Что такое церковь реформа реформация. Конспект урока по всеобщей истории на тему: "Начало Реформации". (7 класс). Сообщение темы и целей

Описание презентации Либеральные реформы 60 -70 -х годов 19 века по слайдам

План изучения темы 1. Причины проведения реформ 60– 70 -х гг. XIX в. 2. Реформы местного самоуправления. а) Земская реформа б) Городская реформа 3. Судебная реформа. 4. Реформы системы образования. а) Школьная реформа. б) Университетская реформа 5. Военная реформа.

Реформы Александра II (1855 – 1881 гг.) Крестьянская (1861 г.) Земская (1864 г.) Городская (1870 г.) Судебная (1864 г.) Военная (1874 г.) В области просвещения (1863 -1864 гг.)

*Историки XIX – начала XX в. оценили эти реформы как великие (К. Д. Кавелин, В. О. Ключевский, Г. А. Джаншиев). * Советские историки считали их незавершенными и половинчатыми (М. Н. Покровский, Н. М. Дружинина, В. П. Волобуев).

Название Содержание реформы Их значение Их недостатки Крестьянская (1861 г.) Земская (1864 г.) Городская (1870 г.) Судебная (1864 г.) Военная (1874 г.) В области просвещения (1863 -1864 гг.)

6 Крестьянская реформа: Манифест и Положения 19 февраля 1861 г. Итоги крестьянской реформы Открывала путь к развитию буржуазных отношений в России Носила незавершенный характер, порождала социальные антагонизмы (противоречия) «Воля» без земли

Реформы Их значение Их недостатки Крестьянск ая (1861 г.) Переломный момент, грань между феодализмом и капитализмом. Создала условия для утверждения капиталистического уклада в качестве господствующего. Сохранила крепостнические пережитки; крестьяне не получили землю в полную собственность, должны были платить выкуп, потеряли часть земли (отрезки).

Реформа местного самоуправления 1864 году было введено «Положение о земских учреждениях» . В уездах и губерниях создавались органы местного самоуправления — земства.

9 Земская реформа (Земская реформа (1864 г.). “Положение о губернских). “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”и уездных земских учреждениях” Содержание реформы Создание губернских и уездных земств – выборных органов местного самоуправления в сельской местности Функции земств Содержание местных школ, больниц; строительство дорог местного значения; организация сельскохозяйственной статистики и т. д.

11 Земская реформа (Земская реформа (1864 г.).). “Положение о губернских“Положение о губернских и уездных земских учреждениях”и уездных земских учреждениях” Структура земских учреждений Земская управа исполнительный орган и збиралась на 3 года Земское собрание в составе гласных (гласные – выборные члены земских собраний и городских дум) распорядительный орган избирались населением на цензовой основе по сословному признаку, собирались ежегодно

Земская реформа В земстве, в том числе в его постоянных органах (управах) совместно работали представители всех сословий. Но ведущую роль все же играли дворяне, смотревшие на «мужичьих» гласных сверху вниз. А крестьяне зачастую относились к участию в работе земства как к повинности и избирали в гласные недоимщиков. Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского.

Курии - разряды, на которые делились избиратели по имущественному и социальному признаками в дореволюционной России при выборах.

Земская реформа 1 гласный (депутат) по землевладельческой и крестьянской куриям избирался от каждых 3 тыс. крестьянских наделов. По городской курии – от владельцев имущества, равного по стоимости тому же количеству земли. Скольким голосам крестьян равнялся голос землевладельца, имеющего 800 дес. , если душевой надел составлял 4 дес. ? В этом случае 1 голос помещика = 200 голосам крестьян. Почему при создании земских органов не было обеспечено равное избирательное право для крестьян, горожан и землевладельцев? Потому что в этом случае образованное меньшинство «потонуло» бы в неграмотной темной крестьянской массе. ?

Земская реформа Земские собрания собирались 1 раз в год: уездные – на 10 дней, губернские – на 20 дней. Сословный состав земских собраний? Почему среди губернских гласных доля крестьян была заметно ниже, чем среди уездных? Дворяне Купцы Крестьяне Прочие Уездное земство 41, 7 10, 4 38, 4 9, 5 Губернское земство 74, 2 10, 9 10, 6 4, 3 Крестьяне были не готовы заниматься далекими от их повседневных нужд губернскими делами. Да и добираться в губернский город было далеко и дорого.

Земская реформа Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Земства получили право приглашать на работу специалистов по отдельным отраслям хозяйства – учителей, врачей, агрономов – земские служащие Земства вводились на уровне уездов и губерний Земства решают не только местные хозяйственные дела, но и активно включаются в политическую борьбу

Ваши комментарии. Земства. Московский дворянин Киреев писал о земствах: «Мы, дворяне – гласные; купцы, мещане, духовенство – согласные, крестьяне — безгласные» . Объясните, что хотел сказать автор?

Земская реформа Земства занимались исключительно хозяйственными вопросами: устройством дорог, борьбой с пожарами, агрономической помощью крестьянам, созданием продовольственных запасов на случай неурожая, содержанием школ и больниц. Для этого собирались земские налоги. Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. 1865 г. ? На какие группы делятся гласные земства на рисунке К. Трутовского?

Благодаря земским врачам сельские жители впервые получили квалифицированную медицинскую помощь. Земский врач был универсалом: терапевтом, хирургом, стоматологом, акушером. Иногда операции приходилось делать в крестьянской избе. Бездорожье в Тверской губернии. Земский врач. Худ. И. И. Творожников.

Земская реформа Особую роль среди земских служащих играли учителя. В чем, по-вашему, состояла эта роль? Земский учитель не только обучал детей арифметике и грамоте, но зачастую был и единственным грамотным человеком в деревне. Приезд учительницы в деревню. Худ. А. Степанов. ? Благодаря этому учитель становился для крестьян носителем знания и новых идей. Именно среди земских учителей было особенно много либерально и демократически настроенных людей.

Земская реформа В 1865– 1880 гг. в России было 12 тыс. сельских земских школ, а в 1913 г. – 28 тыс. Земские учителя обучили грамоте свыше 2 млн. крестьянских детей, в т. ч. девочек. Правда, начальное обучение так и не стало обязательным. Программы обучения вырабатывало Министерство просвещения. Занятие в земской школе Пензенской губернии. 1890 -е гг. ? Что, судя по фотографии, отличало земскую школу от государственной или приходской?

23 Земская реформа (Земская реформа (1864 г.).). “Положение о губернских“Положение о губернских и уездных земских учреждениях”и уездных земских учреждениях” Значение способствовали развитию просвещения, здравоохранения, местного благоустройства; становились центрами либерального общественного движения Ограниченность вводилась первоначально в 35 губерниях (к 1914 г. действовали в 43 из 78 губерний) не были соданы волостные земства действовали под контролем администрации (губернаторов и министерства внутренних дел)

Земская (1864 г.) Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократическая интеллигенция. Деятельность была направлена на улучшение положения народных масс. Сословность выборов; ограничен круг вопросов, решаемых земствами. Реформы Их значение Их недостатки

Городская реформа начала готовиться в 1862 г. , но из-за покушения на Александра II ее осуществление задержалось. Городовое положение было принято в 1870 г. Высшим органом городского самоуправления оставалась Городская дума. Выборы проводились по трем куриям. Курии формировались на основе имущественного ценза. Составлялся список избирателей по убыванию размера платимых ими городских налогов. Каждая курия платила 1/3 налогов. Первая курия была самой богатой и малочисленной, третья – самой бедной и многочисленной. ? Как вы считаете: городские выборы проводились на всесословной или бессословной основе?

