Краткий пересказ возникновение искусства и религиозных верований. Возникновение религии и искусства в первобытном обществе. Проверка домашнего задания

Многое в окружающем мире было для первобытного человека таинственным и пугающим. Люди считали, что земля, вода и небо населены богами и духами, которые управляют явлениями природы и жизнью самих людей. Так около 200 тыс. лет назад зародилась религия. Именно к тому периоду относятся древнейшие следы заупокойного культа. Археологи открыли захоронения, в которых костяки ориентированы по направлению восток-запад. Они посыпаны охрой, символизирующей цвет жизни??? Зубов говорил – «как кровь»??..., а на надгробных холмиках была обнаружена пыльца хвойных растений и цветов, которыми покрывали могилу, во время прощания с умершим. Все это свидетельствует о зачатках религиозных верований, появившихся у первобытного человека.

Дальнейшее развитие религиозных верований привело к утверждению в эпоху верхнего палеолита у человека современного вида развитых форм первобытной религии:

o Тотемизм (вера в то, что существует мистическая связь между человеком и некоторым классом объектов окружающей человека природы)

o Фетишизм (религиозное поклонение материальным предметам - фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства)

o Анимизм (вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы)

o Магия (одна из древнейших форм религиозности, элементы которой содержатся в религиозных традициях большинства народов мира)

Мантика – практика гаданий и предсказаний, с целью узнать волю богов

Восприятие первобытных верований по отдельности, в отрыве от иных, невозможно - все они были тесно связаны между собой.

Т.е. = человек признавал главенство над собой высших сил, нематериального мира, которому подчинен мир повседневного существования людей.

Считалось, что некоторые люди, которых называют шаманами, способны общаться с богами. Шаманы руководили совершением специальных обрядов. Люди исполняли ритуальные танцы, произносили заклинания, полагая, что таким образом можно отогнать злых духов и призвать на помощь добрых.

Элементы культуры, пусть и в зачаточном виде, возникли одновременно с человеком.

Видимо, какие-то простые формы танца, пения, музыки были из­вестны и питекантропам, и неандертальцам. Их зачатки в инстинктивных формах можно найти даже у обезьян: они могут ритмично раскачивать­ся и издавать как бы в такт звуки. Но только в конце древнего каменного века у людей появилась потребность и возможность изображать, рисовать, вырезать.

· + Мифы – попытка найти ответы на главные вопросы бытия, происхождения человека, жизни и смерти, составление картины мира.

Но только с появлением примерно 40-35 тыс. лет назад homo sapiens sapiens, человека современного вида, и вместе с ним родовой общины культура первобытного общества достигает своего наивысшего развития. Наконец появляется художественное творчество, и духовная культура приобретает завершенные формы.

Первые элементы худо­же­ст­вен­но-образного мышления человека относятся к эпохе Ориньяк-Солютре в верхнем палеолите, 35-20 тыс. л.н.. Первыми попыт­ка­ми что-то изобразить было нанесение зигзагообразных полос или отпечатков руки на каменную поверхность. Затем появляются круглая скульптура из глины и кости, рисунок охрой, мергелем или сажей и изображения, выполненные с по­мощью кремневого резца.

Женщины - первые представители человеческого рода, которых стали изображать. В пещерах сохранилось несколько таких рисунков. Чаще предпочитали делать их скульптурные изображения. Это были маленькие, помещавшиеся на ладони фигурки из бивня мамонта, кости, камня, специально приготовленной глиняной массы. Обычно женщин изображали полными и обнажёнными - матерями, имевшими много детей. Но встречаются и фигурки стройных, изящных женщин, как будто не испытавших ещё тягот и радостей материнства. Это - молодые охотницы, такие же ловкие, как и мужчины, хотя и не такие сильные. По всей вероятности, фигурки женщин использовали в обрядах и носили как амулеты.

Творения, созданные рукой первобытного художника, порой были не только произведениями искусства, но и религиозно-магическими сим­волами.

Своего расцвета живопись в первобытном обществе достигает в эпоху Мадлен (20-10 тыс. л.н.). В это время животных изображали с большим мас­тер­ством, почти в натуральную величину, и искусно раскрашивали. Поразительные по совер­шенству, меткости наблюдений изображения жи­вотных - бизонов, лошадей, мамонтов - нано­сили на стены и низкие потолки пещер в Испании, на юге Франции, на Урале.

Так возникло искусство – образ. Но сложных композиций первобытный человек создавать еще не мог.

