Духовное собрание мусульман россии. Духовное управление мусульман российской федерации А вот что говорят имамы мазхабов

Централизованная религиозная организация Духовное собрание мусульман России (ДСМР) - организовано по инициативе региональных централизованных религиозных организаций мусульман Российской Федерации.

ДСМР учреждено в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международного права, Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ; Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ. ДСМР создано на основе Священного Корана и Сунны Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха), придерживается богословско-правового направления (мазхаба) ученых, последователей имама Агзама Абу-Ханифы и основ акыды Ахлю-Сунна валь-Джама"а, изложенных в трудах имама Абу Мансура аль-Матуриди (да пребудет с ними милость Всевышнего Аллаха), а так же опирается на духовно-канонические принципы и традиции Оренбургского Магометанского Духовного Собрания (созданной по высочайшему Указу Екатериной второй в 1788 году).

Учредителями Духовного собрания мусульман России выступили: централизованные религиозные организации Духовные управления мусульман Сибири «Омский Муфтият»; ДУМ города Москвы и Центрального региона "Московский Муфтият"; ДУМ Чувашской Республики. В состав учредителей вошли также местные религиозные организации мусульман Томска, Томской области и Чувашской Республики с более чем вековой историей и опытом работы.

ДСМР зарегистрировано в органах Министерства юстиции Российской Федерации 10 октября 2016 года (№ свидетельства о государственной регистрации 1167700068403). 30 ноября 2016 года в «Президент-Отеле» г. Москва состоялось первое торжественное учредительное заседание ДСМР с участием гостей из 12 стран. Единогласно избранному руководителю Духовного собрания мусульман России, муфтию Альбиру Крганову, как достойному продолжателю славных традиций исламского духовного просвещения на территории Российской Федерации, были вручены символы ДСМР - чернильница с пером, посох, чалма.

Глава ДСМР.

Муфтий Крганов Альбир Рифкатович, окончил медресе Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири при мечети 1000-летия принятия Ислама в Казани, Исламский институт им. Р. Фахрутдинова при Центральном духовном управлении мусульман России, Российский исламский Университет, факультет Чувашской филологии и культуры Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова, магистратуру Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Член Общественной палаты Российской Федерации с 2010 г. Автор и соавтор богословских книг и учебных пособий, статей и публикаций, научных альманахов.

Основными задачами ДСМР являются:

Распространение традиционных ценностей Ислама;

Объединение религиозных организаций для координации деятельности по совместному исповеданию Ислама, обучению и воспитанию в духе мусульманских ценностей, поддержанию здорового образа жизни, веротерпимости и взаимоуважения между людьми;

Внесение вклада в укрепление мира и межконфессионального спокойствия, возрождение духовности и достижение межнационального мира и согласия в российском обществе и на международной арене.

Для достижения уставных целей и задач ДСМР осуществляет следующие формы деятельности:

Сотрудничество и реализация совместных программ с различными национальными объединениями, общественным и централизованными религиозными организациями по теме предотвращения и предупреждения межнациональных конфликтов;

Создание духовных образовательных организаций для подготовки высококвалифицированных кадров из числа религиозных деятелей;

Проведение национальных и международных религиозных совещаний, съездов, семинаров;

Деятельность по проектированию и строительству мечетей, молитвенных домов.

Порядок (условия) вступления в ДСМР.

Мусульманские религиозные организации, изъявившие желание вступить в ДСМР, направляют соответствующее заявление и получают статус организации-наблюдателя. Статус организации-наблюдателя предоставляется религиозным организациям с тем, чтобы они могли ознакомиться с деятельностью ДСМР, участвовать в дискуссиях для последующего укрепления и развития совместного сотрудничества, в том числе проведения совместных мероприятий.

Геральдический знак ДСМР.

Древняя легенда гласит о том, что Пророк Мухаммад (да будут ему мир и приветствие от Всевышнего Аллаха) направил в Волжскую Булгарию трех своих сподвижников – сахабов, передав им с собой три предмета:чернильницу, посох и чалму. Согласно этой легенде опираясь на посох пророка Мухаммада (да будут ему мир и приветствие от Всевышнего Аллаха) сахабы впервые на этой булгарской земле выступили с проповедью-вагазом и занимались религиозным просвещением среди булгар.

Принося дань уважения, памятуя об исторической преемственности волжскими булгарами традиционного исламского учения, символы предметов, переданных сахабам пророком Мухаммадом (да будут ему мир и приветствие от Всевышнего Аллаха), легли в основу эмблемы ДСМР: чернильница с пером олицетворяет духовное просветительство, посох – предводительство, чалма – аскету.

Кейс с протестами горожан против строительства храмовых комплексов, наиболее витринным из которых стало противостояние против строительства храма святой Екатерины в Екатеринбурге, ставит перед обществом сразу несколько вопросов для глубокого осмысления. Два самых главных из них: «Демократия – это претворение воли большинства или учет мнения меньшинства?», «Должна ли вершиться справедливость, если она разрушает мир и согласие?».

1-й зам. председателя Духовного управления мусульман Европейской части России

15 мая мусульманский мир встречает годовщину ан-Накбы – «катастрофы», в ходе которой в общей сложности более 700 тысяч палестинцев вынуждены были покинуть свои дома. Сегодня, по прошествии 70 лет, несколько поколений их потомков остаются в статусе беженцев, в то время как поселенческая активность с противоположной стороны не приостанавливается, несмотря ни на какие международные акты. К сожалению, и это особенно горько отметить в дни очередной годовщины Победы над нацизмом, за истекшие 70 лет человечество не сумело разрешить палестино-израильский конфликт, вернуть беженцев к родным очагам. Напротив, на каждый неразрешенный узел конфликта наслаиваются все новые и новые витки противоречий и вражды.

Мусульманская умма России сегодня всерьез озабочена выстраиванием системы образования и просвещения, которая отвечала бы современным реалиям. О том, как она работает и когда появятся первые кандидаты наук по исламской теологии, ТАСС рассказал глава Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман РФ Равиль Гайнутдин.

1-й зам. председателя Духовного управления мусульман Европейской части России

Сегодня в Санкт-Петербурге проходит историческая встреча двух выдающихся лидеров современности - Владимира Путина и Реджепа Эрдогана. Всевышний вновь дает нашим странам шанс на выстраивание стратегического сотрудничества.

Первый заместитель Председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) Дамир Мухетдинов выступил с лекцией перед студентами Пермского государственного института искусства и культуры (ПГИИК). Тема лекции - «Российское мусульманство - путь к осмыслению и контекстуализации».

Председатель Духовного управления мусульман Пермского края

Бибарсов Ильхам Анвярович

Родился 1 января 1981 года в селе Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской области. В 2000 году, после окончания средней школы № 1 п. Чаадаевка, поступил в Российский Исламский Университет в г. Казань. В 2003 года поступил также в Татарский Государственный Гуманитарный Педагогический Университет. В 2007 году успешно закончил оба высших учебных заведения. С июня 2005 года - имам-хатыб Пермской Соборной мечети.

