Преподобный фома. Почему апостола Фому называют неверующим? Тропарь преподобным Акакию Синайскому и Фоме, иже в Малеи

У интеллигенции дореволюционной России была своя любимая святая: Иулиания Лазаревская или Муромская. Она была примером для всех людей, видевших свое предназначение в служении человечеству.

В наиболее просвещенных семьях того времени на повести об Улиании Осорьиной (именно так ее звали в миру) воспитывали младшее поколение. Иконы с изображением этой святой были особо хранимы и почитаемы, хоть и сохранилось их очень мало.

Сама же Ульяна была совершенно обычной, реальной женщиной простого происхождения. Кроме того, она даже не была монахиней. Скорее всего, по этой причине Иулиания не была столь почитаема верующими, как другие святые, имеющие церковное прошлое. С приходом советского времени ее имя и вовсе почти забыли.

Если смотреть на жизнь Ульянии Осорьиной поверхностно, то она ничем не отличается от жизней других женщин того времени.

Родилась святая в 30-х годах 16 века в состоятельной семье в Москве. Ее отец Устин Недюрев был известный в городе человек, так как служил ключником во дворце Ивана Грозного.

Когда девочке исполнилось шесть лет, она осиротела, и бабушка забрала ее в Муром. Девочка с детства была очень скромным ребенком, верующим в Бога. Так, она не любила играть с детьми, отдавая все свое время занятиям рукоделием и молитвой.

Когда девочке исполнилось шестнадцать лет, ее сосватали дворянину Георгию Осорьину. После свадьбы она стала жить в четырех километрах от города в усадьбе мужа, селе Лазарево.

Послушная и добрая девушка приглянулась родственникам мужа, а потому ей поручили вести домашнее хозяйство. С тех пор у нее началась жизнь, привычная для женщин ее круга того времени.

Труды и благотворительность

Но, несмотря на все домашние обязанности, Иулиана не стала менее набожна. Она просыпалась по ночам на молитву, совершая множественные поклоны. Так как она не могла распоряжаться имуществом мужа, то все свободное время, включая ночь, посвящала рукоделию, чтобы на вырученные деньги помогать нуждающимся.

Искусно вышитые полотна она отдавала в церковь, другую же работу продавала, чтобы иметь возможность помочь нищим. Все благие дела она творила втайне от близких людей, отправляя свою служанку по ночам разносить бедным подаяние.

Особой заботой она окружала сирот и женщин, оставшихся без мужей. Благодаря постоянному труду, у Иулиании получалось содержать множество семей. Через некоторое время она стала известна как «монахиня в миру», благотворительница и спасительница всех нуждающихся.

Семейная жизнь

Иулиания прожила с супругом много лет в любви, и подарила ему 13 детей: трех девочек и десять мальчиков. Правда, шестерых из них не стало еще в раннем детстве, а двое погибли позже, уже во взрослом возрасте.

После их гибели, Иулиания решила уйти в монастырь, о чем рассказала мужу и родным, прося у них позволения. Однако супруг отказал ей в этом, сказав, что у нее есть еще дети, которых нужно растить и воспитывать. Но после этого разговора он позволил ей не исполнять супружеские обязанности.

Так как Иулиания привыкла жить в кротости и послушании мужу, она согласилась, показав еще раз почитание супруга и проявив христианское смирение. Она целыми днями работала по хозяйству, а все ночи молилась, оставляя на сон всего два – три часа.

Трудные годы

После того, как святая похоронила мужа, она еще больше окунулась в дела благотворительности. Все доставшееся от мужа имущество она отдала нуждающимся. Сама же при этом довольствовалась малым и вскоре дошла до крайней нужды.

Во времена, когда у власти был Борис Годунов (1601-1603 годах), в Муром пришел голод. То лето было очень дождливым, а в августе уже ударил мороз, вот урожай и не созрел. В дом Иулиании так же пришел голод. Но несмотря на это, женщина продолжала кормить бедных, выпекая хлеб из коры деревьев и сорной травы. Кроме того, хлеба, которые пекла Иулианна, становились не только съедобными, но и приобретали необычайно сладкий вкус.

