Протоиерей владислав цыпин награды. Протоиерей владислав цыпин: интервью. Преподавательская и научная деятельность

Идут первые дни Священного месяца Рамазан. Этот месяц мы ждем целый год. Ведь это 29 дней, полные наград, тому кто уразумеет, тому кто будет выполнять приказ Всевышнего. Но жизнь порой вносит свои корорективы. Так и в Рамазан может настигнуть болезнь, немудрено захворать так, что возникнет необходимость получения, проведения различных медицинских процедур. И тогда в сердце постящегося беспокоят вопросы, нарушит ли пост, если принимать уколы? Можно ли вырвать разболевшийся зуб и не прерывать пост? А если очень нужно закапать капли в нос или в глаза? Мы попытались ответить на наиболее актуальные вопросы медицинского толка.

Нарушается ли пост…

При уколах?

Отвечая на этот вопрос, приведем определение Имама Юсуфа и Имама Мухаммеда (р.а): «Если лечить глубокие раны на голове и теле жидкостями, то пост не нарушается. Потому что лекарство не вводится внутрь организма естественным путем и ее попадание в желудок сомнительно». Говоря это они отмечали, что если какое-либо вещество попадает во внутрь непривычным способом (то есть не через рот, нос, ухо, прямую кишку, жен.пол.орг.), то пост не нарушается. Поэтому учитывая, что лекарство в инъекциях попадает в организм не через естественные пути, говорится, что уколы пост не нарушают.

… при удалении зуба?

Если постящийся удалит зуб, его пост при этом не нарушается. Необходмо следить, чтобы кровь из раны на месте удаленного зуба не попала внутрь. Если же постящийся нечаянно сглотнет кровь из раны, то впоследствии должен восполнить пост за этот день.Учитывая, что лекарство в инъекции, вводимой при удалении зуба также попадает в организм неприродным путем, то есть минуя естественные пути, современные ученые считают, что это не нарушает пост. (Но если, сглотнет лекарство нарушается).

…при проведении клизмы?

Клизма - это введение через задний проход (прямую кишку) воды или лекарственной жидкости. Желудок связан с толстой кишкой через тонкую, ученые Ханафитского и других трех мазхабов придерживаются мнения, что лекарство (жидкость, вода), введенное через задний проход, нарушает пост. За пост, нарушенный таким способом, верующий восполняет впоследствии один день. В таких случаях каффярат восполнение не нужно .

…при сдаче крови?

Сдавать кровь во время поста не запрещено, это действие пост не нарушает. Потому что уважаемый Пророк (с.г.с) делал хиджаму, будучи постящимся. В хадисе, приведенном Сахих Бухари, сахаба Абдулла ибн Аббас (р.а), говорит: «Посланник Аллаха (с.г.с), будучи постящимся, делал хиджаму» , .

Однако, если постящийся осознает, что после процедуры сдачи крови ослабнет и держать пост ему станет тяжело, в таком случае сдавать кровь считается макрух (нежелательным). Об этом у сахаба Анаса ибн Малика кто-то спросил: «Вы же разрешаете проведение хиджамы у постящегося?». На что сахаба ответил: «Если это приведет к ослаблению, то не разрешаем» .

Как быть больному человеку в пост Рамазан?

Аллах Тааля обязывает своему рабу выполнение действий, которые ему под силу. Потому что Милостивый Создатель желает для нас облегчения, а не тягостей. Именно поэтому Всевышний своей милостью разрешил не держать пост больным людям.

В Священном Коране говорится: «И когда вступит кто-либо из вас в месяц Рамадан, пусть проводит постясь эти дни. А если будет кто болен или в пути, то пусть столько же дней постится в другие дни. Аллах желает вам облегчения, а не затруднения» . В другом аяте говорится: «Не вовлекайте себя в опасности».

Основываясь на этих и других аятах ученые заключили:

«Иногда не держать пост больному человеку – ваджиб (обязательно), иногда мубах (разрешено). Если пост для болеющего чреват и может привести к смерти, тогда для него ваджиб (обязанность) не поститься. Если же пост может спровоцировать развитие болезни или замедлить выздоровление, то ему разрешено не поститься (но и можно поститься) » .

