Православный духовный центр в париже. В париже торжественно открыт российский духовно-культурный православный центр. Конкурс на лучший архитектурный проект

В самом сердце Парижа большое историческое событие - торжественная церемония открытия Российского духовно-культурного православного центра. Грандиозный проект, в котором соединились и русская душа, и французский шик - Центр как символ духовных связей двух народов. Приветственное послание направил участникам церемонии в Париже президент России.

Владимир Путин уверен: Центр займет достойное место в ряду культурных достопримечательностей Парижа, а его деятельность послужит сохранению традиций дружбы и взаимного уважения, которые связывают россиян и французов.

Желающих увидеть историческое событие своими глазами было больше, чем могли предположить организаторы. Общественные деятели, писатели, депутаты, эмигранты, политики - и русские, и французы. Рядом с министром культуры Мединским - мэр Парижа Анн Эдальго. Аплодисменты, восторженные отзывы и бурные обсуждения. Невероятный проект стал реальностью. В центре Парижа православный собор. В граните и мраморе - на века.

Камень из Бургундии - из такого же построен Нотр-Дам-де-Пари, до Эйфелевой башни 600 метров. Еще несколько лет назад проект центра казался амбициозным, несбыточной мечтой. Но все состоялось, центр открылся, и сегодня сюда впервые пустили журналистов и гостей. Здесь невероятно легко, просторно, много воздуха. Центр - это не одно здание, а целый комплекс строений, и в сердце православный храм - пятиглавый, пятикупольный собор в Париже, который виден отовсюду.

От гордости буквально светился, главный архитектор Жан-Мишель Вильмотт сегодня принимал поздравления. Его проект и французская, и российская сторона приняли с воодушевлением. Собор и здания вокруг построили за полтора года. Сложное архитектурное решение, в котором православные каноны сочетаются с уникальной парижской архитектурой и современными технологиями. К примеру, купола сделаны из стекловолокна с неограниченным сроком службы, при этом покрыты сусальным золотом.

«Посмотрите, как четыре строения вписываются в квартал. Ничего не было сделано случайно. Собор расположен на одной оси с дворцом Альма, который мы заново для себя открываем. Все фасады же выходят на авеню. Это продолжение города», - поясняет Жан-Мишель Вильмотт.

По масштабам центр сравнить с чем-то сложно. До этого самым значимым и грандиозным российским сооружением еще царских времен считался Мост Александра III.

«Этот проект действительно уникальный. Я уверен, что это будет одно из любимых мест посещения не только наших соотечественников, не только православных, приезжающих в Париж, но я думаю, что это будет одно из любимых мест взаимного общения, посещения гостей Парижа, французов, наших друзей», - сказал министр культуры РФ Владимир Мединский.

«Этого момента мы ждали долгие годы. Была очень напряженная работа, чтобы построить этот замечательный центр. И вот двери его открываются. Это праздник на нашей улице, праздник на парижской улице. Этот центр, безусловно, станет украшением Парижа», - рассказал Чрезвычайный и Полномочный посол РФ во Франции Александр Орлов.

Еще недавно русская община в Париже собиралась в подвале велосипедной фабрики. Величественный храм на берегу Сены - символ духовных связей двух наций. Здесь будут встречаться, обсуждать и открывать для себя Россию французы. Центр - еще и место культурного паломничества.

«Культура и духовность или религия как часть культуры - самое важное, что существует. Оно важнее политики, экономики и всего. Я думаю, что событие, которое сейчас происходит, с одной стороны показывает, как это важно, а с другой стороны показывает, как важно не ломать эти связи. И как плохо, если их иногда даже пытаются использовать в политических целях», - сказал генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Эрмитаж и Пушкинский музей привезли в Париж в эти дни грандиозную выставку. Без преувеличения. В выставочном комплексе недалеко от Российского центра культуры - Пикассо, Матисс, Ван Гог. Спустя век коллекция Щукина, поделенная революционерами на два музея, воссоединилась. Его внук, француз по рождению, накануне открытия с волнением обходит залы.

"Четыре месяца, чтобы это увидеть, что вы никогда не увидите, даже несмотря на факт, что картины будут возвращаться к вам, что они будут висеть в Эрмитаже и в Пушкинском, но это совершенно не это ощущение, совершенно другое", - уверяет внук С.И. Щукина Андре-Марк Делок-Фурко.