Вскоре Иулиания заболела, но она так же продолжала вставать на ночную молитву. Перед смертью она созналась, что давно хотела иметь образ ангела, но грехи ее остановили. Все кто присутствовал при смерти Ульянии, заметили похожее на нимб сияние золотого цвета вокруг ее головы. Праведница умерла в 1604 году 15 января. Святую Иулианию погребли, согласно ее завещанию, в Лазарево.

Мощи Иулиании Лазаревской

Через 10 лет, в 1614 году умер сын Иулиании – Георгий. Когда для него копали могилу, то нашли мощи святой, которые не только источали миро и издавали благоухание, но и исцеляли больных, в особенности, детей. В том же году церковь решила канонизировать Иулианию, и праведная была причислена к лику святых.

Жизнь потомков святой Иулиании так же не прошла бесследно. Одного из них, Георгия Михайловича Осоргина, расстреляли на Соловецких островах, о чем написал Солженицын в своем произведение «Архипелаг ГУЛАГ». Другой ее потомок, Николай Михайлович Осоргин, живет в Париже и работает в православном богословском институте в профессорском звании. Кроме того он является автором нескольких книг, а так же регентом Сергиевского подворья, который был основан еще его дедом.

Святые мощи Иулиании хранились в церкви села Лазарево, но в 1930 году храм закрыли. Гробница с останками праведницы, была перенесена в местный музей и поставлена рядом с усыпальницами Муромских святых супругов .

В 1989 году мощи святой вернули Православной церкви. Сейчас они находятся в города Мурома.

В настоящее время также восстанавливается храм, возведенный в честь Архангела Михаила в селе Лазарево (в 6 км от Мурома), где была погребена святая и до 1920-х годов находились ее мощи. В селе находятся святые чудодейственные источники. Это место в настоящее время является подворьем Муромского .

23 августа 2004 года впервые отмечался День благотворительности и милосердия. Празднование было благословлено Патриархом Всея Руси Алексием II.

В 1604 году (400 лет назад) умерла святая праведная Иулиания Лазаревская (Осорьина), прославившаяся благодаря удивительной доброте и аскетичным образом жизни в миру. А спустя десять лет и именно в этот день 10/23 августа 1614 года были обретены мощи святой, и она была причислена к лику святых.

Именно, поэтому, новый для нашей страны праздник милосердия был учрежден 23 августа в день, когда были найдены останки святой Иулиании Муромской.

Хочется отметить еще один удивительный праздник, который тоже отмечается летом на муромской земле: 8 июля — День семьи, любви и верности. Статус всероссийского он приобрел в 2008 году.

Каждое лето, восьмого июля, церковь и все верующие люди, вспоминают жизнь святых супругов, являющихся образцом истинной любви и семейной верности. Именно это объясняет второе название праздника – День Муромских.

Достопримечательности города Мурома и его окрестностей, где мне удалось побывать, есть на этой на карте. Подробное описание каждой из них смотрите .

Память ее празднуепия 2 янв. в день престаеления и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых. (По старому стилю).

Св. Иулиании родилась в 30-х гг. ХVI в. в богатой и знатной семье дворян Недюревых. Отец ее, Иустин, или Истома, был ключником при дворе царя Иоанна Грозного. Мать ее звали Стефанидой. Шести лет Иулиания осиротела, и ее взяла на воспитание благочестивая бабка ее с материнскои стороны, но, когда девочке минуло двенадцать лет, умерла и она, и Иулиания осталась в семье своей тетки Наталии Араповой. Здесь ее не поняли. Кроткая, молчаливая, молитвенно настроенная, она казалась странной своим двоюродным сестрам, и они преследовали ее насмешками. Но Иулиания была тверда, когда дело касалось ее убеждений. Ее положение было тем труднее, что в ее времена молодых девушек грамоте не учили, наставников у нее не было, а церковь была далеко от усадьбы ее родных, и посещать ее Иулиании не приходилось. Все женские рукоделия она изучила в совершенстве и все ночи напролет проводила, работая для бедных.

