Земные поклоны от пасхи до вознесения. О поклонах и крестном знамении. Когда и как класть земные поклоны

Святитель Афанасий Сахаров об этом писал следующее:
"Ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа" (Гал. 4,7).
"Все водимые Духом Божиим суть сыны Божий, потому что мы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божий. А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу" (Рим. 8, 14-17).

Соответственно сим и приведенным в предшествующем примечании словам святого апостола Православная Церковь заповедует своим сынам во все воскресные дни и в великие Господские праздники во время молитвы, как на общественном богослужении, так и на домашнем, келейном правиле, совсем не преклонять своих колен, ибо коленопреклонение знаменует рабское состояние и наше падение. В воскресные же дни и в великие праздники мы славим Господа за наше спасение и, как бы забывая о грехе, отчудившем нас от Бога, с сыновним дерзновением, стоя прямо, открытым лицом взирая на Него, вопием: "Авва, Отче!"

Указание об отмене коленопреклонений в воскресные дни восходит к глубокой, первохристианской древности. Уже 1-й Вселенский Собор 20-м правилом своим постановляет: "Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, УГОДНО СВЯТОМУ СОБОРУ да стояще приносят молитвы Богу". И 6-й Вселенский Собор, 90-м правилом своим подтверждая отмену коленопреклонении в воскресные дни, провозглашает: От БОГОНОСНЫХ ОТЕЦ НАШИХ КАНОНИЧЕСКИ ПРЕДАНО не преклоняти колен во дни воскресные ради чести Воскресения Христова. А святой Василий Великий в 91-м правиле говорит: "ЦЕРКОВНЫЕ УСТАВЫ научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы".

К сожалению, у нас почти забыты церковные правила о коленопреклонениях и соборные и отеческие постановления по этому поводу. Наши богомольцы в большинстве, как бы совсем забыв о своем сыновстве, о том, что мы уже не рабы, а искупленные кровью Христовою от рабства сыны Божий, вопреки наставлению Василия Великого, ПРЕДПОЧИТАЮТ во время молитвы коленопреклонение, не считаясь ни с торжественностью совершаемых Церковью праздников, ни с содержанием молитвословий. Обычно чаще всего становятся на колени и совершают поклоны во время наиболее знакомых молитвословий, хотя бы то были хвалебные полиелейные псалмы или торжественное Великое славословие.

ВОПРОС :
Хотя существует общее правило, что земные поклоны в воскресные и праздничные дни отменяются, но многие считают необходимым совершать на литургии земные поклоны в следующие моменты:
а) при освящении Св. Даров, в конце пения «Тебе поем»;
б) при вынесении Св. Даров для причастия (в особенности для тех, кто приступает к ним)
в) при последнем явлении Св. Даров в конце литургии.

Допустимы ли эти земные поклоны?

ОТВЕТ архиепископа Аверкия (Таушева): НЕДОПУСТИМЫ.

Нельзя ставить своё собственное мудрование выше разума Церкви, выше авторитета Святых Отцев.

""Первый Вселенский Собор, своим 20-м правилом, и Шестой Вселенский Собор, своим 90-м правилом, ясно и определённо запрещают «преклонять колена» в «день Господень» (воскресенье) и «во дни Пятидесятницы» (от Пасхи до праздника Пятидесятницы в течение всего этого периода времени ежедневно), а такой высокий авторитет для нас, как великий вселенский учитель и святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадомйской, в своём 91-м каноническом правиле ясно и вразумительно объясняет причину этого, относя это к «таинствам церковным», а принятое всею Церковью каноническое правило священномученика Петра, Архиепископа Александрийского, прямо свидетельствует, что в воскресный день «и колена преклоняти мы не прияли».

Полностью правила Вселенских Соборов звучат таким образом -
«Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень и во дни Пятидесятницы, то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, да стояше произносят молитвы Богу» (20-е правило I Вселенского Собора). Также VI Вселенский Собор определил: «От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести Воскресения Христова. Посему да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем воскресение» (90-е правило).

Отсюда видно, что нельзя делать поклоны после вечернего входа, а не перед всенощным бдением, как это неверно понимают многие. Почему именно после вечернего входа? В древности основные службы точно соответствовали времени суток. Так как день в Церкви начинается с вечера, то первая служба суточного круга была вечерня. Началом нового дня считался вечерний вход, после которого пелось умилительное песнопение Свете тихий. По мнению выдающегося литургиста проф. М. Скабалановича, эта «песнь заключает в себе вызываемое появление вечернего света и благодарность за дожитие до него, прославление через Христа Святой Троицы и Его Самого… Свете тихий рядом с великим славословием и Сподоби Господи - древнейшая христианская песнь. Она приводится в Александрийском кодексе Библии V века. Это типичная христология I-II веков» (Толковый Типикон. К., 1913. Вып. 2. С. 132-133). Затем произносится Сугубая ектения, а потом Сподоби Господи - молитва с просьбой провести безгрешно наступивший вечер (следовательно, и новый день). Затем идет Просительная ектения, с которой собственно и начинается вечернее моление: Исполним вечернюю молитву нашу Господеви.

