Лазарь четверодневный. несколько фактов о воскресшем лазаре и его дальнейшей судьбе. Несколько фактов о воскресшем Лазаре и его дальнейшей судьбе Прав лазарь четверодневный

Святой Лазарь

История Храма в его честь в Ларнаке

Ларнака, древний Китион, родина стоика Зинона, обладает одним из наиболее прекрасных и стариннейших храмов на Кипре: церковью Святого Лазаря, друга Христова. Церковь была построена на самой гробнице Святого, который согласно традиции, был первым Епископом Китийским.

Давайте обратимся к истории. Святой Лазарь (Елеазарий из Хеврона) был жителем городка Вифании в 3 км к востоку от Иерусалима. Он известен как “друг Христов”, который на четвертый день после своей кончины был воскрешен Иисусом (Иоанн 11,11). Библия отмечает дружеские отношения Господа нашего с семьей Лазаря, говорит: “Иисус любил Марфу и ее сестру [Марию] и [их брата] Лазаря” (Иоанн 11, 5).

Несколько раз Христос пользовался их гостеприимством. Однажды, когда Иисус возвращался из Галилеи в Иерусалим (где вскоре он был осуждён к распятию, “за жизнь мира” – Иоанн 6,51) две сестры Лазаря; Марфа и Мария, встретили его с печальной вестью о смертельном недуге их брата: “Господи! Вот, кого Ты любишь, болен”. И наш Господь, который провозгласил, что “эта болезнь не к смерти”, но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий (Иоанн 11, 4), отложил на два дня свое отбытие и направился в Вифанию. Христос прибыл в Вифанию на четвертый день после погребения Лазаря. “Восскорбленный духом “Он стоял перед гробом и, будучи Повелителем жизни и смерти – воскресил Лазаря, хотя «Лазарь лежал мертвым во гробе уже четыре дня и уже смердел» (Иоанн. 11, 1-44).

Позже Лазарь был вынужден покинуть родину и искать приюта в Китионе так как первосвященники и фарисеи вступили в заговор и стремились убить его. “Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса”. (Иоанн 12, 10-11).

Наиболее вероятным временем, когда Лазарь покинул Родину считается 33 год н.э. и, точнее, период преследований, которые вспыхнули после побивания Стефана камнями, когда христиане-Иудеи которые «рассеялись от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии”. (Деяния 11, 19).Согласно христианской традиции, Лазарю было в тридцать третьем году 30 лет. И после воскрешения еще 30 лет он прожил в Китионе на Кипре и умер примерно в 63 г. н.э., в возрасте 60 лет. Апостолы Павел и Варнава встретили его здесь во время своего прибытия в 45 году и рукоположили его в сан епископа Китийского, 18 лет Святой Лазарь был пастырем христианской общины города (45 – 63 г.г. н.э.). После своей второй кончины он был погребен на месте, где ныне возвышается Византийский храм в его честь, (см. “Против ересей” Святого Епифания Констанцийского стр. 4).

Мы не знаем подробностей его жизни и деятельности в качестве епископа Китионского, так как письменные документы от той эпохи не дошли до наших дней. Но имеем все основания предположить, что его пастырское дело, как и дело других пастырей не могло быть легким из-за силы двух соперников, с одной стороны язычества и особенно культа Афродиты, который был распространен на Кипре в то время и с другой фанатизма многочисленной еврейской общины Кипра. Кипрская церковь была вынуждена вести длительную и тяжелую борьбу, чтобы одержать победу.

Пребывание Святого Лазаря в Ларнаке связано с различными преданиями. В соответствии с одним из них, в течении тридцати лет после воскрешения Святой Лазарь никогда не улыбался и только однажды нарушил свой обычай. Кто-то захотел украсть горшок; увидев это, Святой Лазарь улыбнулся и воскликнул: “Глина крадет глину”. Святой Лазарь был расстроен видом, который ему открылся в аду, где он провел четыре дня после своей смерти. Души умерших, которые еще не были спасены жертвой Господа нашего на Кресте, потрясли Святого Лазаря. (Еще не принесена была искупительная жертва Христа на Кресте, еще не было Воскресения Христова, которое спасло человека от греха и вечного осуждения).

Наконец, о еще одном предании безусловно стоит упомянуть. Оно касается посещения Кипра Владычицей Пресвятой Марией.

В соответствии с этим преданием , Святой Лазарь был очень опечален, так как он больше не мог видеть Пресвятую Деву, Матерь Господа нашего и своего друга. Поэтому, послал он в Святую землю корабль, чтобы привезти её на Кипр вместе со Святым Иоанном и другими учениками.

Но когда корабль, на борту которого находились Богоматерь и её спутники подплывал к Китиону, разразился шторм, который унес корабль очень далеко, в Эгейское море, в Грецию к берегам святой Горы Афонской (Греция), где обращала она язычников в христиан. И умоляла Своего Сына о благославлении и предстательстве всех тех, кто в будущем будут «подвизаться добрым подвигом веры» (I Тим 6, 12) – как монахи и аскеты – на Афонской Горе. Наконец, доплыла она до Китиона, где встретилась со Святым Лазарем и подарила ему архиепископский паллиум, связанный ее руками. Благословив Храм Китиона, Дева Мария отбыла в Святую Землю.

Предание о прибытии Лазаря на Кипр и хиротонии его в сан епископа Китийского широко распространилось по всему миру, достигла в том числе и далекой России. В Псковском монастыре в России есть церковь, посвященная “Святому Лазарю, епископу Китийскому”.

В древности в Ларнаке существовал такой обычай: в день святого Лазаря, который отмечается в Субботу накануне Вербного Воскресенья, процессия детей с пальмовыми ветвями в руках обходила дома жителей прихода. Во главе процессии шел мальчик, представляющий Святого Лазаря. Он был украшен красными маками и желтыми дикорастущими маргаритками, известными на Кипре под именем “лазарос”. Во время процессии дети пели популярную песню Лазореву.

В этот же день, во дворе храма в присутствии всех прихожан Воскресение Лазаря изображалось в церемонии. И священники и дети участвовали в представлении, где священники пели церковные тропара о воскрешении Святого. В настоящее время этих двух обычаев больше нет.

Церковь в честь Святого Лазаря известна в Христианском мире с древних времен. До первых лет двадцатого столетия Храм является неизменным местом паломничества пилигримов в Святую землю. Кроме того, множество исцелений и других чудес совершалось здесь благодаря благодати Святого Лазаря. Как рассказывает Пьетро Делла Балле, римский дворянин и путешественник, посетивший Ларнаку в 1614 – 1626 г.г., когда он усомнился в факте прибытия на Кипр Святого Лазаря, жители города ему ответили, что это доказано чудесами, которые Святой совершает каждый день в этом храме.

Важность этого места паломничества была подтверждена в ноябре 1972г., когда во время работ, предпринятых для реставрации храма, были найдены частицы из мощей Святого.

