Высказывания великих и успешных людей о чувстве обиды. Очарованная душа

Огонь — эффективное средство в борьбе с негативом. Эта простая практика очистит не только вашу физическую, но и духовную энергетику.

Обряды очищения огнем являются самыми простыми и безопасными с точки зрения воздействия на энергетику. Растущая Луна усилит желаемый эффект.

Большое количество обрядов для очищения проводятся с помощью силы огня. Для этого часто используют пламя свечи, которое позволяет сосредоточиться на проблеме, очистить мысли и избавиться от любой неприятности.

Как пламя свечи поможет очиститься от негатива и обид

Самый простой способ избавления от негатива заключается в следующем: напишите на листке бумаги то, что вас тревожит, и сожгите над пламенем свечи. Данный метод используется в случае одновременного негативного воздействия: дурные слова в ваш адрес, ссора или конфликт.

Для того, чтобы обряд подействует, человеку необходимо искренне верить в благополучный исход ритуала. Включите в подготовительный этап медитации для очистки сознания и наибольшей сконцентрированности.

Как проводить обряд очищения

Вам понадобится полчаса свободного времени и уединение. Приготовьте свечу (церковную или обычную — не имеет значения), лист бумаги и ручку (желательны темные чернила). Зажгите пламя и сосредоточьтесь на нем. дышите размеренно, чтобы огонь не колыхался от потоков воздуха.

Возьмите ручку и начните рисовать. Не смотрите на бумагу, думайте о тех обидах, которые не дают вам покоя. В какой-то момент вы почувствуете мощный всплеск эмоций. Мысленно выталкивайте их из себя, не стесняйтесь кричать, можете выругаться. Через какое-то время вы почувствуете облегчение. Закройте глаза и расслабьтесь. Исписанный лист сожгите над свечой и смойте пепел под проточной водой, либо развейте по воздуху.

Очищение от болезни и бедности

Этот обряд лучше проводить дома, чтобы была задействована энергетика помещения, в котором вы находите укрытие и защиту.

Возьмите большую широкую свечу, желательно красного цвета. На плотном куске бумаги напишите те недуги, от которых хотите избавиться, сделайте из него кулек и поставьте туда горящую свечу. Обойдите ваше жилище вдоль стен, уделяя внимание углам и закуткам. Прочтите молитву для очищения дома или заговор от болезней . По окончанию ставьте свечу в кульке в таз и дайте ей прогореть до середины. Бумагу предайте огню, пепел смойте проточной водой.

Поставьте свечу на стол, зажгите ее снова и всмотритесь в пламя. Как только почувствуете отрешенное состояние, начинайте заговаривать пламя на денежное благополучие произнося следующие слова:

«Несу богатство, иду с деньгами, крепко держу руками. Несу не для чужих, а для своих. Аминь».

После окончания ритуала свечу погасите и спрячьте. Повторять ритуал следует от трех до семи раз.

Не забывайте, что искренняя вера творит чудеса. Для усиления эмоциональной устойчивости используйте в своем доме благовония. После проведения ритуала подметите все помещения веником или пропылесосьте: так отрицательная энергия уйдет из вашей жизни и дома вместе с пылью. Пусть ваш дом всегда остается чистым и не забывайте нажимать на кнопки и

02.11.2016 03:19

В современном мире каждый второй стремится к лучшей жизни и мечтает изменить свою Судьбу. Однако...

Осенью энергетические потоки обновляются. В связи с этим каждый может изменить энергетику своего дома, изгнав...

Пифагор

На рубеже 5 и 6 веков до нашей эры на Апеннинском полуострове возникла наиболее просвещенная и наиболее таинственная философская школа, родоначальник которой был настолько скрытен, что жизнь его стала легендой, учение же, напротив, необычайно популярным, а ученики и последователи пришли к власти во многих италийских городах. Влияние этого закрытого секретного сообщества настолько напугалоограниченных обывателей одного из городов южной Италии, что они подожгли здание, где собирались ученики Великого Мастера.

Войдя в историю как величайший духовный лидер Человечества, основатель религиозно-философского братства, он ушел из этого мира так же необычно, как и возник, оставив свое настоящее имя сокрытым, символически зашифровав суть своего учения посредством чисел. «Его ученики стали первыми математиками… и поскольку числа по своей природе суть первые начала в математике, то в них они видели и начала всех вещей, более чем в огне, воде, земле… более того, видели, что ноты и аккорды, заключаются в числах, и многие другие вещи, и вся реальность кажется образом чисел, отсюда полагали они, что элементы чисел должны быть элементами вещей, а весь универсум был бы гармонией и числом». (Аристотель).

Его называли нравственным реформатором, великим политическим деятелем, создавшим первую партию мыслителей; превосходным математиком, открывшим «гармонию сфер» -интервалы музыкальной шкалы; магом и волшебником, после первого публичного выступления которого 2000 человек с семьями последовали за ним для образования нового государства - «Великая Греция»; глубочайшим философом, находившим взаимосвязи явлений во всех сторонах мироздания, связывая музыку с математикой, геометрию с медициной, психологию с религией, политику с космологией.

