Бездна бездну призывает голосом водопадов твоих. Блж. Феодорит Кирский. Снег печали заметает Тропы белых снов

Бездна бездну призывает
Голосом ветров.
Снег печали заметает
Тропы белых снов.
Шаг налево, шаг направо -
Всюду суета.
Я сегодня встану рано -
Прославлять Христа.
Лодка , где причалишь?
У каких вершин?
Утоли мои печали ,
Божий Сын.

Стихи , рожденные в момент утреннего пробуждения.…Наспех записал, едва проснувшись. Понимал, нельзя оставить так, без памяти, бросив на дно забвения. Это были слова от Бога и не иное. Я знал это глубоко в своем . Никогда не притязал на роль духовидца или толкователя снов. Но сказано: поступай по удостоверению ума своего и по мере веры. Так и поступаю. После глубокой молитвы и с миром в сердце представляю на суд читателей, в первую очередь верующих, толкование вышеуказанных строчек стихов.

1. Бездна бездну призывает Голосом ветров.

Навеяно из Божественных псалмов сынов Корея.

Вспомним Иону, заключенного в чреве кита:

Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. (Ион.2:4)

В обеих строках звучит вопль к Богу верующего человека, заключенного в телесной храмине, оглушенного громкоголосой какофонией , желаний, страстей, суетных устремлений этого мира, увлекающих в погибель. Человеку кажется, что Бог забыл его, бросил на произвол судьбы.

Скажу Богу, заступнику моему: для чего Ты забыл меня? Для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
Как бы поражая кости мои, ругаются надо мною враги мои, когда говорят мне всякий день: "где Бог твой ?" (Пс.41:10,11)

Какая знакомая ситуация! День за днем, год за годом воды жизни текут, и кажется, ничто не меняется. Муж, за которого ты молишься, также продолжает пить и еще больше лютует. Дети, чем взрослее, тем дальше отдаляются от тебя и уже стыдятся твоей веры. Твой собственный сын поднимает на тебя пяту…

- Где Бог твой ? – кричат все обстоятельства. Где Бог твой?..

2. Снег печали заметает Тропы белых снов.

Враг человеческий старательно заметает снегом забвения все тропинки, ведущие в Святая Святых – храм Бога Живого, расположенный глубоко в сердце верующего, услужливо подсовывая факты и реалии этого преходящего мира.

3. Шаг налево, шаг направо - Всюду суета.

Где человеку найти убежище от всех этих ополчающихся на душу омерзительных звуков вакханалии, от скользких щупалец сладострастия, лицемерной любви, кривой зависти, вечного ропота!..

Потому что все дни его - скорби, и его труды - беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это - суета! (Еккл.2:23)

Но что-то внутри меня, глубоко в сердце, в самом духе поднимается и говорит:

4. Я сегодня встану рано - Прославлять Христа.

Словно какой-то стержень внутри меня, на который нанизаны живые скрижали Слова Божьего, какая-то внутренняя сила, способная разогнуть и выпрямить то, что склонилось под гнетом обстоятельств. Как понятна и близка стала сердцу строка псалмопевца:

Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего. (Пс.41:8-12)

Вечный вопрос и нет ответа. Никто не знает времени своего ухода с этой земли, если только Бог не откроет.

Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.
Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было. (Пс.138:15,16)

Поэтому и вопием к Создателю воплем человека Божия:

Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое. (Пс.89:10-12)

6. Утоли мои печали , Божий Сын.

Только к Нему, к Господу моему и Спасителю моему, обращаю взор свой в минуты скорби и испытаний. Ибо куда мне идти, ведь только у Него глаголы жизни. Где я еще могу найти покой душе моей, как только у ног Его. Кто, как ни Он способен утолить мои печали . Мой Пастырь! Он не врывается в мою душу насильно, или через какие-то лазейки, но входит в открытые двери по радостному моему зову, чтобы вечерять со мной и утолять всякую печаль моего сердца и дарить Божий мир, превышающий всякое разумение и всякое представление о Нем.

Обязательно посмотри видео-ролик!

