Молитвы в первый день петровского поста. Петров пост: что можно, а что нет, и какие молитвы следует читать? Когда был установлен Петров пост

c 14 / 27 июня по 28 июня / 11 июля в 2016 году

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы .

Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по Вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов, - один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми. Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон. Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених (Лк. 5, 34).

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, — пишет святой Лев Великий. — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований... нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть... По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай — после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа проходить поприще поста.

Обычай поста необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и более чем когда-либо быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым. При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви. Далее святой Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием. Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от Воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчцы и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение. Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом и в раю добродетелей не взросли терния пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом».

Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания... и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем передавших нам поститься апостолов.

Сколько длится Петров пост

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 28 июня, если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий - неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».

Как правильно питаться в дни Петрова поста

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня - по понедельникам, средам и пятницам - воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы.

В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви - каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного - за твердость, другого - за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными, по первенству порядка и трудов. Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы - служители Его (Кол. 1,18).

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески - Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.

Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2,9), себя же причисляет к ним (2 Кор. 11,5) и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Однажды «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» (Деян. 9,1-9).

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла - все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15, 10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших западный мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре - образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле - образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Праведный Иоанн Кронштадтский о посте

Господи! Как свойственно Первообразу привлекать, усвоять себе образы, вселяться и жить в них, — так тем, кои по образу Твоему, должно быть свойственно стремиться со всею любовию, со всем усердием к Первообразу, прилепляться к Нему. Но се плоть наша жадная и сластолюбивая, дебелая, косная отторгает нас от Тебя; нам нужны пост, воздержание, а мы страстны до сластей. Укрепи нас к воздержанию!

Спустя неделю после Дня Святой Троицы (Пятидесятницы) и до великого непреходящего праздника святых апостолов Петра и Павла православные верующие соблюдают Петров пост. В 2019 году он продлится с 24 июня по 11 июля.

Бездумное соблюдение поста бесполезно для духа и изнурительно для тела, однако если человек отдается этому испытанию, зная о его назначении, он совершенствуется, укрепляет свою веру и дух. Многие интересуются: какие молитвы читаются в течение Петрова поста? Мы приведем тексты некоторых из них.

Какие молитвы читать в Петров пост?

Молитва перед вкушением пищи:

«Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения».

После вкушения:

«Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас».

Читать эти молитвы следует стоя, обратившись лицом к иконе и совершая крестное знамение в начале и конце молитвы. Если за столом находится несколько человек, молитву читает один из них, обычно самый старший.

Какие еще молитвы читаются во время Петрова поста?

Кондак, глас 2-й
«Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов твоих, Господи, приял еси, в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси, паче всякаго всеплодия, Едине сведый сердечная».

Величание
«Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия».

Акафист святым первоверховным апостолам Петру и Павлу

Кондак 1
«Избраннии проповедницы Агнца Непорочнаго, за ны закланнаго, Христа Бога, преславнии апостоли Петре и Павле! Яко Боговедением концы мира озарившии и обильно струями благодати напоившии, и ныне с любовию призрите на чтущия усердно память вашу. Исполните нас духа премудрости, сердца наша верою утвердите, да непрестанно благодарственная вам поем, со умилением зовуще: Радуйтеся, святии первоверховнии апостоли Петре и Павле».

Икос 1
«Ангели благовестницы явистеся на земли, апостоли Петре и Павле блаженнии, зане от Самаго Виновника спасения нашего на делание ваше призвани бывше, широту всея земли обтекосте, иудеом и еллином Христа распятаго, Божию Силу и Божию Премудрость проповедающе. Темже и мы, светом учений ваших озаряеми, сердцем и усты взываем к вам сицевая: Радуйтеся, звезды светозарныя, от востока возсиявшия и всем людем путь ко Христу показавшия; радуйтеся, Церкве Христовы утверждение и столпи непоколебимии. Радуйтеся, власть вязати и решити грехи наша от Христа приимшии; радуйтеся, во святых писаниих ваших к вере и упованию на Бога вся ны призывающии. Радуйтеся, в житии вашем образы обращения согрешающим явившии; радуйтеся, высоту любве истинныя словом и делом нам показавшии. Радуйтеся, святии первоверховнии апостоли Петре и Павле».

