Жизнь с радостью о господе. Как ощутить радость в христианской жизни. Почему святые не говорят о любви

Российские школьники сдают ЕГЭ. На экзамены придут 640 тысяч человек. Уже позади ЕГЭ по географии, литературе и русскому языку. Кому разрешат пересдать экзамен? Можно ли поменять предмет во время основной волны ЕГЭ? Почему на первую часть ответов не принимается апелляция? На вопросы выпускников, поступившие на "горячую линию", отвечает глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Записался на ЕГЭ по истории, но сейчас хочу сдавать обществознание. Могу ли я поменять предмет и сдать ЕГЭ по обществознанию в этом году? Сергей Корольков, Московская область

Сергей Кравцов: Да, это можно сделать, но только при условии, что у выпускника есть уважительная причина. Например, он болел какое-то время перед 1 февраля, когда истекал срок подачи заявления на участие в ЕГЭ. Вам надо не позднее чем за две недели до начала экзамена, который вы хотите сдавать, подать заявление в государственную экзаменационную комиссию. ЕГЭ по обществознанию в этом году пройдет 8 июня. Резервные дни -22 и 30 июня. К 8 июня вы, скорее всего, не успеете, а вот сдать ЕГЭ по обществознанию 30 июня, думаю, сможете. Если человек забыл указать нужный предмет в заявлении на сдачу ЕГЭ, то сможет сдать экзамен только в следующем году. Кстати, обществознание - самый массовый экзамен. В этом году на него записались почти 382 тысячи человек.

Результаты ЕГЭ, полученные в 2016 году, будут действительны до 2020 года

Допустят ли до ЕГЭ того, кто получит "двойку" по какому-либо предмету в 11 классе? Наталия Павловна, Кимры, Тверской области, мама выпускника

Сергей Кравцов: К ЕГЭ допускают тех, у кого нет неудовлетворительных годовых отметок за 10 и 11 классы. Тот, кто получит "два", не важно, по какой дисциплине, ЕГЭ в этом году сдать не сможет.

Пойду сдавать математику и базового и профильного уровня. Если получу "два" на профильном уровне, но сдам базу, мне дадут аттестат? Полина, Подгоренский район, Воронежская область

Сергей Кравцов: Да, аттестат вы получите. Для этого достаточно набрать минимальный балл либо на профильном, либо на базовом ЕГЭ по математике. Для профильного экзамена это 27 баллов из 100, для базового - 3 балла из 5 возможных. Допустим, выпускник получил неудовлетворительную оценку сразу и на базе и на профильной математике. Ему разрешат пересдать математику, выбрав базовый или профильный уровень. Но тому, что получит снова "неуд", придется прийти на экзамен в следующем году. Большинство школ оценивают базовый экзамен по системе "зачет - незачет". Результаты ЕГЭ никак не влияют на отметки в школьных аттестатах. К слову, в открытом банке заданий добавились вопросы по математике базового уровня ЕГЭ. Опубликованы реальные варианты заданий по всем предметам ЕГЭ досрочного периода, так что есть возможность потренироваться.

Могу я пересдать экзамен в резервный день, если меня не устроит полученный балл?
Александр, Москва

Сергей Кравцов: Вам разрешат это только в том случае, если по одному из обязательных предметов - русскому языку или математике - вы не наберете минимального балла. В резервный день можно сдать или пересдать экзамен тому, кто не пришел на ЕГЭ по уважительной причине или по уважительной причине не смог завершить экзамен. Что считается уважительной причиной для неявки на экзамен? Безусловно, болезнь и медицинская справка, которая это подтверждает. Участие спортсменов в соревнованиях, сбой по вине организаторов экзаменов, форс-мажорные обстоятельства. Например, паводок, буран, отключение света в пункте проведения ЕГЭ. Тем, кто хочет улучшить оценку, придется прийти на следующий год.

Заканчиваю школу в этом году, буду сдавать ЕГЭ. Летом мои родители уезжают на два года работать в другую страну. Если я уеду с ними и буду поступать в вуз после возвращения, будут действительны мои результаты? Или ЕГЭ мне надо будет сдавать заново? Анна, Санкт-Петербург

Сергей Кравцов: Нет, не надо снова сдавать ЕГЭ. Результаты действительны в течение четырех лет, следующих за годом получения таких результатов. Иными словами, пять лет. Результаты ЕГЭ, полученные в 2016 году, будут действительны до 2020 года включительно. При этом вы имеете право пересдать экзамены заново, чтобы попытаться улучшить свой результат и набрать более высокий балл.

Если я испортил экзаменационный бланк, его можно заменить? Артем, Тула

Сергей Кравцов: Если вам кажется, что испорчен бланк, нужно пригласить организатора. Он оценит: нужен новый бланк или можно сделать исправления на старом. Описки или опечатки не считаются основанием для замены. Хочу напомнить: менять комплект можно только целиком, при этом экзаменационные задания изменятся тоже, и лишь до того, как человек начал выполнять их. Испорченный бланк сдается организатору в аудитории, а экзамен придется пересдавать в резервный день.

Могу я отказаться от сдачи предмета по выбору и просто не приходить на экзамен? Школьное руководство сказало, что для этого мне придется написать заявление аж на имя главы республики! А просто не приходить на экзамен я не могу, так как нельзя так делать. Это все правомерно? Диана, Татарстан

Сергей Кравцов: На обязательные предметы прийти придется. Иначе есть риск остаться без аттестата. На ЕГЭ по выбору можно не приходить, даже если вы подали заявление на участие в экзамене. Писать заявление об отказе в этом случае не нужно. Просто в федеральную базу данных не будут занесены сведения о ваших результатах экзамена.

