Почему не все люди петь. VIP Studio - журнал «Современная наука. …потому что это помогает организовать досуг

У каждого из нас, осознаем мы это или нет, есть свой жизненный стержень, определенное мировоззрение на цель существования человека и свой набор жизненных ценностей, которые мы ставим превыше всего. особенности и извечный поиск жизненных ценностей привели к появлению множества субкультур, среди которых готы, эмо, трэш, гедонисты и т.д. и т.п. Последние в наше время составляют довольно многочисленную группу, и потому поговорим о них в первую очередь.

История появления данного мировоззрения

Гедонист - это человек, для которого главной и наивысшим благом является получение наслаждений и удовольствия. Соответственно, он всячески старается избегать всего, что может принести страдание. Данная жизненная позиция имеет очень богатую историю. Начало учения, обосновывающего такой появилось примерно в 400 году до нашей эры в Древней Греции. В то время там жил Аристипп Киренский, который впервые развил и проповедовал данное учение. Изначально считалось, что гедонист - это человек, для которого добром является все то, что приносит наслаждение. Из этого вытекает, что приоритет потребностей индивида, разделяющего данное учение, всегда будет выше перед социальными установлениями, которые превращаются в условности, ограничивающие его свободу. Такая точка зрения нередко приводила к крайностям. Так, среди последователей Аристиппа появились и такие, которые считали, что гедонист - это тот, для которого любое удовольствие является оправданным, и этим объясняли все свои действия, направленные на получение наслаждения.

Мудрый Сократ критиковал эту крайность. Он признавал, что удовольствия играют большую роль в жизни, но вместе с тем подразделял их на хорошие и дурные, а также истинные и ложные. Аристотель вообще не признавал их за благо и считал, что сами по себе они не достойны быть Несмотря на такую критику, школа гедонистов не прекратила свое существование и получила развитие в виде умеренного варианта, предложенного Эпикуром.

Этот греческий философ учил, что лишь необходимые и естественные удовольствия, не разрушающие невозмутимость человеческой души, достойны быть целью устремлений личности. В эпоху Возрождения в основном преобладала мягкая эпикурейская версия этого течения. А начиная с конца 18 века, гедонизм плавно приобретает новую форму - утилитаризм. Его особенность в том, что моральная ценность поступка или поведения определяется полезностью.

Почему к гедонизму многие относятся негативно

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что все хорошо лишь в меру. Это же правило касается и получения удовольствий. Хотите узнать, кто такой настоящий гедонист? Это человек, который чересчур увлечен получением физиологических наслаждений. Он переедает вредную пищу, пьет разрушающий его тело и разум алкоголь, курит табак и полностью безответственен в сексе.

Классический портрет выглядит так: объевшийся гедонист отлучается, чтобы вызвать рвоту для возможности продолжить застолье. Гедонисты довольно эгоистичны, но вместе с тем легко сходятся между собой, если чувствуют, что это может принести им какую-то пользу, например, сделать карьеру.

В 2017 году мало кому знакомы понятия гедонист, эпикуреец и сибарит. Если не углубляться в философию и психологию, эти слова так и останутся незнакомыми. Эти понятия уже спокойно считаются архаизмами (устаревшие слова) либо как минимум терминами, к использованию которых прибегают крайне редко. Прочитав статью, вы не только узнаете значение неизвестных слов, но и сможете понять, есть ли у вас что-то общее с этими понятиями.

Значение слова

Гедонист – человек, который живет ради получения удовольствия. Простыми словами, это тот, кто эгоистично заботится о собственном комфорте, удовольствии и благе. Такие люди не думают о завтрашнем дне и не беспокоятся о физических благах. Одним из таких был .

Гедонисту важно, чтобы чувство эстетического наслаждения и удовольствия его не покидало. Такие люди по собственной психологии живут «одним днем». Кроме того, гедонисты подвержены стрессовым факторам, если лишаются главного счастья – чувства удовлетворенности.

Философия и психология гедонизма

В целом гедонизм в философии предполагает чувство удовольствия как главный смысл жизни. Если рассмотреть эту концепцию подробнее, то на сцене появляются два философа - Аристипп и Эпикур.


