Святые отцы про радость счастье. Православные просветительские курсы. От ветхозаветного благоденствия до надежд на Царство Небесное

Если проанализировать все поздравления, которые мы получаем в День рождения и в другие праздники, то обычно они начинаются словами «счастья-здоровья…». Но какой смысл мы в них закладываем? Как понимает суть счастья православие? Разве только внешнее благополучие и деньги делают человека действительно счастливым?

От ветхозаветного благоденствия до надежд на Царство Небесное

По мирским меркам православие — очень странная религия. Ведь вместо синицы в руке она предлагает только журавля в небе. Никаких тебе обещаний счастливой и беззаботной жизни, рая на земле.

Даже в тексте Библии очень редко упоминается само слово «счастье».

Например, в Ветхом Завете оно встречается девять раз, и что интересно, пять из них относятся к книге Иова. Того самого Иова Многострадального, искушаемого сатаной, и в один миг потерявшего состояние, семью и здоровье.

Всего девять скупых упоминаний, хоть в Ветхом Завете и верили, что если человек исполняет заповеди, то Господь вознаградит его за это земным благоденствием.

Считалось, что Бог благословляет человека детьми, умножением состояния… Такое понимание частично сохранилось и у современных христиан, а в протестантской среде друг другу желают не счастья и здоровья, а говорят: «Пусть вас Бог благословит!».

Но, по правде говоря, Новый Завет совсем иначе оценивает суть счастья. В Евангелии это слово вообще ни разу не упоминается. Более того, воплотившийся Христос проповедует отнюдь не земное благобытие. Своим ученикам Он говорит: меня на земле гнали, значит, и вам придется пережить то же самое. Он не обещает им финансового благополучия, карьерного роста и социальных гарантий.

Почему? Да потому, что все это — земное, временное, тленное. А Он — Бессмертный Бог, Его Царство — на небе. Поэтому Христос обещает лишь одно — «претерпевший до конца спасется». То есть перенесший все испытания и скорби, но оставшийся верным Богу, попадет в Царство Небесное . Там его ждут вечные радости и веселие. Но никак не счет на миллион долларов, просторная квартира в центре города и продвижение по карьерной лестнице.

Хоть многие и понимают, что все это внешнее и временное, но часто поступают так, как Саломия, мать апостолов Иоанна и Иакова. Однажды она обратилась ко Христу с просьбой: посади моих сыновей по правую и левую руки в царстве Твоем. На что Спаситель ответил: не знаешь, чего просишь.

А знаем ли мы, что такое счастье, и чего мы на самом деле желаем нашим близким, друзьям, коллегам?

Не в деньгах…

Обычно счастье разделяют на две категории:

  • внешнее;
  • внутреннее.

Под внешним принято понимать все факторы извне, которые якобы делают нас счастливыми. Это деньги, дорогая одежда и украшения, квартиры и машины, заграничные курорты…

Обычно все это сводится к одному — к богатству. Ведь если человек имеет деньги, то может позволить себе многое: от образования в самых престижных университетах мира до устройства на хорошую должность, статуса в обществе и иллюзии счастливого человека.

Но суть счастья не в навязываемых иллюзиях. Да и приумножение финансового состояния не делает жизнь человека радужной и безоблачной.

Иногда приходится сталкиваться с тем, что чем больше имеешь, тем больше хочется. Если у тебя миллион, то кажется, что когда появится еще один, то все будет прекрасно. Но потом захочется еще один, а тогда и миллиард…

Да и у каждого человека индивидуальные «аппетиты» на деньги. Сравните нищего и владельца крупного бизнеса. У первого нет ни крова, ни одежды, ни еды. Второй имеет все в излишестве.

Если нищему дать 10 тысяч долларов, то он весьма обрадуется — хватит не только на хлеб. Но для второго это будет всего лишь мелкая прибавка к состоянию.

Если не деньги, то что же такое счастье?

Счастье — в любимом деле и достижении целей?

Это комплексное внутреннее состояние, когда личность удовлетворена своей жизнью, каждый ее день проходит осознанно, у нее есть любимое дело.

Такой человек любит и любим, творит добро и вкладывает много энергии в любимое занятие. Достигнутые цели и полученный результат влияют и на внутреннее состояние человека, и частично на внешнее:

  • для учителя счастье, когда ученики приходят на уроки подготовленными;
  • для музыканта — собрать аншлаг или написать новый шедевр;
  • для спортсмена — установить рекорд;
  • для миллионера — приумножить состояние на очередной миллион;
  • для нищего — иметь вдоволь еды.

Христианство же ставит перед человеком более глобальную цель — спасение. Что это значит? Счастье в православии — это быть с Богом. Но об этом надо говорить постепенно и детально.

Христианское счастье: тоска по раю и желание спастись

В каждом человеке заложено стремление к счастью, и в этом нет ничего греховного.

Более того, можно смело сказать, что каждый из нас создан Богом для счастья. Вот только смысл этого понятия совсем не тождественен крупной сумме на банковском счету и внешнему благополучию.

Человек был создан для любви, достижения святости, жизни с Богом. Первые люди жили в Эдемском саду, познавали красоту Божьего мира и общались с Богом. Это было подлинное счастье. В Библии есть даже более удачное слово — блаженство.

Но все изменилось после злополучного грехопадения. С тех времен уже на протяжении тысячелетий человек скорбит за потерянным раем и пытается отыскать его в земной жизни.

