Удар по пастве. Ситуация печальная - пресс-секретарь патриарха о бунте священников в рт. Иерей Александр Волков: у России есть всё для духовного развития

Человек, вступающий на путь священства, соглашается с рядом ограничений, которые всегда будут присутствовать в его жизни. Об этом в эксклюзивном интервью RT рассказал пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков. В беседе с корреспондентом телеканала он прокомментировал критику фильма «Матильда», подчеркнув, что церковь не должна давать оценку культурным явлениям, однако, по его мнению, кинолента может задеть за живое очень многих людей.

- Спасибо огромное, что уделили нам время. Сразу же приведём ваши слова: «Таинственная и загадочная история, в которой нет никаких тайн, загадок и проблем». Это относится к последней поездке президента Владимира Путина на Валаам. Почему она стала такой сенсационной?

Всё то, что попадает в объективы камер, к сожалению, нуждается в комментировании и объяснении. Хотя зачастую какие-то случайные кадры и секундные движения людей не заслуживают даже минимального внимания по сравнению с теми важными вещами, ради которых совершаются в том числе и такого рода поездки.

Президент приехал на Валаам с какими-то своими обстоятельствами. Разумеется, часть его программы была публичной, а часть - закрытой, непубличной. Он, как и любой человек, имеет на это право. Тем более что он приезжает на Валаам ежегодно. И, помимо открытой части, у него есть личная программа пребывания на Валааме. И любой нормальный человек может дать ему право на частную жизнь. Эта история с красной коробкой тоже была частью того, что находилось за рамками публичности. В этой коробке находилась икона, и эта икона затем, насколько я понимаю, предназначалась для личного пользования президента.

- Мы не можем узнать, что это за икона?

За подробностями стоит обращаться не ко мне, поскольку это не составляющая патриаршего пребывания на Валааме. Ещё раз повторю, что мы все должны деликатно и с пониманием подходить к каким-то составляющим непубличной жизни президента. Понятно, что степень его публичности зашкаливает. Иногда любому человеку нужно побыть одному и за пределами видимости телекамер. Давайте относиться с уважением к его частной жизни.

- Президент уделяет много внимания Валааму. А другие известные личности посещают Валаам?

Действительно, президент каждый год посещает Валаамскую обитель, здесь он останавливается на несколько дней. Это правильная, хорошая традиция, сложившаяся за последние годы. Хочется надеяться, что эта традиция будет продолжена. Впрочем, глава государства посещает и многие другие монастыри и храмы, и это является неотъемлемой составляющей его деятельности. Очень отрадно видеть, что здесь нет ненужного стеснения или неловкости. Тема, связанная с естественным присутствием православия как ключевого вероисповедания в нашей стране, очень важна.

На Валаам, конечно, прибывают многие другие паломники и простые люди. Монастырь пользуется любовью многих известных людей. Монастырь на Валааме не ищет публичной славы, и как-то неловко называть какие-то имена. Монастырь известен своим гостеприимством, и им пользуются многие наши сограждане.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Владимир Путин в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря РИА Новости © Михаил Климентьев

- Хотелось бы поговорить о списке профессий, которые несовместимы со служением священника. Почему возникла необходимость создавать этот список?

Возникла потребность кодифицировать, систематизировать всё, что содержится в различных канонах и установлениях церковных и описывает возможность или невозможность заниматься чем-либо параллельно с прямыми обязанностями священнослужителя. Например, это профессии врача и военного, которые могут быть связаны с убийством людей. Действительно, такого рода занятия несовместимы с служением священника. Также это актёрское ремесло и многие другие подобные занятия.

Сейчас это находится в стадии обсуждения. Это не то, что какие-то списки будут вывешены и прибиты на какую-то дверь. В церкви на протяжении последних семи-восьми лет идёт очень активная внутренняя дискуссия по очень широкому кругу вопросов. Существует такой орган, как Межсоборное присутствие, который включает мирян, духовенство всей русской церкви, изо всех стран. Собираясь вместе, они обсуждают и богословские, и социальные, и медийные вопросы, которые стоят на повестке дня в церкви.

Сейчас много тем, на которые мы не можем дать исчерпывающего ответа, например темы, связанных с биоэтикой, отношением церкви к экстракорпоральному оплодотворению, эвтаназии, различным вопросам, связанным с абортами. Очень много всего, на что нужно сейчас находить ответы церкви. Для этого существует Межсоборное присутствие, которое должно эти ответы формулировать. Внутрицерковный вопрос, связанный с профессиями, тоже на Межсоборном присутствии рассматривался. Почему это вызвало такой ажиотаж, не знаю, но это скорее внутренний вопрос, на который обязательно будет дан окончательный ответ.

