Вурдалаки легенды. Существуют ли вампиры в реальной жизни? «Семейная жизнь» упырей

Одним из самых знаменитых древних преданий является легенда о вампирах. Эти таинственные создания, которые существуют в промежуточном состоянии - они не принадлежат ни к живым, ни к мертвым.

Существуют ли вампиры на самом деле? Всем нам известен знаменитый граф Дракула. Его прототипом, взятым Бремом Стокером для своего романа, стал князь Влад Цепеш . Правитель отличался жестоким нравом, он приобрел мрачное прозвище - колосажатель. Нередко после очередной казни или кровавой битвы, Влад Цепеш устраивал пир в окружении убитых людей.

По свидетельствам современников, князь имел пугающую внешность, точно подходящую под описание вампира. Бледная кожа, красноватый оттенок зубов, жестокая усмешка, пронзительный взгляд. Немало мистики добавлял и образ жизни князя: он редко выходил на свет днем, зато к вечеру заметно приободрялся.

Происхождение вурдалаков

Есть очевидцы, утверждающие, что им встречались вампиры в наше время, и что они даже лично пострадали от ночной нежити. Но стоит ли верить подобным рассказам? Быть может это только досужие домыслы?

В средние века была широко распространена легенда о Лилит - нечестивой женщине, родившей дьяволу детей. В старинных летописях сохранилось немало заметок о воскресших (опять же с помощью дьявола) мертвецах. Представляет интерес теория некоего аббата, согласно которой первый вампир появился в результате неправильно выполненного обряда изгнания демона из монаха.

Есть мнение, что вампиры в реальной жизни встречаются нередко. Согласно одной из версий, они появились в результате заражения человека особым вирусом-симбионтом. Инфекция замещает некоторые ткани хозяина, в результате чего вурдалак приобретает сверхспособности. Однако основной питательной средой для симбионта остается кровь, поэтому-то вампиры и вынуждены постоянно «пополнять запасы».

Чего опасается Носферату

Так что же мы знаем о ночной нежити? Известно, что вурдалаки не могут находиться на солнечном свету, потому что он их обжигает. Они боятся распятий, святой воды и церквей (как, впрочем, и других священных мест).

Откуда же пошли подобные верования? На протяжении многих веков люди размышляют о том, существуют ли вампиры. Во все времена человечество ассоциировало Бога со светом и добром, тогда как ночная нежить является злом в чистом виде. Из этого можно сделать вывод о том, что слуги сатаны не способны выжить в присутствии добра и света.

Нечистая сила не может противостоять распятию. Святая вода символизирует чистоту, искупление и добро, а потому обладает свойствами в борьбе с нечистью. Согласно старинному поверью, носферату не сможет войти в помещение, если на стене висит освященный крест.

Можно ли уничтожить упыря?

Чтобы истребить представителя ночной нежити, потребуется его вычислить. Практически каждому известно, что вурдалаки не отражаются в зеркалах, поскольку они не имеют души. Кроме того, их не получается сфотографировать. Выявленного вурдалака можно истребить несколькими способами.

Во-первых, можно вогнать кол в сердце. Способ приобрел свою популярность в средние века из-за особого вида болезни, известной как «истощение». Наши предки верили, что если не «приколоть» умершего от такой болезни, то он может подняться из могилы, чтобы заразить живых.

Существует второй способ - утопить nosferatu в проточной воде или сжечь. Данная традиция восходит к символике очищения. Проточная вода чиста и прозрачна, она способна очистить тело умершего, оскверненное злым духом. Сжигание в огне тоже считается одним из способов очищения, по этой причине его использовала инквизиция.

От ночной нежити можно защититься чесноком, серебром или солью. Также можно задействовать специальные . Существует предание о том, что вампиры не могут зайти в дом без приглашения от хозяев. При желании они могут принимать различные формы и образы (в частности, летучая мышь). Вурдалак способен загипнотизировать свою жертву.

И все-таки, вампиры существуют или нет? Верить в легенды о подобных существах или считать их лишь выдумкой обывателей - каждый волен решать самостоятельно. Однако слишком безрассудно отрицать существование вурдалаков только на том основании, что вам не приходилось лично столкнуться с одним из них…

Такие существа, как вурдалаки, вампиры и упыри относятся к «нежети» - это «ни живые, ни мертвые» обитатели ночи. Их образы часто упоминаются в мифологических легендах народов Европы. Они выходят на охоту после захода солнца. Люди могут видеть нежить в виде собак, волков или летучих мышей. Вурдалаки наводят страх и ужас одним своим видом. По преданиям они сосут кровь у человека, который спит.

