Рождественская проповедь евангельских баптистов читать. Eвангельские проповеди. Рождество — это праздник спасения

Мир и благодать вам святые и возлюбленные братья и сёстры во Христе!

Поздравляю вас радостным праздником Рождества Христова.

Святой апостол Павел явление Господа в мир, определяет как «Благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога » Тит. 3:4.

Святой апостол Иоанн, подобным же образом восторженно констатирует: «Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам». 1Иоан.1:2.

Я поздравляю вас, драгоценные служители Бога живого с явлением жизни в рождённом Младенце Иисусе Христе.

«И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе ». 1Тим.3:16.

Я поздравляю вас, благословенные проповедники Евангелия, с даром благодати и человеколюбия Бога, явившегося в наш погибающий от жестокости мир в лице Иисуса Христа.

Я поздравляю вас, матери и отцы, с восхитительным, невероятным, непостижимым по своей силе явлением Бога в рождённом Иисусе Христе. Исполнилось древнейшее пророчество. Подвиг материнства освящён рождением Святого Младенца.

Я поздравляю вас, страдальцы за веру, гонимые, отверженные и униженные, с манифестом мира, прощения, любви и благодати дарованной нам в явлении Иисуса Христа. Ваш путь как других, не украшен цветами,..Но ваш труд не тщетен пред Господом. И велика ваша награда на небесах! Так пусть ваши слёзы зажигаются звёздами в судьбах спасённых. Пусть мир свыше и благоволение Бога Отца возрождает новые и новые сердца.

«И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение »! Лук.2:13,14.

Я поздравляю вас, дети, огорчённые своими отцами, и отцов, не исполнивших свой святой родительский долг, ибо Христос соединяет собою разрушенные семьи, даруя прощения всем грешникам, и даруя любовь самым ожесточённым сердцам. Он есть мир наш! Так пусть забудутся обиды. Пусть матери прижмут к груди своих детей. Пусть не будет сирот. Да исполнится пророческое слово о Господе нашем Иисусе Христе.

« И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием ». Мал.4:5,6.

Я поздравляю вас, утомлённые грехом, узники страстей плоти, ибо с рождением Младенца Иисуса Христа, есть у вас сила, способная разорвать самые страшные оковы, и отпустить измученных на свободу.

«Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» . Гал.4:4,5.

Здоровья вам, благополучия, сил духовных, радости и мира в сердца ваши.

Пусть Его благодать сделает вас счастливыми, и духовно богатыми.

«В Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти» . Кол.2:9,10.

С братской любовью Ю. Сипко раб ничего не стоящий.

(Ис.9:1-7)

1 Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую.
2 Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет.
3 Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи.
4 Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама.
5 Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню.
6 Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.
7 Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.

За 700 лет до рождения Христа, пророк Исаия пророчествовал о Его приходе. Бог обещал рождение Христа и народ ждал его рождения.

Из пророческих слов Исаии мы узнаём:

Для чего был рожден Иисус Христос?

1. Христос был рожден Чтобы явить нам величие Бога. 1 ст.
«Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову;
но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую».

Земля Завулана и земля Неффалима. Что это?
Эти земли названы так по имени народов живших там.

Завулон и Неффалим были двумя из сыновей Иакова, и правнуками Авраама. Они были евреями.

Бог избрал Авраама и его потомков из всех народов, живших на земле, которые давно уже оставили Господа Бога сотворившего их и служили идолам.

Бог дал им их новую землю в наследие, когда вывел их из Египетского плена.

И Бог заключил с ними завет – договор. Бог обещал им своё покровительство и счастливую свободную жизнь в их новой земле. Со своей стороны они должны были соблюдать заповеди Бога.

И суть этих заповедей в том, чтобы они любили Господа Бога своего всем своим существом и любили своих ближних как самих себя.

Но все сыновья Иакова отступил от Бога, когда поселились в новой земле. Они стали поклоняться идолам. Враждовать друг с другом. И морально развратились подобно Содому и Гоморе.

И Бог наказал их, предав их в плен другим идолопоклонникам — Ассирийцам. И земля Завулона и земля Неффалима, которые находились на севере Палестины, были первыми уведены в плен. И это было позором для народа, который считал себя народом Божиим.

Но Бог верен своему завету. Он наказывает грешника, но он и милует кающегося.

Поэтому то, Он и говорит, что «последующее время возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую».

Это та самая местность, в которой проживали потомки Завулона и Неффалима. И эта та самая местность, в которой, примерно через 700 лет после этого пророчества родится Иисус Христос.

Да, народ сам отступил от Бога и навлек на себя позор и Божий гнев.
Но Иисус Христос был рожден для того, чтобы явить нам величие Бога.

Хотя люди оказались не верны Богу, Бог оставался верен Своему завету и послал в мир Иисуса Христа, «чтобы верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».

Потому что они вступили с Ним завет, когда в детстве приняли крещение.

Потому что они родились на христианской земле, в христианской семье.

Потому что они сами называют себя христианами, а не атеистами, мусульманами или язычниками.


Но всё это не более чем самообман, потому что быть Божиим народом – это значит:

Быть верным завету Божиему – любить Бога всем своим существом и любить ближнего своего, так же как самого себя.

Жить по Христиански в своей земле и своей семье, а не просто называть себя христианином.


2. Христос был рожден Чтобы дать нам духовное просвещение. 2 ст.

«Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет».

Когда родился Христос, в Израиле существовала видимость высокой духовности. Целые движения и группы заявляли о своей верности и преданности Богу.

Были те, кто ревностно исполнял не только заповеди, записанные в книге закона Божьего, но и заповеди, придуманные людьми – их называли «фарисеи».

Были и те, кто регулярно совершал служение в храме, строго следуя всем обрядам и ритуалам – их называли «саддукеи».

Но были и те, кто совсем не проявлял ни какого интереса к Богу и духовности. Те, кто вел греховный и развратный образ жизни. Карумпированные сборщики налогов, взяточники и блудницы.

Но когда Христос пришел в этот мир. Духовные лидеры возненавидели Его и предали на распятье, а самые отъявленные грешники, раскаивались в своих грехах и принимали Его, как своего Господа.

В евангелии от Луки в начале 15 главы мы читаем:
«1 Приближались к Христу все мытари и грешники слушать Его. 2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними».

Они не понимали и не хотели понять, что Христос пришёл в мир, чтобы найти и спасти грешников. И не понимали они этого потому, что не считали себя грешными. Но:

Тем, что они возненавидели посланного Богом Иисуса Христа, они показали, что они на самом деле не любят Бога.
А тем, что они презирали грешников, для спасения которых пришел Христос, они показали, что они на самом деле не любят и своих ближних.

А это значит, что, хотя они и не считали себя грешниками, они все же были не верны Божьему завету.

И поэтому Бог в словах пророка Исаии дал такую оценку их состоянию: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет».

Христос родился, чтобы дать духовное просвещение ослепшим в своем неверии грешникам.

И были те грешники, которые видя этот Божий свет, признавали себя грешниками и каялись в грехах.
Но были и те, кто больше любил тьму и в этой тьме неверия не желал видеть своих грехов.

В 3 главе евангелия от Иоанна написано:«…Свет пришел в мир; но люди болше возлюбили тьму, чем свет, потому что дела их были злы; 20 потому что всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (19,20 ст).

