Это интересно! Шейх Мухаммед Ибн Рашид Аль Мактум. Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб. История жизни

Известный арабский поэт и спортсмен, он же - вице-президент и премьер-министр ОАЭ, он же министр обороны и правитель эмирата Дубай.

Начало

Жители Эмирата Дубай очень гордятся своим лидером и любят его - в рамках празднования очередной годовщины его правления даже проходила акция, которая называлась «Спасибо, шейх Мухаммед, за вашу доброту». В знак благодарности все желающие приносили букеты цветов к торговому центру Дубай молл в центре столицы. (Надо полагать, все было завалено цветами). А для приготовления угощений гостям шейха 4 января 2013г. собралась самая большая команда в мире шеф- поваров, благодаря чему Эмират уже в какой раз попал в Книгу рекордов Гиннеса. 2847 поваров из отелей и ресторанов эмирата вовсю старались для любимого шейха, показывая свое мастерство и желая всех вкусно и красиво накормить, так что и шейх, и его гости остались наверняка довольны. Да и прославиться лишний раз не мешает, тем более что в Книгу рекордов эмират Дубай со своими достопримечательностями и удивительными событиями попадает постоянно.

Предки шейха тоже из небезызвестных - правящую династию Аль Мактум основал шейх Мактум бен Бутты, который в 1833г. решил создать свой собственный эмират, для чего и переселился из эмирата Абу-Даби в район Дубайской бухты. Ничего не скажешь - основал так основал…Так и получилось, что ОАЭ - это республика для семи монархов, каждый из которых правит в своем эмирате… не то что бы как хочет, но не без этого.

Власть, как известно, в этой стране передается по наследству, и в 2006г. Шейх Мухаммед Аль Мактум стал уже десятым по счету правителем эмирата Дубай. Отец Мухаммеда - ныне покойный Рашид бен Саид Аль Мактум, всячески помогал первому президенту ОАЭ, легендарному шейху Заеду бен Султану Аль Нахайяну в деле создания и развития ОАЭ, ну и вообще, все остальные шейхи тоже старались.

Золотое детство шейха Мухаммеда проходило в родовом доме в Шиндаге (Бар-Дубай), и, судя по тому, какие стихи взрослый уже сын посвящает своей матери - шейхе Латифа бинт Хамдан бен Заед Аль Нахайян, принадлежащей к семье правителей эмирата Абу-Даби и являющейся двоюродной сестрой легендарного шейха Заида, он был нежно любим своей мамой.

Маленький Мухаммед страстно увлекался соколиной охотой, верховой ездой, плаванием, стрельбой, а также слушал и про себя анализировал те мудрые высказывания, практические советы и прочие премудрости на встречах своего деда шейха Заида с соплеменниками. Мог ли знаменитый дед, глядя на крутившегося рядом темноглазого любознательного мальчишку - любимого внука, предвидеть, какую роль тот будет играть в будущем для всей страны, и как будет любим своим народом?..

В школе Мухаммед был преуспевающим учеником, а не плелся в хвосте среди отстающих, и сегодня небольшая частная школа, где он получал начальное образование - «Аль Ахмадия» в Дейре стала музеем.

В 1958г. правителем Дубая по наследству стал его отец - шейх Рашид бин Саид. Шейх Рашид понимал, что один из его сыновей в будущем также займет его место, поэтому сразу начал серьезно готовить сыновей к тому, чтобы они разбирались в политике, экономике, психологии - словом, могли решать любые вопросы, касающиеся настоящего и будущего эмирата Дубай. И здесь Мухаммед также присутствовал на собраниях видных деятелей - банкиров, строителей, торговцев, интеллигенции…

Затем подросший будущий правитель Дубая учился в элитной языковой школе в Великобритании, в военном колледже Монс. В Кембридже Шейх Мухаммед общался с молодежью из разных стран, узнавая о традициях и культуре многих других национальностей. Большой любитель лошадей (у арабских мужчин это в крови), он посещал конные скачки в Лондоне, скучая и тоскуя по своей родине. За границей, как говорится, хорошо, а дома все-таки лучше…

Будущему правителю Дубая не было тогда и двадцати лет, но, несмотря на свой зеленый возраст, он уже понимал, какое значение в его будущей взрослой жизни будут иметь его увлечения - политика, военные знания, спорт и литература.

Женщины, лошади, яхты

У шейха Мухаммеда, как подсчитали любопытные представители СМИ, 14 дочерей и 9 сыновей, немаленькая такая семья - 23 ребенка, многие из детей уже достаточно взрослые. Однако «желтой прессы» в Эмиратах нет, поэтому о личной жизни шейха известно не так уж и много. В частности, все знают имена только двух его жен - это старшая жена Хинд бинт Мактум бен Джумаа Аль Мактум, мать 12 детей шейха (один из сыновей - молодой красавец шейх Хамдан - наследный принц Эмирата) и бывшая иорданская принцесса Хайя бинт Аль Хусейн, в венах которой течет кровь пророка Мухаммеда (провозвестника ислама). В декабре 2007г. Хайя родила шейху дочку Аль-Джалилю, а в январе 2012 - сына Зайеда.

Принцесса Хайя - красавица, моложе своего мужа, является публичным человеком. Шейх, видимо, настолько любит и балует ее, что позволяет многое - она основала арабскую благотворительную организацию Tikyet Um Ali, борющуюся с преодолением нищеты и голода в ее родной Иордании. Является членом правлений многих некоммерческим общественных организаций, возглавляет Всемирную федерацию конного спорта, является членом Международного олимпийского комитета, принимает участие в международных конноспортивных соревнованиях, что удивительно и нехарактерно для женщин этой страны. Принцесса также, как и ее муж, очень любит лошадей, и прекрасно держится в седле (в 13 лет она успешно представляла свою страну на международном уровне).

Также она является председателем дубайского Международного гуманитарного городка (International Humanitarian City) - самого крупного в мире центра по оказанию помощи при чрезвычайных ситуациях.

В ОАЭ на официальных мероприятиях Хайя носит сдержанные наряды, и легкий красивый воздушный шарф покрывает ее роскошные и ухоженные волосы, а во время поездок в другие страны ее костюмы и платья частенько превосходят безумно дорогие туалеты других светских дам. Муж разрешает давать ей интервью и фотографироваться, что она охотно и делает. Судя по фотографиям, Хайя счастлива с мужем (который берет ее с собой и в "командировки" за границу), и нисколько не жалеет, что вышла замуж за шейха, хотя и является не единственной его женой.

Великолепный наездник, умеющий справиться с любым, даже самым норовистым конем, шейх содержит в своих конюшнях в ОАЭ и за границей несколько сотен чистокровных скакунов, многие из которых побеждают в престижных международных скачках. Шейх и сам в качестве спортсмена выступает на скачках и является капитаном команды конных пробегов на выносливость по пустыне - арабские всадники во главе с шейхом Мухаммедом всегда выигрывают эти состязания. На конноспортивных соревнованиях также выступают сыновья шейха и даже дочери.

В 2001 г. шейх получил специальную премию «Экслибрис» как признанный в мире владелец чистокровных арабских лошадей.

Кроме счастливого обладания дворца, арабских и английских чистокровных очень дорогих скакунов, автомобилей, золотой утвари во дворце и т.д. и т.п., шейх Дубая в 2012г. стал обладателем одной из самых огромных и шикарных во всем мире яхт, чем вызвал зависть у таких же богатых и гордящихся символами своего престижа судовладельцев. Пресса озвучила новость, что теперь его яхта «Дубай» стала считаться самой большой в мире, и шейх в этом статусном показателе благосостояния, лихо обскакал Романа Абрамовича, так как его яхта оказалась длиннее на 15 см. Поговаривают, Роман Аркадьевич, узнав эту неприятную и шокирующую для него самого новость, был взбешен. Были бы другие времена - может, отрубил бы гонцу с плохой вестью голову, как это делали в старину, но…теперь ему только остается думать, как опять сделать свою яхту самой большой в мире. Не зря же потрачено 500 млн. долларов (стоимость «Eclipse»), необходимо теперь озадачить инженеров - что бы такого навесить, чтобы удлинить ее хотя бы на полметра…

Яхта же шейха Мухаммеда бен Рашид Аль Мактума также оценивается в несколько сотен миллионов долларов, славится собственной подводной лодкой, вертолетной площадкой, огромной стеклянной лестницей и множеством обеденных салонов и бассейнов.

Авторитетный человек

Шейх Мухаммед пользуется заслуженным авторитетом в своей стране и в мире. С начала его правления (в 1995г. он был торжественно провозглашен наследным принцем Эмирата) начался экономический взлет Дубая и кардинально изменился его облик. В Дубае при содействии шейха Мухаммеда бен Рашид Аль Мактума был построен шикарный горнолыжный комплекс
Ski Dubai Snow Park - имея возможность бывать в других странах, шейх Мухаммед видел и настоящий снег, и, скорей всего, катался на лыжах. Теперь и арабские ребятишки могут в любое время своего круглогодичного лета поиграть в снежки и покататься с горок, и узнать, наконец, что же такое лыжи и коньки.

