Расписание богослужений успенского монастыря д пустынки. Свято-Успенский мужской монастырь (Пустынки, Мстиславский район). Расстояние между город Мстиславль и селом Пустынки

От деревни Пустынки на сегодняшний день не осталось ни одного дома. Это место так и зовется, потому что издревле тут больше селились не простые люди, а монахи. Они тут уединялись и молились Богу. Рассказывают, что сюда пришли монахи из Киево-Печерской Лавры. Тут они выкопали печоры в земле и жили там.

В 1308 году тут появился монастырь . Дело в том, что в то время князем был внук Гедемина, сын Альгерда, Семен . Он заболел и ослеп. Однажды ночью ему приснился старец, который сказал, что надо идти в Пустынки и там найти криницу. Помыть глаза водой из этой криницы и зрение вернется.

Когда князь проснулся, то он пошел по дороге в Пустынки. По дороге к нему подошел человек и довел его до нужного места. Подвел к кринице и омыл ему глаза. Зрение вернулось и князь увидел старца, который быстро ищез. На месте старца осталось дерево, а на нем висел образ Матери Божей. Князь приказал построить на этом месте монастырь. Так и появилась Пустынская Свято-Успенская обитель.

Князь построил часовню и в ней разместил икону. Часовня всегда была деревянной, только в 1863 году на ее месте построили новую каменную церковь. Там и поместили икону. Но когда сюда пришли большевики, то церковь они уничтожили, а икона куда-то исчезла. Ее не могу найти и до сегодняшнего дня. Церковь же на этом месте отстроили только в конце прошлого века.

В советское время тут был председатель, который в древней церкви сделал баню, а в купели со святой водой – бассейн. Монахи обновили и купель и церковь.

Пустынская обитель всегда была на земле князей Мстиславских. Они очень помогали монахам. В XV веке монастырь был уже очень богатый и имел много земель. Монастырь всегда стоял на границе с Московским княжеством, с котором постоянно воевали наши предки. Но монастырь всегда оставался целым.

А вот в 1563 году, когда на московском троне был Иван Грозный , московские войка напали на монастырь и много монахов убили. А те, кто остался в живых, покинули обитель. Только через 10 лет Стефан Боторий отдал монастырь под патронаж полоцкого Епископа. Но война снова разрушила монастырь и он стоял пусто до XVII века.

В самом начале XVII века в пустынский монастырь пришли монахи-униаты и начали отстраивать монастырь . Они вели споры с православными, которые нередко доходили до драк. Монастырь был деревянный все время, только униаты начали строить кирпичные строения.

Церковь была построена в 1808 году , построили ее в стиле борокоо. Церковь была главным храмом пустынского монастыря. До наших дней дошли только руины. Церковь построена очень интересно. Толстые стены, а в них – проходы. По этих стенах можно ходить по всему храму.

Униаты построили при монастыре школу, где учили детей. После них там было сельскохозяйственная школа, а в советсвое время – обычная школа. В одном из ее комнат на стене проступил лик Христа.

Рассказывают, что в 2003 году , когда сюда пришли монахи и стали возраждать монастырь, то они легли спать в этой комнате. А утром увидели на стене лик Христа . С каждым днем лик проступал все больше. Специалисты, которые приехали проверить этот факт, засвидетельствовали, что это нерукотворный образ. Каждый день сюда приходят поломники, чтобы прикоснуться к святыне.

Звонница была построена тогда, когда монастырь был поностью православным, во второй половине XIX века. Звонницу видно издалека. В советское время это не нравилось власти. Сюда приехали, чтобы заложить взрывчатку и взорвать звонницу. Но посмотрели, что рядом школа, и решили этого не делать. Сейчас звонница находится на рестоврации.

На территории монастыря построили православную церковь в 1865 году . В ней были кельи, где жили монахи и молились Богу. Эту церковь также называют “теплой”. Раньше в церквях не было печек, а тут были голландские печи, потому что тут были кельи, где жили монахи. А дымоход от печей шел по стенам церкви. Поэтому стены нагревались и в церкви становилось тепло.

Пустынский монастырь существовал до 1918 года. Когда пришла советская власть, то он был закрыт и в нем открыли детский дом. Во время Великой Отечественной войны немцы никого тут не трогали. А в 1943 году прискакал немец и позвал всех жителей в лес. Жители ему доверились и пошли. В это время приехал отряд немцев и спалил деревню. Таким образом, один немец всю деревню спас от смерти.