Значение этих правил подробно разъясняет св. Василий Великий в 91 каноническом правиле, взятом из творения его "О Святом Духе". Он говорит: "В первый день седмицы [воскресение], совершаем молитвы стоя прямо, но не все знаем тому причину. Ибо не только, как воскресшие со Христом и обязанные искать высших, в воскресный день прямым положением тела во время молитвы напоминаем себе о дарованной нам благодати; но и потому cиe делаем, что этот день, по-видимому, есть как бы образ ожидаемого нами века. Посему, будучи началом дней, у Моисея назван он не первым, но единым. Ибо сказано: и бысть вечер, и бысть утро, день един; потому что один и тот же день возвращается многократно. Посему он же есть и единый и осьмый, изображающей собою действительно единый и воистину осьмой день, о котором псалмопевец упомянул в некоторых надписаниях Псалмов (Псал. VI и XI), то есть оное состояние, которое последует за теперешним временем, оный не прекращающийся, невечерний, не сменяющийся день, оный нескончаемый и нестареющийся век. Посему Церковь по необходимости научает питомцев своих совершать в сей день молитвы стоя, чтобы при частом напоминании о нескончаемой жизни не вознерадели мы снабдить себя напутствиями к преставлению в оную.

Стояние без земных поклонов, таким образом, по изъяснению св. Василия Великого, есть символ будущего века, когда сыны Церкви окончательно, с помощию Божией победившие грех, уподобятся ангелам, про которых Церковь поёт, что они на зло пребывают недвижимы, т.е. не поддаются никаким соблазнам, будут вечно пребывать в праведном блаженном состоянии, будут неподвижно стоять в истине. Стояние без земных поклонов есть знамение полной победы Христовой над диаволом, той победы, которая особенно ярко показана в воскресении Господнем, а ещё полнее будет показана после всеобщего воскресения. В день воскресения Церковь празднует эту победу и призывает нас не только прославлять её словесной молитвой, но и исповедовать её самым образом стояния в храме. Поэтому класть земные поклоны в эти дни так же противоречит всему духу праздника, как если бы кто на свадьбе присутствовал в трауре.

Так же 24 правило ("Приношение современному монашеству", глава "Правила") св.Игнатия Брянчанинова запрещает поклоны в этот день. "" Когда при чтении кафизм поется, а при окончании их, равно как и при окончании шестопсалмия, произносится троекратно аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже, полагается по три поясных поклона, кроме воскресных и праздничных дней, суббот и полиелеев, в которые эти поклоны оставляются"

При таком единомыслии св.Отцов нашей Церкви по данному вопросу у нас нет никаких оснований сомневаться в истинности данного постановления.

Поклоны при молитве являются внешним выражением чувств кающегося человека. Поклоны помогают молящемуся настроится на молитву, они пробуждают дух покаяния, смирения, душевного сокрушения, укорения себя и покорности воле Божией, как благой и совершенной.

Поклоны бывают земными, - когда молящийся становится на колени и касается головой земли, и поясные, наклоняются так, чтобы голова была на уровне пояса.

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет о видах поклонов:

«Устав и исконные обычаи нашей Восточной Православной Церкви вообще не знают таких «коленопреклонений», как они теперь у нас в большинстве случаев практикуются, а только - поклоны, великие и малые, или иначе - земные и поясные. Земной поклон это – не стояние на коленях с поднятой кверху головой, а «падение ниц» с головой, прикасающейся к земле. Такие земные поклоны совершенно отменяются каноническими правилами нашей Святой Православной Церкви в воскресные дни, Господские праздники, в период между Рождеством Христовым и Богоявлением и от праздника Пасхи до Пятидесятницы, а при входе в храм и прикладывании к святыням отменяются также и во все остальные праздничные дни, когда бывает всенощное бдение, полиелей или хотя бы одно великое славословие на утрени, в дни предпразднеств и заменяются поясными.

Земные поклоны за Божественной литургией, когда они допускаются по уставу, положены: при окончании пения «Тебе поем» (в момент пресуществления Святых Даров), при окончании пения «Достойно есть», в самом начале пения «Отче наш», во время явления Св. Даров при возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите» и во время вторичного явления Св. Даров перед отнесением их на жертвенник при возгласе «Всегда, ныне и присно и во веки веков».

Есть ещё обычай (который не всеми принимается) полагать земной поклон в начале евхаристического канона - тотчас по возгласе «Благодарим Господа» и при возгласе «Святая Святым».

Всякие другие поклоны, а тем более несвойственное духу Святого Православия стояние на коленях во время Божественной литургии является произволом, не имеющим для себя основания в предании и священных установлениях нашей св. Церкви».

Церковная служба совершается со многими великими и малыми поклонами. Поклоны следует совершать с внутренним благоговением и с внешним благообразием, не спеша и не торопясь, и, если вы в храме, - одновременно с другими молящимися. Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением, а потом делать поклон.

Поклоны в храме следует совершать тогда, когда это указано Церковным Уставом. Самочинные и несвоевременные поклоны в храме обличают нашу духовную неопытность, мешают молящимся возле нас и служат нашему тщеславию. И напротив, поклоны, сотворённые нами по мудро установленным Церковью правилам, окрыляют нашу молитву.

Св. Филарет, митр. Московский по этому поводу говорит:

«Если стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это Церковный Устав, то стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, - в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу Твоему Небесному, Иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя (Мф. 6, 6)».

Уставом Церкви не положены земные поклоны в воскресные дни, в дни великих двунадесятых праздников, от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы.

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет о том, что христианам следует соблюдать Правила Святой Церкви:

«К сожалению, в наше время действительно мало кто знает о церковных правилах, касающихся коленопреклонений, а также и о том, что в воскресные дни (так же как и во дни великих Господских праздников и во всю Пятидесятницу - от праздника св. Пасхи до дня св. Троицы) - коленопреклонения отменяются. Об этой отмене коленопреклонений говорит целый ряд церковно-канонических правил. Так 20-ое правило Первого Вселенского Собора гласит:

«Понеже суть некоторые, преклоняющие колена в день Господень (т. е. воскресение), и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях всё одинаково было, угодно Святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу».