Аристипп – древнегреческий философ, который вывел течение гедонизма. Аристипп считал, что смыслом жизни является достижение счастья через эмоцию удовольствия, избегая боль и страдания. При этом удовольствие рассматривается как нечто мягкое и нежное, что воодушевляет и приносит физическое счастье.

В отличие от Аристиппа Эпикур был последователем приземленной концепции гедонизма. Эпикур рассматривал это течение как избавление от утруждающих забот, обуз, страданий и обид. В понятии философ, эмоция морального и физического удовлетворения означала ощущение удавшейся жизни. Согласно концепции Эпикура, смысл жизни заключался в избавлении от страданий и обид.


Интересно, что пример гедонизма – роман Оскара Уальда «Портрет Дориана Грея». Для современного примера рассмотрим поведение Робота Бендера из мультсериала «Футурама», где реплики человека-машины ярко отражают склонность к гедонизму.

Чем плох гедонизм

Казалось бы, что плохого в том, что человек постоянно стремится к благу и счастью? Все бы ничего, если бы это достигалось теми путями, которые не мешают остальным людям и обществу в целом. Однако гедонисты порою представляют угрозу окружающим и этим наживают немало врагов.

Теперь давайте задумаемся над тем, что счастье у каждого отдельного индивида – разное. На планете Земля 7 млрд. людей, и каждый получает удовольствие от конкретных вещей. Один счастлив после секса, другому нравится чувство эйфории от наркотиков, а некоторым приносит удовлетворение вкусная еда. Также большинство людей получают удовольствие от власти, денег и полномочий статуса. Кроме того, у подростков наблюдается игромания, когда компьютерная игра становится смыслом жизни.


Все это – не что иное, как форма гедонизма. Не верите? Подумайте сами. Наркоман употребляет наркотики, от чего получает удовлетворение в приступах эйфории. Зависимый не собирается отказываться от вредных веществ, аргументируя это тем, что препараты делают человека счастливым. Это ли не гедонизм? Аналогично и с другими случаями, к примеру, случайные сексуальные связи, переедание, превышение полномочий и властность.

В подобных случаях гедонисты открыто наживают врагов, не думая о последствиях. Обычные разговоры вряд ли помогут в решении этой проблемы. Здесь уже не обойтись без помощи психолога и близких людей.

Никто не говорит, что стремление к высшим благам – неправильно. Но не забывайте, что гедонизм проявляется в паре с эгоизмом. А значит, окружающие при этом будут страдать.

Как выявить гедонизм

Проверить человека на склонность к гедонизму можно при помощи онлайн-тестов в Интернете. Кроме того, ниже описан ряд признаков, которые присущи таким людям:

  • слабая сила воли;
  • стремление к благам с наименьшими усилиями;
  • невежество, неприветливость, эгоизм, самолюбие;
  • завышенная самооценка;
  • лень;
  • слабая способность самоконтроля.

Когда это течение только зарождалось в Древней Греции, философы вряд ли представляли себе нынешний мир с развратом, сексом и наркотиками, которые порою берут верх над здравым смыслом. В древнем мире это течение предполагало размышления о прекрасном и стремление к получению удовлетворения путем наслаждения красотой женщин и вкусом вина.

Теперь направление осталось тем же, однако способов получить удовольствие стало больше. Многие пути достижения удовлетворения противоречат социуму. Что, собственно, и является проблемой гедонизма в нынешнее время.

Синонимы и антонимы

Родственные по значению термины – сибарит, эпикуреец. Слегка отдаленное, но все же близкое понятие – эстет. Рассмотрим каждый синоним в отдельности.

Сибарит – личность, которая живет ради роскоши и баловства. До нас это понятие дошло из древнегреческого города Сибарис, который отличался особенной пышностью, а жители его – разнузданностью. Древние сибариты любили кушать исключительно деликатесы. На их столах преобладали морепродукты (крабы, устрицы, моллюски) и другие дорогие угощения. В нынешнее время, когда говорят «сибарит», имеют ввиду человека, который избалован роскошью.