Ильхам-хазрат – священнослужитель, постоянно изыскивающий и внедряющий новые формы и методы работы с молодёжью, студентами и школьниками. Так, его усилиями в 2006 году в Кадетской школе № 1 г. Перми началось преподавание нового курса - Основ религии Ислам.

11 февраля 2013 г. Ильхам Бибарсов на III Внеочередном отчетно-выборном Съезде Централизованной религиозной организации «Централизованное религиозное управление мусульман Пермского края» избран председателем Духовного управления мусульман Пермского края. Активно продолжает политику прежнего руководства Духовного управления, направленную на объединение мусульман края, решение острых социально-значимых задач. Занимается религиозным и духовным просвещением верующих, проводит занятия по основам Ислама. Постоянный организатор и ведущий встреч с верующими в городах и районах Пермского края.

Главной целью своей работы считает единение мусульманской общины. В настоящий момент занимается укреплением мусульманских общин на территории Перми и Пермского края, строительством новых мечетей.

Увлечения – научная и богословская литература, труды по истории ислама. Активный сторонник здорового образа жизни, спорта.

Женат, воспитывает дочь и двух сыновей.

Вечная память Герою. Муфтий шейх Равиль Гайнутдин выразил молитвенные соболезнования в связи с кончиной Махмута Ахметовича Гареева: Сегодня на 97-м году жизни завершил свой земной путь наш брат, Генерал армии, президент Академии военных наук РФ Махмут Ахметович Гареев. От имени Совета муфтиев России, Духовного управления мусульман Российской Федерации и себя лично выражаю искренние слова соболезнования. Я с моими братьями и сестрами в молитве. Ушел в Вечный мир легенда, герой, гордость татарского народа, всех народов нашей России, народов Советского Союза.

Председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин вошел в Рейтинг самых влиятельных мусульман мира The Muslim-500 на 2020 год. Духовный лидер мусульман России идет под номером 123.

17 сентября в столице Республики Башкортостан городе Уфе прошел предсъездный Пленум Духовного управления мусульман Республики Башкортостан. По поручению председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина на мероприятии приняла участие делегация во главе с первым зампредом СМР и зампредом ДУМ РФ Рушаном хазратом Аббясовым. В состав делегации также вошел руководитель департамента внутренних дел СМР Али хазрат Хасанов.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Председателю Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России Равилю Гайнутдину Уважаемый Муфтий! Примите мои искренние поздравления с 60-летием. Вы посвятили свою жизнь духовному служению и многое сделали, для того чтобы традиционные ценности Ислама бережно сохранялись и передавались из поколения в поколение. Глубокие знания, умение принимать взвешенные решения позволили Вам снискать авторитет как среди российских мусульман, так и зарубежных единоверцев, заслужить уважение представителей других конфессий.

По поручению председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина заместитель руководителя аппарата СМР Ренат Абянов в четверг, 27 июня 2019 года, принял участие в VI Международном золотоордынском форуме «Pax Tatarica: генезис и наследие государственности Золотой Орды».

Ассаламу алайкум ва рахматуЛлахи Тааля ва баракатуху!В последнее время в средствах массовой информации и интернет пространстве активно стал набирать популярность среди невежественных людей так называемый "председатель исламского комитета России" Гейдар Джемаль.Я как человек любопытный и хоть совсем малость но разбирающийся в вопросах Ислама,в которых необходимо разбираться каждому рядовому мусульманину,стал проявлять интерес к этой персоне и внимательно слушать,читать и анализировать Джемаля.Каждый раз сталкиваясь с его позицией я не только нахожу в ней противоречия Исламу,но и нередко противоречия его же собственным позициям,а так же наглую и бессовестную ложь в адрес той религии,которую он представляет в нашей стране.Хотел бы начать с главного вопроса,который должен быть в голове у каждого мусульманина в России,кто сталкивался с именем Гейдар Джемаль а имено-"На каком основании Джемаль возглавляет "Исламский комитет России?".Гейдар Джемаль,как можно понять из его блога в Твиттере является философом,а в Исламе как известно философия-есть куфр.Где Джемаль получил исламское образование?На каком основании он занимает такой высокий пост,если по его же собственному признанию,он даже арабского языка не знает и соответственно изучает Ислам по переводам?Однажды он написал в своем ЖЖ ответ на вопрос какого направления в Исламе он придерживается и его невежественные сторонники с облегчением вздохнули,удовлетворившись этим ответом,так как его ответ "устроил" всех-и шиитов и "салафитов".Но если внимательно присмотреться к его ответу становится ясно,что Джемаль ускользнул от вопросов,ответ на которые должен быть четким и однозначным-либо он шиит и придерживается учения шиизма,где большинство сподвижников нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) являются неверными,тиранами,алчными людьми,где посылаются проклятия в адрес нашей госпожи,матери правоверных Аиши (да будет доволен ею Аллах),в адрес трех великих праведных халифов Абу Бакра,Умара,Усмана (да будет доволен ими Аллах),где представлены приспешниками сатаны великий халиф Муаввия (да будет доволен и им Аллах),к которому мы еще вернемся иншаЛлах.Либо он суннит придерживающийся четких рамок 4 мазхабов(Ханафи,Шафии,Малики или Ханбали),чего он никогда не подмечал.Либо он "салафит" придерживающийся мнений Ибн Таймийи и Мухаммада ибн Абдулваххаба,а так же других шейхов этой фирки таких как шейх Албани,ибн Бааз и др.Однако и эти имена им не упоминаются и он никогда не опирался на их мнение,а даже напротив много раз высказывал слова которые напрямую расходятся с тем чему учили эти шейхи.Например в передаче " К барьеру" с В.Соловьевым где Гейдару оппонировал В.Жириновский на вопрос кем он считает Ш.Басаева,А.Бараева, и др. лидеров кавказского фронта сопротивления России Джемаль сказал,что они не мусульмане.и он их не считает за мусульман и фактически сделал "такфир" этим людям,вынес их за рамки Ислама.То есть их кровь и их имущество сделал дозволенными для мусульман,запретил хоронить их на мусульманском кладбище и запретил читать по ним "джаназа",их имущество по наследству не передается их потомкам.А Докку Умарова и вовсе призвал уничтожить "как бешеную собаку".Но в то же время он часто высказывается в поддержку тем,кто находится по ту сторону от федералов и их действия называет "Джихадом" а их "муджахедами".Почему то те сторонники "салафизма",кто поддерживает Джемаля в том,что на Кавказе идет Джихад,никогда себя не спросили "Какой может быть Джихад,которым руководят "кяфиры" и "бешеные собаки",которые подлежат уничтожению?".Ведь известно ясное правило в Исламе-Джихад имеет право объявить только Амир мусульман,и нет Джихада если любой кто захотел провозгласил его.Под каким знаменем тогда борются те кто сейчас "в лесу"?Под знаменем которое поднял "неверный,сотрудник ГРУ" Шамиль Басаев и которое подхватил "бешеная собака" Докку Умаров?