Христос был рожден, чтобы дать нам духовное просвещение.

Потому что они не крадут.

Потому что они ни кого не убивали.

Потому что они не делают, каких-то тяжких грехов.

Потому что они, в общем-то, ведут порядочный образ жизни.


Но это не более, чем самообман, потому что если они и сами хороши, тогда зачем им ещё нужен Бог. В своей греховной слепоте люди не видят своих грехов.

Они не обращают внимание на свой:

Гнев.

Зависть.

Эгоизм.

Похотливые мысли.


Но Христос родился в мир, чтобы открыть нам глаза и дать спасение. И поэтому, чтобы получить прощение грехов, необходимо согласиться с Божией оценкой своего состояния.

3. Христос был рожден Чтобы дать нам свободу от гнета греха. 3,4 ст.
«3 Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи». 4 Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама».

Что это за день Мадиама?

Когда Господь вывел Израильский народ из Египетского плена и поселил их на новой земле в Палестине, через некоторое время Мадианитяне – это народ живший по соседству с Израильтянами стали притеснять их (Судей. 6 гл).

И их притеснение были невыносимы для Израильтян.

Мадианитяне крали у них урожай и скот. Они убивали Израильский народ, морили их голодом, и выгоняли их из домов и жили в их домах.
Так, что Израильтянам приходилось убегать от них и прятаться в пещеры.

Но, когда они воззвали к Богу о помощи, Бог воздвиг им спасителя в лице Гедеона. И тогда Бог рукой Гедеона и еще всего лишь 300 воинов дал Израильтянам победу над столь могущественными притеснителями.

Огромная армия Мадианитян, 7 лет притеснявшая Израильтян, напугалась 300 человек вооруженных всего лишь трубами. Так, как будто бы их было неслыханное множество. И это было воистину Божье избавление.

Образы отдыха от жатвы, и свободы от гнета притеснителя, описанные в пророчестве Исаии, выражают идею все той же свободы. Свободы от рабства и притеснения.

И подобную свободу даровал нам Иисус Христос, когда родился в этот мир.
Только проблема людей духовная:

Это грех, который держит их в рабстве всевозможных зависимостей.

O От алкоголя

O Наркотиков

O Злых и развратных мыслей


Это грех, который является причиной страданий людей.

O Войны

O Убийства

O Грабёж

O Самоубийства

O Разводы

O Издевательства над женщинами детьми


Люди, не знающие Бога, живут в рабстве греха. Но Христос пришел, чтобы дать свободу от рабства греха.

Младенец Иисус, родившийся от скромной и бедной женщины, которому не нашлось места ни в одном доме в день Его рождения.
Он сделался величайшим победителем величайшего врага душ человеческих – диавола, который держит в рабстве греха миллионы людей.

4. Христос был рожден Чтобы принести нам мир с Богом. 5 ст.
«Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню».

Образ, который описывает здесь Исаия – это образ победы в кровавой схватке, принесшей мир.

Доспехи, обагренные кровью, уже не нужны воинам, их можно бросить в огонь. Ведь время теперь мирное.

Бог послал в мир Иисуса Христа, чтобы тот своей победоносной жизнью смертью, кровью, пролитой на кресте, и воскресением приобрел для нас мир с Богом.

И потому и родился Христос, потому что все мы были врагами Богу.
Каждый раз, когда мы грешим хоть в мыслях, хоть в поступках – мы враждуем с Богом. Но Христос родился, чтобы принести нам мир с Богом.

«Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа», читаем мы в 5 главе послания к Римлянам. (Рим.5:1)

И поэтому, каждый человек, может теперь примириться с Богом.

Что для этого нужно сделать?

Поверить в Иисуса Христа.

Не просто поверить в то, что Иисус Христос когда то был рожден.

Но поверить в то, что Он был рожден именно для того, чтобы дать мне спасение от греха, рабом которого я являюсь.

Поверить в то, что Он был рожден именно для того, чтобы своей праведной жизнью, своей смертью на кресте умолить Бога Отца дать мне прощение, которого я не достоин.

5. Христос был рожден Чтобы совершить искупление наших грехов. 6а.
«Ибо младенец родился нам — Сын дан нам».

Наименование «Младенец» – ни как не ассоциируется у людей с Богом.
И это отчасти правильно, потому что Бог неописуемо велик.

Но в том то и чудо рождества, что неописуемо великий Бог стал человеком, стал младенцем, Он стал как Сын, человеческий:

Но и это еще не всё.

6. Христос был рожден Чтобы царствовать над всей землей. 6б-7а.
«владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. 7 Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его».

Христос родился в этот мир, младенцем, но он был не простым младенцем.
Он был рожден, чтобы царствовать над всей землей. И Он имеет на это полное право, потому, что Он является Богом, который сотворил этот мир. Этот мир принадлежит Ему по праву.

И Народ израильский ждал Его прихода, с того момента, когда Бог заключил с ними свой вечный завет.

Но народ Израильский, как и все прочие народы, отверг своего спасителя, своего Бога, своего Царя.

И Бог по Своей великой милости дал время для спасения всем людям на земле. Он создал церковь, и теперь каждый может вступить в Новый Завет с Богом, через веру в эту благую весть и присоединение к церкви Иисуса Христа.

И последнее, на сегодня:

7. Христос был рожден Чтобы праведно судить Свое творение. 7б.
«чтобы Ему утвердить его (Своё царство) и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это».

Христос пришел, не только чтобы спасти грешников, не только, чтобы установить Своё вечное царство вместе со спасенными. Он пришел также и для того, чтобы судить мир. Он будет делать твердым Свое царство посредством праведного суда.

В 4 главе послания Петра, в 17 стихе написано слово Божье: «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас [начнется], то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию»?

Христос родился, умер и воскрес. И Он придет во 2 раз, чтобы окончательно установить свое царство, сначала на земле, а затем на новом небе и новой земле.

(Откр.21:1-4)
1 И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.
2 И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.
3 И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.
4 И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.

И милость Божия в том, что сейчас Он отсрочил Свой окончательный суд до Своего 2 пришествия. Еще есть возможность избежать суда. Еще есть возможность примириться с Богом, и быть спасенным от Божьего гнева.

Бог Отец излил свое праведное наказание на Своего невиновного Сына Иисуса Христа, вместо нас, чтобы избавить нас от суда.

И Он как праведный судья готов помиловать того, кто признает свою вину и обратится к Нему с верой в покаянии. Но, как праведный судья, Он осудит и накажет всех тех, кто не покорится евангелию Иисуса Христа.

Поэтому не медлите сегодня. В день рождества. Когда мы вспоминаем зачем был рожден Христос . Если вы еще не примирились с Богом. Покайтесь и веруйте в евангелие. Да прибудет с нами со всеми милость Божия.

«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Луки 2:14)

Поклонение ангелам - это суеверие, но любовь к ангелам - это добродетель. Преклонение даже перед самым могущественным ангелом было бы великим грехом и преступлением против Верховного суда небес, но одновременно нельзя не отдать святым ангелам часть своей искренней и сердечной любви. Когда размышляешь над ролью ангелов и задумываешься над тем, с каким пониманием, сочувствием и добротой они относятся к людям, то испытываешь по отношению к ним естественное чувство любви.