"Это одна коллекция, которая существует в двух чудесных музеях, правда. Но соединение ее - это тоже очень важная часть того долга, который мы отдаем Щукину. И особенно здорово, что это происходит здесь, в Париже, на родине тех художников, которые, собственно, и являются сердцем этой коллекции", - отметила директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

Русские сезоны. Так и напрашивается сравнение, глядя на список российских событий в Париже. Сразу после открытия Культурного центра в первый же его рабочий день здесь Конгресс русской прессы под эгидой ТАСС. В зале собрались делегаты из 60 стран.

«Давно такого не было, когда совершенно неправильно, совершенно извращенно подается информация о нашей стране, о наших действиях, о наших идеях. Замалчивается хорошее, на первый план выходит все негативное. Давно такого не было, и наша задача как раз перебороть это. И русскоязычная пресса здесь будет в первых рядах», - подчеркнул президент Всемирной ассоциации русской прессы Виталий Игнатенко.

Здесь будут проводить выставки, концерты, здесь будут в том числе и французские дети изучать русский язык, здесь будут молиться. А сам архитектурный образ строений французские политики уже называют символом открытости. Таким Российский центр в Париже и задумывался.

В километре от Эйфелевой башни на берегу Сены со среды, 19 октября, открылось «окно из Парижа»: русский духовно-культурный центр и Свято-Троицкий собор. Отныне почувствовать себя на русской земле можно в самом сердце французской столицы: комплекс находится на пересечении набережной Бранли и авеню Рапп.

Центр является частью посольства РФ во Франции, попасть туда, впрочем, могут не только россияне, но и граждане других государств по паспорту. Для соотечественников в ближайшем будущем также должны заработать выставочные пространства и аудитория на 200 человек, зоны отдыха с библиотекой и кафе, начальная школа на 150 учеников и, конечно же, 36-метровый православный храм. Символично, что путь к храму лежит через Франко-Российскую авеню, названную так еще в 1911 году.

Открывать культурный центр должен был президент РФ Владимир Путин, но он свой визит в последний момент , так что за него отдувалась делегация во главе с министром культуры РФ Владимиром Мединским и российским послом во Франции Александром Орловым. Мединский на церемонии открытия зачитал приветствие президента: «Создание этого уникального комплекса стало зримым свидетельством прочности российско-французских культурных и гуманитарных связей, обоюдного стремления народов наших стран к конструктивному диалогу и сотрудничеству». В свою очередь

представитель патриарха Кирилла пообещал, что «в этом храме будет совершаться ежедневная молитва о России, о Франции и о дружбе между нашими народами».

Франко-российские связи в контексте строительства центра в 7-м округе Парижа выглядят довольно запутанными. Впервые о строительстве заговорили шесть с половиной лет назад. Тогда Россия, обогнав Саудовскую Аравию и Канаду по щедрости бюджета, выкупила 4245 кв. м элитной парижской земли по самому высокому тарифу. Был объявлен конкурс на проект центра, который выиграл архитектор Нуньес-Яновской и московское бюро «Арчгрупп».

Фоторепортаж: Российский духовно-культурный православный центр в Париже

Is_photorep_included10259213: 1

По проекту здание выглядело как «церковь-волна» из стекла и бетона, и, по словам экс-президента Франции Жака Ширака, оно должно было стать «мостом, связывающим народы в духовном плане». Но несмотря на то, что договоренность о реализации проекта была подписана президентами Дмитрием Медведевым и Николя Саркози, «волна» никаким мостом не стала. Бывший мэр Парижа Бертран Деланоэ запротестовал от лица всех парижан, так что, дабы «не портить внешний вид Парижа и не затмевать Эйфелеву башню», проект было решено пересмотреть.

Спустя три года уже новые президенты обеих стран договорились и о новом архитекторе, и о новой дружбе, символизировать которую должен храм. Французский зодчий Жан-Мишель Вильмотт, неоднократно работавший в России, реализовал проект значительно скромнее и меньше по площади (здания занимают лишь половину земельного участка). Весной 2015 года началось строительство: проект оценивается в €170 млн. Помешать процессу тогда попытались бывшие акционеры ЮКОСа, заявившие свои права на лакомый кусок земли. Однако участок, обладающий дипломатическим иммунитетом, по окончательному решению французского суда оказался целиком и полностью в распоряжении российского правительства.

