Православный календарь 31 января. Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители преподобного Сергия Радонежского. Святитель Афанасий Великий, Александрийский

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

31 января (18 января по «старому стилю» - церковному юлианскому календарю). Среда седмицы о мытаре и фарисее (первой из трех недель подготовки к Великому посту). Поста нет в течение всей седмицы, именуемой в этой связи «сплошной» . В Русской Православной Церкви сегодня совершается память 13 известных по именам святых. Далее коротко расскажем о них.

Святители Афанасий и Кирилл, архиепископы Александрийские . Великие церковные учителя и богословы, авторы многочисленных духовных сочинений, Предстоятели Александрийской Церкви в 328-373 и 412-444 годах от Рождества Христова соответственно. Оба святителя прославились как борцы с язычеством, иудаизмом и ересями. В силу последнего «нетолерантный» образ святителя Кирилла Александрийского был крайне тенденциозно представлен в фильме «Агора» (2009) испанского режиссера Алехандро Аменабара.

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители преподобного Сергия Радонежского . По дороге из Москвы в Сергиев Посад есть небольшой городок Хотьково, находящийся в непосредственной близости от села Радонеж, места, где провел свои детские годы игумен Земли Русской преподобный Сергий Радонежский. Своим основанием Хотьково обязано древнему Покровскому Хотькову монастырю. Обители, в которой в 30-х годах XIV века от Рождества Христова приняли монашеский постриг благочестивые родители преподобного Сергия – Кирилл и Мария Радонежские.

Преподобный Кирилл состоял на службе у ростовских князей, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Происхождение Марии доподлинно неизвестно, но существует версия, что она была родом из знатных ордынцев-чингизидов. Праведность родителей Сергия Радонежского была широко известна, они были строгими блюстителями церковных уставов, помогали бедным и странникам. Монашеский дух сообщился родителям от сына, и под конец своей жизни праведные Кирилл и Мария пожелали и сами принять ангельский образ. Поселившись в Покровской Хотьковой обители, в то время бывшей одновременно и мужской, и женской, святые мирно почили в 1337 году от Рождества Христова.

Подробнее об этих великих русских святых, а также о самой Покровской Хотьковой монашеской обители, где почивают их мощи, вы можете узнать из нашего материала «Родители преподобного Сергия» , опубликованном на страницах «Царьграда».

Преподобный Маркиан Кирский (Киринейский) . Святой IV столетия , совершавший монашеские духовные подвиги в пустынном уединении недалеко от города Кира. Как повествует Житие этого древнего подвижника, он жил в собственноручно построенной маленькой хижине в строгом посте и непрестанных молитвах, постоянно пел псалмы и читал Божественные книги. Позднее, когда весть о старце Маркиане распространилась достаточно широко, вокруг него стали собираться ученики, в связи с чем преподобный основал для них монашескую обитель.

Известно, что Господь даровал святому Маркиану дар чудотворений: так, однажды увидев заползшую к нему в келью змею, он помолился, и змея была охвачена пламенем. Ночью же старец мог читать без светильника: ему освещал книги чудотворный Небесный свет. Преподобный Маркиан Кирский (также именуемый Киринейским) совершил немало и других чудес. Почил святой старец в 388 году от Рождества Христова.

Преподобный Афанасий Сяндемский, Вологодский . Русский святой второй половины XV – первой половины XVI века , ученик преподобного Александра Свирского . Основатель Успенской монашеской пустыни между озерами Сяндема и Рощинское близ города Олонца. Одно время был настоятелем Свирского монастыря, после чего вернулся в основанную им пустынь, где глубоким старцем отошел ко Господу в 1550 году от Рождества Христова.

Преподобный Афанасий Наволоцкий . Русский святой, совершавший духовные подвиги на рубеже XVI XVII столетий . Известно, что он пришел в Олонецкую землю из Каргопольских приделов. Относительно недалеко от современного Петрозаводска старец Афанасий основал монашескую обитель.

Священномученики Михаил Каргополов (1919), Евгений Исадский (1930), Владимир Зубкович, Николай Красовский, Сергий Лебедев и Александр Русинов (1938), пресвитеры . Православные священники, принявшие мученические венцы в разные годы советских богоборческих гонений. Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем православных христиан с памятью сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!»

