Можно ли изображать на иконе живых людей? Почему мы называемся православными христианами. О святых иконах

Вы когда-нибудь встречали термин «адописная икона»? Уже одно название настораживает. Так и есть, ведь это изображение связано с нечистой силой и соответственно с отрицательной энергетикой. В наше время такие образы считаются легендарными, поскольку они не дошли до нашего времени. Но о том, что такое адописные иконы, кого на них изображали, какую опасность несли в себе такие «картины» читайте далее.

Откуда мы знаем об адописных изображениях?

Что такое адописная икона? По своему внешнему замыслу она должна не отличаться от обычного православного образа. Но под верхним слоем краски с ликом Христа, святого или Богородицы якобы прятались отнюдь не благочестивые изображения: дорисованные рога, гримасы.

Такое изображение в наше время считается легендарным, так как до нас не дошло ни одного подлинника. Все, что мы знаем, — легенды и предания. Но рассказы о подобных изображениях встречаются и в художественной литературе, и даже в житиях святых.

О чем говорит житие Василия Блаженного?

В житийной литературе адописная икона впервые встречается в житии Василия Блаженного. Однажды этот святой бросил камень в образ на Варварских вратах, который почитали за чудотворную икону Богородицы. Но когда камень разбил стекло и повредил верхний слой краски, стало видно, что пряталось под спудом.

Уже в ХІХ веке писатель Николай Лесков, наслышанный о легендарных изображениях, включил в сюжет своего произведения «Запечатленный ангел» рассказ об адописном образе.

Протест против натурализма в иконографии?

Некоторые историки считают, что адописное изображение могло распространиться и в среде староверов. Это была своего рода акция протеста против фряжского письма, пришедшего с Европы и изображавшего Богородицу и святых слишком натуралистично. Если это соответствует действительности, то подобный протест вряд ли назовешь удачным.

Но многие искусствоведы полагают, что адописная икона как способ искусно обмануть людей вообще не существовала, так как в материальном виде она не дошла до наших дней.

Зато изображения бесов все же встречаются в православной иконографии. Самый яркий образ — картины Страшного суда, прохождение мытарств, также сюжеты из жизни некоторых святых: Георгий Победоносец убивает змия, чудо Феодора Тирона и другие.

При чем здесь экстрасенсы?

Если же предположить, что адописные изображения все же существовали, то для чего же они создавались?

Чтобы ввести людей в соблазн: если с помощью иконы верующие обращаются к изображенному на ней, то с кем тогда люди общаются перед адописным изображением?

Встречаются рассказы и о втором варианте обмана людей — с помощью ясновидцев, которые в своих практиках используют «иконы». Некоторые люди считают, что «целители» обращаются к исковерканным образам. Адописная икона прячется за традиционным православным ликом, а перед ней «молится» бабка. Люди, видя эту внешнюю атрибутику, доверяют какой-то потомственной ведунье, ведь она же молится перед образами! На самом деле она обращается к далеко не светлым силам и только внешне маскируется под благодетельницу.

Правда, поверить в такой сценарий вы можете только на словах, так как реальные доказательства отсутствуют.

Рассказ о черной иконе использовался и в одном выпуске телевизионного шоу с экстрасенсами. Но в этот раз ясновидящих показали не как виновников, а как добродетелей. Экстрасенсы якобы определили, что виной всех бедствий в одной семье есть черная икона, перешедшая еще от прадеда.

Верить или не верить экзотическим рассказам без веских доказательств — читатель решит сам.

Без лишней паники

Во время прочтения статьи может возникнуть вопрос: а может ли сегодня в каком-то храме находиться замаскированная адописная икона, которую верующие почитают за чудотворную?

Вспомним еще раз историю с Василием Блаженным, через которого Господь раскрыл смысл злочестивого образа. Неужели бы в наше время, если бы возникла необходимость, Бог не открыл правду через какого-то праведного человека?

Более того, исследователи считают легенды и предания о черных иконах лишь баснями, не подкрепленными реальными примерами.

Предлагаем вам посмотреть краткое видео о том, почему же православные чтят святые иконы и мощи:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

По своему содержанию каждая икона антропологична. Нет ни одной иконы, на которой не был бы изображен человек, будь то Богочеловек Иисус Христос, Пресвятая Богородица или кто-либо из святых. Исключение составляют лишь символические изображения, а также образы Ангелов (впрочем, даже Ангелы на иконах изображаются человекоподобными). Не существует икон-пейзажей, икон-натюрмортов. Ландшафт, растения, животные, бытовые предметы — все это может присутствовать в иконе, если того требует сюжет, но главным героем любого иконописного изображения является человек.

