Библия. Ветхий завет. Сотворение мира. Адам и Ева. История Адама и Евы. Первородный грех и изгнание из рая

Бог сотворил весь мир, который окружает нас, не потому, что мир зачем-нибудь был нужен Ему. Господь творил потому, что у Него очень много любви — столько, что она переполняет Самого Бесконечного Бога. А любовь порождает жизнь, и дает этой жизни возможность расти и развиваться, и самой давать силу другой жизни. Весь мир, сотворенный Богом, прекрасен и совершенен. Он устроен подобно лестнице. В начале ее — космос, то есть земля и небо. Они живут по законам, которые начертал для них Господь. Они очень красивы, но совершенно лишены всякой живой души. Жизнь таится в них, точно колосья в пшеничном зерне. Ее невозможно рассмотреть в самом зернышке, но когда оно ляжет в землю, из него явятся мощные колосья.

Так же и земля, и небо. Они кажутся безжизненными, но напоены светом, необходимым для всякой жизни. И, по Слову Божию, земля и вода при сотворении мира произвели растения и первых животных, которых Книга Бытия называет "душа живая".

А завершает эту лестницу человек, любимое творение Божие. Он не был порожден землею или водой, подобно растениям и животным. Бог сотворил его из неживой материи, которую Библия называет "прах земной". В это создание Господь вдунул дыхание жизни, творя его по образу и подобию Себя Самого, Единого Бога, пребывающего в Предвечном Совете Трех Его Лиц: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святаго.

Закончив творить мир, Бог вверил его дальнейшую жизнь человеку. Создатель не оставил свое творение и продолжает заботиться о нем. Но теперь человек в ответе за мир, и от человека зависит, когда мир станет раем.

Бог дал жизнь человеку, чтобы тот стал соработником Богу. Господь ждет от человека ответа — действенной любви. Он дал человеку дары любви и слова, которые отличают его от всех других творений. Первых людей, Адама и Еву, Господь поселил в Эдеме в райском саду. Человеку многое было дано ради того, чтобы его любовью весь мир стал раем.

В Эдемском саду было множество деревьев, которые радовали красотой и давали прекрасные плоды. Бог произрастил их для пользы человека.

Но было в Эдемском саду дерево, плоды которого Господь запретил есть. Это было дерево познания добра и зла.

— В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь,— заповедал Бог человеку.

"Заповедал" — это церковно-славянское слово. На русский язык оно переводится как "запретил".

Бог начертал для всякой звезды путь, которым она движется по небу. Это значит: Он запретил ей двигаться всякими иными путями, чтоб не столкнулась звезда с другой звездой или планетой. В запретах, которые дает Господь, видна Его любовь.

Свои запреты есть для каждого создания Божиего. Если бы их не было, то не было бы и всего мира. Вода стремится размыть сушу, суша, наоборот, старается поглотить воду. Разные виды животных соперничают друг с другом. Все, что мы видим вокруг нас, проходит вместе со временем. Если бы Бог не установил пределы для воды и суши, животных и растений, то творения стали бы уничтожать друг друга. А мир не может стоять на вражде. Мир живет любовью.

Но некоторые из Ангелов, еще прежде сотворения человека, отказались принять Божественные запреты. Они были очень гордые и думали, будто способны сами устроить мир, без Бога и без Его запретов. И тогда Господь лишил этих Ангелов их Ангельского достоинства. Бог не отнял у них жизнь. Они остались теми же бестелесными существами, которых Он сотворил. Но они больше не возвещают Его Волю. А если Ангел не возвещает Божественную Волю, он становится бессильным призраком.

Таких Ангелов называют "падшими", потому что отпали от Бога. Падшие Ангелы бессильны, но опасны. Они так и не приняли Божественной любви и Божественных запретов и стремятся захватить власть над миром. Сами они этого сделать не могут и потому всячески соблазняют человека быть соучастником своих замыслов. Книга Бытия предостерегает нас от опасности таких соблазнов. Ведь, к сожалению, первые люди, Адам и Ева, не исполнили заповеди, которую им дал Господь.

Библия говорит о змее, который был хитрей всех зверей полевых, то есть более развит, чем любые животные. Это был один из падших Ангелов, которому Бог попустил явиться людям в обличье змея. Но даже это страшное обличье не предостерегло людей: ведь слова змея были соблазнительны.

Змей спрашивал Еву:

— Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

Змей превосходно знал Божественную заповедь, но он искушал Еву, надеясь, что она забудет Божии Слова.

Ева же говорила, что людям не запрещено есть плоды с деревьев. И не только не есть, но даже не касаться плодов на дереве познания добра и зла заповедано Богом. Потому что эти плоды ведут человека к смерти.

А змей нашептывал Еве:

— Нет, вы не умрете. Но Бог знает: когда вы вкусите плодов с дерева познания добра и зла, вы откроете глаза и станете, словно боги, которые знают добро и зло.

Змей лгал. Зло не было создано Богом, потому что Он сотворил одно только добро. Но Он дал всякому существу право выбирать, потому что Бог любит свои создания. А когда любят, не стремятся отнять свободу у любимого существа. А право самому принимать решения и выбирать — это самое главное, из чего состоит свобода.

Бог не отнимал свободу даже у падших Ангелов, может быть, потому, что давал им последнюю возможность не отказываться от Его Любви, содержащей весь мир. Но падшие Ангелы отказались. И тогда они лишились Божественной любви, а с нею — и Самого Бога.

А без Бога и Его любви ничего быть не может.

