Женевский папа. Жан Кальвин — «Женевский папа. «Я приношу моё сердце как искреннюю жертву Богу»

1541 году Жан Кальвин возвращается в Женеву, где - после долгих споров был принят, хотя и с ограничениями, его проект о церковном переустройстве, но фактически реформы были произведены во многих областях городского устройства…

«По этому проекту устанавливались четыре церковных чина: пасторы, доктора для преподавания в школе; старейшины для нравственного надзора за гражданам и диаконы для различных благотворительных дел.

По требованию Кальвина была создана консистория - нечто среднее между трибуналом инквизиции и светским судом. Консистория разбирала особо важные проступки против нравственности и отступлением от истинной веры. В менее серьёзных случаях пасторы и старейшин ограничивались частным внушением.

Дома горожан стали часто подвергаться обыскам, и горе было тем, у кого находили вышитый чепчик, кружевной воротничок, украшения или книги сомнительного содержания. После девяти часов вечера никто не имел права выйти на улицу без специального разрешения городских властей, - надо было ложиться спать, чтобы с раннего утра заняться работой.

Из церковного обихода были устранены всякие украшения, символы и церемонии. Были отменены такие церковные праздники, как Рождество, Обрезание, Благовещение, Вознесение, оставлялся единственный - Пасха (Воскресение Христово). Для отдыха был оставлен только один день в неделе - воскресенье, но этот весь день горожане должны были проводить только в церкви.

В 1543 году вышло третье издание «Наставления в христианской вере», где была записана подробная программа кальвиновского реформирования - церковного и жизненного уклада горожан.

В нём Кальвин приравнял пасторов церкви к пророкам и апостолам: пасторы должны были «возвещать слово Божье, учить, увещевать народ, раздавать причастие и вместе со старейшинами налагать церковные наказания». Снисходительность к грешнику пастору категорически запрещалась, ибо он не только провозвестник истины, но и её защитник, «мститель» за обиды, нанесённые имени Божьему.

О материальном содержании пасторов должна заботиться община. Кальвин не требовал от пасторов евангельской бедности и не запрещал им заботиться о приумножении своих богатств, если это не противоречило строгой нравственности. В своих проповедях и на заседаниях совета магистрата Кальвин даже настаивал на возвращении пасторам церковного имущества, отобранного у католиков.

Несмотря на то, что в Женеве Кальвин занимал скромный пост советника правительства, его влияние на повседневные дела города было исключительным. Принимаемые по его настоянию законы имели целью сделать из Женевы прообраз «града Божьего», цитадель протестантизма. На протяжении 1541-1564 годов Кальвин фактически единолично правил городом. Недаром его называли «женевским папой», да и сама Женева со временем, по мнению сторонников Кальвина, должна была стать «протестантским Римом».

Здесь Кальвин занимался дипломатической перепиской, редактированием политического, судебного и полицейского законодательства и, естественно, каждое воскресенье проповедовал в церкви. В начале 1543 года комиссия под руководством Кальвина провела в городе большой ряд мероприятий: были установлены определённые рамки для деятельности различных государственных органов, четко обозначены обязанности должностных лиц. Под его руководством до мельчайших подробностей было разработано судебное делопроизводство. Кальвин писал подробнейшие инструкции для смотрителей за постройками, для пожарной команды и даже правила для ночных сторожей. Почти каждый день он появлялся перед городским советом со своими бесчисленными докладами, донесениями и извещениями.

Реформы магистрата запрещали в городе танцы, театральные представления, азартные игры. В 1546 году за участие в танцах был осужден целый ряд высших должностных лиц города, в том числе генеральный капитан и первый синдик. Несчастные ещё легко отделались, они выслушали суровое внушение и принесли публичное покаяние за грех. За произнесение кощунств, проклятий и за иное сквернословие налагалось длительное тюремное заключение. Строго запрещались не только любые развлечения, но «неподобающе яркие» одежды и громкий смех. Как писал один из почитателей Кальвина, законы его «были писаны кровью и огнём».

Вряд ли можно найти в тот период иное государство, где бы в столь короткий промежуток времени (с 1542 по 1546 год) было принято 58 смертных приговоров и 76 декретов об изгнании.

