Собор парижской богоматери витражи. Режим работы и вход. Внутреннее убранство и архитектура

В сердце Парижа находится собор Нотр-Дам-де-Пари. Много веков католический храм поражает людей своим изяществом, великолепием и монументальностью.

Возведение собора началось при правлении Людовика YII в 1163 году. Инициировал сооружение епископ Морис де Сюлли. Историки полагают, что фундаментом служила разрушенная базилика Св. Стефана и другие строения:

  1. Романский собор
  2. Каролингский собор
  3. Палеохристианская церковь

Работы продолжалось почти два столетия, это говорит о том, участников строительства было много, но сведений о них почти не сохранилось. Известны имена архитекторов, начавших строительство — Жан де Шель и Пьер де Монтрей. Возведение храма шло медленно.

Несмотря на то, что прихожане богатые и бедные, знатные и простолюдины старались помочь строительству, жертвуя посильные суммы, денег не хватало. Строительство шло поэтапно: стены закончены к 1177 году, алтарь построен (и освящен кардиналом Альбано) в 1182 году. К концу XII столетия установлена крыша из свинца, в 1245 году возведены башни, а отделка внутри помещения закончена в 1315 году. Окончанием возведения считается 1345 год.

С этого времени капитальных реставраций не было, строение ветшало, особенно много разрушений было во время революции. Фигуры иудейских царей были сняты и обезглавлены, витражи разбиты, пострадала также художественная резьба. В самом конце XYIII столетия Конвент издал указ, по которому верующие обязаны платить деньги на нужды революции, иначе храм будет разрушен. Жителям удалось отстоять свою святыню, но Робеспьер объявил его твердыней мракобесия и переименовал в Храм разума.

Интересный факт: скульптуры царей обнаружили при строительных работах в конце ХХ века. Как выяснилось, бывший хозяин дома, живший на рубеже XYIII -XIX веков, приобрел статуи и захоронил их с почестями. В 1802 году собор возвратили католической церкви и вновь освятили. В XIX веке приступили к ремонту сооружения, руководил им архитектор Виолле-ле-Дюка — восстановили витражи, скульптуры, возвели новый шпиль, установили скульптуры химер. Католический храм был местом венчания царственных особ, захоронений, заседания парламента. Здесь находили ночлег обездоленные и защиту преступники.

Внешний вид

Собор Нотр-Дам-де-Пари индивидуален и неповторим. Собор строился около двухсот лет, в работе принимали участие многие архитекторы, поэтому стили строения разные — готический и романский. Храм — это базилика с боковыми двойными нефами, конструкция, которая раньше почти не применялась. Высота храма — 35 м, длина — 130 м, ширина 48 м. Вес колокольни, расположенной в южной стороне, 13 тонн. По вертикали фасад разделен на три части, горизонтально делится галереями на три ряда, фасад венчают две башни.

Первый ярус имеет три портала, на них изображены Богородица, Святая Анна и картины Страшного суда. Над входом — панно с сюжетами из Евангелия, над арками установлены статуи святых. Выше протянулась Галерея королей с 28 фигурами иудейских царей. Красоту и яркость сооружению придают витражи, почти целиком воссозданные в XIX веке. Главный витраж (роза) — остался еще со Средневековья и реставрирован частично. На нем изображен образ Богоматери и другие картины, в их числе добродетельные и греховные поступки людей. Две розы по сторонам считаются самыми крупными в Европе, их диаметр — по 13 м.

Собор венчает 96-метровый шпиль, покрытый свинцовыми пластинами. Рядом установлены скульптуры апостолов, разделенные на четыре группы. Около каждого святого поместили животное, являющегося символом евангелиста. Статуи установлены лицом к Парижу, и только Фома, который считается покровителем строителей, смотрит на шпиль.

Гаргульи

Яркое украшением фасада, гаргульи, установлены в XIII век. Это демонические существа, похожие на больших драконов. Они хорошо сохранились, так как сделаны из прочного известняка, добываемого в бассейне реки Сены. В переводе со старофранцузского означает «глотка». В готике гаргульи предназначались для отвода дождевых вод, в них устанавливали желоба из камня или металла, чтобы скрыть их непривлекательность.