Эпикуреец – человек, который живет ради достижения удовольствия путем освобождения от страданий и обид. Это понятие тождественно с гедонизмом, однако отличается тем, что не ставит собственной целью поиск источников счастья. Ведь главным источником удовлетворения является духовное спокойствие и атараксия – безмятежность. Эпикуреизм не приносит столько вреда, сколько гедонизм. Ведь эпикурейцы ценят дружбу и моральные блага, в отличие от эгоистичных гедонистов.


Эпикур, философ, выдвинувший одну из концепций гедонизма, придерживался собственного течения – эпикуреизма, откуда и появилось это название.

Так как гедонизм является формой эстетического наслаждения, нельзя не упомянуть об эстетах.


Эстет – ценитель красоты, изящности, элегантности. Другими словами, эстет получает удовольствие от всего, на что ему нравится смотреть. Порою проявляются формы эстетизма, когда удовлетворение приносит вкусная еда или вид красивого тела. К недостаткам таких людей относится то, что эстеты оценивают все по внешнему виду.

Помимо близких по значению синонимов, также выделяются и антонимы понятия «гедонист». К таким словам относится «аскет».


Аскет – индивид, воздерживающийся от получения удовлетворения и ведущий строгий образ жизни. Такой человек ограничивает себя во всех благах, которые заставляют чувствовать удовольствие и радость.

Аскеты склонны перетруждаться на работе, загружать голову проблемами и мало отдыхать. Эти стрессовые факторы вначале становятся причиной депрессии. А после глубокого психического расстройства даже доходят до самоубийства.

2-Я ЧАСТЬ КУРСА – «КОМПОНЕНТЫ СЧАСТЬЯ»

ГЛАВА 2.6

2.6 ГЕДОНИСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО ОГРАНИЧЕНИЯ

Гедонистический образ жизни приятен, доставляет радость душе и телу. Но его главным ограничением является привыкание. Ощущение счастья при первом получении какого-либо удовольствия очень высокое. Но при многократных повторах происходит привыкание, и ощущение счастья может смениться нейтральным отношением.

То же самое и с приобретениями новых товаров. Вначале радует каждая покупка. Затем – меньше и меньше. Например, если человек зацикливается на получении удовольствия от приобретений материальных благ, то ему требуется делать всё более и более дорогие покупки, чтобы продолжать ощущать счастье. Порог получения удовольствия растет.

Возникает гедонистический парадокс: денег и сил на наслаждения тратится всё больше, а само удовольствие всё меньше и меньше.

Чтобы избежать этого парадокса психологи обычно рекомендуют:

1. Сделать удовольствия одного и того же вида нечастыми;

2. Стараться получать удовольствие в большей мере от «духовного», чем от материального. Тупому, но легкому удовольствию нужно предпочитать напряженную, но увлекательную деятельность.

Кроме того, как упоминалось ранее:

3. Чем более развит человек, тем меньше у него остается времени на удовольствия;

4. Чем более развит человек, тем то, что приносит ему удовольствие, должно быть сложнее, более высокого уровня. И тем меньше его устраивают «простые удовольствия».

Т.е. мы видим здесь два фактора, мешающих вести гедонистический образ жизни – нехватка времени и недостаточное удовлетворение от «простых» удовольствий. И чем более развит человек, тем эти факторы ощутимее.

Кроме того, чем человек более развит, тем больше он на своей работе занимается чем-то «духовным». И это утомляет его так, что вряд ли ему в качестве удовольствия и отдыха захочется опять «духовного». «Приключений маловато... Всё разговоры, разговоры...», - сказали Стругацкие в «Понедельнике».

Но «приключения тела» нравятся всем, а не только работникам умственного труда. Значит, для более развитых личностей важен не сам факт получения «приключений тела», а изощрённость, детали этого «приключения».

Кроме того, чем человек менее развит, тем более вероятно, что он предпочтёт именно тупое, но легкое удовольствие вместо напряженной деятельности с сомнительной увлекательностью.