Христианство дает ему надежду. Какую? Достигнуть святости и попасть в рай. Именно Царство Небесное обещал Христос Своим ученикам.

Можно долго фантазировать на тему того, какой будет жизнь в обещанном раю, но это не главное. Важно одно: для праведника, всем сердцем полюбившего Бога, пребывание на небе превратится в вечное блаженство. Никакой скорби, тоски, болезней, переживаний. Только всеобъемлющая радость и любовь.

Обычному человеку, обремененному суетой и грехами, это тяжело представить. Но многие святые на собственном опыте знали, к чему они стремятся.

Молитва — дверь к небесной радости

Праведники в молитвенном состоянии познавали вкус счастья в православии.

  • Апостол Павел в послании к коринфянам пишет, что в свое время был «восхищен до третьего неба» — то есть попал в рай и слышал ангельское пение.
  • Мария Египетская , искупившая грех блуда 47-летним подвигом в пустыне, молилась так горячо, что поднималась над землей.
  • Серафим Саровский достиг такой святости, что еще при жизни его посещала Пресвятая Богородица, а, по свидетельству современников, от него исходил божественный свет. Кроме того, преподобный был настолько «не от мира сего», что постоянно радовался и всех встречных приветствовал возгласом «Радость моя, Христос воскресе!».

Это лишь некоторые примеры. Многие святые, творящие непрестанную Иисусову молитву, говорят о неземной радости и утешении. Здоровы они или немощны, в благоденствии или скорби — они спокойно принимают все, что посылает Бог. Как пишет апостол Павел, всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите.

Получается, что все эти добродетели неразрывно связаны: если человек постоянно помнит о Боге и все совершает с молитвой, то с благодарностью принимает все испытания. И даже если приходят скорби или болезни, он все равно благодарит Бога. Почему? Потому что Всевышний посылает человеку шанс измениться, смириться, помочь другому, преодолеть собственные гордость и самолюбие.

Блаженный — счастливый или сумасшедший?

Внутренняя радость и любовь — это и есть основа счастья в православии. В Новом Завете первые слова упоминаются очень часто. А евангелист Иоанн Богослов, которого еще называют «апостолом любви», призывает каждого: Радость ваша будет совершенна.

Также в Новом Завете часто используется слово «блаженство». В Нагорной проповеди Христос произносит девять заповедей блаженства — путей достижения святости. Блаженными он называет милостивых, кротких, чистых сердцем, миротворцев, изгнанных и претерпевших за правду Божью.

По христианским меркам такие люди действительно знают суть счастья и готовятся к райской жизни, а не к комфортной земной.

Но какие значения имеет слово «блаженный» в толковом словаре?

  1. Счастливый.
  2. Сумасшедший, не совсем нормальный, юродивый.

Эти толкования как раз и противопоставляют мирское и церковное понимание.

Если счастье в православии — это быть с Богом, в земной жизни переносить все скорби, смиряться, отказываться от земных благ, чтобы достичь совершенства и пребывания в раю, то в миру все совсем не так.

Надо искать себе место под солнцем, соответствовать статусу и быть даже лучше других — иметь много денег, красиво одеваться, жить в роскоши. Мол, один раз живем, надо попробовать все.

Но если бы это соответствовало действительности, так почему же зажиточные люди часто впадают в депрессию, чувствуют себя опустошенными и даже доходят до суицида?

Почему же многие пережившие клиническую смерть кардинально меняют собственную жизнь, отказываются от миллионов и миллиардов и помогают нуждающимся, как, например, австралийский бизнесмен Карл Рабедер ?

Потому что суть счастья — не в деньгах и временном благополучии. В этой жизни его можно достичь в молитве, помощи другим, постоянной самоотдаче. Чем больше отдаешь, тем больше возвращается.

Также понятно, что земная жизнь настолько разноцветная, что постоянно держаться на белой полосе не удастся. Мы постоянно что-то теряем и приобретаем. Но будут ли важны наши переживания через определенное время, или тогда, когда времени и пространства уже не будет?

…Помню, как в студенческие годы одна девушка очень расстроилась, когда преподаватель музыки сказал, что у нее слабый голос. После занятия она выглядела очень грустной. Тогда подруга дала ей очень важный совет: а ты попробуй посмотреть на свои проблемы с расстояния вечности. Останется ли для тебя эта мелкая проблема важной через пять лет, десять, в старости? Будет ли она иметь хоть мало-мальское значение не во временной жизни, а в вечной? И что такое счастье конкретно для тебя?

О сути счастья рассказывает и эта видеопритча:

Всякий, хотящий жить во Христе, — гоним будет. Не обязательно людьми, но болезнями, обстоятельствами, своим сложным характером, когда пытаешься что-то в нем исправить, и т. д. То есть получается, на этом свете христианам счастья не дождаться?

В чем несчастье гения?

Несомненно, что счастье — это состояние. Но его природа может быть разной. Есть небольшая притча о бедном рыбаке и его богатом соседе. Когда один лежал на берегу у своей лодки и смотрел на то, как солнце садится в море, второй подошел и спросил, почему тот не ловит рыбу?

— А зачем? — спросил рыбак. — Я сегодня наловил достаточно, чтобы прожить день.

— Как зачем? — удивился сосед. — Ты поймаешь рыбы больше, чем обычно, и продашь за деньги.

— Купишь себе еще одну лодку, чтобы ловить еще больше рыбы, наймешь работников, и они будут трудиться на тебя, а ты будешь богатеть.