- Главное, что дискуссия идёт, и нет какого-то эффекта закрытых дверей.

Очень важно, что церковь в этом смысле открыта для диалога, для дискуссии. Не только для своих - на прошлой неделе было заседание президиума Межсоборного присутствия, на котором патриарх отмечал, что нам важны мнения и членов церкви, и экспертного сообщества, и самого широкого круга общественности, потому что нам важно слушать и слышать, что говорят люди о церкви, о том, какой ей быть.

Конечно же, решение о том, какой быть церкви, принимает только церковная полнота во главе с патриархом и епископами. Но для того чтобы принимать какие-то решения, нужно слышать мнения и суждения различных людей.

- Вы служили в космических войсках. Может ли космонавт стать священником?

Космонавт, конечно же, сможет стать священником, если этого захочет. Пока таких прецедентов не было. Но, может быть, ещё много всего нового увидим. Я служил в космических войсках по названию, в действительности я был просто рядовым, который занимался чем-то регулярным, скафандр на себя не надевал.

Любые профессии, которые приносят что-то позитивное в человеческую жизнь, связанные с наукой, с развитием человеческого общества, в том числе и космонавтика, вполне благословляются церковью, да и другие профессии, за исключением каких-то непотребных вещей. Нет вещей скверных по своей сути для церкви. Конечно, церковь называет грех грехом, и в этом её призвание, но всё, что является частью нашего социума, благословляется и приветствуется церковью.

Институт военного капелланства существует достаточно давно. В отношении Русской православной церкви всё очень активно развивается. При нынешнем руководстве Министерства обороны складываются добрые взаимоотношения. Священники имеют право проходить свою часть службы в Вооружённых силах.

Священники-капелланы не имеют особых условий служения в воинской части, священник исполняет то же, что и обычные офицеры: ходит в камуфляже, ест в той же столовой, исполняет тренировки. Как и остальные офицеры, он осуществляет свои функции. Когда необходимо - совершает богослужение, общается с солдатами. И это самая важная составляющая служения священника в армии: общение с военнослужащими, ответы на их вопросы, разрешение их проблем. Человеку сложно, одиноко, часто тяжело находиться в армии, особенно в первое время. И вот тут священник для людей, которые сами исповедуют православие, - очень важная составляющая того, чтобы человек смог найти выход из сложных ситуаций и, наоборот, радоваться вместе с остальными тому, что происходит.

- Есть мнение, что церковь неоднозначно оценивает фильм «Матильда». Какова позиция патриархии по этому поводу?

Я не стану пытаться формулировать какую-то официальную позицию, а выскажу своё суждение. Любой художник, который делает что-то, что он считает правильным и нужным, должен отдавать себе отчёт, что любое творчество - это ответственность. Перед зрителем, перед тем, к кому он это творчество обращает.

Алексей Учитель снял не камерный фильм для каких-то избранных зрителей, не кино для своих. Он снял кино для широкого проката. Это его художественная реплика, обращённая к населению нашей страны.

И ему, конечно же, нужно понимать, что восприятие его творчества может быть очень неоднозначным. Ему нужно быть к этому готовым. Почему сейчас, до выхода фильма на экраны, возникают негативные настроения? Надеюсь, что человек понимал, о чём и, самое главное, - о ком он снимает фильм.

Нужно отдавать себе отчёт, что наш последний император Николай II является не только исторической личностью, но и святым, прославленным церковью, является человеком, образ и святость которого несомненны для миллионов людей. Этот человек дорог для людей не только как историческая личность, но и как святой, близкий, родной сердцу конкретного человека. И здесь, конечно, нужно понимать, что этим фильмом режиссёр может задеть за живое очень многих людей.

Та реакция, которая есть, - это нечто в достаточной степени естественное. Фильм, очевидно, вызовет неоднозначную реакцию и не пройдёт незамеченным, в том числе и с негативной точки зрения.

Никто не заставлял Алексея Учителя снимать этот фильм. Он его снял и столкнулся с разнообразной реакцией. При этом, я думаю, что будет и позитивная реакция на фильм. Я уверен, что в нём есть и правильные, хорошие стороны.

Вы спрашиваете: должна ли церковь официально давать отповедь? Важно, чтобы оценка этого фильма, как и любого другого произведения культуры, не исходила из церкви, с амвона. Нужно категорически избегать, чтобы священник, стоя на амвоне, в проповеди говорил: вот это произведение хорошее, а вот это плохое, на этот фильм ходить нельзя, а туда идите жечь кинотеатры. Такое, конечно, невозможно.