Совершенно ужасающей была жестокость, которой при Кальвине отличалось судопроизводство. Пытка являлась необходимой принадлежностью всякого допроса. Причём обвиняемого пытали до тех пор, пока он не признавал обвинения, зачастую в несовершенном им преступлении. За несколько месяцев только одного 1545 года от пыток во время следствия погибло 34 человека, так и не дожив до решения суда. Детей заставляли свидетельствовать против родителей. Простого подозрения соседа было достаточно не только для ареста, но и для осуждения.

Неутомимый Кальвин, сам работавший с утра до поздней ночи, того же требовал и от других. Никто в Женеве не имел права бездельничать. Из города изгнали всех нищих. При этом Кальвин выступал против излишнего обогащения. Однажды он сказал, что народ надо держать в бедности, иначе он перестанет быть покорным воле Божьей.

Подобный аскетизм, когда у горожан оставалось только два права - работать и молиться - не мог не вызвать сопротивления. Стали расти оппозиционные настроения, и не только среди горожан, но и в городском магистрате. В 1547 году образовалась сильная партия недовольных реформами Кальвина («перринисты»), которая стремилась ограничить его влияние и подчинить консисторию и коллегию пасторов городскому магистрату Особым нападкам со стороны перринистов подвергалось церковное отлучение, которое в то время воспринималось, как отлучение человека от Бога. Пасторов стали часто оскорблять на улицах, многие запреты демонстративно нарушались. Но вскоре произошёл случай, который помог Кальвину победить растущее влияние перринистов.

В 1553 году по приговору женевской консистории был казнён за еретические взгляды испанский богослов, философ и учёный Мигель Сервет . Дело Сервета рассматривается многими историками как «моральный тупик Реформации» - впервые протестантская церковь вынесла смертный приговор за инакомыслие. Публичное сожжение Сервета заставило «перринистов» утихнуть. Вскоре после этого был произведён полный разгром идейной оппозиции. Сторонники Кальвина провели несколько крайне пристрастных религиозно-политических процессов, стоивших жизни многим непримиримым его противникам. К 1555 году оппозиция была окончательно разгромлена. - С годами Женева стала одним из крупнейших центров протестантизма и европейской культуры. В городе открылось много типографий и книжных лавок. В 1559 году по инициативе Кальвина женевский христианский колледж был преобразован в академию, главной целью которой была подготовка образованного протестантского духовенства (естественно, по программе Кальвина). Женева стала центром миссионерского движения и стала приобретать репутацию «святого города» и «евангелического Рима».

В 1559 году Кальвин принял женевское гражданство. Он передал внутренние дела города своим единомышленникам и, мечтая распространить свои идеи по всей Европе, вышел на международную арену. Кальвин вёл обширнейшую переписку с теологами, королевскими особами многих европейских стран и со временем стал одним из крупнейших европейских деятелей.

Более 20 лет он регулярно читал богословские лекции, комментировал отдельные книги Библии и выступал с проповедями. В женевской и цюрихской библиотеках хранится около 3 тысяч его рукописных проповедей и лекций. Трудолюбие Кальвина было просто невероятным. В одном из писем Фарелю он описывает один из своих рабочих дней: «Право, я давно уже не запомню такого тяжелого труда - 20 страниц корректуры, мои лекции, проповедь, 4 послания, примирение враждующих сторон. Надеюсь, ты простишь мне, если я буду краток…»

Непрерывная напряжённая работа подорвала его здоровье. В последние годы он часто болел - лихорадка, мигрень, одышка, подагра... Умер Кальвин в 8 часов вечера 27 мая 1564 года. Похоронен он был, по его собственному желанию, «обыкновенным образом», без всяких церемоний, без памятника, даже без надписи на могиле. Очень скоро местонахождение могилы великого женевского реформатора было забыто».

Истина Н.А., Сто великих мятежников и бунтарей, М., «Вече», 2006 г., с. 98-101.

КАЛЬВИН Жан (Calvin , латинизированная форма Calvinus , франц. Cauvin , Ковен) (10 июля 1509, Нуайон, Франция - 27 мая 1564, Женева), французский богослов, один из лидеров Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение Кальвина - «Наставление в христианской вере». Став с 1541 фактическим диктатором Женевы, Кальвин превратил ее в один из центров Реформации. Отличался крайней религиозной нетерпимостью.