Созданный этой личностью Союз Философов представлял собой религиозно-политическое братство, которое настолько обширно и проникновенно изучало мир, что в дальнейшем составило множество выдающихся учений, названия которых говорят сами за себя:

О БЕССМЕРТИИ ДУШИ

О РОДСТВЕ ВСЕХ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

О МУЗЫКАЛЬНО-ЧИСЛОВОЙ СТРУКТУРЕ КОСМОСА

О СИМВОЛИЧНОСТИ ВСЕГО СУЩЕГО

О ФИЛОСОФСКОЙ КОСМОЛОГИИ

О ПЕРЕВОПЛОЩЕНИИ, ТРАНСМИГРАЦИИИ ВРОЖДЕННОЙ ПАМЯТИ

О НЕОБХОДИМОСТИ ВЕГЕТАРИАНСТВА ДЛЯ ОЧИЩЕНИЯ ДУШИ И ТЕЛА

О ТРОЙСТВЕННОСТИ ДУШ

О БЕЗГРАНИЧНОМ И ОГРАНИЧЕННОМ БОЖЕСТВЕННОМ ВОЗДУХЕ

О МУЗЫКАЛЬНОМ НАСТРОЕ ЗДОРОВЬЯ

О ГАРМОНИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ ЧЕРЕЗ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ.

С соблюдением строжайшей секретности учения передавались только членам братства, и только изустно, под лозунгом - «Мастер сказал так». Все непосвященные довольствовались моральными наставлениями и политическими программами братства в русле традиционных религиозных представлений. В качестве просветительской деятельности среди народанаставлялисьпринципы «социальной гармонии», подобной конфуцианству, где основой полагалась религиозность, подчинение вышестоящим, уважение к старшим и почитание умерших. Порядок, мораль, здравый смысл – вот что в первую очередь необходимо было соблюдать для достижения общественной гармонии.«Народы! Старайтесь прежде иметь добрые нравы, нежели законы. Ведь нравы – суть самые первые законы».

Для обеспечения сокрытости смысла своих учений, участники тайного союзапоказывали досужим наблюдателям лишь мистическую сторонусобственных изысканий, оставляя в глубине настоящее философское обоснование строения мира и гармонии космоса, где именно Числа представлялись как выразители реальной сущности вещей, символическое отражение явлений. «Все есть число»,- объявляли они суть своего учения. В философской концепции величайшего мыслителя центральное место занимала теория познания абсолютной истины путем ее выведения из математических формул. ""Все вещи состоят из чисел"", - учил Мастер. Числа 1 и 2 не шли в расчет, они представляли собой две надмирные сферы. Счет начинался с 3, то есть треугольника, далее шел квадрат – 4 и прочие фигуры, образующие углы, сложение которых и отражало космические цифры. Сложенные между собой 4, 3, 2 и 1в сумме составляло 10 – великое число всех вещей – «…архетип Вселенной… Он разделил Вселенную на три части, которые называл Высочайший Мир, Высший Мир и Низший Мир. Высший Мир является обиталищем бессмертных. Это также и место архетипов или печатей; их природа ни в коей мере не сходна с земной материальностью, но они, отбрасывая свою тень в глубину (Низший Мир), осознаются только через свои тени….

Три мира были названы вместилищами. Первый был вместилищем принципов, второй - разума, третий – низший – вместилищем количеств…» (Мэнли Холл).

Сам Мастер и его последователи стали основателями нумерологии (науки о цифрах), обозначая буквы в виде цифр и выводя слова в числовом отображении, определяя ""вибрацию"" имен в совокупности с датой рождения, числовые ряды которых могли раскрыть предрасположенность и судьбу человека.

«…Открытие того, что в основе всего лежит математическая регулярность, т.е. числовая, повлекло за собой такое необычное изменение перспективы познания, которое ознаменовало собой фундаментальный этап в духовном развитии западной культуры. Было открыто также, что звуки и музыка, которой они много занимались как средством ощущения, катарсиса, переводимы в числовые соотношения: разность звуков, вызываемых ударами молоточков, зависит от разности их веса (определяемого в числах), разница звучания разных струн музыкального инструмента зависит от разницы длин этих струн…

…Не менее важным было открытие числовых пропорций в универсальных феноменах: год, сезон, месяцы, дни и так далее. Инкубационные периоды зародышей животных, циклы биологического развития, оказывалось, также регулируются числовыми законами». (Дж. Реале и Д. Антисери)

Мастер убеждал учеников своей необычайной жизнью, творческим, мистическим подходом ко всему, что окружает человека. Он учил даже в вое собаки слышать голоса умерших людей, а состояние тела и здоровье человека определять и настраивать подобно настройке инструментов по музыкальной шкале.

Он создал теорию о том, что каждая планета имеет свою музыкальную ноту, космос является живым организмом и создает ""музыку сфер"", космическую музыку, слышать которую могут лишь посвященные. Каждый человек имеет индивидуальную ноту, с которой созвучна планетная система, присущая ему с рождения. Ведьдуша человека дается Космосом и забирается обратно после смерти тела, чтобы затем воплотить ее в более или менее совершенном создании – в зависимости от деяний предыдущей жизни.

Для своихпоследователей Мастер провозглашал принципы, ведущие к торжеству духа:

Именем клятву даю открывшего нам четверицу,

Неиссякаемый жизни источник. Берись за работу,

Лишь помолившись богам о ее окончании. Помни,

Так мирозданья бессмертных и смертных устройство постигнешь,

Что в вещах преходяще ичто в вещах неизменно,

Всюду познаешь, насколько возможно, единство природы,

Мысли пустые оставишь и скрытое прежде откроешь.