Шестой Вселенский Собор в своём 90-м правиле нашёл нужным ещё раз решительно подтвердить это запрещение преклонять колена в воскресные дни, причём обосновал это запрещение тем, что этого требует «честь воскресения Христова» то-есть, что поклоны, как выражение чувства покаянной скорби, несовместимы с праздничным торжеством в честь такого радостного события, как воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых. Вот это правило:

«От Богоносных Отец наших канонически предано нам, не преклоните колен во дни воскресные, ради чести Воскресения Христова. Посему да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею Воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем Воскресение».

В этом правиле особенно характерно выражение: «Да не пребываем в неведении». Очевидно Св. Богоносные Отцы наши не считали вопрос преклонения или непреклонения колен в день воскресный несущественным или маловажным, как это ныне многие, к сожалению, считают, игнорируя это правило: они сочли нужным особым каноническим правилом совершенно точно указать, с какого именно момента богослужения недопустимо преклонение колен и с какого оно вновь разрешается. Согласно этому правилу коленопреклонения отменяются с так называемого «вечернего входа» на вечерне в субботу и до вечернего входа на вечерне в воскресение. Вот почему нет ничего удивительного в том, что на вечерне в первый день Св. Троицы, хотя он всегда бывает в воскресение, читаются три молитвы Св. Василия Великого с коленопреклонением. Эти молитвы и читаются, как раз после вечернего входа на вечерне, что вполне согласно с требованием вышеизложенного 90-го правила VI Вселенского Собора.

Св. Пётр, Архиепископ Александрийский и мученик, пострадавший за Христа в 311 г. по Р. Хр., правила которого включены в общеобязательный для всех верующих церковный канон и содержатся в «Книге Правил», наряду с другими правилами св. отцев, в своём 15-м правиле, объясняя, почему христиане постятся в среду и пяток, в заключение говорит:

«Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради Воскресшего в оный: в сей день и колена преклоняти мы не прияли».

А великий вселенский учитель и святитель Василий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской , живший в IV веке по Р. Хр., правила которого в количестве 92-х также включены в Книгу Правил и пользовались всегда особенным авторитетом и уважением, в 91-ом правиле , заимствованном из 27-ой главы его книги о Св. Духе, «К Амфилехию», весьма глубоко и, можно сказать, исчерпывающе объясняет всё значение отмены коленопреклонений в дни, когда мы празднуем воскресение Христово. Вот полностью его глубоко-назидательное разъяснение этого древнего церковного обычая:

«Стоя молитвы творим во едину от суббот (то-есть в воскресение), но причину сего не все знаем. Ибо не токмо, яко совоскресшие Христу и долженствующие искати горнего, стоянием во время молитвы, в день воскресения, напоминаем себе о благодати нам дарованной, но и потому сие творим, яко день сей мнится быти неким образом чаемого века. Почему яко начало дней, и у Моисея наречен он не первым, но единым. И бысть, глаголет, вечер, и бысть утро, день един (Быт. 1, 5): аки бы един и тот же день многократно круговращался. И так единый, который есть купно и осмый, означает оный существенно единый и истинный осьмый день, о котором и Псалмопевец упоминает в некоторых написаниях псалмов, назнаменует собою по сем веке грядущее состояние, день непрестающий, невечерний, безпреемственный, нескончаемый, оный и нестареющий век. Итак основательно Церковь научает питомцев своих бывающие в оный день молитвы в стоянии совершати дабы, при частом напоминании о нескончаемой жизни, мы не оставили в небрежении напутствия к оному преставлению. Но и вся пятьдесятница есть напоминание Воскресения, ожидаемого в будущем веке. Ибо единый и первый день, будучи седмикратно уседмеричен, составляет седмь недель святыя пятьдесятницы. Пятьдесятница, начинаясь первым днем седмицы, им же и оканчивается. Пятьдесят крат обращаясь чрез подобные промежуточные дни, сим подобием подражает веку, как бы в круговом движении начинаясь от тех же знаков, на тех же и оканчиваясь. Церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием как бы переселяя мысль нашу от настоящего в будущее. При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, яко грехом низпали на землю, и то, яко человеколюбием Создавшего нас, паки воззваны на небо. Но не достанет мне времени повествовати о неписаных Таинствах Церковных».

Надо вникнуть в смысл этого постановления церковного, чтобы понять, сколько в нем глубочайшего значения и назидания, коим в наше время многие не хотят пользоваться, предпочитая свое собственное мудрование голосу Св. Церкви. Общий упадок религиозного и церковного сознания в наши дни повёл к тому, что современные христиане как-то перестали, в большинстве своём, ощущать воскресный день, как день радости, как Пасху, которую мы празднуем еженедельно, а потому и не чувствуют, какой несообразностью, каким диссонансом с ликующими песнопениями этого дня является преклонение колен».

На вопрос: «Допустимы ли не установленные Уставом земные поклоны?» архиепископ Аверкий отвечает:

«Недопустимы. Нельзя ставить своё собственное мудрование выше разума Церкви, выше авторитета Святых Отцев. …Какое же мы имеем право поступать вопреки голосу Вселенской Церкви? Или мы хотим быть благочестивее самой Церкви и великих Отцев Её?»

При прикладывании ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам следует подходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, класть два поклона перед целованием и один после целования святыни, поклоны надо совершать по дню - земные или глубокие поясные, касаясь рукой земли. Прикладываясь к иконам Спасителя, целуем ногу, а при поясном изображении – руку, или ризу, к иконам Божией Матери и святых - руку или ризу; к иконе Нерукотворенного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя - целуем власы.