Надеемся, что узнав, какие именно молитвы надо читать в течение Петрова поста, вы будете соблюдать сложившиеся традиции и с пользой для души и тела проведете это время.

5 (100%) 14 votes

В воскресенье 3 июня (21 мая ст. ст.), – в Неделю Всех Святых, Церковь совершает заговенье на Петровский пост.

Устав о пище

В Петров пост по вторникам, четвергам и воскресным дням пища с рыбой; в понедельник – горячая пища без масла, в среду же и в пятницу – сухоядение. Если в понедельник, среду и пятницу случится празднество (Пл или Бд), – горячая пища с маслом.

В посте христианин должен исповедаться пред Богом и священником в храме и, если достоин Св. Причастия, причаститься, а к тяжело больным для этого необходимо пригласить священника на дом. Не бывавшие на исповеди лишаются по смерти церковного погребения и заупокойного поминовения.

Душеполезное о посте

Предлагаем несколько назиданий перед постом от читательницы нашего сайта из – инокини Ливии. Подробнее об этом приходе мы рассказали в проекте . В статье использованы фотографии тех мест, предоставленные автором.


Старообрядческий храм во имя святых апостолов Петра и Павла.

«Постимся постом приятным, благоугодно Господеви. Истинен пост, еже злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотем отлучение, клеветы, лжи, и клятвопреступления. Еже сих умаление, пост есть истинен, и благоприятен.» (Триодь Постная, стихера вечерни, понедельник 1-ой недели поста.)

Книга поучений священноинока Дорофея. (Избранные выдержки).

«…Не откладывай, любимая душа моя, из года в год, из месяца в месяц, из одного времени года в другое, изо дня в день, медля. Иначе вздохнешь сокрушенно и не найдешь сочувствующего… Быстро проходит наша жизнь: словно день один от утра до вечера, все житие наше. И если человек не сокрушит сам себя благочестиво в делании добродетелей, ради того, чтобы соблюсти и исполнить заповеди Господни и отеческое предание, и не претерпит все страдания и искушения, не может спастись. Кто принудит себя отвергнуть удовольствия этой ничтожной и соблазнительной жизни, тот жизнь райскую получит навек. Не делающему же этого никогда не спастись, потому что никто и никогда не восходил на небо, живя прохладно.

Поучение о тринадцати добродетелях

… Первая – вера. Благо – вера без сомнений. Ибо верой и горы передвигают, и все, что хотят, совершают, говорит Господь…

… Вторые – любовь и милосердие. Не в том любовь и милосердие, чтобы есть и пить, приглашая друг друга в гости и словно возвращая друг другу долги…

… Ибо что такое любовь и милосердие? Это чтобы отдать душу свою за друзей своих, и это будет по Богу. Много членов тела и чувств у человека, а естество одно. Много заповедей Господних и отеческих добродетелей, а скрепляют их, соединяют и утверждают любовь и милосердие… Ибо, любовь и милосердие – Сам Бог

…Третья – пост … Разумно умеренный пост – основание, глава и опора всех добродетелей. Умеренный пост – защитник любой добродетели. Умеренный пост – начало подвига и венец воздерживающихся, украшение девства, целомудрия и священства. Мать молитвы, источник мудрости и учитель безмолвия. И крыла легкие подвижникам на бдение, бодрость и молитву. Кто хочет укрепить ум против скверных помышлений, пусть истощит плоть свою постом. Невозможно без поста священнодействовать. Поскольку пост, входя в душу, убивает грех, лежащий в глубине человека.