Десткий дом был тут еще и после войны. Только в 1970 году, когда детей перевели, сюда пригнали тракторы, которые стали расстаскивать стены церкви.

Успенский монастырь - это удивительное место, проникнутое некой кристально чистой, как вода в кринице Лугвена, аурой. Если будете в этих краях - обязательно заедьте сюда, от Мстиславля на машине это не более 20 минут. Пройдите по липовой аллее, побродите под пустыми арками Успенского собора, подымитесь, если получится, наверх, осмотритесь вокруг. Лучшего места, чтобы задуматься о категориях, на которые в жизненной текучке обычно не хватает времени, пожалуй, не найти. Обязательно попробуйте воды из святой криницы. Над ней на остатках церковной стены чьей-то рукой прикреплена маленькая иконка Богоматери, а рядом, чтобы помнили, - жестяная табличка с очень кратким изложением истории монастыря, которая заканчивается глубокой и горькой фразой: «Людзi, час i прырода зрабiлi сваю справу - зараз тут руiны».

К северу от Мстиславля, на реке Ослянка (приток Сожа) находится православный Пустынский Успенский монастырь. Эта святыня находится в 8 километрах от Мстиславля, и в семи - от границы с Россией (Монастырщинский район Смоленской области). Дорога когда-то так и называлась - Монастырский тракт.

Пустынки — необычное место Мстиславщины. Название есть, а населенного пункта нет. А от деревни Пустынки на сегодняшний день не осталось ни одного дома. Лишь древний Свято-Успенский мужской монастырь, монастырские корпуса которого образуют крест.
Подобным топонимом часто называли места православных монастырей - своя Пустынка есть у деревни Рублево в Новгородской области, а один из самых древних святых источников носит название Коренной Рождество-Богородичной пустыни и находится в пригороде Курска.. Это место так и зовется, потому что издревле тут больше селились не простые люди, а монахи. Они тут уединялись и молились Богу. Рассказывают, что сюда пришли монахи из Киево-Печерской Лавры. Тут они выкопали печоры в земле и жили там.
История Пустынского Успенского монастыря, как зеркало отражает историю Мстиславской земли,
Мстиславские монастыри славились высокими звонницами, с которых, казалось, можно дотянуться до облаков чудо-колоколами, звон которых разносился на десятки километров, чудотворными иконами, святыми колодцами с целебной водой, излечивающей любые болезни. Древние монастыри, за свою многовековую историю неоднократно разрушались, но потом вновь возрождались.

История Пустынского Успенского монастыря была долгая и трагичная, и она начинается с княжения Лугвения-Симеона, внука Гедемина, сына Великого князя Литовского Ольгерда и Марии Витебской. Князь Лугвений-Симеон проявил глубокое уважение к православной вере, воспитанное его матерью Марией Витебской. В 1380 году им был основан Пустынский Успенский монастырь.
Между прочим, тот еще был Лугвений-Симеон оный княжичь.
Бог даровал Семёну-Лугвену долгую жизнь - он родился в 1350 году, а преставился в 1430-ом, - из них почти пятьдесят лет держал Мстиславль, защищал от немцев Псков и Великий Новгород, от шведов - Корелу, от татар - Киев, возил мстиславское войско на поле куликово, одержал победу.
Тринадцатилетним отроком участвовал в грандиозном сражении с татарами у Синих Вод, случившемся за семнадцать лет до Куликовской битвы - первом большом сражении, в котором татары были разгромлены наголову. Победа у Синих Вод отдала во власть Ольгерда Киевские земли, Подолию и Волынь.
Сам Семён-Лугвен вместе с отцом трижды ходил на Москву (добыв себе в результате невесту)))).


В 1386 году, воспользовавшись его отъездом на свадьбу брата - великого князя Литовского Ягайлы и польской королевны Ядвиги - князья Святослав Иванович Смоленский, Василий Иванович Вяземский и Андрей Ольгердович Полоцкий (ещё один родной братец) обложили Мстиславль. Однако взять не успели: вовремя обернувшийся Семён разгромил на берегу Вихры русское войско
В 1392 г. он возглавлял новгородскую дружину в битве со шведами на реке Неве.