Пс. 41:8; Мк. 4:5, 6; Ис. 39:1-6; 2 Кор. 12:1-4; Деян. 5:1-5

В Пс. 41:8 сказано: «Бездна бездну призывает». Только призыв из глубин может вызвать ответ из глубин. Ничто поверхностное не может затронуть глубин, ничто мелкое не может затронуть внутренних частей. Глубина откликнется только на глубину. Всё, что рождается не из глубин, не способно коснуться глубин. Люди глубоко откликнутся лишь на то, что рождается в глубинах вашего существа. Когда мы приходим куда-то и слушаем сообщение, нас затрагивает только то, что вышло из глубины говорящего. Если из глубин ничего не выходит, то и полученная нами помощь окажется поверхностной. Нам нужно увидеть важность глубины. Если что-то исходит не из глубины, оно не может достичь глубин в других людях. Если мы никогда не получали помощи или пользы в своих глубинах, мы никогда не сможем дать ничего исходящего из глубин. Если мы хотим оказать другим людям духовную помощь, нечто должно подняться из наших глубин. Если мы копаем неглубоко, мы никогда никого не обретём. Наше говорение должно подниматься из глубин, в противном случае мы не затронем глубин других людей, даже если нам удастся завладеть их мыслями и чувствами, заставить их плакать или смеяться. Только бездна призывает бездну. Поверхностные выражения не коснутся глубин людей.

ГЛУБОКИЕ КОРНИ

Один принцип проповедования и принятия слова показан в притче Господа о сеятеле. Когда сеятель сеял, некоторые семена упали у дороги, некоторые - на каменистое место, некоторые - в терновник, а некоторые - в хорошую землю. Здесь показаны четыре разных варианта того, как человек принимает слово. Господь Иисус говорит, что одним из четырёх возможных состояний является каменистое место. Когда семя падает на такую землю, оно быстро всходит, но как только всходит солнце, оно засыхает, так как не имеет корня.

Что такое корень? Это то, что растёт под землёй. Что такое листья? Это то, что растёт над землёй. Другими словами, корень - это скрытая жизнь, а листья - открытая жизнь. Беда многих христиан в том, что при обилии внешней жизни у них очень мало тайной жизни. Другими словами, есть недостаток скрытой жизни. Вы христианин уже многие годы, не так ли? Тогда позвольте мне спросить: «Какая часть вашей жизни скрыта от взгляда? Какая её часть неизвестна другим?» Вы подчёркиваете внешние дела. Да, добрые дела важны; но помимо этого открытого выражения вашей жизни, какая часть вашей жизни остаётся скрытой? Если вся ваша духовная жизнь открыта, то у вас нет корня. Можно ли сказать о вас, что все ваши добродетели перед Богом открыты человеку, или всё-таки у вас есть что-то ещё, что человеку неизвестно? Если все ваши переживания открыты, то весь ваш рост - это рост вверх, у вас нет роста вглубь. В этом случае вы человек, у которого есть только листья без корня, земля под вами неглубока.

С одной стороны, в христианской жизни нам важно узнать значение Тела Христова; нам нужно научиться жить жизнью Тела. С другой стороны, необходимо понимать, что жизнь, данная Господом каждому члену Своего Тела, совершенно индивидуальна. Меру, данную Им лично вам, нужно охранять, иначе она потеряет свой особый характер и не принесёт никакой пользы Богу. Если обнажить то, что было дано именно вам, оно увянет.

Беседа Господа Иисуса на горе удивительна. С одной стороны, Он сказал: «Вы свет мира. Невозможно, чтобы город, расположенный на горе, был скрыт» (Мф. 5:14). Это нечто открытое. С другой стороны, Он сказал: «Ты, когда подаёшь милостыню, - пусть твоя левая рука не знает, что делает правая, чтобы твоя милостыня была втайне… А ты, когда молишься, войди в свою внутреннюю комнату и, заперев дверь, помолись твоему Отцу, который втайне» (Мф. 6:3-4, 6). С одной стороны, если вы христианин, вы должны открыто выйти и заявить всем об этом; с другой стороны, есть такие христианские добродетели, которые нужно охранять от всеобщего обозрения. Христианин, который выставляет напоказ все свои добродетели, неглубок, и, так как у него нет корня, он не сможет выстоять в день испытания и искушения.

Мы являемся детьми Господними уже много лет; пусть Господь откроет наши глаза и покажет нам, какие из наших переживаний остаются скрытыми от всеобщего обозрения. Что у нас останется, если всё, о чём узнали люди, будет забрано у нас? Пусть Бог так поработает в нас, чтобы мы пустили глубокие корни.