Через сколько дней после экзаменов нам скажут результат? Светлана, Владимирская область

Сергей Кравцов: Обработка экзаменационных работ занимает от 10 до 18 дней. К примеру, в этом году ЕГЭ по русскому языку выпускники будут сдавать 30 мая, значит, не позднее 15 июня в регионах будут известны результаты. Тогда же объявят и результаты ЕГЭ по базовой математике, итоги профильной можно будет узнать 21 июня, обществознания - 22 июня. График есть на сайте ege.edu.ru .

Как подавать апелляцию и правда ли, что первую часть заданий эксперты не рассматривают? Павел, Нижегородская область

Сергей Кравцов: Первую часть ответов проверяет компьютер, апелляцию на них подать нельзя. Как и нельзя подать апелляцию на какой-то один конкретный вопрос. Работа перепроверяется целиком. Подавать апелляцию можно в течение двух дней после объявления результатов. Не забывайте, что при перепроверке баллы могут быть не только увеличены, но и снижены. Если ученика что-то смущает в процедуре проведения экзамена, то апелляция подается прямо в день экзамена.

Что можно взять с собой на экзамен? Андрей, Екатеринбург

Сергей Кравцов: Гелевую или капиллярную ручку с чернилами черного цвета и паспорт. При необходимости можно взять с собой лекарства и питание. На экзамен по математике разрешается принести линейку, по физике - линейку и непрограммируемый калькулятор, по химии - непрограммируемый калькулятор; по географии - линейку, транспортир, непрограммируемый калькулятор.

Участникам с ограниченными возможностями здоровья разрешено пользоваться специальными техническими средствами. Это, например, брайлевская печатная машинка, специальные чертежные инструменты, звукоусиливающая аппаратура, индивидуальное освещение, увеличительные устройства.

Инфографика "РГ" / Михаил Шипов / Ирина Ивойлова

Сейчас, ЕГЭ является базовым экзаменом, на основе результатов которого ученики имеют возможность поступить в выбранный ВУЗ. , что делать если не сдал ЕГЭ и как упростить себе участь при поступлении мы постараемся разобраться в этой статье.

Единый государственный экзамен был официально подтвержден в качестве обязательной процедуры по окончанию школьной программы в 2008-м году. До этого времени он проводился в качестве эксперимента и постепенно внедрялся в систему образования. Сейчас, ЕГЭ является базовым экзаменом, на основе результатов которого ученики имеют возможность поступить в выбранный ВУЗ. Куда поступить после 9 класса, что делать если не сдал ЕГЭ и как упростить себе участь при поступлении мы постараемся разобраться в этой статье.

Если не сдал ЕГЭ

В отличие от экзаменов школьных, задания для единого государственного экзамена утверждаются на высшем законодательном уровне, а варианты работ распечатываются непосредственно перед самой сдачей. Таким образом ученик остается один на один со знаниями, которые он получил на протяжении всего периода обучения.

ЕГЭ предполагает сдачу двух обязательных предметов и 1 или нескольких дополнительных. Дополнительные выбираются в зависимости от специализации ВУЗа в который собирается поступать абитуриент. И если не обязательные экзамены при провале не влияют на аттестат, то вод базовые порой становятся причиной его отсутствия после окончания школы. В том случае, если ученик не сдал ЕГЭ, получая неудовлетворительный бал, он не имеет права на получение аттестата. Пересдать экзамен можно через год либо же подать апелляцию. Так же она актуальная в том случае, если оценочный бал не устраивает ученика. Как показывает практика, апелляция по поводу не сдачи не приводит к положительному результату, а вот в случае недовольства при получении заниженного бала, вероятность его изменения после апелляции достаточно высока. При этом, бал может быть изменен как в положительную, так и в отрицательную сторону.

Куда поступить если не сдал ЕГЭ и возможно ли это?

Поступить без ЕГЭ в высшее учебное заведение после 11-го класса не представляется возможным. Исключением могут быть иностранные граждане, дети с ограниченными возможностями, а также те, кто имеют среднее или высшее образование.

Именно на последнем пункте мы и остановимся. Очень часто ученики задаются вопросом - продолжать обучение после 9-го класса или же поступить в другое учебное заведение. Благо, на сегодняшний день есть достаточное количество вариантов куда поступить после 9 класса. Если вы хотите в дальнейшем продолжить обучение в целях получения диплома специалиста или магистра, то есть получить полное высшее образование, ваш вариант - это поступление в техникум/колледж. Основные преимущества такого решения заключаются в следующем:

  • Не нужно сдавать ЕГЭ, он заменяется более упрощенным ЕМЭ (единый муниципальный экзамен);
  • Появляется возможность поступить в ВУЗ на более упрощенной основе, тем более если техникум под эгидой выбранного ВУЗа.

О том, куда поступить без ЕГЭ и какой техникум выбрать, решать конечно же вам. Но, если вы собираетесь получать полное высшее образование, то вам необходимо сделать решение в пользу нашего техникума, так как мы сотрудничаем с многими Вузами, а также после окончания учебного процесса вы сможете поступить в Вуз без ЕГЭ. Вы сможете проходить обучение в колледже по сокращенной программе по выбранной специальности, без сдачи ЕГЭ на основе диплома.

Даже если в планах получение диплома высшей категории не стоит, все же, как показывает практика, 90% выпускников рано или поздно возвращаются к истокам и поступают в ВУЗ. Причин тому достаточное количество, одна из главных - повышение квалификации для последующего повышения по должности. По этому лучше сразу задуматься над поступлением на таких выгодных условиях и решить вопрос.

