Зачем нам нужна церковь. Протоиерей Василий Изюмский: Страницы моей жизни

8 февраля исполнилось 85 лет со дня рождения одного из старейших клириков Московской епархии, настоятеля Христорождественской церкви села Беседы Видновского благочиния протоиерея Василия Изюмского.

Насыщенной и поучительной для многих стала жизнь этого ревностного пастыря. Родился отец Василий в 1927 г. в городе Сталинграде в семье служащего. Отец, Иван Петрович Изюмский, был репрессирован и расстрелян в 1937 г. Мать, Екатерина Георгиевна, с малых лет и до конца жизни была певчей в храме и скончалась в 1975 г. В 1943 г. окончил общеобразовательную среднюю школу и, сдав экзамены экстерном, поступил на второй курс Богословского института. Окончив его в 1947 г., женился и был рукоположен в сан диакона митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем. Указом Святейшего Патриарха Алексия I был назначен диаконом церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве. В 1949 г. архиепископом Астраханским и Сталинградским Филиппом, у которого отец Василий с 1943 г. был келейником, рукоположен в сан священника с назначением настоятелем церкви святого благоверного князя Александра Невского города Сталинграда. 1951 г. — настоятель Благовещенской церкви города Зарайска Московской области. 1954 г. — настоятель церкви Святой Троицы города Бологое Калининской области. В 1971 г. после болезни был назначен настоятелем в церковь святых апостолов Петра и Павла, а впоследствии благочинным в город Кашин Калининской области. 1976 г. — настоятель Знаменской церкви села Ильинское Калининской области. В 1979 г. указом митрополита Ювеналия был определен настоятелем церкви Рождества Христова села Беседы Ленинского района Московской области. За усердное служение Церкви Христовой отец Василий награжден орденами преподобного Сергия Радонежского II и III степеней, благоверного князя Даниила Московского II и III степеней, орденом святителя Кирилла Туровского и орденом равноапостольного князя Владимира III степени, а также различными знаками отличия Видновской земли.

12 февраля, в Неделю о блудном сыне, Божественную литургию в храме села Беседы возглавил по благословению митрополита Ювеналия епископ Серпуховский Роман.

Владыке сослужили виновник торжества — отец Василий, благочинный церквей Видновского округа протоиерей Михаил Егоров, а также духовенство Москвы и Московской области. По окончании богослужения Владыка Роман передал теплые поздравления от Управляющего Московской епархией митрополита Крутиц-кого и Коломенского Ювеналия в адрес дорогого юбиляра, а также высшую награду Московской епархии — медаль «За усердное служение» I степени, которой протоиерей Василий Изюмский был удостоен во внимание к многолетним пастырским трудам. От себя лично Владыка преподнес имениннику наперсный крест. Протоиерей Михаил Егоров также поздравил отца Василия от лица духовенства Видновского церковного округа и также преподнёс ему на молитвенную память наперсный крест.

Много добрых теплых слов благодарности услышал отец Василий в этот знаменательный день от собравшихся, пожелания крепкого здоровья и всесильной помощи Божией в его дальнейшем служении.

Церковь призывает нас жить так: там, где мы видим ненависть - изливать на всех христианскую любовь; там, где оскорбление - сеять прощение во имя Христово; там, где сомнения - сеять веру христианскую; там, где безнадежность - сеять надежду во Христе; там, где тьма суеверия - нести живительный свет Христов; там, где скорбь и печаль - сеять радость и утешение. Один монах в своей молитве к Богу, как бы подтверждая эти простые истины, так говорит: "О мой Господь и Бог, помоги мне не так искать утешения, как утешать других, не так искать любви, как любить, не столько быть понятым, как понимать других, потому что давая, мы получаем; прощая, мы сами прощены бываем; и умирая, мы рождаемся в новый мир для жизни вечной". Конкретнее и проще еще ранее сказал Сам Христос: "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки" (Мф. 7, 12). Богом нам дана полная свобода жить так, как мы хотим. И апостол Павел, назидая всех нас, обращается сегодня к нам с такими словами: "К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти. Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они - прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание... Если мы живем духом, то по духу поступать должны". "Смотрите же за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот (второго пришествия Христа) не постиг вас внезапно". Это живые слова Священного Писания надо каждому начертать на скрижалях своего сердца и ими жить во благо своих ближних, для спасения своей души и на пользу православной Церкви, дорогу к которой мы с Божьей помощью старались проложить всем, кто ищет ее. Каждый человек идет по жизни своей дорогой, и благо ему, если она рано или поздно приведет его в Храм Божий. Напротив, достоин глубокого сожаления человек, который ходит по распутиям всю свою жизнь и не имеет желания найти единственно нужную дорогу, приводящую его в Храм, где он может встретить Создателя своего, Творца и Бога и в Нем найти успокоение мятущегося сердца, найти Его любовь и радость наследия вечной жизни.