Вурдалаки — персонажи европейских мифов

Особенности вурдалаков

В древних рукописях есть информация о том, что в нежить превращались покойники, которые были злыми и принесли много зла в мир. Это могут быть самоубийцы, а также люди, которые погибли от насилия. Превратиться в нежить живой человек может, если его искусают.

В кинематографическом искусстве образ этой сущности используется часто. Многие писатели издавали книги, где в главной или второстепенной роли присутствовал вурдалак. Этот образ отличается от мифического вампира. В фольклоре этот термин применяется для обозначения сущностей, которые пьют человеческую кровь. Эта информация есть в легендах и мифологических рассказах.

В разной исторической литературе говорится об отличительных чертах характера и внешнего облика. Нежить часто предстает перед людьми в образе домашнего питомца или дикого хищника. Они легко превращаются в таких животных, как:

  • собака;
  • кошка;
  • летучая мышь;
  • паук.

По своей природе вурдалаки - это хищники. Они питаются энергией и забирают жизненные силы людей.

Вурдалаки могут превращаться в летучих мышей

Вурдалаки в древних культурах

В книгах по мифологии можно встретить огромное количество рассказов о мертвецах, которые начинали охоту в ночное время суток и проливали кровь. Вампироподобными духами называют Лилу. Впервые об этих существах написали в ранних летописях вавилонской демонологии.

Лилу - это злобные демонессы, которые появлялись только после захода солнца. Они охотились на новорожденных детей или беременных женщин.

В дневреармянской мифологии упырей называют Даханаварами. Это опасные вампиры, которые обитали в горах Ултиш Алтьо-тэм. Демонологическое существо не охотилось на людей, которые проживали рядом с вампиром. Вся территория у них разделена на определенные участки, которые привязаны к конкретному Даханавару.

В Индийских книгах по мифологии упоминается о Веталах. Это вампироподобные создания, которые могут вселиться в тело умершего человека.

Славянские фольклорные книги помогают более детально понять образ. Авторы подробно описывают методы борьбы с живыми мертвецами. Они быстро передвигаются, поэтому отсечь голову бывает трудно. Можно взять кол из осинового дерева и вонзить его в сердце.

Образ в литературе

До 80-х гг. в европейских странах вампиров описывали, как ужасных монстров, которые восставали из могилы. Это были злые люди, которые за свою жизнь не совершали добрых поступков. Чаще это колдуны, которые наводили порчу и вредили другим.

Человек, который стал нежитью, имеет возможность передавать вампирические способности невинным жертвам через укус. Иногда монстрами становятся те, кто погибал от ранней, насильственной, жестокой смерти.

Во многих румынских верованиях и европейских исторических справках есть упоминание о том, что вурдалаки имеют славянское происхождение.

Есть указания, что вурдалаки имеют славянское происхождение

Описание в фольклорном искусстве

В разных культурах существуют свои описания живых мертвецов. Можно выделить следующие характерные особенности фольклорного существа:

  1. Это бессмертные твари. Их можно убить, но они никогда не стареют. В разных произведениях есть персонажи, возраст которых превышает 1500 лет. Это сверхъестественные сущности, которые имеют высокий уровень физической силы. Она многократно превосходит способности человека.
  2. Внешность. Вурдалак практически не отличается от трупа. После вскрытия могилы на лице нежети возникает румянец, а лицо становится здоровым. Кожные покровы приобретают нехарактерный оттенок. Живые мертвецы часто имеют пухлые черты лица, отросшие волосы. Эффективным средством, который защищает от таких «ни живых, ни мертвых», является чеснок. Об этом писали в европейских легендах. Они боятся солнечного света, боярышника и освященных вещей. Для защиты в доме можно было расставить кресты, нарисовать на полу звезду Давида, посадить алоэ. В восточных легендах писали о вещах типа печати Синто.
  3. Неживые могут принимать другое обличие. В мифологии есть информация о превращении нежити в облик собаки.

В христианских традициях к нежити негативное отношение. Они не могут приближаться к церкви, находиться рядом с источниками святых мест.

Исторические доказательства существования вурдалаков

По своей природе живые мертвецы отличаются невероятной силой. Они быстро перемещаются, поэтому людям тяжело их поймать в ловушку. Этим сущностям несвойственна боль и сожаление. Их цель - убийства и охота на людей.

