Где живут шаманы. Шаманы. Кто они? Современные шаманы Якутии

1. 23 февраля - 3 марта (8 - 18 марта по новому стилю) 1917 г. в России произошла Февральская революция, в результате которой был свергнут царь, упразднена монархия, начались демократические преобразования, переросшие в революционный процесс и гражданскую войну.

Движущие силы Февральской революции 1917 г. имели двойственную природу:

— с одной стороны, она носила массовый, стихийный и народный характер («революции снизу»);

— с другой стороны, с 1916 г. шла сознательная подготовка к свержению потерявшего свой авторитет Николая II - в заговор вошли некоторые ведущие лидеры «Прогрессивного блока» Государственной Думы, прогрессивно настроенные офицеры Петроградского гарнизона.

С декабря 1916 г. началась реализация заговора. В. доме Юсупова был убит Распутин, что сразу лишило царя внутренней опоры. Велась работа среди офицеров Петроградского гарнизона по подготовке военного переворота. В начале февраля 1917 г. в Петрограде был создан дефицит хлеба (хлеб не завозился в город и прятался на складах, хотя после отречения Николая II, завоз хлеба начался в массовом порядке). Петроградский гарнизон в решающий момент не поддержал царя. 2. События стали развиваться стихийно:

— прекращение поставок хлеба в Петроград вызвали острое недовольство и стихийные демонстрации;

— 23 февраля (8 марта 1917 г. по общемировому календарю), в Международный женский день, в Петрограде началась крупная забастовка, которая считается началом революции - прекратил работу Путиловский завод, за ним последовало более 50 предприятий, более 100 тыс. рабочих вышли на улицы с лозунгами «Хлеба!», «Мира!», «Свободы!»;

— 26 февраля - начались беспорядков - разгром полицейских участков, охранки, нападения на представителей власти, Председатель Государственной Думы М. Родзянко направляет царю, находящемуся в ставке в г. Могилеве, телеграмму с предложением сформировать правительство народного единства;

— 26 февраля, вечер - царь Николай II из Могилева отверг предложения депутатов Государственной Думы и отдал приказ командующему Петроградским округом генералу С. Хабалову подавить силой выступления и навести порядок;

— 27 февраля - раскол в армии - Петроградский гарнизон отказался выполнять приказы своего командующего С. Хабалова и переходят на сторону митингующих рабочих; начинается братание армии и жителей Петрограда; идет разгром окружного суда, тюрем, полицейских участков; в этот же день создаются Временный комитет Государственной Думы (лидеры: М. Родзянко, П. Милюков, Г. Львов и.др.) и Петроградский совет (председатель - Н. Чхеидзе, заместители - А. Керенский и М. Скобелев, Г. Хрусталев-Носарь (лидер Петросовета во время революции 1905 г.);

— Петросовет и Временный комитет Государственной Думы одинаково популярны в народе и провозглашают себя высшим органом власти в стране, что заложило основу двоевластия;

— 28 февраля - власть в Петрограде полностью переходит в руки Временного комитета Государственной Думы и Петроградского совета; подготовленные ранее офицеры и верные им части, поддержавшие восставших, берут под контроль почту, телеграф, телефон, мосты; командующий Петроградским округом С. Хабалов также переходит на сторону восставших направляет царю телеграмму о невозможности подавления беспорядков;

— 1 марта - Председатель Государственной Думы М. Родзянко прибыл в Могилев к царю Николаю II с предложением отречься от престола в пользу 14-летнего сына Алексея;

— 2 марта - после суточных раздумий, много раз поменяв решение, Николай II подписывает отречение от престола за себя и за своего сына Алексея в пользу брата - Михаила Романова. Отречение Николая II не было добровольным и было получено после отказа армии выступить на защиту царя - и это стало решающим аргументом;

— в этот же день, 2 марта, Временный комитет Государственной Думы совместно с Петроградским советом формирует Временное правительство (до выборов в Учредительное собрание) во главе с Г. Львовым;

