Душа до 40 дней навещает родных. Можно ли узнать, куда попала душа близкого человека после смерти? Как покойники с нами прощаются

Расскажите, пожалуйста, куда прибывает душа человека после его смерти, почему поминальные дни - это третий, девятый и сороковой?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

После отделения души от тела для нее начинается самостоятельная жизнь в мире невидимом. Накопленный Церковью духовный опыт дает возможность построить ясное и стройное учение о загробной участи человека.

Ученик преподобного Макария Александрийского (+ 395) рассказывает: «когда мы шли по пустыне, видел я двух ангелов, которые сопровождали св. Макария, один с правой стороны, другой – с левой». Один из них рассказал о том, что делает душа в первые 40 дней по смерти: «когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее ангела облегчение в скорби, какую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе вместе с находящими при ней ангелами ходить по земле, где хочет. Поэтому душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело <...> А добродетельная душа идет в те места, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день, Тот, Кто воскрес в третий день из мертвых – Бог всех – повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих. Итак, благое Церковь имеет обыкновение совершать в третий день приношение и молитву за душу. После поклонения Богу повелевается от Него показать душе различные и приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Создателя всего этого – Бога. Созерцая же все это, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, будучи в теле. Но если виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, говоря: «Увы» мне! Как я суетилась в том мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы можно было и мне удостоиться этой благости <...> По рассмотрении же в продолжение шести дней все радости праведных она опять возносится ангелами на поклонение Богу. Итак, хорошо делает Церковь, совершая в девятый день службы и приношения за усопшего.

После вторичного поклонения Владыка всех опять повелевает отнести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные нечестивых мучения <...>По этим различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них. В сороковой день опять она возносится на поклонение к Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по делам место <...> Итак, правильно поступает Церковь, делая поминовения о усопших и приявших Крещение» (Св. Макарий Александрийский. Слово о исходе душ праведников и грешников…, - «Христианское чтение», 1831, ч. 43, с. 123-31; «Как проводит душа первые сорок дней по исходе из тела, М., 1999, с. 13-19). Великий подвижник нашего времени св. Иоанн (Максимович) пишет: «Следует иметь ввиду, что описание первых двух дней после смерти дает общее правило, которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций <...> святые, которые вовсе не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже к местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо» (Блаженный святитель Иоанн Чудотворец, М.,2003, с. 792) .

Православная Церковь придает большое значение учению о воздушных мытарствах, которые начинаются на третий день после разлучения души от тела. Она проходит в воздушном пространстве «заставы», на которых злые духи обличают ее в содеянных грехах и стремятся удержать как сродную им. Об этом пишут святые отцы (Ефрем Сирин, Афанасий Великий, Макарий Великий, Иоанн Златоуст и др.). Душа человека, жившего по заповедям Божиим и уставам св. Церкви безболезненно проходит эти «заставы» и после сорокового дня получает место временного упокоения. Нужно, чтобы близкие молились в Церкви и дома за усопших, помня что до Страшного суда многое зависит от этих молитв. «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин.5:25).

Загробная жизнь и ее неопределенность - это то, что чаще всего приводит человека к размышлениям о Боге и Церкви. Ведь по учению Православной Церкви и любых других христианских доктрин, душа человека - бессмертна и она, в отличие от тела, существует вечно.

Человека всегда интересует вопрос, что же произойдет с ним после смерти, куда он отправится? Ответы на эти вопросы можно найти в учениях Церкви.

Душа после смерти телесной оболочки ожидает Суда Божьего

Смерть и христианин

Смерть всегда остается неким постоянным спутником человека: умирают близкие, знаменитости, родные и все эти потери заставляют задуматься о том, что будет, когда эта гостья придет ко мне? Отношение к концу во многом определяет течение человеческой жизни - ожидание ее мучительно или человек прожил такую жизнь, что в любую минуту готов предстать перед Творцом.

Стремление не думать о ней, вычеркнув из мыслей - это неправильный подход, ведь тогда жизнь перестает иметь ценность.

Христиане верят, что Бог подарил человеку вечную душу, в отличие от тленного тела. И это определяет течение всей христианской жизни - ведь душа не исчезает, а значит, обязательно увидится с Творцом и даст ответ за каждое дело. Это постоянно держит верующего в тонусе, не позволяя проживать дни бездумно. Смерть в христианстве является некой точкой перехода от жизни мирской к небесной , и вот куда дух направиться после этого перекрестка напрямую зависит от качества жизни на земле.

Православная аскетика имеет в своих трудах выражение «память смертная» - постоянное удержание в мыслях понятие конца мирского существования и ожидание перехода в вечность. Именно поэтому христиане ведут осмысленную жизнь, не позволяя себе тратить минуты впустую.

Приближение смерти с такой точки зрения, не является чем-то ужасным, но вполне логичным и ожидаемым действием, радостным. Как сказал старец Иосиф Ватопедский: «Я заждался поезда, а он все не приходит».

Первые дни после ухода

Православие имеет особое понятие о первых днях в загробном мире. Это не строгий догмат веры, но позиция, которой придерживается Синод.

Смерть в христианстве является некой точкой перехода от жизни мирской к небесной

Особыми днями после смерти считаются:

  1. Третий - это традиционно день поминок. Это время духовным образом связано с Воскресением Христа, которое произошло в третий день. Св. Исидор Пелусиот пишет, что процесс Воскресения у Христа занял 3 дня, отсюда и сформировалось представление, что человеческий дух также на третий день переходит в вечную жизнь. Другие авторы пишут, что число 3 имеет особенное значение, его называют Божьим числом и оно символизирует веру в Святую Троицу, поэтому и поминать человека надо в этот день. Именно в панихиде третьего дня у Триединого Бога просят отпустить умершему грехи и простить;
  2. Девятый - еще один день поминовения мертвого. Св. Симеон Солунский писал об этом дне как о времени вспомнить 9 ангельских чинов, к которым может быть причислен дух усопшего. Именно столько дней дается душе умершего для полного осознания своего перехода. Об этом упоминает св. Паисий в своих трудах, сравнивая грешника с пьяницей, который в этот период трезвеет. В этот период душа смиряется со своим переходом и прощается с мирской жизнью;
  3. Сороковой - это особый день поминовения, поскольку по преданиям св. Солунского, это число имеет особую важность, ведь Христос на 40 день был вознесен, значит и умерший в этот день предстает перед Господом. Также и народ Израиля оплакивал своего вождя Моисея именно такое время. В этот день должна не только прозвучать молитва-прошение милости для усопшего у Бога, но и сорокоуст.
Важно! Первый месяц, в который и входят эти три дня, крайне важен для близких - они смиряются с утратой и начинают учиться жить без близкого человека.

