Армянский монастырь сурб хач. Армянский монастырь Сурб Хач: описание, история и интересные факты. Крымские армяне и монастырь Сурб-Хач

Средневековый армянский монастырь Сурб Хач, который находится в 3 км от города Старый Крым, 29 июля 2008 года отпраздновал свое 650-летие. На юбилее присутствовали высокопоставленные гости: Католикос всех армян Гарегин II, президенты Армении и Украины, председатели армянских общин Украины и России.

Еще в начале мая к монастырю вела узкая дорога в гору сквозь лиственный лес, по которой мог проехать только один легковой автомобиль.

А сейчас уже покрывают асфальтом новую широкую дорогу, по которой смогут ездить экскурсионные автобусы. В прошлом году Совмин Крыма выделил на реставрацию монастырского комплекса почти 1 млн. грн. Монастырь станет действующим, при нем откроют музей. Некоторые экспонаты, в том числе и каменную мини-модель монастыря, можно увидеть уже сейчас.

Церковь Сурб-Ншан (св. Знамения) – центральная постройка монастыря, располагается в его восточной части и выступает за монастырскую ограду. Датируется сооружение храма 1358 годом по стихотворной надписи, выполненной на верхней части барабана купола церкви.

Надпись гласит: «Сей божественный храм славы, на земле – рай древа жизни: он подобие горного неба, обиталище Троицы. От рождения во плоти Христа в 1358 году, начав, воздвигнут во имя св. Знамения усердием служителя его Ованнеса инока и родных братьев его и по духу сынов…». В храме сохранились остатки средневековых росписей.

Со стороны главного фасада к зданию храма примыкает прямоугольный в плане гавит (притвор). В гавит вели два входа в южной и западной стенах. Над юго-западным углом гавита воздвигнута башня-колокольня, в неё из гавита ведет каменная лестница. Интерьер гавита украшен резными крестами. Вероятно, гавит был пристроен к храму не позже конца XIV века, самая ранняя сохранившаяся надпись в гавите датирована 1401 года.

ТРАПЕЗНАЯ МОНАСТЫРЯ.
Трапезная расположена к западу от храма, их разделяет внутренний монастырский двор. Под зданием трапезной были устроены подвальные помещения. Собственно трапезную составляли два зала прямоугольной в плане формы. В северном зале помещения устроены камин с арочной перемычкой и печь. Из южного зала в подвальные помещения вела двухмаршевая лестница, устроенная в северо-западном углу. Второй этаж над трапезной предназначался для гостиничных помещений, он был надстроен в конце XIX века.

В северном зале трапезной имеется плита с надписью: «Я, Саркис-повар, племянник вардапета Киракоса, служил святому кресту четыре года ради спасения души своей, года 1211 (1762 г.)». Северная сторона здания снаружи укреплена мощными контрфорсами. К южной стене примыкает привратницкая, между ней и кельями вход в монастырь с двумя дверными проемами.

Над одним из проемов была надпись, датирующая эту часть монастыря 1684 годом. С севера внутренний дворик между трапезной и храмом замкнут стеной. В нём, справа от входа в келейный дворик, под лестницей, ведущей на второй этаж трапезной, расположен фонтан.

БРАТСКИЙ КОРПУС.
Кельи (братский корпус) и внутренний дворик примыкают к южному фасаду церкви и гавита. Попасть в келейный дворик можно из внутреннего монастырского двора и из гавита. Над входом в келейный дворик сохранилась надпись: «С помощью божьей сия стена со всеми ее постройками, с этими прекрасными верхними и нижними кельями сооружена во славу святого Креста в 1143 г. (1694 г.). Пусть это будет памятью архиепископа Акопа…».

Здание братского корпуса г-образное в плане, двухэтажное. На первом этаже было восемь помещений, перекрытых полуциркульным сводами. Кельи второго этажа имели выход на открытый балкон-галерею на уровне междуэтажного перекрытия, который опирался на деревянные колонки, от них в вымостке двора сохранились каменные базы. Ко входу на балкон-галерею сначала подводила лестница с восточного края двора, а позднее был устроен вход также с площадки лестницы, ведущей в гостиницу над трапезной.