Также среди реализованных грандиозных проектов Мухаммеда бин Рашид аль-Мактума:

Искусственные пальмовые острова - Пальма Джумейра, Пальма Джебель Али, Пальма Дейра.

Аквариум, считающийся самым большим в мире (в торговом центре Дубай Молл), наполненный водой, водорослями и различными живыми рыбами.

Также считающийся самым дорогим и роскошным в мире, отель в форме паруса - Бурдж аль-Араб, с вертолетной площадкой наверху - для прибывающих на личных вертолетах постояльцев отеля, внутри отделанный золотом.

Построен международный гольф-клуб, знаменитый далеко за пределами Дубая, ипподромы, а в 2004 году был основан Дубайский международный финансовый центр (DIFC).

Да и много, многое другое...

Смелый и независимый политик, шейх Мухаммед является примером для лидеров других государств региона. Он много занимается не только политикой, но и благотворительностью, вкладывает средства в развитие культуры, искусства, науки.

Кроме этого, шейх чуть ли не с младенческого возраста увлекается литературой, что, конечно, характеризует его как разносторонне развитого и образованного человека. Творчество шейха Мухаммеда как поэта известно во всем арабском регионе, да и за его пределами тоже. Сборники стихов и поэм шейха переведены на многие языки, самые нежные стихи шейх Мухаммед посвящает своей маме. По мотивам поэзии шейха Мухаммеда в Марокко в 2008г. проходили съемки телесериала «Битва на песке».

Вот примерный перевод одного из стихотворений шейха:

Сколько ночей не падет,

Память в груди все живет.

Лучше луны не взойдет.

Песнь тебе сердце поет.

Нет тебя, мама, милей,

Ближе, дороже, родней,

Сердцем не знаю знатней

Имени, чем твое.

Ты колыбель теплоты,

Ласки, покоя, мечты.

Времени как бы ни стыть,

Чувство к тебе не пройдет.

Ты осеняешь мой день,

Ты моя лучшая тень,

Сразу спешу в твою сень,

Как только день настает.

Ты в моем сердце одна

При пробужденьи от сна

И при отходе ко сну,

Вечно, всю жизнь наперед.

(перевод Виктора Лебедева)

Однако, несмотря на свою доброту и тонкие струны души, как начальник, например, шейх Мухаммед очень жесткий и организованный: «…. Были случаи, когда в 8 часов утра лично объезжал свои департаменты. Если кого-то из руководителей департаментов своего правительства не находил на месте, увольнял в течение 15 минут» (Владимир Бекеш, эксперт по Ближнему Востоку).

В 2009 г. состоялся приезд шейха в Москву и встреча с Дмитрием Медведевым, который тогда занимал пост Президента, а также Премьер - министром Владимиром Путиным, после которой шейх пригласил Владимира Путина посетить Объединенные Арабские Эмираты. Весьма дальновидный и умный восточный шейх….

Красивые поступки и дела шейха Дубая - Мухаммеда бин Рашид аль-Мактума, красивый образ мыслей наводят на размышления, что такие люди рождены быть правителями счастливой и богатой страны. Правитель Дубая - Шейх Мухаммед - человек, который, процветая, делает все для своего народа, и для своей земли, на которой он живет.

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб ибн Сулейман ибн Али ибн Му-хаммад ибн Ахмад ибн Рашид ат-Тамими родился в 1115 г. х. (1703 г. по христианскому летосчислению) в городе аль-Уйайна, расположенном севернее ар-Рийада, и вырос в нем в семье своего отца.
Еще в детстве у мальчика появились признаки таланта и сообразительности. Он выучил наизусть Коран в неполные десять лет. Когда ему еще не исполнилось и двенадцати, он достиг физической и умственной зрелости. Его отец сказал: «Я увидел, что он достоин быть имамом в Намазе, и женил его в том же году».
Он изучал у отца мусульманское право ханбалитского мазхаба (толка), толкования Корана и хадисы. С детства он погрузился в книги толкований Корана, хадисов и различных вероубеждений, изучал труды шейх-уль-Ислама Ибн Теимийи и его ученика Ибн аль-Каййима.
Позднее он совершил путешествие в Мекку с целью совершить Хадж к Заповедной мечети Аллаха, затем посетил мечеть послан¬ника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Там он встретился с учеными Медины - города Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Затем он приехал в Наджд. Во время это-го долгого путешествия своим проницательным взглядом шейх уви¬дел в Наджде и других арабских городах, которые он посетил, заблужденные вероубеждения и порочные обычаи.
Когда шейх был в Медине, он услышал языческую мольбу о помощи, обращенную к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и взывание к нему наряду с Аллахом.
Сам Наджд был «пастбищем» для всякого рода небылиц и порочных вероубеждений, противоречащих основам истинной религии. В городе было несколько могил, которые предположительно были могилами сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и люди совершали к ним паломничество, прося у них то, в чем они нуждались, и молясь им для защиты от своих горестей.
Еще более странным было их обращение за посредничеством к пальме Фахль ан-Нахль в городе Манфуха. Люди были убеждены, .что пальма может помочь опоздавшим с замужеством девушкам выйти замуж. И с этой целью они взывали к ней, говоря: «О пальма пальм! Я хочу мужа в этом году».
В Хиджазе он увидел, что могилы сподвижников и членов семьи Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, почитают так, как следует относиться только к Господу миров. В Басре он встретился с ширком (приобщение Аллаху равных) эпохи невежества (джахилиййи), который не укладывается в сознании и противоречит Шариату. То же самое происходило и в Ираке, аш-Шаме, Египте, Йемене. Подобные порочные мысли ставились наравне с Книгой Аллаха и Сунной Его доверенного посланника, да благословит его Аллах и приветствует, а также с наследием его богобоязненных сподвижников. Шейх увидел, что народ далек от истинных законов религии и ее духа, что народ не знает, для чего Аллах послал Проро¬ка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, ко всем людям. Он убедился, что люди не знают о положении человечества во времена джахилиййи, не знают, каким было ненавистное язычество. Он увидел, что они изменили Исламу и исказили как основы религии, так и ее второстепенные положения, кроме лишь некоторых из них, к которым был милостив Аллах.
После того, как он удостоверился в бедственном положении как веры, так и мирской жизни людей, шейх уверился в том, что они внесли в основы Ислама то, что отвергается Кораном и Сунной. Его убежденность в их ошибках и приверженности к ереси подтвердилась словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что мусульмане могут изменить свою религию и что они последуют в этом по стопам иудеев и христиан:
Поистине, вы последуете обычаям тех, кто были прежде вас, в точности подражая им во всем. И даже если они залезут в нору ящерицы, то и тогда вы последуете за ними. (Аль-Бухари 6/360, Муслим (2669) от Абу Саида).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал.
Ислам появился необычно, и он вновь вернется необычно, как и появился. (Муслим (145) от Абу Хурайры).
Имам ат-Тамими не переставал настойчиво объявлять своему народу, что тот сбился с прямого пути. Он начал свой призыв с объяснения людям того, что нельзя взывать, приносить в жертву или давать обет кому-либо, кроме Аллаха. Люди были убеждены в том, что могилы, камни, деревья приносят пользу и отдаляют вред, что надо просить их о помощи и давать им обеты, ат-Тамими же разъяснял, что это - явное заблуждение и ложь, что это не приводит к удовлетворению Аллаха и что от этого непременно надо отказаться. Его речь подкреплялась аятами из Книги Аллаха, хадисами Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и примерами из жизни его праведных сподвижников, да будет доволен ими Аллах.
Проведя активную плодотворную жизнь, полную стремлений к знаниям, Джихада и призыва к Аллаху, шейх скончался в городе ад-Дириййа в 1206 г. х. в возрасте восьмидесяти четырех лет.
ВЕРОУБЕЖДЕНИЯ ШЕЙХА МУХАММАДА АТ-ТАМИМИ
Убеждения шейха Мухаммада ат-Тамими - это убеждения правоверных салафов (праведных предков), основанные на том, что завещал нам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветст¬вует, как этого придерживались его сподвижники, их последователи и праведные имамы, такие, как Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии, Ахмад, Суфйан ас-Саури, Суфйан ибн Уйайна, Ибн Мубарак, аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, а также такие крупные ученые в области мусульманского права, как аль-Ашари, Ибн Хузейма, Таки ад-Дин ибн Теймийа, Ибн аль-Каййим, аз-Захаби и другие.
В одном из своих писем, написанном жителям Аль-Касима, шейх изложил свои вероубеждения. Начав именем Аллаха, он писал:
«Призываю Аллаха и присутствующих ангелов, а также вас в свидетели того, что мои убеждения, как и убеждения всех последователей Сунны, основаны на вере в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников, Воскресение после смерти и предопределение с его добром и злом.
К вере в Аллаха относится вера в то, как Он охарактеризовал себя в Своей Книге, и как охарактеризовал Его посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, без изменения или непризнания. Я убежден, что «нет ничего, подобного Ему; и Он - Слышащий, Видящий» (Совет, 11). Я не отрицаю того, чем Он охарак¬теризовал Себя, не искажаю истинный смысл этого и не раскольничаю о Его именах и знамениях. Я не задаю вопрос «как?» о них и не уподобляю их качествам Его творений, так как Он - Всевышний, нет равных Ему, и нельзя задавать вопрос «как?» о Нем, ведь нет подобных Ему, и не сравним Он со Своими творениями, ибо Аллах, Свят Он и Велик, лучше всех знает о Себе и о других. Его речь самая правдивая, Его повествования самые красивые, и Он Сам отверг то, что приписывают Ему противоречащие истине приверженцы описания и уподобления Аллаха Его творениям, и то, что отрицают в Нем приверженцы изменения и непризнания.
Ведь сказал Всевышний:
«Свят твой Господь - Господь Могущества, и превыше Он того, что Ему приписывают. И мир посланникам, и хвала Аллаху, Господу миров!» (Стоящие в ряд, 180-182).
И спасшаяся группа в своих воззрениях относительно деяний Ал¬лаха находится между убеждениями кадаритов и джабритов, отно¬сительно наказания Аллаха - между взглядами мурджиитов и ваидитов, относительно веры и религии - между убеждениями харуритов и муътазилитов с одной стороны, и мурджиитов и джахмитов - с другой. А в отношении к сподвижникам посланника Аллаха - между рафидитами и хариджитами.
Спасшаяся группа - это праведные мусульмане, которые придерживаются пути посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его праведных сподвижников. Они основываются на Священном Коране и достоверной Сунне. Их покровитель - Аллах, их имам - посланник Аллаха Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.
Кадариты считают, что человек совершает свои поступки без воли на то Всевышнего, а джабриты полагают, что чело¬век, напротив, не имеет собственной воли. Истинный Ислам же утверждает, что все происходит по воле Аллаха, однако человек имеет право на выбор.
Мурджииты считают, что любой человек, засвидетельствовавший, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Его посланник, может совершать любые дела, и он не будет наказан. А ваидиты полагают, что милость Аллаха не охватит людей, совершающих даже самые малые грехи. Приверженцы Сунны же убеждены, что Аллах наказывает за грехи и прощает их тому, кому хочет, если он не приобщал равных к Аллаху.
Харуриты (хариджиты) и муътазилиты полагают, что совершение грехов уничтожает веру, и человек за них навечно попадает в Ад. Мурджииты и джахмиты же считают, что грех не влияет на веру, даже если она проявляется только словами. Они полагают, что заявивший о своей вере находится на одинаковой ступени с архангелом Джибрилем.
Это разделение между мусульманами произошло после убийства халифа Усмана во время противостояния Али ибн Абу Талиба и Муавии ибн Абу Суфйана. Рафидиты считают, что Али ибн Абу Талиб - лучший в общине Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и должен был унаследовать власть после него; при этом они заявляют о неверии Муавии и его сторонников. Харид¬житы же считают неверными как Али, так и Муавию, а также сто¬ронников их обоих. Третья группа - насибиты - сильно ругают Али и его сторонников, считая правым Муавию. Приверженцы Сун¬ны же считают, что Али и Муавия действовали на основании собственного иджтихада (высшей ступени знаний). История показала, что эту смуту устроили заговорщики, не желавшие смириться с властью Ислама.
Я убежден, что Коран - это ниспосланное Слово Аллаха, он не сотворен, от Аллаха принесен и к Нему вернется, и что Аллах действительно произнес его и ниспослал его Своему рабу, посланнику, доверенному в Откровении и Своему послу между Ним и Его рабами - пророку Мухаммаду, да благо- словит его Аллах и при¬ветствует.
Я верую, что Аллах делает, что пожелает, и ничего не происходит без Его желания, и ничто не выходит из-под Его воли, и ничто не отклоняется от Его Предопределения, и ничто не свершается без Его управления. Для каждого неизбежно Его Предопределение, и ничто не избежит предписанного для него в Хранимой Скрижали.
Я верую во все события после смерти, о которых сообщил нам пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Я уверовал в искушение в могиле и в ее блага, в возвращение душ в тела, в то, что люди предстанут пред Господом босыми, нагими, без обрезания крайней плоти. Солнце приблизится к ним и будут воздвигнуты весы, на которых взвешены будут дела рабов:
«Тогда на чьих весах взвешиваемое будет тяжело, те будут блаженны. А на чьих весах взвешиваемое будет легко, те нанесли убыток самим себе и вечно останутся в геенне» (Верующие, 102-103).
И будут развернуты два списка, и будут те, которые получат книгу справа, и те, которые получат книгу слева.
Я верую в бассейн пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, в день Воскресения, и что вода его белее, чем молоко, и слаще, чем мед, а число бокалов около него равно числу звезд на небе. Тот, кто выпьет один глоток ее, не будет испытывать жажду вовеки.