Поступить после 9 класса в колледж достаточно просто, хотя бы по той причине, что вам не придется сдавать ЕГЭ. После окончания, студент проявивший желание продолжить обучение в «вышке» сдает лишь вступительные экзамены по упрощенной система, а если колледж под эгидой ВУЗа, то возможно поступление и без сдачи - это зависит непосредственно от самого высшего учебного заведения. Таким образом вопрос «можно ли поступить в ВУЗ без ЕГЭ» разрешается сам собой.

Есть и альтернатива - поступление в иностранный ВУЗ. Известно, что ЕГЭ на данный момент проводится лишь в России и Украине. Европейская система образования уже давно отказалась от этого экзамена. Поэтому при решении вопроса о том, куда поступить без ЕГЭ, можно посмотреть и в сторону Запада. С другой стороны, вряд ли вас устроит ценовой аспект такого обхода единого государственного экзамена.

Когда я встаю из-за стола в День Благодарения, то последнее, что я хочу – это еще немного индейки.

Переживали ли вы когда-нибудь духовные опасности? Если да, то как вы это понимали?

Одним из ключевых признаков духовной опасности является потеря радости. Слова Павла из заключительной части послания к Филлипийцам 3:1 не утратили своей актуальности и сегодня: «Наконец, братья, радуйтесь в Господе! Мне не трудно писать об этом еще и еще раз, потому что для вас это будет надежней» (в анг. «безопасно»). Павел напоминает им радоваться, чтобы пребывать в безопасности.

Радость - один из жизненно важных «сигнальных индикаторов» на приборной панели христианской жизни. Когда стрелка прибора падает - потеря радости - мы должны принять это к сведению. Чтобы пребывать в безопасности, необходимо отслеживать наличие радости в нашей жизни.

Спасительные канарейки

Представьте себе такую картину.

Работники угольных шахт знают, что опасные газы скапливаются в тоннелях беззвучно и незаметно. Угарный газ может вызвать удушье, а метан взрывоопасен.

В 2006 году взрыв метана унес жизни 12 человек на шахте «Саго» в Западной Вирджинии. В 1906 году около 1 100 шахтеров погибли на шахте Courrières во Франции во время серии взрывов.

Но на заре угольной промышленности, было найдено очень простое и эффективное решение этой проблемы: во время работы в шахте, шахтеры брали с собой канареек. Организм этих птиц очень чувствителен к качеству воздуха. Пока ярко желтые птички пели и чирикали, шахтеры знали, что они в безопасности. Как только уровень концентрации газов в воздухе возрастал, канарейки прекращали петь, раскачиваться на жердочках и падали на пол клетки.

Радость христианина подобна этой маленькой птичке. Одним из первых признаков последствий греха или доктринальных искажений является потеря радости во Христе. Когда ваше сердце перестает петь, это один из первых сигналов, чтобы внимательно исследовать его и то, во что вы верите.

Радость Христа в вас

Сам Иисус указал на прямую связь между нашей каждодневной христианской жизнью и радостью.

«Если вы послушны Моим заповедям, то вы будете жить в Моей любви... Я говорю вам это, чтобы вы испытали Мою радость и чтобы ваша радость была полной».
(Иоан.15:10-11)

Если вы находите удовлетворение во Христе, вы будете радоваться во Христе. Но как только вы отводите свой взгляд от Него, вы теряете радость. Радость - это барометр вашей духовной жизни.

Но не путайте эту уникальную радость с чувственными приливами оптимизма. Подлинная радость Христова не является следствием позитивного мышления. Эта радость не является простым человеческим оптимизмом. Такая радость не результат того, что жизнь идет по моему плану. И это также не означает взгляд на жизнь сквозь розовые очки.

Иисус говорит, что это Его радость - в нас. И Павел призывает радоваться в Господе. Эта радость является эмоциональной составляющей спасения. Это радость созерцания, познания, любви и доверия Христу. Мы не можем воспроизвести эту радость сами. Она является плодом Святого Духа, пребывающего в нас (Гал.5:22). Радость - это славное ликование и величайшее наслаждение самим Христом.

Такая радость не может быть подавлена жизненными обстоятельствами. Эта радость исходит от Бога и она больше и сильнее любых жизненных трудностей. Как сказал пророк Аввакум:

«Даже если инжир не расцветет, и не будет винограда на лозе, если маслины не принесут плода, и поля не дадут урожая, если не останется овец в загоне и волов - в стойлах, я все равно буду радоваться Господу и ликовать о Боге, моем Спасителе».
(Ав. 3:17-18).

Будучи духовным барометром, радость не зависит от внешних обстоятельств. Свет лица Христова сияет во мраке ночи. Иисус сказал, что никто не сможет отнять у нас эту радость (Ин.16:22).

Радость - противоядие против религиозности

Как радость, фокусирующаяся на Христе и даруемая Духом, хранит нас в безопасности? Здесь есть два аспекта:

Во-первых, радость хранит нас в нашем служении Богу. Если вы потеряли радость, то это может быть первым признаком того, что ваше служение уже не прославляет Христа. Радость бережет вас от служения Богу с неверными мотивами.

Джорж Мюллер был евангелистом и директором сиротского приюта в Бристоле, Англия. Он известен за свою выдающуюся веру и эффективное служение. Он заботился о более чем 10 000 сирот на протяжении всей своей жизни. И радость была его главным каждодневным приоритетом.

«Яснее чем когда-либо, я видел, что главная и величайшая цель, к которой я должен стремить каждый день, это иметь в душе радость о Господе. Первое о чем я должен заботиться - это не то, как много я могу сделать для Господа, а то как моя душа может пребывать в радости и возрастать в ней. Усердное служение Христу - даже забота о тысячах сирот - может стать лишь формальной обязанностью, если мы теряем теплоту нашей любви ко Христу. Радость хранит нас от религиозности в нашем служении».