Химеры — злобные демонические существа, обычно их изображают в виде демонов, сказочных птиц или животных с крыльями как у летучих мышей. Воплощают человеческие грехи. Установить их во время капитальной реставрации решил архитектор Виолле-ле-Дюка. Он сам сделал эскизы монстров и скульпторы под руководством Жоффруа Дешома воплотили их в камне. Одна из популярных химер — Стрикс, полуженщина-полуптица, по преданию питавшаяся кровью младенцев. Интересно, что если с ними сфотографироваться живому человеку — он кажется каменными изваяниями, а гаргульи и химеры — полными жизни.

Внутренне убранство

Внутренне пространство готической архитектуры создается благодаря поперечным и продольным нефам, образующим форму креста. В помещении нет внутренних, поддерживающих конструкцию, стен, их заменяют два ряда колонн. Стены собора украшены художественной резьбой. В одной части собора собраны скульптуры, картины и другие произведения искусства, которые преподносят прихожане 1 мая, в католический праздник, посвященный Богоматери.

Под высоким ярусом установлены скульптуры правителей Ветхого завета. Оригинальные фигуры были уничтожены, их заменили копиями. Знаменит орган — оборудован еще в Средневековье при возведении храма, крупнейший в Европе. Он многократно реконструировался и перестраивался. По спиральной лестнице можно попасть в Южную башню храма, с которой открывается грандиозная панорама города, с близкого расстояния удобно рассмотреть колокол, гаргулий и химер.

Центр длинного нефа украшают композиции, рассказывающие о сценах из Жития святых. Внутренняя часть храма выполнена из серо-стального камня. Так как по готическим канонам стены не украшаются настенной живописью, оживляет несколько мрачную картину солнечный свет, попадающий внутрь через цветные витражи и стрельчатые окна, придавая храму краски и яркость. Капеллы, расположенные по боковым сторонам, рассказывают о земной жизни Богоматери. Центральный витраж содержит несколько десятков сцен из Ветхого завета.

Роман, который прославил собор


К XIX веку Собор обветшал настолько, что его собирались снести. Выход в свет в 1831 году романа французского писателя Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» способствовал его спасению. Романист писал о добре и зле, любви и ненависти. Идея возникла не случайно — Гюго был ярым защитником старинной архитектуры и его деятельность направлена в ее защиту. Глава романа «Собор Богоматери» рассказывает о сооружении, описывая его красоту. Писатель выражает озабоченность, справедливо считая, что человечество может утратить уникальное сооружение.

Героиня — цыганка по имени Эсмеральда. Красавицей увлеклись священнослужитель Клод Фролло, звонарь Квазимодо, воспитанник архидьякона, и капитан — Феб де Шатопер. Фролло страстно влюбился в девушку, пытался соблазнить ее, но получил отказ. Взбешенный священник приказывает Квазимодо похитить Эсмеральду, этому мешает капитан Шатопер. Молодые люди понравились друг другу, у них состоялось свидание. В время свидания ослепленный ревностью Фролло ранит Феба и обвиняет в совершенном преступлении девушку. Ее приговаривают к смертной казни.

Квазимодо спрятал Эсмеральду в соборе (Божий храм, по законам католицизма — это убежище, где человек может укрыться от любой провинности), чтобы спасти ее от виселицы. Эсмеральда не смогла полюбить некрасивого горбуна, но прониклась к нему дружескими чувствами. Финал трагедийный — Эсмеральда погибает, несчастный Квазимодо уносит тело девушки в храм и тоже умирает с горя.

Роман Гюго потрясает своей трагичностью, яркими образами, описанием Собора Парижской Богоматери. Об уничтожении храма уже не говорили — решили его восстанавливать. Реставрировать сооружение начали в 1841 году под руководством Виолле-ле-Дюка. Закончили в 1864 году.

Музей и сокровищница

Музей рассказывает об истории появления храма, об интересных фактах, связанных с этим местом, здесь представлены интересные экспонаты — предметы искусства, утварь. Через музей можно пройти в Сокровищницу, в ней хранится одна из главных христианских святынь — часть Животворящего креста и Терновый венец Спасителя. Экспонируются церковные одеяния, утварь, картины, манускрипты, другие предметы, представляющие художественную и историческую ценность.