Велика эта добродетель, пост … Многократно и по-разному восхваляют святые отцы пост, но не чрезмерный. Многие начинают пост и другие трудные дела сверх сил своих. И снова ищут вкусных яств и различных удовольствий для поддержания тела. И поступают как тот, кто, строя, снова разрушает. А кто установит себе меру, сколько употреблять в день скуднейшей пищи, тот получит великое приобретение, ибо ничто не может сравниться с умеренностью во всех подвигах.

Если плоть буйствует по молодости, твердо воздерживайся. Если же ослабела, ешь вдоволь. Не смотри на других подвижников: много ли кто или мало постится, соблюдает ли какую иную добродетель и трудится ли? Посмотри лучше на свою слабость и силу, и рассуди, сколько сумеешь вместить. Ибо собственная совесть для каждого – внутренняя мера и учитель.

Невозможно всем исполнять одно и то же правило и выдерживать одинаковые подвиги. Некоторые люди сильные, а другие слабые. Одни как железо, другие как медь, а некоторые – как воск. И, хорошо испытав себя, держись все время одного. Кроме суббот, воскресений и Господских праздников…

… Имеет пост четыре степени. Одно дело пост, другое – воздержание, одно – достаточное питание, и другое – сытость. Пост для чрева – это не прикасаться ни к чему: ни к еде, ни к питью весь день до вечера. Не иметь никакого завтрака, в полдень не есть и не пить; и не ужинать. И воду не пить никогда, кроме обеда, разве что по великой нужде или по слабости. (Т.е. по древним иноческим правилам на постные дни полагалась однократная обеденная трапеза, приходившаяся на девятый час по церковному исчислению, что соответствует, в обычном временном расчете, трем часам по полудни). Попить воды один раз после обеденной трапезы, и то при сильной жажде. Есть подвижники, сильные и способные, которые и два, и три дня не едят. Это и называется постом.

А воздержание чрева – это коснуться чего-либо, но мало, и воздержаться: поев, чувствовать голод, и попив – жажду, и оставлять место во чреве Духу Святому. Это и есть часть Христова, которую подают нищим в виде милостыни от избытка чрева своего. Чтобы дышало чрево легко и свободно, и чтобы без тяготы и напряжения совершать, не сокращая, ночное правило. Ибо сытое чрево не способно к бдению и ночным молитвам.

Довольство же чреву – это оставлять легкое чувство голода и жажды.
А сытость для чрева – это не голодать и не жаждать. Однако есть и пить по мирскому обычаю, уже насытясь, – значит, приравниваться и уподобляться скотам. Неработающий человек способен научиться воздержанию и привыкнуть понемногу к умеренности и взвешенности, так что сможет довольствоваться и одной просвирою.

Воздержание и недоедание, голод и жажда во чреве – это место Христово, иначе говоря, место Духу Святому. Насколько человек воздерживается, недоедает и голодает, настолько и распространяется внутри его благодать, и Дух Святой пребывает в нем…

Не от многоядения и долгого сна растет тело, а по Божьему промыслу. Умеренно есть и спать полезно для здоровья. Те люди, которые постятся, воздерживаются и мало едят, бывают очень легки и бодры. А те, которые объедаются – очень толсты, тяжелы и сонливы бывают, а часто и слабы. И звери дикие, и птицы пернатые, которые едят мало, очень легки и бодры. А те, у которых обильное питание, крайне ленивы, толсты и сонливы…

…О человек, если не будешь воздерживаться и голодать, девства сохранить не сможешь, и блуда не избежишь… Потому царицей всех греховных страстей и виновницей всего злого называются утроба и сребролюбие, что порождают они всякие вожделения и прихоти… Отгоняют тягота и пресыщение от человека духовные дары и Духу Святому не оставляет места на вселение, отступает от человека Дух Святый…

…Если удержим чрево свое от пресыщения, братья, войдем в Царство Небесное. Ибо воздержание – греха истребление, страстей удаление, жизни духовной начало и вечных благ ходатай. И, как дышать, необходимо нам по силам поститься. И в немощи телесной и нищете духовной, как со львом и лютым змеем, бороться с сатаною. Кто обуздывает чрево свое, тот не нарушает райского пребывания, ибо радостно и легко спасается и бывает жителем Рая… Ибо ничто не спасает так, как строгое воздержание, которым достигнем совершенства и спасемся. Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веком. Аминь.»

