Молитва господи иисусе христе сыне божий. Не оставляй божественной молитвы. оптинские старцы о молитве иисусовой Как питаться во время иисусовой молитвы

Ее начало - тесный путь.
Душе тревожной негде отдохнуть.
Болезни и труды, великие страданья,
Смущений вихрь, презренье, порицанье
Подвижника встречают; видит он,
Как скорби восстают со всех сторон...

Молитва Иисусова имеет громадное значение в жизни христианина. Это есть кратчайший путь к достижению Царствия Небесного, хотя этот путь долгий, и, вступив на него, мы должны быть готовы к скорби. Правда, не малое значение имеют и другие молитвы; и человек, проходящий Иисусову молитву, слушает в церкви молитвословия и песнословия, совершает обязательные келейные правила; но Иисусова молитва скорее других приводит человека в покаянное настроение и показывает его немощи, следовательно скорее приближает к Богу. Человек начинает чувствовать, что он величайший грешник, а Богу только то и нужно.

Возьмем пример: в Оптиной есть гостиница о. Михаила. Как пройти к ней из скита? А очень просто. Пройти прямо по аллее, затем мимо церкви, через Святые ворота и направо, а там подняться по лестнице - вот и пройдешь в свой номер. Но можно пойти иначе. Дойти до Жиздры, переправиться на пароме на ту сторону, дойти до Козельска, через мост перейти Жиздру и лесом отправиться в гостиницу. Конечно, всякий сколько-нибудь знакомый с Оптиной без труда скажет, какой путь ближе.

Враг всячески старается отклонить христианина от этой молитвы, ее он больше всего боится и ненавидит. Действительно, человека, всегда творящего эту молитву, сила Божия сохраняет невредимым от сетей вражеских; когда человек вполне проникается этой молитвой, то она отверзает ему райские врата, и хотя бы он на земле не получил особых даров и благодати, душа его будет дерзновенно вопиять: Отверзите мне врата правды (Пс. 117, 19).

И вот враг внушает различные помыслы для смущения неразумных, говоря, что молитва требует сосредоточенности, умиления и т. д., а если этого нет, то она только прогневляет Бога; некоторые слушают эти доводы и бросают молитву на радость врагу.

Начинающий молитву Иисусову подобен гимназисту, поступившему в первый класс гимназии и надевшему форму. Можно думать, что он впоследствии и кончит гимназию, а может быть, и в университет пойдет. Но вот приходят искушения первого же урока: например, по арифметике ученик не понял, и помысл ему говорит: «Первого урока не понял, тем более не поймешь второго, а там, гляди, вызовут: лучше скажись больным да посиди дома». Если же у ученика есть состоятельные родственники, то тут искушения еще больше, тот же соблазнительный голос говорит: «У тебя дедушка и дядюшка богатые, чего тебе учиться, у них погости». Слушает эти речи гимназистик, перестает учиться, теряет зря время; а прошло несколько лет, - вырос балбес и никуда не годный. Время ушло, какое тут ученье, - и исключают его из гимназии.

Так и тут может случиться. Не следует внимать искусительным помыслам, надо гнать их далеко от себя и, не смущаясь, продолжать молитвенный труд. Пусть незаметны плоды этого труда, пусть человек не переживает духовных восторгов, умиления и т. д., - все-таки бездейственной молитва остаться не может. Она бесшумно совершает свое дело. В бытность в Оптиной известного старца о. Льва (Наголкина) один инок, 22 года проходивший молитву Иисусову, впал в уныние от того, что не видел никаких благоприятных результатов своего труда. Он пошел к Старцу и высказал ему свое горе.

Вот, отче, 22 года совершаю я Иисусову молитву и не вижу никакого толку.

А какой же ты хочешь видеть толк?- вопросил его Старец.

Как же, отче, - продолжал инок, - я читал, что многие, совершая эту молитву, стяжали духовную чистоту, имели дивные видения, достигали полного бесстрастия. А я, окаянный, искренне сознаю, что я самый великий грешник, вижу всю свою скверну и, размышляя о сем, идя по дороге от монастыря к скиту, часто трепещу, чтобы не разверзлась земля и не поглотила бы такого нечестивца, как я.

А ты видел когда-нибудь, как матери держат на руках своих детей?

Конечно, видел, отче, но как ко мне-то это относится?

А вот как: если ребенка потянет к огню, и даже будет плакать, чтоб его ему дали, - позволит ли мать обжечься ребенку ради его слез? Конечно, нет; она его унесет от огня. Или вышли вечерком женщины с детьми воздухом подышать; и вот один малютка потянулся к луне и плачет: дай ему ее поиграть. Что же делать матери, чтобы его утешить? Ведь нельзя же дать ему луну. Должна в избу унести, в зыбку положить, покачать: «Нишкни, нишкни, молчи!» Так и Господь поступает, чадо мое. Он благ и милостив и мог бы, конечно, дать человеку какие угодно дары, - но если этого не делает, то для нашей же пользы. Покаянное чувство всегда полезно, а великие дары в руках человека неопытного могут не только принести вред, но и окончательно погубить его. Человек может возгордиться; гордость хуже всякого порока: Бог гордым противится (Пр. 3, 34; Иак. 4, 6; I Петр. 5, 5). Всяк дар надо выстрадать, а потом уж владеть им. Конечно, если царь дает дар, то нельзя его бросить ему в лицо обратно; надо принять с благодарностью, но и стараться употреблять с пользою. Бывали случаи, что великие подвижники, получив особые дарования, за гордость и осуждение других, не имеющих таких даров, ниспадали в глубину погибели.

А все-таки хотелось бы от Бога гостинчика, - продолжал инок, - тогда и трудиться было бы и спокойнее, и радостнее.

А ты думаешь это не милость Божия к тебе, что искренне сознаёшь себя грешником и трудишься, совершая молитву Иисусову? Продолжай поступать так же, и, если Господу будет угодно, Он даст тебе и сердечную молитву.

Через несколько дней после этой беседы по молитвам о. Льва совершилось чудо. В один воскресный день, когда тот инок по послушанию подавал пищу братии и, ставя миску на стол, произнес по обыкновению: «Приимите, братия, послушание от меня убогого», - он почувствовал в своем сердце что-то особенное, точно какой-то благодатный огонь вдруг подпалил его, - от восторга и трепета инок изменился в лице и пошатнулся. Братия, заметив это, поспешили к нему.

Что с тобой, брат? - спрашивали его с удивлением.

Ничего, голова заболела.

Не угорел ли ты?

Да, верно угорел; помогите мне, Господа ради, дойти до моей келлии.

Его проводили. Он лег на кровать и совсем забыл о пище, забыл все на свете; и только чувствовал, что сердце его пламенеет любовью к Богу, к ближним. Блаженное состояние! С тех пор молитва его стала уже не устной, как прежде, а умно-сердечной, то есть такой, которая никогда не прекращается, и о которой Священное Писание говорит: Я сплю, а сердце мое бодрствует (Песн. 5, 2).

Впрочем, не всегда Господь посылает умно-сердечную молитву: некоторые всю жизнь молятся устной молитвой, с ней и умирают, не ощутив восторгов сердечной молитвы; но и таким людям не следует унывать; для них духовные восторги начнутся в будущей жизни и никогда не кончатся, а все будут увеличиваться с каждым мгновением, и они будут постигать все больше и больше совершенства Божии, в трепете произнося: «Свят, Свят, Свят».

Рассеянность скрадывает молитву. Помолившийся с рассеянностью ощущает в себе безотчетную пустоту и сухость. Постоянно молящийся с рассеянностью лишается всех плодов духовных, обыкновенно рождающихся от внимательной молитвы.

Затвори двери келлии твоей от людей, приходящих для пустословия, для похищения у тебя молитвы; затвори двери ума от посторонних помышлений, затвори двери сердца от ощущений греховных и помолись.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

