Факультет философии. Факультет философии Высшее образование по философии

Инструкция

Обычно курс философии в вузе состоит из двух частей: история философии и теория философии. Первую в первом семестре, сдают по ней зачет и "благополучно" забывают. Вторую, соответственно, изучают во втором семестре, экзамен сдают по обеим частям. История философии, как правило, не вызывает проблем - ее можно просто вызубрить. С теорией все сложнее - чтобы уметь излагать ее на экзамене, ее нужно хотя бы немного понимать. Особенно, если преподаватель дотошен и обожает свой - такие с радостью будут готовы рассуждать с вами целый час о проблемах истинного знания.

Дисциплинированный студент может вообще избежать экзамена по философии, если будет посещать все или почти все пары и отвечать на семинарах: в конце года он, скорее всего, получит "автомат". Сила воли, конечно, для этого нужна немалая, особенно ближе к лету, когда за окном категорически мешает рассуждать о роли социальной революции в развитии цивилизаций. Но, наверно, "автомат" по философии этого стоит. Тем более, сеть пестрит рефератами и докладами по философии, и всегда можно найти что-то интересное по теме, прочитать и выступить на .

Как же быть тем, кому "автомат" не светит? Вряд ли стоит сразу бежать в магазин за шпаргалками, да и не всегда можно списать. Шпаргалки лучше написать самим, а после этого...оставить их дома, поскольку вы все запомните. Многие очень хорошо запоминают, когда , причем, именно пишут, а не печатают на компьютере.

С историей философии разделаться легко. Просто делите всю историю философии на периоды - античность, средние века, возрождение и т.д. Нарисуйте схему, чтобы просто запомнить, что идет после чего и какой представитель относится к какому времени и течению. Это будет такой "скелет", на который потом легко пристроить крупные и мелкие детали: идеи, концепции, теории. Лучше всего взять большой лист бумаги, например, формата А3 и изобразить всю историю философии на этом листе. Будет краткий наглядный конспект.

Что касается теории философии, то тут легче написать по каждому вопросу относительно подробную шпаргалку - с помощью наиболее простого для понимания учебника. Чтение сложных и подробных пособий вам не поможет, вы только потратите время на их осмысление, кроме того, на экзамене никто не ждет, чтобы вы помнили каждую мелочь. Каждую шпаргалку можно сопровождать схемами, рисунками, т.е. всем, что может вам помочь. Вечером перед экзаменом или утром, если вы рано встаете, пробегитесь глазами по всем шпаргалкам. Основное вы будете помнить точно.

Преподаватели философии - люди обычно непростые. Лучше не портить с ними отношения, не спорить лишний раз, не показывать свою нелюбовь к тому философу или к той теории, которую преподаватель особенно ценит. Установление хороших отношений с преподавателем может легко перевести ваш ответ на экзамене в разряд непринужденной беседы. Так что без "отлично" или хотя бы "хорошо" вы точно не останетесь.

Источники:

  • как сдать экзамены на второе высшее

Во многих вузах философию, как важный элемент научного знания, преподают даже на непрофильных специальностях. И перед сессией перед студентом может возникнуть задача - запомнить большие массивы весьма сложного материала. В этом случае может помочь методика подготовки к экзамену по философии.

Вам понадобится

  • - экзаменационные билеты;
  • - учебники и труды по философии;
  • - конспекты лекций.

Инструкция

Найдите подходящую литературу для подготовки. Вам подойдет какой-либо учебник по философии для высшей школы. Также полезным будет изучение самих философских трудов хотя бы в кратком изложении или в виде хрестоматии. Желательно иметь при себе конспекты лекций по философии, которые вы должны были посещать. В этом случае вы сможете использовать какие-либо мнения и собственные наработки преподавателя, что поможет вам улучшить мнение о себе на экзамене.

Университет

"На философский факультет я поступала против своей воли, меня родители заставили"

Интервью с выпускниками философского бакалавриата о смысле философского образования в России

Публикация: 12/04/17

Студенты 4-го курса философского бакалавриата уже сдали свою последнюю сессию и сейчас находятся в подвешенном экзистенциальном состоянии перед-защитой-диплома-и-сдачей-госов. Редакция журнала DOXA поговорила с без пяти минут философами об их отношении к полученному образованию, о книгах, которые повлияли за годы обучения и о планах на будущее.

