Покровская обитель дом престарелых. Покровский женский монастырь. Ежегодные фестивали и праздники Суздаля

Покровский монастырь - женский ставропигиальный монастырь Русской Православной Церкви в Москве, у Покровской Заставы (Абельмановская Застава). С 1998 года обитель является местом нахождения мощей блаженной старицы Матроны.

ИСТОРИЯ ОБИТЕЛИ

Монастырь основан как мужской в 1635 году царём Михаилом Фёдоровичем в память своего родителя - Патриарха Филарета, скончавшегося в праздник Покрова Богородицы. Ранее на месте возведения монастыря находилось кладбище бездомных и странников, поэтому в первые века своего существования монастырь назывался также Божедомским или монастырём на Убогих Домах. Монастырь был достроен при царе Алексее Михайловиче за счёт средств, полученных благодаря сдаче в аренду землевладений, отчего в простонародье назывался также «комнатным».
В 1655 году возведён каменный монастырский собор Покрова Богородицы, выстроенный заново в 1806-1814 годах. В XVIII веке были возведены церковь Воскресения Словущего и 30-метровая трёхъярусная колокольня.
В конце XIX века, примерно с 1870 года монастырь был преобразован в Покровский миссионерский монастырь. В нём был создан миссионерский институт для подготовки монашествующих, желающих направиться в просветительские миссии.
Монастырь закрыт в 1920 году, храмы - в 1926 году. В 1994 году Покровский монастырь был возвращён Русской Православной церкви.

Настоящее время

В 1994 году Священный Синод принял решение о возобновлении Покровского монастыря в качестве женской монашеской обители.
2 мая 1998 года мощи блаженной старицы Матроны были торжественно перенесены в Покровский монастырь и
2 мая 1999 года Матрёна Никонова была прославлена в лике местночтимых святых как «блаженная Матрона Московская», а в 2004 году на Архиерейском соборе состоялась общецерковная канонизация.
Настоятельница - игуменья Феофания (Мискина) (возведена в сан игумении 4 апреля 1998 года).

Мощи святой Матроны

Покровский монастырь сегодня бережно хранит мощи святой Матроны, к которым стекаются ежедневно сотни верующих. Не бывает такого дня, чтобы территория монастыря пустовала. Длинные очереди выстраиваются из людей, приехавших с разных уголков страны, приложиться , принести живые цветы, помолиться и попросить у Матронушки помощи.


Святой источник Покровского женского монастыря (или водосвятная часовня) был воссоздан в 2005 году. Освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в престольный праздник обители 14 октября 2005 года. Паломники могут набрать здесь святой воды в свои бутылочки или в бутылочки, купленные в монастыре. Как известно, святая Матрона Московская, давая верующим, говорила о большом значении святой воды.

Как проехать в Покровский монастырь в Москве

Адрес монастыря: г. Москва, ул. Таганская 58.

Интернет-сайт: www.pokrov-monastir.ru

Монастырь открыт ежедневно: понедельник — суббота с 07.00 — 20.00, воскресенье с 06.00 — 20.00

Проезд: станция метро “Марксистская”, выход на ул. Таганская, далее любым транспортом (автобус, троллейбус) до остановки Большая Андроньевская; станции метро “Крестьянская застава” или “Пролетарская”, далее 5 минут пешком до площади Абельмановская застава.

Схема проезда:

Дата создания: 1635 г. Описание:

История

Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы в Москве заложен в 1635 г. царем Михаилом Федоровичем. По преданию, причиной для основания для монастыря в честь Покрова Божией Матери послужило преставление родителя царя — Святейшего Патриарха Филарета, скончавшегося в праздник Покрова в 1633 г.

Монастырь назывался «Покрова на убогих домах». Царь Михаил Федорович пожаловал на строительство обители 17 четвертей земли. До этого здесь, за окраиной Москвы, находилось кладбище для погребения бездомных, бродяг и казненных. Покровская деревянная церковь существовала до основания монастыря и была приходской.

В дальнейшем по указу царя Алексея Михайловича монастырь был устроен «на комнатную его сумму и снабжен церковными утварями и др. потребностями».

В 1808 г. на месте обветшавшего храма (1655 г.) был построен каменный монастырский собор. Храм в честь Всех святых с трапезной палатой был построен в 1792-98 гг. на месте обветшавшего храма 1682 г., в 1854-55 гг. полностью перестроен (архит. М.Д. Быковский) и переосвящен. В 1799 г. была построена трехъярусная колокольня, стены и ворота в 1833-53 гг. С 1680 по 1731 г. обитель была приписана к . В 1751-76 гг. в Покровском монастыре размещалась духовная семинария.

В 1812 г. обитель подверглась разорению. Потребовалось несколько лет, чтобы монастырь оправился от причиненного урона.

В XIX-XX вв. монастырское кладбище было усыпальницей московского купечества.

К началу ХХ в. в монастыре имелось два храма — Покровский и Воскресенский, четыре часовни в разных уголках Москвы, каменная шатровая колокольня с восемью колоколами и боевыми часами. Монастырь был обнесен каменной оградой; по углам ограды были расположены пять четырехугольных башен. К монастырю были приписаны две богадельни, действовала церковно-приходская школа-пансион для мальчиков.