— Ну и что?

— А потом ты будешь ничего не делать и наслаждаться жизнью, дурачок, — воскликнул богатый сосед.

— А что я, по-твоему, сейчас делаю?

Один из собеседников был явно счастлив, но был ли несчастлив другой, притом что оба наслаждались жизнью так, как они это понимали? Для богатого соседа большая часть отпущенного ему на земле срока прошла в ожидании этого состояния, когда, как в детстве, предвкушение летних каникул часто радует больше, чем сами каникулы, которые уже омрачаются неминуемым сентябрем. Наслаждение жизнью было целью, процесс достижения которой растянулся на всю жизнь.

Для рыбака счастье могло быть и вне его. Он мог соприкоснуться с ним, стать его частью. Его счастье могло вобрать в себя еще миллиарды таких же, как он, и счастья не стало бы меньше. Счастье же его богатого приятеля замкнуто на него самого и более ни на кого. Там нет места для лежащего на берегу соседа, но у этого соседа всегда рядышком найдется подходящее местечко.

Для того чтобы осмыслить, какой из подходов верен (или верны оба), важно попытаться понять, счастье — это понятие объективное или субъективное, временное или вечное? От этого зависит ответ на вопрос — возможно ли в принципе вывести некую общую для всех формулу? Как это будет правильно, по-русски: мы в счастье или счастье в нас?

Например, Google, не хуже романтичной восьмиклассницы, заполняющей на уроке литературы традиционную анкету с розовой кошечкой на обложке — «счастье — это…», найдя за 0,2 секунды 32 миллиона страниц, выдает результат, что счастье, как правило, бывает семейным, женским, еврейским, и в конце списка оптимистично заключает, что больше всего найдено определений «счастье — это просто».

Понятиями, близкими по смыслу, обычно считают эйфорию, экстаз. Мне приходилось встречать людей, которых уверенно можно было назвать счастливыми. Но ни в одном из них не было даже следа какой-либо экзальтированности. Их счастье было смиренным и радостным покоем духа.

Хотя Кант и утверждает, что «в отношении счастья невозможен никакой императив, который в строжайшем смысле слова предписывал бы совершать то, что делает счастливым», невозможно не отметить, что для счастливцев важно исполнение верного целеполагания. Однако преходящая цель рождает постоянную неудовлетворенность, так как по достижении ее наступает временное насыщение результатом, сменяющееся еще большей жаждой. Отсюда драма творчества. Художник всегда в смятении, гений не удовлетворен своим творением, потому что оно несовершенно. Цель отразить в тленном — нетленное обречена на неудачу. Поэтому гений обычно несчастен (в отличие от просто талантливого человека), потому что он не удовлетворяется земным, но и не в его силах самому постичь небесное. На пике этого диалектического единства противоположностей рождается острое ощущение необходимости в Творце. Итак, возможно, верный критерий счастья не в земной жизни, а в сопричастности Небесному.

По следам праведного Иова

Но, как ни странно, счастье, как, казалось бы, вполне христианское понятие, не очень популярно в Священном Писании. В Синодальном переводе Библии слово «счастье» встречается лишь в одной, но настолько знаковой книге, что это не может быть простой случайностью. Речь идет о книге Иова.

«Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока. Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними» (Иов 1: 3-4). В полном соответствии с ветхозаветным миропониманием, счастье здесь объясняется как длящееся состояние земного благополучия, достатка, отсутствия внешних напастей. Это почти классическая античная ευδαιμονία — процветание, невозмутимое блаженство в добродетели.

У Ивана Сергеевича Тургенева есть рассказ «Живые мощи», который, можно сказать, написан по мотивам книги Иова, но уже в христианском миропонимании. Его героиня была, как описывает ее автор (повествование ведется от его лица), «первая красавица во всей нашей дворне, высокая, полная, белая, румяная, хохотунья, плясунья, певунья! Лукерья, умница Лукерья, за которою ухаживали все наши молодые парни, по которой я сам втайне вздыхал».

В момент встречи автора с героиней рассказа Лукерья лишена всего — она тяжело больна и недвижима. Но можно ли назвать ее несчастной (а ведь именно это слово просится на язык у сострадательного читателя)? Вот и автор рассказа обращается к ней:

«– И не скучно, не жутко тебе, моя бедная Лукерья?

— А что будешь делать? Лгать не хочу — сперва очень томно было; а потом привыкла, обтерпелась — ничего; иным еще хуже бывает.

— Это каким же образом?

–А у иного и пристанища нет! А иной — слепой или глухой! А я, слава Богу, вижу прекрасно и все слышу, все. Крот под землею роется — я и то слышу. И запах я всякий чувствовать могу, самый какой ни на есть слабый! Гречиха в поле зацветет или липа в саду — мне и сказывать не надо: я первая сейчас слышу. Лишь бы ветерком оттуда потянуло. Нет, что Бога гневить? Многим хуже моего бывает. Хоть бы то взять: иной здоровый человек очень легко согрешить может; а от меня сам грех отошел. Намеднись отец Алексей, священник, стал меня причащать, да и говорит: “Тебя, мол, исповедовать нечего: разве ты в твоем состоянии согрешить можешь?” Но я ему ответила: “А мысленный грех, батюшка?”

Хуторской староста говорит о ней: “Сама ничего не требует, а напротив — за все благодарна; тихоня, как есть тихоня, так сказать надо”».

