Святой дух как бог обожение в восточнохристианской традиции. Святой дух как бог обожение в восточнохристианской традиции Истинная цель контактерских источников

Архиепископа Александрийского, - величайшего отца и учителя, непримиримого борца с арианской ересью, исповедника истинного Православия, мудрого пастыря и аскета высокой святой жизни. В день памяти святителя предлагаем приобщиться к его мудрости, публикуем подборку его изречений о христианском учении и жизни с Богом.

Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом.

Сын Божий неотделим от Отца, как сияние от света.

Слово воплотилось, чтобы людей, обратившихся в тление, снова возвратить в нетление и оживотворить их от смерти, присвоением Себе тела и благодатию Воскресения уничтожая в них смерть, как солому огнем.

Заслуги Спасителя, совершенные через вочеловечение Его, столь велики и многочисленны, что пожелать изобразить их - значило бы уподобиться человеку, который устремил взор на морскую пучину и хочет перечесть ее волны. Как невозможно объять глазами всех волн, потому что чувству покусившегося на это представляются непрестанно новые и новые волны, так и намеревающемуся объять умом все заслуги, совершенные Христом в теле, невозможно даже вместить их в помысле, потому что вновь представляющиеся мыслям его - гораздо многочисленнее тех, которые, как думает он, объял уже мыслию.

Господь, прияв смерть как человек, обратил в ничто велеречие мудрых об идолах! Чья смерть изгоняла когда-либо демонов? И чьей смерти боялись когда-либо демоны, как смерти Христовой? Где только произносится имя Спасителево - изгоняется там всякий демон.

Спаситель вочеловечением явил сугубое человеколюбие, и тем, что уничтожил в нас смерть и обновил нас, и тем, что, будучи непознан и невидим, явил Себя в делах и показал, что Он - Отчее Слово, Вождь и Царь вселенной.

Христос, после того как доказал Божество Свое делами, приносит наконец и Жертву за всех, вместо всех предавая на смерть храм Свой, чтобы всех соделать свободными от ответственности за древнее преступление, о Себе же, в нетленном теле Своем явив начаток общего Воскресения, доказать, что Он выше и смерти.

Когда солнце отвратило зрак свой, земля потряслась, горы распались, все пришли в ужас; тогда показывало это, что Распятый на кресте Христос есть Бог, а вся тварь - рабы Его, страхом своим свидетельствующие о присутствии Владыки.

Спаситель как на смерть принес за всех тело, так телом же опять проложил всем путь и к восхождению на небо.

Господь и родился, и явился Человеком, умер и воскрес, делами Своими унижая и помрачая дела когда-либо живших людей, чтобы от всего того, чем бы ни были предубеждены люди, отвлечь их и научить ведению истинного Отца Его.

Погиб бы род человеческий, если бы Владыка и Спаситель всех, Сын Божий, не пришел положить конец смерти.

Человек, как сотворенный из ничего, по природе смертен; но, по причине подобия Сущему, если бы сохранил оное устремление к Нему ума своего, мог замедлить в себе естественное тление и пребыл бы нетленным.

Почему Господь претерпел не какую-либо другую смерть, а крестную?.. Если смерть Господа есть искупление всех, если ею разрушается средостение преграды и совершается призвание языков (Еф. 2: 14), то каким бы образом Он призвал нас к Отцу, если бы не распялся на Кресте? Ибо только на Кресте можно умереть с распростертыми руками.

Тварь порядком и стройностью, как бы письменами, дает уразуметь и возвещает своего Владыку и Творца… Из дел нередко познается и такой Художник, Которого мы не видали.

Хотя и невидим Он очам, но порядок и согласие вещей противоположных дают уразуметь их Правителя, Распорядителя и Царя.

Слово, распростершись всюду… горе - в творении, долу - в вочеловечении, в глубину - во аде, в широту же - в мире, все наполнило ведением о Боге.

Человек согрешил и пал, а с падением его все пришло в смятение.

Ни один демон не терпит и имени Христова, но едва слышит его, как предается бегству.

Злой демон и обманщик диавол, не имея смелости действовать открыто, зная человеческую любовь к истине, ложно принимает на себя вид истины и извергает яд свой на тех, которые идут во след его… Так этот льстец обманывает людей пустою наружностью, похищая каждого и вовлекая в свою пучину греха.

Естество человеческое само по себе недостаточно к тому, чтобы изгонять бесов, а может это делать только силою Духа.

Измысливший ереси диавол, по причине смрада собственной его злобы, употребляет изречения Писания, чтобы, под покровом их всеяв яд свой, обольстить простодушных.

Зло не от Бога и не в Боге, его не было в начале и нет у него какой-либо сущности; но люди, с утратой представления о добре, сами себе, по своему произволу, стали примышлять и воображать не сущее.

В начале не было зла, потому что и теперь нет его во святых, и для них вовсе не существует оно.

Облекшийся верою крестною пренебрегает и тем, что естественно, и не боится смерти за Христа.

Бог не только сотворил нас из ничего, но, по благодати Слова, даровал нам и жизнь по Богу.

Душа имеет понятие и о созерцании Бога, и сама для себя делается путем, не со вне заимствуя, но в себе самой почерпая ведение и разумение о Боге Слове.

Ничем не отличались бы люди от бессловесных, если бы ничего не познавали, кроме земного.

Взирая на величие неба и рассматривая стройность творения, можно было людям познавать и Вождя твари - Отчее Слово, Которое Своим о всем промышлением всем дает познавать и Отца.

Взирая на Самого Сына, видим Отца; потому что уразуметь и постигнуть Сына значит приобрести ведение об Отце, так как Сын есть собственное рождение Отчей Сущности.

Мы не только созданы по Его подобию, но от Него же можем восприять образ небесного жительства; дабы, как Он начал, мы (терпеливо) довели до конца, дабы, когда страдаем, мы не угрожали, когда нас злословят, мы не злословили взаимно, но благословляли бы проклинающих и предавали бы себя Богу, судящему праведно (1 Пет. 2: 23). Ибо те именно, которые восприимут таковой помысл и за образец для себя будут почитать Евангелие, они-то и будут сообщниками Христа и подражателями жития апостола.

Для исследования и верного понимания Священного Писания нужна добрая жизнь, чистая душа и христианское достоинство, чтобы провести разум через понимание, насколько человеческая природа это позволяет, истины о Божием Слове. Невозможно понимать учение святых, если человек не имеет чистый разум, но пробует подражать их жизни. Всякий, кто хочет смотреть на солнечный свет, естественно, протрет свои глаза, очистив их сначала, чтобы чуть приблизиться к чистоте, на которую он смотрит.

Воля же Христова состоит в том, чтобы прилепляющийся к Нему совершенно ни к чему не имел пристрастия, что принадлежит веку сему, и нисколько не пекся бы о земном, а только бы нес крест Распятого за него.

Встаешь ли или сидишь, занимаешься ли чем или принимаешь пищу, отходишь ли ко сну или пробуждаешься, непрестанно воспевай песнь Богу.

Когда душа слагает с себя всю излившуюся на нее скверну греха и соблюдает в себе один чистый образ, тогда (чему и быть следует) с просветлением его, как в зеркале, созерцает в нем Отчий образ - Слово - и в Слове уразумевает Отца.

Если помрачен ум, то внешними даже чувствами можно видеть непререкаемую силу Христову и Божество. Слепой, если и не видит солнца, то, ощутив произведенную им теплоту, знает, что есть… солнце.

Душа сотворена была созерцать Бога и озаряться Им.

Мирские образы оскверняют душу и тело целомудренной, и она уже не бывает свята по телу и по духу. А та, которая печется о деле Божием, имеет женихом своим Христа и творит волю Жениха своего.

Сохраняй любовь, которая выше всего. Сколько бы ни трудился человек, но если он не имеет любви к ближнему, то напрасно будет трудиться. Итак, оказывай любовь к ближнему не на словах только, но и на делах.

Не удерживай в сердце своем зла, причиненного тебе другими, иначе молитва твоя не будет чиста пред Богом.

Да не исходит из уст твоих проклятие, ниже обида, ниже злословие, ибо уста твои освящены хвалебными Богу песнями и славословиями.