В 1926 г. была взорвана колокольня, затем закрыли Покровский храм, снесены часовня и могильные памятники; в 1929 г. был закрыт Воскресенский храм. На месте кладбища устроен существующий по сей день парк культуры и отдыха (Таганский парк). В зданиях храмов и монастырских корпусах располагались тресты, конторы, банки, спортзал, бильярдная.

В 1994 г. Священный Синод принял решение о возобновлении Покровского монастыря в качестве женской монашеской обители.

В 1998 г. с Даниловского кладбища Москвы были перенесены честные останки праведной старицы Матроны. В 1999 г. блаженная Матрона была прославлена в лике местночтимых святых . В 2004 г. на святая праведная Матрона была к лику общецерковных святых.

Мощи блаженной Матроны Московской ныне постоянно пребывают в столичном Покровском женском монастыре. За свою историю обитель несколько раз подвергалась разорению, но по милости Божией каждый раз возрождалась к жизни.

***
Покровский монастырь был основан в 1635 году первым правителем из династии Романовых царем Михаилом Феодоровичем, в память своего отца, который скончался в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Изначально монастырь был мужским. В связи с тем, что ранее на месте обители располагалось кладбище бездомных, странников и казненных, в первое время ее часто называли Божедомской или Покровом на Убогих домах. Царь Михаил не успел достроить монастырь до конца – это сделал позднее его сын, царь Алексей Михайлович. Так как достраивал он обитель на средства, полученные с аренды землевладений, то в народе монастырь еще называли «комнатным».

В 1655 году был возведен главный духовный центр обители – каменный собор в честь Покрова Богородицы. Спустя несколько веков, в 1806–1814 годах, он был перестроен заново. В XVIII веке были построены еще две известные святыни обители – церковь Воскресения Словущего и тридцатиметровая трехъярусная колокольня.
Война с Наполеоном 1812 года принесла Покровскому монастырю серьезное испытание. Когда французы захватили Москву, в нем на некоторое время поселился командующий Польским корпусом французский генерал Мишель Клапаред. Однако позже французы обитель разорили, причем некоторые ее постройки были полностью разрушены.
После войны по проекту архитектора и реставратора Михаила Быковского была перестроена церковь Воскресения Словущего; ее заново освятили в 1855 году. В период с 1680 по 1731 годы обитель временно утратила свою самостоятельность и была приписана к Заиконоспасскому монастырю в Китай-городе. С 1751 по 1776 годы в обители размещалась Духовная семинария.
Во второй половине XIX века Покровский монастырь играл важную роль в жизни Русской Церкви. Примерно с 1870 года он был преобразован в миссионерский. В частности, на его базе был создан Миссионерский институт для подготовки монахов, желающих работать в православных миссиях по всей стране и за ее пределами. К сожалению, Миссионерский институт активно действовал только во времена служения в Москве великого русского миссионера святителя Иннокентия (Вениаминова). За это время из стен обители вышло несколько десятков монахов-миссионеров.
Покровская обитель была известна в столице и своим некрополем – крупнейшим монастырским кладбищем. На нем были похоронены многие члены известной московской семьи Боткиных, купцы и благотворители Хлудовы, меценат и основатель Щукинского музея Петр Щукин, создатель грамматики якутского языка епископ Дионисий (Хитров) и многие другие.
В годы советской власти монастырю пришлось еще раз пережить разорение. В 1920 году он был закрыт, в 1926 году были закрыты храмы обители. Тогда же была взорвана колокольня, снесены часовня и могильные памятники. В 1934 году на месте монастырского кладбища был разбит Парк культуры и отдыха (Таганский парк). В зданиях же самой обители в разное время располагались конторы, банки, типография, редакция журнала, спортзал.
С 1994 года, когда монастырь наконец-то вернули Церкви, в нем началось возрождение духовной жизни. Правда, восстановлен он был уже как женский и ставропигиальный, то есть находящийся в ведении самого патриарха Московского и всея Руси.

Семь веков отделяет нас от той далёкой эпохи, когда зародилась монашеская жизнь на Хотькове, на высоком живописном берегу тихой речки Пажи, у храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Место, где расположился монастырь, на древних картах имело название Обнорская гора - это недалеко от г. Радонеж, в 10-ти километрах от Троице-Сергиевой Лавры. Основан монастырь предположительно при князе Юрии Даниловиче (1281–1322) и при святителе Петре Митрополите Московском (1308–1326). В летописных свидетельствах монастырь впервые упомянут в 1308 году, однако точная дата остается для нас неизвестной.

В 2008 году Покровский Хотьков монастырь отметил 700-летие своего существования. В 2017 году исполнилось 25 лет возрождения монашеской жизни после разорения, 25 лет общецерковного прославления и 680 лет со времени кончины покровителей обители преподобных Кирилла и Марии, Радонежских и Хотьковских чудотворцев.

Покровский монастырь являет собой неотъемлемую часть земли Радонежской, той самой земли, которая освящена стопами преподобного Сергия Радонежского и святого благоверного князя Димитрия Донского, преподобного Андрея Рублева и преподобного Максима Грека. Эти имена говорят православному человеку о том дорогом и незабвенном сокровище, общниками которого милостиво соделал нас Господь и имя которого - Святая Русь.