В последующую эпоху мезолита многоцветные изображения сменяются схема­тич­ны­ми и во многом условными рисунками животных и людей. Но в этот период человек усложняет рисунок и появляется искусство-ритм, что позволяет наконец многофигурные рисунки объединять в композиции, часто посвященные сюжетам на тему охоты. Отход от реалисти­чес­ких изображений был обусловлен тем, что, познав с помощью художествен­ного образа единичные объекты окружающего мира, первобытный человек перешел через сложную композицию к постижению другой проблемы: что есть он, человек, в этом мире.

Итак, при помощи искусства и художественных образов первобытные лю­ди познавали окружающий мир и постигали тайны многогранной и слож­ной жизни. Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества.

1.обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления

2.продолжить формирование умений рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты;

3.воспитывать чувство прекрасного.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: учебник, презентация «Возникновение искусства и религиозных верований», рабочая тетрадь по истории Древнего мира выпуск 1.

Ход урока

I. Организационный момент

2. Повторение пройденного материала.

В течении нескольких уроков мы с вами изучали жизнь первобытного человека. Давайте

вспомним, что мы с вами узнали. Сейчас, чтобы настроиться на дальнейший урок, мы

немного поиграем.

1.Игра-разминка. Я буду задавать вам вопросы и мы посмотрим кто более грамотно и полно

будет давать ответы.

Слайд 2

1.Тестирование

2.Подготовьте развернутый ответ на вопрос «Что помогло первобытным людям выжить в новых природных условиях?». Для этого вспомните:

    Какие природные изменения произошли на земле примерно 100 000 лет назад?

    Как изменился животный мир?

    Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?

    Что называется родовой общиной?

Сделайте вывод.

Примерный ответ учащегося: Примерно 100 тыс. дет назад, на земле произошло сильное

похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник. В этих новых

природных условиях человек выжил потому, что научился пользоваться огнем, рыть

землянки, освоил пещеры, начал шить одежду. Животный мир изменился тоже. Появились

более мелкие животные, охотиться на которых было сложнее. Поэтому человек придумал

лук и стрелы. А так же люди стали родовыми общинами, т.е. коллективами родственников,

имеющих все общее.

3. Решение творческих задач с классом

Слайд 3 Алгоритм решения творческих задач .

Задача № 1

В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий

и свыше 10 000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалось

установить принадлежность 938. Из них лошади - 2, медведя -2, горного козла - 767,

леопарда - 1.

Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш?

Ответ: Охота.

Можно задание сформулировать и так: «Какие выводы можно сделать на основе этих

археологических данных?»

Ответ: Люди занимались охотой, ловили больше горных козлов, меньше ~ лошадей,

медведей и леопардов.

Задача №

А.Опишите по рисункам древнейшие орудия труда.

Б.Какие археологические находки указывают на места обитания обезьянолюдей, а какие – на

стоянки людей каменного века?

Ответ: Первый признак стоянки древнего человека - следы костра, обломки хорошо

обработанных каменных орудий (у обезьянолюдей-расколотая галька).

III. Переход к изучению новой темы

Слайд6

А теперь нас ожидает знакомство с новым материалом, сегодня на уроке мы попадём в

интереснейший увлекательный мир – мир древнего человека.

Слайд 7

Проникнем в таинственные, труднодоступные пещеры, где древние люди скрывались от стихийных бедствий, жили и хранили свои сокровенные тайны. Цель нашего урока: выяснить какие виды искусства появились в первобытном обществе, как зарождались религиозные верования, в чём это выражалось?

Слайд 8

План урока:

1.Причины появления религии

2.Появление искусства

Слайд 9

Древние люди многое умели, но они не знали истинных причин природных явлений. Они боялись грома, молнии, ураганов, наводнений, пожаров, считали живыми солнце, луну, звезды, деревья, реки, камни. У всего в природе был свой дух. Духи по отношению к людям могли быть и добрыми и злыми. Чтобы умилостивить духов природы, люди приносили им жертвы и совершали в их честь специальные обряды.

Они верили в загробную жизнь. Древние люди считали, что у каждого человека есть душа. Душа - это бестелесное начало, делающее человека живым и мыслящим существом.

Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит душа покинула его тело. Будить человека резко нельзя:душа не успеет вернуться.

Люди полагали, что, когда душа покидает тело, физически человек умирает, но душа его продолжает жить.

Люди верили, что души предков переселяются в далекую « страну мёртвых».

Слайд 10

В пещерах, в специальных сооружениях археологи находят захоронения древних людей.

2.Работа с дополнительной литературой.

Цитируется небольшой текст.

«...Одну могилу решили расчистить. Первое захоронение и довольно богатое. Оно оказалось

женским. В изголовье стояла берестяная коробочка с украшениями - височными

подвесками, бусами. Такие коробочки с дарами археологи называют жертвенными

комплексами. Чаще всего это небольшие берестяные туески, плотно закрытые крышкой.