Это оборотни, которые способны навести страх и ужас. Южные славяне уверены, что мертвецы, которые встают из могилы через 40 дней после смерти, превращаются в вурдалаков. Они могут приходить только в ночное время, высасывать кровь и питаться энергией спящего человека. Могут уничтожить целые семьи и поселения.

Можно выделить следующие интересные факты:

  1. После окончания Второй мировой войны на территории Рима арестовали человека, который дожидался полнолуния и нападал на людей. Жертвы были уверены, что он умеет принимать обличие волка. Психиатры провели диагностику и определили, что человек был здоров.
  2. В штате Орегон продают специальные аптечки, которые предназначены для борьбы с вурдалаками. Этот саквояж был изготовлен в 1880 г. В нем содержатся препараты и вещи, которые нужны для профилактики и лечения.
  3. Дома нужно использовать чесночный порошок. Есть специальная инструкция, в которой указано, как защитить себя во время сна от нежити. Чесночным порошком нужно посыпать вокруг кровати, чтобы отпугнуть этих оборотней.

Профессором Уэйн Тикканен из Университета штата Калифорния была разработана теория. По его словам, вурдалаки или вампиры - это обычные люди, у которых есть расстройства психики. Эта патология может возникать в результате нарушений в генах, поэтому передается от матери к ребенку. Его теорию пытались опровергнуть: ученого просили объяснить механизм превращения вурдалаков в собаку или волка.

Заключение

Вурдалаки - это оборотни, которых часто сравнивают с вампирами. Они быстро передвигаются, становятся агрессивными, когда видят людей. В мифологии можно прочесть огромное количество историй и легенд, которые связаны с вурдалаками. Они уничтожали целые поселения.

Ночью они могут проникать в дом, пить кровь спящего человека. Это мистическое существо, но многие люди уверены в том, что вурдалаки есть в реальной жизни. Его образ используется в разных жанрах, особенно в кинематографическом искусстве и литературе.

1

Персонаж мифологии и верований ряда народов Европы (славян, немцев, французов и др.): мертвец, встающий по ночам из могилы, высасывающий кровь у спящих людей, насылающий ночные кошмары. Упырь - разновидность оборотня.

Вурдалак - (Врыколак, Вурколак и Вукод лак) (Россия, Богемия, Сербия, Албания, Черногория) - умерший вампир, оборотень в славянской мифологии, человек - оборотень обладающий сверхъестественной способностью превращаться в диких животных, нередко промышляющий высасыванием крови из своих жертв как вампир.

Вурдалак - мифическое существо, живой мертвец, обычно возрождающийся из мёртвых людей или из тех, которые были укушены другим вурдалаком. Пьют кровь родных; обычно из-за появления вурдалаков вымирают целые деревни, так как они умерщвляют в первую очередь, обращая их тоже вурдалаками, самых близких людей (дочь, мать, отец и т. п.)

Есть также мнение что вампир, укусивший человека, тем самым передает жертве часть своего проклятия, и делает из человека вурдалака, который выполняет различные приказы для своего хозяина.

Иногда вурдалаков отождествляют с волкодлаками. Считается (см., например, «Этимологический словарь» М. Фасмера), что само слово «вурдалак» возникло случайно: А. С. Пушкин создал стихотворение «Вурдалак», неправильно передав слово «волкодлак» (возможно, повлияли формы вроде болг. върколак).

Вампир, упырь, в славянских народных верованиях - мертвец, выходящий из могилы, чтобы вредить людям, сосать их кровь. Известен в поверьях русских (упырь), украинцев (упир, Вампир), белорусов (вупар), поляков (upiór, upierzica), чехов (upír), сербов (в 15-16 вв.- упир, позже - Вампир), болгар (вапир, въпир). У древних славян существовал культ жертвоприношения упырям («оупирем»). В переносном смысле - кровопийца, жестокий человек, эксплуататор.

wampir“Вурдалак. Вудкоглак. Упырь (vampire)”. Иными словами, это мертвец, встающий из могилы и сосущий кровь живых людей. Укушенный упырём сам становится упырём. Считалось, что спасти от упыря может только съеденный с молитвой кусок земли, взятой с могилы. Однако все эти сведения относятся именно к упырю.