Отдельно к югу от братского корпуса расположено одноэтажное каменное здание монастырской гостиницы. Оно было построено во второй половине XIX века, когда, в связи с оживлением духовно-просветительской деятельности монастыря, возросло число посещавших его богомольцев.

К западу от гостиницы была сооружена подпорная стена, под которой располагалась просторная площадка для гужевого транспорта. Здание гостиницы было разрушено в 40-х годах XX века и воссоздано на сохранившихся фундаментах в 80-х годах XX столетия.

ФОНТАНЫ И САД.
Два фонтана и лестница, ведущая к ним, находятся на территории сада к юго-западу от монастырского комплекса.

Все фонтаны были построены по единому принципу – это прямоугольное в плане сооружение с декорированным фасадом и глухими стенами, с примыкающим к нему с тыльной стороны колодцем-цистерной. Вода к фонтанам подводилась по водопроводам, сложенным из керамических труб, из расположенных выше по склону источников воды.

Сад монастыря был заложен несколькими террасами на пологом горном склоне. От трапезной, с уровня внешнего открытого двора монастыря, в сад, к нижнему фонтану вела пятимаршевая лестница. В этой части усадьбы сохранились четыре террасы с подпорными стенами из бутового камня. Полотно участка дороги вблизи от монастыря и открытый двор комплекса были замощены бутовым камнем.

Сурб Хач в переводе с армянского означает “Святой Крест”. Монастырь был основан в 1358 году духовным предводителем армян Крыма Ованесом Себастаци, который увидел на этом месте огромный огненный крест. Это видение он воспринял как знак свыше и заложил здесь храм, который был назван Сурб Ншан – Святое Знамение. На его строительство ушло 20 лет. Постепенно вокруг него стал формироваться и строиться мужской монастырь. В течение многих веков в этом монастыре хранился каменный крест, созданный в VI веке н.э., – священная реликвия, называемая Пыргчакар (в переводе означает “спасский камень”), по преданию, освященная апостолом Тадеем и привезенная в Таврику первыми переселенцами из древней армянской столицы Ани в XIII веке.

В средневековые времена монастырь Сурб Хач был крупнейшим армянским религиозным центром, распространяющим свое влияние из Крыма на огромные территории до Румынии, Молдавии, влияющим на политику в Армении. В XVII веке здесь жило 30 монахов. А в 1924 году, как рассказывают люди, на дороге недалеко от монастыря коммунисты убили последнего монаха. На этом месте растет дерево, которое наши современники украшают цветными лентами в память о том трагическом событии. С тех пор монастырь разрушался. И все же из строений эпохи Средневековья он лучше всех сохранился до наших дней. В 1993-1997 годах его частично восстановили.

Здесь стали проводить венчания, крещение детей, праздничные литургии, народные гулянья во время больших религиозных праздников. Недавно армяне со всей Украины съехались сюда на Вардавар – праздник Преображения Господнего.

Не зря завидуют новичкам те, кто уже знаком с этим местом, похожим на волшебную сказку. Первые впечатления захватывают, очаровывают. Густой зеленый лес окутывает величественные в своей простоте и мощи каменные здания монастырского комплекса. Рядом журчат два источника – фонтаны, красиво обрамленные резными камнями. Вода их течет по керамическим трубам, проложенным еще в XIV веке. Один фонтан называют источником молодости. Люди, попадая сюда, обязательно пьют из него, умываются. Говорят, эта вода сохраняет здоровье, красоту, продлевает жизнь.

Это намоленное место постоянно притягивает к себе энтузиастов, которые самоотверженно борются за восстановление монастыря, поддерживают его живой дух, трудятся.

Сейчас в монастыре живет монах Акоп. Он облагораживает родники в лесных окрестностях и создает изумительные хачкары (каменные кресты), ничем не уступающие старинным с их неповторимыми витиеватыми узорами и орнаментами. На колоннах храма Сурб Ншан можно увидеть более 70 каменных крестов. Все здесь кажется чудесным. А самое главное чудо происходит на наших глазах – монастырь возрождается!