Иногда в могиле находилось два и даже три жертвенных комплекса. При этом число вещей

превышало двадцати экземпляров. Мужские могилы были значительно беднее. В них

найдены железные ножи, наконечники стрел и копий, колчанные крючки, мечи, части

конской упряжки, удила, каменные точила и тому подобное...»

Голдина Р. Д. «Силуэты растаявших времен.» - Ижевск, 1996. С. 131,134.

3. Беседа по вопросам к тексту.

- Для чего археологи раскапывают могилы людей? (Чтобы получить вещественные

памятники, а значит информаиию.)

- Как они определяют женское или мужское захоронение? (По находкам.)

- Для чего люди клали в могилы разные вещи? (Считали, что все это пригодится им в

стране мертвых, верили в загробную жизнь.)

Души предков могли, по мнению древних людей, вмешиваться в дела живых, помогать им

или вредить. Колдовство, магия, вера вдухов, в существование души свидетельствуют о

появлении у древних людей религиозных верований. По мере развития первобытных людей

усложнялись и их религиозные представления. Люди верили в то, что природой и жизнью

управляют особые высшие существ аболее могущественные и совершенные. Их

представляли либо в виде животных, либо в образах, подобных человеку. Так у первобытных

людей зародилась вера в богов, религия

Слайд 11

Ученые заметили, что первобытные люди часто изображали смертельно раненных

зверей. Как вы думаете, почему?

Охотники боялись, что в лесах станет меньше зверей, а в озёрах и реках исчезнет рыба.

Они считали, что нарисовав в пещере животных, они окажутся заколдованными и не

уйдут из местности. А изображение раненого животного приведёт к удачной охоте.

Охотники перед охотой совершали колдовской обряд, поражая копьями нарисованное

на песке животное. Узнать это ученым помогли наблюдении за племенами в Австралии,

сделанные в наши дни

Слайд12

Как человек заколдовывал зверя? Кто такие оборотни? Самостоятельная работа с учебником

стр.15 &3 п. 3

Попытки воздействовать на будущее и на природные явления с помощью обрядов или

колдовских средств привели к появлению магии. Колдуны и маги пользовались большим

уважением у первобытных людей. Нередко они возглавляли общину. Магия близка

волшебству. В ней используются заклинания, магические действия, чары. Магия помогает

совершать чудеса - так считали древние люди.

Это были первые религиозные верования

Итак, можно сделать вывод, что в древности складываются первобытные религиозные

ерования. Что же это за верования? Прочтём определение в учебнике на стр.18: «Верования

в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти называются религиозными.

4. Работа над новым понятием.

Слайд13.

Религия - это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение им.

Термин на слайде, учащиеся записывают в тетради

Какой мы сделаем вывод,почему возникли религиозные верования?

1.от бессилия человека перед могуществом природы;от невозможности объяснить многие ее явления.

2. Они зародились с появлением человека разумного, способного не только заботиться о своих непосредственных нуждах, но и размышлять о себе, о своем прошлом и будущем.

3.Религиозные верования проявлялись в совершении специальных обрядов, связанных с важными событиями в жизни.

2.Появление искусства

Дети любят рисовать. Древние люди по своему отношению к миру были непосредственны

и похожи на детей.

Удивительные послания пришли к нам из прошлого, отдаленного от нас на 35-30 тысяч лет.

Древние люди оставили на стенах пещер изображения своих ладоней. Однажды человек

приложил руку к стене, а затем обвел ее цветной землей. Получилось изображение руки.

Вспомните, как вы, посылая письмо бабушке или дедушке, когда были совсем маленькие и

не умели писать, обводили карандашом ладошку. Возможно, древнейшие изображения рук

на стенах известной пещеры Альтамира в северной Испании отразили желание древнего

человека оставить навсегда отпечаток собственной жизни.

Слайд14

Это было первое проявление творческих способностей человека. Так зарождалось

искусство.

Слайд 15

Давайте посмотрим видеофрагмент о древней живописи.

Слайд 16
Что представляют собой древние рисунки? Опишите изображение,Нравится ли вам оно и, если да, то чем? Обобщаются ответы («олень ест или пьет, у него красивая голова и рога»)

Слайд17

В чем заключалось мастерство первых художников?Древнейшим художникам удавалось передать не только облик но и характер тех зверей на которых они охотились – бизонов, медведей, носорогов. Оленей они изображали чуткими и настороженными. Коней быстрыми и стремительными. Мамонтов массивными и тяжёлыми.

В 1959 году в Каловой пещере на Урале обнаружили замечательные памятники древнего

искусства. На стенах пещеры красной краской были нарисованы мамонты, носороги и лошади. Фигуры животных изображены с большой убедительностью. Они напоминают изображения в древних пещерах Европы, что свидетельствует о единстве искусства первобытных людей.