На шестнадцатом году ее выдали замуж за богатого и знатного молодого дворянина Георгия Осорьина, сына владельцев села Лазаревское, находившегося в окрестностях Мурома. Там она и провела почти всю свою жизнь. Сильное впечатление произвело на молодую женщину слово священника, сказанное им новобрачным, о семейной жизни. Вся семья мужа сразу же полюбила и оценила ее. Ей поручили управление домом. Но как ни уставала она от ежедневной суеты, она не оставляла ни своей долгои утренней и вечерней молитвы, ни своей тайной ночной работы на бедных. Милостыню она подавала через преданную ей служанку. Услуг от прислуги, по возможности, она избегала, говоря: «Кто я, чтобы Божие создание служило мне.» Однако же много горя пришлось ей претерпеть из-за слуг, часто испорченных и грубых. Как могла, она старалась покрыть недостатки их и взять их вину на себя. И не раз свекор и свекровь упрекали ее за излишнюю доброту.

В неурожайные и голодные годы (1570- 1572) св. Иулиания втайне удвоила свою милостыню. Когда же затем разразилась эпидемия чумы, она так же тайно ухаживала за больными и хоронила умерших. И раньше она всегда хоронила бедных и молилась за них. Когда умерли родители ее мужа, то на поминовение их и на милостьппо св. Иулиания истратила большую часть своего имущества. Муж ее был на царской службе и часто годами не бывал дома, что доставляло супруге его немало скорби. Из их десяти сыновей и трех дочерей четыре сына и две дочери умерли в детстве. Оставшимся в живых мать посвятила всю свою жизнь, но старший из них был убит на охоте, а другой - в бою. Тогда она стала просить мужа отпустить ее в монастырь. Но он уговорил ее остаться в семье ради оставшихся в живых детей.

Св. Иулиания любила слушать чтение Священного Писания, святоотеческих книг и житии святых, которым она старалась подражать, и муж ее, бывая дома, часто читал ей вслух. Уговаривая ее, он указал ей на слова Космы Пресвитера: «Не спасут нас ризы черные, как не погубят ризы светлые». Она покорилась и сказала: «Да будет воля Божия». Но с тех пор она стала проводить жизнь подвижническую. Спала она теперь час или два на дровах, подложив под голову ключи. Когда весь дом засыпал, она вставала на молитву и молилась до утрени. Потом шла в церковь и, вернувшись после обедни, посвящала весь остальной день домашним делам. По пятницам она совершенно воздерживалась от пищи и проводила весь этот день в строгом уединении, по субботам кормила бедных.

Через 10 лет умер ее муж. Горе детей было страшное, но мать утешала их и наставляла к доброй жизни, чтобы сподобиться христианской кончины, как их отец. «Прежде всего,- говорила она, - любите друг друга, будьте целомудренны и творите милостыню». Милостыня стала ее главной заботой. Имущество свое она уже раздала и входила ради милостыни в долги. Теплые вещи, которые делали еи дети, она раздавала, одевалась зимой как и летом, в башмаки вкладывала ореховую скорлупу.

Однажды суровой зимой, когда Иулиания не в силах была ходить в церковь и молилась дома, пришел к неи священник и сказал, что он услышал голос от иконы Пресвятой Богородицы: «Пойди и скажи милостивой Иулиании: почему она не ходит больше в церковь? Ее домашняя молитва приятна Богу, но не так, как молитва, творимая в церкви. А вы ее почитайте: ей не менее шестидесяти лет, и Дух Святой почивает на ней».

В молодые годы было ей раз в тяжелую минуту жизни явление святителя Николая: задремав после долгои молитвы, она увидела множество бесов, угрожавших ей за ее подвижническую жизнь. Но святитель Николай, к которому она всегда прибегала, явился ей, и бесы исчезли. Он же благословил ее и сказал: «Мужайся, дочь моя, Христос велел мне защищать тебя от бесов и злых людей. Она проснулась и увидела, что кто-то в неизреченном свете выходит из ее комнаты. Она бросилась за ним, но двери все были закрыты,