Как оказаться в старом Крыму? Ведь былого не вернуть без машины времени. Выход есть! В горной Тавриде оказываешься в Старом Крыму. Армянский монастырь укажет дорогу в симпатичный старинный городок. Религиозный комплекс – гордость армянских общин Судака и , он расположен между этими курортами, если ехать по Р-23. На многих фото заметна красота церкви.

Где находится Сурб-Хач в Старом Крыму?

Старый Крым расположен на территории Кировского района республики – у подножия горы Святого Креста (Монастырской). С нее сбегает речушка Чурук-Су. На вершине этой же лесистой возвышенности турист заметит силуэт апостольской церкви. Севернее от сакрального места, в Козьей балке, можно также посетить .

Монастырь на карте Крыма

История становления обители

В XIII столетии, по разрешению ордынцев, в Тавриду приехали армяне из разрушенного землетрясением города Ани. Они заселили монголо-татарскую ставку на полуострове – город Кырым (образованный на месте византийского полиса Карсан).

Первые упоминания о воздвигнутом здесь храме относятся к XIV столетию. Как-то предводителю общины переселенцев (Ованесу Себастаци) пришло знамение: огромный огненный крест. Как все ортодоксальные монофизиты (всегда наблюдающие этот знак), члены диаспоры Солдайя тут же назвали монастырь Сурб-Хач. С армянского языка это переводится соответственно — «святой крест». На крышу они водрузили свою реликвию – крест с главного храма города Ани, построенного еще в IV веке.

Так началась история очередной Церкви Святого Креста. Долгое время она была связана с постоянными разрушениями – генуэзским, татарским, турецким. Братский корпус быстро отстраивался. Появлялось даже больше келий. Обитель становилась временным домом для всех страждущих, подвергавшихся гонению за монофизитство и вообще за христианство.

Вышеуказанный исторический памятник находится на государственном учете Украины с 1963 г. Сегодня любой вандализм в отношении его зданий преследуется по закону Российской Федерации.

Чем интересен Армянский монастырь для туристов?

Армянский монастырь Сурб-Хач – действующая мужская обитель. Соответственно, в его новые корпуса и хозяйственные помещения вход женщинам запрещен. Открыты для просмотра лишь прекрасно сохранившиеся останки древнего здания – братский корпус (кельи), трапезная, внутренний дворик и фонтаны.

Но площадка перед архитектурной достопримечательностью Старого Крыма — место, где христиане-монофизиты любого пола в середине июля отмечают Вардар (армянский аналог праздника, посвященного Ивану Купале).
У красивого портала по «красным» дням армянского апостольского календаря устраиваются выставки шедевров народного ремесла и даже концерты народных коллективов.

Под звуки дудука на автопарковке собираются армяне со всего СНГ, иногда – из стран дальнего зарубежья. Зачастую организаторами мероприятий у этого религиозного комплекса выступают жители городского округа . При этом любой гость празднества, независимо от национальности и вероисповедания, может посетить каждую часть ритуального торжества, в том числе обливание.

На память о посещении Сурб-Хач туристы обычно набирают в бутылку воду, освященную местным католикосом. Она сбегает по водоводу, идущему прямо из стены культового сооружения. Армянский монастырь в Старом Крыму на подъезде украшен стелами с ритуальной армянской резьбой. В окружающем их монастырском саду можно увидеть план всего комплекса. Уже отсюда слышна музыка богослужений.

Как добраться до Сурб-Хач?

Гора Монастырская (украинское название – Грыца) – фрагмент северного склона Крымских гор. Из других таврических городов проехать к ней можно по дороге Р-29 или Р-23. Путешественники, двигающиеся из сел Кировского района, попадают сюда по узкому шоссе «Приветное — Старый Крым».

Сойдя на автостанции Старого Крыма, они добираются до храма следующим способом. Нужно продолжать двигаться вдоль трассы на запад. Там, где в нее впадает улица Ленина, необходимо повернуть в сторону горы – по ближайшему переулку выйти из поселка (пройти 700 м). После пересечения реки Чурук-Су путь продолжит специальная дорога, поднимающая вас к духовному сокровищу армянского народа. Восхождение займет 3,3 км.