ОСОБАЯ ВАЖНОСТЬ -- МОЛИТВЫ ИИСУСОВОЙ. Замечено, что враг больше всего НАПАДАЕТ -- на тех людей, которые молятся именем Иисусовым. Святые Отцы объясняют это тем, что молитва Иисусова ИМЕЕТ -- великую силу, способную ввести человека в Рай. Конечно, если кто будет проходить эту молитву, а сам станет вести ГРЕХОВНУЮ жизнь, то она НЕ СПАСЕТ -- его, наоборот этот человек ВПАДЕТ -- в Прелесть, но если он будет вести жизнь внимательно, то проходя Иисусову молитву, ощутит в сердце своем -- любовь, мир и радость о Святом Духе. Но чтобы проходить эту молитву -- с пользой, НАДО иметь духовного руководителя, без него же легко попасть -- в сети врага, который вооружается за это на человека целою тучею помыслов. Нападает он по всякому. То, старается привести человека -- в уныние, внушая мысль, что спастись невозможно. Начинает открывать перед ним его грехи во всем их безобразии, желая окончательно смутить душу. «Да разве возможно тебе, грешнику, идти по узкому пути, он крайне неудобен, и, находясь на нем, ты ничего не получишь, кроме страдания. Да, наконец, успеешь еще покаяться; насладись жизнью, сойди пока на удобный путь: видишь, все им идут, зачем тебе выделяться?» Но если человек не слушает -- вражеских советов, то он начинает нападать справа. «Вот, какая ты хорошая, далеко не такая, как другие, они – погибшие грешники, а ты спасенная, ты достойна за святую жизнь свою божественных видений и откровений». Горе человеку, который ПОВЕРИТ -- врагу, но распознать его козни бывает иногда очень трудно, а отсюда понятно, как ВАЖНО, как необходимо иметь -- духовного руководителя. Без руководства Иисусову молитву -- проходить ОПАСНО. Страшная эта молитва, не любит её сатана, МСТИТ -- всем, кто её совершает. Без руководства Иисусову молитву проходить -- ОПАСНО. Если хочешь начать, то начни с небольшого. Возьми четки, по четочкам 100 молитв Иисусовых в день с поклонами, хочешь земными, хочешь поясными, все равно. Бесы не любят -- Иисусовой молитвы. Иисусова молитва есть необходимейшее оружие в деле нашего спасения. Но кто берется за нее, ДОЛЖЕН ожидать -- искушений и приготовиться к борьбе внутренней, к борьбе с помыслами. Бесы не любят Иисусовой молитвы и всячески мстят -- человеку, бьющему их этим бичом. Крест Христов и имя Иисусово -- ГОНИТ бесов, и потому так ВАЖНО и необходимо творить непрестанно молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную!» Один подвижник, Паисий (Величковский), основал монастырь в Бессарабии под названием Нямецкий. Кроме общежития, на некотором расстоянии от монастыря была поставлена келья для подвизавшихся в безмолвии иноков. Однажды к Паисию явились бесы говорили ему: «Убери ты этих иноков, что они за самочинники, живут отдельно, пусть живут вместе с вами в монастыре!» – «Да чем они вам мешают?» – спросил Паисий. «Они нас жгут», – отвечали бесы. Жгут, они бесов -- непрестанной Иисусовой молитвой, которая есть пламень огненный на супостатов. Необходимо всегда поражать врага этим оружием, и как пес, которого ударяют палкой по голове, отстает от человека, так и враг, опаляемый и бичуемый именем Иисусовым, УБЕЖИТ -- от нас, если мы будем -- творить молитву. У святых она была самодвижущаяся, то есть совершалась в сердце -- БЕЗПРЕРЫВНО, а мы, грешные, хотя по силе своей будем совершать сию молитву, и Господь -- не оставит нас и спасет от сетей врага. Можно ли потерять -- молитву Иисусову тому, кто достиг уже внутренней молитвы? – Да, я думаю, что можно -- от нерадения при окружающей суете. А бывает, что Господь по неведомым нам судьбам Своим ОТНИМАЕТ -- молитву, как это было со схимонахом о. Клеопою, он 2 года чувствовал в себе потерю сердечной молитвы, после чего она опять возвратилась к нему. Может быть это Господь послал ему для испытания его веры. Поэтому, в таких случаях – НЕ НАДО отчаиваться... Порядок стяжания молитвы Иисусовой – такой, что достигают ее трудами и скорбями, в число которых имеет себе место -- томительное состояние духа... Это надо просто -- ПОТЕРПЕТЬ. В Казани, когда я был на военной службе, митрополит С.–Петербургский Антоний прислал мне только что вышедшую в печать книгу: «Откровенные рассказы странника». Я прочитал ее и говорю себе: «Вот ещё есть какой путь спасения, самый краткий и надежный – молитва Иисусова. Надо принять это к сведению. Достал я себе четки и начал молитву Иисусову. Вскоре НАЧАЛИСЬ -- разные звуки, шелесты, шатания, удары в стену, окно и проч. Бесовские явления. Их слышал не только я, но и мой денщик. Мне стало страшно одному ночевать, я стал звать к себе денщика. Но эти страхи не прекратились, и я через 4 мес. не выдержал и бросил -- занятия молитвой Иисусовой. Потом спрашивал о. Амвросия об этом, он мне сказал, что НЕ НАДО -- было бросать. Вот так я поступил в Скит: в миру не дал мне враг заняться этой молитвой, вот и думал, займусь ею в монастыре. А здесь враг -- поднял на меня братию, хоть уходи из Скита. Молитва Иисусова -- ОТГОНЯЕТ вражеские помыслы. Изгоните все образы из головы и из сердца вашего, чтобы там был только один образ Христа. Но как этого достигнуть? Опять же молитвой Иисусовой! На днях приходил ко мне один наш скитянин-схимник. -- В уныние прихожу я, авва, так как не вижу в себе перемены к лучшему, а между тем ношу высокий ангельский образ. Ведь Господь строго взыщет с того, кто инок или схимник только по одежде. Но как измениться? Как умереть для греха? Чувствую свое полное безсилие... -- Да, отвечаю, – мы современные банкроты, и если Господь будет судить по делам, то мы, конечно, не имеем ничего доброго. -- Но есть ли надежда на спасение? -- Конечно, есть! Произносите всегда -- Иисусову молитву, и все предоставьте воле Божией. -- Но какая же польза от этой молитвы, если в ней не участвует ни ум, ни сердце? -- Громадная польза. Эта молитва имеет множество подразделений, от простого произношения этой молитвы до молитвы -- творческой, но нам хотя бы на последней-то ступеньке быть – и то спасительно. От произносящего эту молитву -- БЕГУТ вражеские силы, и такой рано или поздно, но все-таки спасается. -- Воскрешен! – воскликнул схимник, – больше не буду унывать. И вот повторяю: произносите молитву хотя бы только устами, и Господь никогда не оставит вас. Для произношения этой молитвы не требуется изучения каких-либо наук. Действие этой молитвы -- ПОКРЫТО величайшими тайнами. Не в одном говорении слов "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного" она состоит, но доходит до сердца и таинственно водворяется в нём. Через эту молитву мы ВХОДИМ -- в общение с Господом Иисусом Христом, молимся Ему, сливаемся с Ним -- в одно целое. Эта молитва -- НАПОЛНЯЕТ душу покоем и радостью среди самых тяжелых испытаний, среди тесноты и суеты житейской. Заметьте, что не о неверах и безбожниках я сейчас говорю; не о тех, что тоскуют, когда они потеряли Бога, не о них говорю. Нет, теряют смысл жизни -- верующие души, вступившие на путь спасения, души, находящиеся под действием Божественной благодати. Не знают они, что это состояние временное, переходное, которое надо -- ПЕРЕЖДАТЬ. Я не говорю, что такая скорбь законна, не говорю, что эта скорбь – удел каждого человека. Это не наказание – это Крест, и этот Крест -- надо понести. Но как же понести его? Где поддержка? Иные ищут этой поддержки и отрады у людей, думают найти покой среди мира – и не находят. Отчего? Оттого, что не там ищут. Покоя, света и силы надо искать -- в Боге, через молитву Иисусову. Станет тебе очень тяжело, мрак обступит тебя – стань перед образом, зажги лампадочку, если она не была зажжена, стань на колени, если можешь, и так скажи: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!" Скажи раз, другой, третий, так скажи, чтобы не одни уста произносили эту молитву, а доходила бы она до сердца. Сладчайшее имя Господа, и мало-помалу уходят тоска и скорбь, просветлеет на душе, тихая радость воцарится в ней. Для занятия этой молитвой уходят люди в монастырь. Правда, в настоящее время монастыри, особенно женские, поставлены в такое положение, что все время УХОДИТ -- на исполнение послушаний: на хлопоты, на работу. Трудно монахиням, а все-таки проникаются они молитвой постепенно и навыкают ей. Мало молитвы, мало труда молитвенного, на одной молитве не проживешь, НУЖЕН еще и труд послушания. Если труд молитвенный и исполнение послушания чередуются, сменяя один другое, так и хорошо, и этим путем легко достигнуть спасения. Молитву постичь может только тот, кто УДАЛИЛ из сердца -- Мирские привязанности; только в сердце, свободном -- от пристрастия к миру, может -- вселиться Господь. Страсти легко побеждать -- в помыслах, но когда они ПЕРЕЙДУТ -- в слова и дела и укоренятся, то очень трудно, почти невозможно... Может ли Иисусова молитва быть -- в человеке страстном? Может, может, но вот как: в первый период молитвы Иисусовой страсть, действуя в человеке побеждает его, а во второй период при всяком возбуждении страсти человек -- побеждает страсть. Страсть остается в человеке до самой смерти, и безстрастие может быть только относительное. Это мы можем видеть из того, что многие подвижники, как например, преп. Иаков, проведя всю жизнь в подвигах, впадали в грех. Кто трудится в молитвенном подвиге, тот несомненно ощущает в себе движение страстей, но в человеке, достигшем внутренней молитвы, страсть -- подобна покойнику, она уже не может властительски терзать его, и чем молитва сильнее действует в человеке, чем она более утверждается в сердце подвижника, тем все ТИШЕ и тише -- действуют страсти, они как бы спят. Покойник лежит, значит, он существует, а не исчез, ибо мы его видим. Так и страсть в проходящем молитвенный подвиг и достигшем уже внутренней молитвы, подобна -- покойнику. Нужно всегда иметь память о Боге. В этом-то все и дело, чтобы всегда ИМЕТЬ-- память о Боге. Для этого и молитва Иисусова. Был схимонах Клеопа в Соловецком монастыре. Он 40 лет провел в уединение на одном необитаемом острове, куда из монастыря ему привозили пищу и ездил духовник. Потом он изъявил желание возвратиться в монастырь. Никто не знал, как он подвизался, какие ужасы претерпевал от бесовской силы, в чем состоял его подвиг. Когда он возвратился, о. Архимандрит при духовнике его опросил: «В чем заключалась твоя деятельность, и много ли ты преуспел, скажи мне и твоему духовному отцу?» Он отвечал, что в Иисусовой молитве. Все акафисты, все службы, все-все заменял он Иисусовой молитвой. Значение Иисусовой молитвы -- в жизни христианина. Иисусова молитва приближает нас -- ко Христу. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную», – должна взывать ко Господу каждая верующая душа, Господь ждет, что мы призовем Его, и радуется этому призыванию. Творящий Иисусову молитву -- непременно спасется, Господь не попустит ему погибнуть. Он готов помочь всякому, и если мы иногда замечаем, что Господь как будто оставляет нас, то причина этого кроется в самом же человеке. Молитва Иисусова имеет громадное значение в жизни христианина. Это есть кратчайший путь к достижению Царствия Небесного; хотя этот путь долгий и, вступив на него, мы должны быть готовы к скорби. Иисусова молитва -- БЫСТРЕЕ всех других молитв ПРИВОДИТ человека -- в ПОКАЯННЫЙ настрой и показывает ему -- его НЕМОЩИ и ГРЕХИ, следовательно, скорее приближает к Богу. Человек начинает чувствовать, что он -- величайший грешник, а то Богу только и нужно. Враг всячески СТАРАЕТСЯ -- отклонить христианина от этой молитвы, ее он больше всего боится и ненавидит. Действительно, человека всегда творящего эту молитву, СИЛА -- Божия сохраняет невредимым от сетей вражеских; когда же человек вполне проникается этой молитвой, то она отверзает ему райские врата, и хотя бы он на земле не получил особых даров и благодати, душа его будет дерзновенно вопиять: "Отверзите мне врата правды" (Пс. 117, 19). И вот, враг ВНУШАЕТ -- различные помыслы для смущения неразумных; говоря, что молитва требует сосредоточенности, умиления и т.д., а если этого нет, то она только прогневляет Бога; некоторые слушают эти доводы и БРОСАЮТ -- молитву на радость врагу. Не нужно внимать искусительным помыслам, НАДО -- гнать их от себя, и не смущаясь продолжать молитвенный труд. Пусть незаметны плоды этого труда, пусть человек не переживает духовных восторгов, умиления и т.д., – все-таки бездейственной молитва остаться не может. Она ТИХО -- совершает свое дело. Покаянное чувство -- всегда ПОЛЕЗНО, а великие дары в руках человека неопытного могут не только принести вред, но и окончательно -- ПОГУБИТЬ его. Человек может -- ВОЗГОРДИТЬСЯ; гордость -- хуже всякого порока: "Бог гордым противится" (1 Петр. 5, 5). Впрочем, не всегда Господь посылает умно-сердечную молитву: некоторые всю жизнь молятся устной молитвой, с ней и умирают, не ощутив -- восторгов сердечной молитвы; но и таким людям не следует унывать; для них духовные восторги начнутся в будущей жизни и никогда не кончатся, а все будут увеличиваться с, постигая все больше совершенства Божии, в трепете произнося: "Свят, Свят, Свят". Приобретение внутренней молитвы -- НЕОБХОДИМО. Без нее НЕЛЬЗЯ -- войти в Царство Небесное. Внешняя, умная молитва -- недостаточна, ибо она бывает и у человека, в которым присутствуют страсти. А внутреннюю -- получают немногие. Вот некоторые и говорят: «Какой же смысл, творить молитву? Какая польза?» Великая, ибо Господь, давая молитву молящемуся, ДАЕТ -- человеку молитву или перед самой смертью, или даже, ПОСЛЕ -- смерти. Только, не надо -- ее оставлять. Был у нас в Скиту иеромонах Михаил. Он творил молитву. Когда он скончался и все ушли из его кельи, я обратился к нему и говорю: «Батюшка, Батюшка, помолись ты за меня». И вдруг я вижу: он улыбнулся. Сначала я испугался, а потом ничего. И это была такая улыбка, которую я никогда не забуду... Он читал Псалтирь. Я подошел к аналою, взял Псалтирь и развернул, где у него была закладка, т.е. где он кончил. Последний псалом в жизни он читал 117-й. Там говорится: «Отверзите мне врата правды: вшед в ня исповемся Господеви» (Пс. 117, 19). Так может говорить душа, обретшая внутреннюю молитву... Св. Пророку Давиду была открыта тайна троичности Лиц Бога, так что св. пророк Давид знал и про молитву Иисусову. Ступени Иисусовой молитвы. Совершая молитву Иисусову, мы можем не ощущать святых восторгов в этой жизни, но зато в полной силе ощутим их в будущей. Молитва Иисусова разделяется -- на три, даже на четыре ступени. Первая ступень – молитва устная; когда ум часто отбегает и человеку надо употреблять усилие, чтобы собрать рассеянные мысли. Это молитва трудовая, но она дает человеку покаянное настроение. Вторая ступень – молитва умно-сердечная; когда ум и сердце, разум и чувства заодно; тогда молитва совершается -- БЕЗПРЕРЫВНО, чем бы человек ни занимался: ел, пил, отдыхал, – молитва все совершается. Третья ступень – это молитва творческая, которая способна передвигать горы одним словом. Такую молитву имел, например, преподобный пустынник Марк Фракийский. К нему однажды пришел для назидания один инок. В разговоре Марк спросил: "Есть ли у вас теперь такие молитвенники, которые могут и горы передвигать?" (Мф. 17, 20; 21, 21; Мк. 11, 23). Когда он это говорил, гора, на которой они были, содрогнулась. Св. Марк обратясь к ней как к живой, сказал: "Стой спокойно, я не о тебе говорю". Наконец, четвертая ступень, это такая высокая молитва, которую ИМЕЮТ -- только Ангелы, и которая дается разве -- одному человеку на все человечество. Покойный батюшка о. Амвросий имел умно-сердечную молитву. Эта молитва ставила его иногда вне законов природы. Так, например, во время молитвы он -- ОТДЕЛЯЛСЯ от земли. Его келейники сподобились видеть это. Последние годы Батюшка был как бы болен и все время полулежал в постели, так что не мог ходить в церковь. Все службы, кроме обедни, совершались у него в келье. Однажды совершали всенощную, Батюшка полулежал, один келейник стоял впереди у образа и читал, а другой позади Батюшки. Вдруг этот последний видит, что о. Амвросий садится на кровати, затем поднимается на десять вершков, отделяется от кровати и МОЛИТСЯ -- в воздухе. Ужаснулся келейник, но пребыл в безмолвии. Когда пришла его очередь читать, то другой, встав на место первого, сподобился того же видения. Когда закончили службу и келейники пошли к себе, то один сказал другому. -- Ты видел? -- Да. -- Что же ты видел? -- Видел, что Батюшка отделялся от кровати и молился -- на воздухе. -- Ну, значит, это правда, а то я подумал, что мне только это кажется. Хотели они спросить о. Амвросия, да побоялись: Старец не любил, когда говорили что-нибудь о его святости. Возьмет бывало, палку, хлопнет ею в совопросника и скажет: -- Дурень, дурень, что грешного Амвросия об этом спрашиваешь? – и больше ничего. И эта необходимейшая молитва почти всюду -- ОСТАВЛЕНА, особенно в женских монастырях. Исполнители ее кое-где как свечи догорают. А без этой молитвы – УГАСАЕТ и ДУХ МОНАШЕСТВА на Руси. Прежде молитву Иисусову проходили не только монахи, она БЫЛА -- обязательна и для мирских (например, известный исторический деятель Сперанский – издатель законов, упражнялся в творении Иисусовой молитвы, и был всегда радостен, несмотря на многоразличные труды свои). Теперь же даже монахи недоверчиво относятся к этому подвигу. Один, например, говорит другому: -- Слыхал? -- Что? -- Да о. Петр начал совершать Иисусову молитву. -- Неужели? Ну, верно с ума сойдет. Есть пословица: "Нет дыма без огня". Действительно, БЫВАЛИ -- случаи, что и с ума сходили -- люди; но от чего? Да, брались за эту молитву -- САМОВОЛЬНО, без благословения, с большим -- САМОМНЕНИЕМ и, начав, сейчас же ХОТЕЛИ -- попасть в святые; лезли на Небо -- напролом, как говорится; ну и обрывались. Все рабы Божии и в монастыре и в Скиту ПРОХОДЯТ -- молитву Иисусову, только трудовую, т.е. 1 ступени. Впрочем, и на этой ступени есть до 1000 подразделений, проходящие эту молитву поднимаются, так сказать, с одной линейки на другую. Но человек не может определить сам на какой линейке он стоит; считать свои добродетели было бы фарисейской гордостью. Надо считать себя стоящим ниже всех и стремиться получить от Бога те дары, которые несет Иисусова молитва, – это ПОКАЯННОЕ чувство, терпение и смирение. Есть в Скиту иноки, которые по 40 лет совершают молитву, но она у них все еще трудовая; мысли расходятся. Некто спросил у о. Амвросия: "На каком слове в молитве Иисусовой делать ударение? Не на слове ли Иисус?" – "Это великое слово Господа, – отвечал Старец, – но для нас, немощных, полезнее делать ударение на слове "грешный"". Низшая ступень Иисусовой молитвы есть простое произношение ее, высшая – молитва творческая, способная и горы передвигать. Конечно, между низшей и высшей ступенью разница огромная. Святые достигали вершины этой молитвы, которая открыла им -- врата Рая. Иисусова молитва -- ПРОСВЕЩАЕТ и простецов, ДЕЛАЯ -- их мудрецами духовными. Молитва бывает во-первых – устная, во-вторых – внутренняя, сердечная; в третьих – духовная. Внутреннюю сердечную молитву ИМЕЮТ -- немногие, а имеющие духовную молитву встречаются еще реже. Духовная молитва ВЫШЕ -- внутренней, сердечной. Имеющие её НАЧИНАЮТ -- познавать ТАЙНЫ природы, они смотрят на все с внутренней стороны на смысл вещей, а не на внешнюю сторону. Они постоянно бывают охвачены духовным восторгом, умилением. Их восторг для нас непонятен. Просвещение научное может быть усваиваемо всеми народами, но нравственное просвещение и чистота свойственны - только христианам. Преп. Серафим Саровский говорит, что кто в монастыре – НЕ ТВОРИТ молитвы Иисусовой, тот и НЕ МОНАХ... и страшно подумать, что добавляет: «Тот -- обгорелая головешка». Да, необходимо иметь какую-нибудь молитву, хоть самую маленькую... Это состояние – переход к внутренней молитве в сердце, – нельзя передать на словах. Его может понять только тот, кто сам его испытал... Путь молитвы Иисусовой есть путь кратчайший, самый удобный. Но не ропщи, ибо всякий, идущий этим путем, -- ИСПЫТЫВАЕТ скорби. Раз решился идти этим путем, – пошел, то не ропщи, если встретятся трудности, скорби, – НУЖНО терпеть... А скорби эти тоже очень и очень НУЖНЫ – они ПОМОГАЮТ монаху -- не впасть в гордыню. О необходимости молитвы Иисусовой. Это страшные слова, когда я это прочел еще послушником, я начал искать подтверждение сему, ибо это говорит только один преп. Симеон. И вспомнил текст Евангелия: «Блаженны чистыи сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8). Если переставить слова, выходит так: «Бога узрят только -- чистые сердцем». Сила -- молитвы Иисусовой. Но есть вопрос: где ключ для открытия духовных радостей? На это ответ один: в молитве Иисусовой. Великую силу имеет эта молитва. И степени она имеет разные. Самая первая – это произнесение слов: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного. На высших степенях она достигает такой силы, что МОЖЕТ и горы -- переставлять. Этого, конечно, не всякий может достигнуть, но произносить слова "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя" каждому нетрудно, Молитва иисусова -- это СИЛЬНЕЙШЕЕ -- оружие для борьбы со страстями. Одна, например, горда, другую одолевают -- блудные помыслы, кажется, и мужчин не видит, а все мысль блудит, третья завистлива, а бороться нет силы, где взять