Приобщение к протестантству

Отец Кальвина служил распорядителем при дворе местного епископа. В 1523 он послал сына в Париж для изучения теологии. Жан учился в коллеже Монтегю, как и Лойола, затем изучал право в Бурже и Орлеане. Кальвин прекрасно знал латинский, древнегреческий и древнееврейский языки, читал Библию в оригинале. В молодости он разделял идеи христианского гуманизма и был близок по взглядам к и Лефевру д"Этаплю. В 1532 вышел его первый труд - комментарий к произведению Сенеки «О снисходительности».

В эти же годы Кальвин познакомился с учением . Точных сведений о том, когда Кальвин обратился в протестантство, не сохранилость. Но в 1533 в связи с усилившимся преследованием инакомыслия во Франции ему пришлось покинуть Париж.

Кальвин поселился на севере Швейцарии - в Базеле, протестантском городе, жители которого проявляли терпимость к представителям иных вероисповеданий. Он преподавал теологию, много писал, в частности, предисловие к французскому переводу Библии. В это время выходит первое издание его главного труда «Установления христианской веры» (1536) - систематический свод протестантского вероучения. В 1536 Гийом Фарель, лидер женевской Реформации, уговаривает Кальвина принять участие в религиозном обновлении Женевы.

Реформация в Женеве

Реформационное движение в Женеве тесно переплеталось с борьбой за независимость от герцога Савойским. В значительной степени горожане принимали протестантизм из политических соображений, надеясь на военную помощь со стороны протестантского городов Северной Швейцарии. Кальвин развернул в городе энергичную протестантскую пропаганду, предложил ввести в Женеве суровые постановления о церковной дисциплине и нравственности горожан, что встретило сопротивление со стороны городского совета, осуществлявшего контроль над церковью и должностными лицами. Женевцы увидели в Кальвине и Фареле прежде всего французских беглецов и не желали менять власть савойского герцога на власть других чужаков. Городской совет Женевы воспользовался своим правом на изгнание и в 1538 выслал Кальвина и Фареля из Женевы.

1538-1541 годы Кальвин провел в протестантском Страсбурге, где стал пастором в церкви для французских протестантских эмигрантов. В это время опубликованы его комментарии к «Посланию к римлянам» апостола Павла. В 1540 Кальвин женился на Иделетте де Бюр, вдове обращенного им анабаптиста, трое их детей умерли в младенчестве.

Тем временем идеи, проповедованные Кальвином в Женеве, завоевывали симпатии все большего числа горожан. Они просили своего духовного учителя вернуться назад. В сентябре 1541 Кальвин вновь приехал в Женеву, хотя в городе существовала сильная оппозиционная Кальвину группировка, так называемые либертины. В Женеве Кальвин прожил до конца жизни и основал новое направление в протестантизме - кальвинизм.

Кальвинизм

Под влиянием Кальвина городской совет принял его «Церковные установления» - новую форму церковной организации, которая с некоторыми вариациями была воспринята кальвинистскими общинами других стран. Как и Лютер, Кальвин отрицал иерархическое построение церкви, подчинение ее римскому папе. Женевскую церковь возглавила консистория, которая фактически подчинила себе светскую власть. Решения консистории принимали форму государственных законов, исполнение которых обеспечивала светская власть. Сама светская власть, согласно кальвинистской доктрине, имеет право на существование лишь постольку, поскольку она выполняет предписания церкви.

В Женеве Кальвин занимал скромный пост советника правительства, но его влияние на повседневные дела города было исключительным. Принимаемые по настоянию Кальвина законы имели целью сделать из Женевы прообраз «града Божьего», цитадель протестантизма, и единомышленники Кальвина именно так ее и воспринимали. Недаром Кальвин был прозван «женевским папой» - Женева должна была стать протестантским Римом. В частности, поэтому Кальвин призывал строго следить за чистотой и порядком в Женеве - она во всем должна была стать образцом для других городов.

Задачей церкви Кальвин считал религиозное воспитание всех граждан, в особенности детей. Для выполнения этой задачи Кальвин провел ряд реформ направоенных на утверждение «мирского аскетизма». Был упразднен пышный католический культ, приняты жесткие административые меры, направленные на укрепление морали и против «римско-католических суеверий». Над всеми гражданами был установлен мелочный и придирчивый надзор. Посещения церковной службы стали обязательными, запрещались развлечения, танцы, яркие одежды, громкий смех.

