Тест на везение в жизни. Как привлечь удачливость? Безусловный индикатор удачи

Логика устной речи

В.Є. Михайленко, В.В. Ванн, С.М. Ковалев « Інженерна графіка» ; Підручник, Київ, 2002, для студентів вищих навчальних закладів

Література

2.Морзе Н.В. Основи інформатики. Екзаменаційні білети: запитання та відповіді, Посібник для підготовки до іспитів з основ інформатики. середніх закладів освіти, ліцеїв та гімназій всіх типів, м Дніпропетровськ, “Технічна книга”, 2000 р.

Логика устной речи – развивает умение доносить мысль в звучащей речи. Владение логикой речи дает возможность передавать в звучании мысли автора, заключенные в тексте, помогает организовать текст, чтобы точно и осмысленно воздействовать на зрителя.

В основу правил логического чтения текста положены особенности русской интонации и грамматики русского языка.

Произнося какой-либо текст, мы стремимся к тому, чтобы он был, прежде всего, понят адресатом, дошел смысл высказывания . Смысл высказывания это первичная логика текста, заложенная в интонировании. В письменной речи функцию интонирования выполняют знаки препинания. Они позволяют читателю понять первичную логику, уровень смысла текста. В этом разделе мы будем говорить только о первичной логике смысла, так как существует еще уровень значения текста – это подтексты, образы, скрытые не проявленные мысли автора. Пунктуация на письме в устной речи заменяется приемами голосового интонирования. Существуют определенные законы и правила устной речи, правила интонирования знаков препинания, которые усваиваются носителями языка вместе с языком. Когда мы говорим свой текст, мы не задумываемся над тем, где надо поставить паузу или повысить голос. Свой текст – это наша мысль, вербально озвученная. Логика этой мысли нам понятна, и наша интонация следует этой логике. Сложнее приходиться с чужими текстами, логика которых внутренне нами не присвоена. Учителю в своих уроках часто приходится использовать чужие тексты: читать отрывки из художественной литературы, публицистики, документов и т.д. Эти привнесенные тексты выступают как аргументы в речи учителя, и хотелось бы, чтобы их смыслы были понятны ученикам. Знание логических законов устной речи поможет педагогу наиболее эффективно применять цитирование авторских текстов, сделать их понятными и убедительными для ученика.

Смысл любого текста понимается нами не из отдельных слов, а из групп слов, которые называются речевыми тактами (звено, синтагма). Деление текста на речевые такты необходимо для оформления мысли, это способ организации устной речи, при котором максимально передается смысл высказывания. Слова в предложении группируются вокруг подлежащего, сказуемого, обстоятельств и т.д., образуя смысловые группы. Речевые такты могут состоять из одного или нескольких слов, дополняющих или относящихся к подлежащему, сказуемому и т.д., могут представлять собой законченную мысль или только часть мысли. Все слова в речевом такте произносятся слитно, на одном дыхании. Иногда речевой такт представляет собой законченную мысль. Значительно чаще оно является лишь частью мысли.

Речевые такты отделяются друг от друга логическими паузами соединительными и разделительными. Обычно, знаки препинания указывают на необходимость паузы, но логических пауз в предложении может быть гораздо больше, чем знаков препинания. Логические паузы имеют большое значение для точности передачи мысли, и могут выражаться в виде просто остановки – пауза остановки , а могут быть выражены в виде изменения тона голоса – интонационные паузы . Эти изменения высоты голоса при переходе от одного речевого такта к другому придают интонационное разнообразие речи. При логическом разборе текста, паузы на письме обозначаются:

· / - соединительная интонационная пауза ставится между речевыми тактами или тесно связанными по смыслу предложениями. Требует повышения голоса.

«Зеленоватые волны, / взбегая на желтый песок, / сбрасывали на него белую пену».

· // - более длительная соединительно-разделительная пауза остановки. Тоже требует повышения голоса.

«Зеленоватые волны, / взбегая на желтый песок, / сбрасывали на него белую пену, // она с тихим звуком таяла на горячем песке, / увлажняя его».

· /// - разделительная пауза остановки ставиться между предложениями, смысловыми и сюжетными кусками. Требует понижения тона.

«С этими словами он перевернулся на одной ножке и выбежал из комнаты. /// Ибрагим, оставшись наедине, поспешно распечатал письмо».

· люфтпауза (воздушная) для добора воздуха. При помощи люфтпаузы выделяется смысловое слово, на которое хотят особо обратить внимание.

Обязательные логические паузы, не отмеченные знаками препинания :

1. Логическая пауза ставится между группой подлежащего и группой сказуемого, если подлежащее не выражено местоимением. В простых нераспространенных предложениях, которые состоят из подлежащего и сказуемого, пауза не нужна.

- «Притихшие ученики / слушали внимательно».

- «Они слушали внимательно».

- «Ученики слушали».

- «Идет дождь./ Колокол звонит./ Пришла Маша».

2. Между двумя подлежащими и двумя сказуемыми перед соединительным союзом «И», «ДА», разделительным союзом «ИЛИ», «ЛИБО».

- «Елена распечатала письмо / и прочла».