Городская реформа Городское самоуправление: Избиратели 1 -й курии Избиратели 2 -й курии Избиратели 3 -й курии. Городская дума (распорядительный орган) Городская управа (исполнительный орган)избирает Городской голова

Городская реформа Главой городского самоуправления являлся выборный городской голова. В крупных городах городским головой выбирали обычно дворянина или богатого гильдейского купца. Подобно земствам, городские думы и управы ведали исключительно местным благоустройством: мощением и освещением улиц, содержанием больниц, богаделен, сиротских домов и городских училищ, попечением о торговле и промышленности, устройством водоснабжения и городского транспорта. Самарский городской голова П. В. Алабин.

28 Городская реформа 1870 г. – – “Городовое положение”“Городовое положение” Суть Создание в городах органов, аналогичных земствам по функциям и структуре Городской голова руководил Городская управа избиралась Городская дума в составе гласных избирались населением на цензовой бессословной основе

Городская (1870 г.) Способствовала приобщению широких слоев населения к управлению, что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общество и правового государства. Деятельность городского самоуправления контролировалась государством. Реформы Их значение Их недостатки

Судебная реформа — 1864 Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Принципы судопроизводства Бессословность – решение суда не зависит от сословной принадлежности обвиняемого Выборность – мирового судьи и присяжных Гласность – на заседаниях суда могла присутствовать публика, пресса могла сообщать о ходе судебного процесса Независимость – на судей не могла оказывать влияние администрация Состязательность – участие в судебном процессе прокурора (обвинение) и адвоката (защита)

33 Судебная реформа 1864 г. Судья назначается Министерством юстиции (принцип несменяемости судей) Выносит приговор в соответствии с законом на основе вердикта присяжных Основа реформы Судебные Уставы введение суда присяжных

34 Судебная реформа 1864 г. Присяжные заседатели выбираются из представителей всех сословий(!) на основе имущественного ценза 12 человек Выносят вердикт (решение) о виновности, её степени или невиновности подсудимого

Судебная реформа Судьи получали высокое жалование. Решение о виновности обвиняемого выносили присяжные заседатели после заслушивания свидетелей и прений прокурора и адвоката. Присяжным заседателем мог стать российский подданный от 25 до 70 лет (цензы — имущественный и оседлости). Решение суда могло быть обжаловано.

36 Судебная реформа 1864 г. Дополнительные элементы проведения судебной реформы Были созданы: особые суды для военнослужащих особые суды для священнослужителей мировые суды для рассмотрения мелких гражданских и уголовных правонарушений

37 Судебная реформа 1864 г. Структура судебной власти в России Сенат высший судебный и кассационный (кассация – обжалование, опротестование приговора суда низшей инстанции) орган Судебные палаты суды для рассмотрения наиболее важных дел и аппеляций (жалоба, обращение о пересмотре дела) на решения окружных судов Окружные суды Судебные органы первой инстанции. Рассматривает сложные уголовные и гражданские дела Адвокат Прокурор Мировые суды мелкие уголовные и гражданские дела 12 присяжных заседателей (ценз)

Судебная реформа Мелкие правонарушения и гражданские тяжбы (сумма иска до 500 руб.) разбирал мировой суд. Мировой судья решал дела единолично, мог приговаривать к штрафу (до 300 руб.), аресту на срок до 3 -х месяцев или тюремному заключению на срок до 1 года. Такой суд был прост, скор и дешев. Мировой судья. Современный рисунок.

Судебная реформа Мирового судью избирали земства или городские думы из числа лиц старше 25 лет, с образованием не ниже среднего, и судейским опытом от трех лет. Мировой судья должен был владеть недвижимостью на 15 тыс. руб. Обжаловать решения мирового судьи можно было на уездном съезде мировых судей. Уездный съезд мировых судей Челябинского уезда.

Судебная реформа Участие общественности: В процессе участвовали 12 непрофессиональных судей – присяжных заседателей. Присяжные заседатели выносили вердикт: «виновен» ; «виновен, но заслуживает снисхождения» ; «невиновен» . Исходя из вердикта, судья выносил приговор. Современный рисунок.

Судебная реформа Присяжные заседатели избирались губернскими земскими собраниями и городскими думами на основе имущественного ценза, без учета сословной принадлежности. Присяжные заседатели. Рисунок начала ХХ в. ? Что можно сказать о составе коллегии присяжных, судя по этому рисунку?

Судебная реформа Состязательность: В уголовном процессе обвинение поддерживал прокурор, а защиту обвиняемого осуществлял адвокат (присяжный поверенный). В суде присяжных, где вердикт зависел не от профессиональных юристов, роль адвоката была огромной. Крупнейшие русские адвокаты: К. К. Арсеньев, Н. П. Карабчевский, А. Ф. Кони, Ф. Н. Плевако, В. Д. Спасович. Федор Никифорович Плевако (1842– 1908) выступает в суде.

Судебная реформа Гласность: В судебные заседания стала допускаться публика. Судебные отчеты публиковались в прессе. В газетах появились специальные судебные репортеры. Адвокат В. Д. Спасович: «Мы до известной степени рыцари слова живого, свободного, более свободного ныне, чем в печати, которого не угомонят самые рьяные свирепые председатели, потому что пока председатель обдумает вас остановить, слово уже ускакало за три версты и его не вернуть» . Портрет юриста Владимира Даниловича Спасовича. Худ. И. Е. Репин. 1891.

44 Судебная реформа 1864 г. Значение судебной реформы Создана самая передовая в тогдашнем мире судебная система. Большой шаг в развитии принципа «разделения властей» и демократии Сохранение элементов бюрократического произвола: наказания в административном порядке и т. п. сохраняла ряд пережитков прошлого: особые суды.

45 Военная реформа 60 -х — 70 -х гг. XIXXIX века. Военная реформа 60 -х — 70 -х гг. XIXXIX века Непосредствен ный толчок – поражение России в Крымской войне 1853 -1856 гг.

Направления военной реформы Результат — массовая армия современного типа

Военная реформа Первым шагом военной реформы стала отмена в 1855 г. военных поселений. В 1861 г. по инициативе нового военного министра Д. А. Милютина срок службы был сокращен с 25 лет до 16 лет. В 1863 г. в армии были отменены телесные наказания. В 1867 г. был введен новый военно-судебный устав, основанный на общих принципах судебной реформы (гласность, состязательность). Дмитрий Алексеевич Милютин (1816– 1912), военный министр в 1861– 1881 гг.

Военная реформа В 1863 г. осуществлена реформа военного образования: кадетские корпуса преобразованы в военные гимназии. Военные гимназии давали широкое общее образование (русский и иностранные языки, математика, физика, естествознание, история). Учебная нагрузка возросла вдвое, зато физическая и общевоинская подготовка была сокращена. Дмитрий Алексеевич Милютин (1816– 1912), военный министр в 1861– 1881 гг.