Смиренный не помнит зла, причиненного ему другими, и не осуждает согрешающего. Таким образом, он тремя способами получает отпущение грехов себе: как не судящий - не судится, как смиренномудрый - оправдывается, как прощающий - получает прощение.

Пламенною любовью возлюбим пост, ибо пост есть великая твердыня, равно как и молитва и милостыня, поелику они избавляют человека от смерти. Как Адам за едение и преслушание изгнан из рая, так тот, кто желает паки войти в рай, входит в оный постом и послушанием.

Все время жизни своей проводи в постах, молитвах и милостынях. Да будет всегдашним занятием твоим упражнение в Священном Писании. Имей Псалтирь и учи псалмы.

Дарования Божии таковы: совершенная добродетель и истинно благоговейное чувство по отношению к Нему; их мы должны приносить в жертву Господу, ибо что Он даровал для нашего освящения, тем и мы должны прославлять Его, пребывая в благочестии.

Очистим тело и помыслы наши, будем охранять от всякого лукавства, не предаваясь неумеренности и похотям, но все совокупно пребывая с Господом нашим и Его Божественными учениями, дабы, соделавшись во всем чистыми, мы могли быть и причастниками Слова.

Как высоко девство! Всякий, желая подвизаться в других добродетелях, водится в том законом; но девство, превосходя закон и направляя жизнь к важнейшей цели, есть указание будущего века, образ ангельской чистоты.

По моему мнению, в книге псалмов измерена и описана словом вся жизнь человеческая и душевные расположения и движения помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке. Потребно ли покаяние и исповедание, постигли ли кого скорбь и искушение, гоним ли кто или избавился от злоумышлений, стал ли опечален и смущен и терпит что-либо подобное сказанному выше, или видит себя преуспевающим, а врага приведенным в бездействие, или намерен восхвалить, возблагодарить и благословить Господа - для всего этого имеет наставление в Божественных псалмах.

Служители истины проповедуют Царство Небесное, а те, кои стремятся к противному, ничего высшего не имеют в виду, как только угождать чреву и полагать в своем ничтожном существовании свою конечную цель.

При благодатном даровании от Бога и наша воля, возлюбленные, должна употреблять усилие и не ослабевать, дабы при тщетности наших усилий врученный нам дар благодати не погиб совсем и враг, найдя нас праздными и незанятыми, не вселился в нас, как это случилось с тем, о котором упоминается в Евангелии.

Что иное представляет пасхальное празднество, как не духовное служение? а в чем же состоит сие служение? только в постоянной молитве и славословии, (возсылаемом) без принуждения.

Не определенным временем ограничен благодатный дар праздника, и преславное сияние его никогда не умаляется, но во всякое время он близок и просвещает души тех, которые с любовию ожидают его.

Истинная жизнь, братия мои, состоит в том, чтобы мы тленное отринули и пребывали в том, что от нашего Искупителя. Время требует от нас, особенно теперь, не только на словах высказывать это, но и делами уподобляться святым.

Становление современного западного мира тесно связано с христианством, и духовные традиции христианского Запада – дар созидания институциональных форм, использования позитивных достижений творческого духа, а также тенденция к проведению границ между рациональным знанием и духовным опытом, между вероучением и мистическим видением – весьма часто отождествляются с христианством как таковым. Однако на протяжении первого тысячелетия истории христианства интеллектуальное и духовное лидерство принадлежало христианскому Востоку – в частности, Антиохии, где ученики …в первый раз стали называться Христианами (), и грекоязычному миру, где проповедовал апостол Павел, – тому Востоку, который объединял сирийцев, египтян, евреев и греков, Востоку, для которого, собственно, и были изначально написаны Новозаветные тексты. Здесь бушевали великие догматические споры и созывались соборы. На этих соборах присутствовали и посланники Запада, в основном как наблюдатели, хотя и пользовавшиеся почетом и сами с почтением относившиеся к происходящему. У христианского Востока были свои искушения: греческий интеллектуализм, культурная раздробленность, своекорыстная политика императоров. В дальнейшем восточнохристианский мир неоднократно страдал от вражеских вторжений и различных бедствий, в результате чего он в определенном смысле потерял свою историческую значимость. Тем не менее восточное христианство сумело пронести свой духовный призыв через все испытания, и возможно именно теперь, когда традиционные ценности, сформировавшие Запад, поочередно меняются, этот призыв приобретает новое, неожиданное звучание.

«Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом»

Это известное изречение свт. Афанасия Великого , перекликающееся с аналогичным высказыванием сщмч. Иринея Лионского (ок. 130–203) часто приводят в качестве иллюстрации отказа от изначального библейского понимания христианской веры в пользу пантеизма платонического толка. Однако это совсем не так. Конечно же, термин «обожение» (θέωσις , θεωποίησις ) взят из религиозного лексикона неоплатоников, ставшего общепринятым в христианском богословии и духовной мысли с той поры, как только христианство обратило свою проповедь к эллинистическому миру. Но вот содержание учения об обожении отражает смысл парадоксального утверждения св. апостола Иоанна о том, что Слово было Бог и что Оно стало плотию (), дабы тварный человек не мог хвалиться в своей плоти пред Богом , но мог быть во Христе Иисусе (), членом Его тела, ожидая эсхатологического исполнения времен, когда Бог будет всё во всём ().

Таким образом, «обожение», – это христоцентрическое и эсхатологическое понятие, выраженное на языке платонизма, но сущностью своей не связанное с какой-либо философской системой. Понятие это отражает переживание божественности Христа, как оно передано в исповедании Петра по Евангелию от Матфея (см.: ) или, согласно Евангелию от Иоанна, в реакции воинов, которые, придя за Иисусом, пали ниц, когда Он косвенно указал на Свою божественную природу произнесением священного для иудеев имени Бога – Яхве, Аз есм ().

В восточнохристианской мысли и духовной традиции эта божественность Иисуса составляет сущность сотериологического измерения веры. Спасение – это акт божественной любви, и любовь эта безгранична. Если бы Бог прибег к посреднику для спасения твари, то любовь Его не была бы безграничной. Таким ограниченным в педагогических целях откровением оставался , где Бог говорил через пророков или через ангелов. Однако в новом домостроительстве Бог становится полностью доступным (см.: ), и – по настоятельному слову свт. Кирилла Александрийского – Сын Божий принимает на себя человеческую смертность и умирает плотью на кресте, дабы воскреснуть в своей человеческой природе и тем самым стать первенцем из мертвых ().

Спасение в своей сущности рассматривается как этот переход от смерти к жизни, и только Бог может быть «Вождем спасения» (ср.: ), ибо Он – Единый имеющий бессмертие (). Бог должен был соделаться в полноте смертным человеком, чтобы проложить этот путь истинно и подлинно – так, чтобы он стал поистине нашим .

Такое восприятие спасения предполагает определенное понимание того, что есть этот «падший» мир, нуждающийся в спасении, а также видение конечной цели творения.

В восточной святоотеческой традиции – а также, разумеется, в восточнохристианском литургическом и сакраментальном опыте мир вне Христа рассматривается как подпавший под владычество смерти . Такое видение отличается от западного, более законнического поставгустиновского средневекового понятия «первородного греха», в соответствии с которым каждый человек оказывается виновным во грехе, совершенном Адамом в раю. Согласно восточнохристианскому же пониманию преступление запрета Божия Адамом и Евой приводит к захвату божественного творения тем, кого Новый Завет именует князем мира сего и кто есть человекоубийца от начала (). Именно он, Сатана, держит людей в повиновении: с одной стороны, навлекая на них смерть, а с другой, толкая их на постоянную борьбу за существование и временное выживание – неизбежно за счет своего ближнего. Это борьба за мою собственность, мою безопасность, мои интересы – борьба, которая и составляет саму сущность греха. Поэтому чинопоследование крещения начинается с молитв об изгнании диавола. Однако Сатана, правящий тварным миром с помощью смерти и греха, побеждается Христовым воскресением . В этом – надежда, свобода и высшая радость истинной и вечной жизни. Вот почему со времен раннего христианства истинно «благая весть» – это весть о воскресении, возвещенная его непосредственными свидетелями, апостолами – «Христос воскресе!». Этот возглас, это приветствие звучит в самый главный момент литургического года – в пасхальную ночь. Смысл восточнохристианской духовности невозможно по-настоящему постичь, не услышав этот возглас в литургическом собрании.

