Категорический императив канта галыгин. Этическое учение Канта. Категорический императив и его место в моральной теории мыслителя

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (лат. imperative - повелительный) - базовое понятие этики Канта, фиксирующее общезначимое нравственное предписание, имеющее силу безусловного принципа человеческого поведения. Как и в гносеологии, в своей практической философии Кант искал всеобщие и необходимые законы, определяющие поступки людей. Поэтому в качестве главного он поставил вопрос о том, существуют ли такие законы применительно к практическому разуму, а также, что такое мораль и как она возможна? Нравственность, по Канту, может и должна быть абсолютной, всеобщей, общезначимой, то есть иметь форму закона. Представление о законе самом по себе, по Канту, становится определяющим основанием воли, тем, что мы и называем нравственностью, имманентной самой личности, поступающей, согласно этому представлению, безотносительно к ожидаемому от него результату. Таким принципом воли, определяющим нравственность наших поступков, является, согласно Канту, общая законосообразность поступка, а не какой-то определенный, конкретный закон. Это означает, что Я всегда должен поступать только так, чтобы Я также мог желать превращения моей максимы (т.е. моего личного принципа) во всеобщий закон. Кант называет его императивом или правилом, которое характеризует долженствование и выражает объективное принуждение к поступку. Тот факт, что сама по себе воля не всегда полностью сообразуется с разумом, означает, что ее определение сообразно с законом есть принуждение, - веление разума к субъективному несовершенству воли, формула которого и есть императив. Все императивы Кант делит на гипотетические (исполнение которых связано с необходимостью сделать что-то как средство для достижения другой цели) и категорические - как поступки, объективно необходимые сами по себе, безотносительно к другой цели. К.И. заключает в себе и закон и необходимость максимы - быть сообразным с этим законом; при этом он не содержит в себе никакого условия, которым бы он был ограничен кроме самой всеобщности закона вообще. По Канту, существует только один такой закон: поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. (Хотя у Канта можно найти не одну его формулировку, например, «поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы» или «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился к нему только как к средству»). Однако, в любой из этих формулировок у Канта нет конкретных указаний на то, какие именно максимы должны выступать в роли принципов всеобщего законодательства, что, по мнению самого философа и является свидетельством чистоты и априорности открытого им закона, отсутствия в нем элементов эмпирического. К.И. Канта определяет, т.о., только форму морального поступка, ничего не говоря о его содержании, т.е. дать форму, в которой бы не было оснований для безнравственных поступков. Ее он и предложил в виде К.И., ответив по существу на вопрос о том, как должен поступать человек, если он хочет приобщиться к подлинно нравственному. Нравственно человек поступает лишь тогда, когда возводит в закон своих поступков долг перед человеком и человечеством, и в этом смысле ничто другое, по Канту, быть нравственным просто не может.


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Смотреть что такое "КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ" в других словарях:

    - (от лат. imperativus повелительный), термин, введённый Кантом в «Критике практического разума» (1788) и обозначающий,в отличие от условного «гипотетич. императива», основной закон его этики. Имеет две формулировки: «... поступай только… … Философская энциклопедия

    В философии Канта: безусловное требование или закон разума, выражаемый в формуле: du kannst, du sollst ты можешь, следовательно, должен (сделать). Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Категорический императив - КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ, смотри Императив. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Большой Энциклопедический словарь

    - (лат. imperativus повелительный) базовое понятие этики Канта, фиксирующее общезначимое нравственное предписание, имеющее силу безусловного принципа человеческого поведения. Как и в гносеологии, в своей практической философии Кант искал всеобщие и … История Философии: Энциклопедия

    Из труда «Основы метафизики нравов» немецкого философа Иммануила Канта (1724 1804). Он понимает под этим императивом абсолютное, полное подчинение человека закону морали, выше которого ничего нет и быть не может, закону, который должен… … Словарь крылатых слов и выражений

    КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ - см. И. Кант. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Центральное понятие этики И. Канта, безусловное общеобязательное формальное правило поведения всех людей. Требует поступать всегда в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относиться ко… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Категорический императив нравственности и права , Э. Ю. Соловьев. Книга известного российского философа Э. Соловьева посвящена морально-правовому учению Канта. Секрет его поразительной долгозначимости автор книги видит в том, что Кант нашел этический ответ…

по дисциплине: Профессиональная этика

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Новый подход Канта к этике……………………………………………………..4

Заключение………………………………………………………………………….13

Список использованной литературы……………………………………………...14

Введение

Творчество Канта занимает совершенно исключительное место в истории западной мысли. Европейская мысль до и после Канта - нечто совершенно различное; можно даже сказать, что именно после Канта западная философия стала западной философией. Невозможно уловить суть проблем, обсуждаемых позднейшими западными философами, игнорируя кантианство. Кант может быть назван европейским философом par exellence, занимая такое же место в европейской философии, как и Платон - в античной (или, скажем, Пушкин в русской поэзии).