И в итоге получается, что:

Если у вас избыток свободного времени,

то вы сможете получать больше удовольствия от жизни, если займётесь какой-либо длительной, интеллектуально или духовно напряженной деятельностью. Например, созданием компьютерных слайд-шоу о жизни своей семьи. Или, например, живописью / фотографией. Но это длительное творческое развлечение стоит разбавлять короткими эмоциональными развлечениями-разрядками;

А если у вас недостаток свободного времени,

то вам больше подойдут короткие, но бурные эмоциональные «встряски». Не важно, бурный секс, футбол, или спуск на горных лыжах – что вам больше нравится. Причем именно при нехватке времени очень важно чередование разных видов таких развлечений.

Такая жизнь будет намного «вкуснее», создаст ощущение насыщенности эмоциями и «приключениями» разных видов.

Итак, главными факторами, определяющими и ограничивающими гедонистический образ жизни человека являются наличие у него свободного времени и уровень его развития. И выбирать удовольствия для себя стоит исходя именно из этих соображений.

Наиболее кратко гедонистический подход к жизни формулируется так:

САМЫЙ КОРОТКИЙ ПУТЬ К СЧАСТЬЮ - ЭТО ПОЛУЧЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ ЖИЗНИ .

Или ЖИЗНЬ, НАПОЛНЕННАЯ УДОВОЛЬСТВИЯМИ, ЯВЛЯЕТСЯ СЧАСТЛИВОЙ .

И еще: ЛЮБОЕ ДЕЛО, ДОВЕДЕННОЕ ДО ИЗЛИШЕСТВА - ЭТО ПЛОХО. Не важно, что это - работа, сон, еда, секс или что-либо ещё.

Словарь Ушакова

Гедонизм

гедони зм , гедонизма, мн. нет, муж. (от греч. hedone - наслаждение) (филос. ). Этическое учение, наиболее резко выраженное в древней Греции, исходящее из того положения, что человек всегда стремится к наслаждениям и избегает страданий.

Современный экономический словарь. 1999

ГЕДОНИЗМ

(от греч. hedone - наслаждение)

Культурология. Словарь-справочник

Гедонизм

(греч. hedone – наслаждение)

этическое учение, первоначально развитое древнегреческой киренской философской школой и Эпикуром; целью жизни и высшим благом признает наслаждение; добро определяет как то, что приносит наслаждение, а зло как то, что влечет за собой страдания.

этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему все многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в гедонизме рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в нем от природы и предопределяющее все его действия. Как нормативный принцип гедонизм противоположен аскетизму.

Педагогический терминологический словарь

Гедонизм

(от греч. hedone - наслаждение)

1. тип этических учений, в которых все моральные определения (понятия добра и зла и др.) выводятся из удовольствия (положительные) и страдания (отрицательные). Как тип этического учения Г. берёт начало от Аристиппа Киренского. В учениях киренаиков Г. складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу. Именно у киренаиков обнаруживается двойственность Г. как практического учения: с одной стороны, в той мере, в какой Г. утверждал самоценность личности, в нём очевидны гуманистические черты (вполне проявившиеся в учениях эпикуреизма, эвдемонизма, утилитаризма), с другой стороны, в той мере, в какой предполагалось, что удовольствие является высшей ценностью и его получение допустимо любыми средствами, Г. оказывался возможной основой для апологии зла и аморализма. Критикуя Г., Аристотель высказал следующие аргументы:

а) удовольствие само по себе не есть собственно благо,

б) не всякое удовольствие достойно избрания,

в) существуют некоторые удовольствия, достойные избрания сами по себе, различающиеся при этом видом или источником.