их? Единственно в Иисусовой молитве. Враг всячески -- ОТВЛЕКАЕТ от неё. Ну что за безсмыслица повторять одно и то же, когда ни ум, ни сердце не участвуют в молитве, лучше заменить ее чем-нибудь другим. Не слушайте его: лжет. Продолжайте -- упражняться в молитве, и она не останется безплодной. Все святые держались -- этой молитвы и она становилась им так -- дорога, что они ее ни на что -- не променяли бы. Когда их ум был отвлекаем чем-нибудь другим, они томились и стремились опять начать молитву. Иисусова молитва приближает нас -- ко Христу. Не так давно здесь в Скиту скончался один схимник о. Панфил. Был он раньше на военной службе, участвовал в Венгерской войне и Крымской кампании, а затем все оставил и ушел в монастырь. Однажды он пришел к утрене очень расстроенный, ахает и большой палец у него перевязан. -- Что случилось? – спрашиваем. -- Да вот, братцы, ночью бесы одолели. Только что я лег в постель и заснуть еще не успел, как вижу: целою вереницею идут ко мне люди в пиджаках, точь-в-точь как слуги в трактирах. Думаю, откуда бы прийти этим людям, обе двери закрыты на ключ. Понял я тогда, кто это. -- Зачем вы идете сюда, окаянные? Кто вас звал? -- А вот мы тебе покажем, – отвечают, – распните его! Схватили меня. А я-то растерялся и перекреститься не успел. Начали меня распинать. Растянули руки и ноги, и один из бесов ударил меня молотком, хотел, по-видимому, в ладонь, да промахнулся, попал в палец, весь его раздробил. Сильную я ощутил боль и воскликнул: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!" Бесы тотчас -- ИСЧЕЗЛИ. Смотрю я: вся рубашка у меня в крови, палец БОЛИТ -- нестерпимо. Перевязал я его. Вижу – пора уже идти к утрене. Плоды молитвы Иисусовой – кротость, смирение, незлобие. Исполняйте по силе, эту молитву, она СОХРАНИТ вас -- от всякого зла. Исполняя её, вы будете постепенно ПРИОБРЕТАТЬ -- кротость, смирение и незлобие. Вы глубоко ОСОЗНАЕТЕ -- свои недостатки и вам НЕ ЗАХОЧЕТСЯ больше -- осуждать ближнего, к врагам отнесетесь -- благодушно, к недругам -- доброжелательно. Эта святая молитва БУДЕТ -- хранителем вашего девства, если останетесь в девицах, если же кто из вас ХОЧЕТ -- выйти замуж, то она же ОТВЕДЕТ вас -- от всякого ДУРНОГО человека и ПОШЛЕТ -- доброго верующего друга -- для благополучной совместной семейной жизни. В Оптиной при батюшке о. Макарии был один инок, часто приходивший за советом к Старцу, по-видимому с искренним желанием исправления. Старец сказал ему, что ближайший путь к усовершенствованию -- есть непрестанная Иисусова молитва. -- Отчего же именно эта молитва, – возразил инок, – ведь, о ней ничего в Евангелии не сказано. -- А ты читаешь Евангелие? -- Как же, каждый день по главе. -- Ну если читаешь, то должен помнить слова Спасителя: "Именем Моим -- бесы ижденут" (Мк. 16, 17). -- Помню, помню эти слова! Значит, они и сказаны -- о молитве Иисусовой? -- Ну, конечно, в этой молитве и ПРИЗЫВАЕТСЯ -- имя Иисусово. Инок начал творить молитву Иисусову. Скоро он приходит он опять к о. Макарию с печалью. -- Ну, что, брат? – спрашивает Старец. -- Прохожу, отче, Иисусову молитву, но какая может быть от нее польза, если я произношу ее только устами, сам не понимая, что говорю, ум все бегает в сторону. -- Ты не понимаешь, – возразил Старец, – ЗАТО бесы понимают и трепещут. Успокойся, брате, и по силе продолжай молитву. Прошло немного времени после этой беседы, и инок приходит к Батюшке. С радостью он сообщает, что Иисусова молитва открывает -- ему тайны Божии. Старец возразил ему: "Не обращай внимания и не придавай этому значения". Вскоре инок опять сообщил о. Макарию о тех же духовных дарованиях которые дает молитва Иисусова, и снова Старец ЗАПРЕТИЛ -- ему придавать этому значение. Другим же о. Макарий сообщил, какой великой милости Божией сподобился брат в такое короткое время. Ему возразили: -- Но вот, такой-то много лет совершает -- Иисусову молитву, а откровений не имеет. Отчего это? -- От недостатка -- смирения. – ответил Старец. – Сам Христос «кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). С приобретением смирения мы достигаем полного спокойствия душевного. Внимание – первый дар в молитве. Первый от Господа дар в молитве – ВНИМАНИЕ, т.е. когда ум может держаться в словах молитвы, не развлекаясь помыслами. Но при такой внимательной не развлекательной молитве сердце еще -- молчит. Таким образом, первая молитва, первый дар -- есть молитва не развлекательная. Вторая молитва, второй дар – это внутренняя молитва, т.е. когда мысли и чувства -- в согласии направлены к Богу. До сих пор всякая схватка со страстью оканчивалась победой страсти над человеком, а с этих пор, когда молятся ум и сердце вместе, т.е. чувства и мысли в Боге. Страсти -- уже побеждены, но не уничтожены, они могут ожить – ПРИ НЕРАДЕНИИ. Здесь страсти -- подобны покойникам, лежащим в гробах, и молитвенник, чуть только страсть зашевелится, бьет ее и побеждает. Третий дар – есть молитва Духовная. Здесь в человеке нет уж ничего земного. Правда, человек еще живет на земле, по земле ходит, а умом и мыслями он весь в Боге, на небесах. Некоторым даже открывались служения евангельских чинов. Эта молитва – молитва видения. Достигшие этой молитвы, видят духовные предметы, например, состояние души человеческой так, как мы видим чувственные предметы, как будто на картине. Они смотрят уже очами духа, у них смотрит уже дух. Молиться о даровании молитвы внимательной можно, но молиться о даровании высоких молитвенных состояний, я полагаю, -- есть ГРЕХ. Это НАДО всецело -- представить Богу. Он – сам решает. Некоторые выпрашивали себе молитву высокой степени, Господь давал им по безграничному Своему милосердию, но им самим она -- не была впрок... Главное в молитвенном подвиге это -- ТЕРПЕНИЕ. Был в Петербурге митрополит Гавриил. Жил он хорошо. Он много читал об Иисусовой молитве и сам несколько занимался ею, но несмотря на это, все же у него были какие-то недоумения и сомнения относительно молитвенного подвига. Тогда он задает своим близким вопрос: - Кто может разрешить мне мои сомнения и указать на главные условия успеха в молитве? Ему отвечают: -- Владыко святый, позовите монаха о. Клеопу, он Вам, пожалуй, кое-что скажет. -- Едва ли, – говорит Владыка, – ведь он необразованный. Верую, что он хорошей жизни, но мне нужно не то... Ну, а все же, пусть придет. Позвали к нему о. Клеопу. Владыка приказывает привести к себе. -- Ты кто будешь? -- Грешный Клеопа. -- Садись. Тот молча садится. «Да, это должно быть действительно монах», – подумал Высокопреосвященный. -- Я тебя позвал для того, чтобы спросить тебя, в чем заключается главное условие успеха в молитве? Можешь ты мне на это дать ответ? -- Успех в молитве ДОСТИГАЕТСЯ -- терпеливым пребыванием -- в молитвенном подвиге. Враг всячески СТАРАЕТСЯ -- оторвать подвижника от молитвы Иисусовой. С этой целью он борет и слева и справа. То внушает мысли, что НЕ СТОИТ -- тебе трудиться, ибо все равно ничего не достигнешь, сколько времени ты трудишься, а ничего -- не достиг. Или внушает мысли, что уже ДОСТИГ -- святости, что тебе уже теперь НЕ НАДО -- творить молитвы Иисусовой, что это для тебя -- лишнее. Такие и подобные им мысли БУДУТ -- бороть подвижника с целью ОТВЕРНУТЬ -- его с молитвенного пути, но он должен ТЕРПЕЛИВО -- ПРОДОЛЖАТЬ -- начатый подвиг молитвы и не прекращать его ни в каком случае... Это о. Клеопа сказал, зная хорошо эту борьбу из личного опыта. Услыхав от о. Клеопы эти мудрые слова, Владыка обнял его, поцеловал и сказал: - Ты в одну минуту разрешил все мои недоумения и вопросы. Вот, что значит опытное знание. Итак, главное в молитвенном подвиге это – ТЕРПЕНИЕ... Иисусова молитва -- НУЖНА -- для входа в Царство Небесное. Но многим НЕ ПОЛЕЗНО -- иметь внутреннюю молитву, ибо они могут -- ВОЗГОРДИТЬСЯ этим. К Иисусовой молитве надо относиться -- БЛАГОГОВЕЙНО, с большим рассуждением, дабы -- не впасть в Прелесть. Молитва Иисусова – должна читаться с Покаянным помыслом, а если помысл Горделивый, Тщеславный – это ОПАСНО, такой человек – ВПАДЁТ в Прелесть. Кто прежде времени БЕРЕТСЯ – за творение в сердце Иисусовой молитвы, но сам ещё – НЕ ГОТОВ к этому подвигу, потому что -- НЕ СТЯЖАЛ -- Молчания, Терпения, Отсечения Своеволия, и ГОРДЕЛИВО, тщеславно берётся -- за этот Великий подвиг, оттого и бывает Прелесть. Поэтому святые Отцы, остерегая от сего дела, строго говорят – НЕ ВХОДИТЬ в сие делание ПРЕЖДЕ времени и -- без опытного духовного руководства. Мы горды, потому и молитвы Иисусовой -- Нет. За гордость молитва – НЕ ДАЁТСЯ. Молитва с гордостью – не принимается Богом. Молись, и делай, что хочешь, и ДЕЛА твои БУДУТ -- БОГОУГОДНЫ, и для тебя ПОЛЕЗНЫ и спасительны. Марк Подвижник. Частая Иисусова молитва, о чём бы ни была, не останется без плода -- так как в ней самой -- ЕСТЬ сила Божия Благодатная. "Свято имя Его и всяк, иже призовет Имя Господне, -- Спасется." Молись, и мысли всё, что хочешь, и мысль твоя -- ОЧИСТИТСЯ молитвою. Молитва ПОДАСТ тебе -- Просветление ума, утишит и ОТГОНИТ -- все неуместные, дурные помыслы. Молись, и не трудись много – НЕ НАДЕЙСЯ своею силою -- побеждать Страсти. Ибо без Господа человека – НИЧЕГО доброго сделать – НЕ МОЖЕТ. Молитва сама -- РАЗРУШИТ все СТРАСТИ в тебе, все – ГРЕХОВНЫЕ навыки. Например, человек, погрязший -- в Грехах и в ГРЕХОВНОЙ жизни -- читавший постоянно Иисусову молитву -- в сей молитве ПОЛУЧИЛ Вразумление и зов к Раскаянию -- и полностью ИСПРАВИЛСЯ. А св. Иоанн Карпафийский учит, что если ты -- не имеешь дара воздержания, не печалься; но знай, что Бог ТРЕБУЕТ от тебя -- ПРИЛЕЖАНИЯ к Молитве, и молитва -- СПАСЕТ тебя. Описанный в Отечнике старец, - преткнувшись Грехом, не уныл, но обратился -- к Молитве и ею -- ВРАЗУМИЛСЯ и Исправился, служит доказательным сему примером. Помни, что о СИЛЕ Иисусовой Молитвы говорят святые -- Иоанн Златоустый и Марк Подвижник: первый утверждает, что «Иисусова Молитва, хотя бы приносилась от нас, наполненных Грехами, тотчас – ОЧИЩАЕТ»... Молись и НЕ ОПАСАЙСЯ -- ничего, НЕ БОЙСЯ -- никаких Бед, не страшись напастей, МОЛИТВА -- ЗАЩИТИТ, отвратит их и ИЗБАВИТ от них. Молись, хоть как-нибудь, но только ВСЕГДА -- ПОСТОЯННО, чего бы ты – ни делал и куда бы -- ни шел и ни -- ехал, и не смущайся ничем; будь духовно весел и спокоен: МОЛИТВА к Господу – САМА всё УСТРОИТ и Вразумит тебя. Нужно усердно -- молиться Богу, Пресвятой Богородице и св. Угодникам -- о приобретении сего ВЕЛИЧАЙШЕГО дара – молитвы Иисусовой! И быть всегда – благодарным за этот дар! Это отрывки из книги – КАК ОБРЕСТИ КРЕПКУЮ ВЕРУ В БОГА. СКАЧАЙТЕ -- КНИГА -- КАК ОБРЕСТИ КРЕПКУЮ ВЕРУ В БОГА