Подобная суровость не могла не вызвать сопротивления. Недовольные поддерживали либертинов, с которыми Кальвин вел борьбу долгие годы. Будучи человеком незаурядного таланта, умевшим привлекать к себе людей, заразить их своей верой, Кальвин отличался тяжелым, властным характером. Он крайне нетерпимо относился и католикам, и к представителям других реформационных течений. Особенную ненависть Кальвина вызывали анабаптисты, которых он обвинял в безбожии. По его настоянию противники его учения подвергались изгнанию и даже смертной казни.

В 1553 по приговору женевской консистории был казнен за еретические взгляды М. Сервет. Дело Сервета рассматривается многими историками как «моральный тупик Реформации», ибо тогда впервые протестантская церковь вынесла смертный приговор за инакомыслие. К 1555 борьба Кальвина с либертинами была окончена. Он вышел на международную арену, вел обширнейшую переписку с теологами многих европейских стран, основал Женевскую академию, которая должна была готовить богословов и государственных служащих.

В теологии Кальвин развил учение о безусловном предопределении. По его убеждению Бог обладает абсолютной свободой, которая выше человеческой справедливости, и поэтому никто не может судить о решениях Всевышнего. Безграничная воля Бога предопределяет верующих ко спасению, а неверующих к погибели. Дар веры дается Богом по его воле. Человек не может знать, избран он или нет, но обязан неустанно искать Бога, строить свою жизнь строго на основе священного писания и стараться реализовать свое призвание. Повседневный труд, согласно Кальвину, является формой служения Богу.

Жан Кальвин (фр. Jean Calvin, ср.-франц. Jean Cauvin, лат. Ioannes Calvinus; 10 июля 1509, Нуайон - 27 мая 1564, Женева) - французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма.

Рождение и детство

Жан Кальвин родился 10 июля 1509 года в городе Нуайон во французской провинции Пикардия. В возрасте 14 лет был отправлен отцом, адвокатом Жераром Ковеном, в Парижский университет для изучения гуманитарных наук и права.

Образование

В Париже изучал диалектику. Владел (?) церковным приходом, в котором в возрасте 18 лет выступал с проповедями. По совету отца вернулся в Париж и начал учиться на юриста. Из Парижа Жан переезжает в Орлеан, где работает под руководством известного юриста Пьера Стеллы, а затем переезжает в Бурж, где миланский юрист Альциати читал лекции в Буржском университете. Под руководством Альциати изучал римское право. У Мельхиора Вольмара начал изучать гуманитарные науки. После смерти отца, он бросает занятия юриспруденцией. Вольмар посоветовал Кальвину изучать теологию.

Кальвин изучает Библию, труды реформаторов, включая Мартина Лютера. Кальвин не выходит из католической церкви, проповедует идеи очищения церкви. Окончил курс наук со степенью лиценциата. Летом 1531 года уезжает в Париж, где продолжает самостоятельное образование. Получал незначительные доходы от двух церковных приходов. Весной 1532 года публикует на собственные средства свой первый научный труд - комментарии к трактату Сенеки «О кротости». В 1532 году получил в Орлеане докторскую степень.

Протестант

Во второй половине 1532 года становится протестантом. Кальвин познакомился с купцом Этьеном Делафорже, лавка которого использовалась для встреч протестантов. Кальвин читает проповеди в лавке.

В октябре 1533 года Кальвин пишет речь «О христианской философии» для Николя Копа - ректора университета. После произнесения речи ректор был вынужден сбежать в Базель. Против Кальвина, как автора речи, также начато преследование, и он в крестьянской одежде покинул Париж. Под чужим именем скрывался на юге Франции. В мае 1534 года отказался от своих приходов. Некоторое время жил при дворе Маргариты Наваррской. Написал свой первый теологический труд «Сон душ». Кальвин планировал вернуться в Париж, но после скандала с распространением протестантской пропаганды в королевском дворце 29 января 1535 года в Париже были сожжены шесть протестантов. Кальвин окончательно покидает Францию.

В Базеле

Кальвин поселяется в Базеле, где жили многие французские эмигранты. Живёт под чужим именем. Принимает участие в переводе Библии на французский язык, заканчивает свой труд «Наставление в христианской вере».

«Наставление в христианской вере» впервые было издано в 1536 году в Базеле. Основные идеи, изложенные в сочинении: каждая церковная община должна пользоваться самоуправлением в делах веры, самостоятельно организовывать свое церковное управление, охранять свою веру.