В философии главное не то, сколько ты знаешь всяких концепций, а именно то, как ты умеешь с ними работать.

О том, как оказалась на философском:
- Если кратко – то случайно. Я знала, что такое философский факультет: туда поступил мой близкий друг, который на год старше меня. Весь свой 11-й класс я над ним смеялась, не понимая, чем занимаются философы. И когда я поступала, подавала документы на, как я думала, нормальные факультеты, выбирала между менеджментом и лингвистикой. Вышка была последним ВУЗом, куда я подавала документы, и я выбрала философию как направление, которое более или менее мне подходит... Ну, а почему бы и нет? А в итоге получилось так, что в первую волну я только туда и прошла. Я решила прочитать программу обучения, и меня привлекло изучение двух европейских языков. Да и вообще, я ничуть не жалею о том, что оказалась на философском факультете. Даже если бы у меня была возможность вернуться в прошлое, я бы не стала ничего менять.

Совет первокурсникам:
- Из советов могу дать только один: меньше париться. (смеется) Я на первом курсе реально запаривалась. Свой первый реферат начала писать за три недели до дедлайна, еще и переживала… А сейчас и за сутки можно начать! Но с другой стороны, такая скрупулезность тоже нужна, по крайней мере, чтобы не вылететь. Первый курс самый сложный в этом плане.


- В философии главное не то, сколько ты знаешь всяких концепций, а именно то, как ты умеешь с ними работать. Из уже существующей информации нам нужно создавать и изобретать что-то новое.

О планах на будущее:
- Я вот в науку идти не собираюсь, поняла это сразу, еще даже до поступления, наверное. Академическая деятельность – не для меня. У меня не было такого периода, когда я только училась. Я всегда занимаюсь чем-то еще: активничала в студенческих организациях, работала в HR-сфере. А что насчет магистратуры… Это уже те знания, которые необходимо конкретно использовать в какой-то сфере деятельности, а я все же не уверена в том, чем действительно хочу заниматься.

Первая книга – "Цветы для Элджернона" Дэниэля Киза. Книга, в которой ты с самого начала знаешь, что хэппи энда не будет, но до последнего на него надеешься. Это книга, которая показывает, как человек, который обществу кажется другим, неважно по каким признакам, но в данном случае по умственным, изо всех сил хочет стать таким же как все и у него это получается, но на время. И за это время он осознает, какая на самом деле у него была жизнь. Здесь поднято множество проблем, начиная с отношения общества к умственно отсталым, да и вообще людям с особенностями в развитии, заканчивая философскими вопросами, а нужно ли стремиться прыгнуть выше головы, или стоит остаться в своем мире изначальном. На мое мировоззрение повлияла так же небольшая книжка Эриха Фромма "Искусство любить". Любить она не научит, но по крайней мере Фромм легко и доступно объясняет, что по его мнению есть любовь и как с ней можно жить. На самом деле, его мысли можно найти скопированными во всяких книжках по отношениям а-ля "мужчины с марса, женщины с венеры".


- Я поступал в Вышку на философский факультет целенаправленно, вообще без вариантов. Хотел, правда, еще в Литературный институт, но потом все-таки решил, что пойду только на философию. Даже если бы была возможность вернуть прошлое, я бы однозначно остался тут.

Совет первокурсникам:
- Какой я могу дать совет другим? Будьте честными! Если вы будете честными, у вас не будет проблем.

О смысле философского образования в современной России:
- Философия в России – это счастливый шанс узнавать что-то новое. Оказавшись здесь, человек обретает множество возможностей, причем достаточно основательных, не в плане будущей карьеры, а в более глубоком понимании. Но вот воспользуется ли он этими возможностями или нет – уже другой вопрос.

О планах на будущее:
- Я бы хотел двигаться дальше, может быть если не совсем в науке, то точно в философии. Магистратура сейчас наиболее подходящий для меня вариант.

О книгах, которые повлияли за последние четыре года:

Братья Карамазовы, Бытие и время и пока, думаю, Доктор Живаго – очень сильно повлияли на меня, как я есть. И еще поэты. Но у меня нет взглядов, совсем, я понимаю это и говорю серьёзно, понимаю разницу; эти книги оказали именно наибольшее влияние.

Смысл философского образования в России такой же, как и в европейских Liberal Arts.