Бездна бездну призывает

Бездна бездну призывает
Из Библии. Ветхий Завет, Псалтырь (пс. 41, ст. 8): «Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих; все воды Твои и волны Твои прошли надо мною».
Аналог известной русской поговорки «Беда не приходит одна».
Иногда встречается латинская версия выражения: Abyssus abissum invocat (абиссус абиссум инвокат).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Бездна бездну призывает" в других словарях:

    См … Словарь синонимов

    Ср. Abyssus abyssum invocat. Ср. Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих: все воды Твои и волны Твои прошли надо мною. Псал. 41, 8; Ср. 68, 8. См. беда одна не приходит. См. беда беду родит …

    Бездна бездну призываетъ. Ср. Abyssus abyssum invocat. Ср. Бездна бездну призываетъ голосомъ водопадовъ Твоихъ: всѣ воды Твои и волны Твои прошли надо мною. Псал. 41, 8; ср. 68, 3. См. Беда одна не приходит. См. Беда беду родит …

    Жен. неизмеримая глубина; бездонная пропасть; крутой, глубокий обрыв, яма, круть. Никто не измерил бездны океана. В горах Уральских есть пропасти и бездны, в которые луч солнца не проникает. * Бездна бездну призывает, о соблазне. * В нем бездна… … Толковый словарь Даля

    1. Бездна (иноск.) бѣда, соблазнъ. Ср. Я не съ тѣмъ взялъ ее... чтобъ она изъ моихъ рукъ попала въ бездну. Маркевичъ. Свободная душа. 6. См. Бездна бездну призывает. 2. Бездна (иноск.) великое множество. Ср. И этихъ въ васъ особенностей бездна, А … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    I. (иноск.) беда, соблазн Ср. Я не с тем взял ее... чтоб она из моих рук попала в бездну. Маркевич. Свободная душа. 6. См. бездна бездну призывает. II. (иноск.) великое множество Ср. И этих в вас особенностей бездна, А над собой гроза куда не… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Бездна бездну призывает во гласе хлябий Твоих. Снова приводят себе на память другие чудеса. Ибо, когда ополчились на них иноплеменники, по принесении за них жертвы Самуилом, выпал на неприятелей такой град, что пали все почти враги, хотя ни один человек не вступал с ними в битву (1 Цар. 7,10). Посему бездною , поспешающею за бездною, называет падение града. Слово же: призывает (επικαλειται) употреблено вместо «вызывает» (εγικαλειται). Под гласом же хлябий разуметь можно падение града. Иначе, хляби суть Божии пророки. Или: бездна бездну призывает - бездна грехов призывает бездну Божия милосердия, дабы уничтожить грех, его виновников и тление, и как бы так говорит: поелику обычно Тебе преклоняться на моления грешников, то почему же презираешь нас, припадающих к Тебе? Еще напоминает себе другое чудо. Ибо, спасаясь бегством, от Фараоновой злобы, перешли море, и хотя казалось, что высоты волн неслись на них, однако же ничего не потерпели они, потому что воды отвердели, как стена.

Толкование на Псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

«Бездна бездну призывает во гласе хлябий Твоих: вся высоты твоя и волны твоя на мне преидоша». Живя в земле той, был я предан множеству неприязненных мне и как бы погружен в какой-то бездне. Бездною же называет Пророк воинские ряды, и чрезмерное их множество уподобляет неизмеримым водам, сделанное ими – древнему потопу, опустошившему целую вселенную. И сие Симмах перевел яснее: бездна сретилась с бездной от шума потоков Твоих; потому что Ты их навел, наказывая меня за беззаконие. Бури Твои и волны Твои прошли надо мною. Поелику воинство уподобил бездне, то удержал тоже иносказание, и нападения воинства назвал волнами и бурями. О сем-то и болезную, говорит Пророк. Вспоминание об этом уязвляет меня. Однакож утешением для себя имею Твое человеколюбие. Ибо присовокупил он следующее:

Евфимий Зигабен

Бездна бездну призывает (к себе) во гласе хлябий (низриновений, водопадов) Твоих.

Вспомнив о благодянии Божием, пленник вавилонский -благочестивый иудей, теперь в след за тем с сильным чувством страдания упоминает и о произведенном Богом оставлении иудейского рода. Бездною он называет великость несчастий, приключившихся ему: одна, говорит, глубокая скорбь призывает к себе другую глубокую скорбь голосом низриновений Твоих; то есть, приключающиеся нам низринутым рабам Твоим евреям, Господи, скорби столь часты и непрерывны, что, как кажется, некоторым образом одна другую призывают прийти по причине непрерывного их последования и столько огорчительные, что мы подвергающееся от великих страданий кричим, ибо слово низриновений, поставлено, вместо низринутых-действительное вместо - страдательного.