Церковь не может из своего сакрального, священного пространства храма оценивать явления культуры. Каким бы ни был этот фильм, это всё же явление культуры, которое нужно оставить внутри этого культурного пространства и не пытаться это культурное пространство затянуть в церковь, и, наоборот, не пытаться церкви неестественным образом вступить внутрь этого культурного пространства.

Но, конечно же, церковь является организмом, в котором живут очень многие люди с диаметрально противоположными взглядами. Люди, которых объединяет лишь вера в Господа Иисуса Христа. Всё остальное вообще никак не соотносится у некоторых людей, нет никакого сходства. В главном они едины, а всё остальное, в том числе и взгляды на фильм, могут быть разными.


Император Николай II в белом мундире с эполетами. Художник И.С. Галкин (1860-1915) globallookpress.com © Vladimir Boiko

Нужно всем набраться терпения, когда этот фильм выйдет на экраны, чтобы была объективная его оценка. Набраться решимости принимать ту оценку, которая последует, и отдавать себе отчёт в том, что церковь - неоднородный организм. Священноначалие церкви не может просто взять и сказать: «Вот это вам должно нравиться, а вот это нет». Простые свободные люди могут высказывать свою точку зрения, это их право. Если они объединяют себя вокруг православия и говорят: мы, православные, считаем, что этот фильм недостаточно хорош или просто плохой, - то извините. Значит, принимайте их позицию.

Разумеется, в этом смысле, мы всегда стремимся к взвешенности и призываем людей не выходить за рамки приличия. В этом смысле, конечно же, нужно предостерегать людей от излишней агрессии. Но это такая болевая тема. Тем более что фильм снят в год столетия революции, в следующем году будет столетняя годовщина расстрела царской семьи, и эти даты очень значительны для многих наших сограждан.

- Можно ли провести аналогию с карикатурами на исламского пророка Мухаммеда?

То, что позволяет себе известная французская газета, является сознательным эпатированием публики. Они специально, отдавая себе в этом отчёт, разжигают неправильные чувства в людях. Надо понимать, что они также несут ответственность за то, что делают. Поразительно, что они этого не понимают и кричат о каких-то свободах и правах.

Есть разница между сознательным эпатированием людей, карикатурным жанром, и высоким кинематографом, частью которого является Алексей Учитель. Это взгляд конкретного режиссёра, конкретного художника на тот или иной исторический аспект, и его попытка своими методами, своими инструментами, своим фильмом донести свою мысль до зрителей, а там - сознательное разжигание розни.

Я не думаю, что до этого может дойти. Несомненно, что наше русское искусство гораздо более адекватно и сознательно, и я уверен, что, каким бы ни был этот фильм, он не является карикатурой и сознательным искажением образа святого человека.

Вконтакте

27 декабря 2015 года Святейший Патриарх Кирилл , руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, клирика храма св. мц. Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова. Вспомним о том, как все начиналось. Предлагаем нашим читателям отрывок из статьи «Алтарники Татьянинского храма: кто они сейчас» , опубликованной в интернет-издании «Татьянин день» в 2012 году.

ИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР ВОЛКОВ

Промыслом Божиим так вышло, что практически всю свою сознательную церковную жизнь я был в алтаре. У меня не было периода, когда бы я был в Церкви, но не был в алтаре — так устроил Господь, за что я Его всегда благодарю.

Формально мое алтарное служение начиналось в Заиконоспасском монастыре, но там я пробыл буквально несколько месяцев, а вот «полноценным» алтарником стал уже в храме мученицы Татианы, в 1995 году.

Промыслительным моментом было то, что мы с моими друзьями-соучениками из Классической гимназии при Греко-Латинском Кабинете Юрия Шичалина оказались тут 23 января 1995 года, когда в храме еще была мерзость запустения.

Отец Максим тогда попросил нашего директора прислать ребят, которые могли бы помочь, среди них оказался и я. Ну что мы, дети, могли сделать? — помыть пол, отодрать что-то от стенок, чем мы и занимались. А отец Максим (он был тогда совсем один, ни второго священника, ни диакона) подготавливал алтарные вещи. И вот он у священноначалия получил антиминс, развернул его перед нами, объяснил, что это такое и говорит:

«Посмотрите, вы в первый и в последний раз в жизни так близко видите одну из главных святынь любого храма, больше вам такой возможности не представится!»

Не помню, что я подумал в тот момент, но сейчас вспоминаю эти слова с улыбкой, так как уже семь лет имею счастье чистить этот антиминс после каждой Литургии. Так что это было пророчество вопреки!

