Истинный лик святых. Истинный лик иисуса христа с туринской плащаницы

http://qiq.ws/19/10/2009/news/202005/istinnyy_lik_..._s_turinskoy_plaschanitsy.html

Мировая сенсация: тайна туринской плащаницы разгадана
Выводы экспертов ФСБ России, первыми доказавших подлинность Туринской плащаницы, подтвердили ее новейшие исследования в Оксфорде.

Ученые впервые сделали сверхточный цифровой снимок знаменитой Туринской плащаницы - самой мистической и таинственной реликвии в истории человечества.

Кусок льняной ткани христиане называют «Пятым Евангелием» - ведь на нем, словно на фотографии, удивительным образом отпечатались лик и тело Христа. Запечатлелась каждая из многих ран Иисуса, каждая капелька пролитой во спасение человечества крови!

Это послание, которому уже почти две тысячи лет, зримо свидетельствует - все, что написано в Евангелии, правда! - говорит директор Российского центра Туринской плащаницы физик Александр Беляков. - Оно несет людям благую весть о Спасителе, о победе над смертью…
…Что только не делали воинствующие атеисты, пытаясь объявить уникальную реликвию подделкой! Тупо твердили, мол, это всего лишь рисунок художника. Экспертиза эту версию опровергла: на ткани действительно зеркальный отпечаток тела. С треском лопнул и другой аргумент скептиков - будто бы в ткань заворачивали измазанного краской человека. На полотне не охра, а кровь. Удалось обнаружить ее компоненты: гемоглобин, билирубин и альбумин. Кстати, повышенное содержание билирубина свидетельствует о том, что человек умер в состоянии стресса, под пытками. Установили группу крови - IV (АВ). По набору хромосом в лейкоцитах определили пол - мужской.
Цифровые технологии позволили воссоздать лик Христа
Но самый сильный аргумент доказательства подлинности плащаницы нашли эксперты Института криминалистики ФСБ Российской Федерации - они установили, что радиоуглеродный анализ возраста ткани, который сделали двадцать лет назад лаборатории в Великобритании, США и Швейцарии, мягко говоря, был неточным. По мнению доктора технических наук Анатолия Фесенко, возглавлявшего исследования, иностранные специалисты «омолодили» реликвию более чем на тысячу лет, потому что не учли важнейшего обстоятельства. В Средневековье в соборе, где хранилась плащаница, случился страшный пожар, и на ткани осели частицы сажи. Поэтому приборы зафиксировали не возраст самой ткани, а налипших на нее фрагментов соединений углерода…
Снимок
Новейшие исследования в Оксфорде подтвердили, что эксперты ФСБ были правы - плащаница действительно была соткана во времена жизни Христа.
По заказу Ватикана с нее впервые сделан точнейший снимок разрешением в 12,8 миллиарда пикселей. На нем до мельчайших деталей запечатлен силуэт тела Спасителя и его облик. Самые современные технологии позволили детально изучить величайшую святыню.

Ученые сфотографировали тысячи фрагментов ткани, а затем из них, словно из частей пазла, на компьютере выкладывали снимок плащаницы.
Под сильным увеличением видны пятна священной крови Иисуса
- Мы соединили вместе 1600 кадров, каждый размером с кредитную карту, и создали огромный снимок. Он в 1300 раз больше, чем фотография, сделанная при помощи цифровой камеры с разрешением в 10 миллионов пикселей, - объясняет Мауро Гавинелли. - Благодаря новым технологиям можно рассмотреть каждую ниточку, все детали…
Трепет
Погребальное облачение Христа крайне редко разворачивают перед верующими. Плащаница хранится в серебряном ларце в свернутом виде. За весь минувший век ее доставали всего пять раз! В последний раз она выставлялась перед паломниками в Турине в 2000 году. А в следующий - через 25 лет.
Теперь на многократно увеличенный облик Спасителя, отразившийся чудесным образом на льняном полотнище, смогут посмотреть все — цифровое фото ученые планируют выложить в Интернет. И каждый человек сможет присоединиться к ее изучению - для человечества это будет потрясающий день! Люди своими глазами увидят отпечаток тела Иисуса Христа.
Туринскую плащаницу начали изучать ровно 120 лет назад - и именно благодаря фотографии. Льняное полотно тогда снял на фотопластинку итальянский адвокат Секондо Пиа. Проявив ее, взглянул на негатив. И мгновенно понял, что объектив запечатлел то, что не видел глаз - отпечаток тела бородатого человека, у которого пронзены запястья и ступни. И его лик - как на иконах Христа!