При конце ее жизни страшный голод несчастного царствования Бориса Годунова заставил ее с семьей и не пожелавшими оставить ее слугами переселиться в пределы нынешней Нижегородской губернии, где еще была пища. Там она велела слугам печь хлеб, смешивая муку с древесной корой и лебедой для себя и для бедных. Количество голодающих увеличивалось, и все они приходили просить у нее хлеба, причем все они уверяли, что он вкуснее испеченного из чистой муки, который раздавало правительство. Там св. праведная Иулиания и скончалась 2 января 1604 г., напутствованная Святыми Тайнами. Болела она всего шесть дней, но на молитву вставала каждую ночь, говоря, что молитву Бог требует и от больных. Перед смертью она сказала: «В молодости я хотела монашеской жизни, но оказалась ее недостойной». Потом она простилась со всеми, обернула четки вокруг своей руки и произнесла свои последние слова на земле: «Слава Богу за все! В руце Твои, Господи, предаю дух мой». И все увидели сияние вокруг ее головы. Утром оказалось, что свечи, которые никто не зажигал, горят вокруг ее тела. Тело свое она велела, явившись одной служанке, погребсти в Лазареве, рядом со своим мужем.

Святые мощи ее были обретены нетленными в 1614 г., когда готовили могилу для сына ее Георгия, причем гроб ее оказался наполненным ароматным миро, от которого исцелялись болящие. Первыми исцеленными быпи дети Чевелевы из Мурома, у которых шла кровь из рук и ног, и множество слепых и других больных Московский дворянин Ковков, страдавший непонятной болезнью, исцелился после того, как натерся песком с могилы праведницы, принесенным ему слугой. Он пришел пешком из Москвы благодарить святую. До последнего времени сохранялся обычай матерям приносить и приводить к мощам св. праведной Иулиании больных детей.

Рядом с ней почивает дочь ее, инокиня Феодосия, могила которой местно чтится. Житие св. праведной Иулиании написано сыном ее Каллистратом (Дружиной) Осорьиным.

  • Село Лазцревасое нахойиось в 4 верастах от Мурома. С 1392 Муром в составе Великого княжества Московского (до начала XV в. - столица Муромскаго княжества). Ныне Муром является районным центрам Владимирской обл. и входит в состав Владимирской епархии. Прав. Иулиания Лазаревская называют также Иулианией Муромской.
  • В пределах Нижегородских прав. Иулиания проживала в с. Вочнево, где и преставилась.
  • В 1614 г. мощи св. прав. Иулиании обретены нетленными и источающими миро. Благочестивый обычай приводить болящих к св. мощам распространился в силу происходящих от них чудесных исцелений.
  • Св. праведница упоминается в числе Муромских святых в рукописи ХXII в.

ЮЛИАНИЯ ЛАЗАРЕВСКАЯ

«Повесть о Юлиании Лазаревской, или Муромской, представляет не столько житие, сколько биографические записки, составленные ее сыном Дружиной Осорьиным», - писал известный знаток древнерусской житийной литературы Г. П. Федотов. Это «единственная биография древнерусской женщины. Она замечательна своей правдивостью, простотой и богатством бытового содержания. Самый подвиг праведной Юлиании в его смиренной красоте дает понятие о том, как глубоко Евангелие могло войти в совесть и преобразовать жизнь древнерусского человека. Юлиания не была канонизирована до последнего времени, современники не были поражены ее изумительной жизнью; может быть, эта жизнь и не была беспримерной. Образ св. Юлиании должен бросить светлый луч во всякое слишком мрачное изображение московского XVII века».

Праведная Юлиания (в церковном написании Иулиания; в народном произношении Ульяния, или Ульяна) родилась в начале правления царя Ивана Грозного (около 1533 года) в городе Муроме, в семье ключника Устина Недюрева и его супруги Стефаниды. В шестилетнем возрасте девочка осталась сиротой. Ее взяла на воспитание бабка по матери, вдова Анастасия Никифоровна Дубенская. У нее Юлиания воспитывалась шесть лет, после чего умерла и бабка. По завещанию Анастасии Никифоровны, сироту взяла к себе тетка, Наталия Путиловна Арапова. Девочка почитала свою тетку и ее родных дочерей, однако не раз терпела от них брань и насмешки. Была же она «измлада кротка и молчалива, небуява (незаносчива. - Авт.) и невеличава, - пишет автор ее Жития Дружина Осорьин, - от смеха и всякия игры отгребашася» и весьма усердна была в прядении и вышивании, так что «не угасаше свеща ея вся нощи». Семья, в которой она жила, была весьма состоятельной, так что девушка трудилась не ради хлеба насущного и обшивала в основном сирот и немощных вдов, живших в том же селе, что и она. Юлиания отличалась особой набожностью, хотя в церковь она в девические годы почти совсем не ходила. Это объяснялось тем, что церкви поблизости от села не было.