Думаю, что достаточно обратиться лишь к одному эпизоду из истории жизни ангелов, о котором говорится в нашем тексте, чтобы навеки полюбить их. В сердцах их нет ни капли зависти! Христос не сошел с небес, чтобы спасти падших ангелов. Когда сатана, этот могучий ангел, увлек за собой треть звезд неба, Христос не пришел к ним, чтобы умереть за них, Он оставил их во мраке, закованными в цепи, ожидающими последнего дня, дня суда.

Ангелы не завидовали людям. Когда Бог принял не образ ангелов, а семя Авраама, они не стали роптать, а сердечно возрадовались, когда увидели Бога в теле младенца. В чистоте своей они не знали гордости! Спустившись с небес, они пришли к бедным пастухам и сообщили им радостную весть. Пожалуй, они исполнили бы свою песнь с такой же радостью и перед римским императором, если бы Господь послал их к нему. Но они были посланы к пастухам, и это ничуть не оскорбило их. Люди, одержимые гордостью, считают достойным занятием проповедовать королям и вельможам, но боятся уронить свое пресловутое достоинство, проповедуя простым людям. Ангелы ведут себя иначе. Мы знаем, что они с готовностью взмахнули крыльями и радостно поспешили со своих превознесенных и сияющих мест к пастухам, чтобы сообщить о чудесном воплощении Бога. И заметьте, как прекрасно они постарались это сделать!

Радость и восхищение были в их известии, так как они сами при этом не были равнодушными вестниками. Ангелы пели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Наверное, в их глазах был восторг, сердца горели любовью, а грудь, переполняла радость, ведь добрая весть для людей была доброй вестью и для ангелов. Истинно так! Ибо сердце, наполненное сочувствием, превращает добрые вести для других, в добрые вести для себя.

Разве вы не любите ангелов? Вы не поклоняетесь им. В этом вы совершенно правы. Но неужели вы не любите их? Разве, ожидая небесной жизни, вы не радуетесь оттого, что будете проводить вечность в кругу не только праведных людей, но и святых ангелов? О, как замечательно, что эти святые и прекрасные создания каждый час хранят нас от бед! С неусыпной бдительностью они охраняют нас в горячий полдень и темной ночью. Они поддерживают нас на всем нашем пути, несут на своих руках, чтобы нога наша не преткнулась о камень. Беспрестанно они служат нам, наследникам спасения. Днем и ночью они наши помощники и защитники, ибо написано:

«Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33:8).

Предлагаю вам, дорогие братья и сестры, обратиться сейчас не к самим ангелам, а к их песне. Их песнь была краткой, но, как заметил один из богословов, она была «достойна ангелов, выразивших самую великую и самую благословенную истину столь лаконично, что для понимающего человека их слова были больше, чем мог перенести разум, настолько они были полны смысла». «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Рассчитывая на помощь Святого Духа, мы рассмотрим пение ангелов в плане назидательном, эмоциональном; обратим внимание на пророческий характер их песни. Затем я попытаюсь дать несколько практических советов.

I. Итак, сначала НАЗИДАНИЕ.

Ангелы пели о том, что люди способны были понять, о том, что людям стоило понять, о том, что может изменить людей к лучшему, если, конечно, люди поймут это. Ангелы пели об Иисусе, который родился в пещере. Мы всегда должны помнить, что их песнь создана на основании этого факта. Они пели о Христе и о спасении, которое Он принес людям. И об этом спасении они сказали следующее: «Спасение принесет славу Богу, оно даст мир людям, и оно является знаком благосклонности Бога к человечеству».

Во-первых, они оповестили, что это спасение прославляет Бога. Ангелы были свидетелями многих величественных моментов в истории вселенной, и они пели в многочисленных хорах во славу всемогущего Творца. Они были свидетелями творения «при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости» (Иов. 38:7). Они видели, как планеты по велению Сущего обретали форму и начинали свой путь в бесконечном пространстве. Они пели величественные песни во многих мирах, сотворенных Великим. Нет сомнений, они часто восклицали: «…благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков!» (Откр. 7:12), - провозглашая Его славу в творении.

Я также не сомневаюсь, что со временем их песни приобретали все большую силу. Когда Господь сотворил их самих, то их первый вздох уже был песней, но когда они видели, как Бог творил новые миры, в их песне появлялись новые ноты; они поднимались выше в своей гамме восхищения. Когда же они увидели Бога, сошедшего с небес, принявшего образ младенца, они стали петь еще торжественней; и, достигнув предела красоты ангельской музыки, они взяли самую славную ноту в божественной гамме хвалы и запели: «Слава в вышних Богу …», ибо они чувствовали, что большую благость Бог проявить не мог. Так они исполнили высочайшую хвалу Богу за Его высочайшее деяние. В соответствии со словами апостола среди ангелов есть иерархия, они отличаются могуществом и достоинством, т.е. в ангельском мире есть «престолы, господства, начальства, власти». Значит можно предположить, что когда ангелы, находящиеся на окраинах небесного мира, с небес увидели новорожденного младенца, они послали эту новость обратно, туда, откуда впервые пришло это чудо, и при этом пели:

С высот небес спешите вниз -
С небом сравнялась земля.
Вы, воспевавшие творенье, ввысь
Превознесите рожденного царя.
Придите и падите, падите пред Христом.

Послание передавалось от ангела к ангелу, и, наконец, ангелы, находившиеся ближе всего к Богу, те четыре постоянно смотрящие херувима - четыре колеса с глазами - подхватили песнь и, собирая голоса всех низших ангелов, завершили храм музыкальной гармонии своим торжественным возгласом о славе Божьей. И тогда все воинство ангелов воскликнуло: «Высшие ангелы славят Тебя» - «Слава в вышних Богу…». Нам очень трудно представить себе величие той песни! И если ангелы при сотворении мира пели, то, конечно, когда они увидели Иисуса Христа, Искупителя людей, рожденным от девы Марии, их «Аллилуйя» звучала полнее, сильнее и величественнее, а, может, и более сердечно, чем прежде: «Слава в вышних Богу…».

Итак, в чем выражается назидание в ангельской песне? Прежде всего в том, что спасение есть высшая слава Бога. Бог прославляется каждой росинкой, сверкающей на солнце. Он прославляется каждым лесным цветком, скромно цветущим в лесной тиши, но издающим чудесный аромат. Он прославляется каждой птицей, щебечущей на ветке, каждым ягненком, скачущим на лугу. А разве рыбы в море не прославляют Бога? Не все ли творение возносит Его? Есть ли что-нибудь под небом, кроме человека, что бы не прославляло Бога? Не превозносят ли Его звезды, когда они пишут Его имя на небесном своде своими золотыми буквами? Не преклоняются ли перед Ним молнии, когда они сверкают Его сиянием, огненными стрелами разрывая ночной мрак?

Не прославляет ли Его гром, подобный барабанному бою армии Бога? Не прославляет ли Его все, от самого маленького создания до самого громадного? Но пой, пой вселенная, пока не истощатся твои силы, но и тогда не прозвучит в тебе столь же сладостная песнь, как песнь Воплощения. О, творение, ты можешь быть величественным хоралом хвалы, но ты не можешь исполнить бессмертный гимн Воплощения! В Нем больше величия, чем во всем творении. В Иисусе, лежащем в пещере, больше музыки, чем во всех мирах, проносящих свое великолепие перед престолом Всевышнего.