— в России начинается двоевластие - Государственной Думы и Временного правительства с одной стороны, и советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, которые стихийно создаются по всей стране, - с другой;

— 3 марта - Михаил Романов, некоронованный царь Михаил II, пользующийся репутацией либерала и определенным авторитетом в обществе, отрекается от престола - до созыва Учредительного собрания (отречение от Михаила также было получено насильственным путем - под многочасовым давлением лидеров Госдумы и пришедших с ними вооруженных матросов; отречение Михаила было оформлено уже без правопреемственности);

— в этот же день Временное правительство издает свой первый документ - Декларацию Временного правительства к гражданам России, в которой провозглашаются основные права и свободы, отмена сословий, всеобщая политическая амнистия, ликвидация полиции и жандармерии, их замена народной милицией, проведение в конце 1917 г. всеобщих и равных выборов в Учредительное собрание.

В результате победы Февральской буржуазно-демократической революции в феврале - марте 1917 г. в России:

— была свергнута монархия;

— фактически было прекращено 304-летнее правление династии Романовых;

— были провозглашены и непродолжительное время стали реальностью основополагающие права и свободы человека;

— началось двоевластие - деятельность Временного правительства и советов;

— начались революционные преобразования, завершившиеся приходом к власти большевиков.

Причины, спровоцировавшие эту революцию, носили политический, экономический и идеологический характер.

Пережитки крепостничества, именно, самодержавие и помещичье землевладение, тормозили развитие капиталистических отношений. Это обусловило отставание страны от передовых держав во всех сферах экономической деятельности. Особенно остро и наглядно это отставание проявилось в ходе участия России в первой мировой войне, которая стала катализатором обширнейшего экономического кризиса, затронувшего все сферы производства и повлекшего за собой полный развал сельского хозяйства. Всё это, наряду с тяжелейшим финансовым кризисом привело к обнищанию народных масс, что, в свою очередь обусловило рост забастовочного движения и числа крестьянских волнений.

Экономические трудности и, особенно, неудачи России в войне, спровоцировали острейший кризис власти. Правлением царя Николая II были недовольны все. Коррупция, поразившая весь управленческий аппарат сверху донизу, вызывала острое недовольство среди буржуазии и интеллигенции. В армии и на флоте росли антивоенные настроения.

Падению авторитета Николая II способствовала непрерывная смена членов правительства, большинство из которых были неспособны решать насущные задачи по выводу страны из затянувшегося кризиса. Появление в царском окружении личностей, подобных Распутину, также дискредитировало монархию в глазах всего населения страны.

Всё это усугублялось ростом национально-освободительной борьбы народов, составлявших национальные окраины России.

Ход

Начало 1917 года ознаменовалось повсеместными перебоями в поставках продовольствия. Хлеба не хватало, цены росли, а вместе с ними росло и недовольство народных масс. В феврале Петроград был охвачен «хлебными» бунтами – толпы отчаявшихся недовольных людей громили хлебные лавки. 23 февраля по ст. ст. петроградские рабочие вышли на всеобщую забастовку, требуя хлеба, прекращения войны и свержения самодержавия. К ним присоединились студенты, служащие, ремесленники и крестьяне. Забастовочное движение охватило обе столицы и многие другие города страны.

Царское правительство отреагировало на эти беспорядки роспуском Думы на два месяца, массовыми арестами активистов революционного движения и расстрелом демонстрантов. Всё это только подлило масла в огонь. Вдобавок, к бастующим стали присоединяться военные. 28 февраля власть в Петрограде перешла к забастовщикам. Депутаты Думы сформировали Временный комитет по водворению порядка.. Параллельно был избран альтернативный орган власти - исполком Петроградского совета.. На следующую ночь эти структуры совместно создали Временное правительство.

Следующий день ознаменовался отречением царя от власти, в пользу своего младшего брата, который, в свою очередь, также подписал отречение, передавая власть Временному правительству, поручив ему выбрать членов Учредительного собрания. Манифест об этом был опубликован 4 марта.