Протоиерей Василий Иванович Изюмский родился 2 февраля 1927 года в Сталинграде (ныне Волгоград) в семье служащего. Отец, Иван Петрович Изюмский, был репрессирован и расстрелян в 1937 году. Мать, Екатерина Георгиевна, с малых лет и до конца жизни была певчей в храме и скончалась в 1975 году.
В 1943 году окончил общеобразовательную среднюю школу и, сдав экзамены экстерном, поступил на второй курс Московского Православного Богословского института, который был открыт в том же году в Новодевичьем монастыре города Москвы.
В 1947 году, окончив Богословский институт, женился и был рукоположен в сан диакона Высокопреосвященнейшим Николаем, митрополитом Крутицким и Коломенским. Указом Его Святейшества Патриарха Алексия I был назначен диаконом церкви Всех Скорбящих Радосте на Большой Ордынке в Москве.
В 1949 году архиепископом Астраханским и Сталинградским Филиппом, у которого отец Василий с 1943 года проживал в качестве келейника, был рукоположен в сан священника с назначением настоятелем церкви святого благоверного князя Александра Невского города Сталинграда.
1951 год — настоятель церкви Благовещения города Зарайска Московской области. Во время его служения в этом храме, по милости Божией, была сооружена серебряная чеканной работы позолоченная и украшенная самоцветными камнями риза на чтимый образ Святителя Николая Зарайского с вложением святых мощей Чудотворца.
1954 год — настоятель церкви Святой Троицы города Бологое Калининской области.
В 1971 году после болезни был назначен настоятелем в церковь святых апостолов Петра и Павла, а впоследствии благочинным в город Кашин Калининской области.
1976 год — настоятель церкви Знамение Божией Матери села Ильинское Калининской области.
В 1979 году указом Высокопреосвященнейшего Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского, был определен настоятелем церкви Рождества Христова села Беседы Ленинского района Московской области.

Протоиерей Василий Изюмский награжден рядом церковных и государственных наград, в частности:

2012 — медаль «За усердное служение» I ст.
2009 — орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.
2007 — орден св. Кирилла Туровского
2006 — грамота Благодарственная
2004 — служение до «Отче наш»
2002 — орден равноапостольного князя Владимира III ст.
1999 — орден св. Даниила Московского III ст.; служение до «Херувимской»
1992 — митра
1987 — орден прп. Сергия Радонежского III ст.
1984 — крест с украшениями
1979 — палица
1975 — сан протоиерея
1958 — наперсный крест
1955 — камилавка
1952 — набедренник

Имеет трех сыновей. Один из них — священнослужитель, другой — иконописец, известный по многим храмам Города Москвы и других городов России.

К 60-летию рукоположения протоиерея Василия Изюмского Издательство Московской Патриархии выпустило сборник трудов юбиляра. Сборник состоит из четырех разделов: «Страницы жизненного пути» (автобиография отца Василия), «Проповеди», «Беседы» и «Статьи» (сюда включены работы различных лет на церковно-исторические темы, в том числе посвященные истории Рождественского храма в селе Беседы и истории святынь города Зарайска). Сборник открывается предисловием Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии. В книгу включены приветственные слова учеников юбиляра и его прихожан, а также составленный им «Акафист иже во святых отцу нашему Николаю, архиепископу Мир Ликии, в честь и память принесения чудотворныя иконы его из града Корсунь в Зарайск».