В начале XV века на первый план встала борьба против тевтонских завоевателей, посягавших на славянские земли. 15 июля 1410 года у села Грюнвальд состоялась одна из величайших битв средневековья. В составе союзной армии особо отличились Мстиславский, Оршанский и Смоленский полки, возглавляемые Семеном-Лугвеном и его 16-летним сыном Юрием. Они сыграли решающую роль в битве, которая подорвала военно-политическое могущество Тевтонского ордена, остановила его агрессию на Восток.
Основание монастыря, наряду с легендой, непосредственным образом связано с дожившим до наших дней святым источником. В одном из уцелевших в церковных архивах изданий - «Краткий исторический очерк “Пустынско-Успенский монастырь Могилевской епархии», вышедшем в свет в Санкт-Петербурге в 1901 году, о мстиславском монастыре сказано: «Основан в 1380 году родоначальником князей Мстиславских, сыном Ольгерда, князем Лугвением Симеоном…».
Жизнь человеческая устроена так, что с победами и радостью идут рядом немощи, горести и утраты.

Легенда гласит, что князь Лугвен после тяжелой болезни начал слабеть глазами. Его надеждой и опорой были молитвы. Только на милость Божию уповал удачливый полководец и слепнувший человек. Тьма с каждым днем все сильнее заслоняла от очей князя Божий свет, и стал он хмур и задумчив. Но однажды приснился князю странный сон, в котором явился ему старец и сказал: «Иди в пустынь, умойся из источника и получишь исцеление». Когда князь проснулся, то он пошел в Пустынки. По дороге к нему подошел человек и довел его до нужного места. Подвел к крынице и омыл ему глаза. Зрение вернулось и князь увидел старца, который быстро исчез. На месте старца осталось дерево..
А в ветвях развесистой липы, что склонилась над прохладным источником, князю Симеону явилась икона Божьей Матери, от которой исходил чудный свет. Разумеется, чудесное исцеление и явление иконы Божьей Матери не остались без внимания властителя. В знак благодарности по его приказу рядом с целебным источником была построена церковь, которую назвали в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Икона получила название Божией Матери Пустынной (Патриаршей), чтимый список с нее и сейчас находится в Свято-Покровской церкви.
Лугвений-Симеон не только прозрел, но и смог далее выступать за Отечество и Веру.


Пустынский Успенский монастырь начинался с храма, выстроенного над источником в честь рождества Божьей Матери. После победы в Грюнвальдской битве Семен-Лугвен подарил Пустынь монахам, щедро одарил средствами на строительство монастыря.
Людская память, которая, как живая вода из крыницы, проистекает из мудрости поколений, сохранила отзвук-воспоминание о том, что первым игуменом монастыря стал старец, давший князю знание о роднике.
В XVI в. это был один из крупнейших монастырей на восточно-белорусских землях. При участии князей и старост мстиславских Пустынский монастырь играл значительную роль в развитии Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Обратимся к архивам, из которых следует, что в начале XVI века монастырю принадлежали «села Авдейково, Радионовка, Слобода, Рацуковская Пересадина, луга за Вихрой и Сожем, ловы рыбные, бобровые и звериные, двор и участок в Мстиславле, значительное количество крестьян и собственный суд над ними».