Станет понятно: несчастные люди приносят страданья

Сами себе, они слепы и глухи, хотя им доступен

Путь совершенства, и мало кто знает спасенье от бедствий.

Эта несчастная участь лишает смертных рассудка,

Злая судьба постоянно бросает их с места на место.

Скрытый раздор, этим людям присущий, сопутствует бедам,

Губит их. Не вызывай его, но избегай, уклоняясь.

Зевс, о отец! Поистине ты уберег бы от бедствий,

Если раскрыл бы у каждого высшей природы начало!

Ты же будь твердым: божественный род присутствует в смертных,

Им, возвещая, священная все открывает природа.

Если не чуждо это тебе, ты наказы исполнишь,

Душу свою исцелишь и от множества бедствий избавишь.

Яства, сказал я, оставьте, что я указал в очищеньях

И в избавленье души, ко всему подходи с размышленьем

И руководствуйся подлинным знаньем – лучшим возничим.

Если ты, тело покинув, в свободный эфир вознесешься,

Станешь нетленным и вечным и смерти не знающим богом.

Каждого вступающего в созданное им духовное братство он проверял путем испытаний его характера, через ритуал посвящения – приходящие должны были хранить обет молчания от 2 до 5 лет, для сосредоточенности на размышлениях, после чего становились слушателями (акусматиками) и изучали классические науки – математику, риторику, геометрию. «Все явленное ему его последователи полагали законом, его самого чтили как посланца от Зевса, а на себя, благоговея перед божественным, накладывали обет молчания, ибо внимали священным тайнам», - сообщал древний историк Флавий Филострат.

Только после дополнительных испытаний Мастер открывал ученикам сокровенную эзотерическую мудрость и преподавал жизненные наставления – как правильно вести себя с народом, чтобы тот, в свою очередь, почитал правителя и не избегал справедливого управления:

« Прежде всего, почитай бессмертных богов, соблюдая

Их старшинство согласно закону, и верным будь клятве,

Славных героев, подземных демонов чти по закону,

Мать и отца уважай, проявляй внимание к ближним,

С теми, кто доблестью всех превосходит, поддерживай дружбу.

Делать старайся полезное людям и следуй советам.

Не обижайся, сколь можешь, на друга за мелкий проступок,

Где, как известно, необходимость, там и возможность.

Ибо возможность близка к воплощенью в людских отношеньях.

Все это так и запомни. И не предавайся обжорству.

Сон ограничь, научись обуздывать гнев и желанья.

Не совершай ни сам, ни с другими постыдных деяний.

Пусть, - что важнее всего, - твоим главным судьей станет совесть.

Быть всегда в словах и поступках стремись справедливым

И никогда старайся себя не вести безрассудно,

Но запомни, что неотвратима от смертных кончина.

И что богатство то прибывает, то убывает.

Смертным по воле богов могут выпасть на долю страданья –

Ропот смири на судьбу, каким бы ни был твой жребий,

Ты жсвою долю, какая досталась, неси без роптаний.

И утешенье себе постарайся найти, если можешь».

Последователи заявляли, что Великий Учитель произошел из семени лучшего, нежели человеческое.Что он является очередным воплощением Аполлона и Богом Мудрости.Представляли его беседующим со зверями и усмиряющим хищников. Но доподлинно известно, что он первым ввел термин – философия, обосновав свои рассуждения любовью к мудрости.

Итак, эта личность уже известна вам. Можем назвать его прозвище, которое он себе придумал – Пифагор – мыслитель, ставший для потомков эталоном мудреца, философа, Учителя.

«Когда Мнесарх, отец Пифагора, был в Дельфах по своим торговым делам, он и его жена Партенис решили спросить у Дельфийского оракула, будет ли Судьба благоприятствовать им во время обратного путешествия в Сирию. Пифия (прорицательница Аполлона), сидя на золотом триподе над зияющим отверстием оракула, не ответила на их вопрос, но сказала Мнесарху, что его жена носит в себе дитя и что у них родится сын, который превзойдёт всех людей в красоте и мудрости и который много потрудится в жизни на благо человечества…» (Мэнли Холл).

Вот как жизнь и творения Пифагора описывал Диоген Лаэртский:

Пифагор, сын Мнесарха - камнереза, родом самосецили тирренец с одного из тех островов, которыми завладели афиняне, выгнав оттуда тирренцев.

Переехав на Лесбос, он через своего дядю Зоилапознакомился там с Ферекидом. Изготовив три серебряные чаши, он отвез их в подарок египетским жрец ам.Юный, но жаждущий знания, он покинул отечество для посвящения во все таинства, как эллинские, так и варварские: он появился в Египте, он выучил египетский язык, он явился и к халдеям и к магам. Потом на Крите он вместе с Эпиминидом спустился в пещеру Иды, как и в Египте в тамошние святилища, и узнал о богах самое сокровенное. А вернувшись на Самос и застав отечество под тиранией Поликрата, он удалился в италийский Кротон; там он написал законы для италийцев и достиг у них великого почета вместе со своими учениками, числом до трехсот, которые вели государственные дела так отменно, что поистине это была аристократия, что значит«владычество лучших». О себе он говорил, что некогда он был Эфолидом и почитался сыном Гермеса; и Гермес предложил ему на выбор любой дар, кроме бессмертия, а он попросил оставить ему и живому и мертвому память о том, что с ним было. Пифагором написаны три сочинения – «О воспитании», «О государстве»и «О природе». Он первый сказал: «У друзей все общее» и «Дружба есть равенство». И впрямь, его ученики сносили все свое добро воедино. Видом, говорят, был он величествен, и ученикам казалось, будто это сам Аполлон. Это он довел до совершенства геометрию после того, как Мерид открыл ее начатки.