Набережные Сены признаны частью всемирного наследия ЮНЕСКО, поэтому фасад Свято-Троицкого собора с его пятью золотыми куполами автоматически становится культурным символом города.

Архитектор Вильмотт взял за основу Успенский собор в Москве, однако был вынужден заменить блестящее золото луковичных куполов матовым,

а фасады отделать бургундским камнем, применяемым для строительства знаковых зданий столицы Франции.

Новый мэр Парижа Анн Идальго согласилась на такое количество золота в своем городе в первую очередь из-за того, что Московский патриархат ранее вынужден был ютиться в маленькой церквушке. Храм Трех Святителей в малопримечательном 15-м округе на улице Петель был переделан из гаража и никак не вмещал православных парижан, которых с каждым годом становилось все больше и которые были вынуждены стоять на улице во время церковных праздников. В свою очередь собор Александра Невского на улице Дарю в 8-м округе Парижа существует уже более двух веков и без проблем может вместить Константинопольский патриархат. Однако храм, воспетый поэтами эмиграции, витриной современной России все же никак не назовешь.

Простые французы, знающие по-русски, как правило, три слова — «Путин», «водка», «олигарх», при этом мало знакомые с православной культурой, характеризуют новый центр все теми же словами: «храм Путина, деньги олигархов». Впрочем, наши соотечественники, посещающие собор Александра Невского или еще около 20 существующих церквей и соборов на территории Парижского региона, также относятся к новому центру с негодованием, называя его в беседах с «Газетой.Ru» храмом роскоши.

Эксперт в области религии Жан-Франсуа Колосимо и вовсе сравнил духовный центр с чем-то громоздким и неуместным:

«Еще недавно этот проект я назвал бы подарком на свадьбу, но этот подарок со временем стал совсем ненужным, маргинальным, даже лишним и мешающим».

Видный историк в области православия Антуан Аржаковский считает проект культурного центра на набережной Бранли «странным и неоднозначным». Несмотря на то что церковь и государство в России разделены, новый храм «смешивает религию и политику в двух шагах от Елисейского дворца и министерства иностранных дел», заявляет Аржаковский.

Также некоторые французские СМИ, отдавшие первые полосы 11 октября фотографиям Владимира Путина и статьям об отмене визита российского президента, сегодня отмечают , что «культурный центр вместо символа русско-французской дружбы стал скорее символом ссоры».

По соседству на набережной Бранли находится Музей примитивного искусства народов Африки, Азии, Океании и Америки. Для полного разнообразия культур не хватало только Восточной Европы. Теперь же набережная одного из самых престижных районов Парижа открывает полную перспективу культур, где Россия — впереди планеты всей.

Французы ассоциируют золотые купола нового православного храма в первую очередь с мощным влиянием российского президента на мировую общественность. Местные СМИ пишут, что «Владимир Путин установил в сердце Парижа православный храм, сообщив тем самым о том, какое место занимает его страна в мире». Другие же СМИ откровенно называют Свято-Троицкий собор «новым Кремлем на Сене», «храмом Путина» или «храмом пропаганды». Французские эксперты также утверждают , что «вседозволенность российского правительства не имеет границ», а возведение храма «не имеет ничего общего с религией, а исключительно с дипломатией».

Одним лишь утешаются «обиженные Путиным» французы: на месте православного храма могла бы уже давно возвышаться очередная мечеть, ведь именно Саудовская Аравия больше всех претендовала на участок, к которому ведет Франко-Российская авеню.

19 октября 2016 года на набережной Бранли в Париже состоялась церемония открытия кафедрального соборного храма Живоначальной Троицы и Российского духовно-культурного центра.

В мероприятии приняли участие министр культуры Российской Федерации В.Р. Мединский, руководитель , директор Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге М.Б. Пиотровский, мэр Парижа Анн Идальго, Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации во Франции А.К. Орлов, мэр 7-го округа Парижа Рашида Дати, Госсекретарь Франции по взаимоотношениям с Парламентом Жан-Мари Ле Ген, генеральный директор строительной компании-подрядчика Bouygues Bâtiment Бернар Мунье, главный архитектор Центра Жан-Мишель Вильмотт, французские политики, дипломаты, общественные деятели, представители деловых кругов и научно-образовательной сферы, духовенство , потомки русской эмиграции, прихожане православных храмов Парижа, представители российских, французских и британских средств массовой информации.