На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но при стечении молящихся целовать икону полагается один раз, дабы не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме.

Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.

На отпусте «Христос, истинны...

Заранее прошу прощения за столь длинную выписку "О поклонах и Крестном Знамении", но вот указания:

Креститься без поклонов следует:
В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу…» три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза.

В начале пения или чтения «Верую».

На отпусте «Христос, истинный Бог наш…».

В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном следует:

При входе в храм и при выходе из него - три раза.

При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».

При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.

При возгласах «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Твоя от Твоих…».

При словах «Честнейшую Херувим…».

При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».

Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом - по три раза.

Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.

При окончании пения или чтения каждой стихиры.

На литии после каждого из первых двух прошений ектении - по три поклона, после двух остальных - по одному.

Креститься с земным поклоном следует:

В пост при входе в храм и при выходе из него - три раза.

В пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем».

На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть…».

По окончании пения «Тебе поем…».

После «Достойно есть…» или задостойника.

При возгласе «Святая святым».

При возгласе «И сподоби нас, Владыко…» перед пением «Отче наш».

При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз - при словах «Всегда, ныне и присно…».

В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице…» - на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся…» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.

В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего…».

В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона.

Поясной поклон без крестного знамения кладется:

При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», «И да будут милости Великаго Бога…».

При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

Не допускаются земные поклоны:

В дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения.

При словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви приклоните» все молящиеся приклоняют головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно (то есть про себя), а на литии велегласно (громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, приклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, в котором воздается слава Святой Троице.

В 2001 году проходил Всероссийский регентский съезд, восстановивший традицию, прерванную в 1916 г. Наряду с важными клиросными и уставными проблемами, рассматривался вопрос и о поклонах в храме за богослужением.
В храме все должно быть "по чину и благообразно", где самовольным ошибочным мнениям не место.
Начну краткий обзор этой темы.
Поклоны существуют трех видов:
МАЛЫЕ (метания) с крестным знамением и без оного
ПОЯСНЫЕ
ЗЕМНЫЕ

МАЛЫЙ ПОКЛОН С КРЕСТНЫМ ЗНАМЕНИЕМ
-применяются во всех случаях выражения молитвенного чувства и обращения. Например, при прохождении мимо алтаря, храма, на прошении ектиний, при пении "Аллилуиа", "Святый Боже", когда слова молитвословий побуждают к этому ("поклонимся", "припадем", "Помолимся").

МАЛЫЙ ПОКЛОН БЕЗ КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ
1. Когда кадят молящихся (причем, поклон - ПОСЛЕ, а не во время каждения: в то время, когда дьякон или священник Вас кадит - Вы стоите прямо); осеняют их свечами; когда благословляют рукой или крестом (последнее про крест для меня - новость).
2. Когда священнослужитель совершает каждение всего храма. При этом лицом к нему поворачиваются только те молящиеся, мимо которых проходит кадящий. И тем более не поворачиваются к алтарю спиной.
3. При возглашении
- ГЛАВЫ ВАША ГОСПОДЕВИ ПРИКЛОНИТЕ
- МИР ВСЕМ
- БЛАГОСЛОВЕНИЕ ГОСПОДНЕ НА ВАС...
- БЛАГОДАТЬ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА...
4. На Херувимской песне на великом входе при возглашении: ВСЕХ ВАС ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН.... (при этом священник крестообразно осеняет предстоящий народ Святой Чашей). Я в этот момент молюсь в себе: Помяни мя, Господи, во Царствии Своем! Помяни мя, Владыко, во Царствии Своем! Помяни мя, Святый, во Царствии Своем!
5. Во время чтения Евангелия (стоит прямо, с наклоненной головой, как бы слушая Самого Иисуса Христа).
6. При пасхальном приветствии кадящего с крестом иерея при словах:
- ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Отвечая:
- ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ БЕЗ ПОКЛОНА
1. При чтении Символа веры на словах:
"...Бога Отца, Вседержителя...", "И во Единаго Господа Иисуса Христа...", "И в Духа Святаго...".
Здесь есть разночтения, например у свт. Игнатия Брянчанинова указано осенять себя крестом только на "Верую...".
2. При произнесении слов:
"силою Честнаго и Животворящаго Креста...".
3. В начале чтения Апостола, паремий.
4. При отпусте на словах:
"Христос истинный Бог наш...", а поклон уже после окончания отпуста, на последних словах.
5. В начале шестопсалмия 3 раза на словах "Слава в вышних Богу...".
6. При словах тропаря "Спаси, Господи, люди Твоя..." и др.

ПОЯСНОЙ ПОКЛОН
Поясные поклоны бывают глубокие (до земли - рукой) и неглубокие (в пояс).
Применяются:
1. При входе в храм и выходе из него (3 раза напротив алтаря).
2. При возгласе "Благословен Бог наш...".
3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святей Троице.
4. При возгласах:
- Твоя от Твоих.
- Святая Святым (3 поклона!)
5. При произнесении слов на "Честнейшей":
- ...Сущую Богородицу Тя величаем.
6. На возглас:
- Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе!
7. В начале великого славословия на утрени ("Слава в вышних Богу").
В современной традиции все более входит обычай становиться на колени, хотя Устав предполагает метание.
8. После пения первой половины Херувимской песни, на великом входе, во время выхода священнослужителей (встречая Святую Чашу).
9. Перед чтением и по прочтении Евангелия на словах "Слава тебе, Господи, слава Тебе".
10. После "Достойно есть" - земного поклона не совершаем, из-за того, что земной поклон предшествовал Святым Тайнам.
Святым Тайнам - земной, Божией Матери - поясной

ЗЕМНОЙ ПОКЛОН
Земные поклоны – поклоны, «елико мощи главою до земли довести» (Типикон), полагают при поклонении наибольшим святыням; в дни постов и наиболее важные и таинственные моменты богослужения. А первом и последнем случаях значение календарного периода в расчет не принимается.