Власть, таким образом, находилась, с одной стороны, в руках Временного правительства, с другой – в руках Петросовета, который предложил восставшим направить в него своих делегатов. Ситуация, названная в учебниках истории «двоевластием», впоследствии и переросла в безвластие. Постоянные разногласия между этими структурами, затягивание войны и проведения необходимых реформ усугубило кризис в стране…

Итоги Февральской революции 1917 года

Первостепенным результатом этого события стало свержение монархии, провозглашение политических прав и свобод.

Революция отменила неравенство по сословным, национальным и религиозным признакам, смертная казнь, военно-полевые суды и запрет на политические организации.

Была проведена амнистия политзаключённым, до восьми часов сокращалась продолжительность рабочего дня.

Однако, многие насущные вопросы остались нерешёнными, что повлекло за собой дальнейший рост недовольства народных масс.

В пресс-центре информационного агентства «Росбалт» состоялась очередная встреча цикла «Чаепитие по...». В центре внимания на восьмом по счету мероприятии оказались хакасы: Лариса Троякова с сыном Тамерланом и Юлия Кустова — этнограф, доцент кафедры этнокультурологии института Севера РГПУ им. Герцена. На встрече они рассказали о волнующей красоте природы Республики Хакасии, о шаманах и о своей жизни вдали от родины.

После окончания школы Лариса прошла конкурс в хакасскую национальную студию и поступила в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства. Успешно там отучившись, она вернулась в родные края и начала работать по профессии - стала актрисой. Но через три года она решила поступать в аспирантуру, снова в Санкт-Петербурге. Здесь женщина познакомилась со своим будущим мужем, вышла замуж и уже осталась в Северной столице насовсем.

Творческой и энергичной Ларисе всегда была мало одной основной работы. Параллельно хотелось выступать и знакомить людей с хакасской культурой. Еще в академии Ларису привлекало горловое пение, но тогда специалисты-мужчины ее от него отговорили — такое исполнение требует серьезных усилий и может негативно сказаться на женских детородных органах. Поэтому Лариса смогла заняться любимым делом только после рождения сына Тамерлана.

Оказалось, что горловое пение очень популярно на Западе. Сейчас у Ларисы активная концертная деятельность, она уже успела выступить в Бельгии, Франции и готовится к новым концертам. Аккомпанирует ей сын Тамерлан. Он играет на необычном монгольском инструменте морин хуур.

На чаепитии Лариса с сыном исполнили несколько композиций перед гостями - учениками 496 и 28 школ. А этнограф Юлия рассказала о хакасах и красотах республики Хакасия.

Мекка сибирской археологии

Республика Хакасия прежде всего известна сказочно красивой природой. Бесконечные леса и поля сменяются живописными степями, целебными озёрами и древними хребтами. Часто Хакасию называют «археологической Меккой» Сибири или, «музеем под открытым небом». Об уникальности памятников древней культуры знают далеко за пределами России. «Ежегодно в Хакасию приезжают тысячи туристов со всего мира», - рассказала этнограф Юлия Кустова.

Так как Хакасия находилась на пути миграций народов во время Великого Переселения, то многие переселенцы выбрали республику в качестве своего дома и оставили здесь удивительные памятники древней цивилизации. В степях и пещерах Хакасии сохранилось более 30 тысяч ценнейших для истории памятников древних эпох - изваяния на камнях и курганы, петроглифы (рисунки и письмена на скалах), руины зданий из сырцового кирпича и крепостей, могильники и захоронения, менгиры и изваяния.

Из археологических памятников многие уникальны и не встречаются больше нигде в мире. Наиболее известны Большой Салбыкский курган, Боярские и Подкуненская писаницы, археологические памятники горной системы Сундуки, крепость Оглахты, Чебаки, средневековые могильники Копенский и Уйбатский чаа-тасы. Отдельное место занимает курган Барсучий лог. Это один из самых больших элитных погребальных памятников археологической культуры (I тысячелетие до н.э.). Барсучий лог считается первым памятником на территории России, где в технологии строительства применена связующая смесь.