Три вышеперечисленных даты необходимы для особого воспоминания и молитвы об ушедшем. В этот период их горячие молитвы за усопшего доносятся до Господа и, в соответствии с учением Церкви, могут повлиять на конечное решение Творца относительно души.

Куда отправляется дух человека после жизни

Где же именно пребывает дух покойного? Точного ответа на этот вопрос нет ни у кого, поскольку это тайна, скрытая от человека господом. Каждый узнает ответ на этот вопрос после своего упокоения. Единственно, что точно известно - переход духа человеческого от одного состояния к другому - от мирского тела к вечному духу.

Только Господь может определить место вечного пребывания души

Тут гораздо важнее узнать не «куда», а «к кому», ведь неважно где будет находиться человек после, главное с Господом ли?

Христиане верят, что после перехода в вечность, Господь вызывает человека на суд, где определяет ему место вечного пребывания - небеса с ангелами и прочими верующими, или ад, с грешниками и демонами.

Учение Православной Церкви говорит о том, что лишь Господь может определить место вечного пребывания души и никто не может повлиять на Его суверенную волю. Это решение является ответом на жизнь души в теле и ее поступки. Что выбрала она при жизни: добро или зло, покаяние или гордое превозношение, милосердие или жестокость? Лишь поступки человека определяют вечное пребывание и по ним Господь судит.

По книге Откровение Иоанна Златоуста можно сделать вывод, что род людской ждет два суда - индивидуальный для каждой души, и общий, когда все мертвые воскреснут после конца мира. Православные богословы убеждены, что в период между индивидуальным судом и общим у души есть возможность изменить свой приговор, по молитвам своих близких, добрым делам, которые творят в его память, воспоминания в Божественной литургии и поминки с подаянием.

Мытарства

Православная Церковь верит, что дух по пути к престолу Божьему проходит определенные мытарства или испытания. Предания святых отцов говорят, что мытарства заключаются в обличении злыми духами, которые заставляют сомневаться в собственном спасении, в Господе или Его Жертве.

Слово мытарства происходит от древнерусского «мытня» - места сбора штрафов. То есть дух должен заплатить некий штраф или быть испытан некими грехами. Помочь пройти это испытание могут собственные добродетели, которые усопший нажил, будучи на земле.

С духовной точки зрения, это не дань Господу, но полное осознание и признание всего того, что мучило человека при жизни и с чем он не сумел до конца справиться. Лишь надежда на Христа и Его милость может помочь душе преодолеть эту черту.

Православные жития святых содержат множество описаний мытарств. Их рассказы крайне яркие и написаны достаточно подробно, чтобы можно было живо представить себе все описываемые картины.

Икона Мытарства блаженной Феодоры

Особенно подробное описание можно найти у св. Василия Нового, в его житие, которое содержит рассказ блаженной Феодоры о ее мытарствах. Она упоминает о 20 испытаниях грехами, среди которых:

  • слово - оно может исцелить или убить, оно - начало мира, согласно Евангелию от Иоанна. Грехи, которые содержаться в слове не пустые высказывания, они имеют такой же грех, как и материальные, совершенные поступки. Нет разницы между изменить мужу или сказать об этом вслух, мечтая - грех одинаков. К таким грехам относятся хамство, непристойности, пустословие, подстрекательство, кощунство;
  • ложь или обман - любая неправда, сказанная человеком есть грех. Сюда относятся также лжесвидетельство и клятвопреступление, которые являются серьезными грехами, а также нечестный суд и обвес;
  • чревоугодие - это не только услаждение своего живота, но и любое потакание плотской страсти: пьянство, никотиновая зависимость или наркотическая;
  • лень, вместе с халтурой и тунеядством;
  • воровство - любой поступок, следствие которого - присвоение чужого, относиться сюда: кража, мошенничество, махинации и пр.;
  • скупость - это не только жадность, но и бездумное стяжание всего, т.е. накопительство. К этой категории относиться и взяточничество, и отказ в милостыни, а также вымогательство и лихоимство;
  • зависть - зрительное воровство и жадность до чужого;
  • гордость и гнев - они разрушают душу;
  • убийство - как словесное, так и материальное, доведение до самоубийства и аборты;
  • гадание - обращение к бабкам или экстрасенсам есть грех, там написано в Писании;
  • любодеяние - это любые похотливые действия: просмотр порнографии, рукоблудие, эротические фантазии и пр.;
  • прелюбодеяние и содомские грехи.
Важно! Для Господа нет понятия смерти, дух лишь переходит от материального мира в нематериальный. Но какой она предстанет перед Творцом, зависит лишь от ее поступков и решений в мире.

Дни поминовения

Сюда относятся не только первые три важных дня (третий, девятый и сороковой), но любые праздники и простые дни, когда близкие вспоминают об усопшем поминают его.

Слово «поминки» означает поминовение, т.е. воспоминание. И в первую очередь - это молитва, а не просто мысль или горечь от разлуки с мертвым.

Совет! Молитва совершается для того, чтобы испросить у Творца милости для умершего и оправдать его, если даже он того не заслужил сам. По канонам Православной Церкви Господь может изменить Свое решение об умершем, если за него активно молятся и просят его близкие, совершая милостыни и добрые дела в его память.

Особо важно совершать это в первый месяц и 40-й день, когда душа предстает перед Богом. На протяжении всех 40 суток читается сорокоуст, по молитве каждый день, а в особые дни заказывается заупокойная служба. Вместе с молитвой, близкие посещают в эти дни церковь и кладбище, подают милостыни и раздают поминальное угощение в память о покойном. К таким поминальным датам относятся и последующие годовщины смерти, а также особые церковные праздники поминовения умерших.