Слайд18

Постепенно расширялись и более конкретными становились наши представления о

древних людях. Рисунки стали первым способом передачи от человека к человеку

информации – его «письмом». Об этом говоритзапись древних индейцев об условиях

обмена 30 убитых бобров на выдру и овцу.

5. Работа над новым понятием.

Живопись – это создание образов на плоскости с помощью красок.

Наскальная символика.

Первыми рисунками стали пиктограммы - символические знаки. Самым первым символом и рисунком человека был отпечаток руки или ноги человека – что, наверное, можно сравнить с современной надписью «Здесь был Я!». Особой популярностью пользовались знаки с изображением солнца и луны, так называемые солярные знаки, которые рисовались в форме кругов с расходящимися лучами. Ведь уже в древности человек задавался вопросом, что даёт тепло, почему день сменяет ночь. Почему на смену одного светила- солнца приходит другое- луна. Особенно много таких знаков было обнаружено в странах Западной Европы.

Петрогли́фы (пи́саницы или наска́льныеизображе́ния) - высеченные изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος - камень и γλυφή - резьба

Древним людям принадлежит заслуга в создании живописи, которая стала достоянием мировой духовной культуры.

Слайд 22

Рождение скульптуры Древнейшие люди были первыми скульпторами: в камне

и глине воссоздавали хорошо знакомый им мир.

Если это были животные, то непременно сильные и могучие, иногда пронзённые стрелами, часто раненые или умирающие. Женские фигурки были особенно своеобразными, так как считалось, что женщина является продолжительницей рода. Поэтому её изображали беременной: с большой грудью, толстым животом, с короткими пухлыми ногами. Только такая женщина могла выжить в те жестокие времена и дать миру ещё одного охотника или рыбака. Скульптурки мужчин выглядели худыми и подвижными. Они должны были прокормить род.
Также среди скульптурных работ были найдены фигурки людей иммтирующие ритуальные танцы и обряды.
)

Слайд 23

Заключение

Древний человек – человек разумный, создал живописьи скульптуру еще до появления земледелия
и скотоводства, раньше, чем изобрел письменность, построил города. Такова была его потребность в творчестве

А теперь мы проведём физкультминутку.

Пришла пора поработать с творческими заданиями рабочей тетради

Обучающиеся выполняют задания рабочей тетради (выпуск 1) Задание 9, с. 11.

Подведём итог урока.

Ответьте на вопросы:

Каким словом можно заменить следующие выражения;

Вера в богов и духов -_______________(религия).

Изображения почитаемых богов и духов -_____________(живопись).

Подарки богам и духам -____________________(жертвоприношение).

Поражение копьями нарисованное животное - ________________ (колдовской обряд).

Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей - ____________ (оборотни).

1.Кто первым обнаружил и объявил миру о наскальных рисунках первобытного человека? Кто это был и где?

о жизни первобытного человека они могли там получить?

3.Какие формы религиозных верований были у людей каменного века?

4.Какие виды первобытного искусства вы знаете?

5.Какие краски использовали первобытные художники?

6.Что чаще всего изображали первобытные художники?

Задание на самоподготовку

2.Подготовить развернутый ответ на вопрос «Почему появилась религия и искусство?». Уметь объяснять эти понятия.

3.творческое задание: нарисовать сцены охоты, рыбной ловли, религиозных танцев или обрядов первобытных людей, сделать макет жилища первобытного человека с элементами пейзажа.

Использованная литература:

1.ВигасинА.А.,ГодерГ.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.,2007

2.Всемирная история:в 24 т. Т.1 каменный век/А.Н.Бадак, И.Е.Войнич и др.-Мн.:Литература,1998

3.ГодерГ.И. рабочая тетрадь по истории древнего мира.5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений в 2-х выпусках. Выпуск1М,2007

4.О. А. Северина История древнего мира 5 класс (в двух частях). Поурочные планы по учебнику «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 класс» Издательство «Учитель – АСТ» Волгоград 2002год

5.Электронная библиотека "Просвещение". ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. 5 класс Формат: PC CD_ROM 6. учебное электронное издание «Всеобщая история» – история Древнего мира PC CD_ROM

7. Поставляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 – 2005 годы)» БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ« Кирилл и Мефодий», 2002

8.Интерактивная книга на русском языке. Поставляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 – 2005 годы)» МИФЫ ДРЕВНЕГО МИРА. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКе

9. . ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

10 ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ . ОРНАМЕНТ ДиректМедиаПаблишинг. Москва TheYorckProjectGmbH. Berlin

Данный материал позволяет познакомить учащихся с понятиями "искусство" , "религия"; выяснить причины их появления. Использование презентации помогает обучающимся представить события, о которых идет речь на уроке.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Работа по понятиям

люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов

отличительные знаки государства

то, чем человек работает

наука, изучающая прошлое и настоящее человечества

собирание готовых видов пищи: корешков, плодов, ягод

памятники истории, которые дают информацию о жизни людей в далеком прошлом

Решите задачи

Древние люди не могли жить поодиночке. Они объединялись в группы – коллективы. Эти коллективы назывались?