Так, во время пения «ТЕБЕ ПОЕМ» на Евхаристическом каноне (как ориентир для прихожан – приблизительно во время пения «и молим Ти ся Боже наш») происходит страшный и славный МОМЕНТ ПРЕЛОЖЕНИЯ Святых Даров. По учению церкви, с этого момента на Святом Престоле возлежат уже не хлеб и вино, но Самое Пречистое Тело Христово и Самая Пречистая Его Кровь, и священник повергается ниц перед этой Святынею.

«….ЭТОТ МОМЕНТ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ - ОСНОВА ВСЕЙ ЖИЗНИ МИРА, это - ось жизненного колеса…
Страшный этот момент: все существо человека, все его чувства, мысли, все его существо должно повергаться ниц перед этим явлением человеколюбия и милости Искупителя»,--

так пишет об этом великом моменте священномученик Серафим (Звездинский).
Земной поклон здесь положен в любой календарный период и, в том числе, на Пасху.
Можно только недоумевать и скорбеть, когда в столь важнейший момент народ не падает ниц, а на возгласе «Святая святым» почти все делают земной поклон, когда он здесь неуместен.
(Вот уж точно - так и происходит(((.)

Священнослужитель делает поясные поклоны (положено 3 поклона), стоя возле Престола, а народ падает ниц, стоя в храме… Это можно объяснить только незнанием, непониманием происходящего за богослужением.

Обязателен земной поклон причастнику, в том числе и на Пасху при явлении Святых Даров на возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите…».

ЗЕМНОЙ ПОКЛОН в Великий пост.
Примеры обязательного употребления земных поклонов:
- на Великом повечерии при возглашении:
"Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных"
"Боже, очисти нас, грешных, и помилуй нас";
- на Великопостной вечерне
при пении "Богородице Дево, радуйся",
"Слава: Крестителю... Христов...", и ныне: "Молите за ны..." (на ккаждом стропаре все творят один земной поклон,
после "Под Твое благоутробие..." - один поясной;
- на изобразительных, в конце пения блаженств поется троекратное:
"Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем", Помяни нас, Владыко...", "Помяни нас, Святый...".

ЗЕМНЫЕ ПОКЛОНЫ: РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ
Самой распространенной ОШИБКОЙ является то повсеместно принятое мнение, ЧТО НЕ ПОЛОЖЕНО СОВЕРШАТЬ В ХРАМЕ ЗЕМНЫЕ ПОКЛОНЫ:
- в дни воскресные, в дни святок, от Пасхи до Пятидесятницы, в двунадесятые праздники. Поклоны в этих случаях прекращаются от вечернего входа под праздник до «Сподоби, Господи…» на вечерне в самый день праздника или его отдания;
-также и в дни Страстной седмицы после прочтения в последний раз молитвы «господи и Владыко живота моего» до Пятидесятницы, исключения составляют поклоны у Плащаницы; и в двунадесятый праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста совершаются поклоны перед Крестом.
На самом деле Устав никогда не запрещал земных поклонов.
Все эти указания Устава нуждаются в подробном рассмотрении. Чаще всего опираются на выражение Правила 20-го I Вселенского Собора, которое гласит: «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в День Господень; и во дни Пятидесятницы; то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу». Правило 90-е VI Константинопольского Собора также говорит о непреклонении колен с субботы по входе до воскресения по входе на вечерни. Но, обращая внимание на слова «преклоняющие колена», почему-то пропускают слова «да стояще приносят молитвы Богу». Однако это важно, потому что «преклонением колен» называются НЕ ЗЕМНЫЕ поклоны, а ДЛИТЕЛЬНОЕ моление НА КОЛЕНЯХ. Во времена Соборов таковыми являлась, например, сугубая ектиния. В будние дни ее сугубость значимость проявлялась не только в троекратном повторении «Господи, помилуй!», но и в умилостивляющем, покаянном положении тела, а именно: стоя на коленях. Такая молитва действительно уменьшала праздничность дня.
Указывая на выражение Постной Триоди (Великая Среда вечера): «И абие упраждняются совершенно в церкви бываемые поклоны. В келлиях же даже и до Великаго Пятка совершаются», забывают, что по терминологии книги, составленной на Востоке, - Постной Триоди, - Церковь обозначает НЕ ХРАМ, а СОБРАНИЕ ВСЕЙ ОБЩИНЫ на молитву. Келлия же подразумевает не отдельную комнату русских монастырей, занимаемую одним лицом, а маленькую группу монахов, возглавляемую старцем или просто старшим братом, поставленным от священноначалия обители. ТАКИМ ОБРАЗОМ, здесь речь идет об отмене ОРГАНИЗОВАННЫХ поклонов во главе со священником (в храме) или старшим (в келлии).
Больше о поклонах ри Триодь, ни Типикон не упоминают. Однако все согласны, что перед Плащаницей творятся только земные поклоны. Следовательно вышеуказанное правило не касается земных поклонов вообще, а имеет отношение только к определенной их группе (организованным).
Можно привести еще три косвенных момента.
1. По свидетельству старых насельников Киево-Печерской Лавры, старцы в Лавре говорили: «А если в самый Светлый день Пасхи нам явится Господь Иисус Христос - мы упадем Ему в ноги или, отвесив поясной поклон, скажем: «Прости, Господи, по Уставу большего не положено»?
2. Старообрядцам, безусловно, в вопросах соблюдения обрядовых норм и правил нет равных. По катавасии 9-й песни положен великий поклон, что подразумевает под собой земной поклон.
3. Во время хиротонии, случившейся в период Пятидесятницы, ставленник после каждого обведения вокруг Престола кладет земной поклон рукополагающему его орхиерею.
Таким образом, единовременное падение ниц, выражающее крайнее благоговение и восторженное или покаянное состояние души, не может быть запрещено никем, ничем и никогда.
Кроме того, можно добавить, что епитимийные земные поклоны кладутся даже в Светлое Христово Воскресение.
Все это отмечается не для того, чтобы заставить всех по воскресениям бить земные поклоны, а для того, чтобы умерить пыл тех, кто проповедует мнение, что кладущие земные поклоны в вышеуказанные периоды совершают грех чуть ли не святотатства.