Сказанное совершенно не означает, что влияние кантовской философии на западную (и не только западную) мысль обязательно предполагает ее повсеместное принятие или хотя бы адекватное понимание. Некоторые идеи Канта оставлены без внимания; некоторые стали общим местом, внимания более не требующим; некоторые послужили поводом для ожесточенной полемики; некоторые регулярно исчезают и возвращаются на европейское "небо идей", подобно комете Галлея. (В частности, весьма интересным и многозначительным эпизодом в запутанной судьбе критической философии является рецепция Канта русской философской мыслью. Наиболее любопытные и оригинальные - хотя иной раз и одиозные - построения российских философов зачастую были вызваны своего рода интеллектуальной аллергией, возникавшей после первого же ознакомления с критической философией. В наше время в России можно ожидать, напротив, подъема мутной волны спекуляций на околокантианские темы - по вполне понятным причинам.)

Неудивительно, что кантоведение, как историко-философская дисциплина, по завершению огромной работы по изучению и систематизации кантовского наследия, достигла впечатляющего успеха: в настоящее время мы более или менее осведомлены о том, что сказал Кант. Иметь возможность это знать совершенно необходимо, однако настоящей целью подобных исследований является ответ на другой вопрос: Was wollte Kant? (Чего хотел Кант?)

Вершиной философии у Канта выступает этика, базирующая на понимании человека как высшей ценности. Этические взгляды Иммануила Канта представляют значительное достижение философии. Основным законом этики Кант провозгласил категорический императив, то есть внутреннее поведение, которое должно быть формальным наподобие предложений дедуктивных наук.

Непосредственной задачей настоящей работы является экспликация категорического императива, центрального положения практической философии Канта, которая, в свою очередь, является сердцевиной всего его философского творчества.

1. Новый подход Канта к этике

Вершиной философии у Канта выступает этика, базирующаяся на понимании человека как высшей ценности. Кант подвергает основательной критике этику добродетелей, существующую со времен античности. Этика добродетелей с ее телеологической ориентацией видела источники морали прежде всего в стремлении к счастью, как высшей цели. В этике добродетелей, существовавшей до Канта, объективно доброе предшествовало человеческой воле (такие добродетели как храбрость, осмотрительность и т.д.). Этого следовало добиваться и реализовывать в поступках. В прошлом добродетели зарекомендовали себя как ценностные и в силу традиции стали добром, которое, будучи однажды достигнутым, приводило к счастью, и даже было частью этого счастья.

На первом месте стоял не вопрос, к чему следует стремиться, а вопрос: как этого можно добиться. Аристотель говорит, что, например, врач не обдумывает, что он должен сделать. В его жизненной практике лечение больных является само собой разумеющейся целью. Подобным же образом солдат-пехотинец не копается в целях, т.к. его целью является победа в сражении, равно как и сапожник, целью которого является изготовление хорошей обуви. Цели складываются из круга устремлений человека.

Задачей разума является, прежде всего, поиск соответствующих средств для достижения целей. Но цели не определяются человеком в каждом поступке от нуля, а "проявляются" в отдельных случаях при определении позиции в практических жизненных ситуациях в характерных признаках этого единичного случая, по его добродетели или пороку. Этические добродетели были выражением разумного порядка в сфере человеческих устремлений, в которой имеют место и страсти. Добродетели были, например, представлены Аристотелем в учение о mesotes (середина), которое было направлено на достижение этических добродетелей за счет соблюдения "справедливой" середины. Под метафорой "золотая середина" не имелась в виду арифметическая середина, а правильная мера в поступке, определяемая каждым человеком в определенной конкретной ситуации.