Церковные писатели убедительно показывают: зла не существует в мире. А если оно и появляется — только лишь потому, что человек, по своей беспечности, дает жизнь злу. Когда человек забывает о великих дарах, врученных Самим Господом, он забывает свое великое предназначение — сделаться подобным Богу. И такой человек становится словно игрушкой в руках падших Ангелов, которые управляют им при помощи гордости, лжи и всяких других дурных качеств.

Змей лгал Еве, потому что первым людям не нужно было знать добро и зло. Для них было только добро: ведь они обитали в прекрасном райском саду и были близки Богу. И когда они согласились узнавать добро и зло, они дали жизнь злу.

Ева увидела, что плоды заповедного дерева приятны для глаз и хороши в еду, а самое главное — ей хотелось иметь знания. И она ела плоды и дала Адаму, своему мужу, и он тоже ел.

Падший Ангел всегда был обманщиком. Адам и Ева жили в раю совершенно нагими и не стыдились, потому что у них не было никакой вины перед Богом. Но вот они съели запрещенные плоды. Добра и зла Адам и Ева, конечно, не узнали, зато узнали, что они нагие.

Теперь они были виноваты перед Богом, и они почувствовали стыд, и приписали его наготе. И Адам и Ева сшили одежды из листьев.

И едва они успели прикрыть наготу, они услышали голос Господа Бога:

— Адам, где ты?

В этом месте Книги Бытия мы видим, как человек впервые забывает о Боге. Адам пробует скрыться, хотя и знает, что нельзя скрыться от Господа, знающего каждую травинку в мире.

Бог спросил:

— Кто сказал тебе это? Не ели ты плодов от запретного дерева?

Адам ответил:

— Мне дала их жена, которую мне дал Ты.

Бог сказал Еве:

— Зачем ты сделала это?

— Меня обманул змей, и я ела,— отвечала Ева.

Бог и теперь, после нарушения заповеди, готов простить людей. Но они не признают за собой никакой вины: Адам обвиняет Еву, а Ева — змея. Зло вошло в мир и принесло с собой нелюбовь, ложь и разделение.

И тогда Бог проклял змея, породившего вражду, чтобы он до окончания мира жил во вражде. Еве же Он сказал:

— Я даю тебе многую скорбь. Ты будешь стремиться к твоему мужу и в мучениях рождать детей.

А Адаму Господь сказал:

— За то, что ты послушал твою жену и нарушил Мою заповедь, земля проклята за твой грех. Она произрастит для тебя колючки и кустарники, и ты будешь в поте лица добывать себе пропитание, покуда не возвратишься в землю, из которой ты был взят. Потому что ты — прах земной, и вернешься в прах.

Бог сделал для Адама и Евы кожаные одежды, чтобы они могли переносить тяжкие труды и невзгоды. Господь не уничтожил их. И даже наказание Его причастно радости: ведь Ева теперь будет рождать детей. Жизнь Адама и Евы была вновь устроена в Предвечном Совете Святой Троицы.

В Эдеме произрастало еще одно дерево, запретное для людей, дерево жизни и смерти. Мы, к счастью, не знаем, что было бы, если бы люди вкусили его плоды. Бог предупредил их: Он выслал Адама и Еву из Эдемского сада, чтобы человек продолжил то, для чего был сотворен. Он должен теперь кропотливо возделывать землю, из которой был прежде взят, чтобы наполнить мир любовью и Словом Божиим.

А у восточных ворот рая Господь поставил огнекрылого Ангела, Херувима, и вручил ему вращающийся огненный меч, чтобы никто не мог подойти к дереву жизни и похитить его плоды.