Философ запрещал убивать животных, а тем более ими кормиться, ибо животное имеет душу, как и мы. Говорят, он первый заявил, что душа совершает круг неизбежности, чередою облекаясь то в одну, то в другую жизнь; первый ввел у эллинов меры веса.

На ночные его рассуждения сходилось не менее шестисот слушателей, а кто удостаивался лицезреть его, те писали об этом домашним как о великой удаче.

Он довольствовался только медом или хлебом, вина в дневное время не касался, на закуску обычно ел овощи вареные и сырые, а изредка – рыбу. Одежда его была белая и чистая, постельная ткань – белая шерстяная. В излишествах он никогда не был замечен; воздерживался от смеха и всяких потех, вроде издевок и пошлых рассказов; не наказывал ни раба, ни свободного, пока был в гневе. И Аристипп Киренский в книге «О физике» говорит, будто Пифагором егозвали потому, что он вещал истину непогрешимо, как пифия. Ученикам своим, говорят, он предписывал всякий раз, входя в свой дом повторять: «Что я совершил? и в чем согрешил? и чего не исполнил?»

«Живет все, что причастно теплу, поэтому живыми являются и растения; душа, однако, есть не во всем.

Душа – не тоже, что жизнь: она бессмертна, ибо то, от чего она оторвалась, бессмертно. Душа человека разделится на три части: ум ( nous ), рассудок ( phr ē n ) и страсть ( thymos ). Ум и страсть есть и в другихживых существах, но рассудок – только в человеке.

Разумное бессмертно, а остальное смертно.

Питается душа от крови.

Душами полон весь воздух, называются они демонами и героями, и от них посылаются людям сны и знаменья недугов или здравия, и не только людям, но и овцам и прочим скотам».

Главное для людей, говорил Пифагор, в том, чтобы наставить душу к добру или к злу.

Счастлив человек, когда душа у него становится доброю; но в покое она не бывает и ровным потоком не течет.

Справедливость сильна, как клятва.

Добродетель есть лад, здоровье, всякое благо и бог.

Здоровье есть сохранение образа, болезнь – его разрушение.

Соль, говорил он, нужно ставить перед собою, чтобы помнить правду, ибо соль сохраняет все, что ни примет, а рождается от чистейшего солнца и чистейшего моря.

Погиб Пифагор вот каким образом. Он заседал со своими ближними в доме Милона, когда случилось, что кто-то из не допущенных в их общество, позавидовав, поджег этот дом. Пифагора схватили, когда он выходил, - перед ним оказался огород, весь в бобах, и он остановился: «Лучше плен, чем потоптать их, - сказал он, - лучше смерть, чем прослыть пустословом».

Здесь его настигли и зарезали; здесь погибла и большая часть его учеников.

У Пифагора была жена по имени Феано. Она могла продать его сочинения за большие деньги, но она того не пожелала, предпочтя золоту бедность и отцовский завет, а ведь она была женщина. Она, говорят, на вопрос «На который день очищается женщина после мужчины?», сказала: “После своего мужа – тотчас, а после чужого – никогда». Женщине, которая идет к своему мужу, она советовала вместе с одеждою совлекать и стыд, а вставая, вместе с одеждою облекаться и в стыд.

Пифагор первый назвал небо мирозданием, а землю – шаром.

Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней - «мудрецом», как если бы он уже изострил свой дух до предела; а философ – это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости».

(Диоген Лаэртский)

«Пифагор был первым, у кого мы находим учение о метемпсихозе (трансмиграции, перевоплощении), согласно которому душа по причине первородного греха вынуждена воплощаться в различные телесные существа (не только в форме людей, но и животных), чтобы искупить свою вину…

…Цель жизни – освободить душу от тела через очищение ее…

Пифагорейцы путь очищения видели преимущественно в науке более чем в суровой моральной практике…»

…Так как конечной целью было возвращение к жизни среди Богов, пифагорейцы понимали человека как ученика и последователя Бога, готовили его к союзу с божеством. Пифагорейцы учили, как надо и как не надо поступать в виду соединения с божественным: это принцип и вся их жизнь, быть ведомым божеством», - свидетельствует древний источник.

Пифагорейцы были инициаторами такого типа жизни, который они сами называли «Биос теоретикус», «созерцательная жизнь», т.е. жизнь, проводимая в поисках истины и блага, путь познания, которое и есть высшее очищение (соединение с божественным).

(Дж. Реале и Д. Антисери. Из исследования «Пифагорейцы и Число как начало» в книге «Античность»).

Пифагор считал, что самым совершенным из человеческих взаимоотношений является дружба, искренняя и благородная. Ведь в природе, по его мнению, все дружит со всем, не позволяя себе фальшивить, все приводя в гармонию – тело с душой, богов с людьми, идею с практическим воплощением. Человеческое тело совершенно, справедливо полагал Пифагор, ссылаясь на весь тот путь,что проделала природа, трансформируя материю из простейших форм в наиболее гармонично организованные; отсюда и вмешательство в изменение естественного хода развития тела, называемое сейчас хирургией,называл неприемлемым - все должно идти своим чередом, по установленному природой порядку. «Пифагор также учил, что каждый вид существ имеет то, что он называет печатью, данной существу Богом, и что физическая форма каждого из них является оттиском этой печати на воске физической субстанции. Таким образом, каждое тело отмечено достоинством, идущим от божественного образца...» (Мэнли Холл).