Полотно «в елочку», сотканное из средиземноморского льна с примесью египетского хлопка, сохранило на себе изображение обернутого им Иисуса - в полный рост, спереди и сзади. Вот описание, сделанное по снимку судмедэкспертами:
«Волосы, беспорядочно распластавшиеся на сукне, небольшая борода и усы. Правый глаз закрыт, левый слабо приоткрыт. Над левой бровью капля крови. Носовая кость перебита от удара с левой стороны. С левой стороны лицо над скулой разбито, есть следы отека. Справа от рта пятно от крови».
Анализ
Ученые из Оксфордского университета в Великобритании вновь пытаются установить возраст Туринской плащаницы - теперь уже учитывая поправки российских криминалистов. Бригада под руководством профессора Кристофера Рамси впервые за последние 20 лет проводит анализы распада углеводорода полотна. Цель исследований - исправить скандальную ошибку двадцатилетней давности о датировке плащаницы.
Тогда было заявлено, что примерный возраст этой святыни семь-восемь веков, полотно соткано в период от 1260 по 1390 годы.
20 лет назад в Цюрихе, Аризоне и Оксфорде три независимые группы одновременно проводили исследование плащаницы при помощи углеводородного анализа и пришли к выводу, что она ровесница Средневековья.

Тогда оксфордский профессор Эдвард Хилл сказал так: «Кто-то купил кусок льна, нарисовал на нем очертания тела и сильно его истрепал»…

Цифры, представленные специалистами, подтолкнули тогда туринского кардинала Анастасио Альберто Баллестеро сказать, что плащаница и впрямь может быть фальшивкой!
Это сомнение пастыря возмутило чувства верующих. Они отказывались верить науке. Опровергли тогдашние скоропалительные заявления оксфордских исследователей в России, причем в самых серьезных структурах - в ФСБ!

«Плащаница - подлинник, относящийся к первому веку нашей эры, а не более поздняя подделка» - сделала вывод группа экспертов под руководством тогдашнего директора Института криминалистики ФСБ доктора технических наук Анатолия Фесенко.

«Причина погрешности - естественное полимерное покрытие, образовавшееся на волокнах ткани после того, как в средние века монахи очищали ее растительным маслом. Это и отклонило показания анализа» - просчитали специалисты.
Фильм
Профессор из Оксфорда Кристофер Рамси, признав доводы русского криминалиста Фесенко, объявил, что 20 лет назад при анализах могла произойти ошибка.

Возраст мог быть определен неверно из-за загрязнений, которые наслоились на плащанице, - говорит он. - К тому же в 1988 году почти ничего не было известно об углероде-14, который мы довольно хорошо изучили сейчас. Возможно, в этом откроется нечто необычное, что поможет раскрыть тайну самой мистической святыни христианства.

Новейшие исследования в Оксфорде будут сняты на видео для канала BBC. Режиссер проекта доктор Рольф говорит, что достаточно снять с плащаницы всего два процента загрязнений, чтобы получить истинные данные.
Верующие уверены, что к концу марта, когда обнародуют результаты исследований, будет совершенно точно доказано, что плащаница - именно та самая ткань, которой было укрыто почти две тысячи лет назад тело Спасителя!
…В России фотография Туринской плащаницы по благословению патриарха Алексия II хранится в Сретенском монастыре в Москве. Этому снимку верующие молятся, как иконе.
- Мы сердцами чувствуем, что на снимке Спаситель, - говорит прихожанка храма. - Ведь их наполняет любовь…

Страдания - результат серьезного отношения к жизни; блаженство - результат игры. Воспринимай жизнь как игру, радуйся ей. Ошо.

Не учите других, не старайтесь их изменить. Достаточно уже того, что вы изменитесь сами - это и будет вашим посланием. Ошо.

Только изредка, очень редко, ты позволяешь кому-то в себя войти. Именно это и есть любовь. Ошо.

Пока вы не можете сказать «нет», ваше «да» не будет иметь никакого смысла. Ошо

Ребёнок приходит чистым, на нём ничего не написано; нет никаких указаний на то, кем он должен быть, - ему открыты все измерения. И первое, что необходимо понять: ребёнок - это не вещь, ребёнок - существо. Ошо

Не принимайте жизнь как проблему, это мистерия потрясающей красоты. Пейте из неё, это чистое вино! Будьте полны ею! Ошо.

Не ждите совершенства, и не просите и не требуйте его. Любите обычных людей. Нет ничего плохого в обычных людях. Обычные люди - необычны. Каждый человек так уникален. Уважайте эту уникальность. Ошо.

Величайший в мире страх - это страх перед мнениями других. В то мгновение, когда ты не боишься толпы, ты больше не овца, ты становишься львом. Великий рев раздается в твоем сердце - рев свободы. Ошо.

Любовь терпелива, все остальное нетерпеливо. Страсть нетерпелива; любовь терпелива. Как только вы понимаете, что терпение значит любовь, вы понимаете все. Ошо.

Причины внутри нас самих, снаружи только оправдания… Ошо

Учитесь больше смеяться. Смех так же свят, как и молитва. Ваш смех раскроет в вас тысячу и одну розу. Ошо.

Что плохого в том, что кто-то смеется без причины? Зачем нужна причина, чтобы смеяться? Причина нужна, чтобы быть несчастным; чтобы быть счастливым, причина не нужна. Ошо.

