Христианские святыни святой земли. Зачем нам Святая Земля? По этой земле ступал Иисус

Израиль или Святая Земля — одна из мировых колыбелей цивилизации, которая предлагает своим гостям изобилие исторических достопримечательностей наряду с современной, активной жизнью и модернизированными технологиями. Здесь каждый найдет что-то для себя.

Израильская история - это тысячи лет, мест, событий и легенд: изучать можно годами. Представляем вам список , которые легко можно успеть посетить за один стандартный отпуск. Узнайте, чем обязательно надо заняться в стране, где ездят с автоматами в автобусе, собирают в пустыне по два урожая фруктов в год и умеют развлекаться, как нигде на Ближнем Востоке.

Иерусалим, Старый город

«Хочу окончить четверть без троек», «Желаю маме выздороветь», «Мечтаю встретить любовь в этом году», «Пусть не будет войны» - в записках, которые вкладывают в щели Стены Плача, просят о разном. Еще на камнях Котеля (так Стена Плача называется на иврите)раньше выбивали имена больных в надежде на помощь свыше.Вера в чудо и сегодня приводит сюда людей из всех уголков мира. Чтобы проникнуть в самую суть, спуститесь с гидом в подземные туннели Западной стены, где чувствуется дух Святая Святых Иерусалимского Храма. Храмовая Гора - священное место и для мусульман. Здесь сверкает золотой Купол Скалы и высится первая кибла в исламе - Аль-Акса, сопоставимая по значимости со святынями Мекки и Медины. Наконец, Иерусалим почитается как колыбель христианской веры. Тут стоит Храм Гроба Господня, и две тысячи лет паломники со всего света приходят поклониться месту распятия и воскресения Христа.

Гефсиманский сад

В небольшом саду в Кедронской долине пробирает до мурашек даже в знойную погоду. Только представьте: стоятьу Церкви Всех Наций на том самом месте, где Иисус молился в ночь ареста, возле олив, которым больше 2000 лет! На Масличной горе немало других памятников, посвященных евангельским событиям. У ее подножия расположились Гробница Богородицы с пещерной церковью и Гефсиманский грот, где капли кровавого пота Христа растопили камень. Поднимитесь чуть выше в гору, чтобы полюбоваться русской православной церковью Марии Магдалины с иконами и росписями кисти Василия Верещагина и Сергея Иванова.

Музей Израиля

Более 500 000 экспонатов! Музей Израиля в Иерусалиме славится огромной коллекцией археологических находок, объектов иудаики и этнографии, а также шедевров еврейского и мирового искусства. Тут есть все - от Сада искусств Билли Роуза со скульптурами Родена и Пикассо до свитков Мертвого моря (они же Кумранские рукописи с самыми древними из дошедших до нас библейскими текстами) и Макета Второго Храма, в котором Иерусалим предстает таким, каким был в 66 году до нашей эры.

Мемориал Холокоста Яд ва-Шем

Национальный мемориал Катастрофы и Героизма на Горе Памяти в Иерусалиме - крупнейший музей Холокоста в мире. Будьте готовы к глубокому душевному потрясению, без которого невозможно понять Израиль и осознать силу еврейского народа, который по-настоящему умеет помнить. Вход в мемориал свободный, не допускаются только дети до 10 лет. Впрочем, в некоторые залы (например, в душераздирающий «Детский мемориал») не стоит ходить и впечатлительным взрослым, лучше просто пересмотрите «Список Шиндлера».

Тель-Авив-Яффа

Самый эклектичный из израильских городов, Тель-Авив с честью несет звание «столицы средиземноморских наслаждений», которым несколько лет назад наградила его The New York Times. Что бы вас ни манило - тайны древней Яффы или светские сплетни, музейные сокровища или роскошный пляжный отдых, вечера в Доме Оперы или ночи в секретных барах, - отсюда вы не уедете разочарованным.

Национальный парк Кесария

На средиземноморском побережье в 45 км к северу от Тель-Авива раскинулся Национальный парк-заповедник Кесария. Красивый город с величественной крепостью построили при царе Ироде в IV веке до нашей эры, позже здесь находилась резиденция Понтия Пилата. И сейчас нетрудно вообразить, как выглядела древняя Кесария: вы увидите римский амфитеатр, на котором проходят концерты, развалины Дворца на рифе, ипподром и акведук II века, бани и статуи византийского периода и остатки города крестоносцев XII-XIII веков. Раскопки ведутся до сих пор, так что, вполне вероятно, Кесарии еще есть что рассказать.Тут же один из лучших пляжей Израиля - Caesarea Aqueduct Beach: снять парочку захватывающих дух фото на закате сам бог велел.

Бахайские сады в Хайфе

Достойный претендент на звание восьмого чуда света - висячие сады в Хайфе, место паломничества последователей бахаизма. 19 зеленых террас «стекают» от Храма Баба по склону Кармель к Средиземному морю, а лестница в центре - это «Путь Королей». Бахаиты верят, что однажды правители всех мировых держав поднимутся по ней к храму и заключат вечный мир. Пока этого не произошло, внесите свою лепту в поддержание гармонии: на территории объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО нельзя есть, пить и шуметь. В Бахайские сады можно попасть свободно, только оденьтесь поскромнее, а вот вход в усыпальницу Баба открыт только для паломников.

Друзские деревни

Священные тексты и ритуалы общины друзов - тайна за семью печатями. Известно только, что они говорят на арабском, верят в переселение душ, носят необычные штаны и, несмотря на секретную идеологию, приветливы с гостями. Сейчас в Израиле живет около 120 тысяч друзов, многие - на Голанских высотах. А самая большая друзская деревня - Далият эль-Кармель - расположена в сердце Национального парка горы Кармель на юго-востоке Хайфы. Что тут нужно сделать обязательно, так это заглянуть на пестрый восточный базар в центре и попробовать знаменитую друзскуюпиту с козьим сыром и пряностью заатар.

Галилея

Здесь находятся родина Иисуса - Назарет, библейское озеро Киннерет (Галилейское море, или Тивериадское озеро) и два из четырех святых городов - Тверия и Цфат (остальные - Иерусалим и Хеврон). Убедиться, что описание «земля, текущая молоком и медом» справедливо, в Галилее можно и в наши дни. Попробуйте ароматные сыры или натуральный йогурт на молочной ферме ALTO в кибуце Шомрат, научитесь печь медовые лепешки на семейной пасеке Офир-Алон и вознаградите себя бокальчиком вина там, где Иисус Христос добывал его из воды.

Мертвое море

Где можно читать книжку, лежа на волнах, как на диване? А от души изваляться в грязи, чтоб вас при этом еще и похвалили за здоровый образ жизни? Мертвое море - тот случай, когда приятное так легко совместить с полезным. Главный здешний курорт - Эйн-Бокек, неподалеку расположены заповедник Эйн-Геди, крепость Масада, гора Содом и национальный парк Кумран, где можно интересно провести время, если наскучат солнечные и грязевые ванны. И торопитесь: с каждым годом Мертвое море мелеет на метр.

Крепость Масада

С древней крепостьюна вершине 500-метровой скалы в безжизненной Иудейской пустыне связана история мужества и свободолюбия еврейского народа. В I веке нашей эры Масада, к которой вела сохранившаяся до сих пор узенькая тропка, была последним оплотом восставших против римлян иудеев. Повстанцы выдержали трехлетнюю осаду, но когда противник начал брать верх и плена уже было не избежать, защитники крепости предпочли смерть рабству. Заколов соратников, чтобы спасти их от унижений, последний выживший поджег Масаду и покончил с собой. История героизма 960-ти осажденных звучит невероятно реалистично и в наши дни. Тем более сохранились исторические декорации - трехъярусный Северный дворец Ирода, баня с мозаичным полом и фресками на стенах, скальные резервуары с водой и синагога. Сегодня именно здесь израильтяне принимают воинскую присягу: «Масада больше не падет!»