Я верую в то, что Путь проложен на спине Ада, и люди пройдут по нему на основании своих деяний.
Я уверовал в заступничество Пророка Мухаммада, да благосло¬вит его Аллах и приветствует, и в то, что он - первый из заступников и первый, кто получит право на это. И отрицают заступничество пророков только приверженцы ереси и заблуждения. Заступничест¬во будет даровано ему лишь после разрешения и довольства Аллаха, как сказал об этом Всевышний:
«Они заступаются только за того, к кому Он благоволит» (Пророки, 28).
Всевышний Аллах сказал:
«Кто может ходатайствовать пред Ним без Его изволения?» (Корова, 255).
И Он сказал:
«И сколько ангелов в небесах, заступничество которых не поможет, пока не разрешит Аллах для тех, кому Он пожелает и кем доволен» (Звезда, 26).
А Он, хвала Ему, доволен только таухидом и позволит заступаться только за Своих приверженцев. И для многобожников не будет доли в этом заступничестве, так как сказал Всевышний:
«И не принесет им пользы ходатайство ходатайствующих» (Завернувшийся, 48).
Я также верую в то, что Рай и Ад - это творения Аллаха, что они существуют и сегодня и что они никогда не исчезнут, а также в то, что верующие увидят Господа своими глазами в день Воскресе¬ния, как видят луну в ночь полнолуния без препятствия для этого.
И верую в то, что Пророк Мухаммад - последний из пророков и посланников, да благословит его Аллах и приветствует, и не станет вера правильной, пока раб не уверует в его миссию и не засвидетельствует его пророчество. Лучший в его общине - это Абу Бакр ас-Сиддик, затем Умар аль-Фарук, затем Усман Зу-н-Нурайн, затем Али ибн Абу Талиб, затем оставшиеся из десяти, затем участники Бадра, затем принесшие присягу у дерева - Присягу Довольства, затем оставшиеся сподвижники. И я люблю сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вспоминаю их благие дела, прошу для них прощения у Господа, воздерживаюсь от обсуждения их ошибок, молчу о том, что возникало между ними. Я убежден в их превосходстве и следую слову Всевышнего:
«Те, которые пришли после них, говорят: - Господь наш! Прости нам и братьям нашим, которые опередили нас в принятии веры, и не утверждай в сердцах наших затаенной неприязни к верующим. Господь наш, Ты - Кроткий, Милосердный» (Собрание, 10)*.
*Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обрадовал десятерых своих сподвижников вестью о том, что они попадут в Рай еще при их жизни. Это - Абу Бакр ибн Абу Кухафа, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан, Али ибн Абу Талиб, Абу Убайда ибн аль-Джаррах, Саад ибн Абу Ваккас, Абдуррахман ибн Ауф, аз-Зубейр ибн аль-Аввам, Тальха ибн Убайдулла и Саид ибн Зайд, да будет доволен ими Аллах!
Битва при Бадре, произошедшая во 2 г. х., была первым крупным сражением в истории Ислама, в котором принимало участие более 300 сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Против них выступило три тысячи мушриков (язычников) племени Курайш, однако Аллах даровал победу мусульманам. Участники битвы при Бадре были первыми мусульманами, заслуги которых неисчислимы.
Бейа ар-Ридван, или Присяга Довольства, была принесена сподвижниками Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, под деревом в Худайбийи в 7 г. х., когда мусульмане присягнули на верность Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, даже если они встретят смерть.
Я доволен матерями правоверных, очищенными от всего плохого. Я признаю чудеса благоверных, но они не имеют ничего из права Аллаха. И я не предвещаю ни одному мусульманину Рай или Ад, кроме тех, о ком сообщил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, но я прошу добра для благодетельствующих и боюсь за грешников. Я не называю неверующим ни одного мусульманина за его грехи и не утверждаю о его выходе из исламской общины.
Я также считаю, что Джихад должен продолжаться во время правления каждого правителя, хорош он или плох, и Намаз за ним допустим. Я считаю обязательным подчиняться мусульманским правителям, если они не приказывают не подчиняться Аллаху, независимо от того, справедливы они или нет.
Я убежден, что всякая ересь должна быть отвергнута, и убежден, что вера - это не только произнесение языком, но и убежденность в сердце и выполнение в делах. Она возрастает при подчинении Алла¬ху и ослабевает при неповиновении Ему. И она делится на семьдесят с лишним степеней. Самая высшая степень - это свидетельство о том, что нет божества, кроме Аллаха, а самая низшая - устранение препятствий на Пути Аллаха.
Я считаю обязательным повелевать праведное и запрещать прегрешения на основании чистого Шариата Мухаммада, да благосло¬вит его Аллах и приветствует».
Таковы вероубеждения имама Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими. Это - вероубеждения приверженцев Сунны и их общи¬ны без малейшего уменьшения или добавления.
Для каждого мусульманина обязательно иметь подобные веро-убеждения, а кто не принимает эти достоверные и здоровые воззрения, тот не относится к приверженцам Сунны и их общине, и мы боимся, что он находится в заблуждении и отклонился от прямого пути истинной религии Аллаха.