Остановись, христианин, и поразмысли над этим минуту. Посмотри, как каждое качество Бога отражено здесь. Посмотри, какая мудрость здесь! Бог становится человеком, чтобы быть справедливым Богом, но все же оправдывающим грешного человека. Посмотри, какая сила! Смотри, какая любовь явлена нам, через воплощение Иисуса. Смотри, какая верность! Сколько обетований исполнилось в этот день! Сколько торжественных обязательств Бог взял на Себя! Укажите мне хотя бы на одно качество Бога, которое не нашло отражения в Иисусе, и вы поймете, что это ваше невежество не позволило вам увидеть его во Христе. В Нем Бог прославился во всей Своей полноте. Да, часть имени Бога начертана на вселенной, но полнее всего - здесь, в Том, Кто был Сыном Человеческим, и одновременно Сыном Божьим.

Из сказанного следует, что спасение прославляет Бога, прославляет Его в наивысшей мере и побуждает наивысшие создания прославлять своего Создателя, и мы неизбежно приходим к мысли, что учение, которое прославляет человека в спасении, не может быть Евангелием, ибо спасение прославляет Бога. Ангелы не были арминиане, поэтому они пели: «Слава в вышних Богу… «. Они не верили в учение, которое развенчивает Христа и возлагает венец славы на головы смертных людей. Ангелы не верили в учение, которое провозглашает спасение зависящим от людей, которое, по сути, восхваляет творение. Если спасение зависит от свободной воли человека, то это означает, что человек сам себя спасает. Нет, мои братья, возможно, есть проповедники, которые любят проповедовать учение, возвеличивающее человека, но ангелы не видят причин для радости в «благой вести» таких проповедников. Только то Евангелие побуждает ангелов петь, которое утверждает, что от Бога зависят начало и конец спасения; котороя провозглашает, что венец хвалы за спасение людей возлагается полностью на Бога, и только на Него, Бога, Который спасает людей без всяких помощников. «Слава в вышних Богу…» - это песня ангелов.

Исполнив эту строфу, ангелы воспели то, о чем никогда не пели прежде. «Слава в вышних Богу…» - это старая-старая песня; ее ангелы пели еще до создания мира. Но после воплощения Иисуса на земле они перед Божьим престолом пели новую песнь, добавив новую строфу: «…и на земле мир». В Эдемском саду они ее не пели. Там был мир, но это было абсолютно естественно, и в этом не было ничего удивительного. Тогда они пели о славе Божьей - в то время это было важнее. Но человек пал, и с того дня, когда херувим огненным мечом выгнал людей из сада, на земле не было мира, кроме как в сердце верующих, которые почерпнули его из источника жизни, воплощенном во Христе. Войны бушевали во всех концах земли, люди убивали друг друга, сваливая трупы в огромные кучи… Война шла не только под открытым небом, но и внутри человека. Совесть сражалась с бессовестностью человека, сатана терзал людей мыслями о грехе. Земля не знала мира со дня падения Адама. Но теперь, когда явился новорожденный Царь, пелены, в которые Его завернули, стали белым флагом мира. Пещера превратилась в место, где прекратилась война между человеком и его совестью, между человеком и его Богом. Именно тогда, в тот день, прозвучала труба: «Вложи меч в ножны, человек, вложи меч в ножны, совесть, потому что отныне человек в мире с Богом и Бог в мире с человеком». Разве не чувствуете вы, братья, что Евангелие - это мир для человека? Где еще можно отыскать мир, как не в вести Христа? Иди, законник, трудись в поте лица своего, но ты никогда не обретешь мира. Пойди ты, уповающий на исполнение заповедей, пойди к Синаю, посмотри на пламя, которое Моисей видел, и ужасайся, трепещи и отчаивайся, ибо мира нигде нет, он есть только в Том, о Ком сказано: «И будет Он - мир» (Мих. 5:5). И какой прекрасный этот мир, возлюбленные! Этот мир, как река, праведность, как морские волны. Это мир Божий, он превосходит всякое разумение человеческое, он хранит наши сердца и наш разум через Господа Иисуса Христа. Это святой мир между прощенной душой и Богом, простившим ее, между грешником и его судьей. Именно о нем пели ангелы: «… и на земле мир…».

Ангелы закончили свою песнь очень мудро: «…в человеках благоволение!» Философы говорят, что Бог добр к людям, но я не знаю ни одного человека, который бы нашел необходимое утешение в утверждениях философов. Мудрые люди, любуясь природой, делают вывод, что Бог добр к людям, иначе природа не была бы так хорошо устроена для человека. Но я не слышал ни об одном человеке, который бы надеялся обрести мир для своей души на основании этого. Однако, я не только слышал, но я знаю тысячи людей, которые абсолютно уверены, что Бог добр к людям. И если вы спросите их, на чем основана их уверенность, то они с готовностью ответят вам, что Бог добр к людям, потому что Он отдал Своего Сына. И нет лучшего свидетельства благосклонности Творца к Своему творению, чем то, что Он отдал Своего единородного и возлюбленного Сына на смерть. Первая строфа прославляет Бога, вторая возвещает мир, но третья согревает мое сердце больше всего.

К сожалению, есть и такие, которые думают, что Бог - это угрюмое существо, ненавидящее человечество. Иным Он представляется абстрактной субстанцией, которой нет дела до нашей жизни. Но послушайте, у Бога есть «к людям благоволение». Вы знаете, что такое благоволение? Так знайте, потомки Адама, все, что может означать хорошее расположение Бога к человеку, принадлежит вам. Богохульник, ты проклял Бога, но Он не проклял тебя. Он добр к тебе несмотря на то, что у тебя нет хороших чувств к Нему. Атеист, ты совершаешь великие и тяжкие грехи против Всевышнего, но Он никогда не оскорбил тебя, потому что Он добр к людям. Несчастный грешник, ты нарушил Его законы, ты боишься приблизиться к престолу благодати, думая, что Бог с презрением отвергнет тебя. Но послушай следующее и утешься: Бог добр к людям. Бог добр к людям, поэтому и сказал:

«…не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11).

В другом месте читаем:

«Тогда придите, и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю» (Ис. 1:18).

И если ты спросишь: «Господи, как я могу знать, что ты добр ко мне?», Он, указав на пещеру, ответит: «Грешник, если бы Я не был добр к тебе, разве расстался бы Я с Моим Сыном? Если бы Я не был добр к человечеству, разве Я послал бы Своего Сына стать одним из вас, чтобы Он искупил вас от смерти?» Вы, кто сомневается в любви Создателя, вспомните хор ангелов, их небесную славу, и пусть ваши сомнения исчезнут в звуках неземной мелодии. Бог благоволит к людям, Он готов простить их, Он готов не заметить преступлений, беззакония и греха. А если сатана скажет: «Хотя Бог и добр, Он все же не может перестать быть справедливым, поэтому Его милость бездейственна и она не спасет вас от смерти», - тогда вспомните первую строфу песни «Слава в вышних Богу…», и ответьте сатане: когда Бог проявляет доброту к кающемуся грешнику, то в его сердце вселяются не только мир, но и прощение. Поэтому Бог в своей безграничной справедливости оправдывает грешника и этим прославляет себя.