По национальному составу в Хакасии преобладают русские — 80% населения. Хакасы, по последней переписи, составляют лишь 12%. При этом численность этого народа постоянно сокращается. На сегодняшний день в России проживает 73 тыс. человек, относящих себя к хакасам.

«Сколько хакасов проживает в Санкт-Петербурге - неизвестно. По всей видимости, этносы, численность которых не превышает 1000 человек, при последней переписи не учитывались. По моим примерным оценкам, в городе проживает около тысячи хакасов», - рассказала Юлия.

Представители этого народа стали приезжать в Петербург в XX веке. Хакасию и Санкт-Петербург связывают научные, археологические и этнографические открытия. Два известных исследователя этнографии и общественных деятеля Николай Катанов и Степан Майнагашев жили и работали в Северной столице. Они долгие годы изучали быт и уклад жизни хакасов, в том числе и доправославную религию - шаманизм.

«Хакасов называют шаманистами. Это одна из ранних форм религий, через которую люди общались с природой. Шаман был неким посредником между миром людей и миром духов» - рассказала этнограф Юлия. Шаманство передавалось по наследству и считалось, что шаманами становятся по воле духа, вселяющегося в “избранного“. Родители старались оберегать своих детей от этого дара, делали все, чтобы он не стал шаманом — ведь таких людей их постоянно просили о помощи, времени для себя и семьи не оставалось. «Шаманы обладали большим авторитетом, поэтому во время сталинских репрессий их истребляли в первую очередь, - пояснила Юлия. - Но и сейчас в Хакасии есть люди, которые называют себя шаманами».

Навязанная религия

В XIX веке многие были крещены в православие, часто насильственно. Это привело к тому, что хакасы хоть и считаются православными, во многом все равно остались язычниками. «Бабка в деревне может провести языческий обряд очищения и тут же перекреститься. Или могут покрестить ребенка, а после дать ему амулет», - рассказал Юлия.

Помимо традиционной религии у хакасов сохранились и народные праздники. Одним из самых масштабных праздников у них считается Тун Пайрам или праздник первого молока. В первые годы советской власти его перестали отмечать, и только в 1980 году было решено восстановить забытую традицию, привлечь внимание общественности к коренным народам. На сегодняшний день это самый большой праздник хакасского народа, поэтому готовятся к нему заранее и отмечают с размахом — шьют костюмы и готовят национальные блюда. А во время празднования проводят традиционные соревнования и игры: конные бега и скачки, хакасскую борьбу (курес), поднятие камня, чехарду, армрестлинг.

Еще один важный праздник хакасского народа — Чыл Пазы или Новый год. Он отмечается в день весеннего равноденствия. Встреча нового года весной связана с древними представлениями о цикличности времени, согласно которым год «рождается», «живет» и «умирает» вместе со сменой сезонов. Во время празднования нового года хакасы провожают старое солнце и приветствуют новое. Чтобы новый год был хорошим, нужно совершить обряд подвязывания чалама (ленточек). Черные чалама символизируют неприятности прошедшего года, а повязав цветные, можно загадать желания на будущий год.

Мария Хитаришвили

Проект "Лица Петербурга" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Шаман

Определение шамана: кто такой шаман? Шаман — это духовный человек развивающий свои силы через шаманизм. Учения связанные с шаманизмом, вероятно являются одними из древнейших учений человека, его истоки относятся к каменному веку.

Термин «шаман» происходит от санскритского слова «сраман», означающего труженик.

Шаман и индейские верования

Шаманизм — это не религия, а мировозрение основанное на убеждении, что физическая природа может быть поставлена ​​под контроль человека в лице шамана. Считается, что шаман имеет духовную связь со всеми элементами природы.