«Колесница огненная прият Илию чуднаго, постом вооружена, Моисея показа зрителя неизглаголанным, и мы сего приимше, узрим Христа.» «Сытость возненавидевши страстей, напитайся добрых сладостию, и усладися паче еже от поста пищею, горести сластей уклоняющеся, смиренная душе моя, и спасешися во веки». «Постный день отложение греха да будет ти душе, и к Богу обращение вкупе и присвоение, яко да убежиши злобныя пропасти, и единыя пути возлюбиши, ведущия ко оному покою».
(Триодь Постная, тропари из трипеснеца на утрени понедельника первой недели поста).

Игумен Нектарий Морозов

Петровский пост и сам по себе самый легкий, да и вообще летом, особенно в жару, поститься просто: аппетита нет, есть особенно не хочется, разве что пить…

И все же, как и обычно, после воскресной литургии подходят прихожане и просят благословения на пост. И, соответственно, на какие-то посильные труды и подвиги. Посильные - чаще всего значит весьма скромные.

У нас в храме, к примеру, к числу таковых можно отнести чтение постами Псалтири по «двадцаткам». Собирается двадцать человек - по числу кафизм, составляется список, закрепляющий очередность, и каждый день таким образом совместными усилиями прочитывается вся Псалтирь. Естественно, что тот, кто читал в первый день первую кафизму, на второй читает вторую и так далее. При этом каждый из чтецов заранее отдает имена своих близких, живых и усопших, и они поминаются всеми молящимися.

А накануне поста, в воскресный день, как правило, мы собираемся и служим молебен перед началом чтения Псалтири - обычный, тот, что полагается совершать, приступая к любому доброму делу. Вот и на этот раз служили, причем все три двадцатки почти в полном составе пришли. И когда повернулся я говорить отпуст и увидел лица людей, которых хорошо знаю уже многие годы, то вдруг подумал: поститься-то летом и правда легко. А вот молиться…

Я уже не говорю, что многими лето и в церковном отношении воспринимается как каникулярный период, почему после Троицы и редеют зачастую так ряды прихожан. Но и не разъехавшиеся, не спрятавшиеся от жары по домам, несвободны от искушения вместо «подвигов» сбежать на речку, в лес или еще куда. И ничего бы страшного, конечно, если б не «вместо» на самом деле.

Жара вообще не лучшим образом действует на нас. Утомляет, рассеивает, делает неповоротливыми и ленивыми, трудно соображающими и притом раздражительными. И если обычно не всегда бывает просто поднять и поставить себя на молитву, то уж в жару-то тем паче. И если обычно собраться и помолиться внимательно не каждый раз удается, то уж летом-то…

А тут - Псалтирь читать вкупе с длинной чередой имен людей, из которых некоторые знакомые, а некоторые совсем не известные. И без упущений! Ведь если свою кафизму не прочел, то получается, всех подвел, слабым, ненадежным звеном оказался.

И чего-то мне жалко стало предстоявших и молившихся - и тех, кто помоложе, и тех, кто постарше.

Позвонила мне как-то одна добрая знакомая - врач, не раз помогавшая мне в каких-то моих бедах, со слабым здоровьем связанных. А тут она сама занемогла, причем всерьез, и попросила послужить о ее здравии молебен. Я, как мог, успокоил ее и собрался уже идти служить, да задержался ненадолго… Чувствую - и мне что-то нехорошо, и ночью почти не спал, и мысли от усталости путаются. Ну какая, думаю, от молитвы моей сейчас польза! Я и молиться-то не могу!

Но стыдно стало, и решил: пойду и послужу просто потому, что обещал, чтобы не обмануть.