Святые отцы также пишут о том, что поступки и добрые дела живых могут также стать причиной изменения Божьего приговора умершему. Загробная жизнь полна тайн и загадок, никто из живых точно не знает о ней ничего. Но мирской путь каждого является тем показателем, который может указать на то место, в котором дух человека проведет всю вечность.

Что такое мытарства? Протоиерей Владимир Головин

Отпевание - это своего рода помощь Душе умершего благополучно завершить жизнь на Земле и проследовать в мир иной (в Тонкий мир). Сам процесс традиционно проходит как богослужение.

Почему надо отпевать усопших?

По преданиям святых отцов, душа усопшего без отпевания не имеет успокоения. Поэтому совершение отпевания является очень важ-ным для нее. В лице молящихся они просят Господа по Его великой милости простить все прегрешения усопшего и дать ему место упо-ко-ения. В разрешительной молитве свя-щен-ник не только просит о прощении души усопшего, но и молит Господа о снятии любого проклятия, тяготеющего над душой предаваемого земле человека.

Что в идеале включает в себя Отпевание:

  • Молитвы за искупление грехов умершего человека (чтобы его Душе была оказана помощь в этом).
  • Обращение к Богу и соответствующие молитвы за уходящую Душу родственниками умершего. По сути это просьба к Богу благословить Душу, помочь ей очиститься и подняться как можно выше в духовной иерархии.

Когда Душу отпевают (если это правильно делают) - ей от этого, конечно, легче переходить в мир иной.

Энергетические ритуалы, заменяющие отпевание

Этот ритуал необходим, когда нужно сопроводить душу умершего в высшие миры, защищая её таким образом от воздействий со стороны тёмных сил. Это даёт уходящей душе больше энергии, что позволяет ей быстрее попрощаться с земными привязанностями, страданиями, и со всем, что удерживает её возле земли, не давая подняться вверх.

Чем душа чище, чем человек был достойнее в жизни, тем легче ей уходить, поднимаясь в Светлые миры.

Напомню, что на Земле битва между Добром и Злом идёт за каждую душу. После смерти эта битва не прекращается. И чем значимее для Бога душа, тем больше будет разных нападений, искушений и ухищрений, которые применяют Тёмные силы, чтобы захватить эту душу, не дать ей подняться к Творцу, утянув её в тёмные миры.

Чтобы защитить уходящую душу и необходимы энергетические ритуалы. И ей действительно нужна такая помощь, потому что когда человек умирает, он тратит массу энергии. Нужно больше энергии для того, чтобы покинуть эту жизнь, преодолеть привязанности, незавершённые дела и установившиеся связи с множеством людей, а также тяжесть собственных грехов.

Когда несколько человек молятся за уходящую Душу и вкладывают духовную энергию - это, безусловно, помогает Душе больше.

Поэтому либо хороший ритуал отпевания, либо энергетическое сопровождение души умершего в мир иной - обязательное условие для помощи уходящей душе.

Как правило, объект в течение 9 дней находится недалеко от места своей смерти или привычной территории проживания (квартира, дом). Форма объекта (человека) - преимущественно сферическая. В состав объекта входит центр сознания, как отдельная разумная структура, плюс окружающая его энергетическая оболочка, так называемый энерго-кокон.

Если при жизни человек был очень сильно привязан к материальным вещам и своему месту обитания, то для облегчения «отхода» умершего на более тонкие планы существования материи рекомендуется сжигать вещи покойного: таким образом, ему можно помочь отвязаться от плотно-материальной действительности и передать дополнительную энергию - подъемную силу от плазмы пламени.

Что нас ждет после смерти.
Переходные процессы между 0-9 и 9-40 днями

Далее сценарий следующий. Как и было сказано ранее, в течение первых 9 дней после смерти усопший находится в так называемом приземном слое, где еще превалируют энергетические вза-и-мо-дей-с-т-вия над информационными. Этот срок дается усопшему для того, чтобы он мог корректно завершить и энерго-информационно «отпустить» все связи, удерживающие его на земной поверхности.

Разрыв и отпускание энергетических связей после смерти

Разрыв и отпускание энергетических связей в период от 0-9 дней после смерти, как правило, происходит при переходе центра сознания и энерго-кокона в более высокие слои земной атмосферы, где энергетическая связь с материальным миром уже не такая плотная. Здесь большее влияние уже начинают оказывать информационные процессы этого уровня и их резонанс с программами и убеждениями, сформированными в текущем воплощении и сохраненными в центре сознания человека.

Начинается процесс уплотнения и сортировки накопленных в центре сознания информации и опыта, полученных в текущем воплощении, то есть так называемый «процесс дефрагментации диска» (в терминах компьютерных систем).

До 40-го дня после смерти физического тела усопший еще имеет возможность возвращаться в те места, где у него еще сохраняются какие-то связи на энергетическом или информационном уровне.

Поэтому в этот период времени близкие родственники еще могут ощущать присутствие усопшего человека «где-то рядом», иногда даже видеть его «размытый» облик. Но такая плотная связь в большей степени характерна для первых 9 дней, потом она ослабевает.

Что будет происходить после смерти человека
в период после 40 дней

После 40-го дня происходит основной (са-мый важный) переход! Центр сознания с уже относительно дефрагментированной (уплот-нен-ной и отсортированной) ин-фор-ма-ци-ей начинает «засасывать» в так называемый ментальный туннель. Проход по этому тун-не-лю напоминает быстрый просмотр фильма о прожитой жизни с прокруткой ленты со-бы-тий в обратную сторону.

Если у человека было много стрессов и не-ре-шен-ных конфликтов за прожитую жизнь, то на своё погашение при обратном проходе по туннелю они будут тре-бовать расхода энергии, которая может браться из энер-ге-ти-чес-ко-го кокона (бывшей энергетической оболочки человека), окутывающего уходящий центр сознания.

Этот энергетический кокон выполняет функцию, аналогичную фун-к-ции топлива на ракетоносителе, выводящем ракету в кос-ми-чес-кое пространство!

Перенос центра сознания в более тонкие планы существования материи - как вывод ракеты в Космическое пространство.