ПРИЧИНЫ, ПРИВЕДШИЕ К ВРАЖДЕ И СОПРОТИВЛЕНИЮ
ПРИЗЫВУ ШЕЙХА МУХАММАДА АТ-ТАМИМИ

1. Одной из главных причин, приведших к отвратительной вражде к шейху в самом начале его призыва, было то, что его противники и многие из тех, которые называли себя мусульманами, находились в заблуждении, грехах и были далеки от прямого пути.
Положение многих мусульман дошло до крайней степени заблуждения и порочности убеждений. Распространилось и господствовало невежество, большинство мусульман поклонялись своему Господу без знаний и ясных наставлений Священного Корана. Появились разного рода ересь и ширк. Они превратились в обычаи и укрепились в умах людей. С ними умирали старики и вырастали дети. Тогда перевернулся мир, и затмилась правда, истина стала ложью, а ложь - истиной.
2. Второй причиной стало то, что враги Ислама начали выдвигать ложные обвинения и распространять гнусную клевету как по отношению к самому призыву, так и к его имаму и его сторонникам. С момента появления призыва началась сосредоточенная отвратительная кампания, охватившая страны и народы. Противники приписали им то, что они создали пятый мазхаб, что они - хариджиты, считающие разрешенным проливать кровь и захватывать имущество мусульман, что основоположник призыва объявляет себя пророком и критикует пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и при¬ветствует.
К сожалению, многие малограмотные мусульмане подхватили подобную ложь от выдумщиков и клеветников без малейших доказательств и слепо последовали за ними.
Следует отметить, что противники ухватились за то, что некоторые бедуины, последователи его призыва, в определенное время проявили жесткость и грубость, что привело к несправедливому осуждению всех, кто принял призыв шейха в любое время.
3. Третьей причиной были политические трения и войны, которые вспыхнули между последователями призыва с одной стороны, и турками и эмирами провинций - с другой.
Шейх Мухаммад Рашид Рида писал: «Причина того, что их обвиняли в ереси и неверии, была чисто политической. Это измышлялось для того, чтобы отпугнуть от них мусульман, поскольку они уже овладели Хиджазом. Кроме того, турки боялись, что они создадут арабское государство. Народ неистово выступал против них, когда возмущалось государство, и молчал, когда успокаивался ветер политики».
4. Четвертой причиной было накопление враждебной литературы. Это было своего рода обороной противников призыва, и в особенности суфиев и рафидитов, из-за их порочных убеждений и ложных взглядов.
В 1344 г. х. мусульманские ученые Медины вынесли фетву о запрещении строительства мечетей на могилах, что соответствует Корану и достоверным хадисам посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Тогда ученые-рафидиты подняли шумиху и исписали тысячи страниц, опорочивая эту фетву. Они скорбили по мусульманам, которые лишились своих святилищ и мест паломничеств!
5. Еще одной причиной стало то, что призыв шейха распространялся среди множества паломников, ежегодно приезжающих в Мекку. Среди них было много индусов-мусульман, которые приняли истину и последовали за шейхом. В результате в Индии, оккупированной в то время англичанами, над владычеством Англии нависла угроза со стороны мусульман. Они бросили все силы, чтобы оклеветать как самих мусульман, так и их лидера в Аравии.
Однако не все мусульмане смогли понять истинную причину вражды англичан к имаму Ибн Абд аль-Ваххабу, поэтому до сих пор многие невежественные мусульмане называют этого ученого, возродившего наследие святого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, английским шпионом!

НАЗВАНИЕ ПРИЗЫВА «ВАХХАБИЗМОМ»
Что касается слова «ваххабизм», то это определение придумали многочисленные противники призыва, пытаясь этим ввести в заблуждение людей. Они говорили, что ваххабизм - это пятый мазхаб, отвергающий все другие мазхабы, чтобы это отвращало неграмотных мусульман от призыва шейха.
Противники призыва хотели унизить шейха и его последователей, однако Аллах поступил с ними наоборот. Они прилепили к призыву клеймо - «ваххабизм», так как часть имени шейха - Абд аль-Ваххаб. Но это слово произошло от прекрасного имени Аллаха - аль-Ваххаб (Дарующий). И никто в мире не имеет права оскорблять кого-то этим словом и с этой целью использовать имя Всевышнего. Хвала Аллаху, сегодня те, которых называют «ваххабитами» - это движение в Исламе, которое объединяет людей, твердо следующих по дороге Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, придерживающихся Корана, Сунны и дороги праведных халифов, основывающихся на ясных доказательствах, повелевающих праведное и запрещающих прегрешения, выступающих против ереси и измышлений в религии. Они являются сторонниками Пророка, да благо¬словит его Аллах и приветствует, его верных сподвижников и пра¬ведных ученых-улемов.

КЛЕВЕТА, ОБРАЩЕННАЯ В АДРЕС ШЕЙХА,
И ЕЕ ОПРОВЕРЖЕНИЕ
К самым недостойным обвинениям в адрес шейха относится то, что он, якобы, не любит и унижает посланника Аллаха Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, что он создал пятый мазхаб, отрицает дар Аллаха святым, считает всех мусульман неверующими и разрешает проливать их кровь, и т. д.
Ответ на первое ложное обвинение
Труды, написанные имамом ат-Тамими, к которым относится и данная книга, доказывают, что он является одним из тех людей сво¬его времени, которые относились к посланнику Аллаха, да благо¬словит его Аллах и приветствует, с великой любовью, уважением и почтением.
Сам имам писал иракскому ученому Абдуррахману ас-Сувиди, отвечая на данную клевету: «Удивительно, как принимает такое разум сознательного человека? Разве может сказать подобное человек, будь он мусульманин или неверующий, разумный или сумасшедший?»
Сын имама ат-Тамими Абдулла писал: «Мы убеждены в том, что степень посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, является самой высокой среди абсолютно всех творений, и что он в настоящее время живет в барзахе жизнью, которая совершеннее, чем жизнь шахидов, о которой упоминается в Коране.
Посещение его [могилы] разрешается, однако отправляться в путь можно только для посещения его мечети и совершения Намаза в ней, а если вместе с этим есть намерение посетить его могилу, то и это допустимо. И кто тратит свое время на благословление его, как он нас учил, тот достигнет счастья в этом мире и в ином».
Вот истинные убеждения шейха и его последователей в отношении к Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, самому лучшему из сынов Адама, а кто приписывает им иное, тот является лжецом и клеветником.
Ответ на второе ложное обвинение
Второе ложное обвинение возникло в связи с тем, что имам ат-Тамими призывал к отказу от фанатичной приверженности мнениям и суждениям какого-либо одного имама в случаях, когда они не основывались на достоверных хадисах и не совпадали с истинной дорогой посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Имам ат-Тамими во всех вопросах обращался к Корану и достоверным хадисам, даже если они не совпадали с мнениями некоторых мусульманских ученых.
К этому же призывали и сами имамы Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии и Ахмад, да смилостивится над ними Аллах.
Абу Ханифа сказал: «Если я скажу что-либо, противоречащее Книге Аллаха и высказываниям Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то вы не принимайте это» («Аль-Иказ» аль-Филани, стр. 50).
Малик сказал: «Я - человек; я и ошибаюсь, и говорю верно. Внимательно прислушивайтесь к моим словам. Те из них, которые соответствуют Книге и Сунне, принимайте, а не соответствующие им отвергайте» («Аль-Джами’ Ибн Абд аль-Барра 2/32, «Усуль аль-Ахкама» Ибн Хазма 6/149).
Это является единственно верным путем, поскольку имамом всех мусульман является святой Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, а о тех, кто сознательно противоречит ему, Всевыш¬ний сказал:
«Пусть берегутся те, которые противятся велению его, дабы не постигла их смута или не постигло их наказание мучительное!» (Свет, 63).
Поэтому аш-Шафии сказал: «Тот, кто ясно познал Сунну Проро-ка, да благословит его Аллах и приветствует, не будет ставить высказывания кого-либо другого выше нее».
Из этого видно, что шейх Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб шел по дороге, указанной Пророком, да благословит его Аллах и приветст¬вует, и не противоречил праведным ученым. А те, кто обвиняет его в подобном, сами являются малограмотными мусульманами, которые отвергают слова святого Пророка, да благословит его Аллах и при¬ветствует, предпочитая ему мнение своего имама, и этим противореча наставлениям самих имамов.