- «Полное разорение / да нищета царили вокруг».

- «Им оставалось погибнуть / либо сдаться на милость победителя».

3. В инверсированных предложениях. В русском языке обычный, прямой порядок слов в предложении таков: подлежащее перед сказуемым, определение перед определяемым словом, дополнение после слова, к которому оно относится. Нарушение прямого порядка слов называется - инверсией (обратным порядком, перестановкой), а предложение с нарушением порядка слов - инверсированным .

В инверсированных предложениях требуется иная расстановка логических пауз, чем в предложениях с прямым порядком слов.

Предложения с прямым порядком слов:

1 2 3 4 5

Вид городка / открывался за ближайшим курганом.

1 2 3 4 5

Продуктовый обоз / прибыл в конце недели.

Логическая пауза ставится на границе между группами подлежащего и сказуемого. При перестановке слов в этих фразах выделились пояснительные слова при глаголе, уточняющие место и время действия ("за открытым окном"), а подлежащее и сказуемое оказались в одном речевом такте.

Инверсированные предложения:

4 5 3 1 2

За ближайшим курганом / открывался вид городка.

4 5 3 1 2

В конце недели / прибыл продуктовый обоз.

Иногда в инверсированных предложениях не только изменяется место логических пауз, но и появляется необходимость в дополнительной паузе.

Предложение с прямым порядком слов :

1 2 3 4 5 6

Наш попутчик / занял место у окна не случайно.

Инверсированное предложение :

6 1 2 3 4 5

Не случайно / наш попутчик / занял место у окна.

4. На месте пропущенного слова, которое подразумевается и легко может быть восстановлено, требуется логическая пауза. Эта пауза необходима вне зависимости от того, имеется ли в тексте знак тире, указывающий обычно на такой пропуск. Длительность паузы зависит от протяженности пропущенного слова или слов.

- « Во всем доме / тишина».

- «Идет направо - / песнь заводит,

Налево - / сказку говорит».

5. На пояснительных словах при глаголах. Если имеется несколько групп пояснительных слов при глаголе, уточняющих место, время действия, то даже при отсутствии запятых каждая такая группа отделяется от следующей паузой.

- "Однажды осенью / я возвращался из Бахчисарая / в Ялту / через Ай-Петри».

- «Хаджи Мурат / прожил неделю в укреплении / в доме Ивана Матвеевича».

6. Паузами и ударением выделяется слово, произносимое иронически, с обратным смыслом.

- «День выдался / на редкость / «удачным»».

7. Паузами и ударением выделяется цитата или название.

- «На двери / висела табличка /«Контора / Рога и копыта»».

Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.

В зависимости от намерений коммуникантов (что-то сообщить, узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, договориться и т.д.) возникают разнообразные речевые тексты. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка.

Итак, язык - это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. Язык используется в самых разных функциях:
- Коммуникативная. Язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции, люди имеют возможность полноценного общения с себе подобными.
- Познавательная. Язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык.
- Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретенные опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. В повседневной жизни нас выручают конспекты, дневники, записные книжки. А «записными книжками» всего человечества являются разного рода памятники письменности и художественная литература, которая была бы невозможна без существования письменного языка.
- Конструктивная. Язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму. Выраженная словесно, мысль становится отчетливой, ясной для самого говорящего.
- Эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация.
- Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми. Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного, доверительного общения.
- Этническая. Язык как средство объединения народа.

Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык. Существует несколько видов речевой деятельности:
- говорение - использование языка для того, чтобы что-то сообщить;
- - восприятие содержания звучащей речи;
- письмо - фиксация содержания речи на бумаге;
- чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации.

C точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников - на межличностное и массовое.

Любой национальный неоднороден, он существует в разных формах. С точки зрения социального и культурного статуса различаются литературные и нелитературные формы языка.

Литературная форма языка, иначе - литературный язык, понимается говорящими как образцовая. Основной признак литературного языка - наличие устойчивых норм.

Литературный язык имеет две формы: устную и письменную. Первая - звучащая речь, а вторая - графически оформленная. Устная форма изначальна. К нелитературным формам языка относятся территориальные и социальные диалекты, просторечие.

Для и поведения особую важность представляют именно невербальные средства общения. При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.).

К основным невербальным средствам общения относятся:
Кинестика - рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:
- жестика;
- мимика;
- пантомимика.

Жестика. Жесты - это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов - самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы - 20, итальянцы - 80, мексиканцы - 180.

Интенсивность жестикуляции может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:
Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.)
Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.).
Описательные жесты, которые имеют смысл только в контекст речевого высказывания.

Мимика. Мимика - это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего - означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Отчасти долгота взгляда человека зависит от того, к какой нации он принадлежит. Жители южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других, а японцы при беседе смотрят скорее на шею, чем на лицо.

По своей специфике взгляд может быть:
- Деловой - когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства
- Социальный - взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения.
- Интимный - взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица - до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении.
- Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. Если же он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Пантомимика - это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка - это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» - для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.