Но для Канта "добро" это не то, что показало свою ценность в прошлом (как это, например, имеет место в этических добродетелях), т.к. эти добродетели - по Канту убеждения - еще ничего не говорят о моральности поступков.

Кант делает, таким образом, вывод, что выбор целей зависит от качества воли: только добрая воля преследует добрые цели.

Этот поворот в определении добра называется в этике коперниканским переворотом . Это означает, что поступки (морально хорошие) получают свою моральную ценность только за счет такой воли, которая желает добра. Эта добрая воля свершается за счет деятельности разума. Воля - это не иное слово для "стремления к чему-либо" в смысле аффективного требования. Воля - это выражение поступка, руководимого разумом, как это, например, выразил Фома Аквинский: voluntas est in ratione . Кант проводит параллель воли и практического разума.

Истоки (происхождение)

наших поступков

в зависимости от наших

склонностей

в зависимости от принципов

разума

- - - Определяется внешними целями. Выбор целей не происходит без связей с внутренними причинами, а определяется природой. Человек находится в плену своих желаний творить произвол, не принуждая себя к чему-либо. Человек рассматривает себя как исполнитель своих влечений и потребностей. - - Воля сама является целью и тем самым независима от наших склонностей. Человек принимает решения и действует свободно (с помощью воли своего разума)! Разум определяет волю. Эта воля является доброй волей и может иметь следствием только добрый поступок = практический разум. Важным для моральности поступка является не достижение какой-либо внешний цели, а качество воли. Доброй волей является такая, которая при выборе своих максим руководствуется разумом, т.е. категорическим императивом.

Внешняя свобода действий.

Гетерономия воли.

Внутренняя свобода воли

автономия воли

В первом разделе своего труда "Основы метафизики нравственности" Кант пишет об этом:

"Нигде в мире, да и нигде вне его, невозможно мыслить ничего иного, что могло бы считаться добрым без ограничения, кроме одной только доброй воли . Рассудок, остроумие и способность суждения и как бы иначе ни назывались дарование духа, или мужество, решительность, целеустремленность как свойства темперамента в некоторых отношениях, без сомнения, хороши и желательны; но они могут стать также в высшей степени дурными и вредными, если не добра воля, которая должна пользоваться этими дарами природы и отличительные свойства которой называются поэтому характером".

Кант спрашивает: Что позволяет человеку отличать моральное от неморального?

Его ответ гласит: То, что человек познает в себе необходимость.

Он рассматривает необходимость как призыв разума. Только существа, с возможностью восприятия такой необходимости считаются поступающими морально. Животные исполняют действия, управляемые инстинктами и не могут осознать моральную ценность.

ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ является ДОЛГОМ, который человек ощущает в себе. Источником долга является РАЗУМ.

Кант различает четыре вида долга :

1. Совершенным долгом он называет тот, который не оставляет действующему пространства для поступка.

2. "Несовершенный" тот вид долга, который создает для человека, совершающего поступок, определенное пространство для формы поступка.

3. Долг по отношению к другому.

4. Долг по отношению к себе. / Он обоснован тем, что нужно рассматривать себя с позиций разума, а не только другого; долг всегда рассматривать с позиций разума всех людей, включая себя самого.

Совершенный долг без пространства для поступка

Несовершенный долг с пространством для поступка

По отношению к другим

Пример:

Управлять наследством

Заповедь сохранения не оставляет никакого пространства.

Нельзя "чуть-чуть" украсть

Пример:

Оказывать помощь в беде

Объем оказания помощи зависит от субъективных возможностей помогающего. Поэтому здесь остается пространство.

По отношению к себе

Пример: Запрет самоубийства

Поступок, связанный с убийством, конечно, не оставляет пространства.

Пример:

Запрещение лености

Объем работы или лености не может определяться в объективно-моральных позициях. Поэтому здесь имеется пространство

Нравственный закон - объективный принцип воли. Поскольку он дается разумом, является законом разумных существ, то объективно необходимое оказывается также и субъективно необходимым. Разумность воли, собственно, и означает, что воля способна руководствоваться принципами, которые задает разум в качестве практически необходимых.

Однако одно дело - воля и разум сами по себе и другое дело - человеческие воля и разум. Человеческая воля руководствуется не только представлениями о законах, но на нее действуют и сами законы, она способна действовать по долгу и ей же свойственны побуждения, ее субъективные принципы могут быть необходимыми, и могут быть, а чаще всего и бывают, случайными. Короче говоря, она сообразуется не только с разумом.