И хоть территория монастыря застраивалась новыми церквями, а монахи призывали к миролюбию, войны между Московией и Речью Посполитой затронули и это святое место. В 1563 году часть монахов в результате войн уничтожили, а остальные были вынуждены перебраться в безопасные места.
Какое-то время в монастыре не было насельников. В 1605 г. монастырь становится униатским (орден базилианцев). Это период упадка монастырской жизни. Во второй половине XVII в. в нём вообще не было насельников. До ХIХ в. все храмы монастыря были деревянными. В 1801 - 1808 гг. был построен каменный Успенский храм.
В 1839 г. монастырь был возвращён православным и в нём начала возрождаться монашеская жизнь. Его настоятель Ф.ЛЕВИНСКИЙ учредил православное братство и открыл церковно-приходскую школу.
В 1860 - 1893 гг. сформировался архитектурный ансамбль монастыря. Были построены каменные храмы Рождества Богородицы (1864 г.), Покровская (1865 г.). Внутри храма Рождества Богородицы под помостом находился святой источник. Была перестроена соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Ей придали крестообразную форму, ввысь вознёсся громадный купол с четырьмя меньшими куполами по сторонам; с трёх сторон были сделаны арки и поставлен иконостас. На территории монастыря вплоть до его официального закрытия в 1918 г. находилась чудотворная икона Божией Матери «Патриаршая». В конце ХIХ в была возведена многоярусная шатровая колокольня.
В стенах разрушенного людьми и временем Пустынского монастыря никаких рукописных свидетельств о прошлом не осталось. Они пропали вместе с церковной утварью в 1918 году, когда советская власть с неистовым упорством крушила пережитки старого, ненавистного мира и на его руинах строила новое, атеистическое общество. И 1918 год стал для монастыря у Пустынки роковым: большевики его закрыли, а чудотворная икона Божией Матери «Патриаршая» исчезла без следа.. со всей монастырской утварью, книгами и документами..
После Октябрьской революции здание церковно-учительской школы послужило для размещения здесь Пустынской начальной школы. Здесь обучались дети из окрестных деревень, а с 1926 года и детдомовцы, проживавшие в кельях бывшего монастыря. Кстати, в 1918 году в Пустынской сельской школе трудился известный музыкант, классик белорусской музыки Николай Чуркин, чьё имя нынче носит Мстиславская детская музыкальная школа.

В 1943 г. немцы при отступлении варварски взорвали монастырь. При этом были обнаружены в стенах собора потайные ходы, один из которых выводил за пределы обители.
До 1960 года здесь находился детский дом, а до 1970-го - школа.
Жизнь в «республике ШКИД» била ключом - говорят, детишки вскрыли подвалы церквей и по выбрасывали из саркофагов мощи монахов. Так и валялись кости и останки по окрестностям…
Много воды утекло из криницы за прошедшие столетия. Монастырь пережил славу и бесславие, расцвет и забвение. Несколько веков находился у униатов. Надо отдать должное, что Успенский собор был возведен униатским архиепископом Ираклием Лисовским в начале XIX столетия. Во второй половине этого же века в монастыре была построена высокая пятиярусная колокольня.
В наследие XXI веку на территории Пустыни остались руины Успенского собора, монастырского корпуса с церковью, колокольни, школы, часовни, двух хозяйственных строений и трех жилых домов.. На холме лишь возвышаются величественные руины, заросшие деревьями, - все, что осталось от двух некогда великолепных храмов.
Но пути-дороги в Пустынский Успенский монастырь люди прокладывали в самые лихие времена, и проторенные тропинки не зарастали летом травой, а зимой не утопали в снегу, потому что шли странники к святой крынице, к намоленным стенам.
Наступил другой день и другой час. В монастырь пришли люди. Для того, чтобы своими молитвами и трудами отстроить разрушенное. Работы по восстановлению монастыря были начаты в 2003 году, а 28 августа 2003г. на престольный день в обители был совершен первый после долгих лет запустения молебен.

В 2003г. монахи принялись приводить в порядок одно из строений монастыря (бывшее здание школы, на стене игуменского корпуса). Работать начали на месте в июне и для ночлега они тогда нашли более-менее пригодное место. А сегодня в этой комнате люди отдыхают душою и телом от трудов праведных. На стене, где ранее располагалась школьная доска, они обнаружили проявившийся лик Спасителя.
Лик Христа - это уникальное божественное знамение, которое привлекает множество паломников в Пустынки.
Как сказал епископ Могилевский и Мстиславский Софроний
- Чудо, Господь дает нам чудесные явления для укрепления веры. Например, снисхождение благодатного огня накануне Пасхи. Это тоже чудо.
Это стало божьим знаком, призывом к восстановлению Пустынского монастыря.
Со временем Спас Нерукотворный становился все четче. Изображение Христа и крест с распятьем под ним настолько четко просматриваются, что мурашки пробегают по телу. Говорят, с каждым годом очертания Спасителя становятся ярче и выразительнее, а на некоторых фотографиях можно увидеть прозрачно-голубые глаза Иисуса. По утверждению местного монаха - иеродиакона Терентия - лик Христа символизирует укрепление веры в сердцах прихожан.