Икона — не портрет, она не претендует на точную передачу внешнего облика того или иного святого. Мы не знаем, как выглядели древние святые, но в нашем распоряжении имеется множество фотографий людей, которых Церковь прославила в лике святых в недавнее время. Сравнение фотографии святого с его иконой наглядно демонстрирует стремление иконописца сохранить лишь самые общие характерные особенности внешнего облика святого. На иконе он узнаваем, однако он иной, его черты утонченны и облагорожены, им придан «иконный» облик.

Икона являет человека в его преображенном, обоженном состоянии. По словам архимандрита Зинона, икона есть «явление преображенной, обоженной твари, того самого преображенного человечества, которое в Своем лице явил Христос». Л. Успенский подчеркивает:

Икона есть образ человека, в котором реально пребывает попаляющая страсти и всеосвящающая благодать Духа Святого. Поэтому плоть его изображается существенно иной, чем обычная тленная плоть человека. Икона — трезв енная, основанная на духовном опыте и совершенно лишенная всякой экзальтации передача определенной духовной реальности. Если благодать просвещает всего человека, так что весь его духовно-душевно-телесный состав охватывается молитвой и пребывает в божественном свете, то икона видимо запечатлевает этого человека, ставшего живой иконой, подобием Бога.

Согласно библейскому откровению, человек был создан по образу и подобию Божию (см.: Быт 1, 26). Через грехопадение образ Божий в человеке был помрачен и искажен, хотя и не был полностью утрачен. Падший человек подобен потемневшей от времени и копоти иконе, которую необходимо расчистить для того, чтобы она засияла в своей первозданной красоте. Это очищение происходит благодаря воплощению Сына Божия, Который «оскверншийся образ в древнее вообрази», то есть восстановил оскверненный человеком образ Божий в его первозданной красоте, а также благодаря действию Духа Святого. Но и от самого человека требуется аскетическое усилие для того, чтобы благодать Божия не была в нем тщетна, чтобы он был способен вместить ее. Христианская аскеза есть путь к духовному преображению. И именно преображенного человека являет нам икона. Православная икона в той же мере является учительницей аскетической жизни, в какой она научает догматам веры. Иконописец сознательно делает руки и ноги человека более тонкими, чем в реальной жизни, черты лица (нос, глаза, уши) более удлиненными. В некоторых случаях, как, например, на фресках и иконах Дионисия, изменяются пропорции человеческого тела. Все эти и многие другие художественные приемы подобного рода призваны передать то духовное изменение, которое претерпевает человеческая плоть благодаря аскетическому подвигу святого и преображающему воздействию на нее Святого Духа.

Плоть человека на иконах разительно отличается от плоти, изображаемой на живописных полотнах: это становится особенно очевидным при сопоставлении икон с реалистической живописью Ренессанса. Сравнивая древнерусские иконы с полотнами Рубенса, на которых изображена тучная человеческая плоть во всем ее обнаженном безобразии, Е. Трубецкой говорит о том, что икона противопоставляет новое жизнепонимание биологической, животной, звероподобной жизни падшего человека. Главное в иконе, считает Трубецкой, — «радость окончательной победы Богочеловека над зверочеловеком, введение во храм всего человечества и всей твари». Однако, по мнению философа, «к этой радости человек должен быть подготовлен подвигом: он не может войти в состав Божьего храма таким, каков он есть, потому что для необрезанного сердца и для разжиревшей, самодовлеющей плоти в этом храме нет места: и вот почему иконы нельзя писать с живых людей».

Икона, продолжает Трубецкой, есть «прообраз грядущего храмового человечества». Поскольку же «этого человечества мы пока не видим в нынешних грешных людях, а только угадываем, икона может служить лишь символическим его изображением». Что означает «истонченная телесность» иконных персонажей? — спрашивает Трубецкой:

Это — резко выраженное отрицание того самого биологизма, который возводит насыщение плоти в высшую и безусловную заповедь. Ведь именно этой заповедью оправдывается не только грубо-утилитарное и жестокое отношение человека к низшей твари, но и право каждого данного народа на кровавую расправу с другими народами, препятствующими его насыщению. Изможденные лики святых на иконах противополагают этому кровавому царству самодовлеющей и сытой плоти не только «истонченные чувства», но прежде всего — новую норму жизненных отношений. Это — то царство, которого плоть и кровь не наследует.

Святой на иконе лишен тех телесных, плотских характеристик, которые могли бы вызвать у зрителя страстные мысли или ассоциации. В значительной степени этому способствует то, что на большинстве икон тело святого полностью покрыто одеждой, которая пишется по особым правилам: она не подчеркивает контур тела, а скорее лишь символически обозначает его. В некоторых случаях святой может быть представлен полностью или почти полностью обнаженным. «В иконографии фигура в одежде выглядит не более благочестиво, чем фигура без одежды, — отмечает современный богослов. — Здесь все приводит в священный трепет, потому что изнутри является святым, первозданным и непорочным».