1) Создание военных гимназий и училищ для дворян, юнкерских училищ для всех сословий, открытие Военно-юридической академии (1867 г.) и Морской академии (1877 г.)

По новым уставам ставилась задача учить войска лишь тому, что необходимо на войне (стрельба, рассыпной строй, саперное дело), сокращено время на строевую подготовку, запрещались телесные наказания.

Военная реформа Какая мера должна была стать главной в ходе военной реформы? Отмена рекрутчины. Каковы были недостатки рекрутской системы? Невозможность быстро увеличить армию в военное время, необходимость содержать многочисленную армию в мирное время. Рекрутчина годилась для крепостных, но не для свободных людей. Унтер-офицер русской армии. Худ. В. Д. Поленов. Фрагмент. ? ?

Военная реформа Чем можно было заменить рекрутскую систему? Всеобщей воинской повинностью. Введение всеобщей воинской повинности в России с ее огромной территорией требовало развития дорожной сети. Только в 1870 г. была создана комиссия для обсуждения этого вопроса, а 1 января 1874 г. был опубликован Манифест о замене рекрутской повинности всеобщей воинской повинностью. Вахмистр драгунского полка. 1886 г. ?

Военная реформа Призыву подлежали все мужчины в возрасте 21 года. Срок службы составлял 6 лет в армии и 7 лет на флоте. Освобождались от призыва единственные кормильцы и единственные сыновья. Какой принцип был положен в основу военной реформы: всесословность или бессословность? Формально реформа была бессословной, но фактически сословность во многом сохранилась. «Отстал» . Худ. П. О. Ковалевский. Русский солдат 1870 -х гг. в полной походной выкладке. ?

Военная реформа В чем проявлялись остатки сословности в российской армии после 1874 г. ? В том, что офицерский корпус оставался в основном дворянским, рядовой состав – крестьянским. Портрет поручика лейб-гвардии Гусарского полка графа Г. Бобринского. Худ. К. Е. Маковский. Барабанщик лейб-гвардии Павловского полка. Худ. А. Детайль. ?

Военная реформа При проведении военной реформы были установлены льготы для новобранцев, имевших среднее или высшее образование. Окончившие гимназию служили 2 года, окончившие университет – 6 месяцев. Помимо сокращенного срок службы они имели право жить не в казарме, а на частных квартирах. Вольноопределяющийся 6 -го Клястицкого гусарского полка

Гладкоствольное оружие заменялось нарезным, чугунные орудия заменялись на стальные, принята на вооружение русской армии винтовка Х. Бердана (берданка), началось строительство парового флота.

Военная реформа Как вы думаете, в каких социальных группах военная реформа вызвала недовольство и каковы были его мотивы? Консервативное дворянство было недовольно тем, что выходцы из других сословий получили возможность становиться офицерами. Некоторых дворян возмущало то, что их могли призвать солдатами наряду с крестьянами. Особенно недовольно было купечество, ранее не подлежавшее рекрутской повинности. Купцы даже предлагали взять на себя содержание инвалидов, если им позволят откупаться от призыва. ?

59 Военные реформы 60 -х — 70 -х гг. XIXXIX века. Военные реформы 60 -х — 70 -х гг. XIXXIX века Важнейший элемент реформы – замена системы рекрутских наборов всеобщей воинской повинностью Обязательная военная служба для мужчин всех сословий с 20 лет (6 лет – в армии, 7 лет – на флоте) с последующим пребыванием в запасе Предусматривались льготы для лиц, имеющих высшее и среднее образование (права вольноопределяющихся), освобождались священнослужители и некоторые другие категории населения Значение создание массовых боеспособных вооруженных сил; повышение обороноспособности страны

Значение реформы: создание массовой армии современного типа, поднят авторитет воинской службы, удар по сословному строю. Недостатки реформы: просчеты в системе организации и вооружения войска. Военная реформа 1874 г.

62 Реформы образования. Реформы образования Школьная реформа 1864 г. Формирование новой структуры начального и среднего образования Народные училища Уездные 3 года обучения Приходские с 1884 г. церковно-приходские школы 3 года обучения Прогимназии 4 года обучения Городские 6 лет обучения Начальное образование

Школьная реформа (Среднее образование) Для детей дворян и купечества были предназначены классические и реальные гимназии. «Устав гимназий и прогимназий» 19 ноября 1864 г. Прогимназия. Срок обучения 4 года Классическая гимназия 7 -классная, срок обучения 7 лет Реальная гимназия 7 -классная Срок обучения 7 лет В программе классических гимназий преобладали древние и иностранные языки, древняя история, античная литература. В программе реальных гимназий преобладали математика, физика и другие технические предметы. Готовили к поступлению в гимназию. Располагались в уездных городах.

Школьная реформа В 1872 г. срок обучения в классических гимназиях был увеличен до 8 лет (7 -й класс стал двухгодичным), а с 1875 г. они официально стали 8 -классными. Реальные гимназии сохранили 7 -летний срок обучения и в 1872 г. были преобразованы в реальные училища. Если выпускники классических гимназий поступали в университеты без экзаменов, то реалистам приходилось сдавать экзамены по древним языкам. Без экзаменов они поступали лишь в технические ВУЗы. Чем были вызваны подобные ограничения для выпускников реальных училищ? В классических гимназиях чаще учились дети дворян, в реальных – дети купцов и разночинцев. ?

Университетская реформа стала первой после отмены крепостного права, что было вызвано студенческими волнениями. Новый университетский устав взамен николаевского устава 1835 г. был принят 18 июня 1863 г. Инициатором нового устава стал министр просвещения А. В. Головнин. Университеты получили автономию. Создавались советы университетов и факультетов, которые избирали ректора и деканов, присуждали ученые звания, распределяли средства по кафедрам и факультетам. Андрей Васильевич Головнин (1821 -1886), министр просвещения в 1861– 1866 гг.

Университетская реформа Университеты имели собственную цензуру, получали иностранную литературу без таможенного досмотра. В университетах действовали собственные суд и охрана, полиция не имела доступа на территорию университетов. Головнин предлагал создать студенческие организации и привлечь их к участию в университетском самоуправлении, но Государственный совет отклонил это предложение. Андрей Васильевич Головнин (1821 -1886), министр просвещения в 1861– 1866 гг. ? Почему это предложение было исключено из устава университетов?

Классические. Реформа в области народного образования Изменения в системе образования Университетский устав 1863 г. Школьный устав 1864 г. Автономия Гимназии Реальные Готовили к поступлению в университете Готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения. Создан совет университета, Решавший все внутренние вопросы Избрание ректора и преподавателей Сняты ограничения для студентов (их проступки рассматривал студенческий суд)

Женское образование В 60– 70 -х гг. в России появилось женское высшее образование. В университеты женщин не брали, но в 1869 г. были открыты первые Высшие женские курсы. Наибольшую известность приобрели курсы, открытые В. И. Герье в Москве (1872 г.) и К. Н. Бестужевым-Рюминым в Петербурге (1878 г.) На курсах Герье был только словесно-исторический факультет. На бестужевских курсах – математическое и словесно-историческое отделения. На математическом учились 2/3 слушательниц. Курсистка. Худ. Н. А. Ярошенко.

Реформы в области просвещения (1863 -1864 гг.) Значение реформ: расширение и совершенствование образования всех уровней. Недостатки реформ: недоступность среднего и высшего образования для всех слоев населения.