Одна из самых известных православных молитв — Иисусова молитва. Она проста и доступна. Текст её краткий, но имеет глубокий смысл.

Происхождение

История многовековой давности помнит важные моменты, неизменяемые традиции. Начиная с евангельских времен, продолжают традиционно употреблять слова, с которыми обращались к Спасителю. Люди, которые встречали Христа в то время, обращались к нему со своими просьбами. Просьбы были разные, помощь оказывалась в самых невероятных ситуациях.

Ближайшие ученики Иисуса видели, насколько действенно такое общение и обращение. Первые христиане призывали Имя Христа как в церковном, так и в частном обращении. Эта традиция осталась и до сегодняшнего дня. Молитва, называемая в наше время Иисусовой, оформилась в слова, произносимые нами сейчас, позже. Это стало происходить, когда начался уход подвижников от мира в пустыню. Призыв Имени Бога был для них живой необходимой потребностью.

Обращение к Спасителю – всего восемь слов. В них содержится вся евангельская весть: сила, мудрость, любовь, просьба, покаяние. Исторически сложилось и считается до сих пор, что именно это моление способно поднимать верующего человека на духовную высоту. А духовная высота – великая сила.

Существуют разные тексты, в том числе и сокращённые. Читать возможно любой из них:

  1. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешнаго (грешную).
  2. Господи, Иисусе Христе, помилуй меня.
  3. Господи, Сыне Божий, помилуй меня.

Иисус Христос

Чтение Евангелия даёт возможность узнавать информацию о Христе. Божий Сын проживал с людьми. Проповедовал, учил, лечил, нёс весть от Бога. Испытал казнь на кресте, но победил смерть. Христос занимался просветительской деятельностью. Он нёс людям новые знания, направлял свои проповеди на то, чтобы взрастить в людях новые принципы, поднять их на духовный уровень.

Сын Бога привнёс в земную жизнь божественные заповеди. Он просил людей строить свою жизнь, основываясь на этих заповедях, развивать новое мировоззрение. Иисус Христос по священному Писанию считается Спасителем человечества и Сыном Бога. Он был на землю послан Богом. Христос явился для спасения грешных людей. Его миссия была — человечество напутствовать на путь праведный, истинный.