Как известно, мощи Святого Лазаря впервые были обнаружены в 890 г. в его могиле в той маленькой церкви, которая существовала на месте нынешнего храма. На саркофаге была надпись “Лазарь, бывший мертвым четыре дня, Друг Христа”. Тогдашний император Византии Лев VI Мудрый, узнав об этом, приказал доставить Святую реликвию в Константинополь, столицу империи, а в Китион прислал деньги на строительство нового храма и мастеров. Мы не можем представить себе, что жители Китиона подали все мощи, не оставляя себе хоть и небольшую частичку святых мощей. И тот факт, что в 1972 г. обнаружена только маленькая часть мощей, а не все является свидетельством их достоверности. На восточной стороне саркофага, который сегодня хранится под алтарем и в котором были найдены некоторые остатки мощей, можно разобрать надпись выполненную греческими заглавными буквами ΦΙΛΙΟΥ – что означает “Друг” в родительном падеже. Вполне вероятно, что данный саркофаг был поставлен взамен первоначального, который, возможно, был вывезен в Константинополь с главной частью мощей.

Событие перевозки святых мощей из Китиона в Константинополь было увековечено Аретасом, епископом Кесарийским, в его двух известных речах, произнесенных по этому случаю. В первой речи он хвалит прибытие святых мощей из Китиона в Константинополь, а во второй речи он описывает процессию организованную императором для перенесения мощей из Крисополиса в великий Кафедральный Собор Святой Софии. Император Лев VI кроме храма, посвященного Святому Лазарю в Китионе, построил в Константинополе еще один храм, в честь того же святого. После захвата Константинополя франками в 1204 г. , крестоносцы среди других сокровищ, которые они увели на Запад, увели и мощи святого Лазаря и доставили их в Марсель, где их следы теряются. До сегодняшнего дня их судьба неизвестна. Как уже было сказано, знаменитый старинный древний храм святого Лазаря был воздвигнут на гробнице Святого и им гордится город Ларнака. Кто может войти в храм и остаться равнодушным?! Храм излучает пышность и великолепие раннего христианства. Его знаменитый иконостас – отличный пример резьбы по дереву – выглядит огромной вышивкой, шитой золотыми нитями. Бесчисленные фигуры святых украшающие его мистические, полные “мира Божия, который превыше всякого ума”. Прекрасный иконостас действительно выглядит твердью небесной и иконы его “сияющими звездами”, истинной картиной “собора… первенцев, написанных на небесах” (Евр. 12. 23), картиной, напоминающей живым образом о потустороннем мире.

Храм Святого Лазаря – один из двух трехкупольных храмов, которые существуют сегодня на Кипре. Другой находится около Фамагусты. Это храм монастыря Святого Варнавы. Эти две церкви принадлежат к редкому архитектурному типу и очень отличаются от других многокупольных храмов.

Построен был храм, как уже было отмечено, в конце IX века (около 890 г.) Львом VI Мудрым, императором Византии. Весь из камня с тремя нефами, центральным и боковыми, и тремя куполами, сооруженными на среднем нефе. Эти три купола были впоследствии снесены. По преданию они были снесены во время турецкой оккупации, когда приплывший в порт Ларнаки турецкий офицер, приняв купола Храма за купола мечети, преклонил колени и молился. Впоследствии он приказал “укоротить” купола. Согласно другой версии, куполам был нанесен ущерб землетрясением, дата которого неизвестна; однако в 1734 г. когда русский монах Василий Барский посетил храм, купола уже были разрушены.

К концу Франкского периода (1191 – 1571 г.г.), а по другому мнению около 1750 г. (когда реставрационные работы были выполнены под руководством епископа Китийского Макариоса I) была воздвигнута аркада, которую мы видим сегодня на южной стороне храма.

В 1857 г. была построена колокольня. До этого храм не имел каменной колокольни, а колокола были прикреплены к деревянным столбам, стоящим на постаментах. Как известно, с начала Турецкой оккупации Кипра в 1571 г. до середины XIX века, все колокольни были запрещены завоевателями, так же как и колокольный звон в Христианских храмах. Этот запрет был отменен в 1856 г., когда этого потребовала Православная Россия. Но даже после этого в колокола можно было звонить только после специального разрешения, полученного от визиря. В Никосии был разрешен единственный колокол – колокол храма Фанеромени. Церковь же Святого Лазаря в Ларнаке имела колокола задолго до 1856 г. и турки допускали это. Вообще жители Ларнаки имели несколько больше свободы, чем остальное население Кипра, благодаря тому, что в Ларнаке жила многочисленная европейская община и находились многочисленные иностранные консульства. Но и задолго до этого, во время Франкского периода (1191-1571) церковь Святого Лазаря имела импозантную колокольню. Мы можем это видеть на старых планах Ларнаки, опубликованных в Европе путешественниками прошедших столетий, на которых церковь предстает с куполами и очень высокой колокольней, (см. например OL Dapper, “NauKeurige”, Amserdam, 1866 г.).

Видимо, эта колокольня позднее была разрушена турками. А так как Византийцы не строили высоких колоколен, мы предполагаем, что первая колокольня была сооружена во время Франкского периода в Итальянском стиле.

Окна храма прежде были намного меньше и уже, чем сейчас. И так немного света проникало внутрь храма, что соответствовало потребностям Византийской церковной архитектуры. (См. “0 впечатлениях синьора де Вилламонта, иностранного путешественника в 1589 г.” в “Excerpta Cypria”.

Архитектура храма, вообще говоря, является образцом редкого старинного стиля. Она производила, по видимому, глубокое впечатление на иностранных путешественников. Александр Драмонд, английский консул в Алеппо (Сирия), который посетил Кипр в 1745 г., написал, например, следующее: “В городе Салинес (как Ларнаку называли в то время европейцы) есть церковь, посвященная Святому Лазарю; ее архитектура такова, что могу сказать: никогда я не видел ничего подобного”. Упоминаемый выше Пьеро Делла Балле (1614 – 1626 г.г.) описывает церковь как” старинную, построенную в прекрасном архитектурном стиле”.

Иконостас храма выполнен с исключительным мастерством, считается одним из самых тонких примеров резьбы по дереву на Кипре. Этот иконостас, так же как и иконостас Михайло-Архангельского храма “Трипетис” выполнен выдающимся резчиком по дереву Хаджи Саввасом Талиадоросом, который прибыл из Никосии. Сооружение иконостаса началось в 1773 г. и было завершено в 1782 г. Вскоре в 1793 – 1797 г.г. иконостас был покрыт золотом и иконы были написаны иконописцем Хаджи – Михаилом и его приемниками или сподвижниками. Иконостас украшен 120 иконами удивительного мастерства. Тринадцать больших икон находятся в нижнем ярусе, 60 икон меньшего размера располагаются в верхних ярусах (по 30 в каждом). 25 икон расположены у боковых дверей в Алтарь и 4 наверху у Креста (распятия), они включают и символическое изображение “пеликана” у пьедестала Креста. Остальные – маленькие циклические иконы 16 из них расположены в среднем ярусе и 2 наверху иконостаса.

Алтарь является шедевром резьбы по дереву (работа 1773 г.), также как и епископское место с иконой Святого Лазаря, которая была написана в 1734 г.