Махтеш Рамон

Каково это - стоять на краю самого большого эрозийного кратера в мире? Махтеш Рамон - геологический феномен: метеориты и вулканы тут ни при чем, эта инопланетная котловина возникла около 200 миллионов лет назад из-за ветров и дождей. Голые цифры: длина махтеша в пустыне Негев - 40 км, ширина - 2–10 км, а глубина - 500 метров. Рамон недаром напоминает вытянутое в длину сердце: оно тут забьется быстрее! За мощными впечатлениями отправляйтесь в городок Мицпе-Рамон, тут есть Центр посещений, смотровая площадка и обсерватория. Можно заскочить и на ферму альпак - она почти у кратера, отмечает Skyscanner .

Эйлат

Курортный рай для тех, кому хочется отдохнуть от религиозных и исторических израильских впечатлений. Солнце в Эйлате получило постоянную прописку: пляжный сезон на Красном море длится круглый год, даже зимой вода держит температуру +25 °C. Загорайте, плавайте с дельфинами, осваивайте серфинг и дайвинг, непременно загляните в потрясающую подводную обсерваторию - Эйлат отлично подходит для перезагрузки!

Мини-Израиль

Если времени катастрофически мало, а увидеть хочется все самое интересное, дарим лайфхак: отправляйтесь в «Мини-Израиль». Парк миниатюр в живописной местности Латрун, что в получасе езды от Тель-Авива и Иерусалима, - это почти 400 точных макетов израильских достопримечательностей в масштабе 1:25. Тропки мини-государства образуют звезду Давида, а каждый из шести треугольников символизирует город или область - Иерусалим, Тель-Авив, Хайфу, Галилею, Негев и центральную часть Израиля. В экспозиции 25 000 крошечных жителей, 15 000 живых деревьев бонсай и 4700 автомобилей. Все здесь живет и дышит: на стадионе Тедди болельщики делают волну, по кварталу Мишкенот Шеананим разносятся звуки скрипки Айзека Стерна, а когда над долиной реки Аялон заходит солнце, в маленьких оконцах загорается свет.

В христианстве

Представления европейцев о Святой земле

Обитатели средневековой Европы совершали паломничества в Святую землю и торговали с ней. Тем не менее знания европейцев о Палестине отличались многочисленными преувеличениями. По словам римского папы Урбана II «земля та течёт молоком и мёдом» (слова из его речи на Клермонском соборе , где было объявлено о начале крестовых походов). Представления об изобилии и богатсве Святой земли объясняются мифологическими представлениями христиан. (Подобные представления имеются и в иных религиях.) Они были убеждены, что Святая земля (и прежде всего Иерусалим) как центр христианства и центр мира противопоставляется всем остальным землям как периферии мира. И если в Европе (на периферии) бывает голод, болезни, засуха и несправедливость, то в центре мира всё наоборот. Там благостно, земля плодородна, царит покой и справделивость. Именно в этом заключается одна из причин массовости крестовых походов .

История Святой Земли

См. также

Источники

Литература

  • Густерин В. П. Города Арабского Востока. - М .: Восток-Запад, 2007. - 352 с. - (Энциклопедический справочник). - 2000 экз. - ISBN 978-5-478-00729-4

Ссылки

  • Статья Святые места в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Святая Земля" в других словарях:

    Палестина Словарь русских синонимов. святая земля сущ., кол во синонимов: 3 кладбище (30) … Словарь синонимов

    Не следует путать с Святая земля (парк аттракционов). Карта Святой Земли, 1759 год. Святая земля … Википедия

    Святая земля - ♦ (ENG Holy Land) термин, обозначающий землю Палестины и ее святые места. Как святая земля Израиль стал известен в Средние века. Паломничества христиан сюда начались с 4 в … Вестминстерский словарь теологических терминов

    Святая земля - Свят ая земл я (Палестина) … Русский орфографический словарь

    Святая земля - (Палестина) … Орфографический словарь русского языка

    II.2.1. Сирия и Палестина (Святая Земля) - ⇑ II.2. Государства крестоносцев … Правители Мира

    Святая Русь. Картина Михаила Нестерова, 1901 1906 Святая Русь наименование Руси и России в русском фольклоре, поэзии и красноречии … Википедия

    ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ - [греч. γῆ τῆς ἐπαγγελίας], библейское наименование (Евр 11. 9) земли (на территории Ханаана), обещанной Богом ветхозаветным патриархам и их потомкам народу Израиля, к рую они получили после исхода из Египта (см. также ст. Израиль древний). Во мн … Православная энциклопедия

Израиль — колыбель трех великих религий мира. Для верующего населения Израиль – святая земля, ведь именно здесь сосредоточены сооружения, памятники и целые местности, рассматриваемые сторонниками мировых религий как места не обычные, а святые. Святой эта земля стала и для христиан, и для мусульман, и для иудеев, ибо все самые значимые исторические события этих народов произошли именно здесь.

Священные места Израиля известны людям и верующим, и неверующим. Места эти связаны в первую очередь с земной жизнью Христа. Благовещение и Рождество Христово, Крещение Иисуса Христа, Сретение Господне, Его явление в Фаворском свете и Преображения — всё произошло здесь. Путь Спасителя пролегал по этой земле, именно здесь им были произнесены проповеди, совершены великие чудеса. Здесь состоялась Тайная вечеря и Иисус был предан Иудою. Здесь он претерпел великие страдания, Крестным путем прошел на Голгофу и был распят на Кресте. На этой же земле произошли Воскресение и Вознесение Иисуса Христа.

Каждая важнейшая христианская святыня — это памятник одному из периодов жизни Иисуса Христа. Практически в каждом городе страны построены церкви, монастыри и другие религиозные сооружения, куда постоянно стекаются сотни тысяч паломников и туристов.

Паломничество по святым местам Израиля

Паломничество по святым местам Израиля подразумевает под собой посещение святых мест, различных храмов и монастырей. Возникло это понятие в православии, когда начались путешествия к местам, связанным с именем Христа.

В канун самых важных праздников для христиан — Рождества и Пасхи — Израиль становится особенно притягателен для паломников, верующих, а также людей, которые в принципе интересуются историей.

Самый востребованный вариант паломнических туров - 8 дней. Часто паломничество дополняется лечением или отдыхом на Мертвом или Красном морях. Посещение Святой Земли также нередко комбинируют с Египтом и Иорданией, которые тоже интересны как места паломничества.

Паломническоий тур по святым местам включает посещение самых главных христианских святынь. Программы могут видоизменяться в зависимости от календаря церкви или состава группы, но они непременно сохраняют свои основные элементы.

Для русских богомольцев паломничество начинается с Русской Духовной Миссии - это официальное представительство Русской Православной Церкви в Израиле. Паломники получают здесь благословение на совершение своего паломничества, и отсюда начинается путь по стопам Иисуса.

В паломнический тур входит посещение святых мест в Иерусалиме, Тверии, Назарете, Нетании, Хайфе, Яффо и Лидде.