Пошел, отслужил, едва понимая сам, что читал и что пел. Вернулся к себе, и тут же телефон звонит - та самая знакомая, врач. Ей вдруг лучше стало - и физически, и, что еще важней, душевно. Страх, который ее измучил, отступил.

Конечно, это не единственный пример такого рода «совпадений», которые мы постоянно замечаем в своей жизни, пока молимся, и которых, как сказал когда-то покойный епископ Василий (Родзянко), не бывает, когда молиться перестаем. Но мне почему-то именно он особенно запомнился. Возможно, потому, что на этот раз молитву особенно трудно молитвой было назвать.

Точно это так: когда мы стоим в нерешительности перед иконами и раздумываем, взять ли молитвослов в руки, открыть ли его, начать ли - читать хотя бы, то многое решается в этот момент: и в жизни близких наших, и в нашей собственной.

Порой именно молитва наша, такая немощная, такая рассеянная, становится для Господа, по слову святителя Феофана, поводом для милости - столь необходимой. А порой именно ее-то и недостает. И иногда это все становится совершенно, отчетливо ясно, свидетельствуется самой жизнью и чувством сердца. Иногда же (чаще, разумеется) остается сокрытым от нас, чтобы открыться после - когда вообще все откроется.

…Сказал я обо всем этом «трем двадцаткам» и увидел, как лица оживились и глаза загорелись. И порадовался: подумалось в тот момент, что живости и горения этих на коротенький Петровский пост должно хватить. А по их молитвам, может, и мне самому хватит. Опыт - такая ведь вещь: и очевиден он, и забывается почему-то. А воззовешь его из памяти, поделишься с кем то, глядишь, и тебе польза будет.

Петров пост в 2016 году продолжается 15 дней - с 27 июня по 11 июля


27 июня 2016 года начинается Петров пост , который в 2016 году продлится всего навсего 15 дней и окончится 12 июля — в день памяти святых апостолов Петра и Павла.

Петров пост начинается через неделю после Троицы. По длительности он бывает разным, это зависит от Пасхи. Если Пасха ранняя, то Петров пост может быть довольно продолжительным. Если Пасха поздняя, то пост короткий — может быть и меньше двух недель. В связи с этим длительность Петрова поста всегда разная — от 8 до 42 дней. Начинается Петров пост в разное время, но заканчивается всегда праздником Апостолов Петра и Павла — 12 июля но новому стилю .

Петров пост не является таким строгим, как Успенский или Великий пост . Он приходится на летний период, когда много ягод и овощей, появляются первые фрукты, что является утешением для всех постящихся.

Петр и Павел были призваны на служение Христу и Церкви по-разному, однако по преданию оба окончили свою жизнь мученически — во времена правления императора Нерона апостол Петр был распят вниз головой на кресте, а Павел — обезглавлен мечом. Поэтому Петров пост еще называется апостольским.



Из четырех крупных православных постов Петров считается не строгим — во все дни кроме понедельника, среды и пятницы разрешается вкушение рыбы.

О Петровом посте известно с самых первых веков христианства. Впервые о нем говорится в «Апостольском предании» священномученика Ипполита Римского. Правда, тогда христиане не связывали этот пост с именем апостолов. Он существовал для тех, кто по какой-то причине не смог поститься в Великий пост перед Пасхой.

Молитвы на Петров пост


Всегда стоит помнить, что главное сопровождение совершенно любого поста – это молитвы. Петров пост также не является исключением, так это достаточно особое время смирения. Какие же именно молитвы следует знать в Петров пост?

Молитвы на Петров пост перед и после вкушения пищи:

Перед вкушением:

«Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения».

После вкушения:

«Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас».

Тайная молитва перед вкушением для неумеренных в питании:

(молитва для похудения)

«Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле».

Традиционная благодарственная фраза:

«Ангела вам за трапезу!»