Выйдите из головы и войдите в сердце. Меньше думайте и больше чувствуйте. Не привязывайтесь к мыслям, погрузитесь в ощущения… Тогда оживет и ваше сердце. Ошо

Самый бесчеловечный акт, который может совершить человек - превратить кого-либо в вещь. Ошо.

Если вы солгали однажды, то вы будете вынуждены лгать тысячу и один раз, чтобы скрыть первую ложь. Ошо.

Умереть за кого-либо, за что-либо - самая лёгкая вещь на свете. Жить для чего-либо - самая трудная вещь. Ошо.

Когда вы думаете, что обманываете других, вы обманываете только себя. Ошо.

Никто не должен следовать ни за кем, каждый должен идти в свою собственную душу. Ошо.

Если не меняешься прямо сейчас, то никогда не изменишься. Не нужно бесконечных обещаний. Ты либо меняешься, либо нет, но будь честен. Ошо.

Любая заимствованная истина есть ложь. Пока она не пережита тобой самим, это никогда не истина. Ошо.

Перестань думать, как бы получить любовь, и начинай отдавать. Отдавая, ты получаешь. Иного пути нет… Ошо

Единственным критерием для жизни является блаженство. Если вы не чувствуете, что жизнь - это блаженство, тогда знайте, что вы идёте в неправильном направлении. Ошо.

Люди верят в бессмертие души не потому, что знают, но потому, что боятся. Чем трусливее человек, тем вероятнее, что он верит в бессмертие души - не потому, что он религиозен; он просто трус. Ошо.

Падать - часть Жизни, подниматься на ноги - ее Проживание. Быть Живым - это Подарок, а быть Счастливым - это ваш ВЫБОР. Ошо.

Если ты не умеешь говорить «Нет», твое «Да» тоже ничего не стоит. Ошо.

Всё, что пережито, можно перешагнуть; то, что подавлено, перешагнуть невозможно. Ошо.

У меня нет никакой биографии. И все что считается биографией – абсолютно бессмысленно. Когда я родился, в какой стране я родился – не имеет значения. Ошо.

Голова всегда думает о том, как больше получить; сердце всегда чувствует, как больше дать. Ошо.

Сделай жизнь вокруг себя красивой. И пусть каждый человек почувствует, что встреча с тобой - это дар. Ошо.

Если вы можете ждать вечность, вам не нужно ждать совсем. Ошо.

Единственный человек на земле, которого мы в силах изменить, это мы сами Ошо.

Если вы спокойны, весь мир становится спокойным для вас. Это как отражение. Всё, чем вы являетесь, отражается полностью. Каждый становится зеркалом. Ошо.

Не беги от самого себя, ты не можешь быть никем другим. Ошо.

Внутри каждого пожилого человека есть молодой, недоумевающий о том, что случилось. Ошо.

Перед тем, как постучаться в нужную дверь, человек стучится в тысячи неверных дверей. Ошо.

Без тебя эта Вселенная лишится какой-то поэзии, какой-то красоты: будет не хватать песни, будет не хватать ноты, будет пустой промежуток. Ошо.

Чудеса происходят каждый миг. Ничего другого и не происходит. Ошо.

Просто наблюдай, почему ты создаешь проблему. Решение проблемы находится в самом её начале, когда ты её только создаешь, – не создавай её! У тебя нет никаких проблем – достаточно понять только это.

В это самое мгновение ты можешь отбросить все проблемы, потому что все они созданы тобой. Ошо.

Когда вы больны, вызывайте врача. Но самое главное, зовите тех, кто вас любит, потому что нет лекарства более важного, чем любовь. Ошо.

Грех, это когда вы не радуетесь жизни. Ошо.

Женщина, влюбленная в тебя, может вдохновить тебя на такие высоты, о которых ты даже и не мечтал. И она ничего не просит взамен. Ей просто нужна любовь. А это ее естественное право. Ошо.

Какая разница, кто сильнее, кто умнее, кто красивее, кто богаче? Ведь, в конечном итоге, имеет значение только то, счастливый ли ты человек или нет? Ошо.


Длившаяся с перерывами почти столетие реставрация древнерусской иконы практически завершена. В ходе работ обнаружены неизвестные ранее фрагменты живописи XII века, в том числе на лике Богоматери. С 28 января выставку-отчет о проделанной работе можно будет увидеть в ВХНРЦ им.Грабаря.

На выставке «Икона XII века „Богоматерь Боголюбская“. 100 лет исследований — ответы реставрации » во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э.Грабаря покажут копию-реконструкцию Боголюбской Божией Матери, воссоздающую первоначальный замысел иконописца XII века, и множество фотоматериалов. Сама же икона сейчас находится на двухлетнем профилактическом наблюдении в специально оборудованном помещении реставрационных мастерских Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

История Богоматери Боголюбской полна драматических событий. По преданию, икона была написана по личному заказу князя Андрея Боголюбского как предалтарный образ для собора Рождества Богородицы Боголюбского монастыря под Владимиром, парный к утраченному образу Христа . Ее создание принято датировать 1158-1160 годами. Уже ранние свидетельства упоминают богатый оклад иконы, впоследствии несколько раз заменявшийся. И композиция, и стиль памятника выдают византийское влияние — его создателем, вероятно, был греческий либо хорошо знакомый с искусством Константинополя русский мастер.