Время работы и стоимость билетов

  • понедельник — пятница с 08:00 до 18:45
  • суббота — воскресенье с 08:00 до 19:15

Сокровищница:

  • понедельник — пятница с 09:30 до 18:00
  • суббота с 09:30 до 18:30; воскресенье с 13:30 до 18:30

Стоимость посещения (евро):

  • взрослые — 4; от 6 до 12 лет — 1; дети до 6 лет — бесплатно; до 26 лет — 2.

Народу в этом легендарном месте всегда много, поэтому перед входом в собор придется постоять в очереди.

Где находится и как добраться

Собор расположен на площади Парви Нотр-Дам, в восточной части острова Сите, 75004, Париж, Франция.

Добраться можно:

  • на метро — до остановки «Шалете», «Остров Сите» или «Отель-де Виль»;
  • автобусом, маршруты — 21, 38, 47, 85 и 96.

Если посчастливилось посетить Францию и ее прекрасную столицу — не полюбоваться собором Парижской Богоматери нельзя, это величественное и незабываемое зрелище, впечатления от которого останутся на всю жизнь. Это не только красивейшая архитектура, но и духовный центр католицизма.

Собор Парижской Богоматери в Париже на карте

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари): подробная информация о соборе Парижской Богоматери, архитектура и история Нотр-Дам-де-Пари, расположение на карте.

Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris)

Собор Парижской Богоматери или Нотр-Дам - старейший и самый известный собор Парижа , расположенный в древнейшей его части - острове Сите. Это великолепный шедевр готики, увековеченный гениальным Виктором Гюго и превратившийся в культовое место столицы Франции наряду с Эйфелевой башней и Лувром .

Кроме великолепного здания собора и его интерьера есть возможность оценить красоту Парижа с высоты башен. Чтобы на них подняться нужно преодолеть более 350 ступенек. Также можно посмотреть археологический склеп, который "расскажет" историю города с галло-римских времён до 19 века.

История Нотр-Дам-де-Пари

Уже в 3 веке в древнем Париже появились первые христиане. Сюда был послан св. Дионисий, казненный на холме Монмартр, и ставший впоследствии покровителем города (пригород Парижа Сен-Дени также назван в его честь). После утверждения Константином христианства, как официальной религии в Римской Империи, в 4 веке на месте языческого храма был построен первый христианский собор на острове Сите - собор св. Стефана. Точно не известно, как он выглядел и его точные размеры, но считается, что это была большая пятинефная базилика, перестроенная в 6-7 веке.

Каменный собор св. Стефана был в состоянии выдержать испытание временем, но в 12 веке Людовик VII и епископ де Сюлли приняли решение построить новый, более величественный собор. В 1163 году был заложен первый камень будущего Нотр-Дам. Строительство продолжалось до 1250 года.

На протяжении своей истории, до Великой Французской революции, Собор Парижской Богоматери несколько раз перестраивался и ремонтировался. Революция нанесла собору страшный ущерб - были разрушены статуи королей на фасаде, уничтожены все большие скульптуры, повреждены витражи и порталы. Нотр-Дам пришел в настолько плачевное состояние, что всерьез обсуждалась возможность его сноса. К счастью, во многом благодаря Виктору Гюго и его легендарному роману "Собор Парижской Богоматери", собор решено было отреставрировать. В середине 19 века Нотр-Дам был снова открыт.


Архитектура

Архитектурный стиль собора - готика. Западный фасад разделен на три части по вертикали и горизонтали.

Нижний ярус - это три портала (входа): портал св. Анны, портал Девы Марии, портал Страшного Суда. Каждый портал украшен барельефами. Над порталами расположена аркада королей - 28 скульптур иудейских царей, поврежденных во время Революции.

Выше располагается западная роза - фигура беспредельности и бесконечности, заключённая в квадрат. Построена в начале 13 века и является одной из трёх роз собора и самой старой из них.

В архитектуре собора выделяются две башни-колокольни - Северная и Южная. При этом Южная башня (ближняя к реке) выглядит менее массивной.