Алтарник Александр Волков, 1997 год

Уже в феврале или начале марта 1995 года отец Максим позвал меня в алтарь. С этого же момента началась моя сознательная алтарная жизнь, полноценное воцерковление. Первые годы я находился под мудрым и любящим, что самое главное, руководством тогда старшего алтарника, а теперь . Потом я рос, а отец Павел как раз заканчивал диплом, создавал семью, и поэтому он постепенно передавал всю полноту ответственности алтарного служения мне. У нас не было торжественного возведения в сан старшего алтарника на Малом входе за Божественной литургией, все произошло само собой.

Я понял, что церковное служение — это то, в чем я вижу себя. Так же естественно сложилось и то, что я рукоположился, стал диаконом.

На всю жизнь в сердце останется память о совместных трудах. Ведь в то время, когда мы были алтарниками, у нас было настоящее братство! Мы делали огромное количество дел, связанных с тяжелым физическим трудом (чистить, мыть, начищать — ведь в храме были постоянные ремонты!), а не только надевали белую рубашечку и выходили со свечечкой, что само по себе тоже не просто — мы этому сами долго учились и других учили.

Помню, мы с нынешним отцом Игорем чистили ночью паникадило, мыли окна в верхнем алтаре — у нас в храме вообще очень серьезные объемы и размеры, совсем не как в большинстве храмов. Это сейчас окна нам могут помыть и друзья-таджики из специально заказанных контор, а тогда мы все это делаи сами, и в этом заключался очень глубокий смысл — ведь это вещи, связанные с нашим отношением к святыне. Чистота, порядок, стремление к абсолюту — это некое малое приношение. Мы стремились, чтобы в алтаре все было идеально, во всех смыслах. Не хвалюсь, но у нас на самом деле был один из самых ухоженных алтарей в Москве. Кроме того, у нас была своя система знаков, ведь во время богослужения бывают какие-то вещи, о которых не крикнешь и запросто не объяснишь, поэтому надо было использовать этот «сурдоперевод», в итоге мы стали друг друга понимать буквально с полуслова, у нас был абсолютный контакт!

Дьякон Александр Волков. Кипр, 2009 год

Помню один особенно смешной момент: отец Павел — юноша, я — мальчик, для меня это первая Пасха, ночная служба, алтарь, «Христос Воскресе!», крестный ход, пасхальный канон… короче, меня вырубило! Алтарь был временный — неуклюжая выгородка из фанеры, сесть было особо негде, стояла только одна табуретка, на которую сел отец Павел. Я говорю: «Можно посидеть немножко?», он отвечает: «Ну садись ко мне на колени». По-моему, это даже был какой-то центральный момент службы, и вот я сел к нему на колени и… уснул! Пасха, отец Максим с кадилом и Паша Конотопов со спящим на его коленях Сашей Волковым… Это то, что мы с теплотой вспоминаем сейчас, когда все стали большими дядьками, многодетными отцами…


В пасхальную ночь Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит традиционное торжественное богослужение в московском Храме Христа Спасителя. О том, что значит для предстоятеля Русской Церкви главный православный праздник, как быть, если вера встречает непонимание, что можно противопоставить современному информационному потоку, а также о своем пути в храм рассказал в интервью РИА Новости руководитель патриаршей пресс-службы священник Александр Волков . Беседовал Алексей Михеев

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР, ВАМ ВОТ УЖЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ПРИХОДИТСЯ ПРОВОДИТЬ БОЛЬШИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ НА ПАТРИАРШИХ СЛУЖБАХ. А ЕСЛИ БЫ МОЖНО БЫЛО ВЫБИРАТЬ, КАК БЫ ВЫ ПРЕДПОЧЛИ ВСТРЕТИТЬ ПАСХУ? ЕСТЬ КАКИЕ-ТО НАИБОЛЕЕ БЛИЗКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ ОБ ЭТОМ ПРАЗДНИКЕ?

— По счастью, не страдаю от невозможности выбора. Да и далеко не у каждого есть такая возможность — быть рядом с предстоятелем Церкви, и это действительно очень радостно. Конечно, как и у любого православного человека, у меня есть родной храм, в котором прошла большая часть моей церковной жизни. Это место, где хочется бывать всегда, тем более на большие праздники. Но вместе с этим я понимаю, что нахожусь с Патриархом не только по работе — это часть моего служения , и я для себя не вижу альтернатив.

Пасха — это всегда очень личный праздник , с ним, конечно же, связаны какие-то детские, юношеские воспоминания: служа в алтаре, мы занимались очень тщательной подготовкой к празднику — уборкой, чисткой. Потом, как со всех сторон наполированное пасхальное яичко, приносишь Богу свою жертву — в блестящих кадилах, в отглаженных облачениях, во всем — и это создает совершенно удивительную праздничную атмосферу. Радуешься, что тоже часть своей жизни отдал этому празднику.