В то же время высшим выражением сути природы Пифагор считал сознательную деятельность человека, приводящую его к созданию и развитию общества и философскому осмысливанию миропорядка.

«Пифагор верил, что человеческие отношения являются по своей природе больше умственными, нежели физическими, и что незнакомец, ему симпатичный с интеллектуальной точки зрения, ближе к нему, нежели кровный родственник, не разделяющий его точку зрения. Пифагор определял знание как плоды умственного накопления. Он считал, что оно может быть добыто множеством путей, но главным считал наблюдение…» (Мэнли Холл).

Много стран посетил этот легендарный мыслитель, еще при жизни ставший святым человеком для современников, подобно Будде для индоарийцев. Огромное влияние оказало на него учение Заратуштры, многое для организации своего тайного сообщества почерпнул он у египетских жрецов, в Вавилоне узнал через халдеев о магии, а у иудеев о сотворении бытия Богом. Полагаю, что определяющими идеями его философского учения можно считать следующие:

«Мысль превыше всего между людьми на Земле».

«Исследуй все, пусть для тебя на первом месте будет разум; представь ему руководить собой».

«Прежде всего научайся каждую вещь называть ее именем: ЭТО САМАЯ ПЕРВАЯ И ВАЖНЕЙШАЯ ИЗ НАУК».

Великолепны этические установки Пифагора, и мы убеждаемся в том, что необходимость и ценность его изречений с течениемвремени лишь возрастает.

Изречения великого мыслителя, сохраненные для нас его преданными учениками:

«Воздержи себя от убийства животных».

«Любите в жизни только один раз: это есть закон Природы и Совет разума».

«Никогда не давай полной воли твоему воображению: оно произведет чудовище».

«Берегите слезы ваших детей, чтобы они могли проливать их на вашей могиле».

«Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать».

«Прежде всего не теряй самоуважение!»

«Пьянство есть упражнение в безумии».

«Одинаково опасно и безумному вручать меч и бесчестному власть».

«Омывай полученную обиду не в крови, а в Лете, реке забвения».

«Благопристойная супруга! Если желаешь, чтобы муж твой свободное время проводил подле тебя, то потщись, чтобы он ни в каком ином месте не находил столько приятностей, удовольствия, скромности и нежности».

«Будь благословенно божественное число, породившее богов и людей».

«Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости».

«Для того, чтобы жить долго, прибереги для себя старого вина и старого друга».

«Жизнь подобна зрелищу; в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места».

«Избери лучшее, а привычка сделает его приятным и легким».

«Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих».

«И в словах своих, и делах избегай всего банального и привычного».

«Самое легкое – жить по привычке».

«Не лги, не лжесвидетельствуй».

«Не ешь сердца» (то есть не удручай себя скорбными мыслями).

«Избегай торных дорог, ходи тропинками».

«Не гоняйся за счастьем, оно всегда в тебе самом».

« Помни, что честные люди привержены меньше невзгодам.

Много люди слышат и добрых и злых разговоров –

Веры слепой не питай, но не оставляй без вниманья,

Не раздражайся, что обман принимают за правду.

То же, что я говорю, всегда исполнить старайся:

Веры к тому не имей, чьи слова и дела ненадежны,

Сам же лишь то говори, что сочтешь из всего наилучшим.

Прежде, чем делать,- подумай, иначе получится глупо.

Бедные люди ведут себя порой неразумно,

Ты же делай лишь то, о чем сокрушаться не будешь.

То лишь ты делать решайся, о чем сожалеть сам не будешь.

Не занимайся тем делом, в котором ты не образован,

Но изучай то, что нужно, и жизнь твоя будет прекрасной.

Должно оставить беспечность, коль дело идет о здоровье.

Меру важно во всем соблюдать – в еде и в напитках

И упражнениях для тела, и мера есть то, что не в тягость.

Образ жизни старайся вести не роскошный и чистый.

Остерегайся деяний, которые вызовут зависть.

Не допускай непомерных расходов, как низкий душою,

Но и не слишком скупись. Основа всего – это мера.

Все дела сначала обдумай, чтоб не было худо.

В успокоительный сон не должно тебе погружаться,

Прежде чем снова не вспомнишь о каждом сегодняшнем деле:

В чем провинился? Что мог совершить? И чего не исполнил?

Перебери все в уме, начиная с начала и после.

Радуйся добрым делам и себя укоряй за дурные.

Сладкому сну усталые очи не дай смежить прежде,

Чем обсудишь дневные дела свои, так вопрошая:

Что преступил я? Что натворил? Какого не выполнил долга?

Первым начавши, припомни ты все по порядку, а после,

Коль дела дурны, - о них сокрушайся, добрым же рад будь.

Так поступай и усвой, к чему ты должен стремиться,

Так ты найдешь пути достиженья божественных качеств ».