Топливо тратится на преодоление сил земного притяжения. Его может не хватить, и тогда важна помощь родственников. Желательно каждому из них поставить свечу усопшему в день похорон, на 9 дней, на 40 дней, и годовщину с сопутствующей молитвой (см. ниже).

В прохождении туннеля помогает также цер-ковная молитва (отпевание усопшего) или свечи, зажженные за упокой ушедшего человека на 40-й день. Плазма пламени све-чей высвобождает очень большие объемы свободной энергии, которые уходящий центр сознания может использовать при проходе ментального туннеля для «оплаты» кар-ми-чес-ких долгов и нерешенных проблем энер-го-ин-фор-ма-ци-он-но-го уровня, накопленных за текущее воплощение.

В момент прохода по туннелю из базы данных центра сознания также вычищается вся лишняя, не завершенная в полноценные программы и не соответствующая законам тонких планов информация.

С точки зрения физических процессов, центр сознания проходит по телу памяти (Душе) в обратном направлении до момента зачатия и далее перемещается внутрь Духа.

Свет в конце туннеля как раз сопровождает процесс этого перехода из точки зачатия внутрь структуры Индивидуального Духа!

Отклонения от сценария

Случаются и отклонения от «стандартного» сценария. В основном они касаются людей, сильно нагрешивших в текущем во-пло-ще-нии, а также тех, кого не хотят «отпускать в мир иной» многочисленные скорбящие род-с-т-вен-ни-ки.

Расскажем об этих 2-х сценариях подробнее:

  • 1 Если человек в текущем воплощении набрал много негативного опыта, проблем, стрессов, энергетических долгов при взаимодействии с другими людьми, то его переход в мир иной после смерти может быть сильно затруднен. Такой отошедший «кармически отягощенный» после физической смерти центр сознания с энергетическим коконом похож на воздушный шар с огромным количеством балласта, тянущим его вниз, обратно к земной поверхности. Такие усопшие даже на 40-ой день еще могут находиться в нижних слоях астрала, пытаясь хоть как-то освободиться от тянущих вниз привязок. Их родственники также весьма явно могут ощущать их близкое присутствие, а также очень сильный отток энергетики, сказывающийся на состоянии здоровья ныне живущей родни. Это так называемая форма пост-смертного вампиризма, присутствие мучеников. В этом случае стоит заказать ритуал отпевания усопшего в церкви.

    Это может помочь такой «тяжелой» душе умершего человека отвязаться от земной реальности. В случае, если умерший человек успел очень серьезно «нагрешить» в текущем воплощении, он может вообще не пройти через реинкарнационный фильтр, оставшись в нижнем и среднем слое астрала. В этом случае такая Душа становится так называемым Мучеником . Так формируются привидения и призраки - это как раз именно такие сущности из нижних слоев астрального мира, не прошедшие реинкарнационные фильтры из-за кармического отягощения.

    Встречаются случаи, когда душа умершего остается на земле и не может по каким-либо причинам подняться самостоятельно к Господу. Чувствующие люди могут даже видеть эти души в могиле, над могилой или в их непосредственной близости. Для помощи их освобождения необходимо зажечь свечу с молитвой:

    Господи, прими и помоги Душе (имя умершего) подняться к Тебе, защити его душу на пути движения к Тебе. Благодарю тебя, Господи, за все, что ты нам посылаешь.
    Во имя отца, Матери, Сына и Святого Духа. Аминь.

  • 2 Душа умершего человека может также надолго задержаться в нижних слоях астрального мира, если ее не отпускают длительное время скорбящие родственники, не понимающие физику и природу процессов смерти. Поэтому надо отпустить душу умершего в мыслях сожаления об ушедшем, желанием его опять иметь рядом и не желать ему: «Пусть земля ему будет пухом». Это заезженный словооборот привязывает душу умершего к Земле. Это и понятно - мы должны думать и помогать душе умершего, а не его телу, которое уже предано Земле и должно там покоиться. Вместо этого лучше говорить: «Царствие небесное душе (имя)». И зажечь свечу к такому пожеланию.

Иногда некоторым людям бывает трудно по различным причинам провести такой ритуал самому, поэтому предлагаю свою помощь. Пусть поднимется душа всех умерших к Господу. Да пусть примет и сохранит ее Господь.

Чудотворные слова: молитва проводить душу в сороковой день в полном описании из всех найденных нами источников.

С уважением: Зинаида и ещё семь человек. Северодонецк. Украина.

1 .Нельзя во время чтения молитв думать о чём-то плохом или плохо о самом умершем, этим можно притянуть тёмные силы, которые не прочь полакомиться той энергией, которая будет исходить от молитв. Но и после ухода души, также НЕЛЬЗЯ говорить или думать плохо об умершем. Грязные ваши мысли и слова передают вашим умершим близким тёмные силы, которые, с удовольствием это сделают, так как им нужна энергия жизни, и они её заберут из души умершего вашего близкого, а это сильнейшая боль, которую не чувствуете вы, но чувствует душа. И знайте, если вы посылаете Свет, Тепло, Добро, Мир и Любовь своим друзьям и родственникам, то тепло вашей души не только очищает пространство, но и помогает целенаправленно, также и душе умершего, ваши молитвы, ваше тепло, ваша любовь, ваша светлая память об ушедшей душе, будет целенаправленно передана Господом только ей, и это даст ей силы и скорейшего осознания своих ошибок и грехов. Думайте об ушедших с теплом и любовью, какими бы при жизни они не были. Им очень нужны ваши молитвы и ваша светлая память о них.

2 .Нельзя, чтобы в толпе молившихся были люди в нетрезвом состоянии, или сильно больны, так как они уже своим состоянием не только делают больно уходящей душе, но и так же притягивают тёмные силы.

4 .Нельзя включать никакую музыку и зажигать свечи с различными запахами, но можно ладан. Душе нужен свежий воздух, чистота, спокойствие и мир.

5. Нельзя читать молитвы быстро, громко, не выговаривая слова, иначе уходящая душа не поймёт слова молитвы, а громкого голоса, а если ещё неожиданного, она может перепугаться, вылететь из дома и ждать своего часа в укромном месте.