- На философский факультет в Вышку я поступала вообще против своей воли, меня родители заставили. Я вообще целенаправленно хотела в МГУ или в Литературный институт имени Горького. Но сейчас я бы уже точно выбрала ВШЭ… только вот культурологию, наверное. (смеется) Или философию. Но главное, что я не жалею. Все, кого я потом встречала из этого Литературного института – такие фрики.

Совет первокурсникам:
- Вот четыре года назад я бы лучше дала себе совет: никогда не писать курсовую работу о том, что мне интересно. Эта работа может быть никак не связана с настоящими интересами, просто пиши о чем-нибудь. Для себя можно заниматься всем, чем угодно, а вот курсовую лучше писать не по «зову сердца».

О смысле философского образования в современной России:
- Вообще философское образование несет в себе огромное значение. Я вообще не знаю, как я, если бы здесь не училась, могла бы поддержать разговор с умными взрослыми людьми. В школе мне не дали нужного бэкграунда на должном уровне. Смысл философского образования в России такой же, как и в европейских Liberal Arts.

О планах на будущее:
- Сейчас я немного меняю профиль, хочу на магистерскую программу «Литературное мастерство». Учиться – здорово, и я хочу продолжать учиться. Мне всегда хотелось развиваться и получать образование, но не ради науки, а ради себя.

О книгах, которые повлияли за последние четыре года:

У меня есть три книги, оказавшие, наверное, наибольшее влияние: "Письма к Луцилию" Сенеки, "Человек без свойств" Музиля, "Заново рождённая" Сонтаг. Сложно выбрать, потому что ещё не прошло достаточно времени, чтобы оценить масштабы влияния этих книг на меня как личность. Первые две я прочла на первом курсе, и они избавили меня от многих заблуждений. А Сонтаг просто моя лучшая подруга с третьего курса.

Философское образование способствует полноценному духовному развитию...

О том, как оказалась на философском:
- Поступать на философский факультет было осознанным решением, и менять его я ни за что бы не стала. Другие варианты для поступления были тоже, но я подумала, что именно философский факультет объединяет все мои интересы: историю, искусство, литературу. Это оптимальный вариант получить наиболее полную информацию по всем дисциплинам, которые меня интересуют. Да и к тому же философское образование способствует полноценному духовному развитию.

О планах на будущее:
- Что делать после окончания философского бакалавриата – уже индивидуальное решение каждого человека, все зависит от способностей, наклонностей. Я бы и не против заниматься наукой, но мне больше интересна литература. Скорее всего, я буду работать в этом направлении, и образование тоже хотелось бы связать с этой сферой. А совет могу дать только один: разумнее обходиться со своим временем.

О книгах, которые повлияли за последние четыре года:

Очень трудно сказать, действительно ли как-то повлияли на меня или нет, но точно произвели сильное впечатление книги «Юлиан Отступник» Мережковского, «Моральная карьера душевнобольного» Гоффмана и «Утешители» Мюриэл Спарк. Это то, что вспомнилось самым первым, хотя первое прочтение этих книг сильно разбросано по времени. Наверное, можно сказать, что в романах мне нравился путь главного героя, полный противоречий и сомнений, а в книге Гоффмана – ну там просто было интересно.

Роль философии в современной России такая же, как и везде: думать, понимать, задавать вопросы.

О том, как оказалась на философском:
- Я попала на философский факультет не случайно, конечно, но и не совсем специально. Подавала на «Игровое кино» во ВГИК, но провалилась на втором туре. Сейчас уже понимаю, что вообще не стоило тратить время на ВГИК. Прежде, чем что-то снять, нужно чтобы мысли уже более или менее оформлены, да и вообще, чтобы было, что сказать. Философия как раз очень помогает "структурировать своё понимание и непонимание".

Совет первокурсникам:
- Сейчас я жалею о том, что на первом курсе не понимала важности таких предметов, как высшая математика, древние языки… Если бы я начинала учиться с нуля, я бы больше времени тратила на эти предметы. Им действительно нужно уделять внимание.

О смысле философского образования в современной России:
- Роль философии в современной России такая же, как и везде: думать, понимать, задавать вопросы. Это все общие слова, но именно люди, умеющие мыслить, составляют локомотив, который может реально что-то изменить в мире.

О планах на будущее:
- Мне очень нравится преподавать. Планы на будущее - научная карьера. Хотя наука, конечно, требует колоссальной отдачи, и если человек хочет создать что-то серьезное или понять что-то серьезное, то придется от многого отказаться.