A мнению св. Кирилла , Давид сими словами означает два чуда-переход Израильтян чрез Иордан и погубление иноплеменных градом. При переходе Иopдана одни из речных потоков чрез стремление вниз потекли в Соленое или Мертвое море, а другие, стремившиеся из источников Иордана, стали в одну груду; почему воды, не имея прохода, стремились и наскакивали одна на другую, на подобие одной бездны на другую бездну и издавали голос на подобие низриновений. А при избиении иноплеменных градом столь частое и непрерывное было низвержение града, что казалось один град звал за собою другой, как одна бездна другую бездну, так что голосами низриновений может быть названо непрестанное стремление вниз града. Итак, вавилонские пленники, воспоминая сии чудеса, скорбели о том, почему хоть одно из таковых чудес не было и в их времена. А богоносный Максим , принимая это выражение в созерцательном смысле, говорит следующее: Всякий созерцающей ум по причине множества мыслей подобен бездне, потому что пройдя украшение мирa и достигнув страны умных (существ), потом, силой действия по вере возвысившись и над великолепием сих, он останавливается в себе самом, совершенно сосредоточившись и не движась по причине прошествия всего, наконец по необходимости призывает к себе божественную мудрость-истинно безысходную, по отношению к знанию, бездну, чтоб она подала ему голос Божественных низриновений, но не самые низриновения, то есть, прося о даровании некоего явления веры, к разумению образов и видов промысла Божия о вселенной. И Григорий Богослов слова-бездна бездну призывает, принимает в отношении к познанию: Побуждаюсь, говорит, не только созерцать горнее, но и проходить далее и от самой бездны простираться в бездну, бездною призывая к себе бездну и посредством света находя свет, доколе не достигну крайнейшего. И Никита Пафлагон , называемый Давидом и витиею: Господь, будучи бездна, призывает Отца, чтоб дал для народов голос мудрости потокам своим - служителям Евангелия, которые, как реки, вытекая из бездн Божиих, подавали бы голос истинной мудрости, на подобие непрестанного и живаго источника, как и чрез низвержения его из Богоглаголивых уст, чтобы утучнить народы, для произведения живых чад. Быть может и в судьбах Божиих находится бездна великая, ибо сии судьбы связаны е другими судьбами. То же слово перевел и Симмах; бездна ответствует бездне голосом водопадов своих. Блажен. Августин разумеет три бездны-одну безмерное множество грехов, вторую-бесконечные и бесчисленные мучения, которых причиною грехи, и третью непостижимые судьбы Божии. Итак, бездна бездну призывает голосом низвержений своих, ибо бездна греховная есть причина бездны наказаний, которую предвозвещают суды Божии. И бездна судов Божиих выше человека; бездна греховная-внутри человека, а бездна казни внутри под человеком. Почему блаж. отец боится и трепещет, дабы бездна судов Божиих, которая выше его, не полилась на находящуюся в ней бездну греховную и не потопила ее и его вместе с нею в бездне наказаний.

Можно понимать и иначе, что бездна или множество наших грехов призывает к себе бездну, или безмерное множество Твоих щедрот, Господи, чтобы слышим был для нас голос Твоих проповедей чрез Апостолов. Ибо низриновениями называются Апостолы, как низринувшие все возношение и заблуждение диавола. Можно сказанное понимать и в высшем смысле. Бездна есть древнее писание, бездна также и новое, по причине содержащихся в них глубин тайных мыслей. По сему новое писание призывает к себе древнее по голосу низриновений, или пророков, потому что и пророки называются низриновениями, как низводящие свыше воду пророчества. Новое призывает к себе древнее и во свидетельство, чтобы показало неверным, что пророки предсказали о Христе.

Вся высоты Твоя и волны Твоя на мне преидоша.

Народ иудейский называется здесь высотами, а равно и волнами восстания приключений; посему он говорит, что приключения и поражения Твои, Господи, прошли во мне, притом- все-сказал, чтобы выразить сим многоразличие и многообразность бедствий.

Божеств. Кирилл говорит, что сими словами напоминают себе Вавилонские пленники чудо, как Израильтяне, не омочив ног, прошли Красное море.

Лопухин А.П.

Бездна бездну призывает во гласе хлябий твоих: вся высоты твоя и волны твоя на мне преидоша.

Главные вершины горы Ермон возвышались над уровнем моря на 12 тыс. футов и были покрыты снегом. Таяние последних образовывало потоки воды, с шумом ниспадавшие по утесам. Эти потоки принимали грозные размеры, когда усиливались от проливных дождей. Тогда они со страшным шумом низвергались вниз, срывали деревья и несли с собой громадные камни. Шум этих вод особенно был велик и грозен от того, что вода падала с крутых скал. - «Бездна бездну призывает» - за одной массой воды, за одним грозным потоком устремляется другой. Этим сравнением, наблюдаемой писателем картины, он хотел обозначить силу и стремительность переживаемых им настоящих бедствий изгнания: «вода и волны Твои» - посланные Тобою бедствия, многочисленны и грозны, как потоки Ермона.