Но спасение – это не просто освобождение от смерти и греха. Это также восстановление изначального человеческого предназначения – быть «образом Божиим». Полный смысл этого выражения, который мы находим в книге Бытия в описании акта творения, проясняется через божественность Иисуса Христа. Христос, будучи Словом (см.: ), являет собой живой прообраз, по которому был создан человек. Значит, Он есть совершенный человек, потому что Он также – совершенный Бог. В Нем божественное и человеческое – прообраз и образ – соединены в совершенном личностном единстве («ипостасном единстве»), и человек обретает свое высшее предназначение в единении с Богом, т. е. в обожении (θέωσις ).

И учение св. апостола Павла о соединении всего небесного и земного под главою Христом (), и различные формы сакраментального общения со Спасителем, описанные Николаем Кавасилой (XIV в.) как единая «жизнь во Христе», и свидетельство византийской иконы Иисуса Пантократора (Вседержителя), и опыт монахов, творящих непрестанную Иисусову молитву – все это имеет только один смысл, только одну цель – обожение.

Дух истины

Раннехристианские споры о божественности Христа ясно показали, что Лицо Христа нельзя полностью определить и понять вне связи с третьим Лицом Троицы – Святым Духом, «другим Утешителем», чье таинственное присутствие пронизывает и служение Христа, и жизнь христианской общины. И действительно, ведь Дух Святой не только «осенил» Марию когда Она зачала Сына (см.: ), не только сошел на Иисуса когда Он крестился в Иордане (см.: ), не только явился в виде огненных языков, почивших на апостолах в Пятидесятницу (см.: ), но и, как поется в стихире службы Пятидесятницы:

Вся подает Дух Святый,

точит пророчествия, священники совершает,

некнижныя мудрости научи,

рыбари богословцы показа,

весь собирает собор церковный…

Единосущне и сопрестольне Отцу и Сыну…

Благочестие и духовность, порождаемые действием Святого Духа, зачастую отождествляются исключительно с личными или эмоциональными сторонами христианского опыта. Действительно, такой акцент оправдан в том смысле, что вера во Христа предполагает свободный личностный опыт: где Дух Господень , там свобода (). Падшее человечество порабощено страхом смерти, борьбой за выживание, зависимостью от телесных нужд (или «страстей»). И лишь Дух Господень дает свободу, восстанавливая человека в его прежнем достоинстве «образа Божия» и делая его способным преодолеть детерминизм «страстей». И все же эта свобода, обретаемая в Духе, не сводится к психологическому, эмоциональному или индивидуальному опыту. Как сказано в вышеприведенной стихире, Святой Дух собирает церковь, устанавливает ее чин и осуществляет сакраментальное присутствие Тела Христова. Он «точит пророчества» и «священники совершает», тем самым создавая и поддерживая внутри церкви необходимое взаимодействие между объективностью таинства и психологическим переживанием, между священническим и пророческим служением.

На христианском Востоке всегда ощущалось эта полярность между духовными водителями, опиравшимися на сознание достоверности своего познания Бога и авторитетом духовенства – епископов и священников. Весь многообразный монашеский мир (достаточно вспомнить прп. Феодора Студита, прп. Симеона Нового Богослова , исихастов XIV в., а также современные православные монастыри с их высоким нравственным авторитетом) нередко выступал – даже против епископов – защищая то, что в данных обстоятельствах полагалось им как нравственная или вероучительная истина христианства. Однако подобная напряженность в отношениях не считалась нормой: обе стороны призывали одного и того же Святого Духа , и конфликт мог возникнуть, только если та или иная сторона ошибочно принимала дух заблуждения за Дух Истины. Христианская ответственность – следствие свободы всех чад Божиих – требовала от всех членов церкви, получивших Святой Дух при крещении, осознанного умения отличать одно от другого: помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас, но <...>самое сие помазание учит вас всему… ().

Это чувство всеобщей ответственности есть не церковное установление или законническое начало, а действительное духовное измерение. Оно не противоречит иерархической структуре церкви и не отвергает ее, но лишь противополагает ей учение о дарах (χαρίσματα ) (см.: ), которые, в конечном счете, принадлежат единому телу Церкви, в то время как любой отдельный носитель дара (χάρισμα ) всегда может оказаться неверным ей. Результатом этого – в духовном плане или же в плане церковной жизни – стало то, что восточные христиане, весьма почитая наделенных ответственностью носителей истины (епископов, глав поместных церквей, соборы и т. д.), тем не менее никогда не приписывали им роль высшего критерия. В этом качестве выступает лишь Святой Дух, и все носители даров (χάρισμα ) – это Его орудия и слуги. Каким бы непрактичным ни был описанный экклезиологический принцип с институциональной стороны (западное христианство нередко считает его весьма разрушительным с общецерковной точки зрения, ибо он препятствует изменениям и временами практически сводит на нет руководящую роль иерархии), он остается тем самым принципом, который еще во II столетии сформулировал св. Ириней Лионский : «Ибо где церковь, там и Дух Божий; и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать, а Дух есть истина» .

Единица и Троица

Мы могли убедиться, что божественность Иисуса и божественное присутствие Святого Духа, хотя и соединенные в едином домостроительстве, икономии (οικονομία ), ради спасения мира и восстановления образа Божия в человеке, выступают тем не менее как отдельные Лица. Так, в Новом Завете, помимо высказываний Иисуса, мы читаем о речениях Святого Духа, обращенных к Филиппу (см.: ), к Петру (см.: ), к Антиохийской церкви (см.: ), к Апостольскому собору в Иерусалиме (угодно Святому Духу и нам… / – ). Помимо того, что Иисус говорил за Отца, пославшего Его, само центральное действие в христианской общине – евхаристическая – представляет собой единение «во Христе», совершаемое через призывание Святого Духа в молитве, обращенной к Отцу.

Нередко отмечалось, что на этом изначальном опыте и строились тринитарные определения греческих отцов Церкви IV в., тогда как блж. Августин в своем богословии (и за ним вся западная традиция) исходил из сущностного единства Божества. Это различие между двумя традициями, разумеется, не следует преувеличивать. Ведь созерцать тайну Единицы и Троицы можно с полным основанием как с одной, так и с другой стороны. На Востоке Каппадокийским отцам пришлось защищаться от обвинений в «тритеизме», но разве не очевидно, что дальнейшее развитие теологии и духовности на Западе все же привело, хотя и много позже, к трактованию Троицы как позднейшего измышления?

Видение Бога как Единицы и Троицы есть прежде всего видение живых Лиц, с которыми человек соотносится как личность. Это отличает христианский опыт от неоплатонического общения с Единым, а также от буддистского слияния человеческой личности с безличным божеством. , разумеется, предполагает монотеизм, но монотеизм этот не абсолютен, ибо Бог раскрывает свою Божественность в отношениях любви . Обожение, или θέωσις , греческих отцов – это включение человеческих личностей в божественную жизнь, которая сама уже есть общение любви трех совечных Лиц, готовых принять человека в свое общение. Иисус молился: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино . Таким образом, Иоанново определение Бога в узком смысле подразумевает взаимную любовь Божественных Лиц внутри Троицы, а в расширительном смысле – любовь, охватывающую все творение.

Конечно же, участие человека в жизни Троицы – и в «последний день» (έσχατον ), и уже сейчас через предвосхищение этого в евхаристическом единении – не означает пантеизма.

Разрыв между Творцом и тварью остается, и преодолевается он божественной любовью («благодатью», «энергией»), а не человеческим «тварным» усилием или заслугою естества. Это всегда дар , а не соединение сущностей. Интересно отметить, что те же самые греческие отцы церкви, которые столь настойчиво утверждали реальность обожения, учили также и апофатическому (или «отрицательному») богословию. Божественная сущность абсолютно трансцендентна и может быть адекватно выражена лишь через отрицание: человеку доступно знать только что Бог не есть , но не что Он есть. Кроме того, общение с Богом не умаляет его трансцендентности, но, напротив, предоставляет опыт постижения инаковости Бога: Моисей видел Бога в облаке, и это видение Бога как мрака – образ, столь лелеемый мистиками всех времен, – суть «познание через незнание» (по выражению Дионисия Ареопагита).