6 .Нельзя приглашать на 40 день посторонних людей для чтения молитв, как это принято в России. Этого делать нельзя. Вы не знаете, какое прошлое у этих женщин, и какие мысли и дела они совершали ранее, и почему они решили ходить и читать за умерших людей молитвы. Господь против подобного действия, и чтобы было верно, учитесь сами всё делать правильно. Ведь уходит душа близкого вам человека, и вы с любовью к нему читаете молитвы, а с какой любовью читают их чужие люди?

7 .Надо, чтобы на сороковой день за душу умершего человека молились только близкие, хорошо его знавшие. Не желательны чужие люди, которые пришли покушать, а не помочь душе умершего, и которые с безразличием будут повторять молитвы (если ещё будут повторять). Уходит в мир иной душа близкого человека, и она хочет в последний раз обнять родных людей, и присутствие чужих людей, может помешать ей, это сделать. Поэтому, желательно, чтобы в последнем чтении молитв были только самые близкие, а те, кто пришёл посмотреть или просто проводить умершего в последний путь, подождут на улице, к примеру. Именно самые близкие остаются с душой умершего и прощаются с ней через молитвы и через сердечное чувство.

2. Обращение к Богу.

а) «О Всевышний Господь и частица Твоя во мне!» 3 раза. («Агни-Йога» Елена Рерих)

б) Символ Веры. Иисус Христос. (Молитвослов «Солнечный Луч» или сайт www.masterina.at.ua, на странице «Молитвы»)

в) Молитва землян к Господу. Иисус Христос. (Молитвослов «Солнечный Луч»)

г) Отче наш. (Молитвослов «Солнечный Луч»)

д) Богородица. (Молитвослов «Солнечный Луч»)

е) Розарий Матери Марии, данный для развития нового человечества. (Молитвослов «Солнечный Луч»)

ж) Молитва за умерших. (Молитвослов «Солнечный Луч») Читаем два раза, вставляя только имя умершего, третий раз читаем для всех душ, находящихся в ином Мире. Да, за всех умерших, так как душа идёт в мир иной и её ждут и надо, чтобы с ней пришёл Свет и Помощь Бога).

Во Имя Господа Иисуса Христа,

Во Имя Всех Вознесённых Владык,

Во Имя Всех Святых не вознесенных,

Я прошу направить мои молитвы туда, где сейчас находятся те, кто перешёл на другую сторону жизни. Прошу послать Свет моих молитв тем душам, кого забыли и не помнят, а также всем моим ушедшим родственникам и друзьям.

Я прошу Господа направить к ним тепло моей души, моё уважение к ним, мою любовь к их душам, как Искорке Божьей.

Я прошу Господа простить им все грехи, которые они сделали осознанно и не осознанно.

Прошу Господа направить к ним Света Небесного столько, сколько им необходимо для осознания своих ошибок и грехов.

Господь Милостивый! Я прошу Тебя, прости их и помилуй! Прости и помилуй! Прости и помилуй!

Пошли Любовь свою их душам, чтобы смогли они стать крепче и сильнее, чтобы осознание шло быстрее. Господи! Прости их и помилуй!

Господи! Прости их и помилуй! Господи! Прости их и помилуй!

Пусть всегда все души окружает Свет Небесной Любви и Благословление Господне.

Царства вам всем Небесного! Царства вам всем Небесного! Царства вам всем Небесного! Во Имя Отца, Сына, Святого Духа и Божественной Матери. Аминь.

(Имя), я знаю, что ты сейчас слышишь меня, значит, я имею возможность попросить у тебя прощения.

(Имя), прости меня за все мои ошибки, все обиды по отношению к тебе. Прости за всё, если когда-либо осознанно или не осознанно сделала тебе плохо. Прости меня, прости! (Несколько секунд молчим).

(Имя), и я прощаю тебя за всё то, что когда-либо ты обидел, оскорбил, обманул меня или сделал мне больно. Я прощаю тебя за всё, за всё искренно и навсегда.

«Я прощаю всех, кто обидел меня, прошу прощения у тех, кого обидела я» (Читает каждый осознанно, три раза).

(Имя), я прощаю тебя и отпускаю (чётче это слово и медленнее) тебя от себя, посылая тебе тепло своей души, своего сердца. (3 раза, чётко, осознанно).

И пусть моё прощение и моя любовь освободит тебя от всех земных пут и сделает тебя свободной. (3раза, чётко, осознанно)

Ты навсегда останешься в моей памяти, только жить мы будем в разных Мирах. (3раза, чётко, осознанно)

Твоя душа полетит к Богу, к Родительскому Дому, а я останусь жить на Земле. (3раза, чётко, осознанно).

И пусть навсегда порвётся нить, соединяющая меня и тебя, но навсегда останется светлая память и любовь друг к другу. (3раза, чётко, осознанно).

Я ОТПУСКАЮ ТЕБЯ ОТ СЕБЯ С МИРОМ И ЛЮБОВЬЮ! (3раза, чётко, осознанно и уверенно).

Во Имя отца, Сына, Святого Духа и Божественной Матери. Аминь! (3раза)

Да помогут тебе Ангелы Небесные подняться к Дому Отца Всевышнего! (3раза)

Да встретит тебя Любовь Бога Великого! (3раза)

И пусть навечно Сила Огненного Креста и Любовь Отца Небесного будут рядом с тобой. (3раза)

Живи и знай, что на Земле тебя любят и помнят! (3раза, чётко и уверенно)

Во Имя Отца, Сына, Святого Духа и Божественной Матери. Аминь! 3 раза.

5. Минута молчания.

6. Благодарственная молитва.

Я от всего сердца приношу свою благодарность и Любовь нашему Отцу Небесному, Господу Иисусу Христу, Всем Владыками, Архангелам, Ангелам, Святым Небесного Света, которые помогают мне и всем людям планеты Земля. Низкий ВАМ поклон, Возлюбленные, за любовь Вашу к нам, людям и всей планете. Пусть Свет Любви Вашей осветит наше сознание и направит нас к Свету, Миру, Добру, Взаимопониманию и Любви. Во Имя Отца, Сына, Святого Духа и Божественной Матери. Аминь. Во Имя Отца, Сына, Святого Духа и Божественной Матери. Аминь. Бог Отец, Бог Солнце, Бог Святой Дух. Аминь. (Читать эту молитву горячо, сердечно, вдумчиво один раз).