«Пифагоручил, что Бог есть дух, который пребывает в природе всех вещей. Пифагор ближе всего подошел к истине, считая, что познание этой первопричины, этой сущности всего сущего, не подлежит никакому ограничению, никакими предписаниям и никакому внешнему выражению, ибо это познание есть не что иное, как крайнее усилие нашего воображения, стремящегося к совершенству, причем каждый по своим способностям составляет себе идею этого существа», - так через тысячу лет высказался о мыслителе величайший гуманист нашей эпохи Мишель Монтень.

Материал подготовлен А. Хафизовым специально для проектаМеждународного фонда Паравитта – Пантеон Великих.

(HΘIKΩN ΔOГMATΩN)

Большую часть этических воззрений Пифагор заимствовал у Фемистоклеи, дельфийской жрицы.

После богов, даймонов и героев более всего следует чтить родителей и закон, а также готовить себя не к притворному, а к искреннему послушанию им. (См. 1-4 строки священных стихов.)

Дружеское отношение всех со всеми - основа общественного блага.

В общении друг с другом и при почтительном отношении ко всем старшим следует любить прежде всего отцов, а при человеколюбивом отношении ко всем остальным - больше всего стремиться к братскому единению с ними. Нужно быть таким, как будто никогда не собираешься стать врагом своим друзьям, а врагам как можно скорее хочешь стать другом.

Всякий человек должен стремиться быть достойным доверия.

В отношении младшего к старшему неуместен любой вид гнева, дерзости или угрозы. При общении со старшими младшим следует этого избегать.

Пифагор советовал юношам ссор не начинать, не защищаться от тех, кто их бранит, и вовсе не перечить старшим.

Именно в пору юношества страсти достигают высшей степени; юношеский возраст словно подвергается испытанию со стороны природы. Поэтому надо сохранять благоразумие (ΣΩФPOΣYNH).

Невоздержанность порождает нечестивые браки, мотовство, пьянство, противоестественные удовольствия и необузданные желания (эти желания уже вынудили некоторых вступить в связь с матерями или дочерьми), приводящие к пропастям и обрывам.

Тирания, несправедливость, корыстолюбие, случайные выгоды - все это не стоит ничего.

Лишь благоразумие (ΣΩФPOΣYNH) дает и телесные и душевные блага, сохраняет здоровье и стремление к наилучшему образу, что ему полезно.

Вторым человеком по достоинству - того, кто на примере случившегося с другим понял, что полезно ему самому.

Неразумно обращать внимание на мнение всякого человека, особенно, если это мнение большинства людей. Правильно воспринимать и судить дано немногим, лишь людям посвященным и знающим.

Не менее неразумно и презирать восприятие и мнение всякого человека вообще. Такое отношение может привести к невежеству и неисправимости.

Те, кто хотят снискать почести, добьются цели, если будут подражать победителям в беге. Ведь эти последние не делают зла соперникам, а стремятся добиться победы сами по себе.

Хорошо быть таким, каким хотелось бы казаться в глазах других.

Не столь священен совет с кем-нибудь, как похвала кого-либо.

Не соответствует мужской природе с легкостью отдавать приобретенное трудом.


Истинная любовь к прекрасному (ФΙΛОКАΛΙА), говорил Пифагор,- в нравах и знаниях. Ибо любовь (АГАПН) и забота принадлежат к хорошим привычкам и нравам. И точно так же из знаний и навыков воистину прекраснолюбивы прекрасные и благопристойные, а то, что называет «прекраснолюбием» большинство, т. е. прекраснолюбие, связанное с необходимым и полезным для жизни, лишь украло свое название у истинной любви к прекрасному.

Об удаче (TYXH) он учил так. В ней есть нечто божественное, ибо на одних людей божество влияет к лучшему, на других - к худшему; поэтому одни явно удачливы, другие неудачливы. С особенной очевидностью это явствует из того, что тем, кто делает нечто непреднамеренно и наугад, это часто удается, а тем, кто преднамеренно и по плану,- нет. Есть и другой вид удачи, благодаря которому одни рождаются одаренными и везучими, а другие - бездарными и обладающими противоположной натурой. Первые попадают прямо в цель, куда бы ни метили, вторые бьют мимо цели, и мысль у них движется невпопад и в замешательстве: такое невезение врожденное, а не привнесенное.

О желании Пифагор учил так. Эта страсть необыкновенно разнообразна. Из желаний одни - приобретенные и искусственные, другие - врожденные. Желание как таковое - это порыв, стремление и влечение души к полноте, или присутствию ощущения, или опустошению и отсутствию и нечувствительности. Есть три наиболее известных вида ошибочного и дурного желания: непристойность, неумеренность, неуместность.

Живое существо по природе своей дерзко и разнообразно по своим порывам, влечениям и остальным видам страстей. Порывы и влечения - виды страдательных состояний души, в которые она ввергается, когда лишается своего главного свойства - разумности. Поэтому живое существо нуждается во власти свыше и управлении, от которых будет исходить разумность и порядок.

Пифагор выявил восемь страдательных состояний души (ПАΘН). Каждое имеет умеренную (золотую) середину и является добродетелью (АРЕТН). Каждое имеет избыток или недостаток, переходящие в пороки.

Добродетель (АРЕТН) есть гармония, и точно так же гармонией являются здоровье, всякое благо и бог, поэтому и вся вселенная создана по законам гармонии.

Средняя мера мыслительной энергии (ЕПΙΣТНМН), направленной на внешний и внутренний миры,- основа добродетелей благоразумия и мудрости (ΣОФΙА).