Человеческое стадо

Около зо тыс.лет назад человеческие стада превратились в постоянные коллективы родственников. Они назывались ………………

Родовая община

В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади - 2, медведя -2, горного козла - 767, леопарда - 1. Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш?

Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди?

Возникновение искусства и религии

Искусство творческое отражение действительности

Марселино де Саутуола Саутуола работал в одиночку, приходил в пещеру - и день за днем копал. (Археологи были тогда еще одиночками - первопроходцами своей науки). Хотя археолог не был совсем один: он брал с собой дочку, Марию. Девочке полезна прогулка в горы, а пока отец работал, ей нравилось ходить по пещере и рассматривать ее. И вот однажды он услышал ее звонкий возглас: «Папа, смотри, нарисованные быки!» Оторвавшись от земли, папа поднял усталые глаза - и замер от удивления, не зная, что и подумать. Действительно, быки.

Религия это вера в сверхъестественные силы (богов, духов, души) и поклонение им

Предварительный просмотр:

Возникновение искусства и религии

Цели урока : Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия », « искусство »; причины их

Появления. Продолжить формирование умения рассуждать,логически мыслить, элемен-

Тарно анализировать исторические источники, факты.

Оснащение: презентация

Ход урока :

I. Повторение

В течение нескольких уроков мы с вами изучали жизнь первобытного человека. Давайте вспомним, что мы с вами узнали.

1. Работа по понятиям (слайд 1 - 7)

2. Решение задач (слайд 8 - 16)

II. Изучение нового материала

Обратите внимание, на этот слайд. Помимо названных вами предметов здесь мы видим и наскальные рисунки, которые тоже были отличительной чертой первобытного человека.

Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности – искусству – одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, как заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.

Первобытная эпоха - самая длительная в истории человечества. Ее отсчет начинается со времени появления человека примерно 2,5 млн. лет назад и доводится до третьего-первого тысячелетий до новой эры.

Первобытное искусство, искусство эпохи первобытнообщинного строя, возникло около 30-го тысячелетия до н. э. (слайд 18)

Искусство - творческое отражение действительности.

Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом.

В 1878 г. в Испании археолог Саутола (слайд 19) и его дочь отправились в пещеру Альтамира.Когда Сауто ла зажег факел, они увидели картины нарисованные на стенах и своде пещеры. Всего насчитали 23 изображения - целое стадо! Они были выполнены твердой рукой древнего художника, который талантливо использовал естественные выпуклости свода пещеры. Он оживил эти выпуклости резцом и обвел краской - получились не просто рисунки, а цветные барельефы. Массивные туши бизонов с характерными горбатыми загривками раскрашивались красной краской .(слайд 20)

Позднее были открыты и другие пещеры с рисунками древних художников.

Давайте с вами посмотрим, что же изображали первобытные художники. (слайд 21 -22)

Среди изображений легко узнаются бизоны и олени, медведи и носороги. Все рисунки были сделаны с удивительным мастерством - хотя не обошлось и без курьезов - встречались изображения животных с большим количеством ног-так художники пытались передать движение

Многие рисунки содержат загадки - непонятные знаки и предметы, люди с птичьими головами, или в одеянии похожем на скафандр. Но самое главное-мы не можем понять, почему сцены изображающие охоту были нарисованы в труднодоступных, темных пещерах. Есть версия, что рисунки носили магический характер - если изобразить зверя в пещере - он обязательно попадет в ловушку. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Возможно, что перед рисунками разыгрывались ритуальные обряды - охотники как бы отрабатывали ход будущей охоты.

Почему древние люди так поступали?

Древние люди многое умели, но они не знали истинных причин природных явлений. Для того, чтобы не бояться человек должен был не только научиться многим полезным вещам, но и научиться объяснять всё, что происходит вокруг него и с ним.

Так у них возникла вера в то, что между животным и его изображением, которое создает художник, существует какая – то сверхъестественная связь. У всего в природе был свой дух. Духи по отношению к людям могли быть и добрыми и злыми. Чтобы умилостивить духов природы, люди приносили им жертвы и совершали в их честь специальные обряды.

Так у первобытных людей возникает религия. (слайд 23)

Религия – это вера в сверхъестественные силы (богов, духов, души) и поклонение им.