(Если даст Господь и живы будем – продолжение следует; делаю дайджест подробнее, ибо просили упоминать откуда, что и почему.)

ОСТАЛЬНЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ
При каждении диакона или иерея на «Господи возвах», «Честнейшей» и др. преклоняют головы только те молящиеся, мимо которых проходит кадящий (см. выше). В данном случае ошибкой бывает «провожание» кадящего, то есть поворот как подсолнух за солнцем (бывает, что молящиеся в порыве неуместного благочестия описывают полный поворот вокруг себя, поворачиваясь к алтарю спиной).
На вечерне на входе, когда священник, приложившись к иконе Спасителя, благословляет свещеносца (этим отпуская его), - народу, предстоящему в храме, преклонять главу при этом не надо. Это же правило относится и к малому входу на Литургии.
При каждении диакона или иерея с амвона на «Господи воззвах», «Честнейшей» и др. вначале – каждение левого и правого клиросов, затем – народа. Также на полиелее - священник производит каждение предстоящих священнослужителей, затем правый и левый клиросы и только потом предстоящий народ. Здесь и необходимо преклонить главу, а не кланяться без разбору во все стороны.
НА «СВЯТАЯ СВЯТЫМ» НЕТ ЗЕМНОГО ПОКЛОНА, НО ТРИ (!) ГЛУБОКИХ ПОЯСНЫХ («Служебник»).
На великом входе (в середине Херувимской песни) креститься не надо, так как не происходит никаких побуждающих к этому действий, и только на словах священнослужителя «всех вас православных христиан», следует преклонить главу. В это время предстоящие осеняются Святой Чашей.
Об ошибках на ектиньях об оглашенных – тут, полагаю, всем понятно, говорить излишне. Слушаем и поступаем по словам.
Когда уносят Святые Дары, на возглас «Всегда, и ныне и присно…» земного поклона нет, но поясной, так как это неуместно. Предполагается, что многие (а в древние века – все) являются причастниками, а в Церкви полагается единообразие в поклонах. (Здесь личное: не смогу не совершить земной поклон перед Чашей, если, беда-беда, не причащалась. Ну, не смогу.)
В Великий пост на вечерне на возглас: «Премудрость, прости (т.е. СТАНЕМ ПРЯМО). Свет Христов просвещает всех» земного поклона нет (Это ясно из перевода), но метание без крестного знамения. (Здесь личное: ведь везде указывается на земной поклон, а из перевода «станем прости» - его, похоже, нет).
Эта традиция требует изучения, приведем цитаты обсуждения этого вопроса:
«По чинопоследованию тут исключительно вставание. То есть сам чин не предусматривает никакого поклона, ниже метания».
«По требнику - тоже никакого поклона, даже малюсенького».
«Полагаю, что и всеразличные адорации на Литургии Преждеосвященных Даров (особенно во время кафизм) есть привнесенное».
«Ни в византийской, ни в древнерусской, ни в современной греческой практике поклона тут нет. Так что, наверное, и вправду – народное творчество».
«В этом обсуждаемом моменте в других Православных Церквах поклона не делают. Конечно, в нем нет логики, тем более сейчас. Раньше свет приносил архидиакон извне. Поклон мог появиться, когда это начал делать предстоятель».
Н.Д.Успенский, профессор Петербургской Духовной академии писал: «Сам Христос Спаситель назвал Себя светом мiру (ИН. 8. 12). Тихий свет вечернего светильника напоминал им о Том, о Ком евангелист писал: « Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1, 9). Горящий в молитвенном собрании светильник живо напоминал присутствующим на нем о духовном пребывании с ними Христа, обещавшего быть там, где двое или трое собраны во имя Его (Мф. 18, 20).
И еще, из «Закона Божия для гимназий 1872г.»:
«…исторически в дни Великого поста оглашенные, готовившиеся к крещению, во время появления и осенения зажженною свечею, в знак того благодатного света, который они получат в крещении, делали поклон до земли».
«После Херувимской три поклона должны быть без молитвы св.Ефрема Сирина. У русских это как украшение (и это признал о.Михаил Желтов)».
«Хотя не всегда, но надо иметь в виду и практику других Церквей, а то – только с русской, - можно серьезно ошибиться».
«По поводу трех поклонов с молитвой св.Ефрема Сирина на Литургии Преждеосвященных Даров – вопрос ясный. Там этой молитвы нет. Однако, если священник просто делает три земных поклона, то его примеру никто не последует. Хотя и сама молитва Ефрема Сирина «глаголет в себе», а не как нынче принято – велегласно.
По вопросу «Свет Христов» все понятно. Вообще, по смыслу там поклона нет, однако следует диаконский возглас, призывающий встать. То есть особое отношение к моменту все же есть».