Радость хранит от искушений

Во-вторых, радость хранит вас от искушений. Метью Генри сказал: «Радость в Господе защитит вас от пустых удовольствий, которые искуситель использует как приманку».

Радость защищает вас, потому что она происходит от удовлетворения самим Христом. Мне нравится то, что сказал Джонатан Эдвардс.

«Наслаждение Богом - единственное счастье, в котором наши души находят удовлетворение. Прийти в небеса и в полной мере насладиться присутствием Божьим - в тысячу крат лучше, чем самое приятное земное переживание. Матери, отцы, жены и мужья, дети иль друзья - лишь тени; Богом наслажденье - сущность бытия. Все они - лучи, Бог же солнце правды. Все они - ручьи, Бог - всего источник. Все они лишь капли, Он - простор безбрежный».

Когда я встаю из-за стола в День Благодарения, то последнее, что я хочу - это еще немного индейки. Вы не сможете соблазнить меня еще одним кусочком. И точно также, сатане будет сложно искушать радующегося верующего, предлагая ему удовольствия этого мира.

Верующий, наполненный радостью, более чем удовлетворен Господом. Чего же еще он может желать? Сделайте это важной частью каждого дня вашей жизни - наслаждаться и находить удовлетворение во Христе, чтобы радоваться в Нем и вы найдете защиту и силу в вашей битве с грехом.

Шахтеры знают, что если канарейка перестала петь, значит жди беды.

Поэтому радуйтесь! И писать об этом еще раз не трудно, так как это послужит вашей безопасности.

Протоиерей А. Уминский: Путь христианина: радость или печаль?

Сегодня многие нецерковные люди упрекают людей церковных в излишней мрачности. Часто можно слышать такое мнение: если Православие — религия радости, отчего же православные такие нерадостные?
Действительно, если человек случайный окажется в храме и посмотрит на молящихся «со стороны», он может сделать вывод, что прихожане — люди сугубо несчастные, слабые и измученные жизнью. И все же это взгляд именно со стороны, когда за угрюмость принимаются сосредоточенность на молитве, покаянное чувство и скорбь от осознания своей греховности.
Конечно, бывает и так, что человек, делающий первые шаги в храме, специально надевает маску «вселенской скорби», подменяя ей истинное чувство раскаяния и плач о своих грехах. И все же это исключение. Люди, живущие церковной жизнью, находят множество поводов для радости, самым главным и всеобъемлющим из них является радость о воскресшем Спасителе. Именно этой пасхальной радостью наполнены дни от окончания Великого поста до дня Пятидесятницы.
Каким должно быть мироощущение православного человека? Как найти золотую середину между радостью во Христе и печалью по Богу? Об этом размышляет протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, автор и ведущий программы «Православная энциклопедия».

Призыв к подвигу

Многим зачастую кажется, что радоваться — это очень легко. Люди, которые привыкли радоваться радостями этого преходящего мира, например, веселой музыке, хорошей пище, большой зарплате, каким-то удачам, хорошему отдыху, не понимают, что когда Апостол говорит: всегда радуйтесь (1 Сол. 5 , 16), то это призыв к определенному подвигу. Потому что он сначала говорит: всегда радуйтесь , но потом добавляет: непрестанно молитесь . На самом деле эти вещи — всегда радоваться и непрестанно молиться — по своей духовной напряженности друг другу очень соответствуют. Радоваться по-настоящему, глубоко духовно, радоваться не когда тебе весело и смешно, а наперекор всему, радоваться — как высший подвиг радости — в скорбях, в гонениях, радоваться тогда, когда кажется, что всё рушится, когда не ощущаешь очевидной и близкой помощи Божией,— это ведь очень и очень тяжело.

Человек, приходящий в Церковь понимает, что те радости, которые у него были в жизни, его больше не удовлетворяют, он ими уже не может насытиться, они не могут утолить его духовной жажды, а от каких-то «радостей» даже приходится отказаться, потому что они сопряжены с грехом. Но радости духовной как высшему проявлению своей христианской жизни новоначальный еще не научается, и в этот момент он находится в одном из состояний, которое описывает авва Дорофей. Преподобный говорит, что есть три типа людей: одни люди живут по страстям, вторые — в борьбе со страстями, а третьи — побеждают страсти. Абсолютное большинство христиан относятся ко второй категории, они находятся в постоянном внутреннем борении, когда человек защищается и закрывается от тех стрел, которые в него летят постоянно. Поэтому и не удивительно, что у многих православных не такие радостные лица, как у каких-нибудь харизматов*, у которых есть необходимость возбуждать себя на радость какими-то определенными способами экзальтации: если радость взять неоткуда, значит, приходится делать вид, что тебе радостно, делать вид, что всё у тебя хорошо. Конечно, можно и играть в радость, но это не будет истинной радостью. А суть именно в том, что настоящая духовная радость — это на самом деле подвиг, труд.

Христос воскресе!

В чем же радость верующего? Сейчас идут пасхальные дни, и духовная радость имеет источником одно и то же — Христос воскресе! И если человек носит это в себе, если наполнен этим состоянием — воскресения Христова — ему и радостно всегда, что бы ни случилось: ведь он знает, что Христос воскрес. И не просто знает, он этим живет. Почему же многим людям после Пасхи становится вдруг плохо на душе? Чаще всего это происходит из-за того, что мы все время скатываемся не к той радости, обращаемся к тому, чем нас держит мир. В гости ходить, телевизор смотреть, вино пить, шашлыки жарить — ну Пасха же, разрешение «на вся»! И вдруг оказывается, что эта радость, очень для нас привычная, так быстро вытесняет ту, другую, неуловимую, великую радость о Господе, что вот ушла она, а ты с этими шашлыками остался, и так тебе горько от этих шашлыков… Так бывает.