XIV век

Скромная обитель для старцев и стариц, какой она была в начале своего существования, обрела позднее широкую известность как место упокоения преподобных Кирилла и Марии – родителей великого угодника Божия преподобного Сергия Радонежского. Их святые мощи почивают в Покровском соборе монастыря. Множество боголюбивых паломников притекает в Хотьков монастырь к раке с чудотворными мощами достохвальной четы за их родительским благословением – «честнаго супружества и попечения о чадех доброго образа», как они прославляются в акафисте.

Мощи преподобных Кирилла и Марии в Покровском соборе

Над этой благодатной святыней помещена другая дорогая нам реликвия – икона Сергиева рода, которая воплотила в себе идею Небесного покровительства над нашей богохранимой страной и напоминает нам об устоях доброй христианской семьи, над которой простирает Свой Омофор Царица Небесная. Этот вдохновенный образ святого семейства соединяет собой земное время и вечность, пространство земли в ограде Церкви и Горний мир, Отечество Небесное и Отечество земное. У гробницы благоверной четы предстоят преподобный Сергий, его брат и сподвижник преподобный Стефан с женой Анной, младший брат Пётр с супругой Екатериной, и внук Преподобных – святитель Феодор, мощи которого почивают в соборе Ростовского Кремля. Икона является зримой проповедью торжества взаимной любви и духовного единения, и зовёт нас к благодатному миру и святости под Покровом Царицы Небесной.

Икона Сергиева рода. XX век

Святость семьи изначально была присуща православной Руси. Здесь целые семьи явили миру новый христианский уклад жизни, требующий самоотверженной любви и утверждения благочестия. Древнерусский семейный уклад с его праведностью сближал монашескую и мирскую жизнь. Подвиг праведной супружеской жизни часто увенчивался подвигом иночества. Характерным для того времени было образование мирских монастырей для старцев и стариц. Они создавались при содействии всего общества для тех, кто, заканчивая земной путь временной жизни, желал достойно подготовиться к жизни вечной. Так и Покровская обитель была создана жителями Радонежской волости неподалёку от села Радонеж, куда тянулись люди из разорённых ордынцами княжеств, образуя новые поселения, строя храмы и монастыри.

В начале 1330-х годов в Радонеж из города Ростова перебрались сразу несколько семей, в том числе и знатный боярин Кирилл «со всем родом своим». В акафисте Преподобным поётся, что, «пришедши в пределы княжества Московского, там прехвальнии Кирилл и Мария людей своим благочестием удивили». А опорой многотрудной жизни боярина Кирилла был семейный очаг – твердыня благодатного мира.

"Святые Кирилл и Мария со чады из Варниц во град Радонеж преселишася"

Они ревностно хранили в своей семье христианский уклад жизни, всем сердцем служили своему Отечеству, учили детей своих главным добродетелям: вере, благоговению, труду и правде, и их богоносному сыну – преподобному Сергию удалось поднять дух русского народа и этим упрочить государственный порядок.

Хотьковская обитель стала последним приютом благочестивой четы и усыпальницей Сергиева рода. Отдавая последний долг сыновней любви, будущий игумен земли Русской Варфоломей неотлучно провёл в Хотьковском монастыре 40 дней, поминая новопреставленных родителей. А затем, подражая древним подвижникам, поспешил «на взыскание пустынного места» – места иноческого подвига. Великий Сергий одержал победу над силами зла, сохранил и преумножил в своем народе его главное сокровище – бессмертное Православие. Настало время возрождения России.

Тогда же стало возрождаться и монашество, подвергнутое страшному разорению во время монгольского нашествия. Этому способствовали три взаимосвязанных благодатных события – возвышение Москвы, рождение преподобного Сергия и переезд боярина Кирилла в Московские пределы. Зародилась монашеская жизнь на Хотькове, у Покрова Матери Божией. Оттуда, получив долгожданное родительское благословение, начал свое восхождение в Горняя будущий основатель Троице-Сергиевой Лавры, с которой тесными узами будет связано жительство Хотьковской обители.

XV век

Беспокойный XV век не нарушил течение жизни маленького «монастырька иже на Хотькове», как его называли в жалованной грамоте по причине оскудения и бедности обители.

XVI век

В 1506 году она была взята под покровительство великокняжеской власти с определением ей небольшого продовольственного содержания, что одновременно повысило и её статус. В течение более трёх столетий – от времени основания до середины XVII века – все строения монастыря были деревянными. В XVI веке обитель преобразовали в девичий монастырь под управлением Троице-Сергиева монастыря. Его власти хотели поддержать оскудевшую обитель, так как она была усыпальницей родителей преподобного Сергия и всего Сергиева рода. Так, объединённые личностью преподобного Сергия, сошлись исторические пути двух обителей.

Приём новых лиц в монастырь, пострижение в монашество, утверждение игумении зависели от Троицких властей. Собором старцев избирался духовник монастыря, на которого возлагалось попечение о духовном окормлении инокинь. Можно сказать, что их духовное преуспеяние изначально и во все времена находилось в неразрывной связи со старческим руководством Троице-Сергиевой Лавры.