Икона святого показывает не столько процесс, сколько результат, не столько путь, сколько пункт назначения, не столько движение к цели, сколько саму цель. На иконе перед нами предстает человек не борющийся со страстями, но уже победивший их, не взыскующий Царства Небесного, но уже достигший его. Поэтому икона не динамична, а статична. Главный герой иконы никогда не изображается в движении: он или стоит, или сидит (исключение составляют житийные клейма, где святой, как уже отмечалось выше, может быть изображен в движении). В движении изображаются также второстепенные персонажи, например волхвы на иконе Рождества Христова или герои многофигурных композиций, имеющих заведомо вспомогательный, иллюстративный характер.

По той же причине святой на иконе никогда не пишется в профиль, но почти всегда в фас или иногда, если того требует сюжет, в полупрофиль (в трехчетвертном обороте). В профиль изображаются только лица, которым не воздается поклонение, т.е. либо второстепенные персонажи (опять же волхвы), либо отрицательные герои, например Иуда-предатель на Тайной Вечери. Животные на иконах тоже пишутся в профиль. Конь, на котором сидит святой Георгий Победоносец, изображен всегда в профиль, так же как и змий, которого поражает святой, тогда как сам святой развернут лицом к зрителю.

Та же причина — стремление показать человека в его обожен-ном, преображенном состоянии — заставляет иконописцев воздерживаться от изображения каких-либо телесных дефектов, которые были присущи святому при жизни. Человек, у которого не было одной руки, на иконе предстает с двумя руками, слепой предстает зрячим, и носивший очки на иконе их «снимает». С закрытыми глазами на древних иконах изображались не слепые, а мертвые — Божия Матерь в сцене Успения, Спаситель на кресте. Феофан Грек изображал с закрытыми глазами, с глазами без зрачков или вовсе без глаз некоторых аскетов и столпников, но все они при жизни были зрячими: изображая их таким образом, Феофан, как кажется, хотел подчеркнуть, что они полностью умерли для мира и умертвили в себе «всякое плотское мудрование».

По учению отцов Церкви, после воскресения мертвых люди получат свои прежние тела, но обновленные и преображенные, подобные телу Христа после того, как Он воскрес из мертвых. Новое, «прославленное» тело человека будет световидным и легким, однако оно сохранит «образ» того материального тела, которым человек обладал в земной жизни. При этом никакие недостатки материального тела, как, например, различные увечья или признаки старения, не будут ему присущи. Точно так же и икона должна сохранять «образ» материального тела человека, но не должна воспроизводить телесные недостатки.

Икона избегает натуралистического изображения боли, страданий, она не ставит целью эмоционально воздействовать на зрителя. Иконе вообще чужда всякая эмоциональность, всякий надрыв. Именно поэтому на византийской и русской иконе «Распятия», в отличие от ее западного аналога, Христос изображается умершим, а не страждущим. Последним словом Христа на кресте было: «Свершилось» (см.: Ин 19, 30). Икона показывает то, что произошло после этого, а не то, что этому предшествовало, не процесс, а итог: она являет свершившееся. Боль, страдания, агония — то, что так привлекало в образе Христа страждущего западных живописцев эпохи Ренессанса, — все это в иконе остается за кадром. На православной иконе «Распятия» представлен мертвый Христос, но Он не менее прекрасен, чем на иконах, изображающих Его живым.

Иконный лик никогда не отражает то или иное эмоциональное состояние, будь то радость или скорбь, гнев или боль. Лик Христа в сцене изгнания торгующих из храма так же невозмутим, как и на Фаворе, на Тайной Вечери, в Гефсиманском саду, на суде Пилата, на Голгофе. Архимандрит Василий, игумен афонского Иверского монастыря, отмечает:

Лик Господа не больше сияет на иконе Преображения, чем на любой другой иконе... Изображение на иконах Господа, восседающего на молодом осле и вьезжающего в Иерусалим накануне Своих страданий, спокойно и по-божественному умиротворенно. И позже, когда во дворе архиерейском Он претерпевает издевательства и насмешки, Он сохраняет то же самое невозмутимое спокойствие... На кресте Он сохраняет ту несуетную вечную славу, которую Он имел прежде бытия мира (Ин 17, 5). На кресте Православная Церковь видит Его как Царя славы. И, наконец, когда Он воскресает, перед нами возникает все тот же тихий и — можно даже дерзнуть сказать — скорбный лик.

Главным содержательным элементом иконы является ее лик. Древние иконописцы отличали «личное» от «доличного»: последнее, включавшее фон, ландшафт, одежды, нередко поручалось ученику, подмастерью, тогда как лики всегда писал сам мастер. К «личному» всегда подходили с особой тщательностью, и эта часть труда иконописца ценилась особенно высоко (если икона писалась на заказ, за «личное» могла устанавливаться отдельная, более высокая плата). Духовным центром иконного лика являются глаза, которые редко смотрят прямо в глаза зрителя, но и не направлены в сторону: чаще всего они смотрят как бы «поверх» зрителя — не столько ему в глаза, сколько в душу.