Таким образом, если вы болеете и пост держать не в состоянии, тогда для вас пост не будет фарзом (обязательным). Но вы должны будете восполнить дни поста по выздоровлении. Это не является каффярат (восполнение поста без перерыва), следовательно, разрешено держать эти посты прерывая. Если же здоровье совсем не позволяет восполнить дни поста, то за каждый день вы должны оплатить фидию.

В случае невозможности оплатить фидию, Аллах Всемогущий, прощающий. Он не обязывает своего раба делать то, что ему не под силу.

Нарушает ли пост использование капель в нос,в глаза?

Капли в глаза не попадают внутрь, и следовательно, не могут нарушать пост.

Если же говорить о назальных каплях, нужно учесть, что по своему строению нос связан с пищеводом, и поэтому велика вероятность, что капли попадут во внутрь. По этой причине есть сонования полагать, что капли в нос нарушают пост.

Кроме того, уважаемый Пророк (с.г.с) говорил: «При омовении втягивайте воду ноздрями сильней. Но не делайте так в Рамазане », предостерегая, что вода может попасть через нос далее во внутрь.

Капли в нос в период поста желательно оставить на время вечернего разговения. Учитывая, что каплями в нос (особенно летом) пользуются в основном люди, страдающие аллергическими заболеваниями, нужно рассмотреть вопрос замещения капель на инъекции, на время поста.

Ал-Касани, Бадаиъ – 2/607 стр.
Ибн Абидин – 3/368 стр
Хидая, Китабус саум – 1/317
лечении через кровопускание
Бухари, Саум, 1837-хадис.
Бухари, Саум, 1838 – хадис.
Бакара, 286 аят.
Бакара, 185 аят
Аль-Касани, Бада’иъ – 2/609 стр.
В шариате болеющий человек, надежды на выздоровление которого нет, а также старые люди (те, кто не в состоянии восполнить пропущенные дни поста) за каждый день поста должны накормить нуждающегося. Это называется «фидия». Фидию можно также дать и деньгами. Достаточно кормить одного бедного утром и вечером в течение тридцати дней или шестьдесят нуждающихся одноразово угостить утром или вечером. Если у человека нет возможности дать фидию, он просит у Аллаха прощения. М.Исаулы, К. Жолдыбайулы, Ислам Гылымхалы
Фатауаль Хиндия – 1/224 стр.
Тухфатул Фукаһа – 1/355 стр.
Муснәд Ахмәд ибн Ханбаль - №16035 хадис.

Перевод с казахского Зарины Нокрабековой
  • Электронная библиотека
  • Последние новости
  • протоиерей Владислав Цыпин, профессор

    14.08.2010 |

    профессор, доктор церковной истории, доктор богословия.

    Биография .

    Родился 22 января 1947 г. В 1968 году окончил романо-германское отделение филологического факультета Московского государственного университета. С 1968 по 1969 гг. — младший научный сотрудник Научно-исследовательского института резиновых и латексных изделий. С 1971 по 1973 гг. — старший библиотекарь Библиотеки им. Ленина. С 1973 по 1975 гг. — редактор в Библиотеке им. Ленина. С 1976 по 1982 гг. работал переводчиком в Московском Центральном бюро научно-технической информации. С 1982 г. — внештатный переводчик Издательского отдела Московской Патриархии. С 1 февраля 1984 года — преподаватель новых языков Сектора заочного обучения МДАиС.

    В 1985 году окончил МДС (экстерном). Рукоположен в сан диакона 4 декабря 1985 г., рукоположен в сан иерея 15 февраля 1986 г. В 1987 году экстерном окончил МДА, защитив кандидатскую диссертацию на тему: «К вопросу о границах Церкви». 16 декабря 1987 года ему присвоено учёное звание доцента. В декабре 1988 года утверждён в должности Ответственного секретаря Учебного комитета с возведением в сан протоиерея. Назначен клириком храма Большого Вознесения в Москве. 23 апреля 1997 года за труд «Церковное право. Курс лекций» удостоен степени Магистра богословия. 12 октября 1998 года удостоен ученой степени доктора церковной истории за труд: «История Русской Церкви. 1917-1997» и утверждён в звании профессора. Является заведующий церковно-практическим отделением МДА. Преподаёт в МДАиС предметы: «Церковно-каноническое право», «Церковная история» и «История Западной Европы». В настоящее время — заместитель председателя Учебного комитета, также является председателем Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви. Входит в состав Синодальных Комиссий: по канонизации святых, богословской. Член редакционных советов «Богословских трудов» и «Православной энциклопедии». В 2005–2007 гг. - член Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью. С декабря 2008 г. по январь 2009 г. - член Комиссии по подготовке Поместного Собора. С 27 июля 2009 года — член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. 23 декабря 2009 года на Епархиальном собрании Московской городской епархии был избран Епархиальный суд из пяти лиц, в число которых вошёл и Владислав Цыпин. В настоящее время также профессор Сретенской духовной семинарии. Ранее преподавал в Православном Свято-Тихоновском богословском институте, Росийском православном университете имени святого апостола Иоанна Богослова.