Ответ на третье ложное обвинение
Это обвинение в отрицании дарования Аллахом покровительства святым (карамат аль-аулийа).
Необходимо сказать, что имам ат-Тамими не только не отрицал этого, но и подтверждал это, хотя и с несколькими условиями. Во-первых, этот святой должен быть истинным, а таковым является только праведный приверженец Корана и Сунны, далекий от нововведений и небылиц. Во-вторых, покровительство Аллаха проявляется при жизни святого, а не после смерти. После смерти умерший сам нуждается в молитве живых за него Аллаху, а не наоборот.
Это - убеждения шейха в отношении святых, и они совпадают с единым мнением приверженцев Сунны.
В одной из своих книг имам ат-Тамими писал: «Я признаю дарование Аллахом покровительства святым и то, что открывается им, но они не имеют ничего из права Всевышнего Аллаха и от них нельзя просить то, на что способен только Аллах».
В одном из этих писем он писал: «Что касается высказываний противников о том, что я считаю мусульман неверующими, основываясь на предположениях и личном расположении, или что я считаю неверующими невежественных мусульман, до которых не дошли доказательства, то это - великая клевета, которая используется для того, чтобы отпугнуть людей от религии Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.»
В другом письме он писал в ответ на измышления одного из клеветников: «Он вводит неграмотных в заблуждение, убеждая их в том, что Ибн Абд аль-Ваххаб якобы говорит: «Кто не следует за мной, тот неверующий». Мы говорим: «Субханаллах! Это - вели¬кая клевета! Призываю в свидетели Аллаха, Знающего то, что в наших сердцах. Тот, кто соблюдает таухид и отказывается от ширка и его приверженцев, тот является мусульманином, когда и где бы он ни жил. Мы считаем неверующими только тех, кто придает Аллаху сотоварищей в поклонении после того, как ему доказана ложность ширка»».
Из всего этого становится очевидной непричастность шейха и его последователей к подобным заявлениям, противоречащим истинной религии. Целью всей жизни имама Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба было найти правильный путь, наставить людей на него и отдалить их от ереси, ложных и порочных нововведений в религии, губящих их приверженцев. Да смилостивится над ним Аллах и простит его грехи!

аль-Вахха́б (ар. اَلْوَهَّاب [аль-Вахха̄б] - «Дарующий»‎) - одно из Имён Аллаха, упомянутых в . В переводе на русский язык означает «Дарующий », «Вседарящий », «Щедрейший ». Другим Именем Аллаха, близким по смыслу к аль-Ваххаб является Его имя (البر ‎ - «До­бродетельный») .

Значение аль-Ваххаб

Прекрасное имя Аллаха аль-Ваххаб в широком смысле означает:

Толкование имени аль-Ваххаб

В Священном Коране сказано: Иль в их руках сокровища Господа, Всесильного Владыки твоего, Подателя щедрот безмерных? . Аллах обетовал всем истинно верующим (му’мин ) бес­ко­неч­ную благодать в обители Рая, которая для них началась уже в зем­ной жизни, обетовал также Своим благочестивым рабам спокойную и благополучную жизнь и на земле. Поэтому для искренних ве­ру­ю­щих нет предела в просьбах к своему Господу. Верующие могут беспрестанно просить у Аллаха всё, что приблизит их к Нему, по­мо­жет им премного думать о Нём и никогда не забывать о благодарности Ему. Несомненно, Аллах обязательно отвечает на их мо­лит­вы так, как сочтёт Своей Мудростью, и этот ответ всегда является для них самым благим. В Коране Все­выш­ний приводит на­с­тав­ле­ни­ем и примером для верующих молитву пророка (Соломона) . В одном из аятов Пророк говорит такие слова: Я пред­по­чёл лю­бовь к земным вещам воспоминанию о Боге. , после чего обращается к Аллаху с мо­лит­вой: Господь мой, прости мне и да­руй мне власть, какой не будет наделён никто после меня. Истинно, Ты - Дарующий без воздаяния. . Пророк Сулейман про­сил у Аллаха даровать ему власть, которой после него не будет обладать никто и никогда, обращаясь к Аллаху Его Именем: аль-Вах­хаб . Ибо он знал твёрдой верой, что Аллах безвозмездно дарует блага всем искренне ве­рую­щим как на земле, так и в обители Рая, мно­го­крат­но приумножает им награду за их праведные, благие деяния. Коран сообщает нам ещё одну молитву праведных верующих: Вла­ды­ка наш! Не дай нашим сердцам свернуть, когда Ты уже направил нас на прямой путь. Яви нам милосердие Твоё. Ведь Ты, по­ис­ти­не, Податель всех щедрот! .

Доброта и щедрость Аллаха бесконечны, неисчислимы и объемлют всё сущее. Добродетель - неотъемлемое качество Аллаха, а его следствие - все зримые и незримые блага, в которых творения не перестают нуждаться даже на мгновение ока. Добродетель Все­выш­не­го Аллаха бывает всеобщей и особой. Смысл всеобщей Добродетели заключается в том, что Аллах делает добро пра­вед­ни­кам и грешникам, обитателям небес и жителям земли, тем, кто несёт ответственность за свои деяния, и всем остальным [ ; ]. Особая добродетель Аллаха - это милость, оказываемая богобоязненным рабам [ , ]. Пророк Сулейман во время мольбы ска­зал: Введи меня по Своей милости в число Твоих праведных рабов. . Это - особая милость, о которой мо­ли­ли пророки и их последователи. Она подразумевает наделение верой и знаниями, праведностью и благополучием, вечным сча­сть­ем и преуспеянием. Это - величайшая цель, к которой стремятся избранные творения. Пречистый Аллах обладает щедростью, то есть Его милость ве­ли­ка, а дары изобильны. Его щедрость тоже делится на два вида: всеобщая и особая. Первая распространяется на всё сущее; все тво­ре­ния наслаждаются Его милостью и всевозможными благами. Особой щедрости удостаиваются те, кто взывает к Аллаху устами и всем сво­им состоянием подчёркивает свою нужду в Нём. Это могут быть как праведники, так и грешники, как му­суль­ма­не, так и не­ве­рую­щие. Аллах одаряет каждого, кто взывает к Нему, удовлетворяя их просьбы, потому что Он - Добродетельный, Ми­ло­серд­ный. В Ко­ра­не сказано: Все блага, которые вы имеете, - от Аллаха. И если вас касается беда, то вы громко зовёте Его на по­мощь. . Про­явлением Его безграничной щедрости являются уготованные для Его возлюбленных райские блага, ко­то­рых не видывал взор, о ко­то­рых не слышали уши, которые даже не приходили на ум человеку

аль-ВАХХАБ

Дарующий в изобилии, Безвозмездно дающий блага всем Своим творениям, Щедрейший

Иль в их руках сокровища Господа, Всесильного Владыки твоего, Подателя щедрот безмерных? (Сура «Сад», 38:9)

Аллах обетовал всем истинно верующим бесконечную благодать в обители Рая, которая для них началось уже в земной жизни, обетовал также Своим благочестивым рабам спокойную и благополучную жизнь и на земле. Поэтому для искренних верующих нет предела в просьбах к своему Господу. Му`мины могут беспрестанно просить у Аллаха все, что приблизит их к Нему, поможет им премного думать о Нем и никогда не забывать о благодарности Ему.

Несомненно, Аллах обязательно отвечает на их молитвы так, как сочтет Своей Мудростью, и этот ответ всегда является для них самым благим. В Коране Всевышний приводит наставлением и примером для верующих молитву Пророка Сулеймана, мир ему. В одном аяте Пророк Сулейман говорит такие слова:

“Я предпочел любовь к земным вещам воспоминанию о Боге. ” (Сура «Сад», 38:32)

После чего обращается к Аллаху с молитвой:

(Сказал Сулейман:)“Господь мой, прости мне и даруй мне власть, какой не будет наделен никто после меня. Истинно, Ты - Дарующий без воздаяния.” (Сура «Сад», 38:35)

Пророк Сулейман, мир ему, просил у Аллаха даровать ему власть, которой после него не будет обладать никто и никогда, обращаясь к Аллаху Его Именем: «аль-Ваххаб». Ибо он знал твердой верой, что Аллах безвозмездно дарует блага всем искренне верующим как на земле, так и в обители Рая, многократно преумножает им награду за их праведные, благие деяния. Коран сообщает нам еще одну молитву праведных верующих:

(И говорят они): “Владыка наш! Не дай нашим сердцам свернуть,
когда Ты уже направил нас на прямой путь. Яви нам милосердие Твое. Ведь Ты, поистине, Податель всех щедрот!” (Сура «Али Имран», 3:8)

Часть II. Секты и учения, возникшие в поздние времена

Ваххабиты

Я долго думал, нужно ли подробно рассматривать призыв Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба или достаточно лишь упомянуть о нем, как о последователе шейха ибн Таймии и других салафитов. Но, будучи свидетелем того, какие нелепые выдумки, домыслы, а порой и откровенная ложь окружают последователей аль-Ваххаба в современном исламском, да и не только исламском, обществе, я решил уделить этому учению более пристальное внимание.