Это положение предопределило ту модуляцию в аргументации Г., которая получила развитие в эвдемонизме. Таков Г. Эпикура, который считал действительным благом не чувственные удовольствия тела, а подлинные и возвышенные наслаждения души (см. ). В христианской средневековой традиции идеям Г. не было места; и лишь в эпоху Возрождения они находят новых сторонников. В новоевропейской мысли 17-18 вв. идеи Г., с одной стороны, оказываются воплощёнными более или менее полно и адекватно в большинстве философско-этических учений (Т. Гоббс, Б. Спиноза, Д. Юм, К.А. Гельвеций), и эта традиция находит непосредственное продолжение в классическом утилитаризме, а с другой - со временем перемещаются в контексты рационалистического перфекционизма и социальной организации, в одном случае, и утопии аморальной вседозволенности, в другом, которые, в конечном счёте, привели к кризису Г. как философского мировоззрения. К. Маркс, З. Фрейд и другие с разных позиций сформулировали относительно наслаждения как практически-поведенческого и объяснительно-теоретического принципа положения, концептуально оформившие этот кризис. В марксизме - в порядке социально-философской критики Г. - было показано, что не наслаждения и страдания определяют деятельность человека, которая носит социальный характер, а, наоборот, социальные связи человека, в рамках которых разворачивается его деятельность, задают способ и содержание наслаждений. Фрейд с психологической точки зрения показал, что удовольствие, будучи исходным, не может быть универсальным принципом поведения общественного индивида. В свете такой критики Г. уже не мог восприниматься как теоретически серьёзный и достоверный этический принцип. Удовольствие становится предметом специального рассмотрения частных наук, например психологии или теории потребления.

2. Система нравственных установок, согласно которым добро есть наслаждение, а зло - страдание.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 50)

этико-психологическое учение, возникшее в античности, утверждающее, что наслаждение является высшим благом, целью личности, критерием истинности и целесообразности, основным мотивом ее поведения. Преобладание гедонистских наклонностей человека является нежелательным при профессиональном отборе в пед. учебные заведения.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 27)

Словарь экономических терминов

Гедонизм

(от греч. hedone - наслаждение)

стремление индивидуума к росту своего благосостояния во имя максимизации получаемого от жизни удовольствия.

Термины Киносемиотики

ГЕДОНИЗМ

(греч. hedone - наслаждение) - принцип обоснования моральных требований, согласно которому добро определяется как то, что приносит наслаждение и избавление от страданий, а зло - как то, что влечет за собой страдание… В Греции гедониками называли последователей этики Аристиппа. Наиболее развитой формы ГЕДОНИЗМ достиг в учении Эпикура. Идеи ГЕДОНИЗМА занимают центральное место в утилитаризме Джона Стюарта Милля (1806-1873) и Иеремии Бентама (1748-1832) (Филос. словарь).

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Гедонизм

Гедонизм

♦ Hedonisme

Учение, рассматривающее в качестве высшего блага или принципа морали удовольствие (hedone). Находит отражение во взглядах Аристиппа (***), Эпикура (хотя его гедонизм сопровождается эвдемонизмом), среди новейших исследователей – во взглядах Мишеля Онфре (***). Гедонизм не обязательно связан с эгоизмом, потому что способен принимать во внимание и удовольствие других людей, и с материализмом, потому что существуют и духовные удовольствия. Собственно говоря, в этом и заключается слабое место гедонизма. Как теория он приемлем лишь при условии столь широкого толкования термина «удовольствие», что оно теряет ясный смысл. Конечно, мне бы очень хотелось думать, что человек, гибнущий под пыткой, но не выдавший своих товарищей, действует из удовольствия (стремясь избежать еще более жестокого страдания от сознания своей измены, которая привела бы к пытке его товарищей, или от сознания поражения). Но тогда придется признать гедонизм теорией, подходящей ко всем случаям жизни и не имеющей в качестве добродетели собственных различительных признаков. Если все на свете объясняется гедонизмом, зачем выделять гедонизм как отдельное учение?