«Личное» включает не только лик, но и руки. В иконах руки часто обладают особой выразительностью. Преподобные отцы нередко изображаются с поднятыми вверх руками, причем ладони обращены к зрителю. Этот характерный жест, — как и на иконах Пресвятой Богородицы типа «Оранта», — является символом молитвенного обращения к Богу. В то же время он указывает на отторжение святым мира сего со всеми его страстями и похотями.

Введение во храм Пресвятой Богородицы. XVIII век Walters Art Museum

На иконах Рождества Христова лежащую Богоматерь изображают крупнее, чем сидящего поблизости Иосифа, беседующего с ним пастуха и волхвов, которые везут Младенцу дары. На иконах Рождества Богородицы ее мать, Анна, больше своего мужа, Иоакима, и окружающих ее слуг. Иконописцы нередко увеличивают центральную фигуру, и дело тут не в реальном росте и не в пер-спективе, а в статусе персонажа. Большой размер говорит нам о значимости изображенной фигуры, указывает, что это главное действующее лицо, вокруг которого располагаются второстепенные герои визуального рассказа. Но бы-вает и по-другому. Например, на иконах «Введение во храм Пресвятой Бого-родицы» главный персонаж, Мария, гораздо ниже, чем другие люди. В данном случае уменьшение указывает на возраст: Богородицу отдали в храм еще ребен-ком По преданию, которое восходит к апокрифам, родители Богородицы, Иоаким и Анна, до преклонного возраста не имели детей. Когда Господь внял их молитве и послал им ребенка, они решили посвятить его Господу. Как только Марии исполнилось три года, родители отдали ее в Иерусалимский храм, где она жила до 12 или 14 лет, после чего обручилась с Иосифом и перешла в его дом. . Изредка иконописцы изображают крупно не всю фи-гу-ру, а только ее значимую часть — к примеру, благословляющую руку или глаза, обращен-ные к молящимся. Такая диспропорция позволяла сделать акцент на ключевых деталях и привлечь к ним внимание зрителя.

2. Цвет: красный, черный, золотой

Спас на престоле с избранными святыми. Новгород, конец XIII — начало XIV века. Государственная Третьяковская галерея Getty Images

В иконографии многие цвета наделяются особым смыслом и помогают автору донести определенную мысль. К примеру, золотой — цвет небесного мира, божественного сияния. Золотом чаще всего пишут нимбы святых, золотым бывает и фон иконы: сакральный образ похож на открывшееся для зрителей окно, за которым светится рай. Следуя той же логике, в европейской религи-озной живописи до эпохи Ренес-санса золотым часто делали фон картины или резного изображения.

У красного много значений. Новгородцы любили красный фон и использовали его так же, как золотой, изображая сияние иного мира. Красны-ми, пламенею-щими изображали огненных серафимов Серафимы — шестикрылые духи, окружающие Бога, впервые упомянуты в ветхозаветной Книге пророка Исайи. В христианской тра-диции считались высшими, пламенею-щими ангелами. , а иногда и других ангелов. Часто того же цвета — одежды Христа: это знак человеческой природы Спасителя, принятых им страданий и мук. Одновременно это цвет Пасхи, воскресения (на Пасхе и Светлой седмице в церкви используют красные свечи, священники облачаются в красные одежды, яйца красят в красный цвет).

Черные и реже серые — чаще всего бесы и грешники. Падшие ангелы на иконах бывают похожи на небесных духов, но почерневших, потускневших, утрати-вших небесное сияние (так они описаны во многих христианских текстах). Наконец, черный в сочетании с красным активно применялся для изображения преисподней. Здесь черный и красный обозначают две главные стихии ада — кромешную тьму и пламя геенны.

3. Профиль или анфас?

Святой Никита с бесом. XVI век. Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей Getty Images

Христос, Богоматерь, святые и ангелы на иконах почти всегда изображаются анфас. Икона прежде всего нужна, чтобы ей молиться, и неудивительно, что централь-ный персонаж обращен лицом к молящимся, а его рука сложена в благослов-ляющий жест. Даже если изображенный человек совершает какое-то действие (идет, бежит, общается с другими героями и т. п.), его, как правило, изобра-жают не в профиль, а в три четверти: голова развернута не полностью, и второй глаз остается виден зрителю. Профильный ракурс показывает только половину лица и один глаз — это могло восприниматься как «ущербный», неполноцен-ный образ, который не подходит положительному герою. Святые бывают повернуты в профиль очень редко — к примеру, так писали апостола Павла, склонившего-ся над одром Богородицы на иконах Успения.