В храме хранятся некоторые драгоценные Византийские иконы. Наверное, они находились на предшествующем иконостасе.

Одна из них, изображает Святого Лазаря в ризе епископа, покрытой крестами. Другая принадлежит к народному Византийскому стилю и изображает воскрешение Святого Лазаря; 4 больших иконы расположены на стендах, украшающих четыре контрофорса центрального свода.

Это русская посеребренная икона Девы Марии , икона воскрешения Лазаря, икона Святого Николая и икона Святого Георгия, изображающая сцены из его жизни. Эта икона относится к 1717 г. и принадлежит кисти Яковоса Мососа, критского иконописца. Кажется, что в прошлое время стены церкви Святого Лазаря были покрыты фресками, так как до прошлого столетия некоторые фрески были видны на контрофорсах центрального свода. Вероятно эти фрески были уничтожены вследствие большой влажности, в районе Ларнаки и особенно в квартале Скала, где высота над уровнем моря очень маленькая. Окрестности церкви Святого Лазаря к юго-западу от храма до Соленого озера были огромной болотистой местностью. Известной под названием “Свято Лазарево Озеро”.

В глубокой древности, когда район Скала (Свято-Лазаревый квартал) был необитаем и город был ограничен приделами Ларнаки, храм Святого Лазаря, расположенный в удалении от города, функционировал как монастырь. Во время франкского периода на острове, франки превратили церковь в Бенедиктинский (Римско – Католический) монастырь, на короткое время монастырь находился в ведении армянских римо – католиков. Когда турки захватили Кипр в 1571 г. они захватили и храм Святого Лазаря, как и все остальные церкви, которыми владели латиняне. В 1589 г. храм был возвращен Православной церкви за 3000 серебром. В то же время Римско Католикам было позволено дважды в год совершать службы в храме (в день Святого Лазаря и день Марии Магдалины в маленькой часовне, которая с севера примыкала к алтарю в северном боковом нефе храма. Однако эта привилегия была отменена в 1794 г. благодаря усилиям Архиепископа Хрисанфоса (1767 – 1810 г.г.) и Епископа Китийского Мелитиоса I (1776 – 1797 г.г.), так как Латиняне, основываясь на этой привилегии, предъявляли претензии на общее владение храмом. У северного входа в храм до сих пор существует пятикрестная эмблема латинян (известная также под названием «Иерусалимский крест»). А в маленькой часовне, примыкающей к алтарю, сохраняется до сих пор маленький Латинский алтарь, как напоминание о присутствии Римско-Католиков в минувшие дни. На заре XVIII в., когда район Скала быстро рос и превратился постепенно во второй город, около старой Ларнаки, церковь Святого Лазаря стала главной приходской церковью всего нового города Скала. Однако до середины XIX века церковь называется во всех документах того времени монастырем, несмотря на то, что задолго до этого времени она перестала быть монастырской церковью. Разные жилые комнаты и кельи вокруг храма, соблюдаемый в церкви монашеский обряд, множество богослужений и многочисленный церковный штат придавали ей монастырский вид. Богослужения в этом храме всегда совершались с достоинством и великолепием. Жилые помещения, окружающие храм, (прежде около двадцати) служили в прошлом столетии гостеприимным кровом путешественникам, паломникам, купцам.

В северо – западной части двора, окружающего храм, расположено маленькое протестантское кладбище с мраморными резными надгробиями над могилами, где похоронены европейские купцы, моряки, английские консулы и американские миссионеры.

Уникальным образом связана церковь Святого Лазаря с жизнью горожан Ларнаки. Но прежде чем продолжить, давайте остановимся вкратце на истории города. Скала и Ларнака – города-близнецы были расположены приблизительно в миле друг от друга, были они в средние века построены на месте руин древнего Китиона. Первоначально, во время франко – венецианского периода (1191 – 1571 г.г.) городом была Ларнака, известная европейцам по имени “Салинес” -город соленого озера, тогда, как “Скала”, известная европейцем под именем “Марина”, состояла из портовых складов и маленького поселения вокруг церкви Святого Лазаря. Жители занимались обслуживанием порта – разработкой соляного месторождения. Соль была высокого качества и успешно продавалась в Европе. В XV в. роль морского порта Фамагусты уже не так значительна, значение Ларнаки настолько возрастает, что в течении почти 5 столетий (с XV до конца XIX в.) Ларнака становится одним из ведущих портов Средиземного моря и важнейшим центром международной торговли, связующим звеном между Европой и Средним Востоком. Вот почему различные европейские страны того времени: Франция, Англия, Австрия, Венеция, Рагуза, Сицилия, Испания, Россия, Греция, Голландия и др. основали здесь свои колонии и консульства. С возрастанием значения порта возрастает численность населения приморского района Скала. Во второй половине XVIII в. незначительное приморское поселение превратилось в процветающий городок вблизи Ларнаки, в котором чувствовалось европейское присутствие из-за нахождения сотен европейцев (торговцев, консулов и др.), которые поселились в городах-близнецах. Так, в течении турецкой оккупации город Скала – Ларнака был единственным “окном” Кипра во внешний мир, местом, где возможны были контакты с европейской цивилизацией, куда мог проникнуть луч света в те трудные времена рабства.

Тогда как Никосия была административным центром страны, Ларнака – дипломатическим и коммерческим центром острова. До начала XX в. город продолжал быть главным фактором в социальной, культурной, коммерческой, образовательной жизни Кипра. Однако после перенесения консульств в Никосию и перестройки портов в Фамагусте и Лимассоле, важность Ларнаки уменьшается, город теряет свой былой блеск и славу.

Храм Святого Лазаря настолько тесно связана с жизнью города, что его история неотделима от истории Ларнаки. По крайней мере в течении двух с половиной столетий (с XVIII в. до середины XX в.в.) храм Святого Лазаря был религиозным, национальным, филантропическим и образовательным центром города, той осью, вокруг которой вращалась религиозная и социальная жизнь Ларнаки.

Историк Н. Кириазис в своей книге “Город Ларнака в свете исторических документов” говорит: “Среди нескольких церквей на Кипре, которые привлекали всеобщее внимание и участвовали в историческом процессе, церкви Святого Лазаря несомненно предоставлено особое место», и дальше: “Немногие церкви на Кипре являют такую разнообразную деятельность какую явила церковь Святого Лазаря. Она основывала и поддерживала школы, заботилась о больницах и кладбищах, помогала бедным, защищала интересы горожан, помогала всем нуждающимся. Храм был сильным и мудрым представителем города и его интересов.

Управление храмом было в руках Комитета, который назначался до 1854 г. путем выбора из самых достойных. После 1854 г. Комитет стал избираться прихожанами. С 1734 г. есть архив о членах комитета и их деятельности. До 1734 г. письменных свидетельств о деятельности комитета нет. Во время турецкой оккупации Церковный Комитет считали комитетом все общины города Скалы, горожане его очень уважали. Турецкие власти рассматривали его как фактор, который они должны были принимать во внимание.

Уникальной была роль Храма Святого Лазаря в области просвещения народа. В начале XIX века в Скале – Ларнаке функционировали частные школы, которые могли посещать только дети богатых родителей.