- КАК ВЫ, СЫН ПРОФЕССОРА МГУ, ВДРУГ РЕШИЛИ ПОСВЯТИТЬ СЕБЯ ЦЕРКОВНОМУ СЛУЖЕНИЮ?

— Это как-то естественно случилось в моей жизни. Во-первых, наличие отца профессора вовсе необязательно должно мешать посещению храма. В моем случае, это даже способствовало, потому что родители воцерковились раньше меня . И именно благодаря нашей профессорской, университетской среде и я воцерковился — первым моим постоянным храмом стал храм святой Татианы при МГУ, куда я попал благодаря тому, что родители поддерживали его возращение Церкви во время противостояния со студенческим театром. А потом первый настоятель этого храма, выпускник филологического факультета, отец Максим Козлов позвал меня в алтарь, я пришел и больше из алтаря уже не выходил . В этом смысле мой путь был достаточно гладким, без каких-то больших потрясений.

- ТО ЕСТЬ БЛИЗКИЕ ВАС ПОДДЕРЖАЛИ?

— Даже вопрос не стоял. Это была первая половина 90-х, и в нашей среде все либо уже были в Церкви, либо к ней двигались — в те годы было массовое стремление людей к Христу и к Церкви.

А КАК БЫТЬ ТЕМ, КОМУ НЕ ТАК ПОВЕЗЛО? ЛЮДЯМ, КОТОРЫЕ, УХОДЯ В СЕМИНАРИИ И МОНАСТЫРИ, СТАЛКИВАЮТСЯ С НЕПОНИМАНИЕМ БЛИЗКИХ?

— Человек, сознательно выбравший путь следования Христу, должен отдавать себе отчет в том, что этот путь не будет простым. Но бывает, что человек не по разуму начинает от своих близких в какой-то агрессивной манере защищать свою веру — это тоже неправильный путь. Наша вера может встречать определенное непонимание. Поэтому первое, что мы должны делать — это очень четко и понятно ее объяснять; и наши близкие — это наш первый рубеж . Нужно стараться быть убедительными. Мы должны о своем уповании, о своей вере, о своей надежде уметь говорить и уметь объяснять наш выбор. И помнить, что далеко не каждый готов разделить с нами наш путь.

ВЫ ВОЗГЛАВЛЯЕТЕ ПРЕСС-СЛУЖБУ ПАТРИАРХА. УДАЕТСЯ ЛИ ВАМ ОБЪЯСНИТЬ ЛЮДЯМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В ЦЕРКВИ И КАК К ЭТИМ ПРОЦЕССАМ ОТНОСИТЬСЯ?

— Сегодня люди, приходящие к вере, переступающие порог церкви, задают гораздо больше вопросов, и их вопросы и сомнения гораздо более глубокие и осмысленные, чем это было раньше. И общая задача Церкви — находить на них правильные и нужные ответы . Это очень важно.

В советское время Церкви надо было сохранить хотя бы небольшую общину, нельзя было рассчитывать на то, что к вере придут тысячи людей. В начале 90-х, когда все поменялось в нашей стране и люди валом повалили в храмы, надо было их принять, крестить, дать какие-то основные навыки, а дальше каждый плыл в том или ином стиле, кто как научился. Теперь человек приходит в храм с гораздо большим внутренним чувством. И Церковь, со своей стороны, ставит себе очень высокую планку для того, чтобы отвечать этим запросам .

Сейчас невозможно просто прийти в храм, чтобы креститься. Для этого нужно проделать большую внутреннюю работу — встретиться со священником, прочитать определенное количество литературы. Церковь сознательно не упрощает диалог, а делает все для того, чтобы человек задумался о том, зачем он в нее приходит, сама ставит перед ним какие-то вопросы, чтобы он начал на них отвечать. Человек должен глубже осознавать самого себя — в этом весь нынешний подход Церкви к современному обществу .

- ТО ЕСТЬ «РЕЛИГИОЗНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ЛЮДЕЙ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ВОЗРОСЛА?

— Я вижу это, в том числе, по своим многочисленным друзьям, знакомым. Когда рождаются дети у друзей, у старых приятелей по двору, по школе, они звонят мне и говорят: «покрести», «стань крестным» или просто «помоги нам с чем-то». Бывает, люди знают, что я чем-то занимаюсь в Церкви, и спрашивают: «Папа у нас не может проходить все эти ваши огласительные беседы, можешь позвонить и решить как-то вопрос?» Я говорю: «Это невозможно. Я не могу позвонить священнику в ваш храм и сказать ему: отец имярек, вот есть такие-то люди, крестите их без катехизации» . Почему, спрашивают? Да потому, что это вещь, которая не измеряется теми же рулетками, которыми измеряются бюрократические процедуры. Это совсем другое. Это нужно не нам, не мне, не священнику, это вам нужно. Если нет времени сейчас, приходите через месяц, ничего страшного. И у меня было несколько таких случаев, когда потом, после некоторого недовольства — как же так можно, не помочь друзьям?— мне говорили: «Знаешь, ты прав, мы все же взяли в руки Евангелие, наконец-то прочли, ответили себе на какие-то жизненные вопросы, это было сделано не зря» .