Смеяться ли?

Внешне духовная радость может выражаться так же, как естественным человеческим образом выражается радость вообще. Ведь мы же люди. И то, что у нас есть — наш человеческий состав — не мы сами себе придумали. Если нам говорится: радуйтеся и веселитеся (Мф. 5, 12), если «богоотец убо Давид пред сенным ковчегом скакаше, играя» , почему же мы не можем радоваться и смеяться, как дети? О смехе же в Царстве Небесном говорится даже в заповедях блаженств — в Евангелии от Луки написано: блажени плачущии, яко возсмеетеся (см.: Лк. 6, 21). Нельзя утверждать, что Спаситель все время плакал, хотя в Священном Писании и не упоминается, что Он смеялся. Но можно предположить, что если Христос был человек во всей полноте человеческой природы, то и смех как свойство человеческой природы был Ему не чужд.

Ну а мы — пока люди, носящие плоть и кости, поэтому до состояния духов нам далеко. Но есть, конечно, и какие-то пределы в выражении веселья: не нужно буйной радости, с плясками и гоготаниями, но, думаю все же, что для христиан допустимы и шутка, и смех, и даже танцы, в конце концов.

Одного без другого нет

Радость о Христе и печаль по Бозе — это явления одного и того же порядка. Одно без другого не существует. Если есть истинная печаль о своих грехах, то у тебя и радость о Боге всегда бывает настоящей. Вот и всё. Другого тут ничего не придумаешь.

А покаяние, в моем представлении, должно выражаться прежде всего в трудах. Ведь когда с нами случаются грехи, и мы идем на исповедь, чаще всего мы не понимаем, что видение своих грехов — это, вообще-то, огромная радость. Мы относимся к этому совсем не так: увидели, что совершили грех,— и испугались. И стало нам плохо: «Ах, что я сделал! А ведь если бы я по этой улице бы не пошел и такого бы человека не встретил, если бы он мне какое-то слово не сказал и я бы ему так не ответил! Какая досада, что такое со мной случилось!». Не понимаем того, что на самом деле сделали или не сделали мы этот грех — не важно. Если какой-то грех есть во мне, то, значит, рано или поздно я его совершу. И поэтому когда случаются грехи, очевидные для нас, неправильно, если мы будем к ним относиться просто как к досадным неудачам в своей жизни или к досадным проступкам: я совершил что-то, сказал на исповеди и теперь мне это не вспомянется. Грех — это состояние, это не поступок, но именно через поступок мы узнаем о своем грехе. И если Господь дает нам возможность так на себя посмотреть, то этому можно порадоваться и сказать: «Господи, благодарю Тебя за то, что Ты мне показал, кто я на самом деле; теперь я знаю, с чем мне бороться по-настоящему, потому что я считал себя одним, а на деле я другой. И даже если я вчера этого не сделал, завтра не сделаю, то сегодня-то совершил, а если не совершил сегодня, то послезавтра это со мной может случиться, потому что этот грех во мне, и пока я его не исторгну, он так и будет меня бороть».

Если говорить о том, что иногда у людей печаль о грехах выражается в некоторой мрачности и отчужденности, то тут все приходит с духовным опытом, с обретением какой-то трезвенности. И потом все-таки, что веселиться-то, когда мы плохие? Действительно, хочется о себе немного и поплакать. И мне кажется, это нормальное состояние, когда человек может вот так, всерьез, поскорбеть о том, какой он на самом деле. Ведь и борьбы с грехом не будет, если мы будем легко к этому относиться — а, подумаешь, что такого! — и тогда ничего с нами и не случится, никакой перемены.

Болезнь нашего времени

Человек может жить так, что он и радости не радуется, и в скорбях не скорбит. Бывают также люди болезненные, мнительные, которые слишком усугубляют свое положение, считают, что у них самый тяжелый крест. Людей, умеющих истинно духовно радоваться все-таки меньше.

Но, наверное, неправильно было бы ставить вопрос: чего больше в духовной жизни — скорби или радости. Вот Вход Господень в Иерусалим — это скорбь или радость? И христианство оно всё такое. Ведь «прииде Крестом радость всему миру» , поэтому здесь никак нельзя одно от другого отделить.

Вопрос в том, чтобы не впасть в крайности: радость — это та радость, которая освещает мир человека, а печаль не должна становиться унынием… Печаль и уныние — разные вещи.

Вообще уныние — это диагноз современного мира. Уныние, пустота… Мировая культура, начиная с первых лет ХХ века, постепенно превратилась в культуру уныния, хоть и с очень яркими высокохудожественными образами.

Есть природа человеческая, и законы этой природы известны: человек рядом с Богом — он полон жизни, человек отступает от Бога — он близится к смерти. Вот и человечество. Оно живет ровно по тем же самым законам: каков человек, таково и человечество — общество. А уже вещи глобальные — такие, как культура, общественная жизнь,— исходя из этого, естественным образом и выстраиваются. Культура дает возможность нам, как по лакмусовой бумажке, смотреть, что сейчас происходит в человечестве. Например, культура андеграунда — это культура уныния, депрессии, даже если она и вплавляется иногда в некий христианский контекст. Постмодернизм — это типичная, ярко обозначенная совершенная депрессия и такой цинизм, который рождает еще большее уныние. Отсутствие каких-либо ориентиров вообще, отсутствие любого духовного труда, вся эта музыка попсы, мода и гламур — это тоже очевидный признак уныния. Особенное представление об унынии — это популярность «Кривых зеркал», «Аншлагов» и подобного. «Ад всесмехливый» , который ужаснулся, когда в него вошел Господь. «Ад всесмехливый» вот такое лицо приобретает… Да, это данность — так, как есть сегодня. Но будем помнить, что Господь все-таки ад сломил, победил!