Около 1850 г. церковь Святого Лазаря основала публичные школы, чье содержание Церковь взяла на себя. Одна из таких публичных школ была основана в 1857 г. во дворе за церковью, ее здание с соответствующей надписью на фасаде можно увидеть и сегодня.

В течение турецкой оккупации и первых десятилетий Британской администрации церковь играла также замечательную роль в области филантропии и социального обеспечения, потому что «государство» того времени не предоставляло таких учреждений.

Наконец, надо отметить что когда Президентом Церковного Комитета в 1922 -1924 и 1927 -1928 г.г. был историк доктор Кириазис, был создан “Музей церкви Святого Лазаря”, который был размещен в здании уже упомянутой публичной школы, во дворе за храмом. Этот музей содержал много византийских икон (видимо это были иконы более старинного иконостаса), другие церковные сокровища. К сожалению, эти предметы были перемещены в замок, находящийся в «Турецком квартале» Скалы, где находился районный музей Ларнаки. Вследствие этого во время турецкого мятежа в 1963 г. эти предметы попали туркам в руки и исчезли.

Мелодичный звон колоколов Храма Святого Лазаря слышен во всех уголках Ларнаки. Их привычный звон вплетается в каждодневную жизнь горожан.

Сколько поколений людей приходили к утренней и вечерней службам, оповещенным звоном колоколов Храма! Особенное значение имеют те торжественные службы (вечерни, заутрени, Святая Литургия, литии), когда икону Святого Лазаря выносят на улицы Ларнаки и совершают крестный ход. Это бывает в День Святого Лазаря в субботу накануне Вербного Воскресения и накануне этого дня.

В эти дни жители Ларнаки чувствуют себя ближе к святым местам, и вновь переживают «божественную драму и чудесные моменты перед воскрешением во второй реальной Вифании у могилы возлюбленного Друга Христова».

Вот, очень коротко, такова история Храма Святого Лазаря, друга Христова, первого Епископа Китийского и Святого покровителя Ларнаки, вторая и последняя могила которого бережно хранится в этой прекрасной византийской церкви, которой более тысячи лет.

Иеромонах Софрониос Р. Михаелидес

В 2017 году Русская Православная Церковь отмечает Лазареву субботу 8 апреля – это переходящий праздник в воспоминание воскрешения праведного Лазаря. «Прихожанин» в рубрике «Святое Писание в фактах и иллюстрациях» вкратце рассказывает историю святого.

Икона св. прав. Лазаря

Хотя история воскрешения Лазаря упоминается лишь в одном Евангелии – от Иоанна, –но факт этого чуда, равно как и сам образ святого праведного Лазаря Четверодневного, имеют особое значение для верующих. Воскресив Лазаря за 6 дней до Святой Пасхи, Христос тем самым показал всему миру, что каждого верующего ждет воскресение. Чудо Лазаря – это шаг к самому Христову Воскресению. Недаром же в Евангелии от Иоанна Иисус, получив весть о смертельной болезни Лазаря, произносит: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится чрез нее Сын Божий» (Ин. 11, 4). Интересно, что на иврите имя Лазаря произносится как Елеазар – в буквальном переводе «Бог мне помог».

Город Вифания

Перед вами картинка селения Вифании – места, где жили Лазарь и его сестры Марфа и Мария. Вифания находилась в 3 километрах от Иерусалима на юго-восточном склоне Елеонской горы – как раз на пути из Иерихона в Иерусалим. Христос не раз гостил у Лазаря, которого Он называл Своим другом. Именно в Вифании Христос благословил Своих учеников перед Вознесением. Здесь Он находился и в последние дни перед Распятием. Здесь, в доме Симона прокаженного, Мария, сестра праведного Лазаря, помазала ноги Христа миром и отерла их своими власами. Сейчас на месте древней Вифании находится небольшое мусульманское поселение, которое по-арабски называется Эль-Азария.

Христос и святой Лазарь

Воскрешение святого Лазаря

Святого праведного Лазаря неслучайно называют Четверодневным – к моменту, когда Христос пришел в Вифанию, умерший Лазарь уже четыре дня находился в каменном гробу. Но Христос сотворил чудо: «Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня; Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким гласом: Лазарь! Изыди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет» (Ин. 11, 38–44).

Воскрешение Лазаря очень значимо не только для христиан. Две тысячи лет назад, когда Иисус воскресил его из мертвых, это чудо совершило переворот в умах и сердцах людей. Недаром после этого события «Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради его многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса» (Ин. 12, 10–11).

На месте погребения святого праведного Лазаря за прошедшие столетия не раз строили и перестраивали храмы и церкви: сначала крестоносцы, потом монахи-францисканцы, бенедиктинцы. В наши дни на этом месте находится мусульманская мечеть, и арабы-мусульмане берут плату в один доллар с христианских паломников, желающих спуститься вниз по каменным ступеням в квадратную пещеру, чтобы своими глазами увидеть ложе, на котором четыре дня пролежало тело святого праведного Лазаря.

Город Ларнака, остров Кипр

Икона св. прав. Лазаря

А это – город Ларнака на острове Кипр. На этом месте три с лишним тысячи лет назад находился город-государство Китион. Сюда в 33 году от Р.Х. перебрался святой праведный Лазарь. Для него этот переезд был вынужденным. На христиан начались страшные гонения, святой мученик Стефан был побит камнями, многие ученики и последователи Христа были вынуждены покинуть Иудейские земли и искать спасения в других странах. Лазарь отправился на Кипр, и здесь, в Китионе, он прожил до 63 года по Р.Х., когда в возрасте 60 лет и отошел к Господу во второй раз. Известно, что апостолы Павел и Варнава, побывавшие на Кипре в 45 году, положили Лазаря в сан епископа.

К сожалению, мы мало что знаем о его жизни и епископском служении на Кипре. Есть лишь несколько церковных преданий. Одно из них рассказывает о том, как Лазарь, который очень переживал, что не может после отъезда из Иудеи видеть Матерь Божию, пригласил Ее к себе, послав за Нею корабль. Пресвятая Богородица вместе с некоторыми учениками отправилась в морской путь. По дороге Она побывала на Святой Горе Афон. А на Кипр привезла святому Лазарю в подарок связанный ее руками архиепископский паллиум.

Церковь Святого Лазаря в Ларнаке

Гробница святого Лазаря

Мощи святого Лазаря

Самой большой достопримечательностью Ларнаки в наши дни является церковь Святого Лазаря, построенная на месте его гробницы. Поразительно, что после смерти святого его мощи загадочным образом исчезли почти на восемь с половиной столетий. Лишь в 890 году в маленькой церквушке, которая находилась на том месте, где сейчас расположен большой храм Святого праведного Лазаря, был найден каменный саркофаг с надписью «Лазарь, бывший мертвым четыре дня, друг Христа». Узнав об этой находке, тогдашний император Византии Лев VI Мудрый приказал доставить мощи святого Лазаря в Константинополь. Жители Китиона вынуждены были исполнить волю императора, но оставили себе часть святых мощей. Благодаря этому теперь все христиане могут поклониться этой реликвии. В наши дни сохранившиеся мощи святого находятся в специальном серебряном ковчеге в центре красивейшей церкви Святого Лазаря, построенной в IX веке.