Поездка по святым местам в Иерусалиме включает в себя места, которые связаны с последними днями жизни Иисуса на земле. Прежде всего это, конечно, Елеонская гора. На ней располагаются Место Вознесения Иисуса Христа, храм Вознесения, Гефсиманский женский монастырь, Гефсиманский сад, храм Святой Марии Магдалины, Елеонский женский монастырь, гробница Божьей Матери, гора Сион, Храм Успения Божьей Матери, гробница Царя Давида.

К святым местам Тверии относятся древний город Иерихон и монастырь Святого Георгия Хозевита, Сорокадневный монастырь и Гора искушений. По преданию, 40 дней после крещения постился Иисус в пустыне вблизи Иерихона, в пещере на вершине горы, а Сатана его искушал. В память об этом событии был построен греческий Сорокадневный монастырь.

В Тверии паломники обязательно посетят также гору Фавор, монастырь Св. Закхея, реку Иордан, в которой крестился Иисус, монастырь в Магдале — здесь паломники купаются в источнике. Именно здесь Христос исцелил Марию Магдалину — изгнал из неё бесов.

В пределах Галилейского моря развернулась практически вся Евангельская история. Здесь находятся церковь Двенадцати апостолов, Капернаум, церковь Чуда умножения хлебов и рыб, Табха, Гора Блаженств и церковь Нагорной проповеди. С берега Галилейского моря звучала проповедь Иисуса о мире и любви, на здешних горах он вел беседы с Отцом, в этих местах исцелял больных, совершал чудеса.


В Назарете Дева Мария узнала от Архангела Гавриила о том, что родит Спасителя мира. Христос прожил здесь вплоть до юности. На вершине горы Кармель располагается пещера, где жил святой Пророк Илия, и по преданию Мария с младенцем посещала эту пещеру. Церковь Архангела Гавриила, храм Благовещения, пещера св. Пророка Илии, Русская церковь св. Пророка Илии на горе Кармель — память о перечисленных событиях.

По легенде, город Яффо - древнейший город в мире: Ной здесть построил свой ковчег на берегу моря, а сын его, Иафет, основал город. Апостол Пётр долгое время жил в Яффе и именно здесь он, по легенде, воскресил праведницу Тавифу. В Яффо паломники посещают Русскую церковь святого апостола Петра и Часовню святой праведницы Тавифы.

В Лидде родился святой Георгий Победоносец, здесь же находится церковь его имени. В городе хранится нерукотворная икона Божьей Матери, появившаяся (по преданию) ещё при её жизни.

Святые места Иерусалима

На древних картах мира Иерусалим изображен в самом центре, и сегодня он также общая святыня для христиан, иудеев и мусульман. Город на протяжении веков является поводом для бесконечных многолетних споров и жестоких кровопролитных войн. И тем не менее, каждый год сюда приезжают сотни тысяч людей самых разных вероисповеданий.

Иерусалим поистине смело можно назвать городом мира, ведь такого поразительного смешения народов, памятников истории, традиций и культур, где властвуют в равной степени церкви, мечети и синагоги, вы больше нигде не встретите.

Библейские места Израиля в Иерусалиме :

1. Храмовая гора . Располагается она на территории Старого города, в его юго-восточной части. Она представляет собой прямоугольную площадь с высокими каменными стенами. Храмовая гора занимает центральное место в Иерусалиме не случайно, она является священной для иудаизма — евреи во время молитвы обращаются к ней лицом. Это объясняется тем, что раньше на месте горы был Храм, который дважды разрушался. Сегодня от Храма осталась лишь часть Западной стены, или Стена Плача — символ веры еврейского народа, а также традиционное место молитвы.

В иудаизме и в христианстве существуют пророчества о приходе Мессии для избавления всего человечества. Тогда же будет возведен Третий Храм – духовный центр для всех народов мира.


Храмовая гора — священное место также и для мусульман. Важнейшие после Медины и Мекки святыни располагаются на Храмовой площади. В самом центре, где стоял иудейский Храм, возведена мечеть Куббат ас-Сахра (иначе — Купол Скалы). В южной части находится мечеть аль-Акса. Мечети тоже подвергались разрушению и даже были переделаны под христианские церкви во времена крестоносцев.

В Храме раньше находился Ковчег Завета — святая святых евреев. Именно здесь являлся Бог, чтобы провозгласить волю, а в самом ковчеге хранились Скрижали Завета для еврейского народа. Таинственным образом Ковчег исчез перед разрушением Первого Храма, его поисками до сих пор занимаются известные археологи.

2. Стена Плача . Как я уже сказала выше, в наши дни сохранилась лишь западная часть стены. Стена Плача — невероятно почитаемое святое место. С конца шестнадцатого века для верующих иудеев она приобрела исключительное религиозное значение.

Верующие всего мира уверены, что искренняя молитва у Стены Плача может оказаться действительно чудодейственной. И существует множество доказательств того, когда люди, помолившиеся у Стены Плача, исцелялись от страшных недугов, а женщины избавлялись от бесплодия.


Одной из традиций является написание записок с просьбами о помощи. Верующие всего мира приезжают к Стене с большим количеством таких записок, переданных от друзей и знакомых, которые не могут приехать. Считается, если вставить в щели Стены Плача эти послания, Бог прочитает их и поможет страждущим.

3. Голгофа . Это гора, известная тем, что здесь был распят Иисус.

По библейским преданиям, под этой горой находилась глубокая яма, куда после казни сбрасывались тела преступников и кресты, на которых их распинали. Крест Христов был также сброшен в эту яму и засыпан. И лишь спустя века крест нашли во время раскопок царицей Еленой, матерью римского императора Константина I. По преданию, сохранились даже гвозди, которыми распяли Христа.

6. Город Капернаум на озере Кинерет — город, где Христос проповедовал. Крайне необычно видеть среди арабских поселений православный Храм 12 Апостолов.



7. Недалеко от Капернаума располагается рыбацкая деревушка Табха , где Иисус накормил двумя рыбами и пятью хлебами всех присутствующих, прошел за лодкой по воде, чудом успокоил шторм и появился перед учениками здесь после своего воскрешения. Монастырь Умножения Хлебов и Рыб был построен как память об этих чудесах.

Экскурсии по святым местам Израиля

Поездки в Израиль — одно из популярнейших туристических направлений в мире. В подавляющем большинстве туристы отправляются в Иерусалим, но очень многие из них едут по христианским святыням. На экскурсию по святым местам Иерусалима можно отправиться почти из любого города Израиля, нужно лишь заказать заранее поездку в экскурсионном бюро страны. Существуют также организованные выезды из Египта в Иерусалим и наоборот — туристы, отдыхающие в Израиле, могут посетить достопримечательности соседних стран, таких как Египет и Иордания.

Поездки в Израиль на Рождество или Пасху очень популярны. Заказывать такое путешествие по святым местам нужно заблаговременно: следует учесть популярность праздников у христиан и загруженность рейсов. Стоит помнить также о количестве туристов и паломников, посещающих страну в такие большие христианские праздники.

Израиль — страна, в которой должен побывать каждый. Я очень надеюсь, что собранная мною информация пригодится вам, вашим близким и родным. Не болейте!

Ваша Ольга Прихожая.

Несомненно, духовным центром, как бы сердцем Святой Земли, является Иерусалим. Именно здесь находятся главные святыни всего христианского мира. Здесь совершился искупительный подвиг Христа Спасителя. С этим городом связано множество пророчеств и обетований - как Ветхого, так и Нового Заветов. А в книге Откровения, в Апокалипсисе, мы читаем о Небесном, новом Иерусалиме - граде Божием: "И аз Иоанн видех град святый, Иерусалим нов сходящь от Бога с Небесе, приготован яко невесту украшену мужу своему".