Поэтому нравственный закон в случае человеческой воли выступает как принуждение, как необходимость действовать вопреки тем многообразным субъективным эмпирическим воздействиям, которые эта воля испытывает. Он приобретает форму принудительного веления - императива. И не просто императива, а специального императива предназначенного именно для нравственного закона.

Если представить себе совершенно добрую волю или святую волю, то она также руководствовалась бы нравственным законом, но для нее этот закон был бы единственным субъективным принципом действования и потому не выступал бы как императив. Императивы - это формулы отношения объективного (нравственного) закона к несовершенной воле человека.

Для того, чтобы описать специфическую императивность нравственности, все императивы человеческого поведения подразделяются Кантом на два больших класса: одни из них повелевают гипотетически, другие категорически. Гипотетические императивы можно назвать относительными, условными. Они говорят о том, что поступок хорош в каком-то отношении, для какой-то цели. Поступок оценивается с точки зрения его возможных последствий. Таковы, например, советы врача, которые хороши для человека, который хочет заботиться о своем здоровье.

Категорический императив предписывает поступки, которые хороши сами по себе, объективно, без учета последствий, безотносительно к какой-либо иной цели. В качестве примера можно сослаться на требование честности. Только категорический императив можно назвать императивом нравственности. И наоборот: только императив нравственности может быть категорическим.

Так как нравственный закон и не содержит в себе ничего, кроме всеобщей законосообразности поступков, то и категорический императив не может быть ничем иным как требованием к человеческой воле руководствоваться данным законом, привести свои максимы в соответствие с ним, о чем и говорит ставшая знаменитой нравственная формула Канта: «Таким образом, существует только один категорический императив, а именно: поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Вся человеческая нравственность выводится из этого одного единственного принципа.

Закон ограничения максим условием их общезначимости для всех разумных существ означает, что каждое разумное существо необходимо рассматривать в качестве ограничивающего условия максим - того абсолютного предела, который категорически запрещено переступать. Разумное существо полагает себя в воле как цель.

Поскольку это делает каждое из них, то речь идет о принципе, который является субъективным и объективным (общезначимым) одновременно. Практический императив поэтому должен включать в себя идею самоцельности человека как разумного существа, субъекта возможной доброй воли и может быть переформулирован следующим образом: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Человечество (человечность, внутреннее достоинство, способность быть субъектом доброй воли) в лице каждого человека - не просто цель, а самостоятельная цель, самоцель. Эта цель является последней в том смысле, что она никогда не может быть полностью утилизована, превращена в средство. Она абсолютна в отличие от всех других целей человека, имеющих относительный характер. В этом смысле она негативна, участвует в поведении как ограничивающее условие - «как цель, вопреки которой никогда не следует поступать».

Основание нравственности (практического законодательства) объективно заключено в правиле (форме всеобщности), субъективно - в цели (каждое разумное существо как цель сама по себе). Категоричность, безусловность императива требует также третьего уточнения, а именно, предположения, что воля каждого разумного существа может быть нравственно законодательствующей. Только при таком допущении воление из чувства долга оказывается чистым, свободным от привходящего интереса. Отсюда - третья формула категорического императива, включающая «принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы». Это основоположение Кант называет принципом автономии воли.

Таковы три основные формулы (именно, основные формулы, потому что на самом деле, если принимать во внимание все оттенки, их больше, по подсчетам некоторых дотошных исследователей более десятка), три разных способа представлять один и тот же закон. Они взаимосвязаны между собой таким образом, что «одна сама собой объединяет в себе две других».

Как объяснить существование разных формул (редакций) категорического императива? Вопрос тем более законный, что в данном случае речь идет об одном единственном законе. Более того: не может существовать ни множественного числа, ни множества вариантов категорического императива, так как он безусловен, обладает абсолютной необходимостью. Сам Кант разные способы представлять принцип нравственности объясняет потребностями его практического применения: «Очень полезно один и тот же поступок провести через все три названных понятия и этим трем, насколько возможно, приблизить его к созерцанию». Это объяснение значительно более продумано и основательно, чем может показаться на первый взгляд.