Согласно поданному прошению отцом Василием от 5 марта 2013 года о достижении 75-летнего возраста и просьбой освободить от должности настоятеля Христорождественского храма села Беседы Ленинского района, данное прошение удовлетворяется, с выражением благодарности за понесенные труды и отец Василий почисляется на покой по возрасту и за штат Московской епархии. По мере состояния здоровья отцу Василию благословляется совершение богослужений в Христорождественском храме села Беседы Ленинского района по согласованию с настоятелем.

Протоиерей Василий Изюмский

Старцы существовали во все времена, они принимали людей и старались им помочь. Существует церковное старчество в православии и в настоящее время. В XXI веке известны старцы нашего времени , живущие сейчас и жившие ранее на постсоветских территориях, а именно в России, Украине и Беларуси.

Само обозначение «старец» или же «старец градский» указывает на особые способности служителя церкви. К примеру, такие батюшки обладают следующими необычными умениями:

Современные духовники России

Современные старцы в России, живые и принимающие людей, разбросаны по территории страны. Христианскому миру в настоящее время известны такие святые отцы:

Все перечисленные старцы обладают по-своему уникальным даром , которым они, не боясь, делятся с людьми. Некоторые святые отцы ограничили количество посетителей в силу своего почтенного возраста, другие же в день могут принять почти 700 человек. Советы православных старцев и священников различны, но все они сходятся на том, что обратившийся к ним сам выбирает для себя путь, а они только подсказывают возможные варианты.

Те, кого нет с нами

Высоко почитаем в христианском мире отец Кирилл (в миру Иван Павлов). Старец до февраля 2017 года жил и работал в Троице-Сергиевой лавре, расположенной в Сергиевом Посаде. Архимандрит являлся личным духовным наставником двух российских патриархов, но в связи с ухудшающимся здоровьем за несколько лет до своей смерти перестал принимать мирян и ограничил круг посетителей. Родился святой отец в 1919 году в Рязанской губернии, а монашеский постриг принял в 1954 году. Умер 20 февраля 2017 г.

Преподобноисповедник Иоанн известен православному миру своим даром врачевания и яснознания. Известный в миру, как Иван Афанасьев, духовник всю жизнь посвятил служению Богу. Родился старец в 1875 году и дожил до XX века. Умер старец Иоанн в 1961 году.

Стоит отметить и заслуги покойного отца Наума из Троице-Сергиевой Лавры. За день архимандрит мог принять почти 700 человек и старался помочь всем страждущим и нуждающимся в его внимании. Единственный день, когда святой отец Наум отдыхал от посетителей, было воскресенье. Побывавшие на приёме отмечали, что старец начинал встречи с больными с 5 утра. Родился духовник в 1927 году в Малоирменке, а покинул этот мир в 2017 году на 90-ом году жизни в Москве.

Архимандрит Дионисий принимал всех нуждающихся в храме святого Николая в Подмосковье. Обладал особой силой слова, и небеса наделили его умением пастырствовать. Родился духовник в Москве в 1952 году, и в миру носил имя Владимир Шишигин. Решив посвятить себя служению Богу, мужчина принял сан дьякона в 1974 году, а в 1990 году постригся в монахи. Здоровье старца подкосил сильный недуг, который и стал причиной его смерти в декабре прошлого года.

Архимандрит Иероним, в миру Виктор Шурыгин, родился в Свердловской области в 1952 году. Примечательно, что сам старец не раз говорил, что не собирался быть монахом и много учился. На путь служения Богу его наставил архимандрит Иларион в Абхазии.

Отец Иероним обладал даром высокой проницательности и часто давал обратившимся к нему советы в житейских вопросах . Принимал старец в Успенском мужском монастыре в Чувашии в городе Алатыре Сеченовского района, где и скончался в возрасте 60 лет.