В начале церемонии министр культуры Российской Федерации В.Р. Мединский и епископ Богородский Антоний перерезали символическую ленту у входа в духовно-культурный центр.

На торжественном заседании В.Р. Мединский огласил приветствие Президента России В.В. Путина, в котором лидер российского государства выразил уверенность в том, что центр займет достойное место в ряду культурных достопримечательностей Парижа, а его деятельность послужит сохранению и упрочению добрых традиций дружбы и взаимного уважения, издавна связывающих россиян и французов.

Епископ Богородский Антоний передал собравшимся приветствие от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Владыка подчеркнул, что присутствие Русской Православной Церкви во Франции имеет давнюю историю, и завершение строительства кафедрального храма в Париже стало долгожданным событием для многочисленной паствы Московского Патриархата, которая до сего времени совершала богослужения в небольшой церкви, занимающей подвальные помещения жилого дома на улице Петель. Архипастырь подчеркнул, что храм Живоначальной Троицы станет еще одним видимым символом российско-французской дружбы, а в его стенах будет возноситься неустанная молитва о благостоянии России и Франции.

Главный архитектор духовно-культурного центра Жан-Мишель Вильмотт рассказал об архитектурных особенностях духовно-культурного комплекса, возведенного на набережной Бранли, а мэр 7-ого округа Парижа Рашида Дати о том, что проект возведения православного храма в сердце Парижа снискал безоговорочную поддержку у жителей одного из престижнейших округов французской столицы.

С приветственными словами также выступили мэр Парижа Анн Идальго, госсекретарь Жан-Мари Ле Ген и генеральный директор Bouygues Bâtiment Бернар Мунье. Последний в завершение своего выступления передал в дар духовно-культурному центру рояль.

По окончании официальной части министру культуры В.Р. Мединскому, послу А.К. Орлову и епископу Богородскому Антонию были вручены памятные медали с изображением духовно-культурного центра.

Затем состоялся показ краткометражного фильма о строительстве духовно-культурного центра, после чего высокие гости ответили на вопросы журналистов.

По окончании интервью В.Р. Мединский и епископ Антоний посетили Троицкий собор. Перед высокими гостями с небольшим концертом выступил хор учащихся Парижской православной семинарии.

Высокие гости также осмотрели несколько экспозиций, размещенных в выставочных залах духовно-культурного центра.

В этот же день в Посольстве Российской Федерации во Французской Республике был дан праздничный прием по случаю открытия Российского духовно-культурного центра.

Российский духовно-культурный центр (Париж)

Российский духовно-культурный центр (фр. Centre Spirituel et Culturel Russe ) в Париже - планируемый к строительству комплекс зданий, будущее место проведения культурных мероприятий русского сообщества в Париже , пространство для ознакомления парижан с русской культурой. Строения центра разместятся по адресу: Франция, г. Париж, набережная Бранли , д.1. Организатор: Управление делами Президента Российской Федерации .

Конкурс проекта

На финале конкурса проектов право авторской презентации своих работ получили 10 из более чем ста претендентов. Соискатели должны были предложить свое видение будущего центра, который должен включить в себя православный храм, семинарию , библиотеку, аудитории для проведения встреч русской общины и знакомства парижан с православной культуры.

Описание центра

Российский духовно-культурный центр в Париже задумывался авторами, как многофункциональный культурно-зрелищный духовно-воспитательный комплекс, основным предназначением которого является создание более благоприятных условий для культурной самоидентификации русскоязычного населения во Франции и на юго-восточных границах России.

Комплекс российского духовно-культурного центра будет состоять из трёх основных зон расположенных вокруг Православного Храма - Кафедрального собора Русской Православной Церкви в Париже и центрального сада.

Православный Храм

Центральным элементом Российского духовно-культурного центра является Православный Храм. Основной вход в него расположен с западной стороны из большого сада-сквера разбитого в центральной части участка. Храм приподнят на цокольном этаже, площадь вокруг храма используется для проведения крестных ходов .

В цокольном этаже под зданием Храма расположен нижний Храм, который вместе с основным Храмом может использоваться для проведения обрядов крещения, свадебных и траурных церемоний. Подъезд к собору будет со стороны Дворца Альма через ворота между корпусами. Внутреннее убранство храма будет соответствовать православным канонам. Стены Храма планируется расписать фресками иконописного стиля. В нишах наружных фасадов предлагается исполнить мозаичные панно в византийской и древнерусской традиции.