Весной 1536 года Кальвин посещает город Феррара, живёт при дворе герцогини Феррарской Рене, дочери короля Людовика XII. Кальвину удалось склонить герцогиню к Реформации; их переписка продолжалась до его смерти. Из Италии Кальвин вернулся в Нуайон, планирует переехать в Базель. Из-за войны поехал в Базель через Женеву.

В Женеве

В Женеве светская и духовная власть была сосредоточена в руках епископа. Епископ избирался соборным капитулом. Епископу подчинялся Совет, также избираемый из членов соборного капитула. Совету подчинялся суд. Исполнительная власть принадлежала Савойскому графу (позднее герцогу). Городская община пользовалась широкими правами самоуправления.

Город был крупным торговым центром, привлекавшим большое количество иностранцев. С октября 1532 года в Женеве вёл свою деятельность реформатор Гийом Фарель. В 1536 году Женева добилась независимости при условии соблюдения нейтралитета. С 1535 года протестантизм был признан господствующей религией в Женеве, а Собор Святого Петра из католического стал реформатским.

В июле 1536 года Кальвин остановился на одну ночь в гостинице Женевы. Старые парижские друзья Кальвина сообщили Г. Фарелю, что в городе появился автор «Наставления в христианской вере». Фарель просит Кальвина остаться в городе и принять участие в организации новой церкви. Кальвин уезжает в Базель, но в конце августа возвращается в Женеву.

Кальвин пишет «Катехизис» - краткое изложение своих взглядов на реформацию. В 1537 году Катехизис единогласно был принят городским советом, и граждане Женевы начали приносить присягу новой формуле веры. В городе устанавливаются строгие порядки, у Кальвина и реформаторов появляется оппозиция.

3 февраля 1538 года состоялись выборы нового совета; в совет попало большое число противников реформации. 23 апреля Генеральное собрание требует изгнания из Женевы Кальвина и Фареля в 3-х дневный срок. Кальвин и Фарель уезжают в Берн, выступают на Швейцарском синоде в Цюрихе. Берн безуспешно пытался убедить совет Женевы вернуть проповедников. Кальвин и Фарель принимают решение ехать в Базель. Фареля пригласили проповедником в Невшатель, а Кальвина - в Страсбург.

В Страсбурге

В Страсбурге Кальвина назначили лектором при академии и проповедником при французской церкви Святого Николая. На лекции Кальвина приезжало много слушателей из Франции и Англии. В Страсбурге, как и в Женеве, Кальвин вновь попытался установить строгие церковные порядки. В Страсбурге Кальвин близко знакомится с немецкими теологами.

В 1539 году были опубликованы второе издание «Наставления в христианской вере», толкование «Послания к Римлянам» и «Небольшой трактат о Святом причастии». Летом 1539 года Кальвин принял страсбургское гражданство, записавшись в цех портных. В сентябре 1540 года Кальвин женился на вдове Иделетте Штордер.

В отсутствие Кальвина католическая церковь предприняла попытку вернуть своё влияние в Женеве, а политические противники Кальвина были казнены или погибли.

21 сентября 1540 года совет Женевы принимает решение просить Кальвина вернуться в Женеву. Совет пишет несколько писем Кальвину, посылает делегатов, и летом 1541 года Кальвин принимает решение вернуться в Женеву и 13 сентября возвращается в город.

Идеи Кальвина

Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то Кальвин пошёл дальше - он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Протестантская Реформация церкви по Кальвину характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистицизму. Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины - суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём.

С точки зрения Кальвина, от человека не зависит, принять дар благодати или противиться ему, так как это совершается помимо его воли. Вероятно, из лютеровских посылок он сделал вывод о том, что раз одни принимают веру и обретают ее в своей душе, а другие оказываются не имеющими веры, то из этого следует, что одни от века Богом предопределены к погибели, а другие от века Богом же предопределены ко спасению. Это учение о безусловном предопределении одних к погибели, а других ко спасению.

Предопределение, по этому учению, совершается в Совете Божием, на путях Промысла Божия вне зависимости от волеизъявления человека, его образа мыслей и жизни.