В восточной традиции потребность одновременно утверждать как трансцендентность Божией сущности, так и реальность приобщения, или обожения твари в тайне божественной Троицы, выразилась не только в персоналистическом тринитаризме, но и в различении сущности Божией и божественных энергий . В самом деле, ведь только Лицо (а в Боге всегда Три Лица) – но никак не безличная сущность – способно свободно дарить, а поскольку божественный дар – всегда дар совершенной и безграничной любви, то это и есть дар нетварной божественной жизни, дар Самого Бога, сообщающего себя твари и в то же время всегда остающегося тем, что Он единственно есть в своей трансцендентности.

И, наконец, Бог как Троица есть прообраз и основание не только для каждого человека в отдельности, но и для истинного человеческого общества. Обожение делает возможным человеческое разнообразие и плюрализм, что выражается не во взаимоисключении, а во взаимной дополнительности и любви. Все воистину подлинное в этом разнообразии всегда причастно Богу. В Боге человеческая личность, человеческие отношения, человеческие преуспеяния сохраняют свою уникальность и многообразие. Неоплатоническое видение Оригена, согласно которому души обретают свое высшее предназначение в Боге и существуют в Нем «сферически», оказываясь взаимотождественными и взаимозаменяемыми, было официально отвергнуто. Напротив, преданием, практикой и богословием утверждается личное обращение к святым, вечная непреложность человеческих отношений, установленных на земле (в частности, это относится к браку) и, как следствие, сохранность личности в ее целости. Все это становится возможным потому, что Бог – не безличное трансцендентное Единое, но Отец, Сын и Дух Святой, нераздельные и неслиянные, являющие творению не какую-то абстрактную любовь, а любовь в ее единственной подлинной реальности. В наше время именно это остается сердцем восточно-христианской духовности.

Theosis in the Eastern Christian Tradition

Опубл. в: Christian Spirituality: Post-Reformation and Modern / ed. J. Mey endorff, L. Dupré, D. E. Saliers. NY: Crossroad, 1989. P. 470–476.

На рус. яз. публикуется впервые.

Пер. с англ, монахини Антонии (Колаковой).

Вспоминаем историю культа Джона Фрума

Стать божеством в современном мире не так уж и сложно. Достаточно прихватить с собой несколько «волшебных» вещей (например, зажигалки, огнестрельное оружие, вкусную еду и тому подобное) и найти остров поглуше. Примерно этим руководствовался американский военнослужащий Джон Фрум, который сумел увековечить свое имя в культе острова Танна, входящего в государство Вануату (острова в Океании).

Джон Frum или From

Культ некого Джона Фрума появился резко и неожиданно. Произошло это в конце 30-х годах прошлого столетия. И до сих пор так и остается загадкой, кем же был этот человек, сумевший стать для аборигенов Танны божеством.

Джон Фрум сумел стать для аборигенов Танны божеством

Некоторые исследователи считают, что на самом деле фамилия человека вовсе не Фрум. По их мнению местные просто исказили «John from…», что переводится как «Джон из». И, скорее всего, из Америки. К такому выводу исследователи пришли по одной причине — фамилии Фрум просто нет. Это подтверждается данными переписи населения Великобритании за 1851 и 1901 годы.

В 30-х годах 20 века один из местных аборигенов по имени Манехиви вдруг стал вести пропаганду культа карго. Смысл его заключался в том, что от последователей требовался отказ от всех европейских «причуд» (а именно: деньги, образование, христианство) и беспрекословное следование традиционным обрядам. И тогда все белокожие люди покинули бы острова, а на аборигенов упала бы божественная благодать. И они стали бы жить еще лучше, чем европейцы.

В легендах, которые аборигены бережно хранят, Джон Фрум описывается, как невысокий, светловолосый мужчина, одетый в пальто с блестящими пуговицами. Он ходил по острову, раздавая направо и налево пророчества, которыми настраивал аборигенов простить христианских миссионеров.

Как и положено божеству, Фрум покинул остров также неожиданно, как и появился. И, конечно, он обещал вернуться. А чтобы народ его ждал, Фрум сказал, что вернется не с пустыми руками, а с неким «грузом». Во время его второго пришествия произойдет «великое событие». Все старики вдруг резко помолодеют, все болезни исчезнут, а белокожие люди уйдут с островов. Ну, а «груза» хватит для всех последователей культа.

На грани

И народ, что называется, проникся. Культ Джона Фрума начал распространяться по острову с феноменальной быстрой. Церкви и христианские школы лишись в одночасье всех своих «посетителей». И правительство, конечно, начало беспокоиться. А, кроме всего прочего, был еще один отменный повод — Фрум пообещал, что когда вернется, то принесет с собой новые деньги, где будет изображен кокосовый орех. Поэтому, аборигенам нужно было избавиться от ненужных «бумажек».


И в 1941 году аборигены «дозрели». Они стали тратить свои сбережения и перестали работать. Экономика острова серьезно пошатнулась. Администрация колонии принялась за расследование. Некоторых самых ярый последователей культа удалось даже арестовать, но никакой пользы это не принесло. Культ Фрума набирал силу с каждым днем.

Масло в огонь подлили ненароком и американцы, которые разместили на острове свою базу. Дело в том, что среди солдат были чернокожие люди. Они, в отличие от аборигенов, хорошо выглядели, у них отсутствовали проблемы с едой и деньгами. При этом, у них было полно «груза», не меньше, чем у белокожих. Аборигены воспрянули духом! Джон Фрум, по их мнению, должен был вот-вот вернутся. И чтобы облегчить ему задачу, аборигены собственноручно создали на острове муляж взлетно-посадочной полосы, макеты самолетов и вышек, где дежурили «диспетчеры». В общем, у Фрума не было шансов пролететь мимо. А жрецы культа в день по нескольку раз общались со своим богом. В роли посредника выступала женщина, обмотанная проводами. Она впадала в транс и несла разнообразную чушь, которые жрецы толковали на свой лад. Государство оказалось на грани катастрофы…

Аборигены создали муляж взлетно-посадочной полосы для возвращения Фрума

Жди меня и я вернусь…

Но Фрум тогда не прилетел и потихоньку ажиотаж вокруг его фигуры начал утихать. Но это совершенно не значит, что аборигены отказались от своей веры. Просто они стали более сдержанными.


Ближе к концу 50-х годов прошлого столетия на остров прибыл тогда еще молодой великобританский телеведущий и натуралист Дэвид Аттенборо. Цель его приезда — изучение культа Джона Фрума. С собранным материалом он пришел к главному жрецу Намбасу. А тот, едва увидев гостя, заявил, что ждал его прихода, поскольку Джон ему рассказал о белокожих незнакомцах. Причем сделал это «по радио». На само радио жрец не позволил взглянуть журналистам. Тогда Аттенборо спросил: «Ты видел Фрума?». Намбас ответил, что «моя видеть его куча раз». Затем жрец рассказал, что Джон вернется к ним 15 февраля, вот только точный год неизвестен. Поэтому ежегодно в этот день аборигены идут к взлетной полосе и ждут прилет своего бога с богатым «грузом». Кстати, под «грузом» островитяне подразумевали буквально все: начиная от каких-нибудь зубочисток и заканчивая едой.

После беседы с жрецом у Аттенборо состоялся любопытный разговор с одним из приверженцев культа по имени Сэм:

«Я посмотрел на него.

— Сэм, прошло девятнадцать лет с тех пор, как Джон Фрум сказал, что «груз» придет, а «груз» всё равно не приходит. Девятнадцать лет — не слишком ли долго вы ждете?

Сэм оторвал глаза от земли и посмотрел на меня:

Если вы можете ждать Иисус Христос две тысячи лет, а он не приходит, то я могу ждать Джон Фрум больше, чем девятнадцать лет».