Судебная (1864 г.) Самая передовая в тогдашнем мире судебная система. Сохраняла ряд пережитков: особые суды. Военная (1874 г.) Создание массовой армии современного типа, поднят авторитет воинской службы, удар по сословному строю. Просчеты в системе организации и вооружения войска. В области просвещ ения (1863 -186 4 гг.) Расширение и совершенствование образования всех уровней. Недоступность среднего и высшего образования для всех слоев населения. Реформы Их значение Их недостатки

71 Итоги и значение реформ Привели к значительному ускорению развития страны приблизили Россию к уровню ведущих держав мира Носили неполный и незавершенный характер. В 80 -е годы сменились контрреформами Александра III

Значение реформ Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Продвижение страны по пути капиталистического развития, по пути превращения феодальной монархии в буржуазную и развитие демократии Реформы были шагом от помещичьего государства к правовому Реформы демонстрировали то, что положительные сдвиги в обществе могут быть достигнуты не революциями, а преобразованиями сверху, мирным путем

Подводим итоги В чем состоит историческое значение реформ 60– 70 -х гг. ? Благодаря реформам 60– 70 -х гг. многие вопросы повседневной жизни были переданы из ведения бюрократии в ведение общества в лице земств и городских дум; установлено равенство российских подданных перед законом; значительно повысился уровень грамотности населения; университеты получили большую степень свободы научной и учебной деятельности; смягчилась цензура для центральной прессы и книгоиздания; армия стала строиться на основе бессословной всеобщей воинской повинности, что отвечало принципу равенства перед законом и позволяло создать подготовленные резервы. ?

Была одной из самых богатых и могущественных организаций в Европе. Но эта сила была только кажущейся: среди прихожан и простых, и знатных, все больше зрело недовольство всевластием духовенства, которое, в конце концов, вылилось в движение за перестройку церкви - Реформацию.

К концу XV века во многих странах Европы сформировалась сильная королевская власть. Короли, опиравшиеся на армию и бюрократический аппарат, были недовольны вмешательством Пап в их дела. Их ценные указания монархам были не нужны. Не давало покоя королям и богатство которая была одним из крупнейших землевладельцев в Европе. Да если бы только это! На десятине, плате за богослужения и продаже индульгенций духовенство зарабатывало немаленькие деньги, которые «уплывали» в далекий Рим. А это монархам, само собой, не нравилось.

Простых людей не устраивало в церковных порядках другое. Во-первых, дороговизна обрядов и различные поборы. Во-вторых, язык богослужения - далеко не все понимали, что там говорит священник на своей латыни. Но еще больше не устраивало то, что церковь освящала существующее неравенство. Получалось, что человек незнатного происхождения должен был всю жизнь оставаться никем, даже если и выбился в люди, разбогатев. Или терпеть издевательства над собой со стороны власть имущих только потому, что так, мол, предсказано свыше.

Начало Реформации

Наибольшее недовольство католическая церковь вызывала в раздробленной Германии. Поэтому именно с нее и началась Реформация в Европе. В 1517 г. молодой профессор богословия Мартин Лютер вывесил на дверях дворцовой церкви 95 тезисов - свои взгляды на церковные порядки. Причиной стала безудержная торговля индульгенциями. Эти документы представляли собой, говоря современным языком, справки об отпущении грехов. Они продавались монахами, разъезжавшими по Германии. За счет индульгенций Папа планировал перестроить церковь св. Петра в Риме. Лютер осуждал все эти порядки. Он считал, что Папа никаких прав издавать индульгенции. Также Лютер выступал против пышных обрядов, монашества и даваемого священниками. Чтобы Библия была понятнее для простых немцев, не знавших латыни, он перевел ее на родной язык.

Смелые проповеди Лютера заставили Льва X забеспокоиться. Он призывал его отречься от своих взглядов, а когда тот отказался, объявил его еретиком и отлучил от церкви. Но Лютера это не испугало - наоборот, получив папскую буллу, он порвал ее в клочья. У вчерашнего профессора появилась масса сторонников, в том числе и довольно влиятельных. Один из германских князей спрятал его в своем замке, где Лютер писал богословские труды. Тем временем Реформация в Европе развивалась все активнее. У Лютера появились последователи, которые предлагали пойти еще дальше, установив всеобщее равенство. Их предводитель Томас Мюнцер возглавил восстание, переросшее в крестьянскую войну. Германские князья быстро разбили плохо вооруженных повстанцев, не владевших военным делом. Восстание было жестоко подавлено. После этого Реформация в Германии окончательно перешла в руки светской знати.

Борьба между двумя церквями

Правда, далеко не вся аристократия восприняла идеи Лютера положительно. Между католиками и протестантами (так стали называть приверженцев нового учения) завязалась вооруженная борьба. Длилась она довольно долго и завершилась установившим, что каждый князь сам имеет право определять, какой будет религия в его владениях. Идея перестроить церковь оказалась заразительной, и вскоре Реформация в Европе распространилась на юг Германии, Швейцарию, Францию, В Нидерландах местные протестанты вообще подняли восстание против испанского господства и добились независимости.

Своеобразно развивалась Реформация в Англии. Король Генрих VIII потребовал от Папы, чтобы тот разрешил ему развестись с очередной женой. Тот отказался, и монарх объявил, что английская церковь больше не зависит от Рима. Так, в 1534 г. главой духовенства в этой стране, а заодно и хозяином всего церковного имущества, стал король. Понятно, что отказ Папы был для него лишь поводом прибрать к рукам все, что принадлежало церкви. И это очень быстро было сделано. В остальном англиканская церковь, как ее теперь стали называть, еще долго была похожа на католическую.

Впрочем, уже к середине XVI века католическое духовенство пришло в себя, и Реформация в Европе начала встречать серьезное сопротивление. Авангардом борьбы против протестантов стал основанный в 1540 г. Его последователи создали в европейских странах сеть школ, дававших отличное образование и прививавших учащимся верность католической церкви. Иезуиты не гнушались и шпионажем, опутав своей агентурой все королевские дворы. Эти меры во многом позволили остановить Реформацию. Но прежнего могущества католическая церковь уже не имела.

Реформация — церковно-социальное движение ХVI века в Европе против католической церкви, в котором борьба за религиозные идеалы переплелась с классовой борьбой крестьянства и зарождающейся буржуазии с феодалами. Стала катализатором распада феодального общества и возникновения зачаточных форм капитализма

Причины Реформации

Католицизм был целой системой, налагавшей рамки на всю культуру и социальную организацию европейских народов :

    Католический универсализм отрицал национальность
    Теократическая идея давила государство
    Духовенство имело привилегированное положение в обществе, подчиняя церковной опеке светские сословия
    Догматизм предоставлял мысли слишком узкую сферу
    Католическая церковь переродилась из утешительницы и проводника идей социальной справедливости в жестокого феодального земельного собственника и угнетателя
    Несоответствие образа жизни служителей церкви тому, что они проповедовали
    Недееспособность, распущенность и коррумпированность церковной бюрократии
    Растущие материальные запросы римской церкви: все верующие платили десятину - налог в размере 1/10 всех доходов. Велась открытая торговля церковными должностями
    Существование огромного количества монастырей, имевших обширные земельные владения и иные богатства, с многочисленным праздным населением
    Продажа индульгенций, начатая для финансирования строительства собора Святого Петра в Риме, слишком явно и цинично демонстрировала не заботу Церкви о душах паствы, но стремление к обогащению, земным благам
    Изобретение книгопечатания
    Открытие Америки
    Возобновление интереса к античной культуре, сопровождающееся расцветом искусства, в течение многих веков служившего исключительно интересам Церкви