С южной стороны фасад собора также украшает роза и шпиль, вокруг которого расположены 12 фигур апостолов.

Крыша собора - свинцовая. Выполнена из тонких свинцовых пластинок, положенных внахлёст. Вес крыши около 210 тонн. Также в верхней части фасад Собора Парижской Богоматери украшен фигурками гаргулий и химер. Интересно, что в Средневековье химер не было. Их установили в 19 веке во время реставрации, как и новую свинцовую крышу.


Интерьер

Интерьер Нотр-Дам не может похвастаться причудливой настенной живописью. Но такова специфика суровой готики. Единственным источником света и цвета являются красивейшие витражи. Оригинальные витражи 13 века сохранились только на соборных розах. Остальные 110 витражных окон были восстановлены.

В центре нефа расположены скульптурные композиции из Евангелия. В правой часовне собора расположены картины и скульптуры, принесенные в дар. Соборная люстра выполнена из посеребрённой бронзы.

В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из величайших христианских реликвий - Терновый венец.


Режим работы и вход

Собор Парижской Богоматери работает ежедневно с 8.00 до 18.45. В выходные до 19.45. Вход - свободный и бесплатный.

Чтобы подняться на башни и полюбоваться панорамой Парижа с высоты гаргулий нужно заплатить 10 евро. Также платный вход в склеп.

Правила поведения

  1. Собор Парижской Богоматери - действующий собор, поэтому здесь нужно вести себя спокойно, тихо и почтительно.
  2. Запрещено проносить багаж.
  3. Запрещено фотографировать со вспышкой.
  4. Могут не пустить в коротких юбках и шортах.

Как добраться?

–Линия 4, Cité ou Saint-Michel
–Линия 1, 11, Hôtel de Ville
–Линия 10, Maubert-Mutualité ou Cluny – La Sorbonne
–Линия 7, 11, 14 Châtelet

–Линия B, Saint-Michel – Notre-Dame
–Линия, C, Saint-Michel – Notre-Dame

–Маршруты 21, 38, 47, 85, 96, Arrêt Cité – Palais de Justice
–Маршрут 47, Balabus Arrêt Cité – Parvis de Notre-Dame
–Маршруты 24, 47 Arrêt Notre-Dame – Quai de Montebello
–Маршруты 24, 47 Arrêt Petit Pont
–Маршруты 24, 27, Balabus Arrêt Pont Saint-Michel – Quai des Orfèvres
–Маршруты 24, 27, 96, Balabus Arrêt Saint-Michel
–Маршруты 21, 27, 38, 85, 96 Arrêt Saint-michel – Saint-Germain

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари; фр. Notre Dame de Paris) - географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа - базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера.

В архитектуре собора проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, - использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции. Высота собора - 35 м, длина - 130 м, ширина - 48 м, высота колоколен - 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне - 13 тонн, его языка - 500 кг.

История

Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся в мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора - епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. К 1250 году строительство собора в основном было завершено, а в 1315 году закончена и внутренняя отделка.

Строительство западного фронтона, с его отличительными двумя башнями, началось около 1200 года.

Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора - Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265 год и Пьер де Монтрей (создатель Святой Капеллы. Он умер в 1267 году), работавший с 1250 по 1267 год.

В строительстве собора принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор - в 1345 году.

Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали - на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала: портал Страшного суда (посередине), портал Богородицы (слева) и портал св. Анны (справа). Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.

Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон. В 1302 году в нём впервые собрались Генеральные Штаты - первый парламент Франции.

Здесь отслужил благодарственный молебен Карл VII, коронованный в Реймсе. А через полтора века состоялась свадьба Генриха IV, который был королем Наварры, и сестры французского короля Маргариты де Валуа.

Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.

Во времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены.

В ходе Великой Французской революции, в конце XVIII века одним из первых декретов Робеспьера было объявлено, что если парижане не хотят, чтобы «твердыня мракобесия была снесена», то они должны уплатить Конвенту мзду «на нужды всех революций, какие ещё произойдут с нашей помощью в других странах».

Собор был объявлен Храмом Разума.

В июле 1793 года Конвент объявил, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли», и Робеспьер лично распорядился обезглавить «каменных королей, украшающих церкви».

Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне.

Реставрация началась в 1841 г. под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка (1814-1879). Этот известный парижский реставратор также занимался реставрацией Амьенского собора, крепости Каркассон на юге Франции и готической церкви Сент-Шапель. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен.

В эти же годы были снесены постройки, примыкавшие к собору, в результате чего перед его фасадом образовалась нынешняя площадь.

В соборе хранится одна из великих христианских реликвий - Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств её не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243-1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.

Архитектура

Главный фасад собора имеет три двери. Над тремя стрельчатыми порталами входов - скульптурные панно с разными эпизодами из Евангелия.

Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа (1210 г.). В центре Христос-Судия.

На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов - один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане - Христос и два ангела с двух сторон.

План собора из книги «Толковый словарь французской архитектуры XI-XVI века»
Виолле-ле-Дюка, 1856 год.

Двери украшены коваными рельефами.

Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 тонн.

Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (это отдельные статуи фантастических существ).

В Средние века химер на соборе не было. Поставить их, взяв за образец средневековых гаргулий, придумал реставратор - архитектор Виолле-ле-Дюк. Выполнили их пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме.

Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора (также добавленный реставратором вместо разобранного в 1786 году) имеет высоту 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой - животное, символ евангелиста: лев - символ Марка, бык - Луки, орел - Иоанна и ангел - Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.

Значительная часть витражей выполнена в середине XIX века. Главный витраж - роза над входом в собор - частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков (9,6 метров в диаметре). В центре её Богоматерь, вокруг - сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих трансептах - по 13 метров в диаметре (самые большие в Европе). При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые.

Большой колокол (звучащий в тоне фа-диез) звонит очень редко. Остальные колокола звонят в 8 и в 19 часов. Каждый из них имеет своё имя:

  • Angelique Francoise, весом 1765 кг (до-диез);
  • Antoinette Charlotte, весом 1158 кг (ре-диез);
  • Hyacinthe Jeanne, весом 813 кг (фа);
  • Denise David, весом 670 кг (фа-диез).

Внутри собора трансепты (поперечные нефы), пересекаясь с главным продольным, в плане образуют крест, но в Нотр-Даме трансепты несколько шире, чем сам неф. По центру длинного нефа - последовательная серия скульптурных сцен из Евангелия.

В часовнях, расположенных в правой части собора, - картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая.

Паникадило собора (люстра) выполнено из посеребренной бронзы по рисунку Виолле-ле-Дюка взамен переплавленного в 1792 году. (В 2007 году взят на реставрацию.)

Галерея Королей

Каменные фигуры, выстроившиеся в ряд между порталами и ярусом с окнами-розами. Те, что находятся сейчас, выполнены в XIX веке и изображают царей из Ветхого Завета.

Раньше на этом месте находились средневековые статуи французских королей. Во время Революции они были скинуты и обезглавлены.

В 1977 году при проведении работ под одним из домов, часть статуй была обнаружена. Оказалось, что во время Революции один хозяин дома их выкупил, якобы для фундамента, а на самом деле захоронил их со всеми почестями и возвёл на этом месте свой дом.

Орган

Первый большой орган был установлен в соборе в 1402 году. Для этих целей использовали старый орган, помещенный в новый готический корпус. В течение своей жизни орган неоднократно достраивался и реконструировался. Наиболее важными являются реставрации, реконструкции и расширения Тьерри в 1733 году, Франсуа-Анри Клико в 1788 году, Аристида Кавайе-Колля в 1868, и Бойсо в 1960 году, а также сотрудничество с «Синаптель» в 1992 году, позволившее полностью компьютеризировать орган. Уже со времени реставрации Тьерри инструмент состоял из 46 регистров, расположенных на пяти мануалах. При его строительстве использовалась большая часть труб оригинального инструмента, 12 из которых сохранились до настоящего момента. Орган приобрел и свой нынешний корпус с фасадом в стиле Людовика XVI.

В 1864-67 годах ведущий французский органостроитель XIX века Аристид Кавайе-Колль выполнил полную перестройку органа. Барочный инструмент приобрел типичное для Кавайе-Колля романтическое звучание. Число регистров увеличили до 86, механическая трактура была снабжена рычагами Баркера.