Девиз гедонизма наиболее точно сформулировал Шамфор (***): «Наслаждайся и дари наслаждение; не причиняй зла ни себе, ни другим – в этом, на мой взгляд, заключена вся суть нравственности» («Максимы», глава V). Весьма привлекательная формула и даже, по большей части, верная, жаль только, слишком краткая. Принцип удовольствия (исключительно описательный) она возводит в нравственный принцип (который является нормативным). Но разве принципа удовольствия, при всей его универсальной простоте, достаточно? Необходимо ответить на вопрос, какие именно удовольствия и для кого способны оправдать страдания, и какие. Нам приходится выбирать между удовольствиями, по выражению Эпикура, и очень сомнительно, чтобы для этого выбора хватило нравственного содержания самого удовольствия. Разве мало на свете наслаждающихся жизнью мерзавцев? А страданий, достойных восхищения? Или, например, рассмотрим обман, никому не приносящий вреда и даже доставляющий окружающим приятные минуты. Допустим, вы хвалитесь подвигом, которого никогда не совершали, и ваши слушатели, слушая ваш рассказ, испытывают почти такое же удовольствие, как и вы сами. Но разве ваш обман от этого заслуживает меньшего презрения? Мне возразят, что презрение – это разновидность неудовольствия, следовательно, приведенный пример говорит не против, а в пользу гедонизма. Пусть так, но тогда мне хочется относиться к гедонизму с еще большей осторожностью. Гедонизм так же неопровержим, как и неудовлетворителен – избегая ловушки парадокса, он тут же впадает в тавтологию.

Аристипп (2-я пол. V в. до н. э. – нач. IV в. до н. э.) – древнегреческий философ из Кирены в Северной Африке, ученик Сократа, основатель киренской школы, один из родоначальников гедонизма.

Мишель Онфре (род. в 1959 г.) – французский писатель и философ, автор одной из теорий гедонизма, исследовавший вопросы соотношения этики и эстетики, нравственного гедонизма и политического анархизма, создания философской мифологии, влиянии современных естественных наук на человеческое мировоззрение. Автор трудов «Чрево философии. Критика диетического разума», «Искусство наслаждения для материалиста и гедониста», «Формы времени. Теория сотерна» и «Здравомыслие гурмана. Философия вкуса».

Себастьен-Рош-Никола Шамфор (1741–1794) – французский писатель-моралист, драматург, автор сборника «Максимы и мысли, характеры и анекдоты». Шамфора часто называют одним из самых остроумных людей самого остроумного века.

Вестминстерский словарь теологических терминов

Гедонизм

♦ (ENG

Гедонизм

м.
Направление в этике, признающее наслаждение высшим благом, целью жизни;
стремление к удовольствиям, наслаждениям.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Гедонизм

или идонизм (от греч. ηδονή - удовольствие) - этическое учение, признающее высшим благом и целью жизни чувственные удовольствия. См. Киринейская школа.

Словари русского языка

Данная статья написана на основе информации, почерпнутой из лекций вокального тренера Melody Castellari, и на основании личного опыта.

Страх перед публикой, с которым сталкивается выходящий на сцену человек, часто является для него огромной проблемой. Причем, она затрагивает певцов самого разного возраста: от совсем юных до зрелых, будучи не менее сложной для профессионалов, чем для начинающих вокалистов. Многие испытывают такой эмоциональный стресс, что выступление перед публикой граничит для них с психологической травмой.

Рассмотрим причины данной психологической проблемы. Что же все-таки лежит в основе подобных страхов?

Первый мотив - боязнь чужого мнения, а если точнее, негативного суждения.

Боязнь негативных комментариев не столько связана с возможным приговором или критикой по отношению к техническому аспекту, сколько с тем фактом, что они затрагивают эмоциональный, очень интимный аспект, иными словами глубоко ранят душу. Потому что пение в целом - это очень интимный, персональный процесс. Голос - единственный инструмент, который есть у каждого из нас и которым мы все, потенциально, можем пользоваться, в том числе петь.

В человеческом голосе, даже когда мы говорим, можно услышать все наши чувства: если голос дрожит - мы взволнованы или испуганы, если кричим или говорим резко - мы злимся. Таким образом, через голос становится абсолютно ясно, что мы чувствуем, и кто мы. Поэтому, когда мы поем перед публикой, то предстаем не только с точки зрения узко-технического аспекта, насколько мы профессиональны или виртуозны, а и с точки зрения человеческого аспекта, насколько мы искренние, представая без какой-либо защиты или маскировки.