Центральный сад

Центральный сад по проекту расположен сразу за главным входом на территорию духовно-культурного центра и расположен на нескольких террасах, постепенно понижающихся к Дворцу Альма и обрамляющих соборную площадь перед южным и западным фасадами Храма.

Здание на набережной Бранли

По проекту новое здание на набережной Бранли будет включать в себя многофункциональный зал для проведения концертов выставок, приёмов и конференций. Здание на набережной Бранли органично связано с комплексом зданий выходящих на бульвар Рапп в единый функциональный комплекс обеспечивающий культурно-просветительскую деятельность и обучение и популяризацию русского культурного и духовного наследия.

Здание на углу бульвара Рапп и Университетской улицы

Здание на углу бульвара Рапп и Университетской улицы планируется реконструировать и приспособить под административные, жилые, учебные и деловые функции. Этот блок помещений центра будет иметь независимый вход с угла Университетской улицы и бульвара Рапп.

19 октября в Париже для первых посетителей открываются двери Российского православного духовно-культурного центра. Комплекс зданий, жемчужиной которого стал пятиглавый собор Святой Троицы, возводился на набережной Бранли в историческом центре французской столицы с 2014 года.

Об истории проекта и ходе его реализации - в материале ТАСС.

"Проект всех парижан"

Участок для строительства Центра Управление делами президента РФ приобрело в 2010 году. В тендере на его покупку Россия обошла Канаду и Саудовскую Аравию. Непосредственные работы по возведению комплекса начались в 2014 году.

На территории общей площадью 4,2 тысячи квадратных метров разместились сразу четыре объекта. Помимо православного храма в корпусах центра будет работать выставочный центр, школа, а также здание епархиального управления с концертным залом и жилыми помещениями для священников и сотрудников культурной секции посольства России.

Перед авторами проекта стояла сложная задача вписать новое здание в архитектурный пейзаж, являющийся частью всемирного наследия ЮНЕСКО. Ведь рядом находятся Эйфелева башня - самый посещаемый во Франции туристический объект, а также исторические дворцы и музеи, отмечает мэр 7-го округа Парижа Рашида Дати.

"Символично, что всего в нескольких сотнях метров выше по течению Сены ее берега связывает знаменитый мост Александра III", - сказал Дати. Мост через главную водную артерию столицы, считающийся самым красивым в Париже, был сооружен в 1896-1900 годах в ознаменование союза Франции и России, у истоков которого стоял этот русский царь.

Здесь же, неподалеку от строительной площадки православного центра проходит Франко-Российское авеню, названное так в прошлом столетии в знак дружбы между двумя народами. Теперь эта дорога ведет к Храму.

"Продолжение города"

Центр расположен на месте бывшей штаб-квартиры французской национальной метеорологической службы Meteo-France. До 2010 года ее головное подразделение занимало несколько тяжеловесных административных корпусов, построенных сразу после Второй мировой войны в период с 1948 по 1950 годы. Здания метеобюро были полностью снесены после перехода земли в российское владение. В результате открылся вид на расположенный по соседству старинный дворец Альма, часть которого долгое время была скрыта от взора прохожих за грузными стенами штаб-квартиры Meteo-France.

Выбор архитектурного проекта занял несколько лет. На конкурсе в 2011 году победил макет испанского зодчего Мануэля Нуньес-Яновского. Но его концепция не устроила мэрию Парижа. Власти города пришли к выводу, что в таком виде Центр будет диссонировать с градостроительным ансамблем.

Автором нового проекта стал выдающийся французский архитектор Жан-Мишель Вильмот. В своей работе он, среди прочего, руководствовался желанием сохранить вновь открывшуюся перспективу на дворец Альма, стараясь максимально органично вписать новый комплекс современных зданий из стекла и металла в ткань исторической застройки этой части Парижа.

Жан-Мишель Вильмот

Посол России во Франции Александр Орлов убежден: открытие православного центра на набережной Бранли станет знаковым событием для русского зарубежья.

Александр Орлов

Над материалом работали:

{{role.role}}: {{role.fio}}

Фотографии обложек: AP Photo/Christophe Ena, Доминик Бутен/ТАСС. Также использованы фотографии EPA/HORACIO VILLALOBOS, AP Photo/Remy de la Mauviniere.