Среди ряда прочих композиторов на этом органе играли Сезар Франк и Камиль Сен-Санс. Должность титулярного органиста собора Парижской Богоматери наряду с должностью органиста собора Сен-Сюльпис считается одной из престижнейших во Франции. С 1900 по 1937 год этот пост занимал Луи Вьерн, при участии которого инструмент был расширен в 1902 и 1932 гг., а его трактура заменена на электро-пневматическую.

В 1959 году консоль Кавайе-Колля была заменена на консоль традиционную для американских органов, а трактура стала полностью электрической, для чего использовалось более 700 км медного кабеля. Однако сложность и архаичность подобной конструкции, а также частые отказы привели к тому, что в процессе очередной реконструкции органа в 1992 году управление инструментом было компьютеризировано, а медный кабель заменен оптическим.

В настоящее время орган имеет 111 регистров и около 8000 труб, примерно 900 из которых из инструмента времен Тьерри и Клико. Это самый большой по числу регистров орган. В 1985 году были назначены сразу четыре титулярных органиста, каждый из которых по традиции XVIII века проводил службы по три месяца в году. С 1990 года титулярными органистами собора Нотр-Дам де Пари являются трое музыкантов: Оливье Латри, Филипп Лефевр, Жан-Пьер Лёгю.



В художественной литературе

Собор является главным «действующим лицом» следующих произведений:

  • Виктор Гюго. «Собор Парижской Богоматери (роман)» (1831).
  • Елена Чудинова. «Мечеть Парижской Богоматери (роман)» (2004).

В массовой культуре

  • Собор показан в документальном сериале «Жизнь после людей через 2000 лет».
  • В фильме «Армагеддон» Нотр-Дам уничтожается вместе с центром Парижа из-за падения метеорита.
  • В фильме «Ван Хельсинг» Ван Хельсинг убивает здесь мистера Хайда.
  • В мультфильме «Тачки 2» собор показан в слегка изменённом виде.
  • В мультфильме «Горбун из Нотр-Дама» собор показан весьма подробно.
  • Упоминается в песне «Вера и свастика» из альбома 2011 года «Animal ДжаZ» группы Animal ДжаZ.
  • Упоминается в словах в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», 1965.

И всей страны, в год его посещает более 13 миллионов человек.

Еще с XVIII века Нотр-Дам де-Пари считался центром города и от него измерялись все расстояния. В храме проходила коронация императоров и королевские бракосочетания, знатные люди хранили в нем свои ценности, а нищие находили здесь приют.

Как добраться до Собора Парижской богоматери

  • На метро
    • Линия 4, станция «Cite» или «St-Michel»
    • Линия 1 и 11, станция Hôtel de Ville
    • Линия 10, станция Maubert-Mutualité или Cluny – La Sorbonne
    • Линия 7, 11, 14, станция Châtelet
  • На поездах RER скоростного метро - линия В и С, станция Saint-Michel – Notre-Dame

В храме имеется два входа:

  • Главный вход - с центрального фасада, около которого висит расписание, указывающее начало мессы. Если прийти к этому времени, можно услышать звуки уникального органа или живое пение
  • Вход, расположенный с левого бокового фасада ведет на смотровую площадку башен.

Если смотреть на центральный фасад, то справа под землей находится бесплатный общественный туалет, вход в который напоминает вход в метро.

Режим работы Собора Парижской Богоматери в 2019 г.

  • Ежедневно с 7:45 до 18:45. По субботам и воскресеньям до 19:15
  • Смотровая площадка и галерея химер:
    • Ежедневно, кроме 1 января, 1 мая и 25 декабря
    • С 1 апреля по 30 сентября с 10:00 до 18:30
    • С 1 октября до 31 марта с 10:00 до 17:30
    • В июле и августе по пятницам и субботам смотровая площадка работает до 23:00
    • Забронировать удобное для себя время посещения можно через бесплатное приложение www.внеочереди.рф (JeFile) в Appstore или Googleplay, либо в терминалах непосредственно в соборе.

Стоимость билетов в Собор Парижской Богоматери в 2019 г.