В шестнадцать лет ее выдали замуж за Георгия Осорьина (Осоргина), «мужа добродетельного и богатого». Юлиания поселилась в вотчине мужа, селе Лазаревском, в четырех верстах от Мурома. Свекор и свекровь, видя ее добродетель и хозяйственный ум, поручили ей вести весь их дом. Она же почитала родителей своего мужа и во всем была послушна их воле.

Между тем муж ее, как это было в обычае того времени, крайне редко бывал дома, но постоянно находился на воинской службе - главным образом, в Астрахани: то по году, то по два или даже по три года. Супруга его вела благочестивую и праведную жизнь. Она же «в те времена все ночи без сна проводила, - пишет автор Жития, - в молитвах и в рукоделии: в прядении и вышивании. И, продав то, что наработала, вырученные деньги нищим раздавала и отдавала на церковные строения. Ночью часто милостыню тайно раздавала, днем же домашнее хозяйство вела». (Юлиания не могла распоряжаться семейным имуществом и потому жертвовала в качестве милостыни только то, что зарабатывала своими руками.)

Вообще нищелюбие, щедрость - главная добродетель праведной Юлиании Лазаревской. Она творит милостыню и при жизни своих свекра и свекрови, и после их смерти, и после смерти мужа, когда становится полноправной хозяйкой в доме. Когда в стране (еще в годы царствования Ивана Грозного) начинается голод, Юлиания кормит нищих, причем делает это тайно: у свекрови она берет больше хлеба, чем раньше, якобы для себя (объясняя это тем, что после родов она обессилела и не может наесться), и весь его раздает голодающим. Во время страшного мора, когда двери большинства богатых домов были закрыты из-за боязни заражения, Юлиания не гнушается сама лечить больных: своими руками она омывает их в бане, а умерших хоронит за свой счет и заказывает по ним сороковины.

Юлиания заботится и о своих слугах, исполняя таким образом свой христианский долг помещицы и госпожи. Она не принимает от своих служанок никаких услуг личного характера: не позволяет им ни снимать с нее обувь, ни приносить воды, но делает все сама.

С мужем своим она прожила долгие годы. У Юлиании, как и у подавляющего большинства женщин того времени, было множество детей, однако в домашних своих она была, увы, далеко не счастлива. Дети часто ссорились между собой; Юлиания с трудом мирила их, но не всегда добивалась успеха. Некий слуга из ее дома убил ее старшего сына. Потом и другой сын погиб на царской службе. Юлиания молила мужа отпустить ее в монастырь, ибо хотела принять монашеский подвиг, однако тот не согласился. По взаимному согласию, супруги решили жить вместе, но не иметь плотского общения. Праведница стелила мужу обычную постель, сама же ложилась отдельно, на печи, без всяких перин; подражая жизни монахов-аскетов, она порой проводила ночи почти совсем без сна или подкладывала под тело поленья и острые железные ключи, которые не давали ей нежиться и спать долго. Ночью, когда все в доме спали, она часто молилась, а утром шла в церковь, к ранней службе и вообще вела исключительно богоугодную жизнь.

После смерти мужа Юлиания продолжила свои подвиги. Имущество перешло к детям, свою же долю вдова почти целиком раздала нищим. Часто не имея за душой ни копейки, она занимала деньги у собственных детей, будто бы на зимнюю одежду, и все жертвовала неимущим. Все больше она вела жизнь монахини. Сын святой рассказывал, что она непрестанно, с четками в руках, произносила молитву Иисусову, и даже во сне губы ее шептали слова молитвы.