Сегодня мы совершаем память: cвт. Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (IV). Прп. Маркиана Кирского (IV). Свт. Кирилла, архиепископа Александрийского (V). Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей прп. Сергия Радонежского, живших в XIII - первой половине XIV века.Прп. Афанасия Ся́ндемского, Вологодского (XVI). Прав. Афанасия На́волоцкого (XVI-XVII).

Сщмчч. XX века Михаила Каргополова, Евгения Исадского, Владимира Зубковича, Николая Красовского, Сергия Лебедева, Александра Русинова, пресвитеров.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

Братья и сестры, сегодня мы молитвенно прославляем покровителей супружества, святых праведных, но прославленных как преподобных Кирилла и Марию, родителей преподобного Сергия, игумена Радонежского. Сведений о них очень немного. Все эти сведения мы черпаем из жития преподобного Сергия Радонежского, написанного святым Епифанием Премудрым, учеником самого преподобного Сергия. Κ сожалению, «Житие Сергия» не дошло до нас в первоначальном виде. В середине XV века житие, вышедшее из-под пера Епифания, было переработано официальным агиографом Пахомием Логофетом. Пахомий писал уже после обретения мощей святого Сергия в 1422 году. Удовлетворяя требованиям заказчиков, Пахомий придал «Житию Сергия» парадную форму. Давайте обратимся к тексту дошедшего до нас жития:

« ... Раб Божий Кирилл прежде обладал большим имением в Ростовской области, был он боярином, одним из славных и известных бояр, владел большим богатством, но к концу жизни в старости обнищал и впал в бедность. Скажем и о том, как и почему он обнищал: из-за частых хождений с князем в Орду, из-за частых набегов татарских на Русь, из-за частых посольств татарских, из-за многих даней тяжких и сборов ордынских, из-за частого недостатка в хлебе […] Из-за этого несчастья раб Божий Кирилл выехал из той деревни ростовской, о которой уже говорилось; собрался он со всем домом своим, и со всеми родными своими поехал, и переселился из Ростова в Радонеж. И, пришедши туда, поселился около церкви, названной в честь святого Рождества Христова […]

Сыновья Кирилла, Стефан и Петр, женились; третий же сын, блаженный юноша Варфоломей, не захотел жениться, а весьма стремился к иноческой жизни. Об этом он многократно просил отца, говоря: “Теперь дай мне, владыка, свое согласие, чтобы с благословением твоим я начал иноческую жизнь”. Но родители его ответили ему: “Чадо! Подожди немного и потерпи для нас: мы стары, бедны, больны сейчас, и некому ухаживать за нами. Вот ведь братья твои Стефан и Петр женились и думают, как угодить женам; ты же, неженатый, думаешь, как угодить Богу, — более прекрасную стезю избрал ты, которая не отнимется у тебя. Только поухаживай за нами немного, и когда нас, родителей твоих, проводишь до гроба, тогда сможешь и свой замысел осуществить. Когда нас в гроб положишь и землею засыпешь, тогда и свое желание исполнишь”.

Чудесный же юноша с радостью обещал ухаживать за ними до конца их жизни и с того дня старался каждый день всячески угодить родителям своим, чтобы они молились за него и дали ему благословение. Так жил он некоторое время, прислуживая и угождая родителям своим всей душой и от чистого сердца, пока родители его не постриглись в монахи и каждый из них в различное время не удалился в свой монастырь. Немного лет прожив в монахах, ушли они из жизни этой, отошли к Богу, а сына своего, блаженного юношу Варфоломея, каждый день они много раз благословляли до последнего вздоха. Блаженный же юноша проводил до гроба родителей своих, и пел над ними надгробные песнопения, и завернул тела их, и поцеловал их, и с большими почестями положил их в гроб, и засыпал землей со слезами как некое бесценное сокровище. И со слезами он почтил умерших отца и мать панихидами и святыми литургиями, отметил память родителей своих и молитвами, и раздачей милостыни убогим, и кормлением нищих. Так до сорокового дня он отмечал память родителей своих».

После этого вернулся будущий преподобный Сергий в свой дом и начал расставаться с житейскими заботами этого мира, чтобы скорее начать монашескую жизнь.

Надо добавить, что монашеский образ святые Кирилл и Мария приняли в Хотько́вском Покровском монастыре, который располагался в трех верстах от Радонежа и был в то время одновременно мужским и женским. Летопись Хотьковского Покровского монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Мощи схимонаха Кирилла и схимонахини Марии неизменно покоились в Покровском соборе, даже после его многочисленных перестроек. Уже в XIV веке в лицевом житии преподобного Сергия родители его изображены с нимбами.