С вурдалаком дело обстоит сложнее. В мифологии наших далёких предков существовал персонаж с похожим именем - волколак. Подобно упырю, это был оборотень, выпивавший всю кровь человека. Загубленный им сам становился волколаком. Но превращался он не в мертвеца, а в волка. Имя его произносилось по-разному - вулколак, вурколак. Вурдалак-вудкоглак и упырь - вполне реальные герои народной демонологии. У обоих чудовищ есть общие черты: оба - оборотни-кровососы, пришельцы из враждебного мира, норовящие затянуть в этот мир своих жертв.

Что же касается вовкулака, то это знакомый нам волколак, но в полесском (смешанном украинско-белорусском) произношении: вовк - по-украински волк. Происхождение этого слова не вызывает особых затруднений. Родственные слова имеются в других славянских языках: болгарское върколак, сербохорватское вукодлак, чешское vlkodlak, польское wilkodlak. Вторая часть этого слова сравнивается с церковнославянским - “шкура, волосы”. Итак, волколак - это “волчья шкура”, подходящее название для того, кто её время от времени сбрасывает. Есть, правда, и другая версия происхождения этого слова, предложенная выдающимися лингвистами и культурологами В.В. Ивановым и В.Н. Топоровым. По их мнению, вторая часть этого слова связана не столько с длака (шкура), сколько с литовским lokis, древнепрусским clokis (медведь). Таким образом, волколак - это “волко-медведь”.

Описание Вурдалака:
Эти гниющие сгорбленные ходячие трупы кажутся нескладными, но передвигаются они с поразительной быстротой. Пасть вурдалака неестественно широкая, полная жёлтых, похожих на маленькие зубила или долота зубов, торчащих из челюсти под разными углами. Свисающий длинный язык извивается и дёргается из стороны в сторону. Вурдалаки обычно сохраняют гуманоидную внешность, но на поле боя их легко отличить по бледности, согбенной позе и дикому выражению лица.

Согласно некоторым слухам, вурдалаками становятся зомби - бессмертие, восходящие к «истинной нежизни» - при этом, возможно, восстанавливая крохи прежней разумности. Однако есть и причины сомневаться в этом. В этих порочных существах, хоть они когда-то и были в большинстве своём людьми, осталось мало человеческого. Даже те, кто был близок с ними при жизни, далеко не всегда способны распознать своих любимых в новом облике: трансформация стирает слишком уж многие человеческие черты, так же, как тембр голоса и особенности строения тела. А даже если такое опознание произойдёт, оно не сулит ничего хорошего. Чума вырвала из их голов большинство воспоминаний, оставив взамен лишь голод и основной инстинкт - инстинкт выживания. Поведение вурдалаков дикое, звероподобное, их часто считают низшей формой существования нежити.

Вурдалаки способны издавать звуки своим рычащим, безжизненным голосом, но их бормотание скорее предназначено для них самих; в общем случае они осмысленно не общаются. Обычный язык, который используют редкие более «сознательные» вурдалаки - ломаный Всеобщий.

Представления о мертвецах, сосущих по ночам кровь живых, были свойственны всем европейским народам. Эти оборотни назывались вампирами.

Что такое оборотень? Отождествление человека со зверем (или вообще духом) нам уже знакомо: можно вспомнить хотя бы «оседланность» у суринамцев, превращение в леопарда у ашанти или «омедвеживание» у берсеркеров. Однако такое превращение дает «оседланному» и некоторые преимущества – неуязвимость оккультную или физическую, способность проникновения в иные миры. Кельто-балканскому же оборотню это не дает ничего, кроме возврата к шаблону своего первопредка (не будите во мне зверя).

У вампира от упыря есть, пожалуй, только одно отличие. Он не столько живой покойник, сколько кровосос. И в переносном смысле вампиром называют жестокого, садистического человека, подпитывающего себя мучением других. В XV веке в Трансильвании (область на северо-западе Румынии со смешанным румыно-венгерским населением) правил угрюмый, нелюдимый князь Владос, за свою жестокость прозванный Дракула (“Дракончик”). И молва, видя, с какой готовностью он отправляет своих подданных на казнь и какой таинственностью окружена его жизнь, приписала ему контакты с тёмными потусторонними силами. Считали, что для этого князь Владос пьёт по ночам кровь приговорённых к смертной казни. Так родилась легенда о вампире Дракуле, которую и запечатлел в своём известном романе английский писатель Брэм Стокер. Его герой был перенесён в современную автору Англию (начало ХХ века) и уже не имел никакого отношения к загадочному трансильванскому владыке. Затем, после экранизации романа, граф Дракула стал одним из самых популярных персонажей современной массовой культуры.