Кроме того, можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, уверены в себе, имеют ясную цель и готовы ее реализовать. Те, кто всегда держит руки в карманах - скорее всего очень критичны и скрытны, как правило, им нравится подавлять других людей. Человек, держащий руки на бедрах, стремится достичь своих целей кратчайшим путем за минимальное время.

Поза - это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.

Одним из первых на роль позы человека как средстве в невербальном общении указал психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению.

Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения из этой позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.

Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это - поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником - это скопировать его позу и жесты.

Такесика - роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии близких отношений, равенства социального положения в обществе.

Обмен рукопожатием - многоговорящий жест, известный с древних времен. Первобытные люди при встрече протягивали друг другу руки раскрытыми ладонями вперед, чтобы показать свою без-оружность. Этот жест со временем претерпел изменения, и появились его варианты, такие как помахивание рукой в воздухе, приложение ладони к груди и многие другие, в том числе и рукопожатие. Часто рукопожатие может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность.

Рукопожатия делятся на 3 вида:
- доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз);
- покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх);
- равноправное.

Доминирующее рукопожатие является наиболее агрессивной его формой. При доминирующем (властном) рукопожатии человек сообщает другому, что он хочет главенствовать в процессе общения.

Покорное рукопожатие бывает необходимо в ситуациях, когда человек хочет отдать инициативу другому, позволить ему чувствовать себя хозяином положения.

Часто используется жест, называемый «перчаткой»: человек двумя руками обхватывает руку другого. Инициатор этого жеста подчеркивает, что он честен и ему можно доверять. Однако жест «перчатка» следует применять к хорошо знакомым людям, т.к. при первом знакомстве он может произвести обратный эффект.

Крепкое рукопожатие вплоть до хруста пальцев является отличительной чертой агрессивного, жесткого человека.

Признаком агрессивности является также пожатие несогнутой, прямой рукой. Его главное назначение - сохранить дистанцию и не допустить человека в свою интимную зону. Эту же цель преследует и пожатие кончиков пальцев, но такое рукопожатие свидетельствует о том, что человек не уверен в себе.

Проксемика - определяет зоны наиболее эффективного общения. Э.Холл выделяет четыре основные зоны общения:
- Интимная зона (15-45 см) - в нее человек допускает только близких себе людей. В этой зоне ведется негромкий доверительный разговор, осуществляются тактильные контакты. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина и др. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза.
- Личная (персональная) зона (45 - 120 см) - зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный - зрительный контакт.
- Социальная зона (120 - 400 см) - зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.
- Публичная зона (более 400 см) - зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т.д..

В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальному общению. Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр.

Экстралингвистика - это включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

Просодическими и экстралингвическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства и мысли.

Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.

Испытываемые говорящим, отражаются, прежде всего, в тоне голоса. В нем чувства находят свое выражение независимо от произносимых слов. Так, обычно легко распознаются гнев и печаль.

Немало информации дают сила и высота голоса. Некоторые чувства, например энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом, гнев и страх - тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

Скорость речи также отражает чувства. Человек говорит быстро, если он взволнован, обеспокоен, говорит о своих личных трудностях или хочет нас в чем-то убедить, уговорить. Медленная речь чаще всего свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Допуская в речи незначительные ошибки, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается нас удивить. Обычно речевые недостатки более выражены при волнении или когда человек пытается обмануть своего собеседника.

Поскольку характеристика голоса зависит от работы различных органов тела, то в нем отражается и их состояние. Эмоции изменяют ритм дыхания. Страх, например, парализует гортань, голосовые связки напрягаются, голос «садится». При хорошем расположении духа голос становится глубже и богаче оттенками. Он действует на других успокаивающе и внушает больше доверия.

Существует и обратная связь: с помощью дыхания можно воздействовать на эмоции. Для этого рекомендуется шумно вздохнуть, широко открыв рот. Коли дышать полной грудью и вдыхать большое количество воздуха, настроение улучшается, а голос непроизвольно снижается.

Важно, что в процессе общения человек больше доверяет знакам невербального общения, чем вербальному. По оценке специалистов мимические выражения несут в себе до 70% информации. При проявлении своих эмоциональных реакций мы, как правило, более правдивы, чем в процессе вербального общения.

К этим невербальным средствам относят характеристики голоса. Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения .

Экстралингвистическая система - это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха .

Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения; они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния. Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом; гнев и страх - тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы.

невербальное средство общение кинесическое

Такесические средства общения

Это динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения .

Проксемические средства

Американский антрополог Э. Холл ввел термин "проксемика", буквальный перевод которого означает "близость". К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. На проксемические характеристики общения оказывают прямое влияние культурные и национальные факторы. Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку - дистанции, характерные для североамериканской культуры.

Эти нормы определены четырьмя расстояниями:

v интимное расстояние (0-45 см) - общение самых близких людей;

v персональное (45-120 см) - общение со знакомыми людьми;

v социальное (120-400 см) - предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;

v публичное (400-750 см) - при выступлении перед различными аудиториями .

Рисунок 2. Дистанции, определяющие нормы приближения к человеку.