- А БУДУЩЕЕ СВОИХ ДЕТЕЙ КАКИМ ВИДИТЕ?

Своих детей я, в первую очередь, вижу в Церкви. И в не меньшей степени — служащими на благо своему Отечеству . Вижу их сохраняющими, оберегающими нашу большую семью. Это три вещи, которые для меня принципиальны, которые мы вместе с супругой пытаемся в наших детей вложить. Их дальнейший жизненный выбор меня интересует, пожалуй, лишь с практической точки зрения — чем я должен им помочь и смогу ли. Но если один из них будет пчеловодом, другой морским офицером, а третий, не знаю, поваром — ради Бога. Не все они любят одно и то же, у всех не только таланты разные, но и их объем: кто-то более талантлив, кто-то менее, но Господь дал ему доброе сердце.

- А ЧТО ВАЖНЕЕ И ЦЕННЕЕ?

— Сложно выстраивать приоритеты — одно без другого не работает. Человеку с добрым сердцем, но пустой головой сложно устроиться в жизни, он может попасть на какие-то плохие пути от того, что кто-то будет им манипулировать. Человек с большими талантами, но без сердечной любви тоже обречен на страдания в жизни — от самого себя же. Я всегда прошу Бога, чтобы он дал детям и то, и другое и чтобы все в их жизни устраивалось правильно.

- КТО У ВАС ДОМА КРАСИТ ЯЙЦА НА ПАСХУ?

— Жена с детьми. Это многолетняя традиция.

- ДЕТИ ТОЖЕ?

— Конечно. Обычно мы красим яйца в Великий четверг, чтобы в Страстную пятницу не тратить время на какое-то земное попечение, а провести ее в храме. Поскольку я в эти дни, как правило, очень занят, всем занимается супруга. Когда вечером поздно прихожу домой, вижу детей, спящих с испачканными краской руками, вижу синие, красные и зеленые отпечатки. Вообще все, что связано с праздничной и будничной традицией, с соединением богослужебного круга с семейной жизнью — все это устраивает супруга, она создает эту правильную атмосферу в доме. Это дает детям с самого раннего возраста какой-то каркас жизни — понимание того, что жизнь не может быть вне Церкви . Это очень важно, это то, что мы пытаемся в них заложить.

Может быть, дети пока не видят какого-то глубоко смысла, сокрытого в богослужении, но они точно знают, что есть Сочельник, есть Рождество, есть Богоявление, Пасха. Знают, что папа обязательно придет с праздничной крещенской службы, и мы будем все вместе кропить дом, что раз в том году миску с водой носила Даша, то весь год все помнят, что в следующий раз это будет делать Саша. Потому что мы все по очереди это делаем и всех кропим. И собаку кропим — это всегда вызывает восторг.

- У СОБАКИ ТОЖЕ?

— У собаки тоже. И такие небольшие детали рассыпаны по году от начала до конца, и мы стараемся их поддерживать. Потому что все равно затягивает этот невероятный информационный поток, который может перемолоть все в крупный фарш, в котором вязнешь. И хочется, чтобы хоть с какой-то стороны были понятные очертания — что бы ты ни делал, чем бы ни занимался, сколько бы проблем ни встречал, должно быть место, куда ты возвращаешься и можешь вздохнуть.

- А У ВАС ВООБЩЕ ПОЛУЧАЕТСЯ КОГДА-НИБУДЬ ОТДОХНУТЬ?

— У меня есть полноценные 10 дней отдыха в году, когда я могу позволить себе куда-то уехать вдвоем с супругой. Физически не особенно отдыхаешь, но психологическую разгрузку получаешь.

Но знаете, если человек жалуется, что он света белого не видит, с утра до ночи на работе, и дети его видят только по телевизору, в этом есть некоторая доля неискренности — либо ты плохо планируешь свое время и у тебя плохо устроена твоя работа, либо есть что-то еще в жизни, что не дает тебе возможности тратить свое время на семью. Бывают ситуации, когда я начинаю работать в шесть утра и прихожу домой в час ночи. Но это случается совсем не каждый день, а если случается, значит, на следующий день я с чистым сердцем могу прийти на работу несколько позже. А в целом да, для меня отдых — это общение с семьей.