Специалисты, которые приехали проверить этот факт, засвидетельствовали, что это нерукотворный образ.
По вертикали длина образа равна 17 см, по горизонтали - 11,2 см. При этом 27 см по горизонтали и 26,5 см вертикали соответственно составляет «обод», видимо также являющийся частью изображения. Расстояние от макушки до окончания правой половины лица вместе с волосами равняется 17 см, такое же расстояние, но в левой половине - 18,4 см. Размер носа равен 1,5 см, глаз - 2,5 см.
С того самого летнего дня и по сегодняшний день эта комната встречает паломников. Всех тех, кто надеется увидеть воочию чудо.

Процесс реставрации идет медленно - пока почти полностью восстановлена стройная белоснежная звонница высотой 60 метров (в первоначальном варианте ее высота составляла 74 метра, на которой установлено 6 колоколов - один большой и пять маленьких. Кстати, в восстановленную звонницу большой колокол подарил предприниматель с Магнитогорска..
Была также восстановлена надкладезная Свято-Покровская церковь. Здесь хранится список знаменитой иконы Божией Матери пустынной (Патриаршей).
Возрождается в монастыре и монашеская жизнь.

Говорят, раньше к Свято-Успенский монастырю шел подземный ход от стен Мстиславской церкви Св. Александра Невского. Строители, принимающие участие в реконструкции монастырского комплекса, подтверждают наличие подземного хода. «Трудно говорить о его протяженности, так как он засыпан. А о размерах свидетельствует сохранившаяся небольшая часть на территории монастыря — более чем двухметровый по высоте кирпичный туннель позволяет беспрепятственно перемещаться всаднику на коне. Удалось рассмотреть и боковые со следами сильного закопчения ниши для факелов»..

Дорога ведет на самую вершину холма, а затем круто спускается вниз, к небольшому храму Рождества Богородицы и крынице с чудотворной водой, вода из которого считается целебной.
Люди, приезжающие сюда из Украины, России и различных уголков Беларуси, утверждают, что вода эта лечит. Особенно помогает она при потере зрения.
Если будете в этих краях — обязательно заедьте сюда, от Мстиславля на машине это не более 20 минут. Обязательно попробуйте воды из святой криницы. Над ней на остатках церковной стены чьей-то рукой прикреплена маленькая иконка Богоматери, а рядом, чтобы помнили, — жестяная табличка с очень кратким изложением истории монастыря, которая заканчивается глубокой и горькой фразой: «Людзi, час i прырода зрабiлi сваю справу — зараз тут руiны». (Люди, время и природа сделали свое дело - теперь здесь руины )

Величава пятиярусная колокольня, увенчанная уже крестом. Нет ей никакого дела до земной суеты сует. Пустынки поражают величественностью построек и, хотя они и были разрушены взрывами еще в 50-е годы - воображение все равно достраивает монументальные творения, наполняя теплом в душе.

Время в Пустынках замирает не только на часах - кажется, что его там вообще нет. Даже облака не плывут по небу - они неподвижны. Будь то кто-то плеснул на небосвод краской, и она застыла, намертво прилипнув к необыкновенной сфере над нашими головами.
Если вас зовет дорога, то не откладывайте на завтра, которого может не быть, то, что можно сделать сегодня. Ибо «Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине — только один» (Жан Жака Руссо).

А в других, особо в «брендовых», происходят весьма любопытные процессы. Когда-то Игорь Северянин написал такие строки:

Как царство средь царства стоит монастырь.
Мирские соблазны вдали за оградой.
Но как же в ограде - сирени кусты,
Что дышат по веснам мирскою отрадой?

Ныне мирская отрада представлена, помимо кустов сирени, вертолетными площадками, «Домами знатных богомольцев» и даже плавучими саунами. При всём том публикуются пафосные статьи о пагубности «духовного туризма». Уместно вспомнить слова одного мудрого еврея, св. апостола Павла: «Корень бо всем злым сребролюбие есть, его же нецыи желающе, заблудиша от веры, и себе пригвоздиша болезнем многим. Ты же, о человече Божий, сих бегай» (1Тим.6: 10–11).

Сохранилось ли за монастырскими стенами пространство для чудес или, говоря другим языком, «мест силы»?
К счастью, да. Это краткий рассказ об обители, где отыщет радость для души и «человече Божий», и скромный блогер-краевед. Автору удалось побывать там в июне 2018 г.