Под Саранском в Иоанновском мужском монастыре принимал до начала этого года схиархимандрит Иоанн. Старец современности обладал даром изгнания бесов из человеческого тела и очищением души. Родился будущий спаситель душ, в миру Иван Слугин, в 1941 году в Липецкой области. С ранних лет будущий служитель Господа воспитывался в строгости и в христианской вере, так как его мать была верующей женщиной. Рукоположен в сан диакона в возрасте 29 лет. Скончался протоиерей Иоанн 2 февраля 2018 года и похоронен на Даниловском кладбище города Москвы.

Живущие в XXI веке

Давно записали в прозорливые старцы в Москве и Московской области отца Германа. Священнослужитель проживает в Троице-Сергиевой Лавре и обладает даром ясновидения и изгнания бесов. Старец уверен, что только отчитка святым словом-молитвой можно излечить человеческую душу от страданий. Побывавшие на его службах отмечают, что батюшка проповедует больше часа, и всё это время посетители с замиранием сердца внимают его словам.

Схиархимандрит Власий (в миру Перегонцев) принимает всех желающих в Пафнутьев-Боровском монастыре. Побывавшие у него на приёме отзываются о духовнике, как о действительно просветлённом человеке . Главным его даром является ясновидение или прозорливость, и обратиться к нему можно с любой проблемой. Известно, что старец из города Боровска родился в 1934 году в верующей семье и принял постриг после ухода из Смоленского медицинского института, где из-за своих духовных убеждений подвергся травле. Интересным фактом из биографии старца Власия является тот, что его бабушка тоже посвятила себя Богу и постриглась в монахини.

Отец Власий ранее занимался иридодиагностикой и именно поэтому может определить заболевания по радужной оболочке глаза. Духовник Пафнутьево-Боровского монастыря очень не любит, когда его называют экстрасенсом. Известно, что сам отец Власий тоже испытал на себе чудотворное воздействие молитв и целебных мест. В 1998 году старец заболел онкологией и отправился для исцеления на гору Афо. Пребывание в афонском монастыре святого Пантелеймона поставило его на ноги, излечив от недуга.

Отец Пётр из села Лукино обладает даром ясновидения, за что миряне окрестили его именем Пётр Прозорливый. Старец принимает всех желающих на территории Покровского женского монастыря в Нижегородской области. Известно, что архимандрит помогает только по записи, и если присутствует необходимость попасть к нему, то стоит заранее оговорить время.

Схиархимандрит Илий, личный духовник патриарха Кирилла, живёт и работает в Оптиной Пустыне в Переделкино. В связи с преклонным возрастом (старцу 85 лет) сегодня практически не принимает посетителей. Родился святой ясновидящий, в миру Алексей Ноздрин, в 1932 году в Орловском районе Центрально-Чернозёмной области.

В Тургеневской Казанской Ключевской мужской пустыни, одном из тринадцати монастырей Мордовии, принимает старец Илларион. Батюшка принимает людей в посёлке Тургеневый на исповедь, и попасть к нему относительно просто, больше времени отнимает дорога, и не у всех хватит средств, чтобы к нему добраться. Сам монах неоднократно говорил, что когда он (в миру Иван Царёв) был ещё совсем мал, ему явился Серафим Саровский и предсказал, что тот станет священником.

Архимандрит Амвросий, в миру Александр Юрасов, появился на свет в Алтайском крае, поселке Огни, в 1938 году. С ранних лет будущий священник уже знал, что посвятит себя служению православной церкви. С 1991 году является основателем и руководителем Введенского женского монастыря в Иваново. Страждущих старец Амвросий принимает там же, а небеса наградили его даром ясновидения и яснознания .

Старец современности отец Николай принимает желающих в Покрово-Эннатском монастыре республики Башкирия, настоятелем которого и является. Духовник обладает даром прозорливости, который активно использует на пользу страждущим.