Основным признаком, на который ориентируется Кант в поисках формулы нравственного закона, является его абсолютная необходимость. И он совершенно естественным образом задается методическим вопросом, как возможен абсолютно необходимый (безусловный) закон или категорический императив, который есть тот же самый закон, но только применительно к несовершенной человеческой воле. Вопрос этот можно сформулировать по-другому: какими свойствами должен обладать императив воли, чтобы он мог считаться категорическим, т.е. безусловным, абсолютным?

Он должен удовлетворять, как минимум, трем требованиям:

а) касаться формы поступков, а не их предметного содержания;

б) быть целью самой по себе;

в) уходить своими истоками в волю самого действующего субъекта.

Своими различными формулировками Кант показывает, что категорический императив удовлетворяет этим требованиям. Подобно тому как несущие строительные конструкции с особой тщательностью проверяются на мороз, жару и другие природные нагрузки, так и категорический императив испытывается Кантом на прочность с точки зрения основных параметров человеческих поступков - их содержания, цели и причины.

Он показывает, что по всем этим важнейшим критериям категорический императив доказывает свою безусловность. Он общезначим с точки зрения содержания ибо не предписывает никаких поступков, а касается только максим воли. Он абсолютен с точки зрения целей, ибо ориентирован на абсолютную цель, цель саму по себе. Он безусловен с точки зрения причины, ибо его причиной является сама воля разумного существа.

Категорический императив, таким образом, действительно един. И он - один. Различные его формулы представляют собой различные способы демонстрации этого единства и единственности категорического императива.

Поскольку только абсолютный закон является нравственным законом, то только безусловная воля является доброй волей. Эта мысль с педантичной основательностью разрабатывается Кантом в исследовании категорического императива, о чем он сам говорит без какой-либо двусмысленности: «Та воля безусловна добра, которая не может быть злой, стало быть, та максима которой, если ее делают всеобщим законом, никогда не может противоречить себе. Следовательно, принцип: поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать - также есть высший закон безусловно доброй воли; это единственное условие, при котором воля никогда не может сама по себе противоречить, и такой императив есть категорический императив».

- Добрый день уважаемая комиссия, мы начинаем экзамен по классической немецкой философии. Я хочу вам представить студента сдающего сегодняшний экзамен, это Алексей Тротюк. Хочу ваше внимание обратить на то, что я вижу Алексея сегодня впервые..
- я болел..
- 5 лет болел Алексей..
- но я учил..
- Но он учил!
- да я болел и учил..
- Он болел и учил. Ну чтож Алексей, тяните билет. Алексей, если вы готовы можете отвечать..
- Нет, нет, нет, я учил! Значит, кхе-кхе, билет № 122, вопрос номер 1, "Категорический императив Эммануила Канта"..
- Категорический императив Эммануила Канта.
- Да, билет №122, вопрос номер один, или первый вопрос, Категорический императив.. Эммануила Канта.
- Если вы хотите, вы можете со второго вопроса начать..
- А, да? Да. Второй вопрос ваще пи**ец..
- Что вы сказали?
- Не, не, я учил, учил! Первый вопрос, билет № 122, вопрос номер один Категорический императив Эммануила Канта..
- Пожалуйста.
- Значит, прежде чем повести свой разговор о категорическом императиве Эммануила Канта, вот, значит, хотелось бы остановиться на личности..
- Кого?
- Ну собственно Эмануила Канта.
- Пожалуйста..
- Значит Эмануила Канта..
- Это мужчина..
- Ну да, вы не дослушали, Эммануила Канта как мужчину интересовал категорический императив, но прежде хотелось бы поговорить об Эммануиле Канте как о ярком представителе..
- Чего?
- Да ничего, просто как о ярком представителе. Вот, значит, Эммануил Кант как яркий представитель и как мужчина, написал категорический императив, вернее рассмотрел его в своем труде, который изложен в билете № 122, в первом вопросе, который звучит как "Категорический императив Эммануила Канта".
- Алексей вы знаете, если вы не ответите, вы тут же попадете в армию.
- Нет.. да! Но, значит, рассмотрим императив. Значит категоричность императива, как писал Эммануил Кант, это не просто императив, а категоричный императив, и если бы не был категоричный или императив..
- Так..
- Что прежде всего интересовало Эмануила Канта? И императив и его категоричность.
- То есть вы считаете, что императив категоричности не является категоричной императивностью?
- Ну и да и нет. Это же Эммануил Кант!
- Давайте ко второму вопросу перейдем, достаточно. С первым вопросом достаточно.
- Давайте. Вопрос номер два. Мир, как воля и представление, Артур ШоппенгауЭР!
- Мир, Воля и представление Артура Шоппенгауэра..
- Артур Шоппенгауэр.. Прежде, чем обратиться к миру, как к Воле, как к Представлению Артура Шоппенгауэра, хотелось бы остановиться на личности Эммануила Канта, потому что мир, как воля, как представление это не категорический.. императив. Прежде всего Артура Шоппенгауэра совсем не интересовало как мужчину и как яркого представителя, то что интересовало Эммануила Канта.
- А его что интересовало?
- Мир, как воля и представление. Вернее как воля без представления не может быть как мир без воли и представление не может существовать как воля без мира, об этом и писал Артур.. Об этом и писал Артур..
- Здесь есть третий вопрос..
- Вопрос номер три. Эллинство и пессимизм Фридрих Нитше. Как писал Эммануил Кант в своем категорическом императиве, мир не может существовать без эллинства и не сравниться не с миром, ни с волей, и ни с представлением, о чем писал Артур Шоппенгауэр, потому что императив и пессимизм это не эллинство. Эммануил, Артур и Фридрих - три абсолютно разных человека, а пишут об одном и том же..
- Алексей, вы знаете что, пока члены комиссии спят, давайте зачетку, я вам поставлю пять!
- Да? Потому что вы уловили суть немецкой классической философии.
- Подождите, а в чем суть немецкой классической философии?