Повторяют все . Да взойдёт Заря Любви над всей планетой Земля и над каждым живым существом! (3раза) С Богом! С Богом! С Богом !

7. Ведущий. А сейчас я прочитаю молитву. Она читается перед захоронением тела в землю, и мы все оставим тело ровно на час.

Молитва перед захоронением тела в землю

Во Имя Господа Отца Всевышнего, во Имя Господа Иисуса Христа, мы просим Ангелов Исцеления забрать Божественную энергию из каждой клетки, каждого сустава, каждого сосуда и всей костной системы физического тела, в котором жила душа (имя), и направить всю освобождённую энергию душе (имя), которая на протяжении многих лет давала жизнь этому телу.

Господь Милосердный! Мы просим прощения, если физическое тело и разум умершей (его) (имя) совершили ошибки и грехи. Прости её (его), Господь! Прости её (его), Господь! Прости её (его), Господь!

Мы знаем, что душа твоя (имя) сейчас здесь и ты всё сама видишь и слышишь. У тебя (имя) есть время проститься со своим физическим телом. Оно более тебе не пригодится, а ты живая, и мы всегда будет вспоминать тебя с любовью и добром. Царства тебе Небесного! Царства тебе Небесного! Царства тебе Небесного! Счастливого пути к Отцу Всевышнему!

Во Имя Отца, Сына, Святого Духа и Божественной Матери. Аминь. Во Имя Отца, Сына, Святого Духа и Божественной Матери. Аминь. Бог Отец, Бог Солнце, Бог Святой Дух. Аминь.

С минуту стоят молча, затем оставляют тело в одиночестве на час. Нельзя, чтобы в это время был шум, крики. Ангелы будут работать в тишине и с ними будет рядом душа, а шум, стуки, громкие голоса могут помешать им. Во время чтения молитв, я видела, а потом сказала родственникам, как душа подлетала к каждому и прощалась, а когда все сидели за столом, я передала прощальные слова души уходящей родственникам. Надо знать, что душа будет рядом с родными и за столом, если в комнате будет тихо, и все будут разговаривать полушёпотом. После прощальных слов, душа поклонилась всем, сказала: «Мне пора уходить. Прощайте!» Она поклонилась всем и исчезла. Часы показывали 13часов. К 15 часам все поехали на кладбище, так как именно в 15 часов каждый день открываются «ворота» в Мир иной, и открыты они до 17 часов. Я прошу всех, не берите с собой на кладбище ничего. Всё, что нужно, вы уже сделали, теперь надо помочь душе подняться по Великой Лестнице, которая ведёт к Отцу Небесному. И мы дождались открытия ворот, и с Богом, и молитвой помогли подняться душе к Господу. И я видела, как Ангелы передали душу Богу, как нежнейший Свет Любви окружил её, и разрешил ей помахать нам, стоящим на Земле, своей ручкой. Счастливого пути в Мир Света, Добра и Любви. Вот и всё. Теперь, действительно, каждый будет жить в своём Мире, и благослови Господь всей живущих на Земле нашей, и всех, живущих в ином Мире. С Богом!

Учитесь, люди, всё делать правильно, искренно, осознанно и с любовью. Мы дали вам информацию, которая уже работает на Земле, а вот принять или не принять, зависит только от вас.

Мира вам, люди! Мир дому вашему! Мир Земле нашей!

ПОМИНАЛЬНАЯ МОЛИТВА ОБ УСОПШЕМ НА 40 ДНЕЙ ГОСПОДУ БОГУ

Если Вы скорбите по умершему человеку, Вам непременно поможет поминальная молитва об усопшем на 40 дней.

В простонародье считается, что через 40 дней душа усопшего навсегда покинет этот мир.

Все это время она парит над бездной, терпеливо ожидая своего часа.

В первые 40 дней после кончины, безудержно страдают и скорбят самые близкие люди умершего.

Чтобы облегчить душевную боль себе и помолиться Господу Богу о нем, почитайте в тиши поминальные строчки.

Поминальная молитва Господу Богу на 40 дней

Перед тем, как приступить к нашептыванию поминальной молитвы, обязательно сходите в Храм и поставьте несколько свечей на канун, произнося еле слышно короткие строчки:

Боже, забери к себе душу раба/рабы своего/своей (называете имя усопшего/усопшей), а мою спаси и сохрани. Аминь .

Креститесь и покидаете Храм, купив дополнительно 3 свечи.

Приходите домой и зажигаете свечи. Вам горько и тяжело, но постарайтесь смириться, наблюдая за тем, как плачет свеча. Она тоже скорбит вместе с Вами. Когда Вы хоть немного успокоитесь, начните читать поминальную молитву об усопшем на 40 дней, обращенную к Господу Богу.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Утоли мою скорбь сердечную по усопшему/усопшей рабу/рабе (называете имя умершего/умершей). Помоги мне справиться с тяжкой потерей и придай силы выдержать горе. И в сороковой день скорби прими душу покойного/покойной (вновь называете имя усопшего/усопшей) в Небесное Царствие. Да будет так и ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь.

Читайте поминальную молитву точно на сороковой день после смерти близкого человека. Она Вам непременно поможет справиться с потерей и обрести веру в душе.

Молитвы о новопреставленном рабе божьем до 40 дней

Новопреставленным называется умерший человек, с момента смерти которого прошло не более сорока дней. Согласно православному верованию, после смерти, в течение первых двух дней, душа находится на земле и посещает те места, где проходила земная жизнь человека. На третий день душа переносится в мир духовный. Православные молитвы родственников о новопреставленном помогают душе пройти воздушные мытарства. Господь способен по горячим и искренним молитвам близких простить грехи умершего. Освобождение от грехов делает возможным воскрешение души для вечной блаженной жизни.

День смерти. Что делать

Ходатайствовать за подсудимого нужно до суда, а не после него. После смерти, когда душа проходит мытарства, совершается суд, надо ходатайствовать за нее: молиться и совершать дела милосердия.

Для чего нужна смерть тела?

Для многих людей смерть является средством спасения от духовной гибели.