«Но подвиг жизни Юлиании - подвиг любви, - пишет Г. П. Федотов, - и только перед смертью она дает полную свою меру». В 1601–1603 годах Русскую землю поразил чудовищный трехлетний голод, один из самых страшных в нашей истории. Внезапно ударившие морозы побили весь хлеб, и это бедствие повторилось на следующий год. Посевы не взошли и на третий год, и начавшийся еще осенью 1601 года голод принял катастрофические размеры. Как свидетельствуют летописцы, а также иностранцы, бывшие в то время в России, люди ели траву, кору деревьев, сено; отмечены были и многочисленные случаи людоедства. По всей стране число умерших исчислялось десятками тысяч.

Не обошел голод и муромские пределы. Юлиания распродала весь скот, одежду, утварь, чтобы накормить слуг, но продолжала подавать милостыню, делясь с нищими последним, что оставалось в доме. Сама она дошла до крайней степени нищеты и вынуждена была переселиться в свою нижегородскую вотчину. Юлиания отпустила всех своих слуг, ибо кормить их было нечем. Некоторые, впрочем, остались у своей госпожи. По просьбе святой, они собирали для нее лебеду и древесную кору - и из этого Юлиания пекла хлеб, которым кормилась сама с детьми и слугами и который раздавала нищим; «и молитвами ея бысть хлеб сладок». Число нищих все увеличивалось; соседи удивлялись тому, что они упорно приходят к дому Осорьиной: «Что ради в Ульянин дом ходите? Она и сама гладом измирает». Нищие же отвечали, что такого сладкого хлеба, как у Юлиании, они никогда прежде и не едали. «И так претерпела она в нищете два года, и не опечалилась, ни на что не возроптав, и не согрешила даже в мыслях своих, и не возроптала в безумии на Бога. И не изнемогла от той нищеты, но более прежнего весела была».

Годы, однако, брали свое. В конце декабря 1603 года праведница начала болеть. Она пролежала в болезни шесть дней, 2 января (уже 1604 года) утром причастилась, призвала детей и слуг своих, попрощалась с ними и в тот же день преставилась с миром. Тело ее перевезли в муромскую вотчину, село Лазаревское, и похоронили 10 января у церкви святого Лазаря, возле могилы ее мужа. Впоследствии над ее могилой была поставлена отапливаемая церковь во имя архистратига Михаила; печь была расположена прямо над гробом святой.

Открытие святости праведной Юлиании произошло самым обыденным образом, неожиданно даже для ее родных. Спустя одиннадцать лет после ее кончины, 8 августа 1615 года, преставился сын Юлиании Георгий. Когда начали копать ему могилу, в притворе между церковью и печью натолкнулись на гроб святой; он был цел и ничем не поврежден. Сразу даже не поняли, чей это гроб. Женщины, бывшие на погребении, приоткрыли гроб и увидели, что он полон благовонного мирра. Родственники Юлиании, рассказывает ее сын Дружина, не решились осмотреть святые мощи, но зачерпнули небольшой сосуд мирра и отвезли его в Муром, в соборную церковь. В тот же день многие слышали звон, как будто при пожаре; в церкви же никто не звонил. Тогда-то и начались чудотворные исцеления от мирра; когда же мирро раздали, от гроба стала исходить персть (прах), будто песок. Люди собирали и эту пыль, обтирались ею и тем получали облегчение от болезней. «Мы же сего не смеяхом писати, - завершает Дружина Осорьин повествование о своей матери, - яко же не бе свидетельства» (то есть церковного освидетельствования чудотворных мощей).

Впоследствии чудеса при Лазаревской церкви продолжились. Святая исцеляла молящихся от язв, от нестерпимой зубной боли, от слепоты и беснования, но более всего от лихорадки. Так началось местное прославление праведной Юлиании Лазаревской, или Муромской.

Официальной, торжественной канонизации святой так и не произошло, однако в 1903 году имя ее было внесено в месяцесловы. «Почитание св. Юлиании, - писал Г. П. Федотов в 1931 году, - растет в наше время в связи с литературным распространением ее жития, популяризированного многими русскими писателями. Юлиания Лазаревская - святая преимущественно православной интеллигенции. В ней находит свое оцерковление ее традиционное народолюбие и пафос социального служения. Хотя Юлиания прошла через суровую аскезу и мечтала о монашестве, но не внешние причины помешали ей принять его. Она осталась верной своему личному христианскому призванию служения миру и деятельной христианской любви».