Вплоть до революции икона хранилась в Боголюбском монастыре. В 1918 году ее исследовала Комиссия по сохранению и реставрации древней живописи под руководством знаменитого искусствоведа Игоря Грабаря . По его словам, когда икона была освобождена от оклада, «глазам открылась картина ужасного разрушения: изъеденная древесным червем... доска большею частью обнажилась от левкаса и истлевшего холста и местами представляла собой труху, сыпавшуюся при малейшем прикосновении, на доске была найдена и живая личинка червя…» Тогда на месте утрат были сделаны восковые вставки, а сама икона заключена в металлический герметичный киот. В 1946 году образ был передан во Владимирский музей. В 1956-м были сделаны новые пробные раскрытия, а двумя годами позже в Москве началась комплексная реставрация, завершившаяся через 20 с лишним лет, в 1978 году.

В 1993 году, на волне возрождения Церкви, Богоматерь Боголюбская по личной просьбе главы епархии была передана из Владимиро-Суздальского музея-заповедника в Княгинин монастырь во Владимире. По договоренности между музеем и обителью образ оставался в открытом для прихожан соборе в специальном климатическом киоте, обеспечивающем определенный уровень влажности и тепла. Как выяснилось позднее, климатическая витрина работала лишь в половину мощности: из четырех кассет, поддерживающих микроклимат, работали только две, одна и вовсе была продана. После одного из очередных обследований разразился громкий скандал, и в 2009 году в аварийном состоянии икона была возвращена в музей и на реставрацию.

«Мы не делали пятилетку в четыре года, и это очень важно, — рассказывает генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова . — Памятник настолько сложный, я вообще не знаю, как грабаревцы рискнули все это взвалить на свои плечи. Потому что проиграть ситуацию заранее, даже после всех исследований, которые икона прошла (и инфракрасное, и 3D -сканирование, и даже компьютерный томограф), понять, что там находится внутри, и прогнозировать, как будет идти реставрация, было невозможно».

Наличие неизвестной авторской живописи было зафиксировано еще в ходе реставрационных работ 1970-х годов, но доступные тогда средства не позволили довести работу до конца. И только теперь оказалось возможным найти и высвободить из-под слоев многовековых записей фрагменты оригинальной живописи 1158-1160-х годов и ввести в научный оборот неизвестную до этого древнюю живопись.

Остатки нижнего авторского слоя иконы были обнаружены в наиболее важных частях композиции: были раскрыты детали лика, рук Богоматери и ее одеяния. Сенсационность открытия связана, кроме прочего, с редкостью обнаруженного материала. Живописные произведения XII века, сохранившиеся на территории России, можно пересчитать по пальцам, тем более такого выдающегося качества, как образ Богоматери Боголюбской, принадлежащий к числу древнейших сохранившихся русских икон.

Последний этап реставрации продолжался более пяти лет. Как рассказал реставратор высшей категории ВХНРЦ им.ГрабаряАлександр Горматюк , «в процессе укрепления и антиаварийных работ выяснилось, что необходимо снять какое-то количество записных слоев, которые мешают и разрушают икону. В результате всех этих работ начала появляться сама живопись XII века. Новые технологии, новые возможности позволили, по сути дела, завершить тот процесс, который вели несколько поколений реставраторов нашего центра, подытожить этот труд великим открытием — открытием самого лика Богородицы, написанного в третьей четверти XII века, и достаточно большого объема живописи одежды Богородицы, что позволяет оценить подлинную систему живописи того времени. Само по себе это имеет удивительно важное значение как для исследователей древнерусского искусства, так и для простых россиян, для которых эта икона по-прежнему является чудотворным образом».

Одна из ценнейших реликвий христианского мира - платок Вероники - долгое время считалась утерянной. В горах Абруццо нашего автора, однако, ожидало открытие

Как выглядел Иисус? Как Джим Кавизель в фильме "Страсти Христовы"? Или как на картинах Дюрера и Эль Греко, висящих в покоях Папы Римского? Но они же никогда не видели Иисуса. Так как же он выглядел? На этот вопрос есть очень-очень старый ответ - как на платке с "истинным ликом" Христа, которого не видел даже Папа.

Говорить об этом в Ватикане сложно. Потому что на этом платке - изображение совершенно иного рода. До 1600 года платок хранился в базилике св. Петра императора Константина. Его видели миллионы. Но с тех пор мало кто мог лицезреть эту "подлинную икону". В новом Соборе св. Петра за тремя замками хранится другое изображение Христа. "С течением времени оно сильно поблекло", - сообщил газете "Die Welt" кардинал Маркизано (Marchisano). Однако оно не только поблекло, но, скорее всего, это подлог, ни одной нормальной фотографии которого не существует. Почитатели иконы Христа поэтому в последнее время отсылались, как правило, к другому его изображению, находящемуся поблизости, в ризнице Папы, которое считается самым древним в мире. Таким оно и выглядит. С течением времени оно стало почти черным, как многие старинные картины, которые писались на холсте темперой.