Негативных персонажей, демонов и грешников, наоборот, чаще всего изобра-жали в профиль. Однако, изображая дьявола или бесовского князя, древнерус-ский мастер нарушал негласное правило и разворачивал его анфас: централь-ный или иерархически значимый персонаж (даже отрицательный) должен быть показан зрителю максимально полно.

4. Небеса и чудеса

Чудо святого Георгия о змие. Вологодская область, XVII век Государственный Эрмитаж

В верхней части иконы часто можно заметить полукруг. Иногда из него появляется кисть руки — она сложена в благословляющий жест, держит весы или множество человеческих фигурок. Иногда оттуда изливаются лучи и даже языки огня. Иногда в этот полукруг возносятся ангелы или души людей (к при-меру, душа Богородицы на некоторых иконах Успения). Эта простая геометри-ческая фигура обозначает Небеса, обитель Бога. Являющаяся оттуда рука с весами — «мерило праведное», образ суда над человеческими душами. Рука с фигурками — образ спасения, десница Господня с душами праведников. Наконец, благослов-ляющая десница, как и лучи, изливающиеся с Небес, симво-лизирует действие Божьей благодати. Часто такой образ появляется на иконах с чудесами святых, к примеру в «Чуде Георгия о змие» этот визуальный ком-ментарий означает, что чудо произошло по воле Бога, а не силами самого человека. Точно так же может демонстрироваться и наказание, посланное людям свыше, — из-за этого, например, получается, что изобра-жение с убивающими людей бесами сопровождается символом Небес.

5. Нимб

Спас Вседержитель. Купол церкви Спаса Преображения в Великом Новгороде. Работа Феофана Грека. 1378 год Bridgeman Images / Fotodom

Спас в силах. Икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Вологодская область, XVI век Getty Images

Нимб — главный знак святости на иконах. Святых на Руси крайне редко изображали без этого важнейшего атрибута. Однако в евангельских сценах (Тайная вечеря, арест Христа в Гефсиманском саду и др.) апостолы обычно лишены нимбов. Это означает, что до воскресения Спасителя они были еще простыми людьми, которым лишь предстояло стать великими святыми. А вот на последней иконе евангельского цикла, «Сошествие Святого Духа», где уче-ники Христа принимают свыше дар говорения на языках и становятся апосто-лами в полном смысле слова, нимбы уже венчают их головы.

Самого Христа наделяли так называемым крещатым нимбом, на котором виден геометрически расчерченный крест — символ страстей, воскресения и спасе-ния. Бога-Отца (хотя его изображения в человеческом облике признавали неканоничными, начиная с XVI века они все равно стали широко распростра-нены) наделяли восьмиконечным нимбом: два перекрещенных ромба — синий и красный — означали мир земной и мир небесный, созданные Творцом. Наконец, фигуры Саваофа, Святого Духа и Христа (не считая сцен его земной жизни) на иконах иногда очерчивали вытянутым миндалевидным осиянием, которое называют мандорлой (от итал. mandorla — «миндалина»), или круглым осиянием-славой. Это указывало на свет, благодать и силу, изливаемые Богом.

6. Борода

Богач в аду. Фрагмент росписи собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. XIV век Getty Images

Бороду на Руси считали важнейшим атрибутом взрослого мужчины. Брадо-бритие осуждалось как грех: нельзя изменять образ Божий (Творец наградил мужчин бородой, Христос носил бороду), уподобляться женщинам, лишать себя важного знака мужского начала и власти. Неудивительно, что почти все святые мужи изображались на иконах бородатыми. Отсутствие бороды может означать юный возраст святого — так, убитых по приказу Святополка князей братьев Бориса и Глеба легко отличить друг от друга именно по этому признаку: юноша Глеб, в отличие от старшего Бориса, бороды не носит.

Бесплотные духи, ангелы и демоны, разумеется, не имеют пола, и, соответ-ственно, у них не должно быть растительности на лице. А вот у дьявола иногда появляется борода. Это знак иерархического главенства: как и разворот анфас или более крупный размер, борода позволяет выделить дьявола в преисподней или отличить предводителя от окружающих его простых демонов.

7. Знамена

Чудо от иконы «Богоматерь Знамение» (Битва новгородцев с суздальцами). Новгород, XV век. Государственная Третьяковская галерея Getty Images

На многих иконах и миниатюрах изображены сражения и битвы. Войска на-падают и отступают, над головами воинов возвышаются копья и развеваются знамена разных форм и цветов. Важно обратить внимание на то, куда реет флаг: в ту же сторону движется войско. Так, на некоторых изображениях понятно, какое из столкнувшихся войск победило, а какое было разбито: знамена проигравших обращены назад, показывая, что скоро они бросятся в бегство.

8. Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный. Ярославская область, XIII век. Государственная Третьяковская галерея Getty Images

В православном искусстве широко распространены иконы и фрески, изобра-жающие платок с ликом Христа. Такие образы называются «Спас Нерукотвор-ный», «Чудотворный убрус»  Убрус — полотенце, плат. или «Мандилион» Мандилион — с греч. «платок, плащ». . Здесь изображен не сам Христос, а его образ, чудесным образом отпечатавшийся на платке эдесского царя Авгаря. По легенде, больной царь послал художника, чтобы тот нарисовал и принес ему образ Христа, но Иисус, заметив старания художника, омыл лицо, отер тканью, и на ней отпечатался его лик (лицо Христа было мокрым, поэтому иногда образ называют «Спас „Мокрая Брада“»). Этот убрус принесли Авгарю, и позже он исцелился от болезни. Чудесный плат стал фактически первой иконой Спасителя — причем созданной не чело-ве-ком, а самим Богом. Надо отметить, что у легенды о царе Авгаре есть близ-кие аналоги: в Западной Европе была популярна схожая история о платке свя-той Вероники; нерукотворным образом Христа считалась Туринская плаща-ница Туринская плащаница (итал. Sindone di Torino) — льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса после его смерти. Хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине. Согласно исследованиям, прове-денным с использованием радиоуглеродного анализа, настоящий возраст плащаницы — 650-750 лет. .

9. Тетраморфы, или Звери с нимбами


Апостол Лука. Роспись церкви Святого Георгия в Вело-д’Астико, Италия. XV век Getty Images

В храмовых росписях и на иконах часто изображают тельца, льва и орла с ним-бами. Рядом с ними — четвертый персонаж, крылатый человек, похожий на ан-гела. Эти фигуры пришли из библейских текстов. В видении пророка Иезекии-ля рассказано о тетраморфах — фантастических зверях, которые были похожи сразу на четырех земных созданий: у каждого из них были лица человека, льва, тельца и орла и четыре крыла. Позже четыре зверя с теми же лицами, уже по отдельности, упоминаются в Откровении апостола Иоанна — Апокалипсисе:

«…и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполнен-ных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет».

Откр. 4:6-8

Уже со II века н. э. богословы начали отождествлять этих зверей с четырьмя апостолами-евангелистами. Самой популярной трактовкой в Европе, а затем и на Руси оказалось объяснение святого Иеронима, отталкивавшегося от фраг-ментов разных Евангелий: человек — Матфей, лев — Марк (отсюда крылатый лев на колонне площади Святого Марка в Ве-не-ции); телец — Лука, а орел — Иоанн. В VII веке папа Григорий Великий писал, что четыре зверя символи-зируют также самого Христа, который родился, как человек, принял смерть, как жертвенный телец, при воскресении был львом и вознесся, как орел.

Источники

  • Бенчев И. Иконы ангелов. Образы небесных посланников.
  • Овчинников А. Символика христианского искусства.

Святые иконы.

Зачем молятся перед ними. Какие они бывают.

Как правильно прикладываются к иконам

Православие называет иконы «Милосердие Божие».

Икона , или образ – это изображение Самого Бога, или Божией Матери, ангелов, святых угодников. Изображение это надо обязательно осветить святой водой: через это самое освящение иконе передается благодать Святого Духа, и тогда икона почитается людьми как святая. Иконы так же могут быть чудотворными (о чудотворных иконах подробнее можно прочитать в статье - ), чрез которые благодать Божия, которая в них пребывает, проявляет себя даже чудесами - исцеляет больных, к примеру.

Сам Спаситель когда-то дал нам Своё изображение. Он умылся и отёр пречистый лик Свой полотенцем и так чудесным образом Его изображение появилось на том полотенце для больного князя Авгаря. Когда же больной князь помолился перед этим нерукотворным изображением (образом) Спасителя, то сразу исцелился от болезни своей.

Молясь перед иконою, нам надо помнить, что икона – это всё же не Сам Бог, угодник Божий, а только изображение Бога или угодника Его. Именно поэтому надо не иконе нам молиться, а к Богу обращаться, или святому, который изображен на ней.

Святая икона - это как священная книга, только в священной книге человек благоговейно читает слова Бога, а на святой иконе - благоговейно созерцает святые лики, которые, как и Божие слово, поднимают наш ум к Богу и Его святым и воспламеняют наше сердце любовью к нашему Творцу и Спасителю.

Кого и в каком виде изображают на иконах?

Православный христианин должен знать, кто изображен на иконе. И не только знать, кто именно, но и понимать - почему именно в таком виде.

Бог – Дух невидимый, однако он являлся святым людям видимым образом. Эти образы, конечно, могли быть разными. Именно поэтому на иконах изображают Бога в том виде, в котором Он являлся кому-то.