А может Джемаль является сторонником суфизма?Но в своем ЖЖ он сам опровергает то,что он сторонник суфизма,а в одной из передач Гейдар и вовсе 90% чеченцев и ингушей назвал язычниками а их "зикр" с пробежкой по кругу и хлопками в ладоши-язычеством.При этом Джемаль то ли по своему невежеству,то ли намеренно не обращает внимание на то,что произносят те кто читает такой зикр,а именно главную формулу мусульман "ЛЯ иляха илляЛлах"....то есть "Нет никакого другого божества кроме как Единого Бога".Само произнесение этих слов по сути уже поровергает язычество.По мнению большинства ученых из язычества тут только хлопки и бег по кругу,но мольба обращена к Единому Богу и это действие может квалифицироваться только как "бидаа" то есть нововведение,но никак не язычество.По мнению же других ученых это дозволено.Таким образом Джемаль снова выводит за рамки Ислама большинство мусульман Чечни и Ингушетии,назвав из язычниками,что автоматически делает их всех незаконнорожденными,запрещает им жениться на мусульманках,хоронить своих родных на мусульманском кладбище и все остальные действия которые применимы для мусульман,для них теперь запретны.Как бы то ни было Гейдар подпадает под хадисы Пророка Мухаммада (с.а.в.с.) в которых по разным версиям и разным высказываниям смысл следующий "Кто не поправу,безосновательно,не имея на то шариатского довода обвинил одного мусульманина в неверии,тот сам станоится неверным".Толкуя этот хадис все мухаддисы Ислама единогласны в том,что нельзя обвинять в неверии мусульманина кроме как решением шариатского суда,в котором необходимо найти семьдесят причин для оправдания и только потом вынести решение о том,что этот человек неверный.Ученые говорят "Лучше по ошибке назвать тысячу неверных мусульманами,чем по ошибке назвать одного мусульманина неверным".

И вот недавно я прочел статью Джемаля в ЖЖ "Преодоление "Омейядов", (http://geidardjemal.livejournal.com/56314.html#cutid1)что по сути и стало последней каплей в чаше моего терпение и подвигло меня написать эту статью.И так Джемаль пишет :"Именно Сирия была в начале истории ислама провинцией, где сидел наместником Муавия, развязавший гражданскую войну против четвёртого и последнего праведного халифа мусульманской уммы имама Али (а.с.). Муавия стал основоположником омейядской династии, которая за время своего правления в халифате поставила под вопрос само существование чистого ислама, вернувшись к арабскому национализму, попытавшись сфальсифицировать сунну Пророка (с.а.с.), и поощряя рост социального и имущественного неравенства между мусульманами. Для подавляющего большинства суннитов, не говоря уже о последователях шиитского мазхаба, имена Муавии и его сына Йезида по сей день символизируют самую сущность лицемерия и вызова духовным устоям ислама "

Это наглая ложь на подавляющее большинство суннитов,которые любят и почитают халифа Муавийу и доказательством этому является,то что Муавия был сподвижником Пророка (с.а.в.с.),который принял Ислам при жизни Пророка и остался до самой смерти мусульманином.Когда Муавия принял Ислам Посланник Аллаха (с.а.в.с.) сделал его писцом,которые вместе с Зайдом бин Сабитом стал самым известным из сподвижников,кто писал откровения из уст Посланника Аллаха (с.а.в.с.)Муавия фиксировал не только откровения, но и многое другое, что приказывал ему Пророк. И так он продолжал записывать до последних дней жизни Посланника Всевышнего Бога, благословение Бога ему и приветствие, и поэтому его называют «Катиб аль-Вахий» (Писцом Откровения) .Сам Пророк Божий просил зе Муавия дуа-
«О Аллах научи Муавию арифметике и огради его от Ада» (от Имама Ахмада, Абу Дауд и Нисаи)
В другом хадисе: «О Аллах пусть он будет на Истине и причиной для других быть на Истинном Пути» (Бухари в «Тарих Кабир» и Тирмизи). Во время правления халифа Умара (р.а.)Муавия,несколько раз писал Имаму Умару,что он хочет завоевать Кипр, так как он является угрозой для исламского халифата,но Имам Умар, не хотел послать мусульман в море, и считал, что это большая опасность для них. Во время халифа Усмана опять Муавия послал просьбу, а Имам Усман согласился под условием, чтоб он посылал только тех солдат, которые согласны воевать в море.
Имам Бухари, что Пророк Мухаммед,сказал:
«Первая армия, из моей Уммы, повоюет в море будет в Раю»

Ибн Хаджар сказал относительно этого Хадиса, что это хваление в адрес Муавии,так как он первый кто воевал море.
Даже если считать, что Муавия,сам не был первым в море, то все равно он получил очень большое вознаграждение за то, что именно благодаря ему эта армия была отправлена в море, это если не считать его главным лидером этой армии, так как историки считают именно его открывшим Кипр в 28 г.х., поэтому будет справедливо включить его в эту армию и считать его одним из первых воюющих в море.Имам Наввави, помилует Бог его, пишет в толковании Сборника Муслима, что означает:
«Муавия, один из справедливых и честных Сподвижников, а те войны, которые происходили, то у каждой из сторон была Шибха, и думала, что она справедливая, но все они справедливые и у них свои Таауилы в войнах, и никто из них не вышел от справедливости, потому, что они Мужтахиды, у которых были разногласия в вопросах Ижтихада, точно также как Мужтахиды расходуются в вопросах наказаниях и других и нельзя из-за этого уменьшить степень кого-нибудь из них».Пишет Имам Ахмад ибн Ханбал «Не смейте ругать и поносить Сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах повелел вам просить прощения для них. И Он (при этом) знал, что они будут сражаться друг с другом» (Ахмад ибн Ханбаль «Фадаил»).Надо еще знать, что все Хадисы, которые переданы от Муавия, согласие Бога над ним, считаются достоверным, и это показывает, что мусульмане знали, что он не врал и что у него хороший и высокий моральный вид.Пророк Мухаммед, благословение Аллаха ему и приветствие, сказал:
«Аллах Аллах относительно моих Сподвижников, Аллах Аллах относительно моих Сподвижников, не берите их как цель после меня, кто полюбит их, то я своей любовью его полюблю, а кто их ненавидел, то я своей ненавистью его ненавижу, а кто им повредит, то как будто повредил мне, а кто повредит мне, то как будто повредил Всевышнему Богу, а кто старается повредить Всевышнему Богу, то Он его заберет (т.е. в Ад)» (Ахмед, Тирмизи, Байхаки в «Аль-Шиаб»).

А вот что пишет Джемаль "Лицемерная природа таких претензий со стороны консервативных монархических режимов была отчётливо вскрыта именно их поддержкой атеиста Саддама на националистической платформе. Для всех стало ясно, что омейядские «традиции» борьбы с исламом изнутри продолжаются нынешними аравийскими династиями, многие из которых являются не только духовными, но и, возможно, генетическими наследниками Муавии. ".То есть он обвиняя Саддама Хусейна в лицемерии,не может удержаться от укола в адрес Муавии утверждая что лицемерие Саддаму передалось как по духовной так и возможно по генетической цепочке от халифа Муавии.