    Научный руководитель нескольких диссертаций, выполняемых в Общецерковной аспирантуре и докторантуре. Сфера научных интересов: каноническое право, церковная история, история России. Автор семи книг и более 150 статей, главным образом по истории Русской Церкви XX столетия и церковному праву. Дважды удостаивался премии Митрополита Московского Макария (Булгакова) третьей степени.

    Награды :

    • наперсный крест (1986 г.)
    • сан протоиерея (1988 г.)
    • крест с украшениями (1989 г.)
    • орден преп. Сергия Радонежского II степени (1997 г.)
    • медаль: «В память 850-летия Москвы» (1998 г.)
    • медаль свят. Иннокентия (2000 г.)
    • орден свят. Макария III степени (2004 г.)
    • орден св. князя Владимира III степени (2007 г.)
    • митра (2010 г.)
    • орден Кирилла Туровского II степени (9 мая 2012, орден Белорусской Православной Церкви)
    • орден святителя Макария, митрополита Московского II степени (2017 г.)

    Библиография .

    Кандидатская диссертация: «К вопросу о границах Церкви», 1987 г.
    История Русской Православной Церкви: Синодальный период. Новейший период
    История Русской Православной Церкви: Синодальный период. Новейший период. 2-е изд., исправленное и дополненное

    Сайт Богослов.ru

    1. Σχετικά με την πρόσφατη αλληλογραφία μεταξύ των Προκαθημένων των δυο κατά τόπους Εκκλησιών του Πατριαρχείου Κωνσταντινουπόλεως και της Εκκλησίας Τσεχίας και Σλοβακίας
    2. О недавней переписке предстоятелей двух поместных Церквей: Константинопольского Патриархата и Церкви Чешских земель и Словакии.
    3. Русская Православная Церковь в Великую Отечественную войну.
    4. Духовные школы Русской Православной Церкви и церковные науки
    5. Город в церковных канонах и значение диптиха в Православной Церкви
    6. Вопрос о епархиальном управлении на Поместном Соборе 1917–1918 годов
    7. АЛЕКСИЙ II, Патриарх Московский и всея Руси (по страницам «Православной энциклопедии»)
      Цыпин Владислав, протоиерей
    8. Взаимоотношения Церкви и государства. Канонические принципы и историческая действительность
    9. В.Н. Якунин. Внешние связи Московской Патриархии и расширение ее юрисдикции в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

    Существуют проблемы, связанные с периодизацией истории Русской Церкви трех последних столетий. Традиционно в синодальный период включают также эпоху межпатриаршества, продолжавшуюся с 1700 по 1721 г. Есть, конечно, формальные основания видеть в ней продолжение предыдущего, патриаршего периода, поскольку юридически, пока не был учрежден Святейший Синод, патриаршество не было отменено. Но реальная церковная жизнь при патриаршем местоблюстителе митрополите Рязанском Стефане имела существенно иной характер, чем в XVII столетии, при патриархах. Можно указать на ряд факторов, сближающих эту эпоху с последующим, а не с предыдущим периодом.