Особенности невербального общения в разных странах

Пользуясь ежедневно десятками жестов, мы почти не задумываемся об их смысле. Известно, что основные коммуникационные жесты во всем мире не отличаются друг от друга: когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны - хмурятся, когда не знают или не понимают, о чем идет речь - пожимают плечами. Однако нередко одно и то же выразительное движение у разных народов может иметь и совершенно различное значение, и легкомысленное обращение с обычными для нас жестами может привести к неожиданным последствиям .

Жест, которым русский демонстрирует пропажу или неудачу, у хорватов означает признак успеха и удовольствия. Говоря о себе, европеец показывает рукой на грудь, японец - на нос. В некоторых странах Африки смех - показатель изумления и замешательства. Жители Мальты вместо слова "нет" слегка касаются кончиками пальцев подбородка, повернув кисть вперед. Во Франции и Италии этот жест означает, что у человека что-то болит.

В Греции и Турции официанту ни в коем случае нельзя показывать два пальца (например, имея в виду две чашечки кофе) - это считается очень оскорбительным жестом.

Довольно часто один и тот же жест имеет не только различное, но и прямо противоположное значение. Образовав колечко из большого и указательного пальцев, американцы и многие другие народы сообщают, что дела "о`кей". Но этот же жест используют в Японии, говоря о деньгах, во Франции он означает ноль, в Греции и на о. Сардиния служит знаком отмашки, а на Мальте им характеризуют человека с извращенными половыми инстинктами .

Обычный утвердительный кивок головой на юге Югославии и в Болгарии служит знаком отрицания. В Германии часто поднимают брови в знак восхищения чьей-то идей, в Англии так выражают скептицизм.

В общении мы не придаем особого значения левой или правой руке. Но на Ближнем Востоке, например, не следует протягивать деньги или подарок левой рукой. У тех, кто исповедует ислам, она считается нечистой, и вы можете нанести оскорбление собеседнику .

В любой культуре жесты неискренности связаны с левой рукой. Она выдает тайные эмоции своего владельца. Поэтому, если в разговоре собеседник жестикулирует левой рукой, есть большая вероятность, что он говорит не то, что думает, или просто негативно относится к происходящему. Следует сменить тему разговора или вообще прервать его.

Для американца отказ разговаривать с человеком, находящимся с ним в одном помещении, означает крайнюю степень отрицательного к нему отношения. В Англии это общепринятое правило .

У народов различных культур есть различия и в восприятии пространства. Так, американцы работают либо в больших помещениях, либо - если помещений несколько - при открытых дверях. Открытый кабинет означает, что его хозяин на месте и ему нечего скрывать. Многие небоскребы в Нью-Йорке целиком сделаны из стекла и просматриваются насквозь. Здесь все, от директора до посыльного, постоянно на виду. Это создает у служащих определенный стереотип поведения, вызывая у них ощущение, что все сообща делают общее дело. Немецкие же традиционные формы организации рабочего пространства принципиально иные. Каждое помещение у них должно быть снабжено надежными дверями. Распахнутая настежь дверь символизирует крайнюю степень беспорядка.

Таким образом, не зная различий невербального общения разных народов, можно попасть в неловкую ситуацию, обидев или оскорбив собеседника. Во избежание этого каждый менеджер, особенно если он имеет дело с зарубежными партнерами, должен быть осведомлен о различиях в трактовке жестов, мимики и телодвижений представителями делового мира в различных странах .

Редко кто из говорящих задумывается над тем, что такое пауза, для чего она нужна, какие паузы бывают. Считается, что пауза особой роли в речи не играет, что ее никто не замечает, что она нужна исключительно для вдыхания воздуха в легкие.

Почему же тогда, если наш собеседник во время разговора вдруг сделает паузу, мы испытываем чувство волнения: что это с ним произошло? Или он на что-то обиделся, или засомневался в правоте слов? И с нетерпением ждем, когда последует продолжение разговора. Действительно, пауза (лат. pausa, от греч. pausis – прекращение, остановка) – временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не артикулируют и которая разрывает поток речи. Пауза – это молчание. Но и молчание может быть выразительным и значимым. Наука, изучающая паузы, называется паузологией. Первый паузолог США профессор О"Коннор считает, что паузы могут сказать о человеке не меньше, чем слова, что в разговоре на них уходит 40–50 процентов времени.

Среди пауз прежде всего выделяют так называемые пустые паузы, которые противопоставляются паузам значимым. Например, студент не подготовился к семинару, а его вызвали отвечать. Стоит он и мучается. Скажет несколько слов и… пауза, ждет подсказки. Бывают и другие ситуации. Есть люди очень ограниченные, их интеллект слабо развит, они почти ничего не читали, мало что знают. Когда они вступают в разго – .вор, то речь их бывает «испещрена» паузами, ничего не значащими, не несущими никакой информации. Такие паузы не создают комфорта при общении, они затягивают разговор, а некоторых собеседников даже раздражают.