Вопрос 9 Понятие категорического императива и проблема свободы воли у Канта

Две вещи поражают человека-это звездное небо над ним и моральный закон в нем.

И. Кант

Иммануил Кант (1724-1804)-немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Всю жизнь прожил в Кенигсберге (восточная Пруссия, ныне Калининград 1). Различают два периода его творчества:«докритический» и «критический» . Самое значительное достижение первого периода-космогоническая гипотеза образования солнечной системы (гипотеза Канта-Лапласа), а также модель Галактики, в виде звездного диска с экватором, в плоскости млечного пути. Второй период 2 (после 1770) назван критическим по названию основных сочинений зрелого философа«Критика чистого 3 разума», «Критика практического разума», «Критика способности рассуждения». В первой разбирается вопрос о возможности познания, во второй изложено этическое учение Канта, в третей-эстетика.

Свою философию Кант видел как средний путь между сенсуализмом и рационализмом, материализмом и идеализмом, он назвал ее критическим идеализмом или идеализмом трансцендентальным.

Учение о суждениях (гносеологическая классификация суждений)

Кант выделяет знание эмпирическое (апостериорное) и чистое (априорное). На это деление перекрестным образом накладывается другое деление-на аналитическое (объясняющее) знание и синтетическое (расширяющее).

Термины логики

Субъект суждения – логическое подлежащее, предмет суждения (в предложении «атом делим» , атом – субъект суждения).

Предикат -логическое сказуемое, то что в суждении высказывается о предмете суждения (в предложении «атом делим» , «делим» – предикат).

Аналитическое суждение не прибавляет знания об предмете суждения. Например «квадрат имеет четыре угла»-- аналитическое суждение, так как в понятии квадрата уже содержится информация о том, что он четырехугольник (на языке логики: в аналитическом суждении содержание предиката вытекает из содержания субъекта.).

В синтетическом суждении сообщается дополнительная информация о предмете суждения (содержание предиката не вытекает из содержания субъекта, а добавляется к нему «извне»).

Четкое деление не всегда возможно. Суждение «атом делим» в начале века было синтетическим, так как содержало новое знание. Сейчас оно аналитическое, так как со школьной скамьи учат, что атом состоит из ядра и электронов и его сложный состав подразумевается уже в самом определении.

Все аналитические суждения априорны (аналитических апостериорных не бывает-см. таблицу). Опытные суждения всегда синтетичны (их предикаты черпают знание из внешнего опыта).

Вопрос о существовании синтетических априорных суждений (правый нижний угол таблицы) очень важен, так как наука нуждается в суждениях, расширяющих наше знание, и при этом достоверных, каковыми они в случае их опытного происхождения (как считает Кант) быть не могут.