Толкование молитвы

Эта молитва обращения к Иисусу Христу произносится во время молебна, православных богослужений. В ней вера в Христа, просьба о помиловании, о помощи в испытаниях и в борьбе с искушениями.

Обращение к Спасителю — первая ступень в начальном периоде верования, ежедневный оберег в любых трудных жизненных ситуациях. Велика его сила. Верующие молятся в церквях, соблюдая определённые правила. Домашнее моление совершается ими ежедневно несколько раз в день.

Молитва Иисусова совершенна. В ней содержаться главные истины спасения: наша вера в Воплощение и Святую Троицу.

Произнося слова к Ииусу Христу, мы говорим, что наш Он есть и человек, и Бог. Имя было дано Ему как человеку Его Матерью. Слова: «Господи» и «Сыне Божий» указывают прямо на Христа как на Бога. С этим молением часто произносят «Песнь Богородицы» — моление к Пресвятой Деве Марии — матери Христа.

Полная молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного» обычно поизносится людьми, свято верующими. Частота повторений не ограничена. Сокращённый вариант является тоже действенным молением.

Эта молитва не имеет специально отведённого, определенного по правилам времени произношения. Она считается совершенной. Произнося моления, мы обращаемся с нашими просьбами к святости, любви и славе Господа. А словами «помилуй мя» признаемся в своей греховности и просим прощения, покаяния.

Частое обращение людей к Сыну Божьему идёт с просьбой о выздоровлении. С помощью моления человек становится крепче и духовно, и физически. Обращение помогает человеку привести в равновесие своё эмоциональное состояние, успокоить ум и направляет на верный путь. Можно молить за другого человека, если у него какие-то сложности в жизни, особенно если имеется болезнь. Обязательное условие — человек, за которого молятся, должен быть крещеным.

Обращение к Христу можно услышать чаще других молений.

Благодарственное моление входит в состав молитвенного правила на каждый день. Но выражение признания через моление может быть с помощью разных текстов.

Правильно молиться умеют не все. Для этого нужен обязательно неподдельный интерес, внимание, истинное желание, жажда молитвы, жажда общения с Богом. Это живая жизненная потребность. Времени, строго ограниченного для молитвы, нет. Можно это делать в любое время.

Для начала нескольких повторений будет достаточно. Без предварительной подготовки ум обязательно будет отвлекаться, переключаться на другие мысли, забывать слова. Впоследствии слова обращения должны пропитать сознание настолько, что во время любого дела они будут звучать в сердце человека.

Для эффективного, действенного обращения следует изучать рекомендации по правильной работе с Иисусовой молитвой, по правильному обращению с ней, по соблюдению особых традиций.

Правила прочтения теста:

  • внимание на произносимые слова;
  • сосредоточение на высказывании;
  • отказ от механического зазубривания текста;
  • стараться максимально понимать смысл проговариваемых слов;
  • произношение обращения в спокойной тихой обстановке;
  • обязательное условие — произносить моление с верой.

Можно молиться, занимаясь какой-либо деятельностью, но мысли должны быть с Господом, преклоняться перед ним, благодарить.


Видео на тему: Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго

Польза молитвы

Человек вносит в моление свой смысл, чувства, опыт, свои чаяния и надежды. Божьими молитвами человек устанавливает контакт с Всевышним.

Иисусова молитва:

  • Даёт возможность обращения к Спасителю.
  • Оживляет, вдохновляет и укрепляет.
  • Умягчает качества характера человека.
  • Учит смирению, терпению.
  • Успокаивает ум.
  • Позволяет всем существом своим принять Бога и Евангелие.

Польза велика, но для каждого конкретного человека своя. При серьёзном подходе к чтению обращений расширяется мировоззрение, изменяется восприятие бытия, появляются новые возможности.

Время для моления дополнительно изыскивать не нужно. Необязательно проговаривать тексты вслух. Внутри себя можно произносить их повсюду, за любым занятием. Иисусова молитва – разговор с Иисусом Христом – Сыном Бога. Христиане обращаются к Спасителю с покаянием, с надеждой, с любовью.

Все православные христиане знают текст Иисусовой молитвы. Он имеет разные формы, а сама молитва Иисусова сопровождается многими странными суевериями, о которых мы расскажем ниже в этом материале.

Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, молитв ради пречистой Твоей Матери, помилуй мя, грешнаго

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.

Господи, помилуй.

Молитва – это общение с Богом. Без молитвы представить себе это общение невозможно. Обращаясь с благодарственными или просительными молитвами, мы также можем славословить Богородицу, святых. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17), – так сказал нам в Питании апостол Павел. И вот у нас есть молитва Иисусова, в которой мы просим о помиловании у Того, Кто взял на себя наши грехи, понес наши немощи и победил смерть.

Однако, почему-то ошибочно считается, что миряне не могут произносить эту молитву, и она предназначена только для монахов. Так ли это? Нет. Церковь в лице святителя Игнатия (Брянчанинова) решительно отвергает эту позицию. Слова апостола Павла о молитвы были обращены не исключительно к монашествующим, но предназначались и для простых мирян. Молитвенный подвиг начинается с того, что мы начинаем молиться регулярно, постепенно наше сердце отзывается словам молитвы, душа открывается Богу. Поэтому, вы можете обращаться к Господу с молитвой Иисусовой.

Считается, что можно впасть в прелесть, читая эту молитву, но кротость и смирение требуются для любого духовного подвига, а не только для этой молитвы, поэтому не стоит из опасения прелести отказываться от молитвы Иисусовой.

Слова этой молитвы легко запомнить, а, значит, в жизни христианина она важна в те моменты, когда мы острее всего нуждаемся в Божией помощи. И тогда мы можем обратиться со словами “Господи, помилуй” к Тому, Кто действительно может даровать нам помилование.

Не стоит связывать молитву Иисусову с некими несуществующими церковными тайнами и запретами, приписывать ей оккультные свойства и считать, что молитва Иисусова помогает от одного, но не помогает от другого. Не стоит воспринимать всерьез статьи, в которых утверждается, что молитва Иисусова помогает от порчи и сглаза. Отношение к порче у Церкви однозначное – никаких обрядов по снятию порчи христианину проводить не стоит. Мы находимся под защитой Бога, а без Его ведома ни один волос не упадет с нашей головы.

Эта молитва – обращение ко Христу, покаяние и просьба помиловать грешного человека, а, значит, она для каждого христианина. Для духовенства и для мирян. Оптинские старцы говорили о том, что эту молитву могут читать и миряне. В молитве Иисусовой мы провозглашаем нашу веру в Иисуса Христа, как в истинного Бога. В этом и заключается суть христианства.

Когда мы читаем молитву, важно не забывать о том, для чего она предназначена. Молитва – это не заклинание, а общение с Богом, покаяние, мы молимся, чтобы очистить душу от греха. Традиционно молитву Иисусову читают в уединении. Она важна в монашеской жизни, но и мирянам, читающим ее, лучше уединиться, сосредоточить свои помыслы на молитве.

Иные названия Иисусовой молитвы

Молитва Иисусова имеет отношение к аскетическим практикам, таким как , однако, это считается эзотерическим течением. Согласно этим практикам молитва, произносимая про себя называется “умное делание”, “умно-сердечное делание” или “тайная молитва”, “трезвение ума” и.т.д. Молитва Иисусова помогает хранить сердце и ум от греховных помыслов.

Важно помнить, что любые аскетические практики, духовные упражнения, это касается и молитвы, лучше обсудить и согласовать со своим духовником, чтобы случайно не впасть в прелесть или не стать заложником еретического течения. Опыт Церкви важно учитывать, решаясь преобразовать свою духовную жизнь. Разумеется, молитва и пост занимают важное место в жизни христианина, но если у человека возникают сомнения, а ужесточение поста или молитвенный подвиг вводят его в искушение (например, все мысли строго постящегося – только о еде), лучше поговорить со священником, испросить благословения. Молитву Иисусову часто воспринимают неправильно и путают понимание молитвы в христианском смысле с йогой и другими восточными практиками, что не имеет никакого отношения к действительности.

Кроме того, исихазм предполагает молчание, в миру это – практически невыполнимое условие. И это – не только физическое, но и духовное молчание, полное освобождение от власти греха своего ума. Если человек только недавно ступил на путь христианства, только начал следовать за Христом, это – тяжелое духовное упражнение.

История становления Иисусовой молитвы

В XVII веке прошел Большой московский Собор, созванный для суда над Патриархом Никоном, реформы которого привели к возникновению старообрядчества, тогда же решился спор о том, как правильно произносить молитву Иисусову – называть в ней Иисуса “Боже наш” или “Сыне Божий”. Второй вариант был признан неверным. В современном мире существует канонический текст Иисусовой молитвы. Вариант, который был установлен Большим Московским собором, рассматривается теперь как вариант молитвы мытаря, который звучит как

Боже, будь милостив ко мне, грешному

Ступени совершенства молитвы Иисусовой

Преподобный Варсонофий (Плиханков) писал о различных ступенях совершенства молитвы Иисусовой, по которым должен “восходить” христианиню

Он разделял молитву на четыре ступени.