Но сначала немного истории . Когда-то в этих местах располагалось небольшое селение, называвшееся Иевус. Оно было расположено у подножия горы Мори́а - той самой горы, на которой праотец Авраам должен был принести в жертву Богу своего единственного сына Исаака. Тогда Господь, испытав веру и любовь праведника, не допустил совершиться этому жертвоприношению. Пройдут века, и совсем рядом с этим самым местом Сын Божий принесет себя в Жертву за грехи мира.

Именно сюда в X веке до Р.Х. перенес царь и пророк Давид столицу Израильского царства, располагавшуюся до того времени в Хевроне. Древний Иерусалим был построен на склоне холма южнее горы Мориа. При сыне пророка Давида царе Соломоне Иерусалим был расширен, а на горе Мориа был построен первый Иерусалимский Храм. Сейчас это место называется Храмовой горой. Храм, построенный при царе Соломоне (в 950 году до Р.Х.), так и называется Первым Храмом . Он был разрушен вавилонянами в 576 году до Р.Х., когда иудейский народ был угнан в плен царем Навуходоносором. Знаменитое вавилонское пленение продолжалось 70 лет. Вернувшись на родину, иудеи построили новый храм на месте разрушенного. Возглавили строительство пророки Зоровавель и Ездра. И с 515 года до Р.Х. начинается, так называемый, период Второго Храма . Неемия в V веке до Р.Х. восстановил ворота и стены Иерусалима. Затем Иудея стала частью империи Александра Македонского (так называемый эллинистический период), во II веке Антиох Епифан пытался превратить Иерусалимский Храм в капище Зевса, но этому воспрепятствовало восстание Маккавеев. В 63 году до Р.Х. Иудея была захвачена римлянами и вошла в состав Римской империи.

Во времена Евангельские в Иудее правил царь Ирод Великий. Это был первый Иудейский царь, происходивший из иноплеменников. Поставлен он был римлянами, а достиг власти хитростью, коварством и подкупом. Вспомним пророчество патриарха Иакова о том, что Мессия придет тогда, когда на царский трон в Иудее взойдет не иудей. Придерживаясь по внешности иудейских обычаев, Ирод оставался в душе язычником. Он строил в городах и даже в пригороде Иерусалима театры и амфитеатры, устраивал языческие зрелища и игры. Отличаясь жестоким и свирепым нравом, будучи крайне честолюбивым и подозрительным, он очень боялся лишиться власти и предавал смерти всякого, кто представлялся ему опасным. Чтобы завоевать расположение иудеев, царь Ирод реконструировал Иерусалимский Храм, стремясь придать ему большее великолепие. Ирод также построил крепость Антония, ставшую центром Римского присутствия в Иерусалиме. Там находилась резиденция римского прокуратора (или, по-гречески, "игемона"), размещался римский военный горнизон. Ирод Великий умер через год после рождения в мир Спасителя.

В Евангелии упоминается также Ирод Антипа - один из сыновей Ирода Великого, правитель Галилеи и Переи. Воспитывался он в Риме, своим правлением всячески старался угодить римским императорам: Августу, а затем Тиверию, в честь которого назвал свою новую столицу, построенную им на берегу Галилейского озера. Этот Ирод обезглавил святого Иоанна Крестителя. К Ироду Антипе посылал Пилат находившегося в узах Христа, пытаясь уйти от сложной для себя ситуации и переложить ответственность на Ирода.

Иерусалим был стерт с лица земли в 70 году по Р.Х, от него буквально "не осталось камня на камне" - по слову Господа. Так подавили римляне иудейское восстание против их владычества. От Второго Храма сохранилась только западная стена внешней ограды, построенной Иродом (или Стена Плача, как она стала называться с XVI века, когда иудеи начали собираться здесь для молитвы). Христианская община Иерусалима скрылась тогда в город Пеллу, расположеннный за Иорданом.

Позже, при римском императоре Адриане на месте Иерусалима был построен новый город, который получил название Элия Капитолина. Он имел устройство наподобие римского военного лагеря и был четко разделен на четыре квадрата. Тогда же были изменены границы города, и Голгофа оказалась внутри новых городских стен.

При разделении Римской империи на Западную и Восточную, Иерусалим оказался под властью византийских императоров. Однако, в 614 году был завоеван персидским царем Хозроем и хозяевами здесь стали мусульмане. От их рук пострадало много мучеников, преподобномучеников: персидские завоеватели оскверняли святыни, врывались в монастыри, убивая всех монахов. Во времена Крестовых походов Иерусалим принадлежал попеременно то европейским рыцарям, то мусульманам. А с 1517 по 1917 года Святая Земля находилась под властью Оттоманской империи. В Первую мировую войну Турция была вынуждена уступить Палестину англичанам.

В 1948 году было образовано государство Израиль. Однако, окончательно Иерусалим отошел к Израилю только в 1967 году после "шестидневной войны".

Взглянем на панораму города .

В 691 году на месте Иерусалимского храма была построена знаменитая мечеть "Купол над скалой". Этот огромный золотой купол ярко выделяется на панораме Иерусалима. Он покрывает собой скалу, на которой патриарх Авраам должен был принести в жертву сына Исаака. Это место очень почитается мусульманами, так как, по их верованиям, с этого места пророк Муххамед вознесся на небо.

Стены старого города, которые мы видим сейчас, были построены турками в XVI веке, однако, камни, из которых они сложены, гораздо древнее. Здесь есть камни времен царя Ирода, камни с ланинскими надписями, камни со знаками крестоносцев. Расположен Иерусалим на горах, из которых наиболее известны Храмовая гора, гора Сион и Елеонская (Масличная).

Внимание привлекают также Золотые ворота. Они стоят на месте древнейших ворот города (раньше они были открыты). Это были единственные ворота, которые вели прямо на Храмовую гору. Именно этими вратами проходил Господь, свершая Свой вход в Иерусалим перед Своими страданиями. По иудейским верованиям Мессия должен был прийти с востока и войти в город через Золотые ворота. Что, собственно, и исполнилось. Но евреи по-прежнему ждут Мессию, и мусульмане замуровали ворота, чтобы преградить ему путь. И даже специально устроили перед ними мусульманское кладбище, чтобы иудеи гнушались через него проходить. С этими воротами связано много преданий. Есть предание, что эти ворота откроются только перед Спасителем во время Второго пришествия, а перед антихристом они не откроются.

Границей города с востока была Кедронская долина (отделяющая Храмовую гору от Елеонской), по которой протекал Кедронский поток, ныне пересохший, и Иосафатова долина - древнее еврейское кладбище. По преданию, на этом месте будет происходить Страшный Суд. Западная граница города проходила перед нынешним храмом Воскресения Христова. Серые купола этого храма также видны на панораме. Они расположены дальше за золотым куполом мечети. Во времена Христа это место находилось уже вне городских стен.

И еще необходимое замечание: исторический Иерусалим ушел под землю примерно на 5 м, т.е. прежние улицы сейчас находятся в подвалах.

Храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня)

Первое, что стремится сделать каждый паломник, прибывший на Святую Землю - это поклониться главной святыне христианского мира - припасть ко Гробу Господню. Вслед за женами-мироносицами, которых влекла ко Гробу Христову их великая любовь к Учителю, приходят ныне к этому Живоносному Гробу христиане, влекомые той же любовью к своему Спасителю и Господу. Видят пустой Гроб, в котором три дня покоилось тело Христово и становятся свидетелями Воскресения. Как не вспомнить в этот момент Пасхальные стихиры:

"Мироносицы жены́, ýтру глубокý, представша Гробу Живодавца, обретоша Ангела, на кáмени седяща, и той провещáв им, сúце глаголаше: что ищете живáго с мертвыми; что плачете Нетленнаго во тли; шедше проповéдите ученикóм Его".