Я не утверждаю, что я раскрыл все наставления, которые содержатся в этих трех строфах, но, возможно, мне удалось дать вам направление для размышлений на следующей неделе. Надеюсь, что вас ждет действительно счастливая рождественская неделя, потому что вы можете почувствовать силу и глубину слов: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

II. Далее рассмотрим песнь ангелов в эмоциональном плане.

Друзья, разве песня ангелов не пробуждает в вашем сердце радость? Когда я прочитал в Библии о поющих ангелах, то подумал: «Если ангелы приветствовали приход Спасителя пением, то не следует ли и мне проповедовать пением? И не следует ли моим слушателям идти по жизни с песней? Не должны ли их сердца радоваться и души веселиться?» «Наверное, - продолжал думать я, - есть в мире угрюмые религиозные люди, рожденные в темную декабрьскую ночь, которые думают, что улыбаться грешно, и считают, что христианин не должен радоваться и веселиться».

Как бы я хотел, чтобы эти господа смогли увидеть ангелов в тот момент, когда они пели о Христе! Если ангелы, которых рождение Христа прямо не касалось, все-таки пели о нем, то тем более люди должны петь об этом, петь до тех пор, пока живут, петь об этом, когда они будут умирать, и петь об этом вечно, когда они окажутся на небесах.

В последние годы среди нас возросло так называемое стонущее христианство. Я не сомневаюсь в искренности этих стонов, но я сильно сомневаюсь в том, что стенания вызваны духовным ростом. Я повторяю, что стоны могут быть вполне естественными, и храни меня Бог, чтобы я сказал что-нибудь против искренности такого поведения, но я уверен в том, что вера без радости - это больная религия.

Уоттс попал в цель, когда написал:
Бог дал веру не для того,
Чтобы лишить всех удовольствий сразу.

Вера дана нам во спасение. Возможно, уверовав, мы лишаемся некоторых прежних радостей и удовольствий, но вера дает нам намного больше, чтобы с лихвою восполнить то, что забрала. О вы, видящие во Христе лишь причины для сомнений и слез, о вы, всегда повторяющие:

О Боже! Тяжко жить в краю,
Где нужно спину гнуть свою.

Посмотрите на ангелов. Разве они сопровождали свою весть стонами, причитаниями и вздохами? Нет; они во весь голос с восторгом восклицали: «Слава в вышних Богу…». Подражайте им, мои дорогие братья. Если вы исповедуете христианство, старайтесь всегда быть в приподнятом настроении. Пусть другие плачут. Но:

Что за причины у детей царя
Им не дают без слез прожить ни дня?

Помажьте вашу голову и умойте лицо ваше; не показывайтесь перед людьми постящимися. Радуйтесь в Господе всегда, и опять говорю: радуйтесь. Особенно не стыдитесь радоваться на этой неделе. Не думайте, что улыбаться грешно.

Самобичевание и уныние - вовсе не добродетели. Проклятые унывают, спасенные пусть радуются. Зачем вам объединяться с потерянными в постоянном плаче? Почему бы не радоваться, предвкушая счастье небесной жизни и начиная уже на земле петь ту песню, которую вы будете петь в вечности? Мы всегда должны преумножать в душе чувство благодарной радости.

Продолжим разговор об уверенности. Если бы Бог, когда Христос пришел на землю, послал с небес какое-нибудь черное создание (хотя таких там и нет), сказать людям: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, к человекам благоволение!» И если бы это черное создание, грозно нахмурившись, передало свое сообщение гнусавым голосом, то я, услышав это, ему бы не поверил. Я вынужден был бы сказать: «Ты не похож на посланника Бога». Но когда явились ангелы, никто не мог усомниться в истинности их слов. Они радовались и восторженно пели. Если бы ваш знакомый, узнав, что вам досталось наследство, пришел сообщить вам об этом с постным лицом: «Знаешь ли ты, что такой-то и такой-то оставил тебе в наследство 10000 фунтов?» - вы бы, не поверив, рассмеялись в ответ: «Ну, конечно. А 20000 он мне не оставил?» Но если бы ваш брат неожиданно влетел к вам в комнату и радостно закричал: «Знаешь, что я хочу сказать? Ты - миллионер! Такой-то и такой-то оставил тебе в наследство 10000 фунтов!» - тогда бы вы подумали: «Пожалуй, он не врет: уж больно радостно выглядит». Когда ангелы спустились с небес, то они сообщили о новой вести таким образом, что в ней нельзя было усомниться. Сами посланники явились доказательством ее истинности.

Бедная душа, думающая, что Бог уничтожит тебя, что Бог никогда не будет к тебе милостив, вспомни о поющих ангелах, и не смей больше сомневаться в благоволении Бога! Не иди в синагогу лицемеров с постным лицом, чтобы услышать нудного проповедника с выражением отчаяния на лице, который будет говорить тебе о благой воле Бога к людям. Знаю, ты не поверишь его словам, потому что он рассказывает о доброй вести не радуясь, он мычит вместо того, чтобы петь от счастья. Иди прямо на Вифлеемскую равнину, где расположились пастухи, и когда ты услышишь ангелов, воспевающих Евангелие, то по благодати Божьей ты не сможешь не поверить, что Благая весть действительно самая большая радость для ангелов и людей. Благословенно Рождество, ибо ангелы спускаются с небес, чтобы укрепить нас в вере в благоволение Бога к людям!

III. Теперь перейдем к пророчествам, содержащимся в ангельской песне.

Ангелы пели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Однако я смотрю вокруг и что вижу? Я вижу язычников, кланяющихся своему идолу; вижу католика, падающего на колени перед сгнившей одеждой на святых мощах и перед уродливыми статуями Бога. Я не вижу почитания Бога. Я смотрю вокруг себя и вижу тиранию, господствующую над телами и душами людей. Бог забыт; мир служит мамоне и кровавому Молоху; я вижу честолюбие, такое сильное, как зверолов «Нимрод против Господа». Бог забыт, Его имя попирается… Об этом ли пели ангелы? Такое ли будущее побуждало их петь: «Слава в вышних Богу…»? Нет, конечно, нет. Приближаются лучшие дни, не зря они пели: «…и на земле мир…». Но, к сожалению, еще слышны звуки военного горна и ужасный шум канонады. Люди до сих пор не перековали мечи на орала и копья на серпы! Война царит повсюду! Она идет в разных концах земли. Но ангелы обещали мир. Их песнь - великое пророчество, которое говорит о великой славе. Недалеко то время, когда придет Грядущий Христос. Господь придет вновь, и когда Он вернется, Он сбросит идолов с их пьедесталов, Он размозжит голову каждой ереси и остановит идолопоклонство. Он будет царствовать от полюса до полюса. Он будет царствовать, когда небо свернется, подобно свитку, и исчезнет. Ни один раздор не бросит тень на царство Мессии, ни одна капля крови уже не прольется; не поднимет народ на народ меч свой, и не будут более учиться воевать.

Приближается время, когда храм двуликого Януса будет закрыт навсегда и жестокий Марс будет изгнан с земли. Наступят дни, когда лев будет есть солому, как вол, когда лев будет лежать рядом с ребенком, играющим у норы аспида. Этот час все ближе; первые лучи восхода уже озарили наш век. Вот Он идет с трубами на облаках славы. Он придет, придет Тот, Кого мы ожидаем с радостным волнением, Кто станет славой искупленных и ужасом для Его врагов. Когда ангелы пели, то их песня отдавалась эхом в славном будущем.