Под покровительством Троицкой обители Хотьковский девичий монастырь начал приходить в лучшее состояние. В конце XVI века в нём появился еще один деревянный храм – Никольский, который располагался рядом с шатровым Покровским. Число насельниц достигло 35 человек. В этот период управляла игумения Петронида – первая хотьковская игумения, упомянутая в синодике Троице-Сергиева монастыря.

XVII век

Но период благоденствия не был продолжительным. В начале XVII века в Московском государстве началась долгая кровавая смута. Польско-литовские войска опустошили окрестности столицы и два года держали в осаде Троице-Сергиев монастырь. Разорению подверглась и Хотьковская обитель, насельницы которой укрылись в Лавре преподобного Сергия, испытав все тяготы и ужасы осады. В осаждённом Троицком монастыре скончался хотьковский священник отец Сергий. Четыре года спустя после освобождения Троице-Сергиева монастыря от осады Хотьковская обитель находилась в полном запустении. Лишь в середине 1620-х годов она была восстановлена при поддержке Сергиева монастыря, и в ней уже насчитывалось до пятидесяти стариц. Во главе стояла игумения Евфимия (Королевинская).

Осада Троице-Сергиевой Лавры. 1608-1610 годы

Среди первых богатых благотворителей особенно примечательна личность Василия Феодоровича Янова – царского стольника, участника многих политических событиях страны. На его вклады был построен первый каменный храм с двумя приделами на месте деревянного Покровского. Василий Феодорович сам следил за ходом строительства; он оплатил работы архитектора и каменщиков, а также покупку необходимых материалов, церковной утвари, икон, облачений и богослужебных книг. Работы продолжались с 1644 по 1648 гг. В трапезной части храма находилась гробница преподобных Кирилла и Марии. Сам Василий Феодорович отличался особым благочестием и в конце жизни принял постриг в схиму с именем Варлаам в Троицком монастыре, где и был похоронен. После смерти Василия Феодоровича его жена ушла на жительство в Хотьковский монастырь и приняла там иноческий постриг с именем Мария.

В этот период к монастырю были приписаны крестьянские дворы, и его благосостояние значительно улучшилось, однако после указа Екатерины II о секуляризации церковного землевладения монастырские вотчины перешли в государственное распоряжение. Тогда же Покровский монастырь вывели из управления Троице-Сергиевой Лаврой и подчинили Московскому епархиальному архиерею в качестве монастыря 3-го класса со штатом 17 монашествующих. Государственное содержание обеспечивало насельниц лишь минимумом необходимых средств. Выручали небольшие угодья, оставленные монастырю, и доходы от рукоделия. Хотьковские мастерицы занимались прядильным делом, кружевоплетением, шитьём. Они прекрасно владели искусством золотого, жемчужного и лицевого шитья. Их руками вышиты замечательные по красоте церковные облачения: индитий «Голгофский крест», облачение на жертвенник «Несение креста», плащаница «Положение во гроб», – которые и поныне хранятся в собрании Сергиево-Посадского музея.

Одежда на Жертвенник. "Несение Креста". 1796 год

XVIII век

В XVIII веке в обители развернулись большие строительные работы. Вместо деревянной была возведена каменная Никольская церковь, завершилось строительство каменной ограды и северных ворот. Святые ворота в виде монументальной трёхпролетной триумфальной арки, расположенные «с приезду от Троицкия Лавры», построили в 1742–1745 гг., когда монастырь ещё управлялся Лаврой. Отметим, что в 1739 г. Троице-Сергиев монастырь был признан первенствующим в России, а в 1744 г. получил почётное наименование Лавры. Совпадение дат позволяет рассматривать строительство Святых ворот как символический акт, призванный подчеркнуть историческую и духовную связь Покровского Хотькова монастыря и Троице-Сергиевой Лавры.

В 1791 г. над Святыми воротами соорудили надвратный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. Освящал его настоятель Лавры и глава Московской епархии митрополит Платон Левшин. В дальнейшем этот храм стал приходским в Хотьковской округе.

Художник В.И.Соколов

XIX век

В связи со значительным увеличением числа хотьковских насельниц (до 280) митрополит Платон благословил строительство в монастыре нового большого Покровского собора. Крепкие фрагменты стен старого собора были включены в состав кладки нового. Летом 1812 г. строительство прервалось из-за войны с Наполеоном и быстрого приближения вражеских войск к Москве. Осенью 1812 г. отряды французов появлялись даже в окрестностях монастыря.

В 1816 г. закончились работы по отделке и убранству интерьера, и 9 июля архиепископ Дмитровский Августин освятил собор, в котором были устроены два придела: во имя преподобного Сергия и святителя Алексия, митрополита Московского. Стены собора украшала великолепная живопись. Деревянный иконостас был выкрашен в голубой цвет, на котором эффектно выделялись золоченная накладная резьба и колонны. Надгробия над могилами родителей преподобного Сергия в новом соборе, как и в старом, были оставлены в трапезной с правой стороны под деревянным резным золочёным балдахином.

Покровский собор с монастырским кладбищем. XIX век

Старинная сень над мощами преподобных Кирилла и Марии

в Покровском соборе. XIX век

После северных Святых ворот Покровский собор – второе старейшее из сохранившихся сооружение Хотькова монастыря, характерный образец пятиглавого храма эпохи классицизма. Благодаря простой и гармоничной архитектуре он стал главным украшением обители.