Во времена Христа это место находилось за пределами города. После разрушения Иерусалима римлянами, здесь были построены языческие капища. И только в IV веке, в годы правления святого императора Константина, когда гонения на христиан прекратились, святая равноапостольная царица Елена, разрушив капища идолопоклонников, нашла Святой Гроб Господень, место распятия Спасителя, обрела древо Животворящего Креста. Тогда же по ее повелению началось возведение на этом святом месте храма в честь Воскресения Христова. Строительство продолжалось десять лет, с 326 по 335 год. Церковные историки повествуют о необыкновенной красоте и величественности храма. 13 сентября 335 года он был торжественно освящен.

В 614 году храм очень сильно пострадал от персов, вскоре его попытались восстановить, но в 1009 году он был вновь полностью разрушен мусульманами. В 1042 году при поддержке византийского императора Константина Мономаха храм опять был восстановлен, однако, уже не в прежнем великолепии. В 1130 году он был перестроен и значительно расширен крестоносцами. Они соединили под одной крышей все священные места: Гроб Господень, Голгофу. С тех пор храм неоднократно страдал от пожаров и землетрясений. Бо́льшая часть храма принадлежит сейчас Иерусалимской Православной Церкви, отдельные приделы принадлежат армянской, коптской, католической, сиро-яковитской и эфиопской Церквям.

Когда мы входим в храм Гроба Господня, прямо перед нами - камень Помазания. Это камень, на который было положено тело Спасителя после снятия с Креста для подготовки к погребению. Вспоминая об этом, камень постоянно поливают и натирают благовониями.

По иудейским обычаям умерших хоронили в пещерах, внутри которых устраивалось два помещения. Первое - более просторное, в котором оплакивали усопшего и над телом умершего читались псалмы и молитвы. И второе помещение - погребальное, где на выдолбленном в скале каменном ложе полагалось тело усопшего. В семейном склепе могло быть несколько ниш для захоронений. У входа в пещеру устанавливался камень (один или два), на котором тело умершего подготавливалось к погребению - омывалось, умащалось ароматами, маслами и облекалось в плащаницу. Это и были камни помазания, подобные тому, что мы видим в храме Гроба Господня. Вход в погребальную пещеру закладывался огромным камнем. Существовал также обычай примерно через год открывать пещеру и кости погребенного омывать в благовониях и складывать в специальный ящик для последующего перезахоронения. Как правило, этот ящик помещали в специальную нишу в той же пещере. Если семья или весь род менял место жительства, они могли легко взять с собой кости своих усопших сродников. А в пещере могли после этого похоронить еще кого-то. Поэтому в Евангелии и сказано о Гробе Господнем, что это был "гроб новый, в котором еще никто не был положен" (Ин. 19:21).

Но вернемся в храм Воскресения. Налево от камня Помазания - проход ко Гробу Господню. Направо - Голгофа. У Голгофы располагалась площадь, на которой народ собирался смотреть казнь преступников. С западной стороны примыкали сады и упоминаемый в Евангелии сад, принадлежащий Иосифу Аримафейскому, в котором и находилась гробница, ставшая Гробом Господним. Возле скалы была лощина, куда повергали тела и кресты распинаемых. Именно в ней впоследствии царица Елена обрела Животворящий Крест Господень.

Голгофа - это небольшой скалистый холм, название которого происходит от еврейского "Гулголет" - "лоб, череп". Так эта скала называлась из-за сходства ее округлой формы с черепом. Древнее предание утверждает, что на этой горе была погребена голова Адама. К вершине Голгофы сейчас ведет лестница, расположенная справа от входа в храм и от камня Помазания. Поднявшись по ней, мы видим большой Крест, установленный за главным престолом. Это православный алтарь. Справа от него - католический придел. Под православным престолом находится отверстие, оправленное серебром. Оно обозначает место, где стоял Крест Спасителя. Паломники преклоняют колена, опускают руку в отверстие и дотрагиваются до этого святого места, омытого Кровью Христовой. Здесь было совершено Искупление человеческого рода. Слева и справа от алтаря под стеклом можно увидеть подлинную скалу Голгофского холма. Кресты разбойников, стоявшие несколько позади Креста Христа Спасителя, обозначены черными кругами на мраморном помосте Голгофы.

Спуститься вниз можно по другой лестнице. Под Голгофой находится придел Адама, который, по преданию, был здесь погребен. И Кровь Христа - нового Адама - омыла кости праотца. Престол здесь освящен в честь святого Иоанна Предтечи. За стеклом видна скала с образовавшейся в ней расселиной. Раскол в скале произошел в час Крестной смерти Спасителя. Видно, что скала расколота против биологических слоев. "Иисус же паки возопив гласом велиим, испусти дух. И се завеса церковная раздрася на двое с вышняго края до нижняго: и земля потрясеся, и камение распадеся..." (Мф. 27: 50-51).

Из этой часовни можно пройти в сокровищницу (она не всегда открыта). Там находится самая большая в мире частица Животворящего креста Господня и множество мощей святых.

Вернемся к камню Помазания и пройдем далее. Мы видим небольшую армянскую часовню, представляющую собой круглую плиту из белого мрамора, окруженную колоннами - это место, где, по преданию, стояла Матерь Божия во время Крестной казни Своего Сына и Господа.

Часовня Гроба Господня называется Кувýклия (в переводе с греческого "часовня с погребальным ложем"). Именно внутри нее находится пещера, в которой был погребен Спаситель. Когда тело Иисуса Христа было снято с Креста, то Его погребли в расположенной неподалеку погребальной пещере, принадлежавшей Иосифу Аримафейскому, тайному последователю Христа. Причем, гробница была новая, в ней еще никто до этого не был погребен. По обычаю иудейскому, тело Христа было умащено благовониями и обвито четвероугольным широким платом - плащаницей. Вход в пещеру, где был погребен Спаситель, был завален огромным камнем. Злоба синедриона догадалась еще и приставить ко гробу стражу, так как иудейские начальники боялись, что ученики тайно унесут тело Учителя и скажут, что Он воскрес.

Кувуклия сохраняет обычное устройство древней гробницы, состоявшей, как мы уже говорили, из двух помещений. Паломник, входящий внутрь, попадает вначале в первый придел, именуемый ныне приделом Ангела . В центре этого небольшого помещения мы видим невысокую колонну - камень, на котором сидел Ангел, возвестивший Мироносицам о Воскресении. Когда в Кувуклии служится литургия, этот камень становится престолом, а сам Гроб Господнь - жертвенником. Из придела Ангела очень низкий проход ведет в погребальное помещение, где находится Гроб Господень. Выходить из него принято так, чтобы не поворачиваться спиной ко Гробу.

"Приидите от видения жены́ благовестницы и Сиону рцы́те: приимú; от нас радости благовещения Воскресения Христова: красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрéв из Гроба, я́ко Жениха происходя́ща" (Стихиры Пасхи).

Сзади Кувуклии расположена небольшая коптская часовня, примечательная тем, что в ней, преклонив колена, можно прикоснуться к подлинному камню погребальной пещеры. Ведь ныне эта пещера одета мрамором, окружена колоннами...

