. Смысл – в мистическом общении с Богом, узким кругом «духовной» аристократии», в переживании «подлинности» индивидуальной жизни (экзистенциализм).

В XIX веке: Внимание философов сосредоточено на исследовании сознания, духовного начала в человеке, сущность которого могла отождествляться с рациональным (Гегель) или иррациональным (Шопенгауэр, Ницше). Марксизм отстаивал тезис о социальной природе человека. Психоанализ настаивал на том, что сознание человека управляется бессознательным.

Учебный материал Понимание человека в Новейшей философии

Слайд 9

Антропогенез и антропосоциогенез Теории, объясняющие происхождение человека как биологического вида, называются теориями антропогенеза Антропосоциогенез – теории о происхождении человека как общественного существа.

Учебный материал Философия о происхождении человека и его природе

Трудовая теория происхождения человека В XIX веке после создания теории Дарвина получила широкое распространение. Согласно этой теории орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление стали решающими факторами превращения обезьяны в человека.

Слайд 10

Слайд 11

Социобиология - научное направление, изучающее влияние биологии на поведение человека. Генетическая предрасположенность стимулирует или сдерживает наши поступки. Гендер – социальный, культурный пол. Понятие, характеризующее поведение мужчины и женщины, которое генетически не наследуется, а приобретается в процессе социолизации.

Учебный материал Социобиология и гендер

Слайд 12

Свобода – основанная на позиции необходимости свобода выбора и деятельность с учетом этой необходимости. Ответственность – социальное отношений к общественным ценностям. Осознание ответственности – необходимое средство управления поведением личности со стороны общества через ее сознание.

Учебный материал Свобода и ответственность

Слайд 13

Учебный материал Понятия философской антропологии

Человек – понятие, характеризующее качества и способности, присущие всему человеческому роду

Личность – понятие, обозначающее человека как представителя общества

Индивид – термин, Обозначающий отдельного человека

Ценность – отношение индивида к явлению как значимому

Индивидуальность понятие, выражающее неповторимое своеобразие человека

Социализация личности – процесс формирования социальных

Слайд 14

Приобретенные знания

Знание различных философских представлений о сущности и природе человека Знание различных теорий антропогенеза Знание о конкретных выходах в области психологии и педагогики, которые имеет проблема биологического и социального в человеке. Знание современных теорий, посвященных проблеме личности.

Слайд 15

Вопросы для самопроверки

Как менялись представления о сущности человека в истории философии? В чем заключается рационализм и иррационализм в понимании сущности человека? Что такое социобиология? Ваше отношение к ней. Приведите собственные примеры, показывающие, что проблема соотношения биологического и социального оказывает воздействие на современные споры о природе человека. Назовите свой вариант пяти основных нравственных ценностей. Что является для Вас высшей инстанцией ответственности: Бог, совесть, начальники, друзья, другие люди?

Слайд 16

Задания для самопроверки Ответить на вопросы теста

Свобода – это: Возможность человека делать то, что он хочет Умение действовать на основе познанной необходимости Умение подчинять все своей воле Правильное понимание сущности человека Сущность человека закодирована в генах и передается по наследству при рождении Сущность человека это «ансамбль» всех общественных отношений Сущность человека творится самим индивидом в процессе жизнедеятельности Сущность человека зависит от божественной благодати.

1. Барулин В.С. Социальная философия. - М., 2002. 2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д, Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. – М., 1999. 3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 2001 4. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М., 1998. 5. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просещени я. М., 1991. 6. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX в. – М., 1991.

Слайд 18

Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

В христианстве человек рассматривается как образ Бога. Душа есть дуновение самого Бога. Но главное размежевание внутри христианства не столько между телом и душой, сколько между "плотским человеком" и "духовным человеком". В христианстве человек рассматривается как образ Бога. Душа есть дуновение самого Бога. Но главное размежевание внутри христианства не столько между телом и душой, сколько между "плотским человеком" и "духовным человеком".