  • Собор является действующим храмом католической церкви. Вход бесплатный . Не допускаются посетители с большими сумками и рюкзаками. На входе осуществляется досмотр с металлоискателями. В выходные и праздничные дни на входе выстраивается огромная очередь, поэтому для посещения лучше выбрать рабочий день.
  • На соборе работает смотровая площадка, вход платный. Самая высокая точка находится на южной башне, но самые запоминающиеся виды с галереи химер на фасаде собора, выходящего на площадь. Стоит иметь в виду, что подняться наверх можно только преодолев 422 ступеньки. Галерея химер находится на высоте 387 ступенек. Стоимость билетов на смотровую площадку Собора Парижской Богоматери:
    • Для взрослых - 10 евро
    • Для детей до 18 лет в сопровождении взрослых - бесплатно
    • Для лиц от 18 до 25 лет, граждан ЕС – бесплатно
    • Для лиц от 18 до 25 лет, не граждан ЕС, – 8 евро

История собора Парижской богоматери

Собор Парижской богоматери был возведен на месте, где в первом веке стоял гало-римский храм Юпитера, а позже в 528 году – первая христианская церковь – базилика Святого Стефана.

В 1163 году епископ Морис де Сюлли решил построить здесь новый храм, первый камень которого заложили король Франции Людовик VII и папа Александр III.

Строительство велось более 180 лет, начиная с 1163 года. Башни Нотр-Дам де-Пари были построены в 1245 году, а полностью строительство и внутренняя отделка были завершены в 1345 году. В храме могли находиться девять тысяч человек и это был самый большой храм ранней готики в Европе.

За свою историю Нотр-Дам де-Пари повидал много важных событий. Здесь короновался король Генрих IV, в 1422 году в нем венчались Мария Стюарт и Франциск II, а в 1804 году прошла коронация Наполеона.

Храм сильно пострадал во время революции, когда якобинцы, приняв библейских царей за королей Франции, поснимали им головы, церковная утварь была переплавлена, лишь большие колокола уцелели. От окончательного разрушения храм спасло решение Робеспьера закрыть его, превратив в храм Разума и разместив в нем зернохранилище.

В марте 1831 года был опубликован роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», в котором автор описал, как Квазимодо наблюдал за казнью Эсмеральды с одной из башен храма. Писатель отметил, что одна из главных целей его романа - вдохновить нацию любовью к архитектуре.

После выхода произведения в свет во Франции и по всей Европе началось движение за сохранение готических памятников. Власти Парижа также приступили к реставрации храма. Под руководством архитектора Эжена Виолле-де-Дюкона были восстановлены скульптуры 28 иудейских царей и создана галерея химер, а также построен готический шпиль, демонтированный революционерами.

Архитектура

В проектировании Собора Парижской богоматери были применены необычные для того времени приемы, многие из которых позже стали классическими. Так, фасад храма выполнен в виде латинской буквы «Н» с двумя башнями, основное здание увенчано высоким ажурным шпилем, а снаружи строение украшено большим количеством скульптур и барельефов, стрельчатыми арками и окнами – розами.

В архитектуре присутствует смешение романского стиля, который характеризуется массивностью и строгостью, с ранней готикой, придающей зданию легкость и устремленность ввысь.

Главный западный фасад разделен на три яруса, нижний из которых состоит из трех порталов:

  • На левом портале представлена композиция «Слава пресвятой Деве», изображающая Мадонну с Младенцем, двух ангелов, епископа с помощником и царя. В нижней части изображена история Анны и Иосифа, а в верхней – истории из жизни спасителя – волхвы, Рождество и Благовещение
  • В центральном портале – трехярусная картина Страшного суда, над которой возвышается скульптура грозного Судьи мира Христа, окруженного апостолами
  • Правый портал изображает святую Анну, матерь Богородицы и сцены из ее жизни.

Эти скульптурные композиции - одни из лучших произведений средневековья, представляющие всю религиозную историю христианства от грехопадения до Страшного суда.

На среднем ярусе изображены 28 статуй библейских царей, а в центре – окно-роза XIII века. Верхний ярус образуют башни высотой 69 метров, которые были в то время самыми высокими в Париже .