А вот что говорят имамы мазхабов

Имам Абу Ханифа сказал:
«Не стоит говорить ничего кроме хорошего, о Сподвижниках Пророка» (Фикх уль Акбар).
И он также сказал:
«Одно мгновение, проведенное ими рядом с Пророком лучше, чем деяния, совершаемые кем-либо на протяжении долгой жизни» (Аль-Мекки в Манакиб Абу Ханифа).
Имам Шафии вообще был против говорить что-нибудь плохое в адрес Муавии, согласие Бога над ним, и все время повторял то, что Имам Умар Ибн Абдулазиз, говорил:
«Всевышний Аллах очистил наши руки от той смуты, и мы должны очистить свои языки от нее».
Имам Ахмад, сказал:
«Не разрешено никому вспоминать какие-нибудь недостатки Сподвижников, и не нападать на какой-нибудь из их недостатков, и не унижать их, а кто так поступит, то Судья (у кого есть власть) уже обязан его воспитывать и наказывать и не имеет права простить ему» (Аль-Акыда).Так же он сказал
«Если увидишь кого-либо, говорящего плохо об одном из Сподвижников, ставь под сомнение его Ислам» (Аль Бидая ва Нихая» ибн Касир).

Таким образом сопоставив на одну чашу весов слова и высказывания Гейдара Джемаля-обвинения мусульман в неверии,в язычестве,его противоречия своим же словам и учению Ислама,унижение и оскорбление сподвижников Пророка и халифов,а на другую высказывания нашего Пророка Мухаммада (с.а.в.с.),его сподвижников,ученых Ахлу Сунна валь Джамаа,становится очевидным кем является Гейдар Джемаль,стоит ли быть его слепым фанатом и какого его положение перед Всевышним Аллахом.

Вассаламу алайкум варахматуЛлахи Тааля ва баракатуху!

Принят «Одобряю» Решением Общего собрания Председатель Протокол № Духовного управления мусульман Европейской части России (Московский муфтият)

От «____» _________ 201___ г.

Муфтий _____________________

«____» _____________ 201 ___ г.

«УТВЕРЖДАЮ»
Председатель ЦРОМ

__________________________

«______» _________________________ 201 г

У С Т А В

Местной религиозной организации мусульман

(наименование организации с указанием территории, принадлежности ЦРОМ)……………………………………….

Духовного управления мусульман Европейской части России

(Московского муфтията)

______________ область

201_ год

I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Местная религиозная организация мусульман ………………………………………………………… Мухтасибата Духовного Управления мусульман Европейской части России (Московского Муфтията) (далее по тексту - ДУМЕР) является добровольным объединением граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованным в целях совместного исповедания и распространения Ислама, совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучения религии и религиозного воспитания своих последователей и в других целях, указанных в настоящем Уставе.

1.2. Местная религиозная организация мусульман ……………………………………………………… Мухтасибата Духовного Управления мусульман Европейской части России (Московского Муфтията) входит в структуру централизованной религиозной организации - …………………………………………….…Мухтасибат Духовного Управления мусульман Европейской части России (Московского муфтията) (далее по тексту - Мухтасибат), является ее структурным подразделением.

1.3. Религиозная организация имеет исключительные права на использование названия - Местная религиозная организация мусульман ………………………………………………………………………..Мухтасибата Духовного Управления мусульман Европейской части России (Московского Муфтията) (далее Махалля - в пер. с араб. яз. - локальная мусульманская община).

1.4. Махалля осуществляет свою деятельность в соответствии с канонами Ислама, на основе неукоснительного соблюдения соответствующих норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Федеральных законов «О некоммерческих организациях», «О свободе совести и о религиозных объединениях», иных нормативных правовых актов РФ, нормативных актов органов местного самоуправления, а также Устава Мухтасибата, в соответствии с настоящим Уставом.

1.5. Махалля считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации, обладает на праве собственности, безвозмездного пользования или ином имущественном праве обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в рублях и иностранной валюте, а также круглую печать с полным наименованием на русском и иных языках, штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

1.6. Махалля может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, предусмотренные Уставом Махалли, быть истцом и ответчиком в суде, в том числе арбитражном и третейском.

1.7. Участники Махалли не отвечают по обязательствам Махалли, а Махалля не отвечает по обязательствам своих членов.

1.8. Махалля не несет ответственности по обязательствам Мухтасибата, равно как и Мухтасибат не несет ответственности по обязательствам Махалли.

1.9. Махалля имеет право приглашать граждан РФ и иностранных граждан, являющихся участниками иных мусульманских религиозных организаций, в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической деятельностью. Для реализации данного права Махалля обязана получить письменное разрешение Председателя Мухтасибата и письменно уведомить Председателя ДУМЕР.

1.10. Место нахождения Махалли: Российская Федерация,

……………………………………………………………………………………………

II . ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

2.1. Основными целями и задачами Махалли являются:

совместное осуществление права граждан на свободу вероисповедания, в том числе для совместного исповедания и распространения Ислама;

сохранение внутреннего единства Махалли и содействие ее нравственному возрастанию;

создание крепкой основы в обществе для повышения уровня воспитания и образования в духе мусульманских ценностей, комплексной подготовки гармонично развитых, высокообразованных и высоконравственных личностей, поддержание здорового образа жизни, взаимоуважения, братства и соработничества;

содействие в реализации государственных и общественно значимых социальных, гуманитарных и иных культурно-просветительных программ, направленных на защиту и развитие личности;

содействие укреплению миролюбивых отношений между людьми, а также нравственности, культуры и трудолюбия в обществе,

руководство духовной и религиозно-образовательной жизнью мусульманского сообщества _____________________ ,

реализация его законных интересов и прав в области мусульманского вероисповедания.

III . ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Основание и содержание культовых зданий и сооружений, иных мест и объектов, специально предназначенных для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

3.2. Совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных Махалле для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, в жилых помещениях, на кладбищах с соблюдением порядка, установленного для проведения митингов, шествий и демонстраций.

3.3. Проведение религиозных обрядов в лечебно- профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов. Религиозные обряды могут проводиться также в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам на ходящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.

3.4. Производство, приобретение, экспортирование, импортирование и распространение религиозной литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов и иных предметов религиозного назначения по согласованию с Мухтасибатом. Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые Махаллей, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием Махалли.

3.5. Учреждение организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения.

3.6. Осуществление благотворительной деятельности как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.

3.7. Создание культурно-просветительских организаций, образовательных и других учреждений, а также учреждений средств массовой информации.

3.8. Установление и поддержание международных связей и контактов, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в Махалле в соответствии с законодательством РФ и п.1.9. настоящего Устава.

3.9. Осуществление предпринимательской деятельности и создание собственных коммерческих организаций в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации. Прибыль, получаемая Махаллей от предпринимательской деятельности, не может распределяться между членами Махалли, а используется лишь на цели, определенные настоящим Уставом.

3.10. Махалля вправе обращаться в органы исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления с предложением о создании мусульманских кладбищ.