На машине доехать до монастыря из Судака можно так:

Из Феодосии, чтобы добраться до обители, нужно преодолеть такой путь:

Туристу на заметку

  • Адрес: г. Старый Крым, Кировский район, Крым, Россия.
  • Координаты: 45°0′2″N (45.000459), 35°3′45″E (35.062593).
  • Телефон: +7-36555-5-13-50.

Армянский монастырь Сурб-Хач – место паломничества приверженцев армянской апостольской церкви со всего мира. Но он собрал массу довольно теплых отзывов и на интернациональных форумах. Их авторы – не только армяне. Многие отпускники и любители истории только благодаря этой обители запомнили названия близлежащих поселков. Отметим — главная особенность Сурб-Хач – хорошая обзорная площадка (храм в «верховье» глубокого оврага). С преобладающей высоты открывается вид на весь Старый Крым и некоторые участки северного склона Таврических гор. Фотографии отсюда сделали тысячи приезжих. В завершении смотрите небольшое видео об этой достопримечательности.

В Крыму есть место, где можно оставить все свои заботы, печали и беды.

Добраться туда несложно.

Сначала надо доехать до городка Старый Крым по трассе Симферополь — Феодосия, потом свернуть направо. Примерно в трех километрах от городской окраины, на обочине горной дороги, стоит дерево, увешанное разноцветными лентами. На ветку дерева надо повесить кусочек ткани.

Вот и все. Вместе с этим кусочком, согласно древнему поверью, уйдут и все беды.

И вот теперь, освободившись от земных печалей и забот, можно подняться еще немного выше.

И напиться из источников Мудрости, Мужества и Любви. Как в переносном, так и прямом смысле.

Место, где текут таинственные источники, называется ( « Святой Крест»). Это древний монастырь, первое упоминание о котором встречается в рукописях, датированных 1347 и 1348 годами. Основатель монастыря Ованес Себастаци увидел в этом месте знамение — огненный крест и решил построить здесь святую обитель.

Для этого он вместе с братом купил у генуэзцев, в те времена владевших этим регионом Крыма, 50 гектаров земли. Ованес, Себастаци и архимандриты, руководившие монастырем после него, похоронены в притворе монастырского храма Святого Знамения -Сурб-Ншан.

Место захоронения было выбрано не случайно.
Дело в том, что у армян есть очень эмоциональное выражение: « Да паду я к ногам твоим», которое адресуется самым близким людям. Оно имеет евангельские корни. Поэтому Ованес Себастаци и завещал похоронить себя в притворе, в буквальном смысле под ногами у тех, кто входил в храм.

Другая древняя традиция — оставлять на дереве по дороге к святым местам кусочки ткани, о которой уже было сказано выше, также сохранилась до наших дней.
Окрестности монастыря поражают своей красотой.

К слову, многие армяне говорят, что здешние места очень напоминают им родную Армению. А в монастырском саду до сих пор сохранились деревья, саженцы которых были привезены монахам с далекой исторической родины.
Обитель сильно пострадала от времени, еще сильнее от рук человеческих.

Вот оружейная, где прихожане, входящие в монастырь, оставляли свое личное оружие.
Вот смотровая и узкие бойницы, напоминаюхцие о тех неспокойных и кровавых временах, когда монастырь превращался в крепость.

Вот надпись в трапезной на древнем армянском языке, гласящая, что племянник спарапета, то есть местного военачальника, нес послушание в монастыре, замаливая совершенные грехи.

Вот помещение библиотеки. Бесценные рукописи, хранившиеся в ней, сейчас находятся в столице Армении Ереване. Вот братский корпус с кельями монахов.

Говорят, в годы расцвета обители здесь спасали души до трех десятков человек. А еще в Сурб-Хаче действовала духовная семинария и творили выдающиеся миниатюристы ХІV века Натер и его сыновья Степанос, Аветис, Ованес и Григор.
А вот и сердце монастыря — храм Сурб-Ншан, с открытой, по армянской традиции, алтарной частью, с каменной купелью для кретцения. Храм действует, в нем служат литургию, крестят и венчают.
К сожалению, десятилетия воинствующего атеизма нанесли обители больший ущерб, чем нашествия средневековых завоевателей. В 1225 году коммунистические власти закрыли монастырь.