СОСТАВЛЕНО ПО:

Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга первая. М., 1988;

Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. X–XX вв. М., 1992;

Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990.

Из книги Русские святые. Декабрь-Февраль автора Автор неизвестен

Иулиания Лазаревская, праведная Великий христианский подвижник Макарий Великий († около 390 года) в минуту горячей мольбы к Богу услышал голос с неба: «Макарий! Ты и до сих пор еще не сравнялся с двумя женщинами, которые живут в городе недалеко отсюда».Старец немедленно

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Праведная Иулиания Лазаревская (+ 1604) Память ее празднуется 2 янв. в день преставления и 23 июня вместе с Собором Владимирских святыхСв. Иулиания родилась в 30-х гг. XVI в. в богатой и знатной семье дворян Недюревых. Отец ее, Иустин, или Истома, был ключником при дворе царя Иоанна

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том I (январь – март) автора Дьяченко Протоиерей Григорий

Поучение 2-е. Св. Юлиания Лазаревская (Должно посещать храмы Божии) I. Св. Юлиания, ныне Церковью воспоминаемая, происходила из богатого рода дворян Недюревых; отец ее служил при дворе Иоанна Грозного (XVI в.). Оставшись шести лет сиротой, Юлиания жила у своей тетки Натальи

Из книги Агиология автора Никулина Елена Николаевна

12. Святая праведная Иулиания Лазаревская (память 2 января ст. ст.) Повесть о Иулиании Лазаревской (или Муромской) представляет собой биографические записки, составленные ее сыном Дружиной Осорьиным. Это единственная биография древнерусской женщины. Повесть замечательна

Из книги Святые в истории. Жития святых в новом формате. XVI-XIX века автора Клюкина Ольга

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Иулания Лазаревская, Муромская (+1604) Иулиания Лазаревская (или Иулиания Муромская, подлинное имя Ульяна Устиновна Осорьина; 1530 – 10 (20) января 1604, Лазарево, Муромский уезд) – святая Русской православной церкви, из семьи дворян Недюревых.Шести лет она осталась круглой

Проповедь протоиерея Артемия Владимирова.

Более 400 лет прошло со времени кончины русской женщины дворянского происхождения Иулиании, получившей по месту своего рождения и подвигов прозвание Лазаревская. Как отрадно, что в XXI столетии возрождено ее село, ее храм, ставший сегодня местом, где почивают мощи этой замечательной подвижницы, прославившей Господа и святителя Николая Чудотворца в лоне своей собственной семьи. Некоторые православные христиане третьего тысячелетия считают невозможным для себя угодить Господу Богу среди мирской суеты, среди детских горшков и необходимости постоянно смотреть за маленькими детьми. Однако не место, а произволение человеческое приближает к Богу, равно и удаляет от него. На долю святой Иулиании выпало трудное детство: она осталась сиротой; выйдя замуж непорочной девицей, подарила своему мужу Георгию 13 детей. При этом она пребывала в непрестанной молитве, всегда ходила пред лицом Небесного Отца, привыкла никогда не оставаться в праздности, и отдыхом для нее служила перемена занятий. Ее внутренним побуждением было всегдашнее стремление деятельно служить ближним и дальним; ее сердце, познавшее в детские годы трудности, было уязвлено любовью к людям, поэтому дела милосердия составляли внутреннюю потребность, и эта жажда творить добрые дела не ограничивалась узким кругом домочадцев. Точно так, как это описано в Книге Притчей Соломоновых в повествовании о добродетельной жене, еще засветло вставая, она становилась душой своего дома и вместе со служанками, челядью исполняла то, что наказывала, бдительным оком смотрела за детьми и никогда не расставалась с Иисусовой молитвой, так что каждый день был для неё всегдашним движением к Создателю через малые осязаемые благие дела.