Витя любил историю. С некоторых пор он захотел узнать историю своего рода. Но родители и сами не слишком много знали о предках - только то, что те были крестьянами, потом их раскулачили и отправили в Мурманск, где они и устроились до сегодняшнего дня. Витя смутно помнил бабушку по отцовской линии, от нее осталась лишь открытка « с днем рождения», где была написана странная фраза: «Однажды ты поймешь смысл своих мыслей и сможешь управлять реальностью».
Витя спрашивал отца про бабушку, тот говорил, что та была знахаркой и умерла от заворот кишок, когда несла ведра с водой до дому. Больше ничего.
Вот и сегодня Витя держал бабушкину открытку и думал над этой загадочной фразой. Затем, почему-то, его мысли перекинулись на историю Адама и Евы, на то, что же именно стало причиной их изгнания, ведь яблоко раздора олицетворяло что-то конкретное, что в корне изменило состояние первых людей. Они нарушили запрет и, как результат, были выгнаны из рая и потеряли бессмертие.
Витя долго размышлял над этим, да так и заснул, сидя на диване с открыткой в руках.
И вдруг, к его изголовью медленно спустился луч света. Он застыл на мгновение, и вдруг заговорил:
«Я знаю, чем ты озабочен. Подумай над природой запрета. Что это за энергия? Адаму и Еве было разрешено все. Все, что они ни делали, было в согласии с Богом. Сьесть яблоко-это был первый акт против воли бога. Первый за, может быть, миллионы лет, потому что изначально они были бессмертны. Подумай, все, что они делали раньше – было позитивным. Но в один момент они сначала подумали, затем обсудили, и затем создали нечто НЕГАТИВНОЕ.
На самом деле, именно в тот момент началось разделение на позитивное и негативное. Негативное несет проблемы, болезни, энергетическое истощение. И первый импульс к этому дала первая негативная мысль на Земле. Она дала проекцию на негативный разговор, который дал проекцию на негативный акт, который дал проекцию на негативное изменение реальности – пустые земли вместо райского сада, которая дала проекцию на изменение состояния здоровья- они перестали быть бессмертными. Создав негативное, они, сами того не замечая, стали снова и снова его создавать, накапливая все больше отрицательного опыта, отражавшегося на их реальности.
Люди много говорят о том, что нужно думать о хорошем, чтобы все было хорошо, но они и не представляют, насколько это утверждение работает. Если бы они понимали смысл своих мыслей, то могли бы управлять реальностью. К тому же, очень трудно быть сосредоточенным только на хороших мыслях весь день - немногим это удается.» – Свет загадочно улыбнулся и исчез.
Витя открыл глаза. Все, что было сказано запомнилось ему отчетливо.
«Как же все просто»! - Воскликнул Виталий. – «А я все думал, почему среди смертных грехов упомянуто уныние? Вроде чего такого, никому же вреда не приносишь, а стоит наравне с прелюбодеянием и тщеславием. А теперь понятно - уныние создает печальные мысли, которые печалат реальность! Ученые говорят, что научные открытия тщательно скрываются правительствами именно потому, что если их опубликовать - то людьми нельзя будет управлять. Теперь понятно, что за открытие скрывается властями! Понятно и почему телевидение пичкает нас известиями о преступлениях и катастрофах - они хотят ухудшить нашу реальность, чтобы лучше нами манипулировать!»
Витя осознавал, что владеет критически важной информацией, однако надо было ее проверить прежде, чем что-то говорить друзьям.
С самого утра Витя решил думать только положительные мысли. Это был уникальный день, суббота, который он решил посвятить этому важнейшему эксперименту. Итак, для начала он определил - что будет положительной, а что отрицательной мыслью. Он решил блокировать все мысли, которые содержат печальные слова. На улице было пасмурно, но он сказал себе, что идет прелестный дождичек, очень полезный для природы. Потом он подумал о родителях, написал им добрые пожелания и отправил имейлы. Потом пожелал здоровья всем родственникам и всем людям на Земле. Потом вспомнил было про ушибленное колено, но блокировал свои страхи о том, что не успеет поправиться до матча, а наоборот, представил и мысленно проговорил как он выздоровеет и как хорошо будет играть. Потом подумал было, что будет играть лучше всех, но блокировал эту мысль, поскольку выставлять себя лучше других счел плохой мыслью.
Витя решил в эту субботу не смотреть телевизор и не читать статей, чтобы негативная информация вообще не доходила до его ушей. Он достал запыленный синтезатор и решил поиграть. Потом скачал из интернета новую программу по записи музыки, да так и просидел за ней весь день. Он ни с кем не разговаривал, поэтому решил подкрепить свои положительные мысли положительными разговорами. Позвонил другу и поделился опытом по программе.
Он решил в этот день не есть мясо, не курить и не пить. Это была большая жертва, но ради эксперимента Витя терпел. К вечеру началось было раздражение, поэтому он решил потратить энергию на уборку - прибрался в квартире и вымыл посуду. Потом достал из-под кровати чашку, которая закатилась туда год назад, вымыл и ее. Потом решил отодвинуть кровать и вымыл весь пол под кроватью. Почему-то это показалось ему важным. Потом пошел в ванну и прибрал все, что было под ванной, вымыл туалет. Затем решил прибраться на кухне. Полночь застала его корпеющим над плитой. Он отскабливал жир с горелок, потом с кастрюль. И только закончив мыть последнюю сковородку, решил пойти спать.
Ночью снились приятные образы, а утром Витя проснулся от непривычного звука - за окном щебетали птицы. Он не слышал этого уже почти год! Витя встал, подошел к окну и раздернул занавески - на дворе стоял теплый солнечный день - пожалуй, первый за последние три недели...

Но, однажды Адам и Ева ослушались Бога. И Он изгнал их из рая. Это случилось так.
Господь разрешил им есть плоды от всякого дерева в саду, кроме плодов от дерева, которое называлось деревом познания добра и зла. Бог сказал, что если они ослушаются этой заповеди, то умрут.
Но сатана, враг Бога и людей, решил погубить Адама и Еву. Однажды он подошел к Еве в облике змея и сказал: "Подлинно ли сказал Бог: "Не ешьте ни от какого дерева в раю?"" Ева ответила: "Плоды от всех деревьев мы можем есть, но только плодов с дерева, которое находится посреди рая, Бог не велел нам есть, чтобы нам не умереть". Тогда змей, желая посеять в сердце Евы сомнение в искренности Божьей любви, стал обманывать ее, говоря: "Нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите плоды, откроются глаза ваши и вы будете как боги, знающие добро и зло".
Когда Ева после слов змея посмотрела на дерево, оно показалось ей хорошим для пищи, приятным для глаз и вожделенным, потому что давало знание. Она сорвала с него плод и съела его, и дала есть также мужу своему Адаму. И сказал Бог Адаму: "За то, что ты послушался голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: "Не ешь от него", - то проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей... В поте лица твоего будешь есть хлеб до тех пор, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься". Господь изгнал Адама и Еву из прекрасного сада и они не могли больше возвратиться. Поэтому они так печальны на этой картинке.
Так произошло грехопадение первых людей. По слову Бога они умерли духовной смертью‚ а затем и физической. Духовная смерть значит, что прерывается духовное общение с Богом Творцом. Но Бог уже тогда обещает спасение всему человечеству от греха через Своего Сына Ииcуca Христа. Об этом вы прочитаете позже в этой же книге.

Эти два юноши - дети Адама и Евы. Один из них, Авель. Пас овец, а брат его, Каин, был земледельцем.
Однажды Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных овец своих и от тука их. И призрел Господь на Авеля на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. Тогда сказал Господь Каину: "Почему ты огорчился и отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним".
Однако Каин не преодолел греха и продолжал завидовать брату. Однажды, когда оба брата были в поле, Каин напал на Авеля и убил его. Кровь первого умершего на земле человека обагрила землю.
Господь наказал Каина за грех и сделал его изгнанником и скитальцем на земле.
К какому ужасному греху может привести таящаяся в сердце зависть! Поэтому, чтобы избежать греха, нужно бодрствовать, молиться и побеждать грех силой Господа.
БЫТИЕ 4:2-12

Потоп. Ной строит ковчег.