С пустой паузой, порожденной отсутствием мысли, не следует смешивать паузы хезитации, то есть паузы обдумывания, размышления. Чаще всего паузы хезитации встречаются в речи людей, обсуждающих политические, социальные, научные проблемы, когда у выступающих еще не сформировалось окончательное мнение по обсуждаемой проблеме, они ищут решение вопроса, вслух обдумывают его. Паузы помогают говорящим оформлять свои мысли в предложения, находить лучшую, наиболее точную и ясную форму изложения. Паузы размышления возникают в любом месте высказывания и отражают колебания при выборе возможных речевых средств. Их могут заменять сочетания слов: пожалуй, точнее сказать; лучше сформулировать так; правильнее будет…; не так надо сказать. После этих оговорок дается новая формулировка мысли. Паузы хезитации уместны и необходимы.

Важную роль в устной речи играют интонационно-синтаксические паузы, которые отражают синтаксическую природу предложений. Они соответствуют знакам препинания в письменной речи и различаются длительностью. Самая короткая пауза – на месте запятой, а самой длинной паузы требует точка. Интонационно-синтаксической паузой отделяются в звучащей речи однородные члены предложения, вставные конструкции, обращения; пауза заполняет то место в предложении, где подразумевается пропуск слова.

Есть пословица «За твоим языком не поспеешь босиком». Люди, которые быстро говорят, чаще всего неправильно распределяют паузы или вовсе их не делают, чем затрудняют восприятие речи. Чтобы речь была ясной и понятной, необходимо перед произнесением текста вслух навести порядок в предложении, правильно соединить слова в группы, то есть в речевые такты. Тогда будет ясно, какое слово к какому относится, как они объединяются, из каких отрезков, речевых тактов складывается фраза.

Паузы, отделяющие один речевой такт от другого, называются интонационно-логическими. Изменение места интонационно-логической паузы в одном и том же предложении может значительно изменить его смысл. Вот как изменится мораль басни И.А. Крылова, если сделать паузу там, где стоит (//):

А ларчик II просто открывался. При таком произнесении подчеркивается, что замок имеет нехитрое устройство. Отсюда мораль: человек иногда сам усложняет обстановку, ситуацию, отношения.

Если произнести: А ларчик просто Цоткрывался, то это будет означать, что он вообще не был заперт. Мораль: нечего ломиться в открытую дверь.

Пауза может сделать текст нелепым. Например, если в предложении От радости в зобу Ц дыханье сперло паузу сделать после сочетания в зобу. Ведь не радость находится в зобу, а дыханье в нем сперло. Пауза требуется после слова радости: От радости // в зобу дыханье сперло.

Особый интерес для говорящих и исследователей звучащей речи представляют паузы, сопровождающие эмоциональную речь. Они передают чувства, охватившие говорящего: волнение, обиду, любовь, восторг, счастье и т.п. Такие паузы называются эмоциональными. Они обозначаются на письме многоточием.

Есть еще две разновидности пауз. Представим себе картину: идут вступительные экзамены, абитуриенты пишут диктант. Преподаватель читает текст медленно, повторяет части предложения и, повторяя, делает паузы. Или на плацу маршируют новобранцы. Раздается команда: «На…ле…во! Шагом…марш!»

Чем в данном случае вызваны паузы? Ситуацией. Какова их функция? Надо, чтобы абитуриенты успели написать текст диктанта, чтобы новобранцы успели приготовиться выполнить команду. Поскольку паузы вызваны той или иной ситуацией, они называются ситуативными.

И, наконец, паузы физиологические. Они появляются, когда не хватает воздуха в легких, особенно при одышке, или когда поражена центральная нервная система, и в результате забывается нужное слово, трудно выразить какую-нибудь мысль.

В заключение приведем слова К.С. Станиславского: «Пауза – важнейший элемент нашей речи и один из главных ее козырей».

Вот почему важно знать, какие разновидности пауз бывают, какова их функция, как следует ими пользоваться в речи.

Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плач, кашель, смех, вздох, шепот и т.д. Этим регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения; они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

Паузы, молчание

Лучше хранить молчание и казаться дураком,

чем открыть рот и устранить все сомнения

С. Джонсон

Молчание бывает красноречивее слов

Паузы. В контексте экстралингвистики паузы наделяются функцией знака. С учетом коммуникативных ролей дифференцируется их значение в речевой деятельности. Одна из функций паузы заключается в группировке слов по логическим требованиям. Длительность пауз не является стандартной, всюду одинаковой, наоборот, продуманно варьируя длительность пауз, мы усиливаем их выразительность и естественность. Длина пауз колеблется от миллисекунд до нескольких минут и зависит от индивидуальных различий говорящих, типа вербального задания, степени спонтанности и воздействия данной социальной ситуации.

Паузы во время разговора делают для того, чтобы предоставить партнеру возможность высказаться, выиграть время на размышления, придать силу словам, следующим за паузой, переждать отвлечение партнера, отреагировать на невербальные сигналы, свидетельствующие о желании партнера что-то сказать.

Умение держать паузу – порой незаменимое средство ведения разговора. Несколько секунд молчания могут быть красноречивее слов, они помогают собраться с мыслями, дают возможность овладеть собой, привлечь или переключить внимание. Умение слушать паузу, интерпретировать причины молчания позволяет получить важную дополнительную информацию в процессе коммуникации.