Построен собор усердием игуменьи Евпраксии, возглавлявшей монастырь в 1809–1848 гг. и немало сделавшей для его благоустроения. Её рачительная хозяйственная деятельность привлекла внимание щедрых благотворителей, на средства которых возвели и собор, и четырёхъярусную колокольню, и игуменский корпус. А на южной стороне обители построили два корпуса богадельни с арочными воротами между ними и надвратным храмом во имя святителя Митрофана Воронежского. Увеличились земельные владения обители, ей принадлежали мельница, скотный двор и обширный сад на реке Воря.

Храм святителя Митрофана Воронежского. XIX век

Дело укрепления монастыря и совершенствования монашеской жизни продолжила преемница игумении Евпраксии, бывшая Хотьковская благочинная, игумения Магдалина. Современники отмечали её твёрдый волевой характер, настойчивость в достижении поставленных целей. Игумения Магдалина преумножила духовное и материальное наследие своей предшественницы. Особую заботу она проявляла о благочинном устроении жизни в монастыре. Послушниц она стала обучать живописи и иконописи. В игуменском корпусе рядом с общей трапезной были устроены рукодельная мастерская и живописная школа. Большое внимание уделялось совершенствованию богослужебного пения. Матушка следила за тем, чтобы пение и чтение было неспешным и стройным, увеличила число клирошанок. Это обогатило духовную жизнь обители и способствовало её дальнейшему процветанию.

Ростовская финифть. Конец XIX века

Построили новые корпуса для келарских нужд и просторный келейный корпус (часть здания отвели для больницы). Расширились земельные угодья под посевы ржи и овса, появилась собственная рига для молотьбы, продолжало развиваться огородное хозяйство за рекой Пажей с оранжереями и парниками. Благодаря попечению игумении Магдалины у ворот обители возвели двухэтажный странноприимный дом, а дорогу к монастырю замостили камнем.

Примечательно воспоминание Елевферии, старицы Хотькова монастыря, келейницы игумении Магдалины, которое приводит преподобномученик Кронид, последний наместник Троице-Сергиевой Лавры. По оставлении своей обители – Белгородского женского монастыря, после многих скитаний и искушений Елевферия встречает монахиню-старицу, которая отвращает от неё большую беду и приглашает поехать с ней в Хотьков монастырь, уверяя, что матушка игумения примет её к себе в обитель.
По приезде в Хотьков монастырь монахиня и её спутница остановились перед аркой колокольни, на которой было изображение иконы Божией Матери «Знамение». Преклонив колени пред святым образом, юная послушница пламенно стала просить Царицу Небесную, чтобы Она не оставила её без Своего заступничества. Вдруг она увидела, как образ Матери Божией отделился от стены и Она, Пречистая, сошла на землю и стала приближаться к ней. Между тем старушка-монахиня начала торопить её идти к матушке игумении. В силу необходимости девушка поспешила за старицей.

Матушка Магдалина приняла незнакомую девушку в свою обитель и назначила ей послушание. Позже она взяла её к себе в келейницы, и на этом послушании монахиня Елевферия была до самой смерти игумении. Она прожила в Хотьковской обители 60 лет.

В этот период укрепления монастыря и совершенствования монашеского жительства молитвенный подвиг несла известная хотьковская затворница Марфа (схимонахиня Мария), которую, по преданию, навестил преподобный Амвросий Оптинский и беседовал с ней. Она заключилась в затворе в 1825 году и скончалась, не выходя из него, в 1854 году, в 75-летнем возрасте.

Затворница схимонахиня Мария (Марфа Герасимовна).

XIX век

В это же время в обители подвизалась другая подвижница Евдокия, которая несла один из самых трудных подвигов – подвиг юродства.

Молитвенное стояние этих и других подвижниц, талант и мудрость в созидательной деятельности игумений обители снискали ей Божественную благодать, и множество боголюбивых паломников стали притекать под Покров Владычицы, испрашивая благословения и заступничества у преподобных Кирилла и Марии.

Количество насельниц обители значительно возросло, что вызвало затруднения в управлении. До сих пор в монастыре сосуществовала «жизнь общежительная, полуобщежительная и особожитийная», т.е. отдельно по келлиям. В письме к наместнику Троице-Сергиевой Лавры святитель Московский Филарет выражал беспокойство по поводу трудности утверждения общежительного устава для 400 сестер. Игумения Магдалина продолжила преобразование монастыря с особожитийного устава на общежительный, начатое при игумении Евпраксии. Этот процесс завершился при игумении Варсонофии I.

Игумения Варсонофия уделяла большое внимание благотворительной и просветительской деятельности. В 1884 г. была открыта церковно-приходская школа на 50-60 детей из окрестных селений. Школа занимала специально отстроенное двухэтажное здание (сохранилось до настоящего времени) вне ограды, на северной стороне монастыря. А с южной стороны возвели трёхэтажную гостиницу, нижний этаж которой был предоставлен бедным богомольцам, с бесплатным питанием по уставу благотворения преподобного Сергия.