Шаманизм смешивается с другими убеждениями, такими как Анимизм, Тотемизм, Ритуализм. Но это осталось в прошлом. Сегодня шаманизм другой, он свободен от традиций и прошлых ошибок. Традиции сдерживали правильное развитие шаманизма и шаманов. Слепо идти за традициями это и была главная ошибка шаманов прошлого. Они уповали на чужие силы и сами оставались в недоразвитом состоянии. Это продолжалось с каменного века и до сегодняшних дней.

Роль шамана

Шаман использовал подходящие слова, предметы и ритуалы, чтобы защитить людей от злых духов. Роль Шамана могла отличаться от племени к племени, так как были разные региональные и племенные вариации убеждений и верований. Есть, однако, несколько общих ролей, разделяемых каждым Шаманом.

Шаман был целителем, коммуникатором и просветителем:

Коммуникатор: Шаман предоствлял помощь и советы членам племени
Шаман был хранителем мифов, традиций и племенной мудрости
У Шамана были способности Духовного Исцеления и способность лечить болезни — отсюда и древнее название шамана
Мистик: Шаман обладал способностью общаться с духовным миром, покидать тело и входить в сверхъестественный мир для поиска ответов

Во многих племенах, Шаман также играл роль война или военачальника.

Инструменты шамана

Состояние повышенной осознанности
Использование священных предметов
Символическая магия, заклинания, военные танцы, пляжные танцы и охотничьи танцы с использованием погремушек и барабанов
Пост и очищающие ритуалы

Медицина, тайна и шаман

Исцеляющая роль Шамана была решающая. Человек, знающий духов и сверхъестественное, был шаманом. Шаман знал слова защиты и песнопения и знал предметы, которые, если их нести, разоружили бы плохих духов и защищали их владельцев. Коренные американцы, которые потратили свои жизни, пытаясь получить такие знания, называются: медиками, медиками, тайными людьми или шаманами.

Шаманские регалии — маски, погремушки и барабаны

Шаман был снабжен целым рядом предметов, которые помогали ему общаться с духами в других мирах. Они использовали танцы, жесты и звуки в качестве символических сил Шамана, чтобы войти в духовный мир. Шаман также носил церемониальную одежду и носил священные предметы, такие как погремушки и барабаны.

Шаманы некоторых племен также использовали маски, которые как полагали, обладают духовными силами и идентифицируют их с духами в других мирах и активируют их силы.

Шаман, Церемонии и Тайные общества

Среди некоторых племен, особенно среди юго-западных индейцев, есть тайные общества, которые практикуют духовную мудрость на благо индивида или на благо всего племени. Тайные общества шаманов могут работать, чтобы вылечить болезнь у отдельных людей или работать на всё племя, чтобы бороться с недугами.

Это краткий экскурс в традиционный шаманизм, но как мы говорили ранее сегодня расцвет свободного шаманизма.

Сеансы исцеления современных шаманов .

Всё дальше по шоссе глотаю разметку осевой, выплёвываю её белым паром через выхлопную.. Всё дальше, мимо паркинга отеля, где оставлена машина, мимо бревенчатого шале, где вокруг застеклённого огня сгрудились разноцветные свитера туристов, где горячий кофе и двойной вакуум стекла за которым уютно метёт позёмка. Всё дальше ухожу с двенадцати зарядным «зауэром» флягой спирта и отключённым Linkом. Всё дальше петляет среди кривых сосен моя лыжня. Всё дальше зовёт меня Север.
Там на краю Дня и Ночи стоят силуэты чумов похожих на часы, в которых время-песок иссякло. Стойбище. Сюда, далеко-далеко так и не добрались охотники за душами. Черепа мессий, разбитые медвежьей лапой, аккуратно обглоданные песцами, белеют меж кочек усыпанных жёлтой и сладкой, как мёд, морошкой. Здесь живут люди Севера, суровые оленеводы, охотники, рыбаки. Им не нужен чужой бог, они верят только в собственные силы.