    В борьбе против католической церкви объединились все светские институты европейского общества: государственная власть, нарождающаяся буржуазия, задавленное гнетом крестьянство, интеллектуалы, представители свободных профессий. Они боролись не во имя чистоты христианского вероучения, не во имя восстановления Библии как главного авторитета в делах религии, не во имя требований совести и религиозной мысли, а потому, что католицизм мешал свободному развитию общественных отношений во всех сферах жизни

Реформация в Европе

Формальным началом Реформации считается 31 октября 1517 года, когда викарий деканата ордена августинцев Мартин Лютер обнародовал свои 95 тезисов против торговли папскими индульгенциями*

  • 1520-е годы — Германия
  • 1525 — Пруссия, Ливония
  • 1530-е годы — Англия
  • 1536 — Дания
  • 1536 — Норвегия
  • 1540 — Исландия
  • 1527-1544 — Швеция
  • 1518-1520-е годы — Швейцария: Цюрих, Берн, Базель, Женева
  • 1520-1530-е годы — Франция: лютеранство и анабаптизм
  • 1550-е — Франция: кальвинизм
  • 1540-1560-е годы — Нидерланды

Деятели Реформации

  • Мартин Лютер (1483–1546) — Германия
  • Филипп Меланхтон (1497–1560) — Германия
  • Ганс Таусен (1494–1561) — Дания
  • Олаус Петри (1493–1552) — Швеция
  • Ульрих Цвингли (1484–1531) — Швейцария
  • Жан Кальвин (1509–1564) — Франция, Швейцария
  • Томас Кранмер (1489–1556) — Англия
  • Джон Нокс (1514?–1572) — Шотландия
  • Ж. Лефевр (1450-1536) — Франция
  • Г. Брисонне (1470-1534) — Франция
  • М. Агрикола (1510-1557) — Финляндия
  • Т. Мюнцер (1490-1525) — Германия

    В результате Реформации часть верующих восприняла идеи главных её деятелей Лютера и Кальвина, превратившись из католиков в лютеран и кальвинистов

    Краткая биография Мартина Лютера

  • 1483 (1484?), 10 ноября - родился в Эйслебене (Саксония)
  • 1497- 1498 - учеба в школе лоллардов в Магдебурге
  • 1501 - 1505 - учеба в Эрфуртском университете
  • 1505 - 1506 - послушник в монастыре августинцев (Эрфурт)
  • 1506 - принял монашеский обета
  • 1507 - рукоположен в священнический сан
  • 1508 - перебирается в Виггенбергекий монастырь и поступает на богословский факультет Виггенбергского университета
  • 1512, 19 октября - Мартин Лютер получает степень доктора богословия
  • 1515 - избирается викарием деканата (11 монастырей) ордена августинцев.
  • 1617, 31 октября - отец Мартин Лютер вывесил на дверях Виттенбергской приходской церкви 95 тезисов об индульгенциях.
  • 1517-1520 — многочисленные богословские статьи с критикой существующих порядков в церкви
  • 1520, 15 июня - булла папы Лва X, в которой предлагается Лютеру в 60-дневный срок отречься от своих еретических идей
  • 1520, 10 декабря - на городской площади Виггенберга толпа студентов и монахов под руководством Лютера сожгла папскую буллу и сочинения оппонентов Лютера.
  • 1521, 3 января - булла Льва X об отлучении Мартина Лютера от Церкви.
  • 1521, май - 1522, март - Мартин Лютер под именем Юргена Йорга скрывается в Вартбургской крепости, продолжая свою публицистическую деятельность
  • 1522, 6 марта - возвращение в Виттенберг
  • 1525, 13 июня - женитьба на Катарине фон Бора
    1525, 29 декабря - первое богослужение по новому обряду, совершенное Лютером.
  • 1526, 7 июня - родился сын Лютера Ганс
  • 1527, 10 декабря - родилась дочь Лютера Елизавета, умершая 3 апреля 1528 года.
  • 1522-1534 — публицистическая деятельность, перевод на немецкий книг пророков и Библии
  • 1536, 21-28мая - в Виттенберге под председательством Лютера состоялась встреча крупнейших богословов новой веры
  • 1537, 9 февраля - протестантский конгресс в Шмалькальдене, для которого Лютер написал «Символ веры».
  • 1537-1546 — публицистика, разъезды по германии
  • 1546, 18 февраля - Мартин Лютер скончался от болезни сердца

    Главная идея лютеранства - спасение личной верой, которая даруется Богом, без помощи церкви. Связь Бога и человека имеет личный характер, церковь не является посредником между Богом и человеком. Все верующие признаются равными перед Христом, священники теряют положение особого сословия. Религиозные общины сами приглашают пасторов и выбирают руководящие органы. Источником вероучения является Библия, которую верующий имеет право самостоятельно объяснять. Вместо латыни богослужение ведётся на родном языке верующего

Краткая биография Жана Кальвина

  • 1509, 10 июля — родился во французском городе Нуайон
  • 1513-1531 года в Париже, Орлеане, Бурже постигал гуманитарные науки, юриспруденцию, теологию, получил степень лиценциата
  • 1532, весна — на собственные средства опубликовал свой первый научный труд - комментарии к трактату Сенеки «О кротости»
  • 1532 — получил в Орлеане докторскую степень
  • 1532, вторая половина — стал протестантом
  • 1533, октябрь — написал речь «О христианской философии» для ректора университета Николя Копа, за которую тот подвергся преследованиям
  • 1533-1535 — как автор крамольной речи скрывался на юге Франции
  • 1535, зима — опасаясь за свою жизнь, бежал в Швейцарию
  • 1536, первая половина — жил в Базеле и итальянском городке Феррара при дворе герцогини Феррарской Рене, дочери короля Людовика XII, опубликовал свой главный труд «Установления христианской веры»
  • 1536, июль-1538, весна — жил в Женеве, пока не был изгнан
  • 1538-1540 — Берн, Цюрих, Страсбург
  • 1540, сентябрь — женитьба на вдове Иделетте Штордер
  • 1541, 13 сентября — возвращение в Женеву по решению Совета города
  • 1541, 20 ноября — представил проект устава церкви, который был утверждён Генеральным собранием граждан