Внутри Нотр-Дам-де-Пари нет настенной живописи, но благодаря цветным витражам и солнечным лучам, стены храма играют самыми разными красками – голубыми и фиолетовыми, оранжевыми и красными. В западном, северном и южном фасаде светятся три круглых окна-розы диаметром до 13 метров, витражи которых изображают около восьмидесяти сцен из Ветхого завета, земной жизни Спасителя и Богоматери.

Но не только архитектурой и оформлением славится Нотр-Дам де-Пари, здесь хранится одна из великих реликвий христианства - Терновый венец Иисуса Христа. Среди подарков храму – чаши, ценные рукописи и облачения епископов, гвоздь и кусок креста, на котором был распят Иисус.

Высота собора Парижской богоматери

  • Высота собора Парижской богоматери – 35 метров, длина – 130 м, ширина – 48 м, высота башен – 69 метров
  • Самый большой колокол Эммануэль установлен в восточной части, его вес 13 тонн, в том числе язык-колотушка – 500 кг, но звонит этот колокол только в особых случаях. Звон остальных колоколов можно слышать ежедневно в 8-00 и в 19-00.

Официальный сайт собора Парижской богоматери

www.tours-notre-dame-de-paris.fr (информация о билетах на смотровую площадку)


Собор Парижской богоматери является действующим храмом, где ежедневно проводятся богослужения с использованием достижений современной техники. На экране изображаются библейские сюжеты и текст молитвы на английском и французском языках. Вы услышите приятную музыку самого большого органа Франции.

Добраться до парижской святыни очень легко. Ее Адрес: 6 place du Parvis Notre-Dame, Ile de la Cit, 75004 Paris, France. Поблизости есть несколько станций : 4 линия - Cite или St-Michel; и 11линии - станция Hôtel de Ville; , 11 и 14 линии - станция Châtelet; 10 линия - станция Maubert-Mutualité or Cluny–La Sorbonne.

Можно воспользоваться транспортом сети : линии B и C, станция St-Michel - Notre-Dame.

Время работы и мессы в Нотр-Даме

С понедельника по субботу собор можно посетить с 8:00 до 19:00. В воскресенье - с 8:00 до12.30 и 14:00 до 17:00. Службы в Нотр-Даме проводятся ежедневно. В воскресенье идет несколько служб. Международная месса начинается в 11:30 утра. Даже если вы человек не религиозный, вы можете посетить службу и, таким образом, послушать бесплатный органный концерт.

Кафе и сувениры возле Нотр-Дам-де-Пари

Немного об истории и архитектуре Нотр-Дама

Архитектура собора поистине уникальна. Строился храм почти два века, с 1163 года по 1345 год. Когда был заложен его первый камень, во Франции властвовал романский стиль с его плотностью и основательностью конструкций. Со временем на смену ему пришел готический, более затейливый и легкий. Благодаря тому, что собор вобрал в себя лучшее от обоих этих стилей, его здание и приобрело свой облик - неповторимый и мистичный. В соборе нет ни одной внутренней стены из камня. Их заменяют колонны, которые соединяют между собой легкие арки, а для разделения помещений служат витражи. Согласно готическим канонам на стенах храма нет росписи. Это позволяет свету, проникающему сквозь цветные стекла, рисовать прекрасные узоры.

История Нотр-Дам-де-Пари полна трагических событий. Он много раз становился разменной монетой в руках правителей страны. При власти Людовика XIV собор лишился своего главного украшения - витражей. А во времена Великой Французской революции Робеспьер объявил жителям столицы, что намерен снести святыню. Но любовь парижан к собору была столь велика, что все они согласились заплатить грабительский сбор на нужды революции, чтобы Нотр-Дам-де-Пари не тронули. Робеспьер пощадил здание, но приказал срубить головы каменным статуям королей, укравших его. Масштабная реставрация храма началась в 1841году, через десять лет после выхода романа Гюго. Длилась она целых 23 года. Здание было полностью восстановлено, разбитые статуи и витражи заменены на новые, а на фасаде здания появилась галерея с химерами. Также было очищено от лишних строений пространство перед храмом, чтобы образовалась площадь.