Чуть поодаль отдельным зубцом возвышается чум. У входа сидит человек одетый в пыжиковую парку, обшитую множеством мулек, амулетов вырезанных из кости. Человек улыбчив, цепко кривоног, аскетично жилист. Продублённая ветром и морозом лицо покрыто маской топлёного жира. Из под лакированной чёрной чёлки, подстриженной в кружок темнеют непроницаемые глаза Азии. Это местный шаман Толик.
Если соскоблить нерпичий макияж с его щёк и приодеть в костюм от Брукса за пару косарей, то его врядли отличишь от биржевого трейдера. Оба держат форму, с той разницей, что последний бегает по утрам в Централ парк NY и поспевает повсюду, а первый курит трубку и никуда не спешит. В отличие от вудуиста с Пятой авеню, извлекающего золотишко из пустоты для того чтобы ездить на «корвете» последней модели, наш заклинатель моет его на галечных перекатах, чтобы купить табак и порох в фактории. Но об этом: Тсс! Молчок! Толик не служит Мамоне и не декларирует доходов. Он вообще никому не служит и ничего не декларирует. Прожжённый старатель скрывается от исполнительных листов, как ветеран СС скрывается от исполнителей Моссада. Летом он шароворит по матке-Тундре, охотится, собирает травы. Он знаком с азами фармакологии и фитотерапии. Бродяжит аж до бачки-Окияна грозно, качающего ледяные валы, на его каменных пляжах Толя стреляет котиков, занесённых в Красную книгу. Шаман не умеет читать, но зато разбирается в психоделиках и галлюциногенах. Зимой, слушая Кобейна из старенького МР3, улетает в грибном трансе. Белой Совой настигает «семьсот сорок седьмые» следующие рейсом Tokyo-Paris. Заглядывает в иллюминаторы, ухает филином и хохочет. Пугая пассажиров косматой головой, порождает интернет-сенсации.
Но если кто-то заболел или, скажем, не ловиться песец стойбищане идут к Анатолию, чтобы тот по своему селектору связался с духами и попросил помощи. Шаман принимает подношения и важно кивает головой больному: Не ссы! Всё будет ОК. Легко вскочив на тренированные ноги, он поднимает палец для усиления кульминации и неожиданно ударяет в бубен: Шоу-тайм!!
Начинает тихо кружиться вокруг костра и собственной оси.
--Э-хея-я..э-хэйя – на-нара-на-на..
Позвякивает колокольцами глухо стонет бубен. Шаманья душа заполняет его, вибрирует натянутой кожей медвежьего пузыря и ускоряет темп. Всё кружится каруселью вокруг костра. Стены иглу сливаются, исчезают. Кругом только ночное небо со шлейфами магнитных бурь. Шаман, получив пинок центробежной силы, разбегается и летит над тундрой. Он сзывает души предков. Те, побросав свои загробные дела, собираются над родным стойбищем. И Толик, рухнув на ягель, впадает в транс. От кружения и грибов в ушах шамана раздаются голоса. Они наперебой стараются что-то сказать. Может какие акции скоро пойдут вниз, а какие подскочат? Может приказывают возобновить охоту на китов? Но скорее всего советуют прекратить заниматься ху*нёй и беспокоить их понапрасну. Толик не знает, что именно звучит в его голове и языком выталкивает первобытное, нечленораздельное. От этого зрелища и резонанса низких частот зрители приходят в ужас.
Иногда направленное пси-поле помогает больному и Анатолий в почёте, уважаем, сыто отрыгивает подношения, иногда остаётся на бобах. Соседи ругают его последними словами и могут побить. На севере народ прямой, неиспорченный манерами.
===
Утром я встаю и одеваюсь. Иду в ванную комнату чистить зубы. Умывшись, одеваю цепочку с амулетом. Совершаю селф-камлание и что-нибудь прошу у третьего лица. Осенившись жестом, смотрю в зеркало и задаю себе вопрос. Единственный вопрос и он всегда один и тот-же: Чем я отличаюсь от первобытного дикаря? Дипломом, кучей чужих мыслей, считанных в мою голову из книг? И получаю ответ. Единственный и он всегда один и тот-же.