3.11. Заключение трудовых договоров (контрактов) с работниками. Условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации трудовым договором (контрактом) между Махаллей (работодателем) и работником. На граждан, работающих в Махалле по трудовым договорам (контрактам), распространяется законодательство Российской Федерации о труде. Работники религиозных организаций, а также духовенство подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.12. Махалля вправе возлагать на себя выполнение и других функций, не противоречащих канонам Ислама, действующему законодательству, Уставу Мухтасибата и настоящему Уставу.

IV . СОЗДАНИЕ МАХАЛЛИ.

УЧАСТНИКИ МАХАЛЛИ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

4.1. Махалля учреждается совершеннолетними гражданами РФ, исповедующими Ислам, постоянно проживающих на территории __________________________________________________________________.

(территория действия)

4.2. Государственная регистрация Махалли осуществляется на основании письменного подтверждения Председателя ДУМЕР об ее принадлежности ______________________________Мухтасибату ДУМЕР.

4.3. Устав Махалли утверждается Председателем ДУМЕР после согласования с Председателем Мухтасибата.

4.4. У частниками Махалли могут быть не менее десяти человек, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

4.5. Участники Махалли имеют право:

участвовать в его деятельности;

вносить предложения на рассмотрение Совета;

избирать и быть избранными в выборные органы Махалли;

получать различные виды помощи, как при реализации инициатив, проектов и программ, так и при защите интересов;

получать необходимую информацию о деятельности Махалли.

4.6. Участники Махалли обязаны:

способствовать решению задач, стоящих перед Махаллей,

активно участвовать в работе Махалле и его органов,

соблюдать Устав и выполнять решения Махалли.

4.7. Решение о приеме в участники Махалли и исключение из числа участников принимается Советом путем рассмотрения соответствующего письменного заявления. Решение об отказе в приеме в участники Махалли не подлежит обязательному обоснованию.

4.8. Участие в Махалле может быть прекращено по решению Совета простым большинством, если участники Махалли совершили действия, несовместимые с уставными целями и задачами.

V . ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ

Высшими органами управления Махалли являются:

Общее собрание;

Председатель.

5.1. Общее собрание - законодательный (представительный) орган Махалли.

5.1.1. Участниками Общего собрания являются участники Махалли. Общее собрание участников Махалли правомочно, если на указанном собрании присутствует более половины ее членов. Решения Общего собрания по всем вопросам, за исключением вопросов об изменении Устава (не менее 2/3 голосов участников Общего собрания), о выходе из структуры и юрисдикции Мухтасибата (не менее 3/4 голосов участников Общего собрания) принимаются большинством голосов участников, присутствующих на собрании.

5.1.2. Председатель Махалли по своей должности председательствует на собраниях Общего собрания и руководит его заседаниями в соответствии с принятым регламентом.

5.1.3. Общее с обрание созывается Председателем Махалли совместно с Советом регулярно, не реже одного раза в год или по требованию 1/3 участников Общего собрания. Все участники Махалли должны быть надлежащим образом оповещены о предстоящем Общем собрании не позднее, чем за 2 недели до момента его фактического проведения.

5.1.4. Общее собрание избирает из числа присутствующих секретаря, ответственного за составление протокола собрания. Протоколы заседаний Общего собрания подписываются Председателем Махалли и секретарем.

5.1.5. В исключительную компетенцию Общего собрания входит:

внесение изменений в Устав Махалли с последующим согласованием с Председателем Мухтасибата и утверждением Председателем ДУМЕР;

избрание Совета, членов и председателя Ревизионной комиссии, казначея, а также досрочное прекращение их полномочий;

предоставление кандидатуры Председателя Махалли на согласование Председателю Мухтасибата и наделение ее по указу Председателя ДУМЕР полномочиями Председателя после прохождения аттестации при ДУМЕР;

утверждение отчетов Председателя Махалли и Ревизионной комиссии;

утверждение годового отчета и представление его на согласование Председателю Мухтасибата;

утверждение годового бухгалтерского баланса;

утверждение финансового плана Махалли и внесение в него изменений;

участие в других организациях;

принятие решения о выходе из структуры и юрисдикции Мухтасибата.

Общее собрание имеет право принять к своему рассмотрению и иные вопросы деятельности Махалли.

5.2. Совет - постоянно действующий исполнительный коллегиальный орган Махалли. Избирается Общим собранием сроком на 5 (пять) лет из высоконравственных участников Махалли. Совет проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже 2-х раз в год.

5.2.1. Решения Совета принимаются открытым голосованием простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании. Заседание Совета считаются правомочным, если на нем присутствуют более половины членов Совета.

5.2.2. Совет состоит из Председателя, его заместителя, духовенства, казначея - от 3 до 11 членов.

5.2.3. К компетенции Совета относится:

обеспечение выполнения решений Общего Собрания Махалли;

несение ответственности за сохранность мечети и иных зданий;

ведение соответствующего учета имущества;

осуществление приема и исключения из участников Махалли;

принятие решения о ликвидации Махалли, которое подлежит согласованию с Председателем Мухтасибата и обязательному утверждению Председателем ДУМЕР;

регулирование богослужебных вопросов;

решение вопросов создания хозяйственных обществ и товариществ Махалли;

определение и утверждение структуры и штата Махалли;

ведение реестра участников Махалли;

созыв Общего собрания Махалли и определение повестки дня;

рассмотрение любых вопросов, связанных с деятельностью Махалли и не относящихся к исключительной компетенции Общего собрания.

5.2.4. Мутаваллият подотчетен Общему собранию и Председателю Мухтасибата.

5.3. Председатель :

5.3.1. После избрания Общим собранием Махалли кандидатура Председателя Махалли представляется на согласование Председателю Мухтасибата, который после согласования на правляет ее на утверждение Председателю ДУМЕР. Председатель Махалли утверждается на должность сроком на 5 (пять) лет соответствующим указом Председателя ДУМЕР после прохождения аттестации при ДУМЕР и присвоения соответствующего духовного звания. Досрочное освобождение Председателя Махалли от занимаемой должности осуществляется соответствующим указом Председателя ДУМЕР.

5.3.2. Полномочия Председателя Махалли прекращаются досрочно в случае:

а) его смерти;

б) в связи с нарушением канонов Ислама;

в) в связи с утратой доверия Председателя ДУМЕР;

г) с выражением ему недоверия Председателем Мухтасибата или Общим собранием Махалли;

д) его отставки по собственному желанию;

е) за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

5.3.3. Председатель несет ответственность перед Всевышним Аллахом, ДУМЕР, Мухтасибатом и Махаллей за религиозно-нравственное состояние и соответствующее воспитание мусульман, укрепление их единства.

5.3.4. Председатель должен добросовестно и в соответствии с настоящим Уставом выполнять все духовные и административные обязанности.