) наткнулся на житие св. Лазаря Четверодневного - того самого, о котором повествуется в Евангелии от Иоанна. Оказывается, друг Господень Лазарь не только прожил свою жизнь после своего чудесного воскресения в святости, но и сподобился епископского сана. Впрочем, обо всём по порядку. Оригинал .

Был родом из Вифании близ Иерусалима, брат Марии и Марфы. Во время Своей жизни Господь любил их и часто посещал их дом в Вифании, называя Лазаря Своим другом (Ин. 11:3, 5, 11) .

После преждевременной смерти Лазаря, пролив слезы над его гробом, Господь, как Всесильный, воскресил его из мертвых, когда Лазарь уже четыре дня лежал во гробе и уже смердел (Ин. 11:17-45) . Это чудо воспоминается Церковью в шестую субботу Великого поста (Лазарева суббота).

После своего воскрешения святой Лазарь удалился на остров Кипр, так как первосвященники положили убить его (Ин. 12:9-11) , где впоследствии был поставлен епископом.

По преданию, Лазарь, будучи епископом, удостоился посещения Божией Матери и получил от Нее омофор, сделанный Ее руками. После чудесного воскресения святой Лазарь жил еще 30 лет, сохраняя строгое воздержание и скончался на острове Кипре.

Паломникам, посещающим Святую Землю, показывают две гробницы праведника: одну в Вифании в Иерусалиме, а другую в городе Китим на острове Кипре. Не доезжая до Святого Града около двух с половиной верст, паломники посещают Вифанию, расположенную на восточной стороне одного предхолмия Елеонской горы. А немного северо-восточнее и ниже указывают гробницу Лазаря, почитаемую также и магометанами. Небольшой вход, пробитый в скале, ведет в узкую глубокую пещеру.


(Вифания, Гробница Лазаря Четверодневного, фото 1893 года)

Спустившись по 25 ступеням, паломники встречают небольшую площадку с каменным столом в углу, служащим престолом в дни богослужений в Лазареву субботу. Площадка считается местом воззвания Господа: «Лазаре, гряди вон! » Еще пять ступеней вниз — и погребальная пещера. Здесь обыкновенно прочитывают Евангелие от Иоанна о воскресении Лазаря (Ин. 11:1-7, 11-45) и тропари Вербной недели. Сначала Господь был встречен Марфой, потом Марией, когда Он шел ко гробу возбудить друга Лазаря, — тут расположен большой округленный «камень беседы», от которого многие получают исцеления.


(Вифания, Гробница Лазаря Четверодневного, современный вид)

А на острове Кипре существует вторая гробница праведного Лазаря. В 90 км от города Лимассола, по дороге, лежащей между сопок, паломники прибывают в город Ларнаки, где находится храм, посвященный Лазарю, там он служил. Храм стоит на месте первоначальной церкви IX-Х вв., построенной над могилой Лазаря.

Настоящее здание храма XVII в. сделано из камня, размер его 35 х 17 м, имеются две двери (с севера и запада), трехъярусная колокольня, обширный двор, музей. Храм четырехстолпный, если два столпа считать и в алтаре, то шестистолпный, все покрыто мрамором. Имеются три боковых придела. По центру — большая люстра: 5 ярусов свечей снизу и три яруса сверху, и две люстры по бокам. Слева от алтаря находится чудотворная икона Богоматери, а справа у алтаря пещера — гробница праведного Лазаря.Вход в пещеру идет по семи ступеням под алтарь храма. Размер пещеры 6 х 12 м.


(гробница правелного Лазаря на Кипре под храмом, Ларнака)

Мощи праведного Лазаря находятся посередине: глава и половина его костей. А вторая половина мощей была в Константинополе, крестоносцы в 1291 г. унесли их во Францию, в Марсель. Справа находится иконостас, в котором иконы расположены в три ряда, и имеются украшения в два ряда между иконами. Поперек пещеры стоит гробница с надписью: «Лазарь — друг Божий ».

Тропарь праведного Лазаря Четверодневного
глас 4
Яко велико сокровище и богатство некрадомо/ к нам прииде из Кипра, Лазаре,/ Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива,/ подая чтущим тя исцеления даром,/ избавляя от бед и от всякаго вреда,/ верою взывающих ти:/ спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.

Кондак праведного Лазаря Четверодневного
глас 8
Взыде, яко звезда пресветлая,/ от Кипра честныя мощи твоя, Лазаре,/ Царствующий град освящающи и христолюбиваго царя веселящи/ и люди своя обогащающи,/ тобою благодать исцеления подающи, верно зовущим ти:/ радуйся, Лазаре, друже Божий.