К уникальным людям нашего времени можно отнести и старца Адриана. Архимандрит живёт в Псково-Печёрском монастыре в Печёрах и обладает даром предвидения. В связи с возрастом, монах уже не принимает посетителей. Родился будущий священнослужитель по фамилии Кирсанов в 1922 году в Орловской области. Монашеский сан принял в 1953 году в Троице-Сергиевой лавре и через некоторое время овладел методами изгнания бесов из человеческого тела.

Валериан Кречетов, протоиерей из Акулово Одинцовского района Московской области, принимает больных в храме Покрова Пресвятой Богородицы. Примечательно, что прозорливый старец относится к так называемому белому духовенству, то есть имеет один из низших церковных санов.

Родился Валериан Кречетов в Зарайске в 1937 году. Воевал во Второй мировой войне, после окончания которой твёрдо решил для себя стать священником , и в 1949 году поступил в Московскую духовную семинарию. После освоения целины рукоположен в диаконы в 1968 году.

В Санкт-Петербурге служит Господу и народу протоиерей Иоанн Миронов. Настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» на территории завода АТИ является последователем и «духовным чадом» Николая Гурьянова. Пройдя трудный жизненный путь, старец в настоящее время помогает людям избавиться от вредных привычек, а его молитва имеет очищающее свойство.

Отец Иоанн родился в Псковской области в 1926 году. Пришёл на служение церкви в 1956 году. Активно участвуя в военных действиях Второй мировой войны, мужчина окончательно убедился в том, что хочет и будет служить Богу и людям.

Известен своими способностями в православном мире и духовник Московского подворья Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря, насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Платон.

Родился батюшка известный в миру под именем Пётра Панченко в 1944 году. Принял постриг в 1977 году.

Обладает чудотворной силой слова и игумен Стефан, настоятель Иоанно-Богословского храма села Жокино Захаровского района под Рязанью. Родился святой отец и великий старец современности, известный в миру под именем Михаил Плясов, в 1937 году. Педагог по образованию, Стефан принял постриг в 1993 году.

Батюшка протоиерей Василий Изюмский тоже ныне известен, как старец-чудотворец. Ранее святой отец являлся настоятелем Христорождественнского храма в селе Беседа Ленинского района. Монах ограничил круг общения в связи с преклонным возрастом.

Василий Изюмский родился в 1927 году, его мать с малых лет прививала сыну православные традиции, так как была истинно верующей женщиной и пела в церковном хоре. Пять лет назад отец Василий сложил полномочия в связи с достижением 75-летнего возраста.

Место силы

Существует в России и место, которое тоже связано со старцами, Старцев угол в Нижегородской области. Ранее там поселялись монахи-отшельники, которые организовали в том месте мужской монастырь, не дошедший до наших дней . Также на пустыре была зимняя церковь, которая, как гласят легенды, скрылась под землю с глаз людских, оберегая святых отцов от набега татар.

В настоящее время Старцев угол обладает особой, намоленной силой, и там бьют святые источники целебной воды. Несмотря на то что на пустоши нет храма, туда постоянно приезжают паломники и желающие исцелиться и очиститься.

Святые Украины и Беларуси

К известным старцам нашего времени современники-христиане относят и некоторых священников Украины. Самыми известными из них являются:

  • архиерей Алипий;
  • отец Серафим.

В Донецкой области в городе Красный Луч проживает и принимает людей архиепископ Алипий, в миру Василий Погребняк. Родился старец в 1945 году, а в 1968 году принял постриг. Обладает даром яснознания и активно помогает нуждающимся в его внимании.

В Святогорской Успенской лавре, что в Донецкой области Украины, принимает посетителей отец Серафим. Для того чтобы попасть к нему на приём, необходимо записаться в список на входе .

Родился старец в 1953 году XX века, а принял постриг в 1990 году. Обладает прозорливостью и даром исцелять больных молитвой.

Есть уникальный святой отец и в Беларуси. К архимандриту Митрофану из Жировицкой лавры города Слоним когда-то выстраивались очереди , теперь же старец практически никого не принимает.