5.3.5. Председатель:

осуществляет руководство духовенством Махалли в исполнении ими духовных и служебных обязанностей;

руководит исполнением решений и постановлений ДУМЕР, Мухтасибата и Общего собрания Махалли;

несет ответственность за проведение ежедневных пятикратных, пятничных и праздничных молитв, проведение всех необходимых обрядов на дому у верующих;

без доверенности представляет Махаллю и ее интересы в отношениях с государственными, общественными и иными организациями, физическими лицами, а также в международных связях;

ответственно распоряжается денежными средствами Махалли;

утверждает штатное расписание;

осуществляет контроль за ведением и хранением архива Махалли, делопроизводством, движением денежных и материальных средств;

формирует отчет перед Общим собранием Махалли, Советом и Мухтасибатом;

утверждает должностные оклады, условия и нормы премирования сотрудников Махалли;

решает текущие хозяйственные вопросы;

распоряжается финансовыми и материальными средствами Махалли в размере утвержденных смет;

заключает и расторгает договоры, контракты, выдает доверенности, открывает и закрывает счета в банках, выполняет финансовые операции, имеет право первой подписи на финансовых и денежных документах, подписывает отчеты;

издает приказы, принимает на работу и увольняет работников Махалли, выносит дисциплинарные наказания и поощряет работников, заключает контракты и трудовые соглашения;

определяет должностные обязанности, компетенцию и должностные оклады работников Махалли;

осуществляет контроль за состоянием мечети (молельных домов и молельных комнат);

заботится о правильном и благоговейном молении в мечети (молельном доме или молельной комнате);

созывает Общее собрание Махалли и Совет;

протокол заседания Совета подписывается Председателем Махалли и секретарем собрания.

5.3.6. Разногласия, возникающие между Председателем Махалли и Советом, представляются на соответствующее решение Председателя Мухтасибата. Данное решение Председателя Мухтасибата подлежит утверждению Председателем ДУМЕР.

5.3.7. Печать Махалли находится в распоряжении Председателя Махалли.

5.3.8. Обязанности заместителя Председателя Махалли определяются Советом и его Председателем.

5.3.9. Казначей имеет право второй подписи банковских и иных финансовых документов, осуществляет учет и хранение денежных средств, пожертвований и других поступлений.

5.4. Ревизионная комиссия :

5.4.1. Ревизионная комиссия избирается в составе председателя и двух членов Общим собранием участников Махалли сроком на 5 (пять) лет. Ревизионная комиссия подотчетна Общему собранию участников Махалли.

5.4.2. Ревизионная комиссия следит за соответствием деятельности Махалли его уставным целям и задачам, исполнением решений органов управления Махалли, контролирует эффективность использования имущества Махалли, проверяет правильность ведения бухгалтерского учета, включающего проверку наличия денежных средств, законности и правильности произведенных расходов и ведения расходно-кассовых книг, осуществляет контроль и учет всех видов пожертвований Махалли, проводит ежегодные инвентаризации, ревизии финансово-хозяйственной деятельности Махалли, рассматривает заявления и обращения священнослужителей и прихожан, отчитывается перед Общим собранием Махалли о результатах своей деятельности.

5.4.3. Ревизионная комиссия проводит ревизии не реже 1 раза в год.

5.4.4. Ревизионная комиссия вправе требовать от должностных лиц Махалли предоставления всех необходимых документов и личных объяснений.

5.4.5. Ревизия проводится в присутствии ответственных лиц, которые по окончании проверки должны быть ознакомлены с актом ревизии и подписаться под ним. При несогласии с актом ревизии указанные лица вправе принести письменные возражения и замечания с приведением обоснований и доводов.

5.4.6. П ри наличии злоупотреблений, растраты имущества и денежных средств по халатности, Ревизионная комиссия Махалли обязана предпринять все меры для полного возмещения ответственными лицами причиненного ущерба.

5.4.7. Ревизионная комиссия Махалли участвует в заседаниях Совета.

5.4.8. Копии актов ревизии направляются в Совет, Мухтасибат и ДУМЕР.

5.4.9. Право ревизии финансовой и хозяйственной деятельности Махалли также принадлежит ревизионной комиссии Мухтасибата и Центральной ревизионной комиссии ДУМЕР.

VI. ДУХОВЕНСТВО

6.1. Религиозными деятелями являются имам-хатыб, имам и муэдзин. Эти духовные лица должны отвечать следующим требованиям:

Обладать профессиональным религиозным образованием;

Иметь опыт управления в религиозной организации;

Пользоваться доброй репутацией, доверием духовенства и верующих в искреннем служении Исламу и Отечеству.

6.2. Поступления от совершения религиозных треб и обрядов духовные лица Махалли обязаны сдавать в кассу Махалли.

6.3. Имам-хатыб (с араб. «предстоятель - проповедник”) - духовное лицо, в обязанности которого входят проведение коллективных пятничных (джума-намазов) и праздничных молитв, а также административное управление мечетью/молельным домом или комнатой.

6.3.1. Духовное звание имам-хатыб присваивается лицу, прошедшему аттестацию при ДУМЕР и получившему квалификационное удостоверение.

6.3.2. Имам-хатыб организует своевременное совершение молитв, а также проведение пятничных и праздничных богослужений, обеспечивает выполнение всех общепринятых по законам Шариата обрядов, осуществляет ближайший и всесторонний надзор за религиозной деятельностью мусульман Махалли в исполнении ими духовных и служебных обязанностей.

6.4. Имам (с араб. «предстоятель, «предводитель») - духовное лицо, в обязанности которого входит руководство ежедневными обязательными молитвами.

6.4.1. Духовное звание имам присваивается лицу Указом Председателя ДУМЕР и получившему квалификационное удостоверение.

6.4.2. Имам организует своевременное совершение следующих молитв: а) обязательных ежедневных молитв (фардов), б) погребальных (джаназа), обеспечивает выполнение всех общепринятых по законам Шариата обрядов.

6.4.3. Имам в отсутствие имам-хатыба по его поручению исполняет часть его обязанностей.

6.5. Муэдзин (с араб. «муаззин» призывающий на молитву) - духовное лицо, в обязанности которого входит возглашение о времени наступления обязательной молитвы.

6.5.1. Духовное звание муэдзин присваивается лицу Указом Председателя Махалли.

6.5.2. Муадзин содействует председателю Махалли в отправлении: а) пятикратной и пятничной молитвы; б) праздничных богослужений; в) совершении обрядов на дому у верующих, на кладбищах, а также по приглашению в других местах, в соответствии с установленным порядком и действующим законодательством.

6.5.3. Муадзин ведет контроль за соответствием убранства мечети (молельного дома или молельной комнаты) для совершения молитвы.

6.5.4. Муадзин в отсутствие имама по его поручению исполняет его обязанности.

6.7. Обязанности и права духовных лиц определяются в соответствии с Положением о функциональных обязанностях религиозных деятелей ДУМЕР.

VII . СОБСТВЕННОСТЬ МАХАЛЛИ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА

7.1. В собственности Махалли могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество: необходимое для обеспечения её деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры.

7.2. Махалля обладает правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ей за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное Махалле в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

7.3. Махалля может иметь на праве собственности имущество, как на территории Российской Федерации, так и за её пределами.

7.4. На движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов.