Реформы Кальвина

В Женеве Кальвин представил проект устава церкви, который был утверждён 20 ноября Генеральным собранием граждан. Устав предусматривал избрание 12 старейшин, которые должны были надзирать за жизнью членов общины. В руках старейшин концентрировалась судебная и контролирующая власть. Всё государственное устройство Женевы получило строгий религиозный характер. Постепенно вся городская власть концентрируется в малом совете, на который Кальвин имел неограниченное влияние.

Широко применялась смертная казнь. Только в 1546 году в Женеве было принято 58 смертных приговоров и 76 декретов об изгнании из города. Самым известным актом расправы над неугодными является казнь антитринитария Мигеля Сервета.

В 1555 году были разгромлены последние противники Кальвина - либертины. За время жизни Кальвина в Женеве в городе постепенно установился режим, напоминавший теократическую диктатуру. Его так и называли - «Женевский папа». Тем не менее организация Кальвинистской церкви сохранила сравнительно демократический характер.

Кальвин, несмотря на идею об угодности зажиточного человека Богу, не считал достойным подчеркивать свою зажиточность. Это требование он распространил на всю паству. Постепенно в Женеве не осталось ни одного театра, зеркала разбивались за ненужностью, изящные прически подвергались всеобщей обструкции.

Наставление в христианской вере, Женева, 1559

Женева превратилась в центр реформации. Реформаторские идеи Кальвина не только получили широкое распространение в Швейцарии, но вскоре стали популярны во многих странах мира. В 1559 году Кальвин открыл Женевскую академию - высшее богословское заведение для подготовки проповедников. Кальвин ведёт активную церковную деятельность. Переписывается с европейскими аристократами, продолжает читать лекции и проповедовать. 6 февраля 1564 года Кальвин из-за болезни не смог завершить свою лекцию.

Жан Кальвин умер 27 мая 1564 года в 8 часов вечера. Он был похоронен без церемоний, без памятника на могиле. Вскоре место его захоронения было утеряно.

После смерти Кальвина старшиной женевских церквей стал Теодор Беза.

Сочинения

Кальвин оставил большое количество трудов: комментарии почти ко всем книгам Библии, полемические сочинения, политические памфлеты и научно-богословские трактаты. Было издано большое количество проповедей, записанных последователями. Около 3 тысяч рукописных проповедей и лекций хранится в библиотеках Швейцарии. Известно около 1300 писем на различные темы. Большая часть писем адресована Г. Фарелю. Многие книги были посвящены правителям государств, что было поводом для завязывания отношений. Например, комментарий к апостолам Кальвин посвятил датскому королю Кристиану, комментарий к 12 малым пророкам посвящён Густаву Вазе Шведскому. А в начале своего opus magnum - главного труда - «Наставление в христианской вере» реформатор написал обращение королю Франции Франциску I.

Особое место в учении Кальвина занимала идея божественного предопределения.

Влияние идей Кальвина

Идеи Кальвина положили начало широкому развитию индивидуализма, содействовали в различных странах приобретению политической независимости:

  • Освобождение Нидерландов от власти Филиппа II
  • Национальная пресвитерианская церковь Шотландии основана учеником Кальвина Джоном Ноксом,
  • Английская революция XVII века.

В Великом княжестве Литовском и Польше Кальвин вёл переписку с приверженцами реформации, в том числе с князем Радзивиллом и краковским воеводой Тарновским. Кальвин предлагал королю Сигизмунду II Августу стать во главе реформации. В Англии Кальвин переписывался с герцогом Сомерсетом - регентом и воспитателем Эдуарда VI, а также с архиепископом Кранмером.

Литература

  • Кальвин, Жан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Жан Кальвин. Наставление в христианской вере. Полный текст
  • Виппер Р. Ю. Церковь и государство в Женеве в эпоху кальвинизма. - СПб., 1893.
  • Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. - М., 1991. - С. 61-272.
  • Bouswa W. J. John Calvin. A sixteenth-century portrait. - Cambridge, 1984.
  • Павленков Ф. Овчинников В. Биографическая библиотека Ф. Павленкова: Жизнь замечательных людей: В 3 т. - М.: Олма. - ISBN 5224031214
  • Д. Б. Порозовская. Иоган Кальвин. Его жизнь и реформаторская деятельность. - СПб.: Типография Ю. Н. Эрлих, 1891.