Прошло много столетий, и на земле появилось множество людей - потомков Адама и Евы. Вначале многие из них боялись Бога и служили Ему, но постепенно все стали поступать против воли Бога. Только один человек, по имени Ной, оставался верным своему Создателю и исполнял Его волю. Апостол Петр назвал его "проповедником правды" (2 Послание Петра 2:5). Дух Божий обитал в сердце Ноя. Он очень любил Бога.
Господь увидел, что велико развращение людей на земле, и что мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; каждый извратил путь свой на земле. Тогда Бог сказал: "Истреблю с лица земли всех людей, которых Я сотворил... ибо Я раскаялся, что создал их"
Ной же обрел благодать пред очами Господа. Бог обратился к нему и сказал: "Конец всякой плоти пришел пред лицо Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями. И вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в нем и осмоли его смолою внутри и снаружи... И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить всякую плоть под небесами, в которой есть дух жизни; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и ты войдешь в ковчег, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою".
Услышав это повеление Божие, Ной начал строить ковчег. (Ковчег - это большой корабль). Он часто говорил окружающим людям, что скоро начнется потоп и истребит весь мир, и призывал их покаянию от злых дел и к обращению к Богу. Но никто не хотел слушать его.
БЫТИЕ 6:5-18

Обычно считается, что первому человеку была дана лишь одна заповедь - не вкушать от древа познания добра и зла. Однако библейский текст говорит, что Адам получил от Бога не одну, а четыре заповеди.

Первая - “плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею” (Быт 1:28). Это - заповедь умножения жизни. Через все Писание проходит тема жизненного избытка, которым Творец одаряет человека. О создании первых людей книга Бытия (Быт 2:7) говорит, что человек получил “дыхание жизней” (в русском тексте в единственном числе - “жизни”). Речь тут не о множественности жизней, не о “реинкарнации”. Множественное число (как и в слове Элохим) говорит прежде всего о некоем самопревосхождении, о выходе за пределы собственной единичности и самотождественности.

Адаму было дано то, что потом вернет нам Христос: “Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком” (Ин 10:10). Это - слова Дарителя. А вот и подтверждение адресата: “Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе <…> Я получил все, и избыточествую” (Флп 4:13,18). Дар жизни дается человеку для того, чтобы этот дар умножать.

Но ту Божественную жизнь, которую принес в Себе Хрис-тос, может усвоить себе жизнь лишь человеческая. И, значит, мир должен наполниться жизнью собственно человеческой. Человеку предстоит наполнить своей жизнью мир еще не населенной Земли. А потому тема брака и размножения для Библии отнюдь не является чем-то маргинальным.

Вторая заповедь Эдема - возделывание рая (Быт 2:15). Человек пришел в мир не просто для того, чтобы наполнить его собою, но чтобы изменить. Есть что-то в этом мире, чего не может сделать Творец, но может “возделать” лишь человек. Предмет такой человеческой деятельности бессмысленно искать во внешнем мире. Космос, созданный Творцом и в течение шести дней творения послушно исполнявший все Его призывы, мог бы быть столь же пластичным и впредь. Но человеческая душа, по образу Творца наделенная свободой, стала тем пространством, на котором может трудиться только сам человек, и за которое только он сам несет ответственность. “Человеку надобно возделывать землю сердца своего”, - поясняет преп. Макарий Египетский. И в этом труде, изменяя себя так, что сокращается расстояние между человеком и Бого-человеком, человек меняет и мир.

И обратно - возделывая мир, человек меняет себя: ведь, по мысли Экзюпери, только тело землепашца питается тем, что дает ему хлеб; душа же питается тем, что он сам дает хлебу… И хотя труд “в поте лица”, как видно из дальнейшего библей-ского повествования, стал наказанием для Адама (Быт 3:19), все же изначальная радость трудничества так и не была забыта в Библейской традиции: “Ты будешь есть от трудов рук твоих, блажен ты, и благо тебе” (Пс 127:2).

Говоря языком христианства, человек своим трудом должен раскрыть душу и мир для действия в них Благодати. А на языке мифологем смысл повеления трудиться в том, что без помощи человека Демиург, оказывается, не может сохранить космос от вторжения хтонически-разрушительных сил. При этом древние религии уточняют, что только ритуальный человеческий труд может защитить космос от возвращения в первобытный хаос и неразличимость. Если человек будет правильно приносить жертвоприношения, если он должным образом исполнит свои священнические обязанности, то он сможет вступить в связь с хранящими силами и вместе они спасут мир от поругания. В этой общерелигиозной идее мне видится след предания, уна-следованного потомками Ноя от общего праотца. Существует церковное предание о том, что время антихриста настанет лишь тогда, когда прекратится на земле совершение Литургии. Литургия - действительно “общее дело”, общее служение, в котором заинтересован весь космос: вся тварь доныне мучается и стенает, ожидая откровения сынов Божиих (см. Рим 8:19,22).

Вообще Литургия, жертвоприношение - это разъятие. Избирается нечто, некая часть мира сего, чтобы посвятить ее миру горнему. Из обычного порядка вещей, из обычного употребления изымается нечто, дабы получить иной смысл и стать связью между двумя мирами, а через это - и освятить этот мир горней благодатью.