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

По мнению основателей, философская антропология - это "базисная наука о сущности и сущностном строении человека". Последователь М.Шеллера, Г. - Э.Херстенберг уточняет: "Философская антропология - это учение о человеке с точки зрения бытия самого человека. Тем самым она в корне отличается от всех наук, которые также изучают человека, но делает это с региональных точек зрения: философской, биологической, психологической, лингвистической и т.д.". По мнению основателей, философская антропология - это "базисная наука о сущности и сущностном строении человека". Последователь М.Шеллера, Г. - Э.Херстенберг уточняет: "Философская антропология - это учение о человеке с точки зрения бытия самого человека. Тем самым она в корне отличается от всех наук, которые также изучают человека, но делает это с региональных точек зрения: философской, биологической, психологической, лингвистической и т.д.".

Слайд 17

Описание слайда:

И.М.Шеллер: "человек - естественный человек есть животное. Он не развился из животного царства, а был, есть и всегда останется животным". Однако между человеком и остальными животным миром имеется сущностное различие. Это различие обусловлено наличием у человека духа. ". Животные ограничены средой обитания, дух же человека преодолевает ограничения среды и выходит в открытый мир, осознавая его именно как мир. И.М.Шеллер: "человек - естественный человек есть животное. Он не развился из животного царства, а был, есть и всегда останется животным". Однако между человеком и остальными животным миром имеется сущностное различие. Это различие обусловлено наличием у человека духа. ". Животные ограничены средой обитания, дух же человека преодолевает ограничения среды и выходит в открытый мир, осознавая его именно как мир.

Слайд 18

Описание слайда:

Личность - это сущностно- необходимая единственная форма существования духа. Только на личностной основе существует возможность творческой самореализации духа. Таким образом, благодаря своей дуалистической природе человек, в концепции Шеллера, представляет как определенная целостность - микрокосм, находящийся в определенном отношении с "макрокосмом - запредельным миром". Идеи Шеллера развивал его последователь А.Гелен. Он критикует те теории, в которых низшие ступени человеческого развития расцениваются как близкие к животному образу жизни и лишь последующие. Высшие ступени как подменно человеческие. Вместе с тем он специфику и сущность человека выводит и определяет лишь в ходе сравнения с животным. Эту специфику А.Гелен связывает с особой исключительностью биологической организации человека. По его мнению, "человек - это существо, открытое миру". Личность - это сущностно- необходимая единственная форма существования духа. Только на личностной основе существует возможность творческой самореализации духа. Таким образом, благодаря своей дуалистической природе человек, в концепции Шеллера, представляет как определенная целостность - микрокосм, находящийся в определенном отношении с "макрокосмом - запредельным миром". Идеи Шеллера развивал его последователь А.Гелен. Он критикует те теории, в которых низшие ступени человеческого развития расцениваются как близкие к животному образу жизни и лишь последующие. Высшие ступени как подменно человеческие. Вместе с тем он специфику и сущность человека выводит и определяет лишь в ходе сравнения с животным. Эту специфику А.Гелен связывает с особой исключительностью биологической организации человека. По его мнению, "человек - это существо, открытое миру".

Слайд 19

Описание слайда:

Слайд 20

Описание слайда:

Раскрытие сущности человека не может ограничиться характеристикой его как природно-биологического существа. "Труд создал человека". В этом высказывании отражена специфическая особенность жизнедеятельности человека.

Слайд 21

Описание слайда:

Слайд 22

Описание слайда:

Слайд 23

Описание слайда:

Слайд 24

Описание слайда:

Слайд 25

Описание слайда:

4. Человек, индивид, личность. Смысл и назначение человеческого бытия. Марксистская философия утверждает существование человека как уникальной материальной реальности. Но вместе с тем отмечается, что человечества как такового не существует- живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием "индивид". Индивид - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизиологических и социальных черт человечества. Понятие "индивид" в этом случае употребляется в значении "конкретный человек". Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития в марксисткой философии, на ряду с понятием "индивид" используется понятие "личность". Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности. Личность же - итог развития индивида, наиболее полное воплощение человеческих качеств.