Пресвятую Троицу обычно изображают
в виде трёх ангелов, которые сидят за столом. Это потому,
что именно так Господь явился некогда Аврааму. А чтобы нагляднее представить духовность явившихся Аврааму, мы изображаем их (ангелов) иногда и с крыльями.


Каждое из лиц Пресвятой Троицы отдельно обычно изображают так:

1) Бог Отец – в виде старца, потому что Он именно так являлся некоторым пророкам;

2) Бог Сын изображается таким, каким Он был, когда для того, чтобы спасти нас, пришел на землю и стал человеком. Таких образов множество: младенец на руках у Божией Матери, учащий народ, совершающий некоторые чудеса, преображающийся, страдающий на кресте, лежащий во гробе, воскресший и, наконец, вознёсшийся;

3) Бог Дух Святой обычно изображают в виде голубя: так Он показал Себя во время крещения
Спасителя во Иордане от Иоанна крестителя; или же в виде огненных языков: ведь так Он сошел и стал видим, когда сошел на святых апостолов на пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа.

Зачем молятся святым угодникам?

На иконах изображают ещё Божию Матерь, которую очень сильно почитают христиане во многих странах, а также святых ангелов и святых людей. Только молиться им надо не так же, как Богу, а как угодным Богу и приблизившимся к Нему своей святой жизнью. Они молятся за нас перед Богом и просят за нас из любви к нам. Им надо молиться и просить заступничества, так как Бог услышит их молитвы быстрее, чем наши.

Ученик господа, Лука, нарисовал образ Матери Божией, который смогли сохранить и до наших времён. Есть такое предание об этом событии: Матерь Божия, увидев образ свой, нарисованный Лукой, сказала: «Благодать Сына Моего будет с этою иконою». Мы молился Матери Божией, ведь она ближе всех к Богу, и одновременно с этим, она очень близка и нам, простым людям. Ради Её материнской любви и Её молитв Бог прощает на многие грехи, а также во многом помогает. Она великая и очень милосердная заступница за всех нас!

Ангелы на иконах.

Бог сотворил ангелов ещё до сотворения мира и человека. Их изображают на иконах как красивых юношей, в знак их духовной красоты, а крылья за плечами тоже имеют свой смысл – ангелы очень быстро исполняют волю Господа.

Виды икон

У икон есть четыре разряда:

1) библейские;

2) портретные (святые, запечатлённые при жизни);

3) писанные по преданию (опирающиеся на чей-то духовный опыт);

4) явленные (писанные по видению или видению во сне самого иконописца).

Ещё иконы делят на:

1) праздничные;

2) образы Христа;

3) образы Богородицы;

4) образы святых;

5) образы ангелов.

Кому и когда принято молиться?

Перед образом Спасителя молятся про себя так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного(ную)» или «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Перед иконой Матери Божией произносят кратко так: «Пресвятая Богородица, спаси нас».

Перед образом Животворящего Креста Христова читают такую молитву: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твой славим». А затем сразу кланяются Честному Кресту.

Как прикладываться к Кресту Животворящему и иконе Спасителя?

Как прикладываться к разным иконам подробнее мы рассказали в статье -

Лобызая святую икону Спасителя, надо целовать ноги, Божией Матери и святых – целовать руку, а Нерукотворный образ Спасителя и главу святого Иоанна крестителя - целовать во власины.

Икона (от др.-греческого «образ», «изображение») - в христианстве (главным образом в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющихся предметом почитания. закрепленных догматами Седьмого Вселенского собора 787 года.

В искусствоведении иконами называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, развёденным с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание.

Мерная икона

Мерная икона - это икона, написанная на доске в размер (мерку) человека на момент его рождения. На мерной иконе изображен тезоименитый святой, то есть святой покровитель, имеющий то же имя, что и владелец иконы. Тезоименитым (тезоименным) святым является святой, в честь которого во время Таинства Крещения священник нарекает имя. Часто, в случае, когда родители знают заранее имя святого, которое будет дано их ребёнку, икону заказывают и пишут ко Дню Крещения. Она может стать подарком на всю жизнь от близких родственников или крёстных родителей (восприемников) ребёнка. Во время таинства крещения священник может положить образ на аналое и разместить рядом с купелью, тогда, во время троекратного обхождения вокруг купели, крещаемый и восприемники обходят также и вокруг иконы. Так в начале духовной жизни человека принимает участие его святой небесный покровитель. В самом же таинстве крещения икона не участвует и её присутствие необязательно.