    Первое обстоятельство связано с соотношением государственной и церковной власти в самой церковной жизни, которое значительно изменилось в сторону преобладания государства, в этом отношении знаменательным событием стало восстановление Монастырского приказа в 1701 г. При патриархах было непредставимо, чтобы указы по делам церковным издавались даже не царской властью, а боярской думой, а при местоблюстителе митрополите Стефане Сенат издавал такие указы и даже делал выговоры местоблюстителю, и это при том, что как личность митрополит Стефан был более властной и сильной натурой, чем последний патриарх XVII столетия Адриан. Второе обстоятельство связано со значительным усилением западного влияния на церковную жизнь уже в начале века, чего в таких масштабах в XVII столетии быть не могло: достаточно сослаться на такие явления, как латинизация духовной школы (применительно к московской Славяно-греко-латинской академии эту латинизацию можно точно датировать - 1700 г.), как ставшее характерным и обычным делом замещение архиерейских кафедр выходцами из Киевской академии и лицами, получившими образование на Западе, - это относится ко всем наиболее представительным церковным деятелям эпохи. И наконец, третье обстоятельство, заставляющее считать начало XVIII в. рубежом нового периода церковной истории, связано с тем, что учреждение Синода не стало совершенно неожиданным событием, реформа обдумывалась, планировалась и готовилась с того момента, как решено было отложить избрание нового патриарха. Ведь нормальным образом избрание должно было состояться не позже, чем через год после кончины патриарха Адриана. Учитывая все эти обстоятельства, время местоблюстительства следует все-таки включить в синодальный период, как это и делается традиционно, но в нем он занимает, естественно, особую эпоху.

    Своеобразный период церковной истории представляет и время правления последнего царя, от 1894до 1917 г. Само отношение святого императора Николая II к Церкви несло на себе печать его глубокого и искреннего благочестия, отличавшего его от предшественников на троне. Характерная черта церковной жизни тех лет - значительное число канонизаций подвижников благочестия: в царствование Николая II клику святых было причислено больше угодников Божи-их, чем за два столетия до него. Но самое важное обстоятельство, побуждающее выделить этот период, заключается в том, что он прошел под знаком подготовки Поместного Собора, явившись поэтому в некотором смысле переходным к послесинодальной эпохе. И еще одна особенность времени - угроза гонений на Церковь, разразившихся после отречения императора, духовно проницательными людьми ощущалась уже тогда, в предреволюционные годы - столь глубоким стало отчуждение от Церкви значительного большинства образованного общества, неудержимо рвавшегося к власти. Учтем еще, что изменения в России в 1905 г. внесли принципиальную новизну и в правовой статус Православной Церкви.

    Время от 1721 до 1894 г. представляет некоторое затруднение для более дробной периодизации. Пожалуй, важнейшей датой в церковной истории этой эпохи может считаться 1764 г., когда была проведена секуляризация церковных земель. И все-таки едва ли целесообразно обозначить именно им границу между периодами: первый опыт секуляризации был предпринят уже императором Петром III. Екатерина II обдумывала и готовила эту акцию с самого начала правления, в то же время секуляризация была проведена ею поэтапно: в 1764 г. только в великорусских епархиях, затем в малороссийских и, наконец, на Слободской Украине.

    Протоиерей Владислав Цыпин - История Русской Православной Церкви - Синодальный и новейший периоды

    4-е изд. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. - 816 с.

    ISBN 978-5-7533-0364-6

    Протоиерей Владислав Цыпин - История Русской Православной Церкви - Синодальный и новейший периоды - Содержание

    Введение. Периодизация истории Русской Церкви синодального и новейшего периодов

    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

    Глава I. Русская Православная Церковь в эпоху Петра I

    • 1. Период местоблюстительства
    • 2. Учреждение Святейшего Синода
    • 3. Миссионерство
    • 4. Духовное просвещение
    • 5. Монастыри и монашество
    • 6. Религиозно-нравственное состояние народа и церковная жизнь
    • 7.Церковное искусство

    Глава II. Русская Православная Церковь в XVIII в

    • 1.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1725-1741 гг
    • 2.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1741-1762 гг,
    • 3.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1762-1801 гг
    • 4. Епархиальное управление
    • 5. Приходское управление и приходское духовенство,
    • 6. Русская Православная Церковь в Речи Посполитой.
    • 7. Миссионерство,
    • 8. Духовное просвещение,
    • 9. Монастыри и монашество
    • 10. Подвижники иноческого благочестия
    • 11. Религиозно-нравственное состояние народа и церковная жизнь
    • 12.Церковное искусство