Карго-культы

Религии островов Океании представляют собой весьма любопытную «штуку». Дело в том, что там новая религия способна зародиться буквально на пустом месте и быть популярной. При этом можно выделить четыре особенности, которым соответствуют все культы Океании.

Во-первых, скорость возникновения и распространения новой веры. Буквально за считанные месяцы некий культ может стать чуть ли не самым популярным в стране.

Во-вторых, это изменчивость веры. С момента первого упоминания о Джоне Фруме прошло около восьмидесяти лет, однако уже неизвестно был ли на самом деле этот человек и как он точно выглядел.

С момента первого упоминания о Фруме прошло около 80-ти лет

В-третьих, это появление похожих культов на нескольких островах. Причем, что интересно, местным жителям даже не обязательно общаться друг с другом. Такое ощущение, будто культы разносятся по Океании ветром.

Ну и в-четвертых, все новые культы так или иначе похожи на более старые. Как будто аборигены вдруг вспоминают о древней вере предков и «перезапускают» ее, предварительно немного подкорректировав.

Все больше людей спрашивают, как можно стать Богом , кто такой Бог на самом деле и существуют ли доказательства существования Бога, о котором все постоянно говорят и верят в него. На самом деле каждый человека может стать Богом, если поймет, кто это на самом деле и начнут жить и делать все, чтобы им стать.

В статье вы узнаете, как стать Богом , что нужно делать, чтобы им статья, кто он на самом деле и где найти настоящего Бога, которого можно ощутить, а не просто верить, как делает большинство людей, не понимая, чему они верят и зачем они это делают. Верить или не верить можно всему чему угодно, поэтому лучше 1 раз увидеть и ощутить, чем сто раз услышать.

Как стать Богом – кто такой Бог на самом деле

Чтобы понять, кто такой Бог и как им стать, для начала нужно понять, что все, что существует в нашем мире – материально и способно исчезать, появляться и меняться в форме. Поэтому наш мир – это действительно ненастоящая жизнь, иллюзия, которая временная и не имеет ничего вечного.

Все, что есть вечного – это Бог, больше нет никого и ничего кроме него, а что и кто же такой Бог спросите Вы – это энергия. Нет ничего кроме энергии, Бога, просто существует исправленная, совершенная энергия – Бог, а есть люди, животные – неисправленная энергия. На самом деле Бог вечен, а значит, энергию невозможно создать, разрушить, она принимает любую форму и постоянно перемещается.

Когда вы поняли кто такой Бог, что это совершенная энергия, части которой разъедены и хранятся в каждом человеке, можно с уверенностью сказать, что когда мы придем к этапу развития человека и соединимся воедино, то данная энергия, когда она соединиться станет одним и неделимым Богом.

А сегодня Бог разъединен по частичкам энергии, и храниться в каждом человек. Нам решать развивать данную частичку Бога или дождаться когда природа, своими страданиями заставит нас и подтолкнет к развитию данной вечной частички называемую Богом.

Обретите свойство отдачи

Чтобы стать Богом , вам нужно обрести свойство отдачи, так как Бог отдает, а человек принимает из-за своих эгоистичных мотивов. Все люди эгоисты, поэтому если вы уберете, данное свойство и будете полностью отдавать все, что у вас есть, вы станете Богом.

Творите

Наполняйте

Чтобы стать Богом , нужно начать наполнять людей новыми знаниями, умениями, опытом и счастьем. Человек, который живет только ради себя, не сможет стать Богом. Не обязательно быть правильным, нужно просто наполнять людей всем, что им нужно не думая о своей выгоде. Когда вы обрететесвойство полной отдачи, вы заметите, как становитесь кем-то нечто большим и сильным, чем просто эгоистический человек.

Обретите счастье

Чтобы стать Богом, вам нужно стать счастливым и начать ценить то, что у вас есть. В этом вам поможет психолог. Так как если вы будете иметь все что вам нужно для счастья, вы успокоитесь и начнете духовное развитие. Человек тратит всю свою жизнь, чтобы обретать то, чего ему не хватает, так как люди не научились ценить и беречь то, что у них есть и поэтому добившись и реализовав одно желание, они желают другого, но так не ощущая счастье.

Когда вы станете Богом , вы обретет иное существование, не в теле, а в душе. Вам не понадобиться тело, для существования, ваша энергия будет находиться в душе и ей не понадобиться тело, чтобы проявлять себя. Каждый человек осознано или неосознанно стремиться к тому, чтобы найти и развить душу, так как это единственная цель, которая имеет вечный характер, а не временные желания, которые в любом случае исчезнут, когда ваше тело умрет. Жизни после смерти нет, есть только сегодня и нужно жить так, чтобы развить свой духовных корень, а не тело.

Сейчас в разных СМИ описываются разнообразные формы мошенничества. Это нужное дело, потому что тот, кто не хочет стать жертвой мошенников, получает возможность избежать их уловок. Аналогичную позицию избрал и я, приняв решение показать суть древнего явления с поклонением "богам" и жертвоприношениями.

Читая этот материал, некоторые из моих сторонников будут удивлены и возмущены мной. Потому что это действительно описание совершенно реального, но некорректного способа. Но прошу не делать выводов прежде, чем дочитаете этот пункт до самого конца: здесь всего-то пара страниц.

На самом деле, не так уж и сложно даже при жизни стать богом. Правда, для этого придётся хотя бы на начальном уровне освоить следующие способности: умение гипнотизировать, умение выходить из тела (есть отдельные книги по этой методике), умение входить в чужой сон, умение навевать нужный сон постороннему, умение совершать какие-либо магические фокусы (вне тела это даже проще), ясновидеть. Способы можно найти во вполне доступных книгах по практической магии. Но, магия имеет серьёзные негативные последствия, поэтому, прежде чем осваивать её, предлагаю ознакомиться с моей статьёй на эту тему "Блеск и мрак мнимого избавления".

Итак, выйдя из тела, ищем кандидата в пророки. Это обязательно должен быть человек с пробитым полем, у которого разрушен барьер между сознанием и подсознанием. Здоровый человек, у которого всё в порядке, с таким барьером просто не услышит нас. Ещё лучше, если это будет человек, интересующийся эзотерикой, практикующий магию или экстрасенсорику. Такие намеренно разрушают свой защитный барьер, открывая "третий глаз". Они сами желают выйти на контакт с небесами. Желательно, чтобы у кандидата изначально были завышенные амбиции и гордыня: такой легко поверит в своё избранничество. Найти такого — никакой проблемы.

Но вот что важно: пророк должен только слышать вас, но ни в коем случае не видеть. Ведь, если он увидит рядом с собой фантом обычного человека, его сложно будет убедить в том, что перед ним не кто иной, как Сам Бог-Вседержитель. Либо надо представать в подобающем виде, как некоторые всё же делают. Для этого просто воздействуют гипнотически, навевая человеку нужный образ. Но это очень хлопотно. Так что проще найти такого, который слышит человека вне тела, но не видит.

Теперь остаётся представиться богом или Вседержителем и вещать свою религию. Новоявленный пророк будет счастлив ловить каждое ваше слово и нести "свет спасительной истины" другим. Если хотите вообще не зависеть от его воли и разума, можно просто войти в его тело и писать его рукой. Это даже ещё больше вдохновит его. Вокруг него начнут собираться ваши сторонники. Их поклонение будет придавать вам дополнительные силы. Это очень важный момент, ведь свыше вам будет идти уже гораздо меньше потенциала реализации (то, что называют энергией Космоса), поскольку такое занятие негативно для Космоса и эволюции душ — вашей и примкнувших к вам людей. А раз так, что придётся переходить на подпитку от людей (энергоинформационный вампиризм).

С этого момента эгрегорная поддержка сторонников станет вашим мощным магическим ресурсом. Используя его, вы сможете демонстрировать магические фокусы, которые будут восприниматься как чудеса, ещё больше укрепляя веру в ваше могущество.

Успех будет зависеть от качества вашей теории, от продуманности обрядов (в плане энергетического обеспечения). Да, да, продумывать обряды — ваша прерогатива.