Древние люди считали, что у каждого человека есть душа. Душа - это бестелесное начало, делающее человека живым и мыслящим существом. Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит душа покинула его тело. Будить человека резко нельзя: душа не успеет вернуться.

Люди полагали, что, когда душа покидает тело, физически человек умирает, но душа его продолжает жить.

Люди верили, что души предков переселяются в далекую « страну мёртвых».

Религиозные верования возникли:

  1. от бессилия человека перед могуществом природы;
  2. от невозможности объяснить многие ее явления.
  3. Они зародились с появлением человека разумного, способного не только заботиться о своих непосредственных нуждах, но и размышлять о себе, о своем прошлом и будущем
  4. Религиозные верования проявлялись в совершении специальных обрядов, связанных с важными событиями в жизни.

Первобытные люди создали своё искусство, которое было связано с их религиозными верованиями.

Домашнее задание: § 3, вопросы


§ 1 Зарождение религии

Выделение человека из живой природы было обусловлено не только умением использовать и создавать новые орудия труда. Во многом сущность человека была предопределена возникновением разума, способного не только воспринимать окружающую действительность, но и воспроизводить ее в образах искусства, а так же объяснить явления природы.

Первым доступным для человека способом объяснения явлений окружающего мира стала религия, т.е. вера в вымышленные сверхъестественные существа: богов, души, духов - и поклонение им. Появление религии ознаменовало новый период в развитии человечества. Среди причин возникновения религиозных представлений можно выделить следующие:

Страх человека перед силами природы;

Стремление объяснить причины тех или иных явлений природы - такие как дождь, извержение вулкана, молнию и т.д.;

Желание заручиться поддержкой сверхъестественных существ на охоте или в войне;

Потребность в подчинении сил природы своим потребностям.

§ 2 Пещерная живопись

Ярким примером сформировавшихся религиозных представлений можно считать пещерную живопись, то есть изображения животных и людей на стенах пещер. Эти памятники искусства древних людей сосредоточены в основном на территории Европы, между Атлантическим океаном и Уральскими горами, хотя встречаются так же в Сибири, в Азии и Африке. Как полагают, исследователи пещерная живопись развивалась с 30 по 9 тысячелетие до нашей эры и прошла в своем развитии несколько этапов:

1. Когда появляются самые первые схематические рисунки (30 тысяч лет до нашей эры);

2. (Приблизительно от 20 до 15 тысяч лет до нашей эры), характеризуется более высоким художественным мастерством изображений.

3. (Около 15-11 тысяч лет до нашей эры), основан на реализме форм, изображении пропорциональных фигур и форм людей и животных;

4. (10-9 тысяч лет до нашей эры), характеризуется деградацией форм и постепенным исчезновением пещерных изображений.

Впервые образцы пещерной живописи были обнаружены в 1879 году испанским юристом и археологом-любителем Марселино Санс де Саутуола в пещере Альтамира, расположенной в Северной Испании. Саутуола в сопровождении своей 9-летней дочери Марии отправился в недавно обнаруженную пещеру в поисках орудий труда, оставленных древними людьми. Увлекшийся археолог не заметил, как его маленькая дочь углубилась в пещеру, а через некоторое время воскликнула: «Папа, смотри, нарисованные быки!». Открытие, однако, было встречено научным сообществом очень прохладно. Почти никто не верил в подлинность изображений. Полагали, что Саутуола пригласил какого-то художника для росписи стен пещеры, настолько прекрасны были эти рисунки. И лишь много позже, в начале XX века, образцы пещерной живописи были найдены и в других пещерах Европы.

Рисунки находят на большой глубине, часто пещеры с изображениями оказывались необитаемыми, что позволяет считать эти места, своеобразными святилищами. На изображениях, найденных в пещерах, присутствуют три основных мотива:

Во-первых, мотив «охотничьей магии», для которого характерна традиция пронзать, изображение животного - объекта охоты копьями и стрелами. Считалось, что убив дух животного перед охотой, будет проще загнать зверя в ловушку.

Во-вторых, мотив превращения человека в животное (оборотничество). На рисунке, получившим название Колдун из пещеры Трех братьев расположенной на юго-западе Франции, изображено существо с головой серны, большими оленьими рогами, совиными глазами, клювом и волчьими ушами. У него длинный лошадиный хвост, на руках - медвежьи когти. У существа есть ноги, а стоит он в позе танцора, это, без сомнения, доказывает, что перед нами человек.

В-третьих, так называемые «рентгеновские» рисунки, на которых изображаются скелеты животных и их внутренние органы. Такие рисунки первобытные люди создавали, чтобы управлять животными, подчинять их своей воле, не только с целью выследить и убить во время охоты, но и для того, что бы приручить.