pintura gris oscuro cáscara del huevo. quiropraxia de branchburg. Fundación da rocha. viajes de la misión de las vacaciones de primavera cristiana. ¿cómo se remojan estrategia las alubias secas. libros de cupón preferido azul. charles breitsman. hemant chauhan garba mp3. chicago mantenimiento y construcción co l l c. Ciclismo acolchado shorts revisión. online Arlequín novelas románticas gratis. federal indoor flea market denver co 8020 debería. century theater Westfield mall san francisco. ADEA banda hinta. 2.6 huella de conejo. la duna de la reverenda madre. arquitecto jefe 2014. diosa griega alcyone. medicina para la resaca walgreens. Festival de la calle decatur. hoteles familiares cerca de bristol. cáncer de mama en generando tx. dang dep eo thon.. motor trampa.hackear. Hey daddy por Usher video. Jesús cara colgante cadena. Cuántos huesos al nacer. cirugía de árboles de gristwood y toms. free online tv5 telugu. descarga gratuita de Pro Evolution soccer 2012. termostato honeywell t8400. ensayo sobre la productividad con un amigo. estación Doubletree condos college. terapia de la sangre. bong con carb. enfermedad de la chaga. añadido toque oakville ontario. juego de recordatorios volante lotus. cuántas calorías contiene el muslo y la pierna de pollo. cafetería cerca del lincoln center. sitios web de búsqueda de empleo virginia. body mask whitening. tatuajes de estrella artística. iconos de rating de estrellas gratis. hollywood movies tema fiesta. tienda de segunda mano de alabama pell city. cómo vivir una vida cristiana feliz. barcos con globo. ghost peeps dónde comprar. accuweather bangalore hoy. cultivo de hierbas tailandesas. calendario de remo de los juegos de Canadá. fluke precision measurement ltd norwich. cuadernos de dixons. galatée confort. actor sushmita sen. char zembla. columbia college chicago school colores y mascota. barato fácil sin alcohol recetas de ponche. cómo hacer un pastel de arcoiris desde cero. imagen de fondo de la barra de navegación bootstrap. set de 7 piezas acero inoxidable revestido. Bare metals greenville ga. hoe lang studeren voor psycholoog. ¿paul pierce Fuma hierba?. fase de la Luna de la actividad del ciervo. sistemas de almacenamiento de equipos de fútbol. granja fresh 667. frases fonéticas griegas. tarjetas de visita con forma de crez. técnicas de desecación de la construcción. terapia de grupo pdf. canal splash 2012. cole wakefield nashville.. historia de terremotos en nepal. grandes dramaturgos de todos los tiempos. cómo comer más fibra en su dieta. christian boehringer.. bower & niño. clima local detallado. fecha de nacimiento y muerte de allama iqbal. albanian english TRADUCIR. cómo cambiar un rotor en un honda accord. Jensen dual digital Alarm clock radio con sensor de onda. criando sueños Rancho. juegos de sala. codo parche suéter hombres. cómo tratar el vaso sanguíneo en el ojo. curso de empreendedorismo en línea do sebrae. jen shyu.. tratamiento de la infección de la cutícula de los dedos. cincos cail kcp ltd chennai. charles danis fidelity. premio IEEE nikola tesla. AMT Pro Shop models. línea telefónica. clarion Monte bajo subwoofer. fútbol entrenando cursos en línea. todo lo que necesitas saber sobre genética. davis Hill profesores. Facebook de curtis boyd. ideas cupcake lindo para las duchas nupciales. ¿cómo oxígeno en el torrente sanguíneo. juego de sexo reina africana. aveda centro seattle. fontanería donato brooklyn ny. eaton wandgehuse. todas las Canciones de shael. casey dechant architects. christine dechant. dean martin oscilación ������� ���������. bolsas de viaje de cuatro ruedas. detección de gutkind. ex SEALs de la Marina muertos en Bengasi. direct tv ver en línea espn. cómo disminuir bolsas bajo los ojos. cristiana del día de los veteranos devociones. hotel novotel massy palaiseau palaiseau, francia. camisetas de fútbol de los broncos de boise state. catedral arrend gusto Condado durham. 2f5bca5696. dalmation tarjetas de cumpleaños. hermano 2900. hoteles cerca de wallace wade stadium Universidad de duke. colección andina joyería. seis de bach. gran tienda de halloween. mapa de los Blue embraer 190. brazaletes de caridad verdes. canción promocional de gossip girl. impecables e interstate melbourne baratas. el mechero de alcohol. gerson therpay.. ley de pago de appalachian power en línea. eléctrica rewire equipos quería. ¿puedo ver tv en vivo en mi ipod touch. captura de secuencias de vídeo para mac. camiseta disegni. Rod gusto express Shepton mallet. free hide folders xp. desayuno restaurantes quincy, il. 87c64742039180. Cool logos inspiración. programa de graduación y capacitación. Museo guggenheim bilbao arquitectura. addington toffee.. beedi herbal. carol carpenter clearslide. ja ja ve tenu dil dita descargar gratis. bra de la fe. CSS dvd shrink. Gentry realtors nj. handbuch typo3. collar de cadena de la bola de metal. cómo instalar baldosas cerámicas en pisos de vinilo. género de la literatura inglesa. número de Teléfono de la sede de chrysler corporation. Free rusian tv. head Shop directory. terminal de cliente hp thin. cómo tratar una infección vaginal. 084d519b. cómo cocinar tocino envuelto filete mignon en el horno. Restaurante chino familiar shepparton. home sweet Home posavasos. sangriento juego de asesinato. caso eva shoen. ejemplo de dirección con po box. patio cattery chudleigh. co so ha tang va kien truc thuong tang. predicciones de fútbol de la preparatoria de indiana 2012. hotel abelhof neukirchen. butte meadows nieve. creeper vs zombie. kanon 2006 temporada 2. Dark green caca negra bebé. mercadería Fundación corazón. conmutador catalizador de 24 puertos. apple store Cherry hill horas. climatisation reversible mitsubishi inverter. ferrocarril de aprendizaje interactivo. holly creek apartments reseña.