О книгах, которые повлияли за последние четыре года:

- «Логико-философский трактат Витгенштейна» и «О неудаче всех философских попыток теодицеи» И. Канта. И тут я позволю себе процитировать самого Жоана из деревеньки Поплачь, а затем проглоти свои слёзы: "- Поздравляю тебя, злой волшебник! Благодарю тебя! Но послушай теперь, что я тебе скажу, оставь меня в покое! Неужели ты ещё не понял, – для меня счастье как раз в том и заключается, что я упорно преодолеваю все преграды, которые ты воздвигаешь на моём пути".

Следить за своим здоровьем, конечно. И поступать в другое место.

О том, как оказался на философском:
- Я оказался на философском факультете случайно; подавал на истфак, но не набрал нужное количество баллов, причем не только в Вышку, но и в МГУ. Сейчас, наверное, я бы выбрал политологию, антропологию, или все ту же историю… Сейчас на филосфаке я все-таки в большей степени занимаюсь религиоведением. А насчет философии: у меня есть один любимый философ, Уильям Джеймс, остальные мне уже вообще не нужны. Я его прочел, и все, для меня теперь заниматься философией просто нет смысла, больше ничего не интересно.

Совет первокурсникам:
- Я бы вообще целую книгу с советами для первокурсников написал… Ну, следить за своим здоровьем, конечно. И поступать в другое место. Не то чтобы здесь что-то такое плохое, но и ничего хорошего нет. Точнее, есть хорошие вещи, но сейчас, когда я их уже понял, мне они уже не нужны.

О смысле философского образования в современной России:
- Я до сих пор не до конца понимаю, что же такое философия. В Древней Греции она была просто особым античным способом воспитания. Сейчас это превратилось в академическое изучение, потому особого смысла не имеет. Если бы она была специализирована, если было бы чисто философия науки, как, например, в Лондонской школе экономики, тогда все понятно. Та же философия искусства, философия религии. А тут все очень смешанно и теряет свой смысл.

О планах на будущее:
- Не знаю, чем можно заниматься дальше, кроме как перебирать пыльные полки и пыльных людей, умерших миллионы лет назад. База хорошая, но это база. Дальше нужны практические вещи. Поэтому и в магистратуре я выберу, если можно так выразиться, практическую философию: антропологию или религиоведение.

О книгах, которые повлияли за последние четыре года:

Про книги… очень сложный вопрос. "Многообразие религиозного опыта" Джеймса, "Самоубийство" Дюркгейма, "Очерк о теории эмоций" Сартра, "Смерть Ивана Ильича" Толстого... Но по эффекту на мою личную жизнь – это, наверное, все-таки "Азазель" Акунина, "Как перестать беспокоится" Карнеги и "Руководство по Кинезиологии" Бубновского. Короче, мне очень сложно выбрать. (смеется) Первые книги сформировали мировоззрение: как устроен мир и почему; вторые – характер: что в себе поменять и к чему стремиться. Эти книги позволили мне ясно думать и говорить о вещах, которые я сознавал очень смутно, и эта смутность мешала мне жить. Сартр открыл мне. что мы не приговорены к своим чувствам, что мы не должны быть их рабами, что у человека всегда есть свобода выбора, а ссылка на обстоятельства это всего лишь отговорка. Джеймс разбудил меня от метафизического сна, показал бесполезность всякой философии, которая никак не влияет на жизнь и призвал ответственно подходить к практическим итогам своих размышлений. Дюркгейм показал мне насколько важно не замыкаться от общества в слоновой башне, раскрыл, что стоит за депрессивными мыслями, и указал, как с ними можно справляться.

До того, как пойти учиться на философский факультет, я думал стать баристой.

О том, как оказался на философском:
- Я оказался на философском факультете вполне целенаправленно, хотя изначально поступил на культурологию по одной простой причине – там не было математики. Но потом я понял, что это решение было неверным. Если бы мне сейчас дали возможность выбора, я бы точно снова поступил бы на философский факультет.

Совет первокурсникам:
- Не знаю, какой бы совет я могу дать, ведь совет предполагает то, что может как-то повлиять на ситуацию. Наверное, я бы посоветовал учиться лучше, но это какой-то абстрактный совет. (смеется) А до того, как пойти учиться на философский факультет, я думал стать баристой. В данный момент я все же хочу пойти в магистратуру, хотя не уверен, что через пару недель не передумаю.