    Глава III. Русская Православная Церковь в XIX в

    • 1.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1801-1825 гг
    • 2.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1825-1855 гг
    • 3.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1855-1881 гг
    • 4.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1881-1894 гг
    • 5. Епархиальное управление
    • 7. Православие на Кавказе и на западе России
    • 8. Миссионерство
    • 9. Духовное образование
    • 10.История духовных академий
    • 11.Перевод Библии на русский язык и святитель Филарет
    • 12.Святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан (Говоров), затворник Вышенский
    • 13.Богословская наука
    • 14.Церковно-историческая наука
    • 15.Монастыри и монашество
    • 16.Подвижники иноческого благочестия
    • 17.Саровская пустынь и преподобный Серафим
    • 18.Оптина пустынь
    • 19.Религиозно-нравственное состояние общества и религиозно-философская мысль
    • 20.Церковная жизнь
    • 21.Церковное искусство
    • 22.Русская Церковь и православный Восток

    Глава IV. Русская Православная Церковь в царствование святого императора Николая II

    • 1.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1894-1917 гг
    • 2. Миссионерство
    • 3. Духовная школа и церковная наука
    • 4. Религиозно-нравственное состояние общества и церковная жизнь
    • 5.Церковное искусство

    ЧАСТЬ ВТОРАЯ НОВЕЙШИЙ ПЕРИОД

    Глава I. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. и восстановление патриаршества

    • 1. Русская Церковь при Временном правительстве
    • 2. Состав и начало деяний Поместного Собора
    • 3. Восстановление патриаршества
    • 4. Биография святителя Тихона
    • 5. Соборные деяния после восстановления патриаршества

    Глава II. Русская Православная Церковь в советскую эпоху

    • 1.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1917-1925 гг
    • 2.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1925 г
    • 3.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1926-1936 гг
    • 4.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1936-1943 гг
    • 5.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1943-1944 гг
    • 6. Поместный Собор 1945 г
    • 7. Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1945-1970 гг
    • 8. Поместный Собор 1971 г
    • 9. Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1971-1987 гг
    • 10.Тысячелетие Крещения Руси и конец советской эпохи (1988-1990)
    • 11. Епархиальное управление
    • 12. Приходское управление и приходское духовенство....
    • 13. Духовные школы
    • 14. Церковная наука и церковная печать
    • 15. Монастыри и монашество
    • 16. Религиозно-нравственное состояние народа и церковная жизнь

    Глава III. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексии II

    • 1.Поместный Собор 1990 г. и интронизация Святейшего Патриарха Алексия II
    • 2.Биография Святейшего Патриарха Алексия II
    • 3.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1990-2000 гг
    • 4.Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 г
    • 5. Епархиальное управление
    • 6. Приходское управление и приходское духовенство
    • 7. Духовное просвещение
    • 8. Монастыри и монашество
    • 9. Церковная жизнь

    Глава IV. Русское церковное зарубежье

    • 1.Церковная жизнь на канонической территории Московского Патриархата за пределами Советского Союза (1918-1940)
    • 2. Церковная диаспора
    • 3. Духовное просвещение

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    • I.Численность населения России и СССР, в том числе православных
    • II. Количество церквей и часовен
    • III.Численность духовенства
    • IV.Духовные школы
    • V Монастыри и монашество
    • VI.Святейшие Патриархи Московские и всея Руси
    • VII.Местоблюстители патриаршего престола
    • VIII.Заместители патриаршего местоблюстителя
    • IX.Архиереи важнейших епархий
    • X. Обер-прокуроры Святейшего Синода
    • XI.Хронологическая таблица

    Источники и литература

    Протоиерей Владислав Цыпин - История Русской Православной Церкви - Синодальный и новейший периоды - Периодизация истории Русской Церкви синодального и новейшего периодов

    Предлагается разделить указанный без малого 200-летний период рубежом столетий, а точнее 1801 г. - годом воцарения Александра I после последнего дворцового переворота, столь типичного для политической истории XVIII в. Закон императора Павла о престолонаследии послужил стабилизации государственной жизни. XVIII столетие отличается заметно от XIX и в сфере церковной. Состояние духовной школы и богословской науки в эти столетия являет заметный контраст: в XIX в. кончилась эпоха «ученичества» у Запада, и в опоре на святоотеческую традицию русское богословие обнаруживает для себя прочную основу.