Молитва святому праведному Лазарю

О, зело предивный и изрядный друже Христов Святый Праведный Лазарю, Вифании похвало и всей вселенней превеликое удивление! Благословен дом твой, егоже Господь наш Иисус Христос во днех плоти Своея с любовию посещаше, видя веру и доброту души твоея и боголюбивых сестер твоих Марфы и Марии, зане ты возлюбил еси Его всем сердцем твоим, всею душею твоею, всею мыслию твоею и Тем до конца возлюблен был еси. Дивны тайны твоя, на тебе Божественным Другом Твоим и Господом нашим явленныя, яко изволися Ему прежде Креста Своего и Воскресения показати на тебе всему миру Славу Свою и сотворити тя предвозвестника пресветлаго Своего из мертвых тридневнаго Воскресения. Сего ради Той, яко Владыка живота и смерти, попусти тебе смертным сном уснути, и погребену быти, и даже до адовых глубин снити, идеже ты узрел еси сущия от века умершыя во множестве неисчетном адовыми узами содержимыя, и страшные страхи видел еси. И тамо, егда тело твое возсмердению смертному уже предадеся, по четырех днех ты услышал еси Божественный глас Друга твоего, на гроб твой пришедшаго: “Лазаре, гряди вон!” И по гласу сему ты абие из гроба возстал еси и тако Вифанию возвеселил еси и Марфины и Мариины слезы утолил еси, фарисеи же и книжники, в ожесточении сердец сущих устрашил еси. Утоли же, святый друже Христов, и наши слезы, грех ради наших проливаемии, оживотвори наши души и телеса, в возсмердении страстей и нечистот греховных сущии, воздвигни нас из гроба отчаяния и лютаго уныния, всех же нас избави от вечныя смерти, якоже и тебе Господь наш возстави от успения смертнаго. И умоли милостиваго Бога, да сподобит нас причастницы быти вечныя жизни, еюже и ты по трудех святительства на острове Критстем сам ныне наслаждаешися во обителех райских, прославляюще Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В Зачатьевском монастыре с особым благоговением и любовью почитают святого праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского. Почитание этого удивительного святого, друга Божия, восходит к самому началу возрождения обители, когда 10 апреля 1993 года, на Лазареву субботу, в Надвратном храме Нерукотворного Образа Спасителя, первом монастырском храме, переданном сестринской общине, была совершена Божественная Литургия, впервые после семидесяти лет запустения и гонений. Так святой праведный Лазарь стал Небесным покровителем монастыря. Празднуемое в тот памятный день Воскрешение Лазарево прообразовало собой воскрешение монашеской жизни в стенах древнейшей девичьей обители Москвы. Насельницы монастыря обращались в молитвах к святому праведному Лазарю о благодатной помощи в трудах внешних, и еще более во внутреннем молитвенном делании, трезвении и покаянии. Милостью Божией, в 2004 году состоялось паломничество на Кипр и стало возможным поклониться цельбоносным мощам святого Лазаря, друга Господня. Матушка с сестрами имели в душе благочестивое желание хранить в своей обители частицу святых мощей почитаемого святого. С этой целью было даже подготовлено обращение, отправить которое не получилось по обстоятельствам времени, но в «небесной канцелярии» письмо все же было «зарегистрировано», и в 2012 году, через 19 лет после первой Литургии в обители, святой праведный Лазарь благоволил посетить древнюю девичью обитель в своих мощах. В начале июня 2012 года Святейший Патриарх Кирилл совершил визит в братскую Кипрскую Православную Церковь, и Блаженнейший архиепископ Кипрский Хризостом II в знак братского общения двух Церквей преподнес Его Святейшеству драгоценный дар — икону святого праведного Лазаря Четверодневного и ковчег с большой частицей его святых мощей, с настоятельным пожеланием, чтобы святыня хранилась в большом храме с открытым доступом паломников для поклонения. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла Зачатьевский монастырь был избран для принятия ковчега со святыней. 11 июня 2012 года в обители состоялась торжественная встреча делегации Кипрской церкви, сопровождавшей ковчег с частицей мощей святого праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского. Вечером совершили Всенощное бдение с литией в честь праведного Лазаря. К 21.00 в соборе собрался сонм московского духовенства (около 100 священников). В конце службы крестным ходом священнослужители и монашествующие вышли на площадь перед святыми вратами монастыря, к памятнику святителя Алексия, митрополита Московского. Весь собор, соборная площадь и площадь перед монастырем были наполнены благочестивыми богомольцами, приехавшими помолиться и приложиться к святым мощам. В благоговейной тишине все ожидали и наконец дождались прибытия святых мощей. С того благословенного дня ковчег с мощами святого Лазаря Четверодневного хранится в монастырском соборе, где перед ним служатся молебны, читается акафист.

Святой праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил в селении Вифания, недалеко от Иерусалима. Во время Своей земной жизни Господь часто посещал дом Лазаря, которого очень любил и называл Своим другом, а когда Лазарь умер и уже четыре дня пролежал во гробе, Господь воскресил его из мертвых. Многие иудеи, услышав об этом, приходили в Вифанию и, удостоверившись в действительности этого величайшего чуда, становились последователями Христа. За это первосвященники хотели убить Лазаря. Праведный Лазарь упоминается в Святом Евангелии еще один раз: когда за 6 дней до Пасхи Господь опять пришел в Вифанию, там был и воскресший Лазарь (Ин. 12,1-2, Ин.12,9-11).

С усилением гонений Лазарь Четверодневный вынужден был переселиться на Кипр. Согласно преданию, святые апостолы встретили Лазаря на Кипре и рукоположили его во епископа. Праведный Лазарь стал епископом Киттии (так раньше назывался город Ларнака на Кипре). О праведном Лазаре сохранилось не много сведений. По преданию, Сама Владычица Богородица исткала Своими руками святительский омофор для Лазаря и совершила морское путешествие на остров Кипр, чтобы лично передать этот дар новому епископу Киттийскому.

Лазарь жил на Кипре в тишине своих размышлений и трудов. Он никогда не улыбался после своего воскрешения, ибо прикоснулся к неведомой живущим на земле тайне жизни и смерти. Прожил праведный Лазарь Четверодневный на острове Кипре около тридцати лет. Как умер святой — неведомо, но погребли его христиане с честью в каменном саркофаге, там же рядом позднее были погребены и другие епископы. После многих разрушений от войн и землетрясений город переместился в другое место, а погребение древних архиереев, оказавшись под завалами, было забыто.

Долгое время могила Лазаря была неизвестна. Но на месте погребения праведника стали происходить удивительные события. В 392 году там была явлена Кипрская икона Божией Матери, прославившаяся чудотворениями. После явления Кипрской иконы Богородицы на том же самом месте забил целебный источник, он то пропадал, то вновь появлялся. И было еще множество чудесных явлений на том же месте. В конце VIII века здесь решили построить храм. И тогда под землей были обнаружены руины древней церкви. Были раскопаны древние саркофаги, надпись на одном из которых гласила: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Место, где был найден храм, назвали Ларнака (гроб Лазаря). Император Лев Мудрый, правивший тогда, решил перенести святые останки Лазаря в Константинополь.
На протяжении многих веков православные христиане были уверены, что мощи святителя Христова утрачены в Константинополе при разгроме его крестоносцами. Но в 1972 году при реконструкции храма Лазаря в Ларнаке был разобран каменный престол, в основании которого и обнаружили белого мрамора ковчег с частицами мощей. На крышке была надпись о том, что внутри святые мощи Лазаря Китийского. В настоящее время в восстановленном храме в Ларнаке святыня выставлена в храме у иконы воскрешения Лазаря Четверодневного. Можно спуститься под алтарь к гробницам первых епископов, где из опустевшего гроба Лазаря истекает святая вода: это тот самый источник, указывавший киприотам на место погребения святого Лазаря.

К многоцелебным мощам праведного Лазаря обращаются многие, особенно те, кто находится в состоянии тяжкого уныния и отчаяния, и святой неизменно помогает всем, укрепляя дух и умножая веру. Святой Лазарь вместе со своими святыми сестрами — праведными Марфой и Марией, является также покровителем странноприимства и других дел милосердия.

Лазарь Четверодневный

Константин Икономос, преподаватель

Ο Άγιος Λάζαρος, ο τετραήμερος

рака с мощами св. праведного Лазаря в Ларнаке

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ И РАЦИОНАЛИСТЫ: Лазарь вырос в Вифании и был братом Марфы и Марии. Он был другом Иисуса Христа () Ин. 11,5, 36; Мф. 21, 17; Мк. 11, 11) и был воскрешен из мертвых Господом. Воскресение Лазаря с самыми подробными деталями описано в 11 главе Евангелия Иоанном Богословом. Многие рационалисты смотрят на повествование об этом воскрешении просто как на некий «символ духовного восстановления грешника » и ничего более.

Однако эти взгляды противоречат некоторым деталям при описании этого события в Евангелии, которые собственно говоря не оставляют никакого сомнения в авторитетности и несомненности его слов. Так город Вифания (15 стадий от Иерусалима), время (четырехдневный умерший), страх зловония, описание гроба, гробных пелен, эмоциональная реакция Господа, наличие саддукеев (которые не верят в воскресение) , а также и врагов Господа, которые хотели убить самого Господа Иисуса, представляют собой живое доказательство того, что Иоанн Богослов говорит о реальном и потрясающем событии.