Светлые люди

Это те люди, которые уже прошли долгий путь к Богу. Такие есть. Знаю одну женщину, у которой сын погиб при Норд-Осте, я каждый год с ней встречаюсь и служу панихиды. Как-то недавно мы с ней сидели, вспоминали эти события, и в какой-то момент она вдруг произнесла: «Вот сейчас я могу сказать, что я Богу за всё благодарна». Или другой случай, тоже одна моя старинная прихожанка, у которой дочка, когда ей было двенадцать лет, пропала, а через несколько дней ее нашли убитой. Она тогда ждала своего шестого ребенка, потом брала на воспитание сирот,— и вот она сказала: «Я так боюсь за того человека, который это сделал с Настенькой, я так за него боюсь, мне так за него страшно!». Эта женщина смогла молиться за него.

И дело не в силе души — они слабые. И это абсолютно простые люди — вовсе не святые, не монахи, не подвижники, да никем подобным они себя и не мыслят. Никакой особо высокой духовной жизни, в нашем понимании, они не ведут. Их сила — доверие Богу. Именно поэтому они смогли такие вещи пережить в себе особенным образом. В какой-то момент, когда у человека не остается ничего, на что можно надеяться,— скажем, человек сидит дома пять дней, а в Норд-Осте происходят ужасные вещи, или другой случай: сколько дней родители искали свою Настю и не находили,— то можно либо сойти с ума, либо полностью предаться в волю Божию. Второй путь и делает человека сильным.

И люди могут чем-то помочь в бедах. Однако нельзя специально искать тех, на кого можно переложить свою скорбь. Просто всегда находятся и будут находиться люди, которые согласны взять часть скорби на себя, разделить ее, и тогда боль, конечно, уменьшится. И, что удивительно, они ведь сами приходят. И если радость при разделяющих радость множится, то скорбь при разделяющих ее — утоляется.

Дар Божий

Радость в скорбях человек не сможет в себе сохранить и как-то возделать, если он не пройдет определенный путь испытаний. А если в момент испытаний не полностью доверится Богу и все время будет спрашивать: «За что мне такое, почему это со мной приключилось?», то он никогда не будет радоваться скорбям. Но если Бог вразумит человека и даст ему силы и такую веру, что человек сможет Ему безоглядно довериться, перестать себя жалеть,— вот тогда будет радость духовная, тогда она может так человека наполнить, что он и скорби не будет чувствовать. Да, он будет понимать умом, что в его жизни есть какие-то тяжелые, горестные обстоятельства, а вот тяжести от этой скорби он не будет испытывать. Поэтому радость в скорбях — это уже дар Божий.

Записала Татьяна Бышовец

Канон Пасхи, глас …, тропарь 4-й песни.

Из стихиры Пасхальной утрени «Воскресение Христово видевшее…».

Из стихиры на Господи воззвах на вечерни Великого Пятка, глас 2, самогласен: «…ад всесмехливый, видев Тя, ужасеся…».

Жизнерадостность - это не просто свойство темперамента. Это качество, которое очень нужно мне и нашим сестрам в работе, поэтому мы должны научиться радоваться, выращивать радость в наших сердцах.

Радость умножает наши силы, душевные и физические.
Радость - лучшая защита от искушений диавола. Диавол подобен носильщику, который тащит на плечах мешок с грязью. Он использует любую возможность, чтобы бросить в нас грязью. Радостное сердце знает, как защититься от этой грязи.

Бог может полностью завладеть нашей душой, только если душа с радостью отдается Ему. "Святой, который печален, - плохой святой, - любил повторять Святой Франциск де Салес. Святая Тереза волновалась о своих сестрах только тогда, когда замечала, что они в плохом настроении. Детям и бедным, всем тем, кто страдает и одинок, не нужны наши кислые физиономии. Им нужны наши счастливые улыбки, радость, исходящая из наших сердец, влюбленных в Бога. Радость очень заразительна, поэтому я всегда призываю сестер "наполнить" сердце радостью перед тем, как идти к людям.

Радость - это сила, радость - это любовь. Лучший способ выразить свою благодарность Богу и людям - это принимать все, что случается в жизни, с радостью. Если все проблемы и неприятности принимать стойко, с радостью и улыбкой, Бог поможет вам справиться с трудностями. Сердце, в котором живет любовь, радостно.

СЛОВО "РАДОСТЬ" В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ ОЗНАЧАЕТ ЕЩЕ И СЛОВО "СЧАСТЬЕ". ЧЕЛОВЕК БЕЗ БОГА СЧАСТЬЯ НЕ ИМЕЕТ, ИБО ПЕЧАЛЕН ЕГО УДЕЛ И ТРАГИЧЕН ФИНИШ ЖИЗНИ, ЗАКАНЧИВАЮЩИЙСЯ ВЕЧНЫМИ МУКАМИ В АДУ. ГРЕШНИК НИКОГДА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ, ИБО ДУХ ЕГО ДЕМОНИЧЕСКИ УГНЕТЕН. А МЫ С ГОСПОДОМ ИДЕМ РАДОСТНО И ВЕСЕЛО, ДАЖЕ УЛЫБАЯСЬ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ. ГОСПОДЬ В ДУШЕ-ЭТО НЕИЗРЕЧЕННАЯ РАДОСТЬ И ПРИБЛИЖЕНИЕ К ДОЛГОЖДАННОЙ РАДОСТНОЙ ВСТРЕЧЕ С НАШИМ СПАСИТЕЛЕМ. ВЕЧНАЯ СЛАВА НАШЕМУ ГОСПОДУ ИИСУСУ ХРИСТУ.
«Ожидание праведников - радость, а надежда нечестивых погибнет.» Прит. 10:28
«Коварство - в сердце злоумышленников, радость - у миротворцев.» Прит. 12:20
«человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость;» Еккл. 2:26
«Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.» Рим. 14:17
«Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах:» Мф. 5:12
«Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.» Лук. 10:20
«Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.» Фил. 4:4

Радость является исключительно важной составляющей христианской жизни. Нам заповедано не просто радоваться, а радоваться всегда.
Мы читаем в Библии:
"Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь." (1Фес. 5.16-17) Можно ли после этих слов молиться без радости?