«Ничего не требует, а, напротив, за все благодарна», — это уже совсем по-евангельски, где любовь не ищет своего и благодарит за все. Такой человек недалек от Царствия Божия, но сама страдалица не считала себя совершенной.

«– Эх, барин! — возразила она. — Что вы это? Какое такое терпение? Вот Симеона Столпника терпение было точно великое».

Лукерья, несомненно, пребывала в том состоянии, когда даже смерть не может нарушить внутренний покой.

Вот как она описывает одно из своих видений: «И проходят мимо меня все странники; идут они тихо, словно нехотя, все в одну сторону; лица у всех унылые и друг на дружку все очень похожи. И вижу я: вьется, мечется между ними одна женщина, целой головой выше других, и платье на ней особенное, словно не наше, не русское. И лицо тоже особенное, постное лицо, строгое. И будто все другие от нее сторонятся; а она вдруг верть — да прямо ко мне. Остановилась и смотрит; а глаза у ней, как у сокола, желтые, большие и светлые-пресветлые. И спрашиваю я ее: “Кто ты?” А она мне говорит: “Я смерть твоя”. Мне чтобы испугаться, а я напротив — рада-радехонька, крещусь! И говорит мне та женщина, смерть моя: “Жаль мне тебя, Лукерья, но взять я тебя с собою не могу. Прощай!” Господи! как мне тут грустно стало!.. “Возьми меня, говорю, матушка, голубушка, возьми!” И смерть моя обернулась ко мне, стала мне выговаривать… Понимаю я, что назначает она мне мой час, да непонятно так, неявственно… После, мол, петровок… С этим я проснулась».

Христианское сознание видит божественную награду не в возвращении в земное благополучие, а в сопричастности к той Небесной радости, о которой говорит Христос в притче: «…войди в радость Господа твоего». Евангелие, в отличие от книги Иова, не знает категории счастья. Но Христос и апостолы неоднократно говорят о радости, причем радости, которая может быть соединена (правда, вовсе необязательно) с житейскими скорбями. Только в христианской аскетике было возможно появление выражения «радостотворный плач».

Почему страдания не омрачают счастья христиан? Потому что они разделены пропастью между тленным и вечным. Страдает вещественное, временное тело в этом мире, радуется вечная душа, сопричастная Царства Божия. Радуется, облекаясь во Христа и приобщаясь вечного Бога. И смерть — не просто окончание земных страданий, смерть, — врата в жизнь, и поэтому она может быть радостной, что немыслимо для ветхозаветного сознания.

Когда промыслом Божиим от Иова отнимается земное богатство, он, пораженный «проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его», восклицает: «…как ветер, развеялось величие мое, и счастье мое унеслось, как облако. И ныне изливается душа моя во мне: дни скорби объяли меня» (Иов. 30:15-16). Когда же Иов раскаивается в том, что «говорил о том, чего не разумел, о делах чудных… которых не знал», Бог возвращает его в прежнее состояние и награда за верность измеряется в количестве имущества и наследников: «И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. И было у него семь сыновей и три дочери» (Иов. 42: 12-13).

Героиня тургеневского рассказа страдает подобно Иову, лежит в тяжкой болезни, так же верна Богу и терпеливо сносит свое положение, но ее награда оказывается выше земного благополучия. Она не одинока в своем мнимом одиночестве, дух ее мирен, мысль покойна. Она не осуждает ни жениха, бросившего ее после того, как она, получив травму, стала калекой, никого. Она радуется новому дню, забежавшему зайцу, запаху гречихи — любой мелочи… И тихо отходит в предсказанный ей во сне день, слыша колокольный звон с небес — символ того, что жизнь и смерть ее были угодны Богу, к Которому и стремится душа ее.

Значит, настоящее счастье — выше всего земного. Это причастие Небесного. По-русски славянское слово «причастие» переводится как «приобщение». Быть причастным, значит быть общником чего-то или Кого-то.

Пусть восьмиклассница с розовой тетрадкой, не задумываясь пока над смыслом, старательно вписывает в анкету определения типа: счастье — это когда тебя понимают, счастье — это смотреть на закат вдвоем. Ведь здесь так же отражено главное содержание понятия — счастье невозможно в одиночку и, добавлю, недостижимо вне Бога. И когда в душе мир и покой, в этой тихой радости сопричастности с Начальником Жизни все остальное становится незначительным. Действительно, Google прав: счастье — это просто. Все остальное — иллюзии.

Современный книжный рынок просто переполнен книгами о способах приобретения утилитарного, мирского счастья, которые в действительности могут привести человека только к несчастью. Отрадно, что в этой духовно небезопасной литературной нише прозвучал голос священника о том, что же такое настоящее счастье и как его правильно понимать.

Недавно в издательстве «Никея» вышла новая книга психолога протоиерея Андрея Лоргуса, в которой была предпринята попытка духовно-психологического исследования счастья, скажем так, с православной точки зрения. Напомню, протоиерей Андрей Логрус - ректор Института христианской психологии, окончил факультет психологии МГУ и Московскую духовную семинарию. Он потомственный священник с 20-летним стажем и практикующий психолог. Несмотря на то, что «Книга о счастье» написана простым языком, доступным даже для далеких от веры людей, она весьма глубока по своей сути. Более того, отец Андрей касается в ней многих непростых вопросов современной церковной жизни.