Слайд 26

Описание слайда:

Слайд 27

Описание слайда:

Сопоставление понятий "человек", и "личность" позволило подойти к одному из фундаментальных вопросов философской антропологии - вопросу о смысле человеческого существования. Человек - телесное существо. Природно-биологическая организация человека связана с неизбежностью признания того очевидного факта, что он, как и все живое на Земле, смертен. Но смертен не человек как таковой, не человечество в целом. Усилия ученых, направленных на продолжение человеческой жизни, не снимают вопроса о смертности человеческого бытия. Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность. И это осознание неизбежности смерти ставит перед каждым человеком ряд важных мировоззренческих вопросов. Первый из них: может быть смерть неизбежна? Может быть существует возможность перерождения в иные формы существования? и т.д. Религии мира дают положительный ответ на эти вопросы и в силу этого пользуются большой популярностью у людей. Марксистская философия отрицает какую бы то ни было возможность личного физического бессмертия. Сопоставление понятий "человек", и "личность" позволило подойти к одному из фундаментальных вопросов философской антропологии - вопросу о смысле человеческого существования. Человек - телесное существо. Природно-биологическая организация человека связана с неизбежностью признания того очевидного факта, что он, как и все живое на Земле, смертен. Но смертен не человек как таковой, не человечество в целом. Усилия ученых, направленных на продолжение человеческой жизни, не снимают вопроса о смертности человеческого бытия. Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность. И это осознание неизбежности смерти ставит перед каждым человеком ряд важных мировоззренческих вопросов. Первый из них: может быть смерть неизбежна? Может быть существует возможность перерождения в иные формы существования? и т.д. Религии мира дают положительный ответ на эти вопросы и в силу этого пользуются большой популярностью у людей. Марксистская философия отрицает какую бы то ни было возможность личного физического бессмертия.

Слайд 28

Описание слайда:

Реальная ограниченность человеческого существования во времени, осознание своей смертности способны претвориться в позицию ответственности за свою жизнь, осмысленное отношение к своему времени- на этой основе формируется ценностная позиция человека. А это означает, что из признания смертности человека ограничено вытекает проблема смысла и цели жизни. Религиозные учения утверждают, что жизнь на Земле для индивида имеет собственную ценность и значение. Но главный смысл земного бытия индивида в том, чтобы подготовить его к жизни вечной. Поэтому каждый человек должен прожить эту жизнь так, чтобы обеспечить себе достойное место в "иной жизни". Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческого существования в самой жизни. Такая философская позиция имеет свои положительные черты, ориентируя человека на самоценность его жизни. Но в ней очень слабо отражены содержательные позиции, духовно-нравственные критерии человеческой жизни. Человеку мало просто жить. Ему хочется жить "для кого-то" и "во имя чего-то". Реальная ограниченность человеческого существования во времени, осознание своей смертности способны претвориться в позицию ответственности за свою жизнь, осмысленное отношение к своему времени- на этой основе формируется ценностная позиция человека. А это означает, что из признания смертности человека ограничено вытекает проблема смысла и цели жизни. Религиозные учения утверждают, что жизнь на Земле для индивида имеет собственную ценность и значение. Но главный смысл земного бытия индивида в том, чтобы подготовить его к жизни вечной. Поэтому каждый человек должен прожить эту жизнь так, чтобы обеспечить себе достойное место в "иной жизни". Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческого существования в самой жизни. Такая философская позиция имеет свои положительные черты, ориентируя человека на самоценность его жизни. Но в ней очень слабо отражены содержательные позиции, духовно-нравственные критерии человеческой жизни. Человеку мало просто жить. Ему хочется жить "для кого-то" и "во имя чего-то".

Слайд 29

Описание слайда:

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Слайд 2: ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Философская антропология как наука о человеке 2. Природа и сущность человека 3. Содержание понятия «личность» 4. Роль воспитания и образования в формировании личности.

Слайд 3

Антрополо́гия - совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной и культурной средах.

Слайд 4: Кто такой человек?

Слайд 5

Религиозная Философская Социальная Культурная Антро пология

Слайд 6: Филосо́фская антрополо́гия

в широком смысле - философское учение о природе и сущности человека; в узком - направление в западноевропейской философии нач.XX века, стремившееся к созданию целостного учения о человеке при помощи психологии, биологии, этологии, социологии.