О смысле философского образования в современной России:
- Философское образование в России на данный момент крайне диффузно, и в принципе никакой роли особо не выполняет, не считая идеологической. Многие считают, что люди вроде Дугина – это философы, что само по себе неочевидное заявление.

О планах на будущее:
- У меня есть определенные философские интересы и желание идти в магистратуру, но желание это очень неочевидно, и связано это с проблемой, которую я вижу в самой философии; не в преподавании, и не в современной российской философии, а в философии вообще как таковой.

О книгах, которые повлияли за последние четыре года:

Хм. Логико-философский трактат Витгенштейна – первая книга, по которой я начал знакомство с аналитической философией, две "Критики" – показывают способы философского рассуждения и содержат определенные фундаментальные концепции. И еще, книга "Бытие и Ничто", в которой излагается суть специфической антропологии.

На философском факультете надо задавать больше вопросов, философ всегда должен чем-то интересоваться и не просто мыслить, а делиться своими мыслями с другими.

О том, как оказалась на философском:
- Когда я заканчивала школу, я понимала, что хочу только получить хорошее гуманитарное образование. Высшая школа экономики – единственный университет, куда я хотела. У меня было два приоритетных направления: политология и философия, но из-за поднятия планки баллов ЕГЭ в 2013 году, когда я поступала, на политологию мне немного не хватило. Так вот судьба и определила меня на филосфак. Тогда я еще не совсем понимала, что делать со своей жизнью, но философский факультет позволяет хотя бы выучить несколько языков. Зато теперь здесь меня окружают очень крутые люди, так что я ни о чем не жалею. На первом курсе, правда, было очень сложно. Я даже хотела переводиться, но обстоятельства сложились так, что не получилось. Это и к лучшему.

Совет первокурсникам:
- На философском факультете надо задавать больше вопросов, философ всегда должен чем-то интересоваться и не просто мыслить, а делиться своими мыслями с другими.

О смысле философского образования в современной России:
- Задавая вопросы, общаясь с людьми, человек получает новый невероятный опыт. Очень обидно, что в России нет такой вещи, как Liberal Arts на Западе. Поэтому такие люди, как я, которые хотят читать хорошие книжки и общаться с интересными людьми, не имеют альтернатив, кроме как обучение на философском факультете. Так что, если кто-то хочет какое-то время потратить на изучение важных текстов и находиться в такой среде, где можно искать себя, обязательно должен поступать на филосфак.

О планах на будущее:
- Я вижу перспективы в занятиях наукой, но в России сделать это крайне сложно, поэтому я планирую поступать в зарубежную магистратуру. Думаю, лучше всего получать какой-то академический опыт в Европе, и уже потом, если останется желание, возвращаться назад в свою страну. А вообще человек должен выбирать то, что ему нравится. Философское образование не закрывает дорогу для того, чтобы работать в любой компании, в том числе в сферах журналистики, рекрутинга, маркетинга и так далее.

О книгах, которые повлияли за последние четыре года:

| Дмитрий Николаев | 7286

Кем хотят быть нынешние выпускники? Даже если судить по интервью на нашем сайте, то можно сделать некоторые выводы – мечтают о профессиях экономического направления, о международной деятельности. А кто мечтает поступить на факультет психологии или, например, философии?

Дата, место рождения: 02.11.1994 год, Пенза.

Увлечения: Баскетбол, легкая атлетика, коллекционирование цитат, буддизм.

Фильм: «Бойцовский клуб», «Побег из Шоушенка», «V значит вендетта», «99 франков».

Музыка: Scars On Broadway; System of a Down; Cage the Elephant; AC/DC; Manowar; Nazareth; The White Stripes; Animals.

Книга: В. Пелевин; С. Кинг («Темная башня», «Побег из Шоушенка», «Ловец снов»; Р. Бредбери («Октябрьская страна»); М. Бредбери («Историческая личности») ; С. Моэм («Острие Бритвы»); А. Сапковский (цикл о Геральте; цикл о Рейневане); А. и Б. Стругацкие («Трудно быть богом», «Отягощенные злом», «Гадкие Лебеди»); Дж. Р.Р. Мартин («Песнь Льда и Пламени»).

Девиз: «Живи свободным или умри пытаясь».