На Страстной седмице в Великую Пятницу свершается богослужение на Голгофе, святая Плащаница сносится с Голгофы, полагается на камень Помазания и там посыпается лепестками роз - как умащалось тело Спасителя ароматами и благовониями. После этого Плащаница обносится вокруг Кувуклии, полагается на Гроб и Кувуклия запечатывается (как запечатали иудеи Гроб Спасителя). Так оживают здесь Евангельские события. Становятся реальностью. "Да молчит всяка плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом..." - поет Церковь в Великую субботу. Не надо забывать этих священных строк православного богослужения, особенно, здесь, на самом святом месте во Вселенной, где свершилось наше Спасение.

В Великую субботу на Гробе Господнем происходит чудо схождения Благодатного огня. Упоминания об этом чуде встречаются очень рано, с первых веков христианства. Многие пытались и пытаются опровергнуть это чудо, но пока это еще никому не удалось. Первым свидетелем чудесного света во Гробе Господнем был апостол Петр. Как поется в седальне 8 гласа на воскресной утрени: "...и скóрый Петр предстá ко Гробу, и свет зря во Гробе, ужасашеся". И вот уже две тысячи лет сходит Благодатный Огонь на Гроб Господень. В Великую субботу в храме гасятся все свечи и не остается никакого огня. На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, рядом кладутся 33 свечи – по числу лет земной жизни Иисуса Христа. Православный Патриарх входит в Кувуклию для молитвы. Перед этим его тщательно обыскивают, чтобы исключить подлог. Армянскому архиерею дозволяется войти в придел Ангела. Нет определенного времени, когда сходит Огонь. Иногда в молитве проходит 5 минут, иногда 10, иногда 20... были случаи, что ждали час и два. Перед схождением Огня в храме бывают видны голубоватое свечение, всполохи, отдаленно напоминающие зарницы. Причем, эти вспышки происходят и высоко под куполом, и ниже, и они не соответствуют вполне никакому земному природному явлению. Иногда сами собой зажигаются лампады. Когда сходит Благодатный Огонь, то от свечей Патриарха он молниеносно разносится по храму. И от множества свечей и светильников храм превращается буквально в море огня. Причем, Благодатный Огонь первое время не обжигает и он более белого цвета, не такой, как обычный земной огонь. Иногда от него происходят чудесные исцеления. То, что испытывает человек, ставший свидетелем этого Чуда, словами передать невозможно, да и не нужно - слишком это трепетное и сокровенное.

Когда-то армянское духовенство добилось у властей того, чтобы православные не были допущены ко Гробу в Великую субботу. Армяне тщетно ожидали Благодатного Огня в Кувуклии. Православный же Патриарх с паствой молились на улице. Тогда Огонь вышел из колонны у входа в храм (слева), образовав трещину, которую видно и поныне.

Напротив Кувуклии расположен Кафоликон - самый большой, основной, православный придел.

Пройдем теперь по храму Воскресения, который имеет под своей крышей еще немало примечательных святынь. Если стоять лицом к Кувкулии и идти направо, то первое, что нам встретится - это католический придел, посвященный святой равноапостольной Марии Магдалине. По преданию, здесь она встретила Воскресшего Господа. Пройдем далее по галерее. У северной стены в углу мы увидим небольшую часовню, имеющую название "Темница Христова" . Часовня была освящена в честь Успения Божией Матери. Здесь в евангельские времена была небольшая пещера, в которой содержались осужденные в ожидании казни. В этой часовне находился чудотворный образ Пресвятой Богородицы, именуемый "Божия Матерь Скорбящая". Но икона была сильно повреждена неосторожностью паломников и после реставрации помещена в канцелярии храма. Перед часовней расположен престол, под которым - каменные колодки, подобные тем, что можно увидеть в темнице претории.


Проходим далее по галерее. Следующий небольшой придел посвящен святому мученику Лонгину сотнику . Святой Лонгин был одним из римских воинов, стоявших на страже у Креста Господня. Евангелие говорит нам о нем: "Сотник же и иже с ним, стерегущии Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий" (Мф. 27:54). Святой Лонгин впоследствии стал христианином и принял мученическую кончину. Придел принадлежит Православной Церкви.

Следующий придел, он принадлежит армянской церкви, посвящен Разделению риз Спасителя . Вот, что повествует нам об этом Евангелие от Иоанна: "Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, - да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины". (Ин. 19:23-24).

Следующий придел, ближайший к Голгофе, - это православный придел Тернового венца . Под престолом здесь находится часть колонны, перенесенной сюда из претории. По преданию, к этому столбу был привязан Спаситель во время бичевания. Другое предание говорит о том, что на этот столб посадили Спасителя, надев на него терновый венец, и насмехались над Ним.

Между приделами Разделения риз и Тернового венца находится лестница, по которой мы можем спуститься к месту обретения Креста святой царицей Еленой. Вначале мы попадем в армянский придел, посвященный равноапостольной Елене. Пройдем через него и спустимся еще ниже в пещеру Обретения Животворящего Креста. Место, где был обретен крест, расположено справа, оно обозначено плитой с изображением креста. Слева - католический престол со статуей святой царицы Елены.

Позади Кувуклии за рядом колонн находится сиро-яковитский придел, в стене которого расположен вход в древние погребальные пещеры. Существует предание, что здесь были погребены праведные Иосиф Аримафейский и Никодим.

Слева от входа в храм Гроба Господня (если стоять лицом к входу) расположены три храма: жен-мироносиц, Сорока мучеников Севастийских и Иакова брата Господня. В церкви апостола Иакова находится чудотворная икона Божией Матери, перед которой обрела покаяние преподобная Мария. Здесь она, не допущенная невидимой силой Божией войти в храм Воскресения Христова, возвела взор на этот образ Пресвятой Богородицы, благодать Божия озарила совесть грешницы и она вдруг увидела всю глубину и мерзость своих беззаконий. От этой иконы получила святая благословение на подвиг.

В четверг 5-й седмицы и в пятую неделю Великого поста Святая Церковь воспоминает и прославляет подвиги преподобной Марии Египетской, воспоминая беспримерный подвиг ее покаяния.

А справа от входа в храм Гроба Господня (если стоять лицом к входу) можно через коптский храм, подняться на крышу к куполу Голгофы. А пройдя еще через один храм, принадлежащий коптам, можно увидеть очень древнюю цистерну для воды. Эта вода использовалась для нужд Храма Воскресения, построенного равноапостольной царицей Еленой.

Место Рождества Божией Матери

Неподалеку от ворот старого города, ближайших к Гефсимании, находился дом праведных Иоакима и Анны. Эти ворота имеют несколько названий: древнее их название - Овечьи, поскольку рядом с ними находилась Овчая купель (Вифезда); Львиные - в арабской традиции, по причине изображенных на вратах львов - геральдической эмблемы султана Бейбарса; Стефановы - христианское название, так как неподалеку, около Кедрона, был побит камнями первомученик архидиакон Стефан.

На месте дома святых Иоакима и Анны сейчас находится греческий храм. Над дверью написано по-английски: "The Birth Place of Virgin Mary" ("Место Рождества Божией Матери"). В сохранившиеся помещения самого дома, где родилась Пресвятая Богородица, приходится спускаться, потому что Иерусалим сейчас выше, чем в те времена.

Вифезда

Сразу за домом праведных Иоакима и Анны расположена древняя Овчая купель, именуемая Вифезда (Бейт-Хисда), что в переводе с древнееврейского означает "дом милосердия". Здесь совершилось знаменитое чудо исцеления Спасителем расслабленного, который 38 лет страдал от своего недуга, о чем повествуется в Евангелии от Иоанна.