Дом паломника XIX века (на реставрации). Фото 2009 года

Монастырь регулярно жертвовал крупные суммы на содержание духовных училищ, в том числе Дмитров¬ского, через посредство Кирилло-Мефодиевского братства и других благотворительно-просветительских обществ, помогал нуждающимся ученикам и учителям школ и духовных училищ. 30 октября 1876 г. игумения Варсонофия обратилась к митрополиту Московскому Иннокентию с прошением разрешить взять на воспитание в монастырь болгарских девочек, осиротевших во время освободительной войны на Балканах. Разрешение было получено. Через 6 лет, когда девочки уже выросли, обучились различным рукоделиям и смогли начать самостоятельную жизнь, Московская консистория объявила игумении Варсонофии благодарность. Во время войны на Балканах от монастыря шли пожертвования в адрес Красного Креста для помощи раненым и больным воинам.

Обитель не осталась безучастной к горю людей в русско-японскую и в Первую мировую войны: собирали пожертвования в пользу осиротевших детей, средства для общества Красного Креста. В годы Первой мировой войны насельницы монастыря помогали раненым в качестве санитарок.

Насельницы монастыря помогали раненым

в качестве санитарок. XIX век

Монастырь принимал посильное участие в духовной жизни всего великого государства, особенно если это касалось почитания преподобного Сергия Радонежского; так, была пожертвована большая сумма денег на строительство соборного храма в Риге по просьбе Рижского Троице-Сергиева женского монастыря.

Во второй половине XIX века значительно возросло число прихожан Хотьковской обители; множество паломников приезжали сюда в праздничные дни. Никольский храм не мог уже вместить такого количества молящихся, поэтому было принято решение о постройке на его месте нового храма.

XX век

Уже через пять лет возвели огромный величественный собор по проекту архитектора А.А. Латкова. Новый храм, рассчитанный на 2000 человек, впечатлял своими размерами, нарядной внешней отделкой и богатым убранством интерьера. «Московские церковные ведомости» написали о соборе: «...он красивого византийского стиля и увенчан пятью главами с вызолоченными крестами, длина и ширина его 12 сажен , высота 20 сажен , пол сделан из метлахских плит, отопление водяное и устроено в подвальном этаже. В главном храме устроен великолепный иконостас из белого итальянского мрамора с разноцветными колонками и бронзовыми украшениями. В приделах сделаны также мраморные иконостасы о двух ярусах». Примечательно, что Никольский храм был первым в России, который ознаменовал возвращение к русско-византийскому стилю, утерянному в Петровскую эпоху.

Никольский собор,1904 год


Вид Хотькова монастыря в день освящения Никольского собора в 1904 году.
Художник Н. А. Хабаров, 2008 год

В 1932 году закрыли Никольский собор. Благолепный, только что отстроенный храм подвергся жестокому разорению. Плиты редкого мрамора отправили на строительство Московского метрополитена, уничтожили некрополь в крипте собора. В нём расположилась школа комбайнеров. Вскоре взорвали монастырскую колокольню. В игуменском корпусе, где размещались также келлии клирошанок, иконописные мастерские и общая монастырская трапезная, расположился сельхозтехникум. В Покровском соборе обосновался химический цех промкомбината. В 1985 году сильный пожар уничтожил это предприятие, а вместе с ним сгорела и вся оставшаяся прекрасная настенная живопись, выполненная иконописцами Троице-Сергиевой Лавры. В другие здания въехали жители окрестных деревень, получившие от властей разрешение разобрать на бытовые нужды каменную монастырскую ограду. На месте благолепной процветающей обители теперь пребывали разорение и хаос.

Во время торжеств освящения храма никто не мог предполагать, что наша православная держава вступила в эпоху революционных потрясений, разрушивших вековой уклад всей российской жизни. Началось время бед и испытаний и для Хотьковского монастыря. В 1922 году монастырь закрыли, но в храмах еще продолжались службы. Власти оставили монахиням для жительства только здание богадельни, которое не могло вместить всех сестёр, остальные разошлись по окрестным деревням. Монастырь реорганизовали в артель кустарных изделий. Сёстры с большим мастерством изготавливали на экспорт вышитые платки, полотенца, покрывала, игрушки и обучали своему искусству молодых артельщиц. В 1928 году всех насельниц изгнали из монастыря, многих осудили на ссылку в лагеря. Последнюю Игумению Варсонофию II арестовали в 1931 году, она скончалась на этапе в Казахстан.

Последняя игумения Варсонофия II. Фото XIX века

Российские монастыри явились видимым свидетельством глубины катастрофы, которая постигла наше Отечество в этот скорбный период. Но и в разорённый монастырь приходили люди просить помощи и заступничества у преподобных Кирилла и Марии, мощи которых заблаговременно были сокрыты у Покровского храма.

У захоронения мощей преподобных Кирилла и Марии (до открытия монастыря)

Наконец, в 1989 году Покровский собор был передан в ведение Московского Патриархата, и началось возрождение древнейшей национальной святыни. 2 апреля в Крестопоклонную неделю Великого поста совершилась первая Божественная Литургия.

Первую Божественную Литургию совершил архимандрит Герман (Хапугин) в 1989 году.