В нагорной проповеди Иисус объясняет как правильно поститься:
"Также, когда поститесь, не будьте унылы,
как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и
Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно." Мат 6.16-18

Почему столько внимания уделено радости?
Служение Богу невозможно без радости.

"За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь, в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя." Второзаконие 28.47-48

Это важно для нашего здоровья. Мы сотворены Богом, чтобы жить в радости!
"Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости." Притчи 17.22

Радость придает нам силы.
"И не печальтесь, потому что радость пред Господом - подкрепление для вас." Ниемия 8.10

В радости достигается понимание и единство с людьми.
"Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе. Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена- в книге жизни. Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь." Фил 4.2-4

Как можно всегда радоваться?

Прежде всего это Сам Господь Бог! Невозможно пребывать в общении с Богом без радости.
"Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем." Псалом 31.11

Обещание вечной жизни с Богом для верующих.
"но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах." Луки 10.20-21

Жизни других верующих.
"Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его? Ибо вы-- слава наша и радость." 1 Фес 2.19-20
Радуйтесь!

Призыв апостола к "всегдашней радости" нередко вызывает некоторое недоумение и смущение: как же возможно смиренному христианину, постоянно пребывающему в состоянии сердечного сокрушения и "плача о грехах своих", тем не менее "всегда радоваться"? Непонимание, как же совмещать эти два, казалось бы, несовместимых состояния души, приводит зачастую к полному отрицанию самой возможности присутствия какой-либо радости в жизни православного христианина. Иногда само упоминание о радостном чувстве в церковной среде признается недопустимым (например, в греческом тексте знаменитого песнопения "Свете тихий…" говорится вовсе не о "тихом", а о "радостном" свете (ilaron - веселый, радостный )).
Для "обоснования" такого "безрадостного" мировоззрения часто приводятся многочисленные места Свщ. Писания и творений свв. Отцов, с одной стороны осуждающих радость и веселье, а с другой - восхваляющих сетование о гресех: "Сердце мудрых - в доме плача, а сердце глупых - в доме веселья" (Еккл.7:4), "горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете" (Лк.6:25), "Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь" (Лк.6:21). Исходя из подобной эклектической экзегезы Свщ. Писания можно прийти к выводу, что любые проявления радости в принципе недопустимы, а скорбь душевная является несомненной добродетелью.

1. Два типа "радости" и "печали"
Тем не менее, опыт Церкви говорит о существовании двух родов "радости" и "печали": "о Господе", т.е. имеющие свой источник в Боге, и "мирские", ведущие к отрыву от Божественной жизни.
1.1. Мирская радость
Действительно, "мирская радость" часто несовместима не только с покаянными чувствами, но и вообще с памятованием о Боге: "Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: "будем есть и пить, ибо завтра умрем!" (Ис. 22:13). Для такой "радости концом бывает печаль" (Прит. 14:13) и именно такая "радость" неприемлема для христианина: "Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль" (Иак. 4:9).

1.2. Чрезмерная печаль
С другой стороны, "чрезмерная печаль" (2Кор. 2:7) также осуждается Церковью, ибо граничит с проявлениями таких смертных грехов как уныние и отчаяние. По словам архим. Кирилла "Павлова), "человеку в унынии все в жизни показывается лишь с темной стороны. Он ничему не радуется, его ничто не удовлетворяет, обстоятельства кажутся ему несносными, на все он ропщет, по всякому поводу раздражается - словом, сама жизнь бывает тогда ему в тягость… очень часто само уныние приводит к другому, более опасному душевному состоянию, называемому отчаянием, когда человек нередко допускает мысль о преждевременной смерти и даже почитает ее уже существенным благом на пути своей земной жизни" . По словам ап. Павла "печаль мирская производит смерть" (2 Кор. 7:10).

1.3. Печаль ради Бога и подмены на пути к ней
Если же говорить о "печали и радости" в религиозном контексте, то необходимо признать, что настоящим христианином, может стать и является лишь тот человек, который видит свое духовное и нравственное несовершенство, свою греховность, страдает от нее и ищет исцеления. Только такой, смирившийся внутри себя человек способен к правильной, спасающей вере во Христа. Именно это является "печалью ради Бога", которая "производит неизменное покаяние ко спасению", в то время как неумеренная скорбь о грехах, сопровождаемая внешней "суровостью" и "угрюмостью" очень часто свидетельствует скорее об ущербности покаяния или же об его полном отсутствии: "те, которые почитают добродетелью чрезмерную печаль, бывающую у них после учинения греха, не разумея, что это происходит у них от гордости и самомнения... они изумляются, как встречающие нечто неожиданное, мятутся и малодушествуют, ибо видят падшим и простертым на земле тот самый истукан, т. е. себя самих, на который возлагали все свои чаяния и надежды. Посему когда (смиренный) впадает в какое бы то ни было прегрешение, хотя чувствует тяготу этого и печалится, однако ж не мятется и не колеблется недоумениями, ибо знает, что это случилось с ним от его собственного бессилия, опыт которого в падении для него не неожиданная новость" (Невидимая брань) .
Внешнее сетование часто есть лишь признак самолюбования. Ведь намного проще вместо подвига самоиспытания, ведущего к сердечному сокрушению и к обновлению души, иметь просто "вид благочестия" (2Тим. 3:5), "принимая на себя мрачные лица, чтобы показаться людям" (Мф. 6:15-18) - а иногда и самим себе - кающимися. Подобный самообман и лицемерие во "всплеске эмоций" не имеют никакого отношения к истинному покаянию, которое есть поворот, обращение к Богу в глубине своего "я". Таким образом "сетование" не довлеет само по себе - оно лишь средство к достижению Богообщения: "печаль по Богу не ввергает человека в отчаяние, напротив того, приносит радость и утверждает человека в воле Божией", - говорит авва Исаия . А все внешние проявления покаяния являются лишь средством или следствием этой личной встречи человеческой души со своим Спасителем. По слову преп. Серафима Саровского "не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего".