В советские времена здесь размещался сначала пионерский лагерь, затем турбаза крупного предприятия.

В 2002 году Сурб-Хач был передан в пользование общине Армянской Апостольской церкви. Обитель возрождается.
Восстановлены и дают воду часть уникальных источников. От них во многом зависела жизнь монастыря.

Ведь питаются источники не от родников. Монахи в прямом смысле этого слова пили… росу.

Дело в том, что безымянный инженерный гений древности создал очень тонкую, мудрую и продуманную до мелочей систему водоснабжения. Роса в этих местах выпадает обильно, также как и дождевые воды, текла по керамических трубам, проложенных на склонам, всё поступало в колодцы, накапливалось там и питало все семь источников.

Не менее мудро была устроена и система отвода ливневых вод.

Накопители здесь никогда не переполнялись, а излишки воды выводились по трубам за гребень горы и стекали по противоположному склону.

Интересно, что частью уникальной гидросистемы были и вековые дубы в окрестностях монастыря. Они помогали поддерживать гидробаланс.
Сегодня Сурб-Хач, как и сотни лет назад, остается одной из главных святынь Армянской Апостольской церкви.

И крупным центром духовной жизни. На большие религиозные праздники в Сурб-Хач съезжаются не только крымские армяне, но и их соотечественники из дрегих стран.
Посетите древний монастырь и вы.
Прикоснитесь к святыне и вдоволь напейтесь из источников Мудрости, Мужества и Любви.

(Богатое-Тополевка-Старый Крым)

Так уж распорядилась госпожа История, что средневековый Крым стал для армянских поселенцев второй родиной. Начиная с Х–ХI вв., спасаясь от турок-сельджуков, армяне появляются на полуострове. Деятельность армянских колоний оставила глубокий след в истории и культурном развитии Крыма. Свидетельством тому являются средневековые архитектурные памятники в Феодосии, Судаке, Старом Крыму, большая часть которых, к сожалению, ныне находится на грани полного разрушения.

Несколько интересных армянских памятников словно жемчужины нанизаны на нитку феодосийского шоссе. К ним легко подъехать на автомобиле.

Первым на нашем пути будет храм Спасителя в селе Богатом. Остатки большого красивого храма находятся за селом, на пригорке среди старых каштановых деревьев. Храм относят к XIV в. Первоначально он носил имя Спасителя; во второй половине XIX в. при нем был монастырь св. Ильи, куда приезжали не только молиться, но и укрепить здоровье, отдохнуть среди красивой природы долины Кучук-Карасу. Несмотря на значительные разрушения, все ещё сохранилось много интересных архитектурных деталей. По ним можно судить о его былой красоте и величии. Стены и свод украшены искуссной резьбой по камню. Рельефные изображения у алтаря выполнены на евангельские сюжеты. Необычен свод храма: по краям он стрельчатый («двускатный»), а в центре крестовый, состоящий как бы из четырех сводов, «встречающихся» в верхней точке. Из темных низких помещений, расположенных позади апсиды, ступеньки в толще стены ведут еще в одну камеру под крышей. Этот памятник интересен тем, что в нем сочетаются элементы национальной армянской архитектуры (например, орнаментальная резьба по камню, рельефы вместо росписи стен) и западноевропейской (протяженная форма базилики у здания, крестовый свод на нервюрах).

  • Доступность: 1
  • Координаты WGS84
    N 45° 1.268"
    E 34° 45.60"
  • Следующая остановка в селе Тополевка. Здесь, на вершине холма стоит довольно хорошо сохранившаяся армянская церквушка. Как гласит надпись, высеченная над входом, церковь во имя св. Параскевы сооружена в 1702 г. Архитектура церкви весьма лаконична. В Армении часты землетрясения, эта природная особенность диктовала особенности архитектурные: мало выступающих частей, перепадов по высоте, окон; абсида откровенно приставлена к основному объему; в местах сопряжений применялись осадочные швы. От внутреннего убранства церкви почти ничего не осталось, сохранилось лишь небольшие фрагменты резьбы по камню. Из старых описаний мы можем узнать, что над входом в церковь имелось изображение Божией Матери с Божественным Младенцем, внутри, справа от алтаря – также икона Богоматери и крестообразная каменная купель, а слева – икона архангела Гавриила. После переселения крымских христиан в Приазовье в 1778 г. храм был заброшен. В XIX в. территория на которой находится церковь принадлежала Троице-Параскевиевскому Топловскому монастырю. Монахини заботились о храме, в 1907 г. силами монастыря он был отреставрирован.