  • Устную – когда человеку, нужно было сосредоточиться, напрячь ум, совершить молитвенный подвиг.
  • Вторая ступень – умно-сердечное делание, когда молитва совершается постоянно, без какого-либо перерыва.
  • Третья ступень – творческая молитва, но до третьей ступени способен дойти не каждый, это удается только людям, которые прошли особый духовный путь, таким как преподобный пустынник Марк Фраческий.
  • Четвертая ступень – высокая молитва, которую смогли достичь ангелы и единицы из числе людей.

Для того, чтобы взойти по ступеням молитвы Иисусовой, как писал преподобный Варсонофий (Плиханков), надо, чтобы в человеке не осталось ничего земного, кроме его телесной оболочки, а душа его жила небесной духовной жизнью.

Роль Иисусовой молитвы в жизни христианина

Во время молитвы Иисусовой человека часто могут одолевать греховные помыслы, ведь именно, чтобы помочь сердцу и разуму очиститься от них, читается эта молитва. Важно не переставать молиться, просить у Господа защиты от этих помыслов. Ведь то, что недоступно и невозможно для человека, доступно Богу.

Мысли, которые рождаются в уме и сердце человека бывают греховными, так как мы уже отравлены грехом, но, если стараться в молитве подчинить ум и сердце Господу, он защитит от этих дурных помыслов. Это важно для духовной жизни человека, возводит к Богу и освобождает от власти смерти, от власти греха.

Читать также о молитве Иисусовой:

Видео молитвы Иисусовой

О молитве Иисусовой — о том, как подходить к этому «умному деланию» современному христианину, — размышляет настоятель храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла города Саратова игумен Нектарий (Морозов).

Сокровенное поучение

Что такое молитва Иисусова? Это определенное краткое молитвословие, которым мы молимся, призывая при этом имя Господа нашего Иисуса Христа. Оно может звучать по-разному, но в полном своем виде звучит как «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Могут быть и сокращенные формы, например, «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», или другие, однако для нас, для традиции Русской Православной Церкви, в большей степени характерна все-таки форма полная.

Каждое слово этой молитвы имеет огромное значение, но также можно говорить о том, что в какие-то отдельные периоды, когда человек молится молитвой Иисусовой, то или иное слово этой молитвы приобретает для него значение большее, то есть больший отклик находит в его сердце.

Традиция молиться короткими молитвами восходит к самым первым временам христианства. Уже у монашествующих в Нитрийской пустыне можно найти учение и наставления о том, что они именовали сокровенным поучением. Сокровенным — то есть ни для кого не заметным. Смысл его заключается в том, чтобы на всё то время, которое остается между совершением положенных по чину молитвословий, наполнить ум и сердце тем содержанием, которое им должно быть свойственно, то есть обращенностью к Богу. Святитель Епифаний Кипрский как-то писал, обращаясь к монахам, примерно следующее: «Если вы собираетесь для молитвы два, три или даже четыре раза в день, это не должно означать, что всё остальное время вы не молитесь». Примерно то же самое можно сказать и о жизни нашей: мы молимся утром, молимся вечером, некоторые из нас молятся в течение дня, но значительная часть дневного времени зачастую остается у нас совершенно напрасно проживаемой.

Конечно, у нас есть дела, которыми мы заняты, есть наши обязанности, которые мы не можем игнорировать, но при этом у нас есть наш ум и наше сердце, которые должны иметь подобающее им занятие. Этим занятием, подобающим человеку по самому его происхождению, является размышление о Боге и обращение к Богу.

На чем это внутреннее сокровенное поучение своего сердца мы можем основывать? Это может быть какой-то стих из псалма, нам особенно близкий; это могут быть двадцать четыре краткие молитвы по количеству часов дня и ночи, помещенные в вечернем молитвенном правиле, — какие-то из этих молитв. Это может быть молитва мытаря — собственно говоря, она и явилась прообразом молитвы Иисусовой. Ведь мытарь просит о том, чтобы Господь его помиловал. Того же самого желает и любой человек, который хочет достичь спасения: только лишь одного — милости Божией, потому что всё остальное, на самом деле, в нашей жизни не так уж и важно. Собственно говоря, даже когда мы стоим на богослужении, какие слова чаще всего поются в храме? «Господи, помилуй». По большому счету, можно сказать, что всё богослужение является неким раскрытием этих слов. Кому-то может показаться, что это преувеличение, но на самом деле даже если слово «помилуй» всего не объемлет, слово «Господи» собой объемлет абсолютно всё. Может быть, даже и «помилуй» не понадобится, если человек вполне первое слово сможет понять.

От пространного к краткому — и обратно

Как следует молиться Иисусовой молитвой? На этот счет существуют разные взгляды, и можно порой встретиться с различными противоречащими друг другу мнениями. Есть люди, которые считают, что молитва Иисусова является какой-то особой молитвой: достаточно начать просто ее повторять — и в жизни человека начнут происходить изменения. Некоторых это приводит еще и к убеждению в том, что этой молитвой можно молиться только по благословению духовника и только будучи к этому в достаточной степени готовым. Но, безусловно, это не так. Любая молитва — это обращение к Богу, и какова форма этой молитвы, в какие словах она заключена, само по себе решающего значения не имеет. Иисусова молитва — такая же молитва, как и любая другая, просто очень удобная и для нашего сердечного восприятия, и для нашего ума. В любой пространной молитве присутствует множество мыслей, и мы в процессе ее чтения зачастую рассеиваемся, наш ум отбегает. А здесь в очень короткой фразе заключается всё самое важное, и нам нужно сконцентрироваться всего лишь на какое-то мгновение, чтобы ее произнести. Потом опять сконцентрироваться и опять произнести, и так далее. И это, на самом деле, наиболее простой способ научиться внимательной молитве.

Некоторые духовные авторы считали, что человек сначала должен обучиться молитве Иисусовой и только после этого переходить к молитвословиям более пространным. Другие полагали, что наоборот: нужно начинать с молитвословий продолжительных, чтобы понять, о чем вообще должно молиться, и потом уже переходить к «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» как к тому, что всё это пространное, уже осознанное нами, вмещает в немногих словах. Мне самому кажется, что наиболее правы те, кто полагает, что нужно молиться параллельно — и одно творить, и другого не оставлять. Современному человеку обязательно нужны те пространные молитвы, которые составляют утреннее и вечернее молитвенное правило, и в это существующее правило нужно вводить и молитву Иисусову. На это не нужно никаких особых благословений, и ничего рискованного в этом (если мы относимся к этому просто как к молитве и не ищем какого-то сверхъестественного мистического опыта), повторюсь, нет.

Но вот что хотелось бы сказать еще о правильном отношении. Если кто-то читал или будет читать «Добротолюбие», славянскую его редакцию, то встречал или встретит там указания на некие физические моменты, способствующие совершению молитвы Иисусовой: сесть на низкую скамеечку, расположиться в укромном, неярко освещенном пространстве, низводить ум в сердце вместе с дыханием и так далее. Так вот, всего этого делать не нужно — для современного человека это даже вредно. Прежде всего потому, что многие из нас склонны к исканию разного рода «состояний»: сегодня редкий человек приходит в Церковь, не успев почитать что-нибудь из области оккультной литературы, позаниматься чем-то из восточных духовных практик. И когда человек читает такие «интересные» для него вещи о практике Иисусовой молитвы, они вызывают у него большое воодушевление, потому что кажутся похожими на то, что он слышал или практиковал в нехристианских учениях. Воодушевление совершенно ложное, потому что оно не имеет никакого отношения к молитве как таковой. И, кстати говоря, такой воодушевленный человек на самом деле может добиться какого-то «молитвенного состояния» — от определенного рода дыхания, положения тела можно действительно начать испытывать ощущения необычные: какую-то внутреннюю теплоту, успокоение. Но человек будет это всё приписывать действию молитвы, которой на самом деле у него нет, потому что он и не молился толком, а физическими упражнениями занимался. А это уже глубокое заблуждение.

Может случиться так, что в то время, когда мы повторяем Иисусову молитву, нам начнут являться какие-то мысленные образы — не в результате применения дыхательных и прочих «практик», о которых я сказал выше, а как бы сами по себе. Как к этому относиться? Не пугаться, но и ни в коем случае не принимать — не фантазировать на эту тему, не впускать в свое сердце. Разумнее всего относиться к этому спокойно, говорить себе: «Вот у меня есть дело, я прошу Бога о милости. А что еще этому сопутствует - не суть важно». И не надо это каким-то образом пытаться оценивать. Лучше задать себе вопрос о вещах реальных: «Те ситуации, которые раньше задевали мое самолюбие, меня сейчас задевают так же?». И если мы понимаем, что все-таки в чем-то удалось смириться, - благодарить за это Бога и стараться ни в коем случае этого не потерять.

Не надо, живя в миру, пытаться повторять подвиг исихастов, которые имели очищенный от помышлений и образов ум, заключенный лишь в слова молитвы.