ПУСТЫНКИ - ГДЕ ЭТО?
Адрес Пустынского Свято-Успенского мужского монастыря: Беларусь, Могилёвская область, Пустынки. Деревни или поселка с таким названием нет на карте, это урочище в нескольких сотнях метров от границы с Россией.

Ухоженный проселок от райцентра, городка Мстиславля проходит среди смешанного леса и поросших люпином полей. Неожиданно справа от него вашему взору предстанет высоченная белая многоярусная колокольня (фото в заголовке). Древняя кирпичная ограда слегка подновлена, краска уже начала облезать, а у монастырских ворот бросается в глаза стенд с предупреждающей о возможности несчастных случаев надписью.

«С полуразрушенного храма падают обломки кирпичей»... это относится к руинам Успенского собора, их вы сразу увидите за воротами. И в нынешнем состоянии они поражают своим скорбным величием.

Собор был крестово-купольной формы, с одним большим величественным открытым куполом, по бокам которого размещались четыре малых. Так монастырь выглядел 100 лет назад ().

Прервем на время прогулку по обители и расскажем об истории ее основания.

КНЯЗЬ МСТИСЛАВСКИЙ ЛУГВЕН СИМЕОН И ИСТОРИЯ ОБИТЕЛИ
Цитата из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»: «Пустынский Успенский монастырь, 2 класса, в 8 верстах от города Мстиславля. Основан в XIV в. родоначальником князей Мстиславских - Симеоном Лугвением, сыном Ольгерда; в 1601 г. впал в унию, из которой освободился в 1839 г. В церкви Успения в киоте, за правым клиросом, хранится весьма древняя чудотворная Пустынская икона Божией Матери, именуемая Патриаршая, явившаяся жившему в первой половине XIV в. владетельному Мстиславскому князю Симеону, который, по своим молитвам, получив исцеление от поразившей его слепоты, через омовение своих глаз водою из чудесно указанного ему в сонном видении источника, узрел в ветвях росшей над этим источником тенистой липы сияющую благодатным светом икону Богоматери. Эта святая икона, представляющая собою поясное изображение, имеет 7 3/4 вершка в высоту и 6 5/8 - в ширину; Богоматерь на этой святой иконе изображена склонившей Свою голову к приникшему с левой стороны к Ее ланите Богомладенцу, голова Которого, как и Богоматери, увенчан короной; празднование в честь этой святой иконы совершается в монастыре 15 августа...».

Многим ли у нас сегодня что-то говорит имя князя Лугвена (1356 - 19 июня 1431)? А помянуть его есть за что.
Лугвен или Лугвений, во крещении Симеон, был был сыном вел. князя литовского Ольгерда от его второй жены Иулиании Александровны, дочери вел. князя тверского Александра Михайловича. Его родной брат - Ягайло (1351-1434), основатель великокняжеской и королевской династии Ягеллонов, правившей в Польше, Венгрии, Хорватии и Чехии в XIV-XVI вв.

Князь Лугвен (справа),

Лугвен в 1385 г. вместе с братом Ягайло и тремя другими князьями подписал Кревскую унию. В католичество не перешел. Активно участвовал в политической и военной жизни Руси в период её феодальной раздробленности. Участвовал в разгроме великого князя Смоленского Святослава Ивановича, княжил в Великом Новгороде, воевал с Псковом, разбил под Орешком ганзейских пиратов-витальеров. В 1392 г. съехал с Великого Новгорода и получил в правление от своего брата Ягайло, короля Польского, Мстиславское княжество. В 1394 г. он женился на Марии, дочери великого князя Московского Димитрия Донского. Брак заключался в Москве.

«В том же году в Москве отдали дочь великого князя Дмитрия Ивановича Донского за князя Лугвена Ольгердовича,
внука Гедимина Литовского, в неделю Всех святых месяца июня в 24 день».