Если верить Фасмеру, то слово вурдалак принадлежит Пушкину, который скроил его из славянских корней, типа волко(д)лака, где длак ц.слав. слово, означающее "волосы, шкура", а волк сами знаете, зубами щёлк!
уж двадцать лет как я покойник
а все покоя не найду
еще лет десять попокоюсь
и вурдалаком выйду к вам

http://ru-etymology.livejournal.com/1304680.html


Считается, что слово «вурдалак» появилось в русском литературном языке благодаря стихотворению А. С. Пушкина «Вурдалак», написанному в 1836 году как «песня западных славян». Термин является искажённо переданным словом «волколак, вурколак», обозначающим у славян вампира. Этот неологизм получил широкое распространение также благодаря раннему рассказу А. К. Толстого на французском языке «La famille du vourdalak» («Семья вурдалака»), написанному в кон. 1830-х — нач. 1840-х. Сформированный литературой образ вурдалака представляет собой ожившего вампира-мертвеца или человека, укушенного другим вурдалаком. Пьёт кровь родных, самых близких людей, из-за чего пустеют целые деревни. Охотится ночью, обгладывает кости мертвецов на их могилах. В славянской мифологии волколак (волкодлак) — оборотень, принимающий образ волка: это или колдун, принимающий звериный образ, или простой человек, чарами колдовства превращённый в волка. Название якобы происходит от волк + длака; второе слово обозначает медведь. В церковнославянском словаре прот. Г. Дьяченко оно объявлено старославянским, в этимологическом словаре М. Фасмера — церковнославянским; то и другое сомнительно, так как это слово не зафиксировано ни в старо- и церковнославянских текстах, ни в древнерусских. По Фасмеру слово «волколак» (с закономерными фонетическими вариациями) общеславянское: рус. волколак, укр. вовкулака, белор. ваўкалак, польск. wilkołak (откуда лит. vilkolakis), чеш. vlkodlak, словацк. vlkolak, серб. вукодлак, болг. вълколак, върколак (откуда греч. βρουκόλακας, βρυκόλακας и рум. pricolic). Гипотетич. ст.-слав. влъкодлакъ.

Подобен волколаку оборотень вервольф (от древнегерманского wer — человек и wolf — волк образовались немецкое Werwolf и английское werewolf); а также испанский hombre lobo; французский loupgarou; итальянский lupo mannaro; португальский lobisomem; у древних римлян — faunus ficarius, у армян — мардагайл.

По украинскому народному поверью, колдуны или ведьмы, желая кого-либо превратить в волка, набрасывают на него волчью шкуру и нашёптывают при этом волшебные слова. Иногда колдун кладёт под порог избы пояс, скрученный из мочала; кто переступит через этот пояс, тот и превращается в волка и прежний человеческий образ может получить лишь тогда, когда чародейский пояс протрется и лопнет, или когда кто-нибудь наденет на него снятый с себя пояс, на который предварительно навязал узлы и при навязывании каждый раз говорил: Господи помилуй. Сами колдуны и ведьмы, желая преобразиться в зверей, набрасывают на себя кольцо из мочала или кувыркаются через обручи.

Волколаки страждущие — это представители особого вида умопомешательства, при котором больные воображают, что они превращены или могут превращаться в волков. Болезнь эта, известная под именем ликантропия, была распространена в Европе в Средние века; больные этого рода поныне встречаются в русских деревнях; подобная болезнь известна в Абиссинии и в Ассаме, только там роль волка играют гиена и тигр.
В поверьях же о волколаках зловредных видны отголоски мистических представлений, при которых волк является олицетворением враждебных сил природы. Южно-славянские поверья связывают волколака с упырём (вампиром). По поверьям южных славян, волколак наводит голод, высасывает кровь из людей и собак; иной раз принимает образ красивого парня и заставляет молодую вдову вступить с ним в брачную связь, и плодом этой связи являются дети, у которых, обыкновенно, не бывает костей. Каждый человек, находившийся при жизни в дружеских отношениях с вештицами (ведьмами), или злыми вилами, или дьяволами и умерший без покаяния, делается после смерти волколаком: некий дьявольский дух, входя в тело мертвеца, одушевляет его и вынуждает его причинять всевозможные несчастия человеку. Впрочем, и добродетельных людей ожидает иногда в загробной жизни судьба волколака. Это происходит тогда, когда через покойника, в то время как он лежит на столе, перебежит кошка, собака или курица. Поэтому южные славяне прогоняют этих животных из домов на все время, пока там находится покойник. В волколака превращаются также дети, рождающиеся от брачной связи волколака с женщиной, а также люди, которые навлекли на себя злобу и мщение колдуна или ведьмы. Тогда ночью является к ним злой дух с волчьей шкурой и приказывает её надеть; после этого они начинают по ночам рыскать волками, а с рассветом, сняв с себя волчью шкуру, снова принимают человеческий образ.