Сначала я хотел написать отзыв на эту уникальную книгу, однако, прочитав ее дважды с карандашом в руке, понял: подробно говорить о том, что там написано, равносильно пересказыванию стихов своими словами. Мне кажется, эту книгу лучше изучить самому читателю, поэтому поделюсь только некоторыми своими впечатлениями и мыслями, навеянными данной работой.

Мифы о счастье,
или счастье внутри нас

В предисловии к своей книге отец Андрей пишет, что счастье для него никогда не было целью и смыслом жизни, но, исполняя свой долг священника и психолога, он пришел к выводу, что необходимо дать христианский ответ на вопрос, что такое счастье. При этом он сразу предупреждает читателей, что если их интересует счастье как объект, который можно найти, обрести, заслужить, выпросить или вымолить, то эту книгу им лучше не читать. Так же это относится и к тем, кто убежден, что жизнь - это трагедия, «крест» или тяжкое испытание.

По мнению батюшки, каждый способен быть счастливым, нужно только это себе позволить. Для христианина счастье - это ощущение полноты жизни с Богом.

В этой связи отец Андрей рассматривает распространенные мифы о счастье, которые часто укореняются в нас с детства. Например, один из них: «Счастье будет когда-то...» - то есть человек живет в ожидании «светлого будущего». Тот, кто застал советские времена, хорошо поймет, о чем идет речь. Такая склонность к идеализации будущего обычно присуща детям.

У взрослых людей такое тоже бывает, но часто при этом они еще идеализируют прошлое: вот раньше все было лучше. В результате человек вместе с чувством реальности утрачивает и счастье, которое всегда бывает только в настоящий момент. Поэтому православная аскетика учит трезвению: осознанности, собранности и четкой соотнесенности с настоящим моментом, то есть, как сейчас принято говорить, нужно быть здесь и сейчас.

Еще один миф о счастье можно сформулировать так: «Вот когда я разбогатею...» Он заключается в ожидании особого жизненного этапа, за которым, по мнению человека, все будет хорошо. Например, кто-то думает: вот когда заработаю миллион, или удачно женюсь (выйду замуж), или буду кандидатом наук, или стану начальником, - тогда и будет мне счастье. Однако такая постоянно отодвигающаяся реальность часто ведет к сильному разочарованию и пустоте жизни, основанной на сплошном ожидании чего-то. Опять же, этот миф не позволяет человеку жить реальностью, настоящим. В результате такой поиск счастья со временем приносит много несчастья.

Как видим, подобные мифы ошибочно основываются на том, что якобы существует некий внешний источник счастья, который способен нас осчастливить. По мнению же священника Андрея Лоргуса, «главная духовная задача - научить людей перенести эту точку внимания, точку осознания внутрь себя, потому что источником счастья является собственная душа человека », которая очень ценна для Господа. Кстати, в основе слова «счастье» корень «часть». Для христиан радостно обнаружить, что счастье и причастие - однокоренные и по смыслу очень близкие слова.

В своей книге автор учит не путать радость и счастье с наслаждением - чувственным удовольствием. (В слове «удовольствие» два корня: «уды» - части тела, и «воля». Следовательно, «удовольствие» - власть тела, наслаждение). Радость гораздо многообразнее и многосложнее. В общем, батюшка призывает людей взрослеть, так как духовная и психологическая зрелость личности включает в себя реализм. По словам батюшки, необходимо научиться ценить сегодняшний день, так как только здесь и сейчас человек способен действовать: будущего еще нет, а прошлого уже нет. В этом смысле автор определяет счастье как деятельную радость, то есть не получение чего-либо, а именно созидание в себе духовной радости.

Познай себя

Современные люди, даже не интересующиеся психологией, знают, что в человеке есть не только сознательная, но и подсознательная (бессознательная) сфера. Образ бессознательного часто сравнивают с айсбергом: то, что находится над поверхностью воды, - это наше сознание, а то, что под темной водой, значительно большая часть, - наше бессознательное. Но одно дело знать это понаслышке, а другое - убедиться в этом на практике.

Как-то я был свидетелем того, как одна женщина обратилась к психологу по поводу того, что она не умеет правильно обращаться с деньгами: сразу их тратит, залезает в долги и т.д. И вот психолог, чтобы разобраться в ситуации, предложил женщине пройти проективный (рисуночный) тест. Я стоял рядом и наблюдал за происходящим. Женщина взяла листок бумаги, ручку и стала уверенно выполнять задание психолога. Я умел интерпретировать этот тест и был очень удивлен (как и тестирующий психолог) тому, что стала рисовать женщина. Обычно такие изображения рисуют очень успешные в бизнесе люди. Их принято даже называть топ-менеджерами, и было неясно, как у этой женщины при такой психодиагностике могут быть какие-то проблемы в материальной сфере. Это же прирожденный лидер-руководитель. И вот в самый последний момент женщина вдруг неосознанно сама перечеркивает этот рисунок. Мы были крайне удивлены и спросили у женщины: «Зачем она это сделала?», - она недоуменно посмотрела на нас и с трудом вымолвила: «Сама не пойму, но рука так дернулась...» То есть в данный момент сработало ее бессознательное: на самом деле женщина не хотела богатства и боялась его, хотя говорила об этом с точностью до наоборот... Это наглядный пример того, что внутренние глубинные желания человека часто не соответствуют тому, что он озвучивает, находясь в ясном уме и трезвой памяти. Как говорится, у человека на уме одно, а в подсознании совершенно другое.