По преданию, преподобный Сергий завещал: «Прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом». Так и повелось - паломники, едущие на богомолье в Троицкую Лавру, посещали сначала Хотьковскую обитель. В XIX веке почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, об этом свидетельствуют месяцесловы того времени. К сожалению, после 1917 года Хотьковский монастырь был ликвидирован. Но, наконец, в июле 1981 года было установлено празднование Собора Радонежских святых, в котором были прославлены схимонахи Кирилл и Мария. В 1989 году в Покровском храме монастыря, возвращенного Русской Православной Церкви, вновь начались службы и в него были перенесены мощи праведных родителей преподобного Сергия.

Преподобные Кирилле и Марие, молите Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

-> Мобильная версия

Православные церковные праздники января.

Православный церковный календарь, сегодня праздник:

* Святителей Афанасия (373) и Кирилла (444), архиепископов Александрийских. * Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей преподобного Сергия Радонежского. Святителя Максима Нового, деспота Сербского (1516).
Преподобных Маркиана Кирского (ок. 388), Сильвана Палестинского (IV), Илариона, Емилиана, Димитрия. Мучеников Кириака, Ксении, Феодосии. Святителя Ефрема, епископа Миласского (V). Преподобного Афанасия Сяндемского, Вологодского (1550). Праведного Афанасия Наволоцкого (XVI-XVII). Священномученика Михаила (Каргополова) пресвитера, Красноярского (1919). Священномучеников Владимира (Зубковича) протоиерея, Белорусского (1938), Николая (Красовского) и Сергия пресвитеров (1938).

День святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского

Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, родился около 297 г. в Александрии в добродетельной христианской семье. С детства он так полюбил церковное богослужение, что, подражая увиденному, устраивал со своими сверстниками игру: «назначал» их священниками и диаконами, а сам, подобно епископу, со всей точностью совершал церковную службу. Когда к мальчикам присоединялись дети из языческих семей, святой Афанасий рассказывал им о Христе Спасителе, а затем в случае их согласия совершал над ними на берегу моря обряд крещения. Святитель Александр (312-326), епископ Александрийский, обратил внимание на эту игру. Убедившись, что святой Афанасий совершал таинство крещения в соответствии с церковным уставом, он признал его действительным и довершил миропомазанием.
Когда святому Афанасию исполнился 21 год, святитель Александр рукоположил его в сан диакона Александрийской Церкви. В этом сане святой Афанасий сопровождал его в 325 году на Никейский Собор, где выступил с опровержением ереси Ария (Арий (256-336) - александрийский пресвитер и богослов, считавший, что Сын Божий не равен Богу Отцу и не вечен, так как сотворен Отцом). После смерти святителя Александра диакон Афанасий был избран его преемником - первосвятителем Александрийской Церкви. 8 июля 326 года он был рукоположен во епископа Александрийского.
Возглавив Александрийскую Церковь, святитель Афанасий продолжал ревностную борьбу против еретиков, последователей Ария, которые, пользуясь поддержкой при дворе, добились осуждения святителя. В 336 году он был отправлен в изгнание в Трир. После смерти императора Константина святитель Афанасий возвратился из ссылки. Он продолжал обличать ариан, но приемник императора Константина император Констанций (337-361) благоволил арианам. По его приказу архиепископом Александрийским был поставлен арианин Григорий.
Святитель Афанасий Александрийский отправился в Рим к папе Юлию I (337-352), старанием которого был оправдан на Сардикийском Соборе в 343 году. Сардикийский Собор признал истинным Никейский Символ веры, а учение святителя Афанасия согласным догматам Церкви. После этого святитель Афанасий возвратился в Александрию, но по наущению ариан несколько раз изгонялся из города.
Несмотря на многолетние (в общей сложности более 20 лет) гонения и преследования еретиков, святитель Афанасий продолжал неотступно отстаивать чистоту Православия и неустанно обличать ариан, против которых написал много посланий и богословских трактатов.
При императоре Юлиане Отступнике (361-363) святитель Афанасий оказался в изгнании в Фивадийской пустыне. После бесславной смерти императора первосвятитель управлял Александрийской Церковью еще 7 лет вплоть до своей блаженной кончины 2 мая 373 года.
Он оставил огромное духовное наследие: многочисленные комментарии к Священному Писанию, аскетические наставления, слова и беседы, письма, апологетические и догматические сочинения, в которых отстаивал чистоту православного вероучения. Особое значение в полемике с арианами имели «История ариан для монахов», «Четыре слова против ариан», «Книга о Троице и о Духе Святом». Святителю Афанасию принадлежит также жизнеописание преподобного Антония Великого (память 17 января).
Совместное празднование святителям Афанасию и Кириллу Александрийским установлено за их многолетние великие труды и подвиги, понесенные в защиту догматов Вселенской церкви против ересей.
Даты в тексте даны по старому стилю.

День преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского

Преподобные Кирилл и Мария жили в древнем Ростовском княжестве. В четырех верстах от Ростова Великого, по преданию, находилось их имение. Боярин Кирилл состоял на службе у ростовских князей. Кирилл и Мария строго следовали церковным правилам и обычаям, прилежали молитве и любили храм Божий. Особенно заботились они о делах милосердия.
У благочестивой четы уже был сын Стефан, когда Бог даровал им другого сына, Варфоломея, в будущем - преподобного Сергия Радонежского. Еще до рождения Варфоломея Господь явил знамение Своего благоволения будущему подвижнику: однажды во время Божественной литургии ребенок во чреве Матери трижды громко воскликнул. Праведные супруги дали обет: если родится младенец мужского пола, посвятить его на служение Церкви и Богу
После Варфоломея у Кирилла и Марии родился третий сын - Петр. Своих детей супруги воспитывали в Законе Божием, благочестии и чистоте. Когда пришло время, боярин Кирилл отдал сыновей учиться грамоте. Стефан и Петр учились легко, а Варфоломею грамота не давалась. Мальчик горько плакал и усердно молился, чтобы Господь вразумил его. И чудесным образом, через явление таинственного инока, Варфоломею дан был великий дар Божий - познание книжного учения.
Под старость, обеднев, боярин Кирилл вынужден был поселиться в городке Радонеже, в земле Московской. Стефан и Петр женились, а Варфоломей желал принять иноческий постриг. Праведные Кирилл и Мария были усердными почитателями монашества, но просили Варфоломея подождать с исполнением своего намерения до их смерти, чтобы упокоить их старость. Благодатный сын повиновался святым родителям.
В конце жизни преподобные Кирилл и Мария пожелали сами принять монашество. Они направились в Покровский Хотьков монастырь, находившийся в трех верстах от Радонежа и в то время объединявший две обители: для старцев и для стариц. Здесь преподобные Кирилл и Мария провели остаток дней своих в приготовлении к вечной жизни. Они приняли сначала монашеский постриг, а затем и схиму. Отягощенные болезнями и старостью, схимники недолго подвизались в новом звании. Около 1337 года они с миром отошли ко Господу.
Существует предание, что преподобный Сергий заповедал, прежде чем идти к нему в обитель, помолиться сначала о упокоении его родителей над их гробом. Почитание преподобных Кирилла и Марии восходит к XVI веку. У мощей их в Покровском соборе монастыря непрестанно читалась Псалтирь и служились панихиды. Сила заступничества преподобных проявилась во многих чудотворениях, происходивших по молитве к ним от их мощей.
В 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил преподобных Кирилла и Марию к лику святых.

Свтт. архиен. Александрийских Афанасия (373) и Кирилла (444), ревностных поборников Православия; прпп. Маркиана Кирского (ок. 388), Афанасия Вологодского (1550), Афанасия Ново-лоцкого (XVI-XVI1); прпп. схимонахов Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия (1337).

Афанасий Александрийский. Родился в семье благочестивых христиан и получил хорошее образование. В возрасте 21 года он был посвящен в сан диакона и введен в круг приближенных патриарха Александра. Благодаря своему усердию и способностям он довольно быстро подвигался на поприще священнослужения. В возрасте 28 лет Афанасий был возведен в сан епископа и поставлен во главе Александрийской церкви. За время пребывания на этом посту он испытал немало гонений и невзгод. Афанасий не поладил с высокопоставленными чиновниками, был обвинен в ереси и по приказу императора Константина отправлен в далекую и глухую ссылку. Вскоре он бежал в Рим. На Римском Вселенском Соборе в 343 г. за Афанасия вступился архиепископ Юлий, и Афанасия признали ни в чем не виновным перед христианской церковью. Он вернулся в Александрию. Однако еще не раз подвергался он за свое "вольномыслие" преследованиям часто в то время менявшимися императоров Византии: то его отправляли в ссылку, то он вынужденно скрывался сам. И в общей сложности из 47 лет своего епископского служения Афанасий почти половину жизни провел в изгнании.