Паузы можно разделить на два основных типа:

ü незаполненные паузы (молчание);

ü заполненные паузы включают в себя некоторые виды вокализаций наподобие «э-э-э», «м-м-м» и почти универсальные «понимаете» и «типа».



Голдман-Эйслер (Goldman-Eisler, 1961), проведя четыре исследования, обнаружил, что незаполненные паузы ассоциировались «с четким стилем речи и относительно непредсказуемыми словесными формулировками», в то время как более высокая скорость заполненных пауз связывалась «с менее четким стилем речи и большей предсказуемостью». Ливант (Livant, 1963) выяснил, что на решение дополнительной задачи требовалось значительно больше времени, если говорящий заполнял паузы в своей речи, чем, если он молчал. Лаллье (Lalljee, 1971) обнаружил, что если говорящий делает слишком много незаполненных пауз, он кажется слушателям тревожным, злым или высокомерным человеком; если в речи говорящего слишком много заполненных пауз, слушатели воспринимают его как тревожного и нудного.

Интересно, что заполненных пауз в мужской речи значительно больше, чем в женской. Обычно мужчин оценивают как более решительных, но Сигман (Siegman, 1987) обнаруживает, что большее количество заполненных пауз обычно ассоциируется с «осторожной и нерешительной речью». Возможно, мужчины испытывают более острый социальный дискомфорт, чем женщины. Однако может быть и так, что заполненные паузы в целом выполняют другие функции, например, помогают говорящему сохранить за собой слово и не передать его собеседнику (ведь таким образом мы указываем, что еще не закончили речь и что по-прежнему «наша очередь), что, вероятно, более характерно для мужчин.

Молчание. Большинство пауз, которые мы рассматривали, относительно коротки. Иногда молчание может затянуться. Молчание может означать практически все что угодно. Поэтому было бы абсурдом составлять список значений молчания. Хотя в некоторых источниках и выделяют некоторые виды молчания: молчание-внимание, молчание-невнимание, молчание-отчуждение, охлаждение отношений, ритуальное молчание (ритуальные паузы, которые подчеркивают серьезные события). Но все же значение молчания, как и значение слов, может быть выведено только после тщательного анализа характеристик взаимодействующих людей, предмета беседы, времени, места, культурных особенностей и т.д.

В число функций молчания входят следующие:

– подчеркивание или акцент, привлечение внимания к определенным словам или идеям;

– оценка поведения другого человека, которая указывает на благосклонность или неблагосклонность, согласие или несогласие либо на атаку (скажем, отсутствие реакции на критическое замечание, приветствие или письмо);

– раскрытие, позволяющее что-то узнать или что-то утаить посредством молчания;

– выражение эмоций – молчаливого отвращения, грусти, страха, гнева или любви;

– ментальная активность, показывающая работу мысли, рефлексию либо молчаливое игнорирование.

Вздохи, стоны, покашливания также представляют собой «говорящие» звуки. Их роль в общении сводится, прежде всего, к выражению определенных состояний (безысходности, нетерпеливости, недовольства и т.п.) и «заражению» окружающих путем вызывания у них аналогичных чувств.


Смех

Мы еще толком не знаем даже, почему

человек смеется, лишь человек и никто другой.

Если захотите рассмотреть человека и узнать его

душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как

он говорит, или как он плачет, или даже как

волнуется благороднейшими идеями, а высмотрите

лучше его, когда он смеется. Хорошо смеется

человек – значит, хороший человек… Смех есть

самая верная проба души.

Ф.М. Достоевский

Кто смеется последним, тот дурак

В. Лукьянов

Что касается смеха, то стоит отметить, что в социально-психологической литературе, и в частности в трудах по психологии невербальных коммуникаций, этот феномен экстралингвистической коммуникации либо совсем не рассматривается, либо предлагаются краткие и обрывчатые сведения о данном явлении, или же, что еще хуже, – популярные и околонаучные изыскания (например, если вы при смехе держитесь за подбородок, то вы независимо от возраста сохраняете черты юности; если вы прищуриваете веки, когда смеетесь, то это свидетельствует об уравновешенности, уверенности в себе, незаурядном уме ).

Обратимся для определения данного феномена к толковым словарям.

Смех – выражающие полноту удовольствия, радости, веселья или иных чувств отрывистые характерные звуки, сопровождающиеся короткими и сильными дыхательными движениями.

Смех – хохот, невольное гласное проявление в человеке чувства веселости, потехи, взрыв веселого расположения духа; но есть и смех осмеяния, смех презрения, злобы.