В Великой войне против Тевтонского ордена 1409-1411 гг. князь Лугвен принял активнейшее участие. В Грюнвальдской битве 1410 г., сломавшей хребет ордену, он командовал тремя хоругвями: Смоленской, Мстиславской и Оршанской, поставленными в центре боевого порядка союзной армии. Именно они, понеся значительные потери, остановили натиск противника, благодаря чему союзное польско-русско-литовское войско удержало боевую линию, а затем разгромило крестоносцев. Князь Лугвен участвовал в 1411 г. в заключении Торуньского мира. В 1412 г. он распрощался с Новгородом и окончательно осел в Мстиславле.

Памятный монумент князю Лугвену в Мстиславле

Князь Лугвен Симеон известен как защитник Православия, строитель храмов. Помимо Пустынского монастыря оду он в 1407 г. заложил возле Мстиславля монастырь святого Онуфрия, прославившийся переписчиками книг и рукописей.

Пустынский Свято-Успенский монастырь уже к XVI в. был одним из крупнейших православных монастырей в восточной Беларуси. В 1563 г. в войне Московии и Речи Посполитой часть монахов была убита, часть вынуждена была бежать. Какое-то время в монастыре не было насельников.
В 1605 г. монастырь стал униатским (орден базилианцев), начался период упадка монастырской жизни. Во второй половине XVII в. в нем вообще не было насельников. Но именно униаты в 1801-1808 гг. построили каменный Успенский храм.
В 1839 г. древняя обитель сделалась снова православной, но находилась она в плачевном состоянии. На восстановление монастыря пришлось собирать средства по всей Руси. Архимандрит Анатолий (Левшиновский) создал совершенно новый монастырь, в котором всё, за исключением соборного Успенского храма и одного каменного корпуса - плоды его трудов. В 1864 г. прямо на источнике, где князю Лугвену явилась икона Божией Матери, была устроена и освящена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1865 г. была освящена новопостроенная Покровская церковь, объединенная в одно здание с двумя двухэтажными братскими корпусами. В 1866 г. была построена величественная колокольня (58,67 м).
Тогда же в Пустынках было создано православное братство, учредившее в монастыре церковное крестьянское училище и 65 школ в других местах. Сирот и детей из бедных семей братство совместно с монастырем содержало за свой счет. Братская библиотека насчитывала 656 книг. Велась их бесплатная раздача и рассылка.

В 1919 г. насельники, пытаясь сохранить монастырь, зарегистрировали на его территории земледельческую коммуну, но в 1925 г. коммуну ликвидировали, а монахов окончательно выселили. В обители разместили детей-сирот, образовав Пустынский детский дом. Имущество монастыря, в том числе иконы, конфисковали. Чудотворный образ пропал.

Пустынская икона Божией Матери, именуемая Патриаршая

В годы Великой Отечественной войны здесь не пострадало ни одно здание, не погиб ни один ребенок, хотя некоторое время располагалась немецкая армия. Основные разрушения пришлись на период хрущевской паранойи, когда здания разбирались, ломались, сжигались, взрывались, а все что не могли уничтожить люди, оставляли на растерзания стихии и времени. Лишь в 2003 г. в заброшенный Пустынский монастырь приехали монахи из западной Беларуси, а в 2005 г. прошел первый постриг. С тех пор идет посильное восстановление обители, но до окончания работ еще очень далеко.

МОНАСТЫРЬ СЕГОДНЯ. НЕОБЪЯСНИМОЕ
Строительные работы.

Такою будет обитель после восстановления.

Возрождаемая Покровская церковь и келейный корпус.

Апсида Покровской церкви (крупногабаритный господин ростом около 190 упорно лез в кадр, оставил его в качестве ориентира масштаба)

Восстановленные корпуса хозпостроек и старая монастырская дорога.

В низинке возле источника находится церковь Рождества Богородицы, восстановленная одной из первых. Рядом купальня. Здесь всегда много народа, так как вода обладает лечебными свойствами.

Интерьер Рождественской церкви. Справа копия Пустынской (Патриаршей) иконы Божией Матери.

Вот тот самый родник, вода которого исцелила зрение князю Лугвену.

А теперь совсем необъяснимое. Это возрожденное здание монастырской школы.

На его дверях следующее объявление.

Когда монахи вернулись в Пустынки в начале 2000-х гг., здание школы было без крыши с полуразрушенными стенами. Им негде было жить, они начали реставрацию помещений, и в одном из них выявился лик Христа.

Здесь всегда много богомольцев, но никто не запрещает фотосъемку. Некоторые этим злоупотребляют и вовсю пользуются вспышкой. Однако изображение с каждым годом становится ярче.