“Возделывание земли” - это ее расчленение. Библейское сознание, как и вообще архаическое мышление, чрезвычайно дорожит конкретной оформленностью мира. Многообразию мира постоянно угрожает хтоническая неразличимость всех вещей. В Библии величайшим чудом Творца оказывается то, что Он смог преградить бег морским волнам (и чем - песком! то есть веществом, слабее и податливее которого, казалось бы, ничего и быть не может). Своим трудом человек должен закрепить и подчеркнуть “космичность” (в смысле сложно-организованность, иерархичность) мира. Грех же есть там, где эти грани стираются. Грех Евы в том, что она отнеслась к древу познания как к любому другому. И первое следствие грехопадения было в том, что мир стал беднее: разрушен Эдем, и пространство Междуречья стало таким же, как и любая иная область Земли. Бог отделил Эдем от остального мира (Быт 2:8) - а человек не смог сохранить эту святыню. И затем дары Каина будут отвергнуты Богом именно потому, что не “возде-ланы”, не “отделены”. Христианская традиция комментариев Библии полагает, что жертвоприношение Каина оказалось не-должным - и именно потому, что Каин не пожелал взять на себя труд выбора и различения. “Авель принес жертву по выбору, и Каин без выбора; Авель избрал и принес перво-родных и туки, Каин же принес или колосья, или вместе и колосья и плоды, бывшие в то время”, - пишет преп. Ефрем Сирин. То же самое и у свт. Иоанна Златоуста: жертва Каина не принята Богом - потому что первенец Адама “принес, что, так сказать, попалось, без всякого старания и разбора”.

Из ошибки Каина можно понять и призвание труда Адама. Труд человека должен усугубить специфичность (“космич-ность”) мира; охранить и изменить мир.

Третья заповедь Эдема - заповедь познания мира (наречение имен - Быт 2:19). С самого начала человек вводится в мир как творец, как соработник Бога: животные приводятся к Адаму для наречения им имен. Если вдуматься, это очень странно: мир, сотворенный словом Божиим, нуждается еще и в слове человеческом. Бог хочет “видеть, как он назовет” мир (Быт 2:19). Бог оборачивает весь мир к человеку и ждет, что же че-ловек сделает с этим миром.

Способность Адама исполнить это Божие ожидание - это предмет мечты послекантианской философии: Адам не анали-тически, не отвлеченно понимал сущность “вещей-в-себе”, видя их логосы в конкретном многообразии. Вне своего про-свещения Логосом душа, по слову преп. Максима, “медленно продвигается по пути рассудочного познания”. То, что мог делать Адам, напротив, предполагает “непосредственное созер-цание логосов и причин сущих”. Не случайно свт. Григорий Богослов высказывает понимание, очень близкое к максимову логосо-видению: он называет Адама в Эдеме “делателем бо-жественных помыслов”. Но познание уже есть движение: “окрест истины ум находит предел своего движения”. Адам видел общее движение твари к Богу, динамически-логосное назначение каждой твари - но лишь в том случае, если и его собственное движение соответствовало движению всей Вселенной - к Богу. Выпадение из общего вектора движения обожения мира повлекло потерю человеком способности непосредственного познания.

Познающий взгляд человека подобен глазу лягушки: она видит или то, что движется, или когда сама находится в движении. Пока человек и мир двигались курсами, ведущими к общему центру (вспомним классический образ аввы Дорофея) - человек видел логосы иных видов бытия. Только когда человек поставляется на истинное место в иерархии бытия, только участвуя в его всецелом движении - и только из этого движения - он различает подлинные логосы. “Духовное видение есть свет движения. И как скоро омрачатся движения, существа не видят высших чинов”.

Сходное познание и ныне доступно людям - тем,

Кому Господь дозволил взгляд

В то сокровенное горнило,

В опыте умной молитвы подвижнику открывается “ведение словес твари”. Особенно интересно, что это выражение употребляет для описания своего опыта человек, заведомо не знавший учения преп. Максима о логосах - сибирский крестьянин, от лица которого ведутся “Откровенные рассказы странника своему духовному отцу”: “Молитва Иисусова весе-лила меня в пути и люди все стали для меня добрее <…> И когда я начинал молиться, все окружающее меня представ-лялось мне в восхитительном виде: древа, травы, птицы, земля, воздух, свет - все как будто говорило мне, что существует для человека, все свидетельствовало Божию неизреченную любовь к человеку <…> И я понял, что такое «ведение словес твари» и как «всякая тварь воспевает Бога»”.

Еще два обстоятельства, связанные с заповедью наречения имен, важны для нас.

Еще доновозаветное предание говорит, что само падение Денницы было связано с его завистью к человеку (а не к Богу). Надо напомнить, что Денница - “самый первый светоносец”. Именно к диаволу свт. Кирилл Иерусалимский относит слова (из ответа Бога Иову) о бегемоте как “верхе путей Божиих” (по-славянски - “начало создания Господня”). Люцифер был “князем мира”, “космократором” (Еф 6:12). Но когда земное создание оказалось более возлюблено Богом, наделено Им макрокосмическими свойствами, то есть обрело способность не совпадать, неконгруироваться с “миром сим” и его “властями”, - тогда, “при виде многих преимуществ, которыми Господь наделил человека, им (Денницей) овладела зависть”.

Грех Денницы - в отказе признать достоинство Адама: “тот, кто получил в удел управление землей, нашел нетер-пимым, что из природы, подчиненной ему, выходит сущность, созданная по образу Божьему”.