    Еще одно характерное различие столетий относится к взаимоотношениям государства с Церковью. В юридической плоскости здесь не было существенных перемен, но заметно изменилась церковная политика правительства. Дело в том, что в XVIII столетии российское правительство проводило политику европеизации, вестернизации России, завещанную Петром Великим. Этот курс был причиной для настороженного, опасливого отношения к Православной Церкви, в которой не без оснований виделся оплот отвергнутых византийских и московских традиций. Иначе сложилась ситуация в XIX столетии: Западная Европа в целом перестала быть абсолютистской и западные влияния на российское общество были уже чреваты в худшем случае революцией или либерализацией, т. е. такими изменениями государственного строя, которые были для правительства неприемлемы. Православная Церковь в этот век стала оплотом незыблемости российского самодержавия, стала остро необходимой для государства и потому пользовалась со стороны правительства поддержкой, хотя вместе с тем сохранялся прежний обременительный для Церкви контроль и тяжеловесная опека.

    В основание более детализированной периодизации синодальной эпохи, ввиду исключительно большой зависимости Церкви от высочайшей власти, должна быть положена смена императоров, при этом, конечно, эфемерные царствования Екатерины I, Петра II, Иоанна VI и Петра III составить отдельных эпох не могли. В результате для XVIII в. получается следующая хронология: 1721-1725 гг., 1725-1741 гг., 1741-1762 гг., 1762-1796 гг., 1796-1801 гг.

    В XIX столетии периоды церковной истории точно совпадают с царствованиями императоров.

    Новейший период церковной истории начинается с 1917 г., который был не только годом государственной катастрофы, но ознаменован также созывом Поместного Собора и восстановлением патриаршества. В особый период, хотя и весьма краткий, но насыщенный событиями первостепенной важности, следует выделить время от февраля до ноября 1917 г., когда Церковь сразу после отречения императора оказалась в радикально иной правовой ситуации. Хотя Временное правительство не успело провести отделение Церкви от государства, но курс был очевидным образом взят на построение внеконфессионального государства. На созванном в августе 1917 г. Соборе было восстановлено патриаршество, и событие это почти точно совпало с установлением советского режима.

    В дальнейшей истории Русской Церкви можно выделить ряд рубежных дат: 1922 г. с его кампанией изъятия церковных ценностей; 1929 г., когда было принято новое, уже совершенно драконовское законодательство, регулирующее религиозную жизнь, и когда началось массовое закрытие приходов; 1943 г., ознаменованный частичной нормализацией церковно-государственных отношений; 1961 г., когда в разгар хрущевских гонений был радикально реформирован порядок приходского управления; 1988 г., когда в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси в условиях перестройки отношение к Церкви со стороны государственных инстанций и общественных организаций изменилось в позитивную сторону; наконец, 1991 г., когда рухнул режим, враждебный Церкви, и распался Советский Союз.

    И все-таки в основу детальной периодизации в рамках длительного периода, начавшегося в 1917 г., следует, в соответствии с традицией, положить смену первосвятителей, последовательно возглавлявших Русскую Церковь. В таком случае мы выделяем время патриаршества святителя Тихона (1917-1925); время, когда во главе Церкви стоял местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр (1925); период от 1925 до 1936 г., когда звание патриаршего местоблюстителя оставалось за митрополитом Петром, но реальная власть принадлежала его заместителю митрополиту Сергию, а также короткое время в 1926-1927 гг. другим иерархам; 1936-1943 гг. - эпоха местоблюстительства митрополита Сергия; 1943-1944 гг. - время его патриаршества; 1945-1970 гг. - время первосвятительского служения патриарха Алексия I; и, наконец, 1971-1990 гг., когда во главе Церкви стоял патриарх Пимен.

    Профессор, доктор церковной истории, доктор церковного права, кандидат богословия, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин, преподаватель Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви.

    Биография

    В 1968 году окончил романо-германское отделение филологического факультета Московского государственного университета.

    С 1968 по 1969 годы - младший научный сотрудник Научно-исследовательского института резиновых и латексных изделий.

    С 1971 по 1973 годы - старший библиотекарь Библиотеки им. Ленина. С 1973 по 1975 годы - редактор в Библиотеке им. Ленина.

    С 1976 по 1982 годы работал переводчиком в Московском Центральном бюро научно-технической информации.

    С 1982 года - внештатный переводчик Издательского отдела Московского Патриархата.

    С 1 февраля 1984 года - преподаватель новых языков Сектора заочного обучения Московской духовной академии и семинарии.

    В 1985 году экстерном окончил Московскую духовную семинарию.

    В 1987 году экстерном окончил Московскую духовную академию, защитив кандидатскую диссертацию на тему: «К вопросу о границах Церкви». 16 декабря того же года ему присвоено учёное звание доцента.