Приметы на Петров пост


Ни в коем случае не стоит в Петров пост давать кому-либо взаймы, так как примета говорит о том, что если дать в долг в этот период времени, самому три года быть в долгах;

Также не стоит в Петров пост стричь волосы, так как они, в свою очередь, могут стать довольно редкими;


Слабость рук знаменует какая-либо работа в Петров пост, так что не надо ни шить, ни рукодельничать;

Семейный союз предвещает быть крайне недолгим, если заключить его в Петров пост. К большому сожалению, разногласия будут просто преследовать;

В том случае, если во время праздничного застолья, кто-то будет уговаривать постящегося человека что-либо попробовать из запретного, либо просто засмеиваться над ним, то тот человек будет крайне долго и мучительно умирать.

ИСТОЧНИК:

Что можно есть в Петров пост (календарь питания и рецепты).


Вслед за апостолами Петром и Павлом, которые ограничивали себя в еде во время подготовки к евангельской проповеди, Петров пост соблюдают православные христиане всего мира.

Его начало следует в понедельник, через неделю после Святой Троицы, а заканчивается в День Святых апостолов Петра и Павла 12 июля.

В течение этого времени Православная церковь воспевает разум и твердость сподвижников Спасителя.

Календарь питания на Петров пост 2016


Петров пост считается одним из самых легких многодневных постов на протяжении года.
Так, согласно церковным канонам строгий пост следует соблюдать только по средам и пятницам .
В понедельники Петрова поста разрешается горячая пища без масла
Во все остальные дни допускается употребление в пищу рыбы, морепродуктов, растительного масла и грибов.

27 июня 2016 года, понедельник
28 июня 2016 года, вторник
29 июня 2016 года, среда - сухоядение (строгий пост).
30 июня 2016 года, четверг
1 июля 2016 года, пятница - строгий пост.
2 июля 2016 года, суббота
3 июля 2016 года, воскресенье - разрешается есть пищу с маслом и рыбу.
4 июля 2016 года, понедельник - разрешается горячая пища без масла.
5 июля 2016 года, вторник - разрешаются блюда из рыбы, грибов, пища с маслом.
6 июля 2016 года, среда - сухоядение (строгий пост).
7 июля 2016 года, четверг - допускается употреблять в пищу рыбу и морепродукты.
8 июля 2016 года, пятница - строгий пост.
9 июля 2016 года, суббота - церковь разрешает есть рыбу, грибы, блюда с растительным маслом.
10 июля 2016 года, воскресенье - разрешается есть пищу с маслом и рыбу.
11 июля 2016 года, понедельник - разрешается горячая пища без масла.
12 июля 2016 года, вторник - Праздник Петра и Павла. Петров пост завершается.

Подробнее о питании в Петров пост


Собственно день Петра и Павла, чаще всего, не является постным днем, исключение приходится только на те случаи, когда он выпадает на среду или пятницу. Тогда на стол положено подавать постное меню со значительными послаблениями: во время трапезы позволена рыба и растительное масло.

Во время всего поста по понедельникам, средам и пятницам православным христианам один раз в день положено сухоядение.

Этим термином обозначают вкушение сырой пищи - на стол подают воду, хлеб и соль, сухие и свежие фрукты, в том числе чернослив, курагу, инжир, финики и изюм, сырые овощи, различные орехи и мед.

По вторникам и четвергам предписывается воздержаться от употребления рыбы . Она разрешена только по субботам и воскресеньям, а также в дни памяти великих святых , если они выпадают на период Петрова поста. В такие праздники на Руси пекли рыбники - особые открытые пироги, в которых рыба запекалась целиком.

Основной же пищей во время Петрова поста являлись разнообразные овощи и зелень. В меню включали постные холодные зеленые щи, окрошки и ботвиньи, а все остальные блюда, супы и рассольники щедро заправляли всевозможной рубленой зеленью, ели в достаточных количествах ягоды, грибы, крупы и бобовые, пекли постные блины с припеком, расстегаи и кулебяки.