7.5. Махалля вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, предоставляемое ей государственными, муниципальными, общественным и иными организациями и гражданами, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7.6. Источниками формирования имущества Махалли в денежной и иных формах являются:

регулярные и единовременные поступления от участников Махалли;

добровольные имущественные взносы и пожертвования;

выручка от реализации товаров, работ, услуг;

доходы, получаемые от собственности Махалли;

другие, не запрещенные законом поступления.

7.7. Годовой финансовый отчет предоставляется на утверждение Общему собранию участников Махалли по согласованию с Председателем Мухтасибата.

VIII . ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

8.1. Махалля может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания Махалли, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

8.2. Отдельные виды деятельности могут осуществляться Махаллей только на основании специальных разрешений (лицензий).

8.3. Махалля ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.

8.4. Доходы от предпринимательской деятельности Махалли не могут перераспределяться между ее участниками и должны использоваться только для достижения уставных целей.

8.5. Допускается использование Махаллей своих средств на благотворительные цели.

8.6. Махалля вправе привлекать добровольцев в целях осуществления ими безвозмездного труда в интересах Махалли.

IX. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ

9.1.Решение по вопросам внесения изменений и дополнений в настоящий Устав принимается Общим собранием участников Махалли, если за него проголосуют не менее 2/3 участников Махалли.

9.2. Изменения и дополнения в Устав Махалли подлежат согласованию с Председателем Мухтасибата, дальнейшему утверждению Председателем ДУМЕР и регистрации в установленном законодательством порядке.

X . Порядок ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Махалли

10.1. Махалля может быть ликвидирована:

по решению Совета, указанное решение подлежит обязательному согласованию с Председателем Мухтасибата и последующему утверждению Председателем ДУМЕР;

по решению суда в случае неоднократного непредставления религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, федеральных законов либо в случае систематического осуществления Махаллей деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

10.2. Общее собрание Махалли может инициировать принятие решения о выходе из структуры и юрисдикции Мухтасибата, если за данное решение проголосуют не менее 3/4 участников Общего собрания. В этом случае Махалля лишается подтверждения о принадлежности к Мухтасибату (отзыв подтверждения из регистрирующего органа), и подлежит обязательной ликвидации.

10.3. Общее собрание участников Махалли назначает ликвидационную комиссию и устанавливает порядок и сроки ликвидации.

10.4. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации Махалли.

10.5. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой Махалли, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

10.6. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается Общим собранием Махалли.

10.7. При ликвидации Махалли оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется на предусмотренные Уставом цели и задачи.

10.8. Ликвидация Махалли считается завершенной, а Махалля - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.


Зяки-хазрат Айзатуллин: «Король Саудовской Аравии дал понять, с кем работать. Все мусульмане России это видели»
Поволжье и ислам / Социум

В начале октября состоялся визит в Россию Его Величества Короля Саудовской Аравии Салмана ибн Абдул-Азиз Аль Сауда (Саламан) , который многие уже назвали историческим. Делегация во главе с монархом прибыла с планом, который включил в себя амбициозные предложения о сотрудничестве во многих областях: политике, экономике, торговле, инвестициях, научных исследованиях. Ещё


Муфтий, председатель РДУМ РМ при ЦДУМ России Зяки-хазрат Айзатуллин


Гораздо менее замеченной осталась прошедшая 7 октября в саудовском посольстве встреча короля с лидерами российских мусульман, посвящённая борьбе с экстремизмом и терроризмом, которая состоялась по инициативе гостей.
В предварительном анонсе на сайте Духовного управления мусульман Крыма было заявлено следующее: «В рамках визита короля Салмана запланированы его встречи с представителями мусульманского духовенства России, в ходе которых речь пойдёт, в частности, об обмене опытом в сфере противодействия религиозному экстремизму… Представители российского и аравийского духовенства обсудят вопросы взаимодействия в сфере образования, воспитания молодёжи, а также поиска путей по предотвращению усиления радикальных исламских группировок».


___


Как сообщили СМИ уже после состоявшейся аудиенции: «В ходе встречи король подчеркнул высокую значимость сотрудничества и диалога между представителями разных религий и культур для укрепления принципов взаимного прощения, борьбы с крайностями и экстремизмом, достижения безопасности и мира во всём мире».

Важность данной беседы подкрепляется тем, что король Саудовской Аравии носит высокий титул хранителя двух святынь: священных мечетей в Мекке и Медине. Таким образом, он имеет самое непосредственное отношение к религии, как, например, носивший официальный статус защитника веры монарх Британской империи или даже глава Церкви - в Российской империи.

Кроме того, известно, что Саудия наряду с Арабскими Эмиратами является одной из самых богатых мусульманских стран. А значит, финансовым и идеологическим донором остального исламского мира, на который ориентируются верующие. О сигналах, которые были обозначены королём Салманом в ходе визита в Россию, мы поговорили с муфтием, председателем Регионального духовного управления мусульман Республики Мордовия при ЦДУМ России Зяки-хазрат Айзатуллиным .

Для мусульман России этот визит очень важен, - говорит Айзатуллин. - Вместе с королём приехали представители Саудовской Аравии, более тысячи человек. Прежде всего я думаю, что эта встреча помогла выявить и озвучить проблемы российских мусульман. Мы, мусульмане России, пока имеем мало знаний, не всегда действуем так, как завещал нам пророк, как жили наши предки. Тем более что мы живём в многонациональном государстве. Российские мусульмане порой не знают, как встроиться в разноплановое общество. В итоге возникают проблемы, которые характерны не только для России, но и для Европы и всего мира. У мусульман Мордовии тоже есть проблемы: нет своего кладбища, разногласия в связи с введением школьной формы.


Верховный муфтий России, глава ЦДУМ Талгат Таджуддин


- В современном обществе действительно много разногласий, и каждый вправе выражать своё мнение, другое дело, что при этом мы руководствуемся нормами закона. Как известно, Король Саудовской Аравии принял Верховного муфтия России, главу ЦДУМ Талгата Таджуддина . Таджуддин «от имени исламских деятелей России по праву старшинства» (как сообщает официальный арабский канал Saudi Press Agency (SPA)) получил место рядом с королём и произнёс речь. Это показало, что именно лидера этого федерального исламского объединения хранитель двух святынь признал равноправной стороной в диалоге.

Только что ко мне приходили наши старейшины. Отмечу, что многие пожилые люди (а возраст в исламе очень чтят) ревностно соблюдают традиции. Но молодёжь всё дальше уходит от заветов. Считают, что им это не нужно. Верховный муфтий России, глава ЦДУМ Талгат-хазрат Таджуддин является приверженцем традиционного ислама. Его избрание проходило ещё при Брежневе, в 80-х годах. Он в то время часто летал в Саудовскую Аравию и хорошо знал отца действующего сейчас короля. СССР и КСА были союзниками. В трудные 90-е годы, когда Америка попыталась нас поссорить, Талгат Таджуддин многое сделал, чтобы связь между двумя государствами не порвалась. Таджуддин проводил долгосрочные переговоры, убеждал представителей арабской стороны, что ни в коем случае нельзя прекращать взаимодействие с Россией. Призывал не верить американской стороне, которая попытается использовать арабский мир в своих целях. Но американская разведка тоже не дремала, в итоге у них получилось максимально ослабить наше влияние в арабских странах, прервать экономическое взаимодействие наших держав.