Второй мотив - это неуверенность, происходящая от недостатка нашей вокальной техники.

Когда мы уверены в том, что абсолютно безупречно делаем что-то, то такого страха не возникает. Например, я с раннего детства умею крутить хулахуп (гимнастический обруч) и делаю это безупречно, в любом месте, в любой ситуации и любой тип хулахупа. Будучи ребенком, я была всегда готова продемонстрировать свое умение кому угодно, любой публике, потому что знала, что умею это делать отлично.

То есть, когда наличествует полный контроль над умением что-то делать - это приятно продемонстрировать другим, так как есть абсолютная уверенность, что никто не сможет сказать: «Какая гадость! Как ты плохо это делаешь!» Может кто-то и останется равнодушным или же заметит, что ему не нравится, так как в целом он не в восторге от данной деятельности (спорта, искусства и т.п.).

Но с точки зрения профессиональной никто ничего негативного сказать не может. Поэтому, если мы не уверены в своем вокале и пока не достигли прекрасного владения собственным голосом, то боимся ошибиться, «дать петуха», предстать в плохом свете. Таким образом, чем больше недоработана вокальная техника, тем больше мы чувствуем наличие дефекта и сознательно и подсознательно не считаем себя готовыми выносить свое умение на суд общественного мнения.

Третий мотив связан с мнениями, которые, увы, часто высказываются самыми близкими людьми: родителями, друзьями, членами семьи.

Пение - это такая деятельность, которая, по мнению многих, представляется наиболее поверхностным и ненужным занятием, потому что обучение пению не ведет напрямую к успеху, не производит никакого дохода, не связано с наличием блистательного умственного потенциала и т.п. Отсюда, к сожалению, часто наши близкие люди вместо того, чтобы воодушевлять нас, поддерживать и давать советы, подвигать к тому, к чему у нас страсть, наоборот, разубеждают нас или осуждают, просто потому, что не считают важным «по жизни» деятельность, к которой лежит душа.

Кому из нас не доводилось слышать мнение, высказанное в открытую: «Певица - это не профессия!» К сожалению, подобная ситуация не редка и даже часто приводит к тому, что кто-то под давлением бросает вокал и перестает петь даже для себя, дома.

Мне приходилось сталкиваться также с такой ситуацией, что кому-то из близких просто не нравится пение в целом (ну как есть люди, например, которые не любят балет, футбол или же животных...). Но вместо того, чтобы хотя бы выражаться объективно, что, мол, не нравится мне пение, не понимаю его, не воспринимаю и т.п., раздраженно говорят: «Не пой, ты мне на нервы действуешь!», и все в таком же духе.

Так одна моя родственница с прекрасным оперным голосом на мой вопрос о том, почему она не продолжила занятия и вообще так редко поет (мы с ней пели что-то вместе на семейном празднике), ответила: «С тех пор, как вышла замуж, не пою больше, так как мужу не нравится». Причем, в таких суждениях присутствует именно неадекватная оценка, по которой поющий может сделать неправильный вывод, что это ОН так плохо поет, что ОН ни на что не годится, что у НЕГО нет таланта, что угодно, но только не то, что дело-то в общем и целом в нелюбви высказывающегося непосредственно к самому пению, в его непонимании данного вида искусства.

А бывает и другая ситуация, когда близкие люди любят вокал, но мало разбираются в его технике, в том, как, собственно, все происходит, и невежественно ставят свой диагноз: «Не надо тебе петь, нет у тебя голоса, с голосом рождаются! Вот кто родился певцом, тот и поет». И, таким образом, некоторые бросают вокал ради другой деятельности, будь то просто увлечение, хобби, а иной раз серьезное занятие, которое может вывести на профессиональный уровень.

Все дело в том, что отрицательное мнение близких людей, обычно, самое ранящее и самое болезненное, так как исходит от тех, кому мы больше всего доверяем, от дорогих и любимых нами людей. И настигает оно, как своего рода первый удар судьбы, оставаясь надолго в нашем подсознании, образуя огромный комплекс неполноценности, неуверенность и, соответственно, негативно влияя на публичные выступления.