Смерть сокращает сумму общего зла на земле. Что представляла бы из себя жизнь, если бы вечно существовали убийцы-Каины, предающие Господа Иуды и другие им подобные?

Святые отцы Церкви учат, что самое сильное и действенное средство к испрошению усопшим милости Божией – поминание их на Литургии.

Какие продукты можно положить на канун?

Господь только тогда прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление.

Тот, кто жил благочестиво, делал добрые дела, носил крест, каялся, исповедовался и причащался – тот по милости Божией может сподобиться блаженной жизни в вечности и независимо от времени кончины.

Если усопший завещал кремировать себя, нарушить эту предсмертную волю не грешно.

Зачем делаются поминки на 40 дней

А еще по одному народному поверью именно на 40 вой день поминок на целые сутки душа возвращается в родной дом, и уходит только после того как её проводят.

Иногда к такому приходу души даже тщательно готовились, стелили с вечера постель белой простыней и накрывали одеялом.

Молитвы о новопреставленном рабе божьем до 40 дней

Рождение человека приносит семье большую радость. К сожалению, в книге жизни уже отмечена дата смерти. Только от человека зависит, как и с чем он придет к этому дню. Как он проживет отведенный ему период.

Молитвы написаны в основном на старославянском. Их большое множество. В зависимости от того, в чем причина смерти и кто умер. Существует молитва и для тех, кто умер и не успел принять крещение. Среди них есть молитва Богородице о новопреставленном. Она мать Господа, и молитва к ней может помочь смягчить Небесного Царя. Найти ее можно практически в любом молитвослове. Цель поминального обеда – вспомнить умершего человека, помолиться за упокой его души, оказать психологическую поддержку нуждающимся, поблагодарить людей за участие и помощь. Нельзя устраивать обед с целью поразить приглашенных дорогими и изысканными блюдами, похвастаться обилием яств или накормить до отвала. Главное - не пища, а объединение в горе и поддержка тех, кому тяжело.

Не стоит воспринимать поминки как застолье.

Посещение могилы умершего человека – обязательная часть поминального ритуала. С собой нужно взять цветы и свечу. На кладбище принято нести парное количество цветов, четные числа – символ жизни и смерти. Возложение цветов - самый лучший способ выказать уважение умершему.

Придя, следует зажечь свечу и помолиться об успокоении души, потом просто можно постоять, помолчать, вспоминая хорошие моменты из жизни усопшего человека.

На кладбище не устраивают шумных разговоров и обсуждений, все должно проходить в атмосфере спокойствия и умиротворения.

Молитва об усопшем до 40 дней

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), имярек, и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имярек, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Помощь себе и близкому

Молитвы о новопреставленном является высшим видом подвижничества. Плоды коего узнаются только на страшном суде. Когда люди что-то просят у Господа, то получают желаемое. За это они благодарят Господа. Если произносить их с чистым сердцем и благими намерениями, то многие грехи человека уже умершего простятся. Гнев Царя Небесного сменится на милость.

Молитва о новопреставленном является исполнением главной двуединой заповеди. Она говорит о любви к Богу и ближнему. Любить ближнего не значит просто помогать ему в мирской жизни. Это значит помочь ему тогда, когда от него уже ничего не зависит. Он пришел к Господу, и душа запятнана грехами.

Такой приход означал проявление уважения к покойному и его семье. Духовенство на поминки приглашалось формально, фактически стараясь в них не участвовать.

Придя в дом с кладбища, обязательно мыли руки, вытирали полотенцем. Очищались» также прикосновением рук к печи, хлебу, раньше даже специально топили баню и мылись в ней, переодевали одежду. Этот обычай у славян очевидно связан с представлениями об очистительной силе огня и направлен на то, чтобы оградить себя от покойного.

За то время, пока умершего доставляли на кладбище и хоронили в доме завершались приготовления к трапезе. Расставляли мебель, мыли полы, весь накопившийся за три дня мусор сметали по направлению от большого угла к порогу, собирали и сжигали. Полы требовалось мыть тщательно, особенно угол, ручки, порог. После уборки комнату окуривали дымом ладана или можжевельника.

Поминальные тризнысуществовали и в древнейшие времена, когда язычники вкушали пищу на могилах умерших соплеменников. Эта традиция вошла в христианские обряды, и древнехристианские поминальные трапезы преобразовались в более поздние времена в современные поминки.

Существуют и так называемые календарные поминки, связанные с определенными праздниками, сопровождающими хозяйственно-бытовой уклад крестьян, и вошедшие в церковную обрядность. Стремясь похоронить умершего по народным обрядам и в соответствии с церковными правилами, родные и близкие покойного часто формально следуют выполнению обрядовых действий, не вдаваясь в их значение.

Все пространство (по христианской мифологии) представляет собой несколько судилищ, где приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые духи называются мытарями.

Число сорок - знаменательное, часто встречается в Священном Писании.

На поминальные трапезы собирали в первую очередь родственников, ближайших друзей, а раньше также - обязательно убогих и нищих. Особо приглашали тех, кто обмывал и обряжал покойного. Всем родственникам умершего после трапезы полагалось сходить в баню помыться.

За отпевание до сорокового дня всегда платили деньги.

Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом ее кто-нибудь из близких читал 17 кафизму из Псалтири перед зажженной лампадкой или свечой.

В настоящее время меню поминального стола тоже состоит из определенного набора блюд в зависимости от того, на какие дни приходятся поминки (постные или скоромные).

Старались, чтобы на столе стояло четное количество блюд, смена их не практиковалась, но придерживались определенной последовательности приема.

В реальной жизни редко какие поминки обходятся без спиртных напитков.

Сладкие и игристые спиртосодержащие напитки обычно исключаются. Присутствие спиртных напитков на поминальном столе отчасти объясняется тем, что они способствуют снятию эмоционального напряжения, стресса, связанного с потерей родных и близких. Застольная беседа в основном посвящается поминовению усопшего, воспоминаниям добрым словом о его делах на земле, направлена и на утешение родных.

Ели по обыкновению столовыми или десертными ложками, старались не пользоваться ножами и вилками. В некоторых случаях, при наличии в семье столового серебра, родственники умершего пользовались серебряными ложками, что тоже служит свидетельством придавать серебру магические очистительные свойства.