Еще одной причиной моего решения достаточно подробно изложить историю, взгляды и методы Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба стало то, что предмет рассмотрения не является отжившим свое фрагментом далекого прошлого, представляющим исключительно научный интерес. Напротив, это учение сейчас весьма активно распространяется во всех концах мусульманских, и не только мусульманских, земель. Даже люди, весьма далекие и от Ислама, и от религии как таковой, знают о существовании ваххабизма.

Последним аргументом стали многочисленные вопросы моих знакомых о том, что же в действительности представляет собой это учение, каковы его основные положения и цели.

Интерес к ваххабитам сегодня так велик, что не исключено, что многие заинтересуются этой книгой именно из-за желания узнать о них подробней, и было бы неправильно по отношению к этим читателям не уделить ваххабизму никакого внимания.

Итак, ваххабитами принято называть последователей Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба.

[Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб ат-Тамими (1703-1792 гг.) - родился в религиозной семье в аравийской области Неджд. Получил начальное исламское образование в мазхабе Ахмада ибн Ханбаля. Некоторое время путешествовал по различным исламским областям, встречался с учеными, результатом чего стало принятие им салафитской доктрины, отразившейся во всем его последующем призыве.].

Это название, устоявшееся в востоковедческой литературе, употреблялось противниками Абд аль-Ваххаба или же просто неаравийцами.

Сами себя его сторонники именовали "единобожниками" или просто "мусульманами".

Здесь необходимо отметить, что Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб практически во всем основывал свой призыв на убеждениях шейха Ахмада ибн Таймии, его ученика ибн аль-Каййима, ранних суннитских имамов, а также ученых времен салаф ас-салихин. Подобно им Абд аль-Ваххаб опирался в своих взглядах непосредственно на аяты Корана и хадисы Пророка, следуя при этом их буквальному смыслу и отказываясь от каких-либо аллегорических толкований.

То есть, Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб был салафитом.

В истории Ислама было немало шейхов, выступавших со схожими взглядами и призывами; ибн Абд аль-Ваххаб выделяется на их фоне лишь тем, что сумел добиться относительно больших успехов. Он занимался не только научной деятельностью и призывом, но и предпринял решительные шаги по воплощению в жизнь своих идеалов.

Ему и его сторонникам удалось основать собственное государство и длительное время оказывать упорное сопротивление Османскому халифату.

Рассмотрим основные черты вероучения ваххабитов, а также кратко упомянем о тех событиях, которые сопровождали деятельность Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба.

Как было сказано выше, идеология шейха Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба основана на суннитском мазхабе ханбалитов, а также на общесалафитских принципах, о которых было рассказано в предыдущей главе.

Основой призыва Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба было стремление вернуть мусульман к истинному Исламу, как его донес Посланник Аллаха, и как его понимали сподвижники Пророка и следующие два поколения их последователей, то есть праведные предки.

Условно можно сказать, что призыв Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба основан на трех (пяти? - ДД) положениях:

1. Таухид - то есть строгое следование Единобожию во всех отношениях.

2. Отказ от всевозможных религиозных новшеств (бида).

3. Повеление одобряемого и запрещение порицаемого,

строгое следование шариату

необходимость для мусульман вести джихад.

[Джихад - приложение максимальных усилий. В данном контексте, джихад - ведение священной войны против врагов Ислама, как в целях обороны, так и в целях распространения шариата. В Коране приведено множество аятов, призывающих мусульман к джихаду, например,

"Сражайтесь с ними (многобожниками), пока не исчезнет искушение, и пока религия полностью не будет принадлежать Аллаху. Но если они прекратят, то враждовать следует только с беззаконниками" (Коран, сура "Аль-Бакара", аят 193).

Во все времена салафиты призывали вести джихад и называли его одной из важнейших основ Ислама.].

Таухид (Единобожие)

Утверждение Таухида было стержнем учения Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, главной точкой приложения его усилий.

[Но это и не случайно, ведь Единобожие - наиглавнейшая основа Ислама, это то, ради чего посылались Пророки и Посланники, Священные писания. Одним словом, Единобожие - это сердце и душа религии Ислам.

В подтверждение величайшего значения Единобожия можно привести огромное количество аятов Корана и изречений Пророка, но я приведу только один хадис, а кто желает узнать о Единобожии больше - пусть изучит соответствующие исламские книги.

Пророк сказал:

"… лучшее, что говорил я и Пророки до меня: "Нет божества, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит Царство и хвала, и Он - Всемогущ!"" (ат-Тирмизи, Малик).].

Им было написано несколько книг в которых он на основе Корана и Сунны изложил свои взгляды относительно истинного понимания Единобожия и того, что, по его мнению, являлось проявлением многобожия.

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб призывал мусульман отказаться от

поклонения могилам,

излишнего почитания аулия,

использования амулетов и не основанных на шариате заклинаний;

совершения паломничества к могилам аулия и к другим местам, якобы обладающим Божественной благодатью,

наделения благодатью растений, камней и прочих предметов тварного мира,

обычаев привязывать к оградам мечетей, деревьям и другим объектам паломничества веревки, платки и тому подобные вещи с целью получения этой благодати.

Подобный призыв был весьма актуален для того времени, поскольку эти сомнительные практики получили самое широкое распространение во всех уголках мусульманского мира. Множество людей совершали паломничества к могилам, обращаясь к их обитателям, просили их о выполнении своих просьб, возводили на этих могилах мечети, мавзолеи, приносили обеты.

Все подобные действия Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб объявил проявлением многобожия, которое, как известно, является в Исламе самым большим грехом. Грех многобожия перечеркивает все благие дела человека, и по словам Аллаха, этот грех Он никогда не простит человеку.

[Многобожие - придание Аллаху сотоварища, поклонение кому-либо кроме Аллаха, любое проявление действия, которое можно относить только к Аллаху, в отношении к кому-либо иному.]

Также Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб относил к многобожию установление между человеком и Аллахом посредника, которому молятся и просят заступничества; обычаи приносить жертвы и давать обеты кому-либо кроме Аллаха; обращение за помощью к кому-либо помимо Аллаха; занятия колдовством и гадание и некоторые другие деяния, практикуемые его современники.

[Конечно не в том смысле, что человек просит о помощи своего друга или тому подобное. Здесь имеется в виду обращение с мольбами о помощи к святым, дабы они помогли человеку.]

Все эти утверждения он обосновывал аятами Священного Корана и хадисами Пророка, а также мнениями видных имамов прошлого.

[Иногда ваххабитов упрекали в том, что, обосновывая те или иные свои утверждения, они ссылались на те аяты, в которых Аллах обращается или говорит о многобожниках, а противники ваххабитов утверждали, что является недопустимым применять эти аяты в отношении мусульман и на этом основании обвинять их в многобожии. Все это были не просто слова, ведь положение многобожников в мусульманском государстве весьма существенно отличается от положения мусульманина, или даже христиан и иудеев.].

О качествах Аллаха ваххабиты имеют следующие представления.

Они признают все те Его качества о которых говорится в Коране и Сунне, не прибегая при этом к аллегорическим толкованиям. В своих представлениях об Аллахе они близки к мушаббихитам.

[Мушаббихиты - характерной особенностью их взглядов было сравнение Аллаха с Его творениями или представление Аллаха в человеческом образе.]

Те аяты, в которых говорится о лике Аллаха, Его руках, глазах, голени и тому подобное, они не комментируют, понимая их буквально.

Ваххабиты утверждают, что у Аллаха реально существуют две руки, два глаза, лик, голень, но при этом они не подобны рукам, глазам и лицам Его творений.

["При этом они не подобны…" - этой фразой ваххабиты защищаются от обвинений их в уподоблении Аллаха творениям.].

Согласно их взглядам, Аллах находится на самом высоком месте, а именно над семью небесами, над престолом и троном, Он отдален от своих созданий. В Коране множество раз встречаются выражения

"Аллах иставаа на троне".

[Иставаа - это слово имеет несколько значений, и различные религиозные общины, в зависимости от своих убеждений, толкуют его то как "восседает", то как "утвердился", то как "властвует" или "владеет".]

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб утверждал, что иставаа необходимо понимать именно как "воссел" или "утвердился". Отвечая на вопрос, как это может быть применимо в отношении Аллаха, ведь Ему не присущи ни изменяемость, ни место, Он не нуждается ни в троне, ни в престоле, ибн Абд аль-Ваххаб приводит такие слова:

"Я признаю явный смысл аятов и хадисов, связанных с атрибутами Аллаха, и вверяю знание о них Аллаху, принимая их истинность, ведь имам Малик говорил: "Иставаа - известно, но как - не доступно разуму. Вера в это обязательна, а спрашивать о подобном - ересь"".

Это и есть основной подход Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба к рассмотрению аятов Корана и хадисов из Сунны.

Также ваххабиты убеждены, что каждый день, в третью часть ночи, Всевышний Аллах спускается с трона к ближайшему небу. Это представление, основы для которого есть в нескольких хадисах, возможно, не вызвало бы большого удивления у в период Средневековья (то есть, во времена ибн Таймийи), но в наше время все образованные люди знают, что Земля имеет форму шара, и, следовательно, одновременно в одной части Земли - третья часть ночи, в другой - полдень, а где-то - вечер.