Если паства ещё не испорчена современной культурой, то для быстрого укрепления магической силы полезно ввести жертвоприношения. При жертвоприношениях "бог" потребляет неизрасходованную жизненную силу (потенциал реализации) жертвы. Тут уже зависит от религии, что будет в этой цели допустимо: убивать животных или обходиться фруктами и продуктами.

Именно так и становятся "богами". Правда, обычно это происходит после смерти. Душа какого-нибудь шамана или амбициозного маньяка, а чаще маниакально амбициозного колдуна начинает с аферы и самозванства, но со временем, напитавшись потенциала реализации, превращается во вполне полновесное божество. Раньше магическую мощь гораздо быстрее можно было набрать за счёт фанатичного поклонения наивных невеж и щедрых жертвоприношений. Теперь больше следует полагаться на массовость, на обрядность.

Если вы вампир, то оторваться от этой игры уже не сможете, а число вашего добровольного "корма" со временем будет лишь расти. Вот так ещё при жизни вполне можно стать "богом". Умерев в этом воплощении, вы уже сразу будете при своём деле и теперь неотрывно будете заниматься только им. За счёт возросшего эгрегора последователей со временем магическая мощь возрастёт настолько, что станете способны творить чудеса, на которые не способны маги. Это привлечёт массу людей. Чудеса — лучшая валюта для приобретения душ.

А вот "богами" становятся бывшие колдуны, изолированные от Космоса за свою деятельность и потому вынужденные стать энерговампирами. Будучи уже в роли богов, они, ради подкрепления веры в свою божественную суть, после жертвоприношений действительно в какой-то мере явным образом исполняют просьбы жрецов, используя свою магическую силу, подкреплённую эгрегором поклонников, а также частью потенциала реализации, высвобождаемого при мучениях и смерти жертв. Естественно, подобный вампир является лидирующим началом своего эгрегора. Вместе с эгрегором он и представляет собой то, что можно обозначить понятием "бог-эгрегор".

Становление "бога" может идти и по другому варианту. Ушедший в мир иной продолжает беспокоиться о живущих. Если есть традиция поклонения мёртвым и признания их богами, то такой становится опекуном живых. Поскольку на это, не только бестолковое, но даже кармически вредное дело свыше потенциал реализации не отпускается, душа переходит на обеспечение за счёт живых: здесь впору и обряды, и жертвоприношения. То есть, в итоге, особого различия между вампирами, которые становятся "богами", и "богами", которые становятся вампирами, нет. Всё в итоге приходит к сходной универсальной форме: "богам"-вампирам для энергетической подпитки нужны усердное поклонение и жертвоприношения.

Правда, сейчас кровавые жертвоприношения неприемлемы цивилизованным людям. Поэтому основная ставка делается на количество поклоняющихся, а также на нагнетание страха в связи с очередным "концом света" или на раздувание религиозной истерии по разным поводам. Там же, где из этических соображений традиционно не приносят кровавых жертв, можно наблюдать всеобщую "высосанность". Там большие массы людей живут в отсталости и нищете: созидательный потенциал людей просто выкачивается, так что на реализацию остаются крохи. Но и от нищеты косвенная польза: высокая смертность, особенно, среди детей, а их неизрасходованный потенциал реализации, достаётся… угадайте кому. Так что и в этом случае не обходится без обильной подпитки человеческим потенциалом реализации.

Любой земной бог — это некая душа, распоряжающаяся энергией и потенциалом, предоставляемыми через поклонение и жертвоприношения. Различие мелких контактёрских явлений и крупных религий лишь в масштабах и формах, но не в сути. Подпитка поклонением или жертвоприношениями нужна деградирующим душам, прикидывающимся богами.

Именно постоянно возрастающая потребность в подпитке побуждает религиозные эгрегоры мотивировать своих подданых устраивать войны и разного рода гонения. Когда массово мучаются и гибнут люди, наступает время счастливого пиршества земных богов.

В отличие от подобных "богов" Вседержитель не требует поклонения себе. Ему необходимо и достаточно, чтобы каждое существо гармонично вписывалось своей жизнедеятельностью в жизнедеятельность Космоса соблюдением Норм Разумного Бытия. Этого не заменят ни молитвы, ни обряды.

Я считаю, что публикация этого метода богостановления безусловно полезна человечеству. Да, не исключено, что кто-то из энерговампиров или амбициозных маньяков воспользуется им и ещё при жизни, а скорее после неё станет богом одной из новоявленных религий, но зато люди будут знать изнанку религий и сект. Всё равно на практике это происходит постоянно, правда спонтанно. За любой земной религией — всего лишь патологичная душа, но ни в коем случае не главный организатор реальности — Вседержитель. Когда-то ведь надо раскрывать правду, не так ли?

А теперь несколько подробнее о ситуации с контактёрством, религиями и с тем, что их порождает — интуитивизмом.

Интуитивизм

Человеческое мышление обеспечивается интуицией и логикой. Важен баланс между ними. При дефиците интуиции вместо нормального человека имеем бессердечный калькулятор, при дефиците логики — мечтательную тупицу. Всё же логика предназначена обеспечить более совершенную адаптацию к реальности, поэтому её лидирующее положение в разуме естественно.

Интуитивизм представляет собой использование интуиции в качестве основного способа познания мира в ущерб объективной логике. В этой крайности, кстати, интуитивизм отстоит далеко от женского склада мышления, поскольку женщины, несмотря на выраженность интуиции, в жизнедеятельности в основном всё-таки ведомы логикой здравого смысла.

Интуитивизмом на практике оказывается любое мировоззрение, при котором игнорируется объективная логика. Потому что при выключении объективной логики человек мыслит тем, что остаётся — интуицией . Так что к интуитивизму относятся не только экстрасенсорика, контактёрство и ченнелинг, но также и необоснованная объективной логикой вера в догматы любого рода — религиозные, политические или даже научные.

Интуитивный способ познания, практикуемый оккультистами, поражает кажущейся эффективностью: информация получается через озарение или контактёрство, сразу в готовом виде, без затрат собственных умственных усилий, без мучительного продвижения по пути познания с ошибками и заблуждениями. Действительно, душа на подсознательном уровне подключена к единому подсознанию и, соответственно, к безбрежному информационному океану вселенной. Есть аспекты интуитивизма, в которых он показал некоторую свою полезность:

  • Через интуитивизм люди получили первые знания о существовании тонких взаимодействий и закономерностей, тонкого мира, души, ангелов, богов, кармы и реинкарнации.
  • Сам факт этого явления позволяет людям видеть реальные свойства мира, его многомерность и сложность.
  • Некоторые предсказания о масштабных событиях, данные интуитивистами, позволяют людям видеть стратегический вектор событий. Такие предсказания даны Вангой, Кейси, Нострадамусом и некоторыми другими.

Может, тогда стоит вернуться к вере предков, к христианству или язычеству, которые и основаны на интуитивизме? Ведь там корни нашей культуры и духовности. Но…

Интуитивное мракобесие

Вот в очень поверхностном изложении перечень негативных моментов интуитивизма, которые при честном подходе невозможно игнорировать:

  1. Ненормальное познание. Получение новой для человечества информации вне логики, опыта жизни и рассуждения противоречит сути эволюции общества, которая как раз и происходит через труд самостоятельного постижения истины именно через рациональное изучение реальности с помощью логики и рассуждений. При самостоятельном познании возможно объективно оценить достоверность информации. Неизбежные при самостоятельном познании ошибки и их последующая коррекция обеспечивают качество опыта, иммунитет от ошибок в будущем.
  2. Загрязнённость. Хотя в мировоззренческом плане интуитивная информация обычно бывала обширнее и объёмнее плоских и ущербных достижений молодой рационалистической науки, она имела множество вариантов и невозможно было определить, который из них верный и есть ли он вообще. Но ведь истина одна. Соответственно, основной объём контактёрской информации оказывается ложью.
  3. Кармическая незаслуженность. Истина — благо, которое должно быть заслужено кармически. Знание заслужено обществом, если оно достигнуто трудом сознания его представителя, а значит и вкладом коллективного подсознания. Естественный порядок вещей в том, что складывается порядок классификации и использования информации, вознаграждения автора, а при серьёзных достижениях и соответствующего изменения его статуса. Это естественный и нормальный порядок, совершенствующийся по мере эволюции общества. И обусловлен такой порядок тем, что любая социально значимая деятельность должна иметь соответствующую мотивацию, а значит, должна быть адекватно поощряемой. Этот порядок социально и кармически оправдан. Нарушение этого порядка противоречит и эволюции, и карме. Таким образом, получение готовой информации через контактёрство (ченнелинг, голоса, автописьмо и т.д.), по сути, является воровством и разновидностью вампиризма (интеллектуальным вампиризмом). Как и при всяком вампиризме это приводит к деградации, в данном случае духовной и интеллектуальной. Неизбежна и кармическая ответственность. Так же, как обычным ворам награбленное не идёт впрок, так и краденые знания в целом приносят больше проблем, чем пользы. Потому что ситуация кармически выстраивается так, что воруемая информация изначально негодна и по ущербности обычно вполне соответствует ущербности души контактёра: подобное к подобному. Негодность контактёрской информации проявляется, прежде всего, в обилии негодного, предлагаемого интуитивистами.
  4. Практическая бесполезность. Интуитивисты никогда не могли предложить ничего годного к практическому применению. Магию и целительскую практику нельзя отнести к полезным обретениям, поскольку в итоге они дезориентирует людей, отвлекая от необходимости духовного совершенствования и понимания кармической сути проблем, к тому же не снижая их объёма. Абстрактные же рассуждения интуитивистов, как правило, годны лишь для заумного философствования. Обычно основной объём контактёрской информации занимают либо фантазия, которую невозможно проверить, либо демагогия, направленная на то, чтобы зомбировать сознание.
  5. Анонимность источника. Невозможно идентифицировать источник интуитивной информации. Поскольку такой способ получения деструктивен в принципе, на контакт выходят либо тёмные, либо невежественные серые сущности, но не светлые. В большинстве случаев они, конечно же, представляются тем, кому изначально доверяет человек: светлым ангелом, святым, богом, Вседержителем.
  6. Заведомая несветлость источника. Светлые силы не выходят на связь, понимая деструктивность подсказок. Кроме того, они обычно не выходят на контактёров вследствие понимания порочности самой формы донесения информации, которая издревле активно используется заблудшими душами и тьмой. В очень редких случаях от светлых душ бывают подсказки простым людям. Но это обязательно такие подсказки, которые помогают человеку понять ошибочность своего поведения. Но где подсказка именно светлых сил или тёмных человеку досконально не разобрать.

Вред

А вот примеров негодного, предложенного интуитивистами — несметное количество. Просто перечислением катастрофических глупостей, реализованных с подачи интуитивистов, можно заполнить не одну толстую книгу. Взять хотя бы магию или жертвоприношения. Небольшой штрих о жертвоприношениях.

Ацтекские жрецы в своё время ежедневно приносили людей в жертву ради того, чтобы обеспечить ежедневное появление солнца. Мол, солнце каждую ночь сражается с луной и звёздами, поэтому надо ежедневно подкреплять его силы. (Круто! Привет астрофизикам, — вы, небось, несколько иначе представляли себе космические процессы? А вот послушайте мудрецов-интуитивистов: они с богами говорят).

Чем подкреплять силы солнца? — Тамошние интуитивисты знали точно — разумеется, ничем иным, как человеческой кровью. Другие боги, как они считали, тоже почему-то обожали человеческую кровь. И их угощали, особенно, когда просили о чем-нибудь: об урожае, о хорошем улове рыбы, о прекращении засухи. Особенно лакомой для богов считалась кровь детей. Жрецы учитывали эти предпочтения, то и дело щедро одаривая богов толпой испуганных малышей: у живых вскрывали грудь и живот, вытаскивали сердце и внутренности и сжигали это перед идолами, считая, что те вкушают через дым. Попавших в плен воинов перед принесением в жертву истязали. Деградировавшие души, которые прикидывались богами, подпитывались энергетикой страданий. По прикидкам учёных ежегодный расход как бы на пропитание лишь ацтекским богам достигал 20 000 человек.

С благословения этих же интуитивистов людей, приносимых в жертву, после сбора крови, разделки тел и кулинарного приготовления, поедали, сдабривая приправами, все присутствующие обычные местные люди. В конце двадцатого века археологи нашли всему этому достоверные доказательства. Учёные считают, что человеческие жертвоприношения были распространены почти у всех народов Южной Америки. А вообще, как считают историки, человеческие жертвоприношения практиковались в разное время на всех обитаемых континентах, и всегда в основе ритуалов были взгляды интуитивистов.

Массовое сжигание инквизиторами заживо людей, заподозренных в колдовстве, вообще тёмные дела религий и сект, увод от реального развития, торможение науки и прогресса — всё это тоже в копилке "достижений" интуитивизма. Практически все народы отметились той или иной неадекватностью, часто изуверского свойства, под влиянием именно интуитивистов. Кроме общеизвестных, происходило и происходит множество скрытых от понимания людей деструктивных явлений, совершаемых религиями и стоящими за ними силами.

Истинная цель контактёрских источников

Тёмные сущности в основном являются просто патологичными душами, ещё при жизни привыкшими к энергоинформационному вампиризму в связи с отключением от обеспечения потенциалом реализации свыше: В связи с патологичностью настроя души и потому несовместимостью с разумным Космосом. Как минимум, они подпитываются энергетикой внимания. Ещё большую подпитку они получают от страданий жертвы. Ради этого они завлекают человека какими-либо очевидными полезностями (пророчествами, подсказками, исцелениями), чтобы впоследствии устроить жертве большую беду или целую череду катастроф. Так что не удивляйтесь тому, что контактёры обычно имеют тяжёлую судьбу: часто это им организовали именно их информаторы. Огромное количество случаев, когда подстрекаемые голосами люди совершали кровавые преступления, подталкивали окружающих к поступкам, приводившим к беде. Всплеск людских страданий для них — радостный пир. Наконец, наибольшую подпитку тёмные сущности получают при смерти жертвы. В этом случае угощением становится значительная часть неизрасходованного жертвой потенциала реализации.

Приношение жертвоприношений в значительной мере служит именно этой цели (кроме того, что частично временно перераспределяет карму). Совершение новоявленными религиозными движениями массовых кровопролитий — ради того же. При этом духовные предводители и не подозревают об истинной подоплёке творимых под их руководством злодеяний.

Также тёмным сущностям приходится творением зла выслуживаться перед своими тёмными эгрегорами. Тёмные эгрегоры особенно ценят введение в заблуждения мировоззренческого уровня. Поскольку таким образом подготавливается масштабный вампиризм более изощрённого характера, когда потенциал реализации высасывается у целых народов.

Есть и прямая зависимость между эволюционным уровнем общества и агрессивностью царящей в нем религии. Дело в том, что душа, выдающая себя за бога, выбирает соответствующего своему уровню контактёра. Поскольку целью ставится максимальное влияние на окружающих, контактёр также должен соответствовать уровню окружающих. Получается соответствие между уровнем энергоинформационного вампира и уровнем общества. Поскольку по мере повышения эволюционного уровня уровень агрессии снижается и в душах, и в обществе, снижается и уровень агрессии религии. Вот почему можно наблюдать прямое соответствие между эволюционным уровнем религиозной среды и уровнем агрессивности её религии (фанатических и экстремистских проявлений). Но здесь не просто соответствие эволюционных уровней, но и отмеченный ранее фактор перехода на более стратегические формы вампиризма.

Означенный переход не влечёт игнорирование "богом" материальных благ. Наоборот, материальные блага являются важным косвенным фактором поддержки жизнеспособности эгрегора, который служит вампирическому "богу". Если взять какую-нибудь старую устоявшуюся и благополучную религию и проследить её генеалогическое древо, увидим любопытную закономерность. Там, где было начало, как правило, довольно жирные корешки — люди, живущие на её исторической родине, или выходцы из неё, придерживающиеся исходного состояния религии, часто богаты и входят в финансовую элиту человечества. Там, где вершки этого древа, то есть, последние из присоединившихся к этой религии народов, наблюдается обратная картина — неустроенность и стабильное неблагополучие. Это древо в перевёрнутом виде можно сравнить с пирамидой (корешки будут соответствовать вершине). То есть пирамида является одновременно и схемой власти, и схемой вампиризма. В основании пирамиды (в вершках древа) обязательно должны быть проигравшие — рабы. На первый взгляд, вроде бы всё устроено ради вампирической перекачки от одних народов к своему. На фоне перекачки потенциала реализации соответствующим образом перекачиваются и материальные блага. На деле основной выигрыш у того, кто организовал пирамиду — земного "бога". Вспомните финансовые пирамиды. Там тоже последние ряды присоединившихся оказываются проигравшими.