Слайд 7: Философская антропология

Начало ФА связано с появлением сл. работ: 1.Макса Шелера «Положение человека в космосе» (1928), 2.Хельмута Плеснера «Ступени органического и человек» (1928), 3.Арнольда Гелена «Человек. Его природа и положение в мире» (1940), 4.А. Гелена «Первобытный человек и поздняя культура» (1956).

Слайд 8

Слайд 9: МАКС ШЕЛЕР (1874-1928)

«Положение человека в Космосе» (1928): «предлагает грандиозное видение постепенного самостановящегося объединения человека, Божества и мира».

10

Слайд 10: Философская антропология

Шелер считал, что незнание сущности человека приводит к кризису в культуре, к отказу от самого человека. Кризис общества - это кризис человека, кризис личности.

11

Слайд 11: Философская антропология

Человек, по выражению Шелера, «вещь столь обширная», что все его определения неудачны. Человека нельзя определить, он превосходит любое определение, любую науку. Тем не менее проблема человека - это главная проблема философии.

12

Слайд 12: ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

13

Слайд 13: ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Сущность человека, по Аристотелю, - это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой. Кант, исходя из понимания природной необходимости и нравственной свободы, разграничивает антропологию на «физиологическую» и «прагматическую». Первая исследует то, что «делает из человека природа», вторая – «то, что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам».

14

Слайд 14: ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Кант, исходя из понимания природной необходимости и нравственной свободы, разграничивает антропологию на «физиологическую» и «прагматическую». Первая исследует то, что «делает из человека природа», вторая – «то, что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам».

15

Слайд 15: ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

В философии Древнего Востока и античности человек – фрагмент природы, жизненный путь которого предопределен судьбой, а сущность – неким божеством. В Новое время тело рассматривается как машина, а душа отождествляется с сознанием. Согласно многим религиозным традициям, человек есть божественное творение.

16

Слайд 16: ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Социологизаторский подход рассматривает человека в контексте социальных связей. Структурализм рассматривает человека как элемент или функцию социальных структур (политических, идеологических и др.)

17

Слайд 17: ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам бытия, или его естественные свойства, присущие всем людям.

18

Слайд 18: ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Говоря о сущности человека, мы имеем в виду те фундаментальные его черты, которые позволяют отличать людей от всех иных живых существ, а род человеческий – от сообществ других обитателей земли.

19

Слайд 19: ЧЕЛОВЕК

Большинство философских школ рассматривает человека в качестве уникальной, разумной единицы – частицы целостно-системного материального мира. Это особая социобиологическая сущность, фундаментальная социоприродная целостность.

20

Слайд 20: ЧЕЛОВЕК

Человек есть микрокосм, существо универсальное (универсально-природное, универсально-космическое). Человек – не просто еще одно существо среди множества других земных созданий, не просто частный фрагмент Вселенной. Он – воплощение всего Мироздания как целого.

21

Слайд 21: ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК?

1) человек – существо духовное; 2) человек – существо разумное; 3) человек – существо культурное, деятельное. В первой позиции человек выступает как духовное существо, лишь временно облеченное в плоть (эту позицию отстаивают все мировые религии).

22

Слайд 22: ЧЕЛОВЕК

2. Человек – существо разумное, этим он отличается от всех других. Под разумностью понимается способность человека осознавать не только мир, но и себя в нем: свое бытие во времени и пространстве; способность фиксировать свое осознание мира и себя; стремление к самоанализу, самокритике, самооценке, целеполаганию и планированию своей жизнедеятельности.

23

Слайд 23: ЧЕЛОВЕК

3. Человек – существо культурное, предметно-деятельное. Сущность человека – это преобразующая предметная деятельность. Используя орудия труда, он сам не адаптируется к миру (как животные), а приспосабливает мир к себе, создает «вторую природу» – культуру. К предметно-деятельной сущности человека относится также социальность.

24

Слайд 24

25

Слайд 25: ЧЕЛОВЕК

Под свободой понимается специфический способ бытия человека в мире, который состоит в возможности выбора, когда человек может выбирать, а может и отказаться от выбора. Отказ от свободы равноценен отказу от своего естественного права и назначения быть человеком.