    Устав предусматривал избрание 12 старейшин. В руках старейшин концентрировалась судебная и контролирующая власть. Всё государственное устройство Женевы получило строгий религиозный характер. Постепенно вся городская власть сконцентрировалась в малом совете, на который Кальвин имел неограниченное влияние.
    Принимаемые по настоянию Кальвина законы имели целью сделать из Женевы прообраз «града Божьего». Женева должна была стать протестантским Римом. Кальвин призывал строго следить за чистотой и порядком в Женеве - она во всем должна была стать образцом для других городов.
    Задачей церкви Кальвин считал религиозное воспитание всех граждан. Для этого Кальвин провел ряд реформ, направленных на утверждение «мирского аскетизма». Был упразднен пышный католический культ, приняты жесткие административные меры, направленные на укрепление морали. Над всеми гражданами был установлен мелочный и придирчивый надзор. Посещения церковной службы стали обязательными, запрещались развлечения, танцы, яркие одежды, громкий смех. Постепенно в Женеве не осталось ни одного театра, зеркала разбивались за ненужностью, изящные прически подвергались обструкции. Кальвин отличался тяжелым, властным характером. Он нетерпимо относился и католикам, и к представителям других реформационных течений. По его настоянию противники его учения подвергались изгнанию и даже смертной казни. Только в 1546 году в Женеве было принято 58 смертных приговоров и 76 декретов об изгнании из города

  • 1553 — по приговору женевской консистории был казнен за еретические взгляды М. Сервет. Впервые вынесла смертный приговор за инакомыслие
  • 1559 — Основание Женевской академии - высшего богословского заведения для подготовки проповедников
  • 1564, 27 мая — Кальвин умер. Похоронен без церемоний, без памятника на могиле. Вскоре место его захоронения было утеряно

    Главная идея кальвинизма — учение об «абсолютном предопределении», согласно которому бог еще до «сотворения мира» предопределил одних людей к «спасению», других к «погибели», и этот приговор бога абсолютно неизменен. Однако учение об «абсолютном предопределении» не имело фаталистического характера. Согласно кальвинизму, жизнь даётся человеку для того, чтобы выявить заложенные в нём Богом способности, а успех в земных делах представляет знак спасения. Кальвинизм провозгласил новые моральные ценности - бережливость и расчётливость в сочетании с неустанным трудом, умеренность в быту, дух предпринимательства

Контрреформация

Любое действие предполагает противодействие. На движение Реформации католическая Европа ответила контрреформацией (1543 — 1648). Католическая церковь отказалась от предоставления индульгенций, были основаны новые монашеские ордена и духовные семинарии, были введены единообразная литургия (главнейшее христианское богослужение), григорианский календарь, подавлена Реформация в Польше, землях Габсбургов, Франции. Контрреформация оформила окончательный разрыв католичества с протестантством

Итоги Реформации и Контрреформации

    Верующие Европы разделились на католиков и протестантов
    Европа погрузилась в череду религиозных войн ( , )
    Страны, в которых протестантство победило, активнее начала «строить капитализм»

*Индульгенция — отпущение грехов за деньги

Начало Реформации в Европе связано с именем Мартин Лютер. Мартин Лютер бросил вызов католической церкви в Виттенберге в Саксонии. Это произошло после прибытия в этот район германского проповедника Иоганна Тетцеля, который продавал индульгенции, чтобы собрать деньги для папы Льва X. Индульгенции уже долгое время подвергались критике со стороны католических теологов (ученых в области религии), но их финансовый успех обеспечивал существование этой практики, поскольку она была слишком выгодна, чтобы прекратить ее.

В ответ Лютер 23 октября 1514 г. поместил документ с 95 тезисами (заявлениями) на дверь городской церкви. Тезисы Лютера не были радикальными, но привлекли обширную аудиторию, и, благодаря последним достижениями в области развития печатного дела, они широко разошлись и их повсюду читали.

Первоначальная критика церкви со стороны Лютера была направлена против продажи индульгенций, но он продолжил нападать на суть католического учения о пресуществлении (вера в то, что хлеб и вино превращаются в тело и кровь Христа во время причастия), безбрачии священников и главенства пап. Он также призывал к реформе религиозных орденов, монастырей и возвращению простоты более ранней церкви.

Лютеранская церковь

Реформация в Европе распространилась после вызова, который Лютер бросил официальной церкви. Он завоевал множество последователей, но первоначально Лютер хотел только реформировать существующую церковь, а не создать совершенно новую систему.

Было сделано несколько попыток примирить Лютера с религиозными властями. В 1521 году он был вызван представить свои взгляды перед имперским парламентом в Вормсе в присутствии императора Священной Римской империи Карла V, который правил большей частью Европы. Лютер отказался отречься от своих взглядов и, будучи уже отлученным от церкви папой, он теперь был объявлен императором вне закона.

В ответ он основал независимую церковь и начал переводить Библию на немецкий язык.Предшествующие издания Библии выходили на латинском языке. Издание Лютера впервые позволило людям читать Библию на их родном языке.

Часть силы учения Лютера заключалась в его призыве к германской идентичности. Германия в этот момент состояла из множества независимых государств, которые номинально подчинялись императору Карлу V. Германские князья хотели сохранить свою власть, и они увидели в учении Лютера способ одновременно избавиться и от императорского, и от церковного контроля над Германией. То, что началось как религиозный диспут, скоро стало политической революцией.

В 1524 году в юго-западной части Германии в результате экономических трудностей в регионе разразилась крестьянская война. Лига германских князей, поддержанная Лютером, жестоко подавила восстание в 1526 году. Восстание привело Лютера в ужас, равно как и светских лидеров, против которых оно было направлено.

Один за другим северные германские государства – Саксония, Гессе. Бранденбург, Брауншвейг и другие – принимали лютеранство. Каждое государство захватывало контроль над церковью, усиливая власть правителя над его народом.

Всемирный отклик

Призыв лютеранства не был ограничен только Германией. В 1527 году король Швеции Густав Ваза, который добился независимости от Дании и Норвегии в 1523 году, захватил церковные земли, чтобы обеспечить средства для своего нового государства. Затем он реформировал новую государственную церковь в соответствии с лютеранскими правилами.

Аналогичный процесс адаптации лютеранства произошел в Дании и Норвегии в 1536 году. В Англии разрыв с Римской церковью произошел после того, как папа отказался утвердить развод Генриха VIII с его женой Екатериной Арагонской. Генрих заменил папу в качестве главы английской церкви.

Политические последствия

Политический ответ на лютеранскую реформацию возглавлял император Карл V, однако его обширные владения в Европе привели его к конфликту, в т.ч. и с Францией. Война между этими двумя державами, а также между Карлом и растущим могуществом мусульманской Османской империи в Средиземноморье и на Балканах, означала, что он не мог посвятить все свои ресурсы уничтожению лютеранства в Германии.

Карл победил лютеран в битве при Мюльберге в 1547 году, но не смог политически уничтожить их. Религиозный и политический компромисс были, наконец, достигнуты после мира в Аугсбурге в 1555 году, по которому император дал указ каждому князю в своей империи выбирать между католицизмом и лютеранством, и распространять эту веру среди своих подданных.

Сам Лютер был консервативным теологом и уважал порядок. Но многие из тех, кто последовал за ним, были настроены гораздо радикальнее.

Цвингли и Кальвин

В Цюрихе У. Цвингли обратил город в лютеранскую веру. Его 67 тезисов в 1523 году были приняты городским советов в качестве официальной доктрины. Однако он был не согласен с Лютером относительно природы евхаристии (хлеб и вино, которые принимают во время причастия) и начал вести швейцарскую церковь по более радикальному, не признающему иерархию направлению. Его смерть в 1531 году во время защиты Цюриха от католических кантонов (провинций) Швейцарии замедлила импульс реформации в Швейцарии.