Овчей эта купель именовалась по причине того, что в ней омывались жертвенные агнцы. Весь этот комплекс относился к Иерусалимскому храму, строения которого располагались совсем рядом, а вода предназначалась для храмовых нужд. По временам в купальню сходил ангел и возмущал в ней воду. И кто первым входил в купель после этого возмущения воды, выздоравливал от своих недугов (Ин. 5:1-9). Купель представляла собой два бассейна глубиной 11 м, разделенных перешейком. Вокруг бассейнов располагалось пять крытых галерей (как это и описывается в Евангелии: "пять притвор имущи").

Сейчас мы видим здесь раскопки древней купели и позднейших сооружений. Глубокая цистерна с левой стороны очень древняя, видимо, относящаяся к самой купели. Императрица Елена построила здесь христианский храм - его остатки можно увидеть сейчас в центре комплекса раскопок. Позднее, языческие властители устроили здесь капище Асклепия, почитавшегося ими богом врачевания. Римляне строили здесь свои водосборные цистерны, в одной из которых до сих пор удерживается вода.

Весь этот комплекс сейчас принадлежит католикам и попасть на него можно только за плату. Рядом с раскопками Вифезды расположен католический храм (XII века), посвященный праведной Анне.

Русская Духовная Миссия

Русская Духовная Миссия в Иерусалиме была основана в 1847 году. Состояла она тогда из возглавлявшего ее архимандрита Порфирия (Успенского), иеромонаха Феофана (будущего святителя, затворника Вышенского) и еще двух человек. Первоначально Русская Духовная Миссия не имела собственного помещения. Но в 1858 году после паломничества во Святую Землю Великого князя Константина Николаевича с супругой был решен вопрос о приобретении для Русской Духовной Миссии земельного участка в Иерусалиме. Этот участок находится на улице Яффа, вне стен старого города. В 1872 году здесь был построен большой Троицкий собор, в котором по сей день совершаются регулярные богослужения. Вокруг собора располагались административные здания Миссии с домовым храмом в честь мученицы царицы Александры и гостиница для паломников.

В задачи Миссии входила забота о многочисленных русских паломниках: их духовная поддержка, а также обеспечение жильем, питанием, медицинским обслуживанием. К сожалению, в 1964 году Никита Хрущев продал государству Израиль почти весь участок, принадлежавший Русской Миссии. В собственности Миссии остался только собор и часть одного из зданий.

В Троицком соборе находится чудотворный образ святителя Николая Чудотворца, спасший некогда русских паломников от гибели при кораблекрушении. Помещена эта икона на правом клиросе, во втором ряду.

Другие святые места Иерусалима

В старом городе имеется еще много небольших монастырей, множество достопримечательностей и святынь. Расскажем о некоторых из них.

Темница апостола Петра, монастырь святого Никодима

Среди узких улочек и кварталов старого города неподалеку от Претории расположен небольшой греческий монастырь, посвященный святому праведному Никодиму. В крипте храма обители находится темница, в которую был заключен апостол Петр и откуда он был чудесно выведен Ангелом (Деян. 12: 1-10) Подлинные вериги, которыми был скован апостол Петр, сейчас хранятся в Риме. А здесь в настоящее время находится их копия. Из других святынь монастыря - чудотворная Плащаница Спасителя, вытканная русскими монахами.

Монастырь Великая Панагия. Пещерка преподобной Мелании Римляныни

Недалеко от храма Гроба Господня находится монастырь, именуемый Великая Панагия, по названию чудотворного образа Пресвятой Богородицы, который здесь пребывает. Икона эта была обретена невредимой после одного из пожаров в храме Воскресения. Эта обитель - одна из древнейших в Иерусалиме.

Предание повествует о том, что с этого места, расположенного вблизи Голгофы, Пресвятая Богородица узрела Своего Божественного Сына, распинаемого на Кресте.

В храме обители - много мощей различных святых, в том числе, святого апостола Иакова, святых мучеников Кирика и Иулиты. Под храмом расположена пещера, в которой подвизалась преподобная Мелания. Здесь же под спудом почивали ее святые мощи, увезенные впоследствии крестоносцами в Венецию.

Монастырь Малая Панагия (Сретенский или Сайданая)


Икона, на которой изображена бабушка Пресвятой Богородицы – святая праведная Мария
Еще один небольшой монастырь, затерянный в кварталах старого города на границе между христианским и мусульманским кварталами, посвящен Пресвятой Богородице, ее чудотворному образу Малая Панагия. Храм обители освящен в честь праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, имеет придел в честь Всех Святых. Снаружи ничто не говорит нам о том, что здесь расположена святая обитель. Собственно, это небольшой храм среди достаточно убогих жилых домов. Но монастырь очень примечательный. Здесь вас очень радушно встретит греческая монахиня, несущая послушание в этом святом месте.

В храме обители находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая Малая Панагия или Сайданая (Первая Госпожа). По преданию, эта икона сама пришла в Иерусалим из Дамасской женской обители Сайданая и, отнесенная туда обратно, снова чудесным образом явилась в Иерусалиме, где и остается доселе. Однажды чудотворный образ был украден из церкви, но так же чудесным образом вернулся назад. Похититель же впал в расслабление и, покаявшись, получил исцеление. В благодарность он украсил икону серебряной ризой. Икона эта совсем небольшая и сейчас ниша, в которой она находится, закрыта решеткой.

Также здесь почитается очень редкая икона, на которой изображена бабушка Пресвятой Богородицы – святая праведная Мария, отличавшаяся очень благочестивой жизнью. По преданию, здесь находился дом родителей святой праведной Анны - матери Пресвятой Богородицы.


СВЯТЫЕ МЕСТА БИБЛЕЙСКИЕ

места, связанные с земной жизнью Христа Спасителя и др. событиями свящ. истории.

Эти места стали объектом паломничества еще во 2–3 вв., благодаря чему поддерживалась традиция, сохранившая память о библ. *топографии. Традиция играла немалую роль для библейской *археологии, указывая на пункты, где следует вести раскопки. Как свидетельствуют данные археологии и древние тексты, С.м. посещали и христиане–евреи, и богомольцы *языко–христианских общин. Найдены следы первых церквей в Галилее (Капернаум, Назарет); по свидетельству *Оригена, пещера Рождества Христова в Вифлееме почиталась уже в 3 в. Со времен Константина Великого, особенно после паломнических путешествий св. равноап.Елены, в С.м. стали воздвигаться новые храмы. Позднее ср. - век. пилигримы и крестоносцы стремились восстановить топографию многих

С.м. там, где в результате войн древние храмы не уцелели. Возникло множество легенд, указывающих на местоположение С.м., достоверность к–рых была позднее подвергнута сомнению. Одним из первых, кто начал критич. проверку легендарной локализации этих мест, был амер. археолог 19 в. * . Однако более поздние раскопки часто подтверждали предания.

Число библ. С.м. очень велико, особенно если к ним добавить места «библейских паломничеств» вне Палестины (гора Синай, и т. д.). Ниже перечислены лишь основные.