  • Доступность: 1
  • Координаты WGS84
    N 45° 0.337"
    E 34° 53.109"
  • Среди сохранившихся на Таврическом полуострове более двух десятков армянских средневековых памятников особо выделяется монастырь Сурб Хач («Святой Крест»). Ансамбль монастыря Сурб Хач – одно из лучших произведений армянских зодчих не только в Крыму, но и во всей Украине. По одной из легенд монастырь был основан в том месте, где люди увидели в небе видение в виде креста и там, куда указывал крест, открылся родник с изумительно чистой водой...

    "Сурб Хач! Ты защита и убежище нашего народа. Ты единственный, нет тебе подобных... И вид и положение твое дивны..." - с такими стихотворными обращениями, полными гипербол и восточной цветистости, приходили сюда тахасцы - армянские поэты прошлого. И как они были правы, безвестные поэты! Их прекрасные струны удивительно и точно передают магическую музыку каменных стен, выложенных людьми, одаренными Богом красотой, трудолюбием и умом. Конечно, жадность и жестокость были и в то время, но все пороки скрыла, поглотила земля, а чудо оставила потомкам. Лесная чаща окружила монастырскую гостиницу, подпорные стены, трапезную, террасы и фонтаны. Внутри выложенный булыжниками двор, посредине - колодец с чистой и свежей родниковой водой. Монастырский сад из многовековых орехов, обвитых лианами ломоноса и колючей лозой ежевики. Изумительны фонтаны из проконесского мрамора.

    Священной реликвией монастыря являлся хачкар (Крест-камень), именуемый Сурб Хач и, собственно, давший свое название всему монастырю. В XVIII в. переселенные из Крыма армяне увезли хачкар с собой и установили его в окрестностях основанного ими же города Нор Нахиджеван (ныне часть Ростова-на-Дону), в монастыре Сурб Хач, построенного в память крымского монастыря. Эта древняя реликвия хранится там и поныне.

    В течение многих столетий монастырь был центром духовного притяжения армян, святыней, местом паломничества. В монастырской тиши работали иконописцы, переписчики книг, художники-миниатюристы, составлялись исторические хроники, писали поэты, преподавали и творили армянские ученые.

    И хотя постройки монастыря страдали от различных бедствий - землетрясений, разорения в конце XV в. турками-османами, набегов кладоискателей после ликвидации монастыря в 30-е годы XX века, переоборудования под пионерлагерь, склад - тем не менее восстановительными работами были сохранены основные строения комплекса в их почти первозданном облике.

    Уникальные артефакты - архитектурные детали, предметы быта - выставлены в монастырских двориках, получилась своеобразная лапидарная, т.е. каменная выставка.

    Дошедшим до нас древнейшим сооружением монастыря является храм Сурб Ншан (Святого Знамения). Согласно строительной надписи, высеченной на барабане купола, храм был основан в 1358 г. иноком Ованнесом, его родными братьями и соратниками. Ованнес Себастаци (уроженец г.Себастия или Севаст) с 40-х по 80-е годы XIV столетия был духовным предводителем армян Крыма. Доминиканец Дортелли д"Асколи, побывавшей в Сурб Хаче в 30-х годах XVII в., был удивлен красотой храма и посчитал его строением, достойным самого Рима.

  • Доступность: 1
  • Координаты WGS84
    N 45° 0.067"
    E 35° 3.739"
  • От монастыря Сурб Хач лесная дорога ведет в урочище Лесная Глушь к развалинам монастыря, именуемого в русских источниках Георгиевским, а в армянских - Сурб Стефанос . На полноприводном авто можно подъехать непосредственно к развалинам; пешком путь займет не более часа.