Но на "истинном лике" Христа нет красок. Прежде чем оно попало в Рим, это изображение хранилось в Константинополе, а до этого на Востоке. Сирийский текст из VI столетия говорит, что оно "будто извлечено из воды" и "сделано не рукою человека". Когда этот образ попал в Рим, он стал привлекать людей, словно магнит.

В первой половине последнего тысячелетия паломники, возвращавшиеся на родину из Иерусалима, украшали себя пальмовой ветвью. А знаком паломников в Сантьяго и поныне является раковина. Паломники же в Рим прикалывали на свои пелерины образ Христа с платка святой Вероники Иерусалимской. Поэтому после Папы Римского Юлия П фундамент нового Собора св. Петра был сделан фундаментом мощного хранилища, где должно было храниться это ни с чем не сравнимое сокровище.

Однако в ходе строительства этого спорного тогда, роскошного здания, загадочным образом изображение исчезло из города. Осталась только венецианская рама с разбитым старинным стеклом, которую можно увидеть и сегодня в сокровищнице Святого Петра. Но сама картина все же не исчезла. Уже 400 лет самая драгоценная реликвия христианского мира, перед которой

Византийский император смел преклонить колена лишь один раз в год, висит за хрустальным стеклом в маленькой и долгие-долгие часы совершенно безлюдной капуцинской церквушке в Манопелло, городке в горах Абруццо. Это и есть считавшееся утерянным главное изображение Иисуса. Сегодня, наконец-то, оно открыто заново; оно бледнеет на свете, темнеет в тени, но не исчезает и не портится.

На нем мы видим лицо мужчины с усами и бородой, локонами у висков, со сломанным носом, словно у заложника из многочисленных камер пыток нынешних "воинов во имя бога" или как у заключенных из тюрьмы Абу-Грэйб. Правая щека припухла, волоски усов частично вырваны. Если присмотреться, то на лбу и губах розовые, только что затянувшиеся раны. Необъяснимый покой струится из широко раскрытых глаз. Изумление, удивление, ошеломление выражают его черты. Мягкое сострадание. Ни отчаяния, ни боли, ни гнева. Это выражение похоже на лицо человека, только что проснувшегося и увидевшего новое утро. Рот приоткрыт. Видны даже зубы. Если попытаться определить звук, который готов сорваться с этих губ, то это, скорее всего, тихо произнесенное "А". На платке размером 17 на 24 см изображено лицо в пропорциях, один к одному соответствующих лицу человека. Невесомая ткань прозрачна, словно шелковый чулок. Вблизи это изображение больше напоминает диапозитив, чем нарисованную картину. На свету оно прозрачно. В тени, без света, оно кажется абсолютно серым. Маленький осколок хрусталя держится справа внизу на рамке картины. При свете электрической лампы тончайший платок становится золотисто-медового цвета, - именно так описала лицо Христа Гертруда Хельфтская в XIII в. Потому что только при контрастном освещении на платке появляется лик в трехмерном, почти голографическом изображении, причем с обеих сторон, - но только в обратном отображении. Ткань настолько тонкая, что кажется, она может поместиться в скорлупу грецкого ореха. Профессор Виттори из университета в Бари и профессор Фанти из университета в Болоньи на снимках, сделанных под микроскопом обнаружили, что вся ткань не имеет никаких следов краски. Только на зрачках обоих глаз волокна слипшиеся, будто их опалил огонь.

Все это вовсе не откровение. Крестьяне и рыбаки Адриатики уже многие столетия поклоняются этому платку как "Volto Santo" - "Святому Лику". Уже 400 лет жители Манопелло верят, ссылаясь на древнее сказание, что этот образ подарили им ангелы. Возможно. Но более вероятно, что среди тех "ангелов" был кое-кто из тех дерзких ребят, которые украли эту реликвию в богатую на авантюрные проделки эпоху Возрождения. Разбитый хрусталь в старой рамке в Соборе св. Петра, видимо, еще один небольшой штрих к этой истории. Но для нашего сумасшедшего времени в ней есть что-то и от фарса, и от детектива, и от драмы - и от Пятого Евангелия. Однако, когда профессор Пфайфер из римского Грегорианского университета много лет назад впервые решил научно разобраться со всем этим делом, с точки зрения истории искусств и ранних источников христианства, и доказал, что изображение из Манопелло было исходным для древнейших изображений Христа сначала на Востоке, а потом и на Западе, то сообщение об этом появилось в мировой прессе в рубрике "Разное". А его коллеги и кардиналы в Ватикане неодобрительно качали головами по поводу чрезмерной фантазии профессора. Сестра Бландина Пашалис Шлемер, немецкая траппистка (трапписты - члены католического ордена - прим. пер.), фармаколог и иконописец, навела на эту идею профессора уже после того, как задолго до этого обнаружила, скрупулезно проверив, что лицо на платке из Манопелло с точностью до миллиметра совпадает со всеми деталями лица человека на плащенице из Турина. Совпадает по всем размерам и пропорциям, как и по всем ранам, которые видны у распятого на той плащенице, кроме открытых ран на теле.