ЛАЗАРЬ НА КИПРЕ: Лазарь после своего воскресения, около 30-33 г. по Р. Х. покинул Вифанию и пришел в Ларнаку на о. Кипр. Здесь он встретил апостолов Павла и Варнаву, когда он шел из Саламина в Пафос, и его рукоположили во епископа Церкви, которую он же сам и основал. Тридцать лет было святому Лазарю после его воскрешения Господом в Вифании, сообща об этом свт. Епифаний Кипрский говорит: «В предании мы находим, что тридцати лет был тогда Лазарь, когда его воскресил (Господь) и еще другие тридцать лет он прожил после воскрешения а затем преставился ко Господу».
За тридцать лет своего пребывания святого на епископской кафедре в Китии сообщает и прп. Феодор Студит в своем «Катехизисе». Народное предание гласит о том, что святой Лазарь все тридцать лет, которые он прожил после своего воскрешения, был серьезен и не смеялся, вовсе не потому что не имел благодати Божией, потому что среди тех благ, которые он подавал верующим Всесвятым Духом пребывают «радость, мир, долготерпение, кротость» (Гал. 5, 22), но потому что его глаза во время четырехдневного пребывания в аду узрели нескончаемое, вечное осуждение грешников. Также говориться, что он улыбнулся только один раз, когда он увидел некую женщину которая украла глиняный сосуд и это событие прокомментировал так: «Глина крадет пилон», то есть земляной человек крадет что-то сделанное из земли, не ведая того, что «день Господень, как тать приидет»(I Фес. 5, 2). Западное предание о том, что Лазарь был активным миссионером в Провансе и стал епископом Марселя датируется 12 веком.

КОНЧИНА СВЯТОГО: После своей второй смерти, которая наступила 16 октября, согласно Кавсокаливийскому кодексу, святой Лазарь был погребен в мраморной гробнице, которая согласно Константинопольскому синаксарию имела надпись: Лазарь четверодневный и друг Христа». В Кавсокаливийском кодексе под 16 октября соответственно сообщается, что необходимо особ праздновать столь великого святого, поскольку он был воскрешен Господом (точно также как и вложение перст апостолом Фомы в ребра Христа), поскольку они не являются просто праздниками святых, но господскими праздниками. 16 октября связано также с памятью обретения его честных мощей, которое произошло в царствование императора Льва VI Мудрого, в 890 г. по Р. Х. Это событие празднуется 17 октября. Воскресение же Лазаря празднуется как «Лазарева Суббота». С необыкновенной ревностью и любовью управлял святой Кипрской Церковью плоть до конца своей земной жизни.

Тропарь: Общее воскресение прежде твоея страсти, уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы победы знамение носяще, Тебе яко победителю смерти вопием. Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне»

Церковь Святого Лазаря в Ларнаке на Кипре

После воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет. Он был епископом на Кипре и проповедовал христианство.

Мощи епископа Лазаря после его смерти положили в Мраморный ковчег, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». В IX веке византийский император Лев Мудрый повелел перенести мощи Лазаря в Константинополь. А в городе Китион (ныне Ларнака) был построен храм в честь друга Христова Лазаря.

Церковь была построена на самой гробнице святого. Этот храм является местом паломничества верующих.

Храм был построен примерно в 890 году. Английский консул в Сирии Александр Драмонд, посетивший Кипр в 1745 году, с восхищением написал о церкви Лазаря: «Никогда я не видел ничего подобного!»

Иконостас церкви считается образцом искуснейшей резьбы по дереву. В храме хранится несколько древнейших византийских икон. Прямо под иконостасом сохранилась маленькая, высеченная в скале церковка - туда ведут ступеньки с правой части иконостаса. В ней покоятся два саркофага. В одном из них когда-то был погребен Лазарь.

Вокруг храма до сих пор есть несколько построек существовавшего здесь много лет назад монастыря. В одной из них сейчас находится музей. На территории церкви сохранилось и небольшое кладбище, с потрясающей красоты резными каменными саркофагами.

Звон колоколов храма Святого Лазаря слышен во всех уголках Ларнаки. Жизнь горожан тесно связана с этим храмом: здесь крестят детей, проходят венчания, огромное количество верующих собирается здесь на воскресные и праздничные службы.

Первым христианским архиепископом, а после смерти и небесным покровителем города стал Лазарь, воскрешенный Христом. Самая же известная могила в Ларнаке - гробница Святого Лазаря. Она находится в церкви Святого Лазаря , которая была построена примерно в 900 году. Церковь Св. Лазаря и его могилу можно увидеть в центре города.

Праведный Лазарь. Воскрешение в Вифании, в небольшом селении к юго-востоку от Иерусалима праведного Лазаря, брата Марфы и Марии, которого сам Господь называл своим другом, сильно возмутило иудеев. Подвергаясь смертельной опасности, после убиения святого первомученика Стефана, святой Лазарь был отведен на побережье моря, посажен в лодку без весел и удален из пределов Иудеи. Божественным произволением святой Лазарь вместе с учеником Господним Максимином и святым Келидонием, слепым исцеленным Господом приплыл к берегам Кипра. Имея до воскрешения тридцать лет "от роду", он прожил на острове еще более тридцати лет. Здесь святой Лазарь встретил святых апостолов Павла и Варнаву. Ими он был возведен в епископы города Китии (Китиона, у евреев называвшегося Хетим). Руины античного города Китиона обнаружены при археологических раскопках и доступны для осмотра.

С именем праведного Лазаря связано следующее предание. Прибыв на остров жарким летним днем, и обходя окрестности Китиона в поисках пристанища, праведный Лазарь захотел утолить жажду. Не найдя поблизости источника он попросил кисть винограда у трудившейся около своего дома женщины. Та отказала святому в его скромной просьбе, сославшись на неурожай и засуху. Уходя, праведный Лазарь сказал: "Так пусть же в наказание за ложь твою виноградник засохнет и превратится в соленое озеро". С тех пор в пяти километрах к западу от Ларнаки киприоты показывают паломникам и туристам Соленое озеро и славятся своим гостеприимством. С декабря по март здесь зимуют сотни белых и розовых фламинго. С автодороги ведущей в город и аэропорт открывается великолепный вид на горы, отражающиеся в озере, среди которых господствует вершина Святого Креста с монастырем Ставровуни.

Праведный Лазарь очень желал встретиться с Божией Матерью, но по причине гонений на него не мог покинуть остров. Получив от Пресвятой Богородицы послание и послав за Ней из Китиона корабль, он ожидал Ее прибытия. Покинув пределы Палестины, Пресвятая Богородица в сопровождении апостола Иоанна Богослова и других спутников отправилась в путешествие по Средиземному морю. В "Сказаниях о земной жизни Пресвятой Богородицы", изданных Русским на Афоне Пантелеимоновым монастырем, так описываются дальнейшие события: "Уже немного оставалось пути до Кипра, как вдруг подул сильный противный ветер, и корабельщики, при всех усилиях и искусстве, не могли справиться с кораблем. Ветер, крепчая, перешел в бурю; и корабль, не слушаясь земного кормчего, отдался указанию перста Божия и понесся в сторону от Кипра. Увлеченный силою бури в Эгейское море, он быстро промчался между многочисленными островами архипелага и, без повреждения и малейших потерь, пристал у берегов Афонской горы". По воле Божией Самой Приснодевой было положено начало монашеской жизни на Святой горе. Возвращаясь в Иерусалим, Божия Матерь посетила Кипр, благословила созданную апостолами местную Церковь и передала святому Лазарю сшитый ее руками архиерейский омофор.