Если человек, живя не в пустыне, а среди множества забот житейских, пытается взойти к такому напряжению ума, он может повредиться и умом, и душой. С такими случаями как раз и связаны представления об Иисусовой молитве как о чем-то неоднозначном и опасном. Но нужно понимать, что дело здесь совершенно не в молитве как таковой. И это не значит, что мы не можем молиться молитвой Иисусовой постоянно, что мы не можем к ней относиться как к глубокому, серьезному внутреннему деланию — напротив, она может и должна стать нашим достоянием, но происходить это должно не через какие-то рывки, не через «медитирование», не через имитацию древнего подвижничества, а иначе.

Осознать смысл слов

О чем же необходимо заботиться, на что обращать внимание, приступая к молитве Иисусовой?

Прежде всего, о том, чтобы не занимать свой ум чем-то посторонним, а занимать его именно словами молитвы и в каждое из ее слов стараться умом проникнуть. Преподобный Петр Дамаскин говорит, что ум, молящийся внимательно, утесняет сердце, то есть когда человек молится со вниманием, он в какой-то момент начинает понимать, о чем он молится. Зачастую нам кажется, что мы до конца понимаем смысл слов, с которыми обращаемся к Богу. Но вот однажды мы молимся, стараемся в эти слова проникнуть — и нам этот смысл вдруг раскрывается по-настоящему, пронизывает наше сердце, и мы понимаем, что раньше только лишь по поверхности скользили. Мы слышим «помилуй», мы слышим «грешного», и в некой полноте уже понимаем, что это такое, и сердце наше сокрушается в покаянии.

Собственно, второе, о чем нужно заботиться, — как раз о том, чтобы приступать к молитве с покаянным настроем. Ведь что такое молитва? Это прошение, это мольба. А кто умоляет, кто просит? Тот, кто очень сильно нуждается. Вот мы проходим каждый раз в храм — там у ворот находятся люди, которые нуждаются, и они просят. То же самое происходит и в молитве. И правильной будет только та молитва, в которой человек просит, но при этом хорошо понимает, что Господь ровным счетом ничего не обязан ему давать, — надеется на Его милость, но просит о ней как о каком-то чуде. Нужно научиться идти по этой тонкой грани: с одной стороны, на чудо надеяться, с другой — его не требовать.

Обязательно нужно обращать внимание на то, какой плод приносит молитва — меняется ли наша жизнь и в чем именно. В воспоминаниях архимандрита Рафаила (Карелина) о схиархимандрите Серафиме (Романцове) есть такой эпизод: к схиархимандриту пришла одна молодая пустынница, которая жила в горах Абхазии, и стала говорить о том, что она стяжала непрестанную Иисусову молитву. Эта женщина находилась в состоянии тяжелейшей прелести, что было совершенно ясно из того, что свидетельствовали о ней знавшие ее люди. И отец Серафим сказал ей примерно следующее: «Ты ничего не стяжала — ты просто привыкла: как попугай твердит одни и те же слова, так же и ты». И действительно, человек может просто научиться твердить Иисусову молитву, а не молиться ею — и это будет явственно как раз из того, что плода этой молитвы в его жизни никакого не будет. И покаяния никакого не будет — это будет молитва без покаяния. Поэтому помнить о связи молитвы и нашей жизни совершенно необходимо.

Слезы боли и радости

Когда мы повторяем, вслух или про себя, Иисусову молитву, очень важно приводить себе на память такую простую и ясную мысль: мы предстоим пред Богом, и Господь нашу молитву слышит - ни одно из слов, которые мы в этой молитве произносим, не пропадает напрасно. И еще: впереди у нас вечность и Страшный Суд, который определит нашу участь в вечности, но сейчас у нас еще есть время просить.

Вполне естественно, если при этом мы будем ощущать и боль, и скорбь; естественно и то, что спустя какое-то время мы начнем чувствовать, что среди этой боли и скорби есть надежда. И может даже происходить так, что и боль усиливается, и надежда вместе с тем становится более крепкой и более основательной. Именно так рождается то, что святые отцы именуют радостнотворным плачем. Людям внешним это состояние представляется порой неким безумием: они не могут понять, как человек и радуется, и плачет одновременно, и они для себя делают вывод, что в Церкви собрались люди душевно поврежденные. Но на самом деле и в обычной жизни бывают ситуации, когда ты что-то очень важное потерял, когда вернуть это никакой надежды не осталось — и вдруг ты совершенно неожиданно получаешь то, чего уже не чаял. И ты не можешь никак свои чувства выразить и пережить иначе, кроме как в слезах, и в этих слезах боль претворяется в радость. Вот и в молитве что-то подобное происходит.

О гордости нищих

Надо сказать, что молитва Иисусова, если человек действительно ею молится, постепенно меняет сердце так, что оно становится способным милость Божию вмещать. Это очень существенный момент: для того чтобы милости Божией сподобиться, нам нужно самим быть в состоянии, когда мы эту милость принять можем. Что это значит? Можно провести аналогию с теми же самыми людьми, просящими милостыню у ворот храма. Бывает так, что сидит нищий, проходит мимо него кто-то из прихожан и дает ему пять рублей, десять рублей или просто горсть монет, — а человек берет это всё, бросает в грязь и говорит: «Прошу подавать бумажные». Вот так же и мы поступаем по отношению к Богу, считая: «Этого мне в жизни недостаточно, я хотел бы претендовать на что-то большее». Естественно, что таким образом человек лишается возможности получить вообще что бы то ни было. Как и тогда, когда человек вообще не протягивает руку, не показывает, что он нуждается в помощи, — от гордости. Нечто подобное происходит с нами, когда мы произносим слова молитвы, но наше сердце закрыто, оно не верит в милость Божию — и милость эта, обильно изливаемая, скользит по нему, как вода по какой-то обтекаемой, водонепроницаемой поверхности, не проникая внутрь. Поэтому говоря «Господи, помилуй», нужно стремиться смягчить свое жестокое сердце, помня, что мы просим о милости, которую нужно уметь с благодарностью принять, а не с гордостью отвергнуть.

От островка к островку

Как приобрести навык молитвы Иисусовой? Так же, как и навык молитвы в принципе, — регулярным образом в молитве подвизаясь. Лучше всего начинать с добавления к своему утреннему и вечернему правилу либо какого-то определенного количества молитв Иисусовых, либо определенного времени на эту молитву. Это количество и это время поначалу должно быть небольшим и, конечно, оно будет зависеть от наших сил и обстоятельств: для кого-то это будет двадцать молитв Иисусовых, для кого-то — двести, для кого-то — две минуты, для кого-то — двадцать минут. Суть здесь не в количестве, а в том, что просто должно быть время — ежедневно утром и вечером, когда мы молимся этой молитвой, и молимся внимательно. Утром молитву Иисусову лучше совершать сразу после пробуждения — до утренних молитв, а вечером — наоборот, после совершения вечернего правила, и потом уже, ложась спать, по возможности стараться этой молитвой продолжать молиться, чтобы с нею засыпать и просыпаться.

А затем нужно по возможности наполнять этой молитвой свой день. Но это не должно носить характер какого-то напряжения: мы просто должны понять, когда мы в течение нашего дня можем молитве Иисусовой уделять время. К примеру, спускаемся мы каждое утро из квартиры на улицу, идем до остановки — в течение этого времени можно помолиться. И множество других подобных островков можно найти в бурном течении реки нашей жизни — и сделать их островками молитвы. Со временем человек так к молитве привыкает, что даже в каких-то делах, всецело требующих его участия, умудряется находить какие-то кратчайшие промежутки времени и туда молитву Иисусову вставлять. А некоторые даже приобретают навык одновременно молиться и разговаривать. Но всё это очень индивидуально, и нужно ориентироваться в первую очередь на то, чтобы делать свои дела должным образом, чтобы они от того, что мы внутри себя молимся, не претерпевали ущерба. Если мы углубляемся в молитву, но по отношению к своим обязанностям, к людям в это время пребываем в рассеянности, — конечно, это ошибка. Причем это касается даже пребывания в монастыре, потому что у монашествующих, живущих в обители, тоже есть обязанности, и если кто-то из братии таким вот неправильным образом понимает молитвенный подвиг, это приводит к тому, что за него многое приходится делать или переделывать другим, поскольку у него всё валится из рук. Как вы понимаете, добродетелью это не назовешь.

На самом деле правильная молитва, с одной стороны, отрешает сердце человека от каких-то земных привязанностей, но с другой стороны, делает наш ум более ясным и помогает более разумно, внимательно подходить и к общению с людьми, и ко всему, за что мы несем ответственность. И именно к этому нам нужно идти.

Конечно, очень может помочь в приобретении навыка Иисусовой молитвы и соответствующее духовное чтение. В качестве первых, основополагающих книг по этой теме можно рекомендовать сборник «Умное делание», составленный наместником Валаамского монастыря игуменом Харитоном (Дунаевым) в начале прошлого века; книги святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» и «Письма о духовной жизни», где уделено очень большое внимание приобретению навыка молитвы вообще; соответствующие главы из «Аскетических опытов» святителя Игнатия (Брянчанинова). Кроме того, отдельные советы о молитве Иисусовой можно найти и у других более-менее близких нам по времени подвижников — в частности, у Оптинских старцев. С этого всего и стоит начинать ознакомление. А дальше… дальше - обогащение опытом.