Я желал бы, чтобы все, кто будет отмечать Рождество в этом году, последовали примеру ангелов. Для многих людей отметить Рождество - значит отпраздновать рождение Спасителя, веселясь как на оргиях в честь Вакха. Некоторые религиозные люди никогда не забывают на Рождество утром сходить в церковь. Они считают, что Рождество почти также свято, как воскресенье, отдавая дань традициям отцов. А остаток дня они проводят очень странным образом, и если кто-либо из них доберается до постели без посторонней помощи, то это лишь чистая случайность. Они считают, что не отпраздновали Рождество как положено, если не объелись и не напились до потери сознания. Некоторые уверены, что немыслимо отметить Рождество без веселого шума в доме и неистового греха упивания вином. Братья, мы, как последователи пуритан, ни в каком религиозном смысле не отмечаем Рождество, не считаем этот день чем-то отличающимся от других, зная, что Рождеством может быть каждый день нашей жизни, если мы этого захотим. Тем не менее, мы должны постараться быть примером для других, чтобы они знали, как надо отмечать этот день. Ангелы воздали славу Богу, и мы должны делать то же.

Ангелы пели: «… и на земле мир…». Давайте и мы приложим силы, чтобы на Рождество у нас был мир. Вот, например, вы пожилой человек. Вы давно не видели своего сына, потому что он обидел вас. Повстречайтесь с ним на Рождество. «…На земле мир…»! Знаете, это ведь рождественская песнь. Принесите мир в свою семью.

Или вот ты, брат. Ты поклялся никогда больше не говорить со своим зятем. Найди его и скажи ему: «Дорогой мой, пусть солнце не зайдет сегодня в нашем гневе». Найди его и подай ему руку. А теперь вы, мистер Лавочник. Недавно вы высказали в адрес своего конкурента далеко не самые приятные слова. Если вам не удастся уладить дело сегодня или завтра, то сделайте это обязательно на Рождество.

Именно так надо отмечать Рождество: на земле мир и Богу слава. И если есть что-нибудь на твоей совести, есть что-то, нарушающее мир в твоей душе, останься на Рождество в своей комнате и молись, чтобы Бог послал тебе мир; чтобы мир был в тебе, мир с тобой, мир с твоим ближним, мир с твоим Богом.

И не думай, что ты достойно встретил день, если не можешь сказать:
С людьми, с собой, с Тобой, о Боже,
Я буду в мире, лишь тогда засну.

И когда Господь Иисус станет твоим миром, то помни еще об одном - о благоволении к людям. Не пытайся праздновать Рождество, не проявляя доброты к людям. Господа, у вас есть слуги, не забудьте о них. Если вы богаты, то не забудьте, что рядом с вами живут бедняки. Помогите одеть раздетого, накормить голодного и утешить плачущего. Помните о благоволении к людям. Стремитесь проявить к ним доброту в это особенное время, и если вы сделаете это, тогда бедняки укрепят меня в желании отмечать Рождество шесть раз в году.

Пусть каждый из нас уйдет отсюда с твердым намерением сделать следующую неделю исключением и не злиться на всех подряд, как это было весь год. Если мы ворчали на окружающих в прошлом году, то давайте постараемся на Рождество быть учтивыми и вежливыми. И если мы прожили этот год во вражде с Богом, я молю Святого Духа, чтобы Он дал нам мир с Собой; и тогда, брат мой, это будет самое счастливое Рождество в нашей жизни.

Молодые люди, вы возвращаетесь домой к своим отцам и матерям. Помните, о чем я проповедовал сегодня. Идите домой к своим друзьям и расскажите, что Господь сделал для вашей души, и тогда вокруг рождественского очага прозвучат замечательные рождественские истории. Если каждый из вас расскажет своим родителям, что Господь встретился с вами в доме молитвы, что вы оставляете беспутную жизнь, чтобы любить Бога своей матери и читать Библию своего отца, то какое прекрасное Рождество вы встретите вместе!

Что еще сказать? Пусть Бог даст вам мир с самим собой, даст вам доброе стремление к миру с вашими друзьями и врагами. И пусть Он пошлет вам благодать, чтобы вы воздали Богу славу в вышних. Пусть рождественские дни будут самыми счастливыми в вашей жизни.

Проповедь прот. Димитрия Смирнова на праздник Рождества Христова.
Рождество Христово — великий христианский праздник. В праздник принято всех поздравлять, а поздравление по самому смыслу этого слова есть пожелание здоровья. Но Христос пришел на землю не для того, чтобы дать нам здоровье или лишний повод сесть с близкими нам по духу или по крови людьми за праздничный стол. Он пришел, чтобы спасти нас от ужаса нашей жизни, которая есть грех. Грех же, по определению, это жизнь вне Бога.

В ожидании праздника сердце человека переполнено торжественной радостью, так что в нем уже нет места для обыденных земных забот. Вселенная и звезды, люди на земле и ангелы на Небе величают, воспевают сегодня Рождество Господа нашего Иисуса Христа, принесшего нам надежду на спасение. А мы? Готовы ли мы к встрече с рождающимся Христом?

Митрополит Антоний Сурожский сказал: «Бог приходит в наш мир уязвимым, беззащитным ребенком и говорит: «Я отдаюсь вам, делайте со Мною, что сами захотите». И перед каждым из нас стоит вопрос: а что же я делаю с Ним, с этой любовью Божией, которая мне дана, с Этим Младенцем, Который рождается ради того только, чтобы быть измученным на Кресте и умереть ради меня лично, а не только ради человечества в целом?»

Почти две тысячи лет назад, с рождения Богомладенца, для человечества началась новая эра. Своим пришествием Бог, приклонивый Небеса и сошедый на землю, поставил человека перед выбором: что ты, человек, выбираешь, землю или Небо? Отступивший от Бога человек забыл свою небесную родину и своего Отца — Бога, забыл так крепко, что понадобилось пришествие Сына Божия на землю, чтобы вновь напомнить об этом падшему человечеству.

Сын Божий хочет вернуть нас на Небо. И главным событием человеческой истории после создания человека из ничего является Рождество Христа, Воскресение и пребывание Его с тех пор навсегда с человеческой плотью. Каждый человек, живущий на земле, как и тогда, в древней Палестине, поставлен перед выбором: принимает ли он Иисуса Христа как Бога и каждое Его слово как истину в последней инстанции, или не принимает, или принимает выборочно, ту малую часть, которая ему удобна, и в зависимости от этого строит свою жизнь.

Человек — создание Божие. Создание разумное, и поэтому жизнь наша должна быть осмысленна. И в день Рождества каждому, кто ищет смысла жизни, а не хочет быть просто животным или растением, неплохо задуматься о том, что Христос приходил на землю и ради него тоже и что от этого главного мирового события просто так отмахнуться невозможно. Недаром святая Церковь перед Рождеством заповедует всем своим членам поститься, чтобы очистить чувства, ум, очистить совесть и постараться умом и сердцем объять эту удивительную тайну, войти в нее, решить для себя, чего они еще не сумели исправить в своей жизни в соответствии с Тем Словом, Которое с Неба пришло на землю.