Иногда человек не знает, в честь какого святого ему дано имя. В этом случае, по древней традиции, тезоименным святым считают святого с тем же именем, чьё празднование ближайшее ко дню крещения (если же день крещения неизвестен, то ко дню рождения) этого человека. Также часто тезоименным святым считают соименного святого, почитаемого в семье, вне зависимости от времени празднования именин. Этого святого и изображают на мерной иконе. В древности мерную икону заказывали новорожденным детям, но в XXI веке из-за того, что в определённый период российской истории традиция была утрачена, часто пишут такие иконы в качестве духовного наставления отрокам, отроковицам, молодым и юным мужчинам, девушкам. Иногда также пишут и взрослым людям в знак особого уважения к прожитой ими с момента рождения жизни и совершённым хорошим делам и поступкам. В исключительных случаях (приход к Богу, принятие Таинства Крещения, чудесное исцеление) взрослые люди такую икону заказывают и пишут сами для себя.

Следует помнить, что мерная икона - это, в первую очередь, образ святого покровителя, которому следует молиться, а не оберег, амулет или талисман, который сам по себе, одним фактом существования должен оберегать человека.

История мерной иконы

Появление мерных икон связано с тем, что православные христиане всегда старались быть как можно ближе к духовному миру, и поднимались к Богу, обращаясь к Нему в молитвах; и также приближали к себе Угодников Божиих, чьи молитвы всегда услышаны Господом. Особенной любовью и почитанием всегда пользуется тезоименитый (изображаемый на мерной иконе) святой, и День его Памяти (День, когда Православная Церковь поминает этого святого) называется «именинами» и всегда отмечается. Обычно в этот день ходят в церковь на Божественную Литургию, принимают участие в таинстве Евхаристии, которое соединяет с Богом. У иконы со своим святым покровителем зажигают лампаду, свечи, ставят цветы, или иным образом украшают образ: в сёлах часто кладут расшитые вручную рушники и салфетки.

Троекратное обхождение вокруг Купели и мерной иконы, лежащей на аналое

До революции мерные иконы писали сразу после рождения младенца. Изготавливая досочку, на которой будет изображён святой в размер новорождённого человека, родители хотели приблизить тезоименного Покровителя к беззащитному малышу, доверить жизнь маленького человека его святому наставлению и оградить от злых сил. Оберегая своего младенца, на мерной иконе также стали изображать святого Ангела Хранителя, который охраняет человека в течение его жизни. Он изображается с крыльями как сущность тонкого, невидимого людям мира. В руках Ангела Хранителя Крест - оружие духовного мира, в знак того, что он посланник Иисуса Христа и меч, которым Ангел защитит своего подопечного в мире физическом.

Написание мерной иконы

Изготовление иконы всегда было очень дорогостоящим, в том числе написание мерной иконы, поскольку её размер изначально приравнивался к размеру ребёнка - а это значительный размер для рукописной иконы. Поэтому в прежние времена мерные иконы были не во всех православных семьях, а только у людей знатных родов: царственных особ, дворян, крупных купцов. Отдавая дань почитаемым святым, часто соответственно традиции своего времени, мерные иконы украшали драгоценными камнями, окладами, жемчугом, помещали для лучшей сохранности в киот. Всю жизнь мерная икона была рядом с человеком, для которого она создана. После смерти икона оставалась в домашнем иконостасе семьи или передавалась в церковь, в которой молился хозяин иконы или которую посещают его дети. Многие мерные иконы царственных особ находятся в Успенском Соборе Московского Кремля.

Святые, изображаемые на мерной иконе

Стараясь усилить заступничество Божественных сил, на мерных иконах часто изображают второго святого покровителя, который празднуется в день, когда родился человек. Если же день рождения совпадает с празднованием чудотворной иконы Пресвятой Богородицы или иным Православным праздником, изображают и этот сюжет как Покровительный, ведь мы не выбираем День своего Рождения - он дан Богом. В этот знаменательный и единственный для каждого человека день празднуются события Священной истории.

На полях мерной иконы часто бывают изображены святые покровители родителей или крёстных, иногда бабушек и дедушек или других близких родственников, которые желают, чтобы и их тезоименные святые охраняли маленького человека, а также, чтобы и он сам, на протяжении всей жизни, предстоя в молитве перед образом, вспоминал своих близких, чьи покровители изображены здесь.

По желанию заказавших мерную икону, на её полях, могут быть написаны почитаемые святые, в опекунстве которых, по их мнению, нуждается новорожденный. Часто изображают святого Николая Чудотворца, которому молятся о семейном благополучии и Сергия Радонежского, которому молятся о помощи в учёбе. Если ребёнок родился слабый здоровьем, то пишут целителя Пантелеимона.

Над тезоименным святым в ковчеге иконы или на верхнем поле, может быть написан Благословляющий Господь или Нерукотворный Убрус - для мальчика; и Знамение Пресвятой Богородицы или Её Покров - для девочки. Изображать тот или иной сюжет на мерной иконе может стать со временем семейной традицией вне зависимости от именин или дня рождения ребёнка. Так, на мерных иконах царственной семьи, всегда писали образ Пресвятой Троицы.