В апокрифе “Житие Адама и Евы” Люцифер говорит: “я не воздам почести тому, кто ниже меня и позднее меня”. Замечательно в этой связи, что святоотеческая мысль выходит за рамки родового эволюционизма и не согласна с формулой “раньше - значит лучше и важнее”. Старшинство в онто-логической иерархии бытия определяется не хронологией, а реальной онтологической плотностью бытия. Так, по мысли преп. Ефрема Сирина, Ева должна была бы спросить у змия - с чего это он взял, что имеет право поучать человека: “Сравним тебя с Адамом. Если ты станешь уверять, что ты старше Адама, то самое имя твое обличит тебя, что гораздо моложе ты Адама. Адаму было предоставлено наречь имена животным, чтобы показать великое старшинство его над ними. Не дети дают имена родителям, но от старейших переходят имена к юнейшим”. Поскольку слово “животное” означает “живущее”, к числу тех существ, которые должны были полу-чить имя от Адама, относились и духи (“животныя шесто-крыльная серафимы”). Тем самым, духи и среди них первей-ший - Люцифер - должны были признать первенство Адама.

Что древняя “обида” Люцифера на Творца не прошла до сих пор, видно из “Писем Махатм”, положенных Е. Блават-ской в основу неоязыческой теософии. Вдохновитель теософ-ских откровений называет себя “владыка космоса”. И вот от этих “планетных духов” шамбалисты узнают, что Бог - это “выдуманное чудовище с невежеством во хвосте” (Письма Махатм, 153). Как древле, так и ныне “владыка космоса” искушает тем, чем Асмодей - “Деву” Жуковского: “Забудь о Боге, мне молись - мои верней награды!”.

Кроме того, именно в заповеди логосного познания мира - радикальнейшее отличие библейской религии от буддизма. Бог велит человеку нарекать имена миру. Христианство - религия Слова, оно дружно со Словом, фило-логично. Эту же онтологичность слова признает и буддизм. Но с какой переменой знака! В знаменитую ночь просветления Гаутаме открывается, что именно в именах - причина бытия мира и человека. И, значит, избавиться от жажды бытия можно лишь через разрушение имен, через разрушение познания, точнее - через радикальное ограничение познания, приучение мысли к абсолютному молчанию обо всем в мире. Просветление Будды было строго логичным рассуждением: смерть происходит от рождений, рождения - от дел, дела - от желаний, желания - от ощущений, ощущение рождается соприкосновением духа с другими предметами, соприкосновение родится из ознаком-ления с именами и предметами, а ознакомление - из позна-вания. И вот - просветление: “Разрушь рождение - и страсть и смерть прекратятся! разрушь желание - и умрет воля! разрушь соприкосновение - и умрет ощущение! разрушь зна-ние - умрут имена, определения, а с ними - познаваемость вещей, их реальность для нас, возбуждающая ощущения! одним словом: разрушь обман призрачного внешнего мира, и умрет сансара, основа личного бытия, неведение истины!”. Буддизм стоит на позициях радикального номинализма: имена ничего не выражают; они лишь наделяют иллюзорной це-лостностью и привлекательностью поток дхарм, мешая тем самым его окончательному замиранию.

Библия же говорит, что человек должен дать имя миру.

И, наконец, четвертая заповедь - не вкушай от древа познания добра и зла. Кажется, она по форме противостоит позитивному наполнению первых трех заповедей. Почему же именно “пост” был важнейшим Божиим повелением?

Человек призван к пути. Ему предстоит проделать путь от образа Божия к подобию Бога. Подобие - цель, к которой надо идти. Путь же возможен лишь при наличии от-стояния исходной точки от цели.

Чтобы отправиться в путь, я должен знать и ощущать, что здесь и сейчас я не обладаю и в принципе не могу обладать тем, что ждет меня в другом месте, и между “здесь” и “там” лежит путь, который я должен пройти. Великий Пост по определению есть не что иное как путь к Пасхе, или, в другом смысле, вообще сама Пасха (ибо Пасха есть нечто дина-мическое, устремленное: бегство, стремительное избавление, стремительное совершение). Пост есть призыв к изменению, и именно так понимает первую заповедь свт. Григорий: “Если бы мы пребыли тем, чем были, и сохранили заповедь, то сделались бы тем, чем не были, и пришли бы к древу жизни от древа познания”. Сам по себе пост всегда бессмыслен. Его смысл лежит за его пределами, он - подготовка к тому, что его нару-шит, прекратит. Пост призван нечто переменить в человеке так, чтобы он стал более открыт для той радости, которая предназначена для него в конце пути. Пост обретает смысл за своими пределами: говение исполняется в Причастии, Великий Пост - в Пасхе… И если человеку в Эдеме дается заповедь Поста - значит рано или поздно этот пост должен был стать отмененным. “Заповедь <…> дана только на время”, - толкует это место книги Бытия преп. Ефрем Сирин

Но прежде человек должен чему-то научиться.

Человек призван к обожению. Значит, первое, что ему надлежит понять: я - не Бог. Вообще-то это - естественный вывод из любого акта подлинного Богообщения: в последнем даются два смысловых содержания. Первое - “есть Бог” (и отчасти - “что есть Бог”) и второе - “я не есть Бог”. Это понимаемое различие не является, однако, частным случаем “трансцендентальной апперцепции”, а имеет ясную оценочную окрашенность в покаянные тона. Это “я не есть Бог” должен был понять Адам, поняв - опечалиться этим, а опечалившись, - сделать нечто для преодоления замеченной пропасти.