Рассказы о мертвецах, проливающих кровь, найдены почти во всех культурах по всему миру, включая самые древние. Вампироподобные духи, называемые Лилу (Lilu) (аккад. lillu "идиот, дурак", шум. lil "болеть" ), упоминаются в ранней вавилонской демонологии, а кровососущие акшары — в ещё более ранней шумерской мифологии. Эти демонессы скитались в темноте, охотясь и убивая новорождённых младенцев и беременных женщин. Даханавар — в древнеармянской мифологии вампир, который проживает в горах Ултиш Альто-тэм. Он прославился тем, что никогда не убивал жителей, которые жили на его землях. В Индии рассказы о веталах , вампироподобных созданиях, которые вселяются в трупы, были распространены в санскритской новеллистике. Сборник «Двадцать пять рассказов Веталы» рассказывает о царе Викрамадитья и его попытках поймать неуловимого веталу. Истории о ветале были собраны в книге Баитал Пачиси (Baital Pachisi). Ветала — это нежить, которая так же как и летучая мышь ассоциируется с современными вампирами, ассоциировалась с висящими вниз головой на деревьях, растущих на землях, где кремируют покойников, и кладбищах. Хромающий труп — аналог вампира в китайской традиции; однако он питается жизненной эссенцией жертвы (ци), а не кровью. В Риме призраков-кровососов называли ламиями, эмпузами и лемурами. Стрикс (strix), ночная птица, которая питалась человеческой кровью и плотью, упоминается в Римских рассказах. Румынское слово, обозначающее вампиров — стригой — образовано от этого слова, так же, как и имя албанского Штрига (Shtriga), но мифы об этих существах показывают в основном славянское влияние.

Как пример существования и известности похожих легенд в поздние времена, можно отметить, что в XII веке английские историки и летописцы Вальтер Мап и Вильям Ньюбургский записали несколько историй, которые имеют спорное сходство с восточноевропейскими вампирами. Миф о вампирах, в том виде, в котором он нам известен, появился в Восточной Европе из славянского фольклора, убивающие людей путём выпивания их крови, либо через удушение. Вампир мог быть уничтожен, если ему отрезать голову, вонзить осиновый кол в его сердце и сжечь труп.

Предания о вампирических существах были также обнаружены у древних римлян и у романизированных жителей Восточной Европы, румын (известных как валахи в историческом контексте). Румыния окружена славянскими странами, так что не удивительно, что румынские и славянские вампиры похожи. Румынские вампиры называются стригои, от древнегреческого термина strix, означающего кричащую сову, который также стал обозначать демона или ведьму.

Но наиболее древнее упоминание об оборотнях среди славян оставил для нас Геродот. Во времена Геродота (V в. до н.э.) в верховьях Днестра и Буга жило племя невров. Геродот приводит интереснейший текст, который занимал умы многих исследователей: Эти люди, по-видимому, колдуны. Скифы и живущие среди них эллины, по крайней мере, утверждают, что каждый невр ежегодно на несколько дней обращается в волка, а затем снова принимает человеческий облик.

Вырколак (Vârcolac), который иногда упоминается в румынском фольклоре, больше относится к мифическому волку, который мог поглотить солнце и луну (так же как Skoll и Hati в скандинавской мифологии), и позже больше стал ассоциироваться с оборотнями, нежели с вампирами. (Человек, страдающий ликантропией, мог обращаться в собаку, свинью или волка). Вампира обычно замечали, когда он нападал на семью и домашний скот, или разбрасывал вещи вокруг дома. Считалось, что вампиры наряду с ведьмами были наиболее активны в канун дня Святого Георгия (St George’s Day) (22 апреля по юлианскому, 6 мая по григорианскому календарю), в ночь, когда все виды зла выходят из своего логова. День Святого Георгия всё ещё празднуется в Европе.