Контерреформация – политика, направленная на то, чтобы остановить. Борьба за души и умы. Тракт «Наставление в христианской вере». Пасторы. Годы жизни Кальвина. Реформация в Женеве. Кальвин. Тренто. Католическая церковь. Жан Кальвин. Кто такие пуритане. Тридентский собор. Католическая реформа. Человек и провидение. Кальвинистская церковь. Игнатий Лойола. Сколько лет длился спор. Вопросы.

«Эпоха Реформации в Европе» - В первой половине XVI в. лютеранство распространилось в княжествах. Бюргерство, представители светской власти. Мартин Лютер. Вормсский рейхстаг. Гипотеза. Цель реформации. Поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений. Катехизис Мажвидаса - первая книга на литовском языке. Реформация и первые религиозные войны в Европе. Триумф Густава Васа. Первые религиозные войны в Европе произошли из-за реформации.

«Реформация в Германии» - Протестанты. Широкое движение за обновление. Лютер уже не мог контролировать события. Богатейшие владения монастырей. Ужесточение феодальной эксплуатации. Европа разделилась на два лагеря. Университет. Гонения церкви на науку. Дело Лютера. Причины реформации. Реакция церкви. Крестьянская война. Мартин Лютер. Главные результаты. Программные документы повстанцев. Превосходящие силы князей. Причины поражения Крестьянской войны.

«Реформация и контрреформация» - Положения «Политического завещания». Вестфальский мир. Причины реформации. Гражданские войны. Религиозная борьба в Германии. Английская королева Елизавета I. Мария I Тюдор. Распространение реформации. Король Франции Людовик XIII. Европа в Новое время. Европа в XVI в. Мартин Лютер. Английские революции XVII в. Маргарита Валуа. Новое время. Войны во Франции. Европейский абсолютизм. Лютеранство. Нидерланды в XVI в.

«Реформации церкви в Европе» - Причины реформации. Фридрих Саксонский. Бережливость. Не отпускать грехи без покаяния. Реформация. Идеи. Кальвинизм. Составить синквейн. Восстание. Понятийное колесо. Лютеранская церковь. Идеи Лютера. Народная реформация. Кальвинизм в Женеве. Мартин Лютер. Новая история.

«Распространение Реформации в Европе» - Генрих VIII провозгласил себя главой католической церкви. Крестьянская война в Германии. Иезуиты. Женевский Папа. Игнатий Лойола. Расставьте события. Мартин Лютер. Соотнесите названия. Кто перевел Библию на немецкий язык. Период Реформации церкви в Европе. Реформации и контрреформации в Европе. Соотнесите дату и событие. Кальвинистская церковь. Документ. Укажите страну, в которой Реформация проводилась «сверху».