К слову сказать, тему бессознательного затрагивает в своей книге и протоиерей Андрей Лоргус. Он пишет: «Мы для себя в нашем бессознательном остаемся тайной». Именно то, что мы не знаем себя до конца, - результат всеобщего грехопадения. Он отмечает, что некоторые люди в бессознательной глубине не считают себя вправе быть счастливыми. Как выяснилось, в человеке может скрываться глубинное многоуровневое отрицание себя, своего счастья, отрицание любви.

По мнению священника-психолога, «именно в Евангелии стремление человека к счастью, к радости и к Богу раскрывается более чем убедительно, во всей полноте. Но Евангелие сейчас чаще понимается, к сожалению, не как открытие Воскресения, а, скорее, как открытие того же «фрейдовского» ада. Многие христиане видят в Евангелии, в первую очередь, свидетельство греховной безнадежности человека, а вовсе не свидетельство безграничной любви Бога к нам и того, как хорошо человеку быть вместе с Христом». По словам отца Андрея, он часто встречается у православных мирян с доминирующим пониманием, что главная их цель - поиск в себе греха, страстей и покаяния. Но покаяние понимается ими не как путь «жизни преизбычествующей», а как цель, далее никуда не ведущая. Выходит, человек принимает крещение, участвует в Таинствах, а при этом рождения Свыше у него не происходит. Тяга к греху у такого верующего не просто остается, но неосознанно ему с ней даже и расставаться не хочется.

Подсознательные «мины» на духовном пути

Автор интересно пишет и о ловушке ложных смыслов. Речь идет о том, что в глубине каждый человек стремится к своему благу, пусть и неправильно понимаемому. Так, например, тот же вор может оправдывать свою преступную деятельность тем, что таким образом он борется с несправедливостью и алчностью богатеев.

По словам отца Андрея, некоторые и в церкви завуалировано продолжают поиски самоутверждения за счет других людей, стремятся к власти или деньгам. Разумеется, это страстные стремления, но они продиктованы какими-то глубинными смыслами, открыть которые и есть задача христианской психологии. То есть сделать так, чтобы человек осознал их и понял ошибочность, чтобы он созидал, а не разрушал свою жизнь. «Важная задача психолога - показать, что это не стремление к саморазрушению, греху, а желание мнимо понимаемого блага, которое оборачивается грехом».

В христианстве не существует рецептов. И «стандартная» духовная практика, описанная в учебниках для воскресной школы, в жизни не действует. Есть определенный внутренний оценочный критерий, данный апостолом Павлом: «Всегда радуйтесь». Речь идет о радости, которая не связана с внешними удовольствиями, но генерируется изнутри. Именно греховность внутренних установок не дает человеку ощущать эту радость.

Святые Отцы указали нам духовный вектор: стать образом и подобием Божиим, обрести свободу, способность творчества, созидательности, мужества, любви, - то есть обрести то, что помогает человеку в стремлении к цельности. Человек, настроенный на созидание в себе образа Божьего, и есть счастливый человек. В пасхальном ликующем тропаре «Христос воскресе из мертвых...» и заключается наше эмоциональное свидетельство о христианском счастье, - отмечает автор и далее продолжает: «Когда вы любуетесь закатом или восходом, знайте, что это Бог говорит всем: «Я вас люблю!» Об этом нужно чаще думать, чтобы выражение лица не было хмурым. Духовная задача - радоваться и преображать этой радостью отношения хотя бы с двумя-тремя своими близкими».

«Жизнь жительствует»

Как пишет отец Андрей, неверие в свое прощение многим отравляет жизнь, ведь это есть отрицание Божественного прощения. Счастье человеку открыто и дано в прощении Божьем, в Таинстве Исповеди. Однако даже в христианстве человек ухитряется выбрать аспект суда и наказания, а не аспект прощения и любви, несмотря на то, что Евангелие дает нам примеры того, как связь человека и Бога восстанавливается через прощение. Это и благоразумный разбойник, и блудный сын, и множество исцеленных и прощенных Господом людей. Для Господа ценность живой души человека несравнимо весомее, чем все его грехи. По сравнению с бессмертием человеческой души грех ничтожен.

В современных условиях необходим духовный вектор, который можно определить словами святого Иоанна Златоуста: «Жизнь жительствует». Это означает, что Православие должно нести людям свет жизни во всем многообразии, как понимает это Церковь.

Счастье по-христиански - это Пасха. Воскресение Христово - это победа Жизни над смертью, это победа Любви над враждой. Счастье христианина - это уверенность в бессмертии, упование на жизнь с Богом, на евангельскую любовь и жизнь в этой любви и прощении Божьем. По мнению автора «Книги о счастье», «очень важная миссия православия сегодня не просто сказать, а показать людям своей жизнью: «вот наша вера - вера радости и жизни».

Андрей Сигутин

прот.
  • свт.
  • прот. Сергий Николаев
  • протоиерей Николай Депутатов
  • прот.
  • свящ. Ф.
  • Счастье и блаженство в свете христианской антропологии Максим Бахтин
  • прот. Андрей Лоргус
  • архиеп.
  • свт.
  • Сча́стье – есть удовлетворённость стремлениям и потребностям человеческой природы. В человеке изначально заложено стремление к Богу. Человек ненасытен, пока не придёт к Отцу Небесному.

    Можно ли стяжать счастье вне Бога и без Бога?