Чтобы обойти это противоречие, некоторые современные последователи Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба утверждают, что представление о сферической форме Земли - ложь, навязанная мусульманам неверными. Они говорят:

"В действительности, Земля либо плоская, либо имеет форму полусферы".

Ваххабиты говорят, что люди получат возможность увидеть Аллаха в раю, а также в День Суда.

Подобные убеждения последователей Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба во все времена подвергались наиболее острой критике со стороны противников уподобления Аллаха Его творениям, утверждавших, что слова "рука" или "лик" использованы в отношении Аллаха лишь в качестве метафор. Ибн Абд аль-Ваххаб, в свою очередь, считал сторонников подобных взглядов еретиками, искажающими имена и качества Аллаха, тогда как сподвижники и их последователи понимали эти выражения именно так, как об этом говорит он.

Вопрос этот весьма сложен, сказано и написано о нем очень много. Во все времена мусульмане имели по этому поводу множество разногласий, о чем уже было рассказано в первой части книги. Споры эти продолжаются и в наши дни, различные группы мусульман обвиняют друг друга в неверии, а обосновывают свои утверждения зачастую одними и теми же аятами и хадисами, ссылаются на одних и тех же авторитетов раннего Ислама, но некоторые понимают их одним образом, а другие - совершенно противоположным.

Разногласия между мусульманами не только не уменьшаются, но, напротив, с каждым годом их становится все больше, и порой кажется, что в умме Пророка Мухаммада уже не осталось такого вопроса, мнения по которому не разделились бы. Но самое печальное - это тот факт, что споря мусульмане с легкостью обвиняют друг друга не только в заблуждении, но и в неверии.

Отказ от религиозных нововведений (бида)

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб требовал от мусульман отказаться от тех многочисленных новшеств, которые были привнесены в Ислам из других религий, из доисламских культов и верований или просто выдуманы самими мусульманами.

Нововведениями в религию считалось все то, чего не было ни при Пророке, ни при его сподвижниках. Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб писал:

"Речь идет о человеке, привнесшем в религию Аллаха то, чего сам Аллах в ней не устанавливал.

Бида является самым тяжким грехом после ширка.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читая проповедь, говорил:

"...Поистине, наилучшая из речей - Книга Аллаха, а наилучшее руководство - руководство Мухаммада. Наихудшими же деяниями являются нововведения (в религию), поскольку каждое нововведение - ересь, а всякая ересь - заблуждение, а всякое заблуждение - в огне...""

Новшествами ваххабиты считают:

строительство и облицовку гробниц на могилах и возведение над ними куполов,

строительство над могилами мечетей,

принесение обетов аулия,

ритуальные обходы вокруг могил или других мест,

тавассуль посредством умерших людей,

путешествие к могилам аулия с целью получения благословения,

празднование мавлидов Пророка и аулия,

поминки покойных на сороковой день и в годовщину смерти,

зикр с использованием песен и танцев.

[Зикр - в обычном религиозном понимании - поминание Аллаха с помощью определенных фраз, например, Субхан Аллах, аль хамдули Ллах, Аллаху Акбар, Ля иляха иль Аллах, повторяемые определенное количество раз.

Но в данном случае новшеством объявляется определенный ритуал, который особенно развит у суфиев, когда они собираются и проводят коллективный зикр используя барабаны, громко крича, бегая, подпрыгивая, хлопая ногами и тому подобное, что весьма трудно соотнести с Сунной Пророка.]

В последующем новшествами были объявлены и

называние человека, совершившего ритуал хаджа, "хаджи"; и

использование четок и многие другие обычаи, укоренившиеся в практике мусульман.

Говоря о множестве привнесенных в Ислам нововведений, Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб ссылался на следующий хадис:

"Поистине, вы последуете обычаям тех, кто были прежде вас, в точности подражая им во всем. И даже если они залезут в нору ящерицы, то и тогда вы последуете за ними.

Люди спросили:

"О Посланник Аллаха, это иудеи и христиане?"

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:

"А кто же ещё?"" [Этот хадис приводится у Бухари, Муслима, Ахмада, Ибн Маджа.]

Абд аль-Ваххаб считал недопустимыми "закрытие врат иджтихада", слепое следование одному из четырех мазхабов (таклид) и фанатизм в отношении правильности своего или ошибочности чужого мазхаба.

[В определенный момент развития Ислама появилось мнение, что имамы-муджтахиды четырех мазхабов и их ученики так хорошо разработали положения шариата, ответив на все вопросы, что последующим мусульманам уже нет необходимости совершать иджтихад. Это и было названо "закрытием врат иджтихада". Однако история показала ошибочность этого мнения. И хотя официально врата иджтихада никто не открывал, фактически они уже давно открыты.]

Иногда противники ваххабитов утверждают, что Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб создал собственный мазхаб или отказался от четырех существующих. Надо сказать, что это неправда. Он был последователем ханбалитского мазхаба, но признавал законность и других суннитских мазхабов. Но при этом, в случае, если современники увидят более сильное доказательство, нежели то, на котором основывались имамы сложившихся правовых школ, Абд аль-Ваххаб считал допустимым оставить их мнение и выйти за рамки всех четырех мазхабов. Нельзя сказать, что этот подход противоречит Исламу, ведь даже сами основатели мазхабов всегда говорили:

"Если вы увидите мою фатву и хадис, которому она противоречит, оставьте мою фатву и следуйте хадису".

Повеление одобряемого и запрещение порицаемого. Строгое следование шариату

Повеление одобряемого и запрещение порицаемого не только получили в учении Абд аль-Ваххаба теоретическую платформу, но и активно применялись им на практике, что, с одной стороны, привело к укреплению его позиций и расширению основ его призыва, а с другой - породило множество явных и скрытых врагов его учения.

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб считал, что тот, кто руководствуется в своих суждениях не тем, что ниспослано Аллахом, является безбожником (зиндык) и вероотступником (муртад). Все сферы человеческой и общественной жизни необходимо было привести в соответствие с Кораном и Сунной. Абд аль-Ваххаб обвинял в неверии всякого, кто предпочитал суждения людей приказам Аллаха, о которых хорошо известно и по поводу которых нет разногласий.

Он говорил:

"Кто же судит между людьми не по Книге Аллаха и Сунне Его Посланника или же ищет подобного суда, следуя своим страстям и желаниям, тот вышел из Ислама и веры, даже если он заявляет о том, что он верующий, ибо Всевышний Аллах опроверг это и выявил лживость их заявлений. Эти люди говорят то, что опровергают своими делами, не выполняя важнейшего требования Единобожия - отказа от тагута.

[Тагут - в Коране - идол, которому поклонялись люди до Ислама. В широком понимании - это любой объект поклонения, кроме Всевышнего Аллаха.]

Тот же, кто не выполняет это требование, не может быть последователем Единобожия, следовательно, он грешен и все его дела бесполезны."

Целями своего призыва Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб объявил борьбу с нововведениями и отвращение от них мусульман;

очищение веры от джахилии и отклонений;

установление обязанностей и религиозных законов, предписанных Исламом, и обращение к ним при вынесении решений;

разъяснение дозволенного и запретного;

ведение джихада и установление посредством него законов Аллаха;

создание совершенного общества, во всем следующего Исламу, и справедливого имамата.

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб и его последователи придавали необходимости ведения джихада огромное значение. Ибн Абд аль-Ваххаб говорил:

"Я полагаю, что джихад продолжается при любом имаме, если за ним возможно проводить пятничную молитву, и неважно, благочестив он или порочен. Джихад не прекращается с момента ниспослания Пророка и будет продолжаться, пока мусульмане не убьют Даджаля. Джихад не может быть остановлен ни из-за произвола, ни из-за несправедливости (правителя)".

Ибн Абд аль-Ваххаб и его последователи так много говорили об обязательности джихада, что их противники имели основания заявлять о том, что для ваххабитов джихад является шестым столпом Ислама.

Что касается мнений Абд аль-Ваххаба по таким вопросам вероучения, как суть веры, обещание и угроза, вера в переопределение добра и зла, исходящее от Аллаха, положение грешника, признание чудес аулия, признание имамата последовательно Абу Бакра, Умара, Усмана и Али, - они ни в чем не противоречили мнениям суннитских ученых раннего периода.

Завершая рассмотрение ваххабизма, я хочу обратить внимание читателей на следующий момент: ваххабиты практически единодушно считают, что мусульманин, который оставляет молитву не по причине ее отрицания, а, например, из-за лени или якобы нехватки времени, становится неверным; и даже те, кто не признавал оставившего молитву неверным, считали, что наказанием за этот грех должна быть смертная казнь.

Вот что по этому поводу говорил Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб:

"В Исламе пять столпов: первый из них - два свидетельства (шахада), а затем уже идут четыре остальных. И когда кто-то оставляет их [Остальные столпы - молитва, закят, пост в месяц Рамадан и хадж в Мекку.], то мы казним его, но не считаем неверным, так как ученые разошлись во мнении относительно того человека, который не совершает молитву, не отрицая при этом ее обязательность. А мы не можем обвинить в неверии по тому, насчет чего есть разногласия у ученых".