Функции смеха были найдены нами на философском сайте, в статье А.В. Комара «Функциональные особенности смеха в семиотике и философии психологии». Общие функции смеха, выделенные А.В. Комаром, таковы:

социализации – адаптация человека в процессе его становления предполагает усвоение общих схем поведения в типичных ситуациях, следовательно, развитие способности к смеху, и ее успешная реализация свидетельствует об успешной включенности человека в определенный социум. Эта функция выявляет себя также как функция конформизма, этим, в частности, объясняется феномен коллективного смеха (например, в зале кинотеатра). Смех является способом образования чувства общности, включенности в коллектив, где личные эмоции управляются коллективными. Эта функция удобно может быть описана бихевиоризмом, например, в случае, когда ребенок смеется вслед за взрослыми, не понимая самой шутки;

праксиологическая – смех как целенаправленное действие, способ оказать влияние на другого человека, принудить его к чему-либо. Например, саркастический, презрительный смех может быть не выражением отношения, но прямым средством обезоруживания, дезориентации оппонента, равным по силе воздействия выдвижению рациональных аргументом. Смеясь над противником, мы стремимся обесценить его позицию и поставить себя выше. Интересно, что смех осознается детьми в довольно раннем возрасте уже как средство манипуляции, причем важность этой функции переоценивается: усвоив, что смех вызывает позитивную реакцию взрослых, ребенок может пытаться аналогично воздействовать на предметы;

репрезентативная – смех является свидетельством понимания, смехом я подчеркиваю (опять же сознательно и целенаправленно), что «я вас понимаю». Так мы смеемся чьей-либо шутке не потому, что она смешная, а именно потому, что мы понимаем, почему она смешная;

демонстративная – в отличие от предыдущей, эта функция фиксирует непосредственно эмоциональную сторону смеха – смехом мы выражаем свои эмоции как сознательно (например, одобрение), так и несознательно (например, безудержный, заразительный смех есть выражение радостных эмоций; «нервный» смех непроизвольно показывает неуверенность и тревогу);

оппозициирования – если смех рассматривать в широком контексте, а не только в узко-ситуативном, то смех является также универсальным культурным концептом, часто используемым оппозиционным движением для противопоставления себя существующим системам. Прекрасный культурно-исторический анализ этой функции смеха можно найти, конечно же, у М. Бахтина.

Приведенный выше анализ функций смеха с очевидностью указывает на то, что смех определенно отличается от простых физиологических реакций, таких как чихание, тем, что всегда является указанием на эмоциональное или когнитивное состояние человека.

Смех рассматривается как универсальное средство для снятия напряжения в общении. Открытый, естественный смех (смех с широко раскрытым ртом) демонстрирует радость, удовольствие, одобрение. Смех, снимающий напряжение, разряжающий обстановку, чаще всего отражает естественную реакцию на что-то веселое, комичное, он не направлен на демонстрацию своего отношения к партнеру. Демонстративная реакция может сопровождаться язвительным, издевательским, злорадным, ироничным, циничным, смущенным смехом. Наконец, бывает смех искусственный, вымученный как выражение определенной игры, направленной на достижение личных целей.

Смех также является одной из выразительнейших характеристик личности. Наиболее ярко свое отношение к смеху выразил известный немецкий врач XVIII в. Кристоф Гуфеланд: «Из всех телесных движений, потрясающих тело и душу вместе, смех есть самое здоровое».

Если говорить о видах смеха, то создание его типологии является для психологии в настоящее время достаточно сложной задачей.

В исследовании П.М. Ершова особо подчеркивается полная непроизвольность смеха, хотя далеко не все его варианты рождаются без участия сознания. Напротив, иронический, ехидный, покровительственный, саркастический и другие оттенки смеха обычно сопровождаются искусственной мимикой. Поэтому целесообразно различать:

а) непроизвольный смех;

б) произвольный демонстративный смех;

в) непроизвольный, но контролируемый смех.

Достаточно интересная типология приводится в книге И.И. Аминова, в которой он рассматривает несколько вариантов смеха.

Смех на «а» (ха-ха) – совершенно открытый, идущий из сердца. Свидетельствует о неомраченной радости, беззаботности, наивно-веселом нраве человека.

Смех на «э» (хе-хе) – не слишком симпатичный, вызывающий, дерзкий, завистливый. Чем более открыта гласная, тем больше злорадства, презрения он выражает.

Смех на «и» (хи-хи) – хихиканье, свидетельствующее о скрытности, хитрости, иронии и злорадстве (типичен для молодых девушек).

Смех на «о» (хо-хо) – звучит хвастливо-угрожающе, с некоторым удивлением, протестом, в своей основе – издевательский и протестующий.

Смех на «у» (ху-ху) – указывает на скрытый страх, боязливость натуры.

Интересную попытку перечисления видов смеха сделал не психолог, а теоретик и историк советской кинокомедии Р. Юренев, который написал так: «Смех может быть радостный и грустный, добрый и гневный, умный и глупый, гордый и задушевный, снисходительный и заискивающий, презрительный и испуганный, оскорбительный и ободряющий, наглый и робкий, дружественный и враждебный, иронический и простосердечный, саркастический и наивный, ласковый и грубый, многозначительный и беспричинный, торжествующий и оправдательный, бесстыдный и смущенный. Можно еще и увеличить этот перечень веселый, печальный, нервный, истерический, издевательский, физиологический, животный. Может быть даже унылый смех!» . Этот перечень интересен своим богатством, своей яркостью и жизнеспособностью. Он получен не путем отвлеченных размышлений, а жизненных наблюдений.