Жан Кальвин, который начал создавать новый религиозный центр в Женеве, в последующем стал ключевой фигурой, связанной с протестантской реформой в Швейцарии. Кальвин перешел в новую реформированную веру в 1533 году и поселился в Женеве в 1536 году. Там он разработал более суровую форму протестантизма, основанную на его собственном прочтении Писания и его глубокой академической подготовке, где подчеркивалось предназначение – власть Бога над всеми действиями человека.

Хотя сам Кальвин не разработал какой-либо практической теории сопротивления нечестивой власти, подобной власти католической церкви или католических правителей, многие из его последователей были готовы отстаивать свои взгляды с помощью силы на основе его учения. Как и Лютер, он подчеркивал прямую связь индивидуума с Богом без посредничества папы или священников и первенство Библии в качестве основы всего проповедования и учения. Библия теперь уже широко распространялась на современных языках, а не на латинском – языке церкви.

В отличие от Лютера, однако, который верил в политическую подчиненность церкви государству, Кальвин проповедовал, что церковь и государство должны действовать вместе, чтобы создать божественное общество, в котором религиозные верования и строгий кодекс поведения должны определять каждый аспект повседневной жизни.

Кальвинизм распространился в Шотландии, Нидерландах и во многих частях Франции, где его последователи были известны, как гугеноты, а также в различных районах германских государств, в Богемии и Трансильвании. Кальвинизм также вдохновил пуританское движение в Англии, а позже в Северной Америке, где его приверженцы хотели очистить англиканскую церковь от остающихся в ней католических элементов, в частности, от власти епископов и прочих «папистских» украшений – церковных одеяний, утвари и музыки.

Ответ католиков

Первоначальным ответом католиков на Реформацию было отлучение от церкви тех, кто восставал против нее. Когда стало ясно, что это не поможет победить Реформацию, католическая церковь начала реформировать себя на основе внутренних призывов к церковной реформе, которые намного предшествовали выступлению Лютера.

После трех встреч в Триденте в Итальянских Альпах в 1545-1563 гг. католическая церковь начала Контрреформацию. Католическая Контрреформация развивалась успешно, усилив католицизм и теологически, и политически, хотя была установлена более авторитарная ортодоксия.

Польша, Австрия и Бавария стали полностью католическими, но в то время, как в Германии в основном царил мир, сильное кальвинистское (гугенотское) присутствие во Франции вызвало длительные религиозные войны, которые закончились только после того, как Нантский эдикт в 1598 году провозгласил религиозную терпимость. В конце века, видимо, 40% населения Европы следовали одному или другому реформированному верованию.

В современной исторической науке под термином «Реформация», который переводится с латинского языка как «преобразование» или «исправление», принято понимать общественно-политическое движение, охватившее страны Центральной и Западной Европы в период XVI-XVII вв. Его целью было преобразование погрязшего в меркантильных интересах католичества и приведение его в соответствие с библейским учением.

Тормоз социального развития Европы

По мнению исследователей, история начала Реформации (обновления христианства) в Европе неразрывно связана с зарождением нового и быстро развивавшегося класса буржуазии. Если в период Средневековья католическая церковь, являясь неусыпным стражем феодальных устоев, полностью отвечала интересам господствующих классов, то в условиях новых исторических реалий она стала тормозом общественного развития.

Достаточно сказать, что в ряде европейских государств церковной собственностью являлось до 30% земель, обрабатываемых крепостными крестьянами. При монастырях создавались различные производственные мастерские, продукция которых не облагалась налогом, что приводило к разорению светских ремесленников, повсеместно уступавшим им в конкурентной борьбе.

То же относится и к сфере торговли, где церковь имела различные льготы, тогда как миряне, пытавшиеся заняться этим родом деятельности, облагались непомерными пошлинами. Ко всему прочему, и сами клерикалы были неистощимы на разного рода поборы и вымогательства, находя для них обоснования в умышленно искажавшемся ими христианском учении.

Буржуазия как движущая сила реформ

В сложившейся обстановке именно буржуазия, появившаяся ещё в XV веке и к началу следующего столетия набравшая силы, способствовала началу реформации - обновлению христианства - в Европе. Представители этого класса не только сумели занять ведущие позиции в экономике страны, но и стали претендовать на политическую гегемонию. Не желая отказываться от христианства, буржуазия, тем не менее, восставала против существовавшей формы католицизма, требуя её упрощения и удешевления.

Деловые люди, которых с каждым годом становилось всё больше, не желали тратить деньги на возведение грандиозных храмов и организацию пышных молебнов. Они предпочитали вкладывать их в производство, создавая всё новые и новые предприятия. Всеобщую ненависть также усиливало и откровенно непристойное поведение самих священников, беззастенчиво попиравших моральные принципы, заповеданные Христом.

Кроме того, одной из причин начала Реформации в Европе стало изменение в ней интеллектуальной среды и установление принципов гуманизма, являвшихся характерной чертой эпохи Возрождения. Установившийся с годами дух свободной критики дал возможность не только передовым людям того времени, но и широким массам по-новому взглянуть на явления культуры и религии. Однако в каждой из европейских стран этот процесс имел свои характерные отличия. В частности, отмечается, что там, где произвол духовенства был ограничен законодательными мерами, церкви удавалось дольше сохранять свои позиции.

Вольнодумец с берегов Британии

Начало Реформации в Англии было положено профессором Оксфордского университета Джоном Виклифом. В 1379 году он выступил с обращением, направленным против основного догмата Римской церкви о непогрешимости папы. Кроме того, маститый учёный и педагог ратовал за секуляризацию (изъятие в пользу государства) церковных земель и упразднение большинства институтов католицизма. Он же открыто заявлял о том, что главой церкви является Иисус Христос, а вовсе не римский понтифик, самовольно присвоивший себе эту честь.

Чтобы придать своим высказываниям большей убедительности, Виклиф впервые перевёл Библию на английский язык, чем сделал её чтение доступным для широких масс светского населения страны. Чуть позже его соотечественникам стал доступен и полный текст Ветхого Завета. Таким образом, народ смог постигать христианское учение в его истинном виде, а не в той редакции, которую им предлагало католическое духовенство. Это также в значительной степени послужило неким стимулом и положило начало Реформации в Англии.

Чешский последователь Джона Виклифа

Говоря о том, кто положил начало Реформации в Чехии, обычно упоминают имя её национального героя Яна Гуса, выступавшего против засилья в его стране духовенства, присланного из Священной Римской империи. На формирование его мировоззрения во многом оказали влияние чешские студенты, вернувшиеся на родину после обучения в Англии и попавшие там под влияние идей Джона Виклифа.

Став в 1409 году ректором Пражского университета, Ян Гус широко пропагандировал взгляды английского реформатора и на их основе призывал к радикальным изменениям чешской церкви. Его выступления нашли отклик у широких народных масс, и чтобы пресечь нарастающие волнения, римский папа Мартин IV при поддержке императора Сигизмунда I инициировал судебный процесс, на котором чешский реформатор и его ближайший сподвижник Иероним Пражский были приговорены к сожжению на костре.

Зарождение лютеранства

Однако, несмотря на всю значимость деятельности Джона Виклифа и Гуса, начало Реформации в Европе (обновления христианства) принято связывать с именем видного немецкого богослова Мартина Лютера. Именно его именем названо одно из зародившихся в начале XVI века религиозных направлений ─ лютеранство. Остановимся вкратце на том событии, которое принято считать началом Реформации в Германии.