Этимология слова вампир считается тёмной. Исследователи сходятся на том, что слова́ вампир и упырь — общего происхождения, но уже с праформой налицо неясности (*ǫpirъ? *ǫpyrъ? *ǫpěrь?). Начальный носовой звук, как считается, в большинстве славянских языков дал [u] (откуда рус. упырь, укр. упир, белор. вупыр, чеш. upír; из вост.-слав. языков — ст.-польск. upir и совр. польск. upiór), а в некоторых сохранился, получив дополнительно протетическое [в] (ст.-болг. въпиръ, ст.-польск. wąpierz). Из южнославянских языков через венг. vámpír слово заимствовано в западноевропейские (нем. Vampir, фр. vampire, англ. vampire), а из них (по другой версии — из южнославянских) заимствованы современные западно- и восточнославянские формы: рус. вампир, польск. wampir и под. Исходное значение слова также неясно: одни связывают со словом нетопырь, другие — с корнем слов пари́ть, перо (ср. со ст.-польск. wąpiory «пернатый»). Существует (обычно отвергаемая) версия о связи с тюркскими языками (тат. убыр — «ведьма», во многих сказках высасывающая кровь у молодых людей, оказавшихся в лесу). В казахской мифологии есть ведьма жалмауыз кемпир, среди привычек которой присутствует и высасывание крови из пятки или колена жертвы. В этом словосочетании кемпир (от которой могли произойти упырь и вампир) означает просто старуха, а демоническое начало выражено характеристикой жалмауыз (людоед ). Другие версии толкуют начальное ǫ- как отрицательную частицу, доводя смысл слова до «не имеющий перьев» или «несожженный». Известны и другие толкования. Например, прямое толкование слова упырь как выпивающий, упивающийся. По этой версии приставка *an- (*am- перед p) + pirъ = *ampirъ -> ǫpirъ -> упырь.

Вот так в общих чертах обстоит дело с вампирами, вурдалаками, волкодлаками и упырями. Попробую и я одним ударом разоблачить эту нечисть:

1. Упырь, вампир < греч. ἐμπίνω [ἐμ-πίνω] "жадно или много пить, выпивать; напиваться"; лат. uber "вымя, сосец; ubera ducere — сосать грудь ; материнская грудь".

2. Трансильванский (немецкий) привет от Пушкина:

Wurde(+)lecken < wurde (от werden "становиться, делаться, быть" + lecken "лизать, облизывать" (лат. lacteus "сосущий грудь", русск. лакать). Стать сосущим (лижущим).

В древности все мифологические сюжеты создавались народными сказителями, в полной мере обыгрывавшими созвучия в языке(ах). Посмотрим на следующие слова. Все они присутствуют в мифологических сюжетах о вампирах и волколаках:

Нем. Fell "шкура";
лат. fello "сосать";
греч. ἑλκύω (ἕλκω), θηλάζω "сосать" (велакос - сосущий), βδάλλω "сосать (грудь)";
Валахи (предания о вампирических существах обнаружены у румын (известных как валахи);
лат. vellus "овчина, шкура".
русск. волк ;
греч. λιχμάω "лизать", λύκος волк;
в Индии - веталы (~ βδάλλω "сосать (грудь)");
лыко (мочало);
греч. ион. ἀμπαύω "убивать, умирать";
греч. ἐμπίνω [ἐμ-πίνω] "жадно или много пить, выпивать; напиваться";
в Риме - эмпузы.

Нем. Werwolf < wer(den) "становиться, делаться, быть" + wolf "волк".

Последнее время русские люди стали часто жаловаться на упырей. Но не всегда те, кого мы называем этим словом, относятся к этому редкому типу. Какие же на самом деле упыри?

Кто такой упырь?

Упырями в славянской мифологии называли мертвецов, которые в силу определенных обстоятельств восстали из могилы. Внешне упыри отличаются от человека только острыми зубами, красными глазами и ярким румянцем на лице. Считается, что после смерти в упырей превращаются колдуны, однако упырем может стать и живой человек, ставший жертвой проклятья или укушенный упырем. В книге «Мифы русского народа» говорится, что значение слова упырь неясно. Некоторые считают, что оно означает «раздутый» (от крови жертв), другие полагают, что древняя форма этого слова значит «не преданный огню».

Чем упырь отличается от вампира?

Напав на человека, упырь сначала выпивает всю его кровь, после чего съедает плоть. Вампир же ограничивается только кровью. Существует поверье, что если монстр оставит свою жертву обескровленной, но не съеденной, то она также превратится в упыря.

Где обитают упыри?