Иерусалим. После иудейской войны 66–70 христиане Иерусалимской церкви вернулись в Галилею и стали совершать паломничества в места, связанные с Распятием и Воскресением Господа. Имп. Адриан в 1–й трети 2 в., желая прекратить паломничества, построил на этом месте языческий храм. Но именно поэтому в эпоху гонений была сохранена память о локализации святыни. В 326 св.Елена приказала разрушить храм Адриана и выстроить церковь Гроба Господня. О том, как выглядела эта базилика в ее первонач. виде, можно судить по описаниям *Евсевия Кесарийского и *Евхерия Лионского. Позднее, когда иранский царь Хосров II захватил Иерусалим и разрушил церковь (614), каменная сень над Св.Гробом уцелела. Только в 1009 она была уничтожена халифом Хакимом. Храм был восстановлен из руин визант. императором Константином Мономахом к 1048. Реконструкция и перестройка продолжались и далее крестоносцами и др. владельцами С.м. В частн., сень над Гробом Господним была перестроена в 15 в., а затем после пожара восстановлена в 1868 при участии рус. и франц. правительств. Мн. протестанты считают местом погребения Господа т. н. «Гробницу Гордона». Этот склеп был найден в 1881 англ. генералом Кристианом Гордоном. Соответственно была изменена и предполагаемая локализация Голгофы. Однако большинство археологов считает наиболее достоверной ту топографию Страстей Христовых, на к–рую указывает древнецерковное предание. Они полагают, что нынешний храм Гроба Господня и Голгофы стоит над тем местом, где находился холм Распятия и расположенная близ него пещерная усыпальница Иосифа Аримафейского. Остатки старой стены, отделяющей Голгофу от города, были найдены при раскопках, проводившихся *Русской духовной миссией под руководством архим.*Антонина (Капустина). В 1965 В.Корбо установил, что в евангельские времена на месте Голгофы и Св.Гроба была расположена старая каменоломня.

Со времен крестоносцев был предположительно определен путь Христа Спасителя от претории Пилата до Голгофы. Этот путь имеет сегодня 14 т. н. «остановок», к–рые связаны с различными моментами Крестного пути Спасителя. В Иерусалиме почитаются и мн. др. святыни: «камень помазания», где по преданию лежало тело Господа, место суда Пилатова и другие С.м. Раскопаны остатки древних стен города, купель Вифезда. От евангельских времен сохранились старые гробницы, ступени, ведущие в Кедронскую долину и т. н. «золотые ворота». Близ Гефсиманского сада находится рус. правосл. церковь и церковь Страстей Христовых, сооруженная при участии христиан мн. стран. На месте ветхозав. Иерусалимского храма мусульманами сооружена мечеть Омара, посвященная жертвоприношению Авраама, а сохранившаяся часть храмовой ограды является местом паломничества верующих иудаистов.

Елеонская гора близ Иерусалима была свидетельницей эсхатологич. пророчеств Христа и Его Вознесения. Храм, сооруженный там в 4 в., был разрушен персами, а затем из развалин была воссоздана восьмигранная часовня. Трудами архим.Антонина (Капустина) на вершине горы был построен женский м–рь с высокой колокольней. При нем Русская миссия основала музей.

Вифлеем, место Рождества Христова, был, как уже отмечалось, посещаем паломниками в доникейскую эпоху. В 330 над пещерой Рождества была построена базилика. Хотя она не раз перестраивалась, основы здания сохранились до наших дней; она является единств. церковью, где со времен равноап.Константина почти никогда не прерывалось богослужение. Близ Вифлеема в 4 в., как свидетельствуют древние паломники, существовала церковь в честь евангельского благовестия пастухам. В Средние века она была разрушена и построена заново лишь в 1953.

Назарет. Поскольку этот небольшой город не упоминается в ВЗ, представители *гиперкритицизма в библеистике отрицали само его существование. Однако раскопки итал. археолога о.* и др. ученых доказали, что на месте нынешнего Назарета во дни Ирода уже существовало поселение. В 1950–х гг. при сооружении нового храма Благовещения были найдены остатки древней христ. базилики. В Назарете сохранился источник евангельских времен; там же открыты развалины христ. храмов первых веков.

Прочие С.м. Среди местностей и городов, к–рые привлекают паломников и археологов, следует назвать гору Фавор (где, по преданию, совершилось Преображение), Капернаум, Кану Галилейскую, Айн–Карим (родину св.Иоанна Крестителя), Иерихон, Эммаус, Вифанию и др. Почти всюду там найдены археологич. свидетельства подлинности локализации этих С.м. и того, что они почитались христианами, начиная уже с первых веков истории Церкви. Одна часть С.м. находится в ведении православных церквей, другая - католиков и др. христианских общин. В храме Гроба Господня христиане мн. конфессий совершают богослужение поочередно.

 К о н д а к о в Н.П., Археологич. путешествие по Сирии и Палестине, СПб., 1904; е г о ж е, Иерусалим христианский. Историч. очерк и памятники, СПб., 1905; Л е б е д е в В.П., . Св. земля в ее прошлом и настоящем, вып.1–18, СПб., 1916; Святая Земля, Париж, 1961; *У с п е н с к и й Н.Д., С. м. в Иерусалиме на сегодня, ЖМП, 1961, № 5–7; *Ш а б а т и н И.Н., Величайшие святыни христианства в Иерусалиме и Рус. Правосл. Церковь, ЖМП, 1962, № 5; K r o l l G., Auf den Spuren Jesu, Stuttg., 1978 (там же приведена и иностр. библиогр.); см. также ст.: ; ; ; .


Библиологический словарь. - М.: Фонд имени Александра Меня . Н.Ф. Григоренко, М.А. Мень . 2002 .

Смотреть что такое "СВЯТЫЕ МЕСТА БИБЛЕЙСКИЕ" в других словарях:

    Библейские пророчества - Библия … Википедия

    Путешествия по местам, связанным со свящ. историей, для поклонения древним святыням. Обычно паломники посещали Св.Землю, а также Синай, Сирию, Грецию, РИМ. В ветхозав. времена гл. местом паломничества был Иерусалим, особенно после реформ царя… … Библиологический словарь

    Святость - (праслав. svętъ, svętъjь) одно из наиболее фундаментальных понятий христианства. Святое являющееся Богом или Божественным, происходящее от Него, отмеченное Его присутствием или действием Божественной Благодати, посвященное Ему в… … Википедия

    ИУДАИСТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ - мифологические представления, распространённые среди приверженцев иудаизма, сложившегося в общих чертах как монотеистическая религия Яхве в 1 м тыс. до н. э. у древних евреев. И. м. преемственно связана с западно семитской мифологией и на ранней… … Энциклопедия мифологии

    Иудаистическая мифология - мифологические представления, распространенные среди приверженцев иудаизма, сложившегося в общих чертах как монотеистическая религия Яхве в 1 м тыс. до н. э. у древних евреев. И. М. преемственно связана с западносемитскои мифологией и на ранней… … Энциклопедия культурологии

    ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА - раздел христианской лит ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей. В качестве синонима Ж. л. в совр. отечественной… … Православная энциклопедия

    Религия в Израиле - См. также: Иудаизм, Христианство, Ислам, Друзы и Бахаи См. также: Иерусалимская православная церковь См. также: Православие в Израиле … Википедия

    Иерусалим - У этого термина существуют и другие значения, см. Иерусалим (значения). Запрос «Аль Кудс» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Город Иерусалим ивр. ירושלים‎ (Йерушала(й)им) араб. القدس‎‎ (аль К̣удс) … Википедия

    Иудаизм - Атрибуты иудаизма: шофар, яд (указка для чтения Торы), Танах, молитвенник, подсвечники, футляр для этрога, кружка для омовения рук … Википедия

    Иудаист - Атрибуты иудаизма: шофар, яд (указка для чтения Торы), Танах, молитвенник, подсвечники, кружка для омовения рук Иудаизм основные понятия … Википедия