Христос начал Свою проповедь с призыва к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Покаяться — значит переменить свои мысли, изменить свою жизнь, совершить в ней переворот, но не просто во имя каких-то абстрактных идей или учений, а именно ради жизни в вечности. И в день Рождества Христова каждому из нас это нужно вновь и вновь обдумать, и если сердце наше склонится ко Христу, то встать на этот путь и постараться быть верным Богу до конца. Тогда наша жизнь приобретет тот истинный, подлинный смысл, к которому призывает нас Господь.

Из сегодняшнего Евангелия мы знаем, что первыми родившемуся Спасителю поклонились пастухи, хотя они были простые, неученые люди. Их Сам Господь через ангелов, Своих посланников, известил о рождении Христа, и они ничтоже сумняшеся пришли. А волхвам, людям ученым, пришлось добираться очень долго, окружным путем, и на обратном пути они чуть не попали в лапы коварного Ирода. Но Господь смилостивился над ними и дал им тоже откровение — о том, что не нужно возвращаться к Ироду, а нужно идти другим путем.

Мы тоже сегодня пришли в храм, чтобы поклониться Младенцу Христу. Перед нами икона Рождества. Богомладенец лежит в яслях, над Ним склонились Пречистая Дева и Праведный Иосиф, над яслями горит звезда. Вокруг тишина, город устал от забот и погрузился в сон, а мы славим рождшегося Господа. И наш малый подвиг принесет для нас большой плод, Господь нас вознаградит: сегодня мы будем приобщаться благодати Божией через причастие Святых Христовых Таин. Господь для того и в мир пришел и призвал к Себе простых пастухов и мудрецов-волхвов, людей ученых и неученых, всех, — чтобы они поклонились Ему.

К сожалению, мы живем в конце человеческой истории, когда люди отвергаются от Бога и думают, что Рождество Христово — это значит вкусно поесть, попить и поплясать, послать друг другу полсотни открыток. Но Господь пришел не для этого, Он хочет освободить нас от греха. И свободу от греха, подлинную свободу, может нам дать только учение Христово, только Его благодать, только Его Церковь. Каждый из нас имеет некоторый опыт церковной жизни, каждый познал уже силу Божию в борьбе с грехом и знает, как его побеждать. Грех побеждается чрезвычайными усилиями человека. И когда Господь видит эти усилия, Он помогает ему в его стараниях, Он его сохраняет от падений.

Для пастухов эти усилия были небольшие: дойти до пещеры, которую они прекрасно знали. Да, человеку простому прийти к Богу проще. Человеку, имеющему много знаний, трудней, но тоже можно. И волхвы, преодолев все искушения, пришли ко Христу и поклонились Ему. А что значит поклониться Христу? А это значит - признать, что Он истинно Сын Божий, и склонить перед Ним свою главу. А дальше надо начинать другую жизнь. «Возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, неблагонадежен для Царствия Божия». Нельзя идти прежним путем, нельзя возвращаться к Ироду, потому что он убьет. И Господь известил об этом волхвов — помиловал их за подвиг, которые они совершили ради Христа.

Так и мы: чем больше мы потрудимся над своей душой, тем больше Господь нам будет помогать, извещать о всякой опасности Иродовой, которая на нас надвигается. Он сохранит нас и спасет, лишь бы мы были верны Ему, верны тем словам, которыми Он нас учил. Поэтому мы должны эти слова принять в свое сердце. Мы должны познать их не только умом, не только довести до своего сознания, а следовать им, полюбить их, полюбить Самого Христа, склониться перед Ним. И тогда Он войдет в наше сердце и никогда не расстанется с нами во веки. Аминь.

Источник: http://www.wco.ru/biblio/books/dimitrs10/Main.htm

Размышления свт. Феофана Затворника на Рождество Христово .
Слава Тебе, Господи! И еще дождались мы светлых дней Рождества Христова: повеселимся же теперь и порадуемся. Св. Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в эти дни, учредила перед ними пост - некоторое стеснение, чтобы вступая в них мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. При всем том она никак не хочет, чтобы мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но исстари, наименовав дни после Рождества святками, требует, чтобы самое веселие наше в течение их было свято, как они святы. А чтобы не забылся кто веселясь, Церковь вложила в уста нам краткую песнь во славу родившегося Христа. Эта песнь призывает нас остепенить плоть и возвысить дух, указывая нам занятия достойные этих дней: «Христос рождается - славите» и проч.

Славьте же Христа, и славьте так, чтоб этим славословием усладились душа и сердце, и тем заглушился позыв ко всякому другому делу и занятию, обещающему какую-либо утеху. Славьте Христа: это не то, что составляйте длинные хвалебные песни Христу, нет; но если, помышляя или слушая о рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души воскликнете: слава Тебе, Господи, что родился Христос! - этого и довольно; это будет тихая песнь сердца, которая пройдет небеса и войдет к Самому Богу. Представьте немного глубже то, что совершено для нас Господом - и вы увидите, как естественно ныне нам такое славословие.

Чтоб было для нас легче это представить, приведём следующие примеры. Заключенному в темнице и закованному в узы царь обещал свободу… Ждет заключенный день - другой, ждет месяцы и годы… не видит исполнения, но не теряет надежды, веря слову царя. Наконец, показались признаки, что скоро-скоро исполнится обещанное, внимание его напрягается; он слышит шум приближающихся с веселым говором: вот спадают запоры и входит избавитель… Слава Тебе, Господи! восклицает невольно узник. Пришел конец моему заключению, скоро увижу свет Божий!

Другой случай: больной покрытый ранами и расслабленный всеми членами, переиспытал все лекарства, и много переменил врачей; терпение его истощилось, и он готов был предаться отчаянному гореванию. Ему говорят: есть еще искуснейший врач всех вылечивает и именно от таких болезней, как твоя; мы просили его, и он обещал прийти. Больной верит, возникает надежда и он ждет обещанного… Проходит час, другой, более - беспокойство снова начинает точить душу его… Уже под вечер кто-то подъехал… идет… отворилась дверь, и входит желанный … Слава Тебе, Господи! вскрикивает больной.

Вот и еще случай: нависла грозная туча; мрак покрыл лицо земли; гром потрясает основания гор и молнии прорезывают небо из края в край: от этого все в страхе, словно настал конец мира. Когда же потом гроза проходит и небо проясняется, всякий, свободно вздыхая, говорит; Слава Тебе, Господи!

Приблизьте эти случаи к себе и увидите, что в них вся наша история. Грозная туча гнева Божия была над нами, - пришел Господь - примиритель и разогнал эту тучу. Мы были покрыты ранами грехов и страстей - пришел врач душ и исцелил нас… Были мы в узах рабства - пришел освободитель и разрешил узы наши… Приблизьте все это к сердцу своему и восприимите чувствами своими, и вы не удержитесь, чтоб не воскликнуть: слава Тебе, Господи, что родился Христос! Не пытаюсь словами моими привить к вам такую радость: это недоступно ни для какого слова. Дело, совершенное родившимся Господом, касается каждого из нас. Вступающие в общение с Ним приемлют от Него свободу, исцеление, мир, обладают всем этим и вкушают сладость этого. Тем, которые испытывают это в себе, незачем говорить: «радуйтесь», потому что они не могут не радоваться, а тем, которые не испытывают, что и говорить: «радуйтесь»; они не могут радоваться.