Познание Бога для него было необходимым условием познания самого себя и своего места в бытии. Как мы увидим дальше, не поняв этого сначала, Адам и затем его потомки будут учиться этому в более жесткой форме уже за вратами Эдема, учиться - путничеству. Поскольку сотворить человека в его финальном состоянии - Богом - было невозможно, необходимо было призвать его к самостоятельному про-хождению пути обожения. И вот человек творится существом предельным. У него есть границы, а, следовательно, в мире есть иное, чем он сам, притом - высшее. Человек, как любят говорить экзистенциалисты, вообще начинается со стремления сделать невозможное, с жажды выхода за свои пределы. А раз так, то для осуществления своего экзистенциального призвания он должен видеть свои границы и даже тяготиться ими. Че-ловек - странник из времени в вечность. Он весь определен антиномией протона и эсхатона, своего начала и конца, прошлого и будущего. Он вышел из небытия, но призван к вечному и полному бытию. Человек всегда между, всегда на грани. В нем единятся и борются бытие и ничто, и когда нет Богообщения - Логос уже не сдерживает хаос, и человек возвращается “в землю, от нея же взят еси” (Быт 3:19). Поддерживать же Царство Божие внутри себя, преодолевать смерть, конец, хаос человек может лишь трудом, раскры-вающим его для дара благодати.

И вот, чтобы побудить Адама к труду по возделыванию не только земли Эдема, но и собственной души, на него нала-гаются бремена тяжкие для него и неудобоносимые - пост. “Не вкушай”.

Состояние Адама в этот момент, может быть, и не было столь блаженным, как это принято представлять (в конце концов, Адам ведь “не был человеком обоженным”. а, значит и актуально и полностью причастным божественному благу).

Косвенным образом, хотя и вполне логично, это под-тверждается и напоминанием Златоуста: “никто не думай о себе, что из-за предков потерпел вред: данное нам гораздо важнее потерянного нами”. Это значит, что то, что имел и утратил Адам, меньше того, что имеет христианин, которому дается “не рай, но самое небо” Полнота даров во Христе больше, чем в ветхом Адаме (“ныне Божии человеки стали выше первого Адама. Силою Духа человек становится выше его, потому что делается обоженным”, но эта формула, конечно, обратима: полнота духовного совершенства и радости в Адаме меньше, чем у тех, кто достойно причащается Христу. Изначала в Адама была вложена тяга к “восхождению от силы в силу” как источник роста, необходимый для становления человека. Человек задуман и создан как существо, жаждущее премениться в иной род бытия, а потому тяготящееся быть только собою.

Человек должен помнить о своем статусе служителя. Без этой памяти нет и памяти о Боге: без печали о дольнем не бывает тоски по горнему.

Человек был призван к познанию - и прежде всего познанию самого себя, своего положения и назначения. И вот, чтобы человек открыл и заметил самое главное в себе, ему был дан пост. И этот пост был труден для Адама, но он и был дан, чтобы побудить его к труду: “Надлежало, чтобы человек прежде всего получил бытие, получивши - возрастал, возрастая - му-жал, мужая - укреплялся, укрепляясь - усовершался, усовер-шаясь - прославлялся, прославляясь - удостаивался видеть Бога” (свт. Ириней Лионский)…

Человек не выдержал поста. Он совершил грех. И опять здесь - диалектика отрицательного запрета и положительного действия. Казалось бы, раз заповедь негативна, дана в качестве “нет”, то действие, ее нарушающее, содержит в себе “да”, имеет знак “плюс”: “делай”. Но, однако, грех по самой своей природе отрицателен. Грех - это не нарушение заповеди, а отказ откликнуться на призыв быть чем-то большим, отказ творить всегда новую жизнь. Ведь “Бог есть Бог того, кто желает приобрести большее, если при этом принуждает себя ко всему”.

Всмотримся еще: является ли заповедь чем-то извне налагаемым, неудобоносимым и лишним, без чего можно обойтись? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит обратиться к латыни. Запрет (заповедь) здесь - interdictum (“запрет”, “прещение”, в русском буквальном переводе этому соот-ветствовало бы выражение “между-речие”). Это - речь одного субъекта, обращенная к другому, диалог. Но если я слышу не мою речь, значит, в моем мире появился Другой, который не есть я. Появление Другого - это ограничение меня, точнее - о-предел-ение, выявление меня как меня, как не-Другого. В между-речии я должен остановиться, приемля Другого и то, что он говорит мне. Здесь мне открывается мой предел - Другой. Именно открывается, и потому интердикт - необ-ходимое проявление откровения. Так диалог оказывается неизбежно связан с ограничениями. Нарушение интердикта - это нарушение суверенности Другого, это стремление “потре-бить” его, сделав частью моего мира. В конечном счете это - уничтожение диалогичности, отпадение в монологичный и монотонный мир одиночки. Но сказано же Адаму: “Не хорошо быть человеку одному” (Быт 2:18).

Интердикт Адаму - это свидетельство серьезного отно-шения Бога к человеку: человек признается собеседником Бога. И это - требование аналогичной серьезности в отношении человека к Богу. Так что, резюмируя по-латыни, “omne colloquium est interdictum”, что можно перевести и как “всякий разговор есть между-речие”, и как “всякий разговор - это запрет”. Адам не одинок в Бытии, и его неодиночество требует от него определенного этикета, - таков смысл заповедей вооб-ще (независимо даже от их конкретно-позитивного смысла). “Бог учтив”, - сказал кто-то о тайне Божественного смирения перед нашей свободой. Адам же поступил невежливо. А это - тяжелый грех, он таит в себе кощунство даже в отношении образа Божия - человека.

Итак, Бог и мир ожидают от человека священнослужения. Человек должен был принести Богу себя и весь мир как свой (ответный) дар, утвердив тем самым в мире закон жертвенной любви. Поэтому-то “не ради рая был создан человек, а напротив, сам был виною насаждения рая”. Рай - для человека, но человек - для Бога. По словам К. С. Льюиса, при создании человека ему были предложены правила игры: вся-кого дара можно касаться пальцами, чтобы переправить его другому, но нельзя брать в руки: иначе золотое яблоко жизни окажется яблоком раздора. Человек не вправе считать собственным владением даже самого себя (что, впрочем, разъяснял своим ученикам еще готовящийся к смерти Сократ).