Если рассматривать еще одну классификацию видов смеха, предложенную В. Проппом, то можно отметить, что существует 6 разных видов смеха, определенных в основном по психологической окраске.

Насмешливый смех. Смеяться насмешливым смехом можно над человеком почти во всех его проявлениях. Исключение составляет область страданий, что замечено было еще Аристотелем. Смешными могут оказаться наружность человека, его лицо, фигура, движения; комическими могут представляться его суждения, в которых он проявляет недостаток ума; особую область насмешек представляет характер человека, область его нравственной жизни, его стремления, его желания и цели. Смешной может оказаться речь человека как проявление таких его качеств, которые были незаметны, пока он молчал. Короче говоря, физическая, умственная и моральная жизнь человека может стать объектом насмешливого смеха в жизни.

Исходя из наблюдений чисто количественного порядка, можно установить, что насмешливый смех встречается чрезвычайно часто, что это основной вид человеческого смеха и что все другие виды встречаются значительно реже. С точки зрения формальной логики можно чисто умозрительно прийти к заключению, что есть две большие области смеха или два рода их. Один включает в себя насмешку, другой этой насмешки не содержит. Такое распределение представляет собой классификацию по наличию и отсутствию одного признака. В данном случае она окажется правильной не только формально, но и по существу. Лессинг в «Гамбургской драматургии» пишет: «Смеяться и осмеивать – далеко не одно и то же».

Добрый смех. При добром смехе маленькие недостатки тех, кого мы любим, только оттеняют положительные и привлекательные их стороны. На общем фоне положительной оценки и одобрения маленький недостаток не только не вызывает осуждения, но может еще усилить наше чувство любви и симпатии. Таким людям мы охотно прощаем их недостатки. Такова психологическая основа доброго смеха. В отличие от элементов сарказма и злорадства, присущих насмешливому смеху, мы здесь имеем мягкий и безобидный юмор. Термин «юмор», – говорит Вульс, незаменим, когда автор на стороне объекта «смеха».

Злой смех . При злом смехе недостатки, иногда даже мнимые, воображаемые и присочиненные, преувеличиваются, раздуваются и тем дают пищу злым, недобрым чувствам и недоброжелательству. Таким смехом обычно смеются люди, не верящие ни в какие благородные порывы, видящие всюду одну только фальшь и лицемерие. Психологически злой смех близок к смеху циничному . И тот, и другой виды смеха порождены злыми и злобными чувствами. Но сущность их все же глубоко различна. Злой смех связан с мнимыми недостатками людей, циничный смех вызван радостью чужому несчастью.

Жизнерадостный смех. Все до сих пор рассмотренные виды смеха были прямо или косвенно связаны с какими-то действительными или мнимыми, большими или малыми недостатками тех, кто вызывал смех. Но есть и другие виды смеха – смех жизнерадостный, иногда совершенно беспричинный, или возникающий по любым самым ничтожным поводам, смех жизнеутверждающий и веселый. Таким смехом смеются люди от рождения веселые и жизнерадостные, добрые, расположенные к юмору.

Обрядовый смех. На заре человеческой культуры смех входил как обязательный момент в состав некоторых обрядов, отсюда известен так называемый обрядовый смех. На взгляд современного человека, нарочитый, искусственный смех есть смех фальшивый и вызывает осуждение. Но так смотрели не всегда. Смех в некоторых случаях был обязателен так же, как в других случаях был обязательным плач, независимо от того, испытывал человек горе или нет. Так бывает и в наших реалиях.

Разгульный смех – это смех, который не принимает наличие границ (некоторой сдержанности и чувства меры). Отсутствие границ, полная отдача себя тому, что обычно считается недопустимым и недозволенным и вызывает громкий хохот. На западе этот вид смеха отнесен к самым «низменным». Это смех увеселений, обжорства и пьянства.

Число видов смеха можно было бы и увеличить. Так, физиологи и врачи знают истерический смех. Также чисто физиологическое явление представляет собой смех, вызванный щекоткой. То, что возможны иные виды смеха, довольно очевидно. Рассмотренные виды дают очень приблизительное представление.

Стоит признать, что смех – это не только физиологическая реакция и не только реакция на смешное или комичное, это еще и определенный коммуникативный сигнал, а также невербальная стратегия установления и поддержания отношений, в том числе и интимно-личностных. В иронической поэме Овидия «Наука любви» среди советов девушкам и женщинам обольщения мужчин есть и умение соблазнительно смеяться:

Рот раскрывай не во всю ширину, пусть будут прикрыты

Зубы губами и пусть ямочкой ляжет щека.

Не сотрясай без конца утробу натужливым смехом –

Женственно должен звучать и легкомысленно смех.

А ведь иная, смеясь, неумело коверкает губы,

А у иной, на беду, смех на рыданье похож,

А у иной получается смех завыванием грубым,

Словно ослица ревёт, жернов тяжёлый взвалив.

Смех, действительно, многогранен и многофункционален, поэтому психологической науке еще предстоит детально раскрыть его психологическую сущность, функции, выявить основные виды, определить его роль и значение в процессе межличностного общения.