    Стремление человека к Богу заложено в его естество при творении. Это значит, что вне Своего Создателя человек не сможет удовлетворить своим природным и личным стремлениям сполна. Именно Бог является неисчерпаемым Источником благ, Источником счастья, и именно в Нём человек может обрести настоящее, вечное счастье.

    Живя в отдалении от Бога человек, конечно же, может испытывать удовольствие, даже нечто похожее на высшее счастье, которое испытывают святые, например, в любви. Однако даже и в этом случае удовлетворение не будет исчерпывающим, а счастье полным (см.: ).

    Что касается удовлетворения материальными благами или чувственными удовольствиями, то они ещё менее походят на счастье святых.

    Так, царь Соломон, обладавший, казалось бы всеми земными благами, о каких только мог мечтать человек его времени (славой, богатством, женами, уважением), тем не менее утверждал: суета сует, все суета ().

    Вспомним, что во время Преображения Господа Иисуса Христа апостол Петр, ощутивший соприкосновение с Богом, тут же забыл о всех своих земных заботах и печалях, желая остаться на горе, со Своим Богом, что, собственно, и выразилось в словах: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» ().

    На Православных иконах общее состояние очевидцев Преображения выражается и в положениях тел (они часто пишутся расположенными кверх ногами, вниз головой), и в жестах, и в мимике.

    Все культуры можно подразделить на сотериологические (от. греч – спасение) и гедонистическик (от. греч. удовольствие). Счастье обычно выбирается людьми на трёх восходящих уровнях: телесном наслаждении, душевном благополучии или причастности к высшему, Абсолюту.

    Счастье – в любви к Богу и к человеку… Любовь – синоним счастья, а поскольку все мы стремимся к счастью, то мы должны стремиться воспитывать в себе любовь. Пока нас душит серость, унылость, одиночество, неприязнь, ненависть. Но Тот, Кто является , может нас научить. (прот. Александр Мень )

    Корень слова счастье – «часть». С-часть-е. Счастливый человек – это человек, живущий с частью чего-то, имеющий какую-то часть. Часть какого-то Блага. Блага общего для всех. Всеобщего. Всемирного. Безмерного. Неиссякаемого Блага. И это Благо есть Бог! По настоящему счастливый – имеющий общую часть c Богом. Живущий в Боге. И чем ближе человек к Богу, тем он счастливее.

    В православии вместо понятия счастья используется более определённое понятие . Через причастие и стяжание Духа Святого христианин становится причастным Богу: «Пребудьте во Мне, и Я в вас» (). Это и есть настоящее, вневременное, вечное счастье, которое начинается в этом мире, но в полноте бывает в Царствии Небесном. Оно не имеет ничего общего с обывательским понятием «счастья».

    В Библии размышления о поиске счастья «под солнцем», т.е. в нашем мире, содержатся в книге Екклезиаста или Проповедника. См. .

    Иеромонах Макарий (Маркиш): Господь ставит нам задачу: быть счастливыми. Счастливыми в этой жизни и в будущей. Каждому ясно, что нынешнее счастье – ничто, если оно не имеет продолжения. Спаситель открывает Свою Нагорную проповедь (Мф.гл.5) «заповедями блаженства», «макаризмами»: каждый стих начинается со слова Блаженны , по-гречески макарии , что в точном переводе на русский как раз и значит счастливы .

    Но что такое счастье? Продолжайте читать Нагорную проповедь, и вы убедитесь, что Христос опровергает привычные стереотипы. Счастливыми Он называет не гордых, но нищих духом, то есть , не удовлетворенных, но алчущих и жаждущих правды, не победителей, но миротворцев…

    Счастье, разумеется, субъективно, то есть, в конечном итоге, зависит от того, что во мне, в моей душе. Однако мы хорошо понимаем, что «поиски счастья внутри себя» – дело абсолютно гнилое и погибельное: ведь душа-то наша не свободна от греха… Отсюда вывод очень простой и определенный: счастье возможно и достижимо только c Христом, на пути к Нему и за Ним.

    <…>
    Насколько же заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя – в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях, в удовольствиях и преизбытке и в пустых вещах, которые концом своим имеют горечь! Возводить башню счастья вне нашего сердца – это все равно что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям. Весьма скоро такое здание рухнет…

    Братья и сестры! Счастье находится в нас самих, и блажен тот, кто понял это. Испытывайте ваше сердце и наблюдайте за его духовным состоянием. Может быть, утеряно дерзновение пред Господом? Может быть, совесть обличает за преступление Его заповедей? Может быть, она обличает вас за несправедливости, за ложь, за неисполнение наших обязанностей перед Богом и ближним? Испытывайте, может быть, зло и страсти заполнили ваше сердце; может быть, оно уклонилось на пути кривые и непроходимые…

    К несчастью, тот, кто оставил без внимания свое сердце, лишился всех благ и впал во множество зол. Изгнал радость и исполнился горечи, печали и душевной тесноты. Изгнал мир и приобрел подавленность, беспокойство и ужас. Изгнал любовь и обрел ненависть. И, наконец, изгнал все дарования и плоды Святого Духа, которые приобрел при своем крещении, и сроднился со всеми злодеяниями, которые делают человека жалким и проклятым.

    Братья и сестры! Всемилостивейший Бог хочет для всех нас счастья и в этой жизни, и в следующей. Для этого Он основал Свою святую , чтобы она нас очищала от греха, чтобы освящала нас, примиряла с Ним и дарила нам небесное благословение.