В течение всей своей жизни Афанасий трудился над сочинением "Описание праздников". Эта книга, написанная на сирийском языке, постепенно распространилась по всему христианскому миру и стала первым сводом религиозных праздников, отмечавшихся в то время у разных народов, населявших Византийскую и Римскую империи. Некоторые из них слились потом и с народными праздниками славян.

Народный календарь

Афанасий и Кирилл. Афанасий Ломонос. Афанасий - береги нос. Офонасьев день. Кирилл.

Приметы и наблюдения. "Афанасьевские морозы шуток не любят", "Афанасий да Кирилле забирают за рыло", "Пришел Афанасий Ломонос - береги щеки и нос".

Если в этот день в полдень солнце - весна будет ранняя. Если в морозную погоду закат солнца чистый - морозы будут и дальше.

Самовар гудит сильно - к морозу. Поверья. Свадебная пора. К кому сваты не приехали, кто не выбрал невесту, начинали беспокоиться, т.е. теряли надежду до Масленицы сыграть свадьбу.

Именины. Афанасий. Кирилл. Маркиан.

4 Если совершается полиелейная служба прпп. Кирилла и Марии, то на утрене читается Евангелие от Матфея, 43 зач., XI, 27–30, а на литургии – чтения за понедельник, за вторник, (под зачало) и преподобных: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12.

Тропарь святителей Афанасия и Кирилла, глас 3: Де́лы возсия́вше правосла́вия,/ все погаси́вше злосла́вие,/ победи́телие, победоно́сцы бы́сте,/ благоче́стием вся обогати́вше,/ Це́рковь вельми́ украси́вше,/ досто́йно обрето́сте Христа́ Бо́га,// да́рующаго нам ве́лию ми́лость.Кондак святителя Афанасия, глас 2: Правосла́вия насади́в уче́ния,/ злосла́вия те́рпение изсе́кл еси́, умно́жив се́мя ве́ры одожде́нием Ду́ха, преподо́бне,// те́мже тя пое́м, Афана́сие.Кондак святителей Афанасия и Кирилла, глас 4: Священнонача́льницы велича́йшии благоче́стия/ и до́брии побо́рницы Це́ркве Христо́вы,/ вся соблюди́те, пою́щия:/ спаси́, Ще́дре,// ве́рою чту́щия Тя.Тропарь преподобных Кирилла и Марии, глас 3: Блаже́нств Христо́вых прича́стницы,/ честна́го супру́жества и попече́ния о ча́дех до́брый о́бразе,/ пра́веднии Кири́лле и Мари́е,/ плод благоче́стия, Се́ргия преподо́бнаго, нам яви́вшии,/ с ни́мже усе́рдно моли́те Го́спода/ низпосла́ти нам дух любве́ и смиренному́дрия,/ да в ми́ре и единомы́слии// просла́вим Тро́ицу Единосу́щную.Кондак преподобных Кирилла и Марии, глас 4: Днесь, ве́рнии, соше́дшеся,/ восхва́лим дво́ицу блаже́нную, благове́рнаго Кири́лла и Мари́ю добронра́вную,/ ти́и бо мо́лятся вку́пе со возлю́бленным сы́ном свои́м, преподо́бным Се́ргием,/ ко Еди́ному во Святе́й Тро́ице Бо́гу,/ Оте́чество на́ше в правове́рии утверди́ти,/ до́мы ми́ром огради́ти,/ ю́ныя от напа́стей и собла́знов изба́вити,/ ста́рость укрепи́ти// и спасти́ ду́ши на́ша.

Без подвигов не может состояться семья. Нужно научиться наступать на горло своей песне. Нужно научиться сдерживать свои эмоции. Нужно научиться хранить любовь даже тогда, когда муж и жена стареют и перестают быть привлекательными, когда теряются физические силы и энергия, которые притягивают людей друг к другу. Нужно научиться нести подвиг жизни в семье, и тогда дети будут способны на подвиг, народ наш будет способен на подвиг, без которого не может состояться человеческое общество и без которого не может быть крепким государство.