После своей кончины праведный Лазарь был погребен в окрестностях Китиона, в месте позже получившем название "Ларнакс" - "гроб, саркофаг". На мраморной гробнице святого выполнили надпись: "Четверодневный Лазарь, друг Христов".


По преданию у места захоронения святого Лазаря в 392 году обретена Кипрская икона Божией Матери. На ней Пресвятая Богородица пишется сидящей на троне с Богомладенцем, а по сторонам стоят два ангела с ветвями в руках. Празднество иконе совершается 3 мая/ 20 апреля (ст. ст.). Копии с иконы разошлись по многим странам. В России известен Кипрский образ Богородицы хранившийся в Московском Успенском соборе. В селе Стромынь, Московской области 22/ 9 июля (ст. ст.) и в 1-ю Неделю Великого поста совершается празднество чудотворной Кипрской иконе.

Мощи праведного Лазаря обретены в 898 году, при Византийском императоре Льве IV Мудром (886-911 гг.) и перенесены в город Константинополь, где для них устроена серебряная рака, а ранее в честь святого был построен храм при императоре Василии I Македонянине (867-886 гг.). В день перенесения честных мощей святого с Кипра в Константинополь 30/ 17 октября (ст. ст.) празднуется его память. Позже франкскими крестоносцами мощи взяты в портовый средиземноморский город Марсель.

Над гробницей святого Лазаря на Кипре в IX веке построен каменный храм в честь праведного Лазаря. В начале 1970 годов (а именно в 1972) во время проведения реставрационных работ в храме, под алтарем были обнаружены каменные гробницы, в одной из которых обретена часть мощей святого Лазаря. Для них был специально изготовлен серебряно-вызолоченный ковчег в виде архиерейской митры и устроена резная позолоченная рака (гробница), с сенью и небольшим византийским куполом, увенчанным крестом. Мощи святого Лазаря постоянно выставлены для всеобщего поклонения в центре храма у южной колонны. По специально устроенному в основании храма проходу, вход в который находится в южной части солеи, паломники по нескольким ступеням спускаются в невысокую, полутемную подалтарную часть, перекрытую современным бетонным сводом. У восточной стены, при входе в это подземное помещение расположен святой источник, заключенный в трубу. Здесь находятся каменные гробницы прямоугольной формы, с тяжелыми крышками, относящиеся к римскому периоду. Существует обычай приносить к гробнице и к иконе святого Лазаря в храме, в благодарность об исцелении отлитые из воска фигурки людей и частей тела и они во множестве стоят в этом месте. Свечная мастерская находится на соседней улице, в нескольких десятках метров, к северо-востоку от храма Лазаря. В ней изготавливаются восковые фигурки и разные свечи. Среди них выделяются огромные праздничные свечи, высотой более метра и несколько сантиметров в диаметре.

Храм в честь праведного Лазаря сложенный из массивных каменных блоков, неоднократно перестраивался, но в основе своей сохранил трехнефную базилику IX века. Снаружи храм за свою многовековую историю претерпел некоторые изменения. Полностью разобраны три главы венчавших храм. С юга к нему пристроена большая открытая галерея. У юго-восточной стены устроена высокая, четырехъярусная колокольня. В убранстве храма особенно выделяется многоярусный резной деревянный иконостас, поставленный в XVIII веке. На северном столбе в центре храма висит икона Божий Матери "Одигитрия" в окладе, написанная в в XVIII веке в России. С юга и запада храм Лазаря окружают двухэтажные корпуса. Часть западного корпуса занимает небольшой церковно-археологический музей, рассказывающий об истории храма. В его экспозиции представлены древние иконы праведного Лазаря и других святых, церковные облачения и утварь. Здесь же хранится редкий образ святого Лазаря написанный в XII веке. На иконе он изображен в архиерейском облачении. На другой древней иконе, сильно пострадавшей от пожара, чудесным образом сохранилось изображение святого Лазаря. Правой рукой он благословляет (императора), а в левой держит Евангелие. Настоятель храма архимандрит Лазарь.

Также особое внимание стоит обратить на иконостас, состоящий из 120 икон, представляющий собой прекрасный образец старинной резьбы по дереву. Наиболее ценной считается икона, датируемая 1734 годом, на которой святой Лазарь изображен в сане Епископа Китиона. Кроме того, в церкви находится маленький музей, содержащий великолепные предметы византийского религиозного искусства, включая древние образцы резьбы по дереву, иконы и церковную утварь. А рядом с собором находятся захоронения ряда европейцев, живших в городе в 17-18 веке. Сам святой Лазарь считается покровителем Ларнаки, и празднование его Воскресения проходит в городе с большим размахом. Происходит это за неделю до православной Пасхи.









Храмовая икона Воскрешение св.Лазаря в храме в его честь. Ларнака, Кипр.


В этот день мы празднуем воскрешение святого праведного Лазаря Четверодневного, друга Христова. Он был по рождению иудей, по вероисповеданию — фарисей, сын фарисея Симона, как где-то говорится, родом из Вифании. Когда же Господь наш Иисус Христос совершал Свой земной путь ради спасения человеческого рода, Лазарь стал Его другом таким образом. Поскольку Христос часто беседовал с Симоном, ибо и тот чаял воскресения мертвых, и много раз приходил в их дом, то Лазарь вместе с двумя своими сестрами, Марфой и Марией, полюбился Ему как родной.




Приближались спасительные Страсти Христовы, когда уже подобало тайне воскресения открыться с достоверностью. Иисус пребывал за Иорданом, прежде воскресив из мертвых дочь Иаира и сына вдовы (наинской). Друг же Его Лазарь, тяжело заболев, умер. Иисус, хотя и не был там, говорит ученикам: Лазарь, друг наш, уснул, а через некоторое время снова сказал: Лазарь умер (Ин. 11: 11, 14). Позванный сестрами его, Иисус, оставив Иордан, пришел в Вифанию. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати (Ин. 11, 18). И встретили Его сестры Лазаря, говоря: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат наш. Но и теперь, если Тебе угодно, Ты воздвигнешь его, ибо (все) можешь» (ср.: Ин. 11, 21—22). Иисус спросил иудеев: где вы положили его? (Ин. 11, 34). Тогда все пошли ко гробу. Когда же хотели отвалить камень, Марфа говорит: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе (Ин. 11, 39). Иисус, помолившись и прослезившись над лежащим, воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон (Ин. 11, 43). И тотчас вышел умерший, его развязали, и он пошел домой.

перевод «Православного Апологета»2013 год