Сейчас Саудовская Аравия и Россия признали, что это была ошибка. В том числе и при участии Талгата Таджуддина аравийцы поняли, что сотрудничество с американцами выгодно только для Америки. Сейчас это начинает понимать и Турция.


Председатель ДУМ РФ Равиль Гайнутдин


Тут стоит отметить, что таджуддиновское ЦДУМ, хотя и старейший муфтият, не является аналогичным РПЦ монополистом в своей духовной сфере. В европейской и азиатской части России также с 1994 года действует ДУМ РФ Равиля Гайнутдина. Примечательно, что накануне приезда короля в Москву муфтий Гайнутдин дал интервью Первому информационному телеканалу Саудовской Аравии, где представился лидером российских мусульман. Очевидно, он также претендовал на то, чтобы представлять умму России на встрече с королём. Как можно объяснить, что король встретился с Главой ЦДУМ Таджуддином, при этом манкировав представителя ДУМ РФ Равиля Гайнутдина?

По неподтверждённой информации, во время визита короля муфтий Гайнутдин настаивал на личной встрече с ним, но получил отказ. В свою очередь, нежелание саудовского короля посещать главную мечеть России могло быть связано именно с её принадлежностью к Гайнутдину и нежеланием монарха встречаться с этим муфтием.


Ответ на вопрос вполне может быть связан с тем, что на прошедшей в прошлом году в Грозном Всемирной исламской конференции были приняты фетва (богословское заключение) с осуждением исламских радикалов (ИГИЛ*, салафитов или ваххабитов, «Хизб ут-тахрир»*, «Братьев-мусульман»*) и обращение к президенту России с призывом вести с ними жёсткую борьбу.

После этого муфтий Гайнутдин и сопредседатель СМР саратовский муфтий Мукаддас Бибарсов обрушились с критикой на «грозненскую фетву», пытаясь под разными предлогами убедить всех в её нелегитимности и ненужности. Это вызвало резкий ответ муфтия Чечни в адрес Гайнутдина: «Невольно создаётся впечатление, что вы и возглавляемый вами Совет муфтиев России занимаетесь потворством радикализму и ваххабизму в нашей стране». В Саудовской Аравии это, скорее всего, заметили. И сделали выводы.

Очевидно, что защищать ваххабизм в России, как это было в 1990-2000-е годы, арабы больше не намерены. Не так давно достоянием гласности стало похищение с последующим требованием огромного выкупа членов королевской саудовской семьи представителями действующих в Сирии бандформирований. Внутри королевства также не всё спокойно: каждый год вскрываются террористические заговоры исламистов, опирающиеся на проповеди радикальных имамов в мечетях. Если раньше казалось, что радикалы могут стать удобным инструментом для смены режимов в других странах (от Афганистана до Сирии), то затем террористы стали угрозой и для династии Аль Саудов.

В Саудии, созданном некогда ваххабитами королевстве, наметились заметные изменения и в вероучении - в июле 2016 года вице-спикер Консультативного совета королевства Мухаммад аль-Жефри заявил в Европарламенте: «Религиозных ценностей, которые принято называть ваххабизмом, у нас в стране нет». А в конце того же года в Саудовской Аравии впервые провели на государственном уровне Мавлид, рождество пророка Мухаммеда - праздник, который салафиты резко отвергают как «нововведение».

Зяки-хазрат, вы говорите о проблемах, но у граждан России возникают не то что проблемы, мы просто не чувствуем себя в безопасности от того, что в отдельных районах республики усиливаются радикальные настроения среди мусульманского сообщества.

О каких-то угрозах в адрес соотечественников не может быть и речи! - ответил на это Зяки Айзатуллин. - Да, в 90-х годах в период разгула бандитизма различные криминальные группировки вели между собой войну, но теперь не те времена.

Есть информация, что некоторые молодые мужчины из села Белозерье Ромодановского района поехали воевать в Сирию на стороне запрещённых в РФ бандформирований, таким образом «прославив» Мордовию как поставщика террористических новобранцев. По информации наших источников, они поддерживали связи с ДУМ РФ Равиля Гайнутдина…

Говорят, что уехало 200 человек! И именно из Белозерья ехали убивать. Но позвольте, ведь эти люди уехали не в один момент! Их вербовали, они собирались, готовились, прощались с родственниками… А где были служители закона, которые получают зарплату за то, чтобы пресекать такие действия на корню! Почему они этого не сделали? Тем, кто поехал воевать, не только разрешили выехать - создаётся впечатление, что им помогли это сделать!

У меня был дед Хамза, он учился в медресе ещё до революции, в городе Касимов Рязанской области. Он до последнего дня жизни работал имамом. Мой отец работал имамом ещё при СССР и является имамом до сих пор. Я рос в глубоко духовной семье и о каких-то других духовных течениях ислама не слышал и не знал. То, чему меня учили, - это ислам, который сложился ещё до революции 1917 года.

Естественно, мы осуждаем терроризм, - подчёркивает Зяки Абдулкаримович. - А радикальные течения и терроризм формируются от недостаточности знаний. И радикалы восполняют этот пробел непонятно где. И когда они становятся террористами, полиция приходит почему-то ко мне! Как я могу отвечать за людей, которых не контролирую? Они где-то учатся, им что-то внушают, вводят в заблуждение. А я должен нести ответственность?

Равиль Гайнутдин - ученик Талгата Таджуддина, работал его замом. Но в 90-е годы они разошлись во взглядах, - возвращается к теме вопроса Айзатуллин. - Гайнутдину помогли организовать свою организацию. Могу сказать, что ему очень в этом помогли тогдашний министр иностранных дел Андрей Козырев и мэр Москвы Юрий Лужков.

А для чего? - ставит вопрос Зяки-хазрат. И сам же на него отвечает - чтобы был конфликт между мусульманами.

Стоит указать, что 8 октября на встрече с представителями российских СМИ глава МИД Саудовской Аравии ясно заявил об усилиях его страны в борьбе с нетрадиционным и радикальным исламом: «Мы не позволим никому распространять идеологию ненависти, финансировать эту идеологию или терроризм. Мы очень строги в этом отношении: отстранили несколько тысяч имамов из мечетей за экстремизм, модернизируем нашу систему образования, чтобы исключить возможность неверного понимания текстов».

Укрепит ли ваших единоверцев в неприятии экстремистских проявлений политика короля Саудовской Аравии, который помимо прочего предпочёл диалог исключительно с муфтиями, ранее показавшими себя последовательными борцами с исламским радикализмом?

Встречу с Талгатом Таджуддином король Саудовской Аравии посчитал достаточной. Он дал понять, с кем работать. Все мусульмане России, в том числе Мордовии, это видели.
_______

* Запрещены на территории РФ.