Всего этого критики подлинности платка из Манопелло никогда не оспаривали, напротив. Их главное возражение просто и убедительно: все это нарисовано. Они считают, что нет смысла даже рассматривать изображение с близкого расстояния. Оно слишком тонкое, чтобы не быть нарисованным. Глаза (видимые только при увеличении), ресницы, мешки под глазами, волоски усов, зубы (!), - все это просто слишком тонко нарисовано, чтобы не выдать руку большого художника. Короче говоря, этот объект не прообраз, а копия других копий с неизвестного оригинала, или же с плащеницы из Турина.

Редкий по сей день, но решающий вопрос касается самой ткани. По своему качеству это мог бы быть крашеный нейлон, если бы эта мысль не была столь абсурдна в отношении ткани, представленной на обозрение 400 лет назад. Хлопок, шерсть, лен слишком толсты, чтобы создать эту нематериальную прозрачность и перламутровый отблеск. Даже с шелком этого невозможно добиться. Однако монахи-капуцины из Манопелло не позволяют научно и химически исследовать ткань или хотя бы извлечь ее из-под стекла ковчега, в котором платок хранится. "Нет надобности", - сказал мне отец Германо, настоятель монастыря. "Наука идет нам навстречу. Она развивается так быстро, что нам остается только подождать". И он прав. Многие снимки, которые я снял в последние месяцы своей цифровой фотокамерой, запечатлели изображение на платке так, как я его еще ни разу не видел ни на одном другом снимке.

В Евангелии от Иоанна, в повествовании об опустевшем гробе господнем в Иерусалиме, говорится о двух платках. Петр и "другой ученик", согласно этому источнику, утром пошли к гробу. "Другой ученик" пришел первым. Как повествует Евангелие, он нагнулся и увидел лежащие на земле полотняные ленты, но в пещеру не зашел. Подошел Петр, который следовал за ним, и вошел в пещеру. Он увидел на земле полотняные ленты и налобную повязку с головы Иисуса. Но она лежала не вместе с лентами, а поодаль и была завязана. Тут вошел в пещеру и другой ученик, пришедший к гробу первым. Он увидел все это и уверовал: Жители Манопелло всегда считали платок, хранящийся у них, как раз этой налобной повязкой, хотя на нем не было никаких следов пота. К тому же он слишком тонок, чтобы удержать даже каплю пота или крови.

Рим, 1 сентября 2004 г. Прохладный бриз освежает утро уходящего лета. Часы зала прилетов показывают 7:35, когда борт рейса AZ 1570 авиакомпании Alitalia приземляется в аэропорту. Всего несколько минут назад террористы захватили школу в далеком Беслане, совершив самое чудовищное преступление после 11 сентября 2001 г. Апокалиптические ужасы - это хлеб многих репортеров земли. Но этим утром я не слушал новости. И позднее, по дороге в Пескару, я не буду включать радио. Репортерам хорошо, - мелькает мысль у меня в голове, когда я стою в аэропорту, - им ничего не надо доказывать. Они не судьи, не адвокаты, не учителя. Они лишь должны сообщать о вещах, которые видят, наблюдают день за днем.

Когда Киаро Виго (Chiaro Vigo) выходит в зал, я сразу же узнаю ее, хотя раньше никогда не видел. Пьер Паоло Пазолини мог бы снимать ее в каждом своем фильме в главной роли. Она живет на маленьком острове Сант Антиоко у побережья Сардинии и является последней живущей на земле ткачихой виссона в старой неизменной традиции, передававшейся из поколения в поколение. "У нас в народе виссон - священная ткань", - говорит она по дороге в машине. Что значит "у нас в народе"? Разве остров не относится к Сардинии? Нет, смеется она. Она говорит на сардском и на итальянском языках и знает много арамейских песен. Население на острове, рассказывает она, происходит от халдеев и финикийцев, а искусство изготовления виссона восходит к принцессе Беренике, дочери царя Ирода, ставшей возлюбленной императора Титуса. Потом она достает пучок биссуса, поднимает его на свет - нежнейшее волокно, словно волосы ангела. Золото морей! В ее руке на солнце волокно отливает бронзой. Оно получается из нитей крупного двустворчатого моллюска, с помощью которых его раковины удерживаются на скалах. За биссусом она ныряет в море в мае, в полнолунье, потом чешет, прядет и ткет его. Виссон - самая драгоценная ткань античности. Ее можно найти в гробницах фараонов и в Библии. После замачивания в лимонном соке ткань приобретает золотистый оттенок. В древности ее замачивали в коровьей моче, и она становилась бледнее, светлее.