Он был первым настоятелем Покровского собора до открытия монастыря. Мученически скончался в 2005 году в Вознесенской Давидовой пустыни, где впоследствии служил настоятелем.

1992 год - Возрождение

Покровский Хотьков монастырь. 2006 год

Возрождение обители промыслительно началось в год общецерковного прославления местночтимых святых преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, чудотворные мощи которых вернулись в Покровский собор. Предстательством Пресвятой Богородицы, молитвами преподобных Кирилла и Марии и их сына преподобного Сергия Радонежского, чьё явление в монастыре перед его открытием не раз видели многие люди, обитель вступила в пору своего возрождения. Возвращается благолепие храмов, возрождается и внутренняя монашеская жизнь. С самых первых дней восстановления обитель, получившая статус ставропигиального монастыря, находилась под попечительством Первосвятителя Русской Православной Церкви, Святейшего Патриарха Алексия II. Возрождение и укрепление монастыря совершалось при постоянном его внимании и заботе.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 2006 год

В 1993 году Святейший Патриарх возвёл в сан Игумении матушку Олимпиаду, настоятельницу монастыря, бывшую благочинную Рижского Троице-Сергиевого монастыря, в строительстве которого в период своего расцвета принимала участие Хотьковская обитель.

Вручение игуменского посоха настоятельнице монастыря Матушке Олимпиаде.

Настоятельница монастыря игумения Олимпиада

Матушка Олимпиада вместе с игуменским жезлом получила в управление полуразрушенный разорённый монастырь. И если в древние времена монашеская жизнь созидалась в пустынных местах, то теперь её предстояло возрождать на развалинах былого величия. Обращение русских людей к монашеской жизни не прекращалось ни в один из периодов нашей истории. Возрождённые обители и сейчас влекут к себе людей, жаждущих Евангельского жительства, чтобы, оставив земные попечения, соприкоснуться с вечностью, с высокой Божественной правдой.

Монашеский постриг


Передача опыта


Игумения Олимпиада с преподавателями и детьми Воскресной школы

На огороде

В пекарне


Сенокос

В иконописной

По милости Божией возобновилась монашеская жизнь и в Хотьковском монастыре. Много трудов несут сёстры с Матушкой Игуменией, чтобы восстановить прежнее благолепие поруганного монастыря и его духовные богатства, которыми он щедро делился с каждым приходящим, становясь центром религиозно-нравственного воспитания, христианского просвещения и благотворительности. При монастыре действует воскресная школа, и уже 15 лет существует пансион для девочек. Открыта большая библиотека духовной литературы для жителей города. Следуя прежней традиции благотворения, сёстры взяли на попечение дом престарелых и детское отделение Московской областной психиатрической лечебницы. В большие церковные праздники они навещают инвалидов, ветеранов труда и многодетные семьи.

Матушка Игумения с детьми


Современный вид монастыря

2009 год - Время Святейшего Патриарха Кирилла

В 2009 году наследие Русской Православной Церкви, небольшой частицей которого является и Покровская обитель, принял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В Великую Среду на Страстной Седмице Первосвятитель впервые посетил Хотьков монастырь. Литургия Преждеосвященных Даров была совершена в Покровском соборе. Святейшему Патриарху сослужили архиепископ Сергиево-Посадский Феогност с братией Лавры, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, духовенство Покровского монастыря и Москвы.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

В своем слове Святейший Патриарх Кирилл сказал, что очень радостно видеть в храме много детей. Воспитанные в Православии дети, наши наследники, понесут дальше свет веры, особую христианскую любовь – за ними возрождение России. Святейший Владыка поблагодарил Матушку Игумению Олимпиаду за нелегкий труд по организации монастырского пансиона для девочек. (В 2015 году пансиону исполнилось 15 лет.) Его Святейшество высказал пожелание, чтобы все монастыри возрождали исконно русскую, православную традицию – воспитания детей при обителях. В истории России было немало случаев, когда выходцы из монастырских школ становились выдающимися политическими и общественными деятелями, а также были святыми подвижниками и учеными монахами. Святейший Владыка также уделил внимание монашеской жизни. По словам Его Святейшества, самым трудным из трех основных монашеских обетов – безбрачия, нестяжания и послушания – для сознания современного человека является обет послушания. «Но послушание не ограничивает человеческой свободы. Послушание Церкви – это свободная передача своей воли Господу».

Слово благодарности от Святейшего Патриарха Кирилла услышали также все паломники и благотворители, жертвующие свои средства на восстановление монастырей и храмов. «Вашими трудами, – отметил Предстоятель, – возрождается образ Святой Руси».

Святейший Патриарх Кирилл на проповеди. 2010 год

11 марта 2012 года в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, в Покровском Хотькове монастыре впервые была совершена хиротония во епископа. В Покровском соборе Святейший Патриарх Кирилл возвел в сан епископа Ордынского и Карасукского архимандрита Филиппа (Новикова). Насельницы и гости обители с радостью и благоговением участвовали в Божественной Литургии.

Святейший Патриарх Кирилл у мощей преподобных Кирилла и Марии. 2012 год


Святейший Владыка на Божественной Литургии в Покровском соборе обители.