ШЕСТОПСАЛМИЕ.
На Шестопсалмии КРЕСТИТЬСЯ И КЛАНЯТЬСЯ НЕ ПОЛОЖЕНО. Шестопсалмие - это шесть избранных псалмов из Псалтыри, читаемых в начале утрени. После первых трех псалмов, составляющих первую статью шестопсалмия, когда произносятся слова «Слава… и ныне… Аллилуия…» не совершаются крестные знамения и поклоны, как предусматривает это Устав в других случаях. Старец Паисий Афонский, отвечая на вопрос, почему мы не садимся на шестопсалмии, говорит: «Потому что оно СИМВОЛИЗИРУЕТ СТРАШНЫЙ СУД. Поэтому хорошо, если во время шестопсалмия ум идет на час Страшного Суда. Шестопсалмие занимает 6-7 минут (многие святые указывает, что Божий суд над нами займет ровно время чтения этих шести псалмов). После первой статьи мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явиться миру как Судия».

ПОКЛОНЫ НА ЛИТУРГИИ (не приведенные выше, по уставным заметкам схиархимандрита Дионисия (Лукича), дореволюционного уставщика Киево-Печерской Лавры).
На возглас «Благословенно Царство…» не принято обязательного земного поклона.
На «Трисвятом» - малые поклоны, также и на «Кресту Твоему…».
У святителя Игнатия (Брянчанинова) в V томе «Приношение современному монашеству» читаем, что на ектиньях при первом прошении и при возгласе, которым служащий священник заключает ектинью, - полагается по одному поясному поклону. Имеется также мнение владыки Афанасия (Сахарова), который говорил, что на просительной ектиньи поклоняемся на каждое прошение, так как в каждом из них говорится о самом необходимом для нашей жизни.

ПОЧИТАНИЕ ИКОН
К иконам прикладываемся так: два поясных поклона, затем прикладываемся к иконе.
Если несколько икон, то после двух поясных поклонов прикладываемся к нескольким иконам (по старшинству). Начиная со второй - к каждой с крестным знамением, после чего делается третий поясной поклон.

Если мы идем на ПОМАЗЫВАНИЕ, то, приложившись к иконам, подходим к священнику, принимаем помазывание, отходим и делаем третий поясной поклон в сторону алтаря и малый поклон (наклоняем голову) без крестного знамения предстоящему священнику (повернувшись в его сторону).

*Духовно-просветительское издание "О поклонах во время богослужения", по материалам 1 Всероссийского регентского съезда (17-21 июля 2001г., Подмосковье), 4-издание, 2015 г., допущено к изданию Изд. советом Белорусского Экз. Моск.Патр.. Решение 519 от 18.10.2011. Редакцию итогового документа готовил уставщик Свято-Троицкого Ионинского монастыря архимандрит Спиридон (Письменный).

Поклоны при молитве являются внешним выражением чувств кающегося человека. Поклоны помогают молящемуся настроится на молитву, они пробуждают дух покаяния, смирения, душевного сокрушения, укорения себя и покорности воле Божией, как благой и совершенной.

Поклоны бывают земными , когда молящийся становится на колени и касается головой земли, и поясные , наклоняются так, чтобы голова была на уровне пояса.

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет о видах поклонов:

«Устав и исконные обычаи нашей Восточной Православной Церкви вообще не знают таких «коленопреклонений», как они теперь у нас в большинстве случаев практикуются, а только — поклоны, великие и малые, или иначе — земные и поясные. Земной поклон это — не стояние на коленях с поднятой кверху головой, а «падение ниц» с головой, прикасающейся к земле. Такие земные поклоны совершенно отменяются каноническими правилами нашей Святой Православной Церкви в воскресные дни, Господские праздники, в период между Рождеством Христовым и Богоявлением и от праздника Пасхи до Пятидесятницы, а при входе в храм и прикладывании к святыням отменяются также и во все остальные праздничные дни, когда бывает всенощное бдение, полиелей или хотя бы одно великое славословие на утрени, в дни предпразднеств и заменяются поясными.

Земные поклоны за Божественной литургией, когда они допускаются по уставу, положены: при окончании пения «Тебе поем» (в момент пресуществления Святых Даров), при окончании пения «Достойно есть», в самом начале пения «Отче наш», во время явления Св. Даров при возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите» и во время вторичного явления Св. Даров перед отнесением их на жертвенник при возгласе «Всегда, ныне и присно и во веки веков».

Есть ещё обычай (который не всеми принимается) полагать земной поклон в начале евхаристического канона — тотчас по возгласе «Благодарим Господа» и при возгласе «Святая Святым».

Всякие другие поклоны, а тем более несвойственное духу Святого Православия стояние на коленях во время Божественной литургии является произволом, не имеющим для себя основания в предании и священных установлениях нашей святой Церкви».

Церковная служба совершается со многими великими и малыми поклонами. Поклоны следует совершать с внутренним благоговением и с внешним благообразием, не спеша и не торопясь, и, если вы в храме, — одновременно с другими молящимися. Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением, а потом делать поклон.

Поклоны в храме следует совершать тогда, когда это указано Церковным Уставом . Самочинные и несвоевременные поклоны в храме обличают нашу духовную неопытность, мешают молящимся возле нас и служат нашему тщеславию. И напротив, поклоны, сотворённые нами по мудро установленным Церковью правилам, окрыляют нашу молитву.