    У Церкви всегда открыты объятия для нас. Поспешим же в них скорее все мы, у кого совесть отягощена. Поспешим – и Церковь поднимет тяжесть нашей ноши, подарит нам дерзновение к Богу, наполнит сердце наше счастьем и блаженством.

    «Счастьем привыкли называть нечто внешнее…. Но оно не во вне, а в нас, в состоянии духа отрадном, радостном, благорастворенном».
    «Если угодно Господу и не пагубно для человека, то дается и внешнее счастье».

    «Таков человеческий род, таково и человеческое счастье: оно подобно самым неприметным следам корабля, которые нарезываются спереди и исчезают сзади!».
    «Любомудрие умеет и то и другое - и счастьем пользоваться умеренно, и в бедствиях соблюдать благоприличие».

    «Возлюбленный христианин! Пусть люди процветают в счастье этого мира. Ты довольно счастлив будешь, когда внутри себя будешь иметь счастье. Это и есть истинное, недвижимое и неотъемлемое счастье!».
    «Счастье для людей - иметь себе сильных людей защитниками и помощниками. Для христианина счастье - иметь себе Бога Защитником и Помощником.
    «Блажен человек, которому защита - у Тебя, Боже!».
    «Вот истинное счастье и подлинное блаженство, которого ни огонь, ни вода, ни тюрьма, ни ссылка, ни пленение, ни хитрость, ни злоба человеческая, ни смерть отнять не может.
    «Если Бог за нас, кто против нас» ()?

    «Человек, исповедав себя рабом и созданием Божиим, предавшись всецело воле Божией, немедленно вступает всем существом своим в область святой Истины. Истина доставляет правильное настроение духу, жизни. Взошедший в область Истины, подчинившийся Истине, получает нравственную и духовную свободу, получает нравственное и духовное счастье. Эта свобода и это счастье не зависят от человеков и обстоятельств».

    «Если одно созерцание (Божественной) славы (при Преображении Господнем) наполнило учеников (Иисуса) блаженством, то каково должно быть счастье человека, достигшего тесного и приискреннего единения с Богом в такой степени, что Господь обитает в нем, пронизывая все его существо лучами Своей немеркнущей славы, которая как бы струится из освященного и просветленного Его присутствием человека! В этом и состоит высшее счастье: в единении с Богом, делающем человека причастником Божественной славы».

    Притча о счастье.
    Жил на востоке Мудрец. Однажды пришли к нему пятеро добрых молодцев. Все они хотели найти свое Счастье. Вот и обратились они за советом к Мудрецу. Мудрец дал им карту, на которой обозначен был заветный путь. Непростой был путь, пролегал он через страны заморские, горы живописные, долины да бурные реки.

    Отправились наши молодцы в путь-дорогу. Шагали они много дней и ночей, и наступило такое утро, когда один из них устал двигаться и захотел вернуться домой. Через несколько дней, когда позади оставалось треть пути, не выдержал второй юноша: «Мудрец обманул нас, не существует никакого счастья», - и повернул назад.

    Более половины дороги осталось позади, когда третий сказал: «Я конечно верю, что Счастье существует, но мне не найти его.» Сказал так и двинулся обратно.
    Двое юношей продолжали свой путь. Они шли вперед и вперед, строго следовали ориентирам на карте Мудреца. Один из них был активным, общался с встречными путниками, был позитивно настроен, наслаждался красотами природы. Его спутник шел упорно, не поднимая головы, не обращая внимания на людей и природу. Лишь иногда до веселого попутчика доносилось брюзжание о тяжести дороги. Наконец наступил последний день, был пройден последний ориентир и юноши оказались пред воротами... их родного города.

    Карта привела к тому месту, откуда они начинали путь. Жизнерадостный юноша стал обнимать близких. Вскоре в своем городе он встретил девушку, которую и полюбил. Женившись, он обрел свое Счастье. Хмурый юноша был разочарован, что не смог найти Счастья, он вернулся к привычной жизни.

    Спустя некоторое время молодцы решили обратиться к Мудрецу за объяснением, зачем он обманул их, дал карту, приведшую их домой, но не к Счастью.

    Мудрец ответил:
    - Та карта, которую я дал, действительно вела вас к Счастью. Но кто раньше, а кто позже, но трое свернули с дороги: по лени, по неверию в Счастье или неверию в себя. Причина не важна, вы свернули. Результат один: не нашли вы Счастья.

    Хмурый путешественник возразил:- Но я дошел до самого конца. Почему я не обрел Счастья?
    Мудрец ответил:
    - Ты двигался, отвергая все окружающее: попутчиков, красоты природы. Целью твоей не было Счастье, а было лишь завершение пути. Но Счастье - не определенный момент нашей Жизни. Счастье - это способ нашего восприятия Жизни. Потому ты не нашел Счастья.

    Тут спросил последний юноша:
    - Мудрец, а для чего ты послал меня в этот дальний путь? Мне конечно, было интересно и весело, я встретил много людей, нашел много новых друзей, но ведь счастье я нашел в родном городе, я мог не проделывать этот утомительный путь?

    Мудрец отвечал с улыбкой:
    - Тебе я дал карту, чтобы ты смог осознать, что люди часто отправляются на поиски Счастья в дальние страны, не замечая всего того, что имеется рядом, что Счастье находится внутри, в нас самих. И не всегда долгий путь является единственно верным. Но понял бы ты это, если тебе не пришлось бы преодолеть столько столько дорог?