Примечательно, что пророческим даром обладают не только мужчины, посвятившие себя церкви. Даром яснознания и ясновидения наделены и некоторые женщины-монахини , которых называют старицами. О многих святых отцах и матушках-пророчицах сняты документальные фильмы.

Однако даже такое святое явление имеет в своих рядах обманщиков, называемых церковью лжестарцами, которые выдают себя за тех, кто в действительности помогает людям по божьей воле. Такие люди существовали во все времена и, отделяясь от действующей церкви, создавали свои секты.

В 2017 году исполнилось ровно 90 лет старейшему священнику Московской епархии протоиерею Василию Изюмскому , который более трех десятилетий, начиная с 1979 года, служил настоятелем храма Рождества Христова в Беседах. Практически все, что мы видим сейчас в храме и за его стенами, сделано при непосредственном участии этого человека.

В 2010 году, к 60-летию священнической хиротонии Василия Изюмского в свет вышла книга «С любовью к Богу и людям», в которой были опубликованы его воспоминания, проповеди и беседы с прихожанами.

Тираж быстро разошелся, и в 2015 году, уже к 65-летию священнической хиротонии настоятеля Христорождественского храма в Беседах, был напечатан второй тираж. В сборнике четыре раздела: «Страницы моей жизни» (автобиография отца Василия), «Проповеди», «Беседы». Во второе издание вошел также раздел «Наш дорогой батюшка», в котором настоятели других храмов, прихожане, ученики пастыря делятся своими впечатлениями от встреч с отцом Василием и выражают ему свою благодарность.

Детство

Родился будущий священник 2 февраля 1927 года в Сталинграде в семье крупного партийного деятеля Ивана Петровича Изюмского. Еще до революции он женился на «красивой благочестивой девушке» Екатерине, воспитанной в верующей семье. Ее старшая сестра была монахиней, а сама Катерина с малолетства пела в церкви.

В 1918 году Иван Изюмский вступил в коммунистическую партию и вообще, как пишет автор, «стал ярым безбожником и воинствующим атеистом». Однажды в гневе отец чуть не застрелил жену за то, что «она подала нищему милостыню, которую тот просил ради Христа». «Ты меня позоришь, - сказал ей отец. - Я такой высокий пост занимаю в городе, а ты со своим Богом и святыми попами возишься».

Мать Василия очень страдала за свою веру, но именно отец спас ее от лагерей, когда чекисты принялись арестовывать, ссылать и даже расстреливать верующих и священнослужителей. Несколько раз Екатерину вызывали на допросы в НКВД, но отпускали.

В Гражданскую войну Иван Петрович Изюмский стал одним из организаторов обороны Царицына от белогвардейцев, его называют в числе создателей царицынской Красной гвардии вместе со Сталиным и Ворошиловым. Когда белых изгнали из города, Изюмский стал одним из руководителей городского совета. Благодаря ему в Царицыне была проведена первая трамвайная линия. Позже его именем назвали одну из улиц города.

«Я, пятый ребенок в семье Изюмских, отец дал мне имя Вильям. Поскольку он был человек неверующий, то и крестить меня не позволял. Мама мне рассказывала, что когда я был еще совсем маленький (мне было десять или пятнадцать дней), она решила крестить меня тайно. Недалеко от нашего дома еще оставалась открытой Казанская церковь. Там меня мама окрестила Василием».

Впрочем, детство казалось мальчику безоблачным: отец - большой городской начальник, в их просторном доме всегда был достаток, мальчика любили родные и учителя... Но эта идиллия продолжалась недолго. Пришел 1937-й, год кровавых сталинских репрессий, и в дом Изюмских пришли люди в кожанках, устроили обыск и навсегда увели отца. Позже его объявили «врагом народа» и расстреляли. Мальчику едва исполнилось 10 лет.

Реабилитировали Ивана Изюмского лишь в 1954 году, вернув вдове все награды мужа и назначив хорошую пенсию.

Но тогда, в 1937-м, сразу после ареста отца всю семью выгнали из дома, едва не арестовали мать, Василия исключили из пионеров. Выжить удалось чудом.