1.4. Радость духовная как следствие искреннего покаяния
И как бы естественным следствием обращения к Богу является радость духовная: "Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня" (Пс. 50:14). Даже пост - время сугубого покаяния - должен проявляться не в духовным бесплодии, а в особом подъеме на пути к Богу. И Бог Сам обращает это время сетования в радость: "так говорит Господь Саваоф: пост … соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир" (Зах. 8:19), "им вместо пепла дастся украшение, вместо плача - елей радости, вместо унылого духа - славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его" (Ис. 61:3, 58:14).

2. Тема перемены плача в радость в Свщ. Писании
Можно заметить, что тема перемены плача в радость является одной из ключевых в Свщ. Писании. Особо изобилуют подобными обетованиями мессианские пророчества Ветхого Завета. И вот, приходит исполнение обетований и архангел Гавриил взывает к Деве Марии: "радуйся, Благодатная!" (Лк. 1:28). В греческом тексте слово c¼r= (корень слова "радость") звучит дважды: в слове "радуйся" (ca_re) и в слове "Благодатная" (kecaritwm1nh). Получается, что-то напоминающее русское "радуйся, обрадованная" или "радуйся, полная радости" - ведь с приходом Христа миру действительно была дарована полнота радости и "радости вечной" (Ис. 35:10). Эту же радостную весть принес ангел и вифлеемским пастухам "не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь" (Лк. 2:10-11).
Пасха же Христова без всякого сомнения является самым радостным, самым светлым "праздником праздников и торжеством всех торжеств" для всех православных христиан. В этот светлый день каждый приобщается небесной радости по обетованию Христа: "радость Моя в вас пребудет, и… радости вашей никто не отнимет у вас" (Ин. 15:11; 16:22).

3. Феноменальность христианской радости. Источник истинной радости - в Боге
Эта Божественная радость не обусловлена никакими житейскими факторами, наоборот, - она помогает перенести все житейские испытания: по слову пророка Аввакума "хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего" (Авв. 3:17-18). Ап. Иаков советует при впадении в различные искушения принимать их "с великою радостью" (Иак. 1:2). "Радуйтесь и веселитесь", - говорит Христос Спаситель мученикам за Имя Его (Мф. 5:11-12) - в этом и заключается феноменальность христианства: христиане "при всей скорби… преизобилуют радостью" (2Кор. 7:4), причем "радостью неизреченною и преславною" (1Пет. 1:8). Св. Игнатий Богоносец в Послании к эфесянам назвал ее "радостью непорочною о Иисусе Христе" .
Таким образом, именно благодать Божия является источником "радости о Господе", той пасхальной радости, которая наполняет любящее сердце и "изливается" на всех окружающих. Человек становится как бы проводником благодати Божией. По свидетельству ап. Павла такая радость является "плодом Духа" (Гал. 5:22 в пер. еп. Кассиана), причем именно "радость во Святом Духе" является одним из признаков воцарения Бога в сердце человеческом (Рим. 14:17). "Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченной радостью, ибо Дух Божий дает радость всему, к чему бы Он ни прикоснулся", - говорит преп. Серафим Саровский , который всей своей жизнью показал возможность "совместимости" горечи покаяния и самоуничижения с глубокой радостью "о Господе". То, что такая радость имеет свое начало в Боге подтверждает и то, что Самому Богу приписывается радость о Своем народе: "Господь Бог возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием" (Соф. 3:17).

6. Житейские радости
Следует отметить, что и в повседневной жизни не всякую радость можно отождествить с грехом. Если человек воспринимает окружающий мир как чудесное творение Божие, а ближних как детей Его, то и в обычных "житейских мелочах" он будет радостно замечать проявление благости Божией. Так что такая радость опять-таки иметь источником Божию благость: "когда благодать Божия с человеком, тогда всякое явление в мире поражает душу своею непостижимою чудесностью, и душа от созерцания видимой красоты приходит в состояние чувствования Бога, живого и дивного во всем" .

Заключение
Таким образом, рассмотрение проблемы совмещения в духовной (и житейской) жизни христианина покаянных чувств с непрестанной радостью показывает, что эти два состояния не противоречат, а органично дополняют друг друга, ибо в конечном счете покаяние означает, что прощение дает возможность жить, что снова можно стать чадом Божиим, поэтому покаяние - это радость. Эта "радость о Господе" имеет духовную природу, ибо даруется благодатью Святого Духа. Но человек не должен удерживать этот дар в себе. Познав пасхальную радость он должен его дарить окружающим, "радуясь с радующимися и плача с плачущими" (Рим. 12:15). Ведь только в новом эоне все верные Христу войдут "в радость Господина" своего (Мф. 25:21), а "печаль и воздыхание удалятся" (Ис. 35:10).