    В декабре 1988 года утверждён в должности ответственного секретаря Учебного комитета с возведением в сан протоиерея.

    23 апреля 1997 года за труд «Церковное право. Курс лекций» удостоен степени магистра богословия. 12 октября 1998 года удостоен учёной степени доктора церковной истории за труд: «История Русской Церкви. 1917-1997» и утверждён в звании профессора.

    Дважды (в 1997 и 1999 годах) награжден Макариевской премией.

    В 2005-2007 годах - член Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью.

    В январе 2009 года участвовал в работе Поместного собора Русской православной церкви как член Комиссии по подготовке собора.

    23 декабря 2009 года на Епархиальном собрании Московской городской епархии был избран Епархиальный суд из пяти лиц, в число которых вошёл и Владислав Цыпин.

    Преподавательская и научная деятельность

    Является заведующим церковно-практическим отделением Московской духовной академии.

    Преподаёт в Московской духовной академии и семинарии предметы: «Церковно-каноническое право», «Церковная история» и «История Западной Европы».

    В Сретенской Духовной Семинарии преподает «Церковно-каноническое право», «Церковную историю». В настоящее время - заместитель председателя Учебного комитета, также является председателем Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви.

    Входит в состав Синодальных Комиссий: по канонизации святых, богословской.

    Член редакционной коллегии научно-богословского альманаха «Богословские труды» и редакционного совета «Православной энциклопедии».

    Научный руководитель нескольких диссертаций, выполняемых в Общецерковной аспирантуре и докторантуре.

    Сфера научных интересов: каноническое право, церковная история, история России.

    Глава VI. Русская Православная Церковь при Местоблюстителе патриаршего престола митрополите Сергии (1936– 1943) Глава VII. Русская Православная Церковь при патриархе Сергии (Страгородском) Глава VIII. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексии I (Симанском) (1944– 1970) Глава IX. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Пимене (1970–1990) Глава X. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексии II Глава XI. Церковная диаспора Глава XII. Религиозное просвещение Епархии Русской Православной Церкви Архиереи Русской Православной Церкви (1917–1997) Основные события церковной и государственной истории новейшего периода Хронологический список явлений Пресвятой Богородицы и Ее прославления в знамениях, чудесах и иконах Русской Православной Церкви Действующие монастыри Русской Православной Церкви (на 1 марта 1997 г.)

    Книга «Истории Русской Церкви» посвящена судьбе православия в России в ХХ столетии, времени небывалом в истории нашего Отечества по интенсивности и сложности исторических событий: революционные перевороты 1917 г., превратившие крупнейшую православную империю в страну, где правили безбожники, восстановление патриаршества после двухсотлетней «синодальной» зависимости от власть предержащих и ни с чем не сравнимые гонения, направленные на тотальное истребление православных и полное уничтожение Церкви; сонмы мучеников и исповедников веры Христовой; Великая Отечественная война и разгром фашизма; новые гонения после короткого периода патриотического и духовного подъема; крушение тоталитарного атеистического режима, возрождение Церкви и духовной жизни в обнищавшей и раздираемой на части России; попытки извне и изнутри разделить единую , ее противостояние усилившимся в конце столетия соблазнам сектантства, еретических уклонений и просто пропаганде насилия и разврата – все это в неполные 80 лет. В то же время эти события создают единую уникальную эпоху в судьбе Русской Церкви, которая до сих пор еще не завершена: мы все время обращаемся к постановлениям Собора 1917–1918 гг. как к действующему источнику церковного права, до сих пор боремся с обновленчеством, принимающим иные формы, чем в 20-х гг., еще не прославлены в сонме святых царская семья, и многие мученики за веру и исповедники, не преодолены окончательно и негативные явления ушедшей в прошлое зависимости Церкви от враждебного ей государства. Именно поэтому задача исследователя, взявшего на себя труд описания живой, продолжающейся церковно-исторической эпохи, существенно отлична от задач, стоящих перед исследователями завершенных периодов истории,– здесь не может быть ни всеобъемлющих обобщений, ни окончательных выводов и приговоров. Вполне сознавая это, автор настоящего исследования протоиерей стремится к более точному и продуманному описанию событий, фактов и людских судеб, предпочитая не давать им оценку, а представить суждения о них самих участников событий. В этом смысле настоящая книга является, несомненно, лишь введением в историю Русской Церкви ХХ в., материалом для будущих капитальных исследований, собранным и систематизированным одним из свидетелей этой эпохи.