Война

В 1942-м немецкие войска вплотную подошли к Сталинграду. Василий вместе с другими своими юными сверстниками был призван рыть окопы вокруг города, за что был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Бомбили город каждый день в течение полугода.

«Я, мать и сестра прятались в пещерках, которые мы рыли в оврагах, - вспоминает отец Василий. — Когда бомбы падали рядом, мы задыхались от страшной пыли. Как-то, помню, самолеты уже вовсю гудели вокруг, и мама сказала: «Сынок, иди в нашу с Юлей пещерку. Если будем умирать, так вместе». И действительно, началось что-то ужасное - содрогалась вся земля, как будто случилось землетрясение, но нас Бог сохранил. Когда все кончилось, я пошел в свою пещерку и увидел, что баночку, из которой я пил воду, разбило осколком от бомбы. Так что если бы я там остался, то наверняка бы погиб. Думаю, мать чувствовала это.»

Однажды мама Василия, спасаясь от бомбежки, отправилась с детьми в Городище, где жила святая Параскева-прозорливица. Ее дом разыскали быстро, но подойти к Параскеве не было никакой возможности - вокруг толпились люди. Вдруг раздался голос: «Пустите мать священника!» Все крутили головами, пытаясь понять, кого нужно пропустить. Мать тоже ничего не понимала. Однако дорогу уступали именно им. Когда вошли в дом, то увидели пожилую женщину с приветливым лицом, это она кричала.

«Мы подошли, - вспоминает отец Василий, — женщина улыбнулась и обратилась к моей матери: “А мы вас давно ждали и молились Святителю Николаю, чтобы он вас сюда проводил“. Мать в слезах упала перед ней на колени и с благодарностью поцеловала ее ноги. Рядом с прозорливицей было спокойно и хорошо, и мы уже не боялись ни бомб, ни стрельбы».

После победы в Сталинграде не осталось ни одного целого дома, были разрушены и церкви, поэтому мать ездила на электричке молиться в местечко Отрада - там остался целым и был действующим храм. Она частенько брала с собой сына, Василий познакомился с настоятелем храма отцом Александром и стал ему помогать.

Учеба в Богословском институте

Однажды о. Александр посоветовал юноше, недавно окончившему школу, поехать в Москву на учебу в открывающийся православный Богословский институт в . Юноша сдал приемный экзамен и поступил сразу на второй курс.

Но когда он приехал в Москву, то выяснилось, что институт еще не работает, тогда Василий устроился на работу в одну из школ преподавателем строевой и военной подготовки с присвоением звания младшего лейтенанта.

«Сначала меня определили в младшие классы, потом перевели в старшие - и преподавать стало сложнее: я приходил домой без голоса, очень уставший. Слава Богу, в школе я пробыл недолго, ведь устроился я туда временно, только чтобы как-то прожить в Москве до начала учебы в Богословском институте, - цель моя была служить Богу», - вспоминает отец Василий.

Одновременно молодой человек, всегда любивший музыку, по совету знакомой поступил в музыкальное училище имени Гнесиных. Учеба продлилась всего несколько месяцев, потому что начались занятия в Богословском институте. В Новодевичьем монастыре Василий познакомился со своей будущей женой Ольгой.

Служение

В 1947 году Василий Изюмский окончил Московский православный богословский институт. В том же году он был рукоположен в сан диакона. Служил в в Москве. А спустя два года рукоположили его в сан священника. Пастырская деятельность о. Василия снискала ему любовь прихожан.

С 1951 по 1954 год он служил настоятелем в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы города Зарайска, затем получил приход церкви Святой Троицы в городе Бологое. С 1971 года отец Василий служил в городе Кашине благочинным, отвечая за все окрестные приходы. А в 1979-м был определен настоятелем , где и прослужил до 2014 года, то есть 35 лет.

За годы служения получил целый ряд наград, среди которых ордена (II и III степеней), святого благоверного князя Даниила Московского (III степени), святого равноапостольного князя Владимира (II степени) и святителя Кирилла Туровского (II степени), орден Белорусской православной церкви.