Явившийся лик удивительно похож на лик Христа на Туринской плащанице. На фотографии видно отверстие от гвоздя. По воспоминаниям бывших учащихся на этом гвозде висела школьная доска, а лика никто раньше не видел.
Иконы на подоконниках кельи с Нерукотворным образом.

МСТИСЛАВЛЬ
В завершение рассказа несколько слов о центре здешних мест, Мстиславле. Это удивительный древний городок, совсем неисхоженный туристами, с потрясающей, физически ощущаемой энергетикой.


Панорама Мстиславля, гравюра сер. XIX в.

Здесь два городища - Девичья гора (днепро-двинской культуры, до I века до н. э.) и Замковая гора, где был найден культурный слой с деревянными постройками и предметами XII в., обнаружена берестяная грамота (всего в Беларуси их найдено две).


Замковая гора, современный вид

Здесь интереснейший костел кармелитов XVII в. (попасть не удалось, открыт только по воскресеньям).

Еще есть костел иезуитов, в котором только что рухнула стена; много православных церквей, было несколько монастырей и синагог и до сих пор действует кагальный колодец с чистейшею водой. И, что самое удивительное, на главной площади вместо неотвратимого Лукича стоит памятник первопечатнику Петру Мстиславцу (эта фотка из сети, мой снимок вышел неудачным).

Сюда надо обязательно приехать.

Основные источники
1. Сайт radzima.org Достопримечательности Беларуси и Литвы.
2. Протоиерей Георгий Бирюков.

Неподалеку от государственной границы Беларуси, всего в сотне метров от Монастрыщенского района Смоленской области расположился в деревне Пустынки мужской монастырь Могилёвской и Мстиславской епархии Белорусского экзархата Русской православной церкви. Данный монастырь принадлежит к памятникам архитектуры XIV века, являясь одним из самых известных религиозных комплексов на территории Беларуси.
1)


Сам монастырпь состоит из нескольких зданий религиозного типа - школы, собора, церквей, купели и корпусов хозяйственного значения. На фото - вид на Успенский собор, один из самых узнаваемых ракурсов пустынковского монастыря.
2)


Вход в религиозный комплекс.
3)

Колокольня монастыря, возведена в 19-м веке.
4)


Нерукотворный образ Иисуса Христа, обнаруженный во время восстановления Игуменского корпуса. Сам образ находится в здании школы.
5)


И вновь Успенский собор. Не знаю почему, но вот вспомнились отчего-то ... Вспомнились и все тут.
6)


С другого ракурса, видна часть отреставрированной стены.
7)


На заднем плане - Покровская церковь.
8)


Внутренности Успенского собора.
9)


10)


11)


12)


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
13)


Корпус церкви с противоположной стороны, в настоящее время активно проводятся строительные и реставрационные работы.
14)


15)


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Сразу за зданием церкви расположена купель, где можно исцелиться от тяжелых болезней, искупавшись в святой воде. Лично я в купель не заходил ибо являюсь атеистом, абсолютно далеким от религиозных канонов. В целом, Монастырь в Пустынках производит благоприятное впечатление, вполне себе достойное место для посещения.

Успенский монастырь (Пустынки) - действующий православный монастырь на месте бывшей деревни Пустынки Мстиславского района, расположенный в 500 м от границы с Россией.

Согласно легенде, в 1380 году, ослепший князь Лугвен, умывшись водой из здешней криницы, чудом прозрел. На этом месте князь поставил часовню и велел основать монастырь. До 1601 года монастырь принадлежал православной церкви, затем находился под управлением униатской церкви, с 1839 - русской православной церкви. За это время он неоднократно разрушался, сжигался и снова восстанавливался. После революции монастырь закрыли. Храмы разрушили, в остальных постройках разместили школу и детский дом.

После войны оставили и эти здания. Около 10 ныне существующих зданий сохранились частично. После войны в монастырь пришли православные монахи, убрали мусор, заасфальтировали дорожки... На месте знаменитой криницы восстановили церковь, оборудовали купальню. Криница и сегодня исцеляет людей - сюда постоянно идут паломники, привлекает верующих и чудесным образом проявившийся на стене Покровской церкви лик Христа.