Мы несемся по автостраде в Манопелло. Сестра Бландина ждет нас на склоне горы, где хранится святыня. Пройдя мимо бутафории органа у задней стены церкви, видим, как светится "священный лик", озаренный проникающим солнечным светом. На платке отражается тень от креста с хоров. Киара Виго падает на колени, когда мы поднялись к изображению по ступеням за алтарем. Такую тонкую ткань она еще никогда не видела. "У него глаза агнца, - говорит она, крестясь, - и льва:". А затем восклицает: "Это виссон!" Она вновь и вновь повторяет это слово. Виссон можно окрасить в пурпурный цвет, - об этом она уже рассказала по дороге. "Однако на виссоне нельзя рисовать. Это невозможно. О Боже! Боже мой!" Это виссон, а значит - это не нарисованная картина. Это нечто другое. Нечто, стоящее прежде всех картин.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Сергей Буданцев

Истинный лик

(В. В. Маяковский. Облако в штанах. Петроград. 1915 г. стр. 64. Ц. 1 р.)

Текст издания : Млечный путь (Пг.). 1916. No 1. С. 20--22.

Источник: В. В. Маяковский: pro et contra / Сост., вступ. статья, коммент. В. Н. Дядичева. -- СПб.: РХГА, 2006. (Русский Путь). Истинный, подлинный лик чего? "Облака в штанах"? Футуризма -- хулиганства? Желтых кофт, раскрашенных лиц и непечатной ругани? Нет. Такой футуризм -- хочется думать -- уже "весь в прошлом". После внимательного, вдумчивого чтения новой книги Маяковского только заглавием да, пожалуй, нарочитой неряшливостью издания, напоминающей о прежних днях, приходится сознаться в чрезмерной категоричности, с которой осуждали футуризм и всех огулом его глашатаев. Очевидно, в последнем осуждении ошиблись. Маяковский убеждает читателя в настоящей, неоспоримой своей талантливости и прекрасной, правдивой искренности. Но трудно после пышных, великолепных строф Бальмонта, чеканных стихов Брюсова, очаровательных снов Блока просто и непредубежденно подойти ко всем этим "облакам в штанах", "выжиревшим лакеям на засаленной кушетке", "жилистым громадинам", "глупым воблам воображения" и т.д., ко всем грубым и неизящным образам книги. Скажут -- некрасиво. Но это, к счастью, самый отвратительный в своей неправильности упрек, который только можно придумать для истинного художника и творца. Красиво и некрасиво -- нет и не может быть таких понятий в искусстве. Каждое произведение может оцениваться лишь с точки зрения изобразительности и выразительности, ибо в сущности своей искусство есть не что иное, как "выражение полноты души художника" (В. Брюсов). Иначе как примирить мрамор Фидия и комедии Аристофана? Куда отнести Достоевского, три четверти Чехова, Л. Толстого, Уота Уитмана, Шекспирова Фальстафа? Ведь они некрасивы! Если бы искусство оценивалось только со стороны "красивости", оно было бы бедно и бессодержательно, как Ратгауз. К счастью то, что я сейчас говорю, стало почти трюизмом. Красота в искусстве -- полное соответствие формы и содержания и проистекающая отсюда единственная убедительность и глубокая непререкаемая правда его. Ибо в противном случае -- искусство лживо, скудно и жалко. Не искусство это. Что делать, если душа художника и поэта -- уродлива, порочна и безобразна. Раз он может выразить ее, он в праве это сделать. Кто захочет, услышит и поймет ее. Душа В. Маяковского? Вот она: Я -- Площадной Сутенер и карточный шулер {*}. {* Автор намеренно игнорировал знаки препинания. Мне пришлось прибегнуть к собственной пунктуации. -- С. Б. } И еще: Я -- златоустейший, Чье каждое слово Душу новородит Имениннить тело. И после этого следует светлое утверждение: -- Говорю вам: Мельчайшая пылинка живого Ценнее всего, что я сделаю и сделал. Этот "сегодняшнего дня крикогубый Заратустра" находит в себе силы сказать: Но мне люди, И те, что обидели Вы мне всего дороже, ближе Видели, Как собака бьющую руку лижет. Искреннею выстраданностью веет от каждой строки книжки, словно смотришь чье-то окровавленное, изъязвленное сердце. Он признался уже: Хорошо, когда в желтую кофту Душа от осмотров укутана, Хорошо, Когда, брошенный в зубы эшафоту {*}, Крикнуть: "Пейте какао Ван-Гутена!" {* Нарочитое нарушение синтаксиса. -- С. Б. } Посмотрите, как страдает поэт, ожидая возлюбленную: Проклятая. Что же и этого не хватит? Скоро криком издерется рот. Слышу -- Тихо, Как больной с кровати, Спрыгнул нерв. И вот. Сначала прошелся Едва, едва, Потом забегал, взволнованный, четкий. Теперь и он, и новые два Мечутся отчаянной чечеткой. Рухнула штукатурка в нижнем этаже. Нервы большие, маленькие -- многие Скачут бешенные, И уже У нервов подкашиваются ноги. Веришь ему, ибо у него -- "пожар сердца". И только вполне понятная экономия цитат не позволяет мне привести целое множество их, доказывающее большие изобразительные средства