Связанный по рукам и по ногам, сколько ни говори ему: «радуйся избавлению» - не возрадуется; покрытому ранами грехов откуда придет радость уврачевания? Как вздохнет свободно устрашаемый грозою гнева Божия? Таким можно только сказать: «пойдите вы к Младенцу повитому, лежащему в яслях, и ищите у Него избавления от всех обдержащих вас зол, ибо этот Младенец - Христос Спас мира». Хотелось бы всех видеть радующимися именно этою радостью и нехотящим знать других радостей, но не все сущие от Израиля - Израиль.

Начнутся у многих теперь увеселения пустые, буйные, разжигающие похоти. Любящим все это сколько ни говори: «укротитесь», они затыкают уши свои и не внемлют - и всегда доведут светлые дни праздника до того, что заставят милостивого Господа отвратить очи Свои от нас и сказать: «мерзость Мне все эти празднества ваши»! И действительно, многие из наших увеселений общественных воистину мерзость языческая, то есть, одни прямо перенесены к нам из языческого мира, а другие, хотя и позже явились, но пропитаны духом язычества. И как будто нарочно они изобретаются в большем количестве в дни Рождества и Пасхи.

Но пусть проносятся чаще в глубине сердца нашего слова 50-го псалма: «Яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти», т.е.Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. .. Нас увлекает просвещенная Европа… Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся как помешанные, сами себя не помня.

Но припомним 1812 год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто знает, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это не пустые слова, но дело утверждаемое голосом Церкви.

Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает; и ведая это, веселитесь и радуйтесь в эти дни со страхом. Освятите светлый праздник святыми делами, занятиями и увеселениями, чтоб все, смотря на нас, сказали: у них святки, а не буйные какие-нибудь игрища нечестивцев и развратников, не знающих Бога.

«Вдруг предстал им ангел Господен, и слава Господня осияла их; и объял их страх великий. И сказал им ангел: «Не бойтесь. Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». Лук.2:9-11.

С Рождеством Христовым, земля.

Поздравляю вас, возлюбленные Господом братья и сёстры, с праздником Рождества Христова.

Слово праздник у каждого вызывает позитивные эмоции. Праздник – это встреча с любимыми. Праздник – это радостное приобретение. Праздник — это взятая высота. Праздник – это достижение цели, исполнение желаний. Праздник – победа.

Поздравляю вас с днём рождения Иисуса Христа, Сына Божьего. Это праздник всех народов Земли! Это праздник Неба. Это праздник поколений живших в далёком прошлом. Это праздник ныне живущих людей! Это праздник тех, кто завтра придёт на землю. Ибо мы празднуем явление ЖИЗНИ! «Ибо жизнь явилась, и мы видели, и свидетельствуем, и возвещаем вам эту вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам». 1Иоан.1:2.

Народ Божий жил ожиданием явления Бога. Пророк Исайя видел это чудо, он говорил об этом совершено определённо, уверенно, хотя окружающий мир был занят собой.

«Ибо Младенец родился нам – Сын дан нам: владычество на плечах Его. И нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». Ис.9:6.

  • Он Чудный!

Рождение Иисуса Христа – это праздник исполненного Божьего обещания. Он пришёл в мир, как Чудный, не от мира сего. Он не земной. Он человек, но Он Бог! Он принёс с Собой чудо, открыв доступ к Отцу, дав нам право называться и быть детьми Божьими. Истинный Сын человеческий. Истинный Бог. «Бог, явился во плоти»! «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, – Он явил». Иоан.1:18. Чудо! «Я и Отец – одно». Иоан.10:30. Он Чудный! Обладая всем, Он отдал Себя в выкуп за человека. Сотворив всё, Он уподобился творению, и от творения претерпел смерть. Смерть не могла удержать Его. Христос воскрес из мёртвых! Он Чудный. Его жизнь есть Чудо. Его смерть есть чудо. Его воскресенье есть и чудо и победа! Он чудный. Ибо Он есть Любовь!

  • Он Советник!

Он пришёл в мир, Советник, знающий боли каждого, желающий помочь каждому. Он пришёл послужить. Мы празднуем Рождество того, кто искушён во всём, кто знает, как искушаемым помочь! Мы празднуем рождество Иисуса Христа, который и ныне зовёт к себе каждого, обещая разрешить все проблемы. «Придите ко Мне, все измученные и обремененные, и Я успокою вас». Матф.11:28.

  • Он Бог крепкий!

Исайя называет Иисуса, идущего в мир «Бог Крепкий». Как ободряюще, как величественно это ожидание пророка. Христос Иисус, показал свою крепость. Он победил дьявола в искушении в пустыне. Он до конца исполнил порученное ему Отцом. Он действительно Бог крепкий. Он воскрес из мёртвых. Он создал церковь. Все силы ада бессильны против Христа. Потому, что Он «Восшед на высоту, пленил плен и дал дары людям». Еф.4:8. Праздник Рождества — это праздник победы! «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную величия на высоте». Евр.1:3.

  • Он Отец вечности!

Мы празднуем Рождество Иисуса, названного Отцом вечности! Это потрясающее звание, Имя, которое носит Иисус, есть бесконечность. Им создано всё. Всё Им стоит. «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Иоан.1:3. Это не просто констатация факта. Это явление для нас, «вам родился Спаситель!», вот почему это праздник наш. «Ибо жизнь явилась, и мы видели, и свидетельствуем, и возвещаем вам эту вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам». 1Иоан.1:2. Поздравляю Вас, с явлением ЖИЗНИ!

  • Он Князь Мира!

Мы празднуем Рождение в мир Иисуса Христа, который назван Князем Мира! Война, начавшаяся в Эдемском саду, разрушила мир Адама с Евой. Эта война привела к тому, что Каин, восстал на брата своего Авеля и убил его! Это война разрушила мир между человеком и Богом. Это война разрушила мир в сердце Адама. С тех пор тьма объяла сердце человека, наполнив его страхом. И доныне, в сердцах людей царствует разрушительная, смертоносная сила греха. Ни власть, ни богатство, ни образование не в силах дать мир измученному сердцу человека. Только Христос! Он есть мир наш!

Христос властелин мира. Он стал жертвой умилостивления, примирив Собою человека с Богом. Христос примирил Собою человека с человеком. Он восстановил человека, освободив его от рабства греху, и дав свободу, освятив человека Собою. «И вас, бывших некогда отчужденными и врагами по расположению к злым делам, ныне примирил в теле плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми, и непорочными, и неповинными пред Собою». Кол.1:21,22.

«А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки кровью Христа. Ибо Он – мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду плотью Своею, а закон заповедей – учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, созидая мир». Еф.2:13-15.

Поздравляю вас, благословенные Господом братья и сёстры с праздником Рождества Христа Иисуса.

Праздник бывает кратким. Только миг. А потом серые будни. Холод. Мрак. Страх. Но если Иисуса Христа, из праздника позвать в свою жизнь, то вся жизнь превратится в праздник.

Ваша жизнь, из обыденной превратится в чудо, если Христос будет вашим Богом.

Ваша жизнь будет жизнью счастья, если Советник Христос, будет вашим Богом!

Ваша жизнь будет жизнью победы, если Христос, Бог крепкий, будет вашим Богом.

Ваша жизнь будет жизнью вечной, если Христос, Отец вечности, будет вашим Богом.

Ваша жизнь будет жизнь мира, если Христос, Князь мира будет вашим Богом.