Как же бороться с этими страхами?

Начнем с самого простого.

Технический аспект или боязнь того, что мы не готовы к концерту.

Чувство недостаточной подготовленности легко поправимо естественным образом: то есть надо тренироваться, улучшать свой технический уровень, постоянно совершенствоваться, работать над трудными местами. И на момент, когда предстоит выступление, нужно составлять репертуар из таких песен, в которых мы на 100% уверены, которые получаются у нас с легкостью, в которых мы не рискуем «налажать», чего бы ни случилось, даже если мы будем скованы страхом, окаменеем от ужаса, если перегорит лампочка или сломается что-то на сцене.

Такая песня должна быть метаболизирована, должна получаться сама по себе спонтанно и хорошо, независимо от нашего психического и эмоционального состояния.

Перейдем к вещам более сложным - мнение других в целом, боязнь того, что кто-то скажет: «Фу, мне не нравится! Поешь отвратительно!»

Естественно, никто после таких слов не может чувствовать себя хорошо, так как данное мнение, как уже раньше было замечено, ранит нашу персональную чувствительность, нашу душу, наши чувства более чем мысли о том, насколько я технична, насколько профи или дилетант.

В данном случае необходимо, и это я говорю вам совершенно искренне, так как это то, что и я всегда старалась делать - не обращать внимания или, как сейчас модно говорить, «забить». Это не просто, конечно, так как мы окружены людьми, мы живем в обществе, и люди говорят, высказывают свое мнение вне зависимости от нашего желания его слушать....

И в момент, когда мы выносим свою деятельность на всеобщее обозрение, показываем себя, оценка неминуемо производится. Тем более, что когда мы поем, то стоим на сцене, то есть в самом центре внимания и, естественно, первыми подвергаемся данной оценке.

Какому-нибудь барабанщику проще - спрятался за барабаны и «гори все синим пламенем», а вот певцу спрятаться некуда. Тем не менее, певец должен научиться не реагировать и, в какой-то степени, быть неуязвимым. Если только это не критическое мнение, то есть мнение конструктивное.

Например, если я пою, ошиблась где-то, и мне говорят: «ОК, но вот та нота, что ты спела, была несколько фальшива». Тогда я, зная, что нота и правда была фальшивой, буду больше тренироваться и пробовать эту ноту, переслушаю, если это была запись, и постараюсь исправить дефект. Это и есть конструктивный комментарий. А слова типа «отвратительно и точка» - это один из тех комментариев, что должен войти в одно ухо и выйти из другого, потому что он не представляет собой никакой ценности и ничего не значит.

Более того, всегда надо помнить о том, что невозможно нравиться абсолютно всем. Даже такие певцы, как Lara Fabian, Madonna, Stevie Wonder - звезды и жутко популярны, но все равно, если заглянуть на Youtube, то можно увидеть, что некоторые посетители ставят оценку «не нравится» или пишут негативные комментарии. И, между прочим, в основном комментарии явно оскорбительного характера, порой с нецензурными словами, не имеющие никакого отношения к собственно певческому искусству.

Так что не волнуйтесь, никто не может нравиться всем, нужно черпать вдохновение у тех людей, которые вас ценят, ценят вашу работу и ваше искусство.

Что касается самого трудного - нехватки понимания, позитивного отзыва, стимула со стороны родителей и/или других близких нам людей, то в этом случае все неминуемо усложняется, так как зависит от наших отношений с близкими, от того, насколько они нам близки и насколько мы дорожим их мнением. В любом случае, необходимо постараться внушить им и довести до них ощущение, насколько сильна у вас страсть к пению, к музыке в целом, насколько это важно для вас. Ну и постараться на практике доказать, убедить их в серьезности вашего занятия. ...

Хорошая статья! Придало мне уверенности.Я иногда пою на разных мероприятиях,только начала выступать и волнение очень мешает пению,голос дрожит и срывается.и еще поняла,что распеваться надо перед выступлением.