26

Слайд 26: ЧЕЛОВЕК

Важнейшей характеристикой человека является его универсальность. Универсальность человека – это его способность к любым способностям, это возможность быть кем угодно и каким угодно. В отличие от животного, которое всегда ограничено тем или иным набором унаследованных функций, человек способен преодолевать всякие ограничения, всякие наличные рамки.

27

Слайд 27: ЧЕЛОВЕК

Креативность – способность к изменению и преобразованию. Человек всегда стремится переделывать все окружающее его «по себе», ассимилировать среду; а это, в свою очередь, способствует его собственному изменению, индивидуальному развитию. Креативность обнаруживается и в его способности к созданию нового во всех сферах своей жизни, в непредсказуемости поведения отдельных людей.

28

Слайд 28: ЧЕЛОВЕК

Одной из основных характеристик человека является его целостность. Человек есть живое создание, характеризующееся единством материального, чувственного, духовного и рационально-действенного бытия. Феномен человека следует рассматривать как фундаментальную социоприродную целостность.

29

Слайд 29: ЧЕЛОВЕК

Целостность человека раскрывается через его противоречивость. Н.А. Бердяев писал, что человек - двойственное и противоречивое существо, «существо в высшей степени поляризованное, богоподобное и звероподобное. Высокое и низкое, свободное и рабье, способное к подъему и падению, к великой любви и жертве и к великой жестокости и беспредельному эгоизму».

30

Слайд 30: ЧЕЛОВЕК

Духовность это действительность нравственного закона внутри нас, абсолютная невредоносность в отношении всего окружающего, это способность и стремление человека жить во благо развития всего окружающего. Духовность проявляет себя в нравственности, сердечности, этическом начале и действии, растущем изнутри человеческой личности.

31

Слайд 31: ЛИЧНОСТЬ

Личностью не рождаются, личностью становятся. Личность – есть порождение социокультурного контекста. Это совокупность качеств человека, приобретенных и развитых в социальной среде, совокупность знаний, навыков, духовно-нравственных ценностей, идеалов и целей.

32

Слайд 32: ЛИЧНОСТЬ

Личность - совокупность ценностей индивида, приобретенных в результате его становления в обществе. Личность - это индивид, как субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых качеств, которые он реализует в общественной жизни.

33

Слайд 33: ЛИЧНОСТЬ

Личность - человек, морально связанный с обществом, и отделяющийся от него индивидуальным складом психики, характера, ума. Человек прогрессирующий, умеющий использовать свободу выбора, достигающий цели.

34

Слайд 34: ИНДИВИД

ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ (от лат. individum - неделимый) - понятия, используемые, как правило, для описания отдельного человека как социального существа. Оба термина взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности.

1 слайд

Философская антропология Кафедра Философии и психологии Преподаватель: к.филос.наук, доцент Шевченко Елена Славовна Для всех специальностей

2 слайд

План лекции Философская антропология: проблема человека * Проблема сущности человека в истории философии Преемственность взглядов на сущность человека Образ человека в античной, христианской, Нового времени и современной философиях. Философия о происхождении человека и его природе Антропосоциогенез Теория символизации Социобиология Гендер Социализация личности

3 слайд

Требования к знаниям, умениям и навыкам * Знания Проблемы антропосоциогенеза Проблемы различения социального и биологического в человеке Темы образа человека в истории философии Темы ценности человеческого существования Умения и навыки Различение типов философских позиций в понимании отношений личности и общества Понимание причин изменений представлений о человеке Ориентация во множестве соврем енных теорий личности

4 слайд

Материал для восстановления знаний * Для подготовки к теме «Философская антропология» необходимо повторить основные проблемы человека по темам: история философии постклассическая философия прагматизм иррационализм марксизм психоанализ экзистенциализм

6 слайд

Ключевые понятия Философская антропология: проблема человека * Аксиология Гедонизм Дух и душа Личность Мораль Прагматизм Ответственность Свобода Судьба Фатализм Ценность Человек

7 слайд

Учебный материал Проблема сущности человека в истории философии * Философская антропология – направление, занимающееся изучением человека, его природы и сущности. В истории философии существует традиция – преемственность взглядов на сущность человека. В античной философии человек рассматривался как часть космоса, микрокосм, подчиненный высшему началу – судьбе. Средневековый образ человека теоцентричен (человек не верит в себя, но верит в Бога Образ человека Нового времени антропоцентричен.