Ученик одиннадцатого класса пензенской гимназии №4 Богдан Медведев уверен - именно философский факультет может дать базовое образование, а для квалифицированного специалиста важно именно это. Обо всем остальном он расскажет сам.

- Какие предметы были выбраны для ЕГЭ и почему?

Биология - так как я собираюсь поступать на факультет психологии. В качестве запасного варианта - обществознание и история, эти два предмета даются мне легко, и есть шанс набрать достаточно баллов для поступления на философский факультет.

Кем ты видишь себя по окончании факультета философии? Все же довольно необычное стремление для сегодняшних выпускников.

Если говорить честно, то, что написано у тебя в дипломе, в большинстве случаев имеет мало значения при найме на работу. А наиболее полное образование, на мой взгляд, дают именно философские факультеты.

Начну с того, что никогда не хотел кем-то стать . Я не могу представить себе профессию, которая смогла бы давать финансовую независимость и при этом быть по-настоящему увлекательной. А пойти учиться я решил на психолога, так как меня всегда интересовали закономерности поведения людей, процесс их коммуникации и т.д. Непосредственным же толчком для этого стала книга Пола Экмана «Психология лжи». Читая ее, я осознал, что ход мыслей автора схож с моим собственным. Его мотивация, идеи были мне предельно понятны. Тогда я и подумал, что неплохо было бы выучиться на психолога...

- Как рассчитываешь сдать ЕГЭ?

Ну, думаю, что по 80 баллов за каждый предмет для меня вполне реальная цифра, однако, я прекрасно понимаю, что сейчас нельзя расслабляться, думая, что этого хватит для поступления. Ведь проходной балл меняется каждый год, и в этом году он вряд ли станет меньше.

- Какие твои любимые предметы в школе? Почему?

Уроки истории у нас - это пример того, как учитель может увлечь учеников интересным рассказом (Наталья Вячеславовна Каган умеет замечательно это делать), предмет превращается в увлекательное приключение. Еще нравится информатика, алгебра, геометрия; мне очень нравится выстраивать логические цепочки, находить взаимосвязи. А уроки МХК дают достаточно много полезных общих знаний.

- Насколько сильно успеваемость учащихся зависит от педагога?

Естественно, успеваемость учащихся очень сильно зависит от способности учителя преподносить информацию. Даже самую сложную тему можно объяснить так, чтобы весь класс все понял, однако, если ученик сам не приложит должных усилий, старания учителя пойдут насмарку. Например, наш учитель химии Мельникова Нина Ивановна объясняет все отлично, однако, из-за того, что большая часть класса думает, что химия для них это лишнее, успеваемость по этому предмету довольно таки низкая.

Но так же вполне возможен вариант, когда учитель из-за неспособности доступно объяснить материал, сводит к нулю все старания учеников. В этом плане мне очень повезло с местом учебы. В нашей гимназии учителя готовы пожертвовать личными делами, временем, для того чтобы мы как можно лучше усвоили материал.

- Как ты считаешь, понадобятся ли тебе все знания, которые ты так усердно получаешь сейчас?

Конечно, вряд ли все то, что мы проходим, мне действительно понадобится на практике, однако, на мой взгляд, расширение общего кругозора необходимо для развития личности. И все то, что многим при изучении кажется ненужным, на самом деле и делает нас нами.

Читать я очень люблю, за что огромное спасибо моим родителям, которые вовремя меня приучили интересоваться литературой. Я считаю, что именно благодаря книгам я стал самим собой, и мне очень сложно представить свою жизнь без них. Уроки литературу, на мой взгляд, помогают научиться грамотно формулировать свои мысли, выдвигать и отстаивать свою точку зрения. Те же произведения, которые мы по большей части проходим на уроках, я нахожу не слишком актуальными для нашего поколения, т.к. на вопросы, поднимаемые в этих произведениях, большинство из нас уже дало ответ до ознакомления с книгой.

- Насколько верно, что для отличника обязательно активное участие в жизни школы, выступления на конференциях, победы на олимпиадах?

Все это, конечно же, никоим образом для отличника необязательно. Просто чаще всего отличником помогает стать то же качество, что и заставляет принимать участие в конференциях, активно участвовать в жизни школы и т.д. А именно ответственность . Однако ничто не мешает безответственному (в какой-то степени) человеку стать отличником, при хорошем уровне обучаемости и определенном уровне дальновидности.