За такой жесткий подход ваххабитов часто подвергают критике, ведь это противоречит мнениям Абу Ханифы, аш-Шафии и, по некоторым данным, имама Ахмада.

Мы коротко рассмотрели убеждения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и его последователей. Как уже было сказано, его взгляды не были оригинальны, по сути, он был продолжателем салафитского призыва и последователем таких известных салафитов, как Ахмад ибн Таймия, ибн аль-Каййим аль-Джаузия, ибн Касир, на авторитет которых он часто ссылался в своих работах.

Широкую известность и распространение его учение получило, прежде всего, по той причине, что Абд аль-Ваххаб не ограничился только написанием научных трудов и увещеванием, а перешел от слов к делу, заключив союз с главой одного из аравийских племен. После этого его призыв вышел на качественно новый уровень - Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб получил возможность распространять свои взгляды не только методом убеждения, но и методом принуждения.

Перед тем, как рассматривать ход событий, последовавших за тем, как Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб начал осуществлять свой призыв, необходимо хотя бы кратко описать политическую ситуацию, существовавшую тогда в Аравии. Формально Аравия находилась под юрисдикцией Турции, и ее верховным правителем считался турецкий султан. Но фактически власть Турции была слаба. Османский султанат пребывал в кризисе; экономическая отсталость от Запада, внутренние противоречия и другие причины создавали ряд дополнительных проблем внутри государства.

Наджд - область, где ибн Абд аль-Ваххаб начал свой призыв, - являлся одной из исторических местностей аравийского полуострова. Здесь не было никакой политической целостности, напротив, местные амиры постоянно вели борьбу друг с другом, стремясь расширить свои владения за счет соседей.

Мухаммад начал проповедовать свои идеи в 1727 г. в своем родном селении - Хурамайле - после того, как вернулся из Ирака.

Пока был жив его отец, он, следуя его просьбам, не проявлял большой активности.

После смерти отца в 1740 г. Мухаммад активизировал свою деятельность, начал проводить собрания, излагать свои взгляды, рассылать послания и эмиссаров в близлежащие местности. Но через некоторое время из-за ухудшения отношений с местными властями он был вынужден покинуть родину и отправиться в Уайну.

Встретившись с местным эмиром, Усманом ибн Муаммаром, Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб сказал:

"Я попрошу Аллаха помочь тебе в овладении Надждом и покорении его бедуинов, если ты будешь защищать "Ля илляха иль Аллах"".

Это предложение заинтересовало Усмана, и тот поклялся оказывать прибывшему шейху помощь во всех отношениях. В Уайне Мухаммад впервые стал на практике осуществлять то, что давно проповедовал, приводя управление и судопроизводство в соответствие с шариатом.

Первым делом он приказал вырубить несколько огромных деревьев, к которым совершали "паломничество" местные жители, обращаясь к ним за помощью и совершая с этой целью языческие обряды.

Вторым его шагом стало разрушения надгробия, которое, по некоторым данным, принадлежало Зайду ибн аль-Хаттабу.

[Зайд ибн аль-Хаттаб - сподвижник Пророка, брат второго халифа Умара ибн аль-Хаттаба.].

К этой могиле приходили люди, совершая те действия, которые ибн Абд аль-Ваххаб считал проявлением многобожия: излишнее почитание, прикладывание к могиле рук, просьбы у покойного. Несмотря на сильное сопротивление местных жителей, при поддержке эмира Усмана Мухаммаду удалось добиться своего - святилище было разрушено.

Такие события не могли остаться незамеченными. Весть о том, что Мухаммад и Усман подняли смуту и установили шариат, дошли до вышестоящего эмира, который в свое время разрешил Усману взять во владение Уайну.

Эмир приказал Усману ибн Муаммару немедленно прекратить эту деятельность и убить основателя нового призыва. Но Усман был очень привязан к Мухаммаду ибн Абд аль-Ваххабу и, разъяснив ему суть проблемы, попросил его покинуть свои владения. Таким образом, через четыре года Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб был вынужден бежать и из Уайны.

Оттуда он решил отправиться в селение Дария, где у него уже было достаточно много сторонников; к тому же местного эмира был очень могущественным и славился своей набожностью.

Приезд в Дарию, возможно, следует считать поворотным этапом в развитии призыва Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба. Именно после заключения стратегического союза Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба с эмиром Мухаммадом ибн Саудом была открыта новая страница в истории призыва.

[Мухаммад ибн Сауд (1687-1179) - основатель первого саудовского государства. Именно он принял у себя Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и оказал ему поддержку, после чего, ведя войну с соседними племенами, сумел существенно расширить границы своих владений.]

Согласно договору, заключенному в 1746 г., Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб обещал до конца оставаться с ибн Саудом, а Мухаммад ибн Сауд обещал поддерживать и защищать ибн Абд аль-Ваххаба, а в случае необходимости вести джихад на пути Аллаха.

Также, по некоторым данным, один из пунктов договора гласил, что с этого времени и впредь эмиры в государстве будут выбираться из семейства ас-Сауда, а имамы - из семейства Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба.

[По этому поводу ваххабитам часто предъявляют претензии, ведь такое разделение религиозной и светской власти не соответствует Исламу, противореча существовавшей во времена Пророка и праведных халифов практике совмещения в правителе функций как религиозного лидера, имама, так и светского главы государства, отвечающего за все насущные государственные вопросы.].

Через три года Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб объявил о необходимости ведения джихада против своих противников в целях защиты Ислама.

С этого момента началась беспрерывная череда мелких и крупных сражений сторонников двух Мухаммадов с их противниками. Главным преимуществом ваххабитов по сравнению со всеми соседними племенами была не только и не столько военная сила, сколько религиозная сплоченность и искренняя вера в то, что все их действия основаны на шариате и, соответственно, угодны Аллаху.

Первоначально они подчинили своей власти ближайшие селения, затем крупные населенные пункты, такие как эр-Рияд, эль-Хасса, эль-Катиф, после чего в состав саудийского государства были включены целые исторические области аравийского полуострова (Тихама, Хиджаз).

Важным идеологическим успехом стало взятие под контроль двух мусульманских святынь - Мекки и Медины.

Существует множество историй о жестокостях и грабежах, которые ваххабиты чинили во время своих военных кампаний. Подобные случаи, действительно, не были редкостью и не добавляли популярности ваххабизму. Но необходимо сказать, что эта жестокость не была установкой, исходившей сверху.

Еще одно обвинение, часто предъявляемое ваххабитам, заключается в том, что под лозунгом возрождения Ислама они развязали гражданскую войну, еще больше ослабили центральную власть Стамбула и явились одной из причин развала Османской империи, вынужденной бросить на подавление нового движения большие силы из других провинций - Ирака и Египта.

Противостояние между войсками султана и армией нового саудийского государства продолжалось с переменным успехом несколько лет. Ценой неимоверных усилий и благодаря большому численному перевесу, командующий египетской армией разбил ваххабитов.

Постепенно они были изгнаны со всех завоеванных ими территорий, а их последний оплот, город Дария, был захвачен.

Но, несмотря на казни и массовые репрессии, через некоторое время государство саудитов было восстановлено и существует до сих пор. Это Королевство Саудовская Аравия, королем которого является представитель семейства ас-Сауда, а официальной доктриной - учение Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба.

Как я уже неоднократно упоминал, учение ваххабитов с момента своего появления и до наших дней подвергается жесточайшей критике - начиная с обвинений в заблуждениях в догматических вопросах и заканчивая осуждением методов и правил осуществления Мухаммада ибн Абд аль-Ваххабом своего призыва. За все эти годы было написано столько работ, содержащих критику ваххабизма, и такое количество слов осуждения было произнесено в его адрес, что даже коротко рассмотреть все претензии не представляется возможным.

[Упомяну только о книге "Признание английского шпиона". Ее автор - М. Гюмюш. Это настолько лживая и глупая книга, что в нее не поверит ни один разумный человек. Она полна различного рода несуразиц, ошибок, и слепого фанатизма. Написана в форме романа, что делает ее чтение весьма легким, и в ней все представлено так, что якобы Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб был завербован английским шпионом в целях разрушения истинного Ислама путем создания нового мазхаба.].

Практически все из ныне существующих сект написали хотя бы одну книгу, обвиняющую ваххабитов, как минимум, в заблуждении.

Особенно ярыми противниками ваххабитов во все времена были суфии и шииты, которых Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб постоянно обвинял в том, что они отклонились от Ислама, ввели многочисленные новшества и ушли с пути чистого Единобожия, привнеся в свою религиозную практику такие действия как взывание к аулия, паломничество на их могилы и строительство на них мечетей и другие действия, категорически запрещенные ибн Абд аль-Ваххаб.

Надо заметить, что идеи, выдвинутые Мухаммадом ибн Абд аль-Ваххабом оказали большое влияние на исламскую умму. Во многих мусульманских странах у этого учения есть последователи, симпатизирующие идеям Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба.

Многие современные исламские мыслители вольно или невольно оказались под его влиянием, так что можно сделать вывод, что учение Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба доказало свою жизнеспособность, и в ближайшее время ему вряд ли грозит исчезновение.