ВОЗВРАЩАЯСЬ К РАБОТЕ — МОЖЕТЕ РАССКАЗАТЬ, КАК ПРОВОДИТ ПАСХУ ПАТРИАРХ И О ЕГО ЛИЧНОМ ОТНОШЕНИИ К ЭТОМУ ПРАЗДНИКУ?

— Как любой человек, всю жизнь проживший в Церкви, патриарх относится к Пасхе как к личному событию. Он очень глубоко этот праздник переживает , и предшествующий ему Великий пост считает очень важным, ответственным делом — начинает его большим количеством богослужений и так же ежедневно служит на Страстной седмице. В этот период он очень сосредотачивается и старается не тратить свое время на какие-то посторонние вещи, отменяет любые мероприятия, которые могут возникать. С одной стороны, это вещь показательная, с другой, я говорил — как человек, с детства находящийся в Церкви и переживающий Пасху как главное событие собственной жизни, он всегда очень радуется, уделяет всему, что с ним связано, существенное внутреннее внимание.

Есть какие-то традиции, сложившиеся за годы его патриаршего служения, например, чтение Евангелия на большом количестве языков на пасхальном богослужении в храме Христа Спасителя. Это целое действо — Евангелие по стиху прочитывается на нескольких десятках языков — даже на самых экзотических, — на которых совершается богослужение в Русской Церкви. А кроме того, Патриарх обязательно посещает социальные учреждения — в этом нет ничего оригинального, просто на Пасху и на Рождество ему это особенно приятно делать.

ПОСЛЕ ПАСХИ ОЖИДАЮТСЯ ВАЖНЫЕ СОБЫТИЯ В ЖИЗНИ НЕ ТОЛЬКО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, НО И ПРАВОСЛАВНОГО МИРА В ЦЕЛОМ, УЖЕ ВЫЗВАВШИЕ РЯД ВОЗРАЖЕНИЙ И НЕДОПОНИМАНИЙ. ЭТО И ПРИУРОЧЕННЫЙ К 1000-ЛЕТИЮ РУССКОГО ПРИСУТСТВИЯ НА АФОНЕ ВИЗИТ ПАТРИАРХА КИРИЛЛА НА СВЯТУЮ ГОРУ, И ВСЕПРАВОСЛАВНЫЙ СОБОР, КОТОРЫЙ ПРОЙДЕТ ЛЕТОМ НА КРИТЕ. КАК, ВЫ ДУМАЕТЕ, ВСЕ ПРОЙДЕТ?

— Я думаю, объективных проблем нет и быть не может. Патриарх в этом году действительно собирается посетить Святую гору Афон, сам по себе факт этого посещения не может вызвать ничью отрицательную реакцию. В этом же году все православные предстоятели соберутся на острове Крит для проведения Всеправославного Собора, это очень положительный импульс для развития внутриправославных отношений, для нашего общего свидетельства всему миру о Православии.

Несомненно, на большом пути всегда есть какие-то кочки и трещины в асфальте, но они не должны мешать нам идти — просто нужно осмотрительнее ступать, тогда все эти кочки и ухабы преодолеем. На пути к Собору, конечно, возникают какие-то недоумения и вопросы со стороны нашей паствы, но священноначалие Церкви делает все для того, чтобы разрешить их именно сейчас, преодолеть все трудности, чтобы их не возникало уже в ходе самого Собора. Патриарх очень серьезно, с полным осознанием своей ответственности перед паствой, готовится к Собору.

Беседовал Алексей Михеев

Дата рождения: 1982 г.