И вот человек должен был принять мир не для его эксплуатации и уж тем более не для “покорения природы” - а для служения в нем. Священником поставляется человек в раю. По преп. Максиму Исповеднику, человек является пред-стоятелем твари, совершающим сакральное, культовое управ-ление ею в полном и трезвом сознании того, перед Кем он предстоит.

Чем же в этом случае был мир? Космос был храмом, рай - трапезой (центральной частью) храма, в глубине Эдема таился алтарь, перед которым предстоял человек - живая икона и священник… Весь мир был неотделим от Бога, не закрыт для Него, и потому был “овеществленной благодатью”.

И все же человек не нашел пути, чтобы через дары мира причаститься ко Творцу. Все заповеди Эдема оказались им нарушены. Призванный умножать жизнь - он стал причиной смерти. Призванный к труду - он избрал путь беструдного, магического самообожения. Призванный к познанию - он не распознал искушения. Призванный к благоговейному дистан-цированию от святыни - он обошелся с нею кощунственно-властно.

И открылись у Евы глаза, “и увидела жена, что дерево хорошо для пищи” (Быт 3:6). Первый человек не смог стать священником, - и мы стали потребителями.

]Свт. Григорий Богослов. Слово 45. На Святую Пасху // Творения. Т. 1. Троице-Сергиева Лавра, 1994, с. 666 (Жирный шрифт - и, далее, курсив - в цитатах везде принадлежат автору статьи. - Ред.).

Преп. Максим Исповедник. Мистагогия, с. 163.

Преп. Исаак Сирин. Слово 17 // Творения. Троице-Сергиева Лавра, 1911, с. 101.

Толстой А. К. Иоанн Дамаскин // Собрание сочинений. Т. 1. М., 1963, с. 515.

Цит. по: Фудель С. И. У стен Церкви // Надежда. Вып. 2. Франкфурт-на-Майне, 1980, с. 300. Впрочем, здесь вполне могло сказаться влияние старых переводов духовной литературы с греческого на церковнославянский; ведь и в тексте Великого канона преп. Андрея Критского встречается слово безсловесный с позднейшим примечанием: безрассудный, - явная греческая калька. Итак, человек, не знавший учения о логосах, но впитавший в себя через литурги-ческую практику уважение к онтологической весомости слова, вполне способен к такому словоупотреблению.

Преп. Ефрем Сирин. Толкование на книгу Бытия, с. 239. Запретительное значение русского слова заповедь проявляется, например, в слове заповедник - место, где запрещается нечто делать.

Преп. Ефрем Сирин. О рае // Творения. Т. 5, с. 273.

Мы знаем, что существует два вида существ: божественные и демонические. Божественные существа мир воспринимают как? Есть Я и есть не я, вот всё, что не я, Я стану им. Это тот процесс, о котором мы только что говорили. Демоны, они по-другому мир воспринимают: Есть Я и есть не я, и всё что не я станет мною. Как бы то же самое, только с противоположным знаком. Мы в результате духовного развития можем стать солнцем, галактикой, метагалактикой, Вселенной, то есть это наш путь. А у демонов, в конце концов, получается чёрная дыра. Она в себя всё всасывает и потом уплотняет. В Ведах говорится, что демоны являются, как бы архиваторами. То есть всю накопленную информацию они архивируют.

В Ведах нас сравнивают с пчёлами. Когда образуется Вселенная, они вылетают и начинают собирать нектар. В результате мы приобретаем опыт. Но когда начинается сжатие Вселенной, то весь накопленный опыт, мы как бы перетаскиваем в улей. А там есть пчёлы, которые выпаривают мёд, то есть, как бы уплотняют. Так вот демонические существа весь наш опыт как бы архивируют, то есть у них идёт сжатие. И в результате создается мёд – это причинная материя, которая называется инглия или прах . Помните, что Адам был создан из праха. Прах, то есть п осле Рах а. «Раховать» - это приводить к одному знаменателю. Отсюда «Брахма», тот, кто объединил всё это. То есть демоны этим и занимаются, ужимают всю информацию. И после того как появляется новая действительность, то есть новая Вселенная каждая живатма летит как пчела, но она капельку мёда (этой причинной материи) берёт с собой. И в этой капельке причинной материи содержится вся информация (архивированная), которая содержится во всём причинном океане. Если, например, взять каплю из океана и по её химическому составу узнать химический состав всего океана. Здесь, примерно, то же самое. И вот эта информация в каждом из нас содержится. Она содержит опыт как позитивный, так и негативный.

Вы знаете, что в каждом из нас имеются негативные силы, которые в определённый момент могут раскрыться? Это называют «семя Дьявола» в каждом человеке. Это как раз и есть процесс раскрытия этого «яйцехоре». Есть такой древний термин, что эта частичка, капелька причинной материи, которая называется «ор ». Вспомните любые слова с корнем «ОР», например, ор ех, скор лупа, спор а, тор (отсюда и тор сионные поля), ор бита. Наша задача раскрыть, разархивировать всю накопленную информацию. В нашем теле живатм много, но ограниченное количество. А представляете, сколько информации содержится в этом «оре». И эта информация не только о появлении одной Вселенной, а это обо всех проявлениях. Представляете сколько там приятных и ужасных событий происходило. И эта информация в каждом из нас есть. Представляете что это за сила, какая это мощь. Раскрывается, разархивируется эта информация по мере того на сколько мы становимся духовно крепкими существами.