Древние рецепты Петрова поста


Некоторые древнерусские рецепты Петрова поста сохранились до наших дней; более того - они усовершенствовались и адаптировались к условиям нынешнего времени.

Для того чтобы приготовить рыбник понадобится взять слоеное тесто (можно магазинное), разделить его на две части, на одну из которых выложить начинку из тертого сырого картофеля, рыбного филе и нарезанного кольцами лука.

Посоленную и поперченную начинку накрывают вторым слоем теста, закрепляют слои, смазывают желтком и запекают в духовке до готовности. Иногда картофель и лук в этом рецепте заменяют капустой.

Подобным образом можно приготовить шаньги из гречневой каши - для этого рыбную начинку следует заменить смесью отварной гречки с жареным луком.

Если же вы решите приготовить луковник, то тогда придется целых шесть раз чередовать слои теста и лука, обжаренного до золотистого цвета.

Чрезвычайно прост в приготовлении изумительный картофельный салат с грибами: к измельченному отварному картофелю, соленым огурцам и маринованным грибам добавляют зеленый лук, заправляют растительным маслом, уксусом и специями по вкусу.

Совсем немного времени понадобиться, чтобы приготовить грибную икру - понадобиться измельчить отварные и соленые грибы, обжарить их на растительном масле вместе с измельченным луком, заправить специями и зеленью.

Пикантность свекольного салата заключается в том, что к измельченной отварной свекле добавляют натертый хрен; заправляют салат душистым подсолнечным маслом с зеленью и специями.

Также прост рецепт классической русской постной похлебки , когда к отваренной до полуготовности перловке добавляют картофель, коренья и капусту, варят до готовности, заправляют томатным пюре, специями и зеленью.

Грибные щи могут стать гордостью любой хозяйки, при этом готовятся они просто и быстро. В бульон к отваренным грибам и кореньям добавляют картофель и предварительно обжаренную с луком мукой и томатной пастой квашеную капусту. Готовые щи заправляют чесноком, зеленью и специями.

А овощное рагу или оладьи, голубцы или гречневый суп с грибами каждая хозяйка может приготовить, исключительно проявив собственную фантазию.

Несправедливо забытая в современной кулинарии, фасоль играет в меню Петрова поста одну из наиболее важных ролей: ее, к примеру, можно отварить, выложить слоями с обжаренным на масле луком, от души поперчить и запечь в духовке.

Как ни странно, но во время Петрова поста на Руси чрезвычайно популярны были штрудели, а попросту запеченные рулеты с яблочной, картофельной или любой иной начинкой.

Предаваясь подобным кулинарным изысканиям, не стоит все же забывать, что любой православный пост не является диетой, а дан нам для осмысления и раздумий. Придерживаться же ограничений в питании стоит в меру своих сил, возможностей и с учетом состояния здоровья.

Пирог из кабачков в духовке

Простой, и в то же время нестандартный, рецепт пирога из кабачков с сыром в духовке. Пирог получается легким, нежирным, не оставляет ощущения тяжести. Чем-то он похож на штрудель – и по вкусу, и по внешнему виду. Тесто – нечто среднее между омлетом и блинным тестом.

Наряду с обжаренным репчатым луком можно использовать зеленый лук. А вместе с кабачками в пирог можно положить кусочки томатов (совсем немного). Тесто на пирог готовится со сливками. Они, конечно же, вкуснее молока и насыщают блюдо более ярким сливочным вкусом. Но, если вы опасаетесь лишних калорий, можете заменить их молоком или даже кефиром.


Ингредиенты для приготовления:
- свежие кабачки - 400 гр.,
- лук-репка - 200 гр.,
- пшеничная мука - 120 гр.,
- натуральные сливки (жирность не выше 20 %) - 200 гр.,
- сыр - 100 гр.,
- куриные яйца – 3 - 4 шт.,
- подсолнечное масло - 2 стол. ложки,
- сливочное масло - 2 стол. ложки,
- поваренная соль и черный перец - по вкусу,
- специи по вкусу - 1 чайная ложка.