Кант замечает, что в математике, хотя и существуют аналитические суждения, присутствуют также и синтетические (в утверждении 5+7=12 предикат (12) обладает содержанием не вытекающим из понятий 5 и 7. Другой пример: суждение «прямая-есть кратчайшая линия между точками» -- предикат «кратчайшее расстояние» не следует из понятия прямой (ну это тоже еще можно поспорить…)). Математические знания также внеопытны, и потому они априорны. Итак, в математике, с точки зрения Канта мы видим образец науки, где соединяется достоверность (от априорности) и синтетичность, увеличивающая знание. (Кант также очень уважал механику Ньютона, и также считал ее образцом научного знания. Но можно ли ее отнести в правый нижний угол таблицы я не уверен, потому лучше не говорить, пока прямо не спросит).

Этика Канта (изложена в «Критике практического разума»)

Кант-противник теории этики Гольбаха и Гельвеция (фр. Просветители), о том, что мораль образуется в ходе опыта человеческого общежития (т.е. нельзя всем бить в морду и при этом не получить сдачи). В своем философии Кант, отвергает эмпирический характер этики, и в то же время пытается сделать этику автономной по отношению к религии.

Моральные и легальные поступки. Категорический императив

Императив -правило, принуждающее нас поступать определенным образом.

Кант выделяет условные (гипотетические) императивы и категорический императив.

Условные императивы, зависят от внешних условий, они эмпиричны. Например: лавочник знает, что он должен торговать честно, иначе он растеряет свою клиентуру. Этот поступок легален, его нельзя осуждать, но он не морален в высшем смысле, так как сопряжен с выгодой, совершен под действием условного императива.

Моральные поступки – моральные в высшем смысле, восходят к высшему принципу-категорическому императиву, имеющему неопытное, априорное происхождение. Он требует поступать нравственно ради самой нравственности.

Различие между моральными и легальными поступками не в самих поступках, а в мотивах.

Самым нравственным поступком будет спасение врага. Дружба, любовь не имеют моральной ценности, так как руководствуются условным императивом. Получается парадоксальная ситуация: наиболее моральны те поступки, которые совершаются с наибольшим отвращением. Это послужило поводом для многочисленных насмешек над этикой Канта (стихотворения Шиллера).

Первая: «Поступай так, чтобы максима (субъективный принцип) твоего поведения на основе твоей воли могла стать всеобщим законом». (переводя на человеческий: Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой).

Но в такой формулировке Канту трудно избежать эмпирической природы категорического императива. По сути он мало отличается от императива «честного лавочника».

Кант предлагает альтернативную формулировку:

«Поступай так, чтобы всегда относится к человечеству и в своем лице, и в лице другого как к цели, но никогда-лишь как к средству». (Лавочник должен быть честным с покупателями ради их самих , а не только как с средством обогащения).

Три постулата этики Канта

    Постулат свободы : Свободная воля и воля, подчиненная нравственным законам,-это одно и то же. (т.е. именно благодаря свободной воле мы можем действовать согласно категорическому императиву, и не подчинятся условным, связанным с личной выгодой и борьбой за существование)

    Бессмертие души. Этим Кант фактически признает, что невозможно жить одной идеей долга, отказавшись от всякой надежды на счастье. Впрочем, Кант пытается уйти от христианского понимания посмертного воздаяния. Только в перспективе бесконечности душа может рассчитывать на полное выполнение категорического императива.

    Существование Бога. Для первого и второго постулата необходим гарант-Бог, следовательно он должен существовать. (Так бесславно заканчивается попытка Канта создать независимую от религии нравственность). Новшество Канта в том, что он выводит Бога из морали, а не мораль из Бога.

Дополнения

Трансцендентный -недоступный познанию, находящийся за пределами опыта (см. вещь в себе )

Трансцендентальный -изначально присущий рассудку, предшествующий опыту, но предназначенный лишь для того, чтобы сделать возможным опытное познание (см. априорные формы чувственности и категории).