Откуда же такое изобилие негодного, исходящего от интуитивистов? Ведь интуитивисты на самом деле из самых лучших побуждений хотели узнать истину о мироустройстве, дать обществу знания, с помощью которых можно улучшить жизнь. Большинство из них — люди альтруистического склада. К сожалению, у людей, не придерживающихся объективной логики, она неизбежно атрофируется, а без неё невозможно различать истину ото лжи, полезное от вредного, светлое от тёмного .

Призывы постигать не умом, но сердцем, на деле всегда исходили от тьмы. Если учесть хронологию эволюции — сначала интуиция, и лишь затем разум, то станет очевидным, что завуалированное предложение отказаться от ума исходит от силы, противостоящей эволюции, а значит и её Организатору — Вседержителю. Это и есть ключ к пониманию сути странных религиозных утверждений.

Итак, оборотная сторона интуитивизма в том, что в итоге это оказывается путём заблуждений и зла, путём тьмы. И это справедливо: согласитесь, было бы странно, если бы любители интеллектуальной дармовщины, люди по жизни ущербные, являлись вестниками Вседержителя. В целом же, люди, вещающие с подачи "голосов" — люди заблудшие. Незавидная жизнь интуитивистов, в том числе и знаменитых, — повод задуматься тем, кого прельщает эта сфера деятельности.

Ещё более выразительным вразумлением небес является судьба обществ, поставивших интуитивизм выше объективизма, доверивших свою судьбу интуитивистам (жрецам, колдунам, священникам). По опыту истории интуитивистские языческие общества приходят в упадок (небеса не поощряют заблуждений), а во главе цивилизации оказываются теократические общества (они менее интуитивистские, чем языческие), а затем светские (они вообще рационалистические). Теперь светские общества показывают своё явное превосходство как в могуществе, так и в качестве и уровне жизни. Вспомните судьбу языческих обществ прошлого всех континентов, в том числе судьбу Древнего Египта. Что от них осталось, кроме археологических следов?

Это лишь в сказках, муссируемых безнадёжными мечтателями, язычники в древности жили якобы в золотой эре. Как они жили на самом деле демонстрируют Гаити и языческие страны Африки: поклонники интуитивизма совсем не случайно оказываются именно в таком упадке и убожестве. Кстати, именно поэтому, как правило, и становятся лёгкой добычей оккупантов и поработителей. И Россия в своё время не избежала этой жёсткой закономерности. Но разве адекватно заниматься тем, что в итоге приводит к рабству?

Может, честные интуитивисты на фоне таких примеров прикусят свои натруженные красноречивые языки, потупят взоры и хотя бы слегка порозовеют от стыда? — Не дождётесь: для фундаментального переосмысления нужна объективная логика, которая у них обычно атрофирована.

Если называть вещи своими именами, то весь опыт реальности упорно учит тому, что отказавшиеся от объективной логики неизбежно оказываются проводниками тьмы. Надо быть лукавым до мозга костей, чтобы не видеть это.

Все религии основаны интуитивистами-контактёрами. Если бы человечество, очнувшись, взялось честно и справедливо разобраться только лишь относительно очевидных чудовищных массовых преступлений, совершенных из религиозных соображений разного конфессионального толка только лишь в последние века, пришлось бы устраивать всемирный судебный процесс, несоизмеримо более масштабный, чем Нюрнбергский процесс над гитлеровцами. Да и Гитлер, кстати, был интуитивистом.

Но Высший Суд идёт всегда. Достаточно внимательнее присмотреться к историческим процессам, судьбам народов, стихийным бедствиям и катастрофам. Чем более интуитивистское общество, тем хуже его состояние. Это более справедливый суд, не дожидающийся, когда встанет на место разум человечества.

Объективная логика — путь к свету

Объективная логика ориентирована на достоверное познание реальности. Но реальность есть речь Вседержителя, которой он общается с миром. Значит, разум, ориентирующийся предпочтительно на объективную логику, в итоге воспринимает вразумления Вседержителя. Вот почему объективная логика — путь к истине, свету и добру, а интуитивизм — путь во тьму.

Человеческое мышление

Есть две составные части человеческого мышления: интуиция и логика. Обе части необходимы для обеспечения эффективного мышления. Дефицит любой из составляющей влечёт проблемы. Совсем не случайно эволюцией сформировано именно такое мышление, в котором сочетаются оба способа обработки информации. В этом отражён опыт миллионов лет.

Человек отличается от животного наличием сформированной логики. При этом важно отметить, что у человека логика верховенствует над интуицией. Причём по ходу эволюции верховенство логики у разумных существ возрастает. Это относится и к женщинам. О том, что женщина ведома интуицией, я говорил лишь в относительном смысле. Только о низших животных можно сказать, что они ведомы лишь интуицией. Уже у высших животных есть зачатки логических способностей.

Так что верховенство логики в познании мира является естественным и прогрессивным, отражающим тенденцию разумной эволюции. В противовес этому интуитивизм, реализованный в социальных масштабах, всегда тянет назад, влечёт деградацию либо консервацию, что мы со всей очевидностью наблюдаем в обществах, придерживающихся интуитивистских мировоззрений.

Кому верить?

В свете обозначенных моментов очевидно, откуда проистекает такое изобилие людей, каждый из которых якобы общается с Высшим Разумом или Вседержителем и якобы назван Им его единственным представителем, но при этом несущих совершенно разную, порой диаметрально противоположную информацию. Как же разобраться? На самом деле не так уж и сложно.

Поскольку Вседержитель — главный организатор реальности, то бесспорным отображением Его замысла является только лишь объективная реальность. Как в делах человека можно искать отпечаток его разума, так и в реалиях мира запечатлены вразумления Высшего Разума. Систематически проявляющиеся закономерности реальности — самые достоверные вразумления Вседержителя. Вседержитель организует реальность и только лишь через неё же общается с миром. В реальности же достаточно отражены и свойства тонкого мира, потому что плотный и тонкий миры взаимосвязаны. А души, духи и прочие сущности способны лишь давать информацию через голоса, тексты, образы, максимум — организовывать локальные знамения.

Информацию, запечатлённую в реальности считывать сложно, зато она гарантированно защищена от подделки и её авторство бесспорно. Плотная реальность одна и истина одна. Сложность считывания обеспечивает кармическую заслуженность знаний. Только достойный этих знаний разум способен считать её. Другим же легко проверить достоверность этих знаний, поскольку её подтверждения — в самой реальности. А готовую информацию духов-самозванцев через голоса, автописьмо и т.д. получает кто попало, причём, как правило, это люди, ущербные психикой, здоровьем и судьбой. И никакие звания и должности таких людей не должны вводить в заблуждение относительно их адекватности и объективности.

Если честный, интеллектуально продвинутый человек возьмётся анализировать реальную жизнь в разных её проявлениях с позиции различных учений, то он неизбежно придёт к тому, что единственное учение, адекватное реальности — концепция "Релгрос", а всё остальное — фикция, удобная лишь для философствования.

Неудивительно: считывая объективную реальность я и разработал концепцию "Релгрос". А интуитивная помощь свыше в виде мыслеобразов была лишь дополнительным подспорьем, смысловыми ключами. Поскольку я пользуюсь, прежде всего, объективной логикой и основываюсь на реальности, то я именно рационалист и ни в коем случае не интуитивист. В этом и ценность моей информации: это не мифы неизвестного источника, это то, что считано с реальности, которая организована Вседержителем и которая окружает вас, поэтому подтверждения наблюдаете в самой жизни. Вот почему с течением времени количество разного рода подтверждений концепции "Релгрос" лишь возрастает.