В славянских поверьях говорится, что днем упыри скрываются в темных, недоступных для солнечного света, местах: чаще всего это склепы и могилы. Считается, что упырь лежит в могиле лицом вниз или на боку и даже иногда курит трубку. По ночам существо вылезает из своего убежища и наведывается в свой дом, а также в дома соседей и знакомых. Бесчинствует упырь, как правило, в пределах родного села, в крайнем случае - нескольких окрестных, потому что на рассвете он должен возвращаться в могилу.

«Семейная жизнь» упырей

Нередко ходячие мертвецы вылезают из могилы и наведываются к своим бывшим женам. Самые опасные покойники - те, кто умер молодым в результате несчастного случая или насильственной смертью, так называемые заложные покойники. В восточно-славянских преданиях сказано, что по таким умершим нельзя плакать (особенно жене), потому что это беспокоит мертвеца на «том» свете и он может захотеть вернуться. От посещений мертвого мужа женщина чахнет, слабеет, заболевает и умирает, если вовремя не принять мер. В народе верили, что от мертвого мужа женщина может даже родить ребенка.

Какими способностями обладает?

Согласно преданиям, упырь обладает сверхчеловеческой физической силой и скоростью: он способен поднимать огромный вес и ударом руки пробивать бревенчатые стены. Бегущего упыря невозможно догнать даже на лошади. Еще одной отличительной способностью является поразительная живучесть упыря, он практически не чувствует боли и не восприимчив к колющим и режущим ударам. Из могилы упыри могут выходить не только в человеческом облике, но и в виде кошки, или летучей мыши, или каком-либо ином. Считалось, что упыри вызывают неурожаи и засухи, а также являяются причиной чумы, холеры и других страшных болезней.

Какие враги у упырей?

Врагами упырей являются многие животные, как дикие, так и домашние. Часто случаются стычки упырей с волками и медведями, которых запах упыря приводит в бешенство. В ярость от запаха мертвеца, восставшего из могилы, впадают и домашние животные.

Борьба с мужьями-упырями

Самостоятельно женщина не сможет избавиться от посещений «присохшего» к ней покойника. Она обязательно должна рассказать об этом любому постороннему человеку - матери, свекрови, священнику, соседке. Только посторонний человек способен правильно понять, что происходит, и дать женщине совет, как спастись. Для этого используется ряд приемов, построенных на одном принципе - удивить опасного пришельца чем-то необычным, из ряда вон выходящим, невозможным в нормальной человеческой жизни. Например, в одном из поверий говорится: « Одень своих детей в свадебные одежды и оденься в них сама. Когда ночью придет к тебе мертвый муж и спросит, что происходит, ты должна ему ответить: «Я собираюсь на свадьбу - брат женится на сестре». «Но разве может быть такое, чтобы брат женился на сестре?» - спросит покойник. А ты ему ответь: «А разве может быть такое, чтобы мертвый к живой ходил?».

Есть и другой способ: сесть на пороге, расчесывать волосы и одновременно жевать зерна конопли. Покойник спросит: «Что ты делаешь?» Надо ответить: «Вшей ем». Покойник на это скажет: «Разве можно вшей есть?» А женщина должна дать уже известный ответ: «А разве можно мертвому к живой ходить?» После этого ходячий мертвец навсегда оставит свою жену в покое.

Борьба с упырями

В стихотворении А.С Пушкина «Вурдалак» говорится: «Горе! малый я не сильный; Cъест упырь меня совсем,
Если сам земли могильной Я с молитвою не съем.»

Считалось, что спасти от упыря может только съеденный с молитвой кусок земли, взятой с могилы.

Еще один способ гласил, что трупу нужно завязывать глаза, забивать рот песком, подрезать под коленками жилы и подкладывать туда щетину - считалось, что тогда он не сможет выходить из могилы. Для этой же цели гроб с телом упыря трижды обносили вокруг села. Действенным средством против хождения покойников считается также обсыпать могилу диким маком или просом, либо сеять мак во время похорон по дороге от дома до кладбища - покойник не сможет вернуться, пока не соберет всех зерен.

Как убить упыря?

Согласно славянской мифологии, упыря очень сложно ликвидировать. Справится с ним в открытом противостоянии практически невозможно. Благодаря своей физической силе монстр легко побеждает десятерых человек. Наши далекие предки считали, что наиболее эффективное средство - вбить упырю в тело или в могилу осиновый кол. Или же раскопать могилу, отрубить умершему голову и положить ее между ног лицом вниз. Правда, желательно все-таки быть на сто процентов уверенным, что имеешь дело с упырем.