    В 1970-х годах экспедицией археологов монастырь был заново открыт, точнее открыты его руины под сплошным завалом камня и грунта, на заросшей лесом поляне. Еще один из первых исследователей Крыма Петр Кеппен видел его уже, вероятно, в таком состоянии. Он упоминал развалины армянского монастыря в четырех верстах от Сурб Хача и считал, что он древнее, чем Сурб Хач. Археологи обнаружили трехапсидный храм размером превосходящим сурбхачский храм, остатки разновременных служебных и жилых помещений монастыря, колодец. При раскопках найдено также множество каменных архитектурных деталей, в том числе хачкары с армянскими надписями.

    Предполагают, что разрушение Сурб Стефаноса от землетрясений и оползней послужило основанием для строительства Сурб Хача.

  • Доступность: 2
  • Координаты WGS84
    N 44° 59.067"
    E 35° 4.109"
  • Находится в густо растущих деревьях на горных склонах вблизи города , около 3-х километров. Неординарное архитектурное исполнение Сурб-Хач неоднократно обращало на себя внимание многих художников, которые отображали на своих полотнах величественное построение. Монастырь, который 29 июля 2015 года достиг 657-летия, является святой землей для всех, кто ищет духовности и умиротворения. Монастырь Сурб-Хач обладает своеобразной созидательной силой, которая позволила армянам сохранить свою религию, веру, обычаи.

    Географические координаты армянского монастыря в Старом Крыму Сурб-Хач на карте Крыма N 45.0007, E 35.0625

    Святой Крест – это дословный перевод монастыря Сурб-Хач. Данное название было дано не зря. Существует легенда, что Ованес Себастаци из города Себастия, увидев в небе над землёй огненный крест, решил основать на этом месте монастырь. Ованес вместе с братом выкупили земельный участок размером 50 гектаров у генуэзцев и начали строительство монастыря в 1358 году. На протяжении всего времени становления и реставрации армянского монастыря было вложено большое количество сил и времени архитекторов, иконописцев и художников.

    По мнению экспертов, данное строительство было обусловлено многочисленным переселением армян со своей родины на Крымский полуостров. Постройки Сурб-Хач очень схожи на храмы Армении, которые были построены в 7-8 веках. В период с 17-го во 18-й века армянский монастырь был перестроен ни один раз. Данные изменения отображались на стенах монастыря в различных надписях. В 78-м году 18 века жители монастыря покидают его и переходят нести свою службу в Нахичевань-на-Дону. Однако позже совместными усилиями Армянской Церкви монастырь был возрожден.

    В 1925 году армянский монастырь в связи с распоряжением советской власти закрывают и используют не по назначению. В послевоенные период монастырь был подвержен серьёзным разрушениям и только в 94-м году 20 века монастырь был реставрирован и прихожане могли посещать храм. Из целого комплекса строений состоит Армянский монастырь Сурб-Хач: трапезная монастыря, кельи, церковь Сурб-Ншан и фонтаны и сад. Церковь Сурб-Ншан является сердцем монастыря Сурб-Хач. Там по сегодняшний день можно найти средневековые росписи. К церкви примыкает гавит, от которого идёт каменная лестница к башни-колокольни. Помещение гавита украшено разнообразными крестами.

    Трапезная состояла из двух залов: первый зал ведёт в подвальные помещения, а в другом зале расположен камин и печь. В конце 19 века над трапезной монастыря был достроен второй этаж, который был предназначен для гостиничных помещений.


    Кельи, или как их ещё называю, братский корпус, расположены с южной стороны гавиата и храма. Братский корпус – это двухэтажное помещение, построенное в виде буквы «г». Снизу было размещено несколько комнат, а на втором этаже находится балкон-галерея, стоящий на деревянных колоннах.
    На территории Сурб-Хач расположена лестница и два фонтана, в которой течёт родниковая вода. На пологом склоне гор на четырёх террасах расположен сад монастыря.
    Армянский монастырь Сурб-Хач - это святое место, которое манит не только своеобразной архитектурой, но и местом, где можно найти душевный покой, гармонию и избавиться от всех забот. Армянский монастырь Сурб-Хач входит в