§ 3 Обычай погребения мертвых

Еще одним примером существования религиозных представлений у первобытных людей может служить обычай погребения мертвых. Такие захоронения находят во всех местах проживания первобытных людей.

Тело покойного помещали в глубокую яму, ноги прижимали к груди и обхватывали их руками (возможно связывая их между собой). Точно не известно, с какой целью покойникам придавали такую позу. На этот счет существуют две теории: одни полагают, что первобытные люди боялись, что мертвые могут ожить, другие напротив, видят в такой позе надежду людей на возрождение. Тело покойного, помещенное в могилу, ориентировалось головой на восток (место, где рождалось солнце - символ возрождения), посыпалось красной охрой, символизирующей кровь - символ жизни. Вокруг тела раскладывались личные вещи покойного - украшения, орудия труда, одежда. Предполагают, что люди верили в загробный мир и считали, что после смерти человек будет заниматься тем же, чем и при жизни, поэтому предметы, помещенные в могилу, почти наверняка отражали род занятий покойного

§ 4 Социальная организация первобытного общества

В религиозных представлениях наших далеких предков четко отражается и социальная организация первобытного общества. Власть в родовых общинах первобытных людей принадлежала женщинам, поэтому не удивительно, что женские образы широко использовались в религиозных представлениях того времени. Найденные на территории Евразии статуэтки от 5 до 25 см в высоту из камня и из кости получили название «палеолитические Венеры». Как полагают ученые, эти статуэтки могут символизировать защитниц домашнего очага, воплощение Великой богини-Матери.

Все перечисленные выше примеры доказывают наличие у первобытных людей религиозных представлений. Но какой религиозной системы придерживались люди прошлого?

§ 5 Основные верования первобытной эпохи

Ученые выделяют пять основных верований характерных для первобытной эпохи:

1.Магия - вера людей в возможность воздействовать на силы природы человеческой волей, возможность менять мир в своих целях при проведении особого ритуального действия;

2.Тотемизм - вера людей в их связь с окружающим миром через родственный союз с животным, растением или неодушевленным предметом. У каждой родовой общины был свой тотем-предок. У одних это мог быть волк, у других заяц, у третьих медведь. К тотемному животному полагалось обращаться уважительно, соблюдая определенные ритуалы;

3.Анимизм - вера в духов, живущих в людях, животных и растениях. Согласно анимизму, все в мире живое, поэтому перед охотой у духа животного испрашивалось разрешение на его убийство.

4.Фетишизм - вера в предметы, обладающие сверхъестественной силой. Такие предметы могут либо защищать своего владельца (обереги), либо причинять вред врагам.

5.Шаманизм - взаимодействие с миром духов, в которое вступает шаман. У духов можно просить помощи или совета в делах.

Все эти верования могли уживаться вместе в человеческом сознании. Так, один из членов общины мог заниматься шаманизмом, советуясь с духами об удачной охоте, а другой был способен заколдовать животное перед охотой.

Религиозные представления первобытных людей были еще очень неустойчивы. Не существовало четких правил и запретов. Появление искусства и религии способствовало дальнейшему развитию человеческого общества.

Подводя итоги урока, необходимо отметить:

Уже в первобытном обществе зародилось искусство - появилась пещерная живопись, а так же люди научились изготавливать фигурки женщин из камня и кости;

Зародилось представление о загробном мире, в котором человек продолжал заниматься теми же делами, что и при жизни;

Религиозные представления первобытных людей были очень разнообразны - с одной стороны, они считали себя способными влиять на окружающий мир по средствам магии, с другой, поскольку все в мире имело душу, а значит, могло стать другом или врагом, ответственность людей за свои действия резко возрастала.

Список использованной литературы:

  1. Мирча Элиаде. История веры и религиозных идей. Том I: От каменного века до элевсинских мистерий, Перевод H.H.Кулаковой, В.Р.Рокитянского и Ю.Н.Стефанова, М.: Критерион, 2002
  2. История Древнего мира. Древний Восток. Египет, Шумер, Вавилон, Западная Азия. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 832 с.
  3. Керам К. "Боги, гробницы и ученые". Роман археологии
  4. История Древнего мира. 5 класс. 2011. 18-е изд. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С., М., Просвещение

Использованные изображения:

Возникновение искусства и религиозных верований

Предпосылки

Осознание своей смертности и попытка примириться со своей смертной природой привели к возникновению веры в загробную жизнь. Стремление воздействовать на природные явления и события привели к возникновению магии и религии.

Первобытное искусство было частью религии. Оно было тесно связано с обрядами и ритуалами древних людей. Имело магическую функцию.

Искусство существовало уже в эпоху позднего палеолита (около 40-10 тыс. лет назад).