Благодатную почву для проведения в жизнь религиозных реформ создало охватившее все слои населения недовольство церковью. Крестьяне не могли больше терпеть губительнный для них десятинный налог, а ремесленники разорялись, не выдерживая конкуренции с освобождёнными от налогов монастырскими цехами, о чём уже говорилось выше. Получая огромные прибыли, духовенство ежегодно отправляло большую часть доходов в Ватикан, потакая ненасытным аппетитам римских пап. Кроме того, в городах с каждым годом расширялись земельные владения церкви, что грозило ввергнуть их жителей в кабалу.

О том, какое событие послужило началом реформации в Германии

Однако главным событиям суждено было разыграться не на островах Британии, и не в Чехии, а в Германии. На фоне всеобщего недовольства 31 октября 1517 года (обычно считают именно эту дату началом Реформации) на дверях собора города Виттенберга появилась копия письма, направленного доктором богословия Мартином Лютером архиепископу Мейнцскому. В этом документе, состоявшем из 95 пунктов, он подверг жёсткой критике многие устои современного ему католицизма.

В частности, он выступал против продажи индульгенций ─ грамот об отпущении грехов, выдаваемых всем желающим за определённую плату. Такой род бизнеса приносил церковникам колоссальную прибыль, хотя и шёл вразрез с христианским учением. Как известно, Христос в качестве единственного пути к спасению души называл веру, даруемую человеку свыше, а вовсе не церковные обряды.

Ещё в самом начале Реформации в Германии Лютер учил, что ни папа, ни духовенство не являются посредниками между людьми и богом, и их претензии на право отпущения грехов через святые таинства являются ложными. Кроме того, немецкий вольнодумец ставил под сомнение легитимность всех папских декретов и постановлений церкви, указывая на то, что единственным авторитетом в духовной жизни может являться Священное Писание.

Под его критику попал и целибат ─ обет безбрачия и вечного целомудрия, приносимый всем католическим духовенством. Лютер указывал на то, что это противление человеческой природе на деле оборачивается впадением в тягчайшие грехи. В документе, появившемуся на дверях собора, были и другие, не менее жёсткие упрёки в адрес церкви. Поскольку в то время печатное дело в Германии было уже налажено, обращение Мартина Лютера, растиражированное в местных типографиях, стало достоянием всех жителей страны.

Разрыв с официальной церковью

Получив известие о случившемся, Ватикан не придал этому серьёзного значения, поскольку случаи единичных бунтов в среде духовенства имели место и раньше. Именно поэтому начало Реформации в Германии прошло без каких-либо драматических событий. Однако ситуация в корне изменилась после того, как Лютер открыто поддержал осуждённого прежде Яна Гуса и выразил недоверие церковному трибуналу, вынесшему приговор. Это уже рассматривалось как попрание авторитета не только церковных иерархов, но и самого папы.

Не остановившись на этом, в декабре 1520 года Лютер публично сжёг папскую буллу ─ послание, в котором осуждались его взгляды. Это был беспрецедентный по своей смелости поступок, означавший полный разрыв с церковью. Светские власти пытались как-то замять скандал, и вновь избранный к тому времени глава Священной Римской империи, в которую, кроме Германии, тогда входила Италия, Чехия и частично Франция, вызвал к себе вольнодумца и попытался убедить в необходимости отречься от еретических взглядов.

Вне светских законов

Ответив отказом и оставшись непреклонным в своих убеждениях, дерзкий богослов поставил себя вне закона на всей подконтрольной императору территории. Однако ничто уже не могло остановить надвигавшуюся волну религиозной реформации в Европе. Мартин Лютер благодаря своему выступлению получил широкую известность не только в Германии, но и за её пределами, и приобрёл много сторонников.

Полоса преследований и гонений

Если начало Реформации (обновления христианства) в Европе ограничилось относительно малой кровью, то после открытого разрыва Лютера не только с церковной, но и со светской властью последовали репрессии. Первыми на кострах инквизиции погибли два монаха, дерзнувшие вести антипапскую пропаганду в Нидерландах.

Вслед за ними на алтарь реформации положили свои жизни десятки других вольнодумцев. Сам Лютер спасся от верной гибели лишь благодаря Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому, почти силой укрывшему того, кто положил начало Реформации, в одном из своих замков. Спасаясь от преследований, Лютер не потратил время даром: переведя на немецкий язык текст Библии, он сделал её доступной всем своим соотечественникам.

Начало массовых выступлений

Но пожар религиозных мятежей разгорался с неудержимой силой, вылившись, наконец, в серьёзные социальные потрясения. Несмотря на то что представители каждого из слоёв населения по-своему трактовали учение Лютера, вся Германия вскоре была охвачена народными волнениями. Особенно ощутимый вклад в дело реформации внесло бюргерское движение, участниками которого были жители городов, возглавляемые Габриэлем Цвиллингом и Андреасом Карлштадтом.

Требуя от властей проведения немедленных и радикальных реформ, они проявляли исключительную сплочённость и организованность. Вскоре к ним примкнули и широкие массы сельских жителей, также кровно заинтересованных в изменении существовавших порядков. Следует отметить, что, как те, так и другие выступали не против христианства, а лишь осуждали алчность и корыстолюбие тех, кто присвоил себе право быть выразителями божьей воли и извлекать из этого немалые доходы.

Мятеж, переросший в Крестьянскую войну

Как это нередко бывало в истории, справедливые требования очень быстро переросли в «бессмысленный и беспощадный» бунт. Толпы народа принялись громить храмы и монастыри. В огне пожаров тогда погибли многие архитектурные памятники Средневековья и целые библиотеки уникальных манускриптов.

Вслед за чернью в ряды реформаторов влилось и рыцарство, представители которого также имели веские основания ненавидеть римское духовенство. Апогеем всего стала Крестьянская война под предводительством Томаса Мюнцера, охватившая Германию в 1524 году и вскоре переметнувшаяся на всю Центральную Европу.

Кто такие протестанты?

В завершение рассказа о том, какие события послужили началом реформации в Германии, следует пояснить происхождение термина "протестантизм", которым впоследствии стало именоваться направление христианства, основанное Мартином Лютером в первой половине XVI века. Дело в том, что после окончания в 1526 году Крестьянской войны был отменён так называемый Вормосский эдикт, которым император Священной Римской империи Карл V объявлял Лютера преступником и еретиком.

Однако всего через три года на заседании Рейхстага ─ высшего законодательно-совещательного органа империи ─ этому документу вновь была придана юридическая сила, что вызвало протест представителей 14 городов, где идеи мятежного богослова нашли всеобщее признание. Именно благодаря этим протестующим все сторонники Реформации впоследствии стали именоваться протестантами, а само направление религии ─ протестантизмом.

Заключение

Начало Реформации (обновления христианства) в Европе, кратко описанное в этой статье, вылилось в длительный процесс, в результате которого, наряду с католицизмом и православием, появилось ещё одно направление последователей учения, дарованного Иисусом Христом ─ протестантизм. Впоследствии и оно разделилось на несколько реформационных церквей, наиболее многочисленными из которых сегодня являются Лютеранская, Кальвинистская и Англиканская.