8 слайд

В ХХ веке: Иррационалистическое представление о сущности человека стало наиболее распространенным. Человек живет в чуждом ему мире, его бытие бессмысленно и непостижимо. Смысл – в мистическом общении с Богом, узким кругом «духовной» аристократии», в переживании «подлинности» индивидуальной жизни (экзистенциализм). В XIX веке: Внимание философов сосредоточено на исследовании сознания, духовного начала в человеке, сущность которого могла отождествляться с рациональным (Гегель) или иррациональным (Шопенгауэр, Ницше). Марксизм отстаивал тезис о социальной природе человека. Психоанализ настаивал на том, что сознание человека управляется бессознательным. Учебный материал Понимание человека в Новейшей философии *

9 слайд

Антропогенез и антропосоциогенез Теории, объясняющие происхождение человека как биологического вида, называются теориями антропогенеза Антропосоциогенез – теории о происхождении человека как общественного существа. Учебный материал Философия о происхождении человека и его природе * Трудовая теория происхождения человека В XIX веке после создания теории Дарвина получила широкое распространение. Согласно этой теории орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление стали решающими факторами превращения обезьяны в человека.

10 слайд

Учебный материал Теория символизации * Американский философ и культуролог Л.Уайт – основатель теории. Только человек как вид осуществляет процесс приспособления к окружающей среде символическими средствами. Механизм научения может осуществляться лишь с помощью символов. Немецкий философ Э. Кассирер Увидел в символизации универсальный принцип, объединяющий различные формы культуры.

11 слайд

Рисунок Социобиология - научное направление, изучающее влияние биологии на поведение человека. Генетическая предрасположенность стимулирует или сдерживает наши поступки. Гендер – социальный, культурный пол. Понятие, характеризующее поведение мужчины и женщины, которое генетически не наследуется, а приобретается в процессе социолизации. Учебный материал Социобиология и гендер *

12 слайд

Рисунок Свобода – основанная на позиции необходимости свобода выбора и деятельность с учетом этой необходимости. Ответственность – социальное отношений к общественным ценностям. Осознание ответственности – необходимое средство управления поведением личности со стороны общества через ее сознание. Учебный материал Свобода и ответственность *

13 слайд

Учебный материал Понятия философской антропологии * Человек – понятие, характеризующее качества и способности, присущие всему человеческому роду Личность – понятие, обозначающее человека как представителя общества Индивид – термин, Обозначающий отдельного человека Ценность – отношение индивида к явлению как значимому Индивидуальность понятие, выражающее неповторимое своеобразие человека Социализация личности – процесс формирования социальных

14 слайд

Приобретенные знания * Знание различных философских представлений о сущности и природе человека Знание различных теорий антропогенеза Знание о конкретных выходах в области психологии и педагогики, которые имеет проблема биологического и социального в человеке. Знание современных теорий, посвященных проблеме личности.

15 слайд

Вопросы для самопроверки * Как менялись представления о сущности человека в истории философии? В чем заключается рационализм и иррационализм в понимании сущности человека? Что такое социобиология? Ваше отношение к ней. Приведите собственные примеры, показывающие, что проблема соотношения биологического и социального оказывает воздействие на современные споры о природе человека. Назовите свой вариант пяти основных нравственных ценностей. Что является для Вас высшей инстанцией ответственности: Бог, совесть, начальники, друзья, другие люди?

17 слайд

Рекомендуемая литература * 1. Барулин В.С. Социальная философия. - М., 2002. 2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д, Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. – М., 1999. 3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 2001 4. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М., 1998. 5. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просещени я. М., 1991. 6. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX в. – М., 1991.

18 слайд

* Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.