События

Появление веры в загробную жизнь. Об этом ученые делают вывод по раскопкам древних захоронений, в которых была найдена красная охра. Она символизировала кровь, а значит, жизнь (вера в жизнь после смерти).

Возникновение религиозных верований
. Анимизм : вера в одушевленность всех предметов, окружающих человека (вера в то, что все они имеют душу). Anima - лат. «душа».
. Тотемизм : вера в происхождение группы людей (рода) от какого-либо животного, растения или предмета.
. Фетишизм : поклонение неодушевленным предметам, которым приписывается сверхъестественные свойства. Фетиши (амулеты, обереги, талисманы) способны оберегать человека от беды.

Появление искусства
. Фигурки, вырезанные из мягкого камня, из бивней мамонта или вылепленные из глины.
. Наскальные рисунки: создавались в темных пещерах, ученые предполагают, что они не были предназначены для эстетического восприятия. Скорее всего, они играли какую-то роль в обрядах первобытного человека.

Заключение

В эпоху позднего палеолита впервые возникают религиозные верования, такие как анимизм, тотемизм, фетишизм. Религия первобытных людей была неразрывно связана с магией. Искусство, которое возникло в тот же период, не было отделено от магии и религии, не имело чисто эстетической функции.

Конспект

Долгое время ученые не знали, что среди первобытных людей были искусные художники, однако сделанные ими открытия говорили сами за себя. Рисовали древние художники не только для собственного удовольствия, но и чтобы «заколдовать» зверя. Как зародились религиозные верования? Каким культам поклонялись наши далекие предки? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Одним из главных проявлений духовной жизни человека является религия. Религиозные верования были у всех народов. Некоторые ученые считают, что религиозные верования появились еще у неандертальцев. Археологи находят погребения, в которых кроме останков находят предметы быта и орудия труда (рис. 1).

Рис. 1. Древняя могила ()

У неандертальцев существовал культ медведя. Черепа пещерных медведей служили объектами колдовских действий, из которых впоследствии развились религиозные верования и обряды.

Религиозные верования кроманьонцев были более сложными. В захоронениях рядом с их стоянками кроме предметов быта и орудий труда ученые находили охру, имевшую цвет крови — цвет жизни. Можно предположить, что у «человека разумного» зародилась вера в бессмертие души. Одушевление предметов, сил и стихий природы называется анимизмом .

В период появления родовых общин возникло религиозное представление о сверхъестественном родстве между членами рода и тотемом — мифическим предком. Чаще всего тотемами служили различные животные и растения, даже явления природы и неодушевленные предметы. У аборигенов Австралии и индейцев Северной Америки тотемизм является основой традиционного мировоззрения.

С тотемизмом связан и промысловый культ. Существовали колдовские обряды, связанные с охотой и рыболовством. Первобытные охотники боялись, что в лесах станет меньше зверей, мясом которых они питались, а в озерах исчезнет рыба. У людей возникла вера в то, что между животным и его изображением, созданным художником, существует связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности (рис. 2). Если нарисовать раненое животное или поразить его изображение копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. С удивительным мастерством древний художник рисовал мамонта с гибким хоботом, оленя с закинутыми назад ветвистыми рогами, медведя, израненного и истекающего кровью. Сохранились изображения смертельно раненого бизона и убитого им охотника. В некоторых пещерах нарисованы люди, изображающие животных. На голове у человека рога, сзади хвост; он как бы танцует, подражая движениям оленя.

Рис. 2. Человек заколдовывает зверя ()

Около ста лет назад испанский археолог обследовал пещеру Альтамиру, в которой жили в древности люди. Неожиданно он обнаружил на потолке пещеры изображения животных, написанные красками. Сначала ученые считали, что эти картины написаны совсем недавно; никто не верил, что древние люди умели рисовать. Но затем подобные изображения были обнаружены во многих пещерах. Археологи нашли также вырезанные из кости и рога фигурки людей и животных. Никто уже не сомневался, что картины и фигурки — произведения искусства далекого прошлого (рис. 3).

Рис. 3. Альтамира. Бизоны ()

Произведения искусства показывают, что «человек разумный» был наблюдателен, хорошо знал животных, а его рука проводила на камне и кости точные линии.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. История Древнего мира ().
  2. Чудеса и тайна природы ().
  3. История Древнего мира ().

Домашнее задание

  1. Что представляли собой древнейшие религиозные верования?
  2. В сказках рассказывается, что мальчик превратился в козленка, девушка — в иву, с какими верованиями связаны эти сказочные превращения?
  3. Какие предметы, найденные археологами при раскопке древних захоронений, подтверждают предположение о возникновении религиозных представлений у людей?
  4. Зачем первобытные люди изображали животных?