Так в радостях и трудах продолжается возрождение обители родителей преподобного Сергия, всё больше людей притекает к древнейшей святыне, чтобы найти себе утешение и испросить у преподобных Кирилла и Марии помощи и укрепления. Созидание доброго христианского уклада в семье – главный подвиг для православных мирян, который требует великого терпения, кротости, самопожертвования. Среди окружающего духовного разорения совершить его можно только под покровом Всевышнего. Преподобные Кирилл и Мария встали после своего успения на небесное служение – быть покровителями семейной и монашеской жизни, научая нас духовной связи с родителями, со своей землей, с любимой Отчизной. Восстановление благочестивой семьи, освященной, проникнутой духовными традициями, обращение многих наших соотечественников к монашеству напоминает нашему российскому обществу о вечном образе Святой Руси.

Икона преподобных Кирилла и Марии с преподобным Сергием

Город Суздаль - один из древнейших городов России, имеет насыщенную крупными событиями почти тысячелетнюю историю. Архитектурный ансамбль города, складывавшийся на протяжении веков, сохранил многочисленные памятники древнего зодчества, великолепные архитектурные комплексы, увековечившие в камне историю Суздаля, тесно связанную с историей русского государства, с его богатейшей культурой.

Замечательное архитектурное наследие Суздаля уже давно превратило этот небольшой город в своеобразный и неповторимый заповедник - архитектурный музей под открытым небом. Город-музей древнерусского зодчества представляет собой градостроительный ансамбль, полный национального своеобразия, неувядаемой с веками красоты.

Памятники зодчества Суздаля, подобно народному эпосу, былинным сказаниям, донесли до нас подлинность художественного языка мастера-творца, в них зримо выступают художественные идеалы глубокой старины. Здесь ощущаешь непосредственно живую связь поколений; талантливые русские мастера создали на суздальской земле великолепные сооружения - страницы каменной летописи, позволяющей нам почувствовать себя частью истории нашей огромной и прекрасной Родины, реально ощутить поступь веков в их развитии.

Памятники архитектуры и достопримечательности Суздаля

Суздаль – это жемчужина «Золотого кольца России». Город уникален своим ландшафтом, планировкой, старинной застройкой, а также практически полностью сохранившимся архитектурным ансамблем церквей, колоколен и монастырей. Они представляют особую ценность и интерес для гостей города. На сайте собраны фотографии абсолютно всех памятников архитектуры и достопримечательностей Суздаля. Вы можете увидеть, как выглядит город в разные времена года. В разделе присутствуют фотоснимки, сделанные с вертолета. Рядом с фотографиями вы найдете исчерпывающую и максимально точную информацию о каждом памятнике архитектуры.

Ежегодные фестивали и праздники Суздаля

Многочисленные массовые праздники Суздаля – яркая страничка жизни сегодняшнего города и повод приехать сюда. В разделе представлены фотографии с ежегодных праздников проводимых в городе, таких как, Рождественские гуляния, Гусиные бои, Масленица, Фестиваль анимационного кино, Ночь в музее, Троица и Праздник Ремесел, Фестиваль Суздаль стародавний, Праздник Огурца, Иван Купала, Праздник Лаптя, День города , Яблочный спас, Фестиваль медовухи, Евфросиньевская ярмарка, День народного единства. Если вы собираетесь посетить Суздаль на праздник, то можете посмотреть и почитать о том, как он проходил в прошлые годы.

Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Суздаль – давно известный во всем мире центр туризма. Город посещает ежегодно примерно миллион российских и иностранных гостей. Привлекает любителей старины не только древний ландшафт Суздаля, его органично сочетающиеся с природой архитектурные достопримечательности, но и многочисленные высоконаучные и крайне разнообразные экспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Экспозиции музея открыты в лучших архитектурных памятниках Суздаля. Выставки сконцентрированы в трех крупных музейных комплексах – кремле, Спасо-Евфимиевом монастыре и музее деревянного зодчества. В данном разделе вы сможете увидеть фотографии всех экспозиций и ознакомиться с режимом их работы и ценами на билеты.

В разделе представлены старые фотографии Суздаля начала и первой половины ХХ века. Тут вы найдете городские пейзажи вековой давности, архивные фотографии церквей, в том числе разрушенных в ХХ веке и не сохранившихся до наших дней, а также фото исторических событий, имевших место в городе. Отдельная страница посвящена старым цветным фотоснимкам известного русского фотографа Прокудина-Горского. Вы сможете увидеть, как изменился город Суздаль за последние 100 лет. Все фото сопровождаются краеведческими заметками и фактами из истории города.

Тысячи туристов ежегодно приезжают в Суздаль, постигая его историю, любуясь памятниками архитектуры, городской средой, и уезжают, совсем не подозревая, что рядом, совсем рядом существует не менее интересный мир суздальской земли, суздальской округи. Исторически сложилось так, что Суздаль никогда не был сам по себе; ведь не случайно возникло понятие «Суздальская земля», включающее в себя всю округу. В этом разделе, помимо получивших мировую известность памятников белокаменного зодчества в Кидекше и Боголюбово, собраны фотографии всех сельских храмов.

© Владимир Сухов , Павел Сухов . При использовании материалов сайта, ссылка на www.сайт строго обязательна.