Избыток мыслительной энергии, направленной на внешний мир, ведет к порокам негодования и гневливости (MHNIΣ).

Недостаток мыслительной энергии, обращенной на внутренний мир, ведет к заносчивости и гордыне (YBPIΣ).

Средняя мера душевной энергии чувства (ΔОΞА), направленная равномерно на внешний и внутренний миры, является основой добродетели справедливости и правосудия (ΔIKAIOΣYNH, ΣΩФPOΣYNH). Пифагор сравнивал справедливость со сферой и равностно-равным числом типа 4 (2x2).

Избыток душевной энергии чувства, направленный на овладение внешним миром, приводит к пороку пустого тщеславия.

Недостаток энергии чувства, обращенный на собственный внутренний мир, ведет к пороку зависти и уныния.

Средняя мера душевной энергии наития (NOYΣ) - основа прекрасной добродетели - благочестия (OΣIOTHΣ).

Избыток душевной энергии наития, обращенный на внешний мир с целью полного контроля над ним, превращается в порок корыстолюбия и скаредности. От корыстолюбия родились грабежи, разбой, отравления, отцеубийство, святотатство.

Недостаток энергии наития, обращенный во внутренний мир души, приводит к пороку трусости и страха божьего.

Средняя мера душевной энергии чувственных ощущений (АΙΣΘНΣΙΣ) дает добродетель мужества (ANΔPEIA, ANΔPEIΩTIΣ).

Избыток душевной энергии чувственных ощущений, направленных на овладение внешним миром, приводит к порокам насилия, похоти и тирании.

Недостаток душевной энергии, обращаясь к внутреннему миру души, ведет к пороку чревоугодия и невоздержанности.

Пифагор призывал блюсти хорошие клятвы, так как для нас будущее далеко, для богов же нет ничего далекого.

Он говорил, что гораздо более благочестивым будет претерпеть несправедливость, чем убить человека. Ибо право последнего суда принадлежит Аиду. Посмертный суд рассудит, кто прав, кто виноват. Человеку лучше перетерпеть несправедливость, чем самому нанести ее.

Пифагор нашел способ отучать людей от совершения несправедливостей напоминанием о посмертном суде над душами, зная, что он в действительности происходит и что упоминание о нем полезно для развития страха перед совершением несправедливых поступков.

Пифагор развивал все самое лучшее в людях, изгоняя из их нравов чувство собственности и укрепляя общинное начало. Он полагал, что к справедливости ведет развитие чувства родства с людьми, отчуждение же и пренебрежение к общему роду порождают несправедливость.

Благородные люди, повторял он, даже если они живут на разных концах земли,- друзья друг другу прежде, чем познакомятся и разговорятся.

Пифагорейцы, даже не зная друг друга лично, стремились оказать дружескую помощь тем, кого они прежде не видели, если получали какое-нибудь доказательство, что те - приверженцы того же самого учения, что и они сами.

Пифагор увещевал всячески воздерживаться и отвергать роскошь. С рождения приучать себя к умеренности и мужественному образу жизни и не осквернять себя ничем жалким, дерзким, скандальным, грубым, смешным - всем, что порождает зло.

Он призывал относиться к животным как к родичам и друзьям: ни в чем не чинить им обиду, не убивать и не поедать их.

Скромность и благопристойность состоят в том, чтобы не заливаться от смеха и не быть унылыми, т. е. соблюдать меру в проявлении эмоций.

Пифагор придумал сочетание некоторых диатонических, хроматических и энгармонических мелодий, при помощи которых он легко обращал и приводил страсти души (печаль, гнев, жалость, глупую зависть, страх, различные стремления, ярость, желания, пустые фантазии, низкие чувства, горячность).

Если собираешься вступить в подлинно дружеские отношения, требуется: 1) разделить и распределить обязанности и обозначить их правильно, в соответствии с нравом каждой из сторон; 2) соблюдать уважение друг к другу, единомыслие и порядок; 3) не допускать раздора, вспышек гнева.

Основой благой жизни Пифагор считал веру (EYΣEBEIA) в благих богов, даймонов и героев, надежду (ЕΛПЕ,- IΔOΣ) на спасение ото зла и всеобщую любовь (ФΙΛΙА).

Ни одно из несчастий человеческой жизни не должно быть неожиданностью для умных людей. Но из того, что не в нашей власти, следует ожидать всего.

Самое важное, считал Пифагор, склонить душу к добру в человеческой жизни. Люди счастливы (EYΔAI-MONIOI, «охваченные добрым даймоном»), когда душа становится доброй.

Свойства доброй души по Пифагору: справедливость, доблесть, соразмерность, здоровье, благость, благочестие, ритуальная чистота, любовь (ΔIKAIOΣYNH, APETH, APMONIA, ΥГΙЕΙА, АГАΘА, ΘЕОTIMIA KAI OΣIOTHΣ, AГΝEIA, ФΙΛΙА).

Спасение от зла и смерти он видел во всеобщем дружеском согласии и любви.

Всеобщая любовь-согласие (ФΙΛΙА) достигается:

■ разумной части души с неразумной - через философию и осуществляемое по ней умозрение;

■ души с телом - через здоровый образ мыслей и поступков;

■ противоборствующих сил тела - через здоровье и здоровый образ жизни;

■ людей с богами - через благочестие и служение (OΣIOTHΣ KAI ΛЕΙТОΥРГΙА);

■ разумных людей с неразумными животными - через природную общность и справедливость;

■ мужа и жены, братьев и сестер, домочадцев - через неискаженные взаимоотношения;

■ сограждан между собой - через твердую законность;

■ представителей разных народов - через истинное знание природных свойств каждого из народов.