Святитель Филарет, митрополит Московский, по этому поводу говорит:

«Если стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это Церковный Устав, то стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, — в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу Твоему Небесному, Иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя (Мф. 6, 6)».

Уставом Церкви не положены земные поклоны в воскресные дни, в дни великих двунадесятых праздников, от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы.

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет о том, что христианам следует соблюдать Правила Святой Церкви:

«К сожалению, в наше время действительно мало кто знает о церковных правилах, касающихся коленопреклонений, а также и о том, что в воскресные дни (так же как и во дни великих Господских праздников и во всю Пятидесятницу — от праздника св. Пасхи до дня св. Троицы) — коленопреклонения отменяются. Об этой отмене коленопреклонений говорит целый ряд церковно-канонических правил».

Так 20-е правило Первого Вселенского Собора гласит:

«Понеже суть некоторые, преклоняющие колена в день Господень (т. е. воскресение), и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях всё одинаково было, угодно Святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу».

Шестой Вселенский Собор в своём 90-м правиле нашёл нужным ещё раз решительно подтвердить это запрещение преклонять колена в воскресные дни, причём обосновал это запрещение тем, что этого требует «честь воскресения Христова» то-есть, что поклоны, как выражение чувства покаянной скорби, несовместимы с праздничным торжеством в честь такого радостного события, как воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых. Вот это правило:

«От Богоносных Отец наших канонически предано нам, не преклоните колен во дни воскресные , ради чести Воскресения Христова. Посему да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера , в который по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею Воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем Воскресение».

В этом правиле особенно характерно выражение: «Да не пребываем в неведении». Очевидно святые Богоносные Отцы наши не считали вопрос преклонения или непреклонения колен в день воскресный несущественным или маловажным, как это ныне многие, к сожалению, считают, игнорируя это правило: они сочли нужным особым каноническим правилом совершенно точно указать, с какого именно момента богослужения недопустимо преклонение колен и с какого оно вновь разрешается. Согласно этому правилу коленопреклонения отменяются с так называемого «вечернего входа» на вечерне в субботу и до вечернего входа на вечерне в воскресение. Вот почему нет ничего удивительного в том, что на вечерне в первый день Святой Троицы, хотя он всегда бывает в воскресение, читаются три молитвы святителя Василия Великого с коленопреклонением. Эти молитвы и читаются, как раз после вечернего входа на вечерне, что вполне согласно с требованием вышеизложенного 90-го правила VI Вселенского Собора.

Святитель Петр, архиепископ Александрийский и мученик, пострадавший за Христа в 311 году (правила которого включены в общеобязательный для всех верующих церковный канон и содержатся в «Книге Правил», наряду с другими правилами св. отцев) в своём 15-м правиле, объясняя, почему христиане постятся в среду и пяток, говорит:

«Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради Воскресшего в оный: в сей день и колена преклоняти мы не прияли».

Великий вселенский учитель и святитель Василий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской , живший в IV веке, правила которого в количестве 92-х также включены в «Книгу Правил» и пользовались всегда особенным авторитетом и уважением, в 91-м правиле , заимствованном из 27-й главы его книги о Св. Духе, «К Амфилехию», весьма глубоко и, можно сказать, исчерпывающе объясняет всё значение отмены коленопреклонений в дни, когда мы празднуем воскресение Христово. Вот полностью его глубоко назидательное разъяснение этого древнего церковного обычая:

«Стоя молитвы творим во едину от суббот (то-есть в воскресение), но причину сего не все знаем. Ибо не токмо, яко совоскресшие Христу и долженствующие искати горнего, стоянием во время молитвы, в день воскресения, напоминаем себе о благодати нам дарованной, но и потому сие творим, яко день сей мнится быти неким образом чаемого века. Почему яко начало дней, и у Моисея наречен он не первым, но единым. И бысть, глаголет, вечер, и бысть утро, день един (Быт. 1, 5): аки бы един и тот же день многократно круговращался. И так единый, который есть купно и осмый, означает оный существенно единый и истинный осьмый день, о котором и Псалмопевец упоминает в некоторых написаниях псалмов, назнаменует собою по сем веке грядущее состояние, день непрестающий, невечерний, безпреемственный, нескончаемый, оный и нестареющий век. Итак основательно Церковь научает питомцев своих бывающие в оный день молитвы в стоянии совершати дабы, при частом напоминании о нескончаемой жизни, мы не оставили в небрежении напутствия к оному преставлению. Но и вся пятьдесятница есть напоминание Воскресения, ожидаемого в будущем веке. Ибо единый и первый день, будучи седмикратно уседмеричен, составляет седмь недель святыя пятьдесятницы. Пятьдесятница, начинаясь первым днем седмицы, им же и оканчивается. Пятьдесят крат обращаясь чрез подобные промежуточные дни, сим подобием подражает веку, как бы в круговом движении начинаясь от тех же знаков, на тех же и оканчиваясь. Церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием как бы переселяя мысль нашу от настоящего в будущее. При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, яко грехом низпали на землю, и то, яко человеколюбием Создавшего нас, паки воззваны на небо. Но не достанет мне времени повествовати о неписаных Таинствах Церковных».


При прикладывании ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам
следует подходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, класть два поклона перед целованием и один после целования святыни, поклоны надо совершать по дню — земные или глубокие поясные, касаясь рукой земли. Прикладываясь к иконам Спасителя, целуем ногу, а при поясном изображении — руку, или ризу, к иконам Божией Матери и святых — руку или ризу; к иконе Нерукотворенного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя — целуем власы.

На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но при стечении молящихся целовать икону полагается один раз , дабы не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме. Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)» , или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас» . Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.