При каждой смене блюд православные старались прочесть молитву. Поминальный стол часто украшали ветками ели, брусники, мирта, черной траурной лентой. Скатерть стелили однотонную, не обязательно белого цвета, чаще приглушенных тонов, которую по краям могли декорировать черной лентой.

Народной традицией регламентировался и порядок размещения людей за поминальным столом. Обычно во главе стола сидел хозяин дома, глава семьи, по обе стороны которого располагались родственники в порядке близости родства по старшинству.

Крошки хлеба на следующий день носили на могилу, тем самым как бы приобщая покойного к информации о том, как проходили поминки.

Православные заканчивали трапезу благодарственной молитвой «Благодарим, Тя, Христе Боже наш…» и «Достойно есть…», а также пожеланием благополучия и выражением сочувствия родным умершего. Поев, ложку обычно клали на стол, а не на тарелку. Кстати, следует упомянуть, что по обычаю, если во время обеда ложка падала под стол, то ее не рекомендовалось поднимать.

Существовал также обычай оставлять до сорока дней прибор с рюмкой водки, прикрытой хлебом. Верили, что если жидкость убывает, то значит, что душа пьет. Также на могиле оставляли водку и закуску, хотя это не имеет отношения к православным обрядам.

После ухода гостей, домашние, если успевали, обычно мылись до захода солнца.

На ночь закрывали крепко все двери и окна. В сумерках уже старались не плакать, чтобы «не призвать покойного с кладбища» по народному поверью.

Естественно, в глазах окружающих неприличными считались даже помыслы о повторном браке до истечения срока траура.

Мужчина-вдовец в большинстве случаев носил траур полгода.

Чаще не новая. В настоящее время при отсутствии в гардеробе подходящей одежды, головного убора, покупают черное платье (костюм), головной платок.

Раньше во время траура даже не старались особо следить за одеждой, ибо, по народным поверьям, тщательный уход за ней являлся проявлением неуважения к памяти покойного. Существовал широко распространенный обычай в этот период не стричь волосы, не делать нарядные пышные прически, а в ряде случаев - даже заплетать косы девушкам.

Даже завзятые материалисты хотят знать, что случается после смерти с близким родственником, как душа умершего прощается с родными и должны ли живые помогать ей. Во всех религиях есть поверья, привязанные к погребению, похороны могут проводиться по разным традициям, но суть остается общей - уважение, почитание и забота о потустороннем пути человека. Многие задаются вопросом, видят ли нас умершие родственники. В науке нет ответа, но народные поверья, традиции изобилуют советами.

Где находится душа после смерти

Веками человечество пыталось понять, что происходит после кончины, можно ли связаться с загробным миром. Различные традиции дают разные ответы на вопрос, видит ли душа умершего человека своих близких. Некоторые религии рассказывают о рае, чистилище и аде, однако средневековые воззрения, по мнению современных экстрасенсов и религиоведов, не соответствуют действительности. Не существует огня, котлов и чертей - только мытарство, если близкие отказываются вспоминать умершего добрым словом, а если близкие помнят усопших - они пребывают в мире.

Сколько дней после смерти душа находится дома

Родственники умерших близких задаются вопросом: может ли душа умершего приходить домой, где она находится после похорон. Считается, что в течение первых семи-девяти дней преставившийся приходит прощаться с домом, семьей, земным бытием. Души покойных родных приходят в то место, которое считают по-настоящему своим - даже если произошел несчастный случай, гибель была далеко от родного дома.

Что происходит через 9 дней

Если брать христианскую традицию, то души пребывают в этом мире до девятого дня. Молитвы помогают покидать землю легко, безболезненно, не заблудиться по дороге. Ощущение присутствия души особенно чувствуется в эти девять суток, после чего поминают умершего, благословляя его на окончательный сорокадневный путь на Небеса. Горе подталкивает близких выяснять, как пообщаться с умершим родственником, но в этот период лучше не мешать, чтобы дух не испытывал растерянности.

Через 40 дней

Спустя этот период дух окончательно покидает тело, чтобы больше не возвращаться - плоть остается кладбищу, а духовная составляющая очищается. Считается, что на 40 день душа прощается с близкими, но не забывает о них - небесное пребывание не мешает умершим следить за тем, что происходит в жизни родственников, друзей на земле. Сороковым днем отмечены вторые поминки, которые уже могут происходить с посещением могилы преставившегося. Не следует чрезмерно часто приходить на кладбище - это тревожит похороненного.

Что видит душа после смерти

Околосмертный опыт многих людей дает исчерпывающее, подробное описание того, что ждет каждого из нас в конце пути. Хотя ученые подвергают свидетельства переживших клиническую смерть сомнению, делая выводы о гипоксии мозга, галлюцинациях, выбросе гормонов - впечатления слишком похожие у совершенно разных людей, непохожих ни по вероисповеданию, ни по культурному фону (поверьям, обычаям, традициям). Находятся частые упоминания о следующих явлениях:

  1. Яркий свет, тоннель.
  2. Ощущение тепла, комфорта, безопасности.
  3. Нежелание возвращаться.
  4. Посещение родственников, находящихся далеко - например, из больницы «заглядывали» в дом, квартиру.
  5. Собственное тело, манипуляции врачей видятся со стороны.

Когда задаются вопросом, как душа умершего прощается с родными, нужно иметь в виду степень близости. Если любовь между преставившимся и оставшимися в мире смертными была велика, то и после окончания жизненного пути связь сохранится, покойный может стать ангелом-хранителем для живых. Неприязнь смягчается после окончания мирского пути, но только если молиться, просить прощения у того, кто ушел навсегда.

Как покойники с нами прощаются

После кончины близкие не перестают любить нас. В течение первых дней они присутствуют совсем рядом, могут появляться во сне, разговаривать, давать советы - особенно часто приходят родители к своим детям. Всегда утвердителен ответ на вопрос, слышат ли нас умершие родственники - особая связь может сохраняться на долгие годы. Покойные прощаются с землей, но не говорят «прощай» близким, ведь из иного мира они продолжают наблюдать за ними. Живым следует не забывать о родственниках, поминать их каждый год, молиться за то, чтобы на том свете им было комфортно.