Учение Пифагора – одно из самых интересных явлений в греческой философии. Оно имеет самостоятельное значение и важно, как один из элементов в философии Платона , если его и нельзя считать главным её элементом. Направление Пифагора проходит через всю историю греческой философии: оно зарождается одновременно с милетской школой и преобразуется в течение последнего её периода в неопифагорейство .

Пифагор. Бюст в Капитолийском музее, Рим

Замечательно, что, чем дальше отодвигаемся мы от пифагорейства или чем позже жил какой-нибудь комментатор, тем обильнее его сведения, тем больше знает он об учении Пифагора и о нём самом, тем красноречивее его повествование, – и не менее красноречиво молчат те, которые могли бы говорить, потому что их не отделяют века. Поэтический вымысел украсил фигуру кротонского мудреца полулегендарными чертами – божественный Пифагор помнит свои предшествовавшие жизни, его окружает всеобщее обожание, римский царь Нума Помпилий не кто иной, как его ученик. Этот самый вымысел облекся в историческую форму, и на его почве выросло то неверное сведение, которое долго повторялось и пустило глубокие корни, – то именно, что Пифагор первый назвал себя философом. Новейшие исследования доказали, что термин этот вошел в употребление лишь при учениках Сократа : только в IV в. до Р. Х. слова мудрость (софия) и софистика начинают заменяться новым выражением «философия», т. е. «любовь к мудрости».

Есть историки философии, которые отрицают всякое научное значение учения Пифагора и видят весь его смысл в религиозных верованиях, в спасении души. Но можно ли считать пифагорейство только сектой? В чем собственно его значение?

Религиозные верования пифагорейцев не более, как нити, которые связывают это учение с Востоком. Нити эти начинаются и кончаются узлами и узлы эти распутать трудно, если только не невозможно. Действительно ли Пифагор проник в тайны египетских жрецов и оттуда ли вынес он свое убеждение, что тело – могила души, а такжеверу в бессмертие душ, в суд над ними и их переселение? Был ли основатель великого греческого учения в Вавилоне и не под влиянием ли Зенд-Авесты перенес в Грецию совершение бескровных жертв? Проник ли он в Индию и ни заимствовал ли теорию зрения у брахманов ? Путешествия Пифагора один из коньков исследователей Востока и предмет нападок для всех тех, которые отрицают самобытность греческой философии. Желая отрицать заимствования, исследователи эти отрицают обыкновенно и сами путешествия.

Нет ничего невозможного в том, что торговые дела отца могли заставить Пифагора предпринять путешествия в Египет, Вавилон и даже Индию, однако он мог вынести свои религиозные верования и из иного источника. А именно: приписываемое Пифагору учение о бессмертии души встречается уже у Гесиода , и другими чертами, характеризующими его верования, запечатлены орфические теогонии . Геродот упоминает о египетском происхождении орфических и пифагорейских мистерий (II, 49, 81, 123). Но были ли эти элементы занесены в пифагорейство непосредственно или же через посредство орфиков, решить и трудно и несущественно. Одинаково труден и несущественен вопрос, был ли Пифагор учеником Ферекида – автора одной из теогоний, и не оттуда ли заимствовал он учение о переселении душ в демонов. Невероятно то, что он был учеником милетского философа Анаксимандра , хотя между этими учениями и существует известная связь.

Но важность учения Пифагора заключается не в религиозных верованиях. Смысл его составляет глубокое философское мировоззрение.

Пифагору в числе других (чуть ли не 20-ти) сочинений приписываются и Золотые стихи, где встречается немало мыслей, вошедших в поговорку, и других более глубоких, но менее известных вроде того, что «помогай тому, кто несет свою ношу, а не тому, кто сбирается ее сбросить», «ценность статуи заключается в её форме, достоинство человека в его поступках». Идеалом Пифагора и было богоподобие и, согласно его учению, для того, чтобы сделаться Богом, надо было стать сначала человеком. Учение Пифагора обладало всеми чертами яркой этической теории.

Обаятельна личность Кротонского мудреца. В рассказах о нём Пифагор окружен ореолом красоты, красноречия и глубокомыслия. По словам источников, «он никогда не смеялся». Его биография покрыта туманной дымкою: рождение между 580 и 570 гг. до Р. Х., переселение с острова Самоса (у берегов Малой Азии) в южноиталийскую колонию Кротон между 540 и 530 гг., потом бегство в соседний Метапонт и смерть в преклонных годах. Это все, что мы знаем о Пифагоре положительного.

Когда идеалом служит порядок и гармония, то и не может быть ничего выше числа . Согласно учению Пифагора, порядок и гармония осуществляются в числе. Число является потому сущностью мира, тайною вещей, душою вселенной. Число не символ, потому что оно гораздо больше символа. И без числа все сливалось бы в беспредельном безразличии. Поскольку вещь – число, она – добро: в число никогда не проникает ложь, потому что ложь противна и ненавистна его природе, а числу свойственна истина. Пифагор сводит добродетель к числам, и такая этика является важной частью всего его философского учения.