    От редакции

    Учебник издан как 9 книга (приложение) истории Церкви митр. Макария Булгакова: Москва, Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. 831 с.

    Девятая, заключительная, книга «Истории Русской Церкви» посвящена судьбе православия в России в ХХ столетии, времени небывалом в истории нашего Отечества по интенсивности и сложности исторических событий: революционные перевороты 1917 г., превратившие крупнейшую православную империю в страну, где правили безбожники, восстановление патриаршества после двухсотлетней «синодальной» зависимости от власть предержащих и ни с чем не сравнимые гонения, направленные на тотальное истребление православных и полное уничтожение Церкви; сонмы мучеников и исповедников веры Христовой; Великая Отечественная война и разгром фашизма; новые гонения после короткого периода патриотического и духовного подъема; крушение тоталитарного атеистического режима, возрождение Церкви и духовной жизни в обнищавшей и раздираемой на части России; попытки извне и изнутри разделить единую Церковь, ее противостояние усилившимся в конце столетия соблазнам сектантства, еретических уклонений и просто пропаганде насилия и разврата – все это в неполные 80 лет. В то же время эти события создают единую уникальную эпоху в судьбе Русской Церкви, которая до сих пор еще не завершена: мы все время обращаемся к постановлениям Собора 1917–1918 гг. как к действующему источнику церковного права, до сих пор боремся с обновленчеством, принимающим иные формы, чем в 20-х гг., еще не прославлены в сонме святых царская семья, и многие мученики за веру и исповедники, не преодолены окончательно и негативные явления ушедшей в прошлое зависимости Церкви от враждебного ей государства. Именно поэтому задача исследователя, взявшего на себя труд описания живой, продолжающейся церковно-исторической эпохи, существенно отлична от задач, стоящих перед исследователями завершенных периодов истории,– здесь не может быть ни всеобъемлющих обобщений, ни окончательных выводов и приговоров. Вполне сознавая это, автор настоящего исследования стремится к более точному и продуманному описанию событий, фактов и людских судеб, предпочитая не давать им оценку, а представить суждения о них самих участников событий. В этом смысле настоящая книга является, несомненно, лишь введением в историю Русской Церкви ХХ в., материалом для будущих капитальных исследований, собранным и систематизированным одним из свидетелей этой эпохи.

    Книга начинается описанием Поместного Собора 1917–1918 гг. и завершается решениями архиерейского Собора 18–23 февраля 1997 г. Придерживаясь хронологического принципа, автор избирает деление на главы по времени служения первоиерерхов Русской Православной Церкви, отступая от него только в главах 5 и 11, посвященных церковной истории русской эмиграции и зарубежных епархий, и в главе 12, в которой развитие духовного образования и науки представлено как единый исторический процесс. Исходя из доступных сегодня материалов, автор описывает преимущественно историю епископата и высшего церковного управления, причем, как специалист в области церковного права, протоиерей Владислав уделяет большое внимание канонической и церковно-юридической стороне. В то же время за пределами его исследования, ограниченного объемом издания, неизбежно остаются важнейшие стороны жизни Церкви – судьба монастырей, приходская жизнь и т. д., требующие своих историков.

    Помимо авторского текста в книге представлены традиционные для настоящего издания справочно-библиографические материалы, с небольшими, однако, изменениями. Учитывая, что в 20–50-х гг. одной из форм гонений на было требование постоянных перемещений епископата на кафедрах (часто за год архиерей менял 2–3 кафедры), хронологический принцип составления списка архиеерев по кафедрам был заменен на более простой – алфавитный. Список монастырей, составленный по времени их открытия, заменяется алфавитным списком действующих монастырей на 1 марта 1997 г.

    * * *

    Автор настоящего труда – , доцент Московской Духовной Академии, автор книг: «История Русской Православной Церкви. 1917–1990 «Учебник для православных духовных семинарий» (М., 1994), «Русская Церковь. 1917–1925» (М., 1996), «Церковное право» (М., 1996), многочисленных статей в сборниках, журналах, других периодических изданиях. Протоиерей Владислав Цыпин исполняет обязанности ответственного секретаря Учебного комитета при Священном Синоде, является членом синодальных комиссий по канонизации святых, богословской и др.