автора. И надо сознаться, что редко можно встретить такие полные, выпуклые, огромные образы, которыми превосходно мыслит поэт. Описание ночи: Вселенная спит, положив на лапу, С клещами звезд громадное ухо. Пришла. Пирует Мамаем, Задом на город насев. И эту ночь глазами не проломаем, Черную, как Азеф. Или: Вдруг и тучи, и облачное прочее Подняло на небе ужасную качку, Как будто расходятся белые рабочие, Небу объявив озлобленную стачку. Или: Тысячу раз опляшет Иродиадою Солнце землю, Голову Крестителя. Веря сам, поэт убеждает читателя поверить в эти образы. А это главное. Но несомненно только то, что один из самых талантливых и сильных футуристов наших далеко не так оригинален, как могло бы казаться. Такая фраза: Я весь из мяса. -- приводит на память Уота Уитмана: -- Я -- Уитман, я -- космос, я -- сын Мантагана, я из мяса. (Пер. К. Чуковского) С этим американским поэтом у В. Маяковского и вообще есть большое сходство в самом подходе к действительности, в подходе грубом и как-то чувственно-боязливом, хотя оба они делают вид, что им совсем не страшно их грохочущее, стальное настоящее. Совершенно новым мотивом в разнообразных напевах современной русской поэзии звучит следующее: И пока выкипячивают, рифмами пиликая, Из любвей и соловьев какое-то варево, Улица корчится безъязыкая: Ей нечем кричать и разговаривать. Маяковский сам -- "выхарканный чахоточной ночью в грязную руку Пресни", и он имеет право говорить звериным языком улицы. Это -- его родной язык. Он зовет: Идите, Голодненькие, потненькие, покорненькие, Закисшие в блохастом грязненьке, Идите! Понедельники и вторники Окрасим кровью в праздники. "Кровью сердца дорогу радуя", Маяковский идет к малым, к обиженным и безъязыким. Это резко отмежевывает его от всех наших пишущих современников, с унылым задором тянущих несколько элементарных нот уже достаточно потускневшего и захватанного индивидуализма. Большие поэты давно уходят вперед, осуществляя моменты новой этики. На страницах "Жатвы" отмечалось уже, что даже В. Брюсов, порывая с голым индивидуализмом и аморальным эстетизмом, употребляет такие слова, как "позор", "стыд" именно в этическом, моральном значении. Кто знает, может быть, и в самом деле русская поэзия делает новый шаг, и любовь, "только любовь" ко всему сущему и всегда страдающему сделается основой поэтических достижений. Технические средства В. Маяковского? Сказать, чтобы он был исключительно оригинален в своих размерах, мне думается, нельзя. Но даже на основании только пяти стихотворений книжки, кстати сказать, читающихся как одна поэма, можно заключить, что чувство стихотворного ритма у поэта обострено до настоящей исхищренности. Короткие волны и колебания строк при чтении слагаются в большие полные клубки ритмических понижений и повышений. Не отрицая рифмы, автор часто пользуется ассонансами (бронзовый -- звон свой, нежненько -- мятежников и т. д.) и диссонансами (громкою -- рюмкою), иногда превосходными. Но главное, что, конечно, возбуждает читательское внимание, -- это пресловутые футуристические неологизмы. И вот здесь В. Маяковский обнаруживает всю свою незаурядную вдумчивость, вкус и чувство языка, качества, встречающиеся довольно редко у других футуристов, пытающихся своими словами обогащать русскую речь. Тогда как даже у Игоря Северянина некоторые стихотворения написаны на каком-то странном жаргоне, напоминающем, по мнению одного критика, румынский язык, у Маяковского заметна необычайная экономия словоновшеств. И сделаны они так, что их трудно уследить. Привожу примеры: Досыта изъиздеваюсь нахальный и едкий... Мир, огромив мощью голоса... Нежные! вы любовь на скрипки ложите Но дай твоих губ неисиветшую прелесть... Глаза наслезенные и т. д., и т. д. Решительно отказываясь от нелепого выдумывания всегда жалких и худосочных "новых слов" или до омерзения противных заимствований из иностранных языков, вроде северянинского стихотворного эсперанто, Маяковский пользуется исключительно всякими приставками, суффиксами и флексиями, удачно усиливающими выразительность корня слова. Освобождаясь слегка из часто стеснительных рамок синтаксиса, поэт и это делает с приятной умеренностью, и его стихи, несмотря на отсутствие знаков препинания, всегда вразумительны. А это -- ценно. Ибо попытки в этом направлении талантливых и опытных поэтов приводили к шифру и досадным и смешным неясностям. Отказываясь от приведения доказательств здесь, укажу только на опыты Андрея Белого и Вячеслава Иванова. Вот те мысли, которые возбудила во мне эта сильная, прекрасная в своей искренности книга В. Маяковского. И я думаю, что не буду голословным, назвав автора ее настоящим и сильным поэтом. Впервые: Млечный путь (Пг.). 1916. No 1. С. 20--22.