Как важно современным православным христианкам уметь достичь этого царского сочетания - внутреннего делания и внешней созидательной жизни. Как важно углубляться в собственную душу, но не спускать ока с детей, как важно, беседуя с Господом Богом, никогда не расставаться с приятной, приветливой улыбкой. Такой была святая Иулиания, умевшая при жизни насыщаться благодатью Духа Святого, духа мира, смирения, кротости, послушливости, распорядительности, премудрости и любви, притом что она всегда что-то созидала руками, всегда пребывала в движении, но никогда не расставалась с памятью Божией. Примечательно, что святая Иулиания принадлежала к имущему сословию, то есть была богатой и никогда не испытывала ни в чём недостатка. Однако с каким мужеством, воодушевлением, терпением и спокойствием в смутные времена она вкупе с соотечественниками переносила неурожайные голодные годы, стремясь хотя бы в малом подпитать жителей своего села; она не остановилась перед тем, чтобы расточать свое имение. В ней не было и тени прижимистости, скупердяйства, желания нажиться за счет бедных - тех качеств, которые мы наблюдаем сегодня у некоторых наших соотечественников, славян по крови, но переставших быть русскими по духу.

Каков плод жизни праведной Иулиании? Она отпустила на волю тех, кто был у неё в вечном подчинении, однако челядь отказалась расстаться со своей госпожой, потому что их не разделяли сословные различия, но соединяла любовь Христова, взаимное жертвенное служение Господу и умение подкреплять и утешать друг друга ласковым словом тогда, когда было особенно тяжело. В краеведческих музеях Мурома можно найти редкие иконописные изображения святой Иулиании вместе с ее мужем Георгием и с местночтимой святой Феодосией, их дочерью, принявшей монашество. Это значит, что внутреннее духовное делание святой Иулиании было плодоносно для всех окружающих. Молясь Господу, она согревала сердца ближних так, что те, не будучи понуждаемы ею, произвольно следовали за угодницей Божией и, увлекаемые ее добрым примером, сами становились светлячками, носителями Духа Божиего, и прежде всего это были ее дети, ведь по русской пословице яблочко от яблоньки откатывается недалеко.

Бедность не порок. Хорошо знала это присловие богатая, зажиточная Иулиания, и поэтому счастьем для нее было вовсе не стремление к удобствам скоропреходящего века; она не желала окружать себя предметами роскоши, а напротив, предпочитала произвольную бедность, умела довольствоваться малым, благодаря Господа Бога за то, что имела, и не мечтала о большем. Во Христе Иисусе и умносердечном призывании Его святого имени праведная Иулиания имела все - здоровье, мудрость и ничем не колеблемый душевный мир, который стал для нее залогом спасения, крыльями для бессмертной души, в 1604 году отрешившейся от тела и восшедшей к небесной обители.

Чем же святая Иулиания так драгоценна для нас, ее соотечественников начала третьего тысячелетия? Во-первых, тем, что ее святое имя уже несколько столетий русские люди призывают и молятся ей в случае недомогания и болезней детей, в общении с которыми она находилась всю свою многотрудную жизнь. Во-вторых, имя святой Иулиании Лазаревской является синонимом семейного православного уклада, как бы мы сегодня сказали, гармоничных взаимоотношений супругов, той семьи, в которой никто друг друга не угнетает, не борется за первенство, не считает себя ничем обделенным, но счастлив возможностью послужить ближнему и таким образом соединить возрастных и малых - отца и мать, детей и внуков - духом крепкой любви, подлинного содружества, готовности перенести все испытания, которые только ни благоугодно Промыслу Божиему даровать православным людям для их приуготовления к вечной жизни.

Тяжелой и страшной была эпоха безвременья, в которой жила святая Иулиания. Несколько раз ей пришлось испытывать великий голод, но при этом она никогда не потеряла своего лица, никогда не изменила Христу, давшему нам удивительную заповедь: «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерд есть ». Вот почему на иконах таким светом сияет ее лик, вот почему и сегодня мы обращаемся к ней, как к живой, веруя, что она была и остается ангелом милосердия не только для родной ей муромской земли, но и для всей нашей возрождающейся России, служащей вере, надежде и любви к воскресшему Христу.

Расшифровка: Светлана Домрачева