С 1995 г. - алтарник храма св. мц. Татианы при МГУ, с 1999 г. - старший алтарник и ризничий храма.
В 2001 г. управляющий делами Московской Патриархии митрополит Солнечногорский Сергий благословил на ношение подрясника.
За годы алтарного служения в храме святой мученицы Татианы также исполнял различные приходские и общецерковные послушания, связанные с организацией и проведением миссионерских поездок прихода храма в Костромскую и Барнаульскую епархии, общецерковных мероприятий в стенах храма - Съездов православной молодежи, конференций Учебного комитета.
С 2003 г. - внештатный сотрудник Учебного комитета Русской Православной Церкви в должности референта. В этой должности неоднократно посещал духовные учебные заведения Русской Православной Церкви в составе инспекционных групп во главе с протоиереем Максимом Козловым, заместителем председателя Учебного комитета.
В июле 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II принимал участие во Всезарубежном съезде православной молодежи в Сан-Франциско (РПЦЗ) в составе официальной группы от Русской Православной Церкви.
В 2004 г. окончил филологический факультет МГУ. За годы обучения на кафедре проходил летнюю практику в университетах Афин (2000 г.), Кипра (2001 г.), также неоднократно посещал пределы Греции и Кипра с паломническими и познавательными целями.
В 2001-2002 гг. принимал участие в переводе с греческого языка творений архимандрита Эмилиана, игумена монастыря Симонопетра на Афоне, которые вышли отдельной книгой в издательстве храма св. мц. Татианы при МГУ (Архимандрит Эмилиан. Богопознание, Богослужение. Богомыслие. М. 2002).
В 2004 г. призван в ряды Вооруженных сил РФ.
18 октября 2005 г. епископом Дмитровским Александром рукоположен в сан диакона и указом Святейшего Патриарха Алексия II зачислен в штат храма св. мц. Татианы при МГУ.
В 2005-2009 гг. - сотрудник Пресс-службы Московской Патриархии, редактор раздела «Православная Москва».
С 2009 г. - заместитель руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси.
20 апреля 2011 г. награжден правом ношения двойного ораря.
Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 5 июня 2012 г. назначен руководителем Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси.
27 декабря 2015 г. Святейшим Патриархом Кириллом рукоположен в сан иерея.
Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 7 июня 2016 г. освобожден от несения послушания в храме св. мц. Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова и назначен настоятелем храма прп. Сергия Радонежского в Солнцево г. Москвы.
с 2018г. — член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Образование:
2004 г. - МГУ им. М.В. Ломоносова.
2015 г. - Московская духовная семинария.

Место работы:
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
(Руководитель)

Церковные награды:

2014 г. - орден свт. Саввы III ст. (Сербская Православная Церковь).

Константинопольский патриархат представляет недостоверные сведения об истории церкви на Украине, для утверждения истины нужна серьезная научная дискуссия с использованием архивных документов, заявил РИА Новости замглавы отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.

"Против правил". Эксперт о ситуации вокруг украинской автокефалии Глава УПЦ отказался встречаться с экзархами Константинопольской церкви. В эфире радио Sputnik профессор ВШЭ, доктор юридических наук Александр Домрин прокомментировал ситуацию.

Церковно-научный центр "Православная энциклопедия" ранее также начал публикацию документов, связанных с воссоединением Киевской митрополии с Русской православной церковью в XVII веке и историческими предпосылками этого. По оценке Московского патриархата, собран "огромный массив документов, около 900 страниц".

"Публикация в последнее время ряда материалов, касающихся данного вопроса, представителями Константинополя делает возможной хотя бы заочную дискуссию по вопросу о данном комплексе документальных источников, и Русская церковь к этой дискуссии готова", - сказал Балашов.

Протоиерей отметил, что РПЦ считает научную дискуссию крайне важной, "поскольку на недостоверных исторических основаниях Константинопольская церковь предполагает принять решение огромного значения для всей православной церкви".

В ходе встречи в Стамбуле 31 августа патриарх Кирилл предложил константинопольскому патриарху Варфоломею "провести встречу ученых и иерархов, на которой можно было бы обсудить исторические документы, касающиеся вопроса о включении Киевской митрополии в состав Московского патриархата в 1686 году", отметил Балашов.

Священник: решение РПЦ по Константинополю – последнее предупреждение РПЦ прекращает участие в структурах под председательством Константинопольского патриархата и приостанавливает сослужение с его иерархами. Пресс-секретарь патриарха Московского Кирилла Александр Волков в эфире радио Sputnik объяснил смысл принятых мер.

"В некоторых комментариях представителей Константинопольского патриархата, включая и константинопольского патриарха Варфоломея, звучала трактовка документов 1686 года как якобы представляющих только временное право патриархов Московских рукополагать митрополита Киевского. На самом деле документы свидетельствуют об обратном - никакой речи о временном характере этого решения в них не содержится, так же, как и представлений о неполном характере юрисдикции Московского патриархата над Киевской митрополией", - сказал протоиерей.

В минувшее воскресенье Константинопольский патриарх Варфоломей I заявил, что Украина вскоре получит автокефалию, потому что "у нее есть право на получение статуса". Против подобного решения выступили РПЦ, а также другие патриархи и митрополиты.

В эфире радио Sputnik священник, пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла Александр Волков отметил, что Константинопольский патриархат интерпретирует историю церкви на Украине.

"Это их интерпретация истории, интерпретация событий… Все это они подверстывают под то представление, которое им сейчас выгодно. Им выгодно представлять все в таком свете, вот они и поручили своим подчиненным людям создать некую историческую картинку, ее они и опубликовали. Эта картинка никакого отношения к реальной истории не имеет, а вызывает только сочувственные улыбки у людей, которые занимаются историей профессионально. По этой публикации можно судить о качестве их полемики, их аргументов и тех претензий, которые сейчас Константинопольский патриархат предъявляет к Украинской православной церкви и в целом к православию на Украине", - сказал Александр Волков.