Вещь в себе

Кант различал вещи, такие, какими они нам кажутся («вещи для нас» ) и такие, какие они есть сами для себя («вещи в себе» ). Если о «вещах для нас» (феноменах ) мы судим по информации, даваемой нашими органами чувств, то о вещах в себе мы ничего знать не можем, и имеем о них предельно абстрактные, «чистые» понятия (ноумены ). Ноумены не дают ничего для познания вещей в себе, но позволяют нам о них мыслить. Вещи в себе трансцендентны, т. е. непознаваемы.

Как писал Ленин, в вещах себе одновременно проявляются и материалистические и идеалистические тенденции в философии Канта. «Когда Кант допускает, что нашим представлениям соответствует нечто вне нас, какая-то вещь в себе-то тут Кант материалист». (Здесь он противостоит Юму, который вообще сомневается в существовании внешней реальности). «Когда он объявляет эту вещь в себе непознаваемой, трансцендентной, потусторонней,-- Кант идеалист» (и здесь он приближается к Юму).

Вещь в себе и свобода человека

Человек также двойственен, он и вещь в себе (и здесь он свободен), но он и вещь (объект изучения) для себя (чувственная информация о собственном теле) и для других. Человек, как явление для себя и для других не свободен (есть детерминизм).

Этику Кант также выводит из двойственной природы человека. Человек как вещь в себе-добр и нравственен. Человек как явление (вещь для других), более зол, чем добр.

Априорные формы чувственности. Категории

Внешние вещи вызывают в человеке чувственные восприятия, но сами по себе они неупорядочены, хаотичны. Чувственный опыт возникает только тогда, когда к ним примешиваются априорные, трансцендентальные формы. Это 1) априорные формы чувственности и 2) категории.

    Априорные формы чувственности -пространство и время. По Канту время и пространство не существуют реально. Они лишь способ, с помощью которого упорядочиваются наши восприятия.

    После того, как восприятия упорядочены с помощью априорных форм чувственности, вступает в работу рассудок. При помощи категорий, которые также априорны, рассудок превращает совокупность наших ощущений в понятия (можно смотреть на стол, но не видеть его, а воспринимать лишь набор точек разной интенсивности и цвета). Всего категорий 12. Они разбиваются на 4 группы: 1. категории количества 2. категории качества 3. категории отношения (с помощью них одно явление признается причиной второго) 4. категории модальности (благодаря им у нас появляется представление о существовании внешних предметов).

Итак, наш опыт делится на две части априорную (трансцендентальную) и эмпирическую. Первая (априорные формы чувственности и категории) отвечает за формы в которых мы воспринимаем опыт, вторая наполняет эти формы конкретным содержанием.

Априорная часть опыта не имеет смысла без эмпирического наполнения (и этим пространство, время и категории Канта отличаются от врожденных идей Декарта). И наоборот – чистые эмпирические восприятия без априорных форм хаотичны и бессмысленны. «Мысли без созерцания пусты, созерцание без понятий слепы».

Трансцендентальная апперцепция (повторять три раза по утрам, натощак)

Апперцепция (перцепция (восприятие) + приставка ап- внутрь себя)-самосознание, самонаблюдение. Как уже говорилось, наше сознание конструирует внешнюю реальность, наполняя конкретным чувственным содержанием трансцендентальные формы. Осознание своей роли в этом конструировании, осознание своего «я» -- Кант называет трансцендентальной апперцепцией. В словаре иностранных слов еще написано, что трансцендентальная апперцепция-это изначальное единство сознания познающего субъекта, обусловливающего единство опыта (этого я уже совсем не понимаю, придется запомнить).

Как возможны математика, естествознание, метафизика?-три вопроса Канта, решаемые в «Критике чистого разума»

Достоверность математики обеспечивается по Канту существованием априорных форм чувственности (пространство, время) . Их достоверность именно в априорности (см. Учение о суждениях).

Естествознание возможно благодаря тем же априорным формам чувственности и еще категориям.

Метафизика возможна только как критика чистого разума. Как наука метафизика невозможна.

1 Так что Кант в некотором смысле не только прусский, но и «русский» философ. В 1974 году жители Калининграда торжественно отпраздновали 250-летие своего «соотечественника» и земляка.

2 Переворот в сознании Канта, произошел под действием философии Юма. «Он разбудил меня от догматической спячки», -- говорил сам Кант (зря, спал бы себе спокойно...)

3 «Чистого»-- означает свободного